Ханаанская цивилизация

Цивилизация возникла 43 в. назад.
Цивилизация остановилась 21 в. назад.
::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
Цивилизация создавалась на основе культур первых городов левантийского побережья и городов-государств сиро-палестинского региона, а затем, княжеств раннего железного века (Арам, Израиль, Моав и т.д.), а также культур филистимлян, Финикии, Империи Карфагена, хасмонейского Израиля, римской Палестины..

Они отказались от королевства здесь, на земле. Оба были отвергнуты их братьями. Оба были лидерами над Израилем, и оба были подчинены морям. Моисей был великим освободителем Израиля, а Христос был великим спасителем человечества. Освобождение от рабства символизирует освобождение от греха. 40 лет в пустыне и 40 дней в уединении Моисея и 40 дней в пустыне Христа. Проповеди Моисея и Христа, с целью учить, что Бог ищет нашего сердца, потому что спасение недалеко от него, потому что он хочет дать нам Обетованную Землю Царства Божьего.

Моисей появляется в Новом Завете, назначаемом Иисусом Христом и апостолами, но именно в преображении мы видим его снова живущим с Илией и самим Иисусом Христом. В случае женщины-адели, Марк 10: Павел, как фарисея-учитель Закона Моисея, использует его, чтобы научить, что через нее мы все крестились в нее, чтобы во Христе мы могли найти прощение греха, которое Закон осуждает нас, в 1 Коринфянам 10: Это также показывает, что когда вы читаете Моисея, есть завеса, которая не позволяет вам видеть Дух Слова до тех пор, пока мы не получим Иисуса Христа в 2Ко 3.

Территория распространения Ханаанской цивилизации в настоящее время поделена между Сирией, Ливаном, Израилем и Иорданией.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

И дёт от культуры первых городов левантийского побережья и городов-государств сиро-палестинского региона, до княжеств раннего железного века (Арам, Израиль, Моав и т.д.), филистимлян, Финикии, Империи Карфагена, хасмонейского Израиля, римской Палестины.

Преображение - это событие, в котором мы видим Моисея с Илией и Иисусом на горе, по-видимому, на одном из холмов Германа, говоря о Его отъезде, который Иисус собирался выполнить в Иерусалиме, Луки 9: Этот факт открывает нам дверь, чтобы увидеть, как Моисей представляет Закон, так же, как Илия представляет пророков, две самые признанные фигуры как таковые для еврейского мира, и которые также будут Церковью, живущими вместе с Иисусом. Однако голос Отца прерывается так, что апостолы и через событие мы слышим голос Сына, который превосходит Моисея и Эльнию, который дает глубокое толкование Закону, который исполняет его, который есть Слово Бога, и кто исполняет пророчества о Мессии, который должен был прийти в мир, как для евреев, так и для язычников, их Спасителя, и который вводит нас в Землю Обетованную нашей жизни и в вечную жизнь, потому что он сказал: «Я дверь, тот, кто войдет во Мне, спасется».

С амым большим вкладом хананеев в мировую цивилизацию является изобретение алфавитного письма в период между 2000 и 1600 гг. до н.э. Благодаря влиянию египтян основным писчим материалом в Ханаане стал папирус. Поскольку папирус в здешних климатических условиях храниться очень недолго (в отличие от Египта), образцы раннего алфавитного письма чрезвычайно редки. До нашего времени дошло лишь несколько надписей на более прочных материалах, например имена, нацарапанные на чашах.

Иоанна 10. Со своей стороны, Моисес, освободитель рабства оставил нам наследие, которое преобладает до сегодняшнего дня. Пятикнижие, пять книг Моисея. Мы не могли бы представить Библию без Бытия или без Исхода, но пять книг являются частью основ истории человечества, творения, нравственного закона и религии. Он завещал нам Закон Божий, который начался с 10 заповедей и который был доведен до 613 заповедей и таинств, конституции народа Израиля, проводника нравственной жизни, проводника святых празднеств Господа и учреждения. религии для искупления и прощения грехов.

К вигли относит Ханаанскую цивилизацию к Цивилизациям восточного полушария, связанными друг с другом культами и генетически

У Месопотамской цивилизации, разрушенной греками в 300 году до н.э., были потомки: Кретская, Хеттская (1900 до н.э.) и Ханаанейская (2200 г. до н.э.).

У Ханаанейской цивилизации, разрушенной римлянами в 100 г. до н.э., были потомки - Классическая, Западная (500 г. н.э.), Исламская (600 г. н.э.). (Уилкинсон).

Закон - это инструмент, который служит для того, чтобы каждый человек, каждый народ и язык понимал, что перед самой высокой моралью Бога, что его собственное, обречено на смерть. Но Бог добр и милостив к прощению, отправив Своего единственного Сына Иисуса Христа, который выполнил бы Закон для нас, взяв наш грех на крест вместо нас.

Как лидер своего народа, он показывает нам, что, хотя мы живем в мире под искушениями греха, хотя мы можем иметь царство, справедливость и милость больше, они несут ответственность, которая коснется наших сердец, когда мы будем призваны Богом, как Моисей. Мы все проводим пустыни, чтобы быть подготовленными Богом, однажды призванными Им, как и Моисей, чтобы наш персонаж мог быть усовершенствован в качестве инструментов чести в Его руках. Это с верой, хотя у нас есть ограничения, Бог готовит нас, чтобы мы могли выполнить призвание, которое он дает нам в жизни.

Б орьба с ханаанскими народами приводит евреев к государственному устройству, разделение царств и противодействие культурным началам Ассирии, Вавилона и Финикии - возбуждают развитие пророческой цивилизации Израиля. (Данилевский)

С лово «Ханаан» (Кнаан) происходит от семитского корня, означающего «изгибаться вниз»; это имя в библейские времена носила страна, простирающаяся на запад от Иордана.

Моисей показывает нам, что Бог творит чудеса, великие события и что каждый верующий придет, чтобы увидеть сверхъестественный способ Бога действовать в его жизни. Это также показывает нам историю Моисея, как наша семья, наши братья по вере и нашей нации потерпят неудачу, они отвергнут нас и предстанут перед нами за то, что они были учениками Христа, сыновья завета с «отцами», но как это также позволит нам победить тех, кто Они от Бога, и так как благодаря нашей жизни, трансформированной Его силой, они получат веру.

Моисей был привилегирован, как только получил откровение имени «Яхве», потому что он не открыл его патриархам. Моисей - это школа для лидеров Церкви и для самой Церкви, за терпение и милосердие, за наказание Бога и за Его прощение тех, кто раскаивается. Его жизнь, вместе с жизнью Иисуса Навина в Обетованную землю, также является историей надежды на великие достижения нашей жизни, снабжает нас видением молитвенной стратегии и послушанием Богу, который предоставит нам возможность пересечь пустыню жизни, и заставить нас победить обещанные земли нашей жизни ради славы Божьей.

Т ерритория расространения Ханаанской цивилизации в настоящее время поделена между Сирией, Ливаном, Израилем и Иорданией.

Н азвание Ханаан, часто встречающееся в Танахе, впервые появилось в текстах, написанных по аккадски и датируемых ХV в. до н.э.. В аккадских текстах для обозначения Ханаана (Кинаххи) использовалось хурритское слово kinakhny-красный. Этот же термин неоднократно встречается (в разных аспектах) и в текстах из Телль-Амарнского архива (ХIV в. до н.э.).

Наконец, Закон Моисея всегда будет напоминанием о Божьей справедливости, о том, как Закон Бога будет там для всех, чтобы прийти к покаянию, и мы можем использовать его мораль для проповеди Евангелия. Поскольку тот, кто взял людей на Землю Обетованную, в конце появляется в преображении, мы будем воскрешены или восхищены Христом, если мы будем сражаться, чтобы покорить обетованную землю нашей жизни, и мы сделаем это вместе с Моисеем, Авраамом и патриархами, пророками, апостолами и всем народом Божьим, потому что Бог не есть Бог мертвых, но живых.

П осле спасения от Потопа земля была распределена по жребию между Симом, Хамом и Яфетом, сыновьями Ноя. Хам и его сыновья пошли в землю, где должны были поселиться. По пути к реке Египетской один из четырёх сыновей Хама Ханаан увидел землю Ливана, которая ему понравилась. И тогда Ханаан не пошёл в землю, доставшуюся ему в наследие, что к западу от моря (Красного), а поселился в земле Ливана, к востоку и западу от Иордана".

Выйдете ли вы из рабства этого мира и греха? Вы войдете в свою Землю Обетованную? Самым спорным куском земли в мире, возможно, является земля Ханаан. Это место, называемое теперь Израилем, занимает очень узкую полосу между Средиземным морем и рекой Иордан. Тем не менее, эта территория давно и требовалась с древности.

Что Библия учит нас об этой земле, кому она принадлежит сегодня, и каковы планы Господа о ее будущем? Когда Бог призвал Авраама оставить родство и отправиться на определенную землю, он отправился в Ханаан. Там он паломничал и воспитывал свою семью. Господь обещал, что Он отдаст потомкам Авраама «эту землю» и повторил обещание Аврааму, Исааку и Иакову. Господь объяснил, что выполнение займет около четырехсот лет. Фактически, спустя 430 лет, Господь поднял Моисея, который освободил народ Египта и привел его в землю обетованную.

Х анаана предостерегали от этого шага дед его Ной и отец его Хам (Ной даже проклял его)

Н о Ханаан не послушал их, и жил в земле Ливана от Хамата до самого Египта, он и его сыны и по сей день. Поэтому земля эта называется Ханаан. У Ханаана было одиннадцать сыновей (одиннадцать, а не двенадцать, - как знак порочности семени), каждый из которых стал прародителем одного из племён.

Из-за неверия народа, выполнение обещания заняло другое поколение. Но, наконец, Израиль пришел и завоевал землю. Из всех добрых обещаний Господа народу Израиля никто из них не потерпел неудачу; все исполнились. Сам Иисус Навин сказал в речи лидерам Израиля: Ты знаешь, глубоко в своем сердце и в душе, что ни одно из добрых обещаний, которые Господь Бог твой дал тебе, больше не исполнилось. Все исполнились; ни один из них не удался.

Бог дал землю народу Израиля безоговорочно. Перед тем, как люди вошли в обетованную землю, Господь объяснил: Не по праведности и по праведности их вы победите свою землю, но из-за нечестивости этих народов Господь, их Бог, он изгонит от тебя, чтобы исполнить слово, которое Господь обещал под присягой отцам его, Аврааму, Исааку и Иакову. Израильтяне получили землю только потому, что Бог заверил патриархов, что он отдаст их своим потомкам. Во Второзаконие 28 и Левит 26 Бог подчеркивал проклятия, которые пострадали люди, если они нарушат завет, включая изгнание с земли: «Вы будете выкорчеваны из земли, в которую вы входите, чтобы овладеть ею».

С реди ханаанейских племён наибольшей популярностью в Древнем мире пользовались финикийцы, - мореходы, купцы, кораблестроители. Но уже к началу нашей эры финикийцы причислялись к народам эллинистического мира (не к варварам). Финикийский диалект (пунический язык) ханаанейского языка исчез в Ханаане раньше, чем в западных финикийских колониях (и Карфагене), уступив место уже в эллинистические времена арамейскому и греческому. Неопунические надписи встречаются вплоть до 111 в. н.э., а христианские писатели 1-V в. н.э. (например, святой Августин) отмечали, что этот язык сохранился в Северной Африке до их времён (наряду с официальной латынью), и население всё ещё считало себя ханаанеями.

Они не подчинялись соглашению, которое они совершали с Богом несколько раз, и, несмотря на огромные долготерпения, наконец, Господь исполнил проклятия против нации: Ассирия и Вавилон взяли ее в плен. Однако после изгнания Бог посвятил себя возвращению людей в землю обетованную. На самом деле, под руководством Иисуса Навина и Зоровавеля, народ вернулся в землю Ханаанскую. К сожалению, люди снова отошли от Господа, и Иисус объявил, что он снова будет изгнан из земли. Уверяю вас, что одного камня на камне не останется; все они будут свергнуты.

Он сказал, что Иерусалим будет уничтожен в этом поколении, и так оно и произошло. Тиций Титус с римской армией окружил, покорил и уничтожил город Иерусалим. Больше нет обещаний Бога относительно Ханаана. Бог уже выполнил обещание дать землю потомкам Авраама и дать людям вернуться после пленения. Когда люди потеряли землю во второй раз, они потеряли все свое право на это.

А рхеологические изыскания 1962-1963 гг. позволили найти ханаанскую крепость, город Арад (современный Телль-Арад). Поселение, охватывавшее площадь в 1 га, относится к раннеханаанейскому периоду (3000-2700 гг. до н.э.). Население города, как это видно по остаткам пшеницы, найденным в руинах зданий, занималось земледелием.

Д о завоевания Ханаана еврейскими племенами был заселён различными народами, такими как хананеи, хетты, иевусеи, амореи. Из-за неудобного расположения - между Междуречьем и территорией Древнего Египта, которые были больше по площади и плодородней - на территории Ханаана ни разу не сформировалось государство достаточно сильное, чтобы вести активную завоевательную политику.

В Священных Писаниях ясно сказано, что больше нет различия между евреями и язычниками перед Господом. «Нет разницы между евреями и язычниками, потому что сам Господь является Господом всех и богато благословляет всех, кто призывает его». Любое обещание, которым обладают иудеи сегодня, в равной степени относится к язычникам, потому что Бог ничем не отличает их. Все верные слуги Господу считаются сегодня Израилем. «Нет ни евреев, ни греков, рабов и свободных, мужских или женских, потому что во Христе Иисусе все едины, и если вы от Христа, вы - семя Авраама и наследников по обетованию».

П алестина - часть Ханаана. Название "Палестина" ("Фалестын", араб.) произошло от библейских слов "пелесет, филисет, пелиштим"- "филистимляне",- самоназвания одного из "народов моря", захватившего южную часть средиземноморского побережья Ханаана в конце XIII в. до н.э.. В начале V в. до н.э. греки стали так называть всю страну (Густав Гече), а пришедшие сюда позже римляне сохранили это название.

Израиль Божий включает всех своих слуг независимо от их национальности. Цель Бога в собственном выборе Авраама была именно такой: через своего потомка благословить все семьи земли. Поэтому избрание Авраама не предназначалось для его семьи, а чтобы использовать его для спасения мира. Ветхозаветные пророки указали, что будет время, когда еврей и язычник будут неразличимы. Господь Саваоф благословит вас и скажет: «Благословен Египет, народ Мой, Ассирия, дело рук Моих и Израиль, наследие Мое». Во Христе особое применение физического Израиля прекратилось, и народ Божий стал объединенным телом, состоящим как из еврея, так и из грека.

П о преданию, Бог повелел Аврааму покинуть родную Месопотамию и отправиться в Ханаан, названный Землёй обетованной, который стал страной его потомков. Самым большим образованием, существовавшим на его территории, было объединённое царство Израиля и Иудеи во времена царей Саула, Давида и Соломона. Жители Ханаана первыми в древнем мире научились добывать из моллюсков пурпур и окрашивать им одежды; выходцы из этой земли - финикийцы - основали множество колоний на берегах Средиземного моря, в том числе Карфаген.

Бог их. Понятие о бессрочности владения землей приводит некоторых людей к выводу, что еврей по-прежнему имеет право на эту землю сегодня. Но слово «вечное» в Ветхом Завете не означает того, что никогда не прекращается. Обратите внимание, что обрезание было «вечным заветом», но мы знаем, что сегодня обрезание больше не имеет отношения к нашим отношениям с Богом. Суббота также была «вечным заветом», но сегодня Суббота больше не является частью наших обязательств перед Господом. Левитские священники были «вечным священством», но священство сегодня изменилось, потому что невозможно достичь совершенства через левитское священство.

В Ханаане находился "культурный круг" пшеницы, вина и оливкового масла,- об этом свидетельствуют тексты Угарита, Алалаха и данные Ветхого Завета.

Х аибри, сыны Ебера-Абраама, вполне счастливо, покойно и умиротворённо прожив в земле Сеннаар Месопотамии почти две тысячи лет от сотворения мира, по воле рока были изгнаны из Эдена и переселились в Ханаан, "землю обетованную"; где жили, испытав многие удары судьбы, до разрушения Второго Храма (70 г. до н.э.). Во времена Веспасиана и его сына Тита, императоров Рима, более миллиона евреев было продано в рабство.

Таким образом, идея вечности в Ветхом Завете была ограничена непрерывностью в то время. Существует несколько пророчеств Ветхого Завета, которые не понимаются в материальных терминах. В этом самом отрывке Давид, который был бы вождем навсегда, не ссылался на буквального Давида, а на Иисуса, великого потомка Давида. Илия не был буквальным Илья, но Иоанн Креститель, похожий на Илия. Пророки сказали, что животных будут предлагать в жертву за грех, но они не предлагают животных буквально сегодня. Христос сегодня Агнец.

Люди, принятые Богом, согласно пророкам, обрезывались бы, но обрезание, о котором идет речь, является духовным, от сердца. Пророки учили, что субботы должны быть святыми, но буквальные Субботы больше не являются частью наших обязательств перед Господом.

О сновным занятием жителей побережья была торговля, составлявшая столь важную часть жизни хананеев, что в древнееврейском языке слово "хананей" стало означать "купец" - именно такое значение оно имеет.

Г лавными портами были Тир, Сидон, Бейрут и Библ, расположенные в северной части Ханаана (на побережье современного Ливана).Отсюда в Египет, Грецию и на Крит везли кедровую древесину, кувшины с маслом и вином, другие товары. Привозили же сюда предметы роскоши и папирус из Египта, гончарные и металлические изделия из Греции. За пределами Ханаана (близ современной Латакии) лежал крупный город Угарит, население которого было близко хананеям по языку, культуре и уровню экономического развития. Угарит был одним из важнейших и богатейших торговых центров Восточного Средиземноморья.

П оложение страны на пути между Египтом и Азией и активная торговля делали хананеев открытыми для самых разнообразных культурных влияний. В городе, находившемся под властью египтян, дворцы и храмы возводились в египетском стиле. А в другом, по соседству, мог господствовать сирийский стиль. В моде были египетские фигурки жуков-скарабеев и иные ювелирные изделия, вавилонские цилиндрические печати, хеттские золотые украшения из Малой Азии. Показательно, что хананеи использовали одновременно египетскую (иероглифическую) и вавилонскую (клинописную) письменность.

Х анаанские города были окружены стенами из глины и камней, защищавшими от набегов грабителей и от диких животных. Внутри городских стен дома теснились, лепясь один на другой, - подобное можно встретить и на Ближнем Востоке и сегодня. Простые люди вели хозяйство на небольших участках земли или занимались различными ремеслами. Некоторые нанимались на работу к царю, богатым землевладельцам или купцам. Между городами были разбросаны деревни, где жили земледельцы и пастухи.

П равители городов постоянно ссорились и воевали друг с другом. Иногда города подвергались нападениям скрывавшихся в лесах разбойничьих шаек. Такого было положение дел в Ханаане около 1360 г. до н.э. Об этом свидетельствуют документы, найденные при раскопках города Эль-Амарна в Египте. А библейские книги Иисуса Навина и Судей дают основание полагать, что и 100-200 лет спустя все оставалось по-прежнему. Междоусобная вражда хананеев значительно облегчила израильтянам завоевание страны. Объединенным Ханааном овладеть было неизмеримо труднее.

Х анаанские боги и богини были персонифицированными силами природы. Имя Баал (Ваал), означающее "господин", было титулом Хаду, бога грома и дождя (в самом слове "Баал" слышится звучание грома). Поскольку Баал ведал дождями. туманами и росой, от него зависело, каким будет урожай, что имело жизненно важное значение для всего хананского общества.

Ж еной Баала была Астарта, или, иначе, Анат, богиня любви и войны, отцом - Эль, повелитель богов, который ко времени израильского завоевания превратился в довольно туманную фигуру. Женой Эля была Ашера, богиня-мать и повелительница моря. И Астарту, и Ашеру часто называли Баалат ("хозяйка").

К числу главных божеств принадлежали также Шамаш (бог солнца), Решеф (бог войны), Дагон (бог хлеба). Вокруг старших богов вращалось множество прочих, составлявших семьи и дворы верховных божеств. Это общая картина варьировалась, ибо каждый город имел своего персонального покровителя или свое любимое божество, часто именовавшееся "Господином" или "Госпожой" этого места.

Р ассказы о богах хананеев известны как из собственно ханаанских (угаритских), так и из иноземных источников. Ханаанские божества были жестоки и кровожадны. Они находили удовольствие в бесконечных схватках друг с другом и в беспорядочных совокуплениях. В человеческие дела они вмешивались только ради удовлетворения собственных капризов, не задумываясь о причиняемым людям страданиях. Однако порой боги хананеев могли быть добрыми и щедрыми. Словом, они представляли собой не более чем отражение тех, кто им поклонялся.

В главных городах Ханаана находились храмы важнейших богов. Каждый храм обслуживался жрецами, певчими и прислугой. По праздничным дням в храм входила торжественная процессия. Возглавлявший ее местный царь совершал жертвоприношение. Одни жертвы сжигали целиком, другие делили между богом и верующими.

П о случаю большого праздника к процесии мог присоединиться и простой народ -- ему разрешалось издали наблюдать за совершавшимися церемониями. Поскольку храмовые здания были небольшими, внутрь входили только посвященные. Для каждого царя было делом чести сделать храм своего божества возможно более величественным, покрыть изваяния богов и стены святилища драгоценными металлами, подавать богам пищу на золотых блюдах.

К роме статуи бога или символизировавшего его животного (к примеру, символом Ваала был бык, Ашеры -- львица), внутри храма имелись жертвенник для жертвоприношений, жертвенник для курений и несколько каменных столбов, которые считались обиталищами богов или духов.

Н аряду с храмами в Ханаане существовали и святилища, устроенные на открытом воздухе ("высоты"). Здесь тоже имелись каменные столбы, жертвенники и деревянный шест или ствол дерева. Народ приходил в такие святилища принести жертву или просто помолиться. Иногда местом почитания Ваала и Ашеры служили врытые в землю столбы

В о время жертвоприношения по внутренностям животного жрец предсказывал судьбу жертвователя. Другие предсказатели определяли будущее по звездам, общаясь с мертвыми или впадая в пророческий транс. От жрецов требовалось и умение исцелять больных с помощью молитв и магических заклинаний.

++++++++++++++++++++

Ханаан - земля, обетованная Богом Израилю (Быт. 17:8; Исх. 6:4). В Библии название иногда употребляется применительно ко всей территории Сирии и Эрец-Исраэль , однако обычно оно относится только к прибрежной полосе. Согласно Быт. 10:19, Ханаан простирался от Сидона на севере до Газы на юге и до южной оконечности Мертвого моря на востоке. Согласно детальному описанию границ Ханаана в Чис. 34:2–12, южная граница проходила от южной оконечности Мертвого моря через синайский Кадеш-Барнеа к Средиземноморскому побережью. На севере граница начиналась возле прибрежной горы Яор и шла на восток к северу от современного Баальбека (в современном Ливане) и оттуда - на северо-восток, проходя приблизительно в 100 км к северу от Дамаска . На востоке в Ханаан входили район Дамаска, Хауран , Башан и Голан - вплоть до озера Киннерет , от которого вдоль русла реки Иордан граница шла до северной оконечности Мертвого моря. Библия не включает в Ханаан Заиорданье . Ученые указывают, что эти границы приблизительно совпадают с границами египетских владений в Азии в 3-й четверти 2 тыс. до н. э.

Согласно библейской генеалогии, Ханаан (Кна‘ан) - младший сын Хама , брат Куша (Нубия), Мицраима (Египет) и Пута, - прародитель народов, населявших Ханаан. Библия повествует, что Хам увидел наготу своего опьяневшего отца Ноя и рассказал об этом братьям, за что Ной произнес проклятие: «Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9:24–25). Неясно, почему Ной проклял не Хама, а его сына Ханаана; некоторые исследователи предполагают, что вследствие глубокой враждебности израильтян к ханаанеям имя Хам было заменено на Ханаан.

В Библии жители Ханаана названы ханаанеями, однако они представляют собой этнический конгломерат народностей (преимущественно западных семитов, в том числе финикийцев), неоднократно упоминаемых в Библии по отдельности (см., в частности, аморреи). Библия рисует их в отрицательном свете - как воплощение идолопоклонства и распутства. Пятикнижие (Чис. 23:23; Втор. 7:1 и другие) запрещает израильтянам вступать в союзы и браки с ханаанеями и поклоняться их богам (см. Ваала культ). Отрицательное отношение к бракам с ханаанеями ярко проявляется в библейском повествовании о патриархах : Авраам и Исаак запрещают своим сыновьям брать в жены ханаанеянок (Быт. 24:3; 28:6). В Лев. 18:3 содержится запрет «поступать по делам земли Ханаанской», за чем следует список половых запретов (Лев. 18:6–23; см. Половая жизнь) и предостережение «не делать мерзостей», которым предавались ханаанеи (Лев. 18:24, 26, 27).

Еще одно значение слова «ханааней» - «торговец», «купец». Так, в частности, пророк Х ошеа (12:8), порицая упадок морали жителей Израильского царства, называет его жителей «ханаанеями»: «Ханаанеянин с неверными весами в руке любит обижать», а Иехезкель называет Вавилонию «землей Ханаанской, городом торговцев».

Многочисленные памятники ханаанской литературы, преимущественно эпическо-мифологического характера, пролившие новый свет на библейскую литературу, были найдены при раскопках в Рас-Шамре,