Смысл названия романа отцы и дети. Смысл заглавия романа "Отцы и дети" (сочинение писателя И. Тургенева). История создания романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева

Иван Сергеевич Тургенев - один из замечательнейших писателей XIX века. В его произведениях нашли отражение наиболее важные вопросы политической и общественной жизни. Сам писатель не примыкал ни к революционерам-разночинцам, ни к консерваторам. Ближе всего Тургенев стоял к либералам, но одна из важнейших черт его творчества - охота разобраться во всем, что происходит в стране, понять позиции разных политических лагерей.

Очень ярким романом, отразившим определенный период в исторической жизни РФ, является роман “Отцы и дети”, написанный в 1861 году и вышедший в свет в 1862-м. Название произведения наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос противоречий между поколениями, но на самом деле писателя беспокоит совершенно другое. “Отцы” - это те, кто живет мыслями уходящего в прошлое поколения, “дети” же - новые люди, пришедшие сломать консервативное устройство жизни. В романе Тургенев пытается понять, осмыслить цели и мировоззрение этого нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам, определить, в чем содержится смысл его исканий. Но многие вопросы неясны для Тургенева и поэтому не находят четких ответов в произведении. “Отцы и дети” - роман о борьбе мировоззрений двух политических и общественных групп: старой либеральной дворянской интеллигенции и интеллигенции новой, революционно-демократической, разночинной. Любопытно, что к лагерю “детей” относится только демократ-разночинец Базаров, все же остальные, включая молодежь - Аркадия и Катю, - к лагерю “отцов”.

Роман построен так, что основной герой пребывает во враждебной ему обстановке. Мы не видим Базарова рядом со своими единомышленниками, не видим его в большой общественной работе, в борьбе. Мы видим его в окружении барского общества, в резком противостоянии ему.

В романе «Отцы и дети» описан конфликт двух поколений. Это разногласие происходит не только оттого, что часть героев относится к поколению «отцов», а другая - «детей», но и потому, что они представляют разные слои общества - дворянства и демократов-разночинцев и являются выразителями противоположных идей, различных мнений.

Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова можно отнести к поколению «детей», а Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых - к поколению «отцов». Дети получили многое от своих родителей, но пошли значительно дальше в своем развитии.

В чем же смысл названия романа? "Отцы и дети" - это символ вечно обновляющейся жизни. Роман "Отцы и дети" - о жизни, такой, какая предстала перед Тургеневым, и такой, как он её понял. В романе "Отцы и дети" очень богатая проблематика. Но главной проблемой, на мой взгляд, является нигилизм.

В чем же сущность нигилизма, в частности нигилизма Базарова?

Он считает прогнившим весь государственный строй России, поэтому он отрицает «все»: самодержавие, крепостное право, религию - и то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, невежество, патриархальную старину, семью. Однако положительной программы Базаров не выдвигает. Когда П. П. Кирсанов говорит ему: «...Вы все разрушаете... Да ведь надобно же и строить», Базаров отвечает: «Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить».

Роман направлен против дворянства, причем в этом произведении Тургенева обличается именно весь класс помещиков, а не отдельно взятых дворян, показана их неспособность вести Россию дальше по пути развития. Прежняя, изжившая себя мораль, устаревает, уступая место новому, прогрессивному движению, новой морали. Одним из носителей этой морали является Евгений Базаров. Базаров – разночинец, который, видя упадок государства, встает пока еще не на путь строительства новых устоев, но на путь нигилизма, предшествующего этому грядущему строительству.

По его же словам, он отрицает абсолютно все – искусство, поэзию, авторитеты, религию, самодержавие, даже любовь. Отличительная черта нигилизма Базарова в том, что он не борется против того, что отрицает. Ему все равно, пойдут ли за ним и за его убеждениями, он не проповедует нигилизм, лишь не скрывает своих убеждений и не боится открыто их высказать. Он материалист, и это не лучшая его черта – он называет духовность "романтизмом" и "вздором", а людей-носителей ее, презирает. "Порядочный химик раз в двадцать полезней высокого поэта" – слова Базарова, из которых мы можем заключить, что материальный мир для него куда важнее духовного.

Хотя надо сказать, что не ко всему материальному миру у него такое почтительное отношение – его не волнует его собственное материальное состояние и то, что о нем думают другие люди. Он неприхотлив, мало заботится о модности своей одежды, о красоте своего лица и тела, он не стремится добыть как можно больше денег - ему хватает того, что у него есть. И эта черта – признак сильных и умных людей.

Тургенев не видел будущего за поколением “отцов”, оно отжило свой век, но также автор не видел будущего и за “детьми”, пришедшими в мир, чтобы “разрушить” его, “расчистить место”, не создав при этом ничего нового. Именно поэтому Тургенев “убивает” своего героя, не видя за ним будущего, той роли, которую он бы мог сыграть в движении России вперед. Но заслуга автора в том, что он создал образ современного человека, представителя разночинной молодежи 60-х годов.

Роман Тургенева всколыхнул все слои русского общества. Полемика о нигилизме, об образе естественника, демократа Базарова продолжалась целое десятилетие на страницах почти всех журналов той поры.

Критики XX века В. В. Боровский и А. В. Луначарский считали роман «Отцы и дети» значительным явлением не только литературы, но и всей общественной жизни, крупным фактом идейной борьбы 60-х годов.

Осенью 1860 года Тургенев начинает работу над новым романом, героем которого должен стать “русский Инсаров”. Этому роману Тургенев придавал большое значение, он хотел подвести в нем итог своим разногласиям с Добролюбовым - спорам между либералами и демократами.

В названии тургеневского романа “Отцы и дети” сразу заявлена проблема социального конфликта между людьми старого и нового миров. Тема романа - разногласия, порой переходящие в открытую борьбу, между либеральным дворянством и революционной демократией в период отмены крепостного права. С течением времени меняется обстановка вокруг, а это не может не наложить отпечатка на формирование сознания подрастающего поколения, на его отношение к жизни. Часто люди старшего поколения, мировоззрение которых формировалась в совершенно других условиях, оказываются неспособными или не желающими понять новые взгляды и новый образ жизни. Бывают ситуации, когда это непонимание перерастает во вражду. Если к тому же периоду формирования молодого поколения осложняется ложными социальными преобразованиями в жизни общества, разногласия между отцами и детьми превращаются в пропасть, их разделяющую. Это характерно для событий, происходящих в нашем обществе в настоящее время. В романе Тургенева либералы как сторонники старых взглядов названы “отцами”, а демократы, отстаивающие новые идеи, - “детьми”.

Павел Петрович - умный, волевой человек, обладающий определенными личными достоинствами: он честен, по-своему благороден, верен усвоенной в молодости морали. Но он не чувствует движения времени, не понимает современности, придерживается твердых принципов, без которых, по его понятиям, могут жить только безнравственные и пустые люди. Но его принципы вступили в противоречие с так называемыми прогрессивными взглядами подросшего поколения. Павел Петрович сам называет себя человеком “либеральным и любящим прогресс”. Но это его собственное мнение о себе, а с точки зрения автора, за его либерализмом скрывается сторонник старого строя, старых правил. Базаров почувствовал это уже при первом разговоре с Павлом Петровичем, когда тот поинтересовался его взглядами на жизнь, на существующий политический строй: “Ну, а насчет других, в людском быту принятых постановлений, вы придерживаетесь такого же отрицательного направления?” - “Что это, допрос?” - спросил Базаров. Павел Петрович слегка побледнел...”. Базаров не верит в благородство аристократа, он видит, что этот человек не разделяет его убеждения, а главное, не сможет и не попытается его понять, и предпочитает не откровенничать с ним.

Внешне прямо противоположен Павлу Петровичу его брат, Николай Петрович. Он добр, мягок, сентиментален. В отличие от бездельничающего Павла Петровича Николай Петрович пытается заниматься хозяйством, но проявляет при этом совершенную беспомощность. Он пытается что-то изменить, следовательно, делает шаг к тому, чтобы хоть как-то приблизить себя к обстоятельствам новой жизни - это уже прогресс.

Аркадий Кирсанов по возрасту представляет молодое поколение. Он взрослеет в среде, отличной от той, которая воспитала его отца и дядю. Аркадий тянется к Базарову и всерьез считает себя его последователем. Но на деле оказывается способным только подражать Евгению. Аркадий сам по себе очень внушаем, и вдали от дома увлекается Базаровым как сильной личностью, непохожей на других. Но взгляды отца и дяди все равно гораздо ближе Аркадию. В родном имении он постепенно отходит от Базарова. Знакомство с Катей Локтевой окончательно отдаляет их друг от друга. Впоследствии Аркадий становится более практичным хозяином, чем его отец, - именно в этом можно усмотреть истинный прогресс и положительное влияние нового времени. Но все равно Аркадия хочется отнести к представителям старого поколения, несмотря на его молодой возраст.

По моему мнению, в романе показан один представитель “детей” - Евгений Базаров. Он именно тот новый герой, которого можно назвать “русским Инсаровым”. Разночинец Базаров противопоставлен дворянам Кирсановым. В этом противопоставлении и заключается конфликт и смысл романа. Базаров подчеркивает в разговоре с Павлом Петровичем свою связь с народом: “Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас - в вас или во мне - он скорее признает соотечественника Вы и говорить-то с ним не умеете”.

Особое значение для характеристики Базарова имеет его отношение к Одинцовой. Во всех произведениях Тургенева герой проходит испытание любовью. Такое испытание выпадает и на долю Базарова. В любовном конфликте Базарова и Одинцовой есть нечто новое, отличное от тех, что мы видим в других романах Тургенева. Базаров оказался способным на самоотверженную любовь, которая напугала Одинцову. “Нет, - решила она наконец, - бог знает куда бы это привело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете”. В лице Одинцовой Тургенев показал одну из лучших представительниц дворянства. Но нравы того времени искреннего и умного человека делают холодным и расчетливым. Она не понимает Базарова, ей с ним трудно и страшно, она чувствует, что их разделяет пропасть непонимания, и отказывается от него. Для нее это наиболее простой выход из сложившейся ситуации. Показывая, что она отказывается от бури страстей, предпочитая их привычному покою, Тургенев относит ее к поколению “отцов”.

И в то же время своего героя Тургенев рисует как человека, не склонного отдать свою жизнь на благо народа. Базаров не идеализирует русского мужика. Он осуждает его серость, отсталость и необразованность. Деревенские мужики хорошо относятся к Базарову, потому что видят в нем простого и умного, но одновременно и чужого, не понимающего их человека.

Чаще всего, название произведения, является ключом к его содержанию и пониманию. Так происходит и с романом И. С. Тургенева «Отцы и дети». Всего два простых слова, но столько вместивших в себя понятия, разделившие героев на два противоположных лагеря. Такое простое название раскрывает суть романа «Отцы и дети» в сложной проблематике.

Главная проблематика романа

В своем произведении автор не только поднимает проблему столкновения двух противоположных поколений, но и пытается найти решение, указать вход из создавшегося положения. Противостояние двух лагерей можно рассматривать как борьбу между старым и новым, радикалами и либералами, между демократизмом и аристократизмом, целеустремленностью и растерянностью.

Автор считает, что настала пора перемен и в романе пытается показать. На смену старым представителям дворянского строя идут молодые и беспокойные, ищущие и борющиеся. Старый строй уже изжил себя, но новый еще не сформировался, не появился и смысл романа «Отцы и дети» ясно указывает на неспособность общества жить ни по-старому, ни по-новому. Это время, своего рода, переходное, граница эпох.

Новое общество

Представителем нового поколения является Базаров. Именно ему отводится основная роль, которая создает конфликт романа «Отцы и дети». Он представляет целую плеяду молодых людей, которые приняли за веру форму полного отрицания. Они отрицают все старое, но на смену этому старому ничего не приносят.

Очень ярко конфликтующее мировоззрение показано между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым. Прямолинейность и грубость против манер и изысканности. Образы романа «Отцы и дети» многогранны и противоречивы. Но, четко обозначенная Базаровым система его ценностей, не делает его счастливым. Он сам обозначил свое предназначение для общества: ломать старое. А вот как строить новое на разрушенном фундаменте идей и взглядов – то уже не его дело.
Рассматривается проблема эмансипации. Автор показывает это как возможную альтернативу патриархального строя. Но вот только женский образ эмансипе дан неприглядный, совершенно отличающийся от обычной тургеневской девушки. И, опять-таки, сделано это не случайно, а с четким намерением показать, что перед тем, как разрушить что-то устоявшееся, необходимо найти ему замену. Если этого не происходит, то и перемены не удаются, даже то, что однозначно предназначалось для положительного решения проблемы, может измениться в другое русло и стать резко отрицательным явлением.

«Отцы и дети»

Смысл заглавия

Спустя два года после публикации «Дворянского гнезда», И.С. Тургенев начинает работу над новым произведением. Речь идет о романе «Отцы и дети». Замысел его возник в 1860 году в Англии во время летнего отдыха писателя на острове Уайт. И уже в феврале 1862 года роман был опубликован в журнале «Русский вестник».

Сразу же после выхода в свет роман Тургенева «Отцы и дети» вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое творение Тургенева. Либеральная критика не могла простить писателю того, что представители аристократии, потомственные дворяне изображены иронически, что «плебей» Базаров все время издевается над ними и морально оказывается выше их. Демократы восприняли главного героя романа как злую пародию. Но все эти факты, как мне кажется, как раз и говорят в пользу И.С. Тургенева. Как настоящий художник, творец, он сумел угадать веление эпохи, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену передовому дворянству. Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в его названии: «Отцы и дети». Это название имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений, вечная в классической литературе, с другой - конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в шестидесятые годы девятнадцатого столетия: либералов и демократов.

Сосредотачивая внимание на заглавии, необходимо учитывать его роль и место в художественной системе, которую представляет собой любое литературное произведение. Как известно, в последнем выделяются три стороны: предметная, словесная и композиционная. Главными элементами предметного мира произведения являются персонажи, рассматриваемые в рамках сюжета. Заглавие нередко связано с указанными элементами. Важнейшая сторона литературного произведения - его речевой строй также проявляется в заглавии, представляющем словесную конструкцию, не только указывающую на предмет, но и отражающую авторский выбор самых подходящих слов. Кроме этого, заглавие, являясь абсолютным началом текста, несет важную композиционную функцию, объединяя все элементы художественной системы. Их вышеобозначенная связь с заглавием подчеркивает особую роль последнего и намечает те направления, в русле которых целесообразно проанализировать заглавие романа. «Отцы и дети» заключают в себе указание на действующих лиц и их расстановку, обобщенно представляют систему персонажей романа.

В сознании читателя, обогащенного житейским опытом, отцы и дети мыслятся в неразрывной и нередко конфликтной паре. Какой же конфликт задается самим названием романа? Смена поколений, вытеснение старого новым - проявление всеобщей жизненной закономерности. Роман Тургенева вряд ли является простой иллюстрацией этой мысли, блестяще выраженной Пушкиным во второй главе «Евгения Онегина»: «Увы! на жизненных браздах /Мгновенной жатвой поколенья, /По тайной воле провиденья, /Восходят, зреют и падут; /Другие им вослед идут...» Тургенев сосредотачивается на особенностях конкретного проявления общей закономерности. В связи с этим роман оказался очень злободневным.

По-другому можно сказать, что современный жизненный материал осмыслялся автором с позиций общечеловеческих понятий. Такая позиция писателя предопределила наличие второго, глубинного пласта содержания романа, в котором выдвигаются «вечные» темы. Современно-бытовое и вечное сталкиваются в романе, создавая его многомерность, делая картину изображения действительности более сложной, более жизненной. Не случайно роман начинается точной датой (20 мая 1859 года), а заканчивается проникновенными словами Тургенева о «вечном примирении и о жизни бесконечной...» Необходимо отметить, что такое понимание романа вступает в противоречие с широко распространенным взглядом Д.И. Писарева, сосредоточившегося на уровне идейного конфликта молодого и старшего поколений.

В статье «Базаров» критик пытался решить проблему «отцов и детей» практически, исследуя, «как действуют на человека, подобно Тургеневу, идеи и стремления, шевелящиеся в нашем молодом поколении...» 8 Для Писарева Тургенев - «один из лучших людей прошлого поколения». Поразительно, что критик не оставляет автору права быть главным выразителем идей своего романа. Его «мнения и суждения», «выраженные в неподражаемо живых образах, дадут только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей». Писарев увидел «выведенные явления жизни» как очень близкие для себя, такие близкие, «что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа». Именно эта близость оказалась главным фактором, повлиявшим на мнение автора критического разбора романа в 1862 году.

Статья не случайно названа именем главного героя, в котором сосредоточился, по словам критика, весь смысл романа: «теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум... выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни». Поэтому критик мог написать такие слова: «Когда умер такой человек, как Базаров... тогда стоит ли следить за судьбою людей, подобных Аркадию, Николаю Петровичу, Ситникову?» Между тем, на мой взгляд, судьба названных героев имеет прямое отношение к общему смыслу романа, ключ к которому заложен в его названии. Глубина тургеневского произведения выявилась с определенного исторического расстояния. Не исключено, что в будущем добавятся новые штрихи к пониманию «Отцов и детей». На сюжетном уровне название романа задает тему взаимоотношений двух поколений мыслящей части русского общества в шестидесятые годы девятнадцатого века.

Что же представляет название романа в плане словесном? Выражение «отцы и дети» в контексте романа неоднозначно. У Базарова и Аркадия «отцы» - участники сюжета. Упоминаются прямые родственные связи других персонажей. Однако название романа метафорично. Под «отцами» можно понимать все старшее поколение, на смену которому идут молодые - «дети». Важно отметить образность названия. Мысль, заключенную в нем, трудно было бы выразить с помощью отвлеченных понятий, например: «Старые и новые». Сколько сюда не вошло разных смысловых нюансов! Заглавие романа Тургенева несет важную организующую функцию.

Тема «отцов» и «детей» буквально пронизывает все повествование. Уже в самом начале Николай Петрович Кирсанов представляется читателям и как отец, ждущий сына, «получившего, как некогда он сам, звание кандидата», и как сын «боевого генерала 1812 года». Он же в десятой главе вспоминает, как сказал однажды своей матушке, что «вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям». «Вот теперь настала наша очередь...» - продолжает Николай Петрович. В историях героев постоянно намечаются противопоставления поколений. Так, Базаров говорит о своих родителях: «Я думаю: хорошо моим родителям жить на свете! Отец в шестьдесят лет хлопочет, <...> и матери моей хорошо: день ее до того напичкан всякими занятиями, ахами и охами, что ей и опомниться некогда, а я...» Все эти различия и противопоставления объявляют мотив перемен в романе. «Преобразования необходимы...»

Неслучайно Николай Петрович вспоминает в самом начале стихи А.С. Пушкина: «Как грустно мне твое явленье, /Весна! Весна! /Или с природой оживленной /Сближаем думою смущенной /Мы увяданье наших лет, /Которым возрожденья нет?» Конечность человеческой жизни и бесконечность действительности - об этом напоминает нам роман, являющийся документом своей эпохи. Как можно обобщить все вышесказанное? В чем же, наконец, смысл названия романа? «Отцы и дети» - это символ вечно обновляющейся жизни. Роман «Отцы и дети» - о жизни, такой, какая предстала перед Тургеневым, и такой, как он ее понял.