Экс-губернатор Брянской области Юрий Лодкин: «Я два года судился с Ельциным. Юрий лодкин Лодкин юрий евгеньевич биография

Дорогие читатели! «Комсомольская правда» в Брянске » открывает новую рубрику «Герои вчерашних дней». Ее герои - брянцы, бывшие на слуху в 90-х и «нулевых», которые остались в народной памяти, хотя и исчезли с горизонта.

Первым героем новой рубрики стал губернатор Брянской области Юрий Лодкин . В этом году он отпраздновал 80 летний юбилей. Трижды его избирали главой региона: в 1993-м, 1996-м и 2000-м. Корреспондент «Комсомолки» выяснил, как складывался путь Юрия Евгеньевича в политике, и чем он занимается на пенсии.

Не пустили на центральное телевидение

Большинство брянцев знает Юрия Лодкина, как губернатора. Но начинал он как журналист. Работал в дятьковской районной газете. Его острые репортажи и аналитические очерки заметили в главном областном СМИ.

В советское время все журналисты районок мечтали публиковаться в «Брянском рабочем», - говорит Юрий Евгеньевич. – И вдруг меня взяли туда собкором. А через несколько месяцев предложили стать собкором всесоюзного радио и центрального телевидения. Для утверждения обязательно нужно было одобрение местного партийного руководства. Я уже собрал чемодан, когда сообщили, что мою кандидатуру отклонили, не дали рекомендацию. Оказывается, первый секретарь Брянского обкома КПСС Иван Коновалов , когда узнал, что я еду в столицу, сказал: «Лодкина на всесоюзное радио и центральное телевидение? По его статьям сняли первого секретаря Дятьковского горкома партии и председателя гоисполкома. Если он попадет в Москву , готовьтесь, что он начнет снимать нас!»

Босиком в школу

Смелость напрямую разговаривать с руководством у Юрия Лодкина воспитали с детства.

В четыре года попал в фашистский концлагерь и провел там в полтора года. Отец умер, когда мне было восемь лет, а младшему брату – всего три недели. Мама, чтобы мы всегда были у нее «на глазах», стала уборщицей, хотя была прекрасным мастером алмазной огранки. И я ей помогал, особенно зимой, когда в ее организации нужно было топить 16 печей. Я связывал веревкой дрова и затаскивал их на четвертый этаж. Это во многом объясняет, с какой страстью я взялся за газификацию Брянщины. Мы жили очень скромно. Помню, в четвертом классе на линейку Первого сентября все мои одноклассники пришли в новых туфлях, а я босиком. Мне нечего было обуть. А когда пришел домой, на столе стояли новые брезентовые ботинки. Как я тогда обрадовался!

Первым заговорил о Чернобыле

После успешной карьеры в журналистике Юрий Лодкин решил сменить профессию.

Работая корреспондентом, я первым поднял «чернобыльскую» тему, - рассказывает Юрий Лодкин. - Но руководство страны на это не отреагировало. Я понял: если народные депутаты не поднимут вопрос о судьбе русской чернобыльской зоны, дело с мертвой точки не сдвинется. Решил пойти в народные депутаты, рассказать об этой беде всей стране и добиться принятия закона о ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС . На выборах депутатов за меня проголосовало 72% избирателей. Закон приняли, но плохо выполняли. Вся загвоздка была в местных властях. Тогда я решил идти на губернаторские выборы в 1993 году.

Незаконно сняли с должности

Через пять месяцев после победы на своих первых губернаторских выборах, осенью 93-го, Юрия Лодкина отстранили от должности. Он отказался подчиняться указу президента №1400. Этим документом был распущен Съезд народных депутатов и Верховный Совет. Позже Конституционный суд признал указ незаконным…

После этого я два года судился с Ельциным , - говорит Юрий Евгеньевич. – Это был беспрецедентный случай в российской политике. Меня уговаривали отступить, предлагали должность замминистра или консула в любой западной стране. Я отказался. По поручению президента со мной вел переговоры Виктор Черномырдин . Он говорил: «Будешь судиться, мы тебя «прихлопнем». Я сказал: «Попробуйте». Позже на одном из праздников у монумента Дружбы в Климовском районе Виктор Черномырдин сказал мне: «Ты правильно тогда сделал, что не согласился. В верхах ведь какая тактика была: поставить человека на должность, три месяца подержать, а потом «гудбай». Ельцин так хотел поступить и с тобой…»

Газ провели за счет Татарстана

Одним из самых крупных достижений Лодкина-политика считается газификация Брянской области. До его прихода к власти в 1995 году «голубое топливо» было доступно меньше чем 20% жителей региона. А уже в 2003-м – почти 60% брянцев.

Денег на газификацию у нас не было,- рассказывает Юрий Лодкин. – Но я узнал, что Татарстан должен «Газпрому » почти три миллиарда рублей. Я предложил Рэму Вяхиреву , руководителю «Газпрома», вариант почастичной выплаты этой суммы: Татарстан на один миллиард своего долга должен был купить для Брянской области технику, трубы, предоставить рабочую силу для прокладки газопроводов. План удался. В 2000 году объемы газификации Брянщины превысили показатели за все годы советской власти.

Орден от Родины

Непростые отношения у Юрия Лодкина складывались с президентом Борисом Ельциным. В 1998 году брянского губернатора пригласили для вручения ордена Дружбы.

На вручение такой награды обычно не вызывают в Кремль, а Ельцин захотел меня увидеть, - рассказывает Юрий Евгеньевич. – Я не собирался ехать, но меня уговорили. Однопартийцы сказали, что это орден не от Ельцина, а от Родины, и я должен его принять. После вручения Борис Ельцин сказал мне: «Хорошо, что наши конфликты закончились орденом Дружбы». Я попросил слово: «Я благодарен за орден. Но буду просить еще об одной награде. Не для себя, а для детей «чернобыльской зоны». Нужно реанимировать программу «Дети Чернобыля». А для этого президент должен взять над ней персональное шефство». «Так тому и быть», - сказал Борис Ельцин.

На третий срок не пустили

Юрий Лодкин трижды выдвигал свою кандидатуру на выборах губернатора Брянской области. Была и четвертая попытка в 2004 году. Но накануне дня голосования суд отстранил его.

Несмотря на опровержение, суд меня не оправдал. Позже я узнал, что заместитель председателя Верховного суда по просьбе своей жены, которая сидела за одной партой с супругой экс-депутата облдумы Михаила Подобедова, дал команду: Лодкина на выборы не пускать… Даже сейчас многие говорят, если бы я выставил свою кандидатуру на выборах главы региона в 2015 году, большинство мне было гарантировано. Но я Александра Богомаза знаю давно и не хотел его подводить.

Полвека в КПРФ

В свою бытность губернатором Юрий Лодкин был одним из немногих глав регионов, которые принадлежали к КПРФ . Около года назад он покинул партию.

Мой «стаж» в КПРФ – полвека. Но я написал большое заявление с объяснениями о том, что не считаю возможным пребывать в рядах партии, когда ее руководителем является Степан Панасов. Потому что наше бюро обкома и Панасов превратились в «похоронное бюро КПРФ». В свое время он сделал все возможное, чтобы я не был депутатом Брянской областной Думы. Потом выяснилось, что поступил он так по просьбе Николая Денина. За «помощь» ему пообещали пост первого заместителя председателя облдумы. Как только Панасов свою часть сделки выполнил, его «кинули».


Из политика в писатели

Самым трудным, по словам Юрия Лодкина, во время его руководства областью было отсутствие денег:

Из федерального центра спускали крохи. Мы выяснили, что еще при советской власти при распределении трансфертов для регионов допустили ошибку. Тогда мои подчиненные разработали новую систему начисления трансфертов для всей страны. И с ней я вышел в Совет Федерации. С трудом, но мы ее «продавили». Тогда транши из федерального бюджета для нас увеличили в два раза. Эта система действует до сих пор.

После завершения политической карьеры Юрий Лодкин стал писателем.

Я написал 15 книг, в планах – еще три. Но с декабря, когда ушла из жизни моя супруга Евгения, я не написал ни одной строчки. Надеюсь, летом смогу вернуться к творчеству.

Самая большая проблема - промышленность

Несмотря на то, что больше десяти лет Юрий Лодкин занимается только литературным трудом, он пристально следит за политической и экономической ситуации в регионе.

Сейчас самая большая проблема Брянщины – промышленность, - говорит Юрий Евгеньевич. - Для развития сельского хозяйства у нас есть Богомаз. А вот промышленность нужно спасать – перепрофилировать производство. И за каждым предприятием закрепить заместителя губернатора, чтобы была личная ответственность. Губернатор должен знать немного обо всем. А его заместители – много о немногом. Я набирал себе в команду людей, которые ярко профессионально проявили себя в той или иной сфере. Такой команды, как у меня, не было ни у одного последующего губернатора. И, я думаю, долго еще не будет.

Дорогие читатели! А о какой интересной фигуре прошедших дней вы бы хотели вспомнить-почитать? Пишите об этом в комментариях или присылайте варианты на нашу электронную почту kpbryansk@ mail. ru.

Следите за новостями Брянска в

Фирма "Фиеста" появилась в Брянске в 1995 году. Первоначально это был просто оптовый склад в центре города, в подвале местного кинотеатра "Октябрь". Цены на продукцию (в основном это был алкоголь) были на порядок ниже, чем на других складах. Одним из первых "Фиеста" додумалась продавать продукцию в розницу по оптовым ценам. Потом предприятие расширилось. На окраине Брянска находятся огромные совсем незадействованные базы. Фирма арендовала одну из них и начала наращивать объемы. Дешевизна алкоголя, агрессивная реклама- "Фиеста" быстро "побила" конкурентов, открыв еще несколько складов в разных частях города и области.

В это время на алкогольном рынке Брянской области царила полная неразбериха. Местный "Брянскспиртпром" благополучно дошел до банкротства - его продукция была вполовину дороже замечательной Осетинской водке, которую завозили в область все кому не лень. Обильно плодились подпольные цеха. На совещании в администрации один из чиновников озвучил страшные цифры, что 60 процентов продаваемой водки - голимый фальсификат, с которого в бюджет не попадает ни копейки. Надо сказать, что "Фиеста" тогда была самым крупным поставщиком водки в область. Администрация, введением всяческих пошлин, пыталась ограничить ввоз дешевой водки в область, но "Осетинской" (технический спирт плюс вода) меньше не становилось. Зато рос товарооборот "Фиесты". Чуть позже брянцы познакомились и с ее хозяином - бывшим военным, а потом замдиректора районной киносети Александром Саловым.

Часть вторая: встреча

В конце 1996 года в области развернулась нешуточная борьба за власть. Основных претендентов было двое - коммунист Лодкин и ставленник Президента - Семернев. Лодкину решительно не хватало денег. Тогда к кандидату пришли гонцы из "Фиесты" и предложили следующее: "Юрий Евгеньевич, мы тебе даем денег - много, но и ты нас не забудь. Как станешь губернатором, мы к тебе еще наведаемся". Лодкин стал губернатором. А через некоторое время директор "Фиесты" Александр Салов уже баллотируется в областную Думу по одному из городских округов, активно поддерживаемый местными коммунистами. Сам легендарный Брянский депутат Госдумы коммунист Василий Шандыбин тогда заявил в местной газете, что ручается всем сердцем за таких людей как Александр Салов. Правда с выборами получилась промашка. На участке Салова пришло голосовать слишком мало избирателей и директор "Фиесты" в облДуму не попал.

Часть третья: это не просто дружба

В декабре 1997 года с подачи губернатора Юрия Лодкина Областная Дума (ее большинство - члены КПРФ) принимает закон "О временном регулировании реализации алкогольной продукции...".

Теперь оптовой поставкой любого алкоголя в область могут заниматься только аккредитованные для этого фирмы. Аккредитацию может дать только специальная комиссия областной администрации. Условия аккредитации очень жесткие - фирма должна уже проработать на алкогольном рынке не менее двух лет, иметь складские помещения не меньше определенной площади и т.д. Аккредитованная фирма имеет право наклеивать на алкоголь новую специальную марку (спиртное без этой марки подлежит уничтожению). И теперь все (!) магазины обязаны приобретать спиртное только у нее. Из всех действующих на алкогольном рынке фирм под эти условия попадает только... "Фиеста".

Однако тут происходит скандал. Директор брянской фирмы ТОО ТСХ "Наш мир" Николай Виткевич (его фирма до этого тоже занималась оптовыми поставками алкоголя) отказался убирать с прилавков своих магазинов водку без новой марки. Собрав журналистов, он заявил, что Постановление "принято в интересах лиц крайне дружественных местной власти". Вечером того же дня в магазин приехали дюжие ребята в кожаных куртках и приказали убрать с витрин "неправильную" водку. Директор магазина отказался. Ребята уехали, но через два часа опять вернулись, но уже с невысоким человеком в спортивном костюме (очевидно, его забрали прямо из дома). В этом человеке сотрудники магазина с удивлением узнали...губернатора Юрия Лодкина. Он стал кричать, что всех тут закует в наручники и отдаст под суд, если директор магазина не подчинится. Описавшая эту сцену брянская газета "Добрый День" - она принадлежала фирме "Втормет", директор которой Руденок был одним из кандидатов в губернаторы - была вскоре закрыта, а на "Втормет" обрушились налоговые репрессии после которых предприятие уже не оправилось.

Попытались "рыпнуться" и другие брянские фирмы, но уже цивилизованно побороться с "Фиестой" за право оптовой торговли алкоголем. Невероятным трудом аккредитацию удалось получить фирме "Брянскмолсервис" (совместное торговой предприятие местного Молочного комбината (БМК) и московской фирмы), возглавляемой молодым удачливым бизнесменом Крамышевым. С подачи губернатора через областную прессу была организована травля на "Молсервис" и Молочный Комбинат. Потом директора БМК Коробко вызвал к себе лично губернатор и потребовал сменить руководство "Молсервиса". Коробко не посмел ослушаться. Крамышева тут же убрали, а "Молсервис" добровольно отказался от оптовой торговли алкоголем. Для создания видимости конкуренции на алкогольном рынке для оптовой торговли все же были аккредитованы несколько фирм. Но большинство из них, почему-то, даже имея лицензию, не захотела заниматься таким прибыльным бизнесом как алкогольный, а у остальных объем реализации был незначительным (например, "Фиеста" официально реализовывала 2 млн. литров алкоголя, а ее ближайший конкурент- фирма "БОР" только 165 тысяч). Небольшой "кусочек" оставили для фирмы "Госкон"- ее руководитель бывший советник Лодкина Игорь Иванов (он славен тем, что любит называться родственником губернатора, хотя таковым не является) в свое время сделал немало, чтобы "протолкнуть" водочный закон через Думу.

Часть четвертая: пламенная страсть

Для "Фиесты" и губернатора области наступили золотые времена. Александр Салов спешно достраивал в пригороде Брянска свой шикарный дом (два бассейна, личное казино, мраморные камины и т.п.). Помимо торговлей алкоголем "Фиеста" развивала бизнес в самом Центре Брянска на площади Ленина (тут же находится и областная администрация) был куплен крупнейший в городе магазин "Изумруд", а также аптека и продуктовый магазин. На деньги "Фиесты" была основана первая в городе брянская FM - радиостанция "Чистые Ключи" (круглые сутки она передавала рекламу предприятий "Фиесты", а также прославляла "финансовый гений" бизнесмена Салова и "мудрый государственный ум" губернатора Лодкина). Одна из брянских газет потом опубликовала фотографию той поры: Италия, губернатор Лодкин в окружении молодых талантливых брянских бизнесменов в обнимку с Александром Саловым. Лодкин и Салов появляются вместе на городских мероприятиях, устраиваемых "Фиестой" (типа презентации радиостанции "ЧК"). Правда, когда один из фоторепортеров местной газеты попытался запечатлеть, как Лодкин чокается с Саловым на фуршете, охрана губернатора отняла его фотоаппарат и засветила пленку.

Бывали, правда, и досадные накладки. Вот сотрудница областной налоговой полиции Татьяна Дементьева обнаружила глупую принципиальность - пришла с проверкой на "Фиесту" и потребовала показать финансовые документы, а еще заподозрила, что марки на предъявленной ей продукции - фальшивые. Салов тут же при Дементьевой позвонил губернатору и мерзавку поставили на место. А чтобы впредь было неповадно - выгнали из налоговой и завели уголовное дело о взятке. Дементьева просидела в тюрьме три месяца.

А еще местная демократическая газета "Брянское Время" взяла и опубликовало письмо, пришедшее в администрацию из Калуги. Местный ОБЭБ просил провести проверку "Фиесты"- поставленной этой фирмой в Калугу вино оказалось поддельным. С газетой поступили просто - сотрудники "Фиесты" обзвонили всех рекламодателей "БВ" и по-хорошему попросили больше рекламу "мерзкой газетенке" не давать. Еще "Чистые Ключи" в ежедневной передаче рассказывали о лживости и продажности газеты. Плюс подконтрольная губернатору пресса помогла. А чтобы жизнь малиной совсем не казалась в помещении, где располагается редакция - отрубили свет (несколько номеров "БВ" выпускало на частной квартире). А еще в "Сбербанк", где у газеты счет позвонили из областной администрации и попросили информировать обо всех, кто перечисляет деньги на счет газеты.

Часть пятая: охлаждение и развод

Но, как говориться, революция должна неизбежно пожирать своих детей. Надвигались выборы в Госдуму (декабрь 1999 года). Александр Салов возглавил местное отделение "Отечества". Вначале все шло хорошо. Губернаторские газеты вещали, что Лодкин поддерживает Салова в его стремлении во власть. Пожалуй, Салов и сам уверовал, что теперь ему все по плечу. Был достигнут договор, что если Президентом становится Лужков, то Салов назначается брянским губернатором. Салов выдвигается кандидатом в Думу от Брянского одномандатного округа, где его основными соперниками становятся лысый коммунист Василий Шандыбин и жена Собчака - Нарусова. На избирательную компанию выбрасываются огромные деньги. Весь город оклеен плакатами, на которых Салов радостно пожимает руки то Лужкову, то Примакову. Реклама идет во всех брянских СМИ. "Фиеста" даже учреждает под выборы свою собственную газету "Чистые Ключи" и ведет переговоры о покупке местного телеканала. Осмелевшие магнат дает команду подконтрольным СМИ обрушиться на коммуниста Василия Шандыбина (грубо обыгрываются внешний вид и мыслительные способности последнего).

Тут прозвучал первый звоночек - облизбирком отказывается регистрировать Салова: на подписных листах (их должен заверить кандидат) не саловская подпись. Салов в шоке, он лепечет что-то об автомобильной аварии, исказившей его подчерк, потом, раздосадованный, прямо на заседании избиркома угрожает расправиться с одним из членов комиссии ("слишком много улыбается"). Потом решает внести вместо подписей залог, но уже поздно. Только подключив мощные рычаги влияния Салову удается выиграть областной суд и заставить избирком зарегистрировать себя кандидатом. Но тут его ждет еще один удар - пожарные опечатывают помещение радиостанции "Чистые Ключи". Оно находится в квартире жилого дома, что, по мнению пожарных, нарушает правила (хотя целый год пожарные претензий к "ЧК" не имели). После страшного скандала радиостанции разрешают продолжить вещание, но составляют список мероприятий, которые она должна выполнить (при невыполнении хотя бы одного "ЧК" будут закрыты навсегда).

А теперь следует удар ниже пояса - комиссия лишает "Фиесту" права заниматься оптовой торговлей алкоголем из-за многочисленных нарушений. Место "Фиесты" на алкогольном рынке заняло предприятие "Пищевик", возглавляемое тещей личного охранника Лодкина Антошина (парень сразу купил себе три машины).

На выборах в Думу Салов с треском провалился - он набрал менее процента голосов (победителем стал Василий Шандыбин). "Отечество" также не преодолело в области 5-процентный барьер. "Фиеста" пыталась обратиться в арбитражный суд, но он оставил решение аккредитационной комиссии в силе. Отчаявшийся Салов в куче с "Отечеством" присоединился к Брянскому штабу по поддержке Владимира Путина на должность Президента РФ. А радио "Чистые Ключи" стало вести активную антилодкинскую рекламу. В результате Брянская область стала одной из четырех в России, где Путин не победил на выборах (местные политологи одной из причин считают именно участие Салова в поддержке Путина), а радиостанция "Чистые Ключи" замолчала на три дня. Официально из-за технических проблем. А так директора "ЧК" вызвал начальник передающего Центра и предупредили "еще несколько таких нападок на губернатора и аппаратура сломается навсегда". На новогоднем закрытом балу (туда были приглашены руководители всех уровней, силовики, "красные" директора и руководители и т.п.) один из тостов был за губернатора Лодкина, который мудро избавился от "водочной" мафии и укрепил позиции КПРФ.

Юрий Лодкин готовится к очередным губернаторским выборам, а также присматривает себе место в Российско-белорусском парламенте". А фирма "Фиеста" недавно приступила к выпуску минеральной воды "Чистые ключи".

Лодкин, Юрий Евгеньевич

Глава администрации (губернатор) Брянской области; родился 26 марта 1938 г. в г. Дятьково Брянской области; в 1958 г. окончил Дятьковский индустриальный техникум по специальности "технолог стекла", в 1972 г. - ВПШ при ЦК КПСС по специальности "журналистика"; трудовую деятельность начал в 1958 г. начальником смены на Слободском стекольном заводе (Кировская область); работал наладчиком, старшим техником-технологом на Дятьковском хрустальном заводе; в 1963 г. был избран секретарем горкома ВЛКСМ г. Дятьково, а затем перешел на работу в Дятьковский горком КПСС инструктором; 1967-1970 - заместитель редактора городской газеты "Пламя труда"; 1970-1983 - корреспондент, заведующий отделом областной газеты "Брянский рабочий"; 1983-1987 - заведующий сектором печати, помощник первого секретаря Брянского обкома КПСС; 1987-1993 - собственный корреспондент ТАСС по Брянской области; в 1990 г. был избран народным депутатом РСФСР; в апреле-сентябре 1993 г. - глава администрации Брянской области, в сентябре 1993 г. был отстранен Президентом РФ от исполнения служебных обязанностей; в декабре 1993 г. был избран депутатом Совета Федерации Федерального Собрания РФ первого созыва, был членом Комитета по делам Содружества Независимых Государств (1994-1995); 1995-1996 - депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго созыва, был членом фракции КПРФ, членом Комитета по делам ветеранов, членом комиссии Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ по социальной политике и правам человека; на выборах 8 декабря 1996 г., поддерживаемый движением "Патриотическая Брянщина", был вновь избран главой администрации Брянской области; по должности входил в состав Совета Федерации Федерального Собрания РФ, являлся председателем Комитета по делам СНГ, в июле 1998 г. был утвержден представителем Совета Федерации в состав депутации Федерального Собрания РФ в Парламентском Собрании Союза Беларуси и России в качестве руководителя; 10 декабря 2000 г. на очередных губернаторских выборах вновь одержал победу, получив 29,39% голосов избирателей, участвовавших в голосовании (победитель определялся по простому большинству голосов); в январе 2001 г. передал полномочия члена Совета Федерации вновь назначенному представителю в Совете Федерации от администрации области в соответствии с новым порядком формирования верхней палаты российского парламента; в мае 2001 г. был назначен членом Государственной комиссии по химическому разоружению; член Союза журналистов, член Союза писателей; автор книг "Хрустальная радуга", "Хрустальные грани", "Витые кружева", ряда сборников авторских коллективов; лауреат премии Брянского комсомола за книгу "Хрустальная радуга" (1972); награжден орденом Дружбы (1998), медалями; женат, имеет дочь; увлечения: водные виды спорта, историческая и документальная литература.

В 1989 г., только через три года после аварии на Чернобыльской АЭС, работая собственным корреспондентом ТАСС по Брянской области, Ю. Лодкин смог наконец преодолеть цензурные препоны и впервые рассказал в печати о страшной трагедии южных районов области, которые пострадали от этой катастрофы больше, чем Украина и Белоруссия. Во время конфликта между Президентом Ельциным и Парламентом не подчинился президентскому указу о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, выехал в Москву для участия в Х съезде народных депутатов, за что был отстранен от обязанностей главы областной администрации. В декабре 1996 г. пополнил ряды представителей народно-патриотических сил, победивших на региональных выборах. После своего избрания губернатором заявил: "Хотел бы, чтобы в оценках новоизбранных глав администраций избегали цветовой гаммы. Какой бы губернатор не был - ярко-красный, бледно-розовый или зеленый, - за ним сотни тысяч избирателей, которых, как говорится, надо накормить и обогреть. За мной - полтора миллиона брянцев и огромная "чернобыльская" зона. Осознавая это, я вынужден наступать на горло собственным политическим пристрастиям и амбициям. Я член КПРФ и не думаю выходить из рядов партии, которая привела меня к этой должности. Но в программе КПРФ как реальность зафиксировано существование многоукладной экономики, частной собственности, и в этих рамках мне предстоит действовать. Меня называют "ортодоксальным коммунистом". Но моя ортодоксальность сегодня в том, что остаюсь страстным сторонником социальной справедливости и торжества принципа "каждому по труду". Сотрудничаю с представителями самых разных партий и движений Брянщины для решения конкретных экономических задач. И должен уметь со своими нуждами дойти до кабинетов и министра финансов А. Лившица, и главы администрации президента А. Чубайса".


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Юрий Евгеньевич Лодкин родился 26 марта 1938 года в городе Дятъково. Во время Великой Отечествен-ной войны вместе с матерью был угнан в литовский город Алитус, где находился в фашистском концентрационном лагере.

Трудовую деятельность начал после окончания в 1958 году Дятъковского индустриального техникума по специальности «технолог стекла». Работал на Слободс-ком стекольном заводе в Кировской области и на Дятьковском хрустальном заводе. В 1958-61 гг. проходил службу в рядах Советской Армии. В 1963 году избран секретарем горкома ВЛКСМ г. Дятъково, затем перешел на работу в Дятьковский горком КПСС. В 1967-70 гг. - заместитель ре-дактора газеты «Пламя труда». В 1972 году окончил отделение журналистики Выс-шей партийной школы при ЦК КПСС. В 1970-83 гг. - корреспондент, завот-делом газеты «Брянский рабочий». С 1983 по 1987 год - заведующий секто-ром печати, помощник первого секретаря Брянского обкома КПСС. С 1987 по 1993 г. — собственный корреспондент ТАСС по Брянской области.

В 1990 году был избран народным депутатом РСФСР, а в апреле 1993 года — главой администрации Брянской области. В декабре 1993 года из-бран в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В 1995-96 гг. — депутат Государственной Думы 2-го созыва, член Коми-тета по делам ветеранов, член Комиссии Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ по социальной политике и правам человека.

В 1996 - 2004 гг. - глава администрации Брянской области. По должности вошел в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва, где был заместителем председателя Комитета по делам СНГ. В июле 1998 года был утвержден представителем Совета Федерации в составе депутации Федерального Собрания РФ в Парламент-ском Собрании Союза Беларуси и России в качестве руководителя, избран заместителем председателя Парламентского Собрания.

Ю.Е. Лодкин автор книг «Душевной щедростью» (Тула, 1970), «Хрустальная радуга» (Тула, 1972, 1980), «Хрустальщики» (Тула, 1979), «Литые кружева» (Тула, 1988), «Хрустальные грани» (Тула, 1990), «Лабиринт: заметки на полях подаренных книг » (Брянск, 2008), «Русская зона Чернобыля. От государственного умолчания - к государственному забвению» (Брянск, 2009), «В потоке смутного времени: (записки первого брянского Губернатора)» (Брянск, 2011), «Брянские сказы: для детей и их родителей» (Брянск, 2012), «Анастасия» (Брянск, 2012).

Награжден орденом Дружбы (1998), двумя орденами Русской Православ-ной Церкви (1998, 2000), медалями.

Член Союза журналистов России, Союза писателей России.

Литература

  • Брянские писатели: антология. - Брянск, 2003. - С. 170-179.
  • Правда жизни и образа // Парыгин, В. Брянщина литературная / В. Парыгин. - Тула, 1985. - С. 57-61.
  • Лодкин, Ю.Е. Реализация принципа социальной справедливости - мое политическое кредо // Регион - Центр. - 2003. - №7-9. - С. 47-51.

Юрий Лодкин взлетел высоко-высоко. А начинал в Дятькове: работал в комсомоле, в рай-газете «Пламя труда», затем был собкором и завотделом «Брянского рабочего», завсектором печати обкома партии, помощником «первого», корреспондентом ТАСС. На Политолимпе он пишет законы, отчеты о загранкомандировках, статьи и даже сказы. Успел побывать губернатором Брянщины.

Выбран в Госдуму на новый Олимп,
Юдоль его - быть в эпицентре вечно.

Легко ли это? Кто найдет ответ?

Он в креслах самых импортных засвечен,

Дарами депутатства обогрет.

Красавец! Нью-Бажов!! Разоблачитель!!!

И, чтобы стал Ю. Лодкиным любой,

Неплохо бы родить «Самоучитель».

Успех у книги был бы во такой.

Юрий Евгеньевич Лодкин родился 26 марта 1938 года в городе Дятъково. Во время Великой Отечествен­ной войны вместе с матерью был угнан в литовский город Алитус, где находился в фашистском концентрационном лагере.

Трудовую деятельность начал после окончания в 1958 году Дятъковского индустриального техникума по специальности «технолог стекла». Работал на Слободс­ком стекольном заводе в Кировской области и на Дятьковском хрустальном заводе. В 1958-61 гг. проходил службу в рядах Советской Армии. В 1963 году избран секретарем горкома ВЛКСМ г. Дятъково, затем перешел на работу в Дятьковский горком КПСС. В 1967-70 гг. - заместитель ре­дактора газеты «Пламя труда». В 1972 году окончил отделение журналистики Выс­шей партийной школы при ЦК КПСС. В 1970-83 гг. - корреспондент, завот­делом газеты «Брянский рабочий». С 1983 по 1987 год - заведующий секто­ром печати, помощник первого секретаря Брянского обкома КПСС. С 1987 по 1993 г. - собственный корреспондент ТАСС по Брянской области.

В 1990 году был избран народным депутатом РСФСР, а в апреле 1993 года - главой администрации Брянской области. В декабре 1993 года из­бран в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В 1995-96 гг. - депутат Государственной Думы 2-го созыва, член Коми­тета по делам ветеранов, член Комиссии Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ по социальной политике и правам человека.

В 1996 – 2004 гг. - глава администрации Брянской области. По должности вошел в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва, где был заместителем председателя Комитета по делам СНГ. В июле 1998 года был утвержден представителем Совета Федерации в составе депутации Федерального Собрания РФ в Парламент­ском Собрании Союза Беларуси и России в качестве руководителя, избран заместителем председателя Парламентского Собрания.

Ю.Е. Лодкин автор книг «Душевной щедростью» (Тула, 1970), «Хрустальная радуга» (Тула, 1972, 1980), «Хрустальщики» (Тула, 1979), «Литые кружева» (Тула, 1988), «Хрустальные грани» (Тула, 1990), «Лабиринт» (Брянск, 2008).

Награжден орденом Дружбы (1998), двумя орденами Русской Православ­ной Церкви (1998,2000), медалями.

Член Союза журналистов России, Союза писателей России.

ТАКИЕ НАДЕЖНЫЕ СЕРДЦА

Лесовоз "Рабенау", построенный в Выборге и оснащенный Брянским дизелем, совершал свой четвертый рейс под флагом Германской Демократической Республики.

Загрузившись в Архангельске, он ходко вспарывал штормовые волны Баренцева моря. В машинном отделении на все свои 6100 лошадиных сил трудился дизель.

Вместе с немецкой командой на судне шла советская бригада гарантийного обслуживания, и в ее составе - шеф-инженер отдела внешнего монтажа производственного объединения Брянский машиностроительный завод Юрий Викторович Сипицын. Его делом, его заботой было обеспечение правильной эксплуатации судового дизеля в течение срока действия заводской гарантии. Отдыхая в каюте, Юрий Викторович даже сквозь сон слышал мерный гул работающей машины. Этот гул действовал успокаивающе. Ничто не предвещало беды. И вдруг дизель резко сбросил обороты.

«Что случилось, что случилось?..» Вскочив с койки, Юрий Викторович сразу ощутил сильный крен судна на левый борт. Он машинально оценил его величину - тринадцать-четырнадцать градусов. И сразу же рядом с этой цифрой память поставила другую, из паспортных данных двигателя: «Гарантируется работа дизеля при крене до 15 градусов. При большем срабатывает система защиты двигателя, и он отключается». Судно в этом случае становится игрушкой в руках стихии.

Юрий Викторович рванулся в машинное отделение. Ноги скользили по рифленым ступенькам крутого трапа. Взобравшись к пульту, Сипицын поднял глаза и встретился с недоумевающим и несколько растерянным взглядом моториста Андуреаса. Жестом шеф-инженер показал ему, что нужно немедленно отключить систему автоблокировки и тем самым предотвратить остановку дизеля. Подоспевший в этот миг вахтенный механик Вольганг Майнеке кивнул в знак согласия. Система защиты была отключена вовремя. Но судно продолжало ложиться на левый борт. Уже было невозможно стоять на металлическом рифленом настиле, не держась за поручни. И вдруг дизель стал давать сбои... Сипицын пробежал взглядом по приборам, вскинул голову, и неожиданно в глаза бросилась прикрепленная к корпусу двигателя литая заводская марка с тремя буквами - БМЗ.

Позже Сипицын скажет, что каждый серийный дизель, как и человек, имеет свои особенности, свой характер. И отождествление машины с живым организмом давало право шеф-инженеру сказать:

Не подведи, землячок... Это испытание твоей надежности.

А что такое надежность дизеля?-пришлось мне как-то спросить у начальника отдела внешнего монтажа дизельного производства объединения БМЗ А. А. Кашина.

Как инженер, он мог ответить сухим языком научного определения: «Это свойство изделия выполнять свои функции, сохранять эксплуатационные характеристики в заданных пределах при определенных условиях и в течение определенного времени».

Но Кашин подумал и ответил:

Надежность любой машины - это воплощение надежности придумавших и сделавших ее людей.

Мы сейчас не будем подробно говорить о резервах надежности, заложенных в конструкцию брянского дизеля его проектантами. Они есть.

Хотя бы такие: пятицилиндровый дизель может работать на трех цилиндрах, способен функционировать при отключении некоторых обеспечивающих систем...

Но представим себе, что задействованы все конструктивные резервы надежности. А двигатель все же останавливается: засорилась, к примеру, система подачи топлива. На спокойной воде такую остановку можно счесть мелочной. А если подобное случилось в жестоких штормовых условиях? Тогда «мелочь» неминуемо обернется бедой.

Слышал я и то, как бригадир сборочно-испытательного цеха дизелестроительного производства С. Ф. Красный проводил «политбеседу» с молодым слесарем:

Пойми раз и навсегда: в нашем деле нет и не может быть мелочей. Мы делаем сердца кораблей, а они, как и у людей, должны быть без порока.

Теперь-то я знаю, что в критической ситуации на «Рабенау» бригада Сергея Федоровича Красного была надежной опорой для шеф-инженера Сипицына. Она поддерживала его своей добросовестнейшим образом сделанной работой.

Дизель - это громадина высотой в трехэтажный дом,- рассуждает вслух Сергей Федорович.- В том дизеле ДБ-16, что установлен на «Рабенау», диаметр поршней 620 миллиметров, ход их - почти полтора метра. Какая, скажите, здесь нужна точность? В сотые доли миллиметра - микронная.

Мне довелось видеть, как С. Ф. Красный, его товарищи по бригаде П. Д. Грибачев, А. И. Третьяков, И. М. Власо ловят «сотки» и микроны. Им можно было бы удовлетвориться минимальными или максимальными допусками, а они, заливаясь седьмым, а может, десятым потом, ищут и находят более надежную «золотую середину».

Не этой ли придирчивостью бригады Красного к качеству своей работы объясняется то, что на протяжении ряда лет после типовых испытаний брянского дизеля межведомственная комиссия выносит заключение: «Цилиндро-поршневая группа - безукоризненна». И эти лавры безукоризненности сборщики безропотно, с полным на то основанием делят со станочниками и слесарями смежных цехов.

Но вернемся в ту штормовую ночь Баренцева моря на лесовоз «Рабенау».

Дизель судна даже на самых малых оборотах стал захлебываться. На схеме пульта тревожно замигали оранжевые и красные глазки. Сработала звуковая аварийная сигнализация. Стрелка манометра давления масла трепетно дрожала напротив цифры 0,8, отклонясь на целых «три десятки» от минимально допустимого норматива. Сипицын предположил, что при столь большом крене оголился заборник масла в цистерне и стал захватывать воздух...

Положение было критическим.

В машинное отделение спустился капитан «Рабенау» Алиберт Кох. Он сообщил, что крен превысил сорок градусов, и задал только один вопрос: «Будет ли работать дизель?» Капитан ни словом не обмолвился, что с судна непрерывно летит в эфир сигнал бедствия, что команда собралась в кают-компании, готовая в любой миг покинуть борт. Исход катастрофической ситуации теперь полностью зависел от тех, кто находился здесь, в машинном отделении. Моторист и вахтенный механик ждали, что ответит капитану советский шеф-инженер.

И Силицын ответил твердо: «Дизель будет работать».

Сказать так Юрию Викторовичу дали право те, кто подетально вынянчил на заводе машину, кто ежедневно делал и делает больше, чем предусмотрено дополнительными инструкциями, кто вкладывает в сердце кораблей частичку за частичкой свое собственное сердце.

Еще до знакомства с инженером Юрием Михайловичем Майдановым мне рассказывали о нем как о человеке, который любит ясность во всем, а что касается дела его жизни - судового дизеля,- особенно. Вот один из этих рассказов:

Плунжерные пары дизельных топливных насосов высокого давления поставляет брянцам одно из смежных предприятий. Каждая пара входным контролем проверялась на плотность, и это до поры до времени казалось достаточным. Но в процессе ходовых испытаний судов Майданов и другой инженер, Б. П. Багриевич, пришли к мнению, что необходимо расширить диапазон контроля, проверять плунжерные нары еще и на «зазор» в определенных допусках. Тем самым еще более повышалась надежность работы топливных насосов высокого давления. Мало того, инженеры путем долгих поисков нашли собственную технологию точной приработки плунжерных пар. Это был инициативный поиск, к которому брянских специалистов не обязывал ни один параграф административных приказов, ими руководило высочайшее чувство ответственности за марку своего объединения.

В том, что топливные насосы на «Рабенау» в кризисный для судна момент работали безукоризненно, была несомненна и заслуга названных инженеров.

При знакомстве с Майдановым я напомнил ему об этой истории: «Вот, мол, это своего рода образец творческой работы».

Ну, что вы,- смутился Юрий Михайлович,-это же обычное дело.

Тут же он стал рассказывать, с какой настойчивостью работают над повышением надежности дизелей инженеры Е. В. Дмитриевский, В. Н. Волков, В. А. Лобков, Ю. А. Алексеев, П. П. Прасс, В. В. Ивкин.

Ежегодно мы выполняем до 60 объемных мероприятий, направленных на совершенствование дизеля,- это уже говорил не просто инженер Майданов, а человек, которому доверено возглавить бюро надежности при главном конструкторе по дизелестроению.

Юрий Михайлович сдвинул немного в сторону лежавшую перед ним папку с документами, и я увидел под стеклом фотографию «Рабенау», почти целиком легшего на левый борт.

Недавний подарок Сипицына,- пояснил Майданов, кивнув на фотографию.

На терпящем бедствие судне после того, как шеф-инженер ответил капитану: «Дизель будет работать», прежде всего было перекачено масло из запасных емкостей в основную цистерну. На это ушло около пятнадцати минут. Маслозаборщик перестал захватывать воздух, и стрелка манометра поднялась к цифре 1,4 - номинальное давление.

Обнаружилось, что из-за чрезвычайно большого крена стало уходить топливо из цистерн дизель-генераторов. Здесь тоже прибегли к перекачке. Но подать топливо на охлаждение форсунок дизель-генераторов не удалось. По расчету Сипицына, форсунки должны были выдержать. И они выдержали. Вскоре, добившись стабильной работы дизеля на «самых малых» оборотах, его перевели на «малые».

Я не спросил тогда Сипицына, кого он имел в виду конкретно, но думаю, что в их числе был и старший мастер ОТК цеха сборки и испытания дизелей Игорь Георгиевич Куприянов. В характеристике на него мне довелось прочесть: «Человек исключительной требовательности к себе и к работникам цеха». И сказано было так не ради красного словца. Когда Куприянову предложили возглавить цеховое бюро технического контроля, он отрезал: «Я свое сегодняшнее дело люблю и знаю, а вот административных задатков у меня нет». Он действительно досконально знает свое дело. Когда речь идет о качестве продукции - бескомпромиссен, даже беспощаден.

Техника не терпит лжи,- говорит он.

И если так уж случается, накладывает вето на приемку продукции. Сколько предупреждений и запрещений подписано рукой Куприянова? Это можно подсчитать. Но, пожалуй, никто не может измерить, сколько сил тратит этот «пограничник качества», чтобы все технологические процессы точно соответствовали нормативу. Ясно, что Куприянов, и не он один из работников ОТК, тоже был на трудной вахте на «Рабенау» рядом с шеф-инженером Сипицыным.

«Рабенау», почти лежа на левом борту, малым ходом шел сквозь штормовое море к берегам Норвегии. Юрий Викторович, убедившись, что двигатель работает устойчиво, поднялся в кают-компанию. Команда встретила его улыбками, кое-кто, как ненужные вещи, сбрасывал с себя спасательные жилеты. Один из моряков, подступив вплотную к Сипицыну, совсем по-русски потрясая кулаком с отогнутым кверху большим пальцем, проговорил очень чисто: «Ваш дизель - отличный парень».

Плохих не держим,- шуткой ответил Сипицын.

И тут только Юрию Викторовичу объяснили, что произошло с судном. «Рабенау» оказался в зоне «кипящего моря», где беспорядочно бегущие волны, накладываясь друг на друга, обретают гигантскую высоту. Попав на такую волну, судно сильно накренилось, пакеты леса сместились на левый борт, из-за чего крен стал еще большим и уже постоянным.

Члены команды наперебой перечисляли шеф-инженеру названия судов, которые при значительно меньшем крене из-за остановки двигателей покорились стихии и оказались погребенными на морском дне.

Начальник ОТК дизелестроительного производства В. С. Гончаров, вспоминая этот случай, с гордостью говорил о том, что в дизельном производстве около полутора сотен рабочих метят продукцию личным клеимом, а два десятка удостоены звания отличников качества по министерству.

Но дизель - дело рук многих тысяч людей, не будем закрывать на это глаза. И среди них может найтись человек, работающий по принципу «авось сойдет». И служба ОТК со своим аппаратом не в состоянии осуществить сплошной контроль за качеством работы на всех переделах. Как же быть? Как же обеспечивается надежность?

Многое, конечно, зависит от энтузиазма, принципиальности, честности рабочих и специалистов. Многое зависит, но не все. Бракодельству, косности, рутине должна противостоять система, которая не пропустит через себя ни одной плохой детали. И такой заслон действует. Название ему КС УКП - комплексная система управления качеством продукции. Заметьте: не просто контроля, а управления. Эта система со своими незыблемыми стандартами создает условия, при которых невозможно плохо работать.

Техника требует точного, математически взвешенного подхода. Эмоциями и высокими призывами надежность дизеля не обеспечишь. А творчество, добросовестность и принципиальность - все это вписывается в рамки КС УКП - содействует бескомпромиссности.

Истоки надежности нашего дизеля здесь.

Восемь часов потребовалось «Рабенау», чтобы дойти до Норвегии. Юрий Викторович Сипицин все эти восемь часов внимательно вслушивался в гул работающего дизеля, и странное ощущение не покидало его: казалось, что сердце корабля и его собственное сердце пульсируют в одном ритме.

После сложных маневров судно встало на причал у небольшого городка Хоненсвег. На следующий день газеты на своих первых страницах поместили снимки и репортажи с крупными заголовками - «Катастрофа на «Рабенау».

Но катастрофы не случилось. Катастрофы не было.

Юрий Лодкин

"Повороты судьбы"

Так называется новая книга нашего коллеги, ветерана журналистики, первого всенародно избранного губернатора Юрия Евгеньевича Лодкина.

Книга состоит из восьмидесяти вопросов и ответов – по количеству прожитых лет. Но это не автобиография, это взгляды, сформировавшиеся за непростую жизнь, в которой были война, концлагерь, тяжелые послевоенные годы, учеба, работа… Журналист, политик, общественный деятель, Юрий Евгеньевич делится своими воспоминаниями, мыслями о нашем прошлом, настоящем и будущем. Эта книга – его завет потомкам, наказ.