Когда хоронить умершего. Почему людей хоронят на третий день после смерти

Христианские обычаи, пожалуй самые разнообразные и касаются всех сфер культуры. Коснулись они и обряда погребения. Помимо особого обряда отпевания и процесса погребения, у славян имеется обязательная традиция, когда покойников придают земле на третьи сутки после смерти. С чем связана подобная странность? Ведь у многих народностей мертвецы хоронятся сразу в день смерти или вовсе сжигаются.

Почему людей хоронят в землю?

По мнению современных историков обряд погребения в землю был и остается наиболее рациональным и правильным из всех существующих. Он имеет несколько бытовую и примитивную основу. Во - первых родственники, которые потеряли близкого человека, намного легче переносили утрату при погребении умершего в землю, нежели бы на их глазах проводили процесс кремации. Во-вторых, ранее кладбища имели статус культового места и их посещение было подобно посещению театра.

Похороны на третий день после кончины

Каждая народность с особым вниманием и трепетом относится к покойникам. Этим самым можно и объяснить самые разнообразные обряды отпевания, прощания, обмывания, а также сам процесс похорон. Подобные процедуры и действа требуют большого количества времени, чем и объясняется столь длительное пребывание покойника в доме.

Но если говорить о сакральном, то по общепринятым понятиям душа, которая покинула своё тело еще два дня находится в мире живых и свыкается с отсутствием телесной оболочки. И только после третьего дня душа усопшего отправляется в загробный мир, где её ожидают сложные испытания.


Стоит ли этому верить?

Таким образом, человеческие похороны-процесс относительный. Не существует точного утверждения или подтверждения правильности того или иного обряда захоронения. Однако, если мы разберемся в этом более глубже и детально, то заметим, что под любой сакральной и многовековой традицией скрывается бытовая практичность и удобство.

Как бы нам ни хотелось жить вечно, людям суждено умирать. Поэтому хлопоты с похоронами рано или поздно затронут каждого. Важно знать, как подготовиться к этому дню, а главное - когда отправлять в последний путь умершего.

Сегодня мы расскажем, почему принято хоронить умершего именно на 3-й день после смерти. А также об остальных днях, которые необходимо учитывать с точки зрения христианских обычаев.



Когда хоронят людей

По православным канонам принято хоронить умершего на третий день после смерти. Почему третий день? В пятницу Христос умер, в воскресенье воскрес. Отсюда и 3 дня. Дальше по христианским канонам до третьего дня душа находится на земле, а вот с 3-го по 9-й день ей показывают загробный мир.



Как утверждают святые отцы, в течение трех дней душа умершего находится возле его тела. Если мы похороним тело, то ей некуда будет отправиться. В этот период между телом и душой еще сохраняется взаимосвязь, которую ни в коем случае нельзя обрывать. Душа в последние три дня должна находиться дома, среди близких людей.



А вот с 9-го дня для души умершего начинается самый тяжелый период. Она идет по мытарствам, где познает все свои грехи. В период с 9-го по 40-й день близким рекомендуют молиться за умершего. На 40-й день душа предстает перед судом Божим, где определяется, куда она попадет. Желательно на 3-й, 9-й и 40-й дни заказывать панихиду.



СОВЕТ РЕДАКЦИИ

Как вести себя в день погребения, знает каждый, а вот что делать на следующий день после похорон, понятно далеко не всем. Процесс проведения похоронного ритуала - это всегда большой стресс для всех членов семьи усопшего. Существует немало процедур и обрядов, которые необходимо провести на следующий день после захоронения умершего человека. Это нужно знать и осуществлять для вашего же блага и упокоения души усопшего.

Самые важные обряды, которые необходимо провести на второй день после похорон

После того как покойному человеку посвятят панихиду в первый день похорон, . На второй день близкие родственники умершего должны обязательно сходить на кладбище к захороненному и проведать его на так называемом «новом» месте. В это же время необходимо приносить завтрак покойнику. Такая традиция пришла к нам еще от язычества, из тех времен, когда религия и церковь были запрещены законодательством. Православные священники не поддерживают данный обряд поливания могилки водкой и организации трапезы на кладбище, так как по их сведениям любой прием пищи на кладбище - это большой грех.

Родственники усопшего должны помнить, что на второй день после похорон он ждет не просто еды, а молитвы и только самых близких людей возле себя.

Даже если у вас нет возможности принести завтрак, нужно просто прийти на могилку и прочитать молитву, это ничем не будет отличаться от традиционного ритуала. Не помешает в этот день раздавать прохожим:

  • конфеты;
  • пирожки;
  • деньги;
  • одежду.

Несмотря на то, каким человеком был умерший, нужно вспоминать его только добрыми словами. Делать это должны не только родственники и близкие люди, но и самые злейшие враги.

Обычно хоронят человека на 2–3 день после его смерти. За эти пару дней начинается так называемое восхождение человеческой души к Богу на тот свет. В эти дни очень важно говорить только хорошие слова об усопшем. Благодаря правильным действиям родственников покойник быстро найдет свое место в ином мире и, вероятнее всего, попадет в рай. Ну и, само собой, благодаря выполнению всех после мы быстрее смиримся с уходом родного нам человека.

Чего нельзя делать по прохождении ночи после похорон?

Если у человека умер близкий кровный родственник или просто родной человек, необходимо обязательно изучить информацию о том, чего нельзя делать на следующий день после захоронения усопшего.

В этом случае лучше всего послушать религиозных наставников, так как все их советы вполне адекватные и действенные.

Они помогут покойнику как можно быстрее отыскать свое место в мире мертвых и смогут спасти усопшего от вечных скитаний в мире живых.

Существует множество традиций, которые лучше не нарушать после смерти родственника. В доме или квартире, в которой умер или проживал человек, в первый же день следует завесить все зеркала плотной тканью, чтобы не было видно изображение. Не снимать полотна необходимо первые 40 дней. Священники утверждают, что в это время живой человек может увидеть в зеркале отражение покойника, который, в свою очередь, сможет навредить живому. Можно сказать, что зеркало является инструментом связи между усопшим и живыми.

Служители церкви утверждают, что ни в коем случае нельзя зацикливаться на смерти родственника и ежедневно ходить на могилку. Такие действия не дают ему возможности нормально уйти в иной мир, не оставаясь здесь. Будет очень хорошо, если близкие люди проведают умершего на кладбище только на 2 день и принесут завтрак, но не более того.

Молиться родственникам умершего человека можно хоть и каждый день в неограниченных количествах, но только тогда, когда проявляется подобное желание.

Заставлять себя не стоит, это никак не поможет упокоиться усопшему. Ну и, конечно же, нельзя заливать свое горе морем алкоголя. Мир мертвых этого не любит. Чрезмерная скорбь, которая будет длиться много дней подряд, - это последнее дело в проведении ритуальных процедур.

23.01.2005 Светланая, город Красноармейск М.О.

Простите пожалуйста, за вопрос, но меня давно интересует, почему усопшего хоронят именно на 3-и сутки, после чего поминают его на 9 и 40 день.Связано ли это с покиданием духа усопшего дома, где он жил или с чем -либо другим. Ходят разные слухи, но хочется знать традиции христианина точнее, а не по слухам. Спасибо заранее.

В раннем христианстве хоронили и на 1-е сутки. Потом из-за обвинения христиан в том, что они хоронят живых, стали погребать на третьи сутки, связывая это и с трехдневным пребыванием во гробе Христа и после - Его Воскресением. Это основное.

Предание еще стало говорить, что на третий день душа приносится ангелами на поклонение к Богу, а до третьего дня ей позволено скитаться по земле в памятных местах. До 9 дня душе показывают райские обители, а после ведут в ад, где до 40 дня она смотрит на разные виды мучения грешников. А в 40 день - частный суд Божий над душой. Число сорок в Писании связано как раз с завершением чего-то важного, с полнотой. Так, Моисей получал законы от Бога 40 дней на Синае. Христос вознесся на небо на сороковой день.

В отношении покидания душой тела одно можно сказать - смерть тела означает момент покидания его душой. Что происходит далее? Есть разные предположения, видения, откровения, но догматического учения здесь нет. Одно есть - то что душа после смерти судится Богом за всю свою земную жизнь. Так, если вспомнить о мытарствах, то можно сказать, что некоторые посмертные видения говорят, что бесы-мучители сразу приступают к душе, напоминая о грехах. И что души явно грешные не доходят до райских мест.Их раем становится то, что заслужили.

Так что правильнее говорить, что похороны на 3-й день - это вера в Воскресение Христово на третий день, 9-й день - день почитания ангельского мира в девяти чинах, к которым обращаются в молитвах за помощью душе усопшего, 40 -й день - символ Вознесения Христа на Небо.

Где же душа тотчас по разлучении с телом? Что же значат 3-й, 9-й и 40-й дни? В какое же время, день душа проходит воздушные мытарства и когда по разлучении с телом совершается частный суд?

Святой Макарий Александрийский передает нам следующее ангельское откровение о состоянии душ умерших в первые сорок дней по разделении их от тел своих.

Когда совершится таинство смерти и душа отделится от тела, она -душа - в течение первых двух дней пребывает на земле и в сопровождении ангелов посещает те места, в которых имела обыкновение творить правду, скитается около дома, в котором разлучилась со своим телом, а иногда пребывает и около гроба, в котором покоится ее тело. В третий же день, в подражание воскресению Христову, происшедшему в третий день, повелевается всякой христианской душе вознестись на небеса для поклонения

Богу всяческих. Вот причина, почему Святая Церковь имеет благое обыкновение в третий день совершать приношение и молитву за душу умершего.

Третий день по смерти человека называют и третинами и поминают усопшего, принося о нем Богу молитвы - служат панихиду. Сей день для почившего и для нас, еще живых, имеет прямое духовное соотношение к воскресению Начальника жизни нашей, положившего начало нашему (следовательно, и твоего усопшего) блаженному воскресению. В третий день покойника хоронят. Предавая земле дорогое нашему сердцу тело, обратим ум и сердце к Победителю смерти, даровавшему торжество жизни над смертию - торжество наше, а следовательно, и твоего усопшего торжество, совершившееся в воскресении Христовом. Церковь торжественно уверяет нас, своих чад, что Христос воскрес из мертвых и сущим во гробах живот даровал. И твоему покойнику - слышишь ли? - дарованы жизнь и воскресение только чрез Христа.

В третий день тело предается земле, а душа должна вознестись на небо : "И возвратится персть в землю, яко же бе; и дух возвратится к Богу, Иже даде его" (Еккл. 12, 7).

Неизмеримое пространство между небом и землею, или между Церквами торжествующею и воинствующею, это пространство в обыкновенном разговорном языке человеческом, и в Священном Писании, и в писаниях святых отцов называется воздухом. Итак, здесь воздухом называется не тонкое эфирное вещество, окружающее землю, а самое пространство.

Это пространство наполняют отверженные, падшие ангелы, которых вся деятельность состоит в том, чтобы отклонять человека от спасения, делая его орудием неправды. Они хитро и враждебно действуют на нашу внутреннюю и внешнюю деятельность, чтобы и нас сделать общниками их погибели: "иский кого поглотити", - свидетельствует о диаволе апостол Петр (1 Пет. 5, 8). Что воздушное пространство есть жилище злых духов, о том свидетельствуют избранные сосуды Святаго Духа, и мы веруем сей истине.

Так зритель великих тайн Божиих в Апокалипсисе свидетельствует, что падшие ангелы лишились своего жилища небесного (Апок. 12, 8-9). Поэтому где же их пристанище? В Книге Иова поднебесная является их жилищем (Иов 1, 7), и учитель языков уже прямо называет их духами злобы поднебесными, а главу их - князем власти воздушной (Еф. 6, 12; 2, 2).

С того самого момента, как последовало падение наших прародителей и изгнание из рая сладости, к древу жизни был поставлен херувим (Быт. 3, 24), но и другой, падший ангел, в свою очередь стал на пути к раю, чтобы пресечь человеку вход. Врата небесные заключились для человека, и князь мира и века сего с сего времени не пропустил к раю ни одной души человеческой, разлучившейся с телом. И праведники, кроме Илий и Еноха, и грешники нисходили во ад.

Первым безбедно прошел сей непроходимый путь к раю Победитель смерти, Разрушитель ада; и двери райские с сего времени отверзлись. За Господом безбедно прошел и благоразумный разбойник, и все ветхозаветные праведники, из ада Господом изведенные. Святые проходят сей путь безбедно, или, если и терпят иногда бесовские остановки, но добродетели их покрывают падения.

Если мы, будучи уже просвещены светом Христовым и имея свободное произволение делать правое или неправое, постоянно делаемся пленниками их, делателями неправды, исполнителями их гнусной воли, то тем более не оставят они душу, когда она отлучится от тела и должна будет идти к Богу чрез воздушное пространство. Разумеется, они представят душе все права на обладание ею как верною исполнительницею их внушений (мыслей, желаний и чувствований).

Бесы ей представляют ее греховную деятельность во всей полноте, и душа сознает справедливость сего показания.

Христиане, проводящие земную жизнь не без грехов, не получают прямо блаженной вечности. Необходимо, чтобы сии недостатки, падения, уклонения были взвешены и оценены.

Ежели душа не познала себя, не сознала себя совершенно здесь, на земле, то как существо духовно-нравственное должна по необходимости сознать себя за гробом; сознать, что выработала себе, к чему приспособилась, к какой привыкла сфере, что составляло для нее пищу и удовольствие. Сознать себя и таким образом самой произнести над собою суд прежде суда Божия; этого хочет небесное правосудие. Бог не хотел и не хочет смерти, но сам человек ее пожелал. Здесь, на земле, душа при помощи благодати может придти в сознание и принести истинное покаяние и получить от Бога отпущение грехов. Но за гробом же для приведения души к сознанию своей греховности употребляются падшие духи, которые, быв наставниками всякого зла на земле, теперь и представят душе ее греховную деятельность, напомнив все обстоятельства, при которых совершалось зло. Душа сознает свои грехи. Сознав свою греховность, она предупреждает уже и суд Божий над нею; так что суд Божий как бы уже определяет то, что сама душа произнесла над собою.

Покаянием соделанные грехи уничтожаются и уже нигде не поминаются - ни на мытарствах, ни на суде.

Ангелы добрые на мытарствах со своей стороны представляют добрые дела души.

Все пространство от земли до неба представляет двадцать отделений, или судилищ, на которых проходящая душа обличается басами в грехах. Каждое судилище или, как называется в отеческих писаниях, мытарство, а злые духи - мытарями, соответствует группе известного рода грехов.

Мытари не только уличают душу в соделанных ею грехах, но и в таких, которым никогда не подвергалась, как свидетельствует святой Иоанн Лествичник (Лествица, степень 7-я).

Порядок, в котором следуют мытарства одно за другим, заимствуем из повествования о них преподобной Феодоры. На пути к небу, направленном к востоку, душа встречает первое мытарство, на котором злые духи, остановив душу, сопровождаемую добрыми ангелами, представляют ей ее грехи словом (многоглаголание, пустословие, празднословие, сквернословие, насмешки, кощунства, пение песен и страстных гимнов, бесчинные восклицания, смех, хохот и тому подобное). Второе мытарство - лжи (всякая ложь, клятвопреступление, призывание имени Божия всуе, неисполнение обетов, данных Богу, утаение грехов пред духовником на исповеди). Третье мытарство - клеветы (оклеветание ближнего, осуждение, уничижение, обесслав-ление его, ругательство, насмешки при забвении собственных согрешений и недостатков, при невнимании к ним). Четвертое мытарство - чревоугодия (объедение, пьянство, безвременное и тайное едение, едение без молитвы, нарушение постов, сластолюбие, пресыщение, пирование, словом - все роды угождения чреву). Пятое мытарство - лености (леность и нерадение в служении Богу, уныние, оставление церковных и келейных молитвословий, тунеядство, наемники, исполняющие свою обязанность с небрежением). Шестое мытарство - воровство (всякого рода похищение и воровство грубое и благовидное, явное и тайное). Седьмое мытарство - сребролюбия и скупости. Восьмое - лихвы (ростовщики, лихоимцы и присвоители чужого). Девятое мытарство - неправды (неправедные: суд, мера, вес и все прочие неправды). Десятое мытарство - зависти. Одиннадцатое - гордости (гордость, тщеславие, самомнение, презорство, величание, невоздаяние должной чести родителям, духовным и гражданским властям, неповиновение им и ослушание их). Двенадцатое - ярости и гнева; тринадцатое - памятозлобия; четырнадцатое - убийства; пятнадцатое - волхвования (чародейство, обаяние, составление отравлений, наговоры, шепоты, чародейное призывание бесов). Шестнадцатое мытарство - блудное (все, что относится к этой скверне: мыслями, желаниями и самыми делами; блуд лиц, не связанных Таинством брака, мечтание греха блудного, умедление в этом мечтании, соизволение на грех, услаждение грехом, сладострастные воззрения, скверные осязания и прикосновения). Семнадцатое - прелюбодеяние (несохранение супружеской верности, блудные падения лиц, посвятивших себя Богу). Восемнадцатое мытарство - содомское (противоестественные блудные грехи и кровосмешение). Девятнадцатое мытарство - ересей (ложное мудрование о вере, сомнение в вере, отступничество от православной веры, богохульство) и, наконец, последнее, двадцатое мытарство - немилосердия (немилосердие и жестокость). Следовательно, прохождение мытарств бывает в третий день.

Преосвященный Макарий пишет: "Непрерывное, всегдашнее и повсеместное употребление в Церкви учения о мытарствах, особливо же между учителями четвертого века, непререкаемо свидетельствует, что оно передано им от учителей предшествовавших веков и основывается на предании апостольском" (Православное догматическое богословие, т. 5, с. 85-86).

Зная загробное состояние души, то есть прохождение мытарств и явление к Богу для поклонения, соответствующее третьему дню, Церковь и родственники, желая доказать, что помнят и любят почившего, молят Господа о безбедном прохождении душою воздушных мытарств и о прощении ей ее согрешений. Освобождение души от грехов составляет для нее воскрешение для жизни блаженной, вечной. Итак, по примеру Господа Иисуса Христа, воскресшего из мертвых в третий день, служится панихида по усопшему, дабы и он воскрес в третий день для бесконечной, славной жизни со Христом.

После поклонения Богу повелевается показать душе различные обители святых и красоту рая. Хождение и рассматривание райских обителей продолжается шесть дней. Душа удивляется и прославляет Создателя всего - Бога. Созерцая же все сие, она изменяется и забывает скорбь свою, которую имела, будучи в теле. Но, если она виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь в беспечности и не послужила Богу, как должно. По рассмотрении рая душа в 9-й день (от своего разлучения с телом) опять возносится на поклонение Богу. Итак, хорошо делает Церковь, что приносит приношение и молитвы в 9-й день за умершего.

Зная загробное состояние почившей души, соответствующее девятому дню на земле, в которое происходит второе поклонение Богу, Церковь и родственники молят Бога о причислении представившейся души к девяти ликам ангельским.

После второго поклонения Владыка повелевает показать душе ад со всеми его муками. Водимая душа видит повсюду мучения грешников, слышит плач, стон, скрежет зубов. В продолжение 30-ти дней душа водится по адским отделениям, трепеща, чтобы и самой не быть осужденною на заключение в оных. Наконец, в 40-й день по разлучении с телом, душа в третий уже раз возносится на поклонение Богу. Теперь-то, то есть в 40-й день по смерти, праведный Судия определяет душе приличное, по ее делам и земной жизни, местопребывание. Значит, частный суд над душою происходит в 40-й день по ее исходе из тела. Итак, правильно Святая Церковь совершает поминовение по умершему в 40-й день.

Сороковой день, или сорочина, от разрешения души от тела - есть день определения участи души в загробной жизни. Это частный суд Христов, определяющий судьбу души только до времени Страшного всеобщего суда. Это загробное состояние души, соответственное нравственной жизни на земле, не есть окончательное и может измениться.

Господь наш Иисус Христос в сороковой день от Своего воскресения превознес человеческое естество, воспринятое Им в Свою Личность, в состояние славы - воссе-дание на престоле Его Божества "одесную Отца" (Мф. 22, 44); так, по этому первообразу, умершие в сороковой день по смерти своей входят своими душами в определенное, соответственное своему нравственному достоинству, состояние.

Как Господь, совершив дело нашего спасения, Своею жизнию и смертию увенчал оное Своим Вознесением в 40-й день, так и души усопших, совершив свое жизненное поприще, в 40-й день по смерти получают воздаяние - свой загробный жребий.

Как Господь, в 40-й день вознесшись, всегда сидит одесную Бога Отца, ожидая, дондеже положатся враги Его подножию ног Его (Евр. 10, 12-13), так и души усопших, получив по частному суду Христову свой загробный жребий, остаются в нем (хотя и не без возможности перемены) до всеобщего суда Христова (Слово о поминовении усопших арх. Феодора, с. 37-38).

Это соответствие (параллель) между Христовыми состояниями и состояниями душ усопших признается словом Божиим (Евр. 9, 27-28).

Итак, сетующая душа о смерти близкого твоему сердцу, в сороковой день его возведи с верою ум и сердце к восшедшему в 40-й день по Воскресении Начальнику жизни нашей, "ныне да явится лицу Божию за нас", живых и усопших (Евр. 9, 24). Откажет ли всещедрый Отец Ему в этом ходатайстве, имея пред Собою Своего возлюбленного Сына в крестных за нас язвах? Держись же верою крепко такой любви Господа, и в славе Своей занятого вечною судьбою нашею, судьбою твоею и твоего покойника, и умоляй Его за усопшего, да благодатию Своею немощное в отшедшей душе уврачует, оскудевающее - восполнит, все согрешения простит и очистит и вчинит ее в жребий помилованных. Твоя вера и молитва, споспешествуемая Святою Церковью, много поможет усопшему при определении участи его до Страшного суда на частном суде Христовом.

Зная загробное состояние почившей души, соответствующее на земле сороковому дню, в которое, хотя не окончательно еще, решается участь почившего или для блаженства, или для мучения, Церковь и родственники опять спешат на помощь почившему. Служится в сей день панихида, чтобы, сколько зависит от нас, умилостивить всеблагого Бога относительно почившего.

Итак, из предыдущего видно, что душа по разлучении с телом два дня бывает на земле и в третий возносится к Богу на поклонение; затем в следующие шесть дней бывает в раю и, наконец, далее следующие тридцать дней бывает в аду; и в сороковой день она уже на месте, в состоянии, еще не окончательно решенном. Окончательное решение душа получит в день всеобщего суда.

Дни: годовой , а в следующие годы уже он будет день кончины, дни именин, рождения - для добрых христиан остаются навсегда памятными днями. Желая доказать, что смерть не расторгла духовного союза и отношения между живыми и умершими, они служат панихиду и молят Того, в Ком наше спасение и жизнь; молят Того, Кто Сам сказал нам: "Я... жизнь" (Ин. 11, 25).