Автор отмечает, что «даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица». Используя обществоведческие знания, объясните причину такого уровня безработицы среди данных категорий граждан. Назовите любые две меры для предотвращения дискриминации указанных автором категорий граждан, предусмотренные законодательством РФ.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
В широком смысле неполная занятость – это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объёме), на которую мог бы претендовать…
Циклическая безработица связана с колебанием спроса на рабочую силу. Спад – это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места на тот период, пока вновь не возрастёт спрос и не произойдёт оживление деловой активности. Сезонная безработица возникает из-за сезонных колебаний спроса на рабочую силу. Она затрагивает тех, кто занят в рыболовстве, строительстве и сельском хозяйстве. Тех, кто меняет работу, и тех, кто не занят в данный момент в связи с переходом с одного места на другое, называют функциональными (фрикционными) безработными. Функциональная (фрикционная) безработица считается хотя и неизбежным, но всё же приемлемым следствием здоровой экономики. Можно предположить, что даже при полной занятости работающие по найму будут переходить с места на место.
Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.
Безработица не просто отсутствие работы… Хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Для большинства людей работа по найму является основным, а часто и единственным средством обеспечения материальных потребностей в еде, одежде, крыше над головой. Исследования показывают: те, кто не любит свою работу, всё-таки предпочитают сохранить её даже тогда, когда предоставляется возможность жить на иные доходы. Хотя условия труда могут вызывать неблагоприятные последствия, отсутствие работы приводит к неменьшим проблемам: усиление стресса, семейные конфликты, пристрастие к алкоголю и наркотикам.
(К. Х. Брайер )
Как в тексте обозначено влияние спада на циклическую безработицу? Какие отрасли экономики, по мнению автора, затрагивает сезонная безработица? (Укажите все отрасли, упомянутые в тексте.) Как автор объясняет неизбежность функциональной (фрикционной) безработицы?
Пояснение.
1) Ответ на первый вопрос:
Спад – это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места на тот период, пока вновь не возрастёт спрос и не произойдёт оживление деловой активности.
2) Ответ на второй вопрос:
Она затрагивает тех, кто занят в рыболовстве, строительстве и сельском хозяйстве.
3) Ответ на третий вопрос:
Можно предположить, что даже при полной занятости работающие по найму будут переходить с места на место.
Источник: ЕГЭ - 2017. Досрочная волна
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Ответ на первый вопрос:
В широком смысле неполная занятость – это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объёме), на которую мог бы претендовать
2) Предположения:
Нет другой работы в данной местности по своей специальности;
В связи с семейным положением, например, молодые мамы, которые вынуждены посещать много времени присмотру за детьми;
Пожилые люди, которые имеют постоянный доход в виде пенсии.
Элементы ответа могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме.
Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!
Камилла
Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!
Айрат
Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!
Лейсан
Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!
Дмитрий
Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!
Виолетта
"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!
Олеся
В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!
Артем
Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!
Дима
Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!
2. Наталья часто посещает выставки и художественные галереи. Искусство дает возможность глубже понимать себя и мир. Особенность искусства как средства познания состоит в том, что оно
1) опирается на формы чувственного познания
2) нацелено на постижение истины
3) использует художественные образы
4) во всех своих формах доступно для понимания
3. Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия появилась вместе с государством.
Б. Религия является неотъемлемой частью культуры.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4. Василий учится в школе и помимо учебы увлекается рисованием, шахматами, спортивными играми. Иными словами, поле его деятельности широко. Какие компоненты входят в структуру деятельности? Выберите из приведённого списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.
4) способности
5) результаты
5. Равновесная цена в рыночной экономике - это цена совпадения
1) денежной и товарной массы
2) спроса и предложения
3) производства и сбыта
4) производства и потребления
6. Что такое дивиденд?
1) доход владельца акций
2) процент по вкладу в банке
3) доход от сдачи в аренду недвижимости
4) ставка ипотечного кредита
7. На графике отражена ситуация на рынке импортной обуви: линия предложения S переместилась в новое положение S 1 (P - цена товара, Q - количество товара.
Это перемещение может быть связано прежде всего с (со)
1) обострением конкуренции между производителями
2) установкой нового оборудования на обувных фабриках
3) созданием филиалов крупных предприятий в ряде регионов
4) повышением ввозных пошлин
8. Верны ли следующие суждения об экономической культуре личности?
А. Экономическая культура личности предполагает связь сознания и практической деятельности.
Б. Экономические знания выступают важным компонентом экономической культуры личности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
9. Владелец парикмахерской уплатил проценты по кредиту, взятому в банке. Какие дополнительные постоянные издержки ему приходится нести в краткосрочном периоде? Выберите из приведенного ниже списка постоянные издержки и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) арендные платежи
2) затраты на покупку фенов
3) зарплата парикмахерам
4) коммунальные платежи
5) расходы на приобретение средств по уходу за волосами
6) уплата страховых взносов
10. Что из перечисленного служит показателем социальной мобильности?
1) расширение социальных контактов
2) смена места жительства
3) пополнение семьи
4) переход в новую страту
11. Верны ли следующие суждения о социальной роли?
А. Роль выступает образцом поведения, которому должна следовать личность, занимающая соответствующее положение.
Б. Требования, вытекающие из социальной роли, целиком подчиняют себе поведение человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
12. В ходе социологического опроса его участникам предлагалось ответить на вопрос: "Что Вас более всего привлекает в работе?" Отдельные результаты опроса приведены в таблице (в%; участники опроса могли выбирать несколько ответов).
Варианты ответов | 1998 г. | 2010 г. |
Хорошая оплата | 21 | 29 |
Соответствие моим способностям | 25 | 30 |
Возможность профессионального продвижения | 3 | 8 |
Близость к месту жительства | 30 | 31 |
Удобный режим работы | 27 | 23 |
Хороший коллектив | 22 | 24 |
Возможность проявлять самостоятельность, инициативу | 5 | 8 |
Какие выводы можно сделать на основе данных таблицы? Выберите нужные позиции из приведённого списка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Приоритеты в оценке привлекательности работы за период между опросами не изменились.
2) Условия работы большинством опрошенных ценятся выше, чем её возможности для творческого и профессионального роста.
3) За прошедший между опросами период менее всего выросло число тех, кто заинтересован в хорошем коллективе.
4) Опрос показал тенденцию к снижению значения творческого потенциала работы.
5) За период между опросами больше всего выросло число тех, кто ценит достойный заработок.
13. Согласно Конституции РФ государственный бюджет разрабатывает
1) Президент РФ
2) Государственная Дума РФ
3) Правительство РФ
14. Вновь созданная партия разделяет идеи рыночной экономики при активной роли государства, которое должно всесторонне поддерживать людей труда, слабо защищённые социальные группы. Её главные политические принципы - равенство и социальная справедливость. Данная партия придерживается идеологии
1) либерализма
2) консерватизма
3) социал-демократизма
15. Верны ли следующие суждения о политическом поведении?
А. Инновационные формы политического поведения закрепляют уже сложившиеся образцы.
Б. Наиболее массовыми формами политического поведения являются выборы и референдумы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
16. В государстве Z существует частичный запрет на деятельность оппозиции. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в государстве установился авторитарный политический режим?
1) власть носит публичный характер
2) сложилась система правоохранительных органов
3) все стороны жизни подчинены единой идеологии
4) большое влияние имеет церковь как общественный институт
5) для удержания власти используются силовые структуры
6) контроль над экономикой полностью централизован
17. Какие данные вносятся в трудовую книжку?
1) о наградах и поощрениях
2) о дисциплинарных взысканиях
3) об изменении семейного положения
18. Кооператив "Спектр" предъявил иск акционерному обществу о возмещении убытков в связи с нарушением сроков поставки комплектующих деталей. Полученные результаты не удовлетворили руководство кооператива, и оно потребовало возврата перечисленных учреждению средств. Этот спор может быть рассмотрен судом
1) мировым
2) арбитражным
3) общей юрисдикции
19. Верны ли следующие суждения о правоотношениях?
А. Правоотношения неразрывно связаны с юридическими нормами.
Б. Правоотношения помимо отношений между людьми регулируют отношения человека и животного.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
20. Найдите в приведённом ниже списке правовые способы обеспечения исполнения обязательств. Запишите цифры, под которыми они указаны.
3) поручительство
4) угроза разорением
5) задаток
21. Согласно Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов Федерации находятся
1) федеративное устройство и территория РФ
2) установление правовых основ единого рынка
3) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями
4) общие вопросы воспитания, образования
5) оборона и безопасность
6) уголовное законодательство
22. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Структура деятельности
23. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) статусный набор; 2) личный статус; 3) основной статус; 4) социальный статус; 5) статусная иерархия.
24. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к социальному контролю.
1) санкция; 2) социальная ценность; 3) суверенитет; 4) требование морали; 5) потребность личности; 6) правовая норма.
Найдите два термина, "выпадающих" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
25. Установите соответствие между видами рынков труда и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
26. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) На рубеже первого тысячелетия нашей эры появляется христианство. (Б) Шесть веков спустя в Аравии, среди арабских племен, рождается ислам. (В) Религиозное миросозерцание подразумевает веру человека в нечто сверхъестественное, не поддающееся объяснению с помощью имеющихся способов познания мира. (Г) Религиозные вероучения духовно обогатили человечество, способствовали созданию могучих государств. (Д) Трудно согласиться с мнением, что мировые религии есть нечто отжившее, устаревающее.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
27. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.
"Форма государства, независимо от того, как она выражается, всегда имеет непосредственную связь с государственной ________ (А). Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному _________ (Б). В первом случае мы имеем монархию, во втором ________ (В). Парламентская монархия отличается тем, что _________ (Г) монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть принадлежит ________ (Д), исполнительная - _________ (Е). Парламентские монархии в научной литературе зачастую именуют конституционными монархиями".
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) федерация
2) правительство
3) президент
4) парламент
6) выборный орган
7) политика
9) республика
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
А | Б | В | Г | Д | Е |
ЧАСТЬ 2
Для записи ответов на задания этой части (28 - 36) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 28 - 31.
Некоторые считают, что поскольку мышление - сложный процесс, его изучение выходит за пределы наших технических возможностей и нашего понимания. Такой аргумент есть немного правда и немного ложь. Трудно не признать, что многие особенности нашего мышления остаются тайной, но верно и то, что достижения психологии дали нам замечательный арсенал методов и моделей, способных приоткрыть некоторые факты, относящиеся к мышлению. Мышление участвует в решении задач и формировании понятий.
Формирование понятий (или усвоение понятия) относится к умению выяснять свойства, присущие некоторому классу объектов или идей. Понятие можно определить как совокупность определенных существенных признаков и правил, связывающих эти признаки. Признаки означают некоторые характеристики объектов, относящихся и к другим объектам. Подвижность, например, это признак автомобиля, но подвижностью обладают и другие объекты - поезда, птицы. Человек определяет, насколько существенен данный признак для этого объекта на основе определенных критериев. Признаки можно различать как на количественной, так и на качественной основе. Так, подвижность - это качественная черта, которую можно измерить количественно. К примеру, автомобиль данной марки обладает этим признаком в большей степени, чем автомобили других марок.
Формирование понятий - одна из самых важных познавательных функций человека. В большинстве наук в период их становления формирование понятий играет решающую роль в организации данных. Расположение элементов в химии, разработка филогенетической классификации в биологии, классификация видов памяти в биологии - все это примеры формирования понятий, способствующих лучшему пониманию предмета.
Если мы представим себе мириады различных объектов и событий, с которыми встречаемся в повседневной жизни, то задача приобретения понятий может оказаться слишком сложной, и все же эта поразительная задача выполняется относительно легко. Вполне может быть, что постижение мира возможно только через развитие познавательных структур, которые связывают кажущиеся рассеянными объекты и события в единое понятие. Таким образом, изучение формирования понятий не изолировано от основного потока повседневной жизни, но находится прямо в центре её.
Термины "мысль" и "мышление" означают общий процесс рассмотрения в уме какого-либо вопроса; логика - это наука о мышлении, изучающая его законы. Два человека могут думать об одном и том же, но их выводы, полученные посредством мышления, могут отличаться; одно будет "логичным", другое - "нелогичным".
29. Как связаны мышление и логика? Почему выводы размышлений при наличии одного предмета рассмотрения или одной темы могут отличаться у разных людей?
30. Автор отмечает, что понятие определяется через совокупность существенных признаков. Опираясь на обществоведческие знания, укажите один существенный признак любых трёх понятий, относящихся к различным сферам общества.
31. Существует точка зрения, согласно которой абстрактные умозаключения не способны приводить к правильным выводам без включения непосредственного наблюдения, чувственных данных. Приведите два аргумента в поддержку этой позиции и один аргумент - против.
32. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие "социальная роль"? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о ролевой системе, и второе предложение, содержащее информацию о ролевом конфликте.
33. В рыночной экономике с определённой периодичностью наблюдаются спады и подъёмы производства и деловой активности. Дайте три пояснения причин циклического развития экономики в условиях рынка. Конкретизируйте любую из этих причин.
34. Коммерческое предприятие "Сигма" занимается разработкой и распространением программного обеспечения для компьютеров. Получаемая от реализации продукции прибыль распределяется в соответствии с размером вносимого каждым членом коллектива пая и долей его трудового участия. Какова организационно-правовая форма этого предприятия? Укажите два признака, по которым вы это установили. Назовите ещё один дополнительный признак этой организационно-правовой формы, не указанный в условии задачи.
35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме "Политическое сознание". Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Выполняя задание 36, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (36.1 - 36.5).
36. Выберите ОДНО из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
36.1 | Философия | "Поиск истины важнее, чем обладание ею". (А. Эйнштейн). |
36.2 | Экономика | "Бережливость - важнейший источник благосостояния". (Цицерон) |
36.3 |
Социология, социальная психология |
"Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них - родиться в нужной семье". (Д. Трампт). |
36.4 | Политология | "Большая политика - это всего лишь здравый смысл, применимый к большим делам". (Наполеон) |
36.5 | Правоведение | "Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения в законодательстве". (Г. Филдинг). |
Некоторые считают, что поскольку мышление - сложный процесс, его изучение выходит за пределы наших технических возможностей и нашего понимания. Такой аргумент есть немного правда и немного ложь. Трудно не признать, что многие особенности нашего мышления остаются тайной, но верно и то, что достижения психологии дали нам замечательный арсенал методов и моделей, способных приоткрыть некоторые факты, относящиеся к мышлению. Мышление участвует в решении задач и формировании понятий.
Формирование понятий (или усвоение понятия) относится к умению выяснять свойства, присущие некоторому классу объектов или идей. Понятие можно определить как совокупность определенных существенных признаков и правил, связывающих эти признаки. Признаки означают некоторые характеристики объектов, относящихся и к другим объектам. Подвижность, например, это признак автомобиля, но подвижностью обладают и другие объекты - поезда, птицы. Человек определяет, насколько существенен данный признак для этого объекта на основе определенных критериев. Признаки можно различать как на количественной, так и на качественной основе. Так, подвижность - это качественная черта, которую можно измерить количественно. К примеру, автомобиль данной марки обладает этим признаком в большей степени, чем автомобили других марок.
Формирование понятий - одна из самых важных познавательных функций человека. В большинстве наук в период их становления формирование понятий играет решающую роль в организации данных. Расположение элементов в химии, разработка филогенетической классификации в биологии, классификация видов памяти в биологии - все это примеры формирования понятий, способствующих лучшему пониманию предмета.
Если мы представим себе мириады различных объектов и событий, с которыми встречаемся в повседневной жизни, то задача приобретения понятий может оказаться слишком сложной, и все же эта поразительная задача выполняется относительно легко. Вполне может быть, что постижение мира возможно только через развитие познавательных структур, которые связывают кажущиеся рассеянными объекты и события в единое понятие. Таким образом, изучение формирования понятий не изолировано от основного потока повседневной жизни, но находится прямо в центре её.
Термины "мысль" и "мышление" означают общий процесс рассмотрения в уме какого-либо вопроса; логика - это наука о мышлении, изучающая его законы. Два человека могут думать об одном и том же, но их выводы, полученные посредством мышления, могут отличаться; одно будет "логичным", другое - "нелогичным".
29. Как связаны мышление и логика? Почему выводы размышлений при наличии одного предмета рассмотрения или одной темы могут отличаться у разных людей?
30. Автор отмечает, что понятие определяется через совокупность существенных признаков. Опираясь на обществоведческие знания, укажите один существенный признак любых трёх понятий, относящихся к различным сферам общества.
31. Существует точка зрения, согласно которой абстрактные умозаключения не способны приводить к правильным выводам без включения непосредственного наблюдения, чувственных данных. Приведите два аргумента в поддержку этой позиции и один аргумент - против.
32. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие "социальная роль"? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о ролевой системе, и второе предложение, содержащее информацию о ролевом конфликте.
33. В рыночной экономике с определённой периодичностью наблюдаются спады и подъёмы производства и деловой активности. Дайте три пояснения причин циклического развития экономики в условиях рынка. Конкретизируйте любую из этих причин.
34. Коммерческое предприятие "Сигма" занимается разработкой и распространением программного обеспечения для компьютеров. Получаемая от реализации продукции прибыль распределяется в соответствии с размером вносимого каждым членом коллектива пая и долей его трудового участия. Какова организационно-правовая форма этого предприятия? Укажите два признака, по которым вы это установили. Назовите ещё один дополнительный признак этой организационно-правовой формы, не указанный в условии задачи.
35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме "Политическое сознание". Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Выполняя задание 36, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (36.1 - 36.5).
36. Выберите ОДНО из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
36.1 | Философия | "Поиск истины важнее, чем обладание ею". (А. Эйнштейн). | ||
36.2 | Экономика | "Бережливость - важнейший источник благосостояния". (Цицерон) | ||
36.3 | Социология, социальная психология | "Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них - родиться в нужной семье". (Д. Трампт). | ||
36.4 | Политология | "Большая политика - это всего лишь здравый смысл, применимый к большим делам". (Наполеон) | ||
36.5 | Правоведение | "Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения в законодательстве". (Г. Филдинг). | ||
Тест № 2 | ||||
|
||||
Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Тип | Условие | ||||||||||
B26 | B 26 № 5236. (А) Государственный бюджет - это принятый высшим законодательным органом годовой финансовый план. (Б) В нашей стране проект государственного бюджета ежегодно обсуждается и принимается в форме закона Федеральным Собранием РФ. (В) Анализ бюджета показывает, что бóльшая часть доходов формируется за счёт налогов. (Г) В государственную казну также поступают неналоговые доходы: прибыль государственных предприятий, доходы от государственных облигаций и др. (Д) Сознательное отношение граждан к уплате налогов не может не привести к экономическому процветанию государства. Определите, какие положения текста имеют 1) фактический характер 3) характер теоретических утверждений Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
|
Тип | Условие | ||||||||||||
B27 | B 27 № 507. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы.
Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в ___________ (А), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные ___________ (Б).
Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций. Мировые религии, т. е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, ___________ (В), ___________ (Г).
Все религии можно также объединить в две большие группы ___________ (Д), т. е. признающие
существование единого Бога и ___________ (Е), признающие множество богов».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один
раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
|
|
||||
|
||||
|
||||
|
Тип | Условие |
C9 | C 9 № 1813. Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных ниже высказываний (СЭЛ-С9.3). Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. С9.1 Философия: «Человек - всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он - тростник мыслящий». (Б. Паскаль) С9.2 Социальная психология: «Для человека нет ничего более интересного в мире, чем люди». (В. Гумбольдт) С9.3 Социальная психология: «Человек может лишь активно собрать себя в личность». (М. Шелер) Тест № 3 |
Тип | Условие |
B16 | B 16 № 2564. Выберите из предложенного проявления деятельности институтов гражданского общества. 1. Межрегиональный профсоюз водителей-дальнобойщиков обратился с инициативой изменения расположения складских помещений и стоянок близ столичного мегаполиса. 2. Министерство по делам печати и информации объявило конкурс на производство серии художественных фильмов о формировании гражданской идентичности. 3. Правозащитная организация «Свобода слова» выступила в поддержку журналистов и предложила принять законы, направленные на гарантию безопасности их деятельности. 4. Ассоциация творческих учителей начала на своем информационном портале проект консультирования молодых учителей по методическим вопросам. 5. Следственный комитет Российской Федерации принял к рассмотрению дело о нападении на известного журналиста. 6. Президент страны инициировал создание нового инновационного научного центра в подмосковном Сколково. Ответ запишите цифрами без пробелов. Ответ: |
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Тип | Условие | ||||||||||
B25 | B 25 № 4432. Установите соответствие между примерами и элементами статуса налогоплательщика: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
|
Тип | Условие | ||||||||
B26 | B 26 № 1394. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А)В органы ЗАГС пришли совершеннолетние Иван и Наталья, чтобы подать заявление о государственной регистрации брака. (Б)Сотрудник ЗАГС отказался принять это заявление, потому что Иван признан судом недееспособным. (В)Наталья, знавшая об этом и руководствовавшаяся желанием зарегистрироваться в квартире Ивана, поступила безнравственно. (Г) Опекунам Ивана следует лучше следить за ним. Определите, какие положения текста носят 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
|
Тип | Условие |
B27 | B 27 № 3276. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Современное общество отличается высоким уровнем ________ (А), в нём каждый имеет множество возможностей переменить свое положение: можно переселиться из города в деревню, из маленького городка - в громный мегаполис, сменить место работы или профессию.
Важнейшую роль в достижении ________ (Б) имеет уровень образования, профессионализма. Без глубоких знаний невозможно найти стабильную, хорошо оплачиваемую работу, занять ________ (В), стать незаменимым для коллег.
В процессе рыночных реформ, происходящих в нашей стране в 1990-е годы, российское общество резко разделилось по _______ (Г). В настоящее время сохраняется существенный разрыв между небольшим количеством сверхбогатых людей, активно скупающих недвижимость за рубежом, возводящих особняки, и значительной массой населения страны, живущей чуть выше или на уровне _______ (Д). А вот «_______ (Е)», который представляет собой стабилизирующую силу общества в развитых странах, у нас находится только на стадии становления».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один
раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова. |
Для записи ответов на задания этой части (21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ NO 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а за
тем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разбор
Прочитайте текст и выполните задания 21-24. .
Некоторые считают, что поскольку мышление сложный процесс, его изучение выходит за пределы наших
технических возможностей и нашего понимания. Такой ар гумент есть немного правда и немного ложь. Трудно не признать, что многие особенности нашего мышления оста ются тайной, но верно и то, что достижения психологии дали нам замечательный арсенал методов и моделей, спо собных приоткрыть некоторые факты, относящиеся к мыш лению. Мышление участвует в решении задач и формиро вании понятий.
Формирование понятий (или усвоение понятия) отно
сится к умению выяснять свойства, присущие некоторому
классу объектов или идей. Понятие можно определить как
совокупность определенных существенных признаков и
правил, связывающих эти признаки. Признаки означают
некоторые характеристики объектов, относящихся и к дру
гим объектам. Подвижность, например, это признак авто мобиля, но подвижностью обладают и другие объекты -
поезда, птицы. Человек определяет, насколько существенен данный признак для этого объекта, на основе определенных критериев. Признаки можно различать как на количест венной, так и на качественной основе. Так, подвижность -
это качественная черта, которую можно измерить количе
ственно. К примеру, автомобиль данной марки обладает
этим признаком в большей степени, чем автомобили других
Формирование понятий - одв:а из самых важных по знавательных функций человека. В большинстве наук в пе
риод их становления формирование понятий играет ре
шающую роль в оргав:изации данных. Расположение
элементов в химии, разработка филогенетической класси фикации в биологии, классификация видов памяти в био логии - все это примеры формирования понятий, способ
ствующих лучшему пониманию предмета.
Если мы представим себе мириады различных объектов и событий, с которыми встречаемся в повседневной жизни, то
задача приобретения понятий может оказаться слишком сложной, и все же эта поразительная задача выполняется от
носительно легко. Вполне может быть, что постижение мира
возможно только через развитие познавательных структур,
которые связывают кажущиеся рассеянными объекты и собы
тия в единое понятие. Таким образом, изучение формирова ния понятий не изолировано от основного потока повседнев ной жизни, но находится прямо в центре ее.
Термины «мысль» и «мышление» означают общий
процесс рассмотрения в уме какого-либо вопроса; логика - это наука о мышлении, изучающая его законы. Два чело
века могут думать об одном и том же, но их выводы, полу
ченные посредством мышления, могут отличаться; одно бу
дет <с логичным , другое - «нелогичным».
(Р. Солсо)
ния понятий в науке и других способах постижения
мира? Приведите два положения, раскрывающих эту
22. Как связаны мышление и логика? Почему выводы размышлений при наличии одного предмета рассмот
рения· или одной темы могут отличаться у разных лю
купность существенных признаков. Опираясь на обще ствоведческие знания, укажите один существенный
признак любых трех понятий, относящихся к различ
ным сферам общества.
24. Существует точка зрения, согласно которой абстракт
ные умозаключения не способны приводить к пра вильным выводам без включения непосредственного наблюдения, чувственных данных. Приведите два ар
гумента в поддержку этой позиции и один аргумент -
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная ролы? Привлекая знания обществоведче
ского курса, составьте два предложения: одно предло-
26. В рыночной экономике с определенной периодично
стью наблюдаются спады и подъемы производства и деловой активности. Дайте три пояснения причин
циклического развития экономики в условиях рынка.
Конкретизируйте любую из этих причин.
27. Коммерческое предприятие ((Сигма» занимается разра боткой и распространением программного обеспечения
для компьютеров. Получаемая от реализации продук
ции прибыль распределяется в соответствии с разме
ром вносимого каждым членом коллектива пая и до
лей его трудового участия. Какова организационно
правовая форма этого предприятия? Укажите два при знака, по которым вы это установили. Назовите еще один дополнительный признак этой организационно
правовой формы, не указанный в условии задачи.
28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме
Политическое сознание». Составьте план, в соответст
вии с которым Вы будете освещать эту тему. План
два или более детализированы в подпунктах.
Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой це лью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний
29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний,
раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозна чив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой
проблемы (обозначенной темы), при аргументации
своей точки зрения используйте знания, полученные
при изучении курса обществознания, соответствую
щие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактиче
ской аргументации приведите не менее двух примеров
из различных источников.)
Философия |
~поиск истины важнее, чем облада- |
|
ние ею» (А. Эйнштейн). |
||
Экономика |
«Бережливость - важнейший источ- |
|
ник благосостояния» (Цицерон). |
||
Социология, |
«Есть много способов сделать карьеру, |
|
социальная |
но самый верный из них - родиться |
|
психология |
в нужной семье» (Д. Трампт). |
|
Политология |
«Большая политика - это всего лишь |
|
здравый смысл, применимый к боль- |
||
шим делам» (Наполеон). |
29.5 Правоведе- «Наряду с законами государственны-
няющие упущения в законодательст-
ве» (Г. Филдинг).
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИSI ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Вариант 1
Часть 1
Задания 1-3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание
считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению за
Правильное выполнение заданий 4-9, 11, 13-20 оце нивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания - 2 бал ла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми
верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (от
сутствие одной необходимой цифры) - 1 балл; неверное
выполнение задания (при указании двух или более оши
бочных цифр) - |
О баллов. |
||||
No задания |
No задания |
||||
нормативная |
|||||
Критерии оценивания заданий с развернутым
21. Укажите четыре фактора, влияющих на складывание
формы государства.
не искажающие его смысла)
В ответе указываются факторы:
- уровень экономического развития;
не искажающие его смысла)
- соотношение между политическими силами;
- географическое положение страны;
Исторические традиции. |
|||
Элементы ответа могут быть приведены в иных, |
|||
близких по смыслу формулировках |
|||
Указаны четыре фактора |
|||
Указаны два-три фактора |
|||
Указан один фактор. |
|||
ИЛИ Ответ неправильный |
|||
Мак:симальпый балл |
22. Приведите указанные автором два признака монархии.
Используя обществоведческие знания, назовите еще
один признак.
не искажающие его смысла)
В правильном ответе должны быть следующие эле-
1) приведены два признака монархии, указанные
- во главе государства стоит монарх,
- его правление не ограничено каким-либо сроком;
2) назван еще один признак, например: власть пе-
редается по наследству. |
||
Может быть назван другой признак |
||
Приведены два признака, назван еще один |
||
Приведены два признака. |
||
ИЛИ Приведен один признак, назван еще один |
||
Приведен один признак. |
||
ИЛИ Назван еще один признак. |
||
ИЛИ Ответ неправильный |
||
Мак:симальпый балл |
||
23. В статье 1 Конституции РФ устанавливается, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Соотнесите эти характеристики российского государ
ственного строя с тремя, указанными в тексте, эле
ментами формы государства как системы (сначала приведите элемент, затем дайте его характеристику).
не искажающие его смысла) |
|||
в ответе должны быть указаны три элемента фор- |
|||
мы, каждая из которых должна быть соотнесена с |
|||
характеристиками российского государственного |
|||
1) форма правления: республика; |
|||
2) форма территориально-государственного устрой- |
|||
ства: федерация; |
|||
3) политический режим: демократия. |
|||
"Указаны три элемента формы, каждый соотнесен с |
|||
соответствующей характеристикой российской го- |
|||
сударственности |
|||
"Указаны и соотнесены два элемента формы |
|||
"Указан и соотнесен один элемент формы |
|||
Ответ неправильный |
|||
Максимальный балл |
24. Сторонники монархий утверждают, что такие государ ства более устойчивы и лучше обеспечивают преемст венность власти. Опираясь на обществоведческие зна
ния, используя текст, приведите три аргумента в
пользу республиканского строя.
(допускаются иные формулировки ответа, |
|
не искажающие его смысла) |
|
в ответе могут быть приведены следующие ~ |
|
1) республиканская форма с системой постоянных |
|
выборов органов власти обеспеЧивает участие на- |
|
селения в политических процессах; |
|
2) в республиках устанавливается более тесная |
|
связь власти с народом благодаря ответственности |
|
лидеров перед своими избирателями; |
|
3) сменяемость власти при республиканском строе |
|
создает условия для обновления элит. |
|
Могут быть приведены другие аргументы |
|
Показаны два преимущества и один недостаток |
|
Показано одно преимущество и один недостаток. |
|
ИЛИ Показаны два преимущества |
|
Показано одно преимущество. |
25. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «по
требитель ? Привлекая знания обществоведческого
курса, составьте два предложения: одно предложение,
не искажающие его смысла)
элементы:
1) смысл понятия, например: потребитель - это тот, кто приобретает и использует товары, заказы
вает услуги для личных целей.
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение)
2) одно предложение с информацией о целях по требителя, например: «Целью потребителя являет
ся извлечение максимальной полезности от ис
пользования товаров и услуг . |
|
3) одно предложение, содержащее информацию об |
|
источниках дохода, получаемого потребителем, |
|
например: «Одним из источников дохода потреби |
|
теля является заработная плата . |
|
(Могут быть составлены любые другие предложения, |
|
Предложения должны быть сформулированы кор |
|
ректно, не содержать элементов, искажающих |
|
смысл понятия и/или его аспектов. |
|
Предложения, содержащие сущностные ошибки, |
|
не засчитываются при оценивании |
|
Правильно названы и проиллюстрированы приме- |
|
рами три функции |
|
Правильно названы две-три функции, две из кото- |
|
рых проиллюстрированы примерами. |
|
ИЛИ Правильно названы две функции, приведены |
|
ИЛИ Приведены только три примера |
|
Правильно приведены только один-два примера. |
|
ИЛИ Названы только одна-две функции. |
|
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, |
|
не соответствующие требованию задания. |
|
ИЛИ Ответ неправильный |
|
Максимальпый балл |
|
26. Назовите любые три вида социальных норм и про
иллюстрируйте каждую из них примером.
не искажающие его смысла)
В ответе должны содержаться следующие элемен
1) названы три вида социальных норм, например:
Нормы морали;
Нормы права;
- традиции и обычаи;
2) каждая из норм проиллюстрирована примером,
допустим:
- уважение к старшим, забота о младших, чест
ность в отношениях с окружающими как проявле
ния моральных норм;
Примеры нормативно-правовых актов: Конститу ция РФ, федеральное законодательство (закон Об образовании в РФ , закон:ь~ субъектов РФ, указы Президента РФ);
- примеры традиций и обычаев: праздник по
27. В лаборатории химического института проводится
сложный научный эксперимент. Ведутся постоянные
наблюдения за происходящими изменениями. Полу
ченные данные обрабатываются и анал:изируются по установленным критериям. Назовите три метода науч
ного исследования, упомянутые в условии задания.
Опираясь на обществоведческие знания, укажите и
кратко охарактеризуйте еще один метод, используе
мый в науке.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие
элементы:
1) названы методы научного исследования:
Наблюдение;
Эксперимент;
- системный анализ;
2) указан еще один метод, например: моделирование;
3) указанный метод кратко охарактеризован, на
пример: разработка некоторых схематических |
|
представлений, аналогичных реальным процессам |
|
и явлениям, для выделения и изучения наиболее |
|
существенных свойств и связей. |
|
Может быть указан другой метод и дана иная ха |
|
рактеристика. |
|
зап и охарактеризован еще один метод |
|
Названы три метода научного исследования, ука- |
|
зан еще один метод. |
|
ИЛИ названы два метода научного исследования, |
|
указан и охарактеризован еще один |
|
Названы три метода научного исследования. |
ИЛИ Названы два метода исследования~ указан
еще один.
ИЛИ Назван один метод исследования, указан и
охарактеризован еще один