Смысл заглавия романа "Отцы и дети". Сочинение- рассуждение. Смысл названия романа И. Тургенева “Отцы и дети” Смысл названия отцы и дети

Один из самых знаменитых романов И.С. Тургенева был написан в период 1860-1861 годов, накануне отмены крепостного права. В России в это время существовал переломный момент, стык консервативного и новаторского мышления, борьба идеологий. Именно этот конфликт был продемонстрирован на примере семьи Кирсановых, а также важнейшая проблема - противостояние которая и была заложена в смысл заглавия романа «Отцы и дети». Краткое описание сюжета, а также последующий анализ произведения предлагается ниже. Однако прежде всего необходимо обратиться к названию.

Смысл заглавия

Бесспорно, важнейший вопрос относительно произведения - романа «Отцы и дети». Сочинение Тургенева не следует трактовать слишком буквально. В произведении изображены две семьи, два отца и два сына. Но телом романа является не описание их жизнедеятельности, а глобальные отличия в мировоззрении. Смысл заглавия романа «Отцы и дети» заключается в том, что между двумя поколениями всегда будет существовать некое противоречие, родители и дети противопоставлены друг другу, разделены союзом И на письме. По факту, их разделяет целая пропасть - четверть века или более того. За такой промежуток способна полностью поменяться политическая, экономическая, культурная ситуация в стране и, разумеется, взгляды общественности. Одно поколение сохраняет своё мировоззрение, другое - приобретает собственное, и так происходит регулярно, взгляды на жизнь отцов и детей редко совпадают. С этим и связан смысл заглавия романа «Отцы и дети». Сочинение И.С. Тургенева учит тому, что в подобном антагонизме нет ничего предрассудительного, важно лишь уважение друг к другу обеих сторон, почтение к родителям, принятие их советов, напутствий и добрых пожеланий.

Идеологии в романе

Смысл заглавия романа «Отцы и дети» Тургенева также связан и с принадлежностью сынов и отцов к различным идеологиям, современным каждому поколению. В романе представлены две семьи - Кирсановых и Базаровых - и несколько идеологических мировоззрений: консервативное, либеральное, революционно-демократическое. Последнее принадлежит одной из ключевых фигур романа - нигилисту, последователю немецких материалистов и будущему врачу - Евгению создаёт основной резонанс в произведении. Он спорит с братьями Кирсановыми, наставляет Аркадия, откровенно презирает псевдонигилистов Ситникова и Кукшину, а после вопреки своим взглядам безответно влюбляется в богатую вдову Анну Сергеевну Одинцову.

Характеристика и анализ героев

Консерваторами в произведении выступают Армейский врач и набожная помещица ведут размеренный образ жизни в своей деревне. Они в сыне, однако мать обеспокоена отсутствием в нём веры. Тем не менее Базаровы гордятся Евгением и его успехами, они уверены, что его ожидает великое светлое будущее. Василий Базаров сообщает, что за всю свою жизнь Евгений не взял у них ни копейки, что сын всего предпочитает добиваться сам. Эти черты характеризуют его как человека сильного, самодостаточного, передового. Такой образ актуален и для современной эпохи.

Псевдонигилизм Аркадия Кирсанова

Близкий друг Базарова Аркадий Кирсанов изо всех сил старается соответствовать Евгению в его исповедании нигилизма. Однако в его случае это выглядит неестественно, надуманно. Аркадий сам до конца не верит в отрицание духовных ценностей. Ему льстит осознание собственных передовых взглядов, он втайне гордится собой за снисхождение к возлюбленной отца - служанке дома Кирсановых - и откровенно восхищается Базаровым. При этом Аркадий иногда забывается, маска спадает с его лица, и он проговаривается о своих истинных чувствах. Ещё будучи убеждённым нигилистом, Аркадий также влюблён в Одинцову, но впоследствии отдаёт предпочтение её сестре Екатерине.

Мировоззрение «отцов»

Братья Кирсановы - Николай и Павел - сторонники либерализма. Николай Петрович - человек тонкой душевной организации, он любит поэзию и литературу, а также питает трепетные чувства к своей служанке Фенечке, девушке-простолюдинке, которая тем не менее является матерью его младшего сына. Николай Петрович стесняется своей любви к крестьянской девушке, хотя и старается сделать вид, что далёк от предрассудков, имеет передовые взгляды на всё, в том числе и на сельское хозяйство.

Павел Петрович Кирсанов - главный оппонент Базарова в спорах. Между мужчинами с первого взгляда возникает неприязнь, они составляют полную противоположность друг другу как внешне, так и внутренне. Ухоженный Павел Петрович брезгливо морщится при виде длинных волос и неряшливой одежды Базарова. Евгений же смеётся над манерностью и жеманностью Кирсанова, не стесняясь задействовать сарказм и больнее уколоть противника.

Различно также произнесение ими ключевого слова «принцип». Базаров произносит его резко и отрывисто - «прынцип», в то время как Кирсанов медленно растягивает и ставит ударение на последний слог на французский манер - «принсип». Взаимоотношения между неприятелями достигли того пика, что спорщики даже стрелялись на дуэли. Причиной этому послужило оскорбление Базаровым чести Фенечки, которую тот крепко поцеловал в самые губы. Павел Петрович и сам испытывал к девушке недвусмысленную симпатию, в связи с чем и решил защитить её имя, вызвав Базарова на дуэль. К счастью, исход её не был смертельным, Кирсанов всего лишь получил ранение в ногу, Евгений же и вовсе остался невредим.

Такие примеры иллюстрируют совершенно противоположное отношение представителей разных поколений и различных идеологических взглядов к типичным жизненным ситуациям и также отражают смысл заглавия романа «Отцы и дети». Сочинение И.С.Тургенева оказывается гораздо более глубоким, чем оно может показаться на первый взгляд.

Подводя итог, можно сказать, что интерес литературных критиков сегодня и ранее вызывает не только смысл заглавия романа «Отцы и дети», сочинение И.С. Тургенева также знаменательно своими героями - многогранными и неоднозначными, сложными, но запоминающимися. Каждый из них демонстрирует талант писателя, его понимание человеческой сущности и тонкий психологизм.

В романе «Отцы и дети» описан конфликт двух поколений. Это разногласие происходит не только оттого, что часть героев относится к поколению «отцов», а другая - «детей», но и потому, что они представляют разные слои общества - дворянства и демократов-разночинцев и являются выразителями противоположных идей, различных мнений.

Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова можно отнести к поколению «детей», а Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых - к поколению «отцов». Дети получили многое от своих родителей, но пошли значительно дальше в своем развитии.

В чем же смысл названия романа? "Отцы и дети" - это символ вечно обновляющейся жизни. Роман "Отцы и дети" - о жизни, такой, какая предстала перед Тургеневым, и такой, как он её понял. В романе "Отцы и дети" очень богатая проблематика. Но главной проблемой, на мой взгляд, является нигилизм.

В чем же сущность нигилизма, в частности нигилизма Базарова?

Он считает прогнившим весь государственный строй России, поэтому он отрицает «все»: самодержавие, крепостное право, религию - и то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, невежество, патриархальную старину, семью. Однако положительной программы Базаров не выдвигает. Когда П. П. Кирсанов говорит ему: «...Вы все разрушаете... Да ведь надобно же и строить», Базаров отвечает: «Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить».

Роман направлен против дворянства, причем в этом произведении Тургенева обличается именно весь класс помещиков, а не отдельно взятых дворян, показана их неспособность вести Россию дальше по пути развития. Прежняя, изжившая себя мораль, устаревает, уступая место новому, прогрессивному движению, новой морали. Одним из носителей этой морали является Евгений Базаров. Базаров – разночинец, который, видя упадок государства, встает пока еще не на путь строительства новых устоев, но на путь нигилизма, предшествующего этому грядущему строительству.

По его же словам, он отрицает абсолютно все – искусство, поэзию, авторитеты, религию, самодержавие, даже любовь. Отличительная черта нигилизма Базарова в том, что он не борется против того, что отрицает. Ему все равно, пойдут ли за ним и за его убеждениями, он не проповедует нигилизм, лишь не скрывает своих убеждений и не боится открыто их высказать. Он материалист, и это не лучшая его черта – он называет духовность "романтизмом" и "вздором", а людей-носителей ее, презирает. "Порядочный химик раз в двадцать полезней высокого поэта" – слова Базарова, из которых мы можем заключить, что материальный мир для него куда важнее духовного.

Хотя надо сказать, что не ко всему материальному миру у него такое почтительное отношение – его не волнует его собственное материальное состояние и то, что о нем думают другие люди. Он неприхотлив, мало заботится о модности своей одежды, о красоте своего лица и тела, он не стремится добыть как можно больше денег - ему хватает того, что у него есть. И эта черта – признак сильных и умных людей.

Тургенев не видел будущего за поколением “отцов”, оно отжило свой век, но также автор не видел будущего и за “детьми”, пришедшими в мир, чтобы “разрушить” его, “расчистить место”, не создав при этом ничего нового. Именно поэтому Тургенев “убивает” своего героя, не видя за ним будущего, той роли, которую он бы мог сыграть в движении России вперед. Но заслуга автора в том, что он создал образ современного человека, представителя разночинной молодежи 60-х годов.

Роман Тургенева всколыхнул все слои русского общества. Полемика о нигилизме, об образе естественника, демократа Базарова продолжалась целое десятилетие на страницах почти всех журналов той поры.

Критики XX века В. В. Боровский и А. В. Луначарский считали роман «Отцы и дети» значительным явлением не только литературы, но и всей общественной жизни, крупным фактом идейной борьбы 60-х годов.

История создания романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева.

Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «...Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»...» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма Добролюбова и Чернышевского» и их намерений «звать Русь к топору». Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только еще начал зарождаться в русском обществе. «...В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета - и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я гоняюсь?» - писал И. С. Тургенев в статье по поводу «Отцов и детей».

Работа над романом была продолжена в Париже. В сентябре 1860 года Тургенев пишет П. В. Анненкову: «Намерен работать изо всех сил. План моей новой повести готов до малейших подробностей - и я жажду за нее приняться. Что-то выйдет - не знаю, но Боткин, который находится здесь... весьма одобряет мысль, которая положена в основание. Хотелось бы кончить эту штуку к весне, к апрелю месяцу, и самому привезти ее в Россию».

В течение зимы написаны первые главы, но работа идет медленнее, чем предполагалось. В письмах этого времени постоянно звучат просьбы сообщать о новостях общественной жизни России, бурлящей накануне величайшего события в ее истории - отмены крепостного права. Чтобы получить возможность непосредственно познакомиться с проблемами современной русской действительности, И. С. Тургенев приезжает в Россию. Начатый до реформы 1861 года роман писатель заканчивает уже после нее в своем любимом Спасском. В письме тому же П. В. Анненкову он извещает об окончании романа: «Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово».

Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки. «Кое-что исправил, дополнил, и в марте 1862 года «Отцы и дети» явились в «Русском вестнике» (И. С. Тургенев. «По поводу «Отцов и детей»).

Итак, через полтора года после возникновения замысла на страницах февральского номера журнала «Русский вестник» роман «Отцы и дети» увидел свет. И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому

Смысл заглавия романа «Отцы и дети».

Роман “Отцы и дети” - одно из лучших произведений прекрасного русского писателя И.О. Тургенева. Написанное во второй половине девятнадцатого века, это произведение остается популярным и читаемым и в наше время.

Причин этому множество: и вечные темы природы, дружбы, любви, и актуальность конфликта романа даже сейчас, и современность помыслов и убеждений главного героя. И, на мой взгляд, главная заслуга И.О. Тургенева в том, что он не просто описал события, не просто рассказал о развитии конфликта, но и сумел проанализировать психологию героев, действительно мастерски раскрыть стремления их души, внутреннюю борьбу и порывы.

Наиболее глубоко и полно нам показывает это Тургенев во взаимоотношениях старшего поколения и молодого, иначе- поколений “отцов” и “детей”. Через все произведение проходит мысль автора о пропасти, которая их разделяет. Здесь разница во взглядах на понятия, на идеалы, на исходящие общечеловеческие ценности. Здесь и различие восприятия разными поколениями одних и тех же явлений, чувств, убеждений, традиций и авторитетов, и разное отношение к определенным правилам и нормам. Но автор одновременно показывает, что несмотря на все это, несмотря на противоречия между поколениями, а часто и на их противостояние, их связывает сила любви отцов к детям, а детей к отцам, как бы ни резки были грани между убеждениями и принципами, как бы ни противоположны были суждения, как бы ни противостояла самоуверенность и резкость молодости Базарова мудрости и терпимости, разуму и снисходительности старшего поколения.

Молодость не имеет жизненного опыта, она жизнерадостна, постоянно стремится вперед, стараясь познать все новое, неизведанное; торопясь, чтобы ничего не пропустить, все изведать, все исправить. Она, как на крыльях, мчится вперед, чтобы не упустить свой шанс, не упустить случай, который, кажется, может перевернуть всю жизнь. Старшее же поколение не спешит; оно живет воспоминаниями и, наблюдая за спешкой молодости, рассуждает о быстротечности всего земного, о недолговечности счастья с высоты своего богатого жизненного опыта.

Взаимоотношения разных поколений являются одной из вечных проблем, которую пытаются решить психологи и журналисты, писатели и критики, художники и композиторы. В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» эта тема звучит уже в самом его названии. Можно предположить, что автор произведения стремился найти ответ на один из «вечных» вопросов.

Роман был опубликован в момент крайнего обострения общественной борьбы. Злободневность произведения подтверждается той бурей критики, которую вызвало его появление. Так, критик А. Скабичевский в «Отечественных записках» 1868 года отметил, что главная цель романа – противопоставить философию отцов и философию детей. Д.И.Писарев в статье «Реалисты» основную мысль романа определил как ответы на вопросы к молодому поколению: "Что вы за люди? Я вас не понимаю, я вам не могу и не умею сочувствовать". Попробуем и мы ответить на вопрос, в чем же смысл названия романа?

В центре сюжета конфликт Евгения Васильевича Базарова – представителя нового поколения, нигилиста, отрицающего красоту, искусство, чувства, эмоции и Павла Петровича Кирсанова – отставного военного, консерватора, уважающего общественные устои. Их взгляды были совершенно противоположными, они не поладили с первой же встречи, между ними возникали разногласия по каждому вопросу. Павел Петрович является ярким представителем высшего общества и, несмотря на то, что живет в деревне, сохранил привычки аристократа.

Базаров же – простой внук дьячка, сын уездного лекаря. Он энергичен и стремителен, сторонник всего нового и прогрессивного, атеист, материалист, "человек науки", очень умен, рационален, трудолюбив. Мировоззрение этих героев также абсолютно противоречиво: Евгений Базаров считал, что жить нужно исключительно разумом, отрицая чувства и эмоции, Кирсанов же придерживался либеральных взглядов на жизнь, защищал высокие идеи достоинства и прав личности, ратовал за самоуважение, честь и свободу каждого человека.

Еще одна сюжетная линия, которая раскрывает тему "отцов и детей" - противоречивые и сложные отношения Евгения Базарова со своими родителями. Старики очень любят своего сына, «души в нем не чают», но их сын не разделяет их эмоций, Родители не могут понять сына, а он достаточно холоден с матерью и отцом, относится к ним снисходительно и равнодушно, по крайней мере внешне.

На мой взгляд, И.С.Тургенев в своем романе помог читателям понять, в чем причина конфликта поколений. Стремительно врывающееся в жизнь новое, постоянные изменения легко подхватываются молодежью, но ценности и традиции, которое пытаются сохранить "отцы", нужно чтить.

сочинение рассуждение для 10 класса с цитатами

Сочинение Смысл заглавия и названия Отцы и дети романа Тургенва

Роман "Отцы и дети" занимает важное место в творчестве Тургенева. Название этого произведения можно истолковать с разных точек зрения.

Во-первых, основной конфликт произведения - это столкновение либеральных и демократических взглядов. С первых страниц мы понимаем что "Отцы" Кирсановы и "Дети" (по существу только один Базаров) противопоставлены друг другу. При первой встрече с Николаем Петровичем Кирсановым Базаров не сразу подал ему руку. И герой оказался прав, брат Николая Петровича не подал руку Базарову вообще и даже спрятал её в карман. Так наметился основной конфликт романа. Портрет героев также противопоставляет их: балахон Базарова и опрятный вид Павла Петровича сразу заметны читателю.

В сорах Павла Петровича и Базарова мы узнаём об их взглядах. Евгений заявляет, что он нигилист, а Аркадий поддерживает своего друга. Но позже мы понимаем, что на самом деле взгляды базарова Аркадий не разделяет. Евгений считает природу мастерской, а Кирсанов воспринимает её как что-то большее, чем просто мастерская. Кирсановы любят поэзию, музыку, а Евгений отрицает это.

Кульминацией сюжетной линии с Павлом Петровичем и Бзаровым станет дуэль героев. Кирсанов получит ранение и Евгений навсегда покинет дом в Марьино. Таким, образом братья Кирсановы не могут принять взглядов Базарова. Конфликты и непонимания между поколениями неизбежны, молодые несут новые идеи, а старые убеждены в правоте проверенных временем устоев. Ни аристократ Павел Николаевич, ни простой барин Николай Петрович не принимают демократических взглядов Евгения.

Также название этого романа можно понять и как отношения между отцами и детьми в прямом смысле. Отношения Аркадия и его отца и отношения Базарова с родителями. Николай Петрович старается стать ближе к своему сыну, но в то же время стесняется сказать о его новой жене и ребёнке. Аркадий будучи добрым и чутким сам знакомится с Фенечкой. Герой с радостью помогает своему отцу.

Совсем другие отношения у Евгения с его родителями. В первый приезд он сдерживает свои чувства, его мать боится лишний раз что-то спросить, а отец пытается быть не навязчивым. Во второй приезд всё меняется, Базаров уже пережил любовь к Одинцовой, он начинает пересматривать свои взгляды. К тому же герой смертельно болен. В свои последние дни он ради утешения родителей позволяет выполнить религиозные обряды, что никогда бы не позволил нигилист в начале романа. Базаров просит родителей позвать Одинцову, чтобы последний раз увидеть её.

Таким образом, смысл названия романа заключается в противостоянии двух поколений. Как в одной семье, так и в большем масштабе, как противостояние либералов и демократов. В эпилоге мы видим, что Кирсановы счастливо живут в своём имении, Аркадий женился на Кате, Павел Петрович уехал за границу. Родители Базарова приходят на могилу сына. Почему погиб Базаров? Только смерть могла заставить героя отказаться от нигилистических взглядов. Базаров обречен на гибель потому что стоит лишь в преддверии будущего.

Вариант I

Роман «Отцы и дети» был написан во второй половине XIX века замечательным русским писателем И. С. Тургеневым . Сразу после своего появления он стал одним из лучших произведений в русской классике и остается популярным по сей день. Причин этому множество. Ведь в романе затрагиваются темы любви, взаимоотношений в семье, дружбы, а также конфликт между старшим и новым поколением, который актуален во все времена. При этом автор ­не просто описывал события, но и мастерски проанализировал психологию каждого отдельного персонажа.

Особое место отводится названию романа. Изначально оно подсказывает, что речь пойдет о конфликте двух поколений и противоречиях между ними. На самом деле, таким названием автор хотел передать более глубокий смысл. Отцы и дети – это не только родители и их потомки. Это зрелые люди, живущие мыслями прошлого поколения и либерально-демократическая молодежь, пришедшая разрушить их консервативное мышление. Сам писатель себя не относил к консерваторам, либо к революционерам-разночинцам. Он не любил крепостное право и стоял ближе к либералам. В своем романе он старался как можно лучше отразить определенный этап в истории России, рассматривая насущные события.

Роман «Отцы и дети» является скорее произведением о борьбе различных мировоззрений и общественно-политических групп. В нём старая дворянская интеллигенция сталкивается с новой революционно-разночинной группой. На мой взгляд, к лагерю «детей» автор относит лишь Базарова . В то время как в лагерь «отцов» он причисляет даже молодого Аркадия и его возлюбленную Катю. На протяжении всего романа происходит борьба этих двух лагерей, и нет никого, кто бы поддержал в полной мере идеи главного героя. Базаров все время находится в резком противостоянии обществу и принятому в нем укладу. Особенно ярко обрисованы его столкновения с истинным представителем дворянства – Павлом Петровичем Кирсановым . Это не просто маленькие ссоры за чашкой чая, а дело доходит и до дуэли.

Прочитав роман, можно сделать вывод, что автор по-своему симпатизирует Базарову. Это заметно по малым спорам и крупным конфликтам, в которых он всегда выходит победителем. Более того, нередко показана его сила воли, моральное превосходство и принципиальная убежденность в правоте. В конце романа героя настигла смерть. По сюжету романа это обычная случайность, а, по мнению Тургенева – нет. Таким развитием сюжета автор хотел показать, что людям сродни Базарову, пока нет места в обществе. В частности они преждевременны для России и им не находится настоящего дела. Велика заслуга самого писателя в том, что он сумел мастерски показать дух эпохи и сложившийся конфликт между демократами с консерваторами.

Вариант II

Иван Сергеевич Тургенев - один из лучших писателей 19-го века, произведения которого составили внушительную часть золотого фонда русской классики. Пожалуй, лучший роман, который он написал, это «Отцы и дети». В него он вложил все свое видение современной ему эпохи, раскрыв основные социально значимые проблемы, существующие между былым и будущим поколением.

Главный герой его бессмертного произведения Евгений Васильевич Базаров - молодой студент-медик, причисляющий себя к людям новаторских взглядов. По характеру и форме поведения его можно причислить к «лишним» людям, так как он не находил для себя единомышленников среди окружающих. Теория, которую он проповедовал, называлась «нигилизмом», то есть полным отрицанием существования бога, любви, привязанностей и всего того, что веками складывалось в человеческом обществе.

Название романа красноречиво дает нам понять, что речь пойдет об извечном конфликте между старшим и младшим поколением. Однако конфликт, который описан Тургеневым, не задевает отношений Базарова с его собственными родителями, или Аркадия Кирсанова с его отцом. Противником идей новоявленного нигилиста выступает Павел Петрович Кирсанов - истинный аристократ и человек, переживший в своей жизни сильное любовное потрясение. Базаров уверен, что любовь это не главное в жизни.

Он старается быть выше любви и не испытывать никаких привязанностей к женщинам. Даже та игра, которую он мимолетно затеял вокруг Фенечки , вызвана лишь желанием задеть Павла Петровича, самоутвердиться, доказать что-то себе и окружающим. Кирсанов-старший, не выдержав вызова в свой адрес, вызывает «нигилиста» на тайную дуэль. Ему кажется, что честь Фенечки под угрозой. На самом деле, Евгению глубоко безразлична эта девушка, как и любая другая.

Во время дуэли он слегка ранит Павла Петровича, а затем сам же подает ему руку помощи. Это и есть его способ показать свое превосходство над теми, кто с ним не согласен. На самом деле, Базаров глубоко несчастный человек, обреченный на одиночество из-за своего противоречивого характера. Еще одно идейное поражение ожидало его на личном поприще, когда узнав поближе Одинцову и убедившись в ее благосклонном отношении, он оттолкнул ее и решил прекратить отношения.

Даже к своим родителям, которые искренне любили его несмотря на все недостатки, он относился довольно жестоко. Он не разрешал им открыто проявлять своей любви по отношению к нему, а сам обходился с ними сухо. Только перед смертью Базаров осознал всю бесполезность своего «нигилизма». Он во всем признался в письме к Одинцовой и просил не оставлять его стариков, которых теперь называл лучшими людьми на свете.

Павел Петрович, в свою очередь, уехал в Дрезден и продолжал жить в одиночестве, не изменяя своим аристократическим манерам. Кирсановы отец и сын женились на любимых женщинах и жили душа в душу, занимаясь хозяйственными делами. Для них смерть Базарова тоже была неожиданным ударом, но мало повлияла на привычный ход жизни.