Протоиерей Алексий Кульберг: «Помолиться Богу и увидеть друг друга. Евгений, епископ Нижнетагильский и Невьянский (Кульберг Алексей Сергеевич) Епископ евгений кульберг семья

«Молиться за тебя - моя отрада, когда мы разлучены. Не могу привыкнуть быть без тебя...» Эта бегущая строка в трамвае между рекламой ветклиники и концерта Баскова вызывает недоумение. Что это? Откуда? Для чего?

Объясняется все просто: это промокампания портала , запущенного на днях Екатеринбургской епархией. Задействованы все информационные ресурсы: инфоносители в общественном транспорте и торговых центрах, телевидение, радио, все возможные соцсети.

Почему именно сейчас появился этот интернет-ресурс и что с его помощью хотят сделать представители Православной церкви - об этом мы поговорили с владыкой Евгением.

- Когда началась работа над порталом и что к ней подтолкнуло, что стало поводом?

Во время «Царских дней» в этом году, когда мы шли крестным ходом, мы увидели, насколько разные люди принимают в нем участие. Есть те, кто глубоко погружен в тему царской семьи, ее истории, их подвига. Есть те, кто фанатично привержен какой-то части идей, и в этом своем фанатизме они становятся в лучшем случае посмешищем, в худшем - опасными для общества. Есть люди невежественные - они идут за компанию, потому что идет кто-то. А есть те, кто мог бы идти с нами, но не идет - в силу своего незнания, недостаточной информированности.

Тогда мы и поняли, что необходимо просветить людей, дать им информацию - без каких-то своих суждений, без искажения, без оценок, чтобы в итоге они сами сформировали мнение о семье последнего российского императора, о том, какими эти люди были в жизни. Поэтому на нашем портале нет описаний исторических событий глазами ученых, нет толкований того или иного поступка. Мы собрали только первоисточники: кинохронику, фотографии, выдержки из писем и дневников.

Портал запустили за две недели до общероссийской премьеры фильма Алексея Учителя «Матильда», взорвавшего российское общество - в том числе в буквальном смысле. Сайт - это такой способ противостоять киноленте?

Настолько сужать смысл нашего портала я бы не стал. Вот, скажем, человек, поймал вирус - у него сразу возникают разные симптомы: из носа течет, горло болит, температура, слабость. Врач не говорит: «Давай я тебе выпишу таблетки - и у тебя перестанет течь из носа». Он смотрит глубже, он ищет причину - вирус ли это или ослабленный иммунитет. И лечит именно причину.

«Матильда» - это лишь одна «соплинка» в организме, пораженном вирусом неправды или недостатка информации. Ведь не сейчас же все это началось - искажение образа российского государя. Еще при жизни царя выходили статьи, в которых превратно толковались какие-то его действия, решения. Мы находим такую реакцию в дневниках современников Николая II: люди не могут поверить, что можно так с ног на голову перевернуть информацию. А в итоге именно этот образ попал в школьные учебники, а из них - в представления большей части современного общества о царской семье. Задача нашего портала - попробовать этот образ изменить.

Те, кто уже посмотрел «Матильду», в том числе депутаты Госдумы, говорят, что образ царя, созданный в фильме, . Почему же Церковь так яростно противится фильму? Вообще, думаю, не у меня одной складывается впечатление, что шумиху вокруг картины начали сами священнослужители - чтобы хотя бы таким образом пробудить у людей интерес к личности царя.

Насколько мне известно, Церковь этим не занималась и не занимается. Манипуляции с сознанием, мол, давайте мы сейчас создадим инфошум, привлечем внимание к этой теме - это не наши механизмы, не наши методы.

Что касается уважения... Знаете, даже в самом разложившемся - духовно, морально - человеке, остается образ Божий. Я, как священник, встречаю таких людей: они во все тяжкие и лютые пускались по ходу жизни, клейма на них ставить некуда, но поговоришь - и в нем есть искра Божия! Так и с «Матильдой»: уважение к царю у тех, кто посмотрел ленту, появляется не благодаря, а вопреки тому, что хотели донести до зрителей создатели ленты.

Поймите, основная претензия к «Матильде» не в том, что там рассказывается история отношений молодого Николая и балерины, а в том, как она рассказывается. Такой фильм можно было бы снять о царе Салтане, царе Гвидоне - любом царе из тридесятого царства, но не о реальной фигуре. В фильме взяты какие-то исторические точки, события, какие-то действительно жившие в то время деятели, и на эти точки режиссер и сценарист экстраполировали свою точку зрения, которая не имеет ничего общего с исторической реальностью.

Одна из опасностей фильма «Матильда», по мнению влыдыки Евгения, - в том, что он может сформировать образ, не соответствующий действительности. «Был такой фильм - «Россия молодая». В нем потрясающе, просто гениально роль царя Петра I сыграл Дмитрий Золотухин. Настолько гениально, что сейчас у многих, кто смотрел и любит этот фильм, Петр I ассоциируется только с этим образом из кинокартины. Но личность Петра - намного шире. И этот образ - лишь один из многих. В случае с «Матильдой» может произойти то же самое: образ Николая II из фильма люди будут трактовать как единственно верный. Особенно люди, не знающие исторической правды. А это не так», - поясняет владыка Евгений.

- Возможно, если бы ваш ресурс появился раньше, таких страстей вокруг фильма и не возникло бы.

В одной из детских книг, по-моему, «Дети капитана Гранта», описывается такой случай: в прерии начался пожар. Вроде бы надо бежать. Но герои остановились, замерли, прислушиваясь к природе: откуда подует ветер. А потом просто запалили степь с подветренной стороны. В результате две стены огня столкнулись, пожар иссяк - нечему было гореть.

Мы рассчитываем, что наша «стена огня» натолкнется на ту ложную информацию, которая сейчас повсюду. В итоге страсти схлынут - а знание останется.

Вы запустили большую промокампанию, рассказывающую о портале: щиты, ролики, соцсети. У людей сразу возникает вопрос: сколько это стоит, сколько всего будет таких щитов и за чей счет банкет? Пользователи нашего портала, например, говорят, что на щиты епархия средства нашла, а на умирающий в Сысерти фарфоровый завод денег нет...

Отвечу всем интересующимся: на эту кампанию епархия не потратила ни копейки своего бюджета. Все делается силами неравнодушных уральцев - это люди, которые зарабатывают здесь деньги, платят здесь налоги, создают рабочие места. И они понимают, насколько для Екатеринбурга важна исторически верная память о последнем императоре и его семье. Так что сколько будет счетов, оплаченных неравнодушными людьми, - столько будет и щитов.

- Не боитесь, что у людей возникнет информационный передоз?

Мы же часть общества, мы смотрим, как люди реагируют. Если поймем, что информация о кредитах и очередных детских подгузниках для них более актуальна, - что ж, будем выстраивать кампанию еще более интеллигентно. Хотя, по нашим ощущениям, сейчас человек в море зачастую ложной информации (когда, допустим, рекламируют какой-то «натуральный» продукт, а через минуту в другой передаче рассказывают, что в нем нет ничего натурального) ищет правду, ищет чистоту. На наших щитах он ее может найти. Если люди увидят эту правду через образ царской семьи, если найдут примеры настоящей чистоты, любви, уважения - это пойдет на пользу всему обществу.

Есть реальные события - и есть версии, как оно могло бы быть. Чтобы найти правду, было сформировано несколько комиссий, проведено множество экспертиз - начиная со следователя Соколова и заканчивая комиссией, проводящей свое расследование сейчас. Была еще комиссия 90-х гг., и на мой взгляд, своей целью найти ту самую правду она не ставила. Тем самым и скомпрометировала место и вообще дала основания для возникновения споров вокруг этих страшных находок.

Люди, которые работают над изучением останков сейчас, подходят к делу со всей серьезностью. Они не говорят: «Мы опубликуем результаты в мае или в октябре». Нет. Они сразу подчеркнули: «Результаты предоставим лишь тогда, когда снимем все вопросы, выясним максимально полную и достоверную информацию». Да и набор инструментов, исследовательских возможностей за это время изрядно прогрессировал. Все это, несомненно, вызывает доверие к результатам.

Впрочем, какими бы ни были выводы о подлинности останков, революционного значения лично для меня эта информация иметь не будет. Да, прекрасно, если у нас появится святыня, которая может сблизить наш народ, - я сочту это чудом Божьим. Если же нет, моего отношения к подвигу царской семьи это не изменит. Люди совершили свой подвиг при жизни, они приняли мученическую смерть за свой народ - это и есть подвиг.

Гораздо важнее, на мой взгляд, понять, как выстраивалась цепь событий: кто какие приказы отдавал, кто их исполнял или не исполнял. Для этого проводятся не только генетические и антропологические исследования, а еще и исторические: ученые разыскивают документы, поднимают архивы и т.д.

Конечно, 100-процентную правду знают только Господь Бог и царская семья. Когда мы достигнем тех высот, в которых они сейчас (а рано или поздно это случится с любым человеком), - они нам и дадут ответы на то, как это было. Правда, пересказать эти ответы мы уже не сможем никому. Но пока мы этих высот не достигли, наша задача - не погрузить себя в то зло, из-за которого такие страшные события произошли.

Евгений, епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии, (Кульберг Алексей Сергеевич) родился 25 сентября 1972 года в Подмосковье в семье военных инженеров. Крещен в младенчестве. Выпускник Московского авиационного института, в 2014 году защитил диплом в Екатеринбургской духовной семинарии, решением Священного Синода от 15 июля 2016 года избран викарием Екатеринбургской епархии с титулом Среднеуральский.

Александра Грипас

Владыка Евгений любезно согласился рассказать о том, как достойно пройти великопостный путь.

Владыка Евгений, расскажите, пожалуйста, нашим читателям, как правильно и с пользой провести Великий пост, чтобы достойно встретить Пасху?

Любое правило надо рассматривать применительно к конкретному человеку. Как готовятся к Крещению? Как готовятся к Исповеди? Как готовятся к Причастию? Есть общие правила. Так и у поста - есть общие правила. Мы знаем, что мясо не вкушаем, молоко не пь-ем, книги полезные чи-таем, ходим в храм.

Применяя это индивиду-ально к конкретному ч-еловеку, надо смотрет-ь, какой у него опыт. -Это первый в его жизн-и пост или не первый?- Какие подвиги он бра-л на себя в предыдущи-е годы? Какие книги о-н читал ранее? Какой -у него опыт Исповеди?- Какой опыт семейной -жизни: он семейный че-ловек или не семейный-? Это монах или мирс-кой человек?

В рамках известных пр-авил надо посмотреть,- что было год назад, -какой есть опыт прохо-ждения поста (если он- был), и попытаться ка-ждый год подниматься -на ступенечку выше по- лестнице добродетеле-й: прочитать то, чег-о не читал, побывать -на тех службах, на ко-торых не бывал; на ко-торых бывал - попытат-ься открыть их смысл -и чтоб этим смыслом с-ердце наполнилось. В -любом случае, жизнь х-ристианина - это всег-да восхождение, любой- пост - это особо выс-окая ступенечка в вос-хождении. Нужно расти-. Христианин должен в-ырасти за время поста-. А в подробностях вс-егда очень помогает д-уховник.

Если человек не име-ет никакого опыта - о-н недавно пришел к ве-ре, впервые соблюдает- Великий пост. Что по-советуете?

Посоветую посмотрет-ь на себя со стороны.- Вот, я не буду кушать- мясо. Вот, я буду в п-ервую неделю Великого- поста приходить на в-ечернюю службу. Вот, я- буду это делать и об-язательно смотреть на- себя со стороны: а ч-то со мной происходит-? Не в плане изменени-я веса, а в плане того, как душа и се-рдце отвечает на то, -что я делаю.

Конечно, если человек- первый раз начинает -поститься, необходимо- сделать упор на само-м главном - подготови-ться очень серьезно и- внимательно к Испове-ди, покаянию. Обязате-льно прочитать книгу -Бытия и книгу Исход, Великий покаянный ка-нон Андрея Критского с пояснениями, потому- что очень много имен- и событий, которые н-а Великом каноне чита-ются, если этих поясн-ений не услышать, то -ничего не поймешь - о-н может стать просто -сотрясением воздуха.

Поузнавать об особенн-остях, устроении вели-копостного пути. Позн-акомиться заранее с т-еми героями, которые -Великим постом встану-т на нашем пути, как -помощники - святой Гр-игорий Палама, свято-й Иоанн Лествичник, М-ария Египетская - поч-итать их жития. Это в-се равно, как мы прих-одим в первый раз в гости к хорошим интере-сным людям в дом, пос-мотреть, что они чита-ют, о чем они думают,- что они кушают. Так же «познакомиться»- с Великим постом: о- чем думают святые, п-опытаться с ними пого-ворить на языке святы-х, чтобы за время пер-вого поста полюбить, -насколько это возможн-о, постное житие и жда-ть следующего Великог-о поста уже с жаждой,- с трепетом.

Бывают ситуации, ко-гда кто-то хочет по в-сей строгости соблюда-ть пост и в еде, и в -молитве, ограничивает- себя в чтении художе-ственной литературы, отказывается от госте-й и театров... Тогда не-редко знакомые начина-ют советовать: не с-тоит так усиленно пос-титься, ты же работае-шь, ты же не монах. Ч-то вы скажите о таком- рвении?

Конечно, мы живем -в обществе, мы не мож-ем быть эгоистами. Ес-ли нам очень хочется -соблюдать пост - мы с-тараемся. Это замечат-ельно. Но если наш по-ст становится тягостн-ым для окружающих, мы- должны к этому внима-тельно отнестись.

Если окружающие требу-ют, чтобы мы ходили н-а дискотеки, ночные к-лубы и проводили врем-я праздно, то таким в-ремяпровождением можн-о и нужно пожертвоват-ь. А если наши дети, -родители, родные люди- нуждаются в общении -с нами, а мы этого не- делаем, говоря, что -«пост идет», то это н-еправильно.

Когда начинается Вели-кий пост, то в Церкви- очень четко звучит в-о время богослужения -свидетельство о том,- что пост - это не то-лько воздержание от е-ды и питья, удовольст-вий, но это воздержан-ие от пустых разговор-ов, от пустого времяпровождения. А если ра-зговоры с людьми не п-устые, если они являю-тся необходимостью, п-оддержкой другому чел-овеку, то такое общен-ие не является наруше-нием поста. Оно являе-тся испытанием нас на- мудрость и на зрелос-ть.

То есть в любой ситуа-ции нельзя действоват-ь по штампу: «с людьм-и не разговариваю, н-икуда не хожу» - это -неправильно. Вспомним- притчу про доброго -самарянина: когда одни- увидели измученного, умирающего ч-еловека, они считали,- что соблюдают пост, -им нельзя прикасаться- к умирающему, нельзя- прикасаться к крови -- они благочестивы, о-ни идут в храм. Прошл-и мимо. И Господь так-их «богомольцев и пос-тников» не принял, Он- показал их образ дей-ствия как богопротив-ный. А самарянин, который -тоже, может быть, шел- в храм помолиться, н-о увидев- страдания человека, -протянул ему руку пом-ощи. И это было приня-то как благо. Это - о-браз Самого Христа. И- в этом делани-и надо подражать Хрис-ту.

Какими могут быть «-степени поста»? Как о-тноситься к словам св-ятителя Иоанна Златоу-ста о том, что если п-остный стол выходит д-ороже, чем непостный,- то надо выбрать неп-остный, а разницу отд-ать бедным.

По нашему времени мож-но все сделать дорого- и все сделать недоро-го. Действительно, мо-жно сделать очень дор-огой постный стол, оч-ень изысканный, котор-ый будет гораздо доро-же, чем отварные соси-ски, и им так насладит-ься, что он как бы по-стом и не будет. А мо-жно пофантазировать, -внимательно отнестись- к своему опыту и поп-ытаться из простых пр-одуктов приготовить п-ростые недорогие блюд-а.

В Екатеринбурге прохо-дит фестиваль постной- кухни. В этом году о-н прошел 1 апреля. Н-а нем была предостав-лена возможность приг-отовить полноценный о-бед для семьи из пяти- человек за 500 рублей. -Это дорого или недоро-го? Для нашего времен-и это достаточно норм-ально. Постный, полноц-енный, интересный обед- за 500 руб. Хотя, е-сли приложить фантази-ю, можно приготовить -и за 300 руб. Как ска-зал один подвижник, «-от хлеба и воды еще н-икто не умирал».

Если кому-то хочется,- чтобы это было и пос-тненькое, и вкусненькое-, и изысканное - это -уже называется чревоу-годием, чревобесием и- иными церковнославя-нскими глаголами, кот-орые говорят о том, ч-то «не тем занимаемся-».

«Чтобы не случилась к середине поста госпитализация»

Очень важно человеку,- когда он начинает по-ститься, соотнести св-ое состояние здоровья- с предстоящим путем.- И если доктор сказал-, что тебе нужно обяз-ательно кушать творог-, то значит надо подо-йти к священнику, пог-оворить с ним, испро-сить благословения и -с сокрушением сердца -кушать творог Великим- постом. Не йогурт со- взбитыми сливками, а- простой коровий твор-ог.

Если врач говорит о -том, что тебе необход-имо вкушать какую-то -особую белковую или с-балансированную пищу,- нужно вкушать, чтобы- не случилась к серед-ине поста... госпитализ-ация. Все нужно делат-ь разумно, желательно- советуясь с умными -людьми.

Владыко, сейчас оче-нь распространена привычка при-водить цитаты святых -угодников и использов-ать это как некое пр-икрытие, чтобы себя о-т чего-то не очень уд-обного избавить. Напр-имер, цитируется дово-льно известное высказывание Филарета Моско-вского «Все ешь, люде-й не ешь», и многие считают это руководс-твом к действию...

По опыту, если с та-ким лукавством подход-ить к толкованию слов-, то людей все равно -ешь. Потому что нет м-ирного духа, и челове-к думает: вот сейчас наемся и буду спокой-ным. А Бог не дает ми-рного духа, потому чт-о когда ты подходил -к еде, ты лукавил.

В Патер-ике рассказывается, к-ак монах-постник при-шел в незнакомый дом,- ему поставили мясо, -и он стал его кушать.- Его спросили: «Почем-у ты ешь мясо?». А о-н удивился в ответ: «-А что, это мясо?». Т-ут дело не в лукавств-е, а в простоте: что дали, то он, как из р-ук Божиих, принял и ст-ал вкушать. Бог дал е-му благословение и не- поставил ему в грех.-

- Пост в еде - опора -для поста духовного. Тем не менее, немало- споров и разговоров -именно еда вызывает. -Например, некоторые г-оворят, что нельзя е-сть красные помидоры -из-за цвета, нельзя -есть киви - они «мохн-атые», нельзя есть с-оевое мясо или соевое- молоко. Это правильн-ый подход?

Кто чего ищет, то-т это и находит. Если- человек ищет огранич-ить свою страсть чрев-оугодия постом, смири-ть себя, то он будет -искать, как себя дейс-твительно смирить, ка-к покушать простую пи-щу и вообще не придав-ать этому большого зна-чения. Если у человека цель соблюсти все -правила, которые он г-де-то когда-то прочит-ал: не кушать круглог-о, квадратного, то...

В Соловецком монастыре -издревле Великим пост-ом кушали рыбу. Не по-тому, что там жили лю-ди, которые чревоугод-ничали, а потому, что- кроме рыбы там «ниче-го не растет». Если о-ни не будут есть рыбу-, им не пережить Вели-кий пост, потому что -очень суровый климат -и очень скудная еда.

В греческих монастыря-х рыбу не кушают, но -зато там употребляют -морепродукты, потому -что рядом море, котор-ое изобилует ими, и та-кой климат, что такая- пища является необхо-димой для питания. Гр-еки кушают ее один ра-з в день и немного. Они очень во многом с-ебя смиряют.

- А мореп-родукты - креветки, м-идии - это деликатес,- праздничная еда или белковая поддержка в по-ст?

На Средиземноморье м-орепродукты являются -примерно тем, что для- нас картошка, капуст-а, т.е. это подножный- корм, который и как -еду-то не воспринимаю-т, она практически ни-чего не стоит. А у -нас для того, чтобы -купить эти продукты, -надо потратить серьез-ную сумму. Каждый имеет возможно-сть оценить, что ему- купить - 5 кг картош-ки или 200 гр. кревет-ок. Картошку можно от-варить и пожарить, сд-елать из нее драники-, пюре или зразы и на-питать себя и всю сем-ью. Что до креветок - есл-и 30 лет назад было т-рудно найти кальмары,- мидии и креветки, се-йчас они есть в доста-точном количестве. С-читаю, что это не явл-яется перегибом в наш-е время - можно их ку-шать и думать о горне-м, а не о животе.

- Как совместить свет-скую работу, учебу и -Великий пост?

А как совместить жи-знь и Великий пост? В-еликий пост - это пом-ощь для светской рабо-ты, помощь для учебы -и помощь для общения -с окружающими людьми.- Великий пост - это т-о, что помогает нам н-ормализовать учебу, р-аботу и общение с бли-жними своими.

Если мы не соблюдали -Великий пост и не тре-нировались себя смиря-ть, как мы потом пойд-ем на Страшный Суд, к-ак будем отвечать за свою жизнь? Это гораз-до труднее, чем отвеч-ать на экзаменах или -выполнять какую-то св-етскую работу. Нужно -рисковать, нужно попр-обовать. Есть поговор-ка «волков бояться - в лес не ходить». Надо не бояться и спокойно входить в Великий пост.

- А как вводить в Вел-икий пост детей?

- Детей надо вводить -очень аккуратно, не н-ужно над детьми издев-аться: заставлять их -не есть, не пить - св-ерх меры поститься.

Мы все помним житие преподобного Сергия Радонежского, который с младенчества не вкушал молока, но это особый дар Божий. И пытаться сделать из своих- детей преподобных Се-ргиев - я говорю не теоретически, а исход-я из опыта - это очен-ь непростое занятие.

Потому что порой у де-тей в таких семьях во-зникает не любовь к п-осту, не любовь к пра-вославному образу жиз-ни, а наоборот, отто-ржение - дети не хот-ят так поститься, не -хотят смиряться.

«Ес-ли родители с любовью- приходят в церковь, -с любовью соблюдаю-т Великий пост, то эт-а любовь передастся д-етям»

Здесь нужна постепенн-ость. Дети, как прави-ло, любят то, что люб-ят их родители: если -родители любят смотре-ть телевизор, то дети- любят смотреть телев-изор. Если родители л-юбят читать книги, то- эта любовь передаетс-я детям, и они тоже л-юбят читать книги. Ес-ли родители с любовью- приходят в церковь, -с любовью они соблюдаю-т Великий пост, то эт-а любовь передастся д-етям. Если же это вне-шняя формальность, а -внутри царят раздраже-ние, обида, гнев, рас-каленность в отношени-ях, то, конечно, это -передастся детям.

Если при этом еще дет-ей заставляют кушать -невкусную еду, то - б-едные дети - мы вырас-тим просто нервных, и-спорченных людей.

- Как же поступать?

А как делать по-хорош-ему, по-правильному? -Каждый родитель, папы- и мамы, если они люб-ят своих детей - найд-ут ту форму, ту меру.- Для ребенка пост сос-тоит в том, что ему д-аются простые несложн-ые задания. Например,- во время вечерней мо-литвы, когда папа и м-ама молятся, приглаша-ется ребенок и все вм-есте совершают земные- поклоны. Потом ребен-ок отпускается, а мам-а с папой продолжают -молиться. Ребенок зна-ет, что он причастен -к какому-то очень серьезному делу.

Когда дело доходит до- вечернего времяпрово-ждения, то ради поста- откладываются просмо-тры мультфильмов или -каких-то развлекатель-ных передач, но родит-ели с любовью проводя-т время, читают интер-есную для ребенка кни-гу вместе, дают интер-есные поучения, запол-няют вечернее время д-обрым общением.

Родители с детьми вме-сте готовятся к поход-у в храм: если это де-вочка - подбирают осо-бую «постную» одежду-, вовлекают как в игр-у, чтобы ребенок сам интеллектуально разви-вался, думал о том, ч-то надеть, старался сд-елать аккуратной эту -одежду. Если это мальчик - ег-о соответствующим обр-азом тоже необходимо -подготовить.

Надо сделать, чтобы к-аждый шаг в церкви бы-л интересен и ребенок- был сопричастен к эт-ой интересной жизни н-е внешне, а внутренне-. Не так, чтобы «это -нельзя, то нельзя и -вообще - жить нельзя»-. Другой подход нуже-н: мы приносим жертв-у Богу, в этот период- мы живем немножечко -по-другому, и «давай- это будем делать вме-сте». «Это интересно, -и мы расскажем тебе, как». Чтобы ребенок полюбил вместе с родит-елями входить в Велик-ий пост.

После этого должна бы-ть такая же яркая Пас-ха, чтобы ребенок жда-л ее. Читайте «Лето Г-осподне» Ивана Шмелев-а - там очень интерес-ный рассказ о том, ка-к ребенок воспринимае-т Великий пост.

- Что еще посоветуете- из литературы почита-ть детям в Великий по-ст?

Дети - это очень ши-рокая категория - от -2-х до 16-ти лет. И у- каждого возраста сво-е чтение. Нужно посет-ить православный книж-ный магазин, можно по-сетить православную б-иблиотеку - пройтись -и подобрать, что серд-це подскажет, чтобы хорошо почитать вместе- с детьми Великим пос-том. Есть прекрасные -рассказы Лидии Чарско-й, есть замечательные- Шмелев и Лесков, у н-ас есть издательство «Никея», которое изд-ает огромный пласт ли-тературы. У нас есть -прекрасная Клавдия Лу-кашевич и белорусские- издательства, которы-е издают чудную детск-ую литературу.

Потрудитесь посвятить- время этим книгам, п-одобрать те, которые -подходят конкретно ва-шим детям по возрасту-. Но что самое главно-е, существенное - вы можете читать хоть «В-ойну и мир», если реб-енок соответствует по- возрасту, но делат-ь это надо вместе и о-бязательно обсуждать -прочитанное. Лучше пр-очитать немного и обс-удить, вместо того ч-тобы утомить ребенка -каким-то продолжительным чтением, которог-о он совершенно не по-нял, и оставить его о-дин на один с непрочу-вствованными, неосозн-анными страницами.

Евгений, епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии, (Кульберг Алексей Сергеевич) родился 25 сентября 1972 года в Подмосковье в семье военных инженеров. Крещен в младенчестве. Выпускник Московского авиационного института, в 2014 году защитил диплом в Екатеринбургской духовной семинарии, решением Священного Синода от 15 июля 2016 года избран викарием Екатеринбургской епархии с титулом Среднеуральский.

Александра Грипас

Владыка Евгений любезно согласился рассказать о том, как достойно пройти великопостный путь.

– Владыка Евгений, расскажите, пожалуйста, нашим читателям, как правильно и с пользой провести Великий пост, чтобы достойно встретить Пасху?

– Любое правило надо рассматривать применительно к конкретному человеку. Как готовятся к Крещению? Как готовятся к Исповеди? Как готовятся к Причастию? Есть общие правила. Так и у поста – есть общие правила. Мы знаем, что мясо не вкушаем, молоко не пь­ем, книги полезные чи­таем, ходим в храм.

Применяя это индивиду­ально к конкретному ч­еловеку, надо смотрет­ь, какой у него опыт. ­Это первый в его жизн­и пост или не первый?­ Какие подвиги он бра­л на себя в предыдущи­е годы? Какие книги о­н читал ранее? Какой ­у него опыт Исповеди?­ Какой опыт семейной ­жизни: он семейный че­ловек или не семейный­? Это монах или мирс­кой человек?

В рамках известных пр­авил надо посмотреть,­ что было год назад, ­какой есть опыт прохо­ждения поста (если он­ был), и попытаться ка­ждый год подниматься ­на ступенечку выше по­ лестнице добродетеле­й: прочитать то, чег­о не читал, побывать ­на тех службах, на ко­торых не бывал; на ко­торых бывал – попытат­ься открыть их смысл ­и чтоб этим смыслом с­ердце наполнилось. В ­любом случае, жизнь х­ристианина – это всег­да восхождение, любой­ пост – это особо выс­окая ступенечка в вос­хождении. Нужно расти­. Христианин должен в­ырасти за время поста­. А в подробностях вс­егда очень помогает д­уховник.

– Если человек не име­ет никакого опыта – о­н недавно пришел к ве­ре, впервые соблюдает­ Великий пост. Что по­советуете?

– Посоветую посмотрет­ь на себя со стороны.­ Вот, я не буду кушать­ мясо. Вот, я буду в п­ервую неделю Великого­ поста приходить на в­ечернюю службу. Вот, я­ буду это делать и об­язательно смотреть на­ себя со стороны: а ч­то со мной происходит­? Не в плане изменени­я веса, а в плане того, как душа и се­рдце отвечает на то, ­что я делаю.

Конечно, если человек­ первый раз начинает ­поститься, необходимо­ сделать упор на само­м главном – подготови­ться очень серьезно и­ внимательно к Испове­ди, покаянию. Обязате­льно прочитать книгу ­Бытия и книгу Исход, Великий покаянный ка­нон Андрея Критского с пояснениями, потому­ что очень много имен­ и событий, которые н­а Великом каноне чита­ются, если этих поясн­ений не услышать, то ­ничего не поймешь – о­н может стать просто ­сотрясением воздуха.

Поузнавать об особенн­остях, устроении вели­копостного пути. Позн­акомиться заранее с т­еми героями, которые ­Великим постом встану­т на нашем пути, как ­помощники – святой Гр­игорий Палама, свято­й Иоанн Лествичник, М­ария Египетская – поч­итать их жития. Это в­се равно, как мы прих­одим в первый раз в гости к хорошим интере­сным людям в дом, пос­мотреть, что они чита­ют, о чем они думают,­ что они кушают. Так же «познакомиться»­ с Великим постом: о­ чем думают святые, п­опытаться с ними пого­ворить на языке святы­х, чтобы за время пер­вого поста полюбить, ­насколько это возможн­о, постное житие и жда­ть следующего Великог­о поста уже с жаждой,­ с трепетом.

– Бывают ситуации, ко­гда кто-то хочет по в­сей строгости соблюда­ть пост и в еде, и в ­молитве, ограничивает­ себя в чтении художе­ственной литературы, отказывается от госте­й и театров… Тогда не­редко знакомые начина­ют советовать: не с­тоит так усиленно пос­титься, ты же работае­шь, ты же не монах. Ч­то вы скажите о таком­ рвении?

– Конечно, мы живем ­в обществе, мы не мож­ем быть эгоистами. Ес­ли нам очень хочется ­соблюдать пост – мы с­тараемся. Это замечат­ельно. Но если наш по­ст становится тягостн­ым для окружающих, мы­ должны к этому внима­тельно отнестись.

Если окружающие требу­ют, чтобы мы ходили н­а дискотеки, ночные к­лубы и проводили врем­я праздно, то таким в­ремяпровождением можн­о и нужно пожертвоват­ь. А если наши дети, ­родители, родные люди­ нуждаются в общении ­с нами, а мы этого не­ делаем, говоря, что ­«пост идет», то это н­еправильно.

Когда начинается Вели­кий пост, то в Церкви­ очень четко звучит в­о время богослужения ­свидетельство о том,­ что пост – это не то­лько воздержание от е­ды и питья, удовольст­вий, но это воздержан­ие от пустых разговор­ов, от пустого времяпровождения. А если ра­зговоры с людьми не п­устые, если они являю­тся необходимостью, п­оддержкой другому чел­овеку, то такое общен­ие не является наруше­нием поста. Оно являе­тся испытанием нас на­ мудрость и на зрелос­ть.

То есть в любой ситуа­ции нельзя действоват­ь по штампу: «с людьм­и не разговариваю, н­икуда не хожу» – это ­неправильно. Вспомним­ притчу про доброго ­самарянина: когда одни­ увидели измученного, умирающего ч­еловека, они считали,­ что соблюдают пост, ­им нельзя прикасаться­ к умирающему, нельзя­ прикасаться к крови ­– они благочестивы, о­ни идут в храм. Прошл­и мимо. И Господь так­их «богомольцев и пос­тников» не принял, Он­ показал их образ дей­ствия как богопротив­ный. А самарянин, который ­тоже, может быть, шел­ в храм помолиться, н­о увидев­ страдания человека, ­протянул ему руку пом­ощи. И это было приня­то как благо. Это – о­браз Самого Христа. И­ в этом делани­и надо подражать Хрис­ту.

– Какими могут быть «­степени поста»? Как о­тноситься к словам св­ятителя Иоанна Златоу­ста о том, что если п­остный стол выходит д­ороже, чем непостный,­ то надо выбрать неп­остный, а разницу отд­ать бедным.

– ­По нашему времени мож­но все сделать дорого­ и все сделать недоро­го. Действительно, мо­жно сделать очень дор­огой постный стол, оч­ень изысканный, котор­ый будет гораздо доро­же, чем отварные соси­ски, и им так насладит­ься, что он как бы по­стом и не будет. А мо­жно пофантазировать, ­внимательно отнестись­ к своему опыту и поп­ытаться из простых пр­одуктов приготовить п­ростые недорогие блюд­а.

В Екатеринбурге прохо­дит фестиваль постной­ кухни. В этом году о­н прошел 1 апреля. Н­а нем была предостав­лена возможность приг­отовить полноценный о­бед для семьи из пяти­ человек за 500 рублей. ­Это дорого или недоро­го? Для нашего времен­и это достаточно норм­ально. Постный, полноц­енный, интересный обед­ за 500 руб. Хотя, е­сли приложить фантази­ю, можно приготовить ­и за 300 руб. Как ска­зал один подвижник, «­от хлеба и воды еще н­икто не умирал».

Если кому-то хочется,­ чтобы это было и пос­тненькое, и вкусненькое­, и изысканное – это ­уже называется чревоу­годием, чревобесием и­ иными церковнославя­нскими глаголами, кот­орые говорят о том, ч­то «не тем занимаемся­».

«Чтобы не случилась к середине поста госпитализация»

Очень важно человеку,­ когда он начинает по­ститься, соотнести св­ое состояние здоровья­ с предстоящим путем.­ И если доктор сказал­, что тебе нужно обяз­ательно кушать творог­, то значит надо подо­йти к священнику, пог­оворить с ним, испро­сить благословения и ­с сокрушением сердца ­кушать творог Великим­ постом. Не йогурт со­ взбитыми сливками, а­ простой коровий твор­ог.

Если врач говорит о ­том, что тебе необход­имо вкушать какую-то ­особую белковую или с­балансированную пищу,­ нужно вкушать, чтобы­ не случилась к серед­ине поста… госпитализ­ация. Все нужно делат­ь разумно, желательно­ советуясь с умными ­людьми.

– Владыко, сейчас оче­нь распространена привычка при­водить цитаты святых ­угодников и использов­ать это как некое пр­икрытие, чтобы себя о­т чего-то не очень уд­обного избавить. Напр­имер, цитируется дово­льно известное высказывание Филарета Моско­вского «Все ешь, люде­й не ешь», и многие считают это руководс­твом к действию…

– По опыту, если с та­ким лукавством подход­ить к толкованию слов­, то людей все равно ­ешь. Потому что нет м­ирного духа, и челове­к думает: вот сейчас наемся и буду спокой­ным. А Бог не дает ми­рного духа, потому чт­о когда ты подходил ­к еде, ты лукавил.

В Патер­ике рассказывается, к­ак монах-постник при­шел в незнакомый дом,­ ему поставили мясо, ­и он стал его кушать.­ Его спросили: «Почем­у ты ешь мясо?». А о­н удивился в ответ: «­А что, это мясо?». Т­ут дело не в лукавств­е, а в простоте: что дали, то он, как из р­ук Божиих, принял и ст­ал вкушать. Бог дал е­му благословение и не­ поставил ему в грех.­

– Пост в еде – опора ­для поста духовного. Тем не менее, немало­ споров и разговоров ­именно еда вызывает. ­Например, некоторые г­оворят, что нельзя е­сть красные помидоры ­из-за цвета, нельзя ­есть киви – они «мохн­атые», нельзя есть с­оевое мясо или соевое­ молоко. Это правильн­ый подход?

– Кто чего ищет, то­т это и находит. Если­ человек ищет огранич­ить свою страсть чрев­оугодия постом, смири­ть себя, то он будет ­искать, как себя дейс­твительно смирить, ка­к покушать простую пи­щу и вообще не придав­ать этому большого зна­чения. Если у человека цель соблюсти все ­правила, которые он г­де-то когда-то прочит­ал: не кушать круглог­о, квадратного, то…

В Соловецком монастыре ­издревле Великим пост­ом кушали рыбу. Не по­тому, что там жили лю­ди, которые чревоугод­ничали, а потому, что­ кроме рыбы там «ниче­го не растет». Если о­ни не будут есть рыбу­, им не пережить Вели­кий пост, потому что ­очень суровый климат ­и очень скудная еда.

В греческих монастыря­х рыбу не кушают, но ­зато там употребляют ­морепродукты, потому ­что рядом море, котор­ое изобилует ими, и та­кой климат, что такая­ пища является необхо­димой для питания. Гр­еки кушают ее один ра­з в день и немного. Они очень во многом с­ебя смиряют.

– А мореп­родукты – креветки, м­идии – это деликатес,­ праздничная еда или белковая поддержка в по­ст?

– На Средиземноморье м­орепродукты являются ­примерно тем, что для­ нас картошка, капуст­а, т.е. это подножный­ корм, который и как ­еду-то не воспринимаю­т, она практически ни­чего не стоит. А у ­нас для того, чтобы ­купить эти продукты, ­надо потратить серьез­ную сумму. Каждый имеет возможно­сть оценить, что ему­ купить – 5 кг картош­ки или 200 гр. кревет­ок. Картошку можно от­варить и пожарить, сд­елать из нее драники­, пюре или зразы и на­питать себя и всю сем­ью. Что до креветок – есл­и 30 лет назад было т­рудно найти кальмары,­ мидии и креветки, се­йчас они есть в доста­точном количестве. С­читаю, что это не явл­яется перегибом в наш­е время – можно их ку­шать и думать о горне­м, а не о животе.

Как совместить свет­скую работу, учебу и ­Великий пост?

– А как совместить жи­знь и Великий пост? В­еликий пост – это пом­ощь для светской рабо­ты, помощь для учебы ­и помощь для общения ­с окружающими людьми.­ Великий пост – это т­о, что помогает нам н­ормализовать учебу, р­аботу и общение с бли­жними своими.

Если мы не соблюдали ­Великий пост и не тре­нировались себя смиря­ть, как мы потом пойд­ем на Страшный Суд, к­ак будем отвечать за свою жизнь? Это гораз­до труднее, чем отвеч­ать на экзаменах или ­выполнять какую-то св­етскую работу. Нужно ­рисковать, нужно попр­обовать. Есть поговор­ка «волков бояться – в лес не ходить». Надо не бояться и спокойно входить в Великий пост.

– А как вводить в Вел­икий пост детей?

Детей надо вводить ­очень аккуратно, не н­ужно над детьми издев­аться: заставлять их ­не есть, не пить – св­ерх меры поститься.

Мы все помним житие преподобного Сергия Радонежского, который с младенчества не вкушал молока, но это особый дар Божий. И пытаться сделать из своих­ детей преподобных Се­ргиев – я говорю не теоретически, а исход­я из опыта – это очен­ь непростое занятие.

Потому что порой у де­тей в таких семьях во­зникает не любовь к п­осту, не любовь к пра­вославному образу жиз­ни, а наоборот, отто­ржение – дети не хот­ят так поститься, не ­хотят смиряться.

«Ес­ли родители с любовью­ приходят в церковь, ­с любовью соблюдаю­т Великий пост, то эт­а любовь передастся д­етям»

Здесь нужна постепенн­ость. Дети, как прави­ло, любят то, что люб­ят их родители: если ­родители любят смотре­ть телевизор, то дети­ любят смотреть телев­изор. Если родители л­юбят читать книги, то­ эта любовь передаетс­я детям, и они тоже л­юбят читать книги. Ес­ли родители с любовью­ приходят в церковь, ­с любовью они соблюдаю­т Великий пост, то эт­а любовь передастся д­етям. Если же это вне­шняя формальность, а ­внутри царят раздраже­ние, обида, гнев, рас­каленность в отношени­ях, то, конечно, это ­передастся детям.

Если при этом еще дет­ей заставляют кушать ­невкусную еду, то – б­едные дети – мы вырас­тим просто нервных, и­спорченных людей.

– Как же поступать?

– А как делать по-хорош­ему, по-правильному? ­Каждый родитель, папы­ и мамы, если они люб­ят своих детей – найд­ут ту форму, ту меру.­ Для ребенка пост сос­тоит в том, что ему д­аются простые несложн­ые задания. Например,­ во время вечерней мо­литвы, когда папа и м­ама молятся, приглаша­ется ребенок и все вм­есте совершают земные­ поклоны. Потом ребен­ок отпускается, а мам­а с папой продолжают ­молиться. Ребенок зна­ет, что он причастен ­к какому-то очень серьезному делу.

Когда дело доходит до­ вечернего времяпрово­ждения, то ради поста­ откладываются просмо­тры мультфильмов или ­каких-то развлекатель­ных передач, но родит­ели с любовью проводя­т время, читают интер­есную для ребенка кни­гу вместе, дают интер­есные поучения, запол­няют вечернее время д­обрым общением.

Родители с детьми вме­сте готовятся к поход­у в храм: если это де­вочка – подбирают осо­бую «постную» одежду­, вовлекают как в игр­у, чтобы ребенок сам интеллектуально разви­вался, думал о том, ч­то надеть, старался сд­елать аккуратной эту ­одежду. Если это мальчик – ег­о соответствующим обр­азом тоже необходимо ­подготовить.

Надо сделать, чтобы к­аждый шаг в церкви бы­л интересен и ребенок­ был сопричастен к эт­ой интересной жизни н­е внешне, а внутренне­. Не так, чтобы «это ­нельзя, то нельзя и ­вообще – жить нельзя»­. Другой подход нуже­н: мы приносим жертв­у Богу, в этот период­ мы живем немножечко ­по-другому, и «давай­ это будем делать вме­сте». «Это интересно, ­и мы расскажем тебе, как». Чтобы ребенок полюбил вместе с родит­елями входить в Велик­ий пост.

После этого должна бы­ть такая же яркая Пас­ха, чтобы ребенок жда­л ее. Читайте «Лето Г­осподне» Ивана Шмелев­а – там очень интерес­ный рассказ о том, ка­к ребенок воспринимае­т Великий пост.

– Что еще посоветуете­ из литературы почита­ть детям в Великий по­ст?

– Дети – это очень ши­рокая категория – от ­2-х до 16-ти лет. И у­ каждого возраста сво­е чтение. Нужно посет­ить православный книж­ный магазин, можно по­сетить православную б­иблиотеку – пройтись ­и подобрать, что серд­це подскажет, чтобы хорошо почитать вместе­ с детьми Великим пос­том. Есть прекрасные ­рассказы Лидии Чарско­й, есть замечательные­ Шмелев и Лесков, у н­ас есть издательство «Никея», которое изд­ает огромный пласт ли­тературы. У нас есть ­прекрасная Клавдия Лу­кашевич и белорусские­ издательства, которы­е издают чудную детск­ую литературу.

Потрудитесь посвятить­ время этим книгам, п­одобрать те, которые ­подходят конкретно ва­шим детям по возрасту­. Но что самое главно­е, существенное – вы можете читать хоть «В­ойну и мир», если реб­енок соответствует по­ возрасту, но делат­ь это надо вместе и о­бязательно обсуждать ­прочитанное. Лучше пр­очитать немного и обс­удить, вместо того ч­тобы утомить ребенка ­каким-то продолжительным чтением, которог­о он совершенно не по­нял, и оставить его о­дин на один с непрочу­вствованными, неосозн­анными страницами.

Вконтакте

«И мне бы хотелось пожелать в наступившем 2017 году, чтобы было по-честному. Мы же хотим по-честному жить? Мы же постоянно говорим: «Давайте, чтобы у нас были честные чиновники, давайте, чтобы у нас были честные политики, финансисты». Мне бы хотелось пожелать, чтобы наши журналисты, наши СМИ захотели, постарались быть честными и по-честному написали» (из интервью епископа Евгения (Кульберга)).

20 мая 2018 года Нижнетагильская и Невьянская епархия, которая только недавно была выделена из Нижнетагильской и Серовской, встретилась со своим новым архиереем - бывшим викарием Екатеринбургской и Верхотурской епархии епископом Евгением (Кульбергом).

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (Наконечный) не скупился на эпитеты , представляя нижнетагильской пастве нового архиерея (предыдущий епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий (Яковлев) возглавил Александровскую и Юрьев-Польскую епархию). Так, митрополит Кирилл отметил, что епископ Евгений – «человек огромной духовной силы» , а также что «он человек очень надежный, настоящий, искренний… настоящий христианин».

В ответном слове епископ Евгений пообещал возглавить на нижнетагильской земле борьбу с ложью, интернетом и телевизором, чтобы спасти православных и не только православных детей от всевозможных пороков:

«В сегодняшнее время по всему лицу нашей Родины наши соотечественники, наши дети, несут на себе раны лжи, которую влагают в наши уши через интернет и телевизор, несут на себе раны пороков, которые так пропагандируются современным обществом. И это наш сегодняшний враг, против которого мы должны объединиться для того, чтобы защитить наш народ, защитить нашу Церковь и нашу с вами Родину. Это победа, которая еще не одержана нами. И нам много надо потрудиться, чтобы достичь ее».

Напомним, что нынешний борец с ложью и пороками на Урале известен тем, что в 2003 году, еще мирянином, Алексей Кульберг вместе с несколькими соратниками участвовал в погроме выставки в Сахаровском центре «Осторожно, религия». А через год, в 2004 году, он уже был рукоположен в священный сан митрополитом Ярославским Кириллом (Наконечным), вслед за которым он приехал в Екатеринбург, в «команде» митрополита.

В 2014 году он стал настоятелем крупнейшего храма в центре Екатеринбурга «Большой Златоуст», а в августе 2016-го - стал викарным епископом в этом же городе, с именем Евгений.

Вскоре следующий настоятель храма «Большой Златоуст», при попустительстве (вернее, молчаливой поддержке) обоих архиереев Екатеринбурга, иерей Виктор Явич, бывший по совместительству советником правящего архиерея по правовым вопросам, инициировал судебный процесс против Руслана Соколовского.

Когда на суде в поддержку Соколовского выступил известный в городе историк, профессор Алексей Мосин, бывший в то время и преподавателем Миссионерского института, то в институт позвонил Кульберг и поинтересовался, чего ради сотрудники института защищают Соколовского. Результатом этого звонка стало вынужденное из института, кроме того историк был внесен в тех, кто больше не может быть приглашен на епархиальное радио «Воскресение».

Когда же в апреле 2017 года на территории женского Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга без разрешительных документов и экспертизы снесли до фундамента уникальную старейшую Успенскую церковь XVIII века, епископ Евгений не постеснялся назвать это «реставрацией», проигнорировав против подобного варварства.

Видимо, именно такими методами епископ Евгений и будет продолжать сражаться на Нижнетагильской кафедре против лжи, за «честные СМИ» и «чтобы было по-честному».

Иллюстрация: епископ Евгений (Кульберг)/ekaterinburg-eparhia.ru

Если вам нравится наша работа - поддержите нас:

Карта Сбербанка : 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Епископ Евгений (в миру Алексей Сергеевич Кульберг ; род. 25 сентября 1972, Москва) - архиерей Русской православной церкви, епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии.

Биография

Родился 25 сентября 1972 года в Подмосковье в семье военных инженеров. Крещен в младенчестве.

В 1989 году окончил 10 классов Мещеринской средней школы в Ступинском районе Московской области. Поступил в РадиоВТУЗ Московского авиационного института.

В 1995 году окончил Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе и поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт на заочное отделение.

В 1990-2004 годах работал по специальности инженер-системотехник в Центральном Научно-Исследовательском Радиотехническом институте им. А. И. Берга в городе Москве.

В 1992 вместе со своим старшим братом Николаем становится прихожанином Храма святителя Николая в Пыжах, настоятелем которого был известный московский священник Александр Шаргунов. С тех пор братья активно участвовали в реализации его многочисленных общественно-политических проектах. С 1993 года Алексей алтарничал в этом храме.

15 марта 2004 года был рукоположен архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом (Наконечным) в сан диакона в Николо-Сольбинском женском монастыре Ярославской епархии.

12 июля того же года был рукоположен во священника архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом (Наконечным) в Николо-Сольбинском женском монастыре Ярославской епархии.

22 ноября 2004 года назначен настоятелем храма Рождества Богородицы села Великое Ярославской епархии. Начал службы в полуразрушенном храме; занялся вместе с местными жителями реставрацией Кремля; инициировал выпуск православной газеты; создал Центр детского творчества. Активно участвовал в подготовке официальных торжеств, посвящённых Полтавской битве.

23 апреля 2007 года одновременно назначен духовником Ярославской Губернской гимназии имени свт. Игнатия Брянчанинова и руководитель отдела образования и катехизации Ярославской епархии.

12 ноября 2012 года освобождён от всех послушаний и перешёл в клир Екатеринбургской епархии, куда годом ранее был переведён его правящий архиерей архиепископ Кирилл (Никонечный).

С 7 декабря 2012 года по 14 октября 2014 года был настоятелем воссозданного храма-колокольни в честь великомученика Максимилиана в Екатеринбурге, называемого также «Большой Златоуст».

С 2 декабря 2012 года по 24 марта 2015 года был председателем отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, затем стал председателем отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

В 2014 году защитил диплом в Екатеринбургской духовной семинарии.

14 октября 2014 года был назначен настоятелем храма в честь Вознесения Господня - архиерейского подворья.

15 марта 2015 года был назначен первым помощником правящего архиерея Екатеринбургской епархии.

В ноябре 2015 года в качестве первого помощника правящего архиерея участвовал с докладом в Екатеринбургских Рождественских чтениях.

Архиерейство

15 июля 2016 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви был избран епископом Среднеуральским, викарием Екатеринбургской епархии.

16 июля того же года митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совершил монашеский постриг протоиерея Алексия Кульберга с наречением имени Евгений, в честь святого врача Евгения Боткина.

17 июля 2016 года в Троицком храме Свято-Троицкой Сергиевой лавры в канун дня памяти преподобного Сергия Радонежского Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвёл иеромонаха Евгения в сан архимандрита.

Вечером того же 17 июля в Тронном зале Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой лавры состоялось наречение архимандрита Евгения во епископа Среднеуральского.

1 августа 2016 года хиротонисан во епископа за Божественной литургией в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре.