Олимпиадные задания по истории 11

Олимпиада школьников по истории

2009–2010 учебный год

Окружной этап

11 класс

1. Замените выделенный курсивом фрагмент текста историческим термином:

а) «Одним из результатов монгольского завоевания первой половины XIII в. стало установление системы вассальной зависимости русских княжеств и земель от Золотой Орды …».

б) « Период времени, в течение которого запрещался выход крестьян от помещиков в Юрьев день (осенний) , начал постепенно вводиться еще с 1581 г., а в общегосударственном масштабе был введен указом царя Федора Иоановича в начале 90-х гг. XVI в.».

в) «Наиболее значительным мероприятием, осуществленным в России в рамках «Александровской» модернизации, стало создание в губерниях и уездах всесословных органов местного самоуправления с хозяйственной компетенцией начиная с 1864 г.».

г) «Решение о начале процесса объединения единоличных крестьянских хозяйств в крупные коллективные хозяйства было принято XV съездом ВКП(б) в 1927 г. В целом этот процесс был завершен в СССР к 1933 г. на основе преимущественно насильственных методов, включавших репрессии по отношению к зажиточной части деревни, затронувшие также значительную часть средних слоев крестьянства ».

2. Ознакомьтесь с текстом документов и ответьте на вопросы:

«Поставив нам эти условия. Вы, господин Прези­дент, бросили нам вызов. Кто Вас просил делать это? По какому праву Вы это сделали? Наши свя­зи с Республикой Куба, как и отношения с други­ми государствами, независимо от того, какое это государство, касаются только двух стран, между которыми имеются эти отношения… Вы, господин Президент, объявляете не карантин, а выдвигае­те ультиматум и угрожаете, что если мы не бу­дем подчиняться Вашим требованиям, то Вы при­мените силу… Советское правительство считает, что нарушение пользования международными во­дами и международным воздушным простран­ством – это акт агрессии, толкающий человече­ство к пучине мировой ракетно-ядерной войны».

1) Какое название получило это событие?

2) Кому было адресовано послание?

3. Заполните пропуски в приведенных ниже фрагментах двух документов:

а) « В ночь с 9 на 10 декабря 1917 г. достигнуто полное соглашение между Советом Народных Комиссаров и Центральным Комитетом партии … … о конструкции правительства. В состав совета Народных Комиссаров входят представители партии … … в количестве семи человек».

б) « 7 июля 1918 г. 4 часа дня. Контрреволюционное восстание … … в Москве ликвидировано. Отряды … …, один за другим, обращаются в самое постыдное бегство. Отдано распоряжение об аресте и разоружении всех отрядов … … и, прежде всего, всех членов Центрального Комитета партии … … . Оказывающих вооруженное сопротивление при аресте – расстреливать на месте».

Обратите внимание на даты, приведенные в документах. Укажите основные причины возникновения противоречий между большевиками и их бывшими политическими союзниками.

4. Расположите в хронологической последовательности:

а) «дело врачей»;

б) создание атомной бомбы;

в) проведение денежной реформы;

г) отмена карточной системы;

д) «ленинградское дело»;

е) преобразование СНК СССР в Совет министров СССР;

ж) XIX съезд ВКП(б);

з) закрытие журналов «Звезда» и «Ленинград».

5. Кому из политических деятелей России принадлежат приведенные ниже высказывания:

а) «Заставьте ваших прекратить революцию, я прекращу погромы и начну отменять стеснительные меры против евреев»;

б) «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»;

в) «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победо­носная война»;

г) «Русская история не смолола той муки, из которой будет со временем испечен пшеничный пирог социализма».

6. Соотнесите понятия и определения:

1) глава системы прокурорского призрения;

2) крепостной крестьянин, нанимающийся на работу на мануфактуру;

3) выборный глава Украины до 1764г.;

4) учреждение, занимающееся финансовыми и хозяйственными делами губернии;

5) учреждение, ведающее школами и больницами губернии;

6) лицо, осуществляющее исполнительную власть в уезде;

7) выборный исполнительный орган городского самоуправления;

8) орган центрального управления

а) приказ общественного надзора;

б) генерал-прокурор;

в) Шестигласная дума;

г) коллегия;

д) гетман;

е) Казенная палата;

ж) отходник;

з) городничий

7. Заполните пропуски в тексте и ответьте на вопрос:

«Считая «дело ____________ собрания» временно проигранным, ______ и их политические союзники были вынуждены сдать свои позиции в _________ и _________, но получали при этом возможность перенести центр тяжести борьбы с ___________ на периферию, туда, где их влияние продолжало оставаться значительным.

По воспоминаниям _________ – лидера эсеровской партии, «им оставалось искать где-то еще на территории России место, которое бы пригласило ____________ собрание к себе и оказало ему в условиях начавшейся __________________ вооруженную защиту»».

О каком городе идет речь в приведенном фрагменте воспоминаний?

8. Соотнесите имя писателя и название произведения:

9. Соотнесите имена российских историков и их труды:

10. Что или кто является лишним в ряду?

а) Владимир Андреевич Серпуховский, Дмитрий Боброк, Александр Пересвет, Олег Рязанский;

б) Дмитрий Иванович Донской, Сергий Радонежский, Батый, Андрей Рублев;

в) Иван Калита, Симеон Гордый, Дмитрий Грозные Очи, Иван Иванович Красный.

11. По какому принципу образован ряд? Дайте толкование событий в соответствии с хронологией их развития.

1801 г., 1802 г., 1803 г., 1810 г., 1815 г.

12. 1855 год. Последние слова, которые сказал умирающий император наследнику престола: «Служи России. Мне принять на себя все трудное, все тяжкое, оставить после себя царство мирное, устроенное, счастливое. Теперь иду молиться за Россию и за вас. После России я вас любил более всего на свете».

Назовите имена императора и наследника престола, объясните, удалось ли этому императору «оставить после себя царство мирное, устроенное, счастливое».

13. Напишите эссе на тему «НЭП – период противоречий».

Ответы:

Задания 1–11 (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

1 – а) Монгольское иго; б) «Заповедные лета»; в) Губернские и уездные земства; г) Коллективизация и раскулачивание.

2 – 1) «Карибский кризис»; 2) Дж.Кеннеди.

3 – а) и б): Левые социалисты-революционеры (эсеры); 1) Брестский мир; 2) Продовольственная диктатура (разверстка, комбеды).

4 – е, з, г, д, б, в, ж, а.

5 – а) С.Ю.Витте;

б) П.А.Столыпин;

в) В.К.Плеве;

г) Г.В.Плеханов.

6 – 1б, 2ж, 3д, 4е, 5а, 6з, 7в, 8г.

7 – Учредительного, эсеры, Петрограде, Москве, большевиками, В.М.Чернова, Учредительное, гражданской войны; Самара.

8 – 1в, 2б, 3г, 4а.

9 – 1г, 2а, 3б, 4в.

10 – а) Олег Рязанский; б) Батый; в) Дмитрий Грозные Очи.

11 – Образование Негласного комитета, создание Министерств, указ «О вольных хлебопашцах», создание Госсовета, дарование Конституции Польше – внутренняя политика Александра I .

Задание 12 (максимально – 3 балла)

12 – Император – Николай I ; наследник престола – Александр II . Царствование Николая I создавало лишь иллюзию стабильности; на самом деле усиление в стране оппозиционного движения, низкая производительность труда, медленное внедрение в промышленность технических открытий, крепостная система привели к кризису середине 1850-х гг., проявлением которого стало поражение России в Крымской войне.

Задание 13 (максимально – 5 баллов)

13 – произвольная форма

Вконтакте

Доброе время суток, дорогие друзья!

Задание 1. По какому принципу образованы ряды. Дайте краткий ответ.
1.1. 1393г., 1478г., 1485г., 1514г., 1521г. –
1.2. Зернь, чернь, скань, филигрань–
1.3. И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев –

Итак, здесь нам необходимо вспомнить даты, понятия, исторических деятелей русской истории. Если честно, то 1.1 мы уже решали . Правильным ответом будет объединение русских земель под властью Москвы конец XIV– начало XVI вв. (Н. Новгород,
В.Новгород, Тверь, Смоленск, Рязань)

1.2. Прикладное искусство Древней Руси (техники обработки драгоценных металлов)

1.3. Руководители первых кругосветных экспедиций 1803—1806гг., 1819—1821гг.

Как Вы видите, ничего сложного здесь нет. Идем дальше...

Задание 2. Что или кто является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.

2.1. Восстание под предводительством И. Болотникова , осада Троице-Сергиева монастыря,
земщина , интервенция Польши и Литвы
2.2. И.И. Ползунов, И.П. Кулибин, Е.А. Черепанов и М.Е. Черепанов, Ф.Конь
2.3. Бой за Шевардино, сражение у д. Лесная, сражение под Красным, сражение под
Малоярославцем

Тоже традиционное задание для Всероссийской Олимпиады по истории. Конечно же в 2.1. ответом будет земщина – относится к периоду опричнины, остальные – события Смутного времени.

2.2. Ф.С. Конь – зодчий второй половины XVIв., остальные – изобретатели XVIII-XIX вв

2.3. Сражение у д. Лесная – сражение в ходе Северной войны, остальные – в период Отечественной
войны 1812г.

Задание 3. Установите соответствие между государственными деятелями и их преобразованиями/проектами. Ответы запишите в таблицу.

1) Иван III А) денежная реформа
2) А.Л. Ордин-Нащокин Б) проект создания в России представительного органа
3) Е. Ф. Канкрин В) первый законодательный кодекс единого государства
4) М. Т. Лорис –Меликов Г) военные реформы
5) Д. А. Милютин Д) Новоторговый устав
6) П. А. Столыпин

Задание на соотнесение исторических личностей с их реформами. Иван 3-первый законодательный кодекс единого государства, Ордин-Нащокин — Новоторговый устав, Канкрин — денежная реформа, Лорис-Меликов — проект создания в России представительного органа, Милютин — военные реформы, Столыпин лишний.

Правильный ответ: А3 Б4 В1 Г5 Д2

Задание 4. Какие исторические события описаны ниже? Назовите не менее двух
известных исторических личностей, с которыми они связаны.
4.1. Это одна из самых драматических страниц русской истории. Острота религиозных споров,
противостояния, приобрели тогда необычайную силу. Впервые русское общество явно
раскололось по религиозному признаку. Наряду со сторонниками официальной церкви
появились старообрядцы, отвергавшие все обрядовые новшества и религиозные книги,
исправленные по новогреческим образцам.
Один из сюжетов события запечатлен на известной картине В.И. Сурикова: не
покорившаяся, закованная «в железа» боярыня и народ – сочувствующий, равнодушный,
удивленный…
Ответ:
4.2. «… 27 августа, в 10 часов пополудни. Войска защищали город до крайности, но более
держаться в нем за адским огнем, коему он подвержен, было невозможно. Войска переходят
на Северную сторону, отбив окончательно 7 августа шесть приступов из семи, поведенных
неприятелем на Западную и Корабельную сторону, только из одного Корнилова бастиона не
было возможности его выбить. Враги найдут в городе одни окровавленные развалины».
Ответ:

Ответы:

4.1 Церковный раскол XVIIв. Царь Алексей Михайлович, патриарх Никон, протопоп Аввакум
(боярыня Морозова).
4.2. Оборона Севастополя (падение Севастополя, 27 августа 1855г.) в годы Крымской войны 1853-
1856гг. Вице-адмирал В.А. Корнилов, вице-адмирал П.С. Нахимов, военный инженер Э.И. Тотлебен,
будущий писатель Л.Н. Толстой, хирург Н.И. Пирогов (возможны другие верные ответы).

Задание 5. Заполните пропуски в тексте.
«1_______________________ – древнейший памятник славянского права. Во всех своих
редакциях и списках … это документ большого исторического значения. На протяжении
нескольких веков … служила основным руководством при судебных разбирательствах. В том
или ином виде она вошла в состав или послужила одним из источников позднейших судных
грамот: Псковской судной грамоты, Двинской уставной грамоты, Судебника Казимира 1468г.,
Судебников 2_______г. и 3_______г., даже некоторых статей 4___________________________
1649 г.» (М.Н. Тихомиров)

Ответ:

1. «Русская Правда»

2. 1497г.

3.1550г.

4.Соборное Уложение

Задание 6. Замените выделенный курсивом фрагмент историческим термином.
6.1. Форма организации хозяйства в Древней Руси – земельное владение, передаваемое по
наследству в боярских родах................
6.2. Первые в России всесословные органы местного самоуправления, решавшие
хозяйственные, культурные и социальные вопросы.............

Правильные ответы:

6.1. Вотчина – 2 балла

6.2. Земства – 2 балла

Задание 7. Познавательные исторические задачи.
7.1. В «Повести временных лет» есть предание о том, что пришли к князю Владимиру в 986
году посланцы от различных религий и стали убеждать его в правоте, красоте и величии своих
идей и догматов. Среди прочего Владимир задал вопрос представителям иудейской веры: « А
где земля ваша?» Иудеи ответили: « …а землю нашу отдал Бог христианам».
Могли ли дать подобный ответ представителям иудаизма князю Владимиру или это
домысел летописца?
Ответ –..............................................
7.2. Известно, что в нашей стране книги печатались церковно-славянским шрифтом, и первые
из них были напечатаны в 1564 году.
Как долго применялся этот шрифт? Что послужило основанием его изменения?
Ответ –...........................
7.3. Известный российский ученый, говоря о истории России XIX века, отметил, что в тот
период Российском государстве появились устойчивые сакральные (священные) образы: царь
– отец; государство – семья, народ – сын, религия – правила жизни.
Назовите имя императора, с правлением которого, по мнению ученого, связано появление
данных символов. Укажите идеологическую формулу, возникшую в правление этого
императора и имя государственного деятеля России предложившего эту формулу.
Ответ –.................................

Ответы:

7.1. Задача №1. Представители иудаизма не могли так ответить князю Владимиру. В конце X в.,
когда происходил «выбор веры», Палестина (Иудея) находилась в руках мусульман. Первые
крестовые походы были организованы римско-католической церковью в конце XIв., и Иерусалим
был захвачен крестоносцами в 1099г. Таким образом, в «ПВЛ» мы имеем дело с явно более поздней
вставкой.

7.2. Задача №2. До 1710 г., когда был введен новый гражданский шрифт при Петре I (146 лет).

7.3. Задача №3. В период правления Николая I. Теория «официальной народности» (православие,
самодержавие, народность) министра народного просвещения С.С. Уварова, 1833г.

Задание 8. Установите верность или ложность утверждений (ДА или НЕТ), свой ответ
занесите в таблицу.
1. Варяги называли Русь «Гардарики».
2. Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году, а образование
Московского княжества – к 1276 году. 3
3. Решение Любечского съезда князей («каждо да держит отчину свою») положило начало
периоду политической раздробленности Древнерусского государства.
4. За победу над ливонскими рыцарями в Ледовом побоище народ прозвал князя Александра
Ярославовича «Невским».
5. Первым русским царем, избранным на престол на Земском соборе, стал Михаил Федорович.
6. Движение декабристов положило начало организованному общественному движению в
России.
7. «Император …, получив Россию при стечении самых неблагоприятных политических
конъюнктур, глубоко поднял международный престиж России без пролития даже капли
русской крови», – характеристика С.Ю.Витте относится к императору Александру II.

Ответ: да да нет нет нет да нет

Задание 9. Перед Вами высказывания историков о событиях и деятелях отечественной
истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша
задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать
его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы
исходите из того, что Вы:
1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично
быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).
2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с
автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).
3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по
данной теме.
4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.
1. «В нашей исторической литературе преобладают два различных взгляда на начало нашей
истории» (В. О. Ключевский)
2. «Монгольское нашествие, вероятно, определило то азиатское начало, которое потом
обернулось на Руси крепостным правом и лютым самодержавием» (Н. Эйдельман)
3. «Московское государство родилось на Куликовском поле, а не в скопидомном сундуке
Ивана Калиты» (В. О. Ключевский)
4. «Бессмысленно спорить, нужны или не нужны были России реформы Петра: они
содержали то единственное лекарство, которое только и могло ее спасти (А.Б. Каменский)
5. «Отмена крепостного права представляет собой, вероятно … единственный в своем роде
пример социального переустройства под руководством государства в новой европейской
политике» (Т. Эмменс)

Естественно, эссе я писать не буду, выделю этому в будущем отдельный пост. Сами же Вы можете написать такую работу и отправить мне ее на e-mail: [email protected]. Проверю и оценю. До встречи в следующих постах.

© Иван Некрасов 2014

Лучшей благодарностью за этот пост - ваши рекомендации в социальных сетях! Вам, может, все равно, а мне приятно:) Также, если что думаете по поводу поста - пишите в комментариях.

Похожие материалы

Для учеников 11 класса олимпиада по истории России — это прекрасная возможность еще раз пройти проверку и оценить свои знания перед сдачей единого государственного экзамена. Олимпиадные задания помогают структурировать и обобщить материал, изученный на уроках. На этой странице мы собрали задания, которые можно использовать для подготовки к олимпиаде.

В представленном комплекте имеются как тестовые, так и открытые вопросы. Их уровень соответствует уровню реальных олимпиадных заданий по истории России для 11 класса. Правильные ответы ко всем заданиям указаны внизу. Советуем использовать их для того, чтобы быстро проверить и оценить результаты учащихся.

Олимпиада по истории России 11 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Подписаться на рассылку

Скачать задания

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. По Портсмутскому мирному договору Россия
А) приобрела Крым
Б) потеряла Южный Сахалин
В) потеряла Финляндию
Г) приобрела порт Дальний

2. Свободу слова, печати, собраний, уличных шествий россияне впервые получили
А) 19 февраля 1861 года
Б) 9 января 1905 года
В) 17 октября 1905 года
Г) февраль 1917 года

3. Формула «сначала успокоение, а потом реформы» принадлежала
А) Николаю I
Б) С. Ю. Витте
В) П. А. Столыпину
Г) В. И. Ленину

4. Войсками Красной армии, освобождавшими Крым от армии Врангеля, командовал
А) Троцкий
Б) Буденный
В) Каменев
Г) Фрунзе

5. Экономическую политику советского государства в годы гражданской войны называют
А) политикой коллективизации
Б) политикой ускорения социально-экономического развития
В) новой экономической политикой
Г) политикой военного коммунизма

6. Укажите фамилию командующего Красной Армией
А) Деникин
Б) Тухачевский
В) Колчак
Г) Каледин

7. По какому принципу объединены даты 1918, 1924, 1936, 1977
А) пятилетние планы развития народного хозяйства
Б) смена глав государства
В) принятие новой Конституции
Г) реформа образования

8. Когда СССР изобрел ядерное оружие
А) 1945 г
Б) 1946 г
В) 1947 г
Г) 1949 г

9. Укажите событие, произошедшее 1 июня 1962 года
А) введение карточек на хлеб
Б) расстрел мирной демонстрации в Новочеркасске
В) начала освоения целины
Г) испытание водородной бомбы

Открытые вопросы

Вопрос 1
Что объединяет эти географические названия:
А) Рязань, Козельск, р. Сить.
Б) Орешек, Нарва, Лесная.

Вопрос 2
Города иногда переименовывают, исходя из исторических или политических причин и обстоятельств. Например, Тверь – Калинин – Тверь. Как в настоящее время называются города, носившие в советское время следующие названия?
1. Ленинград
2. Куйбышев
3. Горький
4. Свердловск
5. Орджоникидзе
6.Ульяновск

Вопрос 3
Составьте определения из наборов слов, записанных ниже. Укажите понятия, на которые указывают эти определения.
А) ему, с, князем, подвластных, дани, территорий, сбор;
Б) работающий, по, полузависимый, феодала, крестьянин, ряду (договору), на.

Вопрос 4
Определите оппозиции
А) консерватизм – либерализм; Б) западники — …; В) монархисты — …; Г) реформа — …; Д) Антанта — …; Е) Никон — …

Вопрос 5
Назовите прозвища правителей.
А) Юрий – Долгорукий; Б) Дмитрий — …; В) Иван IV- …; Г) Алексей Михайлович — …; Д) Петр I — …; Е) Екатерина II — …;

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ Б В В Г Г
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ Б Б Г Б А

Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1:
а) Монголо-татарское нашествие на Северо-Восточную Русь
б) Северная война.
Ответ на вопрос 2:
1. Санкт-Петербург
2. Самара
3. Нижний Новгород
4. Екатеринбург
5. Владикавказ
6. Ульяновск
Ответ на вопрос 3:
А) Дань
Б) Рядович
Ответ на вопрос 4:
Б) славянофилы, В) республиканцы, Г) революция, Д) Тройственный союз, Е) Аввакум.
Ответ на вопрос 5:
Б) Донской, В) Грозный, Г) Тишайший, Д) Великий, Е) Великая.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 г.Видное Ленинского муниципального района Московской области

Олимпиада по истории в 10 – 11-х классах

(школьный тур)

Подготовила

учитель истории и обществознания

Лунькова Елена Григорьевна

Видное 2011


Олимпиада по истории

10-11 классы

1 тур

Задание 1.

    Определите принцип образования ряда. Дайте краткое описание событию. найдите лишнее в ряду и зачеркните.
А :______________________________________________________________________ 1. 1725г………………………………………………………………………………….. 2. 1730г………………………………………………………………………………….. 3. 1740г………………………………………………………………………………….. 4. 1741г…………………………………………………………………………………. 5. 1761г……………………………………………………………………………………Б:
    Камер-коллегия……………………………………………………………………….. Юстиц-коллегия……………………………………………………………………… Берг-коллегия………………………………………………………………………… Главный магистрат…………………………………………………………………… Святейший Синод…………………………………………………………………….
В: _______________________________________________________________________
    Гросс-Егерсдорф………………………………………………………………………. Полтава………………………………………………………………………………… Плевна…………………………………………………………………………………. Измаил…………………………………………………………………………………. Фокшаны……………………………………………………………………………….
Г :________________________________________________________________________
    1535г…………………………………………………………………………………….. 1649г……………………………………………………………………………………. 1897г……………………………………………………………………………………. 1947г…………………………………………………………………………………….. 1961г……………………………………………………………………………………..
Д: _________________________________________________________________________
    И.П.Павлов………………………………………………………………………………. В.Л.Гинзбург……………………………………………………………………………... И.Бунин…………………………………………………………………………….. В.И.Вернадский………………………………………………………………………….. А.Сахаров……………………………………………………………………………...

Задание 2.

«ДА» или «НЕТ»? Если вы согласны с утверждением, напишите «ДА», если не согласны- «НЕТ»
    Заселение территории будущей Москвы началось в каменном веке. В то время, когда декабристы обещали после освобождения крестьян дать им не более 2-х десятин земли, « главный реакционер и бюрократ» А.А.Аракчеев обещал дать им гораздо больше? В начале ХХ века в моду вошли галстуки под названием «Столыпинские»? Популярный американский журнал «Таймс» в начале года объявляет «человека года» и в 1957г. им был объявлен Н.С.Хрущёв. Александр II был внуком Александра I.

Задание 3.

Укажите время проведения мероприятий, характеризовавших внутреннюю политику царского правительства в первой половине XIX века, и расставьте в хронологической последовательности: Годы

Задание 4.

Они были первыми! Объясните, в чём же эти люди были первыми?
    Ю.Гагарин…………………………………………………………………………………… А.Леонов………………………………………………………………………………… …. В.Терешкова………………………………………………………………………………… С.Королёв…………………………………………………………………………………… Н.Армстронг………………………………………………………………………………… С.Савицкая………………………………………………………………………………….. К.Циолковский………………………………………………………………………………

Задание 5.

Соотнесите портреты деятелей XIX-XX веков с их фамилиями и реформами, которые они проводили и впишите в таблицу: Фамилия, И.О.
1. «Манифест 17 октября»; 2. Денежная реформа, при которой рубль стал серебряным;3. Крестьянская реформа, предполагавшая одну из мер картофельную запашку; 4. Крестьянская реформа, отменившая «круговую поруку»; 5. Кодификация законов;6.Разработал проект выборных от земского и городского самоуправления и предания им законосовещательных функций.

Портреты:
1) 2)
3) 4) 5) 6)

Задание 6.

Краеведение. А. Заполни таблицу: «Города Московской области по времени их 1-го упоминания» №п/п
А.Бронницы; Б. Верея; В. Волоколамск; Г. Дмитров; Д. Егорьевск; Е. Истра; Ж. Кашира;З. Коломна; И. Лобня; К. Люберцы; Л. Можайск; М. Озёры; Н. Ожерелье; О. Подольск;П. Пушкино; Р. Руза; С. Сергиев-Посад; Т. Шатура.
Б. Рядом с этим городом прошло детство Сергия Радонежского, здесь в настоящее время развиты народные промыслы и есть удивительная усадьба: Заполни: город………………………………………… промыслы…………………………………… усадьба ………………………………………
Сергиев Посад, Павловский Посад, Можайск, Хотьково, Клин, Воскресенск.
В. Этот монастырь основан в честь победы в Куликовской битве и находится между двумя городами: Заполни : монастырь…………………………………….. год основания………………………………… кем основан……………………………………Саввино-Сторожевский, Борисоглебский, Николо-Угрешский, Староголутвенный.
Г. Рядом с этим городом на церковном кладбище старинной усадьбы похоронены близкие родственники А.С. Пкшкина и находится мемориальный музей заповедник другого великого писателя-драматурга: Заполни: город……………………………………………. усадьба…………………………………………. музей…………………………………………….Троицк, Фрязино, Бронницы, Чехов, Яхрома, Звенигород.

Задание 7.

Объясните смысл события истории России связанное с ним выражение: 1. «Бироновщина» 4. Политика протекционизма.2. «Греческий проект» 5. Просвещённый абсолютизм.3. «Великий перелом» 6. Теория официальной народностЗадание 8. Историк должен писать грамотно исторические понятия и термины, географические названия в особенности. Впишите правильную букву вместо пропусков.
    Аб-л-ционизм - движение за отмену рабства. М-с-чина - плата натурой крепостному, лишённому своего надела. И-р-рхия – соподчинение М-л-таризм – культ войны и военной силы. Б-ро-о – архитектурный ситиль. З-к-мары - элемент древнерусской архитектуры. Ун-в-рс-тет – тип высшего учебного заведения Пл-б-сцит - форма народного волеизъявления Ф-в-рит – любимец высокопоставленного лица. Ц-нтр-л-зация- формирование единого государства.

Задание 9.

Соотнесите битвы даты и события Великой Отечественной Войны 1941-1945гг.
Фамилии участников сражений61. Генерал-Ф.фон Бок, И.С.Конев, И.В.Панфилов, З.А.Космодемьянская.2. Д.Эйзенхауэр, Г.К.Жуков, М.А.Егоров, М.В.Кантария3. Генерал-фельдмаршал фон Лееб, К.А.Мерецков, Л.А.Говоров4. Генерал Ф.Паулюс, А.М.Василевский., В.И.Чуйков, А.И.Родимцев.

1
2

3
4

Задание 10.

Подумайте о чём идёт речь (о каком виде вооружения) и дайте ответ.
…Шла Первая Мировая война, 1916 год. Военный министр Великобритании направил командующему войсками в Европе телеграмму: «Цистерны отправлены. Ждём результатов» О каких цистернах идёт речь? Ответ:…………………………………………………………

Ответы на вопросы олимпиады в 10-11 классах.

Задание1. (30 б.)

А. 1. Годы вступления на престол императриц. 2. 1.Екатерина 1, 2 Анна Иоанновна, 3. Смерть Анны Иоанновны, 4. Елизавета1, 5. Екатерина 2. 3. 3 лишнее.Б. 1. Органы исполнительной власти, принятые Петром1 2. 1. Сбор государственных доходов, 2. юридические вопросы, 3. тяжёлая Промышленность, 4.распределение поместий. 5. Религиозный орган на Государственной службе. 3. Святейший СинодВ. 1. Географические название мест, где проходили сражения 18 века 2. 1. Семилетняя война 1757г., 2. Северная война 1709г., 3. Русско-Турецкая 1878- 1879гг., 4. Русско-турецкая 1787-1791 (1790г)гг., 5. Русско-турецкая 1787-1791гг (1789г.) 3. 3 –Плевна – 19 векГ. 1. Проведение денежных реформ в России 2 . 1 Елена Глинская, 2. Соборное Уложение Алексея Михайловича, 3. С.Ю.Витте, 4. Сталинская реформа, 5. Брежневская. 3. Соборное Уложение Алексея Михайловича -2.Д . 1. Нобелевские лауреаты. 2. 1 физиология 1904г., 2. физика 2003г., 3. литература 1933г., 4.идея о ноосфере- Экология. 5.премия мира. 3. 4- Вернадский, не лауреат Нобелевской премии.

Задание 2.(5 б)

1. да, 2. да, 3. нет. 4. да, 5. нет племянником.

Задание 3. (11б.)

1-В; 2-Д;3-З;4-Е; 5-Ж; 6-И; 7-Л; 8-Б; 9- Г; 10- К; 11-А.

Задание 4. (7 б.)

1. Первый космонавт. 2. Первый выход в космос. 3. Первая женщина космонавт, 4. Конструктор первого космического корабля, 5. Первый шаг по Луне, 6. Первая женщина в открытом космосе, 7. Первый разработчик теории космического полёта.

Задание 5.(12 б.)

Фамилия

Задание 6. (27 б.)

А. А.Бронницы- 1453г., Б. Верея – 1371г., В. Волоколамск – 1135г., Г. Дмитров- 1154г., Д. Егорьевск- 1462г., Е. Истра- 1589г., Ж. Кашира – 1356г., З. Коломна- 1177г., И. Лобня – 1902г., К. Люберцы-1621г., Л. Можайск-1231г., М. Озёры – 1851г., Н. Ожерелье – 1578г.,О. Подольск – 1627г., П. Пушкино – 1499г., Р. Руза- 1328г., С. Сергиев Посад – 1345г.,Т. Шатура – 1936г.Б. Город Хотьково, промысел – художественная резьба, усадьба –АбрамцевоВ. Монастырь – Николо-Угрешский, год -1380, Дмитрий Донской.Г. Город Чехов, усадьба Зачатьевская, музей Мелихово.

Задание 7. (6 б.)

1.Засилье немцев при Анне Иоанновне, фаворит Эрнст Бирон,2. Восстановление Греческой (Византийской империи) с внуком Екатерины Великой Константином Павловичем на престоле.3. «Великий перелом» статья в «Правде» о начале коллективизации.4.Политика Петра 1 ,направленная на развитие промышленности в России.5. Политика Екатерины 2 , связанная с заботой о благоденствии подданных, правление справедливого монарха с идеалами европейского Просвещения, и в тоже время укрепления самодержавной власти.6. Теория укрепления самодержавия при Николае1»православие, самодержавие народность – консервативное направление, курс на защиту абсолютизма.

Задание 9.(12 б.)

Задание 8.(10б.)

Аболиционизм, месячина, иерархия, милитаризм, барокко, закомары, фаворит, централизация.

Задание 10. (1 б.)

Танк, в переводе с английского - цистерна – tank.

Используемая литература

    «История Великой Войны. 1941-1945», в 2 томах, М., 2010г Военные России на службе Отечественной науки и техники» «1812 год» (на встречу 200-летия событий 1812, 1813, 1814 гг.) «Воскресшая(возрожденная) из пепла. Россия, век XVII» "Духовное краеведение Подмосковья. Автор - Л.Л.Шевченко, 2005 год. Сахаров А.Н., Буганов В.И., Буганов В.И., Зырянов П.Н. Просвещение, под ред. Сахарова А.Н. «История России» (профильный уровень) Шестаков В.А. под ред. Сахарова А.Н. «История России» Просвещение, (профильный уровень)