Притча о талантах. Притча о зарытом таланте Притча о талантах евангелие толкование

Сын человеческий, сказал Господь поступит на страшном суде, как один господин, который, отправляясь в далекую страну, поручил рабам своим имение свое. Одному рабу дал он пять талантов, другому рабу он дал два таланта, а третьему – один. Господин этот был мудр и раздал свои деньги рабам, соображаясь с их способностями. Во время его отсутвия первый работал, трудился, торговал на данные ему деньги и таким образом приобрел еще пять талантов; тот, который получил два таланта, сделал также и выработал другие два; но получивший один талант пошел и зарыл его в землю. Наконец возвратился господин и потребовал у рабов своих отчета в деньгах, которые он им оставил.

Первый, получивший пять талантов, принес другие пять талантов и сказал: «Господин? пять талантов ты дал мне; вот другие пять я приобрел на них». Господин сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был вреден; над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Точно также и получивший два таланта принес другие два, приобретенные его трудом, и услышал от господина такую же похвалу.

Подошел и получивший один талант и сказал: «Господин! Я знал, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в землю; вот тебе твое». Лукавый раб и лени вый! – Сказал ему господин. Если ты боялся меня, то зачем не торговал, не трудился и не принес мне другого таланта? Тогда бы я получил добро свое с прибылью». Потом он обратился к другим рабам и сказал: «Возьмите у него талант и дайте тому у которого их десять; а этого злого раба бросьте туда, где вечный плач и скрежет зубов».

В этой притче Иисус Христос сравнивает Себя с господином. Кто же рабы? Это – все мы. Деньги, которые раздал господин рабам своим, все те качества и способности, которые дает нам Господь: ум, память, силы души и тела, здоровье, богатство. Все это мы должны употреблять на добрые дела для исполнения вили Божьей. Мы не должны зарывать своего таланта в землю, то есть не должны губить способности и силы наши в лености и грешных удовольствиях. А сколько людей, которые так поступают? Сколько детей, которые имеют все средства к учению, а ленивы и невнимательны, которые могли бы быть благочестивыми и добрыми, а ведут себя дурно! Сколько взрослых, которые могли бы угодить Богу, помогая своим семействам, и которые губят в грехах и ум, и здоровье, и время! Сколько богатых, которые во зло употребляют свое богатство! Как страшно подумать о наказании, которое ожидает ленивых и неверных рабов! Но пока еще не настал час смерти нашей, каждый из нас может исправиться. Твердо решимся начать добродетельную жизнь, попросим Бога помочь нам положить начало благое и будем возбуждать сердца наши сливами церковной песни: «Скрывшего талант осуждение слышавши, о душе, не скрывай ело весе Божье, возвещай».


Перепечатано из книги: Рассказы для детей о земной жизни Спасителя и Господа Бога нашего Иисуса Христа. Сост. А.Н.Бахметева. М., 1894.

Был один человек, который отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. Одному он дал пять талантов, другому два, иному один, каждому по силе его и тотчас отправился. Получивший пять талантов, пошел и употребил их в дело и приобрел другие пять талантов. Точно также поступил и получивший два таланта и приобрел другие два таланта. Получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. Когда господин вернулся, то потребовал отчет у своих рабов. И подошел получивший пять талантов и принес другие пять талантов и говорит: «господин! Пять талантов ты дал мне; вот другие пять талантов я приобрел на них». Господин его сказал ему: «хорошо добрый и верный раб, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошел также и получивший два таланта и сказал: «господин! Два таланта ты дал мне; вот другие два таланта я приобрел на них». Господин его сказал ему: «хорошо верный и добрый раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю: войди в радость господина твоего». Подошел получивший один талант и сказал: «господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; и убоявшись я пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! Ты знал, что Я жну, где не сеял и собираю, где не рассыпал. Посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и Я пришед получил бы мое с прибылью. И так возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что он имеет».

Эта притча говорит вот о чем. Каждому человеку Бог при рождении дает способности. Одни люди используют свои способности и таланты по назначению: они учатся, работают, к чему-то стремятся, чего-то добиваются, делают добрые дела и заботятся о ближних, несут людям добро и пользу – это рабы, которые получили пять и два таланта. Есть и другие люди, которые живут только для себя, заботятся только о себе, которые эгоистичны и равнодушны к людям, которые ленивы и лживы, и не хотят учиться и работать, а наоборот, предпочитают беспечно, праздно и в развлечениях проводить свое время. Вот эти люди и зарыли свои таланты и способности, которые им даровал Бог в землю, то есть, они не развили свои способности и не сделали никаких добрых дел для людей и общества, и потому все такие ленивые и лукавые люди погибают и попадают в ад. Господь в этой притче говорит о том, что все люди, каждый человек — должен старательно учиться и добросовестно работать, должен к чему-то доброму стремиться, у человека должна быть добрая Цель в жизни, что люди должны быть любознательными, трудолюбивыми и ответственными, что люди не имеют право жить только для себя, они обязаны заботиться о своих ближних и делать добрые дела. Кто не делает добрых дел, не думает и не заботится о своих ближних – тот совершает грех!

Господь говорит: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, — так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки». То есть Бог говорит, что если вы хотите, чтобы люди к вам хорошо относились и уважали вас – сначала вы сами, первыми начните по доброму и с уважением относиться к людям, тогда и они к вам будут хорошо относиться и уважать вас. Если вы хотите, чтобы люди вам помогали – начните первыми бескорыстно, без всякого расчёта – я тебе, а ты мне, по доброму помогать людям.

Господь говорит в Евангелие от Матфея в 5 главе: «Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую». Этими словами Господь запрещает месть на земле, чтобы люди не мстили друг другу, а научились прощать обидевших их и сами не вершили свой суд. Многие люди не могут, не хотят никому ничего прощать, они никому не позволяют ни одного злого слова или выпада или оскорбления в свою сторону, и не оставляют без ответа, обязательно ответят тем же. Как только к примеру их кто-то отругает, накричит на них, оскорбит их или бывает даже отматерят таких людей, то эти люди сразу же обижаются, наполняются злобой и ненавистью к своим обидчикам, и тоже в ответ начинают ругаться, материть и оскорблять своих обидчиков, часто не прощают, обижаются и ненавидят их длительное время. И что, кто после такого может их назвать верующими людьми, если они Бога не слушаются. Бог говорит прощай и забудь о своем обидчике, а они прощать не желают и долго не забывают нанесенных им обид и оскорблений. Не хотят они прощать своих обидчиков по одной причине, потому что – горды, злопамятны и злы. Поэтому Господь жалея людей, желая их спасти от вражды и ненависти между собой, от беды и пролития крови – повелевает всем людям по доброму прощать своих обидчиков и никому никогда не мстить.

Вот почему мы, православные христиане должны быть готовы к тому, что нас будут ругать, нас будут ненавидеть и всячески оскорблять, нас будут гнать как оскорбляли и гнали Господа нашего Иисуса Христа, нам будут делать зло и мстить, но мы должны всегда помнить о том, кто мы есть и как нам повелел жить Бог: всё добродушно терпеть и всех прощать. То есть, мы должны всегда быть готовы к тому, что злые люди будут нас оскорблять, будут нас унижать и гнать, и стараться всё спокойно, добродушно переносить, не обращать внимания и не обижаться на людей, которые стараются нас обидеть и оскорбить. Когда один человек прощает обидевшего его другого человека – то исчезает обида и злоба, прекращается ссора и появляется возможность примирения и установления мира, и хороших отношений между людьми. Вот это и означают слова Господа: «Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и левую». Но в тоже время это не означает то, что мы должны безвольно покоряться и подчиняться злу в любом его виде, нет, если требуется дать отпор злым, наглым людям и призвать их к порядку, а если они не подчиняются, то изгнать их, тогда мы и должны незамедлительно это сделать. Господь в конце добавляет: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного».

Также Господь Иисус Христос сказал: «Ибо без Меня не можете делать ничего». Этим Бог ясно сказал всем людям, что они ничего доброго, никаких дел на земле без ведома, разрешения и помощи Господа делать не могут. Поэтому, когда человек говорит, что я сам всё сделаю и смогу сделать – то он просто хвалится, не понимая что говорит. Да, Господь многое попускает людям делать, но если Господь не желает, чтобы человек, что-либо сделал, то Он не даст. К примеру, человек может просто заболеть и потому не сможет ничего сделать, или с ним что-то случится и у него не будет никакой возможности сделать то, что он задумал, или ему помешают другие люди, например нападут хулиганы и покалечат, и всё, человек вообще больше ничего не сделает. А бывает и так, задумал человек что-то сделать, да вдруг ослеп или внезапно умер, и так бывает. Всё бывает на земле, если Бог не благословит и не разрешит человеку что-либо сделать. Нужно помнить об этом и не забывать. Злые дела люди могут делать, потому что делать злые дела людям помогает и дает злую силу диавол, и то, если Господь попустит.

Господь говорит в 20 главе Евангелия от Матфея: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугой. И кто хочет между вами быть первым да будет вам рабом. Так и Сын Человеческий не для того пришел, Чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих». Здесь Господь запрещает всем людям всякое соперничество между собой, карьеризм, стремление к власти над другими, быть первым и самым главным. Иисус Христос говорит, что если, кто хочет командовать и управлять другими, или он уже поставлен на начальственную должность, то он должен ответственно и добросовестно служить людям. Не ему, чтобы служили и обслуживали его, а он сам должен служить верой и правдой другим людям над которыми поставлен начальником. Если например, человека поставили на должность директора завода, то он должен сделать все для того, чтобы его подчиненным хорошо работалось, чтобы были созданы хорошие условия для труда людей и, чтобы люди хорошо зарабатывали. Если человека поставили руководителем города или области, то он должен по отечески заботиться о людях, которые живут в городе или области, чтобы везде был порядок и соблюдалась справедливость и законность, чтобы людям жилось хорошо.

Бог говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Это главная Заповедь, что дал нам Господь Иисус Христос. Всё просто, если мы верующие православные христиане, по доброму, с уважением относимся к друг другу и ко всем окружающим нас людям, и дружны между собой, если мы искренно жалеем и помогаем людям попавшим в беду, нуждающихся в милосердии и помощи, чувствуем их боль и страдания, заботимся о них и уступаем им, защищаем их, верны, справедливы и честны со всеми людьми. Если мы так поступаем, то значит мы близки к Христу.

Господь в Евангелие от Иоанна говорит: «Я есмь Путь, Истина и Жизнь; никто не приходит к Отцу Небесному, — как только чрез Меня»! То есть, никто из людей в наше время не приходит к Отцу Небесному – если не признает Господа Иисуса Христа – Богом, Сыном Божьим! Чтобы люди, в основном это сектанты, не говорили, не утверждали и не придумывали, но, то, что говорит само Евангелие (Иоанн. 14 глава.) – говорит Сам Господь! Пора наконец понять, что каждое слово написанное в Святом Писании – в Библии, в Евангелие – это Слово Самого Господа!

Здесь Сам Господь Иисус Христос утверждает, что путь ко спасению для всех людей – один, это Заповеди Божии и учение Нового Завета, и нет других путей и учений, все другие пути и учения – ложные и от диавола. Истина, которую дал нам Господь в Новом Завете – тоже единственная, нет больше во всей вселенной другой Истины, кроме той, что дал человечеству Иисус Христос. И только исполняя Заповеди Божии человек получает спасение и вечную жизнь, те из людей, кто не хочет признавать Бога и жить так, как повелел людям Господь – погибают и попадают в ад. Иисус Христос сказал также всем людям, что к Отцу Небесному, можно прийти, если станешь православным христианином, только православным и всё. Больше никто к Богу не может приблизиться, ибо сам Отец Небесный сказал: «Кто возлюбит и примет Сына моего и будет Ему послушен – того возлюблю и Я».

Другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрёл другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрёл другие два; получивший же один талант пошёл и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего.

По возвращении господин призвал к себе рабов и потребовал от них отчёта о том, как они распорядились с вверенными им деньгами. Рабов, употребивших деньги в дело, он похвалил, сказав «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего ». Последним подошёл раб, закопавший деньги в землю и сказал: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё» (Мф. ). В ответ господин обратился к нему и присутствующим со следующей речью:

Схожая (но не тождественная) притча приводится и в Евангелии от Луки (), но место талантов в ней фигурируют мины (более мелкие единицы измерения). Рассказ Луки интересен сообщением, что когда господин уехал, то «граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами» (Лк. ). Этот рассказ предположительно содержит указание на историю этнарха Ирода Архелая , который ездил в Рим к императору Августу для подтверждения своих прав на управление Самарией , Иудеей (включая Иерусалим) и Идумей .

Богословское толкование

У богословов господин, отправляющийся в дальнюю поездку, это Иисус Христос , который «прежде чем получить славное царство, должен будет уйти в „дальнюю страну“ - на небо, к Отцу Своему, и потом уже явиться на земле во славе Своей ». Под рабами понимают учеников и последователей Христа, которые получают от Бога разнообразные дарования и внешние блага. Однако Феофилакт Болгарский пишет:

Возвращение господина и требование отчёта от рабов понимается как Страшный суд , на котором, по учению Церкви, все должны будут дать ответ за свои дела: умножившие свои таланты получат похвалу, а «раб лукавый и ленивый» будет наказан исключением из царства Мессии. При этом обвинения ленивым рабом своего господина в жестокости богословы называют самооправданием грешника, который «по греховности своей потерявшего чувство сыновства к Богу и представляющего Бога поэтому жестоким и несправедливым ».

Рассматривая рабов как учеников Христа, Феофилакт Болгарский называет их «торжника́ми » (торговцами) так как они призваны передавать другим вверенное им учение. Он пишет:

Причины сокрытия таланта иногда усматривают:

  1. В зависти к тем, кто получил от Бога больше: два таланта и пять талантов.
  2. В неверии Богу и тому, что никакой Его дар бесследно не теряется, а приносит большие плоды.

Крылатое выражение

От данной евангельской притчи происходит крылатое выражение «Зарывать талант в землю ». Им обозначают оставление без пользы каких-либо знаний, опыта или духовных качеств, пренебрегать ими.

См. также

Напишите отзыв о статье "Притча о талантах"

Ссылки

Литература

  • Е. Г. Рабинович . // Ноосфера и художественное творчество. М.: Наука, 1991, с. 139-153

Отрывок, характеризующий Притча о талантах

M lle Bourienne, взведенная тоже приездом Анатоля на высокую степень возбуждения, думала в другом роде. Конечно, красивая молодая девушка без определенного положения в свете, без родных и друзей и даже родины не думала посвятить свою жизнь услугам князю Николаю Андреевичу, чтению ему книг и дружбе к княжне Марье. M lle Bourienne давно ждала того русского князя, который сразу сумеет оценить ее превосходство над русскими, дурными, дурно одетыми, неловкими княжнами, влюбится в нее и увезет ее; и вот этот русский князь, наконец, приехал. У m lle Bourienne была история, слышанная ею от тетки, доконченная ею самой, которую она любила повторять в своем воображении. Это была история о том, как соблазненной девушке представлялась ее бедная мать, sa pauvre mere, и упрекала ее за то, что она без брака отдалась мужчине. M lle Bourienne часто трогалась до слез, в воображении своем рассказывая ему, соблазнителю, эту историю. Теперь этот он, настоящий русский князь, явился. Он увезет ее, потом явится ma pauvre mere, и он женится на ней. Так складывалась в голове m lle Bourienne вся ее будущая история, в самое то время как она разговаривала с ним о Париже. Не расчеты руководили m lle Bourienne (она даже ни минуты не обдумывала того, что ей делать), но всё это уже давно было готово в ней и теперь только сгруппировалось около появившегося Анатоля, которому она желала и старалась, как можно больше, нравиться.
Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному галопу кокетства, без всякой задней мысли или борьбы, а с наивным, легкомысленным весельем.
Несмотря на то, что Анатоль в женском обществе ставил себя обыкновенно в положение человека, которому надоедала беготня за ним женщин, он чувствовал тщеславное удовольствие, видя свое влияние на этих трех женщин. Кроме того он начинал испытывать к хорошенькой и вызывающей Bourienne то страстное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайной быстротой и побуждало его к самым грубым и смелым поступкам.
Общество после чаю перешло в диванную, и княжну попросили поиграть на клавикордах. Анатоль облокотился перед ней подле m lle Bourienne, и глаза его, смеясь и радуясь, смотрели на княжну Марью. Княжна Марья с мучительным и радостным волнением чувствовала на себе его взгляд. Любимая соната переносила ее в самый задушевно поэтический мир, а чувствуемый на себе взгляд придавал этому миру еще большую поэтичность. Взгляд же Анатоля, хотя и был устремлен на нее, относился не к ней, а к движениям ножки m lle Bourienne, которую он в это время трогал своею ногою под фортепиано. M lle Bourienne смотрела тоже на княжну, и в ее прекрасных глазах было тоже новое для княжны Марьи выражение испуганной радости и надежды.
«Как она меня любит! – думала княжна Марья. – Как я счастлива теперь и как могу быть счастлива с таким другом и таким мужем! Неужели мужем?» думала она, не смея взглянуть на его лицо, чувствуя всё тот же взгляд, устремленный на себя.
Ввечеру, когда после ужина стали расходиться, Анатоль поцеловал руку княжны. Она сама не знала, как у ней достало смелости, но она прямо взглянула на приблизившееся к ее близоруким глазам прекрасное лицо. После княжны он подошел к руке m lle Bourienne (это было неприлично, но он делал всё так уверенно и просто), и m lle Bourienne вспыхнула и испуганно взглянула на княжну.
«Quelle delicatesse» [Какая деликатность,] – подумала княжна. – Неужели Ame (так звали m lle Bourienne) думает, что я могу ревновать ее и не ценить ее чистую нежность и преданность ко мне. – Она подошла к m lle Bourienne и крепко ее поцеловала. Анатоль подошел к руке маленькой княгини.
– Non, non, non! Quand votre pere m"ecrira, que vous vous conduisez bien, je vous donnerai ma main a baiser. Pas avant. [Нет, нет, нет! Когда отец ваш напишет мне, что вы себя ведете хорошо, тогда я дам вам поцеловать руку. Не прежде.] – И, подняв пальчик и улыбаясь, она вышла из комнаты.

Все разошлись, и, кроме Анатоля, который заснул тотчас же, как лег на постель, никто долго не спал эту ночь.
«Неужели он мой муж, именно этот чужой, красивый, добрый мужчина; главное – добрый», думала княжна Марья, и страх, который почти никогда не приходил к ней, нашел на нее. Она боялась оглянуться; ей чудилось, что кто то стоит тут за ширмами, в темном углу. И этот кто то был он – дьявол, и он – этот мужчина с белым лбом, черными бровями и румяным ртом.
Она позвонила горничную и попросила ее лечь в ее комнате.
M lle Bourienne в этот вечер долго ходила по зимнему саду, тщетно ожидая кого то и то улыбаясь кому то, то до слез трогаясь воображаемыми словами рauvre mere, упрекающей ее за ее падение.
Маленькая княгиня ворчала на горничную за то, что постель была нехороша. Нельзя было ей лечь ни на бок, ни на грудь. Всё было тяжело и неловко. Живот ее мешал ей. Он мешал ей больше, чем когда нибудь, именно нынче, потому что присутствие Анатоля перенесло ее живее в другое время, когда этого не было и ей было всё легко и весело. Она сидела в кофточке и чепце на кресле. Катя, сонная и с спутанной косой, в третий раз перебивала и переворачивала тяжелую перину, что то приговаривая.
– Я тебе говорила, что всё буграми и ямами, – твердила маленькая княгиня, – я бы сама рада была заснуть, стало быть, я не виновата, – и голос ее задрожал, как у собирающегося плакать ребенка.
Старый князь тоже не спал. Тихон сквозь сон слышал, как он сердито шагал и фыркал носом. Старому князю казалось, что он был оскорблен за свою дочь. Оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, а к другому, к дочери, которую он любит больше себя. Он сказал себе, что он передумает всё это дело и найдет то, что справедливо и должно сделать, но вместо того он только больше раздражал себя.
«Первый встречный показался – и отец и всё забыто, и бежит кверху, причесывается и хвостом виляет, и сама на себя не похожа! Рада бросить отца! И знала, что я замечу. Фр… фр… фр… И разве я не вижу, что этот дурень смотрит только на Бурьенку (надо ее прогнать)! И как гордости настолько нет, чтобы понять это! Хоть не для себя, коли нет гордости, так для меня, по крайней мере. Надо ей показать, что этот болван об ней и не думает, а только смотрит на Bourienne. Нет у ней гордости, но я покажу ей это»…

Одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в Евангелии от Матфея. У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел … Википедия

Притча о работниках в винограднике … Википедия

- «Добрый самарянин», Рембрандт Притча о добром самарянине (Притча о добром самаритянине, П … Википедия

Мудрые и неразумные девы (Петер Йозеф фон Корнелиус, ок. 1813) Притча о десяти девах одна из прит … Википедия

Запрос «Блудный сын» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия

Добрый Пастырь (Филипп де Шампань, XVII век) Притча о заблудившейся овце одна из притч Иисуса Христа … Википедия

Найденная драхма (Джон Эверетт Милле, 1864) Притча о потерянной драхме одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в Евангелии от … Википедия

- … Википедия

Настойчивый друг (Джон Эверетт Милле, 1864) Притча о человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в … Википедия

Книги

  • Библейские истории Нового Завета: Жизнь Иисуса Христа , А. П. Лопухин. Собрав и проанализировав огромный хронологический, археологический, исторический и этнографический материал, выдающийся русский ученый-библеист, богослов и писатель Александр Павлович Лопухин… аудиокнига
  • Раскраска "Притча о талантах" , Филиппова А.. В древности талант обозначал единицу веса и высшую денежную единицу, соответствующую серебру весом около 30 кг. В новозаветное время это слово стало означать дарования и способности человека.…
  • Евангельские притчи. Притча о талантах. Раскраска с наклейками и стихами , . В древности талант обозначал единицу веса и высшую денежную единицу, соответствующую серебру весом около 30 кг. В новозаветное время это слово стало означать дарования и способности человека.…

И еще одну притчу сказал Иисус Христос против лености и небрежности нашей.

Сын Человеческий поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им свое имение. Одному он дал пять талантов, другому два таланта, а третьему один талант, каждому по его силе; и тотчас отправился.

Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел на них еще пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрел на них другие два. Получивший же один талант не захотел трудиться, пошел, и закопал его в землю, и скрыл серебро господина своего.


После долгого времени, возвратился господин рабов тех и потребовал у них отчета. Получивший пять талантов принес другие пять талантов и подошедши к нему, говорит: "господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них".


Подошел также и получивший два таланта, и сказал: "господин! два таланта ты дал мне; вот другие два таланта я приобрел на них".

Господин сказал ему: "хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего".

Подошел и получивший один талант, и сказал: "господин, я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; вот, я, испугавшись этого, пошел и скрыл талант твой в земле. Вот тебе твое".

Господин же сказал ему в ответ: "лукавый и ленивый раб! твоими устами буду судить тебя; ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; поэтому и должен был ты отдать серебро мое торгующим; и я, возвратившись, получил бы мое с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму кромешную (внешнюю); там будет плач и скрежет зубов".

Сказав эту притчу, Иисус Христос возгласил: "кто имеет уши слышать, да слышит!"


Эта притча означает: все люди получают от Господа различные дары, как то: жизнь, здоровье, силы, душевные способности, ученье, дары Святого Духа, житейские блага и проч., чтобы этими дарованиями служить Богу и ближним. Все эти дары Божии и разумеются в притче под именем талантов. Бог же знает, сколько нужно дать каждому, по его способностям, поэтому и получают - иной больше, иной меньше. Кто как воспользовался дарами Божиими, в том каждый человек должен будет дать отчет Господу, при втором Его пришествии. Кто употребил их на пользу себе и другим, тот получит похвалу от Господа и вечные небесные радости; а ленивые и небрежные люди будут осуждены Господом на вечные страдания.