Занятия проводятся блоками в школе будущего ученика. Образовательная программа «школа будущего ученика. Знакомство с техникой «по-мокрому листу»

Светлана Горбань
Программа кружка «Будущий первоклассник» для детей подготовительной к школе группы

ПРОГРАММА КРУЖКА

«БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК »

(для детей 6-7 лет )

Пояснительная записка

Быть готовым к школе – это не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

А. Л. Венгер.

Одной из актуальных проблем обучения является проблема подготовки детей к школе . Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка - мышлению, восприятию, вниманию, памяти.

Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь . Появилась необходимость создания Программы , которая дает возможность подготовить детей к школе . Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.

Занятия организуются в период с октября по апрель. Продолжительность занятия -30 минут. Возраст детей - 6 - 7 лет .

Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют школу .

Цель программы– подготовка ребенка к школьной жизни , новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка.

Развитие предпосылок к полноценному обучению предполагает решение следующих задач :

1. Развивать и совершенствовать коммуникативную готовность к обучению : умение внимательно слушать и слышать учителя, подчинять свои действия его инструкциям;

2. Развивать умения устанавливать временные и пространственные отношения;

3. Развивать внимание, память;

4. Формировать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;

5. Формировать общеинтеллектуальные умения : операции анализа, сравнения, обобщения, гибкость мыслительных процессов;

6. Формировать умения устанавливать причинно – следственные отношения.

7. Развивать графо – моторные навыки;

8. Формировать навыки учебно – практической деятельности;

9. Формировать самоконтроль и самооценку учащихся;

10. Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.

11. Воспитание у детей коллективизма , уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.

Программа подготовки дошкольников к школе идет по следующим направлениям :

1. Развитие внимания и памяти.

2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.

3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте.

4. Развитие умственных способностей.

5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).

6. Развитие волевой готовности ребенка.

Принципы работы при подготовке детей к обучению :

*учет индивидуальных особенностей и возможностей детей ;

*системность и плановость;

*уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

*занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса;

*развитие интеллектуальных качеств, психических функций : памяти, внимания, воображения, речи, мышления;

* контакт с родителями : организация бесед по интересующим их проблемам.

В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют речевую активность детей , создают положительный эмоциональный настрой, способствуют всестороннему развитию ребенка. В соответствии с возрастными особенностями, формы организации занятий весьма разнообразны : фронтальная работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, постановка и разрешение проблемных ситуаций, экспериментирование, элементы театрализованной деятельности. Развитие восприятия идет через зрительные, слуховые, тактильные, двигательные ощущения, что обеспечивает полноценное формирование картины мира. Используются соответствующие возрасту задания на развитие приемов умственных действий и вариативности мышления. Формируются пространственно-временные отношения.

Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают основу для воспитания звуко – слогового и морфемного анализа слов. Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве. Воспитанники тренируются в определении последовательности предметов или их изображений, а также графических знаков. Такие задания способствую тренировке руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении.

В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связанные с заданиями.

Тематическое планирование

(28 часов)

Планирование составлено из расчета 1 занятие в неделю по 30 минут.

1. Знакомство со схемой тела.

Цель : Проверить и уточнить представления детей о схеме тела .

2. Определение направлений в пространстве

Цель : Учить определять направления в пространстве.

3. Уточнение пространственных взаимоотношений.

Цель : Уточнять пространственные взаимоотношения.

4-5. Уточнение пространственных взаимоотношений.

Знакомство со схемой тела стоящего напротив.

Цель : Познакомить детей со схемой тела стоящего напротив.

6-7. Определение линейной последовательности предметного ряда.

Цель : Учить определять линейную последовательность предметного ряда.

8-9. Графическое воспроизведения направлений.

Цель : Учить графическому воспроизведению направлений.

10-11. Графические диктанты.

Цель : Уточнять пространственные взаимоотношения на материале графических диктантов.

Цель : Ввести в активный словарь наречия и предлоги пространственного значения : справа, слева, впереди, позади, вверху, внизу, за, перед.

14. Обобщающее занятие по теме :«Направления в пространстве»

Цель : Закрепить умения определять направления в пространстве, пространственные взаимоотношения между предметами и их изображениями, расположение частей тела стоящего напротив.

15-16. Развитие умения замечать закономерность и продолжать её.

Цель : Развивать умения замечать закономерности и продолжать их.

17-18. Части суток и их последовательность.

Цель : Формировать представления о частях суток.

19-20. Дни недели и их последовательность.

Цель : Формировать представления о днях недели.

21-22. Времена года и их последовательность.

Цель : Формировать представления о временах года.

23-24. Месяцы года и их последовательность.

Цель : Продолжать формировать представления о месяцах года.

25. Обобщающее занятие по теме «Дни недели, месяцы года, времена года»

Цель : Закреплять представления о днях недели, месяцах года, временах года.

26. Слова – антонимы.

Цель : Заниматься актуализацией, обогащением и уточнением словаря антонимов воспитанников.

27. Наречия и предлоги пространственного значения.

Цель : Развивать понимание наречий и предлогов пространственного значения, активизировать их использование в речи.

28. Возраст и роли в семье.

Цель : Заниматься актуализацией, обогащением и уточнением словаря по теме «Семья» .

Требования к результатам обучения

По окончании программы будущий первоклассник должен уметь :

1. Составлять предложения из 3-4 слов;

Находить слова с определённым звуком, определять место звука в слове;

Уметь отвечать на вопросы;

Составлять рассказы по картинке, по серии картинок, из опыта;

Заучивать и рассказывать любимые стихотворения наизусть.

2. Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

Соотносить цифру с числом предметов;

Ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

3. Распознавать знакомые растения и животных на рисунке и в природе;

Перечислять в правильной последовательности времена года и суток;

Называть основные признаки времен года.

Список литературы :

1. Володина В. С. Альбом по развитию речи. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС» , 2009.

2. Ильина В. М. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5-7 лет . Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005.

3. Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Школа внимания детей 5-7 лет : Методическое пособие. – М.: Теревинф, 2004.

4. Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Школа внимания . Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет : Рабочая тетрадь. – М.: Теревинф, 2004.

5. Синицына Е. И. Логические игры и загадки. – М.: ЮНВЕС, 2000.

6. Шевлякова И. Н. Посмотри внимательно на мир. – М.: Генезис, 2003.

Родителям будущих первоклассников посвящается...


Часто слышишь: «Мы занимаемся по Виноградовой...», «А у нас в классе учат по Занкову». К сожалению, большинство родителей могут лишь назвать автора учебной программы, другие скажут «нам ее хвалили», третьи, может быть, расскажут о конкретных плюсах и минусах. Но в целом же, рядовой родитель с трудом понимает, чем различаются все эти программы. И не удивительно. Действительно сложно пробраться сквозь научный стиль и терминологию педагогических текстов.

Так что давайте будем вместе разбираться и пытаться понять.

Во-первых, существует педагогическая система и педагогическая программа.

Систем всего три: система Занкова (развивающая), система Эльконина-Давыдова (развивающая) и традиционная (см. Приказ Минобрнауки РФ от 21.10.2004 N 93).

Программ же значительно больше. Кроме официально признанных, существует множество экспериментальных систем, а также авторских, внутришкольных, которые мы не будем рассматривать в данной статье.

Схематично это будет выглядеть примерно так:

Все одобренные Минобразом системы и программы отвечают главному требованию: они позволяют ученику усвоить обязательный минимум знаний. Авторство же проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности.

У каждой системы и программы есть свой автор, так сказать, идейный вдохновитель. Но это не означает, что все учебники по всем предметам написаны только им одним. Конечно же, над составлением УМК (Учебно-методического комплекта) трудился целый коллектив! Поэтому фамилии на учебниках ваших детей, естественно, будут разные. Но, несмотря на «коллективное творчество», все учебники в рамках одной программы имеют единые:

  • Цель (т.е. тот результат, который должен получиться, те качества, которыми в итоге должны обладать выпускники, проучившиеся по той или иной программе)
  • Задачи (т.е. те шаги, при помощи которых достигается поставленная цель)
  • Принципы (т.е. особенности организации обучения, подачи материала, выбора методов, которые и отличают одну программу от другой).
  • Содержание (по сути — тот самый учебный материал, который будет усваивать ребенок в процессе обучения. Например, содержание образования по филологии, по математике, по обществознанию и по естествознанию. В этой части программы отличаются тем, что одни ограничиваются государственным стандартным минимумом, другие включают различные дополнительные знания, понятия, литературу, а так же порядком подачи учебного материала, который неразрывно связан с принципами.)

Нет плохих или хороших программ. Все рассматриваемые в статье программы одобрены Министерством образования. И развивающая система ничем не лучше и не хуже традиционной. На самом деле, каждая система рассчитана на определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны. Как обмен веществ, или скажем, цвет волос. Поэтому в описание каждой программы мы ввели раздел «Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе», где будем описывать те качества, которыми желательно обладать ребенку для того чтобы показывать высокие результаты, не перенапрягаясь при этом.

Ниже мы иногда будем приводить примеры школ, обучающих по той или иной программе, но на самом деле, разные классы одной и той же школы могут учиться по разным программам, особенно там, где выбор программы осуществляют сами учителя. И это даже хорошо. Разные программы и системы требуют от детей разных начальных знаний и навыков, да и от личных качеств учителя во многом зависит, сможет ли он реализовать программу в полном объеме. Поэтому учитель выбирает программу, которая позволит ему работать именно в сложившейся обстановке именно с данным коллективом.

Система образования Занкова

В 1995 — 1996 гг. система Л. В. Занкова признана как параллельная государственная система начального обучения.

Цель: общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, школьников и как надежная основа усвоение ими знаний, умений, и навыков.

Задачи: одна из важнейших задач — воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».

Принципы: самостоятельность учащегося, творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема обратная традиционной: сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей.

Ведется систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных, и слабых. Важным считается осознание школьниками своего процесса учения.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: готовность работать в высоком темпе, способность к рефлексии, самостоятельному поиску и усвоению информации, готовность проявить творческий подход при решении поставленной задачи.

  • http://www.zankov.ru/article.asp?edition=5&heading=26&article=26 — четко и полно описана система, лучше и не скажешь

Система образования Эльконина-Давыдова

Если Занков учит на большой скорости, то Давыдов следует поговорке «тише едешь — дальше будешь».

Образовательная система Д. Б. Эльконина-В.В. Давыдова имеет уже более чем 40-летнию историю существования: сначала в виде разработок и экспериментов, а в 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из трех государственных систем, наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л. В. Занкова.

Цель: формирование системы научных понятий, учебной самостоятельности и инициативности. Развитие в ребёнке умения необычно и глубоко мыслить

Задачи:

  1. сформировать у выпускников начальной школы способности к рефлексии, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через:
  • знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;
  • умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;
  • умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;
  • умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.
  • развить способности к содержательному анализу и содержательному планированию.

  • Сформированность этих способностей обнаруживается, если:

    • учащиеся могут выделить систему задач одного класса, имеющих единый принцип их построения, но отличающихся внешними особенностями условий (содержательный анализ);
    • учащиеся могут мысленно построить цепочку действий, а затем слитно и безошибочно их выполнить.
    • развить творческий потенциал, воображение учащегося.

    Принципы:

    1. Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины.
    2. Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
    3. Освоение общего способа начинается с предметно-практического действия.
    4. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: те же, которые были описаны для программы Занкова. Исключение: работать в быстром темпе вряд ли придется. Скорее пригодится основательность, внимание к мелочам, способность обобщать.

    Школа 2100 (Школа 2000, программа Петерсон)

    Программа направлена, прежде всего, на развитие и совершенствование традиционного содержания образования.

    Цель: обеспечить естественную и эффективную интеграцию ребенка в общество.

    Задачи:

    • сформировать готовность к производительному труду
    • сформировать готовность к дальнейшему обучению и — более широко — вообще к непрерывному образованию.
    • вырастить естественно-научное и общегуманитарное мировоззрение.
    • обеспечить определенный уровень общекультурного развития. Примером может служить формирование (выращивание) у школьника умений адекватного художественного восприятия хотя бы литературы
    • сформировать определенные личностные свойства, обеспечивающие его успешную социально-психологическую адаптацию в обществе, успешную социальную активность и успешное социально-личностное развитие
    • предоставить максимальные возможности для формирования у ученика установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности
    • сформировать знания, установки и базисные умения педагогической деятельности.

    Принципы.

    Принцип адаптивности. Школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой — по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.

    Принцип развития. Основная задача школы — это развитие школьника, и в первую очередь — целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.

    Принцип психологической комфортности. Сюда относится, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. Во-вторых, данный принцип предполагает создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность школьника.

    Принцип образа мира. Представление школьника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. В результате учения у него должна сложиться своего рода схема мироустройства, мироздания, в которой конкретные, предметные знания занимают свое определенное место.

    Принцип целостности содержания образования. Иными словами, все «предметы» взаимосвязаны между собой.

    Принцип систематичности. Образование должно быть систематично, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального развития ребенка и подростка и входить в общую систему непрерывного образования.

    Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка — это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня, а это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

    Принцип ориентировочной функции знаний. Задача общего образования — помочь формированию у ученика ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности.

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: Так как программа, по задумке авторов, перекликается с системой Эльконина-Давыдова, пригодятся все те качества, которые были описаны выше. Но так как это все же традиционная программа, рассчитанная на «среднего ученика», практически любой ребенок сможет по ней успешно учиться.

    «Школа России» (Плешаков)

    Это тот комплект для начальной школы, по которому мы все учились, с некоторыми изменениями.

    Цель: воспитание школьников как граждан России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

    Задачи. Главное назначение начальной школы, по мнению авторов — воспитательное. Отсюда и задачи:

    • развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому
    • обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности
    • формирование естественной мотивации учения

    Принципы: фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому.

    Проблемно-поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном.

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: Никаких особых качеств от ребенка не требуется. Конечно, чем больше способностей развито у ребенка, тем лучше. Например пригодится способность к самооценке, готовность работать в проблемных ситуациях. Но по данной программе хорошо учатся даже самые неподготовленные к школе детки.

    «Гармония» под редакцией Н. Б. Истоминой

    Эта система соотносится с основными идеями развивающего обучения и в частности с системой Занкова, в которой Наталья Борисовна Истомина сама очень долго работала.

    Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.

    Задачи: обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов, создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создать для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

    Принципы: организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

    «Начальная школа 21 века» (Виноградовой)

    Цель: организация учебной деятельности младших школьников таким образом, чтобы обеспечить комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков.

    Задачи:

    • формирование основных компонентов учебной деятельности (если обсуждать позицию школьника, то это ответ на вопросы «зачем я учусь», «что я должен делать, чтобы решить эту учебную задачу», «каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю», «каковы мои успехи и что у меня не получается»).
    • организация учебного процесса таким образом, чтобы обеспечить ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.

    Принципы: основной принцип обучения — начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации. Школьник — не просто «зритель», «слушатель», а «исследователь».

    Содержание: в соответствии с главным принципом (природосообразности) особое внимание авторы уделили реализации функции «мягкой» адаптации детей к новой деятельности. Разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями (например, введение в учебник с самого начала обучения интересных текстов на материале полного алфавита для хорошо читающих детей).

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: исходя из принципов, можно предположить, что по данной программе будет комфортно обучаться детям, которым требуется мягкая адаптация ко всему новому для них, будь то коллектив или вид деятельности. Во всех курсах предусмотрен длительный подготовительный период.

    Обсуждение

    Мы, кстати учимся сейчас по школе 21 века. Дочке очень нравится, вот все верно написано. Сложно ли было? Нет, задания выстроены так, что каждому ребенку даются в зависимости от уровня подготовки.

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

    «Школа будущего ученика»

    Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.

    Пояснительная записка

    Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

    Цель данной программы:

    Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

    Основные задачи программы:

    организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

    укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

    формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

    Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

    Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа будущего ученика» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

    Порядок организации работы школы будущих первоклассников «Школа будущего ученика» :

    группы формируются из детей 6-летнего возраста;

    продолжительность обучения составляет 10 занятий (февраль – март)

    наполняемость групп не более 15 человек;

    режим занятий: 1 раз в неделю (суббота) – 3 занятия по 25 минут

    «Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

    «Основы грамоты». Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

    «Умелые ручки». Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал(клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.

    Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

    Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.

    Цели занятий

    Развитие слухового и зрительного восприятия

    Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности

    Развитие слуховой и зрительной памяти

    Развитие мышления и речи

    Развитие общей и мелкой моторики

    Совершенствование коммуникативных навыков

    Воспитание доброжелательного отношения к окружающим

    Совершенствование навыков монологической речи

    Совершенствование навыков диалогической речи

    Развитие мимики и пантомимики

    Развитие фантазии и воображения

    Развитие способностей к глубокому образному мышлению

    Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей

    Развитие творческих способностей

    Формирование эмоционально-волевой сферы

    Формирование этических представлений

    Повышение уверенности в себе

    Научить принимать решения

    План занятий

    1. «Занимательная математика»-10 часов
    2. «Основы грамоты»-10 часов
    3. «Умелые ручки»-10 часов

    Тематический план занятий курса «Занимательная математика»

    №п/п тема занятия цель занятия

    счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами;

    Выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.

    Измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной мерки;

    Объединять группы предметов,

    выделять, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.

    Представления об элементарных геометрических фигурах

    Знать названия геом. фигур и уметь их отличать.

    Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).

    Пространственное ориентирование по клеткам.

    Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе.

    Ориентировка во времени.

    Сравнение количества предметов

    На наглядной основе

    Соотношение количества предметов между двумя группами.

    Прямой и обратный счет в пределах 10.

    Порядковый и ритмический счет

    Составление фигур из частей и деление фигур на части.

    Конструирование фигур по заданному образцу

    Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

    Соотношение количества предметов между разными группами

    Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).

    Сравнение предметов в группах разного количества

    Тематический план занятий курса «Основы грамоты»

    Ау нас сегодня - капустник! Штриховка (овощи).

    Знакомство с правилами штриховки

    Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых коротких линий. Считалки

    Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой

    Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками

    Развитие фонематического слуха и зоркости

    Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв

    Соотношение звуков и знаков

    Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Домовой.

    Знакомство с русским фольклором. Продолжение штриховки

    Знакомство с линованной бумагой, письмо коротких линий с наклоном. Игра «Найди букву»

    Развитие пространственного представления на линованной бумаге

    Ориентировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику»

    Определение правой и левой сторон предмета

    Речь (устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование

    Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.

    Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные»

    Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой)

    Слово. Семья

    Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос)

    Тематический план занятий «Умелые ручки»

    Аппликация « Павлин»

    Умение правильно держать ножницы,

    обводить свою ладонь, вырезать по контуру, применять творчество в оформлении.

    «Радуга над полянкой», «бабочка»

    Использование красок, технику складывания листа пополам

    Оригами «Лебедь»

    Знакомство с техникой оригами, приёмы складывания квадрата

    Раскрашивание шаблона «Яйцо»

    Знакомство с техникой росписи на бумаге.

    Аппликация по шаблону «Грибок»

    Работа по шаблону и образцу

    Конструирование «Домик у дороги»

    Аппликация из геометрических фигур

    Рисование «Дерево»

    Знакомство с техникой «по-мокрому листу»

    Рисование Медвежонка на поляне

    Развитие творческой инициативы

    Мозаика «Кораблик»

    Техника «мозаика из рваных кусочков бумаги»

    Коллективная работа «Панно из наших ладошек»

    Умение работать в группе

    Литература:

    1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 - 190с.
    2. Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6
    3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19
    4. Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997
    5. Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 - 89с.
    6. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с.
    7. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.
    8. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.
    9. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.
    10. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004

    Введение

    Обучение ребёнка грамоте – очень важный этап в его развитии. От того, как малыш овладеет чтением, во многом зависит успешность обучения его в школе. Зная это, многие родители начинают рано – например, в три года – знакомить своего ребёнка с буквами. Какие же они бывают удивительно огорчены, когда оказывается, что и к пяти, шести годам малыш всё ещё не умеет читать!

    Можно ли учить чтению дошкольников? Известный российский психолог Р.С.Немов утверждает, что научение грамоте не только можно, но и необходимо перенести из младшего возраста в дошкольный. Чтению и письму можно научить детей в четырёх – пяти летнем возрасте, сделав усваиваемое нужным и интересным для ребёнка, тесно связав обучение грамоте с актуальными потребностями малыша, и прежде всего с игрой.

    Обучение грамоте – дело не простое, требующее терпения, времени, а также некоторых специальных знаний в области методики по обучению детей грамоте (чтению). Кому как не учителю начальных классов лучше других известны закономерности формирования детской речи – устной и письменной? Поэтому необходимо в работе последовательная, внимательная работа по изучению азбуки и знакомство с буквами русского алфавита.

    Известно, что разные звуки родной речи осваиваются ребёнком в разные сроки, что есть трудные для произношения звуки. Если, начиная изучать буквы, ребёнок ещё не очень чисто произносит обозначаемые ими звуки, в дальнейшем у него могут обнаружиться нарушения письма и чтения – дисграфия и дислекция.

    Чтобы избежать этих осложнений, «трудные» звуки и соответствующие им буквы изучаются в последнюю очередь. Как в Букваре Н.С.Жукова по которому ведётся кружковая деятельность по обучению дошкольников чтению.

    Одна из важнейших задач при обучении грамоте – это овладение навыками анализа и синтеза слов и предложений. Без умения соединять звуки (буквы) в слоги и слова, выделять звуки (буквы) и слова, определять их место и количество в слове ребёнок не научится хорошо читать и грамотно писать. В работе на занятиях необходимо использовать много игр, занимательных занятий и упражнений, способствующих приобщению этих навыков. Давать детям яркие наглядные картинки, которые привлекут внимание малыша.

    Особенность зрительно запоминать вновь изучаемую букву начинается с показа этой буквы, названия её и чтения взрослым крупно напечатанного стишка. Прослушав стишок, ребёнок сам сможет найти, выделить среди пока незнакомых значков эту букву.

    Моя задача, как педагога по дополнительному образованию дошкольника не столько научить читать, как научить ребёнка полюбить чтение, при этом чтение должно быть осмысленным (желательно беглым). В работе стараюсь не озвучивать ребёнку конкретную цель научить его читать, а постепенно заманиваю, вовлекаю его в процесс чтения, вызываю желание узнать что то новое, интересное – назидание, это не метод, и не способ в положительной мотивации ребёнка на занятиях.

    Пояснительная записка

    Конечно, важнее не учить ребёнка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать, умение рассказывать и т д. Однако многие дети до школы проявляют живой интерес к умению читать, эта проблема волнует и родителей, поэтому часто можно наблюдать картину, когда человек, не владеющей методикой обучения чтению, берётся за это, в результате ребёнка учат читать неправильно, неквалифицированное обучение чтению создаёт массу трудностей при дальнейшем обучении. Сложнее переучить, чем научить.

    В обучении чтению существуют как бы два пласта – теоретический и практический. Школа призвана ввести ребёнка в теорию письма и чтения, помочь ребёнку осмыслить законы письменной речи и употреблять их сознательно.

    Практическое освоение чтением – это совсем другая задача. И если у

    пяти шести летнего ребёнка есть желание научиться читать, зачем же искусственно тормозить, а затем вновь (через год) возбуждать это стремление.

    Цель работы рабочей программы:

    • обучить детей дошкольного возраста овладению техникой чтения, что должно доставить им радость и удовлетворение в награду за труд;
    • подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков;
    • научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.

    Задача:

    • совместно вести работу в тетрадях «Обучение грамоте по письму» (в II частях)
    • сделать для ребёнка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус и желание к самостоятельному чтению;
    • способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей.

    Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для того чтобы научится читать, ребёнку нужно сделать два важных открытия:

    • сначала обнаружить, что речь «строится» из букв,
    • а потом открыть отношения звука и буквы.

    Звуковой анализ слова ребёнок с помощью интонационного подчёркивается, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (ДДДОМ, ДОООМ, ДОМММ).

    Главная задача работы – сделать для ребёнка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания букв хорошо их конструировать из палочек, лепить из пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образец буквы и т.д.

    Обучению чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко- и слово – произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять рассказы по картинке, по данному началу, грамотно формулировать ответы на вопросы и т.д.

    В результате этих упражнений ребёнок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи.

    Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребёнка логичные, последовательные и грамматически правильные.

    Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

    Педагогу необходимо подбадривать ребёнка, хвалить его если не за точность и правильность выполнения, то за старание, желание работать.

    Уровень и качество сформированности связной речи – это отражение той речевой среды, в которой воспитывается ребёнок, начиная с самого рождения. Поэтому я постоянно беседую и советую родителям тщательно следить за чистотой, точностью и выразительностью собственной речи. В целях нравственного воспитания ребёнка и культуры речи.

    Основные цели программы:

    Формирование представлений о разнице между предметом и его обозначением в виде слова; о слове как звуковой единице, состоящей из частей (более крупных – слогов и более мелких – отдельных звуков).

    Развитие фонематического слуха:

    а) практическое освоение разницы между произношением звукового качества

    (гласных и согласных, твёрдых и мягких, звонких и глухих) без введения терминов;

    б) формирование способности выделения звука в начале, на конце и в середине слова;

    в) специально организованная работа по произнесению трудных по артикуляции звуков: свистящих (c ), (з), (ц),; шипящих (ш), (ж), (ч), (щ),; сонорных (р), (л).

    Развитие тонкой моторики кисти ведущий руки (освоение по контуру рисунков, а также силуэтов букв и их элементов указательным пальцем и пишущим средством)

    Формирование первичного навыка чтения:

    а) знакомство с гласными звуками и особенностями их артикуляции;

    б) отработка первой и второй слоговой модели;

    в) чтение обратных закрытых слогов на базе освоения прямых открытых слогов;

    г) чтение открытых слогов с использованием всё новых и новых букв согласных (при смысловом мотивировании каждой новой введённой согласной через звукоподражание)

    Структура и реализация программы:

    Занятия по дополнительной образовательной услуге проводятся в кружковой деятельности 2 раза в неделю во второй половине дня по 30 минут каждое занятие. Учебный курс начинается с 1 октября. Режим работы построен с учётом привыкания детей к регулярным занятиям и возрастных особенностей дошкольников.

    Организация образовательного процесса в подготовительной группе строится на основе рабочей программы, разработанной педагогом по дополнительной образовательной услуге по подготовке детей к школе, согласованного с руководителем МАДОУ «Детский сад №80 комбинированного вида»

    Расписание занятий:

    Понедельник: 16.10 часов – 16.40 часов

    Четверг: 16.10 часов – 16.40 часов

    Требования к уровню подготовки детей к концу года:

    «Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.

    СанПиН 2.4.1.1249 – 03»

    Универсальные учебные действия. С помощью системы пособий используемой на занятиях (Букварь, рабочие тетради, репродукции, дидактические игры и мн.др.) дошкольник научится:

    Удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый или

    рассматривая репродукцию;

    Понимать структуру детской книги «Букварь» и структуру страницы, логику чтения

    сверху вниз и слева направо;

    Ориентироваться на странице и на развороте «Букваря», находить ярко выраженные

    структурные элементы (иллюстрации, выделенный шрифт, фрагменты, столбцы,

    строчки разного размера);

    Пользоваться Букварём и простейшими инструментами (рамками, указателями);

    Правильно держать ручку, наклон рабочей тетради, следить за осанкой;

    Выполнять инструкции преподавателя (при работе с Букварём, рабочей тетрадью);

    Обсуждать с педагогом возникшую проблему, отвечать на поставленные вопросы

    полным ответом, касающегося прослушанного текста;

    По требованию преподавателя исправлять свою ошибку, если не получилось сразу

    выполнить задание правильно не торопясь;

    Предметные знания и умения.

    Достаточно отчётливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить

    слова с определённым звуком, определять место звука в слове;

    Соблюдать орфоэпитические нормы произношения;

    Владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;

    Правильно согласовывать слова в предложении;

    Составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему,

    заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо

    искаженные фразы и т.п.;

    Рассказывать сказки, рассказы с опорой на иллюстрации или серии картинок;

    Ориентироваться на странице Букваря;

    Составлять небольшие рассказы опирательного характера по сюжетной картине; о

    событии из собственного жизненного опыта;

    Правильно использовать предлоги;

    Правильно произносить звуки.

    №п\п Тема Кол – во часов
    1

    Формирование представлений о разнице между предметом и его

    обозначением в виде слова; о слове как о звуковой единице, состоящей из частей

    12
    2 Развитие фонематического слуха 10
    3 Формирование первичного навыка чтения 12
    4 Развитие моторики кисти руки 6
    Всего: 40

    Календарно – тематическое планирование

    № п\п Тема занятия
    1 Речь письменная и устная. Звуки речи.
    2 Звуки речи. Работа в прописях.
    3 Гласные звуки IаI, IуI; А, а; У, у.
    4 Гласные и согласные звуки.
    5 Гласный звук IоI, буквы О, о.
    6 Согласные звуки IмI, IмI; буквы М, м.
    7 Учимся соединять буквы.
    8 Чтение слогов.
    9 Согласные звуки IсI, IсI; С, с.
    10 Предложение.
    11 Деление предложения на слова.
    12 Ударение в словах.
    13 Согласные звуки IхI, IхI; Х, х.
    14 Чтение слогов и слов.
    15 Составление предложений и рассказов.
    16 Согласные звуки IрI, IрI; буквы Р, р.
    17 Согласный звук IшI; буквы Ш, ш.
    18 Гласный звук IыI; буква ы.
    19 Согласные звуки IлI, IлI; буквы Л, л.
    20 Согласные звуки IнI, IнI; буквы Н, н.
    21 Согласные звуки IкI, IкI; буквы К, к.
    22 Согласные звуки IтI, IтI; буквы Т, т.
    23 Гласный звук IиI; буква И, и
    24 Согласные звуки IпI, IпI; буквы П, п.
    25 Согласные звуки звонкие глухие.
    26 Согласные звуки IзI, IзI; буквы З, з.
    27 Согласный звук IйI; буква И, й.
    28 Согласные звуки IгI, IгI; буквы Г, г.
    29 Согласные звуки IвI, IвI; буквы В, в.
    30 Согласные звуки IдI, IдI; буквы Д, д.
    31
    32 Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б.
    33 Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б.
    34
    35 Согласные звуки IжI,; буквы Ж, ж.
    36 Буква Е, е
    37 Буква Е, е
    38 Буква Ь.
    39 Буква Я, я
    40 Буква Я, я
    41 Буква Ю, ю.
    42 Буква Ю, ю.
    43 Буква Ё, ё
    44 Буква Ё, ё. Развитие речи
    45 Согласный звук IчI,; буквы Ч, ч.
    46 Формулирование ответов на вопросы
    47
    48 Гласный звук IэI,; буквы Э, э.
    49 Согласный звук IцI,; буквы Ц, ц.
    50 Согласные звуки IфI, IфI; буквы Ф, ф.
    51 Согласные звуки IщI, ; буквы Щ, щ.
    52 Буква Ъ
    53 Алфавит.
    58 Составление слов из разрезной азбуки.
    59 Обобщение

    Государственное казенное образовательное учреждение «Айтхаская средняя общеобразовательная школа Ботлихского района» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Школа будущего ученика» Введение Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса. Пояснительная записка Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Цель данной программы: Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе. Основные задачи программы:    организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться; формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе. Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу. Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа будущего ученика» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей. Порядок организации работы школы будущих первоклассников «Школа будущего ученика»:     группа формируется из детей 6-летнего возраста; продолжительность обучения составляет 100 занятий (апрель-май) наполняемость группы не более 15 человек; режим занятий: 5 раз в неделю (кроме субботы) – 3 занятия по 25 минут Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности: 1. «Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: -формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; -символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками. 2.«По дороге к Азбуке». Развитие связной речи, лексическая и грамматическая работа (15 часов): - обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи; - употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений), разучивание стишков, потешек; - ответы на вопросы, участие в диалоге; - подробный пересказ текста по зрительной опоре; составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха (5 часов): - знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные; - выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове; - выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных; - «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений. Обучение звуко-слоговому анализу (5 часов): - звуковой анализ состава слогов и слов; - дифференциация понятий «звук» и «буква»; - соотнесение букв и звуков. Работа по развитию мелкой моторики руки (15 часов) - штриховка, обведение по контуру. В результате работы по программе курса дети должны: - конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами; - отвечать на вопросы педагога; - составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок; - выделять звук в начале слова; - различать звуки и буквы; - узнавать и называть знакомые буквы русского алфавита; - соединять звуки в слоги. Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, лексическая и грамматическая работа, развитие связной речи, развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха, обучение звуко-слоговому анализу, работа по развитию мелкой моторики руки. 3. «Умелые ручки». Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал(клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе. Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте. Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра. Цели занятий                   .Развитие слухового и зрительного восприятия.Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности.Развитие слуховой и зрительной памяти.Развитие мышления и речи.Развитие общей и мелкой моторики.Совершенствование коммуникативных навыков.Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.Совершенствование навыков монологической речи.Совершенствование навыков диалогической речи.Развитие мимики и пантомимики.Развитие фантазии и воображения.Развитие способностей к глубокому образному мышлению.Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей.Развитие творческих способностей.Формирование эмоционально-волевой сферы.Формирование этических представлений.Повышение уверенности в себе.Научить принимать решения План занятий 1. «Занимательная математика»-40 часов 2. «Основы грамоты»-40 часов 3. «Умелые ручки»-20 часов Календарно-тематическое планирование курса «Раз – ступенька, два - ступенька…»» (развитие математических представлений) № Тема занятия п/п Кол. часов 1 Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Знакомство с клеткой. 1 2 Группы предметов или фигур, обладающих общим признаком. Рисование палочек. 1 3 Составление группы предметов или фигур по заданному признаку. Выделение части группы. 1 4 Совокупности предметов. свойству. Объединение предметов в группы по общему 1 5 Сравнение двух групп предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства. 1 6 Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно). 1 7 Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (больше на… - меньше на…). Отношение: часть – целое. Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. 1 9 Пространственные отношения: на, над, под. Прямой счет до 10. 1 10 Пространственные отношения: справа, слева. 1 11 Пространственные отношения: между, посередине. Ориентировка на листе бумаги в клетку. 1 12 Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много. 1 13 Число 1 и цифра 1. Натуральное число как результат счета и измерения. Пространственные отношения: внутри, снаружи 1 14 Число 2 и цифра 2. Пара. Обратный счет. 1 15 Число 3 и цифра 3. Образование следующего числа путем прибавления единицы. 1 8 1 Дата 16 Число 4 и цифра 4. Сравнение чисел на наглядной основе. 1 17 Число 5 и цифра 5. Поиск нарушения закономерности. 1 18 Пространственные отношения: впереди, сзади. 1 19 Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. 1 20 Обозначение отношений: больше – меньше. 1 21 Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе, месяцев в году. 1 Временные отношения: раньше – позже, вчера – сегодня – завтра и т.д. 1 23 Число 6 и цифра 6. Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. 1 24 Число 6 и цифра 6. Выявление математических представлений детей. 1 25 Пространственные отношения: длиннее, короче; шире, уже; толще, тоньше. 1 26 Сравнение предметов по длине (непосредственное). 1 27 Число 7 и цифра 7. Порядковый и ритмичный счет. 1 28 Число 7 и цифра 7. Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. 1 29 Число 7 и цифра 7. Составление фигур из частей и деление фигур на части. 1 30 Начальные представления о величинах. Отношения: тяжелее, легче. 1 31 Число 8 и цифра 8. Название, последовательность и обозначение чисел точками на отрезке прямой. 1 32 Число 8 и цифра 8. Название, последовательность и обозначение чисел цифрами. 1 33 Число 8 и цифра 8. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметов одинаковой формы. 1 34 Прямой и обратный счет предметов. Знакомство с общепринятыми единицами измерения различных величин. 1 35 Число 9 и цифра 9. Решение простых задач на сложение и вычитание. 1 36 Число 0 и цифра 0. Свойства числа 0. Состав чисел первого десятка. 1 37 Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. 1 38 Знакомство с геометрическими фигурами – квадрат, прямоугольник, треугольник, круг. Конструирование фигур из палочек. 1 22 некоторыми 39 Знакомство с геометрическими фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание. 1 40 Решение простых задач (в одно действие) на сложение и вычитание с использованием наглядного материала. 1 Календарно-тематическое планирование курса «По дороге к Азбуке» (подготовка к обучению письму) № Тема занятия Кол. п/ п часов 1 Звуки и буквы. Дифференциация понятий Р/р. Школа. Класс. Учебные принадлежности. «звук» и «буква». 1 2 Звуки, их условное обозначение. Ориентировка в тетради по письму. Рисование коротких и длинных палочек.Р/р. Повторение. 1 3 Звук [А],буква А. Штриховка. Сказка «Курочка Ряба» 1 4 Звук [О], буква О. Обведение буквы по контуру. Р/р. Игры и игрушки. 1 5 Звук [И], буква И. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров. Р/р. Повторение. 1 6 Звук [Ы], буква Ы. Штриховка, раскраска заданных контуров. Р/р. Повторение. 1 7 Звуки [И], [Ы]. Буквы Ы, И, А, О, Э. Выделение в слове гласных звуков. Р/р. Дом. Семья. 1 8 Звук [У], буква У. Развитие мелкой моторики рук. Сказка «Колобок» 1 9 Звук [М], буква М. Классификация звуков: согласные и гласные звуки. Р/р. Повторение. 1 10 Звуки [Н], [Н"]. Буква Н. Штриховка в разных направлениях. Употребление новых слов в речи. Р/р. Пища. Посуда. 1 11 Звук [П], буква П. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров. Р/р.Повторение. Ответы на вопросы, диалог. 1 Дата 12 Звуки [Т], [Т"]. Буква Т. Р/р.Части тела человека. Личная гигиена. контуру. 1 13 Гласные и согласные звуки и буквы. Буквы Т, П, Н, М. Р/р, повторение, диалог. 1 14 Звуки [К], [К"]. Буквы К, Т. Штриховка в разных направлениях. Звуковой анализ состава слогов и слов. Р/р.Одежда. Обувь. 1 15 Звуки [К] - [Х], [К"] - [Х"]. Слоги с буквами К, Х, звуковой анализ. Р/р.Повторение. 1 16 Звуки [Ф], [Ф"]. Буква Ф. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров. 1 17 Звук [Й"]. Буквы Й и И. Штриховка в разных направлениях. Сказка «Теремок» 1 18 Звук [Й"О]. Буква Ё. Обведение и раскраска заданных контуров. Р/р.Огород. Овощи. 1 19 Ин Звук [Й"У]. Буква Р/р. Сад. Фрукты. 1 20 Звук [Й"А]. Буква Я. Конструирование словосочетаний и предложений. Ю. Развитие Обведение мелкой по моторики руки. 1 Р/р. Двор. Домашние животные и птицы. 21 Звук [Й"Э]. Буква Е. контуров.Р/р.Повторение. Обведение и раскраска заданных 1 22 Звук [Л]. Буква Л. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Инсценирование сказки «Курочка Ряба» 1 1 23 Звуки [Л] - [Й"]. Слоги и слова с изученными буквами, звуковой анализ. Р/р. Лес. Дикие животные и птицы. 24 Звуки [В], [В"]. Буква В. Штриховка в разных направлениях. Р/р.Повторение. 1 25 Звонкие и глухие согласные звуки [В] - [Ф], [В"] - [Ф"]. Буквы В, Ф. Р/р. Времена года. Временные понятия. 1 26 Звук [Ч"]. Буква Ч. Обведение по контуру, штриховка. Инсценировка сказки «Репка» 1 27 Звук [Щ"]. Буква Щ. Обведение по контуру. Звуковой анализ слогов и слов. Р/р.Повторение. 1 28 Звуки [Б], [Б"]. Буква Б. Обведение и раскраска заданных контуров. Р/р. Составление рассказа по картинке. 1 29 Звуки [Б] - [П], [Б"] - [П"]. Буквы Б, П. Развитие мелкой моторики руки. Р/р. Диалог о животных. 1 30 Звуки [Д], [Д"]. Буква Д. Штриховка в разных направлениях. Р/р. Какого цвета радуга? 1 31 Звук [С]. Буква С. Упражнение для развития мелкой моторики рук. Р/р.Моя семья. 1 32 Звук [С"]. Буквы С, Р/р. Мы гуляем в лесу. детей. 1 33 Звук [Ц]. Буква Ц. Штриховка в разных направлениях. Упражнения для развития мелкой моторики рук.Р/р. Подготовка к концерту. 1 34 Звуки [Г], [Г"]. Буква Г. Обведение и раскраска заданных контуров. Р/р. Мы гуляем по саду. 1 35 Звук [З]. Буква З. Штриховка в разных направлениях. Р/р. Приготовим обед. 1 36 Звуки [Ш] - [С] - [Щ"]. Буквы Ш, Щ, С, Ц. Обведение по контуру. Р/р. Идем на день рождение. 1 37 Звук [Ж]. Буква Ж. Упражнение для развития мелкой моторики руки. Диалог о мультиках. 1 38 Звуки [Р] - [Л], [Р"] - [Л"]. Буквы Р, Л. Составление рассказа-описания о любимом животном. 1 39 Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров. Повторение изученных стихов. 1 40 Штриховка в разных направлениях. Развитие мелкой моторики. Подготовка к выступлению на линейке. 1 Э, О. Обогащение словарного запаса Тематический план занятий «Умелые ручки» № Название темы п/п 1 Аппликация « Павлин» 2 Лепка овощей. Содержание работы Колво часов Умение правильно держать ножницы, обводить свою ладонь, вырезать по контуру, 1 применять творчество в оформлении. Умение передавать форму предмета, цвет. 1 Дата 3 «Радуга над полянкой», «бабочка» 4 5 Лепка геометрических фигур. Оригами «Лебедь» 6 Лепка по желанию. 7 Раскрашивание шаблона «Яйцо» Лепка фигурок животных. 8 9 10 Аппликация по шаблону «Грибок». Лепка аппликации «Грибок» Использование красок,технику складывания листа пополам. Учить различать геометрические фигуры. 1 Знакомство с техникой оригами, приёмы складывания квадрата. Дать возможность фантазировать. 1 Знакомство с техникой росписи на бумаге. Использование приема «батик». 1 Учить лепить фигурку животных, передавать их форму, размеры, цвет. Работа по шаблону и образцу. 1 Учить передавать рисунок в форме. 1 1 1 1 11 Конструирование «Домик Аппликация из геометрических фигур у дороги» 1 12 Лепка «Домик у дороге» Учить лепить геометрические фигуры, составлять общую картину. 1 13 Рисование «Дерево» 1 14 Лепка различных деревьев. Знакомство с техникой « по-мокрому листу». Учить передавать форму деревьев. 15 Рисование « Медвежонок на поляне» Лепка объемной картины «Медвежонок на поляне» Развитие творческой инициативы. 1 Учить передавать объем картины, форму, цвет. 1 Техника «мозаика из рваных кусочков бумаги». Передавать цвет, композицию, содержание. 1 16 17 Мозаика «Кораблик» 18 Лепка аппликации «Море» 1 1 19 20 Коллективная работа «Панно из наших ладошек». Лепка на свободную тему. Умение работать в группе. 1 Дать возможность детям выразить свою фантазию. 1 Тематика слов для усвоения: 1.Школа, класс, учебные принадлежности. 2.Игры и игрушки. 3.Дом, семья. 4.Пища, посуда. 5.Части тела человека, личная гигиена. 6.Одежда, обувь. 7.Огород, поле, сад, овощи, фрукты. 8.Двор, домашние животные и птицы. 9.Лес, дикие животные и птицы. 10.Времена года, природа, временные понятия Литература: 1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 - 190с. 2. Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6 3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19 4. Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997 5. Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 - 89с. 6. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с. 7. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с. 8. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с. 9. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с. 10. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004 11. Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 464с. 12. Дубровина Н.В., Акимова и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с.