Почему гек жил такой жизнью. «Приключения Гекльберри Финна» характеристика героев. Основные персонажи романа

Книга «Приключения Гекльберри Финна» была написана в 1880-х годах. Споры вокруг этого произведения не утихали почти целое столетие. Марк Твен был ярым противником рабства и расизма, о чём не боялся заявлять со страниц своей книги. Устами некоторых главных героев говорит сам автор, презиравший угнетение человека человеком и расовую дискриминацию.

Для современников писателя такие взгляды считались более чем революционными и неразумными. Тёмная кожа не могла вызывать сомнений в том, что её обладатель менее ценен и более бесправен для общества. Положительные герои не должны способствовать бегству раба. Кроме этого, чернокожего нельзя было сравнивать с белым, приписывать ему те же свойства и черты характера. Разрушить укоренившийся стереотип было непросто.

Твен никогда всерьёз не относился к тому, что современники считали его идеи равенства рас полнейшим безумием. В 1885 году, через год после первой публикации, руководство массачусетской публичной библиотеки приняло решение изъять из своего фонда «провокационную» книгу Твена. Писателя это нисколько не смутило и не расстроило. Твен был уверен, что изъятие книги из библиотечного архива сделает её ещё более популярной, а поскольку в библиотеке её уже нельзя будет взять, читатели отправятся в книжный магазин. Это приведёт к увеличению продаж.

Обвинение в расизме
В начале ХХ века «Приключения Гекльберри Финна» снова подвергли критике. И если в прошлом книгу критиковали за неприятие автором рабства, то теперь Твена обвинили в расизме. Некоторые школы Соединённых Штатов изъяли произведение из школьной программы.

Виной всему послужило употребляемое автором слово «ниггер». В XIX веке это слово не носило никакой негативной окраски и было общеупотребительным. В начале ХХ века оно считалось оскорбительным. В 2011 году в Соединённых Штатах вышло новое издание «Приключений Гекльберри Финна», не содержащее запрещённое слово.

Прежде, чем приступить к чтению «Приключений Гекльберри Финна», рекомендуется прочитать «Приключения Тома Сойера», чтобы узнать историю двух юных авантюристов с самого начала.

Гекльберри (Гека) Финна берёт к себе на перевоспитание вдова Дуглас. Женщина искренне жалеет мальчика и хочет вырастить из него добропорядочного гражданина. Гек с трудом привыкает к новой жизни. Чопорная среда, в которой он находится, кажется мальчику просто невыносимой: Гек вынужден ходить в школу, «прилично» одеваться и изучать хорошие манеры.

Однажды Финн узнаёт о том, что в город, где он живёт, приехал его отец, алкоголик и бродяга. Отец узнаёт о том, что Гекльберри разбогател (о том, как это произошло, можно прочитать в книге «Приключения Тома Сойера»). Финн-старший выкрал сына из дома вдовы. Мальчик оказывается под замком за несколько миль от города. Отец хочет вернуть себе сына и распоряжаться его богатством.

Гекльберри смог убежать от своего неблагонадёжного родителя. Финн хочет поселиться на небольшом острове недалеко от города. Когда-то этот небольшой участок суши был необитаемым. Сейчас на нём живёт сбежавший от своей хозяйки темнокожий парень Джим. Гек и его новый друг решили отправиться в северные штаты, где нет рабства. Передвигаться можно было ночью и только по воде, ведь если Джима обнаружат власти, ему грозит серьёзное наказание.

По дороге на Север друзья встречают двух мошенников, называющих себя Король и Герцог. Аферисты с удовольствием присоединяются к странной компании. Геку нравится ловкость, с которой мошенники обманывают простодушных обитателей небольших населённых пунктов, встречающихся на их пути. Однако когда Король и Герцог предпринимают попытку обмануть трёх сирот, Гекльберри решил вмешаться. Обманывать сирот – несправедливо. После того, как афера благодаря действиям Финна сорвалась, мошенники выдают Джима властям. Сделали они это и для того, чтобы отомстить Геку, и для того, чтобы получить награду, полагающуюся обычно в таких случаях.

Пытаясь спасти Джима, которого могут продать в южные штаты на хлопковые плантации, Гекльберри разыскивает своего друга Тома. Гек уверен: Сойер не откажется ему помочь. Лучший друг полностью оправдал ожидания. Том не только помог в организации побега, но и превратил его в яркое представление. Выясняется, однако, что побег был организован напрасно. Хозяйки Джима уже нет в живых. Перед смертью она успела дать вольную своему рабу.

Характеристика персонажей

Том Сойер

После смерти матери Тома его воспитанием занялась тётя Полли. Жизнь в доме близкой родственницы кажется Сойеру слишком скучной, несмотря на то, что Том всячески пытается себя развлечь. Живой непосредственный характер и гиперактивность не мешают Тому любить чтение. Всем жанрам мальчик предпочитает приключенческую литературу. Начитавшись историй о чужих приключениях, Том непременно хочет сделать их частью своей жизни. Именно поэтому Сойер превращает побег Джима в настоящее представление.

В оригинале имя мальчика звучит как Хакльберри (Huckleberry). Этим словом называют ягоду, родственную чернике и голубике. Эта ягода распространена в США. Второе значение слова huckleberry – «незначительный человек».

Прежде, чем попасть на перевоспитание к вдове Дуглас, Гекльберри, будучи сыном бездомного алкоголика, жил на улице. Мальчик никогда не ходил в школу, курил трубку и ночевал в пустой бочке. Такая жизнь вполне устраивала маленького беспризорника. Детям запрещено общаться с Финном. На дружбу с ним решился только Том Сойер, для которого Гекльберри кажется воплощением романтических образов из книг. Друзей объединила любовь к свободе и приключениям.

Одна из главных черт характера Гека – доброта. Если для Тома организация побега Джима не более чем очередная забава, то Финн действительно хочет помочь невольнику стать свободным. Гекльберри восхищён ловкостью Короля и Герцога. Однако когда речь заходит о том, чтобы обмануть несчастных малолетних сирот, Финн непреклонен. Нельзя обижать того, кто и так обижен судьбой.

Представляем вам краткое содержание всемирно известного произведения Марка Твена “Приключения Тома Сойера” , рассказывающего о веселом детстве мальчика Тома и его друзей.

Невероятная история о двух мальчишках, один из которых был нищим, а другой принцем, и о том, как их жизни поменялись местами в рассказе “Принц и нищий” Марка Твена.

Анализ произведения

Книга «Приключения Гекльберри Финна» близка нескольким поколениям читателей, несмотря на то, что была написана во второй половине XIX века. Произведение нравится не только американским детям, но и ребятам из других стран. Для многих советских, а затем и российских ребят, Гек и Том стали настоящими кумирами.

Возможно, описывая жизнь двух маленьких любителей авантюр, автор описал идеальное детство, такое, каким он его себе представлял. С одной стороны, у каждого ребёнка должен быть дом и люди, которые бы о нём заботились. Дети не должны быть беспризорными. Том Сойер воспитывается без родителей, но у него есть тётя. У Гека нет никого, не считая отца-алкоголика, который не слишком утруждает себя заботой о сыне. С другой стороны, для счастливого детства не достаточно просто иметь дом и еду. Строгие правила и жёсткий распорядок дня «воруют» у ребёнка детство. В этом отношении Гекльберри повезло больше, чем Тому. До того, как он был отправлен к вдове Дуглас, он был совершенно свободен.

Марк Твен описал в своей книге тайные желания каждого ребёнка. Кто из читателей в детстве не мечтал смастерить плот и путешествовать на нём, жить на необитаемом острове или стать пиратом? Вероятно, такие или похожие мечты были у каждого сегодняшнего взрослого и серьёзного человека. Настоящая дружба – это ещё одно желание детства. Найти друга, близкого по духу человека, очень сложно даже в 30-40 лет. А между тем, наличие верного товарища, разделяющего все радости и горести, жизненного необходимо каждому ребёнку. Присутствие родителей играет огромную роль в формировании личности. Но присутствие ровесника важно не меньше. Без товарища, способного поддержать в трудную минуту, детство человека нельзя назвать счастливым.

(«Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Том Сойер за границей», «Том Сойер - сыщик», «Заговор Тома Сойера»). Подросток 12-14 лет, приятель Тома, замешанный в многочисленных общих приключениях с ним, происходит из бедной неполной семьи. Только в первом романе рассказ ведется от лица автора. В остальных текстах серии рассказчиком выступает Гекльберри Финн.

История создания

Имя героя - Huckleberry (Хаклбери), которое на русский традиционно переводят как Гекльберри, - в переводе с английского означает название мелковатой ягоды, вроде черники или голубики. В переносном смысле во времена Марка Твена это слово использовалось в значении «человек, который мало значит, не обладающий влиянием».

Образ Гека Финна списан Твеном с собственного друга детства, которого звали Том Блэнкеншип. Автор пишет об этом в автобиографии:

«В «Гекльберри Финне» я вывел Тома Блэнкеншипа именно таким, каким он был. Невоспитанным, немытым и всегда голодным, но с самым добрым сердцем среди всех, кого я знал. Он пользовался неограниченной свободой и был единственным по-настоящему независимым человеком в нашем городке и, как следствие, постоянно и безмятежно счастливым. Все мы ему завидовали».

В жизни маленького приятеля Марка Твена было много моментов, которые откровенно совпадают с событиями книг. Семья Тома была необеспеченной, а старший брат вправду помогал одному беглому негру скрываться. За возвращение сбежавших негров полагалось денежное вознаграждение, которое бедной семье пришлось бы, без сомнений, кстати.


Кроме того, на рабовладельческом Юге Америки укрывательство чернокожих считалось позорным поступком для людей с белой кожей. Но парень не сдал беглого раба и помогал тому. Эти события в несколько измененном виде вошли во второй роман Марка Твена.

Биография

Характеристика героя и перипетии жизни бездомного мальчишки в наши дни покажутся драматическими. Однако романы Твена повествуют о приключениях, и сами герои счастливы жить так, как живут. Папаша Финн, отец Гека, – бездомный пьяница, а мать героя умерла. Сам Гек ночует у реки, в пустой бочке, где раньше хранился сахар. Герой выглядит оборванцем и растет как трава, беспризорником. Другим подросткам запрещают заводить дружбу с «неблагополучным» Геком, который курит трубку, лоботрясничает, не ходит в школу и при этом выглядит донельзя довольным такой жизнью.


Том Сойер, однако, этот запрет нарушает, за что временами бывает наказан. Вместе друзья переживают вереницу приключений и даже находят клад. Гек внезапно становится богатеем, и жизнь героя переворачивается. У него появляется приемная мать - вдова Дуглас, которая берет на себя воспитание Гека. Герой не привык к такой жизни и, главное, к тому, что его пытаются воспитывать, поэтому сбегает из-под надзора вдовы. В компании Джима (негра, сбежавшего от хозяев) и двух авантюристов, известных под кличками «Герцог» и «Король», Гекльберри Финн совершает путешествие по реке Миссисипи на плоту.


Жизнь Гека до того, как тот нашел клад и разбогател, выглядела неприглядной для взрослых, но нравилась самому герою, который личную независимость ставил куда выше чистого костюмчика и бытовых удобств.

«Ему не надо было ни мыться, ни надевать чистое платье, а ругаться он умел удивительно. Словом, у него было все, что делает жизнь прекрасной».

До «усыновления» парень был полностью предоставлен сам себе и мог делать, что хочет. Никто не принуждал героя ходить в школу, носить неудобную одежду и вести себя определенным образом, как принято в обществе.

Вдова Дуглас основательно берется за воспитание героя. В доме вдовы Гек окружен слугами, которые обращаются с ним так, как если бы герой был маленьким хозяином - умывают, расчесывают волосы щеткой и гребнем, укладывают спать на чистых простынях, которые кажутся герою неприятными. Вдова настаивает на том, чтобы Гек посещал церковь и ел при помощи вилки и ножа.


Юноше эти условия кажутся невыносимыми, и тот сбегает, выдержав под опекой вдовы Дуглас всего три недели. Том Сойер хитростью заставляет приятеля вернуться, но это помогает ненадолго. Желание вновь обрести независимость - причина того, что герой навсегда покидает город, где родился, и отправляется в опасное путешествие по реке, перед этим фальсифицировав собственную смерть, чтобы люди больше не искали его.

Экранизации

Книги о приключениях Тома Сойера и Гека Финна несколько раз экранизировали. В 1981 году вышел трехсерийный советский фильм «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», снятый режиссером . Молодые герои пробираются на кладбище ночью в поисках приключений и становятся свидетелями того, как индеец Джо совершает убийство. Позже герои еще раз сталкиваются с ним, когда ищут клад. В роли Тома Сойера и Гека Финна выступают актеры и .


В 1993 году в США вышла экранизация «Приключения Гека Финна» с в главной роли. Там обыгрывается история с беглым рабом и путешествием на плоту по реке Миссисипи.


Последний фильм по мотивам произведений Марка Твена вышел не так давно, в 2014-ом. Он называется «Том Сойер и Гекльберри Финн». Там персонаж Гек Финн сыгран Джейком Ти Остином, который до этого снялся в главной роли в комедийном сериале «Волшебники из Вэйверли Плейс».


В 1992 году во Франции вышел 12-серийный мультсериал о приключениях Гекльберри Финна. В Японии тоже не обошли эту тему вниманием и сняли аниме-сериал «Huckleberry no Bouken» в 1976 году, а в 1991-ом появился одноименный анимационный фильм. Еще через пару лет сериал решили перезапустить, и вышла новая версия, с новым режиссером и названием «Huckleberry Finn Monogatari».


Геку Финну случалось появляться на экране в образе лиса. В 2000 году в США вышел мультипликационный фильм, где персонажи «Приключений Тома Сойера» изображены в виде зверушек. Сам Том стал молодым котом, а Бекки Тетчер превратили в белую кошечку.


В остальном мультфильм снят близко к роману Марка Твена, за исключением несколько измененного финала и перестановки некоторых событий. Например, эпизод, где Бекки и Том теряются в пещере, в мультфильме перенесен в самый конец, а лис-Гек заводит дружбу с бывшей подружкой Тома (чего в тексте Твена не было).

В американском штате Алабама переиздают произведения Марка Твена с правками, вычищая то, что способно оскорбить афроамериканцев. Таких «оскорбительных» слов в романе о Гекльберри Финне нашлось аж 219. Забавно, что в свое время Марк Твен тоже пострадал из-за расовых придирок, но тогда дело обстояло ровно наоборот.


Писатель - ярый противник рабства и идеологии расизма, своей позиции не скрывал и прямо озвучивал ее в книгах. Как раз это и вызывало возмущение современников. Книгу Марка Твена о Гекльберри Финне даже изъяли из публичной библиотеки в Массачусетсе. По этому поводу Твен писал издателю:

«Они исключили Гека из библиотеки как «мусор, пригодный только для трущоб», из-за этого мы, несомненно, продадим ещё 25 тысяч копий книги».

Во второй половине ХХ века эта книга снова начала исключаться из программ в некоторых школах Америки, но уже из-за «расистских высказываний», которые в ней неожиданно обнаружили.

Гек Финн, беспечный оборвыш, беспризорный мальчуган из Сент-Питерсберга, был уже однажды охарактеризован автором в книге о Томе Сойере. В "Приключениях Гекльберри Финна" происходит сложный процесс обогащения этого образа, в результате которого он далеко перерастает рамки первоначальной характеристики. Формулируя замысел своего романа, Марк Твен писал: "Я возьму мальчика лет тринадцати-четырнадцати и пропущу его сквозь жизнь… Но не Тома Сойера. Том Сойер неподходящий для этого характер" . Твен противопоставляет "игрушечным" приключениям Тома Сойера реальную жизнь и реальные приключения своего нового героя - Гекльберри Финна.

Гек остаётся Геком. Сложившийся образ героя сохраняет своё значение. Однако содержание этого образа основывается теперь на гораздо более глубоком проникновении в действительность. В одном из наивных мальчишеских диалогов в книге о Томе Сойере Гек так говорит Тому: "Видишь ли, Том, быть богатым вовсе не такое весёлое дело. Богатство - это тоска и забота… - Нет, Том, не хочу быть богатым, не желаю жить в гнусных и душных домах. Я люблю этот лес, эту реку, эти бочки - от них я никуда не уйду" . Гек и Том теперь куда менее сходны обликом, чем раньше. Поступки Тома всё чаще носят характер забав, милых и наивных. Том обитает в мире выдумки. Ему ничего не стоит вообразить, что школьники на прогулке в лесу - это караван богатых арабов. Он упрекает Гека за незнание книжных правил поведения разбойников. Но Том в этой книге бледен. Центральная фигура здесь Гек. Если Том склонен забывать тяжёлые впечатления, инстинктивно отметая от себя всё уродливое и страшное, то Гек - натура более глубокая - знает, чего хочет, не способен на компромиссы, упрямо добивается своего - жить вольно. Методы типизации, которыми пользуется Марк Твен при создании характера Гека Финна лучше всего выявляются при анализе эволюции этого образа и композиционных противопоставлений ему. В конце повести о Томе Сойере Гек порывает с "приличною" жизнью. "Во всём такая гнусная аккуратность, что никакому человеку не вытерпеть" , - говорит он Тому, объясняя причину своего побега от вдовы Дуглас. Устами своего героя Твен определяет образ жизни буржуазного общества как античеловеческий, противоестественный. Напрасно Том убеждает его потерпеть, ведь "у всех то же самое" . Геку "это невтерпёж. Прямо смерть - быть связанным по рукам и ногам" . Гек хочет жить свободно, так, чтобы его не стесняли, не мучили. Это вполне реалистический образ. И жизнь, окружающая Гека, - реальная жизнь.

В "Приключениях Гекльберри Финна" Твен утверждает героя, который не только не стремится к богатству, но вообще чужд во всех своих действиях каких бы то ни было корыстных расчётов. Могущество этого мотива столь велико, что, хотя носителем его выступает едва вступающий в жизнь мальчуган, он сразу оказывается выше и разумнее всех окружающих.

Марк Твен рассказывает историю жизни типичного американского мальчика из народа. Он делает его воплощением независимости, свободолюбия, справедливости и сердечной доброты. Бездомный бродяга, уже с самого раннего детства вынужденный заботиться о себе, он обладает множеством практических навыков, необходимых человеку из низов, чей жизненный "капитал" состоит из умелых рук и способности преодолевать трудности. Его воспитательницей была сама жизнь. Сделав Гека трезвым реалистом и практиком, она избавила его от многих иллюзий, в том числе и детских. Обеими ногами он стоит на земле, и не ожидая ни от кого помощи, с недетским мужеством встречает испытания, уготованные ему судьбой. Однако сквозь его трезвость и практицизм нет-нет да и проглянет 14-летний подросток. Конечно, он не умеет играть, как его сверстники, но в его отношении к их играм таится немалая доля детской наивности, специфической наивности ребёнка, никогда не знавшего детства и чуть ли не с момента своего рождения жившего по нормам сурового и жестокого взрослого мира.

В первых главах повести Гек становится деятельным участником социального конфликта: он защитник и укрыватель беглого раба. Тем самым он восстаёт против "цивилизованного" общества, узаконившего рабство негров. Он спасает Джима от своры злобных работорговцев, хотя при этом рискует потерять собственную свободу: если бы обнаружилось, что Гек укрывает беглого негра, его самого ждала бы тюрьма. Гек помогает Джиму получить свободу потому, что сам не выдержал бы никакой неволи. "Пусть меня ругают паршивым аболиционистом и презирают за то, что я не донёс, но мне всё равно" , - говорит Гек Джиму. Геку приходится бороться не только с теми, кто хочет вновь вернуть негра в рабство, но и собственными предрассудками, на протяжении многих дней своего путешествия он озабочен дилеммой - передать или не передать Джима в руки властей. В конце концов, Гек проявляет себя сострадательным и мужественным человеком. Он не раз спасает Джима от его врагов. Джим бескорыстно предан Геку - не как раб господину, а как товарищ товарищу. В Геке он видит особенного человека. Скитальческая жизнь, во время которой Гек показал себя преданным другом, привязала сердце Джима к мальчику.

Ни одним словом не выражает мальчик любви к своему отцу. Вот как рассказывает Гек о появлении отца: "Я затворил за собой дверь. Потом повернулся, смотрю - вот он, папаша! Я его всегда боялся - уж очень здорово он меня драл. Мне показалось, будто я и теперь испугался, а потом я понял, что ошибся, то есть сперва-то, конечно, встряска была порядочная, у меня даже дух захватило - так он неожиданно появился, только я сразу же опомнился и увидел, что вовсе не боюсь, даже и говорить не о чем" . Портрет пропойцы отца, находящегося на грани белой горячки, Гек передаёт такой деталью: кожа на лице у пьяницы была неестественно бледной, напоминала "рыбье брюхо" , так что "смотреть было противно" . Этим выражено предельное равнодушие сына к опустившемуся отцу. "Папаша" заставляет Гека поселиться с ним. Старик Финн пьян, как всегда. Он заболевает белой горячкой, и каждый час пребывания с отцом становится для Гека пыткой. "Отец, как сумасшедший, - рассказывает мальчик, - метался во все стороны и кричал: "Змеи!" Он жаловался, что змеи ползают у него по ногам… Я не видывал, чтобы у человека были такие дикие глаза… Скоро он сбросил одеяло, вскочил на ноги как полоумный, увидел меня и давай за мной гоняться. Он гонялся за мной по всей комнате со складным ножом, звал меня Ангелом Смерти, кричал, что он меня убьёт и, тогда я уже больше не приду за ним. Я его просил успокоиться, говорил, что это я, Гек; а он только смеялся, да так страшно!.." . С решительностью и сосредоточенностью взрослого Гек задумывает и осуществляет побег.

Гек Финн, вырвавшийся из оков "цивилизации", глядит на широкие дали берегов Миссисипи, слушает поразительно чистые звуки на ночной реке, любуется небом. "Небо кажется таким глубоким, когда лежишь на спине в лунную ночь; я этого никогда раньше не замечал". Все его ощущения говорят о счастье, он переполнен сознанием своей свободы: "Я лежал, отдыхая на славу, покуривал трубку и глядел в небо…", "мне было страсть как хорошо…" , "я нашёл удобное местечко в листве, уселся там на древесный ствол… и чувствовал себя прекрасно" . Река, лес, вся природа раздвигают горизонты для Гека, обостряют его чувства, открывают красоту, которую он "раньше не замечал" .

Гек присутствует при кровавых событиях, которые вносят разнообразие в унылую жизнь Сент-Питерсберга. Старик Богс спьяну бранится и угрожает убить чем-то задевшего его местного аристократа полковника Шерборна. Шерборн, считая, что честь его кровно задета, выходит с пистолетом в руке и хладнокровно пристреливает старика на глазах у его дочери посреди равнодушной толпы. Гек рассказывает: "Я обернулся поглядеть, кто это крикнул, а это был тот самый полковник Шерборн. Он стоял неподвижно посреди улицы, и в руках у него был ствольный пистолет со взведёнными курками, - он не целился, а просто так держал его дулом кверху. В ту же минуту я увидел, что к нам бежит молоденькая девушка, а за ней двое мужчин. Богс и его приятели обернулись посмотреть, кто это его зовёт, и, как только увидели пистолет, оба приятеля отскочили в сторону, а пистолет медленно опустился, так ч то оба ствола со взведёнными курками глядели в цель. Богс вскинул руки кверху и крикнул: - О. господи! Не стреляйте! "Бах!" - раздался первый выстрел, и Богс зашатался, хватая руками воздух. "Бах!" - второй выстрел, и он, раскинув руки, повалился на землю, тяжело и неуклюже. Молодая девушка вскрикнула, бросилась к отцу и упала на его тело, рыдая и крича: - Он убил его, убил!" . Едва успевают унести мёртвое тело, как один из очевидцев, "долговязый, длинноволосый худой человек в высоком белом плюшевом цилиндре, сдвинутом на затылок" , представляет в лицах всё происшедшее к величайшему удовольствию тех из толпы, кто пропустил интересное зрелище. Немного погодя у кого-то рождается мысль, что убийцу надо судить судом Линча. Толпа мгновенно воспламеняется и мчится к дому полковника Шерборна, срывая по дороге попадающиеся бельевые верёвки, " чтобы было чем вешать" . Встретив холодное презрение и угрозу убийцы, толпа также быстро теряет отвагу и ретируется, чтобы вернуться к своим обычным занятиям.

Рассказ о кровавой распре Грэнджерфордов и Шепердсонов передан на языке Гека Финна - полуребёнка, плохо разбирающегося в происходящем. Грэнджерфорды и Шепердсоны - это Монтекки и Капулетти американского Юга. Они давно позабыли о первоначальной причине ссоры и, тем не менее, продолжают бессмысленно истреблять друг друга. Ненависть не нуждается в причинах, она питает и поддерживает сама себя, разрастаясь, как злокачественная опухоль. Перенося шекспировский мотив на почву бытовой реальности своего времени, Твен поступает в духе реализма XIX века. Он, кроме того, прибегает к комическому прологу: таковы обстоятельства знакомства Гека с одним из враждующих кланов. Гек простодушно удивляется, почему в стихах и рисунках умершей маленькой девочки, дочери хозяев, так безраздельно господствует тема смерти. "На смерть такого-то" - излюбленный жанр юной поэтессы. Это претит природной жизнерадостности Гека. Мальчик Грэнджерфорд рассказывает о гибели своего кузена Бада от руки старика Шепердсона. "Плешивый Шепердсон" долго гнался за Бадом, и когда мальчик понял, что ему не уйти от смерти, он "остановил лошадь и повернулся лицом к старику, чтобы пуля попала не в спину, а в грудь, а старик подъехал ближе и убил его наповал. Только недолго ему пришлось радоваться; не прошло и недели, как наши его уложили" . Наивная речь Гека ещё больше оттеняет бесчеловечную, бессмысленную жестокость враждующих родов. Гек становится невольным свидетелем решающего столкновения семейств, кончающегося трагической гибелью большинства участников схватки. Всё это звучит на первый взгляд неправдоподобно. Но взаимоуничтожение южных "аристократов" было явью. Чем шире раскрывается перед нами с каждой новой страницей книги жизнь Америки, тем больше духовного богатства мы обнаруживаем в Геке.

Немало осложнений внесли в жизнь Гека встретившиеся на его пути мошенники Король и Герцог. Им нельзя отказать в ловкости. Они присваивают себе имена знаменитых актёров "Дэвида Гарика-Младшего" и "Эдмунда Кина-Старшего". Они ловко водят за нос провинциалов. Твен вкладывает в их уста уморительную пародию на знаменитый диалог Гамлета "Быть или не быть". Когда Герцог читал этот монолог, говорит Гек, он "и зубами скрипел, и завывал, и бил себя в грудь, и декламировал - одним словом, - заключает он,- все другие актёры, каких я только видел, и в подмётки ему не годились" . Желая завладеть наследством некоего кожевника, они выдали себя за его родственников и стали изображать безутешное горе. Геку это показалось смешным. Ему сделалось "стыдно за род человеческий". Он всё время мечтал избавиться от непрошеных попутчиков. Казалось, что его желание, наконец, осуществилось. Когда же Гек обнаружил, что Король и Герцог нагоняют его и Джима в лодке, он "повалился прямо на плот и едва-едва удержался, чтобы не заплакать" . Великолепно показал Твен алчность этих воров. Они захватили обманом много денег, принадлежавших кожевнику, но не удовлетворились этим. "Что? А остальное имущество так и не продадим? - говорит Король. - Уйдём, как дураки, и оставим на восемь, на девять тысяч добра, которое только того и дожидается, чтобы его прибрали к рукам?" . Позднее у этих мерзавцев "хватило духу", как с презрением восклицает Гек, продать Джима, "опять продать его в рабство на всю жизнь за какие-то паршивые сорок долларов, да ещё чужим людям". Разрушая мошеннические замыслы двух авантюристов, Гек Финн приобретает жизненный опыт, становится отважнее, смелее. Требуется всё проворство и добрая воля Гека, чтобы помешать мошенникам осуществить свой преступный план. Но у Гека болит сердце, когда толпа, изловив проходимцев, учиняет над ними безжалостную расправу. "Люди могут быть ужасно жестоки друг к другу" , - горько сетует Гек.

Гек, наделённый автором укоренившимися предрассудками рабовладельческого общества, в котором он вырос, рассматривает свою помощь беглому рабу как социальное и моральное грехопадение. По всем правилам рабовладельческой этики, впитанной Геком с раннего детства, только бесчестный, гадкий человек стал бы помогать негру бежать из неволи. Чем ближе Джим к своей цели - стать свободным человеком, тем более сильные угрызения совести испытывает Гек. Твен создаёт психологически правдивый образ. Однако, движимый чувством справедливости, он предпочитает скорее обречь себя "на вечные муки в аду", нежели отказать в помощи негру-невольнику. Его отношения с Джимом основаны на дружеской привязанности, чувстве, исключающем всякую расовую, социальную или иную иерархию.

В книге нет слов восхищения перед Геком - повествование ведётся от имени его самого, а иронически сдержанный Твен вообще предпочитает обходиться без комментариев. Но в последних главах приводится факт, который бросает новый свет на поведение Гека. Беглый негр Джим находится под замком на ферме некоего Фелпса. Туда же попадает Гек. Фелпс оказывается родственником Тома Сойера, и вот на его ферму по воле автора повести приезжает сам Том. Гек с Томом решают помочь Джиму скрыться. Освободить негра можно было бы довольно просто, но Том изо всех сил старается придать побегу "романтический" характер и в результате только осложняет положение негра и мучает его. Гек сначала не может понять, как это его друг соглашается "украсть" негра - даже во имя восстановления справедливости. И Гек правильно оценивает Тома. Ведь на поверку выходит, что Том согласился оказать помощь Джиму лишь после того, как узнал, что негр уже отпущен его владелицей на свободу. Противопоставление образов Гека и Тома Марк Твен заканчивает такими характерными деталями: Гек бурно радуется тому, что Джим проявил высочайшую степень человеколюбия и благородства. Том же поступает так, как и полагается мальчику из "приличной" семьи: он дарит Джиму 40 долларов, оплатив, таким образом, его участие в игре.

Эстетические суждения Марка Твена - человек прекрасен, если чист и добр сердцем - многое объясняют в построении образа Гекльберри Финна. Марк Твен может заставлять своего героя хитрить, сочинять на каждом шагу небылицы, увиливать, изворачиваться с помощью невинного вранья - и тем не менее оставлять душевный строй Гека Финна чистым, ясным, гармоничным. Гек добр, простодушен, бескорыстен, самоотвержен, великодушен. Это видят все люди, соприкасающиеся с ним. Недаром Гек располагает к себе сердца мальчиков Сент-Питерсберга, слуг-негров, членов семьи Грэнджерфордов, девушек-сирот семьи Уилксов, всех обитателей фермы Фелпсов.

Повествование от первого лица помогает лучше видеть героев, оно привносит остроту в изображение, сохраняет у читателя ощущение живого разговора с героем. Оно даёт автору ещё и то преимущество, что душевный мир героя остаётся всё время в центре внимания читателя; события преломляются сквозь психологию рассказчика и предстают в той временной связи, когда они становятся ему известными. В данном случае эта манера имеет ещё одно важное значение: Гек - "простак" - всё время оценивает жизнь буржуазного общества с точки зрения простого человека. Простодушие этого "простака" - достаточно сложный психологический комплекс, в котором детская наивность самым причудливым образом сочетается с реалистической трезвостью мышления, с прямотой и ясностью суждений, столь свойственной людям из народа. От этого тускнеет мишура "приличной" жизни, условности кажутся смешными, яснее проступает правда.

Гек довольно скупо комментирует наблюдаемые им события. Иногда он как будто бы не решается дать им оценку. Скромный и непритязательный по природе, Гек не страдает излишним самомнением. Разве может он, полуграмотный и "по всей вероятности испорченный подросток", поставить под сомнение суждения и поступки, принципы поведения взрослых, образованных, порядочных людей? В его мыслях не всегда царит полная ясность. Но он чувствует противоестественность и бесчеловечность господствующих отношений и поэтому в его манере изложения событий неведомо для него самого таится огромная сила обличения. В бесхитростно наивных речах Гекльберри Финна слышится гневно-иронический голос самого автора.

Восставая против законов буржуазной Америки, помогая Джиму бежать, Гек следует естественной логике своего неиспорченного и неразвращённого сердца. И эта естественная логика находится в вопиющем противоречии со всеми моральными, религиозными и этическими законами буржуазного мира. Проявляя элементарную человечность, Гек вступает в конфликт с государством, церковью, религией, сознательно идёт на разрыв с узаконенным кодексом буржуазной морали и нравственности. В этом заключается героизм Гека.

Марк Твен не случайно сделал Гека Финна только подростком, а единственным его оружием - лишь хитрость и изворотливость. Характер и образ мыслей Гека Финна таков, что, сделавшись взрослым человеком, он должен стать борцом, активно приняться за переустройство жизни. Однако сам писатель, яростно ненавидя любые формы насилия и рабства и сочувствуя борьбе народных масс, не видел реальных перспектив этой борьбы. Поэтому он не смог продолжить жизнь своего героя, не нарушив целостности его характера и логики развития художественного образа.

«Приключения Гекльберри Финна» характеристика героев Гека и Тома поможет понять внутренний мир героев.

«Приключения Гекльберри Финна» характеристика Гека

Растёт беспризорником и оборванцем. Он ночует в пустой бочке из-под сахара, курит трубку, не ходит в школу, бездельничает. Он полностью предоставлен сам себе. Мальчишке чуждо притворство, а все условности цивилизованной жизни просто невыносимы. Для Гека главное – быть свободным, всегда и во всём. «Ему не надо было ни мыться, ни надевать чистое платье, а ругаться он умел удивительно. Словом, у него было всё, что делает жизнь прекрасной», — заключает писатель. Гека привлекают занимательные игры, но дороже всего ему личная свобода и независимость. Утратив их, он чувствует себя плохо, и именно ради того, чтобы вновь обрести их, Гек предпринимает опасное путешествие, навсегда покидая родной город. Во время путешествия Гек переживает немало приключений, проявляет находчивость и смекалку, но уже не от скуки и желания поразвлечься, как раньше, а в силу жизненной необходимости, ради спасения беглого нeгpa Джима. Именно способность Гека думать о других делает его образ особенно привлекательным.

Гек быстрее взрослеет, раньше узнаёт жизнь с её жестокостью, несправедливостью. Для него приключения очень скоро перестают быть игрой. Эти игры помогли ему приобрести жизненный опыт, приспособили его к жизни. Гек постепенно учится ответственности, серьёзному отношению к людям. Марк Твен видел в нём героя XX века, когда, с точки зрения писателя, уже не будет расовых предрассудков, нищеты и несправедливости.

«Приключения Гекльберри Финна» характеристика Тома

Сирота, его воспитывает сестра покойной матери, благочестивая тетушка Полли. Мальчишке совершенно неинтересна та жизнь, которая течёт вокруг, но он вынужден соблюдать общепринятые правила: ходить в школу, посещать церковную службу по воскресеньям, аккуратно одеваться, хорошо вести себя за столом, рано ложиться спать, хотя он то и дело нарушает эти правила, вызывая негодование тётушки. Предприимчивости и изворотливости Тому не занимать. Разыграть кого-либо, одурачить, придумать что-нибудь необычное – это стихия Тома. Много читая, он стремиться и собственную жизнь сделать яркой, интересной, насыщенной. В нём энергия бьёт ключом. Он обаятельный парень, но он дитя своего времени, своего города, привыкший вести двойную жизнь. Когда надо, он вполне способен принять образ мальчика из приличной семьи, понимая, что так поступают все.

Год: 1884 Жанр: роман

Главные герои: юноша Гекльберри Финн, друг Том Сойер, вдова госпожа Дуглас, ее сестра Мисс Уотсон и раб Джим.

Главный герой Гекльберри Финн воспитывается вдовой Дуглас. Мальчишка ведет себя не по-джентельменски, поэтому женщина прикладывает немало усилий, чтобы его перевоспитать. Приключения Гека начинаются тогда, когда он сбежал от родного отца и инсценировал собственную смерть.

Друг Джим был рядом с героем во время всего путешествия. Не один раз Геку приходилось выручать Джима, так как в те времена была охота за беглыми рабами афроамериканцами, а кто сдавал их властям, получал денежные вознаграждения. Долгое время приятели скрывались на острове, но в дальнейшем об их месторасположении стало известно, поэтому они вынуждены были бежать. В конце произведения Том Сойер выручает приятелей и они удачно возвращаются домой.

Произведение учит, что настоящие друзья всегда выручат в трудную минуту, не смотря ни на что. Только вместе возможно достичь положительного результата, необходимо беречь верных и преданных друзей.

Читать кратко Приключения Гекльберри Финна Марка Твена

Сюжет произведения разворачивается вокруг мальчишки Гекльберри Финна, которого усыновила вдова Дуглас. Мальчишка вел себя не подобающим образом: плевался, ноги ставил на стол, в речи использовал ругательные слова. Дугла вместе со своей сестрой, которая засиделась в девках, мисс Уотсон решает перевоспитать мальчика. Естественно, Геку все эти наставления давно надоели. Единственная радость – общение с Томам Сойером, который вечно придумывает разные забавы.

Как-то раз Том придумал игру в разбойников. Собрал ребят, образовал шайку. Мальчишки ночью подкрались к слуге вдовы Дуглас афроамериканцу Джиму, который спал на пороге кухни. Ребята стащили свечи и оставили деньги, подвесили шляпу Джима на сук и тихонечко удалились с комнаты.

Жизнь Гека налаживается, он ходит в школу, потихонечку исправляется. Но случается беда – приезжает отец мальчика. Об этом Гек узнает, исследовав след, оставленный на снегу. Большой размер обуви, а на подошве крест, выбитый гвоздями – это ботинки старика Финна. Гек не желает видеть отца, так как тот постоянно употребляет спиртные напитки, после чего издевается над сыном. Герой решает отправиться к местному судье Тэтчеру и отдать все свои денежные средства, чтобы их не отобрал отец.

Наступил день, отец явился к Геку и обвинил его в том, что он думает лишь о себе и совсем зазнался, забыл своего старика. Финн заявляет права на Гека, он не желает, чтобы сын учился, и стал грамотным.

Вдова Дуглас с судьей хотят отсудить Гека у старика Финна. В глубине души Тэтчер считает, что это не справедливо по отношению к отцу и решает перевоспитать старика. В конце концов, у него ничего хорошего с этого не получается: Финн пьет, хулиганит, употребляет нецензурные слова.

Отец похищает Гека и увозит в лес, где держит под строгим арестом. Сначала мальчик противится, а затем снова возвращается к той жизни, которой жил раньше. Один день Финн напивается до такой степени, что даже кидается на сына ножом. Гек понимает, что рано или поздно может погибнуть от рук отца, поэтому он убегает из узницы на лодке и инсценирует свою смерть. Мальчишка скрывается на острове Джексона.

Джим вместе с Геком находят пещеру и поселяются там. Идут ливни, вода в реке сильно подымается. Однажды товарищи обнаруживают плавающий дом. Подплывают к нему и пытаются взять все самое необходимое для жизни. В доме они обнаруживают мертвеца, которого убили ножом. Жизнь на острове наскучила Геку, поэтому он думает замаскироваться девочкой и пойти на разведку в город. Там он долго стоит около одного дома и наблюдает за женщиной. Та приглашает девочку к себе домой и повествует историю об убитом Геке. Дело в том, что местные жители считают, что это дело рук старика Финна или Джима. Кто найдет папашу Гека, получит 200 тысяч, а за поимку Джима обещают 300 тысяч. Заманчивое предложение для многих жителей. Женщина сообщила девочке, что ее муж с приятелем сегодня хотят отправиться на остров, так как там уже долгое время горит пламя, они считают, что беглецы скрываются именно там. Мальчишка начал переживать за товарища и решил как можно быстрее сообщить ему об опасности. Геку удалось предупредить Джима и они вместе уплыли с острова. На плоту ребята соорудили шалаш и стали спокойно жить.

Однажды они обнаружили пароход и решили на него взобраться. В этот момент плот уплыл. На корабле было еще трое разбойников, двое загрузили в лодку вещи и пытались сбежать, оставив третьего на гибель. Гек и Джим думали, что погибнут, но к их счастью, те двое вернулись на борт. В это время Гек с товарищем пригнули в лодку и уплыли. Приятели вызвали спасательную службу к кораблю, но не успели, пароход утонул раньше, чем они прибыли.

На острове товарищи отдыхают, курят сигары, высыпаются, читают книги. Много ценных вещей было обнаружено ими в лодке преступников.

Гек с Джимом держат путь в город Кайро. В этом месте афроамериканцы официально освобождены от рабства. Многие в бегах. Геку постоянно приходиться придумывать разные истории, чтобы спасти товарища.

Как-то раз Джим и Гек сталкиваются с кораблем. Мальчишка чудом спасается и теряет приятеля.

Гек спасается и вместе с Джимом отправляется на Север. Во время пути они встречают двух разбойников именуемых себя Король и Герцог. Эти ребята с удовольствием вступают в контакт с Джимом и Геком. Мальчишке нравится наблюдать за тем, как ловко действуют преступники. Но когда воры решили обмануть трех сирот, Гек начал возмущаться. Он утверждал, что это огромный грех. В конце концов, Гек сорвал операцию. Мошенники решили отомстить мальчишке и сдали его товарища властям. Они также решили навариться на этом деле, так как задержку Джима положено вознаграждение. Гек должен спасти товарища от рабства на плантациях. Он обращается за помощью к своему лучшему другу Тому Сойеру. Как и следовало ожидать, мальчишка подал руку помощи приятелю. Том помог освободить Джима. Они устроили побег. Вернувшись домой, приятели узнали о смерти вдовы Дуглас. В своем завещании, она освобождала Джима от рабства.

Картинка или рисунок Приключения Гекльберри Финна

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Айтматов Тополёк мой в красной косынке

    Молодой водитель Ильяс застревает на степной дороге и встречает юную тоненькую девушку в красной косынке Асель из местного аила.

  • Краткое содержание Верный Руслан Владимова

    Пес Руслан, всегда верно несший свою службу, не мог заснуть. На улице что-то завывало и шумело. Продолжалось это до самого утра. На рассвете за Русланом пришел хозяин

  • Краткое содержание Песнь о Гайавате Лонгфелло

    Песнь о Гайавате - это поэма Генри Лонгфелло в основу которой легли индейские легенды и сказания. Произведение начинается рассказом о том, как Творец Гитчи Манито призывает вождей индейских племен, прекратить вражду и войны.

  • Краткое содержание Гайдар Дым в лесу

    Защищать, не смотря ни на что – геройский поступок, достойный восхищения. Если же человек, к тому же защищает Родину, это тем более достойно высочайшей похвалы. Отважность, решимость – этого иногда мало, нужно любить свой край, людей, живущих там

  • Краткое содержание Свадьба Кречинского Сухово-Кобылин

    Богатый помещик Муромский Петр Константинович, оставив усадьбу в Ярославской губернии на попечении управляющего, проживает в московской квартире с дочерью Лидочкой и ее стареющей тетей Анной Антоновной.