– Отчего ты не хочешь допустить свободы мысли в женщинах! – проговорил он вполголоса.
– Оттого, братец, что, по моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды.
Разговор на этом прекратился. Оба молодых человека уехали тотчас после ужина. Кукшина нервически-злобно, но не без робости, засмеялась им вослед: ее самолюбие было глубоко уязвлено тем, что ни тот, ни другой не обратил на нее внимания. Она оставалась позже всех на бале и в четвертом часу ночи протанцевала польку-мазурку с Ситниковым на парижский манер. Этим поучительным зрелищем и завершился губернаторский праздник.
XV
– Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа, – говорил на следующий день Аркадию Базаров, поднимаясь вместе с ним по лестнице гостиницы, в которой остановилась Одинцова. – Чувствует мой нос, что тут что-то неладно.
– Я тебе удивляюсь! – воскликнул Аркадий. – Как? Ты, ты, Базаров, придерживаешься той узкой морали, которую…
– Экой ты чудак! – небрежно перебил Базаров. – Разве ты не знаешь, что на нашем наречии и для нашего брата «неладно» значит «ладно»? Пожива есть, значит. Не сам ли ты сегодня говорил, что она странно вышла замуж, хотя, по мнению моему, выйти за богатого старика – дело ничуть не странное, а, напротив, благоразумное. Я городским толкам не верю; но люблю думать, как говорит наш образованный губернатор, что они справедливы.
Аркадий ничего не отвечал и постучался в дверь номера. Молодой слуга в ливрее ввел обоих приятелей в большую комнату, меблированную дурно, как все комнаты русских гостиниц, но уставленную цветами. Скоро появилась сама Одинцова в простом утреннем платье. Она казалась еще моложе при свете весеннего солнца. Аркадий представил ей Базарова и с тайным удивлением заметил, что он как будто сконфузился, между тем как Одинцова оставалась совершенно спокойною, по-вчерашнему. Базаров сам почувствовал, что сконфузился, и ему стало досадно. «Вот тебе раз! бабы испугался!» – подумал он и, развалясь в кресле не хуже Ситникова, заговорил преувеличенно развязно, а Одинцова не спускала с него своих ясных глаз.
Анна Сергеевна Одинцова родилась от Сергея Николаевича Локтева, известного красавца, афериста и игрока, который, продержавшись и прошумев лет пятнадцать в Петербурге и в Москве, кончил тем, что проигрался в прах и принужден был поселиться в деревне, где, впрочем, скоро умер, оставив крошечное состояние двум своим дочерям, Анне – двадцати и Катерине – двенадцати лет. Мать их, из обедневшего рода князей Х……, скончалась в Петербурге, когда муж ее находился еще в полной силе. Положение Анны после смерти отца было очень тяжело. Блестящее воспитание, полученное ею в Петербурге, не подготовило ее к перенесению забот по хозяйству и по дому, – к глухому деревенскому житью. Она не знала никого решительно в целом околотке, и посоветоваться ей было не с кем. Отец ее старался избегать сношений с соседями; он их презирал, и они его презирали, каждый по-своему. Она, однако, не потеряла головы и немедленно выписала к себе сестру своей матери, княжну Авдотью Степановну Х……ю, злую и чванную старуху, которая, поселившись у племянницы в доме, забрала себе все лучшие комнаты, ворчала и брюзжала с утра до вечера и даже по саду гуляла не иначе как в сопровождении единственного своего крепостного человека, угрюмого лакея в изношенной гороховой ливрее с голубым позументом и в треуголке. Анна терпеливо выносила все причуды тетки, исподволь занималась воспитанием сестры и, казалось, уже примирилась с мыслию увянуть в глуши… Но судьба сулила ей другое. Ее случайно увидел некто Одинцов, очень богатый человек лет сорока шести, чудак, ипохондрик, пухлый, тяжелый и кислый, впрочем не глупый и не злой; влюбился в нее и предложил ей руку. Она согласилась быть его женой, – а он пожил с ней лет шесть и, умирая, упрочил за ней все свое состояние. Анна Сергеевна около года после его смерти не выезжала из деревни; потом отправилась вместе с сестрой за границу, но побывала только в Германии; соскучилась и вернулась на жительство в свое любезное Никольское, отстоявшее верст сорок от города ***. Там у ней был великолепный, отлично убранный дом, прекрасный сад с оранжереями: покойный Одинцов ни в чем себе не отказывал. В город Анна Сергеевна являлась очень редко, большею частью по делам, и то ненадолго. Ее не любили в губернии, ужасно кричали по поводу ее брака с Одинцовым, рассказывали про нее всевозможные небылицы, уверяли, что она помогала отцу в его шулерских проделках, что и за границу она ездила недаром, а из необходимости скрыть несчастные последствия… «Вы понимаете чего?» – договаривали негодующие рассказчики. «Прошла через огонь и воду», – говорили о ней; а известный губернский остряк обыкновенно прибавлял: «И через медные трубы». Все эти толки доходили до нее, но она пропускала их мимо ушей: характер у нее был свободный и довольно решительный.
Одинцова сидела, прислонясь к спинке кресел, и, положив руку на руку, слушала Базарова. Он говорил, против обыкновения, довольно много и явно старался занять свою собеседницу, что опять удивило Аркадия. Он не мог решить, достигал ли Базаров своей цели. По лицу Анны Сергеевны трудно было догадаться, какие она испытывала впечатления: оно сохраняло одно и то же выражение, приветливое, тонкое; ее прекрасные глаза светились вниманием, но вниманием безмятежным. Ломание Базарова в первые минуты посещения неприятно подействовало на нее, как дурной запах или резкий звук; но она тотчас же поняла, что он чувствовал смущение, и это ей даже польстило. Одно пошлое ее отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова. Аркадию пришлось в тот день не переставать удивляться. Он ожидал, что Базаров заговорит с Одинцовой, как с женщиной умною, о своих убеждениях и воззрениях: она же сама изъявила желание послушать человека, «который имеет смелость ничему не верить», но вместо того Базаров толковал о медицине, о гомеопатии, о ботанике. Оказалось, что Одинцова не теряла времени в уединении: она прочла несколько хороших книг и выражалась правильным русским языком. Она навела речь на музыку, но, заметив, что Базаров не признает искусства, потихоньку возвратилась к ботанике, хотя Аркадий и пустился было толковать о значении народных мелодий. Одинцова продолжала обращаться с ним как с младшим братом: казалось, она ценила в нем доброту и простодушие молодости – и только. Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая.
Испортила себе 8 марта своим же текстом про 8 марта. Каждый раз роюсь в папке «отфильтрованное» в надежде, что напишет богач- издатель, или умирающая бабка из Аргентины с наследством. Или просто что- то хорошее напишут.
Вместо этого у меня дискуссии о правах женщин. Про которые я мало что понимаю. Написала какая- то Катя Олепко из Украины, поздравила с 8 марта, пожелала сдохнуть. А я сейчас как раз не хочу. Катя прислала кучу статей про задержания женщин- революционеров, которые прут с голой грудью на площадь, чтобы доказать, что грудь - это не повод относиться к женщинам как- то иначе. Блять, а как тогда?
Я же не могу написать Кате прямо, что их задерживают не из- за ущемления прав, а из- за того, что они ёбнутые. Даже мама сейчас не осудит меня за это слово. Насколько оно точно и красиво. И потом, если грудь - это оружие, то оно должно быть как минимум функционально. А не просто висеть холостыми. Почему не сделать какой- то отбор? Не вложить членские взносы в холсты и материал. Чтобы лозунги читались и на них было приятно смотреть. Катя мне пишет, что я идиотка. А я говорю, у нас разная физиология. Как следствие, разные психотипы. Да, пишу сейчас чушь. Но это чтобы легко читалось. А вообще, есть такая замечательная научная работа про устройство мозга Кайи Норденген, которая замечательно объясняет, что от биологии никуда не деться. Если вам досталась красивая большая грудь, которая лежит в руке так же приятно, как 10 айфон, то и в мозге у вас всё спокойно. Не потому, что грудь как подушечку можно постоянно трогать и расслабляться. А потому что, лаваш. Окситоцин. Его больше. Отличный гормон задней доли гипофиза. Навигатор, который отвечает за сексуальную ориентацию. Это, когда тебе хорошо, когда должно быть хорошо. От того, что ты женщина. Почему все умные мужчины выбирают красивых? Потому что, они более полноценные. С ними нет проблем. Вот, что говорит нам Тургенев - человек с самым тяжелым, феноменальным мозгом в 2012 гр. против среднего в 1400. Говорит в «отцах и детях»:
Отчего ж ты, Евгений, не хочешь допустить свободы мысли в женщинах?
Оттого братец, что свободно мыслят между женщинами только уроды.
Не надо желать мне сдохнуть и писать про эмансипацию. Не хватило ума воспользоваться собственной грудью, чтобы выйти замуж за зажиточного пенсионера, не пишите. Лучше спросите меня, как?
А эмансипация для меня звучит так же ужасающе, как депиляция. Удалённый волос начинает расти внутрь и вызывает раздражение. Вот и все плюсы. Проверяйте гормоны и ничего не надо будет удалять.
Сегодня 200 лет со дня рождения Ивана Тургенева. Мы выбрали 15 цитат главного нигилиста русской литературы, в которых он отрицает и любовь, и природу, и литературу, и веру, и даже науку. Хочется возразить Евгению Базарову? Сегодня можно себя не сдерживать.
1. «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».2. «Я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается; а так как мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим, я и буду знать, что и у нас внутри делается».
3. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
4. «Я уже доложил вам, что ни во что не верю; и что такое наука - наука вообще? Есть науки, как есть ремесла, знания; а наука вообще не существует вовсе».
5. «Эге-ге! - спокойно проговорил Базаров. - Вот мы какие великодушные! Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал».
6. - Я начинаю соглашаться с дядей, - заметил Аркадий, - ты решительно дурного мнения о русских.
Эка важность! Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения. Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки.
И природа пустяки? - проговорил Аркадий, задумчиво глядя вдаль на пестрые поля, красиво и мягко освещенные уже невысоким солнцем.
И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.
7. «Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает, - продолжал между тем Базаров. - Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что-нибудь дельное почитать».
8. «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, - говорил между тем Базаров, - подумаешь, сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».
9. - Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, - промолвил Базаров. - В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем.
- Всё?
- Всё.
- Как? не только искусство, поэзию... но и... страшно вымолвить...
- Всё, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров.
10. «В тихом омуте... ты знаешь! - подхватил Базаров. - Ты говоришь, она холодна. В этом-то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое?»
11. - Отчего ты не хочешь допустить свободы мысли в женщинах? - проговорил он вполголоса.
- Оттого, братец, что, по моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды.
12. «Этакое богатое тело! - продолжал Базаров, - хоть сейчас в анатомический театр».
13. «Я ничьих мнений не разделяю: я имею свои».
14. «А коли ты не совсем меня понимаешь, так я тебе доложу следующее: по-моему - лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Это все...»
15. - А я думаю: я вот лежу здесь под стогом... Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет... А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже... Что за безобразие! Что за пустяки!
- Позволь тебе заметить: то, что ты говоришь, применяется вообще ко всем людям...
- Ты прав, - подхватил Базаров. - Я хотел сказать, что они вот, мои родители то есть, заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит... а я... я чувствую только скуку да злость.
Николай Петрович: "Но…те сладостные, первые мгновенья, отчего бы не жить им вечною, неумирающей жизнью?" "Ты это говоришь, Павел, ты, которого я считал самым непреклонным противником подобных браков!"
Павел Петрович: "Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!" "Брат, исполни обязанность твою обязанность честного т благородного человека, прекрати соблазн и дурной пример, который подается тобою, лучшим из людей!… Женись на Фенечке…Она тебя любит, она - мать твоего сына". "…станем исполнять свой долг; и посмотри, мы еще и счастье получим в придачу".
Аркадий: я нахожу, что он (отец) должен бы жениться на ней". "…я не богат и чувствую, что готов на все жертвы…"
Базаров: "Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал". "И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все чепуха, романтизм, гниль, художество. Пойдем лучше жука смотреть". "Свободно мыслят между женщинами только уроды". "Базаров был великий охотник до женщин и женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтичном, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни и не однажды выражал свое удивление: почему не посадили в желтый дом Торенбурга со всеми минезингерами и трубадурами? "Нравится тебе женщина, - говаривал он, - старайся добиться толку; а нельзя - ну, и не надо, отвернись - земля не клином сошлась". "…что за охота говорить и думать о будущем, которое большей частью от нас не зависит? Выйдет случай что-нибудь сделать - прекрасно, а не выйдет, - по крайней мере, тем будешь доволен, что заранее напрасно не болтал". "…лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца". "Мужчине некогда заниматься такими пустяками; мужчина должен быть свиреп, гласит отличная испанская поговорка". "…да при том любовь… ведь это чувство напускное". "Сам себя не сломал, так и бабенка тебя не сломает".
Одинцова: "По-моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и возврата. А то лучше и не надо". "Скажите, отчего даже мы наслаждаемся, скажем, музыкой, хорошим вечером, разговором с симпатичными людьми, отчего все это кажется скорее намеком на какое-то безмерное, где-то существующее счастие, чем действительным счастьем, то есть таким, коим мы сами обладаем?" "Нет…бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете".
Катя: "О нет! К чему это? (властвовать) Напротив, я готова покоряться - это я понимаю; это счастье; но подчиненное существование…Нет, довольно и так.".
Фенечка: "Мне Николая Петровича не любить - да после этого сне и жить не надо!"№