Crusader Kings II - первые впечатления от обновления Holy Fury. Crusader Kings II - первые впечатления от обновления Holy Fury Реконкиста во все поля

Средневековая Европа полыхает огнем военных конфликтов. Империи пытаются захватить побольше земель, используя военную мощь и хитрости дипломатии, на пороге Крестовые походы - все это заложено в основу стратегии Crusader Kings 2.

Игроку предстоит побороться за свое место под Солнцем, взяв под свой контроль одну из наций, определяя тем самым дальнейший ход истории. Учитывать нужно все, начиная от размера армии и заканчивая настроением населения и знати.

Crusader Kings 2 - выбор страны для новичков

Итак, начинающему правителю следует определиться с выбором страны, и в этом поможет Crusader Kings 2 гайд, потому что сделать этот выбор не так уж и просто, как кажется на первый взгляд. Многие думают, что сразу лучше выбирать процветающий регион, чтобы получить доступ к ресурсам и технологиям.

Это не совсем верно, и вот почему:

  • Больше страна - больше проблем.
  • Много населения - придется обеспечивать всех ресурсами и едой.
  • На большую территорию сразу же начинают заглядываться соседние правители.
  • Дипломатию трудно держать в мирном русле.

Поэтому лучше спокойно взять маленькое государство с небольшим количеством жителей, дабы спокойно и постепенно развивать его. По крайней мере, в игре Crusader Kings 2 гайд для новичков рекомендует поступить именно так. В противном случае Великое завоевание может закончиться буквально в первый год правления.

Шаг второй - семья

Да-да, продолжение рода и семья (между прочим, путем выгодного брака можно солидно расширить свои владения) являются неотъемлемой частью игры Crusader Kings 2. Гайд по данному направлению очень простой и состоит из трех важных этапов:

  • Просмотр родственников по крови.
  • Поиск супруги и женитьба.
  • Наследники.

Для начала нужно кликнуть по портрету своего персонажа и посмотреть, сколько же у него прямых родственников (которые в случае смерти правителя смогут наследовать трон). Да, следить за своей родней нужно, так как из них могут получиться как хорошие союзники, так и злейшие враги.

Шаг третий - создание семьи

На втором этапе стоит выбор жены, чтобы обеспечить продолжение рода. Оптимальным будет выбор какой-нибудь царевны или принцессы. Это даст существенную прибавку к очкам доблести, а, следовательно, повысит потенциал главного героя, как правителя. Кстати, в игре Crusader Kings 2 гайд по семейным отношениями имеет сразу несколько приоритетных целей - официальный брак и появление наследников на стороне. А что поделать, если герой видный мужчина и не против свободных отношений?!

Но все же, лучше делать ставку на законную жену. Во-первых, именно ребенок от нее будет в приоритете при наследовании трона, а во-вторых, за нее идет прибавка к столь нужным на начальных этапах очкам доблести. Вступив в брак с какой-нибудь дочкой царя, игрок получает щит от нападения со стороны тестя.

Шаг четвертый - наследники трона

В зависимости от выбранного способа наследования (у всех наций в игре свои способы) можно определить, чем будут заниматься дети Правителя до и после его кончины. Собственно, гайд по игре Crusader Kings 2 включает в себя этот важный раздел. Причина одна, и она является очень важной - если у игрока прервется род и не будет наследников, игра будет закончена.

Итак, когда родился наследник, следует заняться его воспитанием. Для этого существуют Воспитатели, дающие ребенку начальные скилы, которые пригодятся в дальнейшем. В первые годы жизни это сам Правитель, а дальше - решать игроку. Если детей несколько, то первенцев лучше сделать полководцами, а, начиная с третьего ребенка, следует браться за дипломатию и торговлю.

Альтернативный подход - бессмертие

Честно говоря, семья и наследники - это очень сложно. Поэтому в игре есть интересная пасхалка, а именно, ивент о «Жизни и смерти». Вероятность его получения далеко не 100 %, поэтому лучше всего почитать по игре Crusader Kings 2 гайд о бессмертии.

При получении данного ивента Правитель должен выполнить целую серию квестов (благо, достаточно простых). После трех лет буддийских учений (квестодателем является маленькая девочка), игрок получает скилл «Бессмертный». Кстати, перед этим нужно выполнить финальное задание, где очень важно выбрать правильный вариант. Так что рекомендуется сохраниться перед выполнением.

Гораздо проще ввести чит-код, который гарантированно обеспечит Правителю долгую жизнь. Для этого нужно ввести следующую консольную команду - add_trade immortal. Это если пойти совсем уж по простому пути. Если же хочется выполнить цепочку на получение желанного титула, то нужно ввести команду event RIP.21000.

Шаг пятый - ведение войны

Помимо того, чтобы заботиться о своей семье и наследовании, хорошо бы разобраться в управлении своей Империей. Этот этап подразумевает две основные диспозиции - военное дело и экономика. И если хочется поиграть подольше, то Crusader Kings 2 гайд по военному делу нужно обязательно почитать.

Итак, что же из себя представляет военная составляющая игры? Каждый уважающий себя правитель должен иметь мощную армию и флот, чтобы обезопасить себя от посягательств соседей и для расширения своего королевства.

Для получения мощной армии нужно соблюсти следующие условия:

  • Строительство военных зданий.
  • Найм сторонних войск (наемники).
  • Армии вассалов.

Выполнение всех условий ведет к созданию непобедимой армии, благодаря которой можно захватывать земли и держать врагов на расстоянии от своей столицы.

Также большое значение имеет проведение битв. От выбора позиций и места сражения зависит исход боя. Естественно, нужно использовать максимально талантливых полководцев в битвах, ну и не стоит забывать про тактическую составляющую (засады, ложные атаки и другое).

Шаг шестой - торговля и экономика

Тут все намного сложнее. Дело в том, что каждый игрок выбирает свой стиль правления, при котором ему придется применять один из видов политических систем. Например:

  • Феодальная система/Икта.
  • Племенной строй.
  • Торговая республика.
  • Кочевой строй.

Наиболее популярной является в игре Crusader Kings 2 торговая республика, гайд по которой понятен даже для новичков. Итак, при данном строе вся власть принадлежит основным торговым семьям, главы которых в равной степени претендуют на должность Главы государства.

Плюсы от Торговой республики колоссальны:

  • Большой прирост денег.
  • Наследование по желанию.
  • Хорошие и многочисленные боевые соединения.
  • Быстрый доступ к наемным войскам.

Конечно, не обходится и без проблем:

  • Слабое ополчение.
  • Вероятность быть не избранным главой государства.
  • Зависимость от внутренней торговой системы в стране.

Но если проводить параллели, то Торговая Республика является «золотой серединой» в выборе формы правления.

Шаг седьмой - обстановка внутри королевства

Еще одним важным аспектом являются в игре Crusader Kings 2 общества. Гайд тут особо не нужен, единственное, на что нужно обратить внимание - направленность того или иного общества. И в зависимости одного из культов будет видно, какие преимущества или дебаффы получит Правитель. Существующие культы:

  • Ордена монахов.
  • Демонопоклонники.
  • Убийцы (ассасины).
  • Алхимики.
  • Тайные культы.

Да, за все надо платить, и за приобретение паранормальных способностей от Чернокнижников игроку придется заплатить личностными параметрами. А алхимики в силу своих научных открытий могут запросто перейти в открытый конфликт с церковью. Однако наличие общества добавляет значимые события, уникальные способности и многое другое.

Таким образом, игра Crusader Kings 2 получилась на редкость увлекательной и сложной одновременно. Собственно говоря, разработчикам удалось учесть все мелочи, которые происходят в реальной жизни. И разобраться с ними игрокам удастся далеко не сразу.

Наконец то у меня дошли руки посмотреть что же там все таки сделали, в этом обновлении. Поскольку никаких хотфиксов и патчей после выпуска обновления еще не выходило , и в игре соответственно хватает досадных багов, я не начинал серьезных партий. С другой стороны, тестовая партия за Астурию показала - Holy Fury можно смело считать одним из лучших дополнений к этой игре уже сейчас.

Реконкиста во все поля

Любой кто играл за Астурию, прекрасно знает - в половине случаев это королевство прекращает существование еще до смерти первого правителя. Теперь ситуация серьезно изменилась. Во первых на старте игры у Астурии есть 2000 эвентовых войск , которые хоть и не пополняются, но зато не требуют содержания. С этими войсками наше королевство становится равно по силам соседям-арабам.


Во вторых новая механика реконкисты позволяет пройтись по всей Испании паровым катком. Да, для ее запуска требуются затраты престижа, благочестия и денег, к тому же она доступна один раз в течении жизни правителя. Но плюсов гораздо больше. После начала реконкисты у вас есть два года для объявления войны. Целью войны при этом становятся сразу два герцогства , что выгодно отличается от обычных "священных войн".


В течении этих двух лет у вас регулярно срабатывает несколько типов эвентов:

  • получение кораблей (количество зависит от оплаты, содержание не требуется)
  • получение дополнительных войск (количество зависит от оплаты, содержание не требуется)
  • появление отличных командующих (навык 25-29 это норма)
  • получение денег от папы римского (сумма зависит от потраченного благочестия)
  • помощь от соседних государств (после начала войны они автоматически присоединяются к ней на вашей стороне)

В итоге свою первую реконкисту я начал имея около 10 000 солдат, в то время как арабы смогли собрать всего лишь около 5 500.


Стоит иметь в виду что одновременно может вестись только одна реконкиста . Если какое то государство уже начало ее, то вы не можете объявить свою пока их война не закончится.

Выборная монархия

Астурия начинает игру с выборной монархией. Раньше такая система наследования создавала немало проблем - игрок в принципе не понимал почему выборщики голосуют за того или иного кандидата.


Сейчас все поменялось. В отдельном окне теперь показываются все факторы влияющие на то кому будет отдан голос каждого выборщика . Жить стало лучше, жить стало веселей.


А если серьезно - одного только этого изменения достаточно что бы быть довольным обновлением.

Святые

С выходом обновления, любой правитель обладавший необходимыми качествами может быть объявлен святым. впрочем не все так просто. Сперва церковь должна причислить его к лику блаженных. А вот затем, из числа блаженных кто то может быть признан святым.


Главный плюс причисления к лику святых - создание новой линии крови, дающей бонусы всем потомкам.


Родословные

И раз уж мы вспомнили о родословных, стоит остановиться чуть на них чуть подробнее.


В начале игры есть определенное количество так называемых исторических линий крови, кроме того несколько таких линий появятся позже (например линия Рагнара Лодброка появляющаяся после его взросления). Эти линии можно включать в свою династию путем браков (как правило матрилинейных), так например, у моих правителей Астурии сейчас в жилах течет кровь Каролингов. А всего то понадобилось женить дочь на бастарде Карла Великого.


Помимо этого большое количество линий крови можно получить при определенных обстоятельствах. Например мой персонаж стал создателем "крови бессмертного". Это само по себе забавно, так как я ВПЕРВЫЕ за несколько лет знакомства с этой игрой смог пройти линейку на бессмертие.


В итоге начинается игра "собери их всех", как в покемонах. Стоит только иметь в виду, если все носители определенной линии крови умерли - она потеряна на всегда. Если вы хотите получить себе например, кровь Меровингов на самой ранней стартовой дате, стоит поторопиться - принц Теодорик имеет все шансы погибнуть в тюрьме у Каролингов в случае неудачного восстания.


Привет! Ещё одна неделя, ещё один дневник разработчиков!

На этой неделе мы собираемся взглянуть на Святых, их потенциальных языческих коллег и на то, как они будут работать в Святой Ярости.

После смерти благочестивого христианского персонажа Папа/Патриарх/местный епископ может принять решение об их беатификации. Таким способом они показывают, каким должен быть набожный христианин. Сообщение об этом получат члены династии, а также жители его государства. Беатифицированный персонаж получает особую черту и шанс впоследствии быть канонизированным.


Если персонаж действительно станет Святым, другое послание будет разослано всем христианам той же веры, а также членам их династий. Персонажу, о котором идёт речь, будет дано специальное прозвище, с ним будет связано чудо (это в основном для эффектности), и им будет предоставлена особая родословная. Обратите внимание: любой христианин, имеющий религиозного главу, может быть канонизирован, а не только католики.

Святые получат место захоронения, обычно в их столице или соседней провинции, в виде модификатора провинции. Это даёт постоянную выгоду для тех, кто удерживает место захоронения, а также некоторые новые связанные с ними события, которые могут произойти. Любые церковные владения в провинции смогут создать небольшую святыню для местного святого. Кроме того, если бы какие-нибудь рейдеры будут грабить провинцию, они смогут разграбить и разрушить место захоронения за некоторое дополнительное золото и престиж.


Новая иконка и соответствующее меню были добавлены в экран религии для христиан, где они могут посмотреть на всех Святых, которые были созданы для их веры на протяжении всей игры. Мы считаем, что это весьма удобно для наблюдения за всем.

Для тех, кто наслаждается паломничествами и путешествиями, мы добавили новый вариант и цепочку событий, чтобы отправиться на захоронение Святого. Он найдёт четыре соответствующих места захоронения Святых, созданных на протяжении всей игры. Если в игре ещё не существует четырёх Святых, будет до трёх "заполнителей" этих мест. Надеюсь, это будет интересное изменение игры для регулярных паломников.


Если католиков возглавит особенно страшный Папа, вы сможете также увидеть случаи «Нечестивых святых», как мы их называем. В худшем сценарии, это может закончиться тем, что весь католицизм будет втянут в массовую войну за благочестие Святейшего Престола. Нечестивый святой также получит свою родословную, но она не принесёт столько преимуществ, как большинство других.



Для тех из вас, кто не особенно заботится о католиках или христианах вообще, мы добавили новую доктрину «Реформация», которая позволяет привнести блага Святых в вашу языческую веру. Вместо того, чтобы заботиться о таких глупых вещах, как «Благочестие», «Смирение» или другие предполагаемые положительные черты, «Почитаемые предки» прославятся за то, что волнует вашу религию. Поэтому, если вы реформируете свою религию для войны, вы сможете стать Почитаемым за связанные с войной поступки.

Для тех из вас, кто предпочитает лично вести единоверцев, вам иногда будет предоставлен выбор людей, которых религия будет уважать как почитаемого предка. Разумеется, династия этого персонажа будет очень благодарна за то, что их родственник прославился в такой роли.


Для персонажей, добившихся этой чести, есть целая серия новых специальных родословных, прикреплённых к ним, а также некоторые специальные прозвища.

Надеюсь, вам понравился этот маленький взгляд на предстоящую фичу CK2, и мы рады услышать ваши мысли об этом. До скорого!

Серия Crusader Kings – моя любимая у Paradox. Спору нет, Europa, Victoria и Hearts of Iron превосходны, глубоки, познавательны и тоже отняли у меня немало часов жизни, но все-таки ближе всего моей душе феодальное интриганство, роль личности в истории и прочее, чем славны именно «Крестоносные Короли».

Поскольку слушатели подкаста регулярно вопрошают «Купил по вашим рекомендациям CKII – КАК в это вообще играть?!», Ауралиен подбил меня на написание маленькой вводной для новичков. Это не инструкция по интерфейсу игры («чтобы увидеть численность своих ополчений, откройте военную вкладку») и не конкретный гайд типа «как создать буддийскую Татарию к 1000 году», а именно общие рекомендации новичкам – чтобы им было интересно играть, чтобы их сразу не убили, и так далее.

  • Покупать лучше специальный комплект начинающего, он так в Steam и называется. Там достаточно широкий набор механик, но не слишком, чтобы не заблудиться.
  • Хороший выбор стартового персонажа – ирландский феодал в Высокое средневековье. Викингов уже почти не осталось, сильные враги острову не угрожают, можно спокойно заняться объединением Ирландии под своим стягом и короноваться в итоге.
  • Ваша важнейшая характеристика – управление (stewardship), она определяет размеры личного домена. Военное дело (заметно влияет на общую численность ополчений) тоже важно. А вот книжником феодалу быть не настолько важно, для того есть попы и писари.
  • Не пренебрегайте пирами, ярмарками и тому подобными мероприятиями. Они дают небольшие, но приятные плюсы, а еще там можно приобрести хорошие черты личности.
  • Или плохие – пьянство, например.
  • Престиж при прочих равных важнее золота. Бедный король – норма, неуважаемый король – нонсенс. Кроме того, ваш итоговый счет в игре строится именно из комбинации престижа и благочестия династии, а бренный металл не учитывается никак.
  • В личном домене следует иметь два герцогства общей площадью 5-6 провинций – больше контролировать будет трудно, и вассалы обижаются.
  • Самих вассалов надо держать в черном теле – герцог должен иметь одну личную провинцию, остальное раздать графам и сделать его вассалами.
  • Запрещайте вассалам воевать друг с другом – это кончится тем, что какой-нибудь смутьян навоюет себе домен размером с ваш и начнет претендовать на трон.
  • Идеальный вассал имеет вашу культуру и религию, черту “Довольный” (ну или хотя бы не “Амбициозный”!) и не родственник вам.
  • Ваш главный советник – мастер шпионов. От него зависит само ваше существование. В идеале, это должен быть незнатный, но талантливый негодяй, питающий к вам самые теплые чувства. Для мастера шпионов не стоит скупиться на почетные должности (например, чашника), устроение его желаний (хочет жениться? вот ему молодую дворянку!), приглашение на пьянки и прочие способы налаживания отношений.
  • И ни в коем случае не назначайте мастером шпионов своего сына! Или вообще человека, которому выгодна ваша смерть. А вот жена или, лучше, мама будут практически идеальными кандидатами при прочих равных.
  • В казне следует иметь 200 монет как НЗ. Это позволит набрать наемников в случае нападения сильного соседа или мятежа вассалов.
  • Все, что сверх этого, смело тратьте на развитие своего домена – стены замка, замковая деревня, потом казармы для разных родов войск, потом уникальное строение, потом донжон, укрепления по остаточному принципу.
  • Оплата улучшения для владения вассала – хороший способ ему понравиться. Еще имеет смысл вложиться в строительство учебного заведения в вассальном городе – помогает с наукой.
  • Первородство – лучший порядок наследования для христианского или языческого феодала. Поначалу у вас, вероятно, будет так называемый Раздел (Gavelkind) – владения умершего дербанятся поровну между наследниками. Понятно, что таким образом империю не построишь, а если построишь, то сыновья все распатронят.
  • У мусульман все проще, там наследника можно выбрать самому, просто пожаловав ему какое-нибудь владение. У кого больше пожалований, тот и любимый сын.
  • Если владение таки разделилось при наследовании, у вас есть casus belli, чтобы силой заставить других наследников уступить вам отцовское добро
  • Жениться следует на достаточно знатной (не ниже своего уровня владения, иначе штраф к престижу), здоровой (никаких «слабый», «хромой» и прочего), в меру развратной (только без гомосексуализма!) и толковой (ее характеристики плюсуются к вашим) невесте.
  • И да, внешность наследуется, так что можно из-за прадедушки-эфиопа заиметь русского царя-негра. Но это чисто косметический эффект – главное, чтобы культурная принадлежность была как у подданных и вассалов.
  • Детей воспитывайте сами. В том числе старайтесь воспитывать детей крупных вассалов – это и заложники, и будущие «довольные» вассалы.
  • Если жена постарела (то есть ей больше 30), а детей так и не родила – смело разводитесь (или составьте заговор по убийству королевы) и женитесь на молодой. Если этот брак очень нужен по политическим причинам (скажем, не дает соседней империи воевать с вами) – что ж, заведите бастардов от любовницы и узаконьте их.
  • Не ссорьтесь с духовенством, и, если вы католик, не устраивайте антипап. Это аукнется падением авторитета религии, распространением ересей, низкой вероятностью обращения и вообще коллапсом.
  • Перед войной посмотрите на численность войска противника (в окне персонажа), наличие у него союзников и количество денег. Иначе вы рискуете победоносно разбить крошечную армию противника и приступить к осаде его замка, после чего обнаружить, что на вас идет десятитысячное воинство его союзника и еще две тысячи тяжелой наемной конницы.
  • Когда отправляете канцлера фабриковать претензию на чужие владения, увеличьте НЗ до 400 золотых – когда канцлер наконец добьется результата, с вас спишут значительную сумму.
  • Мятежных вассалов либо выпускайте за выкуп (если они образумились), либо кидайте в каменный мешок (если это непримиримый враг). Особо крепких здоровьем врагов имеет смысл убить в темнице при помощи заговора. Германские язычники могут также принести их в жертву богам. Официально казнить вассалов не следует, это вредит репутации.
  • Если вассалы пользуются вашей слабостью (скажем, малолетством короля) и выдвигают ультиматум с не очень неприятными условиями (вроде понижения налога или уровня централизации), часто выгоднее принять его, укрепить власть и тогда уже расправиться с наглецами по одиночке.
  • Вообще не пренебрегайте заговорами, чтобы отобрать вассальное графство или избавиться от поехавшего крышей герцога. Но помните, что и за вами могут прийти заговорщики.
  • Если ваш персонаж потерял корону, но сохранил основные владения (то есть это не game over) – не отчаивайтесь. Мятежи можно устраивать и самому.
  • Религиозная война, с одной стороны, позволяет быстро захватить целое герцогство. С другой – за противника не преминут вписаться его единоверцы со всей округи, так что будьте осторожны.
  • Личную гвардию набирайте из ваших особых бойцов (они последние в списке) – лучников для англичан, тяжелой конницы для французов и т. д. Это поможет создать компоновку войска, необходимую для особо убойных тактик вроде пикинерных колонн или атаки берсерков.
  • Еще понадобятся хорошие полководцы. Если среди ваших придворных и вассалов таких нет, произведите в рыцари двух-трех простолюдинов и назначьте командирами.
  • Стратегическое маневрирование очень важно. С началом войны вам нужно как можно скорее собрать свои ополчения в кулак – если все сделать как надо, то противника нетрудно будет разбить по частям. Более сильного противника поджидайте у переправ, в холмах, у реки.
  • Перемещаться на кораблях гораздо быстрее, чем идти пешком – но корабли расходуют довольно много золота.
  • Не забывайте про небоевые потери. Суровая зима, безводная пустыня, горы, дикие леса – все это сильно влияет на максимальный лимит войска, которое может пройти провинцию без потерь. Опережающее развитие технологии «организация армии» тоже помогает получить преимущество.
  • Если превосходящие силы противника осадили хорошо укрепленный замок, не спешите ему на помощь. Продолжительной осаде часто сопутствуют значительные потери от вылазок гарнизона, вспышек болезней и тому подобного – пусть ослабнут немного, а под конец можно и выручить осажденных.