Сысоев павел васильевич генерал майор. Павел васильевич сысоев. Участие в конференциях

Специалитет:
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
специальность: Филология «английский и немецкий языки»
квалификация: учитель английского и немецкого языков,
год окончания: 1997.

Аспирантура:
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

год окончания: 1999.

Докторантура:
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
специальность: 13.00.02 "Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)",
год окончания: 2004.

Тема кандидатской диссертации

Социокультурный компонент содержания обучения американскому варианту английского языка (для школ с углубленным изучением английского языка) (1999)

Тема докторской диссертации

Концепция языкового поликультурного образования (на материале культуроведения США) (2004)

Курсы текущего учебного года

Публикации

  1. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование: теория и практика: Монография. – М.: Глосса-пресс, 2008. – 389 с.
  2. Сысоев П.В., Сысоева Л.И. Issues in US Culture and Society. Американская культура и общество: Пособие по аудированию. – М.: Глосса-пресс, 2010. – 147 с.
  3. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения английскому языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий. – М.: Глосса-Пресс, Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 189 с
  4. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку: теория и практика: Монография. – М.: Глосса-пресс, 2012. – 252 с.
  5. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании: Учебное пособие для вузов. Москва: Книжный дом «Либроком», 2013. – 264 с.
  6. Sysoyev P.V., Evstignev M.N. Foreign language teachers’ competency and competence in using information and communication technologies // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. № 154. Pp. 82-86.
  7. Sysoyev P.V., Evstigneev M.N., Evstigneeva I.A. Modern information and communication technologies in the development of learners’ discourse skills // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. № 154. Pp. 214-219.
  8. Sysoyev P.V., Evstigneev M.N. Foreign language teachers’ competency in using information and communication technologies // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. № 200. Pp. 157-161.
  9. Sysoyev P.V., Evstigneeva I.A., Evstigneev M.N. The development of students’ skills via modern information and communication technologies // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. № 200. Pp. 114-121.
  10. Сысоев П.В. Коммуникативно-этнографический подход к обучению иностранному языку и культуре: новые задачи и новые возможности в XXI веке // Иностранные языки в школе. 2015. № 1. С. 9-22.
  11. Сысоев П.В. Формирование учебно-познавательной компетенции в целях обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2015. № 10. С. 15-24.
  12. Сысоев П.В. Пути проектирования модели непрерывной подготовки преподавателей иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2016. № 6. С. 2-14.
  13. Сысоев П.В., Мерзляков К.А. Метод рецензирования в обучении учащихся письменной речи на иностранном языке // Иностранные языки в школе. 2016. № 10. С. 19-28.
  14. Сысоев П.В. Спорные вопросы реализации образовательных программ по сетевой форме обучения // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 4 (255). С. 148-152.
  15. Сысоев П.В., Мерзляков К.А. Использование метода рецензирования в обучении письменной речи обучающихся на основе блог-технологии // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 1. С. 36-47.

Повышение квалификации

1. Информационные технологии в учебном процессе, Тамбов, ТГУ имени Г.Р. Державина, 2013, сертификат, 72ч.
2. Развитие бизнес навыков для продвижения научно-технического сотрудничества с индустрией, Тамбов, ТГУ имени Г.Р. Державина, 2014, сертификат, 24ч.

Государственные и ведомственные награды

Почетный работник общего образования РФ (1999 г.)

Достижения и поощрения

Исследовательские проекты и гранты

1. Грант Американский советов по международному образованию на обучение в США, 1994-1995.
2. Грант Президента Российского федерации на проведение диссертационного исследования в США, 1998-1999.
3. Грант научного фонда Фулбрайт совместно с Государственным департаментом США на проведение исследования «Языковое поликультурное образование (на материале культуроведения США), 2001-2002.
4. Грант Американских советов по международному образованию на проведение серии семинаров по культуроведению США в регионах России (Москва – Нижний Новгород – Вологда – Дубна – Мичуринск – Моршанск – Тамбов – Казань – Самара), 2003-2004.
5. Грант Государственного департамента США на реализацию международного Российско-американского проекта по написанию серии пособий по страноведению США, 2004-2006.
6. Грант Отдела английского языка Посольства США в РФ (Москва) на прохождение дистанционного курса «Использование Интернет-технологий в обучении иностранному языку», 2009.
7. Грант Отдела английского языка Посольства США в РФ (Москва) на прохождение дистанционного курса «Контроль в обучении иностранным языкам», 2011.
8. Грант Отдела английского языка Посольства США в РФ (Москва) на прохождение дистанционного курса «Использование Интернет-технологий в обучении иностранному языку», 2009.
9. Грант Отдела английского языка Посольства США в РФ (Москва) на прохождение дистанционного курса «Контроль в обучении иностранным языкам», 2011.

Участие в конференциях

  1. Сысоев П.В. Коммуникативно-этнографический подход к обучению иностранному языку и культуре. XXVI Международная научно-практическая конференция «Язык и культура». Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2015.
  2. Сысоев П.В. Пути проектирования модели непрерывной подготовки преподавателей иностранного языка. XXVII Международная научно-практическая конференция «Язык и культура». Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2016.
  3. Сысоев П.В. Реализация сетевых образовательных программ: перспективы и проблемы. Гуманитарная образовательная среда технического вуза Материалы международной научно-методической конференции. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2016.
  4. Сысоев П.В. Спорные вопросы формирования межкультурной компетенции обучающихся. XXVIII Международная научно-практическая конференция «Язык и культура». Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2017.

Дополнительная информация

Руководство аспирантами на кафедре иностранных языков МПГУ.

Павел Сысоев родился 29 июля 1901 года в посёлке Реутово Московской губернии в семье рабочего ткацкой фабрики. После окончания начальной школы работал чернорабочим. В феврале 1918 года он добровольно вступил в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. Принимал участие в Гражданской войне. В 1918-1919 годах в звании рядового воевал на Южном фронте против войск Каледина и Краснова, в 1921 года участвовал в подавлениях контрреволюционных мятежей.

После войны до 1928 года Сысоев служил районным военным комиссаром на Украине и в Чувашии. В 1929 году он окончил высшие командные курсы «Выстрел», после чего командовал различными стрелковыми подразделениями. 26 ноября 1935 года ему было присвоено звание комбрига.

В 1935 году Сысоев окончил Военную академию имени Фрунзе. С марта 1934 г. – командир 95-й Молдавской сд. В августе 1936 года за успехи дивизии в боевой и политической подготовке был награжден орденом Красной Звезды.

В средине августа 1937 года снят с должности «за связь с врагами народа и вредительскую линию в боевой подготовке частей дивизии». В марте 1938 реабилитирован, восстановлен в РККА. До 1941 года работал в Военной академии имени Фрунзе старшим преподавателем. 4 июня 1940 года ему было присвоено звание генерал-майора.

В марте 1941 года Сысоев был назначен командиром 38-го стрелкового корпуса, а в июне - 36-го стрелкового корпуса в Киевском особом военном округе. В начале Великой Отечественной войны Сысоев принимал участие в приграничных боях Юго-Западного фронта. В июле 1941 года корпус Сысоева попал в окружение и понёс большие потери. 11 июля 1941 года Сысоев при попытке прорваться из окружения был контужен, временно потерял зрение и попал в плен под Житомиром.

Вскоре Сысоеву удалось бежать из плена и достать документы рядового. Через некоторое время он был пойман и помещён в лагерь для военнопленных в Житомире, затем под чужим именем прошёл через лагеря в Ровно, Драгобыче, Львове. В августе 1943 года из лагеря в Грубешеве Сысоев сумел бежать с группой пленных, взорвав при этом лагерный склад с оружием. Через Польшу Сысоев дошёл до Белоруссии, где возглавил группу партизан из 25 человек. В октябре 1943 года он стал помощником начальника штаба партизанского соединения генерал-майора Фёдорова. В апреле 1944 года Сысоев был вызван в Москву, где был арестован. 8 января 1946 года его дело было прекращено за отсутствием состава преступления, а сам он освобождён из тюрьмы.

В январе 1947 года Сысоев окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального Штаба, после чего работал в последней старшим преподавателем. 28 ноября 1953 года Сысоев был уволен в отставку по болезни. 24 апреля 1981 года он умер в Москве.

Награждён орденами Ленина (1946), Красного Знамени (1947), Красной Звезды (1936).

(16.7.1901–24.4.1981), воен. деятель, комбриг (26.11.1935), ген.?м. (4.6.1940). В нояб. 1917 поступил в Кр. Гвардию. В 1918 участвовал в подавлении антисов. восстаний в Москве. С нояб. 1919 нач. и комиссар продотряда, затем участвовал в подавлении крест. восстаний в Чувашии, работал районным и уездным продкомиссаром. В кон. 1921 призван в РККА по парт. мобилизации. Окончил курсы «Выстрел» (1929), Высш. академич. курсы при Высш. воен. академии им. К.Е. Ворошилова (1947). В 1921–29 политбоец, ком. отделения, пом. политрука, политрук роты, пом. военкома полка, секр. парт. организации, комиссар полка. С 1929 ком. б?на, с марта 1931 ком. 89?го стрелк. полка, с марта 1934 – 95?й Молдавской стрелк. дивизии. В авг. 1937 арестован органами НКВД. В марте 1938 полностью реабилитирован и восстановлен в РККА; ст. преподаватель кафедры общей тактики, с окт. 1939 нач. курса Воен. академии РККА им. М.В. Фрунзе. С марта 1941 ком. 36?го стрелк. корпуса. С нач. Вел. Отеч. войны воевал на Юго?Зап. фронте; в июле корпус был окружен в р?не Житомира, а 23.7.1941 С. был тяж. ранен и взят в плен. Назвался рядовым; в авг. 1943 с группой военнопленных совершил удачный побег, примкнул к партизанам, с окт. 1943 пом. нач. штаба партизан. отряда А.Ф. Федорова. С апр. 1944 по янв. 1946 проходил спецпроверку в органах НКВД. С янв. 1947 ст. преподаватель Высш. воен. академии им. К.Е. Ворошилова. С нояб. 1953 в запасе.

Павел Васильевич Сысоев
200px
Период жизни

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Прозвище

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдоним

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения
Дата смерти
Принадлежность

СССР 22x20px СССР

Род войск
Годы службы
Звание

: неверное или отсутствующее изображение

Часть

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Командовал
Должность

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сражения/войны
Награды и премии
Связи

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

В отставке

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Павел Васильевич Сысоев ( -) - советский военачальник, генерал-майор (), участник Гражданской и Великой Отечественной войн . В 1941 году попал в немецкий плен, в 1943 году сумел бежать, был арестован, но впоследствии освобождён .

Биография

В марте 1941 года Сысоев был назначен командиром 38-го стрелкового корпуса, а в июне - 36-го стрелкового корпуса в Киевском особом военном округе . В начале Великой Отечественной войны Сысоев принимал участие в приграничных боях Юго-Западного фронта . В июле 1941 года корпус Сысоева попал в окружение и понёс большие потери. 11 июля 1941 года Сысоев при попытке прорваться из окружения был контужен, временно потерял зрение и попал в плен под Житомиром .

Вскоре Сысоеву удалось бежать из плена и достать документы рядового. Через некоторое время он был пойман и помещён в лагерь для военнопленных в Житомире, затем под чужим именем прошёл через лагеря в Ровно , Драгобыче , Львове . В августе 1943 года из лагеря в Грубешеве Сысоев сумел бежать с группой пленных, взорвав при этом лагерный склад с оружием. Через Польшу Сысоев дошёл до Белоруссии , где возглавил группу партизан из 25 человек. В октябре 1943 года он стал помощником начальника штаба партизанского соединения генерал-майора Фёдорова . В апреле 1944 года Сысоев был вызван в Москву , где был арестован. 8 января 1946 года его дело было прекращено за отсутствием состава преступления, а сам он освобождён из тюрьмы .

Напишите отзыв о статье "Сысоев, Павел Васильевич"

Примечания

Литература

  • Свердлов Ф. Д. Советские генералы в плену. - М .: Изд-во фонда "Холокост", 1999. - С. 246.

Отрывок, характеризующий Сысоев, Павел Васильевич

– Вы совершенно правы, мадонна, – кивнул Караффа. – Народы не подчиняются добровольно – их надо подчинять! Но я не воин, и я не люблю воевать. Это создаёт большие и ненужные неудобства… Поэтому, чтобы подчинять мирно, я использую очень простой и надёжный способ – я уничтожаю их прошлое... Ибо без прошлого человек уязвим... Он теряет свои родовые корни, если у него нет прошлого. И именно тогда, растерянный и незащищённый, он становится «чистым полотном», на котором я могу писать любую историю!.. И поверите ли, дорогая Изидора, люди этому только радуются...так как, повторяю, они не могут жить без прошлого (даже если сами себе не желают в этом признаваться). И когда такового не имеется, они принимают любое, только бы не «висеть» в неизвестности, которая для них намного страшнее, чем любая чужая, выдуманная «история».
– И неужели Вы думаете, что никто не видит, что по-настоящему происходит?.. Ведь на Земле так много умных, одарённых людей! – возмущённо воскликнула я.
– Ну почему не видят? Избранные – видят, и даже пытаются показать остальным. Но их мы время от времени «подчищаем»... И всё снова становится на свои места.
– Так же, как Вы «подчищали» когда-то семью Христа с Магдалиной? Или сегодня – одарённых?.. Что же это за «бог», которому Вы молитесь, Ваше Святейшество? Что за изверг, которому надобны все эти жертвы?!
– Если уж мы говорим откровенно, я не молюсь богам, Изидора... Я живу РАЗУМОМ. Ну, а Бог нужен всего лишь безпомощным и нищим духом. Тем, кто привык просить – о помощи... о выгоде... да обо всём на свете! Только бы не бороться самому!.. Это – людишки, Изидора! И они стоят того, чтобы ими управляли! А остальное уже дело времени. Вот поэтому я и прошу Вас помочь мне дожить до того дня, когда я обрету полную власть в этом ничтожном мире!.. Тогда Вы увидите, что я не шутил, и что Земля будет полностью мне подчиняться! Я сделаю из неё свою империю... О, мне нужно только время!.. И Вы его мне дадите, Изидора. Вы просто пока об этом не знаете.
Я потрясённо смотрела на Караффу, очередной раз понимая, что на самом деле он намного опаснее, чем я ранее представляла. И я точно знала, что он ни за что не имеет права далее существовать. Караффа был Папой, не верящим в своего Бога!!! Он был хуже, чем я могла это себе вообразить!.. Ведь можно попытаться как-то понять, когда человек вершит какое-то зло во имя своих идеалов. Такое нельзя было бы простить, но как-то можно было бы понять... Но Караффа и в этом лгал!.. Он лгал во всём. И от этого становилось страшно...
– Знаете ли Вы что-либо про Катар, Ваше Святейшество?.. – не утерпев, спросила у него я. – Я почти уверена, что Вы об этом немало читали. Это была чудесная Вера, не правда ли? Намного правдивее, чем та, которой так лживо кичится Ваша церковь!.. Она была настоящей, не то, что Ваш сегодняшний пустозвон…
Думаю, (как делала это часто!) я намеренно злила его, не обращая внимания на последствия. Караффа не собирался отпускать или жалеть нас. Поэтому, я без угрызений совести разрешала себе это последнее безобидное удовольствие… Но как оказалось, Караффа обижаться не собирался… Он терпеливо выслушал меня, не обращая внимания на мою колкость. Потом поднялся и спокойно произнёс:
– Если Вас интересует история этих еретиков – не откажите себе в удовольствии, сходите в библиотеку. Надеюсь, Вы всё ещё помните, где она находится? – Я кивнула. – Вы найдёте там много интересного… До встречи, мадонна.
У самой двери он вдруг остановился.
– Да, кстати… Сегодня Вы можете пообщаться с Анной. Вечер в Вашем полном распоряжении.
И, повернувшись на каблуках, вышел из комнаты.
У меня резко сжалось сердце. Я так страдала без моей милой девочки!.. Так хотела её обнять!.. Но радоваться особо не спешила. Я знала Караффу. Знала, что по малейшему изменению его настроения он мог всё очень просто отменить. Поэтому, мысленно собравшись и постаравшись не слишком надеяться на «светлое» обещание Папы, я решила сразу же воспользоваться разрешением и посетить когда-то сильно потрясшую меня папскую библиотеку…
Немного поплутав в знакомых коридорах, я всё же довольно быстро нашла нужную дверь и, нажав на небольшой изящный рычажок, попала в ту же огромную, до потолка забитую книгами и рукописными свитками, комнату. Всё здесь выглядело совершенно как прежде – будто никто никогда не доставлял себе беспокойства, пользуясь столь дивным кладезем чужой мудрости… Хотя я точно знала, что Караффа тщательно изучал каждую, даже самую невзрачную книгу, каждую рукопись, попавшую в эту потрясающую книжную сокровищницу…
Не надеясь быстро найти в этом хаосе интересующий меня материал, я настроилась своим любимым способом «слепого смотрения» (думаю, так когда-то называли сканирование) и сразу же увидела нужный уголок, в котором целыми стопками лежали рукописи… Толстые и однолистные, невзрачные и расшитые золотыми нитями, они лежали, как бы призывая заглянуть в них, окунуться в тот удивительный и незнакомый мне, мистический мир Катар, о котором я не знала почти ничего… но который безоговорочно притягивал меня даже сейчас, когда надо мной и Анной висела страшная беда, и не было малейшей надежды на спасение.

Русский, советский литературный критик, переводчик.
Родился 2 мая 1903 г. в Чернигове в очень образованной и культурной семье.
К 1917 г. успел закончить 5 классов Черниговской гимназии, затем семья переехала в Киев, где он продолжил обучение. Параллельно в 1918 г. поступил в Киевскую консерваторию, обучался у профессора Б.Л. Яворского по классу фортепьяно и композиции.
Политической деятельностью начал заниматься рано, еще в период учебы в Черниговской гимназии. Примкнул к большевикам. В Киеве участвовал в работе подпольной типографии.
В июле 1918 г. по поручению большевички-подпольщицы Ксении Листопад совершил разведывательную поездку в Ростов и Новочеркасск, занятые белыми войсками.
В ноябре 1918 г. добровольно вступил в 1-й Богунский полк 1-й Украинской Советской дивизии (с июля 1919 г. - 44-я стрелковая дивизия). Воевал красноармейцем, затем в конной полковой разведке, дослужился до командира отделения.
О Щорсе Сац рассказывал всегда с симпатией: говорил, как он зазвал его на заседание комячейки, где сам же и председательствовал, хотя членом партии формально не был. "Щорс был умный, трезвый реалист, хороший военный, - говорил Сац, - и его напрасно рисовали потом романтиком" .
Однажды Щорс лично наказал Саца, о чем впоследствии Сац с удовольствием рассказывал. Когда Сац был назначен командиром отделения, желая по молодости лет выделиться, он завел себе трофейную саблю с золотым музейным эфесом и мудреными вензелями. В Богунском полку обыкновением бывало, что бойцы и командиры одевались, кто, во что горазд и оружие было, какое достанется. Но роскошная сабля выглядела на Саце уж очень вызывающе. К конфузу юного командира, Щорс отругал его, отобрал саблю и велел отдать ее на кухню рубить мясо.
В составе Богунского полка прошел с боями от Киева до Коростеня и Шепетовки. Трижды был ранен и легко контужен.
В июле 1919 г. в бою под Проскуровым ранен и контужен в спину и голову. В дополнение заболел сыпным тифом. Год пролежал парализованным. Всего провел в госпиталях полтора года. Однако молодой организм все же победил, хотя тяжелое повреждение позвоночника давало о себе знать всю жизнь.
В апреле 1921 г. после выписки из госпиталя, уволен из армии по неготовности к несению военной службы. Работал в вооруженной охране складов Губснаба и Губкомгола в Киеве. Благодаря случайной встрече с бывшим своим учителем по консерватории профессором Б.Л. Яворским, по настоянию профессора, в 1923 г. переехал в Москву и продолжил обучение музыке. Однако из-за последствий ранений, не смог достичь необходимой виртуозности в технике исполнения. По предложению профессора Яворского с 1923 г. начал работать музыкальным рецензентом в журнале "Художественный труд", который совместно с Яворским редактировал и А.В. Луначарский.
В том же 1923 г. приступил к работе и работал до 1933 г. в качестве литературного секретаря у наркома А.В. Луначарского. Не только принимал близкое участие в его государственной работе, но и многое сделал для издания трудов Луначарского. Являлся составителем и редактором ряда сборников произведений А.В. Луначарского и автор вступительных статей к ним.
В 1930 г. окончил экономический факультет педагогического института им. Г.В. Плеханова.
После смерти Луначарского в 1933 г. некоторое время работал научным сотрудником Института философии Комакадемии.
С 1936 по 1940 гг. работал в журнале "Литературный критик", затем в журнале "Литературное обозрение". Сыграл немалую роль в подъеме новой, советской интеллигенции, патриотической и убежденной в истине ленинизма. Активно участвовал в критике вульгарной социологии, в идейной борьбе тридцатых годов. Близкими его друзьями были: Елена Усиевич, В. Александров, Андрей Платонов, Новиков-Прибой, Георг Лукач, В. Гриб; редактировал последнюю книгу Андрея Белого.
В январе 1942 г. несмотря на плохое здоровье, добровольно пошел на фронт. Работал переводчиком в 52-м Гвардейском стрелковом полку 17-й гвардейской стрелковой дивизии 36-й армии Калиниского фронта, затем переводчиком в штабе той же дивизии. В 1943 г. вступил в члены ВКП(б). С 1943 г. откомандирован в 1-ю Польскую армию. Войну окончил в звании капитан.
В 1946 г. демобилизовался и вновь занялся литературной деятельностью.
С 1953 по 1954 гг. работал зав. отделом критики журнала "Новый мир", с 1965 по 1970 гг. - член редколлегии того же журнала.
Автор сочинений: Б.Л. Яворский в Московской народной консерватории (1906-1916), в сб.: Б. Яворский, т. 1, М., 1964; А.В. Луначарский и советская литература, "Новый мир", 1966, № 12 (совм. с А. Дементьевым).
Автор многочисленных статей, посвященных советской литературе (о М. Горьком, М. Шолохове, А. Платонове, М. Зощенко и др.); перевел с немецкого и французских языков книги современных иностранных философов (А. Хюбшер, "Мыслители нашего времени", 1962; Э. Ион, "Введение в эстетику", 1964; Г. Лей, "Очерк истории средневекового материализма", 1962; Ф. Шиллера "О наивной и сентиментальной поэзии", 1957; и др.).
Являлся редактором большого количества рукописей воспоминаний участников войны, которые были напечатаны благодаря его литературной обработке.
Умер в 1981 г.

Источники: А.В. Луначарский. Об искусстве. Том 1 (Искусство на Западе). Статья предисловия: Михаил Лифшиц "Памяти друга"; Владимир Лакшин. Голоса и лица. М.: Гелиос, 2004 г.; Фундаментальная электронная библиотека