Истоки зарождения кодекса чести в россии. Алексей викторович востриков книга о русской дуэли Представления о военной и гражданской службе как основной источник моделей поведения дворянства

Вокруг русских дворян сложился образ, что они все сплошь честные, благородные, тонко чувствующие и в то же время мужественные. Наверняка и среди них встречались люди с недостатками и слабостями, но все же подавляющее большинство действительно были почти мифическими созданиями, для которых честь и манеры являлись жизненно важными.

Стиль жизни, манера поведения и даже внешний облик юных княжон и графов — результат особого воспитания, ориентированного на идеал. Но как бывает с идеалами, четких предписаний, как их достичь, не существует. И все-таки мы попытались охарактеризовать наиболее важные принципы дворянского воспитания. Если их применять в разумных мерах, можно вырастить современного князя Болконского.

Чувство собственного достоинства

Маленьким дворянам с самого детства внушали, что «кому многое дано, с того много и спросится». Следовательно, родился дворянином — изволь соответствовать: быть храбрым, честным, образованным — и не для того, чтобы достичь славы и богатства, а потому что ты обязан быть именно таким.

Отсюда же вытекает и концепт «дворянской чести»: согласно тогдашним представлениям, «честь» не дает человеку никаких привилегий, а напротив, делает его более уязвимым, чем другие. Нарушить данное слово — значило раз и навсегда погубить свою репутацию. Известны случаи, когда человек, признавая свою непоправимую вину, давал честное слово застрелиться — и выполнял обещание.

Храбрость

Трусость плохо сочетается с благородными порывами, потому у дворян особое внимание уделялось храбрости и считалось, что ее можно и необходимо тренировать путем волевых усилий и тренировок. Причем касалось это не только юношей, которые служили в армии и на флоте, выполняя трудные задания и тем самым заслуживая уважение, но и барышень.

Княжна Екатерина Мещерская вспоминала, что, будучи девочкой, боялась грозы, а старший брат втащил ее на подоконник раскрытого окна и подставил под ливень. От страха Катя потеряла сознание, а когда пришла в себя, брат вытирал ее мокрое лицо и приговаривал: «Ну, отвечай: будешь еще трусить и бояться грозы?»

Физическая сила и ловкость

Быть храбрым и при этом тщедушным не получится, поэтому от дворян требовалась соответствующая физическая подготовка. Например, в Царскосельском лицее, где учился Пушкин, каждый день выделялось время для «гимнастических упражнений»: лицеисты обучались верховой езде, фехтованию, плаванию и гребле. При этом нужно учитывать, что лицей был привилегированным учебным заведением, готовившим, по замыслу, государственных деятелей. В военных училищах требования к воспитанникам были несравненно более строгими.

Демонстрация физической выносливости была особым шиком, тем более что хорошей физической подготовки требовали «модные» развлечения: охота и верховая езда. Добавим, что каждый мужчина должен был быть готов выйти на дуэль.

Самообладание

Воистину аристократическое качество, которое всегда выделяло это сословие. Там, где простой мужик обложит всех «по матушке», настоящий дворянин и бровью не поведет и с одинаковой сдержанностью отреагирует как на хорошие, так и на плохие новости. Его с детства тренировали принимать удары судьбы мужественно, с достоинством, ни в коем случае не падая духом. Жалобы, слезы, лишние сантименты — это за рамками этикета. Настоящий дворянин не мог позволить себе малодушия.

Можно, конечно, обвинить аристократов в фальши и лицемерии, но по большому счету они правы. Во-первых, никому нет дела до ваших бед и не стоит их навязывать окружающим. Во-вторых, сберегая истинные эмоции в секрете, вы защищаете свой внутренний мир от интриг.

Забота о внешнем виде

«Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей…». Автора этих строчек вы, конечно, знаете. Дворянские дети обязаны были выглядеть хорошо, но не для того, чтобы продемонстрировать свой достаток, а из уважения к окружающим!

«Истинно расположенный к людям человек не станет оскорблять чувства ближних ни чрезмерной небрежностью в одежде, ни излишней щеголеватостью», — писал граф Честерфилд.

Культ прекрасного, царивший среди дворян, требовал полированных ногтей, уложенных волос и изысканных, но простых на вид одежд. Достаточно вспомнить туалеты Анны Карениной: «Анна переоделась в очень простое батистовое платье. Долли внимательно осмотрела это простое платье. Она знала, что значит и за какие деньги приобретается эта простота».

Умение «нравиться»

В отличие от современной тенденции «любите меня таким, какой я есть», дворяне искренне старались понравиться всем — и не из соображений подхалимства, а из этикета. Вести себя следовало так, чтобы делать свое общество как можно более приятным для окружающих. И в этом есть свой резон: в конце концов, быть приятным в обществе — хороший способ сделать пребывание в нем приятным для самого себя.

Умение нравиться было целой наукой и начиналось с простейших формулировок: «Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе»,

И до более сложных указаний: «Постарайся распознать в каждом его достоинства и его слабости и воздай должное первому, и даже больше — второму».

«Сколь бы пустой и легкомысленной ни была та или иная компания, коль скоро ты находишься в ней, не показывай людям своим невниманием к ним, что ты считаешь их пустыми».

Разве не полезный навык, который и репутацию укрепляет, и нервы бережет?

Скромность

Под скромностью подразумевалась не зажатость или стеснительность (с ней как раз боролись, вежливый человек не должен был скрывать свои манеры), а сдержанное отношение к своей персоне.

Считалось, что нельзя встревать в беседы со своими комментариями или советами. «Носи свою ученость, как носят часы, — во внутреннем кармане. Если тебя спросят, который час — ответь, но не возвещай время ежечасно, и когда тебя никто не спрашивает, ты ведь не ночной сторож» («Письма к сыну» граф Честерфилд).

Или еще один прекрасный пример, который стоит взять на вооружение и в наши дни: «Говори часто, но никогда не говори долго — пусть даже сказанное тобою не понравится, ты по крайней мере не утомишь своих слушателей».

Уместная, вежливая речь

Все мы знаем, что французский язык в России был языком общения знати, но и русским они владели не хуже. Касательно речи было два негласных правила. Первое — настоящий аристократ мог наговорить гадостей и оскорблений другому аристократу, но только если они обличены в безукоризненно вежливую форму. Это требовало особого искусства владения языком, знания всех принятых клише светской речи, обязательных вежливых формул.

Второе — речь дворянина должна быть уместной, и если он оказывался среди крестьян на базаре, то и там должен был быть «своим». Хотя это не означало, что ему позволено скатываться до хамства и вульгаризмов, но простодушные шутки вполне допускались.

“СОММЕ IL FAUT» OU «JE NE SAIS QUOI»

С французского — это «так как надо” или “я не знаю что».

Пытаясь определить, что есть истинная воспитанность, британский граф Честерфилд сравнивал ее с некой невидимой линией, переступая которую человек делается нестерпимо церемонным, а не достигая ее — развязным или неловким. Тонкость состоит в том, что воспитанный человек знает, когда следует пренебречь правилами этикета, чтобы соблюсти хороший тон.

Особенное неуловимое обаяние и притягательность дворян передавалось «из рук в руки» и во многом заключалось в благородной простоте и непринужденности поведения.

Обучить неуловимому «комильфо» практически невозможно, но его можно впитать, читая литературу. Например, книгу Ольги Муравьевой «Как воспитать дворянина», которая легла в основу этой статьи. В книге вы сможете почерпнуть больше примеров аристократического поведения, но и не забывайте о прекрасной русской классике.

Подготовила Элина ЧУЯНОВА.

На следующей странице:

Честь - общеславянское. Образовано от чьсти, чьту - "почитать, читать, считать". Форма чьсти восходит к *čьt-ti, в которой сочетание tt в результате диссимиляции изменилось в ст, и далее к *kьt-ti, родственного лит. skaitýti - "читать", др.-инд. citti- - "мысль". Та же основа выступает в читать, чтить, считать, чёт (четное число).

То, что мы сегодня называем честью - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть и т.п. - в древности имело сугубо материальное основание - богатство, имущество, скот. Боги наделяли человекабогатством и одновременно - уважением, почитанием окружающих. Имущество честного человека можно было сосчитать. Одновременно имущество было своего рода открытой книгой, в которой были "записаны" славные дела земледельца, воина, пирата, вора; имущество было "книгой", которую можно было прочитать.

"Рабство у греков во многом было ритуальным, а не каким-нибудь чисто экономическим институтом. Скорее уж символическим институтом, хотя бы в том смысле, что для греков оно проводило границу между готовностью человека в любой момент положить жизнь за свое достоинство и отсутствием этого, но тогда человек - раб. Гераклит говорил: "Война (Полемос) - отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других - людьми, одних творит рабами, других - свободными"(В 29). А мир есть постоянная война. То есть, даже в пустяках существует постоянное решение вопроса - готов ли я умереть за свою свободу. Это очень простая вещь и заметна даже в любой уличной драке или по тому, что происходило в концентрационных лагерях, где политические заключенные или духовные люди сталкивались с уголовниками. Уголовники отступали только в одном случае: когда они чувствовали, что из-за пустяка человек был готов положить жизнь. А положить жизнь действительно трудно, потому что вроде бы речь идет о пустяке: ну дали тебе пощечину. Какое, кажется, это имеет значение по сравнению с той книгой, которую ты можешь написать завтра или послезавтра. Но ведь нужно, чтобы эти "завтра" или "послезавтра" у тебя были.[...] Например, один из стоиков говорит (потом это повторит Плотин), что злые царствуют в силу трусости своих подданных, и это справедливо, а не наоборот. То есть, если ты добр, справедлив и хорош, если ты так о себе думаешь, то сумей отстоять себя в драке" 1 .

"В России дворянское понятие о чести и о бесчестии во внятном обличии появилось в послепетровские времена. Честь времен местничества вырастала из сознания незыблемости места рода и человека в государственной структуре. Боярину или дворянину допетровских времен в голову не приходило смывать оскорбление кровью на поединке или просто демонстрацией своей готовности убить или умереть ради чистоты репутации. В этом не было нужды. Государство регулировало отношения между подданными. И не потому, что оно было сильнее и зорче, чем после Петра. Наоборот. А потому, что благородные подданные больше доверяли государству и традиции и меньше связывали понятие чести со своей личностью. Если одному боярину за обиду выдавали другого головой - он считал себя удовлетворенным, хотя его заслуги в происходящем не было никакой. Все делала упорядоченность представлений о сословной ценности рода и человека. И потому в Уложении царя Алексея Михайловича вообще не упоминалось наказание за дуэль, а провозглашалось нечто иное: "А буде кто при царском величестве выймет на кого саблю или иное какое оружие и тем оружием кого ранит, и от той раны тот, кого он ранит, умрет, или в те же поры он кого до смерти убьет, и того убийца за то убийство самого казнити смертию. А хотя буде тот, кого тот убийца ранит, и не умрет, и того убийца по тому же казнити смертию".

Тут главное - обнажение оружия в присутствии государя, то есть более важен факт оскорбления величества насилием в его присутствии, чем факт схватки и ее результат. И речь идет здесь отнюдь не о дуэлях в точном смысле слова, а о любом вооруженном инциденте в соответствующей обстановке.

Петр мечтал о невозможном: о самостоятельных, инициативных людях - гордых и свободных в деловой сфере и одновременно - рабах в сфере общественной. Но ощущать личную ответственность за судьбу государства и быть при этом его рабом - немыслимо. В умах и душах русских дворян многие десятилетия шла борьба двух этих взаимоисключающих начал. Эта борьба привела к образованию внутренне свободного дворянского меньшинства. Появление дуэлей в России было неотъемлемой частью бурного процесса образования дворянского авангарда.

Право на поединок, которое, несмотря на жестокое давление власти, отстаивало послепетровское дворянство, становилось сильным знаком независимости от деспотического государства. Самодержавие принципиально претендовало на право контролировать все сферы существования подданных, распоряжаться их жизнью и смертью. Дворянин, оставляя де-факто за собой право на дуэль, резко ограничивал влияние государства на свою жизнь. Право дуэли создавало сферу, в которой были равны все благородные, вне зависимости от знатности, богатства, служебного положения. Кроме, разве что, высших служебных степеней и членов императорской фамилии. Хотя в декабристские времена и это оказалось небезусловно.

Право на поединок стало для русского дворянина свидетельством его человеческого раскрепощения. Право на поединок стало правом самому решать - пускай ценой жизни - свою судьбу. Право на поединок стало мерилом не биологической, но общественной ценности личности. Оказалось, что для нового типа дворянина самоуважение важнее жизни.

Но именно самоуважение вовсе и не нужно было государству. Самоуважение несовместимо с самоощущением раба. Проницательный Петр понял и предусмотрел возможность появления дуэлей и их реальный смысл. "Патент о поединках и начинании ссор" в "Уставе воинском" появился раньше, чем поединки успели сколько-нибудь распространиться в России. Петр явно ориентировался на германское антидуэльное законодательство. В конце XVII в. в Германии был издан имперский закон, грозивший дуэлянтам смертью через повешенье с конфискацие имущества. Во Франции дуэль была объявлена оскорблением величества. В Уставе Петра сказано: "Если случится, что двое на назначенное место выедут, и один против другого шпаги обнажат, то Мы повелеваем таковых, хотя никто из оных уязвлен или умерщвлен не будет, без всякой милости, такожде и секундантов или свидетелей, на которых докажут, смертию казнить и оных пожитки описать... Ежели же биться начнут, и в том бою убиты и ранены будут, то как живые, так и мертвые повешены да будут". С течением времени эти положения Устава еще более ужесточаться (что свидетельствует о малоэффективности запрета на поединок): теперь повешение грозило уже только за вызов на дуэль; если же поединок состоялся, дуэлянтов должны были повесить за ноги.

[...] Право на дуэль, вопреки мнению Екатерины II, в конечном счете оказалось отнюдь не слепым подражанием Европе, а потребностью общественного самоутверждения, средством защиты своей личности от всеобъемлющих претензий деспотического государства. [...] Для человека дворянского авангарда ценность собственной личности была связана с сознанием ответственности за судьбу страны и государства. Человек дворянского авангарда защищал не только и не столько свое самолюбие, сколько свое достоинство человека определенной позиции. Он осознавал себя защитником и средоточием идеи независимости. Недаром в "Медном всаднике" Пушкин поставил рядом "независимость и честь" 2 .

Во время гражданской войны, отец сестры моей матери, И.П.Антропов, был награжден орденом Красной Звезды фактически за дуэль. Часть, которой он командовал, должна была занять городок. Силы его соединения и соединения оборонявшего городок белых были примерно одинаковыми, и чтобы не положить в бою своих людей, два командира решили дело дуэлью. Белые отошли.

1. Мамардашвили М. Лекции по античной философии. М., 1997, с.294-5
2. Гордин Я. Право на поединок. Л., 1989, с.262-268

Дворянство n В эпоху феодализма возникла настоятельная необходимость создания четкой и обязательной для выполнения системы законов, регулирующих отношения между вассалом (феодалом) и его сюзереном (крупным феодалом). Так возник класс дворянства, главной обязанностью которого была безоговорочная защита своего сюзерена и его интересов, как правило, с оружием в руках. С тех пор дворянин - это обязательно воин, нередко военачальник.

Вассал получал от сюзерена в пожизненное владение землю и другие материальные блага, а также определённое количество душ. n Потом произошел переход к праву наследственного владения, и дворянское сословие значительно укрепило свою роль в обществе. Старший сын отца-дворянина получал в наследство владения отца, а его младший сын был обязан становиться военным. Поэтому, пока дворянство существовало, оно было военным сословием. n

n Родовое дворянство - унаследованное от предков вместе с родовым имением. В среде родовых дворян, особо выделялись столбовые дворяне - могущие доказать свое дворянство на протяжении более, чем 100 лет (например, Еропкины, Скрябины, Сергеевы и некоторые другие).

n Жалованное дворянство - дворянство, присвоенное указом за выдающиеся заслуги или по итогам длительной беспорочной службы. Жалованное дворянство может быть наследственное или пожизненное. Наследственное передается детям жалованного дворянина, а пожизненное дается лично и не переходит детям.

n В России дворянство чаще всего жаловалось вышедшим на пенсию военным, как поощрение. n Титулованное дворянство – дворяне, имеющие ТИТУЛ: князь, граф, барон… n Нетитулованное дворянство - дворяне, не имеющие таких родовых титулов. Нетитулованных дворян было больше, чем титулованных.

Дворянство в России возникло в XII веке как низшая часть военно-служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина. n Слово «дворянин» буквально означает «человек с княжеского двора» или «придворный» . Дворяне брались на службу князем для выполнения различных административных, судебных и иных поручений. n

n Аристокра тия (греч. ἀριστεύς «знатнейший, благороднейшего происхождения» и κράτος, «власть, государство, могущество») - форма государственного правления, при которой власть принадлежит знати.

n В основании аристократии лежит идея, что государством должны управлять только избранные, лучшие умы. Но на деле вопрос об этом избранничестве находит различное разрешение; в одних аристократиях определяющим началом является знатность происхождения, в других воинская доблесть, высшее умственное развитие, религиозное или нравственное превосходство, наконец, также размеры и род имущества. Впрочем, в большинстве аристократий несколько этих факторов, или все они вместе соединяются для определения права на государственную власть.

Дворяне считали самих себя лучшими людьми государства. Были у них такие основания или нет, но они об этом говорили. А. С. Пушкин полагал, что смысл дворянства именно в этом: быть самыми совершенными, самыми образованными и самыми приличными людьми в России. n Для того им и дают привилегии, отделяющие от простолюдинов, имения, дающие им возможность жить, не беспокоясь о куске хлеба. n

Дворянский кодекс чести n Дворянин не мог сделать много такого, что прощалось простолюдину, но не прощалось ему. Потому что дворянин. Потому что на то и даны чины, имения и привилегии.

n Важным для понимания нравственных принципов дворянства являются представления о чести, доблести, патриотизме, достоинстве, верности. n В 1783 году впервые была опубликована книга австрийского педагога И. Фельбигера «О должностях человека и гражданина» , переведённая с немецкого языка и отредактированная при участии императрицы.

n Состоящая из многочисленных правил поведения и советов по ведению хозяйства, она стала своего рода энциклопедией нравов и жизненных установок, и использовалась как учебное пособие для народных училищ. Она призывала молодых дворян бояться подлости, т. е. неблаговидных поступков и непристойных дел, которые приводят к потере чести.

Реализация новой цели дворянского воспитания в России в 30 -е годы XVIII столетия была взята под жёсткий государственный контроль. n Новые государственные учебные заведения, прежде всего кадетские корпуса и институты благородных девиц были закрытыми. Родители подписывали специальное «объявление» , в котором заявляли, что передают своего ребёнка для воспитания и обучения на 15 -летний срок и не станут требовать их возвращения или кратковременного отпуска (вспомните Царскосельский Лицей). n

n В 12 -15 лет кадетам предписывалось «делать прилежно опыты склонностям питомцам» , дабы узнать, кто к какому званию способнее, к воинскому или гражданскому» . В 15 -18 лет преподавателям надлежало «подавать примеры чести и тех мыслей, кои к добродетели ведут…» и разделить кадетов на тех, кто в воинское и гражданское звание идёт» , предоставив им возможность изменить своё решение в любой момент; а в 18 -21 год – помочь зрело осуществить выбор места службы Отечеству.

n Также в 1779 году при Московском Университете был открыт Благородный пансион – закрытое мужское учебное заведение, объединявшие гимназические и университетские классы. Здесь сословные ценности служения и верности Государству, новый идеал аристократа находились на первом плане.

n Новым для России в этот период было изменение отношения к образованию женщин. Институты и пансионы для благородных девиц пользовались популярностью. n Благородная скромность в поведении, благоразумие, доброта, трудолюбие и домовитость, знание иностранных языков, любовь к книге и прочие светские «добродетели» составляли образ идеальной дворянки.

n Всё содержание образования в женских пансионах и институтах было ориентировано на воспитание этих качеств. Начала наук, включая иностранные языки, начатки математики и естествознания, архитектуры, ознакомление с геральдикой, рукоделие, закон Божий и «правила светского обхождения и учтивости» были призваны обеспечить девушкам необходимый для общения в своём социальном кругу необходимый интеллектуальный уровень.

n Закрытые женские учебные заведения имели жёсткий внутренний распорядок и режим. Воспитанницы находились под постоянным наблюдением надзирательниц и воспитательниц, на которых возлагалась обязанность быть «ежечасным примером» для них. n Целью женского дворянского образования не была подготовка к какой-либо службе, а воспитание идеальной жены дворянина.

n Изменение в быту и культуре подчёркивали выделение дворянства в привилегированное сословие. Достижения культуры стали одной из дворянских сословных привилегий, что определило дворянство как основной объект носителя культурных традиций.

n Поведение дворян к XVIII веку изменилось. Появились новые нравственные позиции, среди них самоуважение, основанное на внутреннем достоинстве и чести, обходительность, благодарность, благопристойность, уважение к женщине. n «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. …Главная цель всех знаний человеческих – благонравие» , - писал В. О. Ключевский, цитируя Д. И. Фонвизина.

В то же время в основном сохранились нравственные истоки поведения, выработанные прежними веками, такие, как почитание Бога, уважение, скромность, почтение к возрасту, родовитости, социальному положению. n Формировавшийся в России этикет играл в развитии Российского государства немаловажную роль. Этикетные правила отражали потребности общества в продуманном и учтивом поведении его членов, имевшем в своей основе нравственную оценку и эстетическую красоту совершавшихся поступков и действий. n

n Поведение стали рассматривать в теснейшей связи с нравственными позициями, как внешнее проявление внутреннего содержания личности. Перед дворянином ставились задачи самопознания, т. е. исследование своих достоинств и недостатков, самосовершенствование в соответствии с требованиями совести, создания своей личности.

n Насколько человек глубок, настолько он личность. Всегда и во всём внутри должно быть больше, чем снаружи» . «Никогда не терять уважения к себе. И наедине не будь в споре с собою. Да будет твоя совесть мерилом твоей правоты и строгость собственного приговора важнее чужих мнений. »

Давая практические советы по самосовершенствованию, нравоучительная литература рекомендовала «властвовать собой» , «сдерживать эмоции, как можно меньше говорить о себе с другими, так как хвалить себя «суета, а хулить низкость и порок» . n Став личностью, человек мог строить отношения с другими «с чувством своего достоинства, но без всякой надменности, свойственной только низким душам» , - писал Н. Карамзин. n

n Ряд принципов поведения был обязателен для всех и для каждого: «Будь благочестив, добросердечен, воздержан, добронравен и учтив» . n Учтивость понималась как главная черта культуры. Это такое поведение, в котором отражается стремление нравиться окружающим, благопристойность.

n Литература того времени просто и доходчиво внушала основные принципы учтивости: отсутствие грубых манер, неестественности в одежде, словах и поступках, а также желание всем угодить и быть приятным в общении. Следовало к каждому относиться по его достоинству, но ко всем учтиво: без притворства демонстрировать вышестоящим своё почтение и послушание, нижестоящим – благосклонное к ним расположение.

n Формировались такие нравственные и эстетические принципы общения, как обходительность и услужливость, благодеяние и благодарность, откровенность и искренность, красота манер, движений и поступков.

Недавно старейший российский научно-популярный и страноведческий журнал «Вокруг света » (выпускающийся с 1861 года.) опубликовал на своих страницах любопытный материал: «Кодексы чести в Российской империи».

Мы уже рассматривали историю « » — ее зарождение и популярность, подробно разбирали причины дуэли Пушкина и детали ее проведения — условия, место, время, последствия, .., но как зарождался настоящий дуэльный бум в Российской империи с его правилами и «кодексом чести», — об этом мы еще не рассказывали. Исправляемся!

Сделав замечание незнакомцу за разговор во время спектакля, современный человек может не опасаться за свою жизнь. А в XIX веке Александр Пушкин пришел с секундантами к другому дворянину именно по этому поводу.

Дуэли в России поначалу долго не приживались - в XVII веке их затевали одни только иностранцы на русской службе; зато в XIX столетии начался настоящий дуэльный бум. При этом единый общепринятый кодекс так и не появился. Возможно, потому что никто не хотел привлечь внимание властей как автор обстоятельной инструкции по совершению уголовного преступления, каковым со времен Петра I считались дуэли. Так что поединщики с помощью секундантов обговаривали и прописывали правила, по которым собирались биться или стреляться, ориентируясь на сложившиеся традиции и прецеденты, советы опытных дуэлянтов и зарубежные кодексы.

В 1894 году Александр III приказом, озаглавленным «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде», фактически узаконил дуэли как способ решения вопросов чести для военных и поставил поединки под контроль офицерских судов.

С этих пор появилось несколько отечественных дуэльных кодексов: графа Василия Дурасова (1908), Алексея Суворина (1913), генерал-майора Иосифа Микулина (1912) и другие. Но все они расходились в деталях между собой и с существовавшей практикой.

Участники

До конца XIX века дуэлянт, несомненно, дворянин. «Я русский дворянин, Пушкин; это засвидетельствуют мои спутники, и потому вам не стыдно иметь будет со мною дело» - так отрекомендовался поэт некоему майору Денисевичу, чтобы вызвать его на поединок.

Цель любой дуэли - не что иное, как возмещение ущерба, нанесенного чести, а честь - прерогатива благородного сословия. К XX столетию сословные границы размываются и на обладание честью, а следовательно, и на ее защиту, претендуют и недворяне.

«При вызове дворянина разночинцем первый обязан отклонить вызов и предоставить последнему право искать удовлетворения судебным порядком», - предписывает кодекс Дурасова. Однако состоявшаяся в год его публикации дуэль между дворянином депутатом-черносотенцем Николаем Марковым и разночинцем депутатом-кадетом Осипом Пергаментом никому не казалась нарушением обычая.


Дуэль Изабеллы де Карацци с Диамброй де Поттинеллой. Хусепе де Рибера. 1636 год

Дуэлянт должен быть физически годным к поединку: душевно здоровым, способным держать оружие и сражаться. Теоретически - старше 18 лет, моложе 60. И, разумеется, дуэлянт был мужчиной . Дамские дуэли случались на Западе, но в России не прижились. Когда кавалерист-девица Надежда Дурова была на дуэли секундантом, ее сослуживцы не знали, что корнет Александров - женщина, и никакого противоречия с дуэльными традициями не увидели.

Неспособный самостоятельно защитить свою честь человек был вправе выставить замену. Это мог быть родственник, за неимением таковых - давний и близкий друг. За честь женщины также имел право участвовать в поединке мужчина, при котором ее оскорбили. Не приветствовалось, когда друг против друга выходили близкие родственники, начальник и подчиненный, кредитор и должник.

Повод

Повод для дуэли, в сущности, всегда один - оскорбление чести. Однако основания для взаимных оскорблений у дуэлянтов бывали самые разные. «Много ли мы видели поединков за правое дело? А то все за актрис, за карты, за коней или за порцию мороженого», - констатировал персонаж повести «Испытание», написанной в 1830 году Александром Бестужевым-Марлинским.

Вызов можно было получить в театре за комментарии по поводу игры актеров, в гостях за пересказанную сплетню, на улице за неверно понятый жест.
Источник: cyrillitsa.ru

Зимой 1822 года у Пушкина потребовал сатисфакции подполковник Сергей Старов из-за музыки на публичном балу. Поэт велел оркестру играть мазурку, перебив заказанную подчиненным Старова кадриль, и подполковник счел это оскорбительным для всего полка. Дуэль состоялась, оба промахнулись.

В конфликте нередко была замешана дама. В сентябре 1825 года общество взбудоражила дуэль между придворным, флигель-адъютантом Владимиром Новосильцевым, и бедным дворянином, поручиком Константином Черновым. Флигель — адъютант официально обручился с сестрой поручика, но из-за неодобрения матери, считавшей невесту недостаточно знатной, под разными предлогами откладывал свадьбу. В конце концов ущерб, нанесенный чести всей семьи Черновых, стало возможно возместить только кровопролитием. Дуэлянты смертельно ранили друг друга. Похороны поручика превратились, по выражению культуролога Юрия Лотмана, в «первую в России уличную манифестацию». Собравшаяся толпа негодовала против социального неравенства - внутри благородного сословия.

Поединки непосредственно по политическим мотивам в Российской империи до начала XX века были редки. Зато с учреждением Государственной думы парламентские дебаты не раз давали повод для вызова. Так, дуэлью в 1909 году закончился конфликт двух депутатов-однопартийцев - Александра Гучкова и графа Алексея Уварова. Гучков легко ранил противника, граф выстрелил в воздух. Когда в следующем году Гучкова избрали председателем Госдумы, ему пришлось на время сложить полномочия, чтобы по приговору суда отбыть в крепости наказание за этот поединок.

Отказ в сатисфакции без извинений за оскорбление и без уважительной причины оставлял пятно на репутации обеих сторон. Бывало, что человек, чей вызов отклонили, решался на покушение или суицид, чтобы восстановить честь.

Уклонившийся от дуэли терял право в дальнейшем отстаивать свое доброе имя на поединках. Кодексы начала XX века предписывали поступившему так офицеру немедленно выйти в отставку как недостойному службы. На практике люди довольно часто находили способ избежать кровопролития, нередко конфликты заканчивались примирением сторон уже после вызова.

Оружие

Русские дуэлянты обычно выбирали для решения вопросов чести один из трех видов оружия: шпаги, сабли или пистолеты. С XVIII века европейские мастера производили специальное парное оружие для дуэлей: шансы поединщиков должны быть равными.

На шпагах или саблях сражались, по предварительной договоренности, либо не сходя с места, либо передвигаясь по отведенной для поединка площадке. Фехтовать рекомендовалось с обнаженным торсом или в одной рубашке, чтобы плотная одежда не мешала дуэлянту и не давала ему дополнительной защиты. Однако в России предпочитали стреляться. С одной стороны, при стрельбе разница в подготовке не так влияла на результат, как в фехтовании, поэтому, кстати, дуэль на пистолетах охотно выбирали штатские. С другой - поединок на огнестрельном оружии имел больше шансов на смертельный исход: опаснее значило почетнее.


Юмор: Дуэль (Поручик Ржевский стреляется из за Наташи а скотина Безухов из за дерева) Фото: AST

Поединки на пистолетах бывали разными - дуэлянты стреляли по очереди или одновременно по команде, стоя на месте или двигаясь по направлению друг к другу. Иногда между ними обозначали так называемый барьер - метки, ограничивающие минимальное расстояние, на которое противники могут приблизиться друг к другу, обычно от 8 до 20 шагов. В другом варианте дуэлянты шли друг к другу не по направлению к барьеру, а вдоль размеченных секундантами параллельных линий. На выстрел, в зависимости от правил поединка, давалось от трех секунд до минуты. Тому, кто разряжал пистолет первым, запрещалось стрелять в воздух.

Особо отчаянные стрелялись практически в упор - с трех шагов через платок, который они держали между собой левыми руками. Так, с трех шагов в 1824 году Рылеев выяснял отношения на пистолетах с любовником сестры, князем Константином Шаховским. Первая пуля легко ранила Рылеева. Дважды пули противников попадали в оружие, и секунданты остановили дуэль.

Был еще способ стреляться по сигналу, стоя вдвоем в свежей могиле.

Некоторые поединщики мерились хладнокровием и без оружия. К так называемой «американской дуэли» прибегли в 1861 году, заспорив о властных полномочиях, варшавский генерал-губернатор Александр Герштенцвейг и наместник царства Польского Карл Ламберт. Сановники тянули жребий: посредник протягивал им два конца носового платка. Герштенцвейг, взявшийся за тот, на котором был завязан узел, по условиям поединка застрелился.

Секунданты

После того как вызов сделан и принят, все переговоры об условиях дуэли должны были вести не поединщики, а их секунданты (которых могло быть от одного до трех). Брать в секунданты слугу считалось неуважением к противнику: секундант должен быть ровней. Если секундантам не удавалось примирить противников, они обговаривали все нюансы поединка и права участников, выбирали и размечали место для дуэли, приглашали врача. От этих людей зависело очень многое, недаром дуэльный теоретик начала XX века Брюно де Лабори писал: «Убивают не пистолетные пули и не острие шпаги, а плохие секунданты» .


Дуэль, Лиссабон Португалия, 14 июля 1908

Еще до начала дуэли секунданты следили, чтобы все делалось по правилам. Важно было не опаздывать. По кодексам, если один из противников заставлял себя ждать более 15 минут, другой имел право покинуть место дуэли и объявить опоздавшего уклонившимся от поединка.

Русский литературовед Лотман подсчитал, что Онегин в романе Пушкина прибыл на дуэль с Ленским примерно на два часа позже условленного времени. Такая небрежность, по мнению исследователя, свидетельствует, что автор хотел сделать героя убийцей поневоле.

А добросовестный секундант на месте Зарецкого, отмечал Лотман, был обязан использовать нарушение регламента как шанс для отмены дуэли и примирения сторон. Впрочем, на практике пунктуальностью нередко пренебрегали. Когда в 1909 году два поэта, Максимилиан Волошин и Николай Гумилев, условились стреляться из-за поэтессы Елизаветы Дмитриевой, они оба опоздали почти на час, но дуэль тем не менее состоялась.

Тема поединков чести раскрыта в фильме «Дуэлянт», историческом триллере с элементами мистики, который вышел в широкий российский прокат 29 сентября 2016 года. Режиссер картины Алексей Мизгирев, в главной роли Петр Федоров. Действие фильма происходит в Петербурге в 1860 году. Главный герой, отставной офицер, зарабатывает на жизнь тем, что выходит на поединки вместо других людей. В реальности дуэльные традиции, правда, оставляли очень мало возможностей заменить участника поединка посторонним человеком: если вызванный доказывал свою недееспособность, принято было, чтобы его честь защищал родственник или близкий друг. Но герой картины способен удивить зрителя - по сценарию, он не совсем обычный человек.

Перед тем как расставить противников по исходным позициям секунданты осматривали их оружие и одежду; затем давали сигналы к бою, следили за временем и за соблюдением правил. Заметив нарушение, они были обязаны остановить поединок. Секунданты объявляли об окончании дуэли, фиксировали ее результат в протоколе, увозили раненых.

Ввязавшись в конфликт, секунданты могли вступить в схватку между собой. В такой, «четверной», дуэли довелось участвовать Александру Грибоедову, причем сам он невольно стал виновником раздора.

Будущий автор комедии «Горе от ума» дружил с балериной Авдотьей Истоминой. Когда она поссорилась с возлюбленным, Василием Шереметевым, Грибоедов увез девушку к приятелю, графу Завадовскому, у которого тогда жил. Шереметев из ревности вызвал Завадовского на дуэль, причем с условием, что секунданты, Грибоедов и его тезка Якубович, будущий декабрист, тоже должны стреляться. В 1817 году на окраине Петербурга состоялся первый поединок, и Шереметев был смертельно ранен. Якубовича отправили из столицы служить на Кавказ. Когда осенью 1818 года Грибоедов был проездом в Тифлисе, Якубович разыскал его, и поединок состоялся. Писатель промахнулся, противник прострелил ему ладонь. 11 лет спустя в Тегеране, когда персидские религиозные фанатики вырезали российскую дипмиссию, тело возглавлявшего ее Грибоедова опознали среди убитых по искалеченной на той дуэли руке.

После революции с благородным сословием и его обычаями было покончено, и дуэлям не осталось места в новом Советском государстве. Но память о дуэльных традициях порой оживала. В 1940-е годы сын двух поэтов Лев Гумилев в пылу яростного спора на тему религии вызвал на дуэль писателя Сергея Снегова. Поединок не состоялся потому, что в Норильском исправительно-трудовом лагере ГУЛАГа, где находились спорщики, невозможно было достать подходящее оружие.

Необычные дуэли

Ню . Британский врач Хамфри Ховарт был убежден, что попавшие в организм с пулей частицы одежды неизбежно вызовут воспаление. В 1806 году он явился на дуэль обнаженным. Его противник лорд Бэрримор счел ситуацию нелепой и отменил поединок.

Воздушные шары . В 1808 году дуэлянты де Гранпре и Ле Пике, соперничавшие за благосклонность артистки Парижской оперы, стрелялись, поднявшись вместе с секундантами в небо на двух воздушных шарах. Гранпре попал в шар соперника, и Пике с секундантом разбились.

Барабаны . Ударник группы Red Hot Chili Peppers Чад Смит и актер Уилл Феррелл поразительно похожи друг на друга. В 2014 году музыкант в шутку заявил двойнику, что на самом деле сильно отличается от него, превосходя красотой и талантом. Слово за слово дело дошло до вызова на дуэль… на барабанах. Звезды, одетые одинаково, устроили битву барабанщиков в ночном телешоу Джимми Фэллона. Ведущий объявил победителем Феррелла.

Не только поэты на дуэли рисковали жизнью и…

…композитор . Поединок Георга Фридриха Генделя с коллегой Иоганном Маттесоном больше напоминал драку, чем дуэль. В 1704 году в финале оперы Маттесона «Клеопатра» два композитора не поделили место за клавесином. Они выхватили шпаги и затеяли потасовку у здания театра. Поединок прекратился, когда оружие Маттесона сломалось о пуговицу на кафтане Генделя.

…художник . В 1870 году писатель Эдмон Дюранти резко раскритиковал картины друга, Эдуара Мане. Художник был всерьез задет и вызвал Дюранти на дуэль, дав ему публично, в кафе, пощечину. Бились на шпагах, причем с таким остервенением, что оружие погнулось. Мане легко ранил противника, после чего люди искусства помирились и дружба продолжилась. Секундантом Мане был писатель Эмиль Золя.

…диктатор . В 1921 году социалист Этторе Чиккотти вызвал на поединок опытного дуэлянта Бенито Муссолини, за то что тот назвал его в газете «самым презренным из людей, заражавших собой общественную жизнь Италии». Политики заперлись в здании и выясняли отношения на шпагах, пока у Чиккотти не стало плохо с сердцем.

…балетмейстер . В 1958 году близ Парижа скрестили шпаги 52-летний хореограф Серж Лифарь, уроженец Киева, и 72-летний балетный импресарио чилийского происхождения маркиз Жорж де Куэвас. К дуэли привел конфликт из-за изменений, которые Куэвас внес в хореографию Лифаря в балете «Черное и белое». Поединок закончился на седьмой минуте, когда балетмейстер был легко ранен в руку. Дуэлянты помирились.

ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ

ТЕМЫ…1. Называться человеком легко, быть человеком труднее. 2. Чем похожи слова «честь», «честность», «чистота»? 3. Почему честь ценилась во все времена? 3. Уместно ли говорить о чести и совести в наше время? 4. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?

АФОРИЗМЫ

Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать. (Конфуций) Когда виновный признает свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать, - свою честь (Виктор Гюго) Кто теряет честь, сверх того уже ничего потерять не может. (Публилий Сир) Честь похожа на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает её блеска и отнимает у неё всю её цену. (Пьер Бошен) Торгуя честью, не разбогатеешь. (Ф.М.Достоевский) Честного человека можно подвергнуть преследованию, но не обесчестить. (Ф.Вольтер) Честь может быть потеряна только однажды. (Э.М.Капиев) .П.Чехов)

ЧЕСТЬ СинонимыНезапятнанная репутация, справедливость, благородство души, честное имя, достоинство, верность, чистая совесть … Тезисы 1.В том, что человек изменяет самому себе, теряет лицо, становится равнодушным и бесчестным, виноват только он сам. 2.В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям и с уважением к порядочным, берегущим свою «честь смолоду». 3.На войне, в отличие мирного времени, все чувства обострены, в том числе и чувство собственного достоинства, чувство патриотизма, чувство товарищества. Если кто-то становился предателем, то прощения такому человеку не было. 4.Государственные служащие, наделённые властью, как никто другой, должны соблюдать кодекс чести. Увы, порой этого не происходит. Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет личность в выборе поступка, это ситуация, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять удар на себя или смалодушничать и пойти против совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей, возможно, смерти. Выбор у человека есть всегда, и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки даются его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни». Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так велико значение великой русской классической литературы, являющейся нравственным фундаментом для многих поколений людей.
ТЕМА ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ АРГУМЕНТЫ
Верна ли русская пословица: «Береги честь смолоду»? Пословица «Береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолеть суровые жизненные испытания. 1.А.С.Пушкин «Капитанская дочка» 2.В.Г.Распутин «Уроки французского» 3. В.Астафьев «Конь с розовой гривой» 4.Б. Железников. «Чучело»
Честь нельзя отнять, её можно потерять. (А.П.Чехов) В жизни всякое может случиться: болезнь, смерть близких, потеря работы, неверность друзей... Но человек в любой жизненной ситуации должен сохранить своё лицо, не потерять честь, не уронить своё достоинство. 1. Д.С.Лихачёв«Письма о добром и прекрасном». Письмо 10. «Честь истинная и ложная» 2.Гринев и Швабрин (А.С.Пушкин «Капитанская дочка») 3. Д.Лихачев. Статья «И пробил час»
Чем похожи слова «честь», «честность», «чистота»? Слова «честность», «честь» очень похожи на слово «чистота». Не случайно честным человеком называют того, кто не «запачкал» себя ложью, притворством, трусостью. О таком человеке говорят: у него незапятнанная репутация. 1.Алёна Дмитревна, жена купца Калашникова. (М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова...»). 2.Маша Миронова (А.С.Пушкин «Капитанская дочка») 3.Иешуа (М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»)
Может ли человек прожить жизнь, не испытав мук совести? Людей идеальных, к сожалению, нет на свете, поэтому все мы в той или иной мере совершаем поступки, за которые бывает стыдно. Главное – понимать, что совершил что-то недостойное и постараться исправить его. 1.Петруша Гринев (эпизод игры в бильярд с Зуриным) (роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка») 2.М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита

Кодекс дворянской чести на страницах литературных произведений

Готовность платить жизнью за неприкосновенность своего личного достоинства предполагала острое осознание этого достоинства. А.С. Пушкин , «невольник чести», защищая честь своей жены и свою честь, вызвал на дуэль Дантеса, который сомнительным поведением мог опорочить имя четы Пушкиных. Поэт не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестию ценою собственной жизни. М.Ю. Лермонтов тоже пал жертвой бесчестных и злобных завистников.

Герой повести А.С. Пушкина «Выстрел» Сильвио , «первый буян по армии», ищет предлога для драки, чтобы утвердить свое первенство в гусарском полку. Его цель не убить, а доказать, что он сильный и может властвовать над людьми. Он болен самовлюбленностью и эгоизмом. Оставив за собой выстрел, герой не стал убивать графа, а удовлетворился тем, что заставил его трепетать. Вопрос о чести, как понимает читатель, даже не стоит – храбрость героя вызывает также сомнение.

Часто дуэли возникали по малейшему поводу. Из-за необоснованной ревности Ленский вызывает на дуэль своего друга Онегина .

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин убивает на дуэли Грушницкого, вступившись за честь оклеветанной дамы. Трусость и малодушие Грушницкого нашли выражение в его бесчестном поведении по отношению к княжне Мери и к товарищу, которому он завидовал.

Заслуживает внимания и дуэль Пьера Безухова с Долоховым в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» . Пьер искренне доверял старому другу, ввел в свой дом, помог с деньгами, а Долохов опозорил его имя. Герой вступился за свою честь. Но, понимая, что глупая, «фальшивая» Элен не заслуживает того, чтобы из-за неё произошло убийство, готов раскаяться не из страха, а потому, что уверен в виновности жены.