Контрольная работа по химии на тему "Неметаллы" (9 класс). Изучаем процесс горения

1 вариант

Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А, В и С. На его выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Часть А

А1. В каком ряду представлены простые вещества-неметаллы:

1) хлор, никель, серебро 3) железо, фосфор, ртуть

2) алмаз, сера, кальций 4) кислород, озон, азот

А2. Химическому элементу 3-го периода V группы периодической системы Д.И.Менделеева соответствует схема распределения электронов по слоям:

1) 2,8,5 2) 2,3 3) 2,8,3 4) 2,5

А3. У элементов подгруппы углерода с увеличением атомного номера уменьшается:

1) атомный радиус 3) число валентных электронов в атомах

2) заряд ядра атома 4) электроотрицательность

А4. Наиболее прочная химическая связь в молекуле

1) F2 2) Cl2 3) O2 4) N2

А5. Взаимодействие аммиака с хлороводородом относится к реакциям:

1) разложения 2) соединения 3) замещения 4) обмена

А6. Сокращенное ионное уравнение реакции Ag+ + Cl- ◊ AgCl

соответствует взаимодействию между растворами:

1) карбоната серебра и соляной кислоты

2) нитрата серебра и серной кислоты

3) нитрата серебра и соляной кислоты

4) сульфата серебра и азотной кислоты

А7. Горящая свеча гаснет в закрытой пробкой банке, потому что:

1) не хватает кислорода 3) повышается содержание азота

2) повышается температура 4) образуется водяной пар, гасящий пламя

А8. С помощью раствора серной кислоты можно осуществить превращения:

1) медь ◊ сульфат меди (II) 3) карбонат натрия оксид углерода (IV)

2) углерод ◊ оксид углерода (IV) 4) хлорид серебра ◊ хлороводород

Часть В.

В1. Неметаллические свойства в ряду элементов Si -- P -- S -- Cl слева направо:

1) не изменяются 3) ослабевают

2) усиливаются 4) изменяются периодически

В2. Смещение равновесия системы N2 + 3H2 2 NH3 + Q в сторону продукта реакции произойдет в случае:

А) увеличения концентрации аммиака

Б) использования катализатора

В) уменьшения давления

Г) уменьшения концентрации аммиака

В3. Какой объем (н.у.) хлороводорода можно получить из 2 моль хлора?

Часть С.

С1. Найти массу серной кислоты, необходимой для нейтрализации 200 г 20%-ного раствора гидроксида натрия.

С2.

Контрольная работа по неорганической химии, тема «Неметаллы», 9 класс

2 вариант

Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А, В и С. На его выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему.Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Часть А.

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один правильный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ.

А1. О кислороде как о простом веществе говорится в предложении:

1) растения, животные и человек дышат кислородом

2) кислород входит в состав воды

3) оксиды состоят из двух элементов, один из которых - кислород

4) кислород входит в состав химических соединений, из которых построена живая

Клетка

А2. В атоме фосфора общее число электронов и число электронных слоев соответственно

Равны: 1) 31 и 4 2) 15 и5 3) 15 и 3 4) 31 и 5

А3. Сумма протонов и нейтронов в атоме углерода равны:

1) 14 2) 12 3) 15 4) 13

А4. Ковалентная полярная химическая связь характерна для:

1) KCl 2) HBr 3) P4 4) CaCl2

А5. Реакция, уравнение которой 3N2 + H2 2NH3 + Q , относят к реакциям:

1) обратимым, экзотермическим 3) обратимым, эндотермическим

2) необратимым, экзотермическим 4) необратимым, эндотермическим

А6. Для того, чтобы доказать, что в пробирке находится раствор угольной кислоты,

Необходимо использовать: 1) соляную кислоту 3) тлеющую лучинку

2) раствор аммиака 4) раствор гидроксида натрия

А7. Признаком реакции между соляной кислотой и цинком является:

1) появление запаха 3) выделение газа

2) образование осадка 4) изменение цвета раствора

А8. Сокращенному ионному уравнению Ba2+ + SO42- ◊ BaSO4 соответствует

Взаимодействие между: 1) фосфатом бария и раствором серной кислоты

2) растворами сульфата натрия и нитрата бария

3) растворами гидроксида бария и серной кислоты

4) карбонатом бария и раствором серной кислоты

Часть В.

В1. С уменьшением порядкового номера в А(главных)подгруппах периодической системы Д.И.Менделеева неметаллические свойства химических элементов:

1) не изменяются 3) изменяются периодически

2) усиливаются 4) ослабевают

Ответом к заданию В2 является последовательность букв. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

В2. Какие из перечисленных условий не повлияют на смещение равновесия в системе

H2 + Cl2 2HCl – Q: А) понижение температуры

Б) повышение температуры

В) введение катализатора

Г) понижение концентрации HCl

Д) понижение давления

В3. Какой объем газа (н.у.) выделится при полном сгорании 600 г угля?

Часть С.

С1. При обработке 300 г древесной золы избытком соляной кислоты, получили 44,8л(н.у.) углекислого газа. Какова массовая доля (%) карбоната калия в исходном образце золы?

Инструкция по выполнению работы

На выполнение контрольной работы по химии по теме « Неметаллы» отводится 40 минут. Работа состоит из трех частей (А, В и С) и включает 12 заданий.

Часть А содержит 8 заданий (А1 –А8). К каждому заданию даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть В содержит 3 задания (В1 – В3). К одному из них (В1) даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. На задание В2 нужно записать ответ в виде последовательности букв, а на задание В3 – в виде числа.

Часть С содержит одно наиболее сложное задание, на которое следует дать полный (развернутый) ответ.

Ориентировочное время на выполнение заданий части А составляет 15минут, части В – 15 минут, части С -10 минут.

Выполнение различных по сложности заданий оценивается 1, 2 или 3 баллами. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются.

Верное выполнение каждого задания части А1 –А8 и задания В1, т.е. заданий с выбором ответа, оценивается одним баллом.

Максимальная оценка за верное выполнение заданий (В2) с кратким ответом – два балла. Задание с кратким ответом на соответствие или на множественный выбор считается выполненным верно, если из пяти предлагаемых ответов учащийся выбирает два правильных. В других случаях: выбран один правильный; выбрано более двух ответов, среди которых один правильный; среди двух выбранных ответов один неправильный, выполнение задания оценивается одним баллом. Если среди выбранных ответов нет ни одного правильного, задание считается невыполненным. Учащийся получает 0 баллов. Задание (В3) с кратким ответом в форме расчетной задачи считается выполненным верно, если в ответе учащегося указана правильная последовательность цифр (число).

Задание с развернутым ответом предусматривает проверку усвоения трех элементов содержания. Наличие в ответе каждого из этих элементов оценивается одним баллом (3-0 баллов).

Оценка работы по пятибалльной шкале определяется на основе суммарного числа баллов, полученных за выполнение заданий:

«5» - 13-15 баллов

«4» - 10-12 баллов

«3» - 7 - 9 баллов

«2» - 1 – 6 баллов

Ответы и решения

№ А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 В1 В2 В3 С1

1 4 1 4 4 2 3 1 3 2 ВГ 89,6л 49г

2 1 3 2 2 1 1 3 2 2 ВД 1120л 92%

1 вариант (С1)

1) Составлено уравнение реакции H2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2H2O

2) Рассчитана масса гидроксида натрия

M(NaOH)=200*20/100=40(г)

3) Найдена масса серной кислоты m(H2SO4)=98*40/80=49(г)

2 вариант (С1)

1) Составлено уравнение реакции K2CO3 + 2HCl= 2KCl + CO2 + H2O

2) Рассчитана масса карбоната калия

M(K2CO3)=138*44,8/22,4=276(г)

3) Определена массовая доля карбоната калия в образце золы

w(K2CO3)=276*100/300=92(%)


Форма проведения урока: исследование с элементами межпредметной интеграции.

Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека.
К.Роджерс

Цель урока: посмотреть на пламя свечи и на саму свечу глазами исследователя.

Задачи урока:

Начать формирование важнейшего метода познания химических явлений – наблюдения и умения описывать его;

Показать в ходе практической работы существенные отличия физических и химических реакций;

Актуализировать опорные знания о процессе горения с учетом материала, усвоенного на уроках других учебных дисциплин;

Проиллюстрировать зависимость реакции горения свечи от условий проведения реакции;

Начать формирование простейших приемов проведения качественных реакций по обнаружению продуктов горения свечи;

Развивать познавательную активность, наблюдательность, расширять кругозор в области естественнонаучного и художественно- эстетического познания действительности.

Этапы урока:

I Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Свеча? - традиционное приспособление для освещения, представляющее собой чаще всего цилиндр из твердого горючего материала (воск, стеарин, парафин) служащий своего рода резервуаром твёрдого топлива, подводимого в расплавленном виде к пламени фитилём. Предки свечи - светильники; чаши, наполненные растительным маслом или легкоплавким жиром, с фитилем или просто щепочкой для подъёма горючего в зону горения. Некоторые народы использовали в качестве примитивных светильников фитили, вставленные в необработанный жир (даже тушку) животных, птиц или рыб. Первые восковые свечи появились в Средневековье. Свечи долгое время были очень дороги. Чтобы осветить большое помещение, требовались сотни свечей, они чадили, черня потолки и стены. Свечи прошли огромный путь с момента их создания. Люди изменили их предназначение и сегодня у человека есть другие источники света в домах. Но, тем не менее, сегодня свечи символизируют праздник, помогают создать романтическую обстановку в доме, успокаивают человека, и являются неотъемлемой частью декора наших жилищ, принося с собой в дом комфорт и уют. Свечку можно изготовить из свиного или говяжьего жира, масел, пчелиного воска, китового жира, парафина, который получают из нефти. Сегодня легче всего встретить свечи, изготовленные из парафина. С ними мы сегодня и будем проводить опыты.

II Актуализация знаний учащихся.

Инструктаж. Правила по технике безопасности

Беседа:

Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс здесь имеет место? Что происходит, когда горит свеча? Ведь парафин просто плавится. Но откуда тогда тепло и свет?

Что происходит, когда горит электрическая лампочка?

Ответы учеников.

Учитель:

Когда парафин просто плавится, нет ни тепла, ни света. Большая часть парафина сгорает, превращаясь в углекислый газ и водяной пар. Из-за этого и появляется тепло и свет. А от тепла часть парафина плавится, ведь он боится горячего. Когда свеча сгорит, парафина останется меньше, чем было вначале. Но когда горит электрическая лампочка, тоже выделяется тепло и свет, а лампочка не становится меньше? Горение лампочки – это не химическое, а физическое явление. Она горит не сама по себе, а превращает в свет и тепло энергию электричества. Как только электричество отключаешь, лампочка гаснет. А свечу стоит лишь зажечь, дальше она горит сама.

А теперь наша задача посмотреть на пламя свечи и на саму свечу глазами исследователя.

III Изучение нового материала.

Опыт “Строение свечи”

ЧТО ДЕЛАЛИ? ЧТО НАБЛЮДАЛИ? ВЫВОДЫ
1. Рассмотрели парафиновую и восковую свечу.

2. Отделили фитиль.

Свеча состоит из стержня и фитиля из туго скрученных ниток в центре столбика. Основу свечи составляет воск или парафин. Фитиль - это своеобразный капилляр, по которому расплав свечной массы попадает в зону горения.

Фитили сплетают из хлопчатобумажных нитей. Восковые свечи должны иметь рыхло сплетенный фитиль из толстых волокон, для всех остальных свечей фитили делают из туго сплетенных нитей. Это связано с вязкостью свечной массы в расплавленном состоянии: для вязкого воска нужны широкие капилляры, а легкоподвижные парафин, стеарин и жиры требуют более тонких капилляров, иначе из-за избытка горючего материала свеча станет сильно коптить.

Опыт “Изучение физических и химических процессов, происходящих при горении свечи”

ЧТО ДЕЛАЛИ? ЧТО НАБЛЮДАЛИ? ВЫВОДЫ
1.Зажгли свечу. 1.Горение свечи. Если поднести ладони к пламени чувствуется тепло. 1.Свеча - источник тепла, т.к. процесс сгорания газообразного парафина является экзотермическим.
2.Изучили последовательность процесса горения свечи. Наблюдали фазовые превращения, которые происходят со свечой. 2. Парафин начинает таять около фитиля и из твердого состояния переходит в жидкое состояние, образуя круглую лужицу. 2. При горении свечи наблюдаются фазовые превращения парафина (физические явления), осмотическое явление, химические превращения.
3. Вели наблюдение за хлопчатобумажным фитилем, выяснили его роль при горении свечи. 3. Свеча не горит вдоль всего фитиля. Жидкий парафин смачивает фитиль, обеспечивая его горение. Сам парафин не горит. Хлопчатобумажный фитиль перестает гореть на том уровне, где появляется жидкий парафин. 3. Роль жидкого парафина – не дать фитилю сгореть быстро, способствовать его долгому горению. Жидкий парафин возле огня испаряется, освобождая углерод, пар которого поддерживает горение. При достаточном количестве воздуха возле пламени оно горит ясно. Растопленный парафин гасит пламя, поэтому свеча не горит вдоль всего фитиля.

Опыт “Изучение строения пламени свечи. Обнаружение продуктов горения в пламени. Наблюдение за неоднородностью пламени”

ЧТО ДЕЛАЛИ? ЧТО НАБЛЮДАЛИ? ВЫВОДЫ
1.Зажгли свечу, поставленную в подсвечник. Дали ей хорошо разгореться. Пламя свечи имеет продолговатую форму. В разных частях пламени наблюдается разный цвет.

В спокойном пламени свечи выделяются 3 зоны. Пламя имеет несколько вытянутый вид; вверху оно ярче, чем внизу, где среднюю его часть занимает фитиль, и некоторые части пламени вследствие неполного сгорания не так ярки, как вверху.

Явление конвенции, теплового расширения, закона Архимеда для газов, а также закон всемирного тяготения с силами тяжести заставляют приобрести характерную конусовидную форму пламени.

Восходящий ток воздуха придает пламени продолговатую форму: т.к. пламя, которое мы видим, вытягивается под воздействием этого тока воздуха на значительную высоту.

2. Взяли тоненькую длинную щепку, которую держим горизонтально и медленно проводим ее сквозь самую широкую часть пламени, не позволяя ей загореться и сильно задымиться. На щепке остается след, оставленный пламенем. Над его внешними краями копоти больше, над серединой больше. Часть пламени, которая непосредственно прилегает к фитилю, состоит из тяжелого пара парафина – кажется, что она сине – фиолетового цвета. Это самая холодная часть пламени.

Вторую, самую светлую часть, создают раскаленные пары парафина и частички угля. Это самая горячая зона.

Третий, внешний слой содержит больше всего кислорода и светится слабо. Температура его достаточно высока, но несколько ниже температуры светлой части. Он как бы охлаждается окружающим воздухом.

3. Взяли кусок белого плотного картона, держим его горизонтально в руке, быстро опускаем его сверху на пламя горящей свечи. На верхней стороне картона появляется опалина от пламени. На картоне образовалась кольцевидная опалина, т.к. центральная часть пламени является недостаточно горячей, чтобы обуглить картон. Пламя имеет разные температурные участки.
4. В пламя свечи внесли стеклянную палочку. Пламя свечи имеет желтовато оранжевый цвет и светится.

На поверхности стеклянной палочки образуется копоть.

Светящийся характер пламени обусловлен степенью расходования кислорода и полнотой сгорания парафина, конденсацией углерода и свечением его раскалившихся частиц.

Копоть свидетельствует о неполном сгорании парафина и о выделении свободного углерода.

5. Сухую пробирку закрепили в держателе, перевернули вверх дном и держали над пламенем спиртовки. Стенки пробирки запотели. На стенках пробирки образуются капельки воды. Вода – продукт сгорания свечи.

Опыт “Изучение зависимости высоты пламени свечи от длины фитиля”

ЧТО ДЕЛАЛИ? ЧТО НАБЛЮДАЛИ? ВЫВОДЫ
1.Зажгли свечу. Фитиль свечи загорается, пламя свечи – высокое. Жидкий парафин смачивает фитиль, обеспечивая его горение. Сам парафин не горит. Роль жидкого парафина – не дать фитилю сгореть быстро, способствовать его долгому горению. Жидкий парафин возле огня испаряется, освобождая углерод, пар которого поддерживает горение. При достаточном количестве воздуха возле пламени оно горит ясно.
2. Подрезали часть подгоревшего фитиля Размеры пламени изменились, оно уменьшилось в размерах. Пламя опускается вниз по фитилю до расплавленного парафина и меркнет. В верхней части оно горит дольше. Часть парафина, более близкая к фитилю, от тепла плавится. Капли жидкого парафина притягиваются друг к другу слабее, чем к фитилю, и легко втягиваются в мельчайшие щели между нитками. Такое свойство вещества называется капиллярностью.

Опыт “Доказательство горения свечи в кислороде воздуха”

ЧТО ДЕЛАЛИ? ЧТО НАБЛЮДАЛИ? ВЫВОДЫ
1. Посреди тарелки поставили горящую свечку (тоненькую, небольшую, прикрепленную при помощи пластилина)

В тарелку долили подкрашенную воду (чтобы скрыло дно), свечу накрыли граненым стаканом.

Вода начинает забираться под стакан

Свечка постепенно гаснет.

Свеча горит, пока в стакане есть кислород. По мере расходования кислорода, свеча гаснет. За счет вакуума, который там образовался, вода поднимается вверх.

Горение – это сложный физико-химический процесс взаимодействия компонентов горючего вещества с кислородом, протекающий с достаточно большой скоростью, с выделением тепла и света.

Опыт “Влияние воздуха на горение свечи. Наблюдение за пламенем горящей свечи”

ЧТО ДЕЛАЛИ? ЧТО НАБЛЮДАЛИ? ВЫВОДЫ
Поднесли зажженную свечу к приоткрытой двери. 1. Поставили свечку на пол. 2. Осторожно встали на табуретку возле приоткрытой двери, держим зажженную свечу в верхней части двери.

1.Пламя отклоняется в сторону комнаты.

2. Пламя отклоняется в сторону коридора.

Теплый воздух наверху вытекает из комнаты, тогда как внизу холодный поток направлен внутрь нее.
3.Опрокинули свечку так, чтобы горючее стекало на фитиль. Свечка погаснет Пламя не успело нагреть горючее настолько, чтобы оно могло гореть, как это происходит наверху, где горючее поступает в фитиль в небольшом количестве и подвергается полному воздействию пламени.

Опыт “Изучение дыма погасшей свечи”

Опыт “Качественная реакция по обнаружению продуктов горения свечи”

ЧТО ДЕЛАЛИ? ЧТО НАБЛЮДАЛИ? ВЫВОДЫ
1.В стакан налили известковую воду.

Огарок свечи насадили на проволоку, чтобы его удобнее было опускать в стакан.

Известковую воду можно приготовить следующим образом: надо взять немного негашеной извести, разболтать ее в воде и процедить сквозь промокательную бумагу. Если раствор получится мутный, необходимо процедить его еще раз, чтобы он был совсем прозрачный.
2. Зажгли огарок свечи и опустили его осторожно на дно пустого стакана.

Вытащили огарок, зажгли его и снова опустили в банку.

Огарок некоторое время горит, а затем гаснет.

Огарок сразу же гаснет

В стакане находится газ без цвета и запаха, который не поддерживает горения и мешает свече гореть. Это - углекислый газ - СО 2. .
3. Добавили в стакан известковой воды. Вода в стакане становится мутной. При горении свечи образуется углекислый газ. Углекислый газ делает известковую воду мутной.

IV Закрепление изученного материала.

Фронтальный опрос:

Перечислите последовательность процессов горения свечи.

Какие фазовые превращения наблюдаются при горении свечи?

Что является горючим материалом свечи?

Для чего нужен хлопчатобумажный фитиль?

Какое явление позволяет поднимать жидкий парафин на некоторую высоту?

Где самая горячая часть пламени?

Почему происходит уменьшение длины свечи?

Почему пламя свечи не гаснет, хотя при горении образуются вещества, не поддерживающие горения?

Почему свеча гаснет, когда мы на нее дуем?

Какие условия необходимы для более длительного и качественного горения свечи?

Как можно погасить свечу? На каких свойствах основаны эти способы?

Что является качественной реакцией на углекислый газ?

Учитель:

Рассмотрение строения и горения свечи убедительно иллюстрирует сложность окружающих нас самых тривиальных бытовых предметов, свидетельствует о том, насколько неразрывны такие науки как химия и физика Свеча – настолько интересный объект изучения, что считать тему исчерпанной никак нельзя.

В заключение нашего урока хочу вам пожелать, чтобы вы, как и свеча, излучали свет и тепло для окружающих, и чтобы вы были красивыми, яркими, нужными, как пламя свечи, о котором мы с вами сегодня говорили.

V Домашнее задание.

1. Задание для желающих осуществить дома исследовательскую работу:

Возьмите для опыта любую вещь, где есть застежка – молния. Несколько раз откройте и закройте застежку молнии. Запомните свои наблюдения. Натрите парафиновой свечкой застежку молнии, например, на спортивной кофте. (Не забудьте спросить разрешения у мамы, когда будете брать кофту для опыта). Изменилось ли движение застежки молнии?

Ответьте на вопрос: “Зачем иногда натирают застежки молнии свечкой?”

(Вещества, из которых делают столбик свечки (стеарин, парафин), являются хорошей смазкой, которая уменьшает трение между звеньями застежки.)

2. Задание для желающих осуществить дома исследовательскую работу.

Возьмите 3 свечи разные по составу, сделанные из парафина, воска, стеарина. Свечи можно купить в магазине, а можно сделать самим. (Попросите маму или папу наблюдать с вами за прохождением опыта). Дождитесь сумерек, установите свечки недалеко друг от друга и подожгите их. Заполните таблицу, по мере наблюдения за горящими свечами.

Использованная литература.

1. Фарадей М.., История свечи, М., Наука, 1980.

  • 1. Копчение будет наблюдаться при недостаточном содержании кислорода в атмосфере горения. Как сделать, не знаю, м. б. добавить водяных паров.
    2. В большой банке кислород выгорел не полностью, а остался какой–то процент его, поэтому левая свеча горела дольше, чем в идеале.
  • Михаил,
    1. По первому вопросу нужно точное решение. Общее направление мысли правильное – горение при недостатке кислорода, но у меня так не получилось. Пробовал просто прикрывать банку крышкой, пламя просто постепенно гаснет, и все. Никакого копчения нет .
    2. Не думаю, что в большой банке останется кислород. Пламя вызывает сильное перемешивание во всем объеме. Горячий углекислый газ поднимается вверх – остывает от банки – опускается вниз. Плюс у него плотность в 1.5 раза больше, чем у воздуха, поэтому тоже будет опускаться вниз.
  • По видемому часть углекислого газа ушла вниз из 3 литровки. Скорее всего опыт удастся, если банку гермитизировать отрезком пластиковой крышки и перевернуть перед тем, как закрыть картонкой.
    P. S.
    CO2 = 46
    Воздух = 29
    Итого разница в 1,5 раза
    Зажечь свечу можно например химической реакцией марганцовки с серной кислотой
    KMnO4 + H2SO4 (конц.)
    получившийся оксид при взаймодействии с парафином воспламенит его
  • По процедуре: думаю, ответы надо было скрывать, чтобы "вторые" не видели ответы "первых", чтобы не было споров – соревнование ведь

    По существу: в башке больше ничо нет, шерстить инет щас нет возможности...

  • Михаил, открытость комментариев – это нормально. Все равно засчитывается первый верный ответ.
    Инет щерстить не надо, тут больше логики и базовых знаний физики и химии. Ну и, естественно, представлять в голове все нюансы эксперимента.
  • По второму вопросу: – "Почему левая свеча горит так долго? " почему то до сих пор нет комментария про интенсивность горения, если посмотреть по видео заметно, что при горении с большим количеством углекислого
    газа пламя меньше.
    По первому вопросу, есть предположение, возможно свеча будет коптить, когда фитиль длинный, т. е. фитиль горит и сжигает вокруг кислород.
  • Сергей, согласен. Количественную оценку тут очень трудно сделать. Кто сказал, что пламя у обеих свеч горит одинаково интенсивно? На глазок, вроде бы одинаково, но, может быть, одна потребляет больше кислорода, чем вторая. И второе – сами процессы затухания пламени. В итоге, получается, что мы можем дать только качественную ("да, левая свеча горит меньше"), но никак не количественную оценку.
  • Андрей 4 августа 2010, 06:01
    По поводу горения. Свеча "съедает" не весь кислород, а очень мало. У меня была необходимость организовать безкислородную атмосферу, и я как раз думал сделать её свечой, но на форумах "пещерников" прочитал, что если в закрытой пещере погасла свеча – значит, кислорода лишь на пару процентов меньше. Ну и углекислого газа там процента два–три, что ли? Не помню.
    Ну, а кроме того, есть ещё такая вещь, как конвекция. Углекислый газ тяжелее воздуха и собирается снизу, а воздух сверху, таким образом, получается несколько богаче кислородом. Вот это и позволило свече прогореть подольше
    А как сделать, чтобы она коптила – навскидку и не скажу, поиграться надо.
  • Андрей , не понял как связана мысль про конвекцию и про то, что "Углекислый газ тяжелее воздуха и собирается снизу, а воздух сверху, таким образом, получается несколько богаче кислородом" . Если идет сильная конвекция от пламени, как я писал выше – тогда все внутри банки быстро перемешивается, и нет роли, где что собирается.

    Anatoly , также можно внести любой предмет в среднюю зону пламени, где происходит неполное сгорание. Тогда копоть осаждается на предмете. Именно так коптят стекла. А еще это можно пронаблюдать вот здесь:

    Тут отлично видно, как закоптился стержень и полиэтиленовый пакет.

    До сих пор жду последний правильный ответ, откуда в закрывающей банке мог взяться лишний кислород . Подсказка: думать в сторону теплового расширения газов.

  • (попал т. к. в банке стало понижаться давление)
  • По поводу первого вопроса–ответ думаю уже есть. Нужно сделать какие–нить манипуляции, чтобы происходило неполное окисление: это может быть к примеру поднесенный какой–нить предмет–пары горящего парафина будут резко охлаждаться, не успевая полностью сгореть(это пока предмет холодный). Если не ошибаюсь, то вроде может получиться с добавлением некоторых химических веществ на фитиль свечи.
    По поводу второго пункта:
    Вообще, горение свечи в таком случае можно рассматривать как инерционное звено n–го порядка. В самом простом случае, если скорость сгорания кислорода прямопропорциональна(хотя она может быть пропорциональна квадрату, кубу... концетрации). В таком случае, чем меньше кислорода в банке, тем медленнее он и сгорает. В общем случае VCO2(t)=K1*e^(–k2/t). Это нелинейное уравнение содержания углекислого газа объясняет, почему при "чистом" воздухе в 0,5 литра свеча будет гореть в два раза дольше, чем при 2,5 литрах–просто сначала горение будет очень интесивное и за первые 10 секунд используется почти 2 литра воздуха и останется как во втором случае только 0,5 литра, которые и будут догорать еще 30 секунд.
  • esfir 2 января 2014, 06:37
    Цитата:"Восковые свечи должны иметь рыхло сплетенный фитиль из толстых волокон, для всех остальных свечей фитили делают из туго сплетенных нитей. Это связано с вязкостью свечной массы в расплавленном состоянии: для вязкого воска нужны широкие капилляры, а легкоподвижные парафин, стеарин и жиры требуют более тонких капилляров, иначе из-за избытка горючего материала свеча станет сильно коптить."
    Вариант: подложить в расплавленный около фитиля парафин кусок рыхлой веревки.
  • Я замечал, что коптить начинает тогда, когда фитиль смочен немного, т.е. температура нагрева самого фитиля ниже средней при горении сухих фителей. Само же пламя, естественно, при этом имеет нормальную температуру, т.к. горит кислород, а фитиль только лишь поддерживает горение. Надо плюнуть на палец, провести по фитилю и поджечь -- будет коптить
  • Все это очень интересно. Но, "великие умы"сможете ли вы ответить на другой вопрос? Пока свеча горит, она не пахнет. И это нормально, ведь чистая вода и углекислый газ не имеют запаха. Но! Стоит погасить свечу, как вы получите сильный неприятный запах! При неполном сгорании образуется та же вода, чистый углерод С и CO вместо CO2, но С и CO тоже не имеет запаха. Тогда что так сильно воняет, когда мы тушим свечку?
  • 5 января 2017, 06:15
    Павел, как я понимаю, это пахнут продукты неполного сгорания парафина. То есть в момент гашения свечки должен быть довольно большой диапазон всяких молекулярных соединений.

1 вариант

Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А, В и С. На его выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Часть А

А1. В каком ряду представлены простые вещества-неметаллы:

1) хлор, никель, серебро 3) железо, фосфор, ртуть

2) алмаз, сера, кальций 4) кислород, озон, азот

А2. Химическому элементу 3-го периода V группы периодической системы Д.И.Менделеева соответствует схема распределения электронов по слоям:

1) 2,8,5 2) 2,3 3) 2,8,3 4) 2,5

А3. У элементов подгруппы углерода с увеличением атомного номера уменьшается:

1) атомный радиус 3) число валентных электронов в атомах

2) заряд ядра атома 4) электроотрицательность

А4. Наиболее прочная химическая связь в молекуле

1) F 2 2) Cl 2 3) O 2 4) N 2

А5. Взаимодействие аммиака с хлороводородом относится к реакциям:

1) разложения 2) соединения 3) замещения 4) обмена

А6. Сокращенное ионное уравнение реакции Ag + + Cl - AgCl

соответствует взаимодействию между растворами:

1) карбоната серебра и соляной кислоты

2) нитрата серебра и серной кислоты

3) нитрата серебра и соляной кислоты

4) сульфата серебра и азотной кислоты

А7. Горящая свеча гаснет в закрытой пробкой банке, потому что:

1) не хватает кислорода 3) повышается содержание азота

2) повышается температура 4) образуется водяной пар, гасящий пламя

А8. С помощью раствора серной кислоты можно осуществить превращения:

1) медь сульфат меди (II ) 3) карбонат натрия  оксид углерода (IV )

2) углерод оксид углерода (IV ) 4) хлорид серебра хлороводород

Часть В.

В1. Неметаллические свойства в ряду элементов Si P S Cl слева направо:

1) не изменяются 3) ослабевают

2) усиливаются 4) изменяются периодически

В2. Смещение равновесия системы N 2 + 3H 2 <=>2 NH 3 + Q в сторону продукта реакции произойдет в случае:

А) увеличения концентрации аммиака

Б) использования катализатора

В) уменьшения давления

Г) уменьшения концентрации аммиака

В3. Какой объем (н.у.) хлороводорода можно получить из 2 моль хлора?

Часть С.

С1. Найти массу серной кислоты, необходимой для нейтрализации 200 г 20%-ного раствора гидроксида натрия.

Контрольная работа по неорганической химии, тема «Неметаллы», 9 класс

2 вариант

Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А, В и С. На его выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему.Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Часть А.

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один правильный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ.

А1. О кислороде как о простом веществе говорится в предложении:

1) растения, животные и человек дышат кислородом

2) кислород входит в состав воды

3) оксиды состоят из двух элементов, один из которых - кислород

4) кислород входит в состав химических соединений, из которых построена живая

А2. В атоме фосфора общее число электронов и число электронных слоев соответственно

равны: 1) 31 и 4 2) 15 и5 3) 15 и 3 4) 31 и 5

А3. Сумма протонов и нейтронов в атоме углерода равны:

1) 14 2) 12 3) 15 4) 13

А4. Ковалентная полярная химическая связь характерна для:

1) KCl 2) HBr 3) P 4 4) CaCl 2

А5. Реакция, уравнение которой 3N 2 + H 2 <=> 2NH 3 + Q , относят к реакциям:

1) обратимым, экзотермическим 3) обратимым, эндотермическим

2) необратимым, экзотермическим 4) необратимым, эндотермическим

А6. Для того, чтобы доказать, что в пробирке находится раствор угольной кислоты,

необходимо использовать: 1) соляную кислоту 3) тлеющую лучинку

2) раствор аммиака 4) раствор гидроксида натрия

А7. Признаком реакции между соляной кислотой и цинком является:

1) появление запаха 3) выделение газа

2) образование осадка 4) изменение цвета раствора

А8. Сокращенному ионному уравнению Ba 2+ + SO 4 2- BaSO 4 соответствует

Взаимодействие между: 1) фосфатом бария и раствором серной кислоты

2) растворами сульфата натрия и нитрата бария

3) растворами гидроксида бария и серной кислоты

4) карбонатом бария и раствором серной кислоты

Часть В.

В1. С уменьшением порядкового номера в А(главных)подгруппах периодической системы Д.И.Менделеева неметаллические свойства химических элементов:

1) не изменяются 3) изменяются периодически

2) усиливаются 4) ослабевают

Ответом к заданию В2 является последовательность букв. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

В2. Какие из перечисленных условий не повлияют на смещение равновесия в системе

H 2 + Cl 2 <=> 2HCl – Q : А) понижение температуры

Б) повышение температуры

В) введение катализатора

Г) понижение концентрации HCl

Д) понижение давления

В3. Какой объем газа (н.у.) выделится при полном сгорании 600 г угля?

Часть С.

С1. При обработке 300 г древесной золы избытком соляной кислоты, получили 44,8л(н.у.) углекислого газа. Какова массовая доля (%) карбоната калия в исходном образце золы?

Инструкция по выполнению работы

На выполнение контрольной работы по химии по теме « Неметаллы» отводится 40 минут. Работа состоит из трех частей (А, В и С) и включает 12 заданий.

Часть А содержит 8 заданий (А1 –А8). К каждому заданию даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть В содержит 3 задания (В1 – В3). К одному из них (В1) даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. На задание В2 нужно записать ответ в виде последовательности букв, а на задание В3 – в виде числа.

Часть С содержит одно наиболее сложное задание, на которое следует дать полный (развернутый) ответ.

Ориентировочное время на выполнение заданий части А составляет 15минут, части В – 15 минут, части С -10 минут.

Выполнение различных по сложности заданий оценивается 1, 2 или 3 баллами. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются.

Верное выполнение каждого задания части А1 –А8 и задания В1, т.е. заданий с выбором ответа, оценивается одним баллом.

Максимальная оценка за верное выполнение заданий (В2) с кратким ответом – два балла. Задание с кратким ответом на соответствие или на множественный выбор считается выполненным верно, если из пяти предлагаемых ответов учащийся выбирает два правильных. В других случаях: выбран один правильный; выбрано более двух ответов, среди которых один правильный; среди двух выбранных ответов один неправильный, выполнение задания оценивается одним баллом. Если среди выбранных ответов нет ни одного правильного, задание считается невыполненным. Учащийся получает 0 баллов. Задание (В3) с кратким ответом в форме расчетной задачи считается выполненным верно, если в ответе учащегося указана правильная последовательность цифр (число).

Задание с развернутым ответом предусматривает проверку усвоения трех элементов содержания. Наличие в ответе каждого из этих элементов оценивается одним баллом (3-0 баллов).

Оценка работы по пятибалльной шкале определяется на основе суммарного числа баллов, полученных за выполнение заданий:

«5» - 13-15 баллов

«4» - 10-12 баллов

«3» - 7 - 9 баллов

«2» - 1 – 6 баллов

Ответы и решения

№ А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 В1 В2 В3 С1

1 4 1 4 4 2 3 1 3 2 ВГ 89,6л 49г

2 1 3 2 2 1 1 3 2 2 ВД 1120л 92%

1 вариант (С1)

1) Составлено уравнение реакции H 2 SO 4 + 2NaOH = Na 2 SO 4 + 2H 2 O

2) Рассчитана масса гидроксида натрия

m (NaOH )=200*20/100=40(г)

3) Найдена масса серной кислоты m (H 2 SO 4)=98*40/80=49(г)

2 вариант (С1)

1) Составлено уравнение реакции K 2 CO 3 + 2HCl = 2KCl + CO 2 + H 2 O

2) Рассчитана масса карбоната калия

m (K 2 CO 3)=138*44,8/22,4=276(г)

3) Определена массовая доля карбоната калия в образце золы

w (K 2 CO 3)=276*100/300=92(%)

Составитель учитель химии МОУ СОШ №58

Тихомирова И.П.

Примерный план контрольной работы по теме « Неметаллы» для 9 класса

Номер Номер Проверяемые элементы содержания Тип задания Оценка

Задания блока в баллах

Часть А (I )

1 I Простые и сложные вещества ВО 1

2 I Периодический закон и периодическая система

химических элементов Д.И.Менделеева. Группы

и периоды периодической системы. ВО 1

3 I Строение атома. Строение электронных оболочек

атомов элементов №1-№20 п.с.х.э. ВО 1

4 I Химическая связь: ионная, металлическая,

ковалентная (полярная, неполярная) ВО 1

5 I Классификация химических реакций по

различным признакам. Химические уравнения ВО 1

6 I Свойства ионов. Качественные реакции на анионы. ВО 1

7 I Химические свойства простых веществ: металлов и

неметаллов ВО 1

8 I Взаимосвязь неорганических веществ различных

классов ВО 1

Часть В (II )

1 II Закономерности изменения свойств элементов и их

соединений в связи с положением в п.с.х.э. ВО 1

2 II Обратимые и необратимые реакции. Химическое

равновесие. КО 2

3 II Вычисление массы, объема или количества одного

из веществ, участвующих в реакции. КО 1

Часть С (III )

1 III Расчеты по уравнениям химических реакций с

использованием растворов с определенной массовой

долей растворенного вещества. Нахождение массы

чистого вещества с использованием понятия «примеси» РО 3

Итого баллов 15

Обозначения типов заданий: ВО- выбор ответа

КО- краткий ответ

РО- развернутый ответ

Статинформация по результатам выполнения к/работы по __________(сводная)

Школа №______ класс______Ф.И.О. учителя __________________________________

Дата выполнения работы _________________№ урока __________________________

Реализуемые программы и учебники по предмету ____________________________________________________________________________

1. Результаты выполнения работы:

Кол-во уч-ся выполн. работу

в т. ч. выполнивших на

2. Качество ЗУН (кол-во учащихся, выполнивших работу на «4-5»______чел._____%

3. Уровень обученности (кол-во уч-ся, выполнивших работу на «3,4,5»____чел.____%

4. Уровень сформированости ЗУН.

в целом по к/р

в том числе по уровням знаний

справились

полностью

допустили

справились

приступали

5. Сравнительная таблица (данных к/р с данными за ________________________)

* всего писали работу______________чел.__________%

* подтвердили отметку_____________чел.__________%

* получили отметку ниже __________чел. __________%

* получили отметку выше __________чел. __________%

6. Из общего количества отсутствующих имеют оценку за год:

Татьяна Петровская

Цель : Выявить, что при горении изменяется состав воздуха - кислорода становится меньше,для горения нужен кислород; познакомиться со способами тушения огня.

Материалы и оборудование : Свеча , банка , металлический поднос.

Ход экспериментирования:

Воспитатель зажигает свечу и показывает детям . Задается вопрос, как можно погасить пламя свечи , не задувая ее, не прикасаясь ни к свече , ни к пламени.

Накройте свечу банкой и наблюдайте до тех пор, пока свеча не погаснет .


Воспитатель поясняет эксперимент : "Для горения нужен газ - кислород, который находится в воздухе. Если мы накроем свечу банкой , мы ограничим доступ кислорода. Тот, что остался в банке быстро израсходуется и свеча погаснет .

Люди используют это свойство при тушении пожаров. Вода, которой заливают огонь, при высокой температуре превращается в пар и препятствует доступу кислорода. Другой вариант тушения пожара - засыпать огонь землей или песком и также ограничить доступ кислорода".

Вывод : Для горения нужен кислород, который постоянно присутствует в воздухе. Вот почему постоянно происходит большое количество пожаров и их трудно тушить.

Дети рассматривают макет "Пожарный щит", закрепляют знание первичных средств пожаротушения.


Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми 6–7 лет «Знакомство с солью» НОД по познавательно – исследовательской деятельности с детьми 6-7 лет Тема: Знакомство с солью. Задачи: формировать представления детей.

Познавательно-исследовательская деятельность Цель: формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой.

Познавательно-исследовательская деятельность «Морозко» в средней группе Цель: Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе. Формирование действий превращения. Материал:.

Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Образовательная область: Познание. Интеграция образовательных областей:.

Познавательно-исследовательская деятельность «Удивительное рядом» ЗАДАЧИ образовательной программы: Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе; самостоятельность в процессе исследовательской.

Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения.

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ Экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду совместно с родителями в подготовительной группе «Человек стал человеком,.

Проект «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» дошкольников» Цель проекта: Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами.