Причины тоски и одиночества в произведениях В.Маяковского. Мотивы трагического одиночества поэта. темы любви, искусства, религии в поэме В. В. Маяковского «Облако в штанах Маяковский как лирик мотивы любви смерти одиночества

Владимира Маяковского часто называют “поэтом-трибуном”. Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце.

С самых первых стихотворений (“От усталости”, цикл “Я” и другие) у Маяковского звучит мотив трагического одиночества человека в мире:

Земля!
Дай исцелую твою лысеющую голову

/> Лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот.
Ты! Нас двое,
Ораненных, загнанных ланями,
Вздыбилось ржанье оседланных смертью коней.
Я одинок, как последний глаз
У идущего к слепым человека.

Уже в ранних произведениях Маяковский приходит к выводу: человек с большой, открытой душой, с любовью к миру и людям оказывается ненужным обществу. Его благие порывы будут считаться смешными и неуместными. Поэтому в стихах поэта – крик боли, отчаяния, проклятия из-за лжи и подлости, в которых приходится жить. Поэт постоянно ищет людей с живой, ранимой душой, своих единомышленников: “Опять, тоскою к людям ведомый, иду…” Но вместо человека перед ним какое-то странное существо:

Два аршина безликого розоватого теста:
Хоть бы метка была в уголке вышита.
Мыслящих и чувствующих людей не осталось:
Через час отсюда в чистый переулок
Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир…

Поэт не раз заявлял о своей ненависти “к жирным” существам, которые составляют основную массу окружающих. Главная цель для них – еда и обогащение. Маяковский обращается к людям, но не находит понимания. Обостренное чувство одиночества мучит поэта.

Часто в ранней лирике возникает мотив тюрьмы, “загона”, “закованной земли”, в которых находятся все люди без исключения. В стихотворениях появляется бог, пойманный арканом в небе; городовые, распятые перекрестком. Маяковский, поэт грандиозного дарования, со своими масштабами, чувствами и требованиями к жизни был слишком велик для общества “лилипутов”, в котором невольно оказался.

Это порождало большую тоску и очень большое одиночество. В стихотворении “Ко всему” поэт доводит тему несвободы до глобальных размеров:

…вся земля –
Каторжник
С наполовину выбритой солнцем головой!

Полжизни прошло, теперь не вырвешься…
…я в плену.
Нет мне выкупа.
Оковала земля, окаянная.

Даже образ солнца у раннего Маяковского часто предстает в мрачном свете. Солнце, проглядывающее в щель, “как маленькая гноящаяся ранка”, быстро тускнеет и прячется от надвигающегося мрака. Солнце у поэта заслонено решеткой, а огромный океан зажат в тиски и тоже несвободен.

В поэме “Флейта-позвоночник” поэт, уставший бороться, с отчаянием заявляет: “Все равно я знаю, я скоро сдохну”.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Владимира Маяковского часто называют “поэтом-трибуном”. Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце. С самых первых стихотворений (“От усталости”, цикл “Я” и другие) у Маяковского звучит […]...
  2. Чувство трагического одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова План I. Поэзия Лермонтова – меланхолия лунной ночи. II. Тема одиночества поэта на его жизненном пути. 1. Символика грусти и трагизма. 2. Трагический разлад между тонкой душой поэта и железным миром. III. Поэтический крест – чувствовать, страдать, мучиться. М. Ю. Лермонтов, ставший литературным преемником Пушкина, резко отличался […]...
  3. Казалось бы, комическое и трагическое, сочетаясь в любом произведении, указывают на его противоречивость, на некоторую неясность мысли писателя или поэта. Но это лишь поверхностное впечатление. Сочетание комического и трагического в творчестве любого художника, посвятившего себя отображению общественной действительности, не просто возможно, но необходимо и даже неизбежно. Владимир Маяковский стал негласным преемником реалистических традиций прошлого, по-новому […]...
  4. В какой ночи бредовой, недужной, какими Голгофами я зачат, такой большой и такой ненужный? В. Маяковский Маяковский всегда представлялся мне каким-то огромным памятникообразным человеком, которого можно только прочитать или рассмотреть на фотографии. Мне кажется, своей огромностью поэт заслонял свою довольно беззащитную и уязвимую душу. Его огромность, как сейчас модно говорить, – не что иное, как […]...
  5. Я думаю, что эти слова Ю. Н. Тынянова в полной мере относятся к сатирическим произведениям В. В. Маяковского. Ведь именно сатира, высмеивая пороки, соединяет в себе трагическое и комическое. Сатирические произведения В. Маяковский создавал на всех этапах своего творчества. Известно, что в ранние годы он сотрудничал в журналах “Сатирикон” и “Новый сатириков”, а в своей […]...
  6. Мощь, сила, энергия, оригинальность и красота – все эти слова как нельзя лучше характеризуют творчество В. В. Маяковского. Этот поэт был новатором во всем: в художественных образах, языке, ритмике, приемах выразительности. Маяковского трудно читать – так непривычен глазу и уху его стиль. Но, в то же время, читать произведения этого поэта, погружаться в их мир, […]...
  7. В. В. Маяковский начал свою творческую деятельность в сложную историческую эпоху, эпоху войн и революций, эпоху разрушения старого строя и созидания нового. Эти бурные исторические события не могли не отразиться в творчестве поэта. Творчество поэта можно разделить на два этапа: дореволюционный (до 1917 года) и послереволюционный (после 1917 года). Все дореволюционное творчество поэта связано с […]...
  8. Когда размышляешь о судьбах великих людей, то поневоле начинаешь испытывать какое-то смешанное чувство… Проблема, которую поднял автор текста Почему человек, непоколебимо верный своему призванию, часто оказывается в одиночестве? Что помогает человеку не отступать от намеченного пути? Какое влияние может оказать личность на ход истории? Каким должен быть человек, способный повлиять на ход истории? При каких […]...
  9. По теме “Творчество В. Маяковского” предполагается дать определения и краткие характеристики следующим понятиям: “лирический герой”, “остранение”, “пафос”, “метафора”, “тоническая система стихосложения”, “миф”, “утопия”. Темы сочинений Человек настоящего и человек будущего в творчестве Маяковского. Трагедия художественная и трагедия человеческая. Романтическое двоемирие Маяковского. Тема цивилизации и образ города в стихах Маяковского. Пафос дооктябрьского творчества. Лирика любви. Современность […]...
  10. Многие произведения В. В. Маяковского обращены к сатирической теме. Одним из таких произведений является пьеса “Клоп”. Сюжет пьесы и прост, и необычен одновременно. “Бывший партиец” Петр Скрипкин, используя выгоды своего социального положения, намеревается выгодно жениться. Его будущая теща, парикмахерша Розалия Павловна, согласна на такого зятя ради “социальной реабилитации” своей семьи – снятия “клейма” буржуазного элемента, […]...
  11. 1. Факторы формирования личности в семье. 2. Общественно-политические настроения и их роль. 3. Ранняя лирика М. Ю. Лермонтова 1830-х годов. 4. Посмертные стихи М. Ю. Лермонтова 1840- 1841 годов. И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. М. Ю. Лермонтов Пожалуй, невозможно найти во всей русской поэзии “Золотого века” поэта более […]...
  12. Одинок я – нет отрады; Стены голые кругом; Тускло светит луч лампады Умирающим огнем. М. Ю. Лермонтов Открывая томик Лермонтова, погружаешься в мир авторской жизни, его мыслей, переживаний. Его произведения пронизаны безысходной грустью; почему-то не можешь представить его улыбающимся, спокойным, счастливым. Лицо автора невольно представляется мрачным, лишенным мимики, с темными глазами, в которых застыли одиночество […]...
  13. Если в предреволюционных стихах Маяковского все больше и больше усиливались трагические ноты, то после октябрьской победы рабочего класса начинает звучать боевое, призывное, мажорное начало, с особой силой выраженное в знаменитом стихотворении “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче”, написанное в 1920г. В. Маяковский уже не сомневался в том, что его искусство нужно народу, […]...
  14. С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока, – это страшное признание Лермонтова сделано в последний год его жизни. Как будто предчувствуя скорую гибель, поэт смотрит на пройденный путь. В его взгляде с новой силой воплощается глубокая скорбь, всегда сопутствовавшая Лермонтову. “Пророк” – последняя […]...
  15. Евгений Базаров – молодой человек, убежденный нигилист. Основная позиция его жизни – отрицание. Он человек глубокого ума, человек науки. Евгений с презрением относится к любым проявлениям человеческих чувств, считая это “непростительной дурью”. В Романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” Базаров имеет несколько приятелей, соратников, придерживающихся вместе с ним теории нигилизма. Говоря “мы”, он подразумевает […]...
  16. В раннем творчестве Владимира Маяковского (еще до Великой Октябрьской Революции) одной из доминирующих тем, была тема любви. Поэт писал об этом великом и прекрасном чувстве в поэме “Облако в штанах”, сделал ее основной в произведении “Флейта-позвоночник”, затронул также в поэме “Человек”. Зачастую любовь в стихотворениях Маяковского – это безответное чувство, которые приносит его лирическому герою […]...
  17. Многие поэты задумывались о цели творчества, о своем месте в жизни страны, народа. Переломная эпоха в истории неизбежно должна была породить поэта, которому надо было бы пересмотреть старое отношение к поэзии. Этим поэтом и стал Владимир Маяковский, но не сразу и не скоро определил он место своей поэзии в жизни современного общества. Задумываясь о кажущейся […]...
  18. “Маяковским разрешается элементарная и великая проблема поэзии для всех, а не для избранных”, – говорит О. Э. Мандельштам о творчестве В. В. Маяковского. Маяковский известен нам как новатор и просто великолепный поэт. Своему делу он всегда отдавался полностью, стремился делать все, что в его силах и даже больше для народа: это желание нашло отражение в […]...
  19. -15 Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – Значит – это кому-нибудь Нужно? В. Маяковский Поэзия Маяковского во многом подобна живописи начала XX века, хотя инструмент художника слова и мастера кисти различен. Известно, что Владимир Маяковский и сам был талантливым художником и живописцем. Малевич, Кандинский, Пикассо в своих поисках новой формы на холстах близки творческим поискам […]...
  20. Безусловно, стихи Маяковского носят отпечаток неординарности и многим непонятны и до сегодняшнего дня. Одно из таких произведений поэта – поэма “Облако в штанах”. Прежде всего читателя удивляет ее название. По какой причине она названа именно таким образом? Поэт задумывал дать поэме название “Тринадцатый апостол”, но в условиях строжайшей критики Маяковскому пришлось изменить его. Никакие попытки […]...
  21. Любовь – это сердце всего. В. В. Маяковский План 1. Маяковский – проникновенный лирик. 2. Бунтарь, отвергающий основы старого мира. 3. “Громада-любовь”. 4. Мотив трагического одиночества. 5. Жизнеутверждающее начало поэзии Маяковского. Маяковский пришел в русскую поэзию в последнее предоктябрьское пятилетие. Его первые стихи напечатаны в 1912 году. И они сразу же стали заметным явлением. Величие […]...
  22. Многие поэты задумывались о цели поэтического творчества, о своем месте в жизни страны, народа. Именно они первыми откликались и давали свою оценку каким-либо общественным событиям, явлениям. Одним из таких поэтов своего времени является Владимир Маяковский. Его творчество представляет новый этап в развитии русской поэзии. Владимир Маяковский для нас прежде всего – поэт-политик. Он всегда спорил […]...
  23. Разрыв поэта и действительности – важнейшая особенность ранней лирики В. Маяковского. Поэт стремиться отдать себя людям, чувствует, что “я” для него мало, он выступает новых истин, но оказывается не нужным, одиноким, так как окружающий его мир бесчеловечен, жесток и духовно нищ. Каждое столкновение поэта с действительностью кончается трагически, но этот трагизм не ведет пессимизму, напротив, […]...
  24. Подготовьте ответ на вопрос: “Новаторство В. Маяковского”. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского: традиции и но­ваторство. Для ответа на этот вопрос выучите наизусть одно стихотво­рение поэта и, дав общий обзор темы, проанализируйте это стихотво­рение подробно, определяя особенности лексики, образной системы, стиха, рифм. Сатира Маяковского: темы, жанры, приемы сатиры. Выучите одно стихотворение наизусть и подробно […]...
  25. Превыше крестов и труб, Крещенный в огне и дыме, Архангел-тяжелоступ – Здорово в веках, Владимир! М. Цветаева Впервые в литературу Маяковский вошел с появлением манифеста “Пощечина общественному вкусу”, в котором излагается программа футуристов. Маяковский не просто входит в литературу, он врывается, вносит коренные изменения. В манифесте говорится что футуристы – “лицо нашего времени”, предлагают “сбросить […]...
  26. В. Маяковский в поэме “Облако в штанах” стремился всем содержанием дойти до самого корня человеческих страданий в том устройстве общества, которое делает войну неизбежной. В поэме выражено сочувствие страдающему человеку, а также показано прославление активности самих угнетенных и обездоленных. В поэме В. Маяковского отразились настроения масс, которые еще далеко не избавились от неуверенности в своих […]...
  27. Однажды Владимир Маяковский сказал о себе: “Я поэт. Этим и интересен”. На мой взгляд, он до наших дней остается оригинальным художником-новатором. Маяковский вошел в русскую поэзию как певец революции, как глашатай новых общественных отношений. Его стихи в большей своей массе имеют патриотический характер. Лирический герой Маяковского – гражданин, который стремится к лучшему будущему. Они не […]...
  28. Каждый художник слова в той или иной мере в своем творчестве затрагивал вопрос о назначении поэта и поэзии. Лучшие русские писатели и поэты высоко оценивали роль искусства в жизни государства и в жизни общества, а особенно – утверждающую значимость поэзии. Поэта всегда считали глашатаем передовых идей, защитником интересов народа. Маяковский не мог обойти эту тему […]...
  29. Поэзия Маяковского во многом подобна живописи начала XX века, хотя инструмент художника слова и мастера кисти различен. Известно, что Владимир Маяковский и сам был талантливым художником и живописцем. Малевич, Кандинский, Пикассо в своих поисках новой формы на холстах близки творческим поискам словесной формы Маяковского. Однако, для Маяковского поиск формы не был самоцелью. И здесь показательна […]...
  30. Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? В. Маяковский Поэзия Маяковского во многом подобна живописи начала XX века, хотя инструмент художника слова и мастера кисти различен. Известно, что Владимир Маяковский и сам был талантливым художником и живописцем. Малевич, Кандинский, Пикассо в своих поисках новой формы на холстах близки творческим поискам словесной […]...
  31. ПЛАН 1. Стихи Маяковского – это его жизнь. 2. Ранняя любовная лирика 3. Лирический герой в поэме “Облако в штанах” а) Эмоциональность и особое выражение чувств (любовь – болезнь) б) Чувства лирического героя – чувства автора в) Отражение общественных принципов того времени в произведении 4. Главная Муза Маяковского а) Лили Брик и непростые […]...
  32. Какое значение приобретает в стихотворении Маяковского “Необычайное приключение, бывшее с поэтом Владимиром Маяковским ле­том на даче” солярная тематика? Выполняя задание, раскройте, как в стихотворении “Необычайное приключение…” представлен фантастический сюжет – встреча поэта с солнцем. Автором рассматривается характерная для Маяковского тема роли творца в общественной жизни. Уточните, что поэтом реализуется известная метафора, отсылающая нас к личности […]...
  33. Лирике Маяковского, вообще, свойственны сильные ощущения, чувство любви, ненависти, яркие сравнения, много восклицаний. Тем более, в поэме озаглавленной “Люблю”. Поэма несколько автобиографичная, ведь поэт рассказывает о том, как зарождалась с детства любовь в его сердце. Еще ребенком он ощущал любовь ко всему этому миру. Даже очеловеченное солнце удивлялось ему, мол, в таком еще маленьком сердце […]...
  34. 1. В чем состоит новаторство поэзии В. Маяковского? А. Акцентно-тонический стих Б. Использование гротеска В. Экспрессивные неологизмы Г. Фольклорные образы 2. Что отличает лирического героя ранней поэзии В. Маяковского? А. Оптимизм Б. Одиночество В. Богоборчество Г. Социальный бунт 3. К какому поэтическому течению был близок ранний В. Маяковский? А. Имажинизм Б. Символизм В. Акмеизм Г. […]...
  35. В. В. Маяковский в молодости принадлежал к поэтам-футуристам, потом был связан с литературным движением “ЛЕФ”. Но, несмотря на то, что это, в принципе, обусловило некоторые особенности его творчества и образ лирического героя, творчество Маяковского невозможно свести к теории и практике различных школ и течений. Как всякий “большой” поэт, он оказался выше школ. Несмотря на политический […]...
  36. I. Владимир Маяковский – лидер русского футуризма. (В. Маяковский – один из основателей и ярчайший поэт русского футуризма.) II. Футуризм как одно из направлений “серебряного века” русской поэзии. (Русский футуризм (от лат. слова, – “будущее”) возник в 1910-х годах. Основой футуристического движения в России было предчувствие краха старого мира и предчувствие будущего “мирового переворота”. Эстетические […]...
  37. Маяковский, работая над поэмой “Про это”, писал: “Исчерпывает ли для меня любовь все? Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела… Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем…”. Маяковский в начале […]...
  38. Начиная с вступительных строк стихотворения, Маяковский намекает на то, что к людям низшего сословия он не имеет отвращения. Описывая мещанство поэт имеет в виду людей, которые думают только о себе. Таких людей Маяковский не стесняется называть дрянью. Рисуя образ дряней, автор употребляет ряд эпитетов и метафор, которые более точно подчеркивают всю немощность этих людей. В […]...
  39. Творчество Владимира Маяковского и при жизни, и после смерти поэта всегда находилось в центре дискуссий, вызывая самые яростные споры. В наше время появились попытки пред­ставить Маяковского официальным певцом советского строя или в лучшем случае просто мастером стихотворной техники. “Агитатор, горлан-главарь”, “революцией мобилизованный и призванный” – исчерпывается ли этими автохарактеристи­ками смысл творчества Маяковского? Вспомним другие не […]...
  40. ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ В. В. МАЯКОВСКОГО Одна из вечных тем в литературе – тема любви – проходит через все творчество В. Маяковского. “Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем”, – считал поэт. В. Маяковский мечтал […]...
Мотивы трагического одиночества В. В. Маяковского

Владимира Маяковского часто называют «поэтом-трибуном». Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце.

С самых первых стихотворений («От усталости», цикл «Я» и другие) у Маяковского звучит мотив трагического одиночества человека в мире:

Земля! Дай исцелую твою лысеющую голову Лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот. Ты! Нас двое, Ораненных, загнанных ланями, Вздыбилось ржанье оседланных смертью коней. Я одинок, как последний глаз У идущего к слепым человека.

Уже в ранних произведениях Маяковский приходит к выводу: человек с большой, открытой душой, с любовью к миру и людям оказывается ненужным обществу. Его благие порывы будут считаться смешными и неуместными. Поэтому в стихах поэта — крик боли, отчаяния, проклятия из-за лжи и подлости, в которых приходится жить. Поэт постоянно ищет людей с живой, ранимой душой, своих единомышленников: «Опять, тоскою к людям ведомый, иду…» Но вместо человека перед ним какое-то странное существо:

Два аршина безликого розоватого теста: Хоть бы метка была в уголке вышита. Мыслящих и чувствующих людей не осталось: Через час отсюда в чистый переулок Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир…

Поэт не раз заявлял о своей ненависти «к жирным» существам, которые составляют основную массу окружающих. Главная цель для них — еда и обогащение. Маяковский обращается к людям, но не находит понимания. Обостренное чувство одиночества мучит поэта. Часто в ранней лирике возникает мотив тюрьмы, «загона», «закованной земли», в которых находятся все люди без исключения. В стихотворениях появляется бог, пойманный арканом в небе; городовые, распятые перекрестком. Маяковский, поэт грандиозного дарования, со своими масштабами, чувствами и требованиями к жизни был слишком велик для общества «лилипутов», в котором невольно оказался. Это порождало большую тоску и очень большое одиночество. В стихотворении «Ко всему» поэт доводит тему несвободы до глобальных размеров:

…вся земля — каторжник с наполовину выбритой солнцем головой!

Или: Материал с сайта

Полжизни прошло, теперь не вырвешься… …я в плену. Нет мне выкупа. Оковала земля, окаянная.

Даже образ солнца у раннего Маяковского часто предстает в мрачном свете. Солнце, проглядывающее в щель, «как маленькая гноящаяся ранка», быстро тускнеет и прячется от надвигающегося мрака. Солнце у поэта заслонено решеткой, а огромный океан зажат в тиски и тоже несвободен. В поэме «Флейта-позвоночник» поэт, уставший бороться, с отчаянием заявляет: «Все равно я знаю, я скоро сдохну».

1. Безнадежные попытки быть понятым.
2. Одиночество как постоянный спутник поэта.
3. Лирический герой Маяковского.
4. Обращение поэта к будущим потомкам.

В какой ночи бредовой, недужной, какими Голгофами я зачат,
такой большой и такой ненужный?
В. В. Маяковский

«Нет, весь я не умру...» — эти вечные слова А. С. Пушкина в полной мере можно адресовать В. В. Маяковскому. Время не было властно над поэтом. С Маяковским порой кто-то соглашался, а кто-то и спорил, но не один человек не оставался равнодушным к его стихам,- так как это просто невозможно.

Уже давно известно, что лирика способна передать все душевные переживания человека, его мысли и чувства, желания и мечты. Маяковский обладал необычайными способностями из всего делать поэзию, из чего-то незаметного сделать видимое и важное. Он как поэт и человек своего времени очень сильно переживал за тех людей, которые были неспособны и не хотят видеть красоту жизни. В своем стихотворении «Послушайте!» поэт призывает подняться над скучной и тусклой жизнью и увидеть вокруг себя не «плевочки», а звезды. Маяковский стремился зажечь каждую человеческую душу, показать ей необычайную красоту жизни, сделать так, чтобы в каждой «обязательно была звезда». Поэт говорит о высших целях человеческого существования, зовет к обновлению, преображению самой души человека:

Человек,
землю саму
зови на вальс!
Возьми и небо заново вышей,
новые звезды придумай и выставь...

Но толпа так не услышала призывов Маяковского, она была слепа и глуха к крикам души поэта. В большей части своих стихотворений Маяковский рассказывает о своих неудавшихся попытках прийти к людям, рассказать им о своих страданиях. Для него всегда было важно быть услышанным и понятым читателями. Однако мало кто понимал его. И именно поэтому поэт ощущал постоянное одиночество — «...Это совершенно невыносимо! Весь как есть искусан злобой. Злюсь не так, как могли бы вы: как собака лицо луны гололобой — взял бы и все обвыл».

В творчестве Маяковского отчетливо видно тяготение поэта к человеческому теплу, участию и пониманию:

Слушайте ж:
Все, чем владеет моя душа,
— а ее богатства пойдите смерьте ей!
великолепие,
что в вечность украсит мой шаг,
и самое мое бессмертие,
которое, громыхая по всем векам,
коленопреклоненных соберет мировое вече, —
все это — хотите? —
сейчас отдам за одно только слово
ласковое человечье.

Поэт стремиться разорвать порочный круг одиночества, он пытается докричаться до людей:

Послушайте!
Ведь если звезды зажигают —
Значит, это кому-нибудь нужно?

Поэт одинок, и это состояние души является главной темой раннего творчества Маяковского:

В какой ночи,
бредовой,
недужной,
какими Голиафами я зачат —
такой большой
и такой ненужный?

Само состояние трагичности для поэта — разнопланово. С одной стороны, Маяковский показывает одиночество титана, некого надчеловека, который возвышается над всей безликой толпой. Он и презирает ее:

Как трактир, мне страшен ваш страшный суд! А с другой стороны, поэт так же, как и его лирический герой, — человек одинокий, тоскующий и страдающий от этого. Маяковский также стремиться найти выход из этого положения, но не находит его:

Время!
Хоть ты, хромой богомаз,
лик намалюй мой
в божницу уродца века!
Я одинок, как последний глаз
у идущего к слепым человека!

Как душевное состояние самого Маяковского, так и все его творчество переполнено различными противоречиями: его лирический герой — многомерен, многопланов, он способен использовать и постоянно менять множество масок. Он с презрением заявляет, срываясь на крик:

...я захочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжира и мот.

И неожиданно меняется, исчезает весь пафос, и перед читателем уже предстает совершенно иной человек. Ему страшно и одиноко в этом безумном, беззвездном мире и он мечтает лишь об одном — «чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда». В многогранности лирического героя писателя соединяются богоискания и богоборчество, порыв к разрушению и страдания от хаоса, искренняя чистая любовь и гимны насилию и жестокости. Все это происходит от двух противоречивых «я» поэта: демонического и взывающего о помощи. В стихотворениях Маяковского основными эмоциями главного героя является боль. Ключевой фразой раннего творчества поэта стала — «Резок жгут муки». Сама боль возникает лишь только при попытке прикоснуться к окружающему миру, и этот мир приобретает иные краски, он воспринимается совершенно по-особому.

Маяковский в своем творчестве постоянно стремился найти среди многочисленной толпы хотя бы одну родственную душу, найти того, кто бы понял его. И это желание было недостижимым для поэта. А уж тем более он и не мечтает о том, чтобы быть понятым всей страной.

Нет людей.
Понимаете
крик тысячедневных мук?
Душа не хочет немая идти,
а сказать некому.

Поэт постоянно стремился настроить хоть малейшую и тончайшую связь своего лирического героя с людьми. Он хотел завоевать доверие и понимание людей. Но со временем поэта все чаще и чаще стали одолевать сомнения:

Я хочу быть понят моей страной,
а не буду понят — что ж,
по родной стране пройду стороной,
как проходит косой дождь.

Очевидно, что эти слова относятся не к «агитатору, горлану-главарю», а к человеку, глубоко сомневающемуся и очень страдающему. Сам лирический герой Маяковского не хочет быть изолированным от огромного человеческого оркестра. В стихотворении «Скрипка и немножко нервно» проходит метафора «люди-оркестр», и именно здесь проявляется позиция человека, которому хочется преодолеть отчужденность от всех. Он готов стать братом тем людям, кто поверит ему, человеком с нежной скрипкой, «выплакивавшей» свое одиночество без каких либо слов. Иронично, глубоко и порой даже резко поэт показывает в стихах отчаяние своего лирического героя. В некоторых стихотворениях ирония переходит в гротеск. Так, в стихотворении «Нате!» описывается резко-смешная форма самой жизни и людей: «Вы» - не люди, а «обрюзгший жир», у мужчин — «в усах капуста», «женщины смотрят устрицей из раковин вещей». Но главное здесь то, что поэт сравнивает свое сердце с нежной, хрупкой бабочкой — это «бабочка трепетного сердца», но толпа, как «стоглавая вошь», может легко ее раздавить.

На кануне своей смерти Маяковский написал «Во весь голос: первое вступление в поэму». Этими словами поэт обращается к будущим потомкам. Именно людям будущего он пытается объяснить свою позицию в творчестве и искусстве и он рассчитывает на их понимание и великодушие:

Заглуша
поэзии потоки, я шагну
через лирические томики, как живой
с живыми говоря.

В этом произведении есть строчки, которые очень точно говорят о глубоко душевной драме Маяковского:

Но я
себя
смирял,
становясь на горло собственной песне.

Владимира Маяковского часто называют «поэтом-трибуном». Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце.

С самых первых стихотворений («От усталости», цикл «Я» и другие) у Маяковского звучит мотив трагического одиночества человека в мире:

Дай исцелую твою лысеющую голову

Лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот.

Ты! Нас двое,

Ораненных, загнанных ланями,

Вздыбилось ржанье оседланных смертью коней.

Я одинок, как последний глаз

У идущего к слепым человека.

Уже в ранних произведениях Маяковский приходит к выводу: человек с большой, открытой душой, с любовью к миру и людям оказывается ненужным обществу. Его благие порывы будут считаться смешными и неуместными. Поэтому в стихах поэта – крик боли, отчаяния, проклятия из-за лжи и подлости, в которых приходится жить. Поэт постоянно ищет людей с живой, ранимой душой, своих единомышленников: «Опять, тоскою к людям ведомый, иду…» Но вместо человека перед ним какое-то странное существо:

Два аршина безликого розоватого теста:

Хоть бы метка была в уголке вышита.

Мыслящих и чувствующих людей не осталось:

Через час отсюда в чистый переулок

Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир…

Поэт не раз заявлял о своей ненависти «к жирным» существам, которые составляют основную массу окружающих. Главная цель для них – еда и обогащение. Маяковский обращается к людям, но не находит понимания. Обостренное чувство одиночества мучит поэта. Часто в ранней лирике возникает мотив тюрьмы, «загона», «закованной земли», в которых находятся все люди без исключения. В стихотворениях появляется бог, пойманный арканом в небе; городовые, распятые перекрестком. Маяковский, поэт грандиозного дарования, со своими масштабами, чувствами и требованиями к жизни был слишком велик для общества «лилипутов», в котором невольно оказался. Это порождало большую тоску и очень большое одиночество. В стихотворении «Ко всему» поэт доводит тему несвободы до глобальных размеров:

…вся земля -

каторжник

с наполовину выбритой солнцем головой!

Полжизни прошло, теперь не вырвешься…

…я в плену.

Нет мне выкупа.

Оковала земля, окаянная.

Даже образ солнца у раннего Маяковского часто предстает в мрачном свете. Солнце, проглядывающее в щель, «как маленькая гноящаяся ранка», быстро тускнеет и прячется от надвигающегося мрака. Солнце у поэта заслонено решеткой, а огромный океан зажат в тиски и тоже несвободен. В поэме «Флейта-позвоночник» поэт, уставший бороться, с отчаянием заявляет: «Все равно я знаю, я скоро сдохну».

Поводом для создания поэмы «Облако в штанах» стали трагические переживания личного характера. Смысл и основную мысль своего произведения Маяковский определил в предисловии к первому изданию книги (1918 год). Поэт в свойственной ему манере выражает суть содержания четырех частей поэмы следующим образом: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!».

В первой части поэмы нашли воплощение многие темы лирики раннего Маяковского.

Это и противопоставление поэта психологии «жирных», и лирический герой – жертва города, и некоторые музыкальные образы, и человек с «одними сплошными губами». В этой части поэмы текст наполнен язвительной иронией по отношению к обывателям и их миру:

Мною опять славословятся

мужчины, залежанные, как больница,

и женщины, истрепанные, как пословица.

Себя и свой светлый мир поэт противопоставляет существующему уродству:

У меня в душе ни одного седого волоса,

и старческой нежности нет в ней!

иду – красивый,

двадцатидвухлетний.

Далее во всем тексте поэмы присутствуют противоборствующие тональности. Поэт ждет свою возлюбленную Марию, обещавшую прийти в четыре часа, но ее все нет и нет. Наверное, во всей русской литературе никто не описал ожидание влюбленного с таким трагизмом, как Маяковский. Героя терзают мучительные сомнения:

Будет любовь или нет? Какая -

Большая или крошечная?

Откуда большая у тела такого:

Должно быть, маленький,

Смирный любеночек.

Лирический герой и все вокруг описано гиперболически: поэт «громадный», «жилистая громадина». Он «стонет и корчится» в отчаянии, нервы у него начинают реагировать самостоятельно:

Как больной с кровати,

Спрыгнул нерв.

Сначала прошелся

Едва-едва,

Потом забегал,

Взволнованный,

Теперь и он и новые два

Мечутся отчаянной чечеткой.

Сердце поэта пылает, оно хочет «выскочить из сердца»:

Стоглазое зарево рвется с пристани.

Герой потрясен сообщением пришедшей Марии о том, что она выходит замуж, но внешне не реагирует:

Видите – спокоен как!

Как пульс

Покойника.

Возлюбленную у него отнял враждебный мир, который не знает настоящей любви, мир, где все продается и покупается. Поэт утверждает, что искусство нежизнеспособно, так как замкнулось в своей пошлости. Он готов, как Данко, положить свое сердце на алтарь нового искусства.

В третьей части поэмы автор отрицает господствующий строй в стране, мир «жирных», жестокий и безобразный. В четвертой части звучат богоборческие мотивы, поскольку религия освящает буржуазный прогнивший строй. Поэма завершается космической картиной Вселенной, где сияют зловещие звезды. Поэт гордо идет навстречу будущему, он не сломлен, не отказывается от борьбы.

Язык ранней лирики Маяковского: содружество поэзии и живописи русского авангарда. Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочёл я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? 1913

Маяковский не утверждает, что он приблизил поэтическое слово к будничной действительности. Он говорит о том, что смазал, сдвинул карту (т.е. картину, пространство будней), передал предметам своё состояние, дух своего воображения.  «Не из окна смотрел на улицу», - скажет о точке зрения Маяковского В.Шкловский. Именно поэтому так изменился весь зрительный ряд, составляющий обычную улицу. Эта лирическая миниатюра имеет ещё одну особенность: она сразу же ввела в поэзию современный город как главную стихию мысли и чувства В.Маяковского. Все городские явления для поэта приобретают форму в виде шара, куба, конуса, цилиндра, трапеции, т.е., по сути, сближают творчество раннего Маяковского с кубофутуристами.

Весь ГИПЕРБОЛИЗМ раннего Маяковского ориентирован на ассоциативно-метафорическое преображение именно городской действительности. « В сердце, выжженном, как Египет, есть тысяча тысяч пирамид». «Я величайший Дон-Кихот». «Какими Голиафами я зачат – такой большой и такой ненужный?» « В небе люстрой подвешена зажжённая Европа».

Огромное значение придавал поэт цветовой гамме, пятну, даже «спору» разных цветов (их взаимодействию) в этюде, пейзаже. Багровый и белый отброшен и скомкан, дукаты, окон 1912 в зелёный бросали горстями а чёрным ладоням сбежавшихся раздали горящие жёлтые карты. «Ночь».

Для всей ранней лирики и поэм Маяковского предреволюционного периода характерно резкое противопоставление толпы, людей, которых он называет «желудок в панаме», и лирического героя, в котором есть «окровавленный сердца лоскут»: Я, обсмеянный у сегодняшнего племени, как длинный, скабрезный анекдот… «Облако в штанах» Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь… «Нате!»

Плевки в лицо толпы - это, конечно, варварский протест против варварства. Но в итоге нужно говорить о мучительном, драматичнейшем противостоянии поэта «буржуазности», пошлости, гибели человеческого в человеке. В этом смысле, как сказал Корней А если мне, грубому гунну, Чуковский, «быть Маяковским очень трудно». кривляться перед вами не захочется – и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я – бесценных слов транжир и мот. Именно в ранней лирике Маяковского родились многие словесные конструкции, присущие эмоциональной, красочной, повелительной и живой речи поэта на всех этапах его творческого пути: «Я сошью себе чёрные штаны/ Из бархата голоса моего». «Земля! Дай исцелую твою лысеющую голову». «Которые тут временные? / Слазь! / Кончилось ваше время».

Обозревая лирику В.Маяковского, обращённую к массовой аудитории или конкретному адресату, необходимо обратить внимание на такой приём эмоционального воздействия, как НАРАСТАНИЕ, ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ, прямое ПОДРАЖАНИЕ возбуждённой, страстной речи: Идём, Идимидем! Не идём, а летим! Не летим, а молньимся!... Нередко НАРАСТАНИЕ (ГРАДАЦИЯ) и ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ (ГИПЕРБОЛА) резко усиливаются МЕТАФОРОЙ: «Иди сюда, иди на перекрёсток моих больших и неуклюжих рук»; «взвивается слово золоторождённой кометой»; «упал двенадцатый час, как с плахи голова казнённого». Знаменитая «лесенка» Маяковского, т.е. СТУПЕНЧАТАЯ РАЗБИВКА СТРОФЫ, крику, сознательно применённая поэтом-новатором, его новые ИНТОНАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ на марш, на ораторский жанр, ТЕЛЕГРАФНЫЙ СТИЛЬ («Телеграммой лети, строфа!») родились благодаря этим нарастаниям, жажде усилить эмоциональное воздействие, навязать эпохе свои ритмы.

Поэма В. Маяковского «Облако в штанах» (1915) – четыре крика четырёх частей. В. Альфонсов писал: «В ней [ в поэме] предсказана общая композиция поэм: решительная заявка героя, затем выход героя «на улицу», к людям, в целый мир и, наконец, возвращение в себя, трагическое подведение итогов». Первоначально поэма называлась «Тринадцатый апостол». Поэма имеет подзаголовок ТЕТРАПТИХ (от слов «tetra» - четыре и «ptihos» – часть, сюжетно связанная с остальными) В.Маяковский посвятил поэму Лиле Брик, хотя действующим лицом стала женщина по имени Мария. «Поэма ни о ком конкретно; пока она писалась, я увлекался несколькими женщинами. Я взял обобщённое имя, библейское – Мария, и потому смело могу посвятить поэму вам», - объяснял поэт Л.Ю.Брик. Поэма «Облако в штанах» была задумана в 1914 году во время поездки Маяковского в Одессу, где он познакомился с 17-летней Марией Денисовой.

Вашу мысль, мечтающую на размягчённом мозгу, как выжиревший лакей на засаленной кушетке, буду дразнить об окровавленный сердца лоскут; досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий. У меня в душе ни единого седого волоса, и старческой нежности нет в ней! Мир огрОмив мощью голоса, иду – красивый, двадцатидвухлетний. Нежные! Вы любовь на скрипки ложите. Любовь на литавры ложит грубый. А себя, как я, вывернуть не можете, Чтобы были одни сплошные губы! М. Денисова Хотите – буду от мяса бешеный - и, как небо, меняя тона – хотите – буду безукоризненно нежный, не мужчина, а – облако в штанах! Л. Брик

Вторая часть - это повествование лирического героя о себе там, в Одессе: он отвергнут, брошен. Герой страдает от слов «Знаете – я выхожу замуж». Меня сейчас узнать не могли бы: жилистая громадина стонет, корчится. Что может хотеться этакой глыбе? А глыбе многое хочется!.. И вот, громадный, горблюсь в окне, плавлю лбом стекло окошечное. Будет любовь или нет? Какая – большая или крошечная?..

Страдание героя настолько сильно, что всё уже теряет смысл, вплоть до жизни. Allo! Что ж, выходите. Ничего. Кто говорит? Покреплюсь. Мама? Видите – спокоен как!Мама! Как пульс покойника… Мама! Ваш сын прекрасно болен! У него пожар сердца. выбрасывается, как голая проститутка из горящего публичного дома. Скажите сёстрам, Люде и Оле, Дразните? «Меньше, чем у нищего копеек, у вас изумрудов безумий». Помните! даже шутка, Погибла Помпея, когда раздразнили Везувий! ртом он, которые изрыгает обгорающим ему еже некуда деться. Каждое слово,

Третья часть – это выход поэта в «толпу». Возникает сложный, многоадресный МОНОЛОГ героя на «улице», обращённый к той же улице, а по существу, к мирозданию, к действительности. И сначала – о себе, потом – о городе, т.е. о толпе. Потом снова – о себе. А потом – снова о толпе. Я раньше думал – книги делаются так: пришёл поэт, легко разжал уста, И сразу запел вдохновенный простак – пожалуйста! А оказывается – прежде чем начнёт петься, долго ходят, размозолев от брожения, и тихо барахтается в тине сердца глупая вобла воображения…

Городов вавилонские башни. возгордясь, возносим снова, а бог города на пашни рушит, мешая слово. Город дорогу мраком запер… Поэты, размокшие в плаче и всхлипе. бросились от улицы, ероша космы… А за поэтами – уличные тыщи: студенты, проститутки. подрядчики.

Основной конфликт в поэме «Облако в штанах» – конфликт между нежной, трепетной душой лирического героя и страшно уродливой, обрюзгшей от «жира котлет» средой. Идея в том, В.Маяковский говорит о грандиозном поражении чувств в мире, способном навязать человеку мелочное, расчётливое решение вопреки истинному чувству. Проблема в том, что «варевом» поэтов, «размокших в плаче и всхлипе», по сути дела, «обкормлено» сознание читательской массы.