Беспрерывная резня: почему в Мьянме массово истребляют мусульман. Мьянма новости: Буддисты устроили геноцид мусульман В каком городе геноцид мусульман

Мьянма (бывшая Бирма), одна из самых «закрытых» стран мира, в последние дни оказалась в центре внимания всего мира. Даже в Москве у здания посольства Мьянмы прошла многочисленная манифестация российских мусульман. Они протестуют против репрессий в отношении их единоверцев – народа рохинджа, проживающего в штате Ракхайн (Аракан) на западе Мьянмы. События на берегах далекого Индокитая не в первый раз вызывают бурный накал эмоций в исламском мире и среди мусульман, проживающих в США, Европе и России. Но в этот раз очередная операция правительственных войск Мьянмы против рохинджа вызвала невероятно бурную реакцию во всем мире.

Но сначала экскурс в . Рохинджа или рохингья – это бирманские мусульмане, достаточно многочисленная этноконфессиональная община, проживающая в штате Ракхайн (Аракан) на западном побережье страны. Основную часть населения штата составляют араканцы – родственный собственно бирманцам (мьянма) народ, исповедующий буддизм в традиции Тхеравада. Но поскольку Аракан находится на западе Мьянмы и исторически был тесно связан с соседней Индией, особенно с Бенгалией, сюда еще в прошлые века приезжали бенгальцы, в том числе и исповедовавшие ислам. Еще во второй половине XIX века в Аракан начали переселяться десятки тысяч бенгальских крестьян, большинство из которых были мусульманами по вероисповеданию.

Совместное проживание двух многочисленных и столь отличающихся друг от друга в этническом и религиозном отношении общин неоднократно приводило к конфликтам, в результате которых сотнями и даже тысячами (как в 1947 году, во время одного из крупнейших столкновений) гибли люди – и рохинджа, и араканцы. В 1947 году группа политизированных рохинджа выступила за присоединение Северного Аракана к вновь образовавшемуся государству Пакистан (тогда в состав Пакистана еще входила территория современного Бангладеш, прямо соседствующая с Мьянмой). Позже было создано несколько радикальных организаций рохинджа, выступивших в защиту прав своего народа. В ответ бирманские власти прибегали к привычным им жестким методам расправ над неугодными. Как водится, страдали не только политические активисты, но и рядовые рохинджа. Власти особо не разбирали, кто действительно причастен к радикальным группировкам, а кто нет. Тем временем, численность рохинджа за счет высокой рождаемости и миграции из соседней Бангладеш продолжала увеличиваться. Когда Бангладеш воевал с Пакистаном за свою независимость, в Бирму устремилось большое количество беженцев, которые нашли приют в общинах своих единоверцев – рохинджа. В настоящее время по оценочным данным численность рохинджа в Мьянме составляет не менее миллиона человек, а скорее всего – еще больше.

Тем не менее, несмотря на многочисленность общины, власти страны упорно не хотят решать вопрос рохинджа. Начнем с того, что это национальное меньшинство страны до сих пор фактически лишено гражданства. Еще в 1989 году в Мьянме были введены цветные карты контроля граждан – для полных граждан, ассоциированных граждан и натурализованных граждан. Рохинджа не получили никаких карт. Лишь в 1995 году, под давлением ООН, Мьянма начала выдачу рохинджа особых белых карт, не дающих права на гражданство.

Причины негативного отношения властей Мьянмы к рохинджа коренятся в особенностях идеологии бирманского государства, утверждавшейся на протяжении всего периода независимого существования страны. Государственная идеология рассматривает основой национальной идентичности буддизм, оказавший огромное, определяющее влияние на становление и развитие и бирманского государства, и бирманской культуры. В существовании на территории Мьянмы многочисленных иноконфессиональных групп власти страны видят угрозу для сложившегося социально-политического порядка.

Негативное отношение встречают в Мьянме и христиане, однако к мусульманам власти страны относятся еще более жестко. Это объясняется несколькими факторами: демографическим – у рохинджа очень высокая рождаемость и власти опасаются стремительного роста численности общины; политическим – некоторые группы рохинджа неоднократно заявляли о необходимости самоопределения в форме или отсоединения от Мьянмы или присоединения Северного Аракана к Бангладеш; социокультурным – мировоззренческие и поведенческие отличия рохинджа от бирманских буддистов весьма велики и последние с ними просто не уживаются, особенно в условиях постоянно подогреваемых властями националистических настроений. Конечно, вносят свой вклад в формирование негативного отношения к себе и сами рохинджа, которые, как и любой другой народ, не свободны от наличия преступников и подонков в своих рядах, да только совершенные национальными меньшинствами преступления всегда воспринимаются в обществе острее. Чувствуя поддержку военных и полиции, националистические формирования бирманцев устраивают погромы в селениях рохинджа. В ответ боевики из радикальных группировок нападают на немусульманское население Аракана и на полицейские патрули. Замкнутый круг.

Главными "поджигателями" противостояния с рохинджа мировые СМИ обычно называют бирманских националистов - буддистов. Их лидер – Ашина Виратху (род.1968), в 14 лет бросивший школу и ставший буддийским монахом. Именно он возглавил организацию «969», считающую своей основной целью защиту бирманской культурной и религиозной идентичности, в том числе и посредством борьбы с влиянием других религий. В мире Ашина Виратху называют идеологом преследования рохинджа, его перечеркнутый портрет – неизбежный атрибут многочисленных демонстраций мусульман всего мира в поддержку своих единоверцев – рохинджа. Сам Виратху всегда отрицал обвинения в свой адрес. Он подчеркивает, что стремится лишь защитить культуру своей страны, буддизм как основу бирманского общества.

Когда в 2011 г. в Мьянме произошла существенная либерализация политического режима, о проблеме рохинджа все чаще стала говорить мировая общественность. До этого рохинджа опирались, в основном, на поддержку исламского мира. Наиболее активно им помогала соседняя Малайзия, где проживает большая диаспора рохинджа, бежавших из Мьянмы от преследования властей. Кроме того, Малайзия традиционно считает себя защитником и лидером мусульман Юго-Восточной Азии. С другой стороны, мусульман-рохинджа поддерживают многочисленные фонды и средства массовой информации стран Персидского залива. Что касается вооруженного крыла движения рохинджа, то оно еще в 1990-е годы наладило активное взаимодействие с радикально-фундаменталистскими группировками Афганистана и Пакистана, где проходят подготовку боевики-рохинджа.

Новый виток внимания к проблеме рохинджа был вызван расправами над мусульманами, последовавшими за тем, как 25 августа боевики Араканской армии спасения рохинджа атаковали сразу тридцать полицейских участков на территории Мьянмы. В результате погибли 109 человек. После этого в штате Аракан начались столкновения, которые, по официальным данным, уже унесли жизни более 400 человек, среди которых 370 погибших – боевики Араканской армии спасения рохинджа, 15 человек – полицейские, 17 человек – мирные жители. Но зарубежные средства массовой информации сообщают о нескольких тысячах погибших мирных жителей. Причем подчеркивается, что они стали жертвами расправ не только со стороны военных и полиции, но и бирманских националистов. Отряды националистов врываются в селения рохинджа, не щадя ни стар, ни млад.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал события в Мьянме не иначе, как геноцидом мусульманского народа рохинджа. С аналогичными высказываниями выступили и многие другие авторитетные в мусульманском мире политические деятели. Их можно понять – исламский мир всегда очень тонко переживает любые преследования единоверцев, особенно когда они становятся жертвами дискриминации или репрессий со стороны представителей других религий.

Однако, стоит отметить, что трагические события в Мьянме используются многими СМИ для очернения не только действующей власти страны, но и бирманских буддистов и буддистов вообще. И это при том, что Далай-Лама XIV неоднократно выступал с публичными заявлениями против преследований рохинджа и просил бирманские власти урегулировать эту ситуацию. Самым вопиющим примером манипуляции общественным мнением можно назвать публикацию фотографий буддийских монахов, стоящих на фоне горы трупов. Это подавалось так, будто бы монахи явились инициаторами уничтожения тысяч рохинджа. На самом деле, фотография была сделана в китайской провинции Сычуань, а монахи были не бирманскими, а тибетскими, и участвовали в качестве добровольцев в помощи пострадавшим от страшного землетрясения с большими человеческими жертвами. Встает вопрос о том, кому выгодно разжигание ненависти между мусульманами и буддистами и кто стоит за попыткой дестабилизировать ситуацию в Юго-Восточной Азии?

Как и во многих конфликтах современности, приведших к самым трагическим последствиям и стоивших жизни тысячам людей, за сегодняшним «ажиотажем» вокруг Мьянмы легко можно увидеть руку США. Для вашингтонских кукловодов дестабилизация ситуации в Мьянме – прекрасный способ досадить Китаю, разжигая пожар этнической войны в его подбрюшье. Китай традиционно рассматривает Мьянму как свою сферу влияния, у Пекина всегда существовали особые отношения с властями страны, поэтому любое вмешательство Запада в дела этого государства в КНР воспринимают весьма болезненно. Сейчас китайские средства массовой информации трактуют события в Мьянме как борьбу правительственных войск страны с террористическими группировками. Общественное мнение значительной части китайцев также на стороне бирманских буддистов – и дело тут не только в культурной близости, но и в том, что в Китае есть своя аналогичная проблема – Синьцзян-Уйгурский автономный район, значительную часть населения которого составляют мусульмане-уйгуры, давно и безуспешно пытающиеся добиться политической независимости. Кроме того, в Китае прекрасно понимают, что чрезмерное внимание мировой общественности к ситуации в Мьянме угрожает политическим и экономическим интересам Пекина в этом регионе, а они – очень и очень большие. Поэтому Китай блокирует в Совете Безопасности ООН любые попытки США и Великобритании поставить вопрос о ситуации с преследованиями рохинджа в Мьянме.

Когда Вашингтону стало известно о нахождении больших запасов нефти и газа в штате Аракан, американское руководство очень живо заинтересовалось событиями в далекой Мьянме. Особенно актуализировался этот интерес в контексте завершения в 2013 году строительства нефтепровода и газопровода из Аракана в Китай. Мьянма рассматривается Китаем как важнейший перевалочный пункт на пути транспортировки нефти и газа из стран Персидского залива, а обнаружение нефтегазовых месторождений в самой Мьянме еще сильнее повышает интерес Китая к этой стране. Естественно, что такая ситуация не устраивает США, стремящиеся создавать всевозможные препятствия для развития Китая и китайской экономики. Была создана специальная Целевая группа по Бирме, включившая в себя ряд неправительственных организаций, маскирующихся под благотворительные и правозащитные. Там, где появляются американские «правозащитники», рано или поздно начинаются конфликты и даже гражданские войны. Сначала американские агенты определяют острые проблемы страны, формируют «конфликтное поле», а затем начинают разжигать тлеющие конфликты, способствовать их усугублению и выходу на новый уровень, обеспечивают «поддержку мирового сообщества».

В Мьянме, помимо противостояния с Китаем, американская игра имеет и другую стратегическую цель – дезинтеграцию стран Юго-Восточной Азии. Как известно, в Юго-Восточной Азии есть буддийские (Мьянма, Таиланд, Лаос, Камбоджа, Вьетнам), мусульманские (Малайзия, Индонезия, Бруней) и христианские (Филиппины) страны. При этом, Филиппины и Таиланд, как и Мьянма, имеют на своей территории многочисленные мусульманские меньшинства, выступающие за самоопределение и давно ведущие вооруженную борьбу против центральных правительств. До недавнего времени США оказывали и филиппинскому, и таиландскому правительствам большую помощь в борьбе против радикальных группировок, однако затем расклады в мировой политике стали меняться.

Нагнетание конфликта между рохинджа и правительством Мьянмы может использоваться США для создания и углубления противоречий между странами – участницами АСЕАН. Уже сейчас Малайзия и Индонезия оказывают активную поддержку рохинджа, при этом в Таиланде, Лаосе, Вьетнаме, а не исключено, что и на Филиппинах, общественное мнение будет поддерживать линию бирманских властей. Учитывая, что страны Юго-Восточной Азии в последние годы добились больших успехов, в первую очередь экономического характера, стратегия развала АСЕАН может быть выгодна американцам для сохранения собственного экономического влияния в регионе. В Вашингтоне очень боятся, что весь Азиатско-Тихоокеанский регион может выйти из-под контроля США и добиться полной экономической самостоятельности.

Мировая общественность в ужасе от последних новостей с Мьянмы. Еще недавно, мало кто слышал о такой стране, но уже сегодня о противостояниях в Бирме говорит весь мир. Во многих городах мира, в том числе и в России прошли митинги в поддержку мусульман рохиджа, с требованием остановить геноцид в Мьянме.

Мьянма по большей части буддистская страна, в которой проживает много религиозных меньшинств. История этой страны имеет множество трагических событий. Противостояния там продолжаются десятки лет. Еще давно, к власти пришли военные и по сей день правят в Мьянме. Мусульмане рохиджа пришли с Бенгалии в эту страну, но им гражданство давать не хотят. Много лет там продолжаются противостояния между буддистами и мусульманами.

До недавнего времени мировая общественность на это внимание не обращала и не замечала геноцида в Мьянме. Все по тому, что эта страна уже долгое время отделена от мира санкциями. Но последнее противостояние, произошедшее 25 августа, обратило мировое внимание на эту страну. В этот день мусульмане рохиджа напали на пункты полиции и базу армии, после чего власти начали жестоко вести борьбу. Власти приписывают рохиджа связь с террористами, хотя сами мусульмане говорят, что отношения к ним не имеют.

Геноцид мусульман в Мьянме – Бирме 2017: причины, видео, история

Только за август месяц было убито 3 000 мусульман, среди которых, по некоторым данным, были и дети. С 25 августа было убито 400 человек, власти говорят, что большинство из них повстанцы. Мусульмане бегут из страны из-за того, что власти применяют к ним насилие и поджигают дома. Хотя сами власти утверждают, что мусульмане сами жгут свои же деревни. ООН уже потребовало выпустить беженцев, но не смотря на мировое требование их так и держат на границе.

Число беженцев растет. Среди них в основном дети, старики и женщины, с ранениями и травмаи из-за противостояний. ООН начало расследование. Тем временем, Владимир Путин и Кадыров призвали остановить геноцид мусульман в Мьянме. С таким же требованием выступил и Эреджеп Эрдоган.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Многие деревни, где живует мусульмане-рохинджа, поджигаются

В понедельник в столице Чечни в поддержку проживающих в штате Ракхайн в Мьянме (Бирме) мусульман-рохинджа, на который демонстранты вышли с плакатами, требующими остановить "геноцид мусульман в Мьянме".

На несанкционированный митинг у посольства Мьянмы в Москве с призывом к российским властям отреагировать на ситуацию в Мьянме.

Мы попытались ответить на ряд вопросов по поводу того, кто такие мусульмане-рохинджа, почему их притесняют и каковы истоки конфликта в Мьянме.

Что происходит с рохинджа в Мьянме?

У этой преимущественно буддийской страны, в течение многих десятилетий управлявшейся военной диктатурой, имеется долгая история взаимного недоверия и трений между различными проживающими в ней этническими и религиозными сообществами, на что власти предпочитали закрывать глаза или пользоваться распрями в своих интересах.

В штате Ракхайн на западе страны помимо коренного буддийского населения проживают также мусульмане народности рохинджа, которые изначально пришли из исторического региона Бенгалия, ныне - территория Бангладеш.

Власти Мьянмы называют мусульман-рохинджа нелегалами и отказывают в предоставлении им гражданства.


Media playback is unsupported on your device

За неделю на западе Мьянмы убиты не менее 400 мусульман

В штате Ракхайн проживают около 1 миллиона мусульман-рохинджа. В приграничных с Бангладеш городах, где вспыхивали недавние волнения, большинство населения составляют мусульмане.

Во время вспышки межрелигиозного насилия в 2012 году между буддийским населением штата и, как полагают, мусульманами-рохинджа более 100 тысяч мусульман оказались без крова над головой. Десятки тысяч мусульман-рохинджа до сих пор находятся во временных лагерях, откуда им не разрешают выезжать.

Причиной вспыхнувшего с новой силой конфликта стало изнасилование и убийство молодой девушки из буддийской семьи.

Десятки тысяч мусульман-рохинджа, бежавших из Мьянмы в течение многих лет, проживают в Бангладеш без документов.

Находящиеся за рубежом правозащитные группы, объединяющие мусульман-рохинджа, утверждают, что они являются жертвами насилия, однако проживающие в Ракхайне буддисты утверждают обратное.

Когда началось нынешнее обострение?

Обострение ситуации в Мьянме началось после того, как 25 августа 2017 года боевики из "Армии спасения рохинджа Аракана" (АРСА) провели скоординированное нападение на более чем 30 полицейских постов и на базу мьянманской армии, убив не менее 12 сотрудников сил безопасности. Кроме того, боевиков обвиняют в убийстве 14 мирных жителей.

Руководство Мьянмы утверждает, что исламистская повстанческая группировка АРСА связана с международными террористическими организациями, получая от них финансовую и иную помощь. Сами члены АРСА отрицают какую бы то ни было связь с терроризмом.

После этого войска приступили к антитеррористической операции.

Военные Мьянмы сообщили, что в ходе столкновений правительственных сил и боевиков-рохинджа из провинции Ракхайн были убиты около 400 человек и почти все они - боевики.

Доступ журналистов в эту провинцию крайне ограничен, поэтому трудно подтвердить или опровергнуть конкретные цифры.

Правозащитная организация Human Rights Watch, опираясь на спутниковые фотографии, заявляет, что волнения охватили по меньшей мере 10 районов, а журналисты на местах сообщают о горящих деревнях на границе с Бангладеш.

Власти утверждают, что пожары - дело рук боевиков-исламистов, целенаправленно поджигающих мусульманские деревни, однако бегущие в Бангладеш мусульмане-рохинджа заявляют, что пожары были вызваны действиями мьянманских военных, а толпы разгневанных буддистов громят жилье мусульман.

Interactive Ва Пейк (Кай Кан Пайн) после вспышки насилия в 2016 году

Ноябрь 2016


2014


Что такое АРСА?

"Армия спасения рохинджа Аракана" (другое название - "Аракан аль-Якин" или "движение веры") впервые заявила о себе в октябре 2016 года, когда ее боевики совершили схожее нападение на полицейские участки, убив девятерых сотрудников.

Группировка утверждает, что ее цель - защита этнического меньшинства рохинджа от репрессий со стороны мьянманских властей.

Власти Мьянмы утверждают, что это террористическая группировка, чьи лидеры получили подготовку в тренировочных лагерях за границей.

Как заявлял руководитель следственной группы, допрашивавшей арестованных боевиков, цель АРСА - "построение демократического исламского государства для народа рохинджа".

По данным "Международной антикризисной группы", ее лидером является Ата Улла, представитель народности рохинджа, родившийся в Пакистане, но выросший в Саудовской Аравии, где получил религиозное образование в Мекке, и до сих пор поддерживающий тесные связи с этой страной.

Однако представитель "Армии спасения рохинджа Аракана" в интервью изданию Asia Times заявил, что у нее нет связей с джихадистскими группировками и что ее членами являются молодые мужчины народности рохинджа, огорченные тем, как стала развиваться ситуация после столкновений 2012 года.

Между тем Международная антикризисная группа указывает в своем отчете о ситуации в штате Ракхайн от 15 декабря 2016 года: "Появление этой хорошо организованной, и, по-видимому, хорошо финансируемой группировки полностью меняет ситуацию в том, что касается попыток властей Мьянмы справиться со сложными проблемами штата Ракхайн, которые включают в себя давнюю дискриминацию против мусульманского населения, отказ в правах и гражданстве".

По сведениям властей Мьянмы, ссылающихся на информацию от местных жителей, еще за несколько месяцев до вспышки насилия посланники АРСА начали рекрутировать сотни молодых мужчин из мусульманских деревень, которые затем проходили подготовку в Бангладеш.

Interactive Кьет Йо Пьин после вспышки насилия в 2016 году

Ноябрь 2016


Март 2016


Какова ситуация на границе с Бангладеш?

Число мусульман-рохинджа, пытающихся бежать в Бангладеш, с 25 августа неуклонно растет и к началу сентября превратилось в непрерывный людской поток.

По данным ООН, за последние 10 дней 87 000 мусульман рохинджа бежали из своих подожженных деревень - это больше, чем за весь прошлый год

Большинство из них - женщины, дети и старики; многие прибывают с травмами и ранами, полученными во время противостояния.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption По данным ООН, с конца августа поток беженцев удвоился

Также поступало много сообщений о том, что людям не давали пересечь границу, несмотря на призыв ООН к властям Бангладеш позволить беженцам это сделать.

В настоящий момент переход разрешен, однако около 20 тысяч мусульман-рохинджа, как полагают, застряли без переправы на реке Наф, по которой проходит граница между двумя странами.

Гуманитарные организации передают, что люди могут утонуть, пускаясь вплавь, как это уже случилось с группой из 20 человек, утонувших на прошлой неделе.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Некоторые буддистские семьи из штата Ракхайн также вынуждены были покинуть свои дома, опасаясь нападений боевиков

Как реагируют власти Мьянмы?

Официальные власти заявляют, что силы безопасности страны ведут законную операцию против террористов, ответственных за череду нападений, совершенных с октября 2016 года на полицейские участки и армейские базы.

В отчете ООН о ситуации в штате Ракхайн , опирающемся на слова беженцев, говорится об ужасающей жестокости, которая царит там в отношении женщин, мужчин и детей народности рохинджа. Военные власти Мьянмы отрицают эти утверждения, называя их выдумкой.

ООН приступила к полномасштабному расследованию событий. Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по правам человека Зейд Раад аль-Хусейн на прошлой неделе заявил, что недавнее насилие в штате могло быть предотвращено.

Также в последнее время все чаще звучит критика и обвинения в бездействии в адрес известной правозащитницы и фактического лидера страны, лауреата Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи, которая занимает пост министра иностранных дели Мьянмы и госсоветника.

Однако обозреватели указывают, что с приходом ее партии к власти в 2016 году в стране мало что изменилось. К тому же по конституции она не имеет прямого воздействия на военные силы страны, обладающие в Мьянме особым статусом.

В Мьянме есть штат Ракхайн, который населяет этническое и религиозное меньшинство – народ рохинджа, или рохинья. Его представители в основном являются приверженцами ислама, тогда как большинство населения страны исповедует буддизм. Причём даже в Ракхайне, регионе компактного проживания рохинджа, буддисты преобладают.

Власти Мьянмы считают рохинджа незаконными иммигрантами из соседнего Бангладеш (поэтому на гражданство жители Ракхайна могут не надеяться), а после резни 1942 года, когда мусульмане убили десятки тысяч буддистов, – почти что оккупантами. Современная история противостояния рохинджа и бирманских властей насчитывает уже десятки лет.

Летом 2017 года боевики рохинджа совершили ряд нападений на полицейские и пограничные посты Мьянмы. В ответ власти организовали карательную экспедицию, которая и привела к новому витку насилия в регионе.

Нашёл в казахстанском интернет-журнале "Vласть" , директора фонда им. Фридриха Эберта в Мьянме. В ней он подробно рассказывает об обстановке в стране и корнях гуманитарного кризиса. Я её немного сократил и оставил только суть.

"25-го августа произошло резкое обострение ситуации на севере бирманского штата Ракайн (Rakhine). Массы беженцев-рохинья покидают свои деревни и лагеря и пытаются пересечь границу с Бангладеш. По сегодняшним оценкам их кол-во может достигать 90.000, есть информация о десятках людей, утонувших в приграничной реке Наф.

Причиной массового исхода рохинья стала массированная карательная операция бирманской армии, по последним официальным цифрам, которые могут быть чрезвычайно занижены, в столкновениях уже погибло около 400 человек. Бирманские вооруженные силы начали зачистки на севере Ракайна после нападения вооруженных экстремистов на полицейские и приграничные посты бирманских властей.

Мьянма - бывшая британская колония на индокитайском полуострове. Большинство ее жителей – буддисты-бамар, но страна очень гетерогенная, официально правительством признаны 135 этнических группы. С момента обретения независимости в 1948 году страна завязла в череде внутренних конфликтов, многие из которых продолжаются по сей день, считается что «бирманская гражданская война» - самая продолжительная в современной мировой истории.

За последние годы правительству Мьянмы удалось подписать договоры о перемирии с 15 вооруженным этническими группами, около восьми продолжают находиться в открытой конфронтации.

Штат Ракайн - это узкая полоска земли вдоль Бенгальского залива, упирающаяся своим северным концом в Бангладеш. Ракайн, как и остальная Мьянма, далеко не гомогенна, в ней проживают не менее 15 этнических групп разных вероисповеданий, буддисты, мусульмане, христиане. Ближе к северу, к границе с мусульманским соседом Бангладеш, мусульмане составляют большинство населения.

Ракайн, как и многие другие территории страны, не относящиеся к «истинной Бирме» (Burma Proper), это зона затяжной политической и военной борьбы за самостоятельность или даже независимость. В то же время, это самый сложный из всех бирманских конфликтов, поскольку только рохинья не признаются правительством как часть многогранного и сложного народа Мьянмы.

Рохинья – мусульманский этнос, который насчитывает около миллиона человек на территории Мьянмы. Бирманцы-буддисты зачастую отказываются называть их этим именем и предпочитают использовать термин «бенгальцы», указывающий на исторические корни этой группы. Бирманские националисты утверждают, что «рохинья» - выдуманная концепция, а на самом деле речь идет о мусульманских переселенцах из британской Индии, массово перемещенных на территорию Бирмы в 19-ом веке.

Отношения между мусульманам-рохинья и буддистами-бамар исторически - очень сложные. Во время Второй Мировой войны рохинья сражались на стороне британских частей, в то время как ракайнские буддисты были на стороне японской армии. Лидер нации и основатель современной, независимой Бирмы генерал Аун Сан (кстати, отец Аун Сан Су Чжи, нынешней соправительницы Мьянмы) обещал рохинья свой статус и равные права. После войны и до военного переворота 1962 года, немало рохинья служило на высоких позициях в бирманском правительстве.

После прихода к власти военной хунты началась фаза систематического притеснения и дискриминации. Рохинья до сих пор отказано в получение бирманского гражданства, они не могут попасть на государственную службу, для них обозначена черта оседлости и их не принимают в государственные образовательные учреждения. Даже сегодня, в самых образованных и продвинутых кругах бирманских элит бытовый расизм по отношению к рохинья – не моветон. Периодически вспыхивали этнические стычки, погромы, за которыми следовали жесткие чистки – так было, например, в 1978, 1991, 2012 годах. После 2012 в Бангладеш накопилось почти полмиллиона беженцев-рохинья. Бангладеш не в состоянии предоставить им долгосрочные перспективы и многие из них пытались бежать в Австралию, сотни погибали по пути. ООН считает рохинья самой большей в мире группой людей без гражданства.

25-го августа, ранним утром, бойцы так называемой Араканской Армии Спасения Рохинья (Arakan Rohingya Salvation Army или ARSA , ранее известной как Harakah al-Yaqin или Faith Movement) совершили координированное нападение на целый ряд приграничных и полицейских постов бирманских властей. Впервые эта группа заявила о себе в октябре прошлого года, убив несколько бирманских пограничников и полицейских вдоль границы с Бангладеш и, видимо, завладев оружием и боеприпасами, использованными на прошлой неделе.

Группировкой ARSA руководит Ата Улла, боевик родом из Карачи. Правительство Мьянмы утверждает, что он проходил подготовку в лагерях талибов в Пакистане и имеет поддержку среди влиятельных кругов Саудовской Аравии.

Главнокомандующий вооруженными силами Мьянмы , Мин Аунг Хлайн, руководит операцией зачистки приграничной территории. По его собственным словам, армия «завершает недоделанную работу времен Второй Мировой». Эта формулировка предельно жестко показывает логику действий вооруженных сил и военной элиты Мьянмы. По словам этого де-факто правителя страны, армия сделает все, чтобы предотвратить повторение 1942 года, когда бригады рохинья пытались «вырвать Ракайн из тела Бирмы».

В официальном брифинге для дипломатов и иностранной прессы представители бирманских силовиков заявили, что сверхзадачей ARSA является создание «исламского государства» на территории между Бангладеш и Мьянмой. Армия готова применить «необходимые меры», чтобы предотвратить возвращение малазийских, мальдивских, индонезийских бойцов ИГИЛа из Ближнего Востока в регион и поэтому собирается полностью зачистить северный Ракайн от «террористических» элементов.

Проявление насилия экстремистами-рохинья стало идеальным поводом для бирманской армии перейти к «финальной стадии решения» вопроса. По спутниковым снимкам видно, что сжигаются целые деревни, причем сжигаются систематично, поскольку сейчас сезон дождей и сложно представить себе стихийное распространения огня. Бирманские власти утверждают, что экстремисты сами поджигают деревни в пропагандистских целях.

Но на самом деле есть жертвы и со стороны буддистских жителей Ракайна. Около 12.000 жителей штата буддистского вероисповедания были эвакуированы вглубь центральных территорий, есть информация о случаях нападений на буддистские монастыри, в которых остановились буддистские беженцы из конфликтной зоны. И без того хрупкий мир последних лет стремительно распадается.

Итого:

Вооруженный экстремизм среди рохинья реален . Наличие такой организации как ARSA, способной координировать повстанческие операции, производить пропаганду, возможно поддерживать связи с группами за рубежом, неоспоримо.

Систематичные притеснения рохинья реальны . После десятилетий дискриминаций и гонений они вынуждены существовать в предельно маргинализованной ситуации. А это всегда идеальный инкубатор для экстремизма, исламского или любого иного.

Мы всё ещё знаем очень мало . В зону конфликта нет доступа международным наблюдателям или журналистам. Все что мы читаем в СМИ, основывается на интервью с рохинья, которым удалось пересечь границу в Бангладеш. Организованный властями два дня назад пресс-тур в Маунгдо, город в Ракайне, в котором все началось, никакой надёжной информации не дал.

Это очень старый и очень сложный конфликт , он уходит корнями глубоко в колониальную историю. Есть все основания опасаться, что бирманская армия воспользуется шансом спровоцировать массовый исход рохинья из Ракайна.

Трансформации Мьянмы – это самый сложный и комплексный переходный процесс современности. С ним, пожалуй, может сравниться только уровень комплексности когда-нибудь предстоящего севернокорейского транзита.

Новой Мьянме всего полтора года. Военный режим трансформируется в демократическую систему. Конфликтно-кризисная экономика трансформируется в мирную. Изоляция трансформируется в открытость, самодостаточность и дефицит сменяется потребительским капитализмом масс. Общество отходит от закрыто-казарменной мобилизации и переходит к мирной жизни. Слабое государство трансформируется в функциональную бюрократию.

Все одновременно. Все сразу. На этом фоне альянс Аун Сан Су Чжи и военной элиты неудивителен. Как бы это не было горько, для них вопрос рохинья до 25-го августа был абсолютно не приоритетен. А теперь остается только гадать, насколько радикально они готовы его решать".
<...>

: свыше полутысячи мусульман собрались у посольства Мьянмы на Большой Никитской улице, громогласно потребовав прекратить геноцид единоверцев в этой далекой стране. Ранее их поддержал в своем инстаграме глава Чечни Рамзан Кадыров . Но что же происходит на самом деле: «массовые убийства мусульман-рохинджа » или «борьба с террористами», как утверждают власти Мьянмы?

1. Кто такие рохинджа?

Рохинджа, или, в другой транскрипции, «рахинья» - небольшой народ, живущий в труднодоступной местности на границе Мьянмы и Бангладеш . Когда-то все эти земли была владением британской короны. Сейчас местные чиновники уверяют, что рохинджа - никакие не аборигены, а мигранты, прибывшие сюда в годы заморского владычества. А когда в конце 1940-х годов страна вместе с Пакистаном и Индией получила независимость, англичане провели границу «грамотно», включив районы рохинджа в состав Бирмы (так тогда называлась Мьянма), хотя и по языку, и по религии те куда ближе к соседней Бангладеш.

Так 50 миллионов бирманских буддистов оказались под одной крышей с полутора миллионами мусульман. Соседство выдалось неудачным: шли годы, сменилось название государства, вместо военной хунты появилось демократическое правительство, столица переехала из Янгона в Нейпьидо, но рохинджа по-прежнему подвергались дискриминации и выдавливались из страны. Правда, и репутация у этих людей среди буддистов дурная, их считают сепаратистами и бандитами (земля рохинджа - центр так называемого «Золотого треугольника», международного наркокартеля, производящего героин). Вдобавок, здесь сильно исламистское подполье, близкое к запрещенной в РФ и многих других странах мира группировке ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ).

2. С чего начался конфликт?

9 октября 2016 года несколько сотен рохинджа напали на три блокпоста мьянманской пограничной службы, убив десяток человек. В ответ власти ввели в регион войска, начавшие масштабную зачистку от террористов - как истинных, так и мнимых. Правозащитная организация Human Rights Watch заявила, что, по данным спутниковых снимков, силовики сожгли свыше 1200 домов в деревнях рохинджа. Десятки тысяч представителей народности были депортированы или бежали в другие страны - прежде всего, в Бангладеш.

Происходящее осудили отдельные должностные лица в ООН и госдеп США . При этом либеральный Запад вновь не смог обойтись без двойных стандартов: так, Аун Сан Су Чжи, член правительства Мьянмы и вдохновительница нынешних антиисламских погромов, в 1990 году получила от Европарламента премию имени Сахарова , а годом позже - и Нобелевскую премию мира за «отстаивание демократии»…

Сейчас официальные лица называют обвинения в геноциде фальсификацией и даже подвергли наказанию нескольких офицеров, ранее запечатленных на видеоролике с избиением арестованных мусульман. Впрочем, последние тоже не остаются в долгу - 4 сентября боевики-рахинджа разграбили и сожгли буддийский монастырь.

3. Как отреагировала Россия?

У Москвы в регионе - важные интересы: и совместные разработки урановых руд, и экспорт вооружений, которые Нейпьидо закупил у нас на сумму свыше $1 млрд. «Не имея реальной информации, я не стал бы делать какие-либо выводы», - прокомментировал ситуацию пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.