Русский язык егэ 11 кл. Егэ по русскому языку

Одиннадцатое задание ЕГЭ по русскому языку может принести один первичный балл в случае его правильного выполнения; для этого нужно верно вставить букву в окончание глагола или суффикс причастия и выписать его. Давайте рассмотрим теорию, полезную для подготовки к этому экзаменационному заданию.

Теория к заданию №11 ЕГЭ по русскому языку

Гласные в безударных окончаниях глаголов

В личных окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени в первом спряжении пишутся гласные «е, у (ю)», а во втором – «и, а(я)». Например: имеешь, смотрит .

В личных окончаниях глаголов первого и второго спряжения повелительного наклонения пишем букву И: крикни, крикните; вытри – вытрите; держи – держите.

Давайте вспомним, как определять спряжение глаголов:

Глаголы, личные формы которых имеют окончания I и II спряжения, называются разноспрягаемыми . К ним относятся глаголы хотеть, бежать и производные от них (захотеть, убежать и др.). особо спрягаются глаголы есть, дать и производные от них (поесть, отдать и др.).

Правописание суффиксов причастий

Действительные причастия – обозначают признак предмета, который сам выполняет (настоящее время) или выполнил (прошедшее время) действие (растущие цветы, выросшие цветы ).

Страдательные причастия – обозначают признак предмета, над которым производится или произведено действие (выращиваемые (кем-то) цветы, выращенные (кем-то) цветы ).

Гласные в суффиксах причастий настоящего времени
Гласные в суффиксах причастий прошедшего времени
Действительные причастия Перед суффиксами «вш/ш» пишется та же гласная, что и в неопределенной форме глагола Мечтавший – мечтать
Слышавший - слышать
Страдательные причастия Образованы от глаголов, в неопределенной форме которых – суффиксы «ать/ять» Перед суффиксом «нн» пишется а или я:
потерянный - потерять
Образованы от глаголов, в неопределенной форме которых – суффиксы «ить/еть» Пишется суффикс «енн»:
наполненный - наполнить

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание.
  2. Находим глаголы и определяем их спряжение, поставив в неопределенную форму. Определяем, какая гласная пишется в личном окончании каждого глагола.
  3. Находим причастия, определяем их время и залог. Определяем, какая гласная пишется в суффиксе каждого причастия.
  4. Записываем правильный ответ.

Разбор типовых вариантов задания №11 ЕГЭ по русскому языку

Одиннадцатое задание демонстрационного варианта 2018

  1. беспоко..шься
  2. вывал..шь
  3. движ..мый
  4. бор..шься
  5. раскле..шь
Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Рассмотрим глаголы. Беспокоишься – образовано от глагола второго спряжения беспокоиться . Следовательно, в личном окончании глагола пишем гласную И. Вывалишь – образовано от глагола второго спряжения вывалить. Пишем в окончании букву И. Борешься – образовано от глагола первого спряжения бороться . Следовательно, нужно писать в окончании букву Е. Несмотря на то, что ответ найден, проверим остальные варианты. Расклеишь – образовано от глагола второго спряжения расклеить, пишем в окончании букву И.
  3. Рассмотрим причастия. Движимый – страдательное причастие настоящего времени, образовано от древнерусского глагола второго спряжения движити , пишем букву И.
  4. Ответ: борешься.

Первый вариант задания

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

  1. закле…вший
  2. познаком…вшийся
  3. полож…шься
  4. вывал…нный
  5. пригон…шь
Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Давайте сначала поставим глаголы в неопределенную форму: положиться, пригнать . Оба этих глагола относятся ко второму спряжению : первый имеет суффикс «ить», а второй – производный от глагола-исключения «гнать». Значит, в них пишется буква «и».
  3. Рассмотрим причастия. В действительном причастии прошедшего времени «заклеивший» пишется буква «и», так как глагол, от которого оно образовано – заклеить, буква сохраняется. В слове «познакомившийся» пишется «и» по той же причине; оно образовано от глагола «знакомиться». А вот в слове «вываленный», образованного от глагола «вывалить», пишется суффикс «енн».
  4. Ответ: вываленный.

Второй вариант задания

  1. заполн…нный
  2. выскоч…вший
  3. встревож…нный
  4. колебл…мый
  5. закол…шь
Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Глагол здесь только один; ставим его в неопределенную форму: заколоть . Он относится к первому спряжению; вставляем букву «е» - заколешь .
  3. Рассмотрим причастия. «Заполненный » образовано от глагола «заполнить »; как видно, суффикс глагола – «ить», значит, в причастии пишем суффикс «енн». Абсолютно аналогично выходит со словом «встревоженный », образованным от слова «встревожить ». А вот слово «выскочивший » образовано от глагола «выскочить »; согласно правилу, буква «и» сохраняется и перед суффиксом причастия «вш». Верный ответ найден, но можно проверить и оставшееся слово. «Колеблемый » образовано от глагола «колебаться », относящегося к первому спряжению, поэтому в страдательном причастии настоящего времени пишется суффикс «ем».
  4. Ответ: выскочивший.

Третий вариант задания

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

  1. возненавид…вший
  2. дыш…шь
  3. подкле…нный
  4. грохоч…шь
  5. собира…щий
Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Глаголы в неопределенной форме: дышать, грохотать . Первый глагол – исключение, и относится ко второму спряжению; второй – обычный глагол первого спряжения. Вставляем буквы согласно правилу: дышишь, грохочешь . Конечно, слово «дышишь » является верным ответом, но можно проверить и остальные варианты.
  3. В причастии настоящего времени «возненавидевший » перед суффиксом «вш» сохраняется буква из неопределенной формы глагола «возненавидеть ». Страдательное причастие прошедшего времени «подклеенный » образовано от глагола «подклеить », в котором пишется суффикс «ить»; поэтому в причастии – суффикс «енн». Слово «собирающий » - действительное причастие настоящего времени, образованное от глагола «собирать ». Глагол относится к первому спряжению, значит, суффикс причастия – «ющ».
  4. Ответ: дышишь.

ЕГЭ по Русскому состоит из двух частей и 25 заданий.

Первая часть представляет собой 24 задания. Они могут быть тестовые, на выбор одного или нескольких ответов, открытого типа (самому вписать пропуск).

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры (числа) или слова (нескольких слов), последовательности цифр (чисел), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Задания части 1 проверяют усвоение выпускниками учебного материала как на базовом, так и на высоком уровнях сложности (задания 7, 23–24).

Вторая часть - состоит из одного задания - 25. Данное задание предполагает написание сочинения на основе прочитанного и проанализированного текста.

Задание части 2 (задание 25 – сочинение) может быть выполнено экзаменуемым на любом уровне сложности (базовом, повышенном, высоком).

На работу дается 210 минут - 3,5 часа.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы Количество заданий Максимальный первичный бал Тип заданий
1 часть 24 33 Краткий ответ
2 часть 1 24 Развернутый ответ
Итого 25 57

Разбалловка по заданиям

Ниже я приведу "стоимость" каждого выполняемого задания.

За верное выполнение каждого задания первой части (кроме заданий 1, 7, 15 и 24) экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

За выполнение заданий 1 и 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов.

Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры.

За выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5 баллов.

За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена одна ошибка; 3 балла: допущено две ошибки; 2 балла: верно указаны две цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие.

За выполнение задания 24 может быть выставлено от 0 до 4 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый, правильно выполнивший задание второй части , составляет 24 балла.

За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно получить максимально 57 первичных баллов .

Варианты ЕГЭ по русскому языку

Чтобы легко подготовиться к экзаменам и правильно выполнить экзаменационную работу на ЕГЭ по русскому языку в раздел «Варианты» включили:

  1. по русскому языку.
  2. и по каким будет проверяться 27 задание - сочинение.
  3. Полный список тем, которые будут встречаться в ЕГЭ этого года указан в к заданиям.
  4. Сборник 10 тренировочных тестов онлайн с ответами и решениям и с возможностью скачать в PDF формате.

Тесты ЕГЭ по русскому языку 2019 состоят из двух частей:

  • Часть 1 содержит 26 заданий с кратким ответом. Ответ на задания даётся в виде цифры или слова, записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
  • Часть 2 содержит 1 задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Перевод баллов в оценки:

  • «Двойка» - от 0 до 35 баллов;
  • «Тройка» - 36-57;
  • «Четверка» - 58-71;
  • «Отлично» - 72 и выше.

Минимальное количество баллов для поступления в вуз – 36.
Максимальный первичный балл – 58.
Длительность экзамена – 210 минут (3,5 часа).
Максимальное количество баллов за эссе – 24. подробно раскрывается сколько баллов дается за каждый критерий.

  • Решайте тесты ЕГЭ по русскому языку онлайн – это поможет ориентироваться в заданиях, контролировать и устранять пробелы в знаниях. Теоретический материал и практические задачи подбирали учителя.
  • Скачайте демонстрационный вариант на 2019 год, пригодится в процессе подготовки к экзамену.
  • Решайте каждую неделю 1-3 варианта.



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока: закреплять знания, развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий ЕГЭ (А1-А6, С1).

Образовательные задачи : закреплять и расширять знания орфоэпических, морфологических и синтаксических норм.

Развивающие задачи : развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.

Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: карточки; мультимедийный комплекс, ноутбук для демонстрации ПРЕЗЕНТАЦИИ, сопровождающей все этапы урока.

Ход урока

I. Организационный момент . Вступительное слово учителя. Слайд 1,2

II. Орфоэпическая минутка. А1 Слайд 3

Карточка. Задание: расставить в словах ударение

краси вее ка мбала
коклю ш обеспе чение
вероиспове дание ворожея
то рты жалюзи
пле сневеть начался
хода тайство звони шь
премирова ть зубча тый
ге незис брала
исче рпать бало ванный
до верху издре вле
катало г мастерски
ба нты ша рфы
углубле нный облегчи ть

III. Актуализация знаний морфологических норм. А3

Задания, направленные на повторение морфологических норм (Задания с комментариями выполняются коллективно)

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Слайд 4

  1. любимые профессора
  2. ярче солнца
  3. более пятьсот (пятисот ) миллионов
  4. кратчайший путь

Ответ: 3 Комментарий: при склонении количественных числительных, обозначающих целое число, изменяются все части.

Вопрос: Каким ещё образом может быть сформулировано задание А3

2. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены

  1. к трёмстам сорока четырём избирателям
  2. едьте поездом
  3. ихними детьми
  4. пятидесятью тремя метрами

Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании. Слайд 5

  1. Не едьте поездом, а поезжайте поездом
  2. Не ихними детьми, а их детьми
  3. Не пятидесятью метрами, а пятьюдесятью метрами

Задания, направленные на повторение морфологических норм (Задания выполняются самостоятельно, после чего даётся комментарий)

Карточка. Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова. Слайд 6

  1. пара сапог
  2. пара носков
  3. салат из помидоров
  4. занавески из тюли (тюля)

Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены

1) трое подруг

2) в двух тысяча тринадцатом году

3) более красивый

4) несколько пар джинс

Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании и дайте объяснения Слайд 7

  1. Не трое подруг, а три подруги.
  2. Не в двух тысяча тринадцатом году, а в две тысячи тринадцатом году.
  3. Не несколько пар джинс , а несколько пар джинсов.

IV. Актуализация знаний синтаксических норм (построение предложений с деепричастиями). А4

1. Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Слайд 8

Изображая любой предмет,

1) на картине запечатлевается мироощущение художника.

2) художником создаётся точная его копия .

3) художник передаёт своё представление о мире.

4) для художника важно его собственное мироощущение .

Ответ: 3

Разбор задания:

Основное действие выражено глаголом предаёт

Добавочное действие при основном выражено деепричвстием изображая

2. Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Слайд 9

Пользуясь фразеологическим словарём,

1) меня поразило богатство языка.

2) сначала читается вступительная статья.

3) объясните значение этого выражения.

4) некоторые примеры вам покажутся знакомыми.

Ответ: 3

3. Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Слайд 10

Применяя новый метод,

1) были достигнуты блестящие результаты.

2) можно быстро овладеть любым языком.

3) язык усваивается очень быстро.

4) сокращаются сроки овладения языком.

Ответ: 2

4.Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Слайд 11

Перелистывая страницы,

1) книга показалась мне интересной.

2) на меня нахлынули воспоминания.

3) я на минутку задумался.

4) мне внезапно стало весело.

5. Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Слайд 12

Обнаружив в кометах органические вещества,

1) была выдвинута новая гипотеза о происхождении жизни.

2) это даёт основания для важных выводов.

3) учёные предположили, что жизнь могла быть привнесена из космоса.

4) у учёных возникло предположение о существовании жизни вне Земли.

Ответ: 3

V. Актуализация знаний синтаксических норм (норм согласования, норм управления, норм построения предложений с однородными членами, норм построения СПП). А5

1. Заполнение таблицы “Типичные ошибки в построении предложений”

Он не переставал любить и вспоминать о Родине.
Скоро будет заселён дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия.
Мы не только получили учебник, но и сборник задач.
Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.
Существуют три основных группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.
Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что “в свой жестокий век восславил я свободу”.

2. Работа в группах. Слайд 14

Задание по группам: распределите предложения в зависимости от типа грамматической ошибки (нарушения синтаксической нормы) по группам. Заполнив таблицу.

. Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ. Нужно оплатить за проезд. Поезд прибыл согласно расписания. Комиссия установила о причинах аварии. Такое поведение не свойственно для образованного человека. В посёлке интересовались и верили всему необычному. . Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению. Формула используется не только для решения задач, а также для проверки. Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить. Благодаря пожарных огонь был быстро локализован. Он любил и увлекался чтением. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии. Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России. Мы уже давно выписываем журнал “Природу”. Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.
1) Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений. Е, Л, Н
2) Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения. И
3) Нарушение порядка слов при двойных союзах. П
4) Замена одной части двойного союза на инородное слово. З, О
5) Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм). А, Б, В, Г, Д, К, М, С
6) Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи. Ж

Исправляем грамматические ошибки в предложениях. Слайд 16, 17

Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ. Согласно приказу ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.
Нужно оплатить за проезд. Нужно оплатить проезд.
Поезд прибыл согласно расписания. Поезд прибыл согласно расписанию.
Комиссия установила о причинах аварии. Комиссия установила причины аварии.
Такое поведение не свойственно для образованного человека. Такое поведение не свойственно образованному человеку.
В посёлке интересовались и верили всему необычному. В посёлке интересовались всем необычным и верили во всё необычное.
Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению. Ученик спросил, можно ли ему присоединиться к обсуждению.
Формула используется не только для решения задач, а также для проверки. Формула используется не только для решения задач, но и для проверки.
Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить. Книга, которая интересует нас и которую мы хотели купить.
Благодаря пожарных огонь был быстро локализован. Благодаря пожарным огонь быстро был локализован.
Он любил и увлекался чтением. Он любил читать и увлекался чтением.
Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления. Следует уделять большое внимание развитию образного мышления.
Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, но и от знания технологии.
Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России. Украшения раскупались не только участниками фестиваля, но и музеями России.
Мы уже давно выписываем журнал “Природу”. Мы узе давно выписываем журнал “Природа”
Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

VI. Актуализация знаний синтаксических норм (замены придаточного определительного обособленным определением, выраженным причастным оборотом)

Разбор задания А6. Слайд 18

1. В каких предложениях придаточные заменить нельзя? Почему?

1. Характерная примета художественного стиля – множество слов, которые употреблены в переносном значении.

2. В тексте много синонимов, которые постепенно складываются в градацию.

3. Участники, которые раньше других справятся с заданием, могут перейти к следующему этапу.

4. Каждый свидетель, который пожелал бы остаться неизвестным, должен получить все гарантии сохранения инкогнито.

5. Друзья были несколько смущены тем напором, который продемонстрировали их соперники.

6. Определение стиля речи обычно не вызывает затруднения у учеников, для которых данный язык является родным.

7. В Петербурге был открыт ландшафтный класс, где учили юных пейзажистов.

Делаем вывод, анализируя предложения.

2. Заполняем таблицу

А6 Замена придаточного определительного причастным оборотом. Слайд 19

Придаточные с союзным словом который заменить можно, если... Придаточные с союзным словом который заменить нельзя, если...
1. слово который стоит в форме именительного или винительного падежа без предлога. 1. слово который стоит в форме косвенного падежа (кроме винительного падежа без предлога).
2. сказуемое придаточного предложения стоит в форме настоящего или прошедшего времени изъявительного наклонения 2. сказуемое в придаточном предложении стоит в форме будущего времени или сослагательного (условного) наклонения.
3. в главном предложении нет указательного местоимения (ТОТ, ТОГО, ТОМУ, ТЕ, ТЕХ, ТЕМ И Т. Д. ), которое обязательно требует в качестве продолжения придаточного предложения с союзным словом который . 3. в главном предложении есть указательное местоимение (ТОТ, ТОГО, ТОМУ, ТЕ, ТЕХ, ТЕМ И Т.Д . ), которое обязательно требует в качестве придаточного предложения с союзным словом который.
придаточные предложения, в которых вместо слова КОТОРЫЙ встречаются союзные слова ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА, заменить причастным оборотом НЕЛЬЗЯ

В работе над данным заданием можно применять алгоритм. Слайд №20

1. В придаточном вместо союзного слова который употреблены слова ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА?

2. В придаточном союзное слово КОТОРЫЙ употреблено в косвенном падеже (кроме винительного без предлога)?

3. Сказуемое в придаточном предложении стоит в форме будущего времени или в условном наклонении ?

4. В главном предложении есть указательные местоимения ТОТ, ТОГО, ТЕ, ТЕМ,ТЕХ и т.д.?

Если хотя бы на один из вопросов вы отвечаете “ДА”, то придаточное заменить причастным оборотом нельзя. Если же на все четыре вопроса даёте ответ “НЕТ”, то придаточное заменить можно.

3. Работа по карточкам (с взаимопроверкой) Слайд 21, 22

Задание: Укажите предложения, в которых придаточную часть можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

1. Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость её лица.

2. Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который стоял у спинки кровати.

3. Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп или Гималаев, когда – то формировались под водой.

4. Громко шелестит под сапогами сухая, ломкая трава, которую ещё не тронул иней.

5. Как показали исследования учёных, кислорода, которым мы дышим, в составе первичной атмосферы Земли не было.

6. Так как мы не смогли отменить ту нашу встречу в Лондоне, которая состоится завтра, то было принято решение обменять билеты.

7. Сестра постоянно была занята своими какими -то делами, которые частенько брали верх над учёбой.

8. Вечером мы были на туристической базе, которая стояла на берегу моря и занимала почти полпарка.

9. В приёмную вошёл человек, которого я видел ещё в Лондоне, и сразу направился в кабинет.

10. Есть люди, которые как-то по-особенному чувствуют природу.

VII. Работа по подготовке к части С ЕГЭ по русскому языку

Слайд 23 Задание 1 Подберите аргументы к следующему тезису:

Милосердие – это одно из самых важных чувств, делающих человека Человеком.

Задание 2 Укажите фрагмент сочинения, который содержит аргумент, не являющийся подтверждением данного тезиса.

Фрагменты сочинений:

1) Подтверждение мысли автора можно найти, наблюдая над жизнью человеческого общества. К двадцать первому веку человечество достигло высокого уровня развития, но если бы люди не помогали друг другу, не действовали сообща, то, может быть, до сих пор основным орудием труда являлась бы палка.

2) Подтверждение этой мысли можно найти в русской литературе. Например, о созидательной силе милосердия размышлял Ф.М.Достоевский в романе “Преступление и наказание”. Только Соня Мармеладова, воплощающая собой идею христианского всепрощения, смогла понять истерзанную душу Родиона Раскольникова и повести его к раскаянию и последующему возрождению.

3) Вспомним, что слово “милосердие” не раз встречается в романе М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”. Милосердие ещё осталось в ожесточённых сердцах москвичей, испорченных, по мнению Воланда, квартирным вопросом. Милосердие движет Маргаритой, которая просит избавить несчастную Фриду от мучительных напоминаний о совершённом ею страшном преступлении. Наконец, Иешуа Га-Ноцри совершает чудо милосердия, молясь о своих палачах и прощая Понтия Пилата.

Задание 3 Подберите аргументы к данному тезису.

Слайд 24 Тезис: Годы детства – это прежде всего воспитание сердца . (В. Сухомлинский)

Слайд 25 Тезис: Безволие, никчёмность – родная сестра подлости. (В. Сухомлинский)

VIII. Рефлексия. Слайд 26

  • Я справился (не справился)....
  • Я смог (не смог)....
  • У меня получилось (не получилось)...
  • Я доволен(не доволен) собой...
  • Мне было трудно...
  • Мне было легко...
  • Мне необходимо поработать над...