Особенности проявления темперамента у школьников. Ребенок холерик: характер и рекомендации по воспитанию Обучение холерика

Холерик — очень подвижный ребенок , он легко отвлекается, неусидчив, беспокоен. Довольно часто хватается за несколько дел сразу и ни одно не доводит до конца. В тетрадях у него может быть не дописан текст, а рисунки не закончены. Но холерики — задорные, боевые, активные дети. Благодаря своей эмоциональности, силе побуждения, быстрой «зажигаемости», смелости и открытости они часто становятся лидерами среди ребят и способны целый класс подбить на какое-нибудь авантюрное мероприятие.

✏ Родителям надо очень грамотно общаться с такими детьми и ни в коем случае не стараться их «переломить». Лучше всего их энергию использовать в «мирных» целях.

Холерик остро реагирует на запреты, связанные с ограничением двигательной свободы. Довольно часто особенности и потребности малыша вступают в конфликт с представлением родителей о том, как ведет себя хороший ребенок. И вот тогда эти неправильные ограничения приводят к срыву и превращают холерика в чересчур подвижного неуспевающего ученика.

Как помочь холерику?

Подвижные игры, занятия спортом для холерика чрезвычайно важны, так как помогают ему направить свою неуемную энергию в нужное русло. Правильное воспитание может помочь холерику стать менее возбудимым, сдержанным.

Меланхолик и школа

Меланхолик нуждается в еще более тактичном отношении. Ему очень трудно в коллективе, он не может постоять за себя, часто попадает под чужое влияние, часто его дразнят и обижают даже сверстники. Отвечая у доски, дети-меланхолики легко теряются, поэтому их устные ответы значительно слабее письменных, домашних работ.

Меланхолик инертен, робок, стес-нителен, плаксив, ему труднее, чем другим детям, выдерживать длительное нервное напряжение. Но это вовсе не значит, что такие дети плохо учатся. Самое главное — не подстегивать их слишком резко ни в школе, ни дома и заботиться о том, чтобы в семье была спокойная обстановка.

У меланхолика надо развивать в первую очередь самостоятельность, решительность, упорство. В этом плане для него важны подвижные игры и занятия спортом. Причем привлекать его к таким занятиям нужно постепенно и осторожно, «незаметно» для ребенка. Возможно, это удастся вам сделать с большим трудом, но оно того стоит: ваш ребенок ощутит радость победы, и прежде всего — над своей робостью и нерешительностью.

Флегматик и школа

Флегматик отличается организованным поведением, выдержкой и самообладанием. Он аккуратен, исполнителен, его речь спокойная, чуть замедленная, без резких эмоций, жестикуляции и мимики. В шумных, подвижных играх такие дети не участвуют. Им трудно быстро переключаться с одного вида Деятельности на другой. Лидером флегматик вряд ли станет, а вот человеком, к которому можно обратиться за советом, — наверняка.

Есть одна особенность в воспитании флегматиков, о которой предупреждают психологи: привычки, которые у них вырабатываются, приобретают исключительную прочность и сохраняются на долгие годы. Поэтому родители ребенка - флегматика должны тщательно продумывать его режим, привычки и т. п. Перевоспитывать флегматика — трудное занятие и для ребенка, и для его родителей.

Неуспевающими или нервными такие дети становятся лишь в том случае, когда родители, а иногда и учителя неправильно воспринимают свойственную этим детям медлительность и даже попрекают или смеются над «тугодумием».

Для флегматика, так же как и для меланхолика, очень важны занятия спортом.

Сангвиник и школа

Сангвиник легко приспосабливается к окружающей обстановке, легко переключается с одного вида деятельности на другой, быстро «схватывает» материал. При правильном воспитании такие дети обычно выдержанны, трудолюбивы, общительны, у них много друзей, чаще всего сангвиники лидируют в коллективе сверстников.

Сам по себе темперамент не определяет ни социальной ценности, ни умственного развития человека. Например, сангвиник при неправильном воспитании может стать лицемерным приспособленцем, а робкий меланхолик — при правильном воспитании — вырастет деятельным, принципиальным человеком; холерик при коррекции отрицательных черт темперамента может стать талантливым руководителем. Люди (а дети особенно) с классически выраженным темпераментом встречаются нечасто. Скорее всего, можно говорить о доминировании какой-либо одной черты — сангвинической, флегматической, холерической или меланхолической. Но и этого достаточно, чтобы выбрать правильную стратегию воспитания.

Если же врожденные свойства темперамента игнорировать, это тяжело отразится на здоровье ребенка.

✏ Наиболее распространенный темперамент среди девочек — сангвинический. Это очень хорошо, ибо на долю любой женщины выпадает хотя бы одно испы-тание, требующее максимальной концентрации душевных сил.

Но есть среди девочек и меланхолики, и холерики, и они обычно более трудны при воспитании и обучении, чем мальчики соответствующих типов темперамента.

Темперамент – это совокупность личностных характеристик, связанных с особенностями нервной системы: силой, уравновешенностью и подвижностью. У вас может быть ребенок-холерик, меланхолик, сангвиник или флегматик. Определить, к какому типу относится ваш малыш можно с помощью теста или простого наблюдения.

Особенности ребенка-холерика

Холерик – это один из самых ярких видов темперамента. Ребенок, которому присущи его черты, доставляет родителям немало хлопот. Но есть у него и положительные стороны, поэтому при воспитании нужно концентрироваться на них. Если коротко, то характеристика ребенка холерика может быть такой:

Положительные особенности:

  • общительность;
  • активность;
  • любознательность;
  • энергичность;
  • быстро схватывает информацию;
  • хорошо ориентируется в незнакомой обстановке;
  • решительность.

Отрицательные стороны:

  1. агрессивность;
  2. конфликтность;
  3. вспыльчивость;
  4. невнимательность;
  5. перепады настроения;
  6. неумение доводить начатое до конца

Рассмотрим теперь подробнее:

  • Ребенок-холерик не сидит на месте, ему интересно познавать все новое. Он всегда полон энергии, поэтому успевает делать несколько дел одновременно. К сожалению, надолго его не хватает, он быстро утрачивает интерес и ищет новое занятие;
  • Малыш холерик очень эмоциональный, поэтому часто вступает в конфликты со взрослыми и другими детьми. Если ребенку что-то не нравится, он может накричать и даже «поколотить» собеседника (читайте актуальную статью по этой теме: Ребенок всех обижает в песочнице >>>);
  • Холерики отличаются быстрой, энергичной речью. Они часто «проглатывают» слова, поэтому понять их бывает трудно. Зато звучит такая речь ярко и убедительно. Из таких детей получаются отличные ораторы, руководители и актеры;
  • Дети-холерики невнимательны, рассеяны. Новую информацию они усваивают быстро, но с такой же скоростью она и забывается;
  • Большое значение для холериков имеет общение. Они любят внимание со стороны, поэтому никогда не будут плакать в одиночестве;
  • При этом, воспитание таких детей не должно быть директивным – это вызовет протест (читайте также интересную статью Почему ребенок не слушается ?>>>);
  • Очень трудно дается холерикам ожидание. Если они захотели новую игрушку, то будут всячески требовать от родителей, чтобы они купили ее прямо сейчас (много полезной информации можно найти в статье на сайте: Как объяснить ребенку что нельзя ?>>>);
  • Ребенок-холерик любит играть в шумные игры, он охотно осваивает новые виды развлечений;
  • Засыпает малыш с трудом – пережитые за день впечатления не дают ему сделать это быстро. Проснуться холерик может в любом настроении. Во многом это зависит от того, какие дела его ждут впереди.

В чем трудности воспитания такого ребенка?

Самая большая проблема холерика – это повышенная эмоциональность. Из-за этого ему сложно сконцентрироваться, довести дело до конца, спокойно разрешить конфликт. Холерик не может управлять своими эмоциями, поскольку это природная особенность нервной системы и откорректировать ее невозможно.

Сделать из непоседы милого и послушного ребенка не удастся. Примите это во внимание, перед тем как воспитывать ребенка-холерика.

Много проблем у родителей такого малыша возникает в школе. Учителя ругают ребенка-холерика за поведение, он часто получает плохие отметки из-за невнимательности и неумения работать с неинтересной информацией. Воспитанию этих качеств нужно уделять внимание, но ждать, что ребенок кардинально изменится - не стоит.

  1. Воспитание ребенка-холерика начинайте с обучения контролированию эмоций;
  • Самый простой способ – это посчитать до 10;
  • Сначала потренируйтесь дома, вместе с ребенком. Покажите на себе, как это делать и насколько это эффективно;
  • Объясните холерику, что негативные эмоции могут ему навредить. Например, с ним откажутся общаться дети или он будет плохо себя чувствовать;
  • Хорошо помогает справиться с отрицательными эмоциями холерика дыхательная гимнастика. Если ребенок эмоционально возбужден, предложите ему сделать несколько глубоких вдохов и выдохов;
  • Отлично успокаивает рисование, игры с песком и водой.
  1. Привлекайте холерика к выполнению полезных и ответственных дел. У него обязательно должны быть обязанности по дому. Например, поливать цветы или выносить мусор;
  2. Давайте четкую инструкцию. Перед тем, как что-то поручить холерику, четко оговаривайте сроки выполнения, конечную цель. Проговорите вместе с холериком этапы выполнения. Учите ребенка четко следовать плану;
  3. Удовлетворяйте стремление холерика к лидерству. Оптимальный вариант – отдать его в спортивную секцию;
  4. Развивайте внимание и усидчивость. Приобретите ребенку-холерику пазлы, мозаику, конструктор. Девочке понравится вышивка, плетение бисером и другие виды рукоделия. Играйте и занимайтесь творчеством вместе с ребенком. На собственном примере покажите, что качество работы важнее, чем скорость ее выполнения. Объясните холерику смысл поговорки: «Поспешишь – людей насмешишь»;
  5. Учите холерика оценивать свои силы и обдумывать решения. Самый лучший способ воспитания – учиться на ошибках. Спокойно и тактично обсуждайте с ребенком ситуации, где плохо обдуманные решения и неумения рассчитывать силы сыграли с ним «злую шутку»;
  6. Уделите внимание воспитанию тактичности и вежливости. Холерика часто обвиняют в том, что он бесцеремонен и высказывает в лицо все, что думает. Учите малыша благодарить, просить (а не требовать), извиняться. Это не всегда будет у него получаться, поэтому запаситесь терпением;
  7. Учите холерика общаться. Именно в этой сфере у него возникает большое количество проблем. Связаны они с тем, что малыш склонен к конфликтам, стремится быть лидером в любой ситуации. Разбирайте с холериком конфликтные ситуации, обсуждайте фильмы и книги, где герои сталкивались с подобными проблемами;
  8. Придумайте несколько способов, которые помогут снять излишнее напряжение холерика, избавиться от негативных эмоций. Можно поколотить спортивную грушу, побросать подушку, поиграть в дартс;
  9. Не дразните ребенка-холерика. Он болезненно воспринимает критику и может разозлиться еще сильнее. Юмор в общении с ним приветствуется, но только в мягкой форме;
  10. Не пытайтесь «переделать» холерика, «сломать» его волю. Максимально подстраивайтесь под его темперамент. Учить с ним цифры и буквы придется на «бегу». Например, нарисуйте их на листе бумаги, разложите на полу и прыгайте по ним.

Воспитание ребенка-холерика – это чудесный и кропотливый труд. Но для любящего родителя нет непосильных задач. Используйте рекомендации для детей-холериков и вы увидите, как изменится ваш ребенок.

Читайте также .

Вы обращали внимание на тот факт, что в классе у одного и того же преподавателя выделяются более сильные и перспективные ученики, а есть дети, которые показывают посредственные результаты? При этом учитель занимается со всеми одинаково.
Это говорит о том, что образовательный процесс – творческий союз двух сторон – педагога и ученика, и многое зависит от музыкальных и физических возможностей учащихся. Обучение проходит с разной интенсивностью, певческие навыки формируются и закрепляются у одних детей прочно и быстро, а другим необходимо длительное время. Как говорится, «у каждого свой потолок».

Вокалистка Разновидности темпераментов

Темперамент – тип высшей нервной системы, проявляющийся в эмоциональной возбудимости и темпе прохождения психических процессов. На темперамент влияют прирожденные и наследственные свойства нервной системы. Это общая характеристика отдельного человека.

Темперамент:

Холерический
Сангвинический
Флегматический
Меланхолический

.
.
Холерик

Холерикам присущи энергичность, страстность, стремительность, активность, инициативность, большая эмоциональная возбудимость в работе. В учебном процессе следует брать во внимание то, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

А потому ученику-холерику будет полезен репертуар лирического, повествовательного склада.

Вокально-техническими упражнениями с учеником-холериком следует заниматься в строгой системности, упражнения должны иметь четкую ритмичность для выработки сдержанности и уравновешенности. Рекомендуется интонировать минорные гаммы и минорные трезвучия, упражнения в нисходящем движении, интервалы в тесном расположении, упражнения в медленном и спокойном темпе.

Холерики должны уделять много внимания выступлениям. Цель – выработка более спокойного отношения к сцене, так как у холериков чаще всего бывают исполнительские срывы из-за того, что эмоции у них захлестывают и преобладают над разумом, а исполнение становится наигранным и неестественным.

Сангвиник

Сангвиникам свойственны подвижность и радостное ощущение жизни. Решения они принимают поспешно, не задумываясь и не вникая в них глубоко. Сангвиник не злопамятен, не занимается самобичеванием, быстро забывает и радости, и обиды. Отличается рассеянностью и не собранностью.

Хорошие результаты показывает в обучении, но только если ему интересен изучаемый предмет. Поэтому сангвиникам-вокалистам следует чаще обновлять репертуар, и выбирать произведения, которые вызовут у него заинтересованность.

С учеником-сангвиником вокально-техническими упражнениями следует заниматься в строгой последовательности для выработки уравновешенности и собранности. Темп упражнений должен быть спокойным, не очень быстрым, и не очень медленным.

Нервные процессы у сангвиника протекают подвижно, и петь в медленном темпе им трудно. Сангвиник при пении должен успевать контролировать процесс – все пропевать, проговаривать. Преподавателю сангвиника следует быть под стать ученику – активным, а занятия проводить на эмоциональном подъеме, чтобы быть на одной волне с учащимся. Так как спокойный и размеренный темп урока приводит к безразличию и невосприимчивости ученика-сангвиника.

.
Флегматик

Флегматик – размеренный и медлительный человек. Он спокойный, уравновешенный, невозмутимый, мимика малоподвижная, а речь — неторопливая. Флегматики отличаются высокой работоспособностью и глубокой внутренней эмоциональностью.

Вокалисты-флегматики любят исполнять произведения в спокойном темпе. Но на поводу таких учащихся идти не следует, и нужно разнообразить репертуар, пополнять техничными произведениями.

Вокальные упражнения также должны развивать технику исполнения.

Выступления вокалистов-флегматиков часто бывают более яркие и эмоциональные, чем на занятиях в классе. И на сцене они уверенные, и доносят до слушателя без потерь все, что сделали в классе.

Преподаватель ученика-флегматика может быть спокоен, и уверен – его учащийся выступит достойно, без всяких непредвиденных сюрпризов.

Меланхолик

У меланхолика слабые процессы возбуждения и торможения. Меланхолик замкнутый, необщительный, глубоко переживает трудности и неудачи. Он нерешителен и пассивен.

Обучение с таким учеником необходимо строить на постоянной поддержке и одобрении. А урок должен быть четко организованным.

Репертуар нужно подбирать разнообразный и яркий, чтобы вызывать ответные эмоции ученика-меланхолика. Занимаясь с учащимися этого темперамента, следует развивать вокальную технику, чтобы хоть как-то компенсировать отсутствие эмоционального исполнения.

Мы познакомились с разновидностями темпераментов. Но нужно помнить, что темпераменты в чистом виде встречаются крайне редко. Поведение человека во многом зависит еще и от внешних факторов, среды обитания, воспитания, обучения.

Эти знания помогут вокалисту понять себя, оценить свои вокальные возможности, а преподавателю вокала помогут в обучении учащихся с разными темпераментами.

Влияние темперамента музыканта на качество исполнения —

Как правильно подбирать репертуар ученикам с разными типами темперамента? —

Ребенок холерического темперамента вспыльчив, смел до дерзости, упрям и самолюбив.

Вся фигура, осанка, походка, лицо, речь немногословная, но выразительная, показывает преувеличенное сознание не только личного достоинства, но и превосходство над другими, сознание не хвастливое, а как бы невольное. Очень желает быть постарше. Желание быть постарше иногда доходит до смешного.

Внешние проявления этого желания:

  1. поднимает плечи,
  2. хочет говорить басом,
  3. избегает общества сверстников, сторонится детских игр и занятий,
  4. старается держаться поближе к взрослым и принимать участие в их разговорах,
  5. хорошо знакомыми людьми пытается руководить и даже командовать.

Если же входит в детское общество, то

  1. резко вносит в него свое "я" и некоторую серьезность,
  2. захватывает роль устроителя и распорядителя,
  3. устанавливает собственные порядки, урегулирует ссоры, споры,
  4. требует подчинения себе.

А в случае протестов или когда приходится играть подчиненную роль, он уходит, иногда расстраивая общее занятие, общую игру. Смелость и решительность ребёнка холерического темперамента нередко доводит до рискованных выходок, до полного пренебрежения всякими опасностями, лишениями и наказаниями, часто вызывая у других детей невольное уважение и даже удивление.

Трудная жизнь, как видите. Как жить холерику в гармонии с собой .

Холерик в школе

1. В школе такой ученик бывает затейщиком и руководителем борьбы класса с нелюбимым педагогом. И нелегко учителю справиться с этим неприятелем и соперником, потому что класс легко попадает под влияние и с большим трудом от него освобождается.

Это влияние служит неистощимым источником духа вражды и противодействия. А сам ученик способен бороться упорно и продолжительно. Чтобы победить и смирить класс, надо победить этого смелого, гордого и находчивого руководителя, сильного порой не физической, а нравственной силой.

Тут властью и наказаниями ничего не сделать, а можно довести школьника до крайнего озлобления и до гибели. Но ведь не в этом должна заключаться победа педагога.

2. Мысль холерика глубока, остра, напряженна. Он учится не оттого, что к этому принуждают, не из угождения кому-нибудь, не из посторонних расчетов. Есть к этому внутренняя потребность: школьник хочет все знать - и знать не как-нибудь, а как можно полнее. Он не довольствуется учебником и объяснениями учителя, школьнику холерического темперамента свойственно критическое отношение и к учителю, и к книге, и к школьным порядкам. Оттого легко впадает в преувеличенное самомнение, искреннее и убежденное, но чуждое хвастливости.

3. Чувства человека холерического темперамента как эгоистические, так и альтруистические, глубоки и сильны. Мысль, чувство и желание сразу же переходят в дело. Делу холерик отдается не в половину, а полностью. Упорно добивается цели, не жалеет труда, не отступит ни перед препятствиями, ни опасностями.

Как действовать на ученика?

Так как сущность холерика обнаруживается стремлением подчинить все окружающее собственному авторитету, то и педагогу отношение к нему лучше всего обосновать на том же.

Это факт, что человек холерического темперамента, стремясь и умея подчинить себе других, склонен и сам без оглядки подчиняться авторитету другого, более сильного человека, общества, государства, идеи, убеждения, что он соединяет этот авторитет с собственной личностью, старается и других подчинить ему, как собственному авторитету. Большая часть фанатиков, положивших жизнь за идею, за науку, за отечество, за религию, были холерики.

Следовательно, вся задача педагога тут заключается в том, чтобы авторитет свой и школы поставить выше авторитета ученика.

Неуместны

Здесь неуместны уступки, ласка, снисхождение, легко кажущиеся признаками слабости.

Нужна твердость, последовательность и безукоризненная справедливость, чтобы школьник уважал учителя.

Конечно, для этого нужна не столько сила внешней власти, сколько нравственная сила и убежденность. Ими только и можно воздействовать на этого ученика. Им он подчиняется охотнее, нежели грубому насилию, всегда пробуждающему в ответ противоречия и враждебность.

Ребёнку холерического темперамента педагогу не только можно, но и просто необходимо объяснять свои требования доводами, доказательствами, потому что доводы не пропадут даром. Если учителю удастся таким путем подчинить "я" ученика холерического темперамента авторитету своего "я", он приобретает такого преданного друга, который много поможет: будет благотворно влиять на весь класс, и на него всегда можно будет положиться.

Поощрение

Если холерика хвалят и одобряют, то это:

  1. с одной стороны, положительно действует на школьника, усиливая стремление к самосовершенствованию,
  2. с другой - еще более развивают в нем свойственное самомнение.

Потому учитель благоразумно поступит, если, оставаясь безукоризненно справедливым, будет сдержан в своих одобрениях и похвалах и ни в коем случае не позволит себе явно выделять этого ученика из ряда товарищей какими-либо преимуществами или исключительными льготами .

1. Пусть этот способный и самолюбивый школьник привыкнет довольствоваться собственным сознанием, что выполнил дело хорошо, как лучшей наградой.
2. Пусть он полюбит дело и труд ради самого труда. Принцип для холерика: если у тебя нет работы - придумай её.
3. Пусть получат преобладающее значение не эгоистические эмоции, как гордость, тщеславие, честолюбие, а более возвышенные, как чувство долга.

Особое внимание надо обращать на отношение холерика к товарищам и направлять на оказание им помощи, давая выход его самолюбию, которое удовлетворялось бы благородным сознанием своей полезности другим.

Таков холерик в школе.

Сильные и слабые стороны холерического темперамента в видео ролике. Эти характерологические черты обязательно надо иметь в виду, чтобы правильно воспитать.

На способность ребенка к обучению и его успеваемость влияет множество факторов, как внешних, так и внутренних. Кажется само собой разумеющимся, что психологические особенности ребенка должны в значительной степени влиять на его учебную деятельность, но они редко принимаются во внимание школьными учителями.

Современная система образования предполагает взаимодействие учителя с неким среднестатистическим учеником, а индивидуальный подход в обучении, хоть и понимается как наиболее эффективный, по-прежнему не практикуется. Множество проблем в обучении связаны с несовершенством и несовременностью образования.

Например, всем детям в классе дают одно и то же домашнее задание. И двоечник, и отличник на контрольной работе решают одну и ту же задачку за одинаковый отрезок времени. Один ученик прекрасно знает тему, но просто не успевает ответить на все вопросы контрольной и получает плохую оценку, а другой, ничего не зная, подсматривает ответы в шпаргалке и получает высокую оценку. Если один ученик на уроке скучает от того, что все и без того знает, а второму очень тяжело понять даже название темы урока, это совсем не означает что первый умный, а второй глупый. В конце концов, ребенку может просто не нравится учитель и наоборот.

О недостатках и упущениях системы образования можно говорить долго. Задача родителей – помочь ребенку адаптироваться к этой несовершенной системе.

Хорошие оценки не должны быть самоцелью, гораздо важнее для школьников усвоить необходимые для жизни знания, научиться учиться, определиться, какая область человеческих знаний наиболее интересна, чтобы позже выбрать профессию. Это можно сделать, только зная и понимая особенности личности.

Индивидуальный стиль учебы, подобранный под тип темперамента и другие личностные особенности ученика, помогает ему учиться. Родители, делающие уроки с ребенком дома, выступают в роли учителя, поэтому должны знать его типологические особенности и отталкиваться от этого знания при выборе методов и времени обучения.

Типы темперамента

Одной из составляющих личности школьника, определяющей успеваемость, является темперамент – врожденная совокупность психофизиологических особенностей, связанных с возбудимостью центральной нервной системы. Темперамент – это скорость и сила процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Он определяет не только эмоциональность и чувствительность, но и стиль деятельности, способ реагирования и поведения.

Темперамент, в отличие от характера, является врожденной характеристикой и лишь в незначительной степени поддается изменениям в течение жизни. Характер воспитывается в детстве и может меняться в процессе самовоспитания во взрослом возрасте. Он, как правило, компенсирует негативные стороны темперамента.

Например, медлительность, свойственная флегматикам, часто компенсируется такой чертой характера как усидчивость, что помогает таким детям остаться в классе и делать задание, даже если другие, более шустрые ученики уже резвятся на переменке.

Темперамент обнаруживается очень скоро после рождения малыша, в течение первого года его жизни. И хотя чистых типов темперамента не бывает (чаще всего наблюдаются смешанные типы), все же какой-то один из них преобладает.

Выделяется четыре типа темперамента :

  1. Холерик. Сильный, но неуравновешенный тип темперамента. Холерики активные, деятельные, инициативные, упорные, эмоциональные, вспыльчивые, агрессивные.
  2. Флегматик. Сильный, уравновешенный, но инертный тип темперамента. Флегматики спокойные, рассудительные, миролюбивые, целеустремленные, постоянные, принципиальные, медлительные, внешне «холодные» и бесчувственные.
  3. Меланхолик. Слабый тип темперамента. Меланхолики чувствительные и тонко чувствующие, добрые, ответственные, дружелюбные, ранимые, замкнутые, тревожные.
  4. Сангвиник. Сильный, неуравновешенный, подвижный тип темперамента. Сангвиники общительные, активные, креативные, веселые, оптимистичные, легкомысленные, непостоянные.

Как учатся дети с разными типами темперамента

Темперамент проявляется в любой деятельности человека и, конечно же, в ведущем виде деятельности каждого возрастного этапа развития.

Ведущая деятельность – это деятельность, выполнение которое обуславливает формирование основных возрастных психологических новообразований и способствует дальнейшему развитию личности. Для младших школьников таким видом деятельности является учебная деятельность , то есть учеба.

Правильная организация учебы вырабатывает у школьника навыки труда. Учебный процесс должен восприниматься положительно , чтобы обучение имело смысл. Как недостаточная, так и чрезмерная нагрузка негативно воздействуют на физическое и психическое здоровье школьника.

Если говорить в общем, то в современной системе образования более успешными оказываются те ученики, чей темперамент преимущественно флегматический или меланхолический. У сангвиников и холериков оценки, как правило, ниже, чем у меланхоликов и флегматиков.

Холерик работоспособный и выносливый ученик, но часто растрачивает все силы в начале деятельности, отчего быстро устает. Образно говоря, холерики быстро «загораются», увлекаются заданием, но так же быстро и «гаснут», переусердствовав в самом начале. Холерики любят интенсивно трудиться в ускоренном темпе. Если задание им интересно, способны на многое за короткий срок, в таком случае их продуктивность чрезвычайно высока. Они настоящие «стахановцы»: не бояться объема, ограниченности времени и сложности заданий.

Сангвиник обладает молниеносной реакцией и умеет приспосабливаться к непредвиденной смене обстоятельств. Продуктивен в учебе, только если она осуществляется в интересной форме (например, игровой), в противном случае ему становится скучно, он ленится и всеми силами старается избежать выполнения задания. Учеба дается им легко, новый материал они усваивают быстро, но не стремятся его изучить глубже. Сангвиники способны делать несколько дел сразу, скорость переключения внимания у них высока, но такой многозадачный труд часто носит поверхностный характер. Возможно множество ошибок по невнимательности.

Сангвиники и холерики бодры, веселы, общительны, активны в школе, почти не бывают усталыми, вялыми или расслабленными. Они не испытывают какого-либо напряжения при усвоении нового материала, легко запоминают большой объем информации, быстро отвечают на вопросы и выполняют задания. Такие дети воспринимаются так непослушные, неуправляемые, слишком свободолюбивые.

Холерики и сангвиники не любят проверять выполненную работу на ошибки. Также они не любят анализировать, классифицировать, планировать, делать выводы, а эти умения очень важны в учебе. Но самая существенная проблема для таких учеников – отсутствие самоконтроля, усидчивости и недостаток концентрации внимания. Эти качества нужно развивать.

Флегматики наиболее трудоспособные учащиеся, упорные, настойчивые, аккуратные и внимательные. Их медлительность с лихвой компенсируется прилежанием. Флегматик может долго «вклиниваться» в работу, но когда уже погружается в нее, то в серьез и надолго. Любят разбираться, анализировать, сопоставлять факты, изучать тему со всех сторон и точек зрения. Это прилежные ученики, уважающие учителей.

Меланхолики очень старательны и скрупулезны, любят добираться до сути, они усердны так же, как и флегматики, но намного быстрее утомляются, им чаще приходится делать перерывы на отдых. Порой им не хватает упорства, уверенности в себе и силы воли (особенно если задание не нравится). Любят работать не по принуждению, а по вдохновению.

Флегматики и меланхолики ведут себя на занятиях спокойно и сдержанно, это послушные и любознательные дети. Их аккуратность и прилежание доходят до педантизма и перфекционизма. Дома флегматики и меланхолики занимаются учебой большую часть времени. Родители рады, видя своего ребенка таким прилежным и послушным, но для гармоничного развития ему нужна не только учеба. Игры, общение со сверстниками, хобби не должны исключаться из жизни ребенка.

Сангвиникам и холерикам часто не хватает терпения и старательности. Проверка знаний в школе обычно осуществляется в письменном виде, а такие задания легче выполнять меланхоликам и флегматикам. Им труднее, нежели холерикам и сангвиникам усваивать новый учебный материал, но усидчивость и трудолюбие приводят к тому, что они становятся отличниками.

Важно помнить, что каждый тип темперамента в учебной деятельности может проявляться как с положительной, так и с отрицательной стороны в зависимости от выбранной методики, задания, стиля преподавания и личности учителя.

Успешность в жизни никак не связана с хорошей успеваемостью в школе, скорее, наоборот, наблюдается обратная картина: ученики, плохо учившиеся в школе или вовсе ее прогуливавшие, более успешны во взрослой жизни, нежели отличники. Школа – необходимый этап в жизни каждого человека, проходя который важно не потерять способность мыслить нестандартно и верить в себя.

  1. Е. Белонощенко “Рожденные с характером”
  2. Д. Кейрси “Пожалуйста, пойми меня – II. Темперамент. Характер. Интеллект”
  3. И. Бриггс-Майерс, П. Майерс “MBTI. Определение типов. У каждого свой дар”
  4. Т.П. Брайсон, Д. Сигел “Дисциплина без драм. Как помочь ребенку воспитать характер”
  5. Дж. Готтман, Дж. Деклер