Звание камергер. Камергерские ключи. Слова, образованные от понятия

Илья Репин: венчание Императора Николая II и великой княгини Александры Федоровны, 14 ноября 1894 года.

Чин Камергера появился в России при Петре I и первым действительным Камергером 8 марта 1711 года стал внучатый брат Царицы Натальи Кирилловны С.Г. Нарышкин - он выполнял обязанности былого комнатного стольника или спальника. 6 мая 1727 года по именному указу Камергеры были подчинены обер-камергеру; в соответствии с указом от 15 августа 1762 года Камергеры должны присутствовать при крещениях и похоронах высочайших особ, посещениях послов, при торжественных выходах Императорской семьи, церемониальных столах. По указу от 7 июля 1762 года Камергеры обязаны нести постоянное дежурство при Е.И.В. Во время коронаций и прочих церемоний Камергеры (по назначению) несли шлейф Императорской мантии. Обер-камергер, камергеры и камер-юнкеры по высочайшему указу от 15 августа 1762 года несли все обязанности придворных кавалеров, которые обер-камергер расписывал для каждой церемонии.

Особым знаком Камергеров был «всемилостивейше жалуемый им ключ», который символизировал право придворного входить в Императорские покои. Касьян Касьянов писал о Всеволоде Андреевиче Всеволожском (1769-1836): «Он был сначала камер-юнкером, а вскоре получил и камергерский ключ, какой (весь золотой), замечу мимоходом, в те времена носился пришпиленным к огромной розетке из голубой Андреевской ленты к одной из пуговиц фрака или мундира на талии, над левым карманным клапаном» Камергеры носили ключ на голубой ленте у левого карманного клапана мундира, а обер-камергеры - у правого карманного клапана, на золотых кистях; обер-камергерам полагался ключ, «осыпанный бриллиантами». Камергерский ключ можно было носить «при мундире другого гражданского ведомства». Именно о нем идет речь в грибоедовском «Горе от ума»: «Покойник был почтенный камергер. С ключом и сыну ключ умел доставить». Изготовление ключа обходилось дорого: до 1801 года на него из Кабинета выдавалось 500 рублей. По данным придворного месяцеслова на 1796 год при дворе было 26 действительных камергеров и 27 камер-юнкеров, в камергеры обычно жаловали из камер-юнкеров. По указу 1775 года жалованье выплачивалось старшим 12 камергерам и 12 камер-юнкерам «налицо в действительной должности находящимся» .

При Петре I все придворные (в т.ч. и Камергеры) состояли при Императрице. По «Табели о рангах», утвержденной 24 января 1722 года, действительный Камергер соответствовал чину VI класса (форма обращения «Ваше высокоблагородие»). 1-й придворный штат, утвержденный 14 декабря 1727 года, предусматривал 8 Камергеров; кроме того, по штату двора великой княгини Натальи Алексеевны полагался 1 Камергер. В 1730 году весь придворный штат, был подчинен обер-гофмейстеру и обер-гофмаршалу; Камергер был приравнен к чину генерал-майора. По штату 1737 года Камергеры были переведены из VI в IV класс (форма обращения «Ваше превосходительство»). По Высочайше утвержденному штату от 20 марта 1742 года при герцоге Шлезвиг-Голштинском назначено 5 Камергеров (ранг Камергера при наследнике престола приравнивался к рангу камер-юнкера двора). С 28 июня 1775 года при дворе состояли 12 штатных и 12 нештатных Камергеров в чине генерал-майора.

За весь XVIII век при дворе было 289 Камергеров (при Екатерине II - 103), при Павле I по «Придворному месяцеслову» числилось 26 Камергеров. В июне 1800 году была предусмотрена возможность получения действительными Камергерам (IV класс) чина тайного советника (III класс) в таком случае титул сохранялся как почетное звание, но его обладатель освобождался от постоянного дежурства при дворе. . По новому штату 18 декабря 1801 года утверждено 12 Камергеров с жалованьем и 12 без жалованья; кроме того, 2 Камергера при великой княгине Марии Павловне и 2 Камергера при великой княжне Екатерине Павловне. Александр I восстановил в чине Камергера 30 екатерининских вельмож и в его царствование Камергеры часто переходили на военную службу, сохраняя придворное звание. Фактически к 1809 году с начала века при дворе числилось 76 Камергера. По высочайшему указу 3 апреля 1809 года чин Камергера был преобразован в почетное звание и это звание присваивалось по усмотрению Императора. По высочайшему указу от 23 июня 1836 года запрещалось давать звание Камергера лицам, имевшим чин ниже статского советника, по именному указу от 11 июля 1850 года этот ценз повышен до чина не ниже действительного статского советника; Камергеры по достижении чина тайного советника исключались из придворных списков. Почетное звание давалось и вне службы - например губернский предводитель дворянства, избранный на 3 трехлетия, мог стать Камергером двора.

Император Павел, вступив на престол, также не замедлил придворным штатом и 30 декабря утвердил новый штат: отныне ведению обер-камергера подлежат 12 камергеров, 12 камер-юнкеров (не назначались) и 48 пажей. Жалованье, выдаваемое камергерам, сохранилось в прежнем объеме - по 1500 руб. в год. Всего в это царствование пожаловано в камергеры 58 человек, в камер-юнкеры - ни одного; и при дворе не состоял ни один камергер покойной Императрицей. Павел требовал от придворных настоящей службы, не разрешая отлучаться за город без Высочайшего на то разрешения (20 мая 1800 года) и в то же время ограничивал их появление в загородных резиденциях даже на дежурствах без особого на то повеления. Кроме того, 18 июня 1799 года повелел у камергеров делать вычеты из жалованья за время их болезни. Обыкновенно дежурили два камергера и в редких случаях - четыре. По штату утвержденному 18 декабря 1801 года, значилось 12 камергеров с жалованьем 1500 рублей в год, и 12 камер-юнкеров без жалованья. Он вернул на службу Камергеров, уволенных Павлом, и по представлении обер-камергера графа Шереметева, последовало распоряжение возвращенным на службу выплачивать жалованье при появлении вакансии.

Кавалеры двора Александра I сохранили свое положение и при двореНиколая I. Комплект придворных кавалеров был определен высочайшим указом от 3 апреля 1826 года: камергеров 12 человек и камер-юнкеров - 36 человек по старшинству пожалования в это звание. Ключи камергерские или деньги за них в размере 100 червонных определено выдавать только 12 комплектным камергерам . При Николае I было установлено также обязательное дежурство придворных кавалеров, например, на балах обыкновенно назначались к Императрице два камергера и два камер-юнкера, а к великим княжнам - по одному камергеру и одному камер-юнкеру. На спектакли в Эрмитажном театре посылались от двора 6 билетов, и отправлялись на дежурство 3 камергера и 3 камер-юнкера. Звание камергера имели так же лица, состоявшие при малых дворах и список их по-прежнему пополнялся из лиц, принадлежавших к родовитому дворянству, но прошли те времена, когда хлопоты родственников могли доставить это звание без действительной службы.

Примечания:

74 К. Касьянов Наши чудодеи: Летопись чудачеств и эксцентричностей всякого рода. СПб., 1875. С. 166. Цит. по: Кирсанова Р. М. Костюм в русской художественной культуре. М., 1995. С. 131.

75 А. Е.Шепелев Чиновный мир России. XVIII - начала XX века С. 423.

76 Н. Е.Волков Двор русских императоров в его прошлом и настоящем. М., 2003. С. 28.

77 А. Е. Шепелев Чиновный мир России. XVIII - начала XX века С. 406.

78 Н. Е.Волков Двор русских императоров в его прошлом и настоящем. С. 35.

Старинные камергерские ключи – это уникальные предметы антиквариата, являвшиеся важным атрибутом придворного чина. Их название происходит от немецкого слова «Kammerherr ». Такой ключ означал, что камергер был вправе входить во все личные апартаменты своего монарха. Во времена, когда Санкт-Петербург был столицей Российской империи, камергеры получали в свое распоряжение во время специальной церемонии при дворе специальные символические ключи. Разумеется, ни к одной двери в императорской резиденции камергерские ключи не подходили. Хотя, изначально история камергерской должности все-таки начиналась с настоящих камергерских ключей, предназначенных не для открытия покоев, а для дверей кладовых. В шестнадцатом веке при испанских дворах существовала должность camarero, обладатель которой ведал казной короля и носил ключ от нее. При дворах европейских императоров и царей служили « камериры» или « камерариусы», позже переименованные в « камергеров» и ставшие « комнатными дворянами». В это время камергерам в наследство от прежних времен передавались ключи, уже ставшие символическими.

Утратив свою функциональность, камергерские ключи стали более изящными и отличались особой красотой. Старинные ключи начали изготавливать с использованием позолоты, а их головки украшались вензелями и гербами монархов. Чин камергера в России появился в 1711 году после официального брака Петра Первого с Мартой Скавронской, практически сразу принявшейся за реформирование существовавшего придворного штата согласно с европейскими стандартами. Так, камергеры начали заменять обычных стряпчих с ключами, комнатных спальников и стольников. Так как мундиров у служащих двора в те времена еще не существовало, главным символом должности был именно камергерский ключ.

В 1762 году на престоле появилась Екатерина II, сразу начавшая проводить перепланировку хозяйства. Она определила список обязанностей камергеров и даровала им чин условного генерал-майора, обязанного стоять у трона и носить за императрицей шлейф. Камергеры получили не только генеральский мундир, но и золотой ключ, служивший знаком исправления названия должности.

Ключи у камергеров могли быть разными. Служащие, сумевшие добиться звания обер-камергеров, получали от императрицы золотые ключи, инкрустированные бриллиантами. Носились они на специальной золотой цепочке, имевшей две массивные кисти. Как при правлении Катерины, так и при Александре I камергерские ключи изготавливались мастерами из золота, а их стоимость в 1805 году составляла пятьсот рублей.

Историки и антиквары выяснили, что до 1833 года не существовало единого образца камергерского ключа. При Александре I такие ключи чаще всего изготавливались произвольно или исходя из традиций. Это вызывало у служащих недовольство, поэтому было решено провести работу над изготовлением единого образца камергерского ключа, в итоге утвержденного в октябре 1833 года.

С того времени и до начала 1917 года старинный камергерский ключ отличался лишь формой государственного герба и абрисом золотого орла, служившего ручкой ключа. Так же изменялись инициалы правящего императора. Согласно статуту 18-го – начала 19-го века, антикварные камергерские ключи изготавливались исключительно из золота. Со временем должность камергера потеряла свою важность, а вместе с ней перестали изготавливаться и камергерские ключи.

Камергерский ключ периода правления Николая II. Бронза, частично сохранилось золочение. Орел ремонтировался, отсутствует заколка; вместо нее припаяно ушко. Отсутствует также Императорская корона.
Редкий.

Старинные камергерские ключи – это уникальные предметы антиквариата, являвшиеся важным атрибутом придворного чина. Их название происходит от немецкого слова "Kammerherr". Такой ключ означал, что камергер был вправе входить во все личные апартаменты своего монарха. Во времена, когда Санкт-Петербург был столицей Российской империи, камергеры получали в свое распоряжение во время специальной церемонии при дворе специальные символические ключи. Разумеется, ни к одной двери в императорской резиденции камергерские ключи не подходили.
Хотя, изначально история камергерской должности все-таки начиналась с настоящих камергерских ключей, предназначенных не для открытия покоев, а для дверей кладовых. В шестнадцатом веке при испанских дворах существовала должность camarero, обладатель которой ведал казной короля и носил ключ от нее. При дворах европейских императоров и царей служили «камериры» или «камерариусы», позже переименованные в «камергеров» и ставшие «комнатными дворянами». В это время камергерам в наследство от прежних времен передавались ключи, уже ставшие символическими.
Утратив свою функциональность, камергерские ключи стали более изящными и отличались особой красотой. Старинные ключи начали изготавливать с использованием позолоты, а их головки украшались вензелями и гербами монархов. Чин камергера в России появился в 1711 году после официального брака Петра Первого с Мартой Скавронской, практически сразу принявшейся за реформирование существовавшего придворного штата согласно с европейскими стандартами. Так, камергеры начали заменять обычных стряпчих с ключами, комнатных спальников и стольников. Так как мундиров у служащих двора в те времена еще не существовало, главным символом должности был именно камергерский ключ.
В 1762 году на престоле появилась Екатерина II, сразу начавшая проводить перепланировку хозяйства. Она определила список обязанностей камергеров и даровала им чин условного генерал-майора, обязанного стоять у трона и носить за императрицей шлейф. Камергеры получили не только генеральский мундир, но и золотой ключ, служивший знаком исправления названия должности.
Ключи у камергеров могли быть разными. Служащие, сумевшие добиться звания обер-камергеров, получали от императрицы золотые ключи, инкрустированные бриллиантами. Носились они на специальной золотой цепочке, имевшей две массивные кисти. Как при правлении Катерины, так и при Александре I камергерские ключи изготавливались мастерами из золота, а их стоимость в 1805 году составляла пятьсот рублей.
Историки и антиквары выяснили, что до 1833 года не существовало единого образца камергерского ключа. При Александре I такие ключи чаще всего изготавливались произвольно или исходя из традиций. Это вызывало у служащих недовольство, поэтому было решено провести работу над изготовлением единого образца камергерского ключа, в итоге утвержденного в октябре 1833 года.
С того времени и до начала 1917 года старинный камергерский ключ отличался лишь формой государственного герба и абрисом золотого орла, служившего ручкой ключа. Так же изменялись инициалы правящего императора. Согласно статуту 18-го – начала 19-го века, антикварные камергерские ключи изготавливались исключительно из золота. Со временем должность камергера потеряла свою важность, а вместе с ней перестали изготавливаться и камергерские ключи.
По материалам сайта transantique.ru

ТИТУЛЫ И МУНДИРЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

ПРИДВОРНЫЕ ЧИНЫ И ЗВАНИЯ.

Лица, состоявшие при дворе российских императоров, назывались придворными . Они составляли самую малочисленную, но самую элитарную часть чиновничества. Если в первой половине XVIII века число придворных составляло несколько десятков человек, то в 1914 году их насчитывалось уже 1600.

Что же представляли из себя российские императорские придворные? Их было три группы: придворные чины, придворные кавалеры и придворные дамы.

Ещё в 1711 году придворных жаловали в камергеры и камер-юнкеры , которые в то время были главными фигурами при дворе. После введения «Табели о рангах» появились чины обер-гофмейстера императорского двора, обер-шенка, обер-шталмейстера, обер-церемониймейстера, обер-маршала и гофмаршала, обер-камергера и гофмейстера. Почти все придворные чины оказались в генеральских рангах, где право производства в следующий чин целиком зависело от усмотрения императора.

При Екатерине II наиболее важным чином двора становится обер-камергер. Он руководил придворными кавалерами; он же представлял членам императорской семьи тех, кто получал право на аудиенцию.

Обер-гофмейстер заведовал придворным штатом и финансами двора.

Обер-гофмаршал ведал всем хозяйством двора и придворными служителями.

Обер-шенк заведовал винными погребами и снабжением двора вином.

Обер-шталмейстер возглавлял придворную конюшенную часть.

Обер-егермейстер заведовал императорской охотой.

Обер-церемониймейстер ведал организацией разного рода придворных церемоний.

Чиновники различных рангов изо всех сил старались выслужиться. Например, железнодорожники устраивали различного рода удобства в вагонах для придворных. А в благодарность за то сами получали в качестве награды придворные звания.

Историческая мозаика

Придворный чин давал его обладателю возможность постоянно и тесно общаться с представителями царской фамилии. Современник так и говорил императору Александру III: «У нас в России всегда будет сильно слово того человека, который имеет к вам личный доступ». А канцлер Германской империи О. Бисмарк прямо заявлял: «То, чего я достиг, я достиг скорее как камергер, чем как министр».

В середине XIX века придворные чины носили человек 30 - 40. Зато в 1914 году - уже 213.

ОСОБЫЕ ПРИДВОРНЫЕ ЗВАНИЯ

Мундир парадный камергерский

Первыми придворными званиями в России стали звания «камергер» и «камер-юнкер». Обязанности обладателей этих чинов заключались в «дежурстве при Её Императорском Величестве».

В конце XVIII века всё чаще эти звания присваивались представителям знатных дворянских родов без выслуги в предыдущих классах. И так получалось, что молодые люди без серьёзного образования оказывались на высоких степенях. Хотя по штату 1801 года комплект камергеров и камер-юнкеров был установлен по 12 человек, но к 1809 году камергеров числилось 76, а камер-юнкеров - 70. И потому в начале XIX века придворные звания перестали давать право на класс. Наоборот, они жаловались лицам, уже имеющим гражданские чины. Такой оборот событий вызвал ропот, поскольку отнимал надежду на быструю карьеру и близость ко двору.

Алексей Алексеевич Бобринский (1800-1868) - сын Алексея Григорьевича Бобринского, внук Екатерины II, граф, гвардейский офицер, камер-юнкер.

С 1824 года камергерам и камер-юнкерам перестали выплачивать жалованье. Однако число их неуклонно росло. Звания эти постепенно превратились в почётную награду, давая право на доступ во дворец. В 1914 году камергеров и камер-юнкеров было уже 771 человек.

Камер-паж и паж. Пажеского Его Императорского Величества корпуса

Среди придворных кавалеров числились также камер-пажи и пажи . Под руководством обер-камергера находились 12 камер-пажей и 48 пажей. Пажами могли стать сыновья и внуки сановников первых трёх классов. Обычно молодые люди воспитывались в Пажеском Его Величества корпусе . Это было элитное учебное заведение, основанное ещё в середине XVIII века. Пажей последнего года обучения привлекали к службе при дворе. Лучшие из них получали звание камер-пажей и постоянно дежурили при императоре или одном из членов императорской семьи. Обязанности пажей состояли в участии разного рода церемониях. Пажи сопровождали членов императорской фамилии, несли шлейфы, держали накидки дам и тому подобное. Естественно, что знакомство с членами императорской семьи помогало пажам в последующей карьере.

Статс-дама Мавра Шувалова с портретом императрицы Елизаветы Петровны на муаровой ленте.

Фрейлина Прасковья Николаевна Репнина. С фрейлинским шифром Екатерины II на муаровой ленте.

Существовало несколько почётных придворных званий для дам и девиц. Для дам - статс-дама . Девицам особенно часто жаловалось звание фрейлины . Фрейлинами могли быть лишь незамужние. Звание фрейлины давало девице возможность, выходя замуж, составить «блестящую партию». При этом она получала приданное от двора. А в некоторых случаях и сама свадьба праздновалась во дворце.

Историческая мозаика

Александр Пушкин портрет работы О. А. Кипренского

Известно, что 31 декабря 1833 года почётное звание камер-юнкера получил А. С. Пушкин. Двор хотел видеть его супругу, и звание камер-юнкера открывало Пушкину дорогу во дворец. Однако поэт счёл это звание незначительным и обиделся. Друзья поэта также сочли звание недостойным Александра Сергеевича. Они полагали, что Пушкину надлежало быть камергером. Посмотрим с формальной точки зрения. Пушкин в то время имел чин «титулярного советника», или ранг IX класса. И по правилам на звание камергера претендовать не мог.

Однако среди камер-юнкеров того времени были значительно моложе Пушкина, что, конечно, очень задевало поэта. К тому же звание камер-юнкера, было низшим из придворных чинов. И хоть открывало поэту путь ко двору, но в его возрасте считалось унизительным.

ЦАРСКИЕ ВЫХОДЫ

Большой царский выход. Коронация Николая II

Почётной наградой для российских подданных считалось присутствие при царских выходах . Выходом называлось торжественное шествие членов императорской фамилии из внутренних апартаментов в дворцовую церковь или Тронный зал.

Выходы подразделялись на большие и малые . Большие выходы назначались по случаю «больших церковных праздников и в торжественные дни». Малые - «в обыкновенные праздники и воскресные дни». К числу праздников относились и именины членов императорской фамилии.

В Зимнем дворце перед началом шествия члены императорской фамилии собирались в Малахитовом зале. Затем в порядке старшинства шли в церковь. В Зимнем дворце процессия следовала через парадные залы: Концертный, Николаевский, Аванзал, Фельдмаршальский, Петровский, Гербовый, Пикетный.

В этих выходах, помимо императорской фамилии, принимали участие придворные чины, кавалеры и дамы.

На выходы приглашался точно установленный круг лиц. На малых выходах присутствовали придворные дамы, первые чины двора, генералы и офицеры свиты и несколько вторых чинов двора.

На большие выходы людей приглашалось гораздо больше. В залах по пути шествования собирались по особым повесткам лица, имевшие высшие гражданские звания, генералы и офицеры свиты, гвардии, армии и флота, а также гражданские сановники первых четырёх классов. Их жёны и дочери могли присутствовать на выходе, если были представлены императрице.

Иногда на выходы приглашались городские головы и купцы 1-й гильдии. В особо торжественных случаях приглашались высшее духовенство и дипломатический корпус.

Во времена больших выходов возле зала, ближайшего к внутренним апартаментам, выстраивался пикет от Кавалергардского полка. Находиться в зале «за кавалергардами» (то есть ближе к императорской фамилии) считалось большой честью. Кстати, этим правом пользовались награждённые высшими российскими орденами - святого Андрея Первозванного и святого Георгия 1-й и 2-й степеней.

При этом современники сравнивали приёмы при дворе с биржей. На них можно было встретить сразу много нужных людей, переговорить с ними, устроить свои дела.

Историческая мозаика

Не все считали право присутствовать на царском выходе большой честью. Те, кто должен был присутствовать на таких приёмах по долгу службы, считали свою обязанность, тяжёлой, скучной и изнурительной. Некоторые просто пытались уклониться от её исполнения. Так в 1834 году Николай I вынужден был сделать замечание по поводу того, что некоторые камергеры и камер-юнкеры не явились 14 апреля на выход в связи со всенощным бдением.

Александр II в январе 1863 года выразил неудовольствие по поводу того, что «при совершении бракосочетания Её Императорского высочества княжны Марии Максимилиановны с Его Великогерцогским высочеством присутствовавшие в церкви дозволяли себе разговаривать между собой, отчего происходил такой шум, что едва было слышно богослужение».

ЦАРСКИЕ БАЛЫ

Придворный бал в Николаевском зале Зимнего дворца

Не менее почётным считалось и приглашение на бал во дворец. На большие балы в Зимнем дворце приглашалось по две тысячи человек. Круг приглашённых определялся их чинами. Кроме придворных чинов, кавалеров и дам присутствовали высшие офицеры и чиновники, георгиевские кавалеры, губернаторы, предводители дворянства и председатели земных управ. Из дам присутствовали супруги и дочери тех лиц, которые имели чин не ниже IV класса, супруги полковников и бывшие фрейлины (с мужьями).

Мужчина приглашался на придворный бал только в том случае, если у него было право быть представленным императору. Дама приглашалась только в случае предварительного представления императрице. Такое право в первую очередь получали придворные чины, кавалеры и дамы, а также военные и гражданские чины первых четырёх классов и некоторые другие лица.

Историческая мозаика

Камергерский ключ

О каком же ключе идёт речь, когда говорят «камергерский ключ»?

Дело в том, что придворные мундиры были одинаковы. А чины и звания необходимо было отличать. И такими знаками отличия, например, у министра императорского двора, обер-гофмаршала и обер-церемониймейстера были специальные жезлы или трости.

Ключ обер-камергера

Камергеры же в качестве своего знака и чина с 1762 года имели золотые ключи. Обер-камергерский ключ был осыпан бриллиантами и носился на бедре с правой стороны на золотом шнуре с двумя массивными кистями. В обычные дни такой ключ мог заменяться золотым же, но с эмалью. Камергеры носили ключ на голубой ленте, завязанной бантом, на левой стороне, возле карманного клапана.

Ключ — атрибут высокого придворного чина, наименование которого происходит от немецкого Kammerherr. Это символ того, что камергер вправе в любое время входить в личные апартаменты монарха. В Санкт-Петербурге, когда он был столицей Российской империи, камергеры носили символические ключи во время церемоний при дворе. Ни к одному замку в императорских резиденциях камергерские ключи, разумеется, не подходили.

Хотя история камергерской должности начиналась всё-таки с настоящих ключей. Но вовсе не от покоев, а от кладовых. При испанском дворе в XVI веке существовала должность camarero, или camarlengo, её обладатель ведал личной казной короля, ключ от которой постоянно носил с собой. В России в 1646 году впервые упоминается «стряпчий с ключом», служивший помощником постельничего. При европейских дворах «камериры», или «камерариусы», превратились в «камергеров», то есть из хранителей казны стали «комнатными дворянами». В наследство от прежних времен камергеры сохранили ключи, ставшие уже символическими. Зато, утратив функциональность, камергерские ключи много приобрели в красоте. Они стали целиком позолоченными, а головки украсились гербами и вензелями монархов.

В России чин камергера впервые был пожалован в 1711 году, когда Пётр Первый после официального брака с Екатериной Алексеевной — Мартой Скавронской — принялся за реформирование придворного штата в соответствии с новым имиджем России как европейской державы. Камергеры сменили у российского трона старозаветных стряпчих с ключами, комнатных стольников и спальников. Окончательную официальную «прописку» чину камергера дал знаменитый петровский документ — «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных», — опубликованный 24 января 1722 года. Первоначально чин соответствовал занимаемой должности, а число его обладателей по первому штату императорского двора 1727 года не превышало восьми человек. Камергеры состояли при особе императрицы и были лицами преимущественно гражданскими — для императора предусматривалась свита из военных чинов. Впрочем, в XVIII веке случалось, что в камергеры жаловались и военные. Необременительная камергерская служба состояла в дежурствах по очереди при высочайшей особе. В 1731 году появилась должность обер-камергера, ведавшего всеми придворными кавалерами — камергерами и камер-юнкерами. Помимо этого, обер-камергер играл существенную роль в ряде придворных церемоний, таких как высочайшие аудиенции и приёмы, во время которых он представлял императрице лиц, удостоенных этой чести.

Как и коллеги из Западной Европы, российские камергеры в качестве должностного знака носили ключ. Оригинальные ключи и их изображения на портретах российских вельмож известны со времён императрицы Анны Иоанновны. Уже в XVIII веке головка камергерского ключа выполнялась в виде двуглавого орла с поднятыми крыльями, на груди которого помещался императорский вензель. Рисунок орла, императорские вензеля, форма бородки и другие детали оформления время от времени менялись, но основной принцип украшения русских камергерских ключей оставался неизменным. Обер-камергерский ключ отличался тем, что на нём фигура орла и короны над его головами украшались бриллиантами. Первый известный официальный рисунок образца для камергерского ключа датирован 1834 годом. Камергеры носили свои ключи на банте из голубой ленты ордена Святого Андрея Первозванного позади левого карманного клапана кафтана или мундира, а обер-камергеры — на золотом шнуре с кистями у правого карманного клапана.


Император Павел Первый впервые ввёл для придворных кавалеров особые мундиры темно-зелёного сукна с красным воротником и обшлагами. Парадные мундиры украшались роскошным золотым шитьём, образец которого Павел Петрович взял со старинного кафтана, некогда принадлежавшего Э. Бирону. Вицмундиры для повседневного ношения отличались простыми шитыми петлицами, рисунок и расположение которых были позаимствованы с так называемых виндзорских мундиров британского двора. С некоторыми изменениями в покрое придворные мундиры просуществовали примерно в том же виде до краха Российской империи в феврале 1917 года. С золотым шитьём и петлицами роскошный дизайн камергерских ключей сочетался как нельзя лучше.