Ханаанские племена. Ханаанская цивилизация

древнее (доизраильское) название Палестины, Сирии и Финикии. Население древнего Ханаана: главным образом, семитские племена ханаанеев, из несемитских - хетты и хурриты.

Отличное определение

Неполное определение

ХАНААН

доизраильское назв. терр. Палестины, Сирии и Финикии. Терр. Х., границы к-рой изменялись в различ. ист. периоды, простиралась от Средиземного м. на З. до долин Оронта и Иордана на В. и от гор Тавра на С. до Газы на Ю. Этимология назв. «Х.» точно не установлена. Предполагают, что Х. означает «пурпур» и первонач. относилось к Финикии - стране, добывавшей пурпурную краску (др.-греч. назв. Финикии от пурпурной краски). Позднее это назв. распростр. на всю обл. Х. Население Х. (ханаанеи или ханаанеяне) отличалось большой племенной пестротой (финикийцы, угаритяне, амореи, кениты, кадмониты, отд. европ. племена, моавитяне, аммонитяне и др.) и политич. разобщенностью (многочисл. укрепл. гор.-госуд.: Иерихон, Мегиддо, Хацор, Гезер, Таанах, Бет-Шеан и др.), но говорило на диалектах одного и того же семит. (др.-ханаан.) языка, весьма близкого еврейско-библейскому. Возможно, письменность употреблялась синайская или протопалестинская, а также др.-егип. и аккадская. Из несемит. народностей Х. населяли хурриты и хетты. История Х. известна прибл. с 8-го тыс. до н.э. В 3 - 2-м тыс. Х. находился на месте скрещивания важных торг. путей, соед. Месопотамию и М. Азию с Египтом, что способств. развитию экономики и синкретич. хар-ра культуры страны. С 16 - 15 вв. Х. - в сфере политич. и экономич. господства Египта, в 14 в. началось ослабление егип. влияния, что получило отраж. в переписке из архива в Тель-Амар-не. После войны Египта с Хеттским царством (13 в.) эти державы разделили между собой терр. Х. на сферы влияния. С 13 в. до н.э. началось завоев. Х. израильскими племенами. Впослед. назв. «Х.» применялось к Финикии, а назв. «ханаанеяне» - к жителям финикийких колоний в Сев. Африке.

Поистине, это был великий день для Иисуса Навина и его армии. Прошли годы, и израильтяне захватили всю землю Ханаанскую. Иисус Навин, будучи уже старым, распределял среди племен территорию, присутствовавшую на воле Господа, напоминая им о долге благодарности, которую они имели с Богом, перед которым они всегда должны оставаться верными. Все были назначены частью страны в соответствии с семьей и племенем, к которому они принадлежали. Только у колена Леви не было земли, потому что они были теми, кто отвечал за жертвы Господу, Богу Израилеву, что было привилегией, которую они получили, присоединившись к Моисею против тех, кто поклонялся золотому теленку в пустыне.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Ханаан - земля, обетованная Богом Израилю (Быт. 17:8; Исх. 6:4). В Библии название иногда употребляется применительно ко всей территории Сирии и Эрец-Исраэль , однако обычно оно относится только к прибрежной полосе. Согласно Быт. 10:19, Ханаан простирался от Сидона на севере до Газы на юге и до южной оконечности Мертвого моря на востоке. Согласно детальному описанию границ Ханаана в Чис. 34:2–12, южная граница проходила от южной оконечности Мертвого моря через синайский Кадеш-Барнеа к Средиземноморскому побережью. На севере граница начиналась возле прибрежной горы Яор и шла на восток к северу от современного Баальбека (в современном Ливане) и оттуда - на северо-восток, проходя приблизительно в 100 км к северу от Дамаска . На востоке в Ханаан входили район Дамаска, Хауран , Башан и Голан - вплоть до озера Киннерет , от которого вдоль русла реки Иордан граница шла до северной оконечности Мертвого моря. Библия не включает в Ханаан Заиорданье . Ученые указывают, что эти границы приблизительно совпадают с границами египетских владений в Азии в 3-й четверти 2 тыс. до н. э.

Некоторые из народов, с которыми израильтяне столкнулись по прибытии в Ханаан, совершали ужасные человеческие жертвы, такие как Аммонитяне, которые пожертвовали своих маленьких детей богу Молоку, который был изображен как бронзовая статуя. Они раскаляли его огнем и там депонировали детей. Яхве запретил страдания смерти Израиль предлагает такие жертвы.

Жертва детей к Богу Молоку. Неизбежно: что будет дальше. Трета: Обман, уловка, гениальное действие, чтобы попытаться. Распределение двенадцати колен Израилевых в Обетованной земле или земле Ханаанской. Оцениваются зоны, занимаемые племенами: Рубеном, Симеоном, Иудой, Даном, Нафтали, Гадом, Асером, Иссахаром, Забулоном и Бенджамином.

Согласно библейской генеалогии, Ханаан (Кна‘ан) - младший сын Хама , брат Куша (Нубия), Мицраима (Египет) и Пута, - прародитель народов, населявших Ханаан. Библия повествует, что Хам увидел наготу своего опьяневшего отца Ноя и рассказал об этом братьям, за что Ной произнес проклятие: «Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9:24–25). Неясно, почему Ной проклял не Хама, а его сына Ханаана; некоторые исследователи предполагают, что вследствие глубокой враждебности израильтян к ханаанеям имя Хам было заменено на Ханаан.

Как вы думаете, что Яхве, Бог армий, пытался так непосредственно помочь армии Иисуса Навина победить землю обетованную? Когда Иисус пришел в мир, Мессию, какое завоевание он хотел, чтобы его ученики практиковали? Он хотел войн? С каким оружием? Что Он сделал?

  • Как вы думаете, что люди, населявшие Ханаан, были до прихода Иисуса Навина?
  • Имеют ли они заповеди?
  • Поклонялись ли они справедливому и добрым Богу?
  • Будут ли они заниматься правосудием, любовью и уважением к жизни самых слабых?
Почему Иегова повелел истребить хананеев?

В Библии жители Ханаана названы ханаанеями, однако они представляют собой этнический конгломерат народностей (преимущественно западных семитов, в том числе финикийцев), неоднократно упоминаемых в Библии по отдельности (см., в частности, аморреи). Библия рисует их в отрицательном свете - как воплощение идолопоклонства и распутства. Пятикнижие (Чис. 23:23; Втор. 7:1 и другие) запрещает израильтянам вступать в союзы и браки с ханаанеями и поклоняться их богам (см. Ваала культ). Отрицательное отношение к бракам с ханаанеями ярко проявляется в библейском повествовании о патриархах : Авраам и Исаак запрещают своим сыновьям брать в жены ханаанеянок (Быт. 24:3; 28:6). В Лев. 18:3 содержится запрет «поступать по делам земли Ханаанской», за чем следует список половых запретов (Лев. 18:6–23; см. Половая жизнь) и предостережение «не делать мерзостей», которым предавались ханаанеи (Лев. 18:24, 26, 27).

Ханаан был сыном Хама и внуком Ноя. Согласно библейскому свидетельству, Ной проклинал Ханаан, возможно, потому что с отцом он увидел наготу своего деда. Такое обозначение, возможно, основывалось на том, как эти жители идентифицировали себя. Также было высказано предположение, что название Ханаан может означать «низкое» или «плоское» по отношению к средиземноморскому побережью к северу от филистимской территории. Согласно греческим и финикийским источникам, жители Финикии идентифицировали себя как хананеи.

В Библии указано, что Ханаан - страна, в которую эмигрировали патриархи и израильтяне. И в настоящее время регион включает часть территории Израиля и Ливана. География. В Библии, а также в экстрабиблейских источниках идентифицируются по меньшей мере два географических расширения, связанных с термином. Прежде всего, это относится к территории и прибрежной полосе, которая идет от Сирии до Палестины, и особенно в Финикию. Хананеи, согласно некоторым текстам Писания, занимали прибрежный район, долины и равнины палестинского Запада и долины Иордана.

Еще одно значение слова «ханааней» - «торговец», «купец». Так, в частности, пророк Х ошеа (12:8), порицая упадок морали жителей Израильского царства, называет его жителей «ханаанеями»: «Ханаанеянин с неверными весами в руке любит обижать», а Иехезкель называет Вавилонию «землей Ханаанской, городом торговцев».

Такое же обозначение может включать, по соотношению или расширению, внутренний район Палестины и Сирии. Этот регион, который охватывает побережье Средиземного моря от Сидона до Газы, в интерьере включает города на берегу Мертвого моря и достигает севера до Ласы, неопределенного точного местоположения. Важнейшими портами Ханаана были Тир, Сидон, Берит и Гебал. Эти международные торговые центры были расположены в нынешнем Ливане. Корабли этих регионов перевозили кедровое дерево, масло, вино и фиолетовый краситель.

Они прибыли на ханаанские корабли с бельем из Египта и греческими ремеслами, а Библос был важным экспортным центром папируса. Во времена Соломона ханаанство и финикийское мастерство были настолько популярны, что из Ливана был отправлен лес, чтобы построить храм в Иерусалиме, а из Тира они сотрудничали на стройках.

Многочисленные памятники ханаанской литературы, преимущественно эпическо-мифологического характера, пролившие новый свет на библейскую литературу, были найдены при раскопках в Рас-Шамре,