Знакомьтесь - гештальт-терапия. Основные идеи Гештальт-терапии Ф. Перлза Гештальт психология перлз

Желаю Вам психического здоровья.

Такой, интроецированный (по сути запрограммированный) человек, если говорит «Я», то имеет ввиду «ОНИ». Т.е. живет не своей жизнью, и зачастую такая жизнь неудачника.

Незавершенный гештальт и «Проекция»

При проекции, человек перекладывает с себя ответственность за происходящее на окружение. Часто, все свои скрытые, не осознаваемые негативные качества приписывает другим людям. В том числе, жизненные проблемы и несчастья.

Когда такой человек говорит «ОНИ», надо понимать — «Я».

С помощью гештальт-подхода, он может осознать и решить свои проблемы.

Незавершенный гештальт и «Слияние»

При слиянии, у человека настолько размыты контактные границы, что он не в состоянии отличить свои мысли, чувства и поступки от мыслей, чувств и поступков других людей.

Когда такой человек говорит «МЫ», то это может быть и «ОНИ» и «Я».

Незаконченный гештальт и «Ретрофлексия»

При ретрофлексии (поворот назад), человек переносит на себя эмоции и поступки предназначенные для других.

Он проводит контактную границу посередине себя, как бы разделяясь на две личности.

Такой человек пользуется местоимениями: «самого себя», «самому себе», как будто речь идет о двух разных людях.

Гештальт терапия: методы, техники и упражнения

Используя методы, техники и упражнения гештальт-терапии, перенос и контрперенос , при незавершенных ситуациях возможен эмоциональный выплеск и завершение гештальта (ситуации), т.е. восстановление контактной границы и избавление от невротических механизмов.

Метод гештальт терапии «Очистка луковицы»

Методом «очистки луковицы» человек постепенно освобождается от невроза, психологических, эмоциональных проблем. С помощью вопросов терапевта и ответов клиента, проблема одна за другой, выступая в виде «Фигур», постепенно убирается в «Фон».

Конечная цель терапии в том, чтобы клиент обрел способность самостоятельно справляться со своими психологическими проблемами, и не зависел от гештальт-терапевта.

Техника гештальт-терапии «Здесь и Сейчас»

Психотерапия «здесь и сейчас» помогает освободиться от сегодняшних трудностей, независимо от того, когда они возникли.

Текущее решение проблем, освобождает от этих проблем будущее.

Подход гештальт терапии «Челночное движение»

«Челночное движение» заключается в поэтапном переживании клиентом события с возвратом (если нужно) от следующего этапа к предыдущему.

Переживание проходит в стиле «психодрамы», т.е. клиент визиуализирует травматическую ситуацию и проживает ее, тем самым завершая «незаконченную ситуацию».

Упражнения гештальт-терапии для самостоятельного использования

Гештальт-молитва Фрица Перлза:

Я — это я.
А ты — это ты.
Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями.
А ты не для того, чтобы жить в соответствии с моими.
Я есть я.
А ты есть ты,
Аминь.

Введение

Теоретические открытия гештальтпсихологии к практике психотерапии применил Фритц (Фредерик Соломон) Перлз (1893-1970). В 40е годы XX в. известный среди профессионалов своего времени психоаналитик Фредерик Перлз задумался о создании собственной системы психотерапии. В то время его не устраивали многие положения современного ему психоанализа, в частности преимущественно интеллектуальный характер переработки проблем пациента, ориентация на прошлое, пассивная позиция пациента в процессе психоаналитического лечения. Результатом его совместных с коллегами размышлений, в число которых входили его жена Лаура Перлз, Изидор Фром, Пол Гудман, стала книга «Гештальт-терапия», изданная в 1951 г. Первая часть этой книги, представляющая собой практическое руководство по самоисследованию, неоднократно издавалась на русском языке под названием «Практикум по гештальт-терапии». Для объяснения человеческого поведения Перлз и его коллеги использовали идеи гештальтпсихологии, такие как концепцию динамики фигуры и фона, представления о целостности человеческого организма и о том, что организм и его окружающая среда представляют собой единое поле. Перлз использовал также некоторые философские идеи - идеи феноменологии, философского направления, возникшего в начале XX в. и настаивающего на необходимости исследовать вещи такими, какими они представлены в сознании, и идеи экзистенциализма о свободе и ответственности человека, экзистенциальной встрече Я - Ты.

Основные положения гештальт-терапии

Гештальт-терапия - форма психотерапии, разработанная в рамках гештальт-психологии Фредериком Перлзом. Гештальт-терапия - это направление психотерапии, которое ставит своими целями расширение осознания человека и посредством этого лучшее понимание и принятие человеком себя, достижение большей внутриличностной целостности, большей наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миров, в том числе с окружающими людьми. Гештальт-психология повлияла на формирование представления об организме как о едином целом, неделимом на отдельные части (например, на независимо существующие органы или независимо существующие душу и тело).

В целом теория гештальт-терапии основывается на следующих положениях:

    человек представляет собой целостное социобиопсихологическое существо. Любое деление его на составные части, например, психику и тело, является искусственным;

    человек и окружающая его среда представляют собой единый гештальт, структурное целое, которое называют полем организм - окружающая среда. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду. Применительно к психологии межличностных отношений это означает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, с другой, если мы изменяем свое поведение, то и окружающие должны меняться;

    человеческое поведение, согласно теории гештальт-терапии, подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущная потребность возникает и начинает привлекать доминирующее внимание организма - фигура проявляется из фона. Далее организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность, например, пищу при чувстве голода. Сближение и адекватное взаимодействие с объектом (разжевывание и проглатывание пищи в данном примере) приводит к удовлетворению потребности - гештальт завершается и разрушается;

    контакт - базовое понятие гештальт-терапии. Организм не может существовать в безвоздушном пространстве, так же, как и в пространстве, лишенном воды, растений и живых существ. Человеческое существо не может развиться в среде, лишенной других людей. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой. Место, в котором организм встречается с окружающей средой, в гештальт-терапии называют границей контакта. То, насколько человек способен удовлетворять свои потребности, зависит от того, насколько гибко он может регулировать контактную границу. Гештальт-терапия описывает типичные нарушения контактной границы, которые делают взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным;

    осознание - осведомленность о том, что происходит внутри организма и в окружающей его среде. Осознание нетождественно интеллектуальному знанию о себе и окружающем мире. Оно включает переживание восприятия как стимулов внешнего мира, так и внутренних процессов организма - ощущений, эмоций, а также мыслительной деятельности - идей, образов, воспоминаний и предвосхищений, то есть охватывает многие уровни. Осознанием, за исключением его мыслительного слоя, обладают и животные. Однако в цивилизованном мире у людей гипертрофировано мышление в ущерб эмоциям и восприятию внешнего мира. Именно осознание, в противоположность рациональному знанию, дает реальную информацию о потребностях организма и об окружающей среде. Основная цель практики гештальт-терапии - это расширение осознания. Огромное количество человеческих проблем связано с тем, что подлинное осознание реальности подменяется интеллектуальными и, зачастую, ложными представлениями о ней, например, о том, что можно ожидать от людей, как они относятся ко мне, что я должен хотеть и что должен делать. Такие ложные представления заслоняют реальность и затрудняют удовлетворение потребностей организма - процесс формирования и разрушения гештальта нарушается. Гештальт-терапия исходит из того, что если люди достигают ясного осознания внутренней и внешней реальности, то они способны самостоятельно разрешить все свои проблемы. Поэтому терапия не ставит своей целью изменение поведения, поведение меняется само по мере роста осознания;

    здесь и теперь - принцип, который означает, что актуальное для организма всегда происходит в настоящем, будь то восприятия, чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом или будущем, все они находятся в настоящем моменте. Использование этого принципа позволяет интенсифицировать процесс осознания;

    ответственность - способность отвечать на происходящее и выбирать свои реакции. Реальная ответственность связана с осознанием. Чем в большей степени человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь - за свои желания, действия, говоря словами Перлза, опираться на себя;

Цели психологической помощи.Основная цель - помочь человеку пол­ностью реализовать свой потенциал. Эта главная цель разбивается на вспо­могательные: обеспечение полноценной работы актуального самоосоз-навания; смещение локуса контроля вовнутрь, поощрение независимос­ти и самодостаточности; обнаружение психологических блоков, препят­ствующих росту, и изживание их.

Позиция психолога.В гештальт-терапии и консультировании психолог рассматривается как «катализатор», «помощник» и сотворец, интегрирован­ный в единое целое, в «гештальт» (нем. Gestalt - форма, образ) личности клиента. Психолог старается избегать непосредственного вмешательства в личные чувства клиента - скорее, он пытается облегчить выражение этих чувств. Его роль - роль активного, живого, творческого, сопереживающе­го, изменчивого, как сама жизнь, союзника в поисках собственного «Я» клиента. Назначение - активация внутренних личностных резервов кли­ента, высвобождение которых ведет к личностному росту.

Позиция клиента. В гештальт-терапии клиентам отводится активная роль, включающая в себя право на собственные интерпретации, позиции и, глав­ное, - на осознавание «паттернов», схем своего поведения и жизни. Пред­полагается, что клиент должен переключиться с рационализирования на переживание, причем вербализация чувств не настолько важна, насколько важно желание клиента и его готовность принять сам процесс актуального переживания, в котором он будет на самом деле испытывать чувства и го­ворить от их имени, а не просто сообщать о них.

Показанием к гештальт-терапии является востребованность со стороны клиента в психотерапии, его готовность изменить что-то в своей жизни и (или) в своем состоянии, его способность принятия на себя личной ответственности за свое существование в этом мире. Необходимой является способ­ность критически относиться к своему поведению.

Противопоказана гештальт-терапия лицам с соматическими заболеваниями на стадии явных органических изменений внутренних органов. Проведение фрустрирующей терапии вызовет обострение органического процесса. Таким лицам показаны нефрустрирующие формы терапии. Опытный гештальт-терапевт может позволить себе такую работу, контролируя степень фрустрации. Но здоровьем клиента лучше не рисковать.

Неэффективна гештальт-терапия у лиц с выраженными изменениями личности в виде ригидности, застреваемости, резонерства, аморфности мышления, с наличием активной психопатологической продукции, с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Недостатки гештальт-терапии. Ф. Перлз, основатель направления, изначально поставил проблему выживания здоровой личности в нездоровом обществе. Поэтому вся много­образная техника гештальт-терапии направлена на обеспечение психоло­гической поддержки личности, на освобождение человека от бремени про­шлых и будущих проблем и возвращение его “Я” в богатый и изменчивый мир личностного «сейчасного» бытия. С этим связаны как преимущества, так и очевидные ограничения концепции. Наиболее популярным направле­нием критики является недооценка гештальт-терапией когнитивных аспек­тов личности, односторонность ориентации на сиюминутные переживания.

Следующим уязвимым моментом становится тенденция представителей концепции избегать объяснений и оставлять клиента одного со своими пе­реживаниями, а также то обстоятельство, что приверженность гештальт-терапии к различным техникам открывает путь к злоупотреблению техни­ческой стороной дела в ущерб углубленной психологической работе.

Психотехники в гештальт-терапии. Психотехникам, которые в данном направлении именуются также «игры» и «эксперименты», придается в геш-тальт-терапии большое значение. Более того, гештальт-терапия получила известность во многом благодаря этим «играм», «трюкам» и тому подобным описаниям психотехник в массовой прессе. Рассмотрим наиболее извест­ные из них.

«Экспериментальный диалог», «диссоциированный диалог». Данная психотехника, известная также под названием «пустой стул», предназначе­на для проработки внутренних конфликтов клиента. Построена техника на использовании психодрамы, происходящей между двумя полярными позициями клиента, например, позицией жертвы и агрессора. Диалог осуществ­ляется самим клиентом, который по очереди воспроизводит реплики от имени одной, затем другой психологической позиции. Широко распростра­ненным приемом является использование двух игровых позиций: «боль­шой пес» и “»щенок». Техника обладает выраженным энергетическим по­тенциалом, усиливает мотивацию клиента к более адекватному поведению.

«Идти по кругу» - также известнейшая психотехника, согласно которой клиент по просьбе ведущего (техника применяется в групповой работе) обходит всех участников по очереди и либо говорит им что-то, либо совер­шает какие-то действия с ними. Члены группы при этом могут отвечать. Техника используется для активизации членов группы, для поощрения их к риску нового поведения и свободы самовыражения. Часто участнику пред­лагается начало высказывания с просьбой завершить его, например: «По­жалуйста, подойдите к каждому в группе и завершите следующее высказы­вание: Я чувствую себя неудобно, потому что...»

Техника «наоборот» («перевертыш»)- сущность техники заключается в том, чтобы клиент сыграл поведение, противоположное тому, которое ему не нравится. Скажем, застенчивый - стал вести себя вызывающе, при­торно-вежливый - грубо, тот, кто всегда соглашался, - занял бы позицию непрестанного отказывания и т.п. Техника направлена на принятие клиен­том себя в новом для него поведении и на интегрирование в «Я» новых структур опыта.

«Экспериментальное преувеличение»- техника направлена на разви­тие процессов самоосознания путем гиперболизации телесных, вокальных и др. движений - это обычно интенсифицирует чувства, привязанные к тому или иному поведению (все громче и громче повторять фразу, вырази­тельнее сделать жест и т.п.). Особое значение имеет ситуация, когда кли­ент стремится подавить какие-либо переживания. Использование техники приводит к развитию внутренней коммуникации.

«Я несу за это ответственность» - используя этот прием, психолог мо­жет обратиться к клиенту с просьбой выразить то или иное чувство или высказать суждение с обязательным добавлением: «...и я несу за это от­ветственность».

«Психодрама»- широко используется в гештальт-терапии, в том числе для прояснения межличностных отношений и для проработки сновидений, которые, в отличие от психодинамического подхода, не интерпретируются, а драматизируются.

К основным понятиям гештальт-терапии относятся: фигура и фон, осознание и сосредоточение на настоящем, полярности, защитные функции и зрелость.

Отношение фигуры и фона. В процессе саморегуляции здоровый человек из всего обилия информации выбирает ту, которая для него в данный момент наиболее важна и значима. Это фигура. Остальная информация временно отодвигается на задний план. Это фон. Нередко фигура и фон меняются местами.

В качестве фигуры (гештальта) могут быть желание, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами и мыслями. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту. Этот ритм формирования и завершения гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма, посредством которого он поддерживает свой динамический баланс, или гомеостазис.

Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, а поэтому не может быть отреагирован и не может уступить место другому. Такая неотреагированная потребность становится, по Перлзу, причиной многих незавершенных проблем и может привести к неврозу.

Задача гештальт-терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конечном итоге - нейтрализовать (завершить) ее.

Осознание и сосредоточение на настоящем.Основным условием, необходимым для того, чтобы сформировать и завершить гештальт, является способность человека осознавать себя и свою доминирующую потребность в данный момент. Осознание и сосредоточенность на потребности является важным принципом в гештальт-терапии, получившим название здесь и теперь.

Смысл гештальт-терапии состоит не в том, чтобы исследовать прошлое в поисках замаскированных травм (как делал Фрейд), а в том, чтобы помочь пациенту сфокусироваться на осознании настоящего.

Защитные механизмы. Защитные механизмы - это такие маневры и способы мышления и поведения, к которым прибегает мозг, чтобы избавиться от болезненного эмоционального материала. Некоторой аналогией понятию защитных механизмов в гештальт-терапии является прерывание контакта со средой.

Слияние - механизм защиты, фиксированный у тех, кто не переносит различий, стараясь умерить неприятные переживания нового и чуждого. При этом нет разницы между Я и не-Я, различий между фигурой и фоном, нет возникающей фигуры собственной потребности. Одна из проблем слияния - ненадежность основы отношений. Два человека не могут думать и чувствовать одинаково. Слияние же - это своего рода игра, в которой скованные одной цепью партнеры заключили соглашение не спорить. Сам факт негласного договора может быть обнаружен постфактум, если один из участников нарушает установившиеся правила, а второй недоумевает, один негодует, а другой испытывает чувство вины. Но человек может пренебречь различиями ради важной цели. Такой шаг отличается от слияния как прерывания контакта, поскольку сделан по собственному выбору.

При интроекции человек пассивно принимает то, что предлагает среда. Он прилагает мало усилий, чтобы определить свои потребности и желания. В соответствии с перлзовской пищевой метафорой, он «проглотил» все ценности своих родителей, школы и среды и ждет, что дальше в жизни все будет, как было. Когда мир или ситуация вокруг него начинает изменяться, он использует свою энергию не на изменение ситуации, а на поддержание интроецированных ценностей.

Следующий защитный механизм или тип прерывания контакта, прерывания возбуждения, направленного в среду, - проекция. Ее определение близко к этому же защитному механизму, который описан в психоанализе.

Человек не признает свои собственные чувства и поступки, а приписывает их другим. В результате возникает разница между тем, что он знает о себе, и его реальными чувствами и действиями. Так, подозрение о том, что кто-то не любит его, в большинстве случаев может быть основано на неприятии того, что он сам так относится к другим людям.

Однако проекция не всегда противоречит контакту. Проецирование - это еще и нормальная человеческая реакция, с помощью которой человек узнает о мире. Ведь его предположения о «другом» могут быть не лишены оснований, а его деятельность во многом построена на планировании и предвидении ситуаций. Патологическим этот механизм становится тогда, когда возникает фиксация и теряется осознавание.

Ретрофлексия - это делание себе того, что человек первоначально делал, пытался или хотел делать другим людям или с другими людьми. Энергия его возбуждения перестает направляться наружу, туда, где он манипулирует людьми и объектами. Вместо этого он подставляет себя, и его личность делится на действующего и испытывающего воздействие.

Вспышки, горячность, крики или драки детей последовательно искореняются родителями. Интроекция «Я не должен злиться на них» направляет импульс на себя и создает ретрофлексивную оборону, поворачивая гнев на самого индивида и превращая его в вину.

Полезная функция ретрофлексии состоит в сдерживании деструктивных импульсов, временном ограничении, соответствующем содержанию ситуации. Однако если ретрофлексия становится особенностью характера, возникает ступор из-за противоположных стремлений человека. Тогда естественная задержка спонтанного поведения, временная и разумная, закрепляется в отказе от действия. Освобождение от ретрофлексии состоит в поиске какого-то иного, применимого к жизни, реального поведения, направленного в среду.

Дефлексия - способ снятия напряжения контакта. Это разглагольствование и вышучивание, избегание прямого взгляда на собеседника, реплики не по существу, банальности и общие фразы, минимум эмоций вместо живых реакций. Поведение человека не достигает цели, оно вяло и неэффективно. Его отношения с людьми не приносят того, чего он больше всего ждет. Иногда такое поведение полезно, поскольку есть ситуации, вызывающие слишком большой накал страстей, которого следует избегать (язык дипломатии).

Полярности. Разные части личности действуют в разных направлениях. Они «делят территорию» и «поселяются» на разных частях тела. Можно, например, наблюдать, как одна рука держит другую, или как борются разные мышцы, когда человек хочет расплакаться и сдерживает плач, бьет себя в грудь, порывается уйти, но остается на месте. Как и в случае с другими невротическими механизмами, полярность не всегда патологична. Она проявляется в обычной ситуации, когда человек сдерживает какие-либо импульсы, но при этом действует гибко и произвольно. Автоматизм и неосознанность являются критериями невротического характера данного механизма.

Зрелость.Перлз определяет зрелость, или психическое здоровье, как способность перейти от опоры на среду и от регулирования средой к опоре на себя и саморегуляцию. Для того, чтобы достичь зрелости, индивидуум должен преодолеть свое стремление получать поддержку из окружающего мира и найти любые источники поддержки в самом себе. Главным условием как для опоры на себя, так и для саморегуляции является состояние равновесия. Условием достижения этого равновесия является осознавание иерархии потребностей.

Если индивидуум не достиг зрелости, то он, вместо того, чтобы попытаться самому удовлетворить свои потребности и брать ответственность за свои неудачи на себя, более склонен манипулировать своим окружением.

К основным процедурам гештальт-терапии относятся:

    расширение осознавания;

    интеграция противоположностей;

    усиление внимания к чувствам;

    работа с мечтами (фантазией);

    принятие ответственности за себя;

    преодоление сопротивления.

Аутентичная личность. Аутентичная личность знает различия между своими ощущениями и мыслями, фантазиями, не приписывает реальности свои представления, не требует от нее соответствия своим ожиданиям. Принимать на себя ответственность - это прежде всего отвечать за свой внутренний мир, понимать свои чувства и потребности и действовать в соответствии с ними, доверять интуиции.

Контакт и сопротивление контакту. В гештальт-терапии котакт необходим для изменения и роста. Когда мы вступаем в контакт с окружающей средой, изменения неизбежны.

Хороший контакт обозначает взаимодействие с природой и другими людьми без потери индивидуальности. После переживания контакта типичным является отступление, чтобы интегрировать то, что было узнано. Гештальтисты обучают клиента лучше осознавать свое тело, ощущения и самих себя по отношению к окружающей среде.

Гештальт-терапевты также фиксируют внимание на сопротивлении контакту. С точки зрения гештальта сопротивление относится к защитным механизмам, развиваемым нами, которые препятствуют нам испытывать настоящее наиболее полным и реальным способом. Избегание сознавания и возникающую в результате этого ригидность восприятия и поведения - основное препятствие для психологического развития. Те, кто прерывает собственное развитие, не могут ясно видеть собственные потребности, а также не могут провести точное разграничение и установить правильное равновесие между собой и остальным миром.

Интроекция. Когда человек интроецирует, он пассивно усваивает то, что предлагает окружающая среда. При этом тратится мало времени на прояснение того, чего он хочет или в чем нуждается. Одно из следствий интроецирования состоит в том, что человек теряет способность различать, что он действительно чувствует. Примером интроекций могут служить родительские поучения, которые ycваиваются ребенком без критического осмысления их ценности.

Одна из задач терапевта состоит в том, чтобы отработать эти интроекты, позволить изучить то, что полезно и может быть ассимилировано, и то, что следует отбросить. Любой опыт, усиливающий чувсто «Я» - это важный шаг на пути освобождения от интроекций.

Проекция - противоположность интроекций. В проекции мы отчуждаем некоторые аспекты самого себя, приписывая их окружающей среде.

Когда мы проецируем, у нас возникают проблемы различения внешнего и внутреннего мира. Видя в других те самые качества, которые мы отказываемся признать в нас самих, мы избегаем брать на себя ответственность за свои собственные чувства и личность, которой мы являемся. Когда проективный человек сможет представить себе, что ему свойственны некие качества, которые он в прошлом не осознавал, а лишь замечал в других, это расширит его подавленное чувство идентичности.

Ретрофлексия состоит в том, что мы причиняем себе то, что желали бы сделать с кем-то другим. Это означает, что ту энергию, которую необходимо направить для преобразования среды с целью удовлетворения потребностей, мы направляем вовнутрь. Такими неудовлетворенными потребностями (незавершенными гештальтами) часто являются агрессивные чувства.

Ретрофлексия решительно прерывает контакт, заставляет субъекта действовать, отрицая другого. Она проявляется в мышечных зажимах, скованности. Если ребенок по требованию своих строгих родителей перестает плакать, он не должен приносить эту «жертву» всю оставшуюся жизнь.

Главная проблема нормального существования - научиться своевременно сдерживать себя только в соответствии с ситуацией, а не тиражировать данное поведение. Показателем ретрофлексии является использование в речи возвратных местоимений и частиц, например: «Я должен заставить себя сделать это», «Мне стыдно за себя». Ретрофлексия проявляется в задержке дыхания, сжатии кулаков, закусывании губ, психосоматических заболеваниях, самодеструктивном поведении.

Для того, чтобы освободиться от ретрофлексии, человеку нужно вновь осознать, как он сидит, как держит себя при людях и т.д. Если он знает, что происходит у него внутри, его энергия готова к преобразованию в реальное действие.

Таким образом, когда человек говорит «Я себя недооцениваю», то это ререфлексия; «Меня недооценивают» - это пример проекции; «Я ничего не стою» - это интроекция.

Слияние. Если идентификация представляет собой тип поведения здоровой личности, то слияние - это невротический механизм избегания контакта. Слияние происходит, когда индивидуум не может дифференцировать себя и других, не может определить, где кончается его «Я» и где начинается «Я» другого человека. Слияние легко выявить по преимущественному использованию при описании собственного поведения местоимения «мы» вместо «я».

Слияние делает невозможным здоровый ритм контакта и ухода, поскольку и контакт, и уход подразумевает «другого». Слияние делает невозможным принятие различий между людьми, поскольку при слиянии человек не может принять ощущения границы, не может дифференцировать себя и других.

Фредерик Перлз (1893-1970) в период с 1930 по 1940 г. придерживался идей психоанализа, затем он порвал с ним и с 1946 г. начал разрабатывать идеи и метод своей гештальт-терапии. Его метод завоевал широкую популярность. Расхождения Перлза с Фрейдом касались скорее психотерапевтических приемов, чем основных положений второго о важности неосознаваемой мотивации, динамики личности.

Получив из гештальт-психологии представления об организме как целом, Перлз понял, что необходим подход, в котором индивид и его среда выступали бы постоянно взаимодействующими частями поля. При этом каждая деталь поведения рассматривается как постоянное взаимодействие элементов поля в интимных связях с целым. Ученый подчеркивает важность рассмотрения ситуации в настоящем, а не исследования причин в прошлом, как это делал Фрейд. Осознавание человеком того, как он ведет себя в это мгновение, более важно, чем понимание того, почему он ведет себя таким образом.

Поэтому Перлз начал всматриваться в настоящее, в то, как люди приспосабливаются и живут в своем мире. При таком подходе терапия перестает быть системой извлечения значимой информации из памяти. Автор рассматриваемой концепции считал, что информация, необходимая для терапевтического изменения, содержится в непосредственном поведении пациента: как тот вступает во взаимодействие с терапевтом и проявляет себя в этом взаимодействии. Гештальт-психология помогла понять важность феноменологии текущего опыта. Ее основатели - В. Келер, К. Коффка, М. Вертгеймер - подчеркивали активность воспринимающего, который структурирует дискретные события и придает им смысл.

Перлз в своей практике использовал положения гештальт-психологии о том, что анализ частей не может помочь пониманию целого, поскольку целое определяется их взаимосвязью и взаимозависимостью. К. Левин рассматривал поведение как вектор всех сил, действующих в психологическом «жизненном пространстве». Главным отличием гештальт-терапии от других существующих методов является изучение психики с точки зрения целостных структур - гештальтов.

Организм приспосабливается к среде, достигая определенного равновесия и упорядочивания частей, и нельзя изменить что-то одно, чтобы при этом не изменились другие. В данном поле он выбирает для себя нечто значимое. И это становится фигурой, а все остальное - фоном. А выбирает организм то, что ему интересно и важно в данный момент.

Перлз полагал, что сознание человека не может воспринимать окружающий мир однозначно, с одинаковой концентрацией внимания на всех деталях. Важные и значимые события занимают центральное место в сознании, образуя гештальт (фигуру), а менее важная в данный момент информация отступает на задний план, создавая фон.

Ученый рассматривал человека как саморегулирующееся существо. Одно из основных положений его теории заключается в том, что каждый обладает способностью достигать оптимального равновесия внутри себя и между собой и средой.

Полное равновесие соответствует четкой фигуре (гештальту); отклонение от него ведет к разрушению отчетливых границ между нею и фоном.

Гештальт-терапия - это сложный синтез из психоанализа, эксзистенциальной психологии, бихевиоризма (подчеркивание очевидного в поведении), психодрамы (отражение конфликтов), дзен-буддизма (минимум интеллектуализации и фиксирование на осознавании настоящего).

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.r u

Удачи! Да и пребудет с Вами.... :)

Сайт psylib.MyWord.ru является помещением библиотеки и, на основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений размещенных в данной библиотеке, в архивированном виде, категорически запрещен.

Данный файл взят из открытых источников. Вы обязаны были получить разрешение на скачивание данного файла у правообладателей данного файла или их представителей. И, если вы не сделали этого, Вы несете всю ответственность, согласно действующему законодательству РФ. Администрация сайта не несет никакой ответственности за Ваши действия.

Frederick S. Perls, M.D., Ph.D.

Фредерик Перлз

ТЕОРИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

Институт общегуманитарных исследований

УДК 615.8 ББК 53.57 П 2 7

Перлз Ф. Теория гештальттерапии - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004 - 384 с.

Фриц Перлз - один из самых эксцентричных и эффективных психотерапевтов нашего столетия. Его работы - это сплав юмора, поэзии и прозрения. В этой книге вы найдете ясное изложение всех основ­ ных идей и методов гештальттерапии.

ISBN 5-88230-091-6

Перевод с английского Влада Кислюк, Александра Корнева, Вероника Петренко.

© Институт общегуманитарных исследований, перевод, редак­ ция, оформление серии, 2004

НОВИЗНА, ВОЗБУЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Введение

Глава 1 Структура развития

1. Граница контакта

Опыт возникает на границе между организмом и его окружением, главным образом - на поверхно­ сти кожи и других органов, отвечающих за сенсор­ ную и моторную реакции. Опыт представляет со­ бой функцию этой границы, и психологически реальны «целостные» конфигурации ее функцио­ нирования: достигаемые цели, выполняемые дей­ ствия. Целостность опыта не включает в себя «все», но является определенной единой структурой; и с психологической точки зрения все остальное (в том числе и само представление об организме и окру­ жающей среде) - это абстракция, предположение или возможность, возникшая в данном опыте, как намек на некий другой опыт. Мы говорим о том, что организм контактирует с окружающей средой, но самой простой и первой реальностью является именно контакт. Вы очень быстро почувствуете это, если, вместо того чтобы просто смотреть на объекты перед собой, осознаете, что эти объекты находятся в поле вашего зрения. А если вы почувствуете, как это поле, так сказать, совпадает с вашими глазами, тогда вы поймете, что в действительности видите свои глаза. Затем обратите внимание, как объекты в этом овальном поле зрения начинают обретать

эстетические качества, связанные с пространством и цветом. То же самое вы можете ощутить и в свя­ зи со звуками «снаружи»: корень их реальности - на границе контакта, и на этой границе они воспри­ нимаются как единые структуры. Это касается и движений: вы осознаёте полет брошенного мяча, расстояние между вами сокращается, и вашему мо­ торному импульсу приходится, так сказать, вырвать­ ся на поверхность, чтобы встретить его. Цель всех практических экспериментов и теоретических об­ суждений, содержащихся в этой книге, состоит в том, чтобы, проанализировать функцию контакти­ рования и повысить осознавание реальности.

Мы используем слово «контакт» - «соприкос­ новение» с объектами, - подразумевая и сенсорное осознавание, и моторное поведение. Предположи­ тельно, существуют примитивные организмы, у ко­ торых осознавание и моторная реакция - это одно

и то же действие; и в организме более высокого уровня при наличии хорошего контакта всегда мож­ но продемонстрировать сотрудничество ощущения

и движения (а также чувства).

2. Взаимодействие организма и среды

В любых биологических, психологических или социологических исследованиях мы должны начи­ нать со взаимодействия организма и среды. Нет смысла говорить, например, о животном, которое дышит, не принимая во внимание воздух и кисло­ род, или говорить о питании, не упоминая пищу, о зрении - не учитывая свет, о движении - без гра­ витации и поддерживающей почвы, о речи - не принимая во внимание говорящего. Ни одна фун­ кция животного не может быть осуществлена без

внешних объектов и окружающей среды; это отно­ сится как к вегетативным функциям, таким как пи­ тание и сексуальность, так и к функциям восприя­ тия, моторике, чувствам и мышлению. Понятие гнева подразумевает фрустрирующий объект; мышле­ ния - наличие затруднений в практике. Назовем это взаимодействие организма и внешней среды, ох­ ватывающее все функции, «полем организм/окру­ жающая среда» (организм/среда), и уясним себе, что-вне зависимости от того, какие теории мы раз­ виваем относительно импульсов, влечений и т.д., мы всегда говорим об этом поле взаимодействия, а не об изолированном организме. Когда орга­ низм способен передвигаться в обширном простран­ стве и имеет сложную внутреннюю структуру (как, например, животное), создается впечатление, что можно говорить о его свойствах или частях (на­ пример, о коже и ее составе), как о чем-то обособ­ ленном; но это всего лишь иллюзия, возникающая оттого, что перемещение в пространстве или какието части тела привлекают к себе внимание на от­ носительно стабильном и простом фоне.

Человеческое поле организм/среда, конечно же, не только физическое, но и социальное. Поэтому, когда мы изучаем человека (это касается челове­ ческой физиологии, психологии и психотерапии), мы должны говорить о поле, в котором взаимодей­ ствуют, по меньшей мере, социально-культурные, био­ логические и физические факторы. Представлен­ ный в этой книге подход является «целостным» в том смысле, что мы стараемся детально рассматри­ вать каждую проблему через призму социально- биологически-физического поля. С этой точки зре­ ния, исторические и культурные факторы, к примеру, не могут рассматриваться в качестве ус-

ловий, усложняющих или модифицирующих бо­ лее простую биофизическую ситуацию; они неотъемлемы от проблемы в том виде, в котором она предстает перед нами.

3. Что является предметом психологии?

Если вдуматься, в двух предыдущих разделах содержатся очевидные вещи, и нет ничего экстра­ ординарного. В них утверждается, (1) что опыт - это, в конечном счете, контакт, происходящий на границе организма и окружающей его среды, и (2) что любая человеческая функция - это социальнокультурное, биологическое и физическое взаимо­ действие в поле организм /среда. Теперь давайте объединим эти два утверждения.

Все биологические и социальные науки имеют дело со взаимодействиями в поле организм/среда, но психология изучает функционирование самой контактной границы в этом поле. Это необычный предмет, и нетрудно понять, почему психологам все­ гда было трудно обрисовать предмет своих иссле­ дований. Когда мы говорим «граница», мы думаем о «границе между одним и другим»; но контактная граница, на которой возникает опыт, не отделяет организм от окружающей среды; она, скорее огра­ ничивает организм, заключает его в себя и защища­ ет, и в то же самое время соприкасается с окружаю­ щей средой. То есть (хотя это может показаться странным) контактная граница, например, чувстви­ тельная кожа, - это не столько часть «организма», сколько орган особой связи организма и окружаю­ щей среды. Вскоре мы постараемся продемонстри­ ровать, что эта особая связь представляет собой глав­ ным образом рост. Человек ощущает не состояние

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ГЕШТАЛЬТА

***Гештальт-терапия - форма психотерапии, разработанная в рамках гештальт-психологии Фредериком Перлзом. ***Гештальт-терапия - это направление психотерапии, которое ставит своими целями расширение осознания человека и посредством этого лучшее понимание и принятие человеком себя, достижение большей внутриличностной целостности, большей наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миров, в том числе с окружающими людьми. Гештальт-психология повлияла на формирование представления об организме как о едином целом, неделимом на отдельные части (например, на независимо существующие органы или независимо существующие душу и тело).

В психологии под гештальтом понимают специфическую организацию частей, которая составляет единое целое.

В целом теория гештальт-терапии основывается на следующих положениях :

* Человек представляет собой целостное социобиопсихологическое существо . Любое деление его на составные части, например, психику и тело, является искусственным.

* Человек и окружающая его среда представляют собой единый гештальт , структурное целое, которое называют полем организм - окружающая среда. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду. Применительно к психологии межличностных отношений это означает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, с другой, если мы изменяем свое поведение, то и окружающие должны меняться.

* Человеческое поведение, согласно теории гештальт-терапии, подчиняетсяпринципу формирования и разрушения гештальтов . Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущная потребность возникает и начинает привлекать доминирующее внимание организма - фигура проявляется из фона . Далее организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность, например, пищу при чувстве голода. Сближение и адекватное взаимодействие с объектом (разжевывание и проглатывание пищи в данном примере) приводит к удовлетворению потребности - гештальт завершается и разрушается.

* Контакт - базовое понятие гештальт-терапии. Организм не может существовать в безвоздушном пространстве, так же, как и в пространстве, лишенном воды, растений и живых существ. Человеческое существо не может развиться в среде, лишенной других людей. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой. Место, в котором организм встречается с окружающей средой, в гештальт-терапии называют границей контакта . То, насколько человек способен удовлетворять свои потребности, зависит от того, насколько гибко он может регулировать контактную границу. Гештальт-терапия описывает типичные нарушения контактной границы, которые делают взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным.

* Осознание - осведомленность о том, что происходит внутри организма и в окружающей его среде. Осознание нетождественно интеллектуальному знанию о себе и окружающем мире. Оно включает переживание восприятия как стимулов внешнего мира, так и внутренних процессов организма - ощущений, эмоций, а также мыслительной деятельности - идей, образов, воспоминаний и предвосхищений, то есть охватывает многие уровни. Осознанием, за исключением его мыслительного слоя, обладают и животные. Однако в цивилизованном мире у людей гипертрофировано мышление в ущерб эмоциям и восприятию внешнего мира. Именно осознание, в противоположность рациональному знанию, дает реальную информацию о потребностях организма и об окружающей среде. Основная цель практики гештальт-терапии - это расширение осознания. Огромное количество человеческих проблем связано с тем, что подлинное осознание реальности подменяется интеллектуальными и, зачастую, ложными представлениями о ней, например, о том, что можно ожидать от людей, как они относятся ко мне, что я должен хотеть и что должен делать. Такие ложные представления заслоняют реальность и затрудняют удовлетворение потребностей организма - процесс формирования и разрушения гештальта нарушается. Гештальт-терапия исходит из того, что если люди достигают ясного осознания внутренней и внешней реальности, то они способны самостоятельно разрешить все свои проблемы. Поэтому терапия не ставит своей целью изменение поведения, поведение меняется само по мере роста осознания.

* Здесь и теперь - принцип, который означает, что актуальное для организма всегда происходит в настоящем, будь то восприятия, чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом или будущем, все они находятся в настоящем моменте. Использование этого принципа позволяет интенсифицировать процесс осознания.

* Ответственность - способность отвечать на происходящее и выбирать свои реакции. Реальная ответственность связана с осознанием. Чем в большей степени человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь - за свои желания, действия, говоря словами Перлза, опираться на себя.

**Цели психологической помощи. Основная цель - помочь человеку пол­ностью реализовать свой потенциал. Эта главная цель разбивается на вспо­могательные: 1) обеспечение полноценной работы актуального самоосоз-навания; 2) смещение локуса контроля вовнутрь, поощрение независимос­ти и самодостаточности; 3) обнаружение психологических блоков, препят­ствующих росту, и изживание их.

**Позиция психолога. В гештальт-терапии и консультировании психолог рассматривается как “катализатор”, “помощник” и сотворец, интегрирован­ный в единое целое, в “гештальт” (нем. Gestalt - форма, образ) личности клиента. Психолог старается избегать непосредственного вмешательства в личные чувства клиента - скорее, он пытается облегчить выражение этих чувств. Его роль - роль активного, живого, творческого, сопереживающе­го, изменчивого, как сама жизнь, союзника в поисках собственного “Я” клиента. Назначение - активация внутренних личностных резервов кли­ента, высвобождение которых ведет к личностному росту.

**Позиция клиента . В гештальт-терапии клиентам отводится активная роль, включающая в себя право на собственные интерпретации, позиции и, глав­ное, - на осознавание “паттернов”, схем своего поведения и жизни. Пред­полагается, что клиент должен переключиться с рационализирования на переживание, причем вербализация чувств не настолько важна, насколько важно желание клиента и его готовность принять сам процесс актуального переживания, в котором он будет на самом деле испытывать чувства и го­ворить от их имени, а не просто сообщать о них.

***Показанием к гештальт-терапии является востребованность со стороны клиента в психотерапии, его готовность изменить что-то в своей жизни и (или) в своем состоянии, его способность принятия на себя личной ответственности за свое существование в этом мире. Необходимой является способ­ность критически относиться к своему поведению.

***Противопоказана гештальт-терапия лицам с соматическими заболеваниями на стадии явных органических изменений внутренних органов. Проведение фрустрирующей терапии вызовет обострение органического процесса. Таким лицам показаны нефрустрирующие формы терапии. (Опытный гештальт-терапевт может позволить себе такую работу, контролируя степень фрустрации. Но здоровьем клиента лучше не рисковать).

***Неэффективна гештальт-терапия у лиц с выраженными изменениями личности в виде ригидности, застреваемости, резонерства, аморфности мышления, с наличием активной психопатологической продукции, с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

***Недостатки ГТ. Ф. Перлз, основатель направления, изначально поставил проблему выживания здоровой личности в нездоровом обществе. Поэтому вся много­образная техника гештальт-терапии направлена на обеспечение психоло­гической поддержки личности, на освобождение человека от бремени про­шлых и будущих проблем и возвращение его “Я” в богатый и изменчивый мир личностного “сейчасного” бытия. С этим связаны как преимущества, так и очевидные ограничения концепции. Наиболее популярным направле­нием критики является недооценка гештальт-терапией когнитивных аспек­тов личности, односторонность ориентации на сиюминутные переживания.

Следующим уязвимым моментом становится тенденция представителей концепции избегать объяснений и оставлять клиента одного со своими пе­реживаниями, а также то обстоятельство, что приверженность гештальт-терапии к различным техникам открывает путь к злоупотреблению техни­ческой стороной дела в ущерб углубленной психологической работе.

***Психотехники в гештальт-терапии . Психотехникам, которые в данном направлении именуются также “игры” и “эксперименты”, придается в геш-тальт-терапии большое значение. Более того, гештальт-терапия получила известность во многом благодаря этим “играм”, “трюкам” и тому подобным описаниям психотехник в массовой прессе*. Рассмотрим наиболее извест­ные из них.

Экспериментальный диалог”, “диссоциированный диалог” . Данная психотехника, известная также под названием “пустой стул”, предназначе­на для проработки внутренних конфликтов клиента. Построена техника на использовании психодрамы, происходящей между двумя полярными позициями клиента, например, позицией жертвы и агрессора. Диалог осуществ­ляется самим клиентом, который по очереди воспроизводит реплики от имени одной, затем другой психологической позиции. Широко распростра­ненным приемом является использование двух игровых позиций: “боль­шой пес” и “щенок”. Техника обладает выраженным энергетическим по­тенциалом, усиливает мотивацию клиента к более адекватному поведению.

Идти по кругу” - также известнейшая психотехника, согласно которой клиент по просьбе ведущего (техника применяется в групповой работе) обходит всех участников по очереди и либо говорит им что-то, либо совер­шает какие-то действия с ними. Члены группы при этом могут отвечать. Техника используется для активизации членов группы, для поощрения их к риску нового поведения и свободы самовыражения. Часто участнику пред­лагается начало высказывания с просьбой завершить его, например: “По­жалуйста, подойдите к каждому в группе и завершите следующее высказы­вание: Я чувствую себя неудобно, потому что...

Техника “наоборот” (“перевертыш”) - сущность техники заключается в том, чтобы клиент сыграл поведение, противоположное тому, которое ему не нравится. Скажем, застенчивый - стал вести себя вызывающе, при­торно-вежливый - грубо, тот, кто всегда соглашался, - занял бы позицию непрестанного отказывания и т.п. Техника направлена на принятие клиен­том себя в новом для него поведении и на интегрирование в “Я” новых структур опыта.

Экспериментальное преувеличение” - техника направлена на разви­тие процессов самоосознания путем гиперболизации телесных, вокальных и др. движений - это обычно интенсифицирует чувства, привязанные к тому или иному поведению (все громче и громче повторять фразу, вырази­тельнее сделать жест и т.п.). Особое значение имеет ситуация, когда кли­ент стремится подавить какие-либо переживания. Использование техники приводит к развитию внутренней коммуникации.

Я несу за это ответственность” - используя этот прием, психолог мо­жет обратиться к клиенту с просьбой выразить то или иное чувство или высказать суждение с обязательным добавлением: “ ...и я несу за это от­ветственность”.

Психодрама” - широко используется в гештальт-терапии, в том числе для прояснения межличностных отношений и для проработки сновидений, которые, в отличие от психодинамического подхода, не интерпретируются, а драматизируются.

*******К основным понятиям гештальт-терапии относятся: фигура и фон, осознание и сосредоточение на настоящем, полярности, защитные функции и зрелость.

***ОТНОШЕНИЕ ФИГУРЫ И ФОНА

****В процессе саморегуляции здоровый человек из всего обилия информации выбирает ту, которая для него в данный момент наиболее важна и значима. Это фигура . Остальная информация временно отодвигается на задний план. Это фон . Нередко фигура и фон меняются местами.

В качестве фигуры (гештальта) могут быть желание, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами и мыслями. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту. Этот ритм формирования и завершения гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма, посредством которого он поддерживает свой динамический баланс, или гомеостазис .

Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, а поэтому не может быть отреагирован и не может уступить место другому. Такая неотреагированная потребность становится, по Перлзу, причиной многих незавершенных проблем и может привести к неврозу .

Задача гештальт-терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конечном итоге - нейтрализовать (завершить) ее.

***ОСОЗНАНИЕ И СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА НАСТОЯЩЕМ

Основным условием, необходимым для того, чтобы сформировать и завершить гештальт, является способность человека осознавать себя и свою доминирующую потребность в данный момент. Осознание и сосредоточенность на потребности является важным принципом в гештальт-терапии, получившим название здесь и теперь .

Смысл гештальт-терапии состоит не в том, чтобы исследовать прошлое в поисках замаскированных травм (как делал Фрейд), а в том, чтобы помочь пациенту сфокусироваться на осознании настоящего.

***ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

**Защитные механизмы - это такие маневры и способы мышления и поведения, к которым прибегает мозг, чтобы избавиться от болезненного эмоционального материала. Некоторой аналогией понятию защитных механизмов в гештальт-терапии является прерывание контакта со средой .

***Слияние - механизм защиты, фиксированный у тех, кто не переносит различий, стараясь умерить неприятные переживания нового и чуждого. При этом нет разницы между Я и не-Я, различий между фигурой и фоном, нет возникающей фигуры собственной потребности. Одна из проблем слияния - ненадежность основы отношений. Два человека не могут думать и чувствовать одинаково. Слияние же - это своего рода игра, в которой скованные одной цепью партнеры заключили соглашение не спорить. Сам факт негласного договора может быть обнаружен постфактум, если один из участников нарушает установившиеся правила, а второй недоумевает, один негодует, а другой испытывает чувство вины. Но человек может пренебречь различиями ради важной цели. Такой шаг отличается от слияния как прерывания контакта, поскольку сделан по собственному выбору.

**При интроекции человек пассивно принимает то, что предлагает среда. Он прилагает мало усилий, чтобы определить свои потребности и желания. В соответствии с перлзовской пищевой метафорой, он "проглотил" все ценности своих родителей, школы и среды и ждет, что дальше в жизни все будет, как было. Когда мир или ситуация вокруг него начинает изменяться, он использует свою энергию не на изменение ситуации, а на поддержание интроецированных ценностей.

***Следующий защитный механизм или тип прерывания контакта, прерывания возбуждения, направленного в среду, - проекция . Ее определение близко к этому же защитному механизму, который описан в психоанализе.

***Человек не признает свои собственные чувства и поступки, а приписывает их другим. В результате возникает разница между тем, что он знает о себе, и его реальными чувствами и действиями. Так, подозрение о том, что кто-то не любит его, в большинстве случаев может быть основано на неприятии того, что он сам так относится к другим людям.

Однако проекция не всегда противоречит контакту. Проецирование - это еще и нормальная человеческая реакция, с помощью которой человек узнает о мире. Ведь его предположения о "другом" могут быть не лишены оснований, а его деятельность во многом построена на планировании и предвидении ситуаций. Патологическим этот механизм становится тогда, когда возникает фиксация и теряется осознавание.

***Ретрофлексия - это делание себе того, что человек первоначально делал, пытался или хотел делать другим людям или с другими людьми. Энергия его возбуждения перестает направляться наружу, туда, где он манипулирует людьми и объектами. Вместо этого он подставляет себя, и его личность делится на действующего и испытывающего воздействие.

Вспышки, горячность, крики или драки детей последовательно искореняются родителями. Интроекция "Я не должен злиться на них" направляет импульс на себя и создает ретрофлексивную оборону, поворачивая гнев на самого индивида и превращая его в вину.

Полезная функция ретрофлексии состоит в сдерживании деструктивных импульсов, временном ограничении, соответствующем содержанию ситуации. Однако если ретрофлексия становится особенностью характера, возникает ступор из-за противоположных стремлений человека. Тогда естественная задержка спонтанного поведения, временная и разумная, закрепляется в отказе от действия. Освобождение от ретрофлексии состоит в поиске какого-то иного, применимого к жизни, реального поведения, направленного в среду.

***Дефлексия - способ снятия напряжения контакта. Это разглагольствование и вышучивание, избегание прямого взгляда на собеседника, реплики не по существу, банальности и общие фразы, минимум эмоций вместо живых реакций. Поведение человека не достигает цели, оно вяло и неэффективно. Его отношения с людьми не приносят того, чего он больше всего ждет. Иногда такое поведение полезно, поскольку есть ситуации, вызывающие слишком большой накал страстей, которого следует избегать (язык дипломатии).

**** Полярности . Разные части личности действуют в разных направлениях. Они "делят территорию" и "поселяются" на разных частях тела. Можно, например, наблюдать, как одна рука держит другую, или как борются разные мышцы, когда человек хочет расплакаться и сдерживает плач, бьет себя в грудь, порывается уйти, но остается на месте. Как и в случае с другими невротическими механизмами, полярность не всегда патологична. Она проявляется в обычной ситуации, когда человек сдерживает какие-либо импульсы, но при этом действует гибко и произвольно. Автоматизм и неосознанность являются критериями невротического характера данного механизма.

***ЗРЕЛОСТЬ

Перлз определяет зрелость , или психическое здоровье , как способность перейти от опоры на среду и от регулирования средой к опоре на себя и саморегуляцию. Для того, чтобы достичь зрелости, индивидуум должен преодолеть свое стремление получать поддержку из окружающего мира и найти любые источники поддержки в самом себе. Главным условием как для опоры на себя, так и для саморегуляции является состояние равновесия. Условием достижения этого равновесия является осознавание иерархии потребностей.

Если индивидуум не достиг зрелости, то он, вместо того, чтобы попытаться самому удовлетворить свои потребности и брать ответственность за свои неудачи на себя, более склонен манипулировать своим окружением.

ТАКИМ ОБРАЗОМ В ГТ ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ………ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ

К основным процедурам гештальт-терапии относятся:

* расширение осознавания;

* интеграция противоположностей;

* усиление внимания к чувствам;

* работа с мечтами (фантазией);

* принятие ответственности за себя;

* преодоление сопротивления.

******Еще в ГТ ЕСТЬ ТАКОЕ ПОНЯТИЕ КАК ………………..АУТЕНТИЧНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аутентичная личность знает различия между своими ощущениями и мыслями, фантазиями, не приписывает реальности свои представления, не требует от нее соответствия своим ожиданиям. Принимать на себя ответственность - это прежде всего отвечать за свой внутренний мир, понимать свои чувства и потребности и действовать в соответствии с ними, доверять интуиции.

****КОНТАКТ и сопротивление контакту

В гештальт-терапии КОНТАКТ необходим для изменения и роста. Когда мы вступаем в контакт с окружающей средой, изменения неизбежны.

****Хороший контакт обозначает взаимодействие с природой и другими людьми без потери индивидуальности. После переживания контакта типичным является отступление, чтобы интегрировать то, что было узнано. Гештальтисты обучают клиента лучше осознавать свое тело, ощущения и самих себя по отношению к окружающей среде.

Гештальт-терапевты также фиксируют внимание на сопротивлении контакту. С точки зрения гештальта СОПРОТИВЛЕНИЕ относится к защитным механизмам, развиваемым нами, которые препятствуют нам испытывать настоящее наиболее полным и реальным способом. Избегание сознавания и возникающую в результате этого ригидность восприятия и поведения - основное препятствие для психологического развития. Те, кто прерывает собственное развитие, не могут ясно видеть собственные потребности, а также не могут провести точное разграничение и установить правильное равновесие между собой и остальным миром.

***ИНТРОЕКЦИЯ. Когда человек интроецирует, он пассивно усваивает то, что предлагает окружающая среда. При этом тратится мало времени на прояснение того, чего он хочет или в чем нуждается. Одно из следствий интроецирования состоит в том, что человек теряет способность различать, что он действительно чувствует. Примером интроекций могут служить родительские поучения, которые ycваиваются ребенком без критического осмысления их ценности.

Одна из задач терапевта состоит в том, чтобы отработать эти интроекты, позволить изучить то, что полезно и может быть ассимилировано, и то, что следует отбросить. Любой опыт, усиливающий чувсто "Я" - это важный шаг на пути освобождения от интроекций.

*******ПРОЕКЦИЯ - противоположность интроекций. В проекции мы отчуждаем некоторые аспекты самого себя, приписывая их окружающей среде.

Когда мы проецируем, у нас возникают проблемы различения внешнего и внутреннего мира. Видя в других те самые качества, которые мы отказываемся признать в нас самих, мы избегаем брать на себя ответственность за свои собственные чувства и личность, которой мы являемся. Когда проективный человек сможет представить себе, что ему свойственны некие качества, которые он в прошлом не осознавал, а лишь замечал в других, это расширит его подавленное чувство идентичности.

*****РЕТРОРЕФЛЕКСИЯ состоит в том, что мы причиняем себе то, что желали бы сделать с кем-то другим. Это означает, что ту энергию, которую необходимо направить для преобразования среды с целью удовлетворения потребностей, мы направляем вовнутрь. Такими неудовлетворенными потребностями (незавершенными гештальтами) часто являются агрессивные чувства.

Ретрофлексия решительно прерывает контакт, заставляет субъекта действовать, отрицая другого. Она проявляется в мышечных зажимах, скованности. Если ребенок по требованию своих строгих родителей перестает плакать, он не должен приносить эту "жертву" всю оставшуюся жизнь.

Главная проблема нормального существования - научиться своевременно сдерживать себя только в соответствии с ситуацией, а не тиражировать данное поведение. Показателем ретрофлексии является использование в речи возвратных местоимений и частиц, например: "Я должен заставить себя сделать это ", "Мне стыдно за себя". Ретрофлексия проявляется в задержке дыхания, сжатии кулаков, закусывании губ, психосоматических заболеваниях, самодеструктивном поведении.

Для того, чтобы освободиться от ретрофлексии, человеку нужно вновь осознать, как он сидит, как держит себя при людях и т.д. Если он знает, что происходит у него внутри, его энергия готова к преобразованию в реальное действие.

Таким образом, когда человек говорит "Я себя недооцениваю", то это ререфлексия; "Меня недооценивают" - это пример проекции; "Я ничего не стою" - это интроекция.

******СЛИЯНИЕ. Если идентификация представляет собой тип поведения здоровой личности, то слияние - это невротический механизм избегания контакта. Слияние происходит, когда индивидуум не может дифференцировать себя и других, не может определить, где кончается его "Я" и где начинается "Я" другого человека. Слияние легко выявить по преимущественному использованию при описании собственного поведения местоимения "мы" вместо "я".

Слияние делает невозможным здоровый ритм контакта и ухода, поскольку и контакт, и уход подразумевает "другого". Слияние делает невозможным принятие различий между людьми, поскольку при слиянии человек не может принять ощущения границы, не может дифференцировать себя и других.

"Противоядием"" против слияния может быть хороший контакт, дифференциация и проговаривание вслух взаимных ожиданий. Человек должен понять, что существуют потребности и чувства, принадлежащие только ему, и что они не обязательно связаны с опасностью разобщения со значимыми для него людьми.

Вопросы типа: "Что вы сейчас чувствуете?" или "Чего бы вы хотели сейчас?" - могут помочь человеку сфокусироваться на самом себе. Первым шагом к изменению таких взаимоотношений становится его разговор о собственных потребностях и желаниях.