Загадочный “песьеглавец” Святой Христофор. Покровитель Вильнюса, мученик Христофор. Святой с "собачьей головой" Святой с птичьей головой

Свя-той му-че-ник Хри-сто-фор жил в III ве-ке и по-стра-дал око-ло 250 го-да, при им-пе-ра-то-ре Де-кии (249-251). О жиз-ни и чу-де-сах его су-ще-ству-ет мно-го раз-лич-ных ска-за-ний, па-мять его чтит-ся и в Во-сточ-ной, и в За-пад-ной Церк-вах. (Па-мять му-че-ни-ка Хри-сто-фо-ра осо-бен-но чтит-ся в Ис-па-нии, где к его мо-лит-вам при-бе-га-ют при за-раз-ных бо-лез-нях.) О про-ис-хож-де-нии его го-во-рит-ся по-раз-но-му. По од-ним ис-точ-ни-кам - он про-ис-хо-дит из ха-на-не-ев, по дру-гим - ки-но-це-фа-лов.

Свя-той Хри-сто-фор был че-ло-ве-ком вы-со-ко-го ро-ста и необы-чай-ной си-лы, ли-цо же его бы-ло зве-ро-об-раз-но. По пре-да-нию, свя-той Хри-сто-фор пер-во-на-чаль-но имел кра-си-вую на-руж-ность, но, же-лая из-бег-нуть со-блаз-нов для се-бя и окру-жа-ю-щих, про-сил Гос-по-да дать ему без-об-раз-ное ли-цо, что и ис-пол-ни-лось. До сво-е-го Кре-ще-ния он но-сил имя Ре-прев (негод-ный), что бы-ло свя-за-но с его обез-об-ра-жен-ной внеш-но-стью. Еще до Кре-ще-ния Ре-прев ис-по-ве-до-вал ве-ру во Хри-ста и об-ли-чал тех, кто пре-сле-до-вал хри-сти-ан. За это он од-на-жды был из-бит неким Вак-хом и при-нял по-бои со сми-ре-ни-ем. Вско-ре по-сле это-го бы-ли при-сла-ны 200 во-и-нов, чтобы при-ве-сти его, из-вест-но-го си-ла-ча, к им-пе-ра-то-ру Де-кию. Ре-прев под-чи-нил-ся без со-про-тив-ле-ния. В пу-ти про-изо-шли чу-де-са: су-хая трость в ру-ке свя-то-го рас-цве-ла, по мо-лит-ве его умно-жи-лись хле-бы, ко-то-рых недо-ста-ва-ло у пут-ни-ков, по-доб-но умно-же-нию хле-бов Спа-си-те-лем в пу-стыне. Во-и-ны, со-про-вож-дав-шие Ре-пре-ва, бы-ли по-ра-же-ны чу-де-са-ми, уве-ро-ва-ли во Хри-ста и вме-сте с Ре-пре-вом бы-ли кре-ще-ны ан-тио-хий-ским епи-ско-пом Ва-ви-лой.

Ко-гда свя-той Хри-сто-фор был при-ве-ден к им-пе-ра-то-ру, тот ужас-нул-ся его на-руж-но-сти и ре-шил за-ста-вить его от-речь-ся от Хри-ста не на-си-ли-ем, а хит-ро-стью. Он при-звал двух жен-щин-блуд-ниц, Кал-ли-ни-кию и Аки-ли-ну, при-ка-зал им скло-нить Хри-сто-фо-ра к от-ре-че-нию от Хри-ста и до-бить-ся со-гла-сия его при-не-сти жерт-ву идо-лам. Но жен-щи-ны бы-ли са-ми об-ра-ще-ны свя-тым Хри-сто-фо-ром к ве-ре во Хри-ста и, вер-нув-шись к им-пе-ра-то-ру, объ-яви-ли се-бя хри-сти-ан-ка-ми, за что бы-ли под-верг-ну-ты же-сто-ким ис-тя-за-ни-ям и скон-ча-лись му-че-ни-ца-ми. Де-кий при-го-во-рил к каз-ни так-же по-слан-ных за свя-тым Хри-сто-фо-ром во-и-нов, ко-то-рые уве-ро-ва-ли во Хри-ста. Им-пе-ра-тор при-ка-зал бро-сить му-че-ни-ка в мед-ный рас-ка-лен-ный ящик. Од-на-ко свя-той Хри-сто-фор не ис-пы-ты-вал стра-да-ний и остал-ся невре-дим. По-сле мно-гих же-сто-ких ис-тя-за-ний му-че-ни-ку на-ко-нец от-сек-ли го-ло-ву ме-чом. Это про-изо-шло в 250 го-ду в Ли-кии. Сво-и-ми чу-де-са-ми свя-той му-че-ник Хри-сто-фор об-ра-тил ко Хри-сту до 50 ты-сяч языч-ни-ков, о чем сви-де-тель-ству-ет свя-той Ам-вро-сий. Впо-след-ствии мо-щи свя-то-го Хри-сто-фо-ра бы-ли пе-ре-не-се-ны в То-ле-до, а позд-нее - в аб-бат-ство Сен-Де-ни во Фран-ции.

История не только необычнее, чем мы воображаем,
она необычнее, чем мы можем вообразить.

9 мая по новому (22 мая по старому) стилю день святого Христофора. В свое время это была одна из немаловажных в христианстве фигур.

В ризнице Покровского кафедрального собора Рогожской Слободы хранится старинная икона святого мученика Христофора, традиционно изображаемого с головой пса или лошади. Образ этого святого настолько интересен и многогранен, что требует детального исследования происхождения традиции изображать святого именно так, ведь после никонианской реформы его образ попал под немотивированный запрет. Начиная с 1722 года, в России все его изображения в храмах соскабливали и закрашивали.

Вот редкий кадр:


Святой мученик Христофор изображен в одном ряду с остальными мучениками.

Ниже примеры традиционного изображения святого Христофора.

Икона из Череповецкого музея, 17 век. (Христофор делает козу левой рукой, в которой красный православный крест.) Слева икона из Чудова монастыря Московского Кремля (якобы 16 век) и справа икона из Византийского музея в Афинах (якобы 13 век).

Житие Христофора, согласно восточной традиции христианства, это калька с жития остальных великомучеников: родился, жил, уверовал, творил чудеса, был схвачен и замучен за веру, казнен по приказу римского императора или прокуратора. Ну чего там еще выдумывать?

В западной традиции изображение святого Христофора, чье имя в буквальном переводе с греческого означает "несущий Христа", в основном основывается на «Золотой легенде» Иакова Ворагинского, епископа Генуи.

Джованни Беллини (якобы 1468 год).

Великан Репрев ищет самого могучего владыку, чтобы поступить к нему на службу. Он поступает на службу к царю, но узнает, что тот боится Сатаны. Тогда он предлагает свои услуги Сатане, но понимает, что тот трепещет при виде Креста. Он отыскивает святого отшельника и спрашивает у него, каким образом можно послужить Христу. Отшельник отводит его к опасному броду через реку и говорит, что его большой рост и сила делают его отличным кандидатом для того, чтобы помогать людям пересекать эту опасную реку.
Он начинает перевозить путников через реку на своей спине.

Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки мальчик стал настолько тяжел, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Но мальчик сказал ему, что он – Христос и несет с собой все тяготы мира. Затем Иисус окрестил Репрева в реке, и тот получил новое имя – Христофор, «несущий Христа». После чего Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку, и она чудесным образом прорастет и превратится в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (в западной традиции он выступает под именем Дагнус) заточил Христофора в тюрьму, где после долгих истязаний тот обрел мученическую кончину.

Парадоксальность западной версии истории святого Христофора заключается в том, что могущественный властелин, которому служит Христофор, оказывается Младенцем, воплощением слабости и беззащитности. Однако с другой стороны, этот младенец весомее и значительнее всего мира.

Очень интересно!

Потому что тут не один парадокс – их тут два. Один касается Христа, а другой Христофора.

Да, святой Христофор – это самый загадочный из всех христианских святых, а иконы с его изображением особо рьяным апологетам РПЦ кажутся богохульством, хотя Собор 1971 г. отменил все клятвы на старые обряды Большого Московского Собора 1667 года, на каноны, иконы и снял анафемы со старообрядцев.

Да, кому они нужны – эти положения Соборов! Никто никого в своих правах восстанавливать не собирается. Хотя именно таких созданий описывал святой апостол Андрей Первозванный после своего миссионерского путешествия на север.
Итак, согласно истории о святом Христофоре он был римлянином. А нам из традиционной римской истории известно, что римляне откармливали бойцовых собак – Мастин (мастифф), которые участвовали в битвах и были столь свирепы, что разрывали противника в клочья.

Это очень интересно, уж не служили ли репревы в римской армии?
А вот фреска из монастыря Томар, цитадели Тамплиеров в Португалии.


Правда, ангел без крыльев и если приглядеться, то вместо ангела замазанный песиглавец Христофор... даже точечки, где у собак усики, не замазали до конца.


Пальцем своей правой руки на Марию указывает, в горшке семь белых лилий - семь радостей Марии.


Ганс Мемлинг «Семь радостей Марии». 1480г.

Посох у Христофора интересный! Проросший, давший плод и с баннером «Аве Мария»


Очень примечательный посох и даже несколько знакомый!

Известная шишечка? Яблоко и змеи! Кадуцей!

«Мадонна с гранатом» Леонардо да Винчи «Мадонна с гранатом» Боттичелли!

Однако возвращаемся к песиглавцам.

Средневековый летописец Павел Диакон писал, что германское племя лангобардов (знаменитое по первым крестовым походам), имело дружеские отношения с киноцефалами. На востоке о них также осталось много легенд, часть из которых Низами пересказал в поэме «Искандер-Наме».

Адам Бременский излагал предание о том, что киноцефалы – это дети амазонок, отцами которых были какие-то неизвестные чудовища, обитавшие на Севере.

Страна Амазонок располагалась тогда между Волгой и Доном, в районе Азовского моря (около Волго-Донского волока), так прямо и названа «Амазония» на карте Карла V и Фердинанда (16 век). Под Амазонией расположена Булгария.


Вот карта Фра Мауро. Амазония указана выше. Ниже по течению Волги – Эдиль, выше – Ведасуар (Веда – запрет, суар или сур – Юг).


В поэме «Искандер-Наме» Низами говорится о том, что племена русов, воевавшие с армией Александра Великого, выпустили в бой чудовище, которое отрывало воинам врага руки и головы, и даже хобот у боевого слона. Монстр, по словам Низами, ничем не отличался от обычного рослого человека. Из общей массы его выделяли лишь рог на лбу и огромная сила. Родиной монстров Низами называет горы на пути к вечной тьме – полярной ночи. Не исключено, что это горы Путоран.

Южный берег Ледовитого океана вплоть до 19 века был заповедником для существ, известных всему остальному миру лишь по легендам и мифам. Московиты, в частности, среди обитателей Полярного Севера упоминали людей с собачьими головами. Да, и путешественник Герберштейн в 17 в. писал, что в верховьях реки Оби жили люди с собачьими головами.

На карте Фра Мауро там указана империя Катай!

Да! Впечатляет!

В 20 веке свидетели, видевшие песиглавцев, называли их жителями высокогорья, но эти края считаются и местом обитания снежного человека. Правда, описывая его, говорят, что он больше похож на обезьяну и, в частности, на павиана. А между тем павианов в Египте называли киноцефалами, то есть песиглавцами, из-за сходства их голов с головами крупных собак. Выходит, что племя, из которого вышел святой Христофор, могло быть племенем каких-нибудь снежных людей, как мы их сейчас называем.


Так кто же такой святой пес Христофор?

По своей основной функции – это паромщик, перевозчик через реку и по совместительству чудотворец. Однако есть мнение, что это и есть тот самый Кристобаль Колон – Христофор Крлумб, сокращенно Харон, стоящий на переправе в нижний мир, у реки забвения – Стикс.

Очень интересно!

Ведь и Христофор Колумб (Кристобаль Колон), отличился в свое время тем, что переправлял на рубеже 15-16 веков, бежавших от последствий катастрофы евреев, в Новый Свет. Не является секретом и то, что путешествие было в одну сторону. Прощание с родственниками и друзьями было навсегда. Выходит, что Атлантический океан – это и есть река Стикс, река забвения, ведь обратной дороги не было – это билет в один конец. Кстати, белые люди в Иберии должны были покупать билет, а черных людей из Нигерии перевозили бесплатно.

Выше по тексту, мы смотрели на карту Карла пятого (императора священной Римской Империи), на которой еще нет Америк. Но его потомки на троне: Изабелла – королева Кастилии и Фердинанд король Арагона финансировали переправу Христофора Колумба. Там видимо целый флот шел, а не утлая лодчонка. Ведь от азиатских беженцев, скопившихся на полуострове, нужно было как-то избавляться. Вот и сейчас – куда девать сирийских беженцев? Пока запакуют в Европу, а потом?

Из всеобщего католического календаря день памяти святого Христофора 25 июля был удален Ватиканом в 1969 г., однако праздник остался в местных календарях католических стран. В Католической церкви Христофор является святым патроном путешественников, необычайно любим моряками, паромщиками и перевозчиками, особенно чтится в Испании.

Хранившиеся в свое время в Константинополе мощи и голова святого затем были перевезены на остров Раб в Хорватии.

Но при чем тут Харон?

А все дело в том, что в позднем варианте мифа о Хароне он уже является владельцем собственной лодки, однако сути это не меняет. Ведь это именно тот самый Харон-Репрев который перенес младенца Иисуса через некую реку. Именно в этом контексте следует вспомнить об истории сошествия Христа в Ад, т.е. в Нижний Мир, а в эллинских преданиях Ад находится именно за рекой Стикс.

Сразу хочу пояснить следующее! В те времена, когда люди считали землю плоской, им казалось что Новый Свет находится с другой стороны земли, что пересекая Атлантический океан, корабли прибывают на другую сторону Земли, т.е. на ее нижнюю сторону, которую они и называли Ад или Нижний Мир (не путать с потусторонним миром или загробным, куда отправлялись души мертвых).

Христианские теософы не спроста настаивают на том, что после распятия Христос снизошел в ад и, сокрушив его ворота, принес в преисподнюю евангельскую весть, что он освободил заключенные там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву.

Как утверждают предания о Христофоре, тяжел был Иисус – даже в образе младенца – еле донес его на себе Главный Перевозчик Священной Римской Империи Христофор Харон (Колон) и признал Его Господом, и преклонил перед ним колена.

Ясно, что преклонение столь значительного существа, как Харон, дорогого стоит, это и есть акт капитуляции Смерти перед Христом. Ведь учение Христа не о каком-нибудь там блаженстве потустороннем, кайфе нирваны, а о вечной жизни.

Изображая на иконах процесс возвращения Иисуса на плечах Христофора через реку забвения, клирики, по сути, желали показать этим, что акт о мире и сотрудничестве, между людоедами Репревами и Христом действительно подписан.


Вот они конкистадоры – кабальеро, отсюда и кавалеры – кавалерия, и шевалье – это тоже кавалер только произношение убогое у гундосов французских, пишут одно, а говорят другое. Все это «псы рыцари». Опричники, судя по всему, не привязывали отрубленные головы собак к лошадям, они и были собакоголовыми!

У Христофора есть еще один брат близнец – египетский бог Анубис, бог смерти и возрождения всего живого. Анубис тоже Песиглавец, а главное, в его руках, как и у Христофора тоже есть посох. С идеей Воскресения Иисуса эти аллегории с зацветающим посохом и путешествием через реку забвения туда и обратно связаны чрезвычайно тесно.

Анубис в Старом царстве являлся покровителем некрополей и кладбищ, одним из судей царства мертвых, а также хранителем ядов и лекарств. В древнеегипетской мифологии Анубис является сыном Осириса и помогает Изиде в поисках его частей.


Остается выяснить, при чем тут собаки? Ведь собака табуирована крупнейшими религиями, как один из обликов Нечистого?

Ответ сохранился у ацтеков. С их точки зрения собака – это отличный проводник на тот свет. Пока вылетевшая из тела душа трепещет, не понимая, что делать, собака ведет ее точно в пещеру предков. Поэтому индейцы, якобы, убивали и клали в захоронение собаку.

Здесь отчетливо видны общие корни европейской и американской культур. Под обличием цивилизованного Христофора кроется несколько более старинный Харон, а под личиной Харона еще более древний Анубис, а если поскрести еще интенсивнее, то начнет проглядывать… целый собачий народ.

Очень интересно!

Анубис, в египетской мифологии бог и покровитель мертвых, сын бога Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его как родного.

Один в один история о младенце Моисее?!

Так, так, так!

Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение набальзамировал тело отца, сделав, таким образом, первую мумию. Поэтому Анубиса считают богом бальзамирования, погребальных обрядов и покровителем некрополей. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал души праведных к трону Осириса.

Выходит Осирис соблазнил-таки Нефтиду – сестру Исиды, супругу своего родного брата Сета, и от этой связи у них родился собакоголовый Христофор, чистый фараон?
Есть такое дело, Осирису с Исидой, для притязаний на престол нужен был сын, а у них рождались только дочери. Понятен теперь и гнев Сета на брата, и воспитание Исидой чужого ребенка.

Так, так, так! Корзинка значится просмоленная с младенцем, пущенная по реке? История детства царя Саргона такая же!



Прочитали вслух указ,
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян -
Так велел-де царь Салтан.

- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
Матф.2:13.


То в Египет бежит, то из Египта!? Уж не в Новый ли Свет переправил младенца Иисуса его родной брат Христофор? А потом это история была записана как сошествие Христа в Ад и победа над Адом?

Посмотрим, что традиционная история говорит нам о плаваниях Колумба.
В 1492 году Христофор Колумб отправился в свое первое плавание.

Первое плавание (2 августа 1492 - 15 марта 1493).
- Второе плавание (25 сентября 1493 - 11 июня 1496).
- Третье плавание (30 мая 1498 - 25 ноября 1500).
- Четвёртое плавание (9 мая 1502 - ноябрь 1504).

А в сочинении «Прения с греками о вере» иеромонаха Арсения Суханова (1600?-1668гг) распорядителя московского Богоявленского монастыря четко указывается на то, что Христос родился в 1492 г. по ныне принятой хронологии или в 7000 г от сотворения мира по-тогдашнему.

Именно в этот год Христофор отправляется в первое плавание с Богородицей и младенцем Христом на борту своей просмоленной бочки – Каравеллы (кавалеры, кавалергарды, кавалерия – знакомо звучит).

Так вот где обретался Христос, пока не повымерли все его враги лютые.

Однако мы несколько отвлеклись от песиглавца Христофора, ведь сакральный смысл символа собаки все «настоящие» церкви отлично осознавали.

Доминиканцы – это неофициальное название ордена проповедников-монахов, образовавшегося во время Альбигойских войн. В эпоху тотального истребления совершенных (славян) на Балканах. Его утвердил Папа Гонорий III якобы в 1216 году. Орден стал самым могущественным из всех существовавших в то время орденов инквизиции. Резиденции Париж, Болонья.

Domini Canes – «Псы Господа». Символ ордена – собака, сидящая на книге и удерживающая в пасти факел. Символ этот наверняка был связан с инквизицией, сжигавшей все книги, кроме католической версии библии. Доминиканцы – псы Господни – татуировали на запястьях собачью голову с факелом в зубах.

Герб Доминиканского ордена. Римско-католическая церковь.

Характерный символ собаки с факелом в зубах, лежащей на книге. Надо всем царская корона с богородичной звездой, в лапах держава – земная сфера с крестом. В короне какой-то веник, даже два перекрещенных веника.


Та же символика и у опричников: собачья голова и метла – на самом деле, пучок прутьев с листвой заодно и символ единства. И удивляться тому, что гяур и христианин – синонимы, а псы-рыцари – именно псы, а не люди, совершенно не надо. Возможно и термин «легавый» не на пустом месте возник, ну, а богатырь Полкан и подавно. По крайней мере, святым покровителем людей с опасными профессиями, в том числе, полицейских, является как раз собакоголовый Христофор.

Святой Христофор из церкви Богородицы в городе Линдос на Родосе.

А вот самая примечательная вещица, два брата вместе.

Святые Христофор и Георгий. Керамическая икона.


Я подошел, и вот мгновенный,
Как зверь, в меня вцепился страх:
Я встретил голову гиены
На стройных девичьих плечах.
Н. Гумилев, «Ужас»


Ничего не ужас, а золотое сердце. У рыбки, наверное, и имя есть?

Уж не так ли выглядела Нефтида супруга Сета (Елена Прекрасная, похищенная Парисом)?

Много сказок и легенд о песиглавцах существует в Карпатах. Описания обыденные, как нечто совершенно ясное и понятное. А в Польше ругательство «пся крев» довольно распространено до сих пор.


Говорят, что летом 1594 года на Хуст (город в Угорщине) напала 80-тысячная турецко-татарская орда, которая опустошила все ближние села и окраины города, но все попытки захватить Хустский замок были безрезультатными, и вскоре турки отошли за Карпаты. В одном из ущелий была устроена засада, где многие из них погибли. В этой битве на стороне угорцев принимали участие и песиголовцы, они были искусными копейщиками. Больше татары не осмеливались ходить в Закарпатье.

А копейщики – это не уланы, часом?

Известно, что в середине 19 столетия австро-венгерские власти якобы послали карательную экспедицию с целью уничтожения песиголовцев в Карпатских горах. Результаты экспедиции неизвестны. Может быть, это были некие социальные ожидания, а может и нет?! Однако считается, что песиголовцы жили в высокогорных селах до 20 столетия, они жили по соседству с людьми, имели дома, разводили скот, охотились и, кстати, не гнушались беспорядочными половыми связями и с человеческими женщинами в том числе. Считается, что когда в их поселение приходили чужаки песиголовцы напускали мару (видение) своеобразную суггестию и их просто не замечали.

Большинство старинных изображений псоголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, существует фреска в Макарьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском монастыре. Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), в Ростове, а также в Перми. Икону Святого Христофора с песьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в ярославском Сретенском храме, в Третьяковской галерее. Сохранились также скульптуры, одна из которых хранится в соборе Парижской Богоматери. Большинство подобных икон было уничтожено в период иконоборчества.
С XVIII в. Христофор изображается только в образе человека.
Два других типа изображения в православии.
Всего в православии существует три варианта иконографии Христофора. Два других:
* прекрасный юноша, с длинными волосами, с четырёхконечным крестом в правой руке; на нём багряный плащ, туника украшена золотыми полосами (примеры изображений - фрески в монастыре Высокие Дечаны, церкви Святого Георгия в Старой Ладоге, мозаика кафоликона монастыря Осиос Лукас и др).
* аналогичный западному: Христофор изображается в момент переправы через реку, в виде великана, с младенцем на плечах.
Об этом образе подробнее:
Одна из легенд гласит, что Христофор был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев. Он принял христианство и начал служить Иисусу. Другие легенды говорят, что его именем было Offero, и он родился в Ханаане. В основном католическая традиция основывается на «Золотой легенде» Якова Ворагинского.
Простодушный великан Репрев ищет самого могучего владыку, чтобы поступить к нему на службу. Он поступает на службу к царю, но понимает, что тот боится дьявола. Он предлагает свои услуги дьяволу, но понимает, что тот трепещет при виде креста.
Гигант отыскивает святого отшельника, и спрашивает его, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что большой его рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду. Он начал перевозить путников на своей спине.

http://farm4.static.flickr.com/3216/3140180593_e458384951.jpg
Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он - Христос и несёт с собой всю тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя - Христофор, «несущий Христа».
Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (или даже римский император Деций - в западной традиции он выступает под именем Дагнус), заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину.

http://pit.dirty.ru/dirty....a97.jpg
День памяти мученика Христофора в православном календаре 9 (22) мая, в католическом календаре 24 июля (Германия, Литва), 25 июля (Италия), в евангелическом - 24 июля.
Из всеобщего католического календаря день памяти святого Христофора был удалён Ватиканом в 1969 г. Тем не менее, праздник остался в местных календарях католических стран.
Хранившиеся некоторое время в Константинополе мощи и голова святого затем были перевезены на остров Раб в Хорватии. Когда норманны вторглись на остров и осадили город Раб, горожане поместили мощи Христофора на стены. Чудесным образом ветер изменился и корабли отнесло от острова. Одна из крупных средневековых крепостей г. Раб названа в честь святого.
В Католической церкви Христофор - один из 14 святых помощников и святой патрон путешественников. Несмотря на удаление из всеобщего католического календаря, Христофор остаётся популярным среди католиков, особенно любим моряками, паромщиками, перевозчиками и путешественниками.
http://ru.wikipedia.org/wiki....4%EE%F0
К Христофору обращаются при всяких опасных предприятиях, поэтому он защитник моряков, паромщиков,перевозчиков, путешественников, пилигримов, несущих ношу.
С именем Христофора связано поверье: достаточно увидеть его
изображение-образ, чтобы в этот день не подверг­нуться внезапной смерти.


Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине». Но было бы наивным предполагать, что данная фигура появилась "по ошибке"...

Это самый загадочный из всех святых, а иконы с его изображением до сих пор в опале у церкви. На них святой Христофор изображен с собачьей головой. Это может кому-то показаться богохульством. Но греки, создавая эти иконы, и не думали осквернять святые чувства. Именно таких людей описывал святой апостол Андрей Первозванный после своего миссионерского путешествия по землям, где сейчас располагается пакистано-иранская граница.

О житии этого необычного святого с головой собаки можно найти немало упоминаний в церковной литературе. Согласно им, святой Христофор на вид был столь свиреп, что римский император Деций Траян, правивший в 250-е годы, впервые увидев его, от страха упал со своего трона. Георгий Александру, греческий писатель, собирая факты о житии святого апостола Андрея Первозванного, о котором он написал книгу «Воздвигший Крест во льдах», отыскал немало упоминаний о киноцефалах, племени, к которому мог принадлежать святой Христофор.


Как уверяет писатель, апостол Андрей побывал на северо-востоке Пакистана. Там он и встретил людей с непривычной и даже ужасающей внешностью. Об этих же племенах упоминал и путешественник Марко Поло. Это он назвал их киноцефалами. Описывая этих существ, он говорил, что они похожи на собак породы мастиф. Устрашающей внешности они якобы добивались тем, что рассекали себе щеки, заостряли зубы и уши. Младенцам они стягивали черепа таким образом, чтобы те обретали вытянутую форму. И все это для того, чтобы устрашать врагов.

Существуют разные версии, как Христофор с песьей головой стал святым. Вот что гласит легенда. Во времена императора Деция Траяна он был воином и разбойником гигантского роста, наводившим ужас на всю Палестину. Христофор говорил, что согласится служить тому, кто страшней и могущественней его. Затем он понял, что на свете нет никого ужасней дьявола, и решил ему поклониться. Однако, узнав, что дьявол боится Иисуса и бежит от знака креста, он покинул его и стал ревностным служителем Божьим, обратив в христианство множество народа.

По другой же версии великан Христофор согласился перенести через реку Христа и удивился его тяжести, а тот сказал, что несет на себе все тяготы мира. Чем и убедил Христофора, что могущественней Христа нет никого на свете!


Пытаясь крестить население Ликии, Христофор встретил яростное сопротивление и погиб. Церковь чтит его как великомученика. Правда, в 1722 году Священный синод постановил не рисовать святого Христофора с песьей головой…

Впрочем, согласия по поводу места рождения святого Христофора среди историков, как древних, так и нынешних, нет.

Средневековый летописец Павел Диакон писал, что германское племя лангобардов, которое знаменито по первым крестовым походам, имело дружеские отношения с киноцефалами. Почему же собакоголовых боялись? Говорят, будто, убивая, они с жадностью припадали к ранам врагов и пили кровь.

Исследователь Адам Бременский излагает предание, что киноцефалы - это дети амазонок, отцами которых были какие-то неизвестные чудовища, обитавшие на Севере. О них осталось много легенд, часть из которых поэт Низами пересказал в поэме «Искандер-Наме».

В ней говорится, что племена русов, воевавшие с армией Александра Великого, выпустили в бой чудовище, которое отрывало воинам врага руки и головы и даже боевому слону оттяпало хобот. Монстр, по словам Низами, ничем не отличался от обычного рослого человека. Из общей массы его выделяли лишь рог на лбу и огромная сила. Родиной монстров Низами называет горы на пути к вечной тьме - полярной ночи. Не исключено, что это современный Приполярный Урал.

Север России вплоть до XVIII века был заповедником для существ, известных всему остальному миру лишь по легендам и мифам. Николай Карамзин упоминал, будто о таинственных горах на берегу океана любили потолковать в Москве в XVI веке. Причем среди обитателей Полярного Севера москвичи упоминали людей с собачьими головами. Да и путешественник Герберштейн, оставивший свои свидетельства в русском дорожнике XVII века, писал, что в верховьях реки Оби жили люди с собачьими головами.

В ХХ веке река Обь упоминается французским философом Рене Геноном. К тому же свидетели, видевшие псеглавцев, называли их жителями высокогорья. Но эти края считаются и местом обитания снежного человека. Правда, описывая его, говорят, что он больше похож на обезьяну и, в частности, на павиана. А между тем павианов в Египте называли киноцефалами, то есть псеглавцами, из-за сходства их голов с головами крупных собак. Так стало быть, племя, из которого вышел святой Христофор, могло быть племенем снежных людей?

Но есть у Христофора еще один близнецовый образ - египетский Анубис, бог смерти и возрождения всего живого, по сути, нормальный крестьянский бог весны. Анубис тоже собакоголов, а главное, в его руках, так же, как у Христофора, зацветающий посох. Это - и есть победа весны над зимой, а жизни над смертью, которое каждый год наблюдают все землепашцы. Зерно - сухое и мертвое, будучи похороненным в сырую землю, воскресает так же, как и посох Анубиса, или как посох Репрева, Офферо или Христофора. С идеей Воскресения Иисуса эти аллегории связаны чрезвычайно тесно.

Остается выяснить, при чем здесь собаки, и в Евразии ответа не найти: собака табурована крупнейшими религиями, как один из обликов Нечистого. Ответ сохранился у ацтеков. Собака с их точки зрения - отличный проводник на тот свет, и пока вылетевшая из тела душа трепещет, не понимая, что делать, собака ведет ее точно в пещеру предков. Поэтому индейцы всегда убивали и клали в захоронение собаку.

Здесь особенно хорошо видны общие корни культур. Под обличием цивилизованного Христофора кроется несколько более древний Харон, затем еще более древний Анубис*, а если скрести интенсивнее, то начнет проглядывать обычный индейский пес, коего клали в могилу каждому ушедшему родичу.

* В христианстве день почитания Христофора Псеглавца - 25 июля - день «вне времени» по майянскому календарю, день перехода из одного временного отрезка в другой, начало Нового года, по сути, - Врата Перехода. В Египте хранителем подобных Врат Перехода является Анубис


Голова Христофора, кстати, хранится в одном из храмов Франции. В том случае, если голова эта собачья, реликвия должна быть старой, до реформы 17-18 веков.

КОЕ-ЧТО О ПСАХ ПРАВЕДНЫХ

Сакральный смысл собаки все «настоящие» церкви отлично осознавали. Доминиканцы (Domini canis - псы Господни) татуировали на запястьях собачью голову с факелом в зубах - так, по крайней мере, считают. На мой взгляд, в зубах у пса была распустившаяся весенняя ветвь - символ воскрешения, символ новой жизни, просыпающейся в руках Анубиса каждую весну, а в церкви Иисуса - каждое вербное воскресенье.

Та же символика и у опричников: собачья голова и метла - на самом деле, пучок, вязанка прутьев с листвой, заодно и символ единства. И удивляться тому, что гяур и христианин - синонимы, а псы-рыцари - именно псы, не надо. Думаю, и термин «легавый» не на пустом месте вырос. По крайней мере, святым покровителем людей с рисковыми профессиями, в том числе, милиционеров, является как раз собакоголовый Христофор.

Есть еще загадки Святого Христофора, о которых обычно умалчивают.

Именно этот святой держит в своих руках тот тип креста, что с середины 19 века выбрала себе РПЦ. До этого на Руси были другие типы крестов.

22 мая (9 мая по ст. ст.) Православная Церковь празднует день памяти святого мученика воина Христофора, пострадавшего за христианскую веру при императоре Деции около 250 года. Житие святого сообщает нам, что Христофор был выходцем из земли хананеев и до крещения имел имя Репрев (греч. – отверженный, осужденный). Сила его веры была так велика, что, видя ее, воины и блудницы, нанятые императором, стали христианами.

Среди других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки. По одному сказанию, Христофор имел песью голову от рождения, так как происходил из страны кинокефалов – людей с собачьими головами. С кинокефалами иногда отождествляли хананеев, поскольку созвучное слово «канинеи» происходит от латинского canis – собака. Когда же будущий святой был крещен, он приобрел человеческий облик. По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.

В Константинопольском синаксарии указывается, что собакоголовый облик святого и его происхождение из страны кинокефалов и антропофагов (людоедов) следует понимать символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником . В Синаксарии преподобного Никодима Святогорца ничего не говорится о звероподобном виде Христофора, сообщается лишь, что тот имел уродливый лик.

Дирк Баутс. Святой Христофор. Левая створка триптиха. 1467–1468 гг. Старая Пинакотека, Мюнхен

В западнохристианской иконографии святого, имя которого буквально переводится как «Христоносец», изображают как великана, несущего на своих плечах Младенца Христа. В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе. Когда он однажды переносил через реку ребенка, то ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос.

Традиция изображения Христофора как высокого мужчины с Младенцем в западной средневековой скульптуре, книжной миниатюре, а также живописи более позднего времени устойчива. Именно так святого изображали Иероним Босх, К. Витц, Альбрехт Дюрер и другие художники.

В искусстве Византии существовало несколько вариантов изображения мученика, которые сформировались уже в раннюю эпоху. Наиболее часто встречается образ юноши, облаченного в патрицианские одежды (как во фресках Дечан и церкви святого Климента в Охриде) или в воинские доспехи. Последний вариант представлен росписями Старой церкви (Токали Килиссе; Каппадокия, 913–920 гг.), первого слоя церкви Агиос Стефанос (Х в.), церкви святых врачей в Кастории (конец XII в.) и в мозаиках монастыря Осиос Лукас (вторая четверть XI в.). На Руси изображение святого Христофора как юного воина сохранилось в арке диаконника церкви святого Георгия в Старой Ладоге (последняя четверть XII в.) .

Наиболее необычна и интересна иконография святого Христофора, изображаемого в зооморфном облике, с головой собаки. Древнейший известный образ Песьеглавца представлен на керамической иконке VI–VII веков из Македонии . Святой Христофор вместе со святым Георгием поражают змей. Оба мученика изображены с копьями, между ними – круглый щит и крест. Другое изображение святого с песьей головой, но уже не в воинских одеждах, находится в Византийском музее в Афинах.

Несмотря на то, что в Иконописном подлиннике XVI века новгородской редакции о святом Христофоре говорится, что он изображается «аки Дмитрий, риза бакан, испод празелен» , то есть в образе юноши-воина, в русском искусстве второй половины XVI века и в XVII веке получили распространение иконы святого Христофора с головой собаки. Более ранних примеров до нас не дошло, хотя они, по всей видимости, существовали: первые упоминания о днях памяти святого встречаются в месяцесловах XI–XII веков . Возможно, святого почитали как защитника от заразных болезней и эпидемий. Так, в Великом Новгороде в 1533 году была построена церковь во имя святого Христофора именно во время мора. В Москве одна из эпидемий, прекратившаяся в 1572 году, сопровождалась также построением в Кремле церкви во имя этого святого . К сожалению, никаких конкретных сведений ни о самом храме, ни о его внутреннем убранстве не сохранилось.

Типы русских икон, на которых изображается святой Песьеглавец, различны. В Государственном Историческом музее хранится Минея 1597 года на май месяц, где святой Христофор с открытой пастью и высунутым языком представлен в нижнем ряду святых, рядом со святителем Николаем. В Государственной Третьяковской галерее находится северная дверь иконостаса второй половины XVI века из церкви Троицы в селе Кривом, (Архангельская область), в Череповецком художественном музее – дверь в жертвенник второй половины XVII века. Эти монументальные изображения в рост отличаются по характеру от более камерных, небольших по размеру моленных икон святого, писавшихся, по всей видимости, для частного заказчика. Одна из таких икон – середины XVII века из бывшего собрания П.И. Щукина (ныне в Государственном Историческом музее) – имеет в нижней части ожоги от ставившейся перед ней свечи. Святой в воинских одеждах и развевающемся алом плаще предстоит в молении Спасу Еммануилу, изображенному в левом верхнем углу в сегменте неба. Среди других икон мученика этот образ выделяется не только своей иконографией, но и особым настроением. Христофор представлен не как устрашающий и безобразный песьеглавец, но прежде всего как предстатель пред Господом, усердно молящийся за человеческий род.

Второй половиной XVII века датируется одна из икон небольшого деисусного чина, созданного для домашнего иконостаса (ныне – в Государственном Историческом музее). Это изображение святого Христофора отличается от всех указанных выше: мученик показан прекрасным юношей, держащим песью голову на блюде в правой руке . В левой руке святой держит крест.

Изображение святого на иконе первой половины XVII века из Ростовского музея примечательно тем, что сопровождается поясняющим иконографию текстом. В надписи на фоне, по сторонам от нимба, сообщается, что святой мученик был «родом от песьих глав». В правой руке Христофор держит крест, в левой – опущенный меч.

Изображения святого Христофора Кинокефала встречаются также в монументальной живописи – в росписях церкви Успения в Свияжске (XVI в.), Преображенского собора (1563–1564 гг.) и церкви Николы Мокрого в Ярославле (1673 г.). Кроме того, мученик часто представлен в произведениях лицевого шитья, связанных с заказами именитого семейства Строгановых .

История почитания святого в XVIII веке полна противоречий. С одной стороны, на протяжении всего столетия неоднократно ставился вопрос о недопустимости его изображений с головой собаки, с другой – подобные иконы продолжали появляться и бытовать.

В 1707 году в ответ на распоряжение Петра I о соблюдении тех иконописных правил, что были приняты на Большом Московском соборе 1667 года, Синодом разрабатывалось постановление о запрещении икон «противных естеству, истории и истине» . К таковым относились и образы святого песьеглавца. Однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием.

Известно, что против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский. В середине XVIII века в Ростовской епархии духовенство, в том числе митрополит Антоний (Мацеевич), также выступало за исправление икон святого и за создание новых «по надлежащему с человеческою главою… дабы вместо Христофора песия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия» . На прошение митрополита о запрещении икон Кинокефала в Синоде было заведено особое дело, но оно не получило дальнейшего развития.

По всей видимости, принятие решений относительно образов святого осуществлялось по усмотрению местного церковного начальства. Так, Московская консистория подвергла наказанию священника Варваринской церкви, допустившего изображение Христофора с песьей головой в храме. При этом известно, что подобные образы продавались в иконописных рядах и лавках Москвы .

В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли. В росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: справа на нимбе виден абрис собачьего лика.

В музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX века. Среди примечательных образов XVIII века – икона святых мучениц Софии, Веры, Надежды, Любови и святого Христофора, предстоящих Спасу Еммануилу (Государственный Исторический музей). Очевидно, что на ней изображены небесные покровители членов семьи заказчика моленного образа.

Необходимо отметить, что в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную. Форма черепа несколько меняется, становится более округлой, собачья пасть, некогда показывавшаяся заостренной, открытой или оскаленной, меняется на более добродушную лошадиную морду. В качестве примера можно привести икону конца XVIII века из Государственного музея истории религии, где святого с головой лошади, изображенного на фоне пейзажа в многоцветных доспехах, с крестом и копьем в руках, благословляет Христос. В собрании Исторического музея имеется иконная прорись XIX века – образец для иконописцев, на которой святой Христофор показан тоже с головой, похожей на лошадиную. Существующее объяснение произошедшего изменения в иконографии неумением иконописцев изображать голову собаки представляется неубедительным.