Где в индии сжигают людей после смерти. Варанаси - город мертвых (Внимание, есть шокирующие фото, впечатлительным просмотр не рекомендуется). Долгая дорога из Пури в Варанаси. Про индийские поезда

Индия - загадочная страна. Страна со своими традициями, культурой и обычаями. Иногда все эти особенности кажутся рядовому туристу немного диковатыми, но с этим ничего не поделать. Это культурные и моральные ценности другого народа, нам остается все это лишь принимать как данность. Сегодня затронем очень пикантную тему, которая будет касаться того, как хоронят людей в Индии. Нужно сразу сказать, что в этом процессе много особенностей.

Религия

Какая религия в Индии? Индуизм - это главная религия страны. Если углубиться в ее суть, то индуизм, как и буддизм, описывают смерть человеческого тела лишь как конец одной из жизней, после смерти случается перерождение человека с переходом в какую-то иную сущность.

Для того, чтобы перерождение души человека прошло без проблем и правильно, требуется качественное освобождение души от плоти. Плоть для этого необходимо достойно уничтожить. Это важный момент. Как говорит религиозное учение, если тело покойного будет упокоено некачественно, то злая участь, постигшая плоть, будет отражаться на всех членах рода человека.

Под злой участью стоит понимать вечное блуждание умершего человека между мирами живых и богов. Вообще индусы считают, что все их покойные предки некоторое время являются божествами для потомков, а именно поэтому не стоит злить божества некачественной процедурой захоронения. Сделаем оговорку, что, по мнению индусов, их близкие родственники являются предметом почитания примерно до трех поколений.

Кремация

Наиболее предпочтительный вариант похорон в Индии. Это очень затратное в финансовом плане мероприятие. Сожжение тела умершего человека обходится родственникам в солидную сумму. Стоит отметить, что лучший город для таких мероприятий - это Варанаси. Жители Индии называют этот населенный пункт погребальным городом. Но есть и другие способы захоронения тела, которые используют жители страны, если кострище для кремации (погребальный костер) не по карману родственнику умершего человека.

Кострище для кремации

Кострище делается не менее чем один метр высотой, для него берется примерно пять килограмм дров на каждый килограмм веса умершего человека. Обеспеченные семьи для погребального костра выбирают такую древесину, как сандал и другие элитные дорогие породы. Для бедных людей существуют сорта попроще, нужно сказать, что древесина в Индии - это всегда очень дорого.

Самые бедные граждане для кострища берут вещи умершего человека, которые пригодились бы ему в ином мире до перевоплощения. И все же, главный критерий - не актуальность вещи в загробном мире, а его горючие свойства.

Богатые люди кидают в кострище алмазы и высоко ценящийся в Индии редкий янтарь. До начала кремации сын умершего человека бросает в реку специальную жертвенную смесь (рис и кунжут), это делается, чтобы освобожденная из тела душа смогла воплотиться в специальную временную оболочку.

После этого тело умершего человека водружают на сложенные дрова, которые складываются специальным образом и поливаются топленым маслом и особыми ароматическими жидкостями, а сын умершего человека факелом зажигает костер и при этом читает молитву. Другие члены семьи в этот момент кричат и громко оплакивают покойного человека специальными ритуальными причитаниями.

Не лишим считается расцарапывание собственных лиц и громкие крики женщин, которые присутствуют на церемонии. Кроме этого, женщины должны время от времени падать на землю и биться в рыданиях.

Примерно в середине всей процедуры кремации сын разбивает череп полусгоревшего трупа с помощью специальной деревянной палки, это дает сто процентную гарантию для выхода души из тела, если она к этому времени еще не покинула тело умершего человека. После того, как костер полностью затух, участникам церемонии похорон очищаются проточными водами реки, если реки нет поблизости, то они омываются водой с кунжутом.

Для полного очищения души покойного человека требуется быстро совершить первое жертвоприношение из смеси риса, кунжута и овощей. Спустя четыре дня после церемонии кремации, все участники похорон приходят на место кострища и совершают особый обряд, который состоит из сбора остатков костей, которые вместе с пеплом загружаются в погребальную урну из глины. Урну временно вкапывают в землю (примерно наполовину по высоте или объему). Еще спустя несколько дней прах из урны развеивают по воздуху над какой-нибудь рекой или озером.

Кого запрещено сжигать

Есть некоторые нюансы в кремации. Существуют категории граждан, которые не подвергаются кремации. Сюда относятся:

  • Малолетние дети до тринадцати лет.
  • Монахи и другие садху (люди, которые отреклись от мира с его радостями и посвятили свою жизнь духовным практикам).
  • Беременные женщины.
  • Незамужние девушки.
  • Бедняки, у которых нет денежных средств на процедуру кремации.
  • Люди, больные лепрой.
  • Люди, которые умерли от укуса кобры.

Остановимся на последней категории. Примечательно, что в Индии считается, что человек, которого укусила кобра, не умер, а находится в коме, именно по этой причине сжигать его - это нечто нечеловечное и жестокое убийство.

Укушенного коброй человека обворачивают в пленку и погружают в лодку, которая делается из бананового дерева. На человека прикрепляют табличку с его именем и домашним адресом и сталкивают в реку. Монахи-садху, которые медитируют на берегу реки, стараются выловить этих людей из реки. Делается это для того, чтобы попытаться их вернуть к жизни с помощью своих медитаций.

Сложно делать вывод о том, получается ли у монахов это сделать или нет, но, бесспорно, такая их попытка - это во всех отношениях очень благородный и достойный поступок. Есть поверье, согласно которому одному садху, который медитировал на реке, удалось оживить укушенного коброй человека. Семья этого человека была очень рада и предлагала неведомые богатства монаху, но тот отказался брать эту награду в соответствии со своим священным обетом.

Значение рек

Индия - это страна, которая хранит много обычаев древности. И если бы похороны в Индии были бы стандартными для среднестатистического гражданина нашей страны, то это было бы странно. Индия экзотична во всем, даже в таких моментах, как похороны.

Река Ганга в Индии, впрочем, как и некоторые другие реки, используется для обрядов захоронения людей. Сразу скажем, что вид захоронения тел с использованием реки - это вариант не для богатых граждан. Альтернатива использования реки для бедных - это закапывания тела в землю. Но все же, использование реки Ганга в Индии в качестве кладбища - более распространенное мероприятие. Какие еще водоемы используют?

Особенно чтятся реки Ганг и Брахмапутра. Сюда отправляют тела тех людей, которые при жизни считались святыми или посвященными. Традиции таковы, что люди, причисляемые к святым или посвященным, не требуют очистки души огнем, так как их души при жизни были чистыми. Кроме этого, в водоемах иногда проводят ритуалы и беременных женщин (иногда женщин, которые умерли во время родовой деятельности).

Подготовка тела

Подготовка тела усопшего у индусов к похоронным ритуалам проходит по обычаям брахманизма. Если быть точным, то эти мероприятия начинаются еще при жизни умирающего, в тот момент, когда становится всем понятно, что его кончина уже близка и неизбежна.

Умирающего человека кладут на пол в комнате дома (веранды дома или же на землю вне помещения). Пока его душа отходит в мир иной, члены его семьи находятся рядом с ним и просто молятся. С помощью молитв происходит ускорение отхода души из бренного тела. Душа выходит в одно из десяти отверстий тела человека. Есть такое поверье, согласно которому у праведника душа выйдет через макушку, рот, нос или же уши, а грешная душа покинет тело строго через анальный проход.

Сразу после смерти, по индийскому обряду, умерший человек обматывается в ткань, и вокруг него раскидывают бетель. Чаще всего это делает его сын, который является главным лицом в проведении всего обряд похорон. Если же в семье умершего человека нет сына, то для проведения обряда похорон приглашают специального брахмана, но, как говорит религия, лучше иметь сына.

Индийские традиции таковы, что тело усопшего необходимо захоронить за сутки после смерти. Перед похоронами нужно обрить волосы на голове и бороду (если таковая имеется). Если умирает женщина, то ее волосы опаливают с помощью специального факела, а затем тело обтирают благовонными маслами и оборачивают в другое одеяние.

После этих процедур умершего человека украшают яркими плетенными цветочными гирляндами, а также рисуют на его лице различные религиозные знаки, а на лоб сыплют рис и бетель.

Далее с помощью носилок умершего человека несут к месту его будущего сожжения (если выбран вариант с кремацией тела), на пути следования к установленному месту совершают остановки для молитв. В это время все женщины, которые присутствуют на похоронах, громко причитают и плачут, разрывая на себе одежды. Идеальным вариантом на похоронах в Индии считается, когда оплакивание умершего человека проходит в форме длинных, грустных и скорбных речитативов.

После захоронения

После всех мероприятий по захоронению тела, семье умершего человека необходимо поставить в честь произошедшего события два камня. Один камень ставится дома, а второй на берегу ближайшего к дому водоема. Камни станут неким символом духа покойного человека. Последующие десять дней после похорон людей в Индии, над камнями положено совершать обряды возлияния водой, а также производить жертвования различных злаков. Также в течение года (один раз в месяц) в честь умершего человека приносятся жертвы в виде пищи.

Через год на поминки среди прочих людей приглашается несколько специальных брахманов, они делают жертвоприношения, а также читают молитву, которая призвана для отпущения грехов умершему человеку. В глубокой древности для проведения этого ритуала требовалась кровь животного, но в современной Индии кровь заменили на зерно, овощи и фрукты.

Богатые жители в Индии иногда ставят для своих умерших предков специальные небольшие мавзолеи из камня с различными резными барельефами. Места для мавзолея выбираются на священных землях, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то мавзолей ставят у воды. Сюжеты каменных барельефов обычно рассказывают о жизни богов (чаще всего Шивы и Парвати).

Индийские мусульмане и христиане

Все мусульмане и христиане, которые проживают на территории Индии, производят похороны своих покойных близких людей согласно традициям своих религий. Это делается на специальных кладбищах, с установкой соответствующих памятников на могилах. Эти мемориалы сделаны согласно всем обычаям религии (мусульманства или христианства). К другим религиям в Индии относятся спокойно. Нет никаких притеснений ни со стороны жителей, ни со стороны властей. Какая религия в Индии считается главной? Главной религией считается индуизм, но никто не склоняет к этой религии, все происходит на добровольной основе.

Похороны в Индии

То, как хоронят людей в Индии - это целая церемония, о которой можно писать научные труды. Особенно важна не сама процедура, а объяснение всех мелочей и нюансов этого процесса. Многие отмечают, что более символического мероприятия, чем индийский погребальный обряд, не найти ни в какой другой стране или культуре мира.

Не менее сильно поражает и поведение всех людей, которые участвуют в захоронении своих близких и родных. Но все это становится вполне понятным, если постоянно держать в голове учение о переселении человеческих душ, что является неотъемлемой частью индуизма как религии (согласно статистике, индуизм исповедуют более восьмидесяти процентов населения Индии).

Итог

Сегодня вы узнали, как хоронят людей в Индии различными способами. Конечно, нужно признать, что для нас некоторые моменты в захоронении кажутся немного странными и даже порой диковатыми. Но это традиции далекой для нас страны. Возможно, для жителя Индии также странно выглядят похороны в нашей стране.

Особенностью процедуры можно считать отличие ритуалов, к примеру, для похорон детей и взрослых людей. Хотя это далеко не одна особенность традиций захоронения в Индии. Для нас все кажется необычным и особенным. Однако это - отличие религий, культур и прочего.

Очень часто удивление иностранцев, которые наблюдают процессом захоронения, граничит с изумлением и даже ужасом. Туристов поражает больше всего то, что в реку сбрасывают пепел, остатки умерших людей и даже трупы, и тут же местные жители пьют из этой реки воду и купаются в ней.

Есть обнародованные данные лабораторных экспертиз речной воды Индии. Исследования проводились каналом «Дискавери». Весь мир, кроме Индии, пришел в ужас. В пробах воды найдено невероятное количество микробов, инфекций и прочего. Видимо, есть такие вещи в нашем бренном мире, которые можно понять только тогда, когда живешь с ними рядом. Это точно касается и вопроса о том, как хоронят людей в Индии.

Глава 2. Варанаси - город мертвых

Здесь я впервые с прошлого лета почувствовал 35-ти градусную жару на своей шкуре. Жарким пеклом меня встретил Варанаси - город мертвых. Кстати, почему Варанаси называют городом мертвых? Ну, если вы не знаете особенностей индуисткой культуры и конкретно особенностей Варанаси, то я поспешу скорее объяснить вам и даже показать.

Всё дело в том, что по индуистским легандам, Варанаси был основан самим богом Шивой около 5000 лет тому назад на слиянии двух рек: Варуна и Асси, от чего и получил своё название. Это одно из семи самых священных для индуистов мест, сюда съезжаются поломники, исповедующие индуизм, со всего мира. Также Варанаси считают священным буддисты и джайнисты. Именно из-за того, что этот город основал сам Шива, Варанаси и получил такой серьёзный статус для поклонения и почитания. Много других городов лежат на берегах Ганга, но именно этот город считается из них самым священным.

Река Ганга (или просто Ганг) проходит через город. Это самая священая река для индуистов и берёт она свой исток далеко в Гималаях, на высоте свыше 4000 метров из ледника Гамукх. Если там, в горах, в районе Ганготри (где мы с вами побываем в следующих главах) река Ганга представляет собой относительно небольшую горную речушку, то в районе Варанаси это уже широкая река. Заканчивает свой земной путь Ганга в районе Бенгалии, где сливается с Индийским океаном в Бенгальском заливе.

купание буйволов в Ганге

тут и свежую рыбку добудем

постирушки


Образ Парвати - жены Шивы - возле Ганга

В одной из прошлых глав этой (замечательной) книги я писал уже о своеобразных способах погребения мёртвых, которые применяются в дхармических традициях. В прошлый раз я рассказал про Небесные погребения , но в рамках Варанаси мой рассказ будет посвящён кремации. А знаете, чем похожи Катманду и Варанаси? Тем, что в обоих этих городах проходят церемонии кремации тел. В Варанаси кремация проходит прямо на берегу реки Ганга, а в Катманду это действие происходит на притоке Ганга - реке Багмати. Происходит это в специально отведёном для этих целей комплексе под названием Пашупатинатх. Своё название он берёт от Пашупати - это есть ни что иное, как одно из имён бога Шивы. К сожалению, в этой книге ничего не сказано про Пашупатинатх и нет его фото, потому что я не был в этом комплексе. Я не пошёл, потому что в будущем планировал посетить Варанаси и посмотреть на церемонии уже в этом месте.

лепёшки чапати


Чай (chai) - это слово из индийских языков

Каждый индуист мечтает умереть в Варанаси. А если и не умереть, то хотя бы чтобы после его смерти его тело сожгли на берегу Ганга и прах развеяли над священными его водами. Каждый индуист мечтает закончить свой земной путь в священных водах Ганга, чтобы его естество растворилось в воде и дало жизнь какому-то новому живому существу, а душа перешла на новый этап перерождения. Кстати, в дхармическом мировосприятии финал человеческого пути в виде смерти вовсе не представляется чем-то печальным. Индуисты верят в реинкарнацию, в цикл перерождений, и смерть является просто завершением ещё одной земной жизни и переходом к новой, в новом облике и с новой попыткой прийти к Просветлению, к которому наиболее близки представители индийской касты (варны) - брахманы. В Буддизме, который произошёл из индуизма, считают, что каждый человек может стать Просветлённым и закончить свой цикл перерождений, достичь Нирваны и соединиться с Сияющей Пустотой. Ну, впрочем, не будем вдаваться в подробности дхармического мировосприятия, спустимся "с небес на землю" и перейдём уже к загадочному, немного магическому и чрезвычайно интересному городу - Варанаси.

Я поселился в гестхауз "Элвис", в который меня привёз рикша. В этом гесте нашёлся номер за 300 рупий. Честно говоря, после Непала я ещё не привык к местной рупии и поэтому не особо разбирался в ценах, но цена в 300 рупий мне показалась нормальной. Я был очень уставший после поездки в поезде и хотел уже скорее бросить своё барахло на кровать и пойти заказать чего-нибудь пожрать. Кухня в "Элвисе" находится на самой крыше, всего там 2 этажа + пристройка на крыше. Готовить рис и прочую тяжёлую пищу мне отказались, так как было ещё утро, им было лень, поэтому я заказал омлет с овощами. Быстренько позавтракав (или поужинав) я уже прямо сейчас хотел пойти спуститься к Гангу и посмотреть, что там твориться, тем более Лала (владелец гостинки) сказал, что Ганга находится буквально в 1 минуте от этого здания. В чём, собственно, он не обманул.

узкие улочки старого района в Варанаси рядом с рекой

Кстати, когда я ел свой омлет, Лала положил мне на стол какую-то тетрадку и попросил почитать то, что там написано. Это была книга отзывов, которые оставляли различные туристы, останавливающиеся здесь. Также было много русскоязычных надписей и восклицательный знаков. Прочитав штук 10, я понял, что я попал в хорошее место. Все люди хвалили это заведение и владельца. Хороший сервис, наличие горячей воды 24 часа в сутки, что довольно редко в силу того, что с наступлением сумерек вода в баках остывает. Добродушный и отзывчивый сервис, любая помощь, обмен валюты по хорошему курсу, короче, всё для людей. В этом я и сам потом убедился.

Мне не терпелось скорее выйти на берег и посмотреть на легендарный Ганг, на церемонии кремации и бурную жизнь Варанаси. Было только утро, около 10-11 часов, но солнце уже жарило не на шутку. Правый берег реки Ганг, на котором и лежит Варанаси, хорошо оборудован и обжит ещё с древнейших времём. Там всё отделано камнем: ступени, сходы к воде, купели, причалы для лодок. На ступенях сидят садху, везде и повсюду установлены идоложертвенники богу Шиве - Лингамы. Ходят коровы и оставляют следы своей жизнедеятельности.

Лингам Шивы - фалический символ


Корова - символ плодородия, священное животное

Пройдя немного, я понял, что эта жара меня погубит и что мне немедленно следует идти назад в номер и бухнуться спать - что я без промедления и совершил. Мне удалось поспать часов до 3-4, после чего я пообедал и пошёл дальше на берег Ганги. В это время Ганг был оживлён куда больше, чем в полдень. Жара уже начала спадать, на улицы повылазили туристы, местные жители, торговцы, различные зазывалы и надоедливые "помогалы" - эти уж действительно отвратительные личности. Они подходят к тебе и начинают разговор, словно хотят познакомиться с чужаком и подружиться с ним, но потом через какое-то время они раскрывают всю свою сущность, предлагая какие-либо свои услуги. Это может быть помощь в выборе гестхауза, в поиске какой-то определённой улицы, здания. Могут предложить купить у них "мариванну" в виде гашиша.

- Excuse me, mister! Do you want anything? - Спрашивает меня среднестатистический помогала.

- No, Thanks! - Отвечаю я, не раздумывая.

- Do you smoke? Do you like "Marivanna"? - Cпрашивает помогала, изображая руками перед лицом процесс курения.

Только и успеваешь им отвечать: "Айм донт смоук энд ай донт вонт мариванна, май фрэнд! Сорри!" - И так через каждые 100 метров. Поначалу это вызывает улыбку, но потом сильно надоедает.

С этим там проблем нет...

Хотя попадаются зачастую и дейстительно такие люди, которым от тебя ничего не надо, которые просто хотят с тобой познакомиться. Это, как правило, такие же туристы из других индийских городов. Зачастую вообще мусульмане, коих много и в самом Варанаси.

Кстати, про марихуану. Теоретически в индийском законодательстве существует норма, по которой марихуана является наркотическим веществом и употребление её запрещается. Но также есть какие-то другие законы, которые разрешают курение гашиша. Дело в том, что в индуизме считается, что сам бог Шива являлся курильщиком гашиша, и курение его является религиозным ритуалом подражания Шиве. Точно так же, как Шива был бессеребренником и аскетом, так и его последователи - садху - имеют довольно аскетичный вид и усердно злоупотребляют курением гашиша. И если помогала будет предлагать вам вроде как шёпотом, то садху курят мариванну совершенно в открытую, прямо на улице.

Среди хиппи-туристов этот продукт разлетается на ура, принося неплохие доходы в теневую экономику региона. Вообще, в Варанаси, наверное, каждый 3-й зарубежный турист употребляет канабиноиды. Сдаётся мне, что терпкость сдешнего продукта может уложить неопытного курильщика с нескольких затяжек. Но мне этого не узнать никогда, потому что я категорически против любых одурманивающих веществ. Не сказать, что я не грешил подобными излишками в прошлом, но сейчас я абсолютно убеждён в их ненужности. Просто если говорить про Варанаси, да и вообще про Индию, то как-то будет неправильно, я считаю, не упомянуть об этой особенности хотя бы раз.

Основные моменты

Варанаси известен в разные исторические периоды под разными названиями – например, Каши (Город жизни) и Бенарес, – это один из самых старых постоянно населенных городов и один из семи священных городов в индуизме.

Название «Варанаси» город получил от названий двух притоков живительной святой реки Ганг, Варуна и Аси, между которыми он расположен. Считается, что бог Шива направил с Гималаев воды Ганга вниз, на равнины. Эта мифическая история заставляет индусов верить, что Варанаси - самый старый город в мире.

Паломники приходят сюда по вековой традиции посидеть на каменных ступенях у вод священной реки, совершить ритуальное омовение на рассвете или кремировать своих родных. Считается, что это омовение смывает все грехи, а умереть здесь считается особой честью. Смерть гарантирует повторное рождение.

В результате Варанаси стал бьющимся сердцем индуистской вселенной. Большинство путешественников согласны, что это магический город, но он не для слабонервных. Самые интимные ритуалы жизни и смерти проводятся публично, поэтому виды, звуки и запахи в гхатах и вокруг них - не говоря уже о постоянном присутствии приставучих зазывал и агентов - могут ошеломить. Не сдавайтесь. Варанаси - уникальный город, и прогулка вдоль гхатов или на лодке по реке надолго останется в памяти.

Индия так и останется для вас загадкой, если вы не посетите Варанаси. Нельзя сказать, что этот старый город «объяснит» все - на самом деле впечатляющее противопоставление жизни и смерти на реке Ганг, знаний и суеверия может еще больше вас запутать, - но атмосфера святости этого города настолько пронизывающая, что вообще устраняет потребность в рациональных объяснениях. Возможно, мусульманские завоеватели в прошлом воспринимали почтение индусов к Варанаси как угрозу - в этом городе, которому 3000 лет, нет ни одного храма, возведенного раньше XVIII в., - но позже он стал святым городом и для мусульман. Император Аурангзеб даже пытался переименовать его в Мухаммедабад.

Вероятно, основанный индоариями приблизительно в 1000 г. до н. э., Варанаси с самых ранних времен считался центром просвещения для индийских мыслителей, богословов, философов и поэтов. Он до сих пор остается важнейшим центром индуизма. В VI в. до н. э. недалеко от Варанаси собрались ученики Будды, чтобы послушать его проповедь в Оленьем парке в Сарнатхе. С тех времен джайнские монахи, мусульмане и сикхи объявили его святым городом и возвели здесь монастыри, мечети и храмы.

Дасашвамедх Гхат – место, где, по легенде, Брахма совершил жертвоприношение в день возвращения Шивы из изгнания. Он пожертвовал десять лошадей. Отсюда открывается чудесный вид на реку.

Храм Вишванатха – очень древний храм, построенный на берегах священного Ганга, но в XVII веке он был разрушен императором Ауранджебом. Однако в 1780 году Махарани Ахильябаи Холькар из Индора восстановил его, и теперь каждый год сюда устремляются миллионы паломников. Храм считается самым священным местом в Варанаси. Это один из двенадцати храмов, где Шиву изображают в виде Шивалинга - его древнего символа. Золотое покрытие купола было выполнено в XIX веке в период правления магараджи Пенджаба Ранджита Сингха.

Гаты

На ступенчатых каменных набережных Варанаси, ведущих вниз, к Гангу, в год собирается более 250 тысяч паломников. Чтобы увидеть, как на гатах занимается день, вам нужно подняться до рассвета и присоединиться к паломникам. Благочестивые мужчины и женщины, расположившись на ступенях, деловито скандируют: «Ганга Май ки джай!» - «Слава Матери Ганге!» (на русском языке Ганг имеет мужской род) .

Некоторые из них - санниаси, странствующие отшельники, которые отказались от своих домов и пустились в далекий путь на юг Индии, чтобы стоять на гатах и молиться, купаться и пить воды священной реки или сидеть и медитировать в этот высший момент их религиозной жизни. Даже самые старые и слабые приезжают сюда умирать, поскольку ничто не может доставить большей радости набожному индусу, чем перспектива иметь свой пепел рас-сеянным над водами Ганга и таким образом освободиться от вечного цикла перерождений.

Большинство Гатов используются для омовения, но есть и несколько для сожжения, где проходит публичная кремация тел умерших.

Почти все дороги в Варанаси ведут к гатам Дасашвамедх (Dasaswamedh Ghat) , где, по легенде, Брахма-Создатель принес в жертву 10 лошадей. Наверху ступенчатой набережной святые люди, называемые «пандас», сидят под бамбуковыми зонтиками, поют мантры и продают, за мелкую монету или горстку риса, пасту из сандалового дерева, цветы или воду из Ганга.

На берегу вы можете нанять лодку и доплыть до середины реки, чтобы полюбоваться впечатляющим видом множества индуистских храмов и их тонких башен. В 5 км от города Ганг описывает дугу, поворачивая на север, как предполагается, для того, чтобы сделать последний прощальный жест своему священному дому в Гималаях, перед тем как повернуть на восток и спуститься к Бенгальскому заливу. Вы можете попросить вашего лодочника отвезти вас вверх по течению к гатам Аси (Asi Ghat) , перед тем как снова спуститься вниз, к гатам Панчганга (Panchganga) .

Большую часть года уровень воды в реке достаточно низкий, что дает возможность пройти пешком вдоль всех гхатов. Это своего рода «маршрут для наблюдения за людьми» мирового класса - прогуливаясь, вы смешиваетесь с восхитительной толпой людей, пришедших к Гангу не только для ритуальных омовений, но и для того, чтобы постирать одежду, заняться йогой, сделать подношение, пожертвование, продать цветы, сделать массаж, поиграть в крикет, искупать буйволов, очистить карму, подав милостыню попрошайкам, или просто побродить и поглазеть на окружающих.

Отметьте, как при ритуальном очищении, очень сложном, когда оно выполняется обученным брахманом, нужно сделать в воде приседающее движение по крайней мере три раза. Вы увидите, что женщины купаются, полностью одетые в сари. На гатах Дхоби (Dhobi Ghat) , где трудятся прачки, вы увидите много мыла и шампуня. В конце концов, Мать Ганга, хотя и священная, но все же всего лишь река.

Тех, кому, возможно, будет неприятно наблюдать, как смерть правит свой бал по берегам реки, впечатлят простота и достоинство проходящих здесь похоронных обрядов.

Семьи приносят своих умерших родственников для кремации в самых священных гатах Варанаси, Маникарника (Manikarnika) . Часто можно увидеть похоронные процессии, протискивающиеся через закоулки к этому гхату. Тело, облаченное в белый саван, подносят на бамбуковых носилках к берегу реки, где в рот умершему вливают несколько капель воды из Ганга. Тело кладут на поленницу дров из ароматного сандалового дерева, которую потом поджигают.

К югу от гат Маникарника находятся гаты Ман-Мандир (Man Mandir Ghat) . В том районе расположена обсерватория Джай Сингха, махараджи Джайпура. К северу от гат Маникарника находятся бросающиеся в глаза гаты Скиндия (Scindia Ghat) , где картинно наклонившийся храм Шивы наполовину погрузился в реку. К северу от этого места расположены священные гаты Панчганга (Panchganga Ghat) . Говорят, что это место мифического слияния четырех подземных притоков Ганга. Над ними возвышается огромная мечеть Аламгир (Alamgir Mosque) , возведенная Аурангзебом на месте разрушенного индуистского храма.

Всего на реке около 80 гхатов, но основная группа растянулась от Асси-гхата (Assi Ghat) , расположенного рядом с университетом, до Радж-гхата, рядом с дорогой и железнодорожным мостом.

Южный участок

Асси-гхат (Assi Ghat) - самый южный из главных и больших гхатов. Он особенно важен, поскольку река Асси сливается здесь с Гангом и паломники приходят сюда, чтобы поклониться лингаму Шивы (фаллическое изображение Шивы) под священным фикусом. По вечерам здесь особенно оживленно, так как вся забетонированная часть гхата наполняется разносчиками и эстрадными артистами. Это место - популярная стартовая точка для экскурсий на лодке. Здесь есть несколько отличных отелей.

Соседний Тулси-гхат (Tulsi Ghat) , названный так в честь индийского поэта XVI в., сполз к реке, но, несмотря на это, в месяц картика (Kartika; октябрь/ ноябрь) здесь проводят праздник в честь Кришны. Следующим по порядку является Бачрай-гхат (Bachraj Ghat) , где находятся три джайнских храма. Маленький храм Шивы и дворец XIX в., построенный королевской семьей Непала, расположились сразу за Шивала-гхатом (Shivala Ghat) , построенным местным махараджей Бенареса. Данди-гхат (Dandi Ghat) используется аскетами, известными как Данди Пантхс (Dandi Panths ). Рядом - очень популярный Хануман-гхат (Hanuman Ghat) .

Харишчандра-гхат (Harishchandra Ghat) - кремационный гхат, меньший и второй по важности после Маникарники, но в то же время один из самых старых в Варанаси. Выше расположен Кедар-гхат (Kedar Ghat) - в нем есть храм, очень почитаемый бенгальцами и южными индийцами. Мансаровар-гхат (Mansarowar Ghat) был построен раджой Манн Сингхом (Man Singh) из Амбера и назван в честь тибетского озера, расположенного у подножия горы Кайлас - гималайского дома Шивы.

Участок Старого города

Самый оживленный и самый яркий гхат в Варанаси - это Дасасвамедх-гхат (Dasaswamedh Ghat) . К нему можно подойти с главной дороги, на пересечении Годаулиа (Godaulia) . Название говорит о том, что Брахма принес здесь в жертву (медх) 10 (дас) лошадей (асва) . Несмотря на упрямых и деспотичных лодочников, продавцов цветов и зазывал, пытающихся затянуть вас в магазин шелков, это прекрасное место, где можно отдохнуть, посмотреть на людей и проникнуться атмосферой города. Каждый вечер в 19:00 здесь проводится тщательно отработанная церемония ганга аарти с пуджей, кострами и танцами.

Недалеко к югу от этого места находится Сомесвар-гхат (Someswar Ghat; гхат Бога луны) , который, по рассказам, может излечивать от болезней. Мунши-гхат (Munshi Ghat) очень фотогеничен. Гхат Ахальи Бай (Ahalya Bai"s Ghat) назван в честь правительницы Индора (Indore) из династии маратхов.

К северу от Дасасвамедх-гхата находится Ман Мандир-гхат (Man Man-Ghat) , принадлежащий радже Ман Сингху. Он был построен в 1600 г.,а в XIX в. плохо отреставрирован. В северном углу гхата есть красивый каменный балкон. Рядом находится Меер гхат (Meer Ghat) , который ведет к непальскому храму с эротическими скульптурами.

Маникарника-гхат (Manikarnika Ghat) - главный «сжигательный» гхат. Для индусов это самое благоприятное место кремации. Мертвыми телами занимаются бездомные, которых называют doms. Они проносят их по улицам старого города к святому Гангу на бамбуковых носилках, обмотанных тканью. Тела окунают в Ганг, прежде чем сжечь. Огромные кучи дров складывают по верху гхата. Каждое бревно аккуратно взвешивается на огромных весах, чтобы можно было подсчитать стоимость кремации. Каждый вид дерева имеет свою цену. Сандаловое дерево самое дорогое. Использовать ровно столько дров, сколько нужно для полного сожжения тел, - целое искусство.

Можно наблюдать за процессом кремации, но всегда ведите себя очень уважительно. Фотографировать строго запрещено.

Наверняка какой-нибудь священник или проводник захочет провести вас на верхний этаж соседнего здания, чтобы наблюдать за церемонией кремации сверху. Они попросят вас о пожертвовании (в долларах) на покупку дров. Если не хотите делать подношение - не ходите за этими людьми.

Еще на несколько шагов выше находится резервуар, известный как колодец Маникарника. Легенда гласит, что Парвати обронила здесь свою серьгу, и Шива вырыл колодец в попытке ее найти, наполняя яму своим потом. Чаранпадука (Charanpaduka) , кусок скалы между колодцем и гхатом, содержит отпечаток стопы, оставленный Вишну. Привилегированных персон сжигают у Чаранпадуки, где также есть храм, посвященный Ганеше (Ganesh) .

Даттатрея-гхат (Dattatreya Ghat) хранит отпечаток стопы святого Брахмина, именем которого и назван маленький храм, расположенный рядом. Синдхия-гхат (Scindhia Ghat) был построен в 1830 г., но оказался так огромен, что упал в реку, после чего его перестроили.

Северный участок

Продолжив путь дальше на север от Синдхия-гхата, вы вскоре достигните Рамгхата (Ram Ghat) , построенного махараджей Джайпура. Сразу за ним находится Панчаганга-гхат (Panchghanga Ghat) . Его название говорит о том, что здесь где должны сливаться пять рек. Над гхатом возвышается меньшая мечеть Аурангзеба, известная также как мечеть Аламгира (Alamgir Mosque) , которую он построил на месте большого храма Вишну. В Гай-гхате (Gai Ghat) стоит каменная статуя коровы. Трилочан-гхат (Trilochan Ghat) снабжен двумя башенками, выступающими из реки, - вода между ними особенно священна. К северу находится Радж-гхат, служивший паромным причалом, пока не построили автомобильный и железнодорожный мост.

Город

Старый Варанаси стоит на западном берегу Ганга и тянется дальше от прибрежных гхатов лабиринтами улиц, называемых гали, слишком узких для движения транспорта. Они могут дезориентировать вас, но обычно все популярные отели и рестораны хорошо обозначены, и где бы вы ни заблудились, рано или поздно вы выйдете к какому-нибудь гхату. Можно все время идти вдоль гхатов, но только не в сезон дождей и не сразу после него, поскольку в этот период вода в реке поднимается слишком высоко.

Большинство интересных мест в Варанаси, а также гостиницы и отели расположены в старом городе. Сразу за вокзалом находится очень спокойный район, где сосредоточена основная масса дорогих отелей.

Чоук (базар) известен своими духами, шелками и медными изделиями. Поищите позолоченный Золотой храм Вишванатх (Golden Temple of Vishwanath) , самый священный храм Варанаси, вход в который запрещен неиндусам.

Вы можете рассмотреть его из здания, стоящего напротив, прежде чем зайти за храм и посмотреть на священного быка, в ярко-красных пятнах, оставленных на нем теми, кто ему поклоняется. В Университете Варанаси имеется Художественный музей (Art Museum) , располагающий отличным собранием могольских миниатюр XVI в. Считается, что оно превосходит национальную коллекцию в Дели.

Сарнатх

Приблизительно в 10 км от центра Варанаси находится Сарнатх (Sarnath) , где Будда в 530 г. до н. э. прочитал пяти ученикам свою знаменитую проповедь в Оленьем парке (эта дата считается датой основания религии) .

Сарнатх быстро стал ведущим центром паломничества, привлекая тогда и продолжая привлекать сейчас набожных буддистов из многих регионов Востока, включая Японию, Китай и Юго-Восточную Азию. Император Ашока приказал поставить на территориях монастырей и на ступах (полусферические скульптуры, отображающие в символической форме просветление Будды) колонны с его указами, которых построили тысячи. Но точно так же, как Варанаси, Сарнатх пострадал от Кутб уд-Дина в 1194 г. Сегодня руины восстановлены, и рядом находится прекрасный музей буддийской скульптуры.

На западной стороне дороги из Варанаси вы найдете ступу Чаукхауди (Chaukhaudi Stupa) , возведенную царем Гупта в V в. н. э. Восьмиугольную башню, возвышающуюся над этим сооружением, добавили позже в ознаменование прохода императора Хумаюна после его поражения в 1540-х годах. Среди руин, заросших цветами и священными деревьями ним (также ниим, или Азадирахта индийская (лат. Azadirachta indica)) , можно различить остатки семи монастырей из красного кирпича, относящихся к III в. до н. э - IX в. н. э. Поскольку их кирпичи использовались для строительства городских зданий, сохранилось только основание Главной святыни, которая когда-то отмечала место дома Будды в период его пребывания в Сарнатхе.

К западу от святыни, окруженной железной дорогой, можно увидеть остатки нижней части и фрагменты колонны Ашоки (Asoka"s Pillar) , высота которой когда-то составляла 15 м. Обратите внимание, что по прошествии 2200 с лишним лет противостояния стихиям блеск гранита не потускнел.

Надпись на колонне предостерегает против разногласий, способных разрушить национальное единство, установленное под его началом: «Никто не должен вызывать раскол в монашеском ордене».

Доминирующая особенность этих руин - цилиндрическая ступа Дхамек (Dhamekh Stupa) высотой 45 м, сооруженная в V в. н. э. Многие считают, что этим памятником отмечено древнее место, где Будда произнес свою самую известную проповедь. Обратите внимание на расположенный под восемью пустыми нишами красивый бордюр с прекрасными цветочными и геометрическими орнаментами, украшенный прелестными птичками и маленькими изображениями сидящего Будды.

В Музее Сарнатха собрана замечательная коллекция образцов древней индийской скульптуры, относящейся к периоду с III в. до н. э. до V в. н. э. При входе в музей вас приветствует известный шедевр - капитель колонны Ашоки со львами, яркий пример характерного искусства империи Маурьев. Четыре сильных льва стоят спиной к спине над бордюром с изображениями животных - лошади, слона, быка и льва поменьше. Каждое из них отделено друг от друга Колесом закона, опирающимся на перевернутый лотос, когда-то соединявший колесо с колонной. Первоначально Колесо закона возвышалось над львами, а сейчас оно находится напротив стены.

Где остановиться

Большая часть бюджетных гостиниц Варанаси и несколько «жемчужин» среднего класса сосредоточены в самой интересной части города - переплетении узких улочек, идущих от гхатов вдоль реки Ганг. Достаточно много отелей расположено вокруг Асси-гхата. Другие находятся на суетливом и шумном северном участке улиц между Синдхией и Меер-гхатом - в той части города, которую мы называем старым городом.

В Варанаси активно работает система поселения гостей в частные дома. В этой системе задействовано более 100 семей и их домов, где можно остановиться за сумму от 200 рупий до 2000 рупий в сутки. UP Tourism предоставит вам их полный перечень.

Где выпить и развлечься

Питейные заведения можно найти в любой части Варанаси, обычно они расположены вдали от реки. Примите к сведению, что распитие спиртных напитков вблизи священного Ганга осуждается. Чтобы найти бар, ищите отели среднего и высшего класса вдали от гхатов.

К примеру, есть оживленный по вечерам бар в Brown Bread Bakery, где играют классическую музыку, в отеле Puja и ресторане Varuna в отеле Gateway Hotel Ganges.

В Международном центре музыки Ashram проходят небольшие музыкальные представления (100 рупий) по вечерам в среду и субботу.

Шоппинг

Варанаси оправданно знаменит шелковой парчой и красивыми бенаресскими сари, но старания зазывал и водителей рикш, манящих и везущих вас в магазины шелка, - это все жульничество и обман. Все, кто хоть как-то вовлечен в этот процесс, постараются содрать с вас больше, чем нужно. Не очень доверяйте тому, что торговцы шелком говорят вам о качестве продукции, даже если вы находитесь в государственном магазине. Пройдитесь по магазинам и оцените качество самостоятельно.

Варанаси - хорошее место для покупки ситары (от 3000 рупий) и таблы (от 2500 рупий) . Цена зависит от вида дерева, из которого сделан инструмент. Изделия из мангового дерева самые дешевые, а тик и вид-жайсар (дикое индийское растение, кора которого используется в аюроведической медицине) - лучшие.

Здесь вы найдете оригинальные местные игрушки - ковры Бхадохи, латунные украшения, парфюмерию и другие популярные товары.

Коварный Варанаси

Если вы считаете, что в Агре были надоедливые зазывалы и рикши, не спешите с выводами, пока не попадете в Варанаси. Внимание, которое будет оказано вам здесь, особенно в районе гхатов и в Старом городе, просто невыносимо. Вам придется выдержать натиск зазывал, агентов и водителей, предлагающих «самое лучшие и дешевые» прогулки на лодке, гидов, туроператоров, продавцов шелка и менял (это краткий перечень) . Отнеситесь к этому с юмором и вежливо отказывайтесь. Не фотографируйте гхаты во время сжигания тел и отказывайтесь от предложений типа «иди за мной, я тебе покажу лучший вид» - там, куда вас отведут, будут требовать деньги, и вы можете попасть в неприятную ситуацию.

Не верой единой

Трудно убедить набожного индуса, что вода в Ганге не чистая. В течение столетий тела, которые по религиозным соображениям запрещено кремировать на гатах - включая младенцев и жертв холеры, - опускают в реку, причем поблизости в это время люди купаются и пьют воду.

Многие твердо верят, что Ганг очищается сам, что подтверждается химическим анализом воды, показывающим, что в ней содержится 0,05% серы, убивающей бактерии. Хотя вера обеспечила многих купальщиков сильным психосоматическим оружием против инфекции, многие из тех, кто постоянно живет рядом с гатами Варанаси, страдают желудочно-кишечными заболеваниями.

Для устранения загрязнения вод Ганга трупами, сточными водами и промышленными отходами наконец-то начала разрабатываться многомиллионная кампания. По мнению правительства Индии, вера нуждается в небольшой помощи.

Информация

Интернет-кафе

Интернет-кафе в Варанаси есть везде; 20 рупий в час - объективная цена. Гестхаусы стремятся брать вдвое дороже. Wi-Fi набирает популярность, где-то за него нужно платить, но чаще не нужно.

Больница

Heritage Hospital (2368888; www.heritagehospitals.com; Ланка) . Англоговорящий персонал; круглосуточная аптека в приемном отделении. Травмпункт справа.

Почта

Главное почтовое отделение Варанаси (2331398; Кабир Чаура Роуд; 10:00-19:00 понедельник-суббота, посылки 10:00-16:00) . Некоторые рикши знают это место как GPO; это лучшее почтовое отделение для отправки посылок за границу. Маленькие отделения разбросаны по всему городу. В районе Кантонмент есть большое.

Банк

State Bank of India (2343742; Молл; 10:00-14:00 и 14:30-16:00 понедельник-пятница, 10:00-13:00 суббота) . Меняют дорожные чеки и валюту.

Туристическая полиция

Туристическая полиция Варанаси (2506670; офис UP Tourism, ж/д станция Варанаси Джанкшн; 6:00-19:00) . Туристическая полиция носит небесно-голубую униформу.

UP Tourism

UP Tourism (ж/д вокзал Варанаси Джанкшн; 02506670; 9:00-17:00) . Терпеливый г-н Умашанкар в офисе на ж/д вокзале уже много лет раздает важную информацию прибывающим путешественникам. Он кладезь знании. Воспользуйтесь этой возможностью, если прибудете сюда на поезде. Он может сообщить подробности о системе размещения в частных домах и об экскурсиях.

Транспорт в Варанаси

В аэропорт / из аэропорта

Велосипед

Можно взять напрокат велосипед (20 рупий в день) в маленькой мастерской по ремонту велосипедов рядом с Асси-гхатом.

Велорикша

Примерная цена проезда от Дасасвамедх-гхат Роуд составляет: Асси-гхат 20 рупий, Индуистский университет Бенареса 40 рупий и ж/д вокзал Варанаси Джанкшн 30 рупий. Будьте готовы к долгому торгу.

Такси и авторикши

Сначала заплатите административный взнос в кассе в размере 5 рупий, затем возьмите билет, который вы должны отдать водителю вместе с платой за проезд по тарифу, когда прибудете в пункт назначения. Тарифы следующие:

  • Аэропорт авто/такси 200/400 рупий
  • Асси-гхат авто/такси 470/200 рупий
  • Дасасвамедх-гхат авто/такси 60/150 рупий
  • Годаулия (Godaulia; у церкви Св. Томаса) авто 50 рупий
  • Форт Раманагар авто 140 рупий
  • Сарнатх авто / такси 80/250 рупий Полудневной тур (4 часа) авто 300 рупий
  • Дневной тур (8 часов) авто 600 рупий

Как добраться и уехать

Самолет

Indian Airlines (10:00-17:00 понедельник-суббота) аэропорт (2622494) ; Кантонмент офис (2502529) осуществляют прямые рейсы в Дели (около 3000 рупий, ежедневно) , Мумбай (5000 рупий, ежедневно) , Катманду (7800 рупий, вторник, четверг, суббота и воскресенье) и Кхаджурахо (3000 рупий, понедельник, среда и пятница) . Офисы других авиакомпаний находятся в аэропорту.

Автобус

Главная автобусная стоянка находится напротив ж/д вокзала Варанаси Джанкшн. В Аллахабад и Лакхнау тоже ходят один-два автобуса с кондиционером - они удобнее, но примерно в два раза дороже. Популярные маршруты: Аллахабад 82 рупии, 3 часа, каждые полчаса; Файзабад 160 рупий, 7 часов, ежедневно в 6:00, 7:00, 8:00, 13:30 и 14:00; Горакхпур 144 рупий, 7 часов, каждые полчаса; Лакхнау 197 рупий, 7-8 часов, примерно каждый час.

Поезд

Появилась информация о том, что в поездах, следующих в Варанаси и из него, крадут багаж, поэтому будьте особенно внимательны. Несколько лет назад стали говорить о том, что здесь в еду и напитки подсыпают наркотики, поэтому лучше вежливо откажитесь от каких-либо предложений со стороны незнакомцев.

Ж\Д станиия Варанаси Джанкшн, также известная как ж/д станция Кантонмент Варанаси (Cantt) - главный вокзал города. Квотные билеты для иностранных туристов нужно покупать в Foreign Tourist Centre (8:00-20:00 понедельник-суббота, 8:00-14:00 воскресенье) . Касса находится сразу за офисом UP Tourism, она будет справа от вас, когда вы выйдете из вокзала.

В Аллахабад, Горакхпур и Лакхнау ежедневно ходит несколько поездов. Еще несколько каждый день отправляются в Нью-Дели и Колкату, и всего два поезда ежедневно ходят в Агру. Прямые поезда в Кхаджурахо ходят только по понедельникам, средам и субботам. В другие дни придется ехать в Сатну и там садиться в автобус до Кхаджурахо.

В Непал / из Непала

С автостанции Варанаси регулярно ходят автобусы в Сунаули (206 рупий, 10 часов, 7:00-20:30) .

На поезде можно доехать до Горакхпура и там пересесть на автобус, едущий в Сунаули.

Indian Airlines каждую неделю осуществляет четыре рейса в Катманду (7800 рупий) . Непальскую визу можно получить по прибытии.

«Моя экспедиция, проехав Дели, Раджастхан, побывав у индийских цыган и мумбайских проституток, померзнув целую ночь на ночном вокзале Агры, к новому, 2015 году въехала в город-герой Варанаси», - эксклюзивно для Бигпикчи рассказывает Петр Ловыгин .

(Всего 32 фото)

1. Варанаси - город для индийцев особенный. Не всякий мечтает в нем жить, не всякий успевает в нем умереть, но быть сожженным на берегах Варанаси и выпасть пеплом в Гангу мечтает каждый индиец. Варанаси для них город особого погребального назначения. Но я не индиец. Я выбрал Варанаси для встречи нового, 2015 года. Это не беда, что 1 января в городе вдруг отключились водоснабжение и канализация, а в нашей комнате в декабрьские морозы отсутствовали стекла в окне. Мы его заложили картой Индии в раме, что сняли со стены. Бессовестно протекала крыша, потому что первый день нового года лило с неба весь день. Но несмотря на это Варанаси - Великий город.

2. Ганга - это вена города. Не было бы Ганги - не было бы и Варанаси. Ей город обязан всем. Набережная Ганги - это своеобразная площадь города. Каждый вечер здесь наступает время Пуджи, индуистского ритуала, когда десяток молодых людей при большом скоплении народа на суше и несметном количестве лодок на воде подносят своим божествам пищу, огонь и прочие подарки. Тут же цирюльники стригут людей, проводятся индуистские собрания, йоги гнут себе конечности на благо Вселенной.

3. Гаты (спуски к воде) Ганги - это еще и публичная баня под открытым небом. Литрами с их ступенек льется в воду Pantene Pro-V. Толстопузые мужики погружаются в воды. Из воды торчат головы святых старцев с длиннющими бородами, и непонятно, как они находят среди всей этой белоснежной поросли рот, когда хотят есть.

5. В одной красивой книге с шелестящими на ветру страницами я читал, что индийцы давно уже соединили у Ганги один конец с другим. И течет она теперь по кругу. Потом построили священную электростанцию с вечным двигателем.

6. Стирается белье. Моется скот.

7. Сушится белье на таких грязных поверхностях, что смысла в стирке особого нет. Оно тотчас же становится таким, как и прежде. В этом есть специфика всех индийских прачечных: есть постоянная занятость! Постирал - положил сушиться - испачкалось - снова начал стирать - постирал - положил сушить - и так далее…

8. Небо над Гангой занято войной воздушных змеев. Лески от них протянулись с одного берега Ганги на другой так, что все эти горы белья, стираемые в его водах, можно сушить и поперек течения. А пока женщины в сари до этого не додумались и просто раскладывают эти рубашки и сорочки, трусы и километровые простыни на солнце так, что со спутника можно прочитать магический символ Ом.

9. А один старик взял и из коровьих лепешек соорудил новую автодорогу от Варанаси до Аллахабада.

10. Но главная достопримечательность Варанаси - два гата, на которых сжигают тела умерших. Снимать здесь категорически запрещено. Эти кадры сделаны на мой страх и риск, благо моя камера имеет возможность оставаться незамеченной. Очередь из дровяных запасов начинается еще задолго до подхода к воде.

11. Чтобы сжечь человека, требуется несколько часов и около 400 килограммов дров. Поджигать у индийцев получается плохо. У меня вот есть друг, который в любой дождь, с одной спички… до 70% кожного покрова. И конечно, помимо дров, самый популярный товар здесь - средство для розжига.

12. Камера не позволяет приблизиться к трупу. Но, проходя мимо, на расстоянии полуметра, можно увидеть, что труп далеко не свежий. Скажем так, «полежавший». И явно не неделю, а больше. Как у цыган в Молдавии - покойничек лежит по несколько недель и никто не торопится его хоронить.

13. Все индийцы по мере возможности следят за тем, чтобы фотосъемка не производилась. На выходе с главного гата я был пойман за руку с просьбой показать последние кадры: мол, мы видели, как вы только что снимали (на самом деле ничего они не видели, просто решили, раз с камерой - значит снимал). С веселыми возгласами: «Шухер! Мусора! Линяем!» мы ускорили шаг по узким варанасийским улочкам. На призыв проявившего бдительность индийца наказать залетных ни один из его соотечественников не откликнулся.

14. Одновременно на каждом из двух гатов сгорает от трех до шести тел. Процедура совершенно обычная, хоть и собирающая толпу зевак - как индийцев, так и иностранцев.

15. Конечно, радует и отношение индийцев к похоронным делам. Процессии с трупом идут прямо по улицам города к гатам, они легко различимы по а) несомому на носилках телу, б) большому количеству радующихся людей. Они бьют в барабаны, танцы танцуют и веселятся, словно Индия только что выиграла очередной матч в крикет.

16. В мой первый приезд сюда у меня был замечательный лодочник, что катал нас по Ганге. Паркуясь у берега, он бился кормой о голову чьего-то трупа, лежащего в воде. Рядом в костре догорал еще один. Обгорелые ноги торчали среди дров с одной стороны, с другой дотлевала голова.

17. И снова в пяти метрах от меня и этого «крематория на воде» группа индийцев исполняет залихватские танцы. И кажется, что еще чуть-чуть - и наступит праздник Ивана Купалы, найдут папоротник и начнутся прыжки через этот костер.

19. А есть и те, кто сам или его бедные родственники не способны найти деньги на дрова. И тогда труп сбрасывается в Гангу прямо так.

20. Он пристанет к ее берегам чуть ниже по течению. Станет кормом для бродячих собак.

21. Полосатые набережные Варанаси.

22. Много местных ходят по набережной с неиссякаемой задачей «кого бы еще сжечь». Как только завидят бесхозное тело - начинают тормошить его и заглядывать в зрачки. Тело просыпается. «Живая! Туды ее в качель…» - сокрушаются индийцы.

23.27. И в глубине улочек, в полумраке, и вот в таких open-air-забегаловках, где чумазые ребята посадят тебя с твоим подносом тали в самый центр стола, начнут что-то расспрашивать про Россию, и, как обычно, их знания ограничатся именем Vladimir Putin, а повар потом положит тебе добавки прямо собственной рукой, и неизвестно, что он до этого ею делал. Прием пищи в Индии - это всегда хождение по минному полю.

28. В той самой красивой книге с шелестящими на ветру страницами написано также, что в Индии все давно уже вышли в астрал. Редко кого на улице встретишь, да и те японские туристы. Теперь индийцы занимаются переводом в астрал коров. К чемпионату мира в России перевод коров в астрал обещали полностью завершить.

32. И все-таки Варанаси - город сказочный. Город с лицом. И не беда даже, что весь первый день нового года беспрестанно лил дождь и приказала долго жить вся канализация и водоснабжение, а в окно безудержно дуло. Нам на это нечего смотреть. Лишь бы похоронное дело Варанаси жило и процветало.

Варанаси, Индия – один из самых загадочных и противоречивых городов страны, в который многие индийцы приезжают умирать. Однако связана эта традиция не с невероятно красивой природой или хорошей медициной – индусы верят, что река Ганг избавит их от земных страданий.

Общие сведения

Варанаси – один их крупнейших городов в северо-восточной части Индии, известный как центр брахманской учёности. Буддисты, индуисты и джайнисты считают его святым местом. Для них он значит столько же, сколько Рим для католиков и Мекка для мусульман.

Варанаси занимает площадь в 1550 кв. км, а его население составляет чуть менее 1.5 млн. человек. Это один из старейших городов мира, и, скорее всего, самый древний в Индии. Название города происходит от двух рек – Варуна и Асси, которые вливаются в Ганг. Также изредка Варанаси именуют как Авимуктака, Брахма Вардха, Сударшана и Рамья.

Интересно, что Варанаси является одним из важнейших образовательных центров Индии. Так, здесь расположен единственный в стране университет, обучение в котором ведётся на тибетском языке. Это Центральный университет тибетологических исследований, основанный при Джавахарлале Неру.


Ближайшие к Варанаси крупные города: Канпур (370 км), Патна (300 км), Лакхнау (290 км). Расстояние до Калькутты составляет 670 км, а до Нью-Дели – 820 км. Интересно, что Варанаси расположен практически на границе (по индийским меркам). До границы с Непалом – 410 км, до Бангладеша – 750 км, до Тибетского автономного округа – 910 км.

Историческая справка

Поскольку Варанаси является одним из старейших городов в мире, его история очень яркая и сложная. Согласно одной древней легенде, на месте современного города бог Шива основал поселение, сделав его одним из религиозных центров Евразии.

Первые точные сведения о поселении датируются 3000 годом до н.э. – он упоминается в нескольких индуистских писаниях как индустриальный центр. Историки говорят, что здесь выращивали и обрабатывали шёлк, хлопок, муслин. Также тут занимались изготовлением парфюмов и скульптур. В первом тысячелетии до н. э. Варанаси посетили несколько путешественников, которые писали о городе как о “религиозном, научном и художественном центре” полуострова Индостан.

В первой трети XVIII века Варанаси становится столицей царства Каши, благодаря чему город стал развиваться гораздо быстрее, чем соседние поселения. Например, здесь были построены один из первых фортов в Индии и ряд дворцов-парковых комплексов.

1857 год считается трагическим для Варанаси – сипаи подняли восстание, и британцы, желая остановить толпу, зарезали много местных жителей. В результате погибла значительная часть населения города.


В конце XIX века город становится местом паломничества сотен тысяч верующих – сюда прибывают со всей Азии, чтобы принять участие в местных празднествах и посетить храмы. Многие богачи приезжают в Варанаси чтобы умереть на “святой земле”. Это приводит к тому, что около Ганга день и ночь горят костры, в которых сжигают десятки трупов (такова традиция).

В 20 и начале 21 века город также является важным религиозным центром, в который приезжают верующие со всей страны и учёные, желающие лучше изучить феномен этого места.

Религиозная жизнь

В индуизме Варанаси считается одним из главных мест почитания Шивы, ведь, по легенде, именно он в 5000 г. до н. э. создал город. Также он входит в ТОП-7 главных городов для буддистов и джайнистов. Однако Варанаси можно смело называть городом четырёх религий, ведь здесь проживает и множество мусульман.

Среди индусов так популярно паломничество в Варанаси потому, что город стоит на берегу Ганга – священной для них реки. С самого раннего детства каждый индус стремится попасть сюда, чтобы совершить обряд омовения, а в конце жизни быть сожжённым здесь. Ведь смерть для исповедующего индуизм – лишь один их этапов перерождения.

Поскольку количество паломников, приезжающих сюда для того, чтобы умереть – запредельное, в городе Варанаси и днём, и ночью горят погребальные костры.

Крематорий под открытым небом

Умереть “правильно” в Варанаси может не каждый – для того, чтобы тебя сожгли и пустили по Гангу, надо заплатить кругленькую сумму, и многие верующие долгие годы собирают деньги в путешествие на тот свет.

На территории города есть 84 гхаты – это своеобразные крематории, в которых за день сжигают от 200 до 400 тел. Некоторые из них заброшены, а в других уже много десятилетий горит огонь. Самый известный и древний – Маникарника Гхат, где уже несколько тысяч лет индусам помогают достигнуть состояния мокши. Процедура происходит следующим образом:


Цены в Маникарника Гхат

Что касается стоимости, то 1 кг дров для костра стоит 1 доллар. Для сожжения трупа требуется 400 кг, следовательно, семья умершего платит в районе 400 долларов, что для жителей Индии является огромной суммой. Богатые индусы часто делают костёр с сандаловым деревом – 1 кг стоит 160 долларов.

Самые дорогие “похороны” были у местного махараджи – его сын купил дрова из сандалового дерева, а во время сожжения кидал над костром топазы и сапфиры, которые впоследствии достались работникам крематория.

В качестве уборщиков трупов выступают люди, принадлежащие к низшему сословию. Они чистят территорию крематория и пропускают через сито золу. Может показаться странным, но их главная задача заключается вовсе не в уборке – они должны найти драгоценные камни и украшения, которые родственники умерших не могут сами снять с покойников. После все ценные вещи выставляют на продажу.


Туристам важно знать, что сфотографировать костры бесплатно не получится – к вам тут же подбегут “верующие” и скажут, что это священное место. Тем не менее, если заплатить деньги, то делать это можно без проблем. Вопрос лишь в цене. Так, работники крематория всегда спрашивают кто вы, кем работаете и т.д. От этого и будет зависит цена, которую они запросят.

Чтобы сэкономить, лучше всего представляться студентом – за неделю съёмки нужно будет выложить порядка 200 долларов. После оплаты вам выдадут бумажку, которую нужно будет показывать при необходимости. Самые высокие цены устанавливают для журналистов – один съёмочный день может стоить более 2000 долларов.

Виды крематориев

В индуизме, как и в христианстве, принято раздельно хоронить самоубийц и людей, умерших своей смертью. В Варанаси есть даже специальный крематорий для тех, кто ушёл из жизни по собственной воле.

Помимо “элитных” крематориев, в городе есть электрокрематорий, где сжигают тех, кто не успел накопить достаточное количество денег. Также нередки случаи, когда для человека из бедной семьи по всему побережью собирают остатки дров от уже отгоревших костров. Трупы таких людей не сгорают полностью, и их скелеты спускают в Ганг.

Для таких случаев и существуют уборщики трупов. Они плавают на лодке по реке и собирают тела тех, кого не сожгли. Это могут быть дети (сжигать до 13 лет нельзя), беременные женщины и больные лепрой.


Интересно, что людей, которых укусила кобра, также не сжигают – местные верят, что они не умирают, а лишь временно находятся в состоянии комы. Такие тела кладут в большие деревянные лодки и отправляют “медитировать”. К трупам людей прикрепляют таблички с адресом их проживания и именем, ведь проснувшись, они могут забыть о своей прошлой жизни.

Все вышеперечисленные традиции достаточно специфические, и ряд индийских политиков соглашается с тем, что пора прекращать подобные ритуалы. Трудно поверить, но лишь 50 лет назад в Индии официально запретили сжигать вдов – раньше в костёр с умершим мужем должна была ложиться и жена, которая горела заживо.

Тем не менее, и у местных жителей, и у туристов есть большие сомнения по поводу того, что подобные ритуалы отменят – ни приход мусульман, ни появление британцев на полуострове не смогло изменить тысячелетние традиции.

Как выглядит город вне «зоны крематория»

Противоположный берег Ганга – это обычная деревня, в которой живут простые индийцы. В водах священной реки они стирают одежду, готовят еду и очень любят купаться (туристам, конечно же, этого делать не стоит). Вся их жизнь связана с водой.


Современная часть города Варанаси в Индии – это обилие узких улочек (их называют гали) и разноцветных домов. В спальных районах находится много базаров и магазинов. Поразительно, но здесь, в отличии от Мумбаи или Калькутты, нет такого количества трущоб и грязи. Плотность населения здесь также меньше.

Одно из самых популярных мест в Варанаси, связанных с буддизмом – Сарнатх. Это огромное дерево, на месте которого, по легенде, проповедовал Будда.

Интересно, что практически все кварталы и улицы Варанаси названы или в честь известных религиозных деятелей, или в зависимости от тех общин, которые там проживают.

Варанаси – город храмов, поэтому здесь вы найдёте десятки индуистских, мусульманских и джайнистских святынь. Стоит посетить:

  1. Каши Вишванатх или Золотой храм. Он построен в честь бога Шивы, и считается самым главным в городе. Внешне похож на ковилы в других крупных городах Индии. Важно отметить, что это самый охраняемый храм Индии, и пройти в него без паспорта нельзя.
  2. Храм Аннапурны, посвящённый одноимённой богине. Согласно легенде, человек, который посетил это место, всегда будет сытым.
  3. Дургакунд или обезьяний храм. Он ярко выделяется на фоне других достопримечательностей Варанаси в Индии, ведь имеет ярко-красные стены.
  4. Аламгир-масджид – главная мечеть города.
  5. Ступа Дхамек – главная буддийская святыня города, построенная на месте проповеди Будды.

Жилье

В Варанаси достаточно большой выбор жилья – всего около 400 отелей, хостелов и гестхаусов. По сути, город делится на 4 основных района:


Отель 3* за ночь для двоих в высокий обойдётся в 30-50 долларов. Важно отметить, что номера в большинстве гостиниц достойные, и здесь есть всё необходимое для комфортного проживания: просторные номера, кондиционеры, отдельная ванная и вся необходимая техника в номере. Также около большинства отелей открыты кафе.

Что касается гестхаусов, то цены в них на порядок ниже. Так, ночь для двоих в высокий сезон обойдётся 21-28 долларов. Как правило, комнаты здесь меньше по размеру, чем в отелях. Также отсутствует отдельная ванная комната и кухня.


Имейте ввиду, что Варанаси – очень популярно направление, и комнаты в отеле следует бронировать за 2-3 месяца до заезда.

Как добраться из Дели

Дели и Варанаси разделяет 820 км, которые можно преодолеть на следующих видах транспорта.

Это самый комфортный вариант, и многие туристы советуют отдавать предпочтение именно ему, ведь в индийскую жару не каждый сможет 10-11 часов ехать в обычном автобусе или на поезде.

Необходимо сесть в метро, и доехать до станции Indira Gandhi International Airport. Далее сесть на самолёт и вылететь в Варанаси. Время в пути составит 1 час 20 минут. Средняя стоимость билета – 28-32 евро (зависит от сезона и времени полёта).


По данному направлению летает сразу несколько авиакомпаний: IndiGo, SpiceJet, Air India и Vistara. Цены на билеты у них примерно одинаковые, поэтому имеет смысл зайти на официальные сайты всех авиакомпаний.

Необходимо сесть на станции New Delhi на поезд № 12562, и доехать до остановки Varanasi Jn. Время в пути составит 12 часов, а стоимость – всего 5-6 евро. Поезда курсируют 2-3 раза в день.

Однако стоит иметь ввиду, что купить билет на поезд достаточно сложно, поскольку их раскупают местные жители сразу после появления в кассе. Сделать покупку онлайн нельзя. Также стоит знать, что часто поезда сильно опаздывают или не приходят вовсе, поэтому это не самый надёжный вид транспорта для туриста.

Посадку необходимо осуществить на автовокзале Нью-Дели и доехать до станции Lucknow (перевозчик – RedBus). Там вы сделаете пересадку на автобус, идущий до Варанаси, и выйдите на остановке Varanasi (перевозчик – UPSRTC). Время в пути – 10 часов + 7 часов. Стоимость – около 20 евро за два билета. Автобусы ходят 2 раза в день.


Забронировать билет и следить за изменениями в расписании можно на официальном сайте перевозчика RedBus: www.redbus.in

Все цены на странице указаны на ноябрь 2019.

Сравните Цены на жилье с помощью Этой формы


Варанаси, Индия – один из самых необычных городов мира, подобный которому вряд ли где-то можно встретить.

Бизнес на сжигании трупов в Варанаси:

Похожие записи: