Творческий проект шахматная доска кристаллов. Молодежный социальный проект: Я выбираю шахматы! Шахматная доска проекта по технологии

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31 ГОРОДА КОСТРОМЫ»
Исследовательский проект по теме:

Кострома
2014 г.
Выполнил учащийся 11 класса
Лебедев Владислав

Содержание
1. Введение
2. Цели и задачи
3. Основная часть
Шахматы - спорт, наука, искусство или игра?
3.1. краткая история развития шахмат
3.2. гимнастика ума
3.3. наука и шахматы
3.4. искусство мыслить
3.5. королевская игра
4. Результаты опроса

1. Введение
Почему я решил выбрать темой своего исследования шахматы?
Видимо потому, что эта игра - одно из моих любимых занятий. И мне бы хотелось
разобраться, что же такое шахматы - спорт, наука, искусство или игра?
Одни считают, что шахматы - это спорт, так как это соревнование, состязание и
противоборство противников.
Другие считают шахматы наукой, ведь в шахматах есть математические задачи,
есть своя методика игры, теория, стратегия и тактика.
Третьи полагают, что шахматы - это искусство. Как и в искусстве, играя
шахматную партию, получаешь удовольствие, наблюдая за игрой какого-нибудь
выдающегося профессионала.
Большинство же любителей шахмат считают занятие шахматами увлекательной
игрой. Вот и меня заинтересовал этот вопрос, казалось бы, простой, однако найти
ответ на него не так просто. Попробуем разобраться.

2. Цели и задачи
Цель проекта:
Исследовать вопрос: «Что же такое шахматы спорт, наука, искусство или игра?».
Задачи проекта:
1) Изучить литературу по данному вопросу,
интервью известных шахматистов.
2) Провести анкетирование среди любителей шахмат.
Изучить, как относятся к этой игре любители спорта.
3) Обобщить полученные результаты и исследовать
вопрос: «Можно ли шахматы отнести к спорту, науке,
искусству или игре?».

3.1 Краткая история шахмат
Что бы разобраться, чем являются шахматы, необходимо
знать историю их развития. Происхождение шахмат в
разное время приписывалось грекам, римлянам,
египтянам, евреям, персам, китайцам, индусам, арабам и
многим другим! По одной (наиболее верной) из версий,
шахматы зародились в Индии в VI веке нашей эры.
Их изобретателем стал известный в то время индийский
математик. Свое творение он предоставил на суд
Международная шахматная
всемогущего индийского раджи. Шахматы очень
федерация (ФИДЕ)
впечатлили правителя и стали популярны сначала в
Индии, а потом уже и во всем мире.
Определение: Шахматы- это настольная логическая игра
со специальными фигурами на 64 - клеточной доске для
двух соперников. Цель игры - поставить сопернику
мат (мат - ситуация в шахматах, когда король находится
под шахом, а игрок не может сделать ни одного хода,
чтобы его избежать). Игра подчиняется определённым
правилам, которые дополняются правилами ФИДЕ.

3.2. Гимнастика ума
Шахматы для меня, это, конечно, занятие, приносящее удовольствие. Но я помню
своё удивление, когда узнал, что шахматы относятся к спорту. Что же такое спорт?
Это в первую очередь преодоление себя, достижение вершин мастерства. Это
гармоничное физическое и интеллектуальное развитие, тренировки для
поддержания формы, самообладание и эмоциональная устойчивость. Спорт –
это борьба и состязание. Наконец, спорт – это стремление стать первым,
завоевать высшие награды и титулы. Все атрибуты спорта в шахматах
присутствуют. Это и принцип соревнований, определяются победители, есть
титулы, звания. После неоднократных побед на разрядных турнирах шахматистам
присваивают звания кандидат в мастера спорта, мастер спорта, гроссмейстер.
Анатолий Карпов на вопрос как должен быть подготовлен шахматист, сказал:
«Для того чтобы добиться успехов в любом виде спорта, требуется много
составляющих. В первую очередь шахматист должен быть абсолютно здоров и
прекрасно подготовлен физически. Игра в шахматы требует намного больших
затрат энергии, чем некоторые виды спорта». Спорт - это не только игра
мускулов, это, прежде всего, состязание, противоборство, соперничество. Шахматы
- это гимнастика ума, состязание мысли, выдержки и воли к победе. Только умение
думать, считать, анализировать лучше, чем это делает твой соперник, позволит тебе

3.3. Наука и шахматы
Можно ли считать шахматы наукой? Наука – это
система знаний, исследований на основе обобщения
знаний. Обучение шахматам предполагает обучение теории
и практике. Шахматная теория - это исследования,
посвящённые различным аспектам шахматной игры.
Шахматная партия разворачивается в точном
соответствии с правилами. Игра подразделяется на 3
части: дебют (начало),миттельшпиль (середина) и
эндшпиль (окончание игры).Шахматы тесно связаны с
такой наукой, как математика. Как и в математике в
шахматах есть и теория, и практика. Формы мышления
математика и шахматиста довольно близки, и не случайно
математические способности часто сочетаются с
шахматными. Многие математики стали известными
шахматистами, например, Эмануил Ласкер, Макс Эйве,
Михаил Ботвинник. Анатолий Карпов и многие другие.

3.4. Искусство мыслить
Шахматы можно назвать искусством искусством мыслить, творчеством обеих
сторон. На шахматной доске реализуются
мысли, стратегия и тактика каждого из
соперников. Это искусство создавать
прекрасные комбинации, которые живут и
радуют поклонников игры столетиями. Многие
историки, исследователи отмечают, что
появление шахмат связано с изобразительным
искусством, так как первые шахматные фигуры
представляли собой вырезанные из слоновой
кости тончайшей художественной работы
скульптурки всадников, слонов, боевых
колесниц, пеших воинов. С ростом популярности
игры к шахматной теме обратились и художники.
Шахматы играют важную роль во многих
произведениях литературы, кинематографа и
других направлений искусства.

3.5. Королевская игра
Вероятно, нет такой игры, о которой так много и в течение стольких столетий
писали, как шахматы. Они называются «королевской игрой», т.е. считаются
королём среди игр. Шахматы – это не только игра, доставляющая много радости,
удовольствия, но и средство воспитания характера. Процесс обучения основам
шахматной игры способствует развитию способности ориентироваться на
плоскости, развитию мышления, суждений, умозаключений, учит запоминать,
сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует
формированию таких качеств, как внимательность, самостоятельность,
терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность.

„Шахматы - это спорт, кровавый спорт.“ (Марсель Дунамп)
“Шахматы похожи на баскетбол...иногда приходится также долго крутиться вокруг
корзины,прежде чем забросить мяч” (Фишер)
“Шахматы - нечто большее, чем просто игра” (Х.Капабланка)
“Шахматы способствуют не только росту интелекта,они дисциплинируют ум
человека” (М.Эйве)
“Человек, играющий в шахматы, оказывается лучше подготовленным к жизненным
ситуациям” (М.Ботвинник)
“Гармония шахмат мне представляется как совокупность трех компонентовлогики,фантазии и творчества” (В.Смыслов)
“Шахматы - это прежде всего исскуство” (М.Таль)
“В шахматах я ценю прежде всего логику” (Т.Петросян)
“Секрет моих успехов-это прежде всего моя исключительная преданность
шахматному исскуству” (Фишер)
“Шахматы - это точнейшая система при помощи которой мы подвергаем серьезному
испытанию ум” (Г.Каспаров)
“Шахматы - это сила”(Фишер)

4.Результаты опроса
Чтобы разобраться с поставленной задачей я провел опрос среди любителей
шахмат, родственников и знакомых. По результатам анкетирования более
половины ответили, что знакомы с шахматами и немного умеют играть - 15 человек.
Среди тех, кто не умеет играть в шахматы, хотели бы научиться 11 человек. Только
2 человека не проявили интереса к шахматам.
40 человек
были опрошены по следующим вопросам:
1) Как ты думаешь, шахматы – это наука, спорт, искусство или игра?
ответе на вопросы люди могли выбрать несколько вариантов ответов.
При
Большинство ответили, что шахматы – это игра (21ответ).
Шахматы – это наука, спорт, искусство и игра (17 ответов).
Почти равное количество ответов распределилось между наукой (15 ответов) и
спортом (13 ответов).
Посчитали, что шахматы можно отнести к искусству (6 ответов).


«Как ты думаешь, шахматы – это наука, спорт,
искусство или игра?»

При ответе на вопрос: «Считаешь ли ты что игра в шахматы воспитывает
характер и учит тебя?» получилась следующая картина (можно выбрать
несколько вариантов ответов):
1) учит думать - 27 ответов;
2) учит не сдаваться даже в трудной ситуации - 21 ответ;
3) учит выдержке и воспитывает силу воли - 20 ответов;
4) развивает память - 17 ответов;
5) учит умению просчитывать свои шаги и поступки - 15 ответов;
6) учит ориентироваться - 14 ответов;
7) учит анализировать - 11 ответов;
8) развивает фантазию - 11 ответов.

Результаты анкетирования по вопросу:
«Считаешь ли ты что игра в шахматы
воспитывает характер и учит тебя?»

5.Заключение
На основании полученных мной сведений можно сделать вывод, что шахматы
являются смесью: науки, спорта, искусства и игры. И в своей работе я доказал,
что в шахматах присутствуют все эти элементы. Каждый профессиональный
шахматист или любитель шахмат определяет сам в силу склонности своего
характера, знаний, чем для него являются шахматы. Например, для одних
основная черта шахмат - это соревнование, спорт, для других – искусство, красота
этой увлекательной игры. В процессе работы я сформировал свое отношение к
вопросу: «Что же такое шахматы – спорт, наука, искусство или игра?» Для меня
шахматы – это, прежде всего игра, которая объединяет людей всего мира и не
зависит от национальности, религии, языка на котором ты говоришь. Игра в
шахматы доступна каждому человеку, необходимо лишь желание научиться. Для
шахмат ничего другого не нужно, кроме фигур и доски, не надо больших арен,
обширных площадок, каких-либо особенных климатических условий как в других
видах спорта. Я много раз наблюдал, как игра за шахматной доской сближает
людей, потому что здесь они говорят на одном языке - на языке шахмат.

6. Литература и источники
1) Е.Я. Гик «Беседы о шахматах».
2) Е.Я. Гик «Все чемпионы мира по шахматам».
3) И. Линдер «Ваша любимая игра? Шахматы!».
4) www. chessknigi.ru.
5) www. chessok.net.

Шахматы Творческий проект Выполнила: Сидорова Анастасия, ученица 7 класса Руководитель: Барановская Светлана Николаевна, учитель технологии I категории Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Овчинниковская основная общеобразовательная школа» Косихинского района Алтайского края Овчинниково, 2013


Проблема На сегодняшний день очень остро стоит проблема загрязнения окружающей среды. В каждой стране дизайнеры стараются сделать обычные привычные нам вещи менее ущербными для природы. Они вовсю стараются приспособить под что-нибудь бытовые отходы: будь то бутылки или картонные коробки. Современное общество стало информационным, больше времени дети проводят за компьютером, забыли об интеллектуальных играх


Выявление конкретной потребности. 1-е мини исследование Когда люди проводят много времени за компьютером, они постепенно доверяют ему, перестают самостоятельно мыслить. У учащихся, ослабевает память, внимание, возникает необходимость профилактики здоровья учащегося. Эту проблему может решить интеллектуальная игра шахматы. Когда люди проводят много времени за компьютером, они постепенно доверяют ему, перестают самостоятельно мыслить. У учащихся, ослабевает память, внимание, возникает необходимость профилактики здоровья учащегося. Эту проблему может решить интеллектуальная игра шахматы.






2-е мини исследование. Выявление традиций, истории, тенденций Шахматные доски и фигуры изготавливают из различного материала: глины, пробок, коробок, монтажной пены, древесины, бумаги, картона и т.д. В школьной мастерской после изготовления поделок из картона, коробок остается бросовый материал. Почему не попробовать изготовить шахматы из них? Шахматные доски и фигуры изготавливают из различного материала: глины, пробок, коробок, монтажной пены, древесины, бумаги, картона и т.д. В школьной мастерской после изготовления поделок из картона, коробок остается бросовый материал. Почему не попробовать изготовить шахматы из них?


3-е мини исследование. Построение «звездочки обдумывания» Имеется у учащихся Имеется в школьной мастерской Необходимые материалы Картон гофрированный Мука Упаковочная коробка Наждачная бумага Необходимые инструменты Измерительные инструменты Ножницы Необходимое оборудование Ноутбук для разработки чертежей
















Из гофрированного картона бардового цвета вырезание 32 квадратов 4 х 4 см. Ножницы Изготовление клейстера Тарелка глубокая Ложка столовая Оформление игрового поля Тюбик с клейстером Линейкакарандаш Разметка, нарезание полосок шириной 1,5см Линейка,карандашНожницы Клейстер в тюбике






Экономическое и экологическое обоснование С= С1 + С2 + С3 + С4 С – себестоимость изделия С – себестоимость изделия С1 - стоимость гофрированного картона С1 - стоимость гофрированного картона С2 - стоимость муки С2 - стоимость муки С3 - оплата труда С3 - оплата труда С4 – стоимость коробки С4 – стоимость коробки С1 = 70 руб С1 = 70 руб С2 = 25руб(за 1 кг)/100гр= 2,5 руб С2 = 25руб(за 1 кг)/100гр= 2,5 руб С3 = 5 часов * 15 руб/час = 75 руб С3 = 5 часов * 15 руб/час = 75 руб С4 = 0 руб С4 = 0 руб С = 147, 50 руб







Рыбакова А.А. 1

1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха "Средняя общеобразовательная школа № 3 имени И. А. Флёрова"

Казак О.В. 1

1 МБОУ г.о. Балашиха "Школа №3 им. И. А. Флёрова"

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Игра в шахматы - не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепляются настолько, что становятся привычкой, которая полезна во многих случаях жизни».

Бенджамин Франклин

Актуальность.

В наше время многие люди играют в шахматы и уж тем более не обходятся без математики. Играю и я. Меня заинтересовала эта тема, потому что я очень люблю математику и являюсь трёхкратной чемпионкой Московской области, трёхкратным серебряным призёром Центрального федерального округа, чемпионкой Центрального федерального округа по шахматам.

Меня заинтересовал вопрос: «Как математика помогает играть в шахматы и наоборот?»

Цель проекта.

Выявление связи между шахматами и математикой.

Задачи проекта.

    Изучение истории шахмат.

    Создать дидактический материал «В помощь учителю» для проведения обобщающего урока по теме «Координатная плоскость».

    Решение математических задач на шахматной доске.

  1. История шахмат

Легенда о создании шахмат.

Согласно легенде, индийский царь решил наградить изобретателя шахмат и предложил ему самому выбрать вознаграждение. Каково было удивление правителя, когда мудрец попросил столько пшеничных зёрен, сколько будет на шахматной доске, если положить на первое поле шахматной доски 1 пшеничное зерно, на второе - два, на третье - 4 и так далее. Царь велел быстрее выдать изобретателю шахмат его жалкую награду, но на следующий день придворные математики сообщили ему, что для этого не хватит пшеницы, хранящейся даже в амбарах всего мира.

Награда изобретателю шахмат в соответствии с уговором должна была составить 18 446 744 073 709 551 616 зерен.

Родина шахмат - Индия .

Время возникновения игры - первые века нашей эры. Из Индии шахматы проникли в страны Ближнего Востока.

Шахматы в истории Европы.

Эта игра носила ярко выраженный военный характер, поэтому ее хорошо встретили в странах средневековой Европы. Здесь шахматы стали известны в X-XI веках, после того как арабы завоевали Испанию и Сицилию.

Из Испании и Сицилии шахматы постепенно проникли в Италию, Францию, Англию, скандинавские и другие страны, несмотря на жесточайшие гонения церкви, запрещавшей шахматы наравне с игрой “в кости” и другими “бесовскими наваждениями”.

В конце XIV века католическая церковь официально сняла запрет с шахмат. Игра была признана необходимым элементом дворянского воспитания.

Шахматы на Руси.

Первое упоминание о шахматах на Руси относится ко второй половине XIII века. В конце XVII - начале XVIII в. Петр I, отправляясь в походы, брал с собой не только шахматы, но и двух постоянных шахматных партнеров.

Нью-Васюки.

Сити-Чесс или Город Шахмат - общественно-деловой, культурный и жилой комплекс, расположенный в Калмыкии. Город шахмат был построен рядом с Элистой в 1998 году для проведения 33-й Всемирной шахматной олимпиады.

  1. Математика в шахматах

Турнирная наука.

В турнирной таблице невозможно обойтись без математики. Числа используются для отображения результатов партий, стартовых номеров игроков и обозначения результатов жеребьевки. Для определения победителя судье необходимо рассчитать коэффициенты дополнительных показателей и суммировать набранные игроками очки.

Математика партии.

За доской шахматисту приходится просчитывать ходы свои и соперника, контролировать часы, чтобы не проиграть из-за просрочки времени.

Технологии

В наше время создано огромное количество компьютерных устройств, без которых и математикам, и шахматистам будет очень трудно. Например, калькуляторы и шахматные анализаторы.

Геометрия.

Геометрия заключается в том, что шахматная доска является квадратом, разделенным на конгруэнтные части. Но в шахматах, как и в математике, есть теории, которые не менее тесно связаны с геометрией.

«Неправильные» расстояния.

Движение короля по прямой в случае необходимости можно заменить движением по ломаной линии.

1. Крf7-e6! Крb2-c3 2. Крe6-d5!!

Правило квадрата.

Увидев такую позицию, начинающие шахматисты буду просчитывать по одному ходу, а более опытные знают, что при ходе чёрных король успеет догнать пешку, а при ходе белых - нет.

Правило треугольника.

В данной позиции белые используют треугольник d4-c4-d5, чтобы передать чёрным очередь хода.

Симметрия.

Один человек решил, что нашёл верный способ не проиграть чёрными. Он предложил повторять ходы противника. Сыграть с ним вызвался С. Ллойд, который и объявил ему мат в 6 ходов.

1. c3 c6 2. e3 e6 3. Ke2 Ke7 4. Ka3 Ka6 5. Kc4 Kc56. Kd6#.

Альмуджаннах и магический квадрат.

Рассмотрим одну любопытную старинную дебютную табию под названием альмуджаннах, которая получается из современной расстановки при помощи симметричных ходов белых и черных:

1. d3 d6 2. e3 e6 3. b3 b6 4. g3 g6 5. c3 c6 6. f3 f6 7. c4 c5 8. f4 f5 9. Kc3 Kc6 10. Kf3 Kf6 11. Лb1 Лb8 12. Лg1 Лg8.

В данном случае мы видим магический квадрат, сумма чисел каждой строки, каждого столбца, а также двух главных диагоналей которого равна 260.

Подсчитав сумму на 8 полях, участвующих в двух первых ходах (d2, d3, d7, d6, e2, e3, e7, e6), мы вновь получим 260. Такое же число мы получим и при дальнейшем развитии партии при подсчете каждой последующей пары ходов.

Координатная плоскость.

Каждая клетка на шахматной доске имеет свои координаты, которые используются при записи партии.

  1. Практическая часть. Построение изображений шахматных фигур на координатной плоскости.

(«В помощь учителю» для проведения обобщающего урока по теме «Координатная плоскость)

Король.

Ферзь.

    Постройте точки:

    Постройте точки с координатами: -1;9 -2;10-2;11 -1;12, и точки, симметричные данным.

    Соедините точки -2;8 и -1;9, 2;8 и 1;9.

Ладья.

    Постройте точки:

    Постройте точки, симметричные данным.

    Последовательно соедините все точки.

Слон.

    Постройте точки:

    Постройте точки, симметричные данным.

    Последовательно соедините все точки.

Конь.

    Постройте точки:

    Последовательно соедините все точки.

Пешка.

    Постройте точки:

    Постройте точки, симметричные данным.

    Последовательно соедините все точки.

  1. Практическая часть. Задачи.

Задача № 1.

    Можно ли целиком покрыть домино квадрат 8 на 8, из которого вырезаны противоположные угловые клетки?

Решение:

Окрасим наш урезанный квадрат в черный и белый цвета, превратив его в шахматную доску без двух угловых полей a8 и h1. При любом покрытии доски каждое домино покрывает одно белое и одно черное поле. У нас же белых полей на два меньше, чем чёрных, и поэтому необходимого покрытия не существует.

Задача № 2.

    Пусть теперь на шахматной доске вырезаны два поля разного цвета. Всегда ли можно покрыть оставшуюся часть доски 31 костяшкой домино?

Решение

Проведем на шахматной доске границы между вертикалями и горизонталями.

В лабиринте между этими границами черные и белые поля следуют друг за другом, чередуясь, как пуговицы двух цветов на замкнутой нити. Какие бы два поля разного цвета мы ни вырезали из доски, нить разорвется в одном или двух местах.

При этом каждый кусок нити будет состоять из четного числа полей.

Следовательно, всю доску покрыть домино можно.

Задача № 3.

    На полях h1, g2, f3, e4 стоят четыре коня. Можно ли разрезать доску на четыре конгруэнтные части так, чтобы на каждой из них оказалось по коню?

Решение

  1. Вывод

Я поставила себе цель найти связь между шахматами и математикой, и считаю, что выполнила поставленную задачу. На примерах я подробно разобрала эту связь.

В ходе исследовательской работы я выявила, что у математики и шахмат много родственного. Выдающийся математик Г. Харди, проводя параллель между этими двумя видами человеческой деятельности, в своей статье «Исповедь математика» заметил, что решение проблем шахматной игры есть не что иное, как математическое упражнение, а игра в шахматы это как бы насвистывание математических мелодий.

Шахматы справедливо считают единственной игрой из всех, придуманных человеком, в которой сочетаются спорт, искусство и наука. Почему шахматы привлекательны для людей разных возрастов и профессий? Потому что, играя в шахматы, мы приобретаем много полезных качеств, тренируем память, учимся упорству, находчивости, развиваем фантазию. Занятие шахматами способствует развитию математических способностей человека. Шахматы - это и вид интеллектуальной борьбы, и соревнование, а любое соревнование совершенствует сильные черты личности.

Таким образом, математика помогает шахматистам играть и выигрывать. А шахматы в свою очередь помогают нам решать простейшие и даже самые сложные математические задачи, помогают развивать логику, внимание и таким образом знать математику на пять.

Практическая значимость моейработы состоит в том, что задачи с применением шахматной теории часто встречаются на олимпиадах по математике. Думаю, что собранный мною материал можно использовать на занятиях как математического, так и шахматного кружков, для подготовки к олимпиадам, а также для общего развития.

Возможно, построения на координатной плоскости может быть использовано учителем как дидактический материал «В помощь учителю» для проведения обобщающего урока по теме «Координатная плоскость».

В дальнейшем в этом направлении более подробно можно исследовать следующие темы: «Шахматы в олимпиадных задачах», «Комбинаторика на шахматной доске», «Математика шахматных турниров», «Шахматы и ПК» и т.д.

  1. Список литературы

    Акимова С. Занимательная математика. С-П.: Тригон, 1998.

    Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. М.: Мир, 1971.

    Гик. Е.Я. Шахматы и математика. М.: Наука, 1976г.

    Гик. Е.Я. Занимательные математические игры. М. 1987.

    Гришин В.Г. Малышы играют в шахматы. М: Просвещение, 1991.

    Екимова Н.А., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. М.

    Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.: Омега, 1994.

    Квант №9. М.: Наука, 1989.

    Квант №10. М.: Наука, 1989.

    Купцов Л.П., Нестеренко Ю.В. и др. Математические олимпиады школьников. М.: Просвещение, 1999.

    Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные Энциклопедический словарь юного математика. М.: Педагогика, 1985.

    Савин А. Математические миниатюры. М.: Детская литература, 1991.

    Чулков П.В. Математика: Школьные олимпиады. М., 2004.

    Энциклопедия для детей. Том 11. Математика. М.: Аванта+, 2002.

    Южаков О.И. Математические олимпиады. Курган: Изд-во ИПК и ПРО, 2004.

    Ященко И.В. Приглашение на Математический праздник. М.: МЦНМО, 2005.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа № 3 им. И. А. Флерова»

Дидактический материал

«В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ»

для проведения обобщающего урока по теме

«КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ»

Построение изображений шахматных фигур

Рыбакова Анастасия

Руководитель: учитель математики

Казак Ольга Викторовна

1. Пешка……………………………………………………..3

2. Ладья……………………………………………………...4

3. Слон……………………………………………………….5

4. Король…………………………………………………….6

5. Ферзь……………………………………………………...7

6. Конь……………………………………………………….8

7. Высказывания о шахматах……………………………...9

  1. Пешка.

    Постройте точки:

    Постройте точки, симметричные данным.

    Последовательно соедините все точки.

  1. Ладья.

    Постройте точки:

    Постройте точки, симметричные данным.

    Последовательно соедините все точки.

  1. Слон.

    Постройте точки:

    Постройте точки, симметричные данным.

    Последовательно соедините все точки.

  1. Король.

    Для изображения шахматного короля с помощью координатной плоскости следует построить точки:

    Затем необходимо построить точки, симметричные данным, и последовательно соединить все получившиеся точки.

  1. Ферзь.

    Постройте точки:

    Постройте точки, симметричные данным.

    Последовательно соедините все точки.

    Постройте точки с координатами: (-1;9) (-2;10) (-2;11) (-1;12), и точки, симметричные данным.

    Последовательно соедините точки.

    Соедините точки (-2;8) и (-1;9), (2;8) и (1;9).

  1. Конь.

    Постройте точки:

  1. Последовательно соедините все точки.

  1. Высказывания о шахматах.

«Шахматы - это больше чем игра. Это - интеллектуальная диверсия, у которой есть определенные артистические качества и много научных элементов.»

Хосе Рауль Капабланка

«Шахматы - это по форме игра, по содержанию - искусство, а по трудности овладения игрой - это наука.»

Тигран Вартанович Петросян

«Когда я изучаю тонкости ферзевого эндшпиля, шахматы - это наука; когда восхищаюсь красивой комбинацией - искусство; а когда обостряю позицию в надвигающемся цейтноте соперника - спорт.»

Ашот Сергеевич Наданян

«Все мы смотримся в шахматы, как в зеркало, и они показывают нас такими, какими мы есть, а не какими хотим казаться.»

Григорий Константинович Санакоев

«Не глумитесь над шахматистами. Легко ли сохранить душевное здоровье, когда изо дня в день теряешь слонов, бьёшь коней и нападаешь на королев?»

Ашот Сергеевич Наданян

Введение

Формулирование и анализ проекта

Информационная справка

Маркетинговые исследования

Поиск альтернативных вариантов проекта

Внешний вид изделия

Используемый материал

Варианты отделки

Экономическая оценка изделия

Конструкторская часть

Технический рисунок шахматного столика

Технологическая часть

Техника безопасности

Технологическая карта

Анализ работы по проекту

Оценка готового изделия

Литература

Обоснование идеи проекта

У меня дружная семья. Папа и мама – педагоги Яснополянской гимназии, в которой я учусь. Наша семья очень много времени проводит вместе: отдыхаем, читаем, беседуем, играем в шахматы, принимаем гостей, вместе мастерим и благоустраиваем свой дом. Мой папа первоклассный столяр, постоянно создает своими руками интересные вещи из дерева: сувениры, предметы мебели (скамейки, полочки, табуреты и др.). Такие вещи придают нашему дому комфорт и индивидуальность. Мне очень захотелось тоже научиться этому мастерству. На уроках технологии мы уже научились создавать несложные поделки из дерева. И у меня возникла идея.

Наша семья очень любит играть в шахматы, у нас есть несколько шахматных досок, обычно мы устраиваемся где-нибудь на диване или за столом, а специального шахматного столика нет. Моя идея - самому сделать такой столик из дуба. Знаний и умений, полученных на уроках технологии, мне будет вполне достаточно для реализации моей идеи. Тем более, что совсем недавно мы с одноклассниками на уроках технологии изготавливали дубовые скамейки для учеников младших классов нашей гимназии.

Информационная справка

Вокруг нас сотни самых обыкновенных вещей, о которых мы почти ничего не знаем. Только самым пытливым и любознательным вещи могут поведать свою историю. А для этого совсем немного нужно: надо лишь задуматься, спросить, найти. У каждой вещи, как и у человека, своя биография, своя удивительная судьба. И каждая вещь несет в себе частичку нашей истории. Жизнь будет интересной и нескучной, если мы будем задавать как можно много вопросов и искать на них ответы. Даже если узнавать каждый день что-то новое, вопросы не исчезнут. Наоборот, их будет становиться все больше.

История стола

Стол был первой мебелью, кото­рой обзавелись древние люди.

В Древнем Риме стол был самым главным укра­шением дома. Тяжелый, сделанный из мрамора или дерева, украшенный резьбой, он опирался на низ­кие ножки, похожие на львиные лапы. Вокруг сто­ла, полулежа на полу на мягких подушках, пиро­вали богатые римляне. Стульев тогда еще не было.

А у древних греков, наоборот, столы были со­всем маленькие, на трех ножках. Такой столик называли трапеза, поэтому праздничный обед, пир иногда называют трапезой. Столик - трапеза во время пира приставлялся к ложу - низкому дивану с изголовьем. После окон­чания пира столик задвигали под ложе.

На Руси в старину столы делали широкими, устойчивыми, на четырех ножках. Его ставили в «красный угол» - самое почетное место в доме. Стол придвигали к лавкам - скамейкам, которые стояли вдоль стен. Крышку стола - столешницу - в богатых домах покрывали скатертью, а в бедных - скобли и чисто мыли.

Шахматы

Шахматы (от персидск. шах- государь и арабск. мат -умер)-игра, богатая элементами спор­тивной борьбы, научного мышления и художественного творчества. Игра в шахматы происходит на квадратной доске, состояний из 64 полей, окрашенных и переменно в светлый и тёмный цвета; справа и играющего должно быть светлое поле. Каждый из двух партнёров имеет по 8 главных фигур (король, ферзь, 2 ладьи, 2 коня, 2 слона), помещающихся в исходном положении на крайнем горизонтальном ряде доски, и по 8 пешек, выстраивающихся перед ними. Ходы делаются поочередно; цель игры состоит в том, чтобы дать мат неприятельскому королю, т. е. так напасть на него, чтобы от этого нападения не было защиты. Если у одной стороны нет ни одного возможного хода и король при этом не находится под шахом (т. е. под ударом), то получается пат и партия считается окончившейся вничью.

Шахматы зародились па Востоке, по-видимому в Индии, в глубокой древности. Первое упоминание о шахматах (т. н. чату ранга ) в Индии относится к 6 в. Снача­ла игра была медлительной, фигуры были в основном малоподвижными. По мере продвижения с Востока на Запад шахматы претерпевали изменения. Со време­нем ферзь и слои приобрели дальнобойность, пешки стали передвигаться (с начального положения) не только на одно, но ина два поля вперёд.

Первое упоминание о шахматах на Руси относится К 13 в. (в «Кормчей книге»), но они были известны, по-ви­димому, уже в 11 в. (по материалам археологических ра­скопок в Новгороде).

Центрами шахматной жизни в городах Европы в 18 в. и отчасти в 19 в. были кофейни, позднее шахматные клубы. В России интерес к шахматам проявляли А. С. Пушкин, Н. Г. Чер­нышевский, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой.

Шахмат­ный клуб впервые был открыт в Петербурге (1853). Позднее клубы объединялись в общества и нацио­нальные союзы.

Ясная Поляна

В 2008 году исполнилось 180 лет со дня рождения великого русского писателя классической литературы и нашего земляка – Льва Николаевича Толстого.

Ясная Поляна известна всему миру как памятник бессмертной славы гения русской классики Л. Н. Толстого. Для писателя Ясная Поляна была не только местом жизни, но творческой лабораторией.

В 1921 году по Постановлению ВЦИКа Ясная Поляна была превращена в музей-заповедник.

Во время Великой Отечественной войны фашистам удалось захватить Ясную Поляну. За полтора месяца оккупации им удалось разграбить и разорить усадьбу. Фашисты подожгли дом Толстого.

Советские войска освободили Ясную Поляну 14 декабря 1941 года. Уже в мае 1942 года дом Толстого был открыт для посетителей.

В настоящее время музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» – один из крупнейших мемориальных музеев мира. Он представляет собой сложный комплекс, состоящий из дома Толстого, дома Волконского, литературного музея, усадьбы, где разместились необыкновенной красоты леса, луга, парки, сады, постройки, сохранившиеся со времён жизни Л.Н. Толстого и его семьи.

Спустя многие годы музей-усадьбу возглавил потомок писателя – правнук В. И. Толстой. С его приходом началось ещё большее преображение мемориала.

Недалеко от музея, на бывшей «Кубацкой горе» – белое двухэтажное здание Яснополянской гимназии №2 имени Л.Н. Толстого, в которой мне посчастливилось учиться. Она построена в 1928 году, когда весь мир отмечал столетие со дня рождения Льва Николаевича. В 2008 г. году гимназии-памятнику исполнилось 80 лет.

Маркетинговые исследования

Я проанализировал проблемы, с которыми сталкиваются покупатели, приобретая предметы мебели для дома на рынке товаров, и выявил:

    Мебель, изготовленная из ламинированного ДСП, отличается многообразием моделей, доступной ценой, но менее оригинальна и прочна,

    Мебель из натурального дерева встречается в продаже гораздо реже, отличается высокой прочностью и надежностью, но к сожалению, имеет высокую цену, а это практически недоступно семьям со средним доходом.

Если говорить конкретно о журнальном или шахматном столике, то цена на него колеблется: из ламинированного ДСП от 3-5 тыс. рублей, а из дуба – от 7 до 12 тыс. рублей.


Поиск альтернативных вариантов проекта

Приступая к разработке проекта, я посоветовался с учителем технологии Александром Валентиновичем. Мы вместе определили требования к проектированию:

Экологичность

Цветовое решение

Время изготовления

Единство стиля

Доступность материалов

Возможны различные варианты реализации моей идеи.

Идея 1 шахматный столик круглой формы на одной ножке.

Идея 2 шахматный столик квадратной формы на четырех ножках.

Идея 3 шахматный столик на одной ножке.

Пожалуй, я остановлюсь на идеи 3. Думаю, что шахматный столик квадратной формы позволит удобно разместить шахматное поле на поверхности столешницы, да и одна ножка позволит игрокам и болельщикам удобно разместиться вокруг столика – это будет очень удобно. С двух сторон я прибавлю немного свободного поля, для того чтобы было удобно расставлять «съеденные» шахматные фигуры.

Внешний вид изделия

Используемый материал

Для изготовления шахматного столика я выбираю натуральное дерево - дуб.

Рассмотрим положительные и отрицательные стороны данного материала: прочен, красиво смотрится в изделии, но тяжело обрабатывается режущими инструментами, встречаются дефекты – сучки, косослой, трещины, червоточены.

Варианты отделки

Существуют различные варианты отделки изделий из дерева. Я выбираю – окрашивание столика морилкой и лакирование.

Экономическая оценка изделия

При изготовлении деталей стола потребуется:

    сосновая доска толщ. 45 мм 0,5 кв.м. ,

    дубовая доска толщ. 30 мм 0,3 кв.м,

    дубовый кругляк (дрова) – цена 500 руб/ куб.м

Цена 1 кв.м доски 45 мм – 500 руб(сосна). Цена 1 кв.м дубовой доски 30 мм – 700 руб. Стоимость необходимого материала из сосны можно вычислить следующим образом:

С1 = 0,5х500= 250 руб.

Стоимость материала из дубовой доски:

С2= 0,3х700=210 руб.

Стоимость балясины:

С3=0,02х500=10 руб.

Общая стоимость древесины:

С = С1+С2 + С3 = 250+ 210 + 10 = 470 руб.

Для покрытия изделия необходимо 100 г морилки или 0,1 кг. Цена 1 кг морилки – 120 руб. Стоимость морилки:

С = 0,1х120=12 руб.

Для покрытия изделия лаком необходимо 0,3 кг лака. Цена 1 кг лака 200 руб. Стоимость лака:

С = 0,3х200= 60 руб.

На склейку столешницы потребуется 0,1 кг столярного клея. Цена клея - 200 руб. Стоимость клея:

С= 0,1х200=20 руб.

Время изготовления стола при искусственном освещении - 6ч. Мощность ламп в мастерской – 6х100вт=600 вт= 0,6 квт. Стоимость освещения:

С = 0,1х6х0,93=0,558=60 коп.

Общие затраты составили:

С=470+12+60+20+0,6= 562,6 руб .

Техника безопасности

при работе на токарном станке по дереву

Опасности в работе

1. Ранение глаз отлетающей стружкой.

2. Ранение рук при прикосновении их к обрабатываемой детали.

3. Ранение рук при неправильном обращении с резцом.

4. Ранение осколками плохо склеенной, косослойной, суковатой древесины.

До начала работы

1. Правильно наденьте спецодежду (фартук с нарукавниками или халат и головной убор: берет или косынку).

2. Проверьте надежность крепления защитного кожуха ременной передачи.

3. Проверьте надежность Крепления защитного заземления (зануления) к корпусу станка.

4. Уберите со станка все посторонние предметы, инстру­менты разложите на установленные места.

5. Проверьте, нет ли в заготовке сучков и трещин, обте­шите заготовку до нужной формы, после чего надежно закрепите ее во вращающихся центрах на станке.

6. Установите подручник с зазором 2-3мм от обрабатываемой детали и закрепите его на высоте центровой линии заготовки.

7. Проверьте исправность режущего инструмента и пра­вильность его заточки.

8. Проверьте работу станка на холостом ходу, а также исправность пусковой коробки путем включения и выключения ее кнопок.

9. Перед самым началом работы наденьте защитные очки.

Во время работы

1. Производите подачу режущего инструмента на материал только после того, как рабочий вал наберет полную частоту вращения.

2. Подавайте инструмент плавно, без сильного нажима.

3. Своевременно подвигайте подручник к обрабатывае­мой детали, не допускайте увеличения зазора.

4. Во избежание травм во время работы на станке:

а) не наклоняйте голову близко к станку;

б) не принимайте и не передавайте предметы через работающий станок;

в) замеряйте обрабатываемую деталь только после полной остановки ее вращения;

г) не останавливайте станок путем торможения рукой обрабатываемой детали;

д) не отходите от станка, не выключив его.

После окончания работы

1. Остановите станок.

2. Уложите на свои места инструменты.

3. Удалите со станка стружку при помощи щетки. Не сдувайте стружку ртом, не сметайте ее рукой.

4. Сдайте станок учителю.

5. Приведите себя в порядок.

Технологическая карта

Последовательность выполнения работ

Изображение

Инструменты

приспособления

Стругание заготовок

для столешницы

Угольник

Распиливание заготовок в размер

Нанесение столярного клея

Склеивание и прессование

Зачистка и шлифование поверхности столешницы

Разметка

Угольник

Выжигание шахматного поля

Выжигательный аппарат по дереву

Нанесение морилки (цвет орех) на шахматное поле

Шлифование ворса после морения

Нанесение светлой морилки (цвет сосна)

Точение ножки стола на токарном станке

Токарный станок

Точение галтелей

Фасонный резец

Шлифование поверхности ножки наждаком

Фасонное точение ножки

Фасонный резец

Морение ножки стола

Морилка кисть

Разметка нижней опоры стола

Угольник

Изготовление шаблона для ножек из двп

Изготовление ножек по шаблону

Лобзик стамеска киянка

Подгонка пазов

Напильник угольник киянка

Сборка нижней части стола

Угольник

Окончательная сборка стола

Отвёртка дрель киянка линейка угольник

Оценка готового изделия

Положительные стороны проекта:

Цель проекта достигнута

Минимальные финансовые затраты

Предмет мебели, изготовленный своими руками, радует глаз и поднимает настроение

Все технологические операции доступны

Позволяет использовать отходы производства

Оригинальный дизайн

Раскрывает огромные возможности для развития моего творчества

Использован экологически чистый материал

Неординарность

Отрицательные стороны:

Большая затрата времени на подготовку и реализацию проекта

Требуется помощь взрослого в изготовлении изделия

Проект направлен на формирование интеллектуально-нравственной культуры учащихся на основе межпредметной интеграции в единой системе основного и дополнительного образования. В отличие от других программ по обучению шахматам проект «Шахматы в школе» не направлен на воспитание профессиональных гроссмейстеров. Программа помогает всестороннему развитию личности, развитию у учащихся пространственного и системного мышления, навыков стратегического планирования, а также помогает повысить интеллект.
Реализация проекта «Шахматы в школе» включают в себя три компонента: подготовка преподавателей, внедрение программ шахматного образования и оснащение школ необходимым инвентарем - что подразумевает под собой отложенный положительный социальный эффект.
Программа проекта предполагает создание в школах шахматных классов, оснащение классов всем необходимым инвентарем (комплекты шахмат с досками и часами, демонстрационные доски, учебники, рабочие тетради для 1- 4 годов обучения, методическое пособие и учебная программа.
Программа мероприятий направлена на: создание прогрессивной методики преподавания шахмат в школе, обеспечение методическими пособиями, обеспечение инвентарем, проведение курсов повышения квалификации для педагогов (на основании гос. лицензии), организацию и проведение турниров среди школьников и их родителей. Реализация проекта также включает: ведение информационного портала о развитии проекта «Шахматы в школе» (на базе собственного одноименного web-сайта), пиар сопровождение проекта в федеральных, региональных и шахматных СМИ, а также ведение страницы проекта в социальной сети "ВКонтакте".

Цели

  1. Формирование интеллектуально-нравственной культуры учащихся на основе межпредметной интеграции в единой системе основного и дополнительного образования шахмат

Задачи

  1. Внедрение образовательной программы "Шахматы в школе" в регионах реализации проекта
  2. Повышение уровня и квалификации преподавательского состава, проводящего занятия по шахматам с обучающимися образовательных учреждений
  3. Создание и оборудование шахматных классов в школах
  4. Информационное сопровождение проекта и повышение интереса среди детей и молодежи к занятиям шахматами
  5. Реализация программы шахматного всеобщего начального образования в школах регионов реализации проекта

Обоснование социальной значимости

Шахматы – одна из самых эффективных спортивных образовательных дисциплин, уникальный образовательный инструмент. Многие страны используют шахматы в школьной программе (Азербайджан, Армения, Венгрия, Испания, Мексика, Польша, Турция и др.).
Педагоги и родители отмечают значительное положительное влияние шахмат на успеваемость школьников по всем предметам. Доказано, что изучение шахмат в любимой детьми игровой форме способствует формированию гармоничной личности и развивает: пространственное мышление, навыки стратегического планирования, выдержку, бойцовские качества, математические способности.
Реализация проекта "Шахматы в школе" предполагает продолжительный социальный эффект.
Благополучателями от реализации проекта, по примерным оценкам, являются 3200 человек (ученики младших классов, преподаватели).
Проект имеет перспективу отложенного положительного социального эффекта, благоприятным образом влияет на развитие учеников младших классов, а учитывая дороговизну и порой недоступность дополнительного детского образования - обеспечивает всеобщую доступность к образованию и позиционирует возможность развития и роста интеллекта ребенка как безбарьерное социальное благо.