Приключения в шаге от Северного Полюса. Шпицберген. Полярная звезда «Признаки» пустынных берегов

Полярная звезда
зимний тур в Арктику на Шпицберген

Продолжительность программы - 5 дней.
Общая протяженность маршрута - 500 км за 4 ходовых дня.

Групповые туры с февраля по май по графику

Путешествие на Шпицберген - необычное приключение для жителя мегаполиса: Арктика, 78-79 градус северной широты. До Северного полюса несколько шагов…
Горы, Гренландское море, ледники, водопады, ледниковые ручьи и озера, бесконечные долины… Дикая природа: северные олени, песцы, нерпы и лахтаки, белухи, а если повезет, то и киты и белые медведи - в естественной среде обитания.
Вам откроются легенды Мыса Старостина, рудника Грумант, поселка Пирамида, мыса Финнесет, ледника Норденшельда, мыса Хеер. Вы услышите истории о полярных путешественниках и ученых - Баренце, Старостине, Русанове, Нобиле, Нансене и Норденшельде, с чьими именами связан Шпицберген.
Остров Западный Шпицберген и район Ис-фьорда, где проходит путешествие, являются арктическим оазисом: в феврале - марте - минус 19?С, в апреле - минус 13?С. Полярная ночь уходит к середине февраля, а с апреля - уже полярный день.

Шпицберген - архипелаг, до сих пор для большинства остающийся Неизвестной землей, землей Terra Incognita. Норвежцы с незапамятный времен и по сей день называют этот архипелаг Свальбард, что в переводе с норвежского означает «холодный край». Великий голландский мореплаватель Виллем Баренц, официально открыв, нанеся его на карту, назвал архипелаг Шпицбергеном, что в переводе означает «остроконечные горы». Русские поморы испокон веков называли его Грумантом.
Неизвестно, кто пришел на эту холодную землю первым - викинги или поморы. За последние 400 лет историю освоения Арктики и Шпицбергена творили и норвежцы, и русские, и шведы, голландцы, англичане, итальянцы…. Сегодня на Шпицбергене живут рука об руку «полярники» более сорока национальностей!

У Шпицбергена очень интересный правовой статус, очень интересная история: До 1920 года это была «ничья» территория. Международными договорами 1921 и 1925 года Свалбард был закреплен за Королевством Норвегия, но право на осуществление хозяйственной деятельности осталось за всеми государствами, подписавшими договор. Советский Союз, а затем, Россия имеет особый статус на Шпицбергене, где нет границ и нет военных. На 3 000 жителей приходится около 4 000 белых медведей. И по-прежнему добывают уголь, как и сто лет назад.


День 1.

Прилет в Лонгйир. Трансфер. Обед. Брифинг по программе, инструктаж по технике безопасности, подбор экипировки и упаковка вещей для транспортировки в Баренцбург. Выезд на снегоходах по маршруту Лонгьир - Колсбей - мыс Хеер - Баренцбург (50 - 60 километров, время в пути с остановками - 3 часа). Прибытие в Баренцбург, размещение в отеле «Баренцбург». Обзорная экскурсия по Баренцбургу с посещением краеведческого музея «Помор», сувенирного магазина и одного из самых северных в мире отделений почтамта, откуда можно отправить открытку друзьям и близким на материк. Ужин в ресторане отеля.

Лонгйир — крупнейший населённый пункт, административный центр провинции Свальбард и норвежская столица архипелага Шпицберген на берегу Адвент фьорда, а также самое северное в мире поселение с населением свыше тысячи человек. Аэропорт Лонгйира -Свальбард — самый северный в мире аэропорт с регулярными рейсами. В городе находится Свальбардский международный университет. В посёлке под эгидой ООН построено подземное Всемирное семенохранилище на случай глобальной катастрофы.
Колсбей - заброшенный поселок- призрак в устье небольшой реки на территории долины Колесдален на Шпицбергене. Сейчас "Арктикуголь" планирует возобновить добычу угля в районе Колсбея. Проведенная разведка обнаружила перспективные пласты, и трест, возможно, будет строить новые шахты. На окрестных скалах расбросаны птичьи базары. В поселке Колсбей находится дом-мемориал экспедиции Русанова, в отличном состоянии и полностью пригодный для проживания в зимнее время. Владимир Александрович Русанов (1875 —1913) - русский арктический исследователь. Именем Русанова назван ледокол, улицы разных городов России. Является прототипом капитана Татаринова из книги Вениамина Каверина "Два капитана".

Мыс Хеер
славится большим лежбищем моржей. Место также известно как памятник истории Второй Мировой войны на Шпицбергене: Здесь находится мемориал мужества норвежских воинов; и стоит корабельная пушка, которая участвовала в обороне Шпицбергена, и в 1943 году использовалась в неравной дуэли с «Тирпицем»- легендарным линкольном нацистской Германии.

Баренцбург — второй по величине населённый пункт Шпицбергена с населением чуть меньше полумиллиона жителей, п получивший своё имя в честь голландского мореплавателя Виллема Баренца, посетившего Шпицберген в 1596—1597 гг. Располагаясь на территории Норвегии, Баренцбург имеет также и консульство Российской Федерации.
На шахте «Баренцбург» функционирует самая северная в мире железная дорога с небольшим участком на поверхности, также есть гостиница, музей и магазин для туристов.
В Баренцбурге действует православная церковь. Есть Музей поморской культуры, флоры и фауны Арктики. Работает спортивный комплекс, включающий плавательный бассейн с подогретой морской водой и несколько спортзалов.
В посёлке Баренцбург живут и трудятся российские учёные: геофизики, геологи, археологи, биологи, гляциологи, географы. Постоянно работают метеорологическая станция Росгидромета и станция по регистрации космических лучей (самая северная в мире). Длительная изоляция Баренцбурга как от норвежской части острова, так и от континентальной России, привела к тому, что в Баренцбурге атмосфера социалистического реализма сохранилась практически нетронутой.
В 1931 году постановлением Совета народных комиссаров СССР появился «Арктикуголь», который добывает уголь и сегодня. Первым руководителем «Арктикугля» был Михаил Плисецкий, отец всемирно известной балерины Майи Плисецкой. В этом северном городке будущая великая балерина мира делала свои первые «па» И хотя норвежцы (викинги) считают эту землю своей, с ними спорит древне-русская история. Ещё до открытия Баренцем в 1596 году этих земель, гор и фьордов, задолго до знаменитого мореплавателя ходили сюда на кочах архангелогородцы.

День 2

Завтрак. Выезд по кольцевому маршруту Баренцбург - Грён-фьорд - Ис-фьорд радио - мыс Старостина - озеро Линнея - озеро Конгресс - Баренцбург. Живописные северные ландшафты, разнообразный рельеф местности вдоль прибрежной полосы Гренландского моря ждут бывалого путешественника. В пути - около 120 километров, общее время на маршруте - до 10 часов с остановкой на обед в Ис-фьорд радио. Возвращение в гостиницу Баренцбурга около 19 часов. Ужин в ресторане самой северной пивоварни мира «Красный медведь» с дегустацией 3х сортов «живого» северного пива и русской северной кухни!

Грён-фьорд. Всего на территории архипелага Шпицберген, который норвежцы именуют Свальбард, насчитывается 43 фьорда, из них 32 разрезают побережье самого крупного острова под названием Шпицберген. Баренцбург - российская «столица» Шпицбергена, раскинулся на берегу Грён-фьорда, при угольном руднике, который сейчас преображается из поселка шахтеров в туристический центр Шпицбергена. Фьорды архипелага отличаются от материковых: гигантские ледники, полное отсутствие лесов и редкая растительность тундры - создают суровый и лаконичный северный пейзаж.
Озеро Линнея - отличается чистой пресной водой, в которой водится арктический голец - самая популярная рыба на Шпицбергене. На скалах в ясную и солнечную погоду любят отдыхать моржи.


Озеро Конгресс
- уникальное карстовое озеро с серо-водородными источниками.

Ис-фьорд радио
- второй по протяженности фьорд Шпицбергена с длиной 107-километров Название “ледовый” фьорд получил благодаря ледниковому оскалу побережья. В 1929 году у этого фьорда была открыта радиостанция, обеспечивающая связью весь Шпицберген до конца XX века. Сейчас на берегу фьорда стоит уютная турбаза, около которой иногда встречаются моржи и белые медведи.

Мыс Старостина находится на берегу Истьфьорд Радио. История этого места связана с жизнью одного из самых знаменитых поморов - Иваном Старостиным, прозимовавшим на Груманте (так называли Шпицберген поморы, еще до официального открытия архипелага Виллемом Баренцем) 39 зим. Тогда Старостин был единственным постоянным жителем архипелага, так как промысловики приходили сюда только на короткий летний сезон. По количеству зимовок Иван Старостин установил рекорд, который не смог побить никто из людей, зимовавших на Шпицбергене.
В 1955 и 1960 гг. на мысе Старостина экспедицией археологов был раскопан большой жилищно-хозяйственный комплекс, в который входили жилое помещение, баня, кузница, различные хозяйственные постройки. Есть поморская изба, норвежский охотничий домик с надписью «Russekeila» и небольшой экспозицией, посвященной Старостину. Установлен мемориальный крест.

День 3.

Завтрак. Сборы и выезд с вещами по маршруту: Баренцбург - мыс Финнесет - Грёнфьорд - Лонгйир - Адвентдаллен - Темпельфьорд - ледник Туна-брин - ледник Норденшельда - бухта Петунья - Пирамида. Протяженность маршрута - 170-180 километров, время в пути - до 10 часов. Обед в пути. В окрестностях поселка Пирамида - большая вероятность увидеть песцов, северных оленей, нерп, морских зайцев (лахтаков) и, если повезёт, белого медведя.
Внимание! Если путешествие приходится на конец марта или апрель, то в Темпельфьорде нет возможности остановиться у вмороженной в лед шхуны «Северное сияние». Приезд в посёлок Пирамида, размещение в гостинице «Тюльпан» и ужин в ресторане отеля.


Мыс Финнесет
- плоский и низкий, является норвежским владением. Это историческое место, где уже в 1905 году существовала китобойная станция, на которой вытапливался жир с добытых в окрестных водах китов. Этот жир издавна использовался для светильников. Сегодня из кашалотов получают спермацет (жир в головной полости), который прекрасно подходит для приготовления мазей, косметики, свечей и мыла.
В начале 20 века Шпицберген назывался «терра нулиус» (ничья земля), и многочисленные компании из разных стран проводили на архипелаге горнорудные изыскания. Именно тогда появилась первая радиостанция на Шпицбергене, построенная в 1911 г. на мысе Финнесет вблизи Баренцбурга. Радиостанция участвовала в организации связи полярных экспедиций, и в том числе, в поисках экспедиции Нобиле на дирижабле»Италия» на Северный полюс. В 1995 году Банком России в серии памятных монет «Исследование Русской Арктики» была выпущена монета «Спасение экспедиции У. Нобиле» достоинством 100 рублей. Интересно то, что в 1912 году эту историческую радиостанцию дважды посетил Фритьоф Нансен и всего на сутки разошелся с экспедицией Владимира Русанова. Своим выходом к Таймыру Русанов доказал возможность обхода Новой Земли с севера, и заплатил за свой поиск гибелью экспедиции. На попутном судне от мыса Финнесет, Русанов отправил на родину трех человек из своей экспедиции, среди которых был и будущий директор Арктического института Рудольф Лазаревич Самойлович. Благодаря ему России удалось отстоять права на добычу угля на архипелаге. Неподалёку от Финнесет находятся вольеры с ездовыми собаками для экологичного
способа передвижения на Шпицбергене.

Темпельфьорд
врезается в побережье острова Западный Шпицберген между Землёй Бюнсова и Землёй Сэбина. Название фьорда происходит от горы Темплет (от temple — «храм»). Шхуны «Norderlicht» (в переводе «северное сияние») была построена в 1910 году на одной из немецких верфей в городе Фленсбург. Привлекательный красный цвет корпуса и освещенные мачты парусного судна служили плавучим маяком. В зимнее время шхуна попадает в ледовый плен Темпельфьорда и превращается в экзотический отель. В конце мая фьорд отпускает историческое парусное судно на свободу, и с помощью ледокола шхуна выходит на чистую воду, отправляясь в плавание по Арктике.

Ледник Норденшельда
и бухта названы в честь Адольфа Эрика Норденшельда, шведского ученого геолога, исследователя и мореплавателя, который первым прошёл по Северному морскому пути из Атлантики в Тихий океан ещё в 1878-1879 годах.
Громадные глыбы ледника, нависая над водой, время от времени откалываются с гулким грохотом и начинают путешествие в виде айсбергов.


Пирамида — российский шахтёрский посёлок на острове Западный Шпицберген, расположенный у подножья 900-метровой горы пирамидальной формы, рядом с бухтой Петунья и величественным ледником Норденшельда. Поселок Пирамида находится на расстоянии около 120 км от Баренцбурга и примерно 60 км от Лонгйира. Его окружают остроконечные горы с многочисленными долинами, перевалами и ущельями. Законсервирован с 1998 года, а раньше здесь была самая северная в мире угольная шахта. В поселок в зимнее время могут
заходить белые медведи.


День 4.

Завтрак, сборы и выезд по маршруту Пирамида - Темпельфьорд - Лонгйир. В начале пути будут встречаться арктические животные. Протяженность маршрута - 120 км, в пути - около 6-8 часов.Приезд в Лонгйир и размещение в хостеле «Русский дом». Ужин в таверне «На самом краю света».


День 5.

Завтрак, прогулка по Лонгьиру. При желании посещение одного из музеев (за дополнительную плату) и покупка сувениров в сувенирных лавках. Около 12 часов дня выезд в аэропорт Лонгьира. Вылет в Осло.

Лонгийр был основан столетие назад американским предпринимателем Джоном Манро Лонгйиром, заложившим рудник по добыче угля. Сегодня в необычном городе находятся: краеведческий музей Свальбарда, музей полярной авиации, выставочная галерея. Для тех, кто решил остаться в полярном городе ещё на сутки, есть возможность забронировать сафари на собачьих упряжках или побывать в ледовой пещере Лонгйирбрин.

Отели по маршруту:

Первые две ночи - в отеле «Баренцбург». Это четырехэтажное кирпичное здание, в котором половина номеров смотрит на горы, а другая имеет вид на залив Грёнфьорд.
В каждом номере - отдельный санузел (туалет и ванная), плазменный телевизор и мини-холодильник. В отеле есть комнаты для сушки одежды и обуви. На первом этаже — бар, ресторан почта и сувенирная лавка.
Третья ночь - в гостинице «Тюльпан» поселка Пирамида, открытой в здании бывшей гостиницы рудника Пирамиды, и сохранившей атмосферу прошлой эпохи. Двухместные номера объединены в блоки, в каждом из которых - большая прихожая, две двухместные комнаты и туалет с раковиной. Душ только на первом этаже здания.
Четвертая ночь - в трехместных номерах хостела «Русский дом» В номерах двухъярусные кровати, в здании — просторная столовая с кухней. В здании - две душевых и три туалетных комнаты. Из панорамных окон вид на пещеру Лонгйирбюен.




Внимание! Программа предполагает умение управлять снегоходом. Это путешествие для тех, кто уже участвовал в снегоходных турах или имеет опыт управления техникой.


Стоимость тура

85 000 руб.

Стоимость авиабилетов - от 40 000 руб.


В стоимость входит:

  • Проживание в указанных отелях по маршруту - трехразовое питание в гостиницах, кафе и на маршруте;
  • Экскурсии согласно программе;
  • Трансферы аэропорт — Лонгйир — аэропорт;
  • Аренда снегоходов (Ski-doo и Yamaha), топливо, 2 человека на снегоходе;
  • Аренда снегоходной экипировки (комбинезон, ботинки, шлем, подшлемник, перчатки);
  • Сопровождение гида-проводника;
  • Страховой полис, покрывающий расходы на проведение спасательных работ и эвакуацию в случае возникновения экстренной ситуации.

По желанию, доплата за:

  • Одноместное размещение в Баренцбурге и Пирамиде - 11 600 рублей с человека
  • Двухместное размещение в Лонгйире - 4800 руб. за номер
  • Одноместное размещение на снегоходе - 30 000 рублей с человека
  • Медицинский страховой полис.


Внимание! В стоимость тура НЕ входит оплата транзитных ночей в отелях Осло или Тромсё.

Самые северные снегоходные маршруты ! Уникальный архипелаг Шпицберген открывает свои просторы для опытных путешественников на снегоходах. Впервые появилась возможность за неделю на снегоходе увидеть самые интересные места Шпицбергена, накатав при этом более тысячи км . Это путешествие не только в пространстве, но и во времени: только в этом путешествии можно увидеть и неприступную холодность Груманта, каким его увидели поморы более 800 лет назад, и обустроенную современность Свальбарда - самой северной норвежской провинции.

1 день

Лонгйир (он же Лонгйирбюен) - столица норвежской провинции Свальбард (международное название Шпицбергена) и всего архипелага. Это самый северный населенный пункт с международным аэропортом. Настоящая Мекка для любителей арктического туризма со всего мира. Скандинавская обустроенность на 78 градусе северной широты.

2 день

Ис-фьорд радио - небольшая станция, в прошлом - пункт связи между Шпицбергеном и Норвегией, одна из первых метеостанций.

Мыс Старостина - южный входной мыс в Ис-фьорд, назван в честь русского помора Ивана Старостина. Здесь же находится изба Старостина, где он вёл промысел и неоднократно зимовал. По преданиям род Старостиных промышлял в водах Шпицбергена ещё до основания Соловецкого монастыря (до 1435 г.), то есть за 150 лет до появления голландцев. Сам Иван Старостин провёл на Шпицбергене 32 зимы и умер и похоронен здесь же в 1826 году.

3 день

Свеагрува - крупный шахтёрский посёлок. Здесь находится единственная рентабельная шахта по добыче каменного угля на всём архипелаге. В середине 2000-х она занимала первое место по объёму добычи во всей Европе.

4 день

Пирамида - первый уголь шведы начали добывать здесь ещё в 1910 году, впоследствии шахта перешла Советскому Союзу. Во время войны посёлок и добывающие предприятия были уничтожены, чтобы не достались врагу. Однако уже к 50 году была произведена новая геолого разведка и и шахта стала разрабатываться вновь. В связи с переоценкой запасов крупный капитальный посёлок, каким являлась Пирамида в 80-х, был полностью покинут в 2000 году.

Шхуна «Noorderlicht» , что в переводе означает «северное сияние» была спущена на воду 2 июля в 1910 году на одной из немецких верфей в городе Фленсбург. Привлекательный красный цвет корпуса и освещенные мачты парусного судна должны были служить плавучим маяком в арктических водах Балтийского моря.

В 1925 году шхуна была переименована в «Flensburg». Экипаж судна состоял из 15 человек. Моряки несли вахту в тяжелых погодных условиях по определенному графику - шестинедельное дежурство сменялось отпуском таким же сроком. Также парусник иногда использовался в качестве лоцманского судна, но это зависело от опыта экипажа, который находился на борту.

Сегодня шхуна «Noorderlicht» находится в гавани Шпицбергена, где пребывает круглый год. В конце мая тающие ледяные фьорды «отпускают» парусное судно, которое с помощью ледокола выходит на чистую воду и отправляется в плавание по Арктике. В середине лета шхуна «Noorderlicht» осуществляет морские переходы вдоль побережья архипелага.

5 день

6 день

Нью-Олесун - самый северный населённый пункт в мире! Он основан как угледобывающий посёлок почти 100 лет назад - в 1916 году. С 1968 является международной научной станцией. Наибольшую известность приобрел как база для многих полярных экспедиций, в том числе как место старта экспедиции Руаля Амундсена к Северному полюсу на самолёте и двух экспедиций Умберто Нобиле на дирижаблях. Трагическая судьба последней экспедиции хорошо изображена в фильме Михаила Калатозова «Красная палатка».

Русская губа и Соловецкий залив на Шпицбергене, Русская Гавань и Поморская губа на Новой Земле, Русский остров в Карском море, Русско-Устьинская протока Индигирки, Русская Кошка в Беринговом море — все это свидетельства вклада отечественных мореходов в освоении Арктики.

Много на ее карте древних именных названий — Земля Панькова, острова: Матюшев, Матвеев, Макар; губы Логинова, Ванькина, Валькова; лагуна Ивашкина; протоки Трофимовская, Киселева, Уларова. Вряд ли мы узнаем когда-нибудь, кем были эти люди... Пока, во всяком случае, попытки связать эти древние географические названия с именами конкретных людей чаще всего кончаются неудачей. Так, например, названия губы Кармакульская и мыса Инков восходят, на мой взгляд, не к фамилиям мезенцев Кармакуловых и Инковых из деревни Дешковской, как утверждал историк М. И. Белов, а, как и сами фамилии, к древним словам «кармакул» — подводный камень и «инка» — нерусская женщина, ненка.

Преднамеренно давать названия в честь известных мореходов (их называют мемориальными) стали лишь в XIX веке. Так, место на Шпицбергене, где зимовал и был похоронен промысловик Иван Старостин, исследователь Арктики Норденшельд предложил назвать мысом Старостина. Мыс Дежнева на Чукотке был назван в 1898 году в честь русского первопроходца Семена Ивановича Дежнева, который прошел из Северного Ледовитого океана в Тихий.

Мыс Рахманина и мыс Ахматова (Юшкова) появились на карте уже в советское время, во время экспедиции на «Персее» в 1927 году. Мезенский кормщик Федор Ипполитович Рахманин, живший в XVIII веке, шесть раз зимовал на Шпицбергене, пять — в Сибири и двадцать шесть — на Новой Земле. Именно с его слов историк В. В. Крестинин записал старинные названия Новой Земли. Испытанный кормщик Афанасий Юшков в 1757 году ходил из Архангельска на Новую Землю для поисков серебряной руды и умер в пути.

В отличие от западного древнее восточносибирское мореплавание осуществлялось служилыми людьми, сведения о которых отложились в архивах довольно полно. Исследовав их, можно почти наверняка утверждать, что острова Дунай и Колесовский, протоки Голыженская и Стадухинская, селения Зырянка и Ожогино, мысы Вагина и Чуркина в Якутии названы в честь казаков-первопроходцев. Некоторые из них местным населением изменены до неузнаваемости. Так, название реки Бузихи, данное в честь морехода Елисея Бузы, с большим трудом угадывается в современном названии правого притока реки Лены — Бёсюке.

«Признаки» пустынных берегов

На побережье русской Арктики много крестов: их ставили поморы как опознавательные знаки, «признаки», своего рода маяки; их ставили по обету или в благодарность судьбе за удачу в промысле, или за избавление от беды. На пустынных берегах кресты были видны издалека...

Уже в XVI веке поморы назвали залив на западном побережье Новой Земли Крестовой губой, от нее протянулась цепочка одноименных названий. Крестовые острова в Баренцевом море назвал Баренц в 1594 году: там он обнаружил русские кресты.

Наиболее крупный в дельте Лены остров сибирские мореходы еще три с половиной столетия назад тоже называли Крестовым, так как здесь стояли три казачьих креста. Со временем кресты упали, и освоившие здешние промыслы якуты стали именовать остров Арга-Муора-Сисе, что означало «Западный морской хребет». Отделяющая его с юга протока, пока ее не замыло окончательно, долго еще называлась Крестяцкой — от якутского «Крестях», то есть «С крестами».

«Поставлен... кормщиком... со товарищи»

Маленькая речка Крестовая на западном побережье острова Котельного обязана своим происхождением знаменитому кресту Геденштрома. Его в 1811 году обнаружил промышленник Яков Санников.

Под крестом были найдены останки человека и предметы охотничьего обихода, говорившие о посещении кем-то острова Котельного задолго до его официального открытия в 1773 году. К сожалению, ни эти предметы, ни крест не были тщательно исследованы, хотя начальник экспедиции М. М. Геденштром доставил их в столицу.

Крест Геденштрома видел еще в конце прошлого века историк И. М. Пыляев. «Простой деревянный крест, обложенный свинцовыми листами, с вырезанными буквами НМА, находится в Царском Селе в арсенале»,— писал он в книге «Окрестности Петербурга». Однако это сообщение осталось незамеченным и в литературе по истории Арктики считалось, что на кресте Геденштрома надписи не было. Но, увы, то ли Пыляев неправильно прочел или неправильно записал цифры, обозначенные буквами кириллицы, дата из них не складывается. Уточнить же надпись уже невозможно. Во время войны фашисты разрушили все дворцовые постройки. Тогда же, видимо, погиб и крест Геденштрома...

На многих крестах, установленных мореходами-поморами, были надписи. Хотя дерево в Арктике сохраняется долго, но надписи на них потомкам полностью прочитать удается редко. Жестокие полярные пурги быстро стачивают вырезанные буквы.

В 1833 году штурман П. К. Пахтусов нашел на восточном побережье Южного острова Новой Земли повалившийся лиственничный крест с неполностью сохранившейся надписью: «Поставлен сей животворящий крест на поклонение православным християнам, зимовщики, 12 человек, кормщик Савва... анов, на Новой Земле, по правую сторону Кусова Носа». На большой перекладине Пахтусов с трудом прочел: «ЗСН оду июля 9 дня», то есть 7250 году от сотворения мира, или 1742 году от рождества Христова. Он решил, что это крест олонецкого промышленника Саввы Лошкина, который за три лета первым обогнул с севера Новую Землю. Пахтусов предположил, что на кресте вырезана или вторая фамилия Саввы — Фофанов, или его отчество. Правда, позже исследователи сомневались в версии Пахтусова, потому что из преданий известно, что Савва Лошкин отправился в свое плавание не в 1742 году, а в 1760 году. Остается лишь гадать, кем допущена ошибка в датировке этого плавания. На картах же сохраняется данное Пахтусовым название — река Саввина.

В 1930 году писатель И. С. Соколов-Микитов в Русской Гавани списал с креста такую надпись: «Поставлен с. к. (сей крест.— С. П.) промышленником кормщиком шуерецким Степаном Горяковым с товарищи 1842 августа 8 дня. Место Баренци по-старому у Богатого острова». Эта надпись дала жизнь сразу трем названиям на Новой Земле — мысу Шуерецкому (по селу Шуерецкому Кемского уезда), полуострову Горякова и острову Богатому.

Арктические шары

Заимствованное из финно-угорских языков слово «шар» у поморов означает «морской пролив». Особенно много «шаров» на Новой Земле. Все это древнейшие названия.

Прежде всего вспоминается Маточкин Шар, то есть пролив, пересекающий Новую Землю. А Костин Шар назван так вовсе не в честь какого-то Кости-Константина. В XVII веке на карте шведа Э. Пальмквиста при входе в пролив был показан мыс Костяной Нос (теперь это Костин Нос). «Костями» поморы называют подводные камни в море.

Костливый берег — берег скалистый, с множеством гряд и камней. Так что правильнее было называть пролив Костливый Шар. Неподалеку лагуна Обманный Шар — ее из-за низкого перешейка в плохую видимость часто принимали за пролив, ведущий в Костин Шар.

Никольский Шар, как и все подобные поморские названия, скорее всего дан в честь покровителя моряков святого Николая. Петуховский Шар отделяет от Новой Земли Петуховский архипелаг (в старину — просто Петухи). Югорский Шар между островом Вайгач и Югорским полуостровом назван так потому, что предгорья Северного Урала новгородцы называли Югорией, а хантов и манси, живших там,— югрой.

Большой и Малый Шар есть на Енисее, а Ильин Шар — даже далеко на востоке, в устье реки Яны. Мало того, сравнительно недавно, в 1933 году, на севере Новой Земли появилась река Гришина Шара. Она получила имя зимовавшего на полярной станции охотника, принявшего ее за пролив.

Поморский словарь

Из первого описания Новой Земли В. В. Крестинина, изданного в 80-х годах XVIII века, видно, что лишь половина старых поморских названий осталась на современных картах. Но осталась! Читаешь их — словно листаешь поморский словарь... Правда, многие слова, от которых образованы названия, основательно подзабыты и часто требуют пояснения.

Не за обилие грибов, например, названа Грибовая губа, а за подводные наносы песка уступом — «грибы». Обседья губа — значит обжитая губа. («Обсидеться — привыкнуть к месту, как обживаться, осваиваться с ним»,— поясняет В. И. Даль.) Мыс Перевесинский, возможно, от слова «перевесье», так в старину называли место ловли птиц сетями-перевесами. Через этот высокий мыс и сейчас проходит перелет птиц.

А вот еще одно название — Вайгач. Остров Вайгач. Сколько самых невероятных предположений о происхождении этого названия было высказано! Созвучные слова находили и в голландском, и в немецком, и в английском языках. Считали, что оно может происходить от русского слова «ваять» — делать идолов: здесь когда-то находился древний жертвенник ненцев, почему они и называли остров «Святая Земля». Голландский картограф Николас Витсен утверждал, к сожалению, не приводя доказательств, что остров назван в честь некоего Ивана или Яна Вайгача.

А недавно географы обратили внимание на старинное архангельское слово «вайгач» — наносный, намывной, нижний (по течению) конец острова; наносная мель, коса, кошка. Его приводит в своем словаре В. И. Даль, правда, со знаком вопроса. Но, думается, этому древнему термину и надо отдать предпочтение.

Обычно считают, что старинное название Новой Земли — Матка — дано поморами за богатство здешних промыслов. Но, возможно, происхождение этого названия связано с древним деревянным компасом-маткой (от финно-угорского «матка» — путь, дорога, направление). Лексикограф А. О. Подвысоцкий еще в прошлом веке высказал предположение, что архипелаг назван Маткой «не оттого ли, что в такое дальнее плавание, как Новая Земля, опасно плавать без матки». А уже от уменьшительного «маточка» пошло название Маточкин Шар, что означает — Новоземельский пролив.

Название губы Дыроватая происходит от заполняющих губу многочисленных островов, между которыми много проливов, то есть «дыр». Бухта Лямчина названа так, видимо, потому, что оторочена островами: «лямчить» у моряков в старину означало «оторачивать».

Остров Калтак у южного побережья Новой Земли кому-то из поморов показался похожим на ком обледенелого снега, плавающего в воде,— калтак. Группа камней Толкунцы в заливе Моллера получила свое название от поморского термина, означающего всплески, водовороты, толчею на этом месте при волне. Острова и мыс Потыч названы архангельским словом, им обозначают мелкую губу, вход в которую возможен лишь в полную воду. Название мыса Ошкуй в Маточкином Шаре означает на языке поморов Мыс Белого Медведя.

Острова Западный и Восточный Шелонский в Янском заливе получили название ветра. Юго-западный ветер — шелоник — приносил поморам запах далекой родины их предков — новгородских ушкуйников — с реки Шелони, впадающей в Ильмень-озеро.

Еще совсем недавно одна из проток реки Яны называлась Кочевой. Не потому, что она кочевала, а потому, что когда-то, столетия назад, по ней плавали казачьи коми. Неподалеку, кстати, расположено одно из древнейших якутских поселений — село Казачье. Остров Лодейный есть в Кандалакшском заливе, а губа и мыс Лодейные — на Кольском полуострове. А сколько «гляденей», «кошек», «луд», «толстиков», «наволоков», «носов» и других поморских терминов сохранила нам Арктика!

Да, карта Арктики — поистине бесценное свидетельство неудержимого движения поморов в высокие широты.

С. Попов, инженер-гидрограф, почетный полярник

Шпицберген – архипелаг, до сих пор для большинства остающийся Неизвестной землей, Terra Incognita… Норвежцы с незапамятных времен и по сей день называют этот архипелаг Свальбард, что в переводе с норвежского означает «холодный край».

Великий голландский мореплаватель Виллем Баренц, официально открыв, нанеся его на карту, назвал архипелаг Шпицбергеном, что в переводе означает «остроконечные горы». Русские поморы испокон веков называли его Грумантом.

Оставим историкам досужие споры о том, кто пришел на эту холодную землю первым – викинги или поморы, ведь за последние 400 лет историю освоения Арктики и Шпицбергена творили и норвежцы, и русские, и шведы, голландцы, англичане, итальянцы…. Сегодня на Шпицбергене живут рука об руку «полярники» более сорока национальностей!

У Шпицбергена очень интересный правовой статус, очень интересная история. До 1920 года это была «ничья» территория. Международными договорами 1921 и 1925 года Свальбард был закреплен за Королевством Норвегия, но право на осуществление хозяйственной деятельности осталось за всеми государствами, подписавшими договор. Советский Союз, а затем Россия имеет особый статус на Шпицбергене.

Здесь нет границ и нет военных. На 3 000 жителей приходится около 4 000 белых медведей.

Здесь по-прежнему добывают уголь, как и сто лет назад. Но с каждым последующим десятилетием все больше развивают туризм, научную и природоохранную деятельность с целью сохранения Арктики.

Путешествие на Шпицберген – это самое необычное, что с вами может произойти. Только представьте: Арктика, 78-79 градус северной широты. До материка здесь едва ли ближе, чем до Северного полюса… Горы, Гренландское море, ледники, водопады, ледниковые ручьи и озера, бесконечные долины… Дикая природа: северные олени, песцы, нерпы и лахтаки, белухи, а если повезет, то и киты, и белые медведи – всех их вы можете увидеть в их естественной среде обитания.

Прилет в Лонгьирбюен .

Программа ориентирована на прилет из Осло вечерним рейсом дискаунтера «Norwegian», но Вы также можете прилететь и дневным рейсом компанией SAS.

Встреча в аэропорту гидом с табличкой «Grumant», трансфер в порт пос. Лонгьирбюен. Переодевание, подбор экипировки, упаковка вещей и в путь! Нас ждет морской переход в Баренцбург !

22:00 Выход в море

Во время путешествия, в основном, мы будем перемещаться по морю на морских открытых катерах «Поларциркуль» норвежского производства. Это большие, восьмиметровые, высокопрочные, созданные норвежскими корабелами специально для морских путешествий в Арктике лодки, оснащенные мощными моторами Yamaha (200 л.с.), эхолотами, аварийными маяками и морской радиосвязью. Этой лодке не страшно даже весьма серьезное волнение на море.

Лодка открытая. Для тепла и обеспечения безопасности Вы будете облачены в специальные, аварийные арктические гидрокостюмы норвежской фирмы Helly Hansen, которые позволят и тепло сохранить, и ветер остановить, и придать всем уверенности на море во время морских переходов.

От Лонгьира до Баренцбурга около 50 километров по Ис-фьорду. По пути мы увидим живописные скалистые берега, покинутый в 60-е годы поселок Грумант, бухту Колсбей, мыс Хеер и попадем в Грёнфьорд, на восточном берегу которого более 90 лет назад был основан голландскими шахтерами поселок Баренцбург. Если повезет, мы встретим кого-нибудь из морских млекопитающих – дельфинов, китов, белух или нерп с лахтаками – все они частые гости побережья Грёнфьорда. Путь до Баренцбурга займет около 1,5 - 2 часов.

По прибытии в Баренцбург, размещение в номерах современного и уютного отеля «Баренцбург». Легкий ужин-перекус нас будет ждать прямо в номерах отеля.

Знакомство с Баренцбургом. Треккинг на ручьи Брайда

10.00 Поздний завтрак

11.00 Обзорная экскурсия по поселку и посещение экспозиций Музейно-выставочного центра ArtArcticGalery , посвященных истории освоения Шпицбергена и Арктики. Кроме основной археологической экспозиции, посвященной поморам-промысловикам и российским исследователям XV-XIX веков, вы также познакомитесь с уникальными предметами зимовья Виллема Баренца на Новой земле (1596 год), а также сменными выставками художников, и другими экспозициями, объединенных темой Арктики.

Баренцбург – российская «столица» Шпицбергена. Поселок основан в 1921 году голландцами как угледобывающий рудник. С 1932 года принадлежит Государственному Тресту «Арктикуголь», который представляет экономические интересы России на Шпицбергене. Баренцбург сегодня - это современный арктический поселок, основой которого по-прежнему является самая северная российская угледобывающая шахта, но параллельно развивается и арктический туризм. Баренцбург сочетает в себе современное развитие Арктики с историями и традициями прошлого. Население поселка – около 500 человек, в том числе около 70 детей.

14.00 Обед в ресторане отеля.

Сегодня нас ждет путешествие к водопадам на ручье Брайда .

​Мы спускаемся в порт и на открытом катере PolarCircle пересекаем Грёнфьорд. Морской переход будет совсем небольшим, а прогулка к живописным водопадам займет около 4 часов (6-8 км). Это будет ознакомительный треккинговый маршрут, который позволит нам понять особенности рельфа, экипировки и подготовки группы.

Ужин в ресторане пивоварни "Красный Медведь" с дегустацией самого северного в мире «живого» пива , сваренного здесь же, и блюдами традиционной русской северной кухни. Вы, конечно, попробуете любимую всеми треску, выловленную нашими руками в Грёнфьорде во время осенней путины.

Каяки на мысе Старостина. Треккинг к мысу Фестнинген.

В этот день мы предложим совершить экскурсию в действующую шахту (оплачивается дополнительно) . Эта экскурсия не только интересна, но и уникальна! Это единственная существующая в мире экскурсия в действующую угольную шахту. Подготовка маршрута и согласование всеми надзорными органами России и Норвегии заняли около двух лет. Но это того стоило! Во время экскурсии вы пройдете по двум штольням и узнаете очень много о добыче угля. "Маркшейдер", "сланцевая пыль", "ламповая", "анкерная крепь", "пикеты", "воздушный шлюз", "наклонный ход", "лава", "забой", "горный удар" – все эти термины обретут смысл и понимание во время двухчасовой экскурсии, которую проводят профессиональные шахтеры

09.30 Завтрак в ресторане отеля.

10.30 Снова надеваем гидрокостюмы и собираемся в наше следующее путешествие.

Сегодня путь будет лежать на противоположную сторону Грёнфьорда к мысу Старостина . Небольшой двухкилометровый переход по тундре до озера Линнея , где нас будут ждать двухместные морские каяки . Затем все желающие после проведения инструктажа и небольшого обучающего занятия смогут поучаствовать в небольшом водном маршруте по озеру Линнея продолжительностью от 1,5 до 2,5 часов и протяженностью от 4-5 до 10 километров.

Те же, кто не готов к участию в каякинге, могут прогуляться с гидом пешком в живописных окрестностях

Обед-пикник в промысловой избе на мысе Старостина.

Мыс Старостина – очень интересное, живописное и атмосферное место. Мыс назван в честь легендарного помора-промысловика Ивана Старостина, который провел на Шпицбергене 39 зим, причем последние пятнадцать лет жил на архипелаге постоянно, не возвращаясь на материк. Его главное становище располагалось в устье реки Руссекейла, недалеко от входа в Грёнфьорд. Гиды покажут вам реконструкцию зимовья Старостина и поморского поминального креста, заведут в действующую промысловую избу. А ещё мыс Старостина и окрестности были натурой во время съёмок норвежского фильма «Операция «Арктика»».

Затем желающие могут совершить треккинговую прогулку вдоль побережья бухты Руссекейла до мыса Фестнинген, на котором находится маяк, указывающий кораблям вход в Грёнфьорд. Протяженность пути составит около 6 километров. Остальные могут насладиться еще какое-то время красотами мыса Старостина и на катере также перейти до мыса Фестнинген, где группы встретятся.

Возвращение в Баренцбург.

19.00 Ужин в ресторане отеля.

08:00 Завтрак.

И снова в путь! Нас ждет увлекательный морской маршрут Баренцбург – Имербукта – бухта Трюгхамна» .

Имербукту , название которой уходит корнями в скандинавскую мифологию, по праву можно считать одним их самых величественных и уединенных мест архипелага. Самая привлекательная сторона бухты - та, где расположен ледник Эсмарк, протянувшийся на 15 км. В бухте Трюгхамна вы увидите остатки поморских поселений XVIII вв., а на горе Альхорн – живописнейшие птичьи базары.

Ланч-перекус на маршруте.

Далее мы пересечем на лодке вход в Ис-фьорд и направимся к шхерам западного берега Шпицбергена, где можно встретить моржей и нерп. На мысе Линнея вы сможете сфотографировать огромный череп кита и выпить чашечку кофе в уютном кафе небольшой гостиницы «Ис-фьорд-радио».

18.00 Ужин в ресторане отеля "Баренцбург"

Сегодняшний вечер мы предлагаем посвятить посещению хаски-фермы (оплачивается дополнительно). Дружелюбные и веселые собаки породы сибирских хаски, самоед, аляскинский маламут, якутская лайка и чукотская ездовая с удовольствием познакомятся с вами. Мы расскажем о том, чем примечательны собаки каждой породы, какой вклад они внесли в историю освоения Арктики и какую роль играют сейчас.

Русские имена на карте мира - это вехи на трудном пути русских первооткрывателей - землепроходцев и мореходов. Боты, шхуны, суда смелых русских моряков прошли Северный Ледовитый океан, Великий, или Тихий океан, а затем и Атлантический. Русские люди поднимались на горные хребты Памира, Алтая, первыми составляли карты берегов Северной Америки. Не всегда их путь отмечен русских имен, так как первые землепроходцы стремились сохранить местные имена, если они уже существовали. Часть же русских имен погребена в череде переименований, обычно производимых последующими исследователями новых земель, приходившими из других стран. Даже беглый взгляд на карту мира, на пунктир русских слов позволит представить историческую карту героических путешествий, открытий, поселений, а в последствии и горестных переселений в поисках лучшей жизни.

Древние славяне Киевской Руси проложили знаменитый путь «из варяг в греки» - из Балтийского моря в Черное. Афанасий Никитин ходил «за три моря». Сохранилось в памяти народной и имя легендарного Садко, ходившего на ладьях в далекие страны. Потомки новгородцев - русские поморы - уже в XV веке знали северные моря - Белое и Баренцево. И вот на карте Севера находим имена - мыс Старостина, мыс Дежнева, пролив Беринга, мыс Челюскина, море Лаптевых.

Иван Старостин оседло жил на Груманте (таково старое имя острова Шпицбергена), его предки знали этот остров уже с 1426 года. Смелые поморы плавали за моржовыми клыками и салом, к XVI веку в лоциях описали около 3200 миль заполярных областей. Эта история открытия и освоения северных морей стоит за именем Старостин, но и само имя как русский флаг стоит на карте.

Мыс Дежнева. Это имя не так давно появилось на картах мира. 26 июня 1648 года С.И Дежнев вместе с Ф.А. Поповым с 90 казаками вышел из устья Колымы на семи кочах. Семен Дежнев отправляется по Северному Ледовитому океану и в сентябре огибает мыс Большой Каменный Нос, как называл его сам Дежнев. Так было совершено открытие: Азия и Америка разделены проливом. Это было великое географическое открытие, но сам Дежнев не ведал этого, а его отчет о плавании почти сто лет пролежал в Якутском архиве. В 1664 году Дежнев побывал в Москве. Известен царский указ: «За ево, Сенькину, службу и за прииск рыбья зуба, за кость и за раны поверстать в атаманы». И еще одно важное свидетельство. Мировая карта (атлас), составленная в 1784 году в Нюрнберге, отмечет «пролив Дежнева». И все же открытие Дежнева оставалось в тени. Петр I, чтобы установить истину, посылает опытного моряка ВитусаБоринга. И в 1728 году проливу было присвоено имя Беринга. И только в 1898 году по инициативе Русского географического общества почтен и Дежнев. Мыс Большой Каменный Нос переименован в мыс Дежнева. Ныне на самой крайней северо-восточной точке нашей страны стоит подобно флагу русское имя - Дежнев.

Берег Прончищева, бухта Прончищевой, мыс Челюскина- эти имена не только отмечают географические пункты, но и могут быть символом верности, дружбы и любви. На судне «Якут» отважные мореходы пробились во льдах и достигли максимальной по тем временам (1736) северной широты (77?29 ? , с учетом несовершенных приборов возможно и 77?55 ?). В конце обратного тяжкого пути Василий Прончищев умер, а через несколько дней умерла и сопровождающая его жена - Мария Проничищева. Экспедицию довел лейтенант Семен Челюскин. Глубокое благоговение и благодарность должны пробуждать, такие имена на карте Таймыра, как берег Прончищева и бухтаПрончищевой. Их трудами приобрела свой общий вид карта побережья Северного Ледовитого океана, которую мы видим сегодня, и которая стала достояньем всего человечества.

Память о героях Арктики запечатлена в именах братьев Лаптевых - пролив Дмитрия Лаптева, берег Харитона Лаптева (работа на контурной карте нанести и подписать эти географические объекты).