Как можно переправится через реку. Переправы через горные реки. Переправа по соннику от А до Я

Всем доброго времени суток!
В этом посте хочу рассказать о способе наведения переправы через реку при помощи полиспаста. Надеюсь, информация окажется полезной))
Немного теории из Википедии
Полиспаст - (от греческого polyspastos - натягиваемый многими верёвками) это механизм, состоящий из системы огибаемых тросом подвижных и неподвижных блоков для подъёма и перемещения грузов. Он позволяет получить выигрыш в силе. Но при этом скорость и путь, пройденный перемещаемым объектом, уменьшаются прямо пропорционально увеличению силы.
У полиспаста множество применений и его можно использовать для поднятия тяжелых грузов, вытягивания машины из грязи, проведения спасательных работ, наведения переправы через реку.
Полиспасты по большому счету можно мастерить по разному (в зависимости от наличия оборудования), но примерная схема выглядит таким образом


Полиспаст можно тянуть из сдвоенной верёвки, для этого есть специальное оборудование и «мудрёные» способы вязки.
Если нет роликов, желательно использовать титановые или стальные карабины поскольку они создают наименьшее трение (титановые лучше), Они должны иметь овальную или грушевидную форму.
Желательно когда между верёвками полиспаста маленький угол, так удобнее тянуть и больше выигрыш в силе.
Удобство наведения переправы при помощи полиспаста состоит в том, что при натяжении можно использовать схватывающие узлы которые будут за вас держать веревку в натяжении и не дадут ей ослабнуть. Для нормального прусика надо чтобы основная верёвка имела диаметр 9-14мм, а репшнур 6-7мм.


Прусик можно заменить узлами Бахмана (нужен карабин), Гарда (два карабина), австрийским схватывающим.



Вместо схватывающих узлов эффективнее всего использовать зажимы с «агрессивными» кулачками. (Запрещены к использованию в некоторых странах), хз почему.
Я снял подробное видео по созданию системы полиспаст при переправе через реку, отдельно отснял все основные узлы и моменты. Надеюсь, материал будет полезен!

В натяжении веревки учувствовало 3ое парней по 12-14 лет, их силы хватило, чтобы натянуть 60ти метровую веревку до состояния струны. Тянули и вязали примерно час.Выигрыш в силе на видео примерно 2,5 раза (плохие ролики и карабин), в идеале-3,4 раза.
СОБСТВЕННО САМА ПЕРЕПРАВА
1. Один человек из группы вяжет основную вревку на противоположном берегу. Желательно использовать узлы типа «штык» (проще будет развязать)


2. На берегу отправления команда натягивает переправу полиспастом, и концы веревок крепит вокруг дерева узлом «удавка» или же как показано на видео.


3. Вся команда переправляется на другой берег. Человек прикрепляется с помощью обвязки карабина и ролика (можно ролик не использовать), а можно обойтись и без всяких систем (если позволяет физическое состояние)
4. Последний должен не забыть пристегнуть конец реп шнура к карабину удавки - это делается для того чтобы переправу можно было снять. (сдернуть)

На пути у альпинистов часто встречаются горные реки, которые представляют серьезные препятствия. Берега горных рек крутые, дно каменистое, с движущимися под водой валунами, вода очень холодная со скоростью течения 5-8 м в 1 с. Характерным для горных рек является резкое суточное колебание количества воды Самый высокий ее уровень бывает во второй половине дня, самый низкий - ночью, рано утром. Кроме того, уровень и скорость потока горной реки зависят от погоды и времени года. В ясную погоду, когда происходит обильное таяние снега и льда, паводки очень интенсивные, после ясной ночи утром вода спадает. Дожди и фены (теплые ветры) могут быстро увеличить мощность потока. С похолоданием уровень воды падает. С наступлением осени и зимы таяние ледников и снега уменьшается, уменьшается и количество воды в реках. В зимнее время переправиться через горные реки можно без особого риска. В летние месяцы переправы сложны и опасны.

СПОСОБЫ ПЕРЕПРАВЫ ЧЕРЕЗ ГОРНЫЕ РЕКИ

В практике применяются три вида переправ: над водой, вброд и вплавь при помощи плавательных средств. В зависимости от глубины, скорости потока, ширины реки и крутизны берегов выбирают тот или иной вид и способ переправы.

Переправа над водой самая надежная. К такого рода переправам относится переход по камням, находящимся на недалеком расстоянии друг от друга, со страховкой с берега или при помощи перил (рис. 115, 116).

Переходить через реку можно и по бревну (рис. 117). Этот способ надо проводить с применением перил и самостраховки, так как бревно может быть узким, шатающимся и скользким.

Переправа вброд. Существует несколько способов переправы вброд: в одиночку, групповой с опорой и без опоры. Выбор способа переправы зависит от все тех же особенностей горной реки. Спокойные не очень глубокие реки (до пояса) целесообразно преодолевать по одному с опорой на шест (выше по течению реки) (рис. 118) или с применением перил.

При переправе по перилам, закрепленной веревке, используется карабин или короткая петля, идущая от страховочного пояса. Схватывающий узел применять нельзя. Переправляющийся должен находиться ниже перил вниз по течению реки (рис. 119).

При подготовке переправы вброд необходимо соблюдать максимум мер предосторожности. Следует использовать не менее двух видов страховки, а при особо сложпых ситуациях следует организовать пост перехвата, ниже по течению, с надежной страховкой перехватывающих.

В зависимости от условий - ширины реки, ее глубины и силы потока, переправу вброд можно осуществлять переходом, опираясь на ледоруб, двойками, тройками и четверками (рис. 120).

При групповой переправе переправляющиеся руками крепко держат товарища за ткань штормовки. Штормовые брюки внизу должны быть растегнуты, в противном случае вода, наполнив брюки, придаст упавшему в несколько раз большую массу, а следовательно, увеличит нагрузку для страхующего. Во всех случаях следует переправляться в горной обуви.

Если берега реки высокие и крутые, или каньон - веревку надо закрепить за вбитые в скалы крючья или завязать ее за ствол дерева, чтобы организовать подвесную канатную переправу. В этом случае основная сложность переправы заключается в том, чтобы доставить первого на противоположный берег для организации страховки последующих. Обычно это делает самый опытный, физически подготовленный альпинист. Для его переправы делают кладки из бревен от камня к камню или набрасывают камни. Переправляющийся на страховку перепрыгивает с камня на камень или по кладке к другому берегу. Если переход через реку чрезвычайно труден и опасен, то 2-3 человека налегке поднимаются вверх по течению в поисках лучшего места перехода на противоположный берег, после чего спускаются по нему до уровня группы, перебрасывают веревку к товарищам для подвесной переправы. Делать это всей группе нецелесообразно, так как займет много времени.


Для переправы группы и грузов натягивают двойную веревку, по которой в “беседке” (подвешенной карабином к веревке) скользит альпинист. К карабину “беседки” прикрепляют веревку и тянут переправляющегося (рис. 121). Применение блока, вместо карабина, облегчает переправу (рис. 122). Переправляющийся способствует своему передвижению, перебирая руками по канату. При наклонном положении веревки скольжение идет вниз “самоходом”, без посторонних усилий.

Если река широкая и глубокая, нет стремительного течения и опасных пороговых препятствий, переправу можно осуществлять на плоту по воде. Для этого используют надувные или поролоновые матрацы, связанный хворост или плот, сбитый из жердей и бревен, и др. При такой переправе следует учитывать скорость течения воды, возможности причала, обеспечение страховки плота и людей. Страховку можно организовать с одного или обеих берегов с тем, чтобы плот не ушел по течению. Плот можно перемещать как паром, перетягивая с берега на берег. Этот способ переправы требует много времени, зато он надежен.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПЕРЕПРАВЫ ЧЕРЕЗ ГОРНЫЕ РЕКИ

1. Перед организацией переправы необходимо произвести тщательную разведку берегов, дать оценку обстановке с учетом силы и скорости потока, глубины и рельефа русла, возможности использования опор, учесть наличие материалов и снаряжения для проведения переправы.

2. Установить способ переправы, учитывая возможности группы.

3. Определить место и время переправы.

4. Установить место для наблюдения и руководства переправой, с которого просматривается вся переправа и откуда можно давать указания.

5. Ниже по течению, в наиболее удобном месте создать пункт перехвата, подобрав двух-трех наиболее опытных, физически подготовленных и решительных спортсменов, способных в любой момент броситься на перехват.

6. При особо сложной ситуации пользоваться только двойной страховкой.

7. Руководителю группы проверять правильность действий с веревкой, обвязкой и карабинами.

8. Прежде чем начать переправу, следует проверить надежность точек закрепления, состояние веревок и карабинов.

9. Произвести инструктаж в группе о последовательности действий и точности выполнения приемов.

10. Выпускать на переправу первым наиболее опытного альпиниста, который показывает правильные приемы переправы.

11. При переправе вброд двигаться наискось вверх по течению, с обязательной страховкой с двух точек (“усы”), страхующие должны располагаться выше и ниже по течению реки. В случае падения альпиниста в воду страхующий выше по течению закрепляет и стравливает страхующую веревку, а страхующий снизу по течению подтягивает упавшего в воду к берегу.

12. При переправе с опорой на шест упираться шестом следует выше по течению.

13. При переправах с организацией для страховки перил двигаться следует сбоку перил ниже по течению.

14. Не употреблять при переправе петли со схватывающим узлом.

15. Не допускать к переправе одновременно двух и более альпинистов.

16. При больших расстояниях между берегами применять для перил только сдвоенные веревки.

17. На подвесной переправе скользить по веревке на карабине или на блоке, сидя в “беседке”, только ногами вперед, с тем, чтобы не удариться головой о противоположный берег.

18. На подвесной переправе рюкзаки, ледорубы и другое снаряжение транспортируется отдельно, альпинисты переправляются налегке.

19. Соблюдать дисциплину и порядок во время переправы. Каждому альпинисту до вызова к переправе находиться в безопасном месте.

Для того чтобы перейти реку вброд нужно четко знать все правила безопасности, так как опрометчивое поведение может привести к серьезным последствиям. Пересекать реку впервые нужно в присутствии инструктора, так как почерпнуть всю важную информацию только из литературы, не прибегая к практике, не получится. Все тонкости и подробности организации переправ вы узнаете, прочитав эту статью.

Перед тем как организовать переправу через реку, нужно правильно оценить ситуацию для того чтобы подобрать подходящий способ, а также сделать выводы об эффективности такой затеи. Как известно, неразрешимых задач нет, но иногда правильным вариантом будет выбор обходного пути.

Что нужно знать перед переправой через реку

Часто вовремя - раздельно походов, особенно в горной местности, на маршрутах путешественников туристов встречаются реки, которые могут стать серьезной преградой для неподготовленного человека. Для организации переправы через реку сперва нужно оценить ее по четырем критерием:

  • ширина;
  • глубина;
  • поверхность дна;
  • течение.

Сильное течение, даже при небольшой глубине и ширине реки, создаст дополнительные сложности при переправе. В случае с горной рекой критерии имеют еще большее значение, так как они могут заметно изменятся (мягкий знак) в зависимости от метеорологической ситуации (дождь, гроза, таяние снегов и т.д.).

Внимание! Переходить реку в брод с сильным течение (таким считается течение со скоростью более 3 м/с) не безопасно. В этом случае от переправы стоит отказаться.

Проведем измерения

Для того чтобы определить скорость течения можно воспользоваться простейшим арифметическим уравнение: V=S/T. В уравнении V - скорость течения, S - путь, пройденный объектом, и T - время, за которое объект прошел этот путь. Организовать такое измерение на местности наиболее удобно вдвоем. Для этого нужно:

  • вам и вашему спутнику стать параллельно реке на отмерянном расстоянии S друг от друга;
  • сбросить в воду объект, к примеру небольшую щепку;
  • засечь время T за которое объект преодолеет участок отмерянного пути S.

Формула для расчета скорость течения

Узнать глубину реки можно по нескольким показателям. Если водная преграда не очень широкая, достаточно будет вооружится веткой максимально доступной длины, которую можно найти неподалеку. После, прощупав дно в нескольких местах, найти максимальный результат, изучив границу увлажненного участка ветки. Также этот метод позволит узнать и поверхность дна, благодаря остаткам песка или другого вещества на конце палки. В случаях, когда ширина реки не позволяет замерять глубину с берега нужно будет ориентироваться по визуальным показателям. К примеру, небольшая рябь или волны с образованием так называемых «барашков» на поверхности будет означать мель. Спокойная поверхность воды при наличии хотя бы минимального ветра (практически штиль) сообщает о большой глубине. Обычно такое поведение характерно для русла реки с глубиной 2-3 метра.

Способ измерения ширины реки

Если вы не часто берете свою лазерную рулетку собой в поход, то перед вами станет вопрос о том, как узнать расстояние до другого берега, то есть ширину реки. Для этого есть не слишком точный, но весьма простой метод, знания которого в походе будет полностью достаточно. Способ основывается на пропорциональном изменении угла поля зрения и расстояния. Для организации таких измерений нужно:

  • подобрать травинку или тонкую прямую ветку;
  • выбрать два неподвижных объекта на противоположном берегу, расположенных на расстоянии друг о друга (деревья, камни или особенности рельефа, которые могут выступить в роле условных точек);
  • взять ветку или травинку и на вытянутых руках (постоянно следите за этим) расположить ее таким образом, чтобы ее концы визуально касались условных точек (выбранных объектов);
  • сломав ветку максимально ровно пополам, взять ее таким же образом и начать отходить назад до тех пор, пока объекты снова не окажутся на ее концах.
  • измерять расстояние, пройденное вами от местоположения в начале и конце мероприятия.

Это расстояние и будет шириной реки. Основываясь на таких данных можно просчитать нужное количество материалов для организации переправы, к примеру, при помощи бревен.

Как узнать ширину реки

Способом можно воспользоваться и в другом порядке, использовав изначально сложенную вдвое травинку и подходя к реке развернуть ее в полный размер.

Способы переправы через реку

Переправа вброд через реку является наиболее распространенным вариантом пересечения водных объектов, но для ее выполнения также, как и для других способов, понадобится небольшая подготовка в целях безопасности. Конечно же такой вариант возможен только если глубина не будет превышать полу метра для горных рек или немного более этого для рек с меньшим течением. Для осуществления переправы вброд нужно подобрать место, где река разливается наиболее широко. Для перехода нужно оснаститься прочной опорой (палкой), длиной около 2,5-х метров (выше вашего роста с вытянутой рукой), которая способна выдержать ваш вес. Опора выполняет несколько ролей:

  • помогает удержать равновесие;
  • позволяет прощупать дно на шаг вперед.

Найти идеальные условия для переправы через реку удается редко, так как идти долгое время вдоль русла - утомительное занятие. Переходить вброд в опасных участках желательно группами, где первым в качестве разведки реку пересекает наиболее опытный участник. Шест, используемый как опора ставится против течения. Если же шест будет упираться в дно по течение, его может в любой момент смыть, что вероятнее всего приведет к потере равновесия. Во время групповой переправы используется несколько методов для обеспечения дополнительной безопасности. Наиболее простой вариант, когда за первого участника, имеющего опору, держится второй. Роль второго участника удерживать первого за бедра с упором, создавая дополнительное давление на дно. При переходе реки по одному, используется трос, которым закрепляться первый участник. Надежно закрепив трос на человека, веревка под углом обхватывается за дерево, что позволяет получить большее сопротивление. По мере преодоления реки, участники, находящиеся на берегу, понемногу добавляют длину троса.

Внимание! Старайтесь держать трос в натянутом состоянии, это предотвратит его попадание в воду. В реке плохо натянутый трос может зацепится за камни или другие преграды.

Переход реки вброд со страховочными тросами

Участник, дошедший до противоположного берега первым, сможет зацепить трос за дерево или другую опору. Сделав таким образом канатный поручень, придерживаясь за него, остальные путешественники смогут безопасно перебраться на другой берег. Для еще большей безопасности с поручнем могут использоваться карабины.

Навесная переправа через реку

Также после того, как группе удастся переправить одного из участников на противоположный берег можно будет организовать навесную переправу через реку. Существует два вида навесных переправ, которые можно разделить по признаку перехода:

  • вертикальный (участники держаться за верхнюю веревку, стоя при этом на нижней);
  • горизонтальный (здесь также присутствует две веревки, но в качестве опоры используется лишь одна, вторая может служить для переправки грузов или в критических ситуациях - пострадавших).

Пример навесной переправы для вертикального перемещения

При переходе по навесным переправам часто используются карабины. Организация вертикальной переправы без карабина не возможна, так как нижняя веревка при помощи него крепится к верхней. Если с переправой в вертикальном положение все очевидно и для ее организации достаточно надежно закрепить концы веревок на деверьях при помощи любого узла, к примеру восьмерки, и натянуть конструкцию, то в случае с горизонтальным, где присутствует транспортировочный трос, все будет немного сложнее. Нижняя веревка здесь не испытывает какого-либо натяжения, а используется для передвижения грузов. Верхний канат должен быть максимально натянут, за него и цепляется карабин, прикрепленный к проводнику (узел) на подвижном тросе.

Схема построения навесной переправы

Как выбраться из болота

Путешествие по болотистой местности - не лучший вариант развлечения. Но, если ситуация не оставляет вам выбор, нужно обязательно знать, что делать. Стоит понимать, что идти по болоту невозможно. С каждым шагом оно будет засасывать вас все глубже и глубже, и любые необдуманные действия могут лишь усугубить ситуацию. Существует один действенный вариант как выбраться из болота. Ступая в топь, вооружитесь палкой выше своего роста. В случае попадания в болота не пытайтесь идти по дну, его там нет. Положите палку в горизонтальное положение, сместите свой вес и обопритесь о нее. После этого нужно приложить максимум усилий на палку, не делая лишних движений ногами. Подтягиваться таким образом весьма затруднительно, но это единственный вариант, который позволит выбраться из болота. Подтягиваясь вы перемещаете свой корпус с каждым усилием все выше, до тех пор, пока не окажитесь ближе к поверхности болота. На этом этапе площадь соприкосновения с поверхностью станет максимальной, и вы сможете удерживаться на поверхности. Оказавшись на поверхности, нужно ползти по-пластунски, пока не доберетесь до берега.

В болотистой местности как нигде, желательно находится в группе, так как ваш спутник, находясь еще на твердой земле, сможет помочь вам выбраться, протянув палку или даже просто руку.

Будь это переход реки вброд или внезапно возникшее на вашем пути болото, всегда нужно быть подготовленным, так как всего несколько простых правил безопасности позволят сохранить жизнь. Также стоит помнить, что путешествия в одиночку или же группой неопытных участников не лучшая затея.

В заключение смотрите видео о переправе через реку полиспаст:

Хотите в путешествие с Перправами? Ждем вас на и в .


Как переправиться через горную реку? Одним из главных условий для преодоления рек это, конечно же, выбор безопасного места для переправы. Для начала нужно оглядеться и поискать верные признаки более менее вменяемого брода, а именно: перекаты и расширение реки, деление ее на рукава и прочие похожие признаки. Ну и, само собой, нужно по возможности правильно оценить скорость течения реки и глубину в месте переправы. Учебники по туризму рекомендуют такие цифры для переправы:

  • Если скорость течения реки меньше 1 метра в секунду, для безопасной переправы глубина реки должна быть до 90 сантиметров, если же река в этом месте глубже – это уже не безопасно.
  • При скорости течения до 2 метров в секунду, глубина реки должна составлять не более 70 сантиметров в месте переправы, иначе вы рискуете уплыть вместе с течением.
  • Ну и если скорость течения 3 метра в секунду, глубина в месте брода должна быть не более 50 сантиметров. Если же скорость выше 3 метров в секунду, даже на такой относительно не большой глубине в пол метра, переправа через реку представляет определенную опасность и стоит потратить время и поискать другие способы или места для того чтобы перебраться через реку.
После того как мы определились с местом нашей переправы, стоит провести разведку брода. Делается это просто: убеждаемся, что сила потока реки здесь, в случае непредвиденного падения, не потянет вас по течению и вы сможете самостоятельно подняться на ноги. После чего берем двух метровый шест для подстраховки и проходим переправу в одну и в другую сторону. Если вода достигает отметки выше бедра – ищем другое место. Кроме всего, нужно обратить внимание на окружающий пейзаж – если вдруг ниже нашей переправы вблизи оказался водопад или просто сужение русла с одновременным усилением потока, нужно искать места для переправы метров на тридцать выше по течению.

Переправляться через реку нужно ТОЛЬКО в ботинках! И ни как иначе. Бывают правда в группе упертые бараны, на которых никакие увещевания не действуют и они считают, что намочить ботинки это неисправимое зло, и которые не понимают, что в горной реке отнюдь не мягкий песочек, и убить ноги или оказаться сбитым с ног, одевши шлепанцы – это запросто, но к счастью, таких людей в походы ходит не очень много, и, как правило, здравый смысл преобладает.

Переправляться нужно под углом против течения, лучше если у вас есть шест, который вы ставите выше себя по течению. Дабы снизить давление воды на вас, передвигаться следует вполоборота, делая мелкий шаг и тщательно выбирая, куда поставить ногу. Точек для опоры должно быть все время две – две ноги, или шест – нога, нельзя переставлять шест и одновременно с этим делать шаг. Шест должен перемещаться практически по дну, его нельзя вынимать из воды, иначе течением его попросту снесет, и может получиться так, что в этот момент вы как раз будете искать точку опоры на него. ЕЩЕ раз повторюсь – шест должен ставится выше по течению! Только в этом случае он является средством страховки.

В случае если переправляться по одному опасно (вдруг скорость течения 3 метра в секунду, а глубина реки выше бедра при этом), применяется переправа стенкой. Способ демонстрируется на рисунке ниже.

а - правильно, б - неправильно; F1, F2 - силы воздействия потока на переправляющихся

В этом случае всю силу потока на себя принимает тот, кто стоит выше всех по течению, являясь своеобразным волнорезом, соответственно и стоять здесь должен самый сильный турист. При этом остальной народ в шеренге должен придерживаться не хитрых правил: не выдвигаться вперед, не задерживаться и стараться максимально выдерживать параллельность стенки потоку – снижая тем площадь воздействия потока реки на стенку и давление воды, соответственно. Ну и само собой – главное это слаженные коллективные действия. Отсюда вытекает, что при переправе стенкой должно быть не больше четырех человек.

Ну собственно все основные моменты о том как переходить

В условиях дикой природы человек может столкнуться с необходимостью переправиться через реку или ручей по воде вброд. Рассмотрим основные моменты при разрешении данной задачи. На что обратить внимание? Как обеспечить безопасность?

Разведка

Прежде начинать переправу через реку, следует осмотреть подступы к ней, разведать местность района переправы, обследовать водную преграду, чтобы решить, каким способом передвигаться вброд или вплавь - и какие подручные средства использовать, если есть необходимость. Обследуют реку или отыскивают брод двое хороших пловцов. Один из них переходит реку по воде с охранением веревкой и исследует дно палкой.

Он устанавливает глубину и характер дна (твердое, вязкое, каменистое), определяет, имеются ли ямы, препятствия (проволока, коряге и т. п.). Второй держит конец верёвки и оказывает передвигающемуся помощь. Обследовать переправу можно и без страховки. Место переправы через реку, брод и выход на противоположном берегу, в случае надобности, обозначаются ясно видимыми знаками. Лучше всего переправляться там, где река расширяется и образует рукава и протоки.

При отыскивании брода через реку и определении возможности переправиться вброд пользоваться следующими признаками: конец дороги у одного берега реки и продолжение ее на другом указывают начало и конец брода: небольшая рябь на поверхности медленно текущей реки и выступающие из воды камни являются признаками мелкого места: на порожистых реках брод обычно бывает на перепадах, указывающих на переход от мелких мест к глубоким, в местах, где много осоки, камыша, тины, кустов, всегда бывает топкое дно, мало пригодное для передвижения вброд. При отсутствии внешних признаков брода рекомендуется искать его на участках с пологими спусками к воде.

Переправа вброд

Использование бродов является основным способом переправы через мелководные реки и ручьи. Переправу вброд производить в обуви, надетой на босые ноги, чтобы не поранить их о камин и сохранить сухими носки или портянки. При переходе вброд смотреть вперед, на место выхода, а не на воду, передвигаться медленно, ощупывая дно реки ногами. При скрытном и бесшумном переходе вброд передвигаться по камышам, густому кустарнику медленно, раздвигая руками камыш, кусты; ноги из воды не вынимать, а передвигать их в воде.

Переход через горные реки и ручьи

Через горные реки и ручьи переходить - в первой половине дня или под утро, так как во второй половине дня они становятся более полноводными. При переходе через ручей (если нет возможности перепрыгнуть через него) переправляться по выступающим на воды камням, выбирая наиболее узкие и скрытые места. Реки с быстрым течением переходить вброд, наискось по течению, парами или группами из 3-5 человек, крепко взявшись за руки. Бурные реки переходить вдоль веревки, перекинутой через реку наискось по течению и закрепленной на другом берегу.

Передвижение в воде

Способ передвижения зависит от задачи, обстановки, глубины водного рубежа и растительности, находящейся в воде или около воды. Передвижение в полный рост или пригнувшись производить небольшими шагами; при глубине воды по грудь и выше делать руками под водой плавательные движения одноименные или разноименные (левой, затем правой рукой). Иногда можно передвигаться и под водой с помощью трубки из камыша пластика или любого металла.

Переправа вплавь без подручных средств

Переправу через реку вплавь в одежде без применения подручных средств производить при условии полного отсутствия предметов, которые могли бы облегчить переправу. Перед переправой снять сапоги, развязать тесьму брюк, вывернуть карманы брюк, расстегнуть пуговицы на рукавах и воротнике. Сапоги заложить за пояс, закатать голенища, чтобы в них не проникла вода. Вещевой мешок, закрутив горловину, уплотнить до предела. Оружие надеть за спину. Плавание и переправа вплавь без подсобных средств производятся стилем на боку без выноса рук или брасс.

Переправа вплавь с подручными средствами

Для переправы через реку вплавь с подручными средствами можно пользоваться вещевым и обычным мешками, плащ-палаткой, рубашками и т. п., которые набиваются сеном, соломой, хворостом, камышом, пустыми пластиковыми бутылками и другими плавучими материалами. Также успешно могут быть использованы для переправы бревно, доска, автомобильная камера, вязанки хвороста, соломы и другие подручные материалы.

Для переправы плохо плавающих можно использовать веревку, перекинутую через реку и закрепленную за колья, вбитые в землю, или за дерево. Переправлять плохо плавающих можно при помощи веревки, которую тянет один человек или группа.

Для переправы тяжёлого груза, боеприпасов,правианта раненых подготавливаются самодельные плотики из подручных материалов или из плащ-палаток, связанных веревками. Наиболее распространенная форма плотиков - трёхугольная, требующая меньше скреплений. Для достижения большей грузоподъемности под углы плота подвязывают бревна или плащ-палатки, набитые сеном, хворостом или другим плавучим материалом.