4.Договор купли-продажи при приватизации
Вся процедура приватизации государственного и муниципального имущества (предприятия, структурного подразделения, материальных и нематериальных активов) заканчивается оформлением договора купли-продажи в соответствии с ГК РФ и Законом «О приватизации». В договоре указываются сведения о продавце, покупателе, наименование объекта приватизации и его местонахождение, состав и стоимость приватизируемого имущества, условия аренды (пользования) земельным участком, количество акций открытого акционерного общества; их категория (тип) и стоимость; порядок передачи приватизируемого имущества в собственность покупателя; обязательства покупателя по его использованию; инвестиционные и (или) социальные условия, в соответствии с которыми указанное имущество было приобретено покупателем; порядок подтверждения покупателем выполнения таких условий; способы обеспечения инвестиционных и (или) социальных условий, в том числе гарантии их выполнения; порядок осуществления покупателем права владения и права пользования указанным имуществом до момента перехода к нему права собственности на имущество; иные условия, установленные сторонами такого договора по взаимному соглашению.
Все обязательства покупателя в отношении объекта приватизации должны иметь сроки их выполнения и стоимостную оценку.
Право собственности на государственное или муниципальное имущество переходит от собственника к его покупателям в порядке, установленном действующим законодательством и договором купли-продажи (ст. 549-566 ГК РФ).
Договор продажи предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 3 ст. 560 ГК РФ).
Зарегистрированный договор купли-продажи является документом, удостоверяющим право собственности покупателя. Однако вряд ли правомерно и целесообразно во всех случаях подтверждать право собственности договором купли-продажи. Целесообразно, чтобы на основе зарегистрированного договора купли-продажи орган, регистрирующий договор, выдавал покупателю, собственнику свидетельство о праве собственности. Законодательством такой порядок не установлен. Однако на практике фонды имущества выдают свидетельства о праве собственности тех предприятий, купля-продажа которых у них зарегистрирована.
Известны случаи, когда факт приватизации устанавливался арбитражным судом вопреки мнению органов, осуществляющих приватизацию. Последние отказывались выдавать свидетельства о праве собственности. При этом они ссылались на отсутствие в законодательстве указания о выдаче и порядка выдачи такого документа. Замечание вполне справедливое. Более того, в силу этих же обстоятельств арбитражный суд не вправе обязать соответствующий орган выдать свидетельство о праве собственности.
Вместе с тем ст. 551 ГК РФ предусматривает Государственную регистрацию перехода прав собственности на недвижимость, а Федеральный закон РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. 1 В соответствии с этим Законом права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат регистрации в едином государственном реестре учреждением юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с выдачей свидетельства о государственной регистрации прав. Это, конечно, не свидетельство о праве собственности, но вполне адекватный ему документ.
Передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляется по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче (ст. 556 ГК РФ).
Передача предприятия продавцом покупателю осуществляется по передаточному акту, в котором указываются данные о составе предприятия и об уведомлении кредиторов о продаже предприятия. Предприятие считается переданным покупателю со дня подписания передаточного акта обеими сторонами. С этого момента на покупателя переходит риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, переданного в составе предприятия (ст. 563 ГК РФ).
Право собственности на предприятие переходит к покупателю с момента государственной регистрации этого права (ст. 564 ГК РФ).
Законодательство о приватизации государственного имущества, ГК РФ не содержит конкретных норм, определяющих кто и в какие сроки должен оформить договор купли-продажи имущества. Исключением являются порядок и сроки оформления договора купли-продажи предприятий по результатам аукциона или конкурса.
В соответствии с Временными положениями о приватизации государственных и муниципальных предприятий на аукционе или по конкурсу договор купли-продажи подписывается в срок не более 30 календарных дней с момента подписания сторонами протокола о результатах аукциона или конкурса.
Из п. 1 ст. 28 Закона «О приватизации предприятий» можно было сделать вывод, что фонд как продавец имущества обязан оформить договор купли-продажи. При уклонении продавца от заключения договора либо отказе сделать это покупатель вправе был обратиться с заявлением о понуждении заключить договор в общий или арбитражный суд.
Что касается купли-продажи предприятия, ГК РФ лишь установил, что подготовка предприятия к передаче, включая составление и представление на подписание передаточного акта, является обязанностью продавца и осуществляется за его счет, если не предусмотрено иное (ст. 563).
В ст. 551 ГК РФ установлено, что когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Другая сторона при этом обязана возместить убытки, вызванные задержкой регистрации.
Закон устанавливает, что в случае осуществления приватизации с нарушением установленного порядка возможно предъявление исков о расторжении договоров купли-продажи. В законе также приведен перечень оснований для признания сделок недействительными.
Под недействительной понимается сделка, не соответствующая нормам законодательства. В случае признания таковой она не порождает правовых последствий с момента заключения. Каждая сторона обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке, если иное не предусмотрено ГК или другими законодательными актами.
Расторжение договора, напротив, означает, что договор был заключен правомерно, а факт его расторжения прекращает обязательства лишь на будущее время. Если договор (сделка) при приватизации может быть признан недействительным только в судебном порядке, то расторгнуть договор стороны могут сами. При отсутствии соглашения между ними иск предъявляется в суд.
Перечень оснований для признания договоров (сделок) о приватизации недействительными, предусмотренный в ст. 29 Закона о приватизации государственного имущества не является исчерпывающим.
Основаниями для признания сделок приватизации государственного или муниципального имущества недействительными являются:
1) нарушение законодательства, иных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок приватизации государственного или муниципального имущества;
2) приобретение приватизируемого имущества лицом, не имеющим на это права;
3) использования при приватизации незаконных средств платежа;
5) наличие сговора между продавцом и покупателем, в том числе о занижении цены такого имущества;
5) предоставление покупателю льгот и преимуществ перед другими покупателями;
6) иное основание, предусмотренное законодательством Российской Федерации.
Грубым нарушением порядка приватизации можно признать включение в программу приватизации или выставление на конкурс, аукцион предприятий, находящихся в аренде у трудового коллектива.
Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в постановлении № 13 от 17 сентября 1992 г. прямо указал, что решения органов государственного управления, обязывающие арендные предприятия в таких случаях участвовать в конкурсах (аукционах) на общих основаниях, следует признавать недействительными.
Закон о приватизации определяет и круг лиц, которые вправе обращаться в суды с исками о признании недействительными сделок приватизации. Среди них, в частности, названы не только продавцы и покупатели, но и соответствующие комитеты по управлению имуществом, прокурор. В силу ст. 3 Арбитражного процессуального кодекса истцами по таким делам могут быть также лица, которые считают свои права и законные интересы нарушенными.
№ 585); приватизации государственного и муниципального имущества в электронной форме (постановление Правительства РФ от 27 августа 2012 г. № 860). Новые правила вступят в силу 28 мая.
Так, закреплено, что информационное сообщение о проведении приватизации, а также сообщение о ее итогах должны размещаться исключительно в электронном виде на сайте Росимущества. При этом существующее сегодня требование о публикации информационного сообщения об итогах продажи имущества в официальном печатном издании отменено.
Поправки также увеличили вдвое размер задатка, который должен внести претендент для участия в торгах по продаже госимущества.
Договорные отношения приватизации
К договору купли-продажи должны включаться предусмотренные бизнес-планом или планом приватизации обязательства или обязательства сторон, которые были определены условиями аукциона, конкурса или выкупа, относительно: сохранения основных видов деятельности предприятия; технического перевооружения, модернизации производства; выполнение установленных мобилизационных задач; погашение долгов по заработной плате и перед бюджетом, просроченной кредиторской задолженности предприятия; обеспечение социальных гарантий работникам в соответствии с требованиями трудового законодательства; требования и дополнительные ограничения природоохранного законодательства в пользование объектом. В случае заключения договоров купли-продажи под инвестиционные обязательства такие договоры могут содержать условия по недопущению возникновения налогового долга к выполнению обязательств в определенные договором сроки.Приобретение недвижимости
Договор купли продажи при приватизации
решение либо выписка из решения о приватизации жилого помещения местного исполнительного и распорядительного органа, а также органа управления организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которой находится жилое помещение. При приватизации жилого помещения, находящегося в безвозмездном пользовании организации негосударственной формы собственности, созданной в результате разгосударствления и приватизации, истребуется решение (выписка из решения) о приватизации, принятое государственным органом, с которым заключен договор безвозмездного пользования, или уполномоченным им лицом; 2.Приватизация квартиры
[ * ] Члены семьи (в том числе бывшие), не участвующие в приватизации, но проживающие в квартире и на момент приватизации, имеют право и дальше там проживать.[ * ] Куда и какие документы подавать для приватизации квартиры? Для того, что бы приватизировать квартиру, необходимо получить решение о приватизации, заключить договор приватизации и зарегистрировать переход права собственности.
Получение решения о приватизации квартиры Для приватизации жилья нужно в исполком или в организацию, за которой оно закреплено подать следующие документы: [ * ] заявление, подписанное совершеннолетними членами семьи нанимателя, а также другими гражданами.
Приватизация жилых помещений: что за чем?
Порядок осуществления приватизации как административной процедуры определен п.1.1.9 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 (далее - Перечень). По существу приватизация регламентируется специальными нормативными правовыми актами. Однако, как известно, в настоящее время происходят значительные изменения законодательства, регулирующего сферу жилищных отношений.
Договоры продажи нежилых помещений
Гражданским кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими процесс приватизации, а также Протоколом Конкурсной комиссии от ___________ г. за №___.II. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА 2.1. «Продавец» обязуется передать в собственность, а «Покупатель» обязуется принять, оплатить, достроить и ввести в эксплуатацию на условиях и в сроки, определенные настоящим договором, приобретенный им по конкурсу объект приватизации — Помещение свободного назначения, исключая производство, находящийся н собственности субъекта Федерации.
Часто задаваемые вопросы
Таким образом, если в доверенности прямо не прописано, что доверенное лицо имеет право подписать договор и получить за него деньги, данное лицо не является уполномоченным на совершение этих действий. В соответствии с действующим законодательством, нотариальное заверение договора купли-продажи не требуется, на сегодняшний день такое заверение требуется только для договора ренты и договора пожизненного содержания с иждивением.В договоре купли-продажи указывается, что на момент подписания договора в квартире зарегистрирован гражданин такой-то и это не является для покупателя обременением.
Правительство РФ внесло поправки в ряд законодательных актов, связанных с приватизацией государственного и муниципального имущества (). Изменения касаются случаев:
- проведения приватизации посредством публичного предложения и приватизации без объявления цены ();
- продажи государственного и муниципального имущества на аукционе и продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций ОАО на специализированном аукционе ();
- приватизации государственного и муниципального имущества в электронной форме ().
Так, закреплено, что информационное сообщение о проведении приватизации, а также сообщение о ее итогах должны размещаться исключительно в электронном виде на сайте Росимущества. При этом существующее сегодня требование о публикации информационного сообщения об итогах продажи имущества в официальном печатном издании отменено.
Поправки также увеличили вдвое размер задатка, который должен внести претендент для участия в торгах по продаже госимущества. В настоящее время он составляет 10% первоначальной цены продажи имущества.
Кроме того, установлен срок, в течение которого продавец должен принять решение о признании претендентов участниками аукциона: в течение пяти рабочих дней с даты окончания срока приема заявок. Сегодня при принятии этого решения продавец не ограничен во времени.
Сами торги при приватизации посредством публичного предложения будут проводиться быстрее: в течение трех рабочих дней с момента признания претендентов участниками продажи имущества. Тогда как по действующим правилам эта процедура осуществляется не ранее чем через 10 рабочих дней и не позднее 15 рабочих дней с даты определения участников продажи имущества.
Сокращен и срок заключения договора купли-продажи имущества по итогам торгов. Согласно новому порядку он должен быть подписан с победителем не позднее чем через пять рабочих дней с даты проведения продажи. До вступления в силу указанных поправок срок заключения такого договора установлен в рамках от 10 до 15 рабочих дней со дня подведения итогов продажи имущества.
Кроме того, был уточнен порядок выдачи протокола об итогах торгов. Он будет выдаваться победителю торгов лично одновременно с уведомлением о признании его победителем в день подведения итогов приватизации.
ДОГОВОР № _____
купли-продажи объекта приватизации
г. Москва _______ 20___ г.
Фонд имущества г. Москвы, в дальнейшем именуемый "Продавец", в лице Председателя Фонда ______________________________, действующего на основании Положения о Фонде имущества г. Москвы, с одной стороны, и Иванов Иван Иванович, именуемый в дальнейшем "Покупатель" (паспорт _____________________________), действующий от своего имени, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
При заключении настоящего договора стороны руководствуются Федеральным Законом Российской Федерации "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" от 21 июля 1997г., Гражданским кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими процесс приватизации, а также Протоколом Конкурсной комиссии от ___________ г. за №___.
II. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
2.1. "Продавец" обязуется передать в собственность, а "Покупатель" обязуется принять, оплатить, достроить и ввести в эксплуатацию на условиях и в сроки, определенные настоящим договором, приобретенный им по конкурсу объект приватизации - Помещение свободного назначения, исключая производство, находящийся н собственности субъекта Федерации.
2.2. Местонахождение объекта приватизации: г. Москва, ул.Окраинная, вл.1, ЮЗАО.
2.3. Состав: встроенно-пристроенное помещение в 1-й этаж 10-14-ти этажного жилого дома серии П55; общая площадь 220 кв.М, (общая площадь указана по проекту и рассчитана по осевым размерам); строительная готовность объекта: строительно-монтажные работы выполнены в полном объеме за исключением внутренней отделки, монтажа систем сигнализации, внутриплощадочные сети проложены.
2.4. Стоимость объекта незавершенного строительства определена в соответствии с решением конкурсной комиссии (протокол №__ от __________г.) и составляет _________________________ рублей.
2.5. На право пользования земельным участком под объектом приватизации "Покупатель" обязан заключить договор с уполномоченным на то органом г. Москвы.
2.6. Проектно-сметную документацию "Покупатель" получает в территориальном управлении капитального строительства.
2.7. Приватизируемый объект не является предметом долга и на него не обращено взыскание на дату заключения настоящего договора.
III. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ И ОПЛАТЫ ПО ДОГОВОРУ
3.1. Приобретенный по конкурсу объект незавершенного строительства должен быть оплачен с рассрочке и платежа в сроки, установленные настоящим договором.
3.1.1. В течение 10 банковских дней с момента заключения настоящего договора "Покупатель" должен оплатить за объект незавершенного строительства 50% указанного платежа. С учетом ранее внесенных денежных средств в размере ____________ рублей к перечислению следует ________________ рублей.
3.1.2. Остальная сумма, эквивалентная ______________ долларам США, но не менее _________________ рублей, должна быть выплачена в течение 6-ти месяцев с момента заключения настоящего договора равными долями ежемесячно.
День поступления средств на расчетный счет "Продавца" считается днем платежа.
3.1.3. Платеж осуществляется в рублях по официальному курсу (Центрального Банка Российской Федерации) рубля к доллару США, сложившемуся на день перечисления денежных средств со счета "Покупателя".
3.2. "Покупателю" предоставляется право досрочного погашения платежа.
3.3. В случае нарушения сроков перечисления средств, указанных в пп. 3.1.1. и 3.1.2. настоящего договора, "Покупатель" уплачивает "Продавцу" штраф в размере 0,7% от суммы платежа за каждый день просрочки. Уплата штрафа не освобождает "Покупателя" от взятых на себя обязательств.
3.4. В случае непоступления на расчетный счет "Продавца" суммы, установленной п. 3.1.1. настоящего договора, в течение 30 дней с момента подписания договора (без подтверждающих оплату документов), либо всей суммы платежа, установленной п. 3.1.2. настоящего договора, в течение 6-ти месяцев с момента подписания договора (без подтверждающих оплату документов), настоящий договор расторгается в установленном законом порядке, а сумма внесенного "Покупателем" залога не возвращается.
IV. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН
4.1. "Продавец" обязан:
4.1.1. Оформить и выдать "Покупателю" временное свидетельство, подтверждающее его право собственности на объект незавершенного строительства в соответствии с п. 5.1. настоящего договора и постоянное свидетельство, подтверждающее его право собственности на завершенный строительством объект приватизации в соответствии с п. 5.2. настоящего договора.
4.1.2. Выдача свидетельств осуществляется "Продавцом" после оплаты услуг по их оформлению.
4.2. "Покупатель" обязан:
4.2.1. Оплатить в срок и в сумме, указанной в настоящем договоре, стоимость объекта незавершенною строительства.
4.2.2. Соблюдать следующие условия:
4.2.2.1. Завершить весь объем строительства и сдать объект в эксплуатацию в течение 6-ти месяцев с момента заключения настоящего договора.
4.2.3. Передавать обязательства по выполнению изложенных выше условий конкурса на весь период действия каждого из них, а также настоящее обязательство, правопреемнику любых имущественных прав "Покупателя", вытекающих из его прав собственника.
4.3. "Продавец" имеет право:
4.3.1. В случае нарушения "Покупателем" сроков окончания строительства (п.4.2.2.1.) наложить на "Покупателя" штраф в размере 0,05% от стоимости объекта за каждый день просрочки.
4.3.2. При просрочке исполнения "Покупателем" обязательства по п. 4.2.2.1. настоящего договора более чем на 3 (три) месяца расторгнуть настоящий договор в установленном законом порядке без возмещения произведенных "Покупателем" затрат, предупредив его об этом письменно.
V. ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ НА ОБЪЕКТ ПРИВАТИЗАЦИИ
5.1. В течение 30-ти дней после поступления средств, указанных в п. 3.1. настоящего договора, на счет "Продавца", "Продавец" выдает "Покупателю" временное свидетельство на право собственности на объект незавершенного строительства, действующее до сдачи указанного объекта в эксплуатацию.
5.2. В срок не более 30 дней с момента представления "Покупателем" "Продавцу" Акта Государственной Приемочной комиссии по приемке приобретенного по конкурсу и достроенного объекта в эксплуатацию и выписки из паспорта БТИ по форме 1а, Фонд выдает "Покупателю" постоянное свидетельство на право собственности на объект приватизации.
5.3. Право собственности на объект незавершенного строительства возникает у "Покупателя" с момента выполнения п. 3.1. настоящего договора.
5.4. Право собственности на объект приватизации (завершенный строительством объект) возникает у "Покупателя" после выполнения п. 5.2. настоящего договора.
VI. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ
6.1. Настоящий Договор вступает в законную силу с момента его заключения.
6.2. Настоящий договор составлен в 2-х экземплярах - по одному каждой из сторон.
6.3. Площадь объекта может уточняться после приемки его в эксплуатацию, в случае ее уменьшения или увеличения дополнительных взаиморасчетов между "Покупателем" и "Продавцом" не производится.
6.4. Затраты, произведенные Заказчиком на объекте, от момента продажи до предъявления "Покупателем" права собственности на объект незавершенного строительства, подлежат компенсации за счет средств "Покупателя" не позднее, чем в месячный срок.
6.5. При изменении заказчика на приобретенный в собственность объект незавершенного строительства "Покупатель" приобретает пакет проектно-сметной документации (ПСД) на встроенные помещения через Управление капитального строительства или в МНИИТЭПе (альбом типовых проектов на встроенные помещения) за отдельную плату, т.к. ПСД на встроенное помещение выполнена в составе проекта на жилой дом.
VII. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
7.1. Все споры, могущие возникнуть в результате нарушения сторонами условий настоящего договора, будут решаться, по возможности, путем взаимных переговоров между сторонами.
7.2. В случае недостижения согласия споры передаются на разрешение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
VIII. АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
о внесении изменений в договор
купли-продажи объекта приватизации №___ от ____г.
г. Москва _______ 20___ г.
Специализированное государственное унитарное предприятие по продаже государственного и муниципального имущества г. Москвы, в дальнейшем именуемое "Продавец", в лице руководителя ________________, действующего на основании Устава и Соглашения об уступке договоров с Департаментом государственного и муниципального имущества г. Москвы от __________г., с одной стороны, и Иванов Иван Иванович, именуемый в дальнейшем "Покупатель", действующий от своего имени, с другой стороны, пришли к соглашению внести следующие изменения в договор купли-продажи № __ от _____г.
1. В соответствии с выпиской из паспорта БТИ № 2118/7 от 6.05.99г. пункт 2.2. договора следует читать в следующей редакции:
"Местонахождение объекта: г. Москва, ул.Окраинная, д.1, корпус 1".
2.В соответствии с выпиской из паспорта БТИ № __ от ______г. пункт 2.3. договора следует читать в следующей редакции:
"Состав: встроенно-пристроенное помещение в 1-й этаж 10-14-ти этажного жилого дома серии П55, общая площадь 222 кв.м. (1-й этаж: помещение № V, комнаты №№ 1-10), строительная готовность объекта: объект сдан в эксплуатацию в декабре ___ г.".
3. В соответствии с Законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества" (ст. 21) и во исполнение требований Закона "О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним" пункт 4.1.1. договора следует читать в следующей редакции:
"Оформить и выдать "Покупателю" временное свидетельство к настоящему договору на объект незавершенного строительства в соответствии с п. 5.1. и постоянное свидетельство к настоящему договору на завершенный строительством объект приватизации в соответствии с п. 5.2. настоящего договора."
4. В соответствии с Законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества" (ст. 21) и во исполнение требований Закона "О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним" раздел V договора следует читать в следующей редакции:
"5.1. В течение 30-ти дней после поступления средств, указанных в п. 3.1. настоящего договора, на счет "Продавца", "Продавец" выдает "Покупателю" временное свидетельство к настоящему договору на объект незавершенного строительства, действующее до сдачи указанного объекта в эксплуатацию.
5.2. В срок не более 30 дней с момента представления "Покупателем" "Продавцу" Акта Государственной Приемочной комиссии по приемке приобретенного по конкурсу и достроенного объекта в эксплуатацию и выписки из паспорта БТИ по форме 1а, "Продавец" выдает "Покупателю" постоянное свидетельство к настоящему договору на объект приватизации.
5.3. Право собственности на объект приватизации (завершенный строительством объект) возникает у "Покупателя" после выполнения п. 5.2. настоящего договора и подлежит государственной регистрации."
5. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим дополнительным соглашением, будут обязательными условия вышеуказанного договора.
Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью договора купли-продажи №__ от ____г. и составлено в 2-х экземплярах - по одному каждой из сторон.
АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН
Продавец Покупатель
ПОДПИСИ СТОРОН
Руководитель Гражданин
____________ /____________/ ______________ /_____________ /
Подписано при предъявлении
паспорта в присутствии главного
специалиста __________________
Комментарий к статье 32 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества”
1. Пунктом 1 комментируемой статьи определен порядок оформления продажи государственного или муниципального имущества в результате приватизации . Такая прод Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества”ажа согласно настоящему пункту оформляется договором купли-продажи , под которым ст. 454 ГК РФ понимает гражданско-правовой договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
2. В п. 2 комментируемой статьи определены обязательные условия договора купли-продажи имущества в рамках приватизации . Использование в п. 2 термина “обязательные условия” не в полной мере соответствует ст. 432 ГК РФ, согласно которой могут определяться существенные условия договора. Однако установление в комментируемом Законе обязательных (существенных) условий договора купли-продажи имеет правовое основание, содержащееся в п. 1 ст. 432 ГК РФ, согласно которому существенные условия договора – это в том числе те, которые названы в законе, в данном случае – в комментируемом нами Законе. Так, согласно п. 2 комментируемой статьи обязательными условиями договора купли-продажи имущества при его приватизации являются:
– сведения о сторонах договора (покупатель и продавец);
– наименование приватизируемого имущества (указание на его категорию, вид (например, движимое или недвижимое);
– место нахождения приватизируемого имущества (описание адреса);
– состав и цена приватизируемого имущества (в частности, рыночная или кадастровая стоимость);
– количество акций открытого акционерного общества, их категория или размер доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью;
– порядок и срок передачи приватизируемого имущества в собственность покупателя;
– форма и сроки платежа за приобретенное имущество (максимальный и (или) минимальный период, в течение которого необходимо уплатить цену за приватизируемое имущество по договору купли-продажи);
– условия, в соответствии с которыми приватизируемое имущество было приобретено покупателем (например, срок обеспечения проведения его государственной регистрации);
– порядок осуществления покупателем полномочий в отношении приватизируемого имущества до перехода к нему права собственности на указанное имущество (например, совокупность мер, которые он должен совершить до заключения договора купли-продажи);
– сведения о наличии в отношении продаваемых здания, строения, сооружения или земельного участка обременения (в том числе публичного сервитута), сохраняемого при переходе прав на указанные объекты.
Пример: заместитель прокурора Калининградской области обратился в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Управлению муниципального имущества администрации Гурьевского городского округа и ООО с иностранными инвестициями “СанСити” о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи посредством публичного предложения нежилого здания и земельного участка. Судом было установлено, что постановлением администрации Гурьевского городского округа от 10 октября 2007 г. N 4108 утвержден план приватизации нежилого здания и земельного участка. Заместитель прокурора Калининградской области указал, что оспариваемый договор купли-продажи не содержит указаний на наличие обременений данного земельного участка. Однако суды установили, что спорный земельный участок находится вне водоохранной зоны, а указанные в кадастровой выписке обременения в виде охранной зоны 15 кВ, охранной зоны озера и водопровода, права прохода и проезда, имеющиеся на земельном участке, в установленном порядке не зарегистрированы. В материалах дела отсутствует акт органа исполнительной власти или местного самоуправления, устанавливающий какие-либо обременения спорного земельного участка (см. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 сентября 2011 г. по делу N А21-8602/2010).
Таким образом, судебная практика исходит из того, что включение в договор купли-продажи условий об обременении является обязательным только при их наличии и надлежащем оформлении;
– иные условия, установленные сторонами такого договора по взаимному соглашению (например, дополнительные обязательства).
Также п. 3 комментируемой статьи определяет, что установленные договором купли-продажи обязательства покупателя должны иметь сроки их исполнения, а также стоимостную оценку. Данное требование установлено в целях обеспечения гарантий покупателю на получение максимального объема информации об установленных обязательствах и гарантии их исполнения. Исключение составляют обязательства, не связанные с совершением действий по передаче приобретаемого в рамках приватизации имущества, выполнением работ, уплатой денег. Однако, на наш взгляд, установление такого исключения не является правомерным и обоснованным, поскольку оно создает правовое основание для так называемого затягивания процесса приватизации со стороны покупателя. С другой стороны, если покупатель заинтересован в приватизации соответствующего имущества, то все исключительные обязательства будут им выполнены в максимально короткие сроки.
3. Пункты 3 и 4 комментируемой статьи определяют моменты перехода прав собственности на приватизируемое имущество . При этом п. п. 3 и 4 предусмотрены различные порядки (моменты) перехода прав собственности на приватизируемое имущество.
В частности, из п. 3 следует, что право собственности на движимое имущество переходит к покупателю после полной его оплаты, что соответствует общим положениям о договоре купли-продажи в части, касающейся оплаты товара. Так, согласно ст. 486 ГК РФ, если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты товара, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью. При этом п. 3 комментируемой статьи содержит оговорку об особенностях перехода права собственности с учетом положений комментируемого Закона, к которым, например, относятся положения ст. 35 об оплате приватизируемого имущества в рассрочку (см.