Автор отмечает что понятие определяется через совокупность. Сборник идеальных эссе по обществознанию. Егэ по разделу: "познание"

Автор отмечает, что «даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица». Используя обществоведческие знания, объясните причину такого уровня безработицы среди данных категорий граждан. Назовите любые две меры для предотвращения дискриминации указанных автором категорий граждан, предусмотренные законодательством РФ.


Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 21-24.

В широком смысле неполная занятость – это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объёме), на которую мог бы претендовать…

Циклическая безработица связана с колебанием спроса на рабочую силу. Спад – это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места на тот период, пока вновь не возрастёт спрос и не произойдёт оживление деловой активности. Сезонная безработица возникает из-за сезонных колебаний спроса на рабочую силу. Она затрагивает тех, кто занят в рыболовстве, строительстве и сельском хозяйстве. Тех, кто меняет работу, и тех, кто не занят в данный момент в связи с переходом с одного места на другое, называют функциональными (фрикционными) безработными. Функциональная (фрикционная) безработица считается хотя и неизбежным, но всё же приемлемым следствием здоровой экономики. Можно предположить, что даже при полной занятости работающие по найму будут переходить с места на место.

Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.

Безработица не просто отсутствие работы… Хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Для большинства людей работа по найму является основным, а часто и единственным средством обеспечения материальных потребностей в еде, одежде, крыше над головой. Исследования показывают: те, кто не любит свою работу, всё-таки предпочитают сохранить её даже тогда, когда предоставляется возможность жить на иные доходы. Хотя условия труда могут вызывать неблагоприятные последствия, отсутствие работы приводит к неменьшим проблемам: усиление стресса, семейные конфликты, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

(К. Х. Брайер )

Как в тексте обозначено влияние спада на циклическую безработицу? Какие отрасли экономики, по мнению автора, затрагивает сезонная безработица? (Укажите все отрасли, упомянутые в тексте.) Как автор объясняет неизбежность функциональной (фрикционной) безработицы?

Пояснение.

1) Ответ на первый вопрос:

Спад – это цик­ли­че­ское сни­же­ние де­ло­вой ак­тив­но­сти, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го люди те­ря­ют ра­бо­чие места на тот пе­ри­од, пока вновь не воз­растёт спрос и не про­изойдёт ожив­ле­ние де­ло­вой ак­тив­но­сти.

2) Ответ на второй вопрос:

Она за­тра­ги­ва­ет тех, кто занят в ры­бо­лов­стве, стро­и­тель­стве и сель­ском хо­зяй­стве.

3) Ответ на третий вопрос:

Можно пред­по­ло­жить, что даже при пол­ной за­ня­то­сти ра­бо­та­ю­щие по найму будут пе­ре­хо­дить с места на место.

Источник: ЕГЭ - 2017. До­сроч­ная волна

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Ответ на первый вопрос:

В ши­ро­ком смыс­ле не­пол­ная за­ня­тость – это такое по­ло­же­ние, при ко­то­ром вы­пол­ня­е­мая ра­бо­та не тре­бу­ет пол­но­го ис­поль­зо­ва­ния ква­ли­фи­ка­ции и про­фес­си­о­наль­ной под­го­тов­ки ин­ди­ви­да, не со­от­вет­ству­ет его ожи­да­ни­ям и не поз­во­ля­ет по­лу­чать такую зар­пла­ту, какую он мог бы иметь, вы­пол­няя ту ра­бо­ту (и в том объёме), на ко­то­рую мог бы пре­тен­до­вать

2) Предположения:

Нет другой работы в данной местности по своей специальности;

В связи с семейным положением, например, молодые мамы, которые вынуждены посещать много времени присмотру за детьми;

Пожилые люди, которые имеют постоянный доход в виде пенсии.

Элементы ответа могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме.

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

2. Наталья часто посещает выставки и художественные галереи. Искусство дает возможность глубже понимать себя и мир. Особенность искусства как средства познания состоит в том, что оно

1) опирается на формы чувственного познания

2) нацелено на постижение истины

3) использует художественные образы

4) во всех своих формах доступно для понимания

3. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия появилась вместе с государством.

Б. Религия является неотъемлемой частью культуры.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4. Василий учится в школе и помимо учебы увлекается рисованием, шахматами, спортивными играми. Иными словами, поле его деятельности широко. Какие компоненты входят в структуру деятельности? Выберите из приведённого списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

4) способности

5) результаты

5. Равновесная цена в рыночной экономике - это цена совпадения

1) денежной и товарной массы

2) спроса и предложения

3) производства и сбыта

4) производства и потребления

6. Что такое дивиденд?

1) доход владельца акций

2) процент по вкладу в банке

3) доход от сдачи в аренду недвижимости

4) ставка ипотечного кредита

7. На графике отражена ситуация на рынке импортной обуви: линия предложения S переместилась в новое положение S 1 (P - цена товара, Q - количество товара.

Это перемещение может быть связано прежде всего с (со)

1) обострением конкуренции между производителями

2) установкой нового оборудования на обувных фабриках

3) созданием филиалов крупных предприятий в ряде регионов

4) повышением ввозных пошлин

8. Верны ли следующие суждения об экономической культуре личности?

А. Экономическая культура личности предполагает связь сознания и практической деятельности.

Б. Экономические знания выступают важным компонентом экономической культуры личности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

9. Владелец парикмахерской уплатил проценты по кредиту, взятому в банке. Какие дополнительные постоянные издержки ему приходится нести в краткосрочном периоде? Выберите из приведенного ниже списка постоянные издержки и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) арендные платежи

2) затраты на покупку фенов

3) зарплата парикмахерам

4) коммунальные платежи

5) расходы на приобретение средств по уходу за волосами

6) уплата страховых взносов

10. Что из перечисленного служит показателем социальной мобильности?

1) расширение социальных контактов

2) смена места жительства

3) пополнение семьи

4) переход в новую страту

11. Верны ли следующие суждения о социальной роли?

А. Роль выступает образцом поведения, которому должна следовать личность, занимающая соответствующее положение.

Б. Требования, вытекающие из социальной роли, целиком подчиняют себе поведение человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

12. В ходе социологического опроса его участникам предлагалось ответить на вопрос: "Что Вас более всего привлекает в работе?" Отдельные результаты опроса приведены в таблице (в%; участники опроса могли выбирать несколько ответов).

Варианты ответов 1998 г. 2010 г.
Хорошая оплата 21 29
Соответствие моим способностям 25 30
Возможность профессионального продвижения 3 8
Близость к месту жительства 30 31
Удобный режим работы 27 23
Хороший коллектив 22 24
Возможность проявлять самостоятельность, инициативу 5 8

Какие выводы можно сделать на основе данных таблицы? Выберите нужные позиции из приведённого списка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Приоритеты в оценке привлекательности работы за период между опросами не изменились.

2) Условия работы большинством опрошенных ценятся выше, чем её возможности для творческого и профессионального роста.

3) За прошедший между опросами период менее всего выросло число тех, кто заинтересован в хорошем коллективе.

4) Опрос показал тенденцию к снижению значения творческого потенциала работы.

5) За период между опросами больше всего выросло число тех, кто ценит достойный заработок.

13. Согласно Конституции РФ государственный бюджет разрабатывает

1) Президент РФ

2) Государственная Дума РФ

3) Правительство РФ

14. Вновь созданная партия разделяет идеи рыночной экономики при активной роли государства, которое должно всесторонне поддерживать людей труда, слабо защищённые социальные группы. Её главные политические принципы - равенство и социальная справедливость. Данная партия придерживается идеологии

1) либерализма

2) консерватизма

3) социал-демократизма

15. Верны ли следующие суждения о политическом поведении?

А. Инновационные формы политического поведения закрепляют уже сложившиеся образцы.

Б. Наиболее массовыми формами политического поведения являются выборы и референдумы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

16. В государстве Z существует частичный запрет на деятельность оппозиции. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в государстве установился авторитарный политический режим?

1) власть носит публичный характер

2) сложилась система правоохранительных органов

3) все стороны жизни подчинены единой идеологии

4) большое влияние имеет церковь как общественный институт

5) для удержания власти используются силовые структуры

6) контроль над экономикой полностью централизован

17. Какие данные вносятся в трудовую книжку?

1) о наградах и поощрениях

2) о дисциплинарных взысканиях

3) об изменении семейного положения

18. Кооператив "Спектр" предъявил иск акционерному обществу о возмещении убытков в связи с нарушением сроков поставки комплектующих деталей. Полученные результаты не удовлетворили руководство кооператива, и оно потребовало возврата перечисленных учреждению средств. Этот спор может быть рассмотрен судом

1) мировым

2) арбитражным

3) общей юрисдикции

19. Верны ли следующие суждения о правоотношениях?

А. Правоотношения неразрывно связаны с юридическими нормами.

Б. Правоотношения помимо отношений между людьми регулируют отношения человека и животного.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

20. Найдите в приведённом ниже списке правовые способы обеспечения исполнения обязательств. Запишите цифры, под которыми они указаны.

3) поручительство

4) угроза разорением

5) задаток

21. Согласно Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов Федерации находятся

1) федеративное устройство и территория РФ

2) установление правовых основ единого рынка

3) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями

4) общие вопросы воспитания, образования

5) оборона и безопасность

6) уголовное законодательство

22. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Структура деятельности

23. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) статусный набор; 2) личный статус; 3) основной статус; 4) социальный статус; 5) статусная иерархия.

24. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к социальному контролю.

1) санкция; 2) социальная ценность; 3) суверенитет; 4) требование морали; 5) потребность личности; 6) правовая норма.

Найдите два термина, "выпадающих" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

25. Установите соответствие между видами рынков труда и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

26. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) На рубеже первого тысячелетия нашей эры появляется христианство. (Б) Шесть веков спустя в Аравии, среди арабских племен, рождается ислам. (В) Религиозное миросозерцание подразумевает веру человека в нечто сверхъестественное, не поддающееся объяснению с помощью имеющихся способов познания мира. (Г) Религиозные вероучения духовно обогатили человечество, способствовали созданию могучих государств. (Д) Трудно согласиться с мнением, что мировые религии есть нечто отжившее, устаревающее.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

27. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

"Форма государства, независимо от того, как она выражается, всегда имеет непосредственную связь с государственной ________ (А). Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному _________ (Б). В первом случае мы имеем монархию, во втором ________ (В). Парламентская монархия отличается тем, что _________ (Г) монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть принадлежит ________ (Д), исполнительная - _________ (Е). Парламентские монархии в научной литературе зачастую именуют конституционными монархиями".

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) федерация

2) правительство

3) президент

4) парламент

6) выборный орган

7) политика

9) республика

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

А Б В Г Д Е

ЧАСТЬ 2

Для записи ответов на задания этой части (28 - 36) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 28 - 31.

Некоторые считают, что поскольку мышление - сложный процесс, его изучение выходит за пределы наших технических возможностей и нашего понимания. Такой аргумент есть немного правда и немного ложь. Трудно не признать, что многие особенности нашего мышления остаются тайной, но верно и то, что достижения психологии дали нам замечательный арсенал методов и моделей, способных приоткрыть некоторые факты, относящиеся к мышлению. Мышление участвует в решении задач и формировании понятий.

Формирование понятий (или усвоение понятия) относится к умению выяснять свойства, присущие некоторому классу объектов или идей. Понятие можно определить как совокупность определенных существенных признаков и правил, связывающих эти признаки. Признаки означают некоторые характеристики объектов, относящихся и к другим объектам. Подвижность, например, это признак автомобиля, но подвижностью обладают и другие объекты - поезда, птицы. Человек определяет, насколько существенен данный признак для этого объекта на основе определенных критериев. Признаки можно различать как на количественной, так и на качественной основе. Так, подвижность - это качественная черта, которую можно измерить количественно. К примеру, автомобиль данной марки обладает этим признаком в большей степени, чем автомобили других марок.

Формирование понятий - одна из самых важных познавательных функций человека. В большинстве наук в период их становления формирование понятий играет решающую роль в организации данных. Расположение элементов в химии, разработка филогенетической классификации в биологии, классификация видов памяти в биологии - все это примеры формирования понятий, способствующих лучшему пониманию предмета.

Если мы представим себе мириады различных объектов и событий, с которыми встречаемся в повседневной жизни, то задача приобретения понятий может оказаться слишком сложной, и все же эта поразительная задача выполняется относительно легко. Вполне может быть, что постижение мира возможно только через развитие познавательных структур, которые связывают кажущиеся рассеянными объекты и события в единое понятие. Таким образом, изучение формирования понятий не изолировано от основного потока повседневной жизни, но находится прямо в центре её.

Термины "мысль" и "мышление" означают общий процесс рассмотрения в уме какого-либо вопроса; логика - это наука о мышлении, изучающая его законы. Два человека могут думать об одном и том же, но их выводы, полученные посредством мышления, могут отличаться; одно будет "логичным", другое - "нелогичным".

29. Как связаны мышление и логика? Почему выводы размышлений при наличии одного предмета рассмотрения или одной темы могут отличаться у разных людей?

30. Автор отмечает, что понятие определяется через совокупность существенных признаков. Опираясь на обществоведческие знания, укажите один существенный признак любых трёх понятий, относящихся к различным сферам общества.

31. Существует точка зрения, согласно которой абстрактные умозаключения не способны приводить к правильным выводам без включения непосредственного наблюдения, чувственных данных. Приведите два аргумента в поддержку этой позиции и один аргумент - против.

32. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие "социальная роль"? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о ролевой системе, и второе предложение, содержащее информацию о ролевом конфликте.

33. В рыночной экономике с определённой периодичностью наблюдаются спады и подъёмы производства и деловой активности. Дайте три пояснения причин циклического развития экономики в условиях рынка. Конкретизируйте любую из этих причин.

34. Коммерческое предприятие "Сигма" занимается разработкой и распространением программного обеспечения для компьютеров. Получаемая от реализации продукции прибыль распределяется в соответствии с размером вносимого каждым членом коллектива пая и долей его трудового участия. Какова организационно-правовая форма этого предприятия? Укажите два признака, по которым вы это установили. Назовите ещё один дополнительный признак этой организационно-правовой формы, не указанный в условии задачи.

35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме "Политическое сознание". Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Выполняя задание 36, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (36.1 - 36.5).

36. Выберите ОДНО из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

36.1 Философия "Поиск истины важнее, чем обладание ею". (А. Эйнштейн).
36.2 Экономика "Бережливость - важнейший источник благосостояния". (Цицерон)
36.3

Социология,

социальная

психология

"Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них - родиться в нужной семье". (Д. Трампт).
36.4 Политология "Большая политика - это всего лишь здравый смысл, применимый к большим делам". (Наполеон)
36.5 Правоведение "Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения в законодательстве". (Г. Филдинг).

Некоторые считают, что поскольку мышление - сложный процесс, его изучение выходит за пределы наших технических возможностей и нашего понимания. Такой аргумент есть немного правда и немного ложь. Трудно не признать, что многие особенности нашего мышления остаются тайной, но верно и то, что достижения психологии дали нам замечательный арсенал методов и моделей, способных приоткрыть некоторые факты, относящиеся к мышлению. Мышление участвует в решении задач и формировании понятий.

Формирование понятий (или усвоение понятия) относится к умению выяснять свойства, присущие некоторому классу объектов или идей. Понятие можно определить как совокупность определенных существенных признаков и правил, связывающих эти признаки. Признаки означают некоторые характеристики объектов, относящихся и к другим объектам. Подвижность, например, это признак автомобиля, но подвижностью обладают и другие объекты - поезда, птицы. Человек определяет, насколько существенен данный признак для этого объекта на основе определенных критериев. Признаки можно различать как на количественной, так и на качественной основе. Так, подвижность - это качественная черта, которую можно измерить количественно. К примеру, автомобиль данной марки обладает этим признаком в большей степени, чем автомобили других марок.

Формирование понятий - одна из самых важных познавательных функций человека. В большинстве наук в период их становления формирование понятий играет решающую роль в организации данных. Расположение элементов в химии, разработка филогенетической классификации в биологии, классификация видов памяти в биологии - все это примеры формирования понятий, способствующих лучшему пониманию предмета.

Если мы представим себе мириады различных объектов и событий, с которыми встречаемся в повседневной жизни, то задача приобретения понятий может оказаться слишком сложной, и все же эта поразительная задача выполняется относительно легко. Вполне может быть, что постижение мира возможно только через развитие познавательных структур, которые связывают кажущиеся рассеянными объекты и события в единое понятие. Таким образом, изучение формирования понятий не изолировано от основного потока повседневной жизни, но находится прямо в центре её.

Термины "мысль" и "мышление" означают общий процесс рассмотрения в уме какого-либо вопроса; логика - это наука о мышлении, изучающая его законы. Два человека могут думать об одном и том же, но их выводы, полученные посредством мышления, могут отличаться; одно будет "логичным", другое - "нелогичным".

29. Как связаны мышление и логика? Почему выводы размышлений при наличии одного предмета рассмотрения или одной темы могут отличаться у разных людей?

30. Автор отмечает, что понятие определяется через совокупность существенных признаков. Опираясь на обществоведческие знания, укажите один существенный признак любых трёх понятий, относящихся к различным сферам общества.

31. Существует точка зрения, согласно которой абстрактные умозаключения не способны приводить к правильным выводам без включения непосредственного наблюдения, чувственных данных. Приведите два аргумента в поддержку этой позиции и один аргумент - против.

32. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие "социальная роль"? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о ролевой системе, и второе предложение, содержащее информацию о ролевом конфликте.

33. В рыночной экономике с определённой периодичностью наблюдаются спады и подъёмы производства и деловой активности. Дайте три пояснения причин циклического развития экономики в условиях рынка. Конкретизируйте любую из этих причин.

34. Коммерческое предприятие "Сигма" занимается разработкой и распространением программного обеспечения для компьютеров. Получаемая от реализации продукции прибыль распределяется в соответствии с размером вносимого каждым членом коллектива пая и долей его трудового участия. Какова организационно-правовая форма этого предприятия? Укажите два признака, по которым вы это установили. Назовите ещё один дополнительный признак этой организационно-правовой формы, не указанный в условии задачи.

35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме "Политическое сознание". Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Выполняя задание 36, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (36.1 - 36.5).



36. Выберите ОДНО из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

36.1 Философия "Поиск истины важнее, чем обладание ею". (А. Эйнштейн).
36.2 Экономика "Бережливость - важнейший источник благосостояния". (Цицерон)
36.3 Социология, социальная психология "Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них - родиться в нужной семье". (Д. Трампт).
36.4 Политология "Большая политика - это всего лишь здравый смысл, применимый к большим делам". (Наполеон)
36.5 Правоведение "Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения в законодательстве". (Г. Филдинг).
Тест № 2
Тип Условие
B14 B 14 № 3529. Учре­ждённый пар­ти­ей ана­ли­ти­че­ский центр, вклю­ча­ю­щий груп­пу учёных (со­цио­ло­гов, по­ли­то­ло­гов, ста­ти­сти­ков), провёл ис­сле­до­ва­ние те­ку­щей по­ли­ти­че­ской де­я­тель­но­сти и пред­ста­вил ре­зуль­та­ты ана­ли­за де­я­тель­но­сти пра­ви­тель­ства и при­ня­тых им по­ли­ти­че­ских ре­ше­ний. Какую из функ­ций по­ли­ти­че­ской пар­тии в об­ще­стве ил­лю­стри­ру­ет дан­ный при­мер? 1) мо­би­ли­за­ция граж­дан на осу­ществ­ле­ние по­ли­ти­че­ских дей­ствий 2) осу­ществ­ле­ние кон­тро­ля за де­я­тель­но­стью ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти 3) про­ве­де­ние ор­га­ни­за­ци­он­ных ме­ро­при­я­тий среди пар­тий­но­го ак­ти­ва 4) уча­стие в ор­га­ни­за­ции, под­го­тов­ке и про­ве­де­нии пар­ла­мент­ских вы­бо­ров Ответ:

Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щие» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

A Б В Г Д Е
Тип Условие
B26

B 26 № 5236.

(А) Го­су­дар­ствен­ный бюд­жет - это при­ня­тый выс­шим за­ко­но­да­тель­ным ор­га­ном го­до­вой фи­нан­со­вый план. (Б) В нашей стра­не про­ект го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та еже­год­но об­суж­да­ет­ся и при­ни­ма­ет­ся в форме за­ко­на Фе­де­раль­ным Со­бра­ни­ем РФ. (В) Ана­лиз бюд­же­та по­ка­зы­ва­ет, что бóльшая часть до­хо­дов фор­ми­ру­ет­ся за счёт на­ло­гов. (Г) В го­су­дар­ствен­ную казну также по­сту­па­ют не­на­ло­го­вые до­хо­ды: при­быль го­су­дар­ствен­ных пред­при­я­тий, до­хо­ды от го­су­дар­ствен­ных об­ли­га­ций и др. (Д) Со­зна­тель­ное от­но­ше­ние граж­дан к упла­те на­ло­гов не может не при­ве­сти к эко­но­ми­че­ско­му про­цве­та­нию го­су­дар­ства.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста имеют

1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утвер­жде­ний

За­пи­ши­те в таб­ли­цу под бук­вой, обо­зна­ча­ю­щей по­ло­же­ние, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его ха­рак­тер.

A Б В Г Д
Тип Условие
B27 B 27 № 507. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков. «Уче­ные со­зда­ли не­сколь­ко клас­си­фи­ка­ций ре­ли­гий. Самая про­стая из них объ­еди­ня­ет ре­ли­гии в три груп­пы. При­ми­тив­ные родо­пле­мен­ные ве­ро­ва­ния. Они воз­ник­ли в ___________ (А), но со вре­ме­нем не ис­чез­ли из со­зна­ния людей, а со­хра­ни­лись и живут по сей день вме­сте с более слож­ны­ми ре­ли­ги­я­ми. От них про­ис­хо­дят мно­го­чис­лен­ные ___________ (Б). На­ци­о­наль­но-го­су­дар­ствен­ные ре­ли­гии, ко­то­рые со­став­ля­ют ос­но­ву жизни целых на­ро­дов и наций. Ми­ро­вые ре­ли­гии, т. е. вы­шед­шие за на­ци­о­наль­но-го­су­дар­ствен­ные пре­де­лы и име­ю­щие огром­ное число по­сле­до­ва­те­лей во всем мире. Ми­ро­вых ре­ли­гий три: хри­сти­ан­ство, ___________ (В), ___________ (Г). Все ре­ли­гии можно также объ­еди­нить в две боль­шие груп­пы ___________ (Д), т. е. при­зна­ю­щие су­ще­ство­ва­ние еди­но­го Бога и ___________ (Е), при­зна­ю­щие мно­же­ство богов». Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз. Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль­ше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, ука­зы­ва­ю­щие на про­пуск слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го вами слова.

A Б В Г Д Е
Тип Условие
C1 C 1 № 3918. Ука­жи­те любые три рас­смот­рен­ные ав­то­ром ха­рак­тер­ные черты ры­ноч­ной эко­но­ми­ки. Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4. Ры­ноч­ная эко­но­ми­ка - это со­ци­аль­ная си­сте­ма раз­де­ле­ния труда и част­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства. Каж­дый дей­ству­ет на свой страх и риск, но, дей­ствуя, вся­кий че­ло­век имеет в виду ско­рее по­треб­но­сти дру­гих, чем свои соб­ствен­ные. В пред­при­ни­ма­тель­стве че­ло­век нуж­да­ет­ся в окру­же­нии со­граж­дан... Эта си­сте­ма от­шли­фо­ва­на рын­ком. Рынок на­прав­ля­ет ак­тив­ность людей в такое русло, где они лучше всего со­от­вет­ству­ют по­треб­но­стям окру­жа­ю­щих. Рынок ра­бо­та­ет без при­ну­ди­тель­ных мер. Го­су­дар­ство, ка­ра­тель­ный ап­па­рат не вме­ши­ва­ют­ся в рынок и си­сте­му граж­дан­ских от­но­ше­ний, управ­ля­е­мых рын­ком. Толь­ко в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти пре­дот­вра­ще­ния де­струк­тив­ных яв­ле­ний оправ­да­но при­ме­не­ние си­ло­вых санк­ций, цель ко­то­рых - ре­гу­ляр­ное функ­ци­о­ни­ро­ва­ние ры­ноч­ной эко­но­ми­ки. Под­дер­жа­ние жизни, здо­ро­вья и соб­ствен­но­сти про­тив на­си­лия, агрес­сии, на­ду­ва­тель­ства со сто­ро­ны внут­рен­них пре­ступ­ных эле­мен­тов и внеш­них вра­гов - та­ко­вы функ­ции го­су­дар­ства, га­ран­та нор­маль­ной ра­бо­ты ры­ноч­ной эко­но­ми­ки... Ин­ди­вид ин­те­гри­ру­ет­ся, как умеет, са­мо­сто­я­тель­но в си­сте­му ко­опе­ра­ции. Рынок по­ка­зы­ва­ет ему, как лучше обу­стро­ить себя и дру­гих. Толь­ко рынок в со­сто­я­нии упо­ря­до­чить всю со­ци­аль­ную си­сте­му, со­об­щить ей смысл и зна­че­ние, по­это­му роль рынка наи­важ­ней­шая. Рынок... это про­цесс вза­и­мо­дей­ствия и ко­опе­ра­ции раз­лич­ных ин­ди­ви­дов, со­единённых си­сте­мой раз­де­ле­ния труда... Ры­ноч­ный про­цесс есть адап­та­ция ин­ди­ви­ду­аль­ных по­ступ­ков к тре­бо­ва­ни­ям вза­им­ной ко­опе­ра­ции. Цены ука­зы­ва­ют про­из­во­ди­те­лям, что, как и в каком ко­ли­че­стве сле­ду­ет про­из­во­дить. Рынок есть фокус, в ко­то­ром пе­ре­се­ка­ют­ся и от­ра­жа­ют­ся виды ак­тив­но­сти; из этого цен­тра они рас­про­стра­ня­ют­ся даль­ше... На­прав­ле­ние эко­но­ми­че­ских акций в усло­ви­ях рынка яв­ля­ет­ся за­да­чей пред­при­ни­ма­те­лей. За ними остаётся и функ­ция про­из­вод­ствен­но­го кон­тро­ля. Они стоят у штур­ва­ла и управ­ля­ют ко­раб­лем. По­верх­ност­но­му на­блю­да­те­лю ка­жет­ся, что имен­но они за­ни­ма­ют клю­че­вые по­зи­ции. Од­на­ко это не так: сами пред­при­ни­ма­те­ли, без­услов­но, под­чи­ня­ют­ся ко­ман­дам ка­пи­та­на, и этот ка­пи­тан - по­тре­би­тель. Уста­нав­ли­ва­ют, что имен­но долж­но быть про­из­ве­де­но, не пред­при­ни­ма­те­ли, ка­пи­та­ли­сты, зем­ле­вла­дель­цы, а по­тре­би­те­ли. Если ком­мер­сант не под­чи­ня­ет­ся стро­гим по­ряд­кам, вы­ра­жен­ным в струк­ту­ре ры­ноч­ных цен, то его ждут сна­ча­ла убыт­ки, а затем банк­рот­ство. Его про­сто вы­тес­ня­ют дру­гие аген­ты, те, кто лучше спо­со­бен удо­вле­тво­рить спрос по­тре­би­те­лей... Имен­но по­тре­би­те­ли спо­соб­ны сде­лать бо­га­то­го бед­ным, а бед­но­го -бо­га­тым. Толь­ко они с точ­но­стью опре­де­ля­ют ко­ли­че­ство и ка­че­ство, а также сам вид про­дук­ции. Бес­при­страст­ные эго­и­сты, они со­сто­ят из ка­при­зов и фан­та­зий, из­мен­чи­вых и не­пред­ска­зу­е­мых. По­ми­мо соб­ствен­но­го удо­вле­тво­ре­ния, они ни­че­го не же­ла­ют знать. Не имеют зна­че­ния ни былые за­слу­ги, ни пре­дан­ные ин­те­ре­сы. (Л. Мизес ) Показать текстСпрятать текст Впишите ответ на за­да­ние в поле выше или за­гру­зи­те его (в фор­ма­тах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png): Загрузка ре­ше­ний доступна для за­ре­ги­стри­ро­вав­ших­ся пользователей
Тип Условие
C2 C 2 № 1436. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста, объ­яс­ни­те, по­че­му от­но­ше­ние учёных к по­ня­тию «про­гресс» не­од­но­знач­но. При­ве­ди­те три объ­яс­не­ния. Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4. В со­ци­аль­ной си­сте­ме не­пре­рыв­но про­ис­хо­дят про­цес­сы, ко­то­рые могут при­во­дить как к воз­ник­но­ве­нию новых эле­мен­тов, так и к ис­чез­но­ве­нию ранее су­ще­ство­вав­ших эле­мен­тов и от­но­ше­ний. Речь идёт о про­бле­ме со­ци­аль­ных из­ме­не­ний. Су­ще­ству­ют две ос­нов­ные формы со­ци­аль­ных из­ме­не­ний: эво­лю­ция и ре­во­лю­ция. Рав­но­вес­ной мо­де­лью со­ци­аль­ных из­ме­не­ний яв­ля­ет­ся эво­лю­ция. Ещё со­цио­лог Г. Спен­сер опре­де­лял эво­лю­цию как по­сте­пен­ный про­цесс по­яв­ле­ния всё более слож­ных со­ци­аль­ных форм. Не­рав­но­вес­ной мо­де­лью со­ци­аль­ных из­ме­не­ний вы­сту­па­ет ре­во­лю­ция. Со­ци­аль­ная ре­во­лю­ция - это такой спо­соб пе­ре­хо­да к но­во­му ка­че­ству, при ко­то­ром со­ци­аль­ная си­сте­ма ока­зы­ва­ет­ся в не­устой­чи­вом со­сто­я­нии: про­ис­хо­дит её де­ста­би­ли­за­ция, на­ру­ша­ет­ся ба­ланс со­ци­аль­ных сил. <...>
Тип Условие
C3 C 3 № 1437. Про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые три упо­мя­ну­тых в тек­сте свой­ства со­ци­аль­но­го про­грес­са. К каж­до­му свой­ству при­ве­ди­те по од­но­му при­ме­ру. Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4. В со­ци­аль­ной си­сте­ме не­пре­рыв­но про­ис­хо­дят про­цес­сы, ко­то­рые могут при­во­дить как к воз­ник­но­ве­нию новых эле­мен­тов, так и к ис­чез­но­ве­нию ранее су­ще­ство­вав­ших эле­мен­тов и от­но­ше­ний. Речь идёт о про­бле­ме со­ци­аль­ных из­ме­не­ний. Су­ще­ству­ют две ос­нов­ные формы со­ци­аль­ных из­ме­не­ний: эво­лю­ция и ре­во­лю­ция. Рав­но­вес­ной мо­де­лью со­ци­аль­ных из­ме­не­ний яв­ля­ет­ся эво­лю­ция. Ещё со­цио­лог Г. Спен­сер опре­де­лял эво­лю­цию как по­сте­пен­ный про­цесс по­яв­ле­ния всё более слож­ных со­ци­аль­ных форм. Не­рав­но­вес­ной мо­де­лью со­ци­аль­ных из­ме­не­ний вы­сту­па­ет ре­во­лю­ция. Со­ци­аль­ная ре­во­лю­ция - это такой спо­соб пе­ре­хо­да к но­во­му ка­че­ству, при ко­то­ром со­ци­аль­ная си­сте­ма ока­зы­ва­ет­ся в не­устой­чи­вом со­сто­я­нии: про­ис­хо­дит её де­ста­би­ли­за­ция, на­ру­ша­ет­ся ба­ланс со­ци­аль­ных сил. <...> Со­ци­аль­ный про­гресс сле­ду­ет по­ни­мать как одну из форм раз­ви­тия об­ще­ства, ос­но­ван­ную на таких не­об­ра­ти­мых из­ме­не­ни­ях в нём, в ре­зуль­та­те ко­то­рых осу­ществ­ля­ет­ся пе­ре­ход к более вы­со­ко­му уров­ню ма­те­ри­аль­но­го бла­го­со­сто­я­ния и ду­хов­но­го раз­ви­тия лич­но­сти. Про­гресс как по­ня­тие можно при­ме­нять как к си­сте­ме в целом, так и к от­дель­ным её эле­мен­там. От­но­ше­ние к ре­зуль­та­там со­ци­аль­но­го про­грес­са в науке да­ле­ко не од­но­знач­но. Часть учёных счи­та­ют, что на­деж­ды на без­гра­нич­ный про­гресс не оправ­да­лись, что со­ци­аль­ные из­ме­не­ния более слож­ны и про­ти­во­ре­чи­вы, типы и темпы их раз­лич­ны. Воз­мож­но за­стой­ное, по­пят­ное раз­ви­тие об­ще­ства, дви­же­ние по кругу. Од­на­ко по­ня­тие «про­гресс» до сих пор ис­поль­зу­ет­ся при ха­рак­те­ри­сти­ке со­ци­аль­ных из­ме­не­ний. Для опре­де­ле­ния уров­ня про­грес­сив­но­сти того или иного об­ще­ства тра­ди­ци­он­но ис­поль­зо­ва­лись два кри­те­рия: уро­вень про­из­во­ди­тель­но­сти труда и сте­пень сво­бо­ды лич­но­сти в об­ще­стве. Чем более про­грес­сив­но об­ще­ство, тем более вы­со­ки эти кри­те­рии. В со­вре­мен­ной со­ци­аль­ной науке оба этих кри­те­рия под­вер­га­ют­ся со­мне­нию в связи с из­ме­не­ни­ем ха­рак­те­ра труда (труд ста­но­вит­ся всё более ин­тел­лек­ту­аль­ным, а зна­чит, слож­нее поддаётся ко­ли­че­ствен­но­му учёту) и услож­не­ни­ем со­ци­аль­но­го по­ве­де­ния че­ло­ве­ка (фе­но­мен «бег­ства от сво­бо­ды», от­кры­тый Э. Фром­мом). В на­уч­ных дис­кус­си­ях о «цене про­грес­са» по­сте­пен­но на­чи­на­ет вы­де­лять­ся и утвер­ждать­ся тре­тий кри­те­рий - уро­вень нрав­ствен­но­сти в об­ще­стве. По-ви­ди­мо­му, этому кри­те­рию пред­сто­ит, раз­вив­шись и офор­мив­шись, стать ин­те­граль­ным кри­те­ри­ем, от­ра­жа­ю­щим важ­ней­шие тен­ден­ции из­ме­не­ния об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний. (А. Б. Без­бо­ро­дое, В. П. Фи­ла­тов и др.) Показать текстСпрятать текст Впишите ответ на за­да­ние в поле выше или за­гру­зи­те его (в фор­ма­тах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png): Загрузка ре­ше­ний доступна для за­ре­ги­стри­ро­вав­ших­ся пользователей
Тип Условие
C4 C 4 № 1438. Опи­ра­ясь на со­дер­жа­ние тек­ста и зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, при­ве­ди­те три под­твер­жде­ния того, что уро­вень нрав­ствен­но­сти яв­ля­ет­ся ин­те­граль­ным кри­те­ри­ем про­грес­са. Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4. В со­ци­аль­ной си­сте­ме не­пре­рыв­но про­ис­хо­дят про­цес­сы, ко­то­рые могут при­во­дить как к воз­ник­но­ве­нию новых эле­мен­тов, так и к ис­чез­но­ве­нию ранее су­ще­ство­вав­ших эле­мен­тов и от­но­ше­ний. Речь идёт о про­бле­ме со­ци­аль­ных из­ме­не­ний. Су­ще­ству­ют две ос­нов­ные формы со­ци­аль­ных из­ме­не­ний: эво­лю­ция и ре­во­лю­ция. Рав­но­вес­ной мо­де­лью со­ци­аль­ных из­ме­не­ний яв­ля­ет­ся эво­лю­ция. Ещё со­цио­лог Г. Спен­сер опре­де­лял эво­лю­цию как по­сте­пен­ный про­цесс по­яв­ле­ния всё более слож­ных со­ци­аль­ных форм. Не­рав­но­вес­ной мо­де­лью со­ци­аль­ных из­ме­не­ний вы­сту­па­ет ре­во­лю­ция. Со­ци­аль­ная ре­во­лю­ция - это такой спо­соб пе­ре­хо­да к но­во­му ка­че­ству, при ко­то­ром со­ци­аль­ная си­сте­ма ока­зы­ва­ет­ся в не­устой­чи­вом со­сто­я­нии: про­ис­хо­дит её де­ста­би­ли­за­ция, на­ру­ша­ет­ся ба­ланс со­ци­аль­ных сил. <...> Со­ци­аль­ный про­гресс сле­ду­ет по­ни­мать как одну из форм раз­ви­тия об­ще­ства, ос­но­ван­ную на таких не­об­ра­ти­мых из­ме­не­ни­ях в нём, в ре­зуль­та­те ко­то­рых осу­ществ­ля­ет­ся пе­ре­ход к более вы­со­ко­му уров­ню ма­те­ри­аль­но­го бла­го­со­сто­я­ния и ду­хов­но­го раз­ви­тия лич­но­сти. Про­гресс как по­ня­тие можно при­ме­нять как к си­сте­ме в целом, так и к от­дель­ным её эле­мен­там. От­но­ше­ние к ре­зуль­та­там со­ци­аль­но­го про­грес­са в науке да­ле­ко не од­но­знач­но. Часть учёных счи­та­ют, что на­деж­ды на без­гра­нич­ный про­гресс не оправ­да­лись, что со­ци­аль­ные из­ме­не­ния более слож­ны и про­ти­во­ре­чи­вы, типы и темпы их раз­лич­ны. Воз­мож­но за­стой­ное, по­пят­ное раз­ви­тие об­ще­ства, дви­же­ние по кругу. Од­на­ко по­ня­тие «про­гресс» до сих пор ис­поль­зу­ет­ся при ха­рак­те­ри­сти­ке со­ци­аль­ных из­ме­не­ний. Для опре­де­ле­ния уров­ня про­грес­сив­но­сти того или иного об­ще­ства тра­ди­ци­он­но ис­поль­зо­ва­лись два кри­те­рия: уро­вень про­из­во­ди­тель­но­сти труда и сте­пень сво­бо­ды лич­но­сти в об­ще­стве. Чем более про­грес­сив­но об­ще­ство, тем более вы­со­ки эти кри­те­рии. В со­вре­мен­ной со­ци­аль­ной науке оба этих кри­те­рия под­вер­га­ют­ся со­мне­нию в связи с из­ме­не­ни­ем ха­рак­те­ра труда (труд ста­но­вит­ся всё более ин­тел­лек­ту­аль­ным, а зна­чит, слож­нее поддаётся ко­ли­че­ствен­но­му учёту) и услож­не­ни­ем со­ци­аль­но­го по­ве­де­ния че­ло­ве­ка (фе­но­мен «бег­ства от сво­бо­ды», от­кры­тый Э. Фром­мом). В на­уч­ных дис­кус­си­ях о «цене про­грес­са» по­сте­пен­но на­чи­на­ет вы­де­лять­ся и утвер­ждать­ся тре­тий кри­те­рий - уро­вень нрав­ствен­но­сти в об­ще­стве. По-ви­ди­мо­му, этому кри­те­рию пред­сто­ит, раз­вив­шись и офор­мив­шись, стать ин­те­граль­ным кри­те­ри­ем, от­ра­жа­ю­щим важ­ней­шие тен­ден­ции из­ме­не­ния об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний. (А. Б. Без­бо­ро­дое, В. П. Фи­ла­тов и др.) Показать текстСпрятать текст
Тип Условие
C9 C 9 № 1813. Вы­пол­няя за­да­ние С9, вы мо­же­те про­явить свои зна­ния и уме­ния на том со­дер­жа­нии, ко­то­рое для вас более при­вле­ка­тель­но. С этой целью вы­бе­ри­те толь­ко одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний (СЭЛ-С9.3). Вы­бе­ри­те одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив по­став­лен­ную ав­то­ром про­бле­му (за­тро­ну­тую тему); сфор­му­ли­руй­те свое от­но­ше­ние к по­зи­ции, за­ня­той ав­то­ром; обос­нуй­те это от­но­ше­ние. При из­ло­же­нии своих мыс­лей по по­во­ду раз­лич­ных ас­пек­тов под­ня­той про­бле­мы (обо­зна­чен­ной темы), при ар­гу­мен­та­ции своей точки зре­ния ис­поль­зуй­те зна­ния, по­лу­чен­ные при изу­че­нии курса об­ще­ст­во­зна­ния, со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия, а также факты об­ще­ствен­ной жизни и соб­ствен­ный жиз­нен­ный опыт. С9.1 Фи­ло­со­фия: «Че­ло­век - всего лишь трост­ник, сла­бей­шее из тво­ре­ний при­ро­ды, но он - трост­ник мыс­ля­щий». (Б. Пас­каль) С9.2 Со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия: «Для че­ло­ве­ка нет ни­че­го более ин­те­рес­но­го в мире, чем люди». (В. Гум­больдт) С9.3 Со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия: «Че­ло­век может лишь ак­тив­но со­брать себя в лич­ность». (М. Шелер) Тест № 3
Тип Условие
B16 B 16 № 2564. Вы­бе­ри­те из пред­ло­жен­но­го про­яв­ле­ния де­я­тель­но­сти ин­сти­ту­тов граж­дан­ско­го об­ще­ства. 1. Меж­ре­ги­о­наль­ный проф­со­юз во­ди­те­лей-даль­но­бой­щи­ков об­ра­тил­ся с ини­ци­а­ти­вой из­ме­не­ния рас­по­ло­же­ния склад­ских по­ме­ще­ний и сто­я­нок близ сто­лич­но­го ме­га­по­ли­са. 2. Ми­ни­стер­ство по делам пе­ча­ти и ин­фор­ма­ции объ­яви­ло кон­курс на про­из­вод­ство серии ху­до­же­ствен­ных филь­мов о фор­ми­ро­ва­нии граж­дан­ской иден­тич­но­сти. 3. Пра­во­за­щит­ная ор­га­ни­за­ция «Сво­бо­да слова» вы­сту­пи­ла в под­держ­ку жур­на­ли­стов и пред­ло­жи­ла при­нять за­ко­ны, на­прав­лен­ные на га­ран­тию без­опас­но­сти их де­я­тель­но­сти. 4. Ас­со­ци­а­ция твор­че­ских учи­те­лей на­ча­ла на своем ин­фор­ма­ци­он­ном пор­та­ле про­ект кон­суль­ти­ро­ва­ния мо­ло­дых учи­те­лей по ме­то­ди­че­ским во­про­сам. 5. След­ствен­ный ко­ми­тет Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции при­нял к рас­смот­ре­нию дело о на­па­де­нии на из­вест­но­го жур­на­ли­ста. 6. Пре­зи­дент стра­ны ини­ци­и­ро­вал со­зда­ние но­во­го ин­но­ва­ци­он­но­го на­уч­но­го цен­тра в под­мос­ков­ном Скол­ко­во. Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми без про­бе­лов. Ответ:

Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Тип Условие
B25 B 25 № 4432. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и эле­мен­та­ми ста­ту­са на­ло­го­пла­тель­щи­ка: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д
Тип Условие
B26

B 26 № 1394. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­делённой бук­вой.

(А)В ор­га­ны ЗАГС при­шли со­вер­шен­но­лет­ние Иван и На­та­лья, чтобы по­дать за­яв­ле­ние о го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции брака. (Б)Со­труд­ник ЗАГС от­ка­зал­ся при­нять это за­яв­ле­ние, по­то­му что Иван при­знан судом не­дее­спо­соб­ным. (В)На­та­лья, знав­шая об этом и ру­ко­вод­ство­вав­ша­я­ся же­ла­ни­ем за­ре­ги­стри­ро­вать­ся в квар­ти­ре Ивана, по­сту­пи­ла без­нрав­ствен­но. (Г) Опе­ку­нам Ивана сле­ду­ет лучше сле­дить за ним.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста носят

1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний

За­пи­ши­те под бук­вой, обо­зна­ча­ю­щей по­ло­же­ние, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его ха­рак­тер.

A Б В Г
Тип Условие
B27 B 27 № 3276. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков. «Со­вре­мен­ное об­ще­ство от­ли­ча­ет­ся вы­со­ким уров­нем ________ (А), в нём каж­дый имеет мно­же­ство воз­мож­но­стей пе­ре­ме­нить свое по­ло­же­ние: можно пе­ре­се­лить­ся из го­ро­да в де­рев­ню, из ма­лень­ко­го го­род­ка - в гром­ный ме­га­по­лис, сме­нить место ра­бо­ты или про­фес­сию. Важ­ней­шую роль в до­сти­же­нии ________ (Б) имеет уро­вень об­ра­зо­ва­ния, про­фес­си­о­на­лиз­ма. Без глу­бо­ких зна­ний не­воз­мож­но найти ста­биль­ную, хо­ро­шо опла­чи­ва­е­мую ра­бо­ту, за­нять ________ (В), стать не­за­ме­ни­мым для кол­лег. В про­цес­се ры­ноч­ных ре­форм, про­ис­хо­дя­щих в нашей стра­не в 1990-е годы, рос­сий­ское об­ще­ство резко раз­де­ли­лось по _______ (Г). В на­сто­я­щее время со­хра­ня­ет­ся су­ще­ствен­ный раз­рыв между не­боль­шим ко­ли­че­ством сверх­бо­га­тых людей, ак­тив­но ску­па­ю­щих не­дви­жи­мость за ру­бе­жом, воз­во­дя­щих особ­ня­ки, и зна­чи­тель­ной мас­сой на­се­ле­ния стра­ны, жи­ву­щей чуть выше или на уров­не _______ (Д). А вот «_______ (Е)», ко­то­рый пред­став­ля­ет собой ста­би­ли­зи­ру­ю­щую силу об­ще­ства в раз­ви­тых стра­нах, у нас на­хо­дит­ся толь­ко на ста­дии ста­нов­ле­ния». Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз. Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке боль­ше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

сайт - 2015-2020 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию

Для записи ответов на задания этой части (21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ NO 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а за­

тем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разбор­

Прочитайте текст и выполните задания 21-24. .

Некоторые считают, что поскольку мышление сложный процесс, его изучение выходит за пределы наших

технических возможностей и нашего понимания. Такой ар­ гумент есть немного правда и немного ложь. Трудно не признать, что многие особенности нашего мышления оста­ ются тайной, но верно и то, что достижения психологии дали нам замечательный арсенал методов и моделей, спо­ собных приоткрыть некоторые факты, относящиеся к мыш­ лению. Мышление участвует в решении задач и формиро­ вании понятий.

Формирование понятий (или усвоение понятия) отно­

сится к умению выяснять свойства, присущие некоторому

классу объектов или идей. Понятие можно определить как

совокупность определенных существенных признаков и

правил, связывающих эти признаки. Признаки означают

некоторые характеристики объектов, относящихся и к дру­

гим объектам. Подвижность, например, это признак авто­ мобиля, но подвижностью обладают и другие объекты -

поезда, птицы. Человек определяет, насколько существенен данный признак для этого объекта, на основе определенных критериев. Признаки можно различать как на количест­ венной, так и на качественной основе. Так, подвижность -

это качественная черта, которую можно измерить количе­

ственно. К примеру, автомобиль данной марки обладает

этим признаком в большей степени, чем автомобили других

Формирование понятий - одв:а из самых важных по­ знавательных функций человека. В большинстве наук в пе­

риод их становления формирование понятий играет ре­

шающую роль в оргав:изации данных. Расположение

элементов в химии, разработка филогенетической класси­ фикации в биологии, классификация видов памяти в био­ логии - все это примеры формирования понятий, способ­

ствующих лучшему пониманию предмета.

Если мы представим себе мириады различных объектов и событий, с которыми встречаемся в повседневной жизни, то

задача приобретения понятий может оказаться слишком сложной, и все же эта поразительная задача выполняется от­

носительно легко. Вполне может быть, что постижение мира

возможно только через развитие познавательных структур,

которые связывают кажущиеся рассеянными объекты и собы­

тия в единое понятие. Таким образом, изучение формирова­ ния понятий не изолировано от основного потока повседнев­ ной жизни, но находится прямо в центре ее.

Термины «мысль» и «мышление» означают общий

процесс рассмотрения в уме какого-либо вопроса; логика - это наука о мышлении, изучающая его законы. Два чело­

века могут думать об одном и том же, но их выводы, полу­

ченные посредством мышления, могут отличаться; одно бу­

дет <с логичным , другое - «нелогичным».

(Р. Солсо)

ния понятий в науке и других способах постижения

мира? Приведите два положения, раскрывающих эту

22. Как связаны мышление и логика? Почему выводы размышлений при наличии одного предмета рассмот­

рения· или одной темы могут отличаться у разных лю­

купность существенных признаков. Опираясь на обще­ ствоведческие знания, укажите один существенный

признак любых трех понятий, относящихся к различ­

ным сферам общества.

24. Существует точка зрения, согласно которой абстракт­

ные умозаключения не способны приводить к пра­ вильным выводам без включения непосредственного наблюдения, чувственных данных. Приведите два ар­

гумента в поддержку этой позиции и один аргумент -

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная ролы? Привлекая знания обществоведче­

ского курса, составьте два предложения: одно предло-

26. В рыночной экономике с определенной периодично­

стью наблюдаются спады и подъемы производства и деловой активности. Дайте три пояснения причин

циклического развития экономики в условиях рынка.

Конкретизируйте любую из этих причин.

27. Коммерческое предприятие ((Сигма» занимается разра­ боткой и распространением программного обеспечения

для компьютеров. Получаемая от реализации продук­

ции прибыль распределяется в соответствии с разме­

ром вносимого каждым членом коллектива пая и до­

лей его трудового участия. Какова организационно­

правовая форма этого предприятия? Укажите два при­ знака, по которым вы это установили. Назовите еще один дополнительный признак этой организационно­

правовой формы, не указанный в условии задачи.

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме

Политическое сознание». Составьте план, в соответст­

вии с которым Вы будете освещать эту тему. План

два или более детализированы в подпунктах.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой це­ лью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний,

раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозна­ чив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой

проблемы (обозначенной темы), при аргументации

своей точки зрения используйте знания, полученные

при изучении курса обществознания, соответствую­

щие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактиче­

ской аргументации приведите не менее двух примеров

из различных источников.)

Философия

~поиск истины важнее, чем облада-

ние ею» (А. Эйнштейн).

Экономика

«Бережливость - важнейший источ-

ник благосостояния» (Цицерон).

Социология,

«Есть много способов сделать карьеру,

социальная

но самый верный из них - родиться

психология

в нужной семье» (Д. Трампт).

Политология

«Большая политика - это всего лишь

здравый смысл, применимый к боль-

шим делам» (Наполеон).

29.5 Правоведе- «Наряду с законами государственны-

няющие упущения в законодательст-

ве» (Г. Филдинг).

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИSI ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Вариант 1

Часть 1

Задания 1-3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание

считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению за­

Правильное выполнение заданий 4-9, 11, 13-20 оце­ нивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания - 2 бал­ ла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми

верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (от­

сутствие одной необходимой цифры) - 1 балл; неверное

выполнение задания (при указании двух или более оши­

бочных цифр) -

О баллов.

No задания

No задания

нормативная

Критерии оценивания заданий с развернутым

21. Укажите четыре фактора, влияющих на складывание

формы государства.

не искажающие его смысла)

В ответе указываются факторы:

- уровень экономического развития;

не искажающие его смысла)

- соотношение между политическими силами;

- географическое положение страны;

Исторические традиции.

Элементы ответа могут быть приведены в иных,

близких по смыслу формулировках

Указаны четыре фактора

Указаны два-три фактора

Указан один фактор.

ИЛИ Ответ неправильный

Мак:симальпый балл

22. Приведите указанные автором два признака монархии.

Используя обществоведческие знания, назовите еще

один признак.

не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны быть следующие эле-

1) приведены два признака монархии, указанные

- во главе государства стоит монарх,

- его правление не ограничено каким-либо сроком;

2) назван еще один признак, например: власть пе-

редается по наследству.

Может быть назван другой признак

Приведены два признака, назван еще один

Приведены два признака.

ИЛИ Приведен один признак, назван еще один

Приведен один признак.

ИЛИ Назван еще один признак.

ИЛИ Ответ неправильный

Мак:симальпый балл

23. В статье 1 Конституции РФ устанавливается, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Соотнесите эти характеристики российского государ­

ственного строя с тремя, указанными в тексте, эле­

ментами формы государства как системы (сначала приведите элемент, затем дайте его характеристику).

не искажающие его смысла)

в ответе должны быть указаны три элемента фор-

мы, каждая из которых должна быть соотнесена с

характеристиками российского государственного

1) форма правления: республика;

2) форма территориально-государственного устрой-

ства: федерация;

3) политический режим: демократия.

"Указаны три элемента формы, каждый соотнесен с

соответствующей характеристикой российской го-

сударственности

"Указаны и соотнесены два элемента формы

"Указан и соотнесен один элемент формы

Ответ неправильный

Максимальный балл

24. Сторонники монархий утверждают, что такие государ­ ства более устойчивы и лучше обеспечивают преемст­ венность власти. Опираясь на обществоведческие зна­

ния, используя текст, приведите три аргумента в

пользу республиканского строя.

(допускаются иные формулировки ответа,

не искажающие его смысла)

в ответе могут быть приведены следующие ~

1) республиканская форма с системой постоянных

выборов органов власти обеспеЧивает участие на-

селения в политических процессах;

2) в республиках устанавливается более тесная

связь власти с народом благодаря ответственности

лидеров перед своими избирателями;

3) сменяемость власти при республиканском строе

создает условия для обновления элит.

Могут быть приведены другие аргументы

Показаны два преимущества и один недостаток

Показано одно преимущество и один недостаток.

ИЛИ Показаны два преимущества

Показано одно преимущество.

25. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «по­

требитель ? Привлекая знания обществоведческого

курса, составьте два предложения: одно предложение,

не искажающие его смысла)

элементы:

1) смысл понятия, например: потребитель - это тот, кто приобретает и использует товары, заказы­

вает услуги для личных целей.

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение)

2) одно предложение с информацией о целях по­ требителя, например: «Целью потребителя являет­

ся извлечение максимальной полезности от ис­

пользования товаров и услуг .

3) одно предложение, содержащее информацию об

источниках дохода, получаемого потребителем,

например: «Одним из источников дохода потреби­

теля является заработная плата .

(Могут быть составлены любые другие предложения,

Предложения должны быть сформулированы кор­

ректно, не содержать элементов, искажающих

смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки,

не засчитываются при оценивании

Правильно названы и проиллюстрированы приме-

рами три функции

Правильно названы две-три функции, две из кото-

рых проиллюстрированы примерами.

ИЛИ Правильно названы две функции, приведены

ИЛИ Приведены только три примера

Правильно приведены только один-два примера.

ИЛИ Названы только одна-две функции.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера,

не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальпый балл

26. Назовите любые три вида социальных норм и про­

иллюстрируйте каждую из них примером.

не искажающие его смысла)

В ответе должны содержаться следующие элемен­

1) названы три вида социальных норм, например:

Нормы морали;

Нормы права;

- традиции и обычаи;

2) каждая из норм проиллюстрирована примером,

допустим:

- уважение к старшим, забота о младших, чест­

ность в отношениях с окружающими как проявле­

ния моральных норм;

Примеры нормативно-правовых актов: Конститу­ ция РФ, федеральное законодательство (закон Об образовании в РФ , закон:ь~ субъектов РФ, указы Президента РФ);

- примеры традиций и обычаев: праздник по­

27. В лаборатории химического института проводится

сложный научный эксперимент. Ведутся постоянные

наблюдения за происходящими изменениями. Полу­

ченные данные обрабатываются и анал:изируются по установленным критериям. Назовите три метода науч­

ного исследования, упомянутые в условии задания.

Опираясь на обществоведческие знания, укажите и

кратко охарактеризуйте еще один метод, используе­

мый в науке.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие

элементы:

1) названы методы научного исследования:

Наблюдение;

Эксперимент;

- системный анализ;

2) указан еще один метод, например: моделирование;

3) указанный метод кратко охарактеризован, на­

пример: разработка некоторых схематических

представлений, аналогичных реальным процессам

и явлениям, для выделения и изучения наиболее

существенных свойств и связей.

Может быть указан другой метод и дана иная ха­

рактеристика.

зап и охарактеризован еще один метод

Названы три метода научного исследования, ука-

зан еще один метод.

ИЛИ названы два метода научного исследования,

указан и охарактеризован еще один

Названы три метода научного исследования.

ИЛИ Названы два метода исследования~ указан

еще один.

ИЛИ Назван один метод исследования, указан и

охарактеризован еще один