Смоленская икона божией матери. Соборы смоленска Как называется смоленский собор

Успенский собор Смоленска - это и главный, кафедральный собор города, и памятник, символизирующий героическую и бурную его историю, и, вместе с остальными постройками Соборной горы, роскошный архитектурный ансамбль, являющийся главной доминантой Смоленска, его символом и украшением. Если здесь не побывать, значит, и города не увидеть. И поэтому первым делом отправляемся к Свято-Успенскому собору.

1. Ансамбль Соборной горы в том виде, в котором он существует сегодня, сложился в основном к середине XVIII века. Как хорошо, что в историческом центре Смоленска нет многоэтажной застройки! Благодаря этому бирюзовый с белой лепниной собор хорошо виден почти из любой точки города, и даже из проезжающих через Смоленск поездов. Слева - Успенский собор, справа - надвратный Богоявленский собор, построены в разные годы, но в одном стиле - барокко. Попасть на вершину Соборного холма можно, пройдя под сводом надвратного Богоявленского собора, построенного в 1787 году, или по лестнице с Большой Советской.

2. В конце XI века Смоленск стал удельным городом внука Ярослава Мудрого - Владимира Мономаха. Князь придавал большое значение Смоленску. В 1101 году он заложил здесь большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. Владимир Мономах принял участие в освящении собора и тогда же поместил в нем образ Божией Матери Одигитрии. К 40-м годам XII века сложился древний архитектурный ансамбль на Соборной горе.

3. На Соборной горе располагается не только ансамбль Успенского собора, но и комплекс архиерейского двора.

4. До начала XVII века, несмотря на бурные исторические события, происходившие в Смоленске, собор сохранял первоначальный вид. В 1609 году польский король Сигизмунд выступил в военный поход против России. В сентябре этого же года польское войско осадило Смоленск. Героическая оборона города продолжалась 20 месяцев. Во время штурма были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. Взрывом был разрушен практически весь верх собора. Поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костел.

5. После возвращения Смоленска царь Алексей Михайлович, заботясь о построении православных церквей в возвращенных от Польши городах, 30 ноября 1676 года прислал Смоленскому архиепископу Симеону план для построения Смоленского Успенского собора на месте прежней церкви. 2 августа 1677 года собор был заложен. Строительные работы шли сначала довольно быстро. Но с 1679 года строительство храма было приостановлено и только в 1728 году возобновилось. Автором проекта достройки собора считается архитектор Антон Иванович Шедель. 13 августа 1740 года собор был освящен. Но его непрочность обнаружилась почти сразу: опасные трещины появились в сводах и куполах. Было решено тесовую крышу заменить жестяной.

6. К 1760 году архитектор Петр Обухов перестроил главы собора. Он убрал семиглавое завершение и увенчал собор традиционным пятиглавием, вместо большого каменного купола установил деревянный.

7. В XIX и XX веках собор пережил тяжелые времена. Он чудом уцелел во время Отечественной войны 1812 года. Взяв Смоленск, французы не только не разрушили храм, но и охраняли его. Исчез лишь шлем покровителя Смоленска Святого Меркурия. Во время Великой Отечественной войны собор тоже устоял, однако навсегда утратил свою главную святыню - Смоленскую чудотворную икону Божьей матери "Одигитрия".

8. Кованые ворота, ведущие во двор собора.

9. У северо-западного угла собора в 1766-1772 годах была возведена изящная двухъярусная колокольня. Она имеет выпуклую крышу с главкой и два этажа, нижний из которых возведен на остатках колокольни XVII века. Каменная ограда вокруг Успенского собора и верхняя часть лестницы из гранита строились одновременно c колокольней (60-70-е годы XVIII века).

10. К восточной стене колокольни примыкает пристройка для часов. Часы были изготовлены в 1791 году смоленским мастером В. Соколовым.

11. Деталь декора колокольни.

12. На бирюзовых фасадах собора и колокольни - обилие белого барочного декора.

13. Около колокольни на деревянной подставке стоит древний колокол. Дата на нём -1636 год.

14. С двух сторон от входа в собор висят таблички, рассказывающие о героической истории Смоленска: "Памятник архитектуры Успенский собор. Возведен как памятник героической обороны Смоленска в 1609-1611 гг. Строительство его начато в 1677 году московским каменных дел подмастерьем Алексеем Корольковым. В 1679 году при строительстве обрушилась восточная стена. Работы прекратились. Строительство собора закончено в 1732-1740 гг. по проекту архитектора Шеделя А.И.".

15. Собор хранит множество уникальных предметов. Главные его святыни - Смоленская икона Богоматери "Одигитрия", сандалии святого Меркурия, покровителя Смоленска, шитая пелена "Положение во гроб".
Пятиярусный иконостас собора выполнен в 1730-40-х годах украинским резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым. Иконы написаны, вероятно, теми же мастерами. Иконостас - выдающийся памятник барочной архитектуры.

16. Точно не известно, как попала на Русь древняя икона "Одигитрия". По преданию, ее привезла дочь византийского императора Константина IX Мономаха, которую выдали замуж за князя Всеволода Ярославича. У византийской царевны и русского князя родились сын Владимир и дочь Янка. После смерти родителей икона перешла Владимиру Мономаху. Именно он в начале XII века привез ее в Смоленск и поместил в новый собор. Тогда она и стала называться "Смоленской".
Образ был чудотворным. Одним из главных чудес стало избавление города от нашествия Батыя в 1239 году. По велению иконы праведный воин Меркурий отправился во вражеский стан и ценой своей жизни спас Смоленск. Меркурия причислили к лику святых и похоронили в соборной церкви.
В 1941 году на месте пропавшей иконы был установлен образ Богоматери "Одигитрия" (1602), привезенный Борисом Годуновым. Сейчас эта икона находится в правой части собора, к ней ведут две чугунные лестницы, сходящиеся на чугунной площадке у иконы.

17. В левом опорном столбе находится другая святыня смоленского собора - плащаница "Положение во гроб". Как гласит вышитая на ней надпись у ног Христа - плащаница была вышита в мастерских Ефросиньи Старицкой в 1561 году. Княгиня Старицкая, тетка Иоанна Грозного, была замешана в заговоре против Иоанна. В 1563 году она была сослана в Горицкий монатстырь близ Кириллова. Кроме этой плащаницы сохранились еще две, из мастерских Старицкой - одна в Троице-Сергиевом монастыре (1561), вторая в Русском музее (1560).
Плащаница, находящаяся в Успенском соборе, была вкладом княгини в Успенский собор Московского Кремля. Из него вместе с другими ценностями плащаница была похищена французами в 1812 году и отправлена во Францию. Смоленские партизаны отбили наполеоновский обоз и в награду за это плащаница была пожалована смоленскому Успенскому собору.

22. 9-12 июня стали особенными днями для Свято-Успенского кафедрального собора. В собор были доставлены частица мощей - десница святого великомученика Георгия Победоносца, и чудотворная икона.

23. Ковчег с мощами сопровождала делегация монахов-афонитов монастыря Ксенофонт. Они же принимали записки у верующих во дворе собора.

24. На Соборной горе в сувенирном магазине можно купить иконы, книги, буклеты.

25. Вид от Успенского собора на Воскресенский монастырь.

27. Лестница, ведущая из собора. Направо - памятник Кутузову и автостоянка, налево - Большая Советская.

29. За стенами собора...

.

30. Вид на колокольню и Успенский собор.

33. Интересно, что исторически комплекс Соборной горы начинается не с собора, а со смотровой площадки в восточной части. Здесь когда-то находился княжеский терем, построенный в середине XII столетия, предположительно, князем Ростиславом.

Высится храм, поражающий взор своей дивной красотой. Но ещё большего удивления достойна его история, на протяжении которой храму довелось благополучно пережить и наполеоновское нашествие, и гитлеровскую оккупацию, и тяжёлые годы атеистический гонений. Это Успенский кафедральный собор.

Смоленск во глубине веков

Самые ранние археологические слои, обнаруженные во время раскопок на территории, прилегающей к Храмовой горе, относятся к IX веку. Установлено, что там же двумя столетиями позже был воздвигнут детинец - религиозно-административный центр всего обширного княжества. Его фрагменты в ходе работ стали достоянием учёных. Это позволяет с полной уверенностью отнести Смоленск к числу древнейших городов Руси.

Согласно знаменитой Ипатьевской летописи, в 1101 году в Смоленске на вершине холма, получившего впоследствии название Храмовой горы, была заложена церковь, в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Произошло это событие именно на том месте, где в наши дни высится Свято-Успенский собор. Смоленск в те годы занимал главенствующее положение среди других городов княжества, поскольку в нём помещалась резиденция его правителя - Владимира Мономаха.

Храм, ставший центром крепости

Строительство заняло без малого полвека, и в 1150 году он был торжественно освящён, став первым каменным храмом в городе. Описание Успенского собора в Смоленске того периода не сохранилось, не дошли до нас и его изображения. Известно только, что четыреста пятьдесят лет он простоял без каких-либо существенных перестроек и в своём первозданном виде дожил до Смутного времени, обрушившегося на Россию в начале XVII столетия.

Беда стряслась в 1609 году, когда польские захватчики во главе с королём Сигизмундом III взяли в осаду Смоленск. Успенский собор в те дни стал местом непрестанной молитвы горожан о ниспослании им победы над супостатами. И Пречистая Богородица в течение двух лет хранила их под Своим Покровом, не давая врагу вступить в город. Но случилось то, чем нередко заканчивались героические обороны многих крепостей: нашёлся предатель, указавший врагам уязвимое место в стене.

Православный собор, ставший костёлом

Ворвавшись в город, поляки устремились к Храмовой горе, на вершине которой в Успенском соборе укрылись многие жители города. И вот, когда они уже пытались взломать двери, холм вздрогнул от взрыва небывалой силы. Своды храма обрушились, погребая под собой укрывшихся внутри горожан, а вместе с ними и врагов, вплотную подступивших к святыне.

Как выяснилось позже, это был взорван пороховой склад, помещавшийся в толще горы. Смоляне предпочли смерть плену и рабству. Так, 3 июня 1611 года в результате постыдного предательства одного из его жителей пал Смоленск. Успенский собор захватчики не стали разрушать до основания, а перекрыв верхнюю часть досками, воздвигли кровлю и превратили в костёл.

Возведение нового собора

После изгнания захватчиков предпринималась попытка восстановить собор в прежнем виде, но стало очевидным, что сделать это не удастся - слишком велики оказались повреждения. В итоге было решено его разобрать и строить заново на прежнем месте. Живое участие в судьбе собора принял государь Алексей Михайлович, в 1676 году приславший смоленскому архиепископу Симеону подробный план строительства и значительную часть средств на его реализацию. Вместе с деньгами и необходимыми материалами из Москвы прибыл и опытный мастер Алексей Корольков.

Через год состоялась торжественная закладка собора, и с этого дня работа закипела. Его стены поднимались с такой быстротой, что за проявленное усердие царь счёл должным возвести архиепископа Симеона в сан митрополита и наградить шестёркой отменных лошадей. Однако торжества оказались преждевременны - вследствие отступления от проекта, допущенного в ходе работ, едва поднявшееся здание оказалось в аварийном состоянии, и строительство пришлось прервать на долгие годы.

Постройка второго храма в Смоленске

Попытка исправить положение предпринималась в 1712 году при митрополите Дорофее (Каменском), но неудачная, и в результате были искажены пропорции здания. За отсутствием средств, и в силу иных причин, работы удалось возобновить лишь в 1728 году. Их инициатором стал архиепископ Гедеон (Вишневский), назначенный к тому времени в Смоленск.

Успенский собор в том виде, в котором он сегодня предстаёт нашим взорам, часто сравнивают с петербургскими дворцами Петровской эпохи. И это сходство неслучайно. Дело в том, что для его реконструкции был приглашён знаменитый архитектор Иоганн Готфрид Шедель, обессмертивший своё имя постройкой дворцов Меньшикова в Санкт-Петербурге, Ораниенбауме, Стрельне, а также, внесший неоценимый вклад в создание храмового комплекса Киево-Печерской лавры. Именно ему была доверена постройка собора, предназначенного стать не только религиозным центром, но и памятником мужеству смолян в борьбе с польскими интервентами.

Создание окончательного варианта собора

Новое творение мастера - храм, выполненный в стиле барокко и увенчанный семью куполами, поражал своей красотой. В августе 1740 года он был освящён. Но в погоне за внешним совершенством зодчий, как видно, допустил ряд инженерных просчётов, в результате которых уже через двадцать лет центральный купол и примыкавший к нему западный обвалились.

Исправлять ошибки своего предшественника пришлось российскому архитектору Петру Ивановичу Обухову, приглашённому с этой целью в 1768 году. Прежний центральный купол, выполненный из камня, он заменил более лёгким деревянным, а семь глав сменил пятиглавием, более традиционным для русской храмовой архитектуры. Внёс он также ряд иных новшеств, позволивших придать собору надлежащую прочность. Работы были завершены в 1772 году, и с тех пор Успенский собор в Смоленске, фото которого представлены в статье, сохранился в неизменном виде.

Святыня, не тронутая врагом

С тех памятных времён Господь неизменно хранил святыню, возведённую на вершине Храмовой горы. В последующие годы Смоленск дважды был оккупирован врагами. Первый раз это произошло в 1812 году. Трудно поверить, но Наполеон, поражённый красотой и величием собора, не только не позволил его разграбить, но даже приказал выставить возле него часовых.

То же произошло и в годы Великой Отечественной войны. После захвата города командовавший немецкими танковыми частями генерал-полковник Вермахта Гейнц Гудериан, как и его французский предшественник, запретив солдатам прикасаться к ценностям, находившимся в соборе, принял меры для их сохранности. Не причинили храму вреда и советские снаряды, которыми обстреливался Смоленск - Успенский собор было запрещено использовать в качестве ориентира для наведения орудий.

Музей атеизма, спасший церковные ценности

Отвёл Господь от собора и главную опасность, нависшую над святынями российского православия в годы многочисленных антирелигиозных кампаний, проводившихся в советский период: он не был разрушен. В первые годы, последовавшие после октябрьского переворота, в центральной части собора размещался музей атеизма, но и это пошло ему на пользу - позволило спасти все, что долгие годы хранил в своих стенах Успенский собор (Смоленск) - иконы, книги, облачения и всевозможную церковную утварь.

Успенский собор, построенный в Смоленске, необычайно велик. Внутренней площадью, равной 2 тыс. квадратных метров, он в два раза превосходит одноименный собор Московского Кремля. Высота его стен равна почти тридцати метрам, а хоры подняты над полом на восемнадцать с лишним метров. Четыре колонны делят его на три нефа (отделения). Они же поддерживают свод, венчающий Успенский собор (Смоленск). Иконостас, создававшийся в период 1730-1740 года знаменитым резчиком С. Трусицким и его ближайшими помощниками, признан мировым шедевром декоративно-прикладного искусства.

Главной святыней собора является список хранившейся здесь некогда, но утерянной в годы войны иконы Смоленской Божьей Матери Одигитрии. Создан он в начале XVII века, и прежде находился в церкви, расположенной над Днепровскими воротами Смоленской крепости. Другой весьма почитаемой святыней являются сандалии небесного покровителя города святого Меркурия Смоленского, во дни земной жизни в одиночку, но при покровительстве Небесных Сил сумевшего отогнать от городских стен полчища татар.

Успенский собор Смоленска - сердце города

Мономахов Успенский собор в Смоленске простоял ни много ни мало четыре века. А в 1611 г., когда польские войска ворвались в город, жители Смоленска взорвали себя в храме. Новый собор построили лишь в 1740 г.

В результате кропотливого труда не одного поколения зодчих на горе вырос храм, который своими размерами превосходил все известные постройки того времени и считался самым величественным в России.

Праздничный и торжественный, пятиглавый Успенский собор удивляет барочным декором фасада и внутреннего убранства. Главный храм Смоленска наполнен светом и божественным блеском золоченого иконостаса середины XVIII в.


Саша Митрахович 11.03.2016 11:19


В «Указателе церковных древностей г. Смоленска» есть такие слова:

«Смоленскй кафедральный Успенский собор принадлежит к числу знаменитых и величественных храмов нашего отечества. Он служит лучшим украшением г. Смоленска, а вместе с тем и самою дорогою его святынею. Построенный почти в центре города, на высокой горе, он сразу выделяется из массы городских зданий как своею грандиозностью, так и своим открытым видом. Поднимаясь своими куполами и крестами в небесную высь, он кажется стоящим выше города и господствующим над всею окрестностью».

Действительно, расположение Свято - Успенского кафедрального собора в Смоленске донельзя удачно. Но за это следует быть благодарными зодчим скорее , а не . А вот внушительные размеры, позволяющие собору доминировать в городском ландшафте, и его торжественный архитектурный облик — заслуга мастеров XVII—XVIII веков.

С композиционной точки зрения архитектура Успенского собора Смоленска повторяет многие древние храмы. Крестово-купольный, четырехстолпный, он представляет собой массивный куб с выступающими алтарными апсидами, увенчанный традиционным пятиглавием (как помним, сначала было семь глав). В оформлении заметно сильное барочное влияние, причем это барокко в его украинском изводе.

Автором декоративной концепции Успенского собора следует считать Антона Ивановича Шеделя, сына немецкого архитектора Готфрида Иоганна (рус. — Ивана Ивановича) Шеделя, прибывшего в Россию еще в 1713 году и много строившего в Санкт-Петербурге и Киеве. В частности, Шеделю-старшему принадлежат проекты и Большой Лаврской колокольни в Киеве.

Работал архитектор в стиле барокко, и творчество его сына тоже оказалось задано рамками этого пышного стиля. К сожалению, мы почти ничего не знаем о жизни А. И. Шеделя, другие его произведения — кроме Успенского собора — нам не известны. А то, что спустя несколько лет после окончания постройки своды собора дали опасные трещины, конечно, не говорит в пользу того, что Антон Иванович был выдающимся зодчим. Но запоминающийся облик Успенского собора в Смоленске ему удалось создать.

Возле северо-западного угла собора находится двухъярусная колокольня постройки 1766—1772 годов с часовой пристройкой.

До революции соборная колокольня обладала прекрасной звонницей. Среди прочих имелись:

«праздничный колокол весом 100 пудов, полиелейный 450 пудов и будничный 65 пудов... Еще колокол с надписью: „Каштом и накладом славетнего пана Ивана Семеновича Водозовича, мещанина Головчинского; подал тот звон до церкви Преображения Спаса, на честь и хвалу Богу, року 1634“. Весом колокол 31 пуд 30 фунтов»

После революции звонницу расхитили, впоследствии колокола пришлось собирать заново.


Саша Митрахович 20.05.2017 07:31


Успенский собор в Смоленске достаточно велик, внутренняя площадь его — около двух тысяч квадратных метров. Четыре столпа делят пространство на три нефа, а на высоте 18,65 метра устроены хоры, опоясывающие стены собора с трех сторон (кроме восточной).

Собор исторически имеет два престола — главный в честь Успения Пресвятой Богородицы и южный в честь . Северный придел никогда не освящался.

В 1983 году был освящен дополнительный придел в усыпальнице смоленских архиереев; его посвятили Собору смоленских святых.

Иконостас Успенского собора в Смоленске


Главное украшение интерьера Успенского собора Смоленска — его резной позолоченный иконостас, созданный артелью малороссийских мастеров. Резьба выполнена в два слоя, преобладающие мотивы — растительные. Помимо традиционных виноградных лоз, мы, присмотревшись, увидим здесь цветы мальвы, подсолнечника, листья аканта, дуба и клена, сплетающиеся между собой в завораживающий узор. Отдельного внимания заслуживает виртуозная работа позолотчика С. Яковлева. Прежде нанесения позолоты рама иконостаса была выкрашена в голубой цвет, а некоторые детали — посеребрены, благодаря чему удалось подчеркнуть многоплановость резьбы.

Царские врата

Особенно искусно выполнены царские врата — центральная деталь иконостаса. Их венчает резное изображение пеликана, который кормит своей плотью птенцов. Да, именно так: когда зоология как наука находилась еще в младенческом состоянии, считалось, что пеликан питает своих отпрысков собственным телом. Благодаря этому заблуждению он стал одним из важных христианских символов.

В верхней части иконостаса помещены трехметровые деревянные скульптуры ангелов.

Почти все иконы в иконостасе неоднократно реставрировались и переписывались. Впервые это произошло в 1760-е годы, когда его полностью разобрали и, вынесши из собора, заново позолотили, а иконы «поновили». Полностью переписаны все иконы были в 1888 году, а в 1900 году еще одной «переписи» подверглись образа Одигириевского придела.

В первоначальном виде сохранился лишь один образ иконостаса — «Великий Архиерей», изображающий Христа в архиерейском облачении на престоле. В алтаре нетронутым сохранился запрестольный образ Божией Матери.


Саша Митрахович 20.05.2017 07:46


На протяжении нескольких столетий Успенский собор является средоточием церковной жизни Смоленщины. Тысячи верующих ежегодно приходят сюда, чтобы помолиться перед чудотворной .

В советскую эпоху Успенский собор находился в уникальном положении. В большинстве епархий кафедральные храмы после революции были разрушены или музеефицированы. В истории Успенского собора тоже есть музейный период — но довольно краткий: с конца 1920-х до начала 1940-х. В 1941 году собор открылся и больше уже не закрывался, служа для верующих смолян утешением, а для властей — своего рода внешнеполитическим козырем, который удобно было демонстрировать интуристам для опровержения «мифа» о притеснении Церкви в СССР. Естественно, исходя из этих соображений, Успенский собор поддерживали в должном состоянии и периодически реставрировали. Так, в 1970-е годы некоторые иконы местного, деисусного и пророческого рядов, а также круглые образа пятого яруса иконостаса реставраторы очистили от позднейших записей.

Сегодняшние дни

Продолжились реставрационные работы и в новейшее время. В 2010 году, например, была полностью отреставрирована резная рама иконостаса, представляющая собой драгоценный памятник искусства XVIII века.

В 2012 году из собора забрали на реставрацию Смоленскую икону Божией Матери. Святыня давно уже нуждалась в помощи специалистов, ее увезли в Москву, приурочив «увоз» к 200-летнему юбилею Бородинского сражения.

10 сентября, после вечернего богослужения, Смоленскую икону вынесли из собора крестным ходом и установили у памятника М. И. Кутузову, откуда около часу ночи она отбыла на Бородинское поле. Как в 1912 году, когда Россия праздновала столетие победы над Наполеоном. И как двести лет назад, когда святыня, вынесенная из надвратной Одигитриевской церкви, прошла вместе с русским войском до Москвы и обратно. (Та Смоленская икона, которая сейчас пребывает в Успенском соборе, есть именно икона из надвратной церкви; первообраз, вложенный в собор Владимиром Мономахом, утрачен в 1941 году.)

Успенский собор Смоленска - это и главный, кафедральный собор города, и памятник, символизирующий героическую и бурную его историю, и, вместе с остальными постройками Соборной горы, роскошный архитектурный ансамбль, являющийся главной доминантой Смоленска, его символом и украшением. Если здесь не побывать, значит, и города не увидеть. И поэтому первым делом отправляемся к Свято-Успенскому собору.

1. Ансамбль Соборной горы в том виде, в котором он существует сегодня, сложился в основном к середине XVIII века. Как хорошо, что в историческом центре Смоленска нет многоэтажной застройки! Благодаря этому бирюзовый с белой лепниной собор хорошо виден почти из любой точки города, и даже из проезжающих через Смоленск поездов. Слева - Успенский собор, справа - надвратный Богоявленский собор, построены в разные годы, но в одном стиле - барокко. Попасть на вершину Соборного холма можно, пройдя под сводом надвратного Богоявленского собора, построенного в 1787 году, или по лестнице с Большой Советской.

2. В конце XI века Смоленск стал удельным городом внука Ярослава Мудрого - Владимира Мономаха. Князь придавал большое значение Смоленску. В 1101 году он заложил здесь большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. Владимир Мономах принял участие в освящении собора и тогда же поместил в нем образ Божией Матери Одигитрии. К 40-м годам XII века сложился древний архитектурный ансамбль на Соборной горе.

3. На Соборной горе располагается не только ансамбль Успенского собора, но и комплекс архиерейского двора.

4. До начала XVII века, несмотря на бурные исторические события, происходившие в Смоленске, собор сохранял первоначальный вид. В 1609 году польский король Сигизмунд выступил в военный поход против России. В сентябре этого же года польское войско осадило Смоленск. Героическая оборона города продолжалась 20 месяцев. Во время штурма были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. Взрывом был разрушен практически весь верх собора. Поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костел.

5. После возвращения Смоленска царь Алексей Михайлович, заботясь о построении православных церквей в возвращенных от Польши городах, 30 ноября 1676 года прислал Смоленскому архиепископу Симеону план для построения Смоленского Успенского собора на месте прежней церкви. 2 августа 1677 года собор был заложен. Строительные работы шли сначала довольно быстро. Но с 1679 года строительство храма было приостановлено и только в 1728 году возобновилось. Автором проекта достройки собора считается архитектор Антон Иванович Шедель. 13 августа 1740 года собор был освящен. Но его непрочность обнаружилась почти сразу: опасные трещины появились в сводах и куполах. Было решено тесовую крышу заменить жестяной.

6. К 1760 году архитектор Петр Обухов перестроил главы собора. Он убрал семиглавое завершение и увенчал собор традиционным пятиглавием, вместо большого каменного купола установил деревянный.

7. В XIX и XX веках собор пережил тяжелые времена. Он чудом уцелел во время Отечественной войны 1812 года. Взяв Смоленск, французы не только не разрушили храм, но и охраняли его. Исчез лишь шлем покровителя Смоленска Святого Меркурия. Во время Великой Отечественной войны собор тоже устоял, однако навсегда утратил свою главную святыню - Смоленскую чудотворную икону Божьей матери "Одигитрия".

8. Кованые ворота, ведущие во двор собора.

9. У северо-западного угла собора в 1766-1772 годах была возведена изящная двухъярусная колокольня. Она имеет выпуклую крышу с главкой и два этажа, нижний из которых возведен на остатках колокольни XVII века. Каменная ограда вокруг Успенского собора и верхняя часть лестницы из гранита строились одновременно c колокольней (60-70-е годы XVIII века).

10. К восточной стене колокольни примыкает пристройка для часов. Часы были изготовлены в 1791 году смоленским мастером В. Соколовым.

11. Деталь декора колокольни.

12. На бирюзовых фасадах собора и колокольни - обилие белого барочного декора.

13. Около колокольни на деревянной подставке стоит древний колокол. Дата на нём -1636 год.

14. С двух сторон от входа в собор висят таблички, рассказывающие о героической истории Смоленска: "Памятник архитектуры Успенский собор. Возведен как памятник героической обороны Смоленска в 1609-1611 гг. Строительство его начато в 1677 году московским каменных дел подмастерьем Алексеем Корольковым. В 1679 году при строительстве обрушилась восточная стена. Работы прекратились. Строительство собора закончено в 1732-1740 гг. по проекту архитектора Шеделя А.И.".

15. Собор хранит множество уникальных предметов. Главные его святыни - Смоленская икона Богоматери "Одигитрия", сандалии святого Меркурия, покровителя Смоленска, шитая пелена "Положение во гроб".
Пятиярусный иконостас собора выполнен в 1730-40-х годах украинским резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым. Иконы написаны, вероятно, теми же мастерами. Иконостас - выдающийся памятник барочной архитектуры.

16. Точно не известно, как попала на Русь древняя икона "Одигитрия". По преданию, ее привезла дочь византийского императора Константина IX Мономаха, которую выдали замуж за князя Всеволода Ярославича. У византийской царевны и русского князя родились сын Владимир и дочь Янка. После смерти родителей икона перешла Владимиру Мономаху. Именно он в начале XII века привез ее в Смоленск и поместил в новый собор. Тогда она и стала называться "Смоленской".
Образ был чудотворным. Одним из главных чудес стало избавление города от нашествия Батыя в 1239 году. По велению иконы праведный воин Меркурий отправился во вражеский стан и ценой своей жизни спас Смоленск. Меркурия причислили к лику святых и похоронили в соборной церкви.
В 1941 году на месте пропавшей иконы был установлен образ Богоматери "Одигитрия" (1602), привезенный Борисом Годуновым. Сейчас эта икона находится в правой части собора, к ней ведут две чугунные лестницы, сходящиеся на чугунной площадке у иконы.

17. В левом опорном столбе находится другая святыня смоленского собора - плащаница "Положение во гроб". Как гласит вышитая на ней надпись у ног Христа - плащаница была вышита в мастерских Ефросиньи Старицкой в 1561 году. Княгиня Старицкая, тетка Иоанна Грозного, была замешана в заговоре против Иоанна. В 1563 году она была сослана в Горицкий монатстырь близ Кириллова. Кроме этой плащаницы сохранились еще две, из мастерских Старицкой - одна в Троице-Сергиевом монастыре (1561), вторая в Русском музее (1560).
Плащаница, находящаяся в Успенском соборе, была вкладом княгини в Успенский собор Московского Кремля. Из него вместе с другими ценностями плащаница была похищена французами в 1812 году и отправлена во Францию. Смоленские партизаны отбили наполеоновский обоз и в награду за это плащаница была пожалована смоленскому Успенскому собору.

22. 9-12 июня стали особенными днями для Свято-Успенского кафедрального собора. В собор были доставлены частица мощей - десница святого великомученика Георгия Победоносца, и чудотворная икона.

23. Ковчег с мощами сопровождала делегация монахов-афонитов монастыря Ксенофонт. Они же принимали записки у верующих во дворе собора.

24. На Соборной горе в сувенирном магазине можно купить иконы, книги, буклеты.

25. Вид от Успенского собора на Воскресенский монастырь.

27. Лестница, ведущая из собора. Направо - памятник Кутузову и автостоянка, налево - Большая Советская.

29. За стенами собора...

.

30. Вид на колокольню и Успенский собор.

33. Интересно, что исторически комплекс Соборной горы начинается не с собора, а со смотровой площадки в восточной части. Здесь когда-то находился княжеский терем, построенный в середине XII столетия, предположительно, князем Ростиславом.