Презентация на тему "Испытание любовью (Обломов и Ольга Ильинская)". Конспект урока литературы на тему «А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» — философская сказка и мудрая притча» (6 класс) План урока по обломову что такое любовь

Презентация на тему: Любовь в жизни Ильи Ильича Обломов (роман «Обломов»)




















1 из 19

Презентация на тему: Любовь в жизни Ильи Ильича Обломов (роман «Обломов»)

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Любовь в жизни Обломова Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына олицетворяют собой два представления Обломова о любви. В Ольге он видит идеал невесты, будущей жены, ровню по происхождению. Агафья Матвеевна – предмет «барской ласки» - женщина низкого происхождения, с ней можно не церемониться (недаром в первую очередь Обломов замечает её телесную привлекательность, голые шею и локти). К тому же Агафья Матвеевна Пшеницына олицетворяла собой умиротворённость, о которой герой так мечтал. Смысл жизни Агафьи Матвеевны заключён в стремлении любить, заботиться о ком-либо. Она идеальная хозяйка, ни минуты не сидит без дела. Тишина, покой, вкусная еда – всё это она создаёт для Обломова. Агафья Матвеевна стала для него заботливой нянькой. Размеренно и тихо проходили дни в доме на Выборгской, и Обломов казался счастливым, но в глубине души он продолжал тосковать по несбывшимся мечтам, его творческие силы, «верное сердце» гибнут в полной пассивности.

№ слайда 3

Описание слайда:

Ольга Ильинская Яркий и сильный характер. «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук, как у пятилетнего ребёнка, с пальцами в виде винограда. Но если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».

№ слайда 4

Описание слайда:

Восприятие девушки в обществе Ольгу и Обломова знакомит Андрей Иванович Штольц. Как, когда и где встретились Штольц и девушка, неизвестно, но отношения, связывающие этих персонажей, отличаются искренней взаимной тягой и доверием. «… В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла! Зато её и ценил почти один Штольц, зато не одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки… Одни считали её простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка её ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе…»

№ слайда 5

Описание слайда:

Любовь в понятии Ольги Главное свойство Ильинской, присущее многим женским персонажам русской литературы прошлого столетия, - не просто любовь к конкретному человеку, а непременное желание изменить его, поднять до своего идеала, перевоспитать, привив ему новые понятия, новые вкусы. Обломов оказывается для этого самым подходящим объектом: «Она мечтала, как «прикажет ему прочесть книги», которые оставил Штольц, потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать письма в деревню, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу, - словом, он не задремлет у неё; она укажет ему цель, заставит полюбить опять всё, что он разлюбил, и Штольц не узнает его, воротясь. И всё это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая ещё не начала жить!.. Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета; считала это уроком, назначенным свыше».

№ слайда 6

Описание слайда:

Чувства к Обломову Ольга сразу понимает, что в отношениях с Обломовым ей принадлежит главная роль, она «мигом взвесила свою власть над ним, и ей понравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольёт над стоячим озером и отразиться в нём». Жизнь словно просыпается в героине вместе с жизнью Обломова. Но в ней этот процесс происходит куда более интенсивно, чем в Илье Ильиче. Ольга Ильинская словно проверяет на нём свои возможности женщины и воспитательницы одновременно. Её незаурядные ум и душа требуют всё более и более «сложной» пищи.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Чувство Ольги к Обломову цельно и гармонично: она просто любит, тогда как Илья Ильич постоянно пытается выяснить глубину этой любви, оттого и страдает, полагая, что девушка «любит теперь, как вышивает по канве: тихо, лениво выходит узор, она ещё ленивее развёртывает его, любуется, потом положит и забудет». Когда Обломов говорит героине, что она умнее его, Ильинская отвечает: «Нет, проще и смелее», высказывая тем самым едва ли не определяющую линию их отношений. Она вряд ли сама ведает, что испытываемое ею чувство более напоминает сложный эксперимент, нежели первую любовь. Она не говорит Обломову о том, что улажены все дела по её имению, с одной лишь целью – «… доследить до конца, как в его ленивой душе любовь совершит переворот, как окончательно спадёт с него гнёт, как он не устоит перед близким счастьем…». Но, как всякий эксперимент над живой душой, этот опыт увенчаться успехом не может.

№ слайда 9

Описание слайда:

Жизнь. Цель: точно определенной цели сначала не было, а позже она стала появляться: знание всего, разум, полное понимание близких людей и всего окружающего. Восприятие: сначала для нее жизнь была легким нужным даром, потом - формой для мысли и постоянного анализа. Принципы: “шла простым, природным путем жизни”, “не уклонялась от естественного проявления мысли, чувства, воли, даже до малейшего, едва заметного движения глаз, губ, руки”, “ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла”, “чтоб не было ничего недоступного”. Любовь. “Ольга не трепещет”, “жизнь - долг, обязанность, следовательно, любовь - тоже долг: мне как будто бог послал ее”, ни страстей, ни ревности, ни слез - любовь для Ольги - молчаливое, “разумное” счастье. Дружба. “не одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки; зато, глядя на нее, самые любезные из молодых людей были неразговорчивы, не зная, что и как сказать ей”, у Ольги не было много друзей, но те, которые были - настоящие. Отношения с окружающими. “Одни считали ее простой, недальней, неглубокой… говорила она мало, и то свое, неважное - и ее обходили умные и бойкие “кавалеры”; небойкие, напротив, считали ее слишком мудреной и немного боялись”. Ольга часто находилась в обществе, в котором ей было скучно. Больше всего боялась потерять любимых людей.

№ слайда 10

Описание слайда:

Ольга и Штольц Ильинской необходимо увидеть своего избранника на пьедестале, выше себя, а это, согласно авторской концепции, невозможно. Даже Штольц, за которого после неудачного романа с Обломовым Ольга выходит замуж, только временно стоит выше, чем она, и Гончаров это подчёркивает. К финалу становится ясно, что героиня перерастёт своего мужа и по силе чувств, и по глубине размышлений о жизни. Наступит момент, когда и Штольц окажется перед необходимостью объяснять жене, матери своих детей, таинственное «что-то», не дающее покоя её мятущейся душе. «Глубокая бездна её души» не пугает, но тревожит Штольца. В Ольге, которую он знал почти девочкой, к которой испытывал сначала дружбу, а потом и любовь, он постепенно обнаруживает всё новые и неожиданные глубины. Привыкнуть к ним Штольцу трудно, потому его счастье с избранницей представляется во многом проблематичным.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Психологический портрет героини «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у неё почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и всё выражение лица; руки белые, но жёсткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил». Пшеницына неразговорчива и привыкла жить, не задумываясь ни над чем: «Лицо её принимало дельное и заботливое выражение, даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете. На всякий же вопрос, не касавшийся какой-нибудь положительно известной ей цели, она отвечала усмешкой и молчанием». А её усмешка была не более, чем форма, прикрывавшая незнание предмета: не ведая, что она должна сделать, привыкшая, что всё решает «братец», только в умелом ведении дома достигла Агафья Матвеевна совершенства. Всё остальное годами и десятилетиями проходило мимо неразвитого ума.

№ слайда 13

Описание слайда:

Пробуждение чувств Постепенно, по мере того как Обломов понимает, что стремиться ему больше некуда, что именно здесь, в домике на Выборгской стороне, обрёл он вожделенный строй жизни родной Обломовки, в судьбе самой Агафьи Матвеевны происходит серьёзнейшая внутренняя перемена. В постоянных трудах по освоению и обихаживанию дома, в хлопотах по хозяйству находит она смысл своего существования. В этой женщине начало пробуждаться нечто неведомое ей прежде: тревоги, проблески размышлений. Иными словами – любовь, всё более и более глубокая, чистая, искренняя, не умеющая выразить себя словами, но проявляющаяся в том, что Пшеницына хорошо знает и умеет: в заботе о столе и одежде Обломова, в молитвах о его здравии, в сидении по ночам у постели больного Ильи Ильича.

№ слайда 14

Описание слайда:

Пшеницына и Обломов Чувство героини, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружавших её и для неё самой. Обломов «сближался с Агафьей Матвеевной – как будто подвигался к огню, от которого становится всё теплее и теплее, но которого любить нельзя». Пшеницына является единственным абсолютно бескорыстным и решительным человеком в окружении Обломова. Не вникая ни в какие сложности, она делает то, что необходимо в данный момент: закладывает собственные жемчуг и серебро, готова занять деньги у родни покойного мужа, только чтобы Обломов не чувствовал ни в чём недостатка. Когда интриги Мухоярова и Тарантьева достигают пика, Пшеницына решительно отрекается и от «братца», и от «кума».

Описание слайда:

№ слайда 17

Описание слайда:

Жизнь. Цель: конечной цели не было, цель каждого дня - накормить, привести в порядок одежду барина и всех домашних. Восприятие: жизнь для нее всегда была средой, где Агафья Матвеена прислуживала всем. И ей это нравилось! И после переезда Обломова все дополнительно “…получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича…” Принципы: всегда быть богиней кухни, развивать хозяйство, “на котором сосредотачивалось ее самолюбие и вся ее деятельность!” Любовь. “Это как-то легло на нее само собой, и она подошла точно под тучу, не пятясь назад и не забегая вперед, а полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку”. Даже при своеобразном признании Обломова она отвечает “не удивляясь, не смущаясь, не робея, а стоя прямо и неподвижно, как лошадь, на которую надевают хомут”. Дружба. У нее не было тех, кого можно было бы назвать настоящими друзьями. Отношения с окружающими. Весь круг ее общения составляли лавочник, мясник, зеленщик и помощники на кухне. Это были ее хорошие знакомые. Ее же все уважали как очень хорошую хозяйку. Больше всего боялась “неудобства” для барина (в широком смысле).

№ слайда 18

Описание слайда:

После смерти Обломова У Пшеницыной и Обломова рождается сын. Понимая разницу между этим ребёнком и детьми от первого мужа, Агафья Матвеевна после смерти Ильи Ильича безропотно отдаёт его на воспитание Штольцам. Смерть Обломова вносит в существование Пшеницыной новую краску – она вдова помещика, барина, чем постоянно попрекают её «братец» и его жена. И хотя образ жизни Агафьи Матвеевны ни в чём не изменился (она по-прежнему прислуживает семье Мухоярова), в ней постоянно пульсирует мысль о том, что «проиграла и просияла её жизнь, что Бог вложил в её жизнь душу и вынул опять… теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно… На всю жизнь её разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет, и нечего ей было желать больше, некуда идти». Бескорыстие этой женщины дано понять в финале романа и Штольцу: ей не нужны его отчёты в управлении имением, как не нужны и доходы от Обломовки, приведённой Штольцем в порядок. Свет жизни Агафьи Матвеевны угас вместе с Ильёй Ильичом.

№ слайда 19

Описание слайда:

Сведения о презентации Используемые материалы: 1. «Все герои произведений русской литературы» Словарь-справочник, издательство «АСТ» 2000 год 2. «Русская литература XIX века в 10 классе» Часть первая Учебник, издательство «Московский Лицей» 2003 год 3. «Поурочные разработки по русской литературе Первая половина XIX века» Методическое пособие, издательство «ВАКО» 2002 год 4. «Литература в 10 классе. Урок за уроком» Методическое пособие, издательство «Русское слово», 2003 год 5. «Русская литература XIX – XX веков» Учебное пособие для поступающих в вузы, издательство МГУ, 2003 год 6. Художественный фильм Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова»

МБОУ «Домаховская СОШ»

Предмет – литература Класс – 10 Учитель- Козина Т.А.

Тема: Любовь в жизни Обломова. Обломов и Ольга Ильинская.

Цель урока. Осмыслить изучаемое произведение в ходе творческой деятельности; анализируя главы романа, показать, как любовь развивает души и сердца героев, раскрывает характеры, показывает героев в развитии.

Планируемые образовательные результаты

Самостоятельность оценки идейно-художественного содержания произведения.

Умение применять предметные знания при анализе и оценке художественного произведения.

Формирование качества речевых навыков и умений (виды речевых высказываний)

Коммуникативные.

Способность свободно, правильно излагать свои мысли.

Умение выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями.

Способность участвовать в речевом общении.

Регулятивные.

Способность извлекать информацию из разных источников.

Овладение приёмами отбора и систематизации материала. Умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор.

Рефлексивные.

Оценивать достигнутые результаты и адекватно их формулировать.

Совершенствование духовно-нравственных качеств.

Уважительное отношение к русской литературе.

Форма урока: школьная мастерская.

Тип урока: открытие нового знания.

Образовательные технологии: проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение.

Ресурсы урока: роман И.А.Гончарова «Обломов», учебники: Ю.И. Лебедев. Русская литература XIX века ч.2 10 класс, Литература 10 класс под ред. В.И.Коровина 2ч.

Музыка: Ария «Casta diva » из оперы Беллини «Норма».

Ход урока.

1.Организационный (мотивационный) этап.

Звучит ария «Casta diva » из оперы Беллини «Норма». Учитель читает: «От слов, от звуков, от этого чистого сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами. В один и тот же момент хотелось умереть, не пробуждаться от звуков, и сейчас же опять сердце жаждало жизни… Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слёзы, и ещё труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. Давно не чувствовал в груди он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг.»

Что происходит с героем? Почему сердце его вдруг стало жаждать жизни?

Ответы обучающихся.

II . Актуализация знаний.

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Ответы учащихся:

- О любви.

- Об Обломове и Ольге Ильинской.

- О взаимоотношениях героев.

- Об испытании Обломова любовью.

А что такое любовь?

Какое место в романе занимает любовь?

-Композиция романа выстраивается писателем так, что его кульминация совпадает с кульминацией чувств героев.

-Об истории любви героев рассказывается во 2 и 3 частях, центральных в романе.

«Ничего не бывает столь поучительно, как сие: любить и быть любимым», эти слова Иоанна Златоуста справедливо говорят о том, что ценность каждой человеческой личности проверяется через любовь, всё лучшее в человеке проявляется в любви. И И.А Гончаров поведал нам, как через любовь раскрывается человек.

Что Гончаров писал о любви?

- Одной из своих знакомых Иван Александрович писал: « Вы правы, подозревая меня: в вере во всеобщую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять её к деятельности»

-Прекрасные слова о любви говорит один из героев Гончарова Штольц: «Любовь с силой архимедова рычага движет миром».

Как вы думаете, почему Гончаров проводит своего героя через испытание любовью?

- Я думаю, чтобы показать, способна ли любовь пробудить героя?

Вот и проблемный вопрос, который мы попробуем разрешить сегодня на уроке: способна ли любовь «разбудить» Обломова к деятельной жизни?

Формулирование темы урока.

Попробуем сформулировать тему урока.

- Любовь в жизни Обломова.

- Испытание любовью.

- Обломов и Ольга Ильинская.

Запишем тему урока и проблемный вопрос в тетрадь.

Основываясь на всём сказанном, давайте поставим цель нашего урока.

Что мы должны понять, чего достичь в процессе нашего обсуждения возникшей проблемы?

- Мы должны дать ответ на проблемный вопрос: способна ли любовь разбудить Обломова к деятельной жизни.

- Показать, какими в любви представлены герои: Обломов и Ольга Ильинская.

Основная часть. «Открытие» нового знания.

Чем Ольга привлекла внимание Обломова?

-Это вечная потребность человека к красоте и гармонии: «Но если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; всё это в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - с станом …

Кто ни встречал её, даже рассеянный, и тот на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно артистически созданным существом». Обломов за гармоничной внешностью Ольги ощущает её прекрасную душу, способную глубоко чувствовать, любить.

- Любовь в сердце Обломова пробуждается, когда он слышит пение Ольги: «Боже мой, что слышалось в этом пении! Надежды, неясная боязнь гроз, самые грозы, порывы счастья – всё звучало не в песне, а в её голосе…»

Ведь именно после исполнения Ольгой арии « Casta Diva » у Обломова вырывается признание:

-Нет, я чувствую… не музыку…, а… любовь!

Можно сопоставить Ольгу с идеалом женщины, который сложился у Обломова: «В мечтах перед ним носился образ высокой и стройной женщины с покойно сложенными на груди руками, тихим и гордым взглядом, небрежно сидящей среди плющей в боскете, легко ступающей по ковру, по песку аллеи, с колеблющейся талией, с грациозно положенной на плечи головой, с задумчивым выражением – как идеал, как воплощение целой жизни, исполненной неги и торжественного покоя, как сам покой»; «Когда же минутно являлась она в его воображении, там возникал и тот образ, тот идеал воплощённого покоя, счастья жизни: этот идеал точь-в-точь был – Ольга! Оба образа сходились и сливались в один».

Почему Обломов заинтересовал Ольгу?

- Ольге с Обломовым было легко и свободно. Он был добрее и проще Штольца. Ольга не чувствовала себя с ним ученицей.

- Штольц, уезжая, поручил Ольге Обломова и просил не давать ему лежать целые дни напролёт. Наказ Штольца Ольга обещалась выполнить и уже предвкушала свою победу над ленью Обломова. Она видела, как рядом с ней он переменился: апатия, неподвижность сменились оживлением и активностью, он весел и полон жизни. (Чтение фрагмента с.168).

Но настоящий источник сближения заключён в самих героях: естественность, несветскость и одиночество среди светских людей присуще обоим.

Любовь героев выявляет истинное родство их душ. Между ними происходит обмен тайными думами и чувствами. Устанавливается понятное только им двоим душевное общение. Любовь Ольги и Обломова – огонь, который горит в их душах, сближает их.

Как изменилась жизнь Обломова после встречи с Ильинской?

- Встаёт в 7 часов. Читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки, на нём появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности. Халата не видать на нём: выходит в сюртуке. Он весел, напевает: отчего же это?

Отчего же Это?

- Любовь к Ольге разбудила этого большого ребёнка.

Какой вывод можно сделать из этого?

Истинная любовь способна возродить человека, сделать его деятельным.

Значит, Обломов проснулся?

Но почему в отношениях героев звучит диссонанс?

-« Любовь делалась строже, взыскательнее, стала превращаться в какую-то обязанность» Она уже не радует, а скорее омрачает. Обломов приходит к выводу: «Любовь – претрудная школа жизни». Многие часы тратит Илья Ильич на размышления об их с Ольгой отношениях и подводит им итог: «Я похищаю чужое! Я – вор!.» Он пишет своей возлюбленной страстное одухотворённое письмо.

Глубокое чувство и желание счастья любимой девушке читаются в его письме: «Я сказал вам, что люблю вас, вы ответили тем же – слышите ли, какой диссонанс звучит в этом? Не слышите? Так услышите позже, когда я уже буду в бездне. Посмотрите на меня, вдумайтесь в моё существование: можно ли: можно ли вам любить меня, любите ли вы меня. «люблю, люблю, люблю!» - сказали вы вчера. «Нет, нет, нет!» - твёрдо отвечаю я. Вы не любите меня, но вы не лжёте – спешу прибавить, не обманываете меня, вы не можете сказать да, когда в вас говорит нет. Я только хочу доказать вам, что ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить…» Обломов честен в своём письме: «Всё это к лицу молодости, которая легко переносит и приятные и неприятные волнения, а мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне; а с бурями я не управлюсь». Это письмо приносит ему чувство облегчения: «Странно! Мне уж не скучно, не тяжело!- думал он. – Я почти счастлив… Отчего это? Должно быть оттого, что я сбыл груз в письмо».

Учитель. Для того чтобы сказать, что настоящей гармонии в отношениях Обломова и Ольги Ильинской не было, необходимо обратиться к их объяснению (ч. 2, гл.9). Именно здесь выясняется разница между любовью Ольги и любовью Обломова. Если Обломов – «Сумасшедший, заражённый страстью», то Ольга – «Корделия», для которой любовь долг: «Жизнь – долг, обязанность, следовательно любовь – тоже долг: мне как будто Бог послал её, - досказала она, подняв глаза к небу, - и велел любить». Именно после этого объяснения Обломов понимает разницу в их отношениях. Им руководит чувство, ей – воля.

Но только ли Обломов чувствует отсутствие гармонии в отношениях?

- Ощущение какого-то несовершенства отношений ощущается уже обоими героями: «Она искала, отчего происходит эта неполнота, неудовлетворённость счастия! Чего недостаёт ей? Что ещё нужно? Ведь это судьба – назначение любить Обломова? Любовь эта оправдывается его кротостью, чистой верой в добро, а пуще всего нежностью, нежностью, какой она не видала никогда в глазах мужчины».

-Она смотрела на него с спокойной гордостью и твёрдо ждала; а ему хотелось бы в эту минуту не гордости и твёрдости, а слёз, страсти, охмеляющего счастья, хоть на одну минуту, а потом уж пусть потекла бы жизнь невозмутимого покоя»

Мы видим, что воля Обломова молчала «на призыв её воли», а страсть, которая могла бы пробудить душу Обломова ото сна, так и не проснулась в Ольге.

Каков финал этих отношений?

- Обломов возвращается на диван, а Ольга разрывает их отношения: «Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова!»

Так почему же Обломов вновь возвращается на Диван, вновь засыпает?

- Он не находит гармонии ни в общественной деятельности, ни в любви.

Подведём итоги.

Свободен ли Обломов в своей любви?

Раскрылось ли предназначение Обломова как человека в любви к Ольге?

-Встреча с Ольгой пробудила Обломова ото сна, наполнила его жизнь смыслом: «он вдруг воскрес. И она в свою очередь не узнала Обломова: туманное, сонное лицо мгновенно преобразилось, глаза открылись: заиграли краски на щеках, задвигались мысли; в глазах сверкнули желание и воля. Он тоже ясно прочла в это немой игре лица, что у Обломова мгновенно явилась цель жизни». Душа Обломова устремляется к Ольге, надеясь отыскать для себя поддержку и понимание. И когда вместо этого встречает непонимание, то разом сникает, разочарованная в своих ожиданиях: «Вон какая вышла логика! – шептал он. – Признаться не ожидал…» «В самом деле сирени вянут! – думал он. –Зачем это письмо? К чему я не спал всю ночь, писал утром? Вот теперь, как стало на душе опять покойно (он зевнул)… Ужасно спать хочется».

-Я думаю, Обломов был свободен в своей любви, особенно в тот момент, когда писал письмо. Он готов был отказаться от счастья во имя любимой.

-Самая большая заслуга Обломова состояла в том, что он способствовал формированию духовного мира Ольги. Ольга признаётся Штольцу: «Я люблю его не по-прежнему, но есть что-то, чему я, кажется, осталась верна и не изменюсь, как иные…»

Рефлексия. Смогли ли мы с вами ответить на проблемный вопрос.

- Да любовь развивает души героев, пробуждает их к жизни. В любви раскрываются лучшие черты человека.

- Любовь изменяет Обломова, он переживает огромное чувство, благодаря ему становится деятельным.

Почему же всё заканчивается Выборгской стороной, халатом, диваном?

- Ольга не поверила в Обломова. Она верила только в свою высокую миссию. Видела себя лучом света и путеводной звездой для Обломова. Для неё Обломов «Галатея, с которой ей самой приходилось быть Пигмалионом».

- Ольга видела в мечтах деятельного активного Обломова, а он мечтал об идиллии в Обломовке. Это приводит к отсутствию гармонии в отношениях.

- Замыслы Ольги тоже не были высокими. Она хотела того же, что и Штольц: Программа пробуждения исчерпывалась: хлопотами по устройству имения, поездкой в приказ, чтением газет. Вот что предлагает Ольга взамен лежания на диване.. А где же высокие цели? Может быть, поэтому увядает любовь Обломова и Ольги.

-Духовно возродить Обломова Ольга не смогла. В этом вина прежде всего Ильи Ильича. Судьба посылает ему настоящее счастье, но в тоже время тяжкое испытание. Герой начинает борьбу с «обломовщиной», собственной леностью. Это борьба в нём самом. И проигрывает он самому себе. Обломов не может преодолеть воспитание, собственный характер, уклад жизни. Он сдаётся. Что приводит его к духовной гибели.

Но не будем заканчивать урок на этой печальной ноте

Нельзя не согласится с мнением известного литературного критика А.В.Дружинина: «… нежная любящая натура Обломова вся озаряется через любовь – может ли быть иначе, с чистою, по-детски ласковой русской душой, от которой даже её леность отгоняла растление с искушающими помыслами. Илья Ильич высказывался вполне через любовь свою…»

Домашнее задание: Прощальный разговор Обломова и Ольги. Ч.3 11 глава.

Ответ на вопрос. Почему Ольга не отзывается на призыв Обломова: «Возьми меня, как я есть, люби во мне, что есть хорошего»?

Разделы: Литература

Класс: 10

Выходит заранее подготовленный ученик с веткой сирени в руке и читает фрагмент из романа:

"Счастливый, сияющий, точно "с месяцем во лбу", пришел он домой, сел в угол дивана и быстро начертал по пыли на столе крупными буквами: "Ольга".

"Ах, какая пыль! - очнувшись от восторга, заметил он".

Мотивационный момент.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Почему? (Ветка сирени - художественная деталь, которая символизирует чувства героев.)

Цель урока: доказать, что любовь развивает души и сердца главных героев, раскрывает их характеры, показывает героев в их развитии. Слайд 2

Задачи урока: Слайд № 3

1. Раскрыть характеры и идеалы Обломова и Ольги Ильинской;

2. Воссоздать историю взаимоотношений Ольги с Ильей Ильичом;

3. Развивать умение анализировать эпизоды, выражать свое отношение к героям.

Слово учителя.

Тема любви в литературе всегда была актуальна. Ещё с античных времён воспевалось это чистое и прекрасное чувство - любовь.

Все вы знаете печальную историю любви Ромео и Джульетты, но на эту любовь всегда и везде, в любые времена будут равняться все влюблённые.

Давайте вспомним, какие произведения о любви вы изучали в школе? Слайд № 4

Как вы думаете, почему многие писатели и поэты этой теме уделяли особое внимание?

Любовь бывает разная: Кто-то любит всем сердцем и готов на все ради любимого, а кто-то любит головой, зная наперед, что ему нужно. Но какая бы разная ни была любовь, это чувство всё равно прекрасно. Поэтому о любви столько пишут, сочиняют стихи, о любви поётся в песнях. А создателей прекрасных произведений можно перечислять до бесконечности.

Слайд № 5 Эпиграфом к нашему уроку станут слова Иннокентия Анненского: "Любовь-это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих".

Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Иван Александрович Гончаров верил во всемогущую силу этого чувства. "Вы правы, - писал он одной из своих знакомых,- подозревая меня: в вере во всеобщую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять ее к деятельности.

В романе "Обломов" любовь - это основа. Это чувство раскрывает характеры, показывает героев в развитии. Мы видим в жизни Обломова одно и то же чувство- любовь. Но с какими разными началами, стремлениями. На уроке мы рассмотрим динамику развития взаимоотношений Обломова и Ольги, определим авторскую позицию и рассмотрим способы ее выражения

Беседа с учащимися

Почему Обломов прячется от общества? От чего он бежит?

Илья Ильич мечтал уйти от общества, света, потому что не находит там никаких интересов, видит там одних "мертвецов". Ему хотелось освободиться от вечной суеты, страстей, жадности, сплетен, пересудов. Илья Ильич мечтал, "обняв жену за талью, углубиться с ней в бесконечную темную аллею, идти с ней искать в природе сочувствия".

Давайте вспомним, что составило бы счастье нашего героя? (ч.2 гл.4)

Идеальная жизнь для Обломова:

1. Деревня

3. Новый, покойно выстроенный дом слайд 6

4. Добрые соседи-приятели

7. Любовь.

В начале романа мы застаем главного героя, лежащим на диване и совершенно не интересующимся общественными делами.

И вот на горизонте жизни появляется та, которая (гипотетически) может составить счастье.

Когда и от кого слышим первое упоминание о ней? (из разговора Штольца с Обломовым)

Как произошло знакомство Обломова с Ольгой? Слайд 7

Какой увидели вы, читатели, эту героиню? (учащиеся работают самостоятельно) письменно)

В тетрадях запись примерного содержания:

Ольга. Проста, мягка, музыкально образованна, иронична, внимательна, энергична, жаждет деятельности, полна мечтами о ней, уверенная в себе; хороший психолог, "тонкая натура" и т. д. Слайд № 8

- Какой план развился у Ольги по отношению к Обломову?

Запись:

План возрождения Обломова: слайд 9

Отучить спать после обеда.

Заставить писать в деревню письма.

Заставить дописать план устройства имения.

Заставить приготовиться ехать за границу.

Зачем ей все это надо?

Чтобы удивился Штольц её способностям ("И Штольц не узнает его, воротясь".)

Чтобы Обломов восхищался ею, жил для неё и восхищался ею. ("Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и её".)

Ради собственной славы, ради собственного самолюбия. ("Возвратить человека к жизни - сколько славы доктору, когда он спасет безнадежно больного! А спасти нравственно погибающий ум, душу?..")

- Как изменилась жизнь главного героя после встречи с Ильинской? (обращаемся к тексту)

"Встает он в семь часов.

Читает, носит куда-то книги.

На лице ни сна, ни усталости, ни скуки, на нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности.

Халата не видать на нем: Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе:

Он весел, напевает:отчего же это?")

Почему это произошло? (произошло это под влиянием большого чувства, которое нахлынуло на этого "большого ребенка" и захватило его полностью).

Какой глубокий философский вывод, жизненную мудрость заключает история двух главных героев?

Истинное чувство, истинная любовь способна делать чудеса. Она возрождает человека в человеке, вскрывает его внутренние резервы и возможности.

Если все так хорошо, почему же Обломов пишет Ольге письмо и почему? Как тревоги, мучения Обломова отразились в его письме?

Просмотр кадра фильма Никиты Михалкова "Несколько дней из жизни Обломова" (эпизод чтения письма)

Прав ли Илья Ильич в оценке чувства Ольги?

Как проявляется герой в любви?

  • Обломов в любви проявляет лучшие качества, лучшие стороны своего характера, давайте отметим глубину его переживаний, поэтичность натуры, мечтательность:;
  • - в нем развито нравственное чувство и чувство интуиции, он понимает, что нравится Ольге, он способен на глубокое чувство.

- Изменилась ли жизнь Ольги ? (просьба Штольца растормошить Обломова привела к внутренним изменениям и того и другого)

С появлением Ольги Обломов оживляется, встряхивается, мозг начинает работать и чего-то искать. Можно ли то же самое сказать о чувстве Ольги к Обломову? Любила ли она его?

Окрыленная своей мечтой, которая заключается в "оживлении" Обломова, Ольга взрослеет, детскость исчезает, чувства оформляются, она "перерастает" Илью Ильича.

Ольга берет на себя роль "путеводной звезды". Ольга пытается "поставить Обломова на ноги", научить действию, вывести из покоя и лености.

- Какие картинки вновь начинают появляться в его мечтах ?

Но часто в мечтах Обломова вставала идиллическая картина: Обломовка, все хорошо, спокойно вокруг, большой дом, где покойно живут он, Илья Ильич, и Ольга, а вокруг бегают дети, и нет в этом уголке ни волнений, ни движения, но лишь спокойствие, умеренность и тишина.

Вывод: В этом и состоит их противоречие: Ольга видит в своих мечтах деятельного и активного человека, а Обломов - все ту же идиллическую картинку.

- Что же постепенно понимает Обломов?

Что что-то в этой любви потерялось, что она потускнела. Любовь Ольги для него превратилась из "радужной " в "требующую".

Он начинает тяготиться ею. Как это проявляется?

Обломов начинает чаще обедать дома,

ездит в театр не по зову души, которая должна иметь нравственную подпитку, а по требованию Ольги, Он хочет поскорее со всем этим покончить и впасть в леность, дремоту и спокойствие. Илья Ильич говорит себе: "Ах, скорей бы кончить да сидеть с ней рядом, не таскаться в такую даль сюда! А то после такого лета да еще видеться урывками, украдкой, играть роль влюбленного мальчика... Правду сказать, я бы сегодня не поехал в театр, если б уж был женат: шестой раз слышу эту оперу..."

Гармония отношений Ольги и Обломова нарушена. У них даже со временем иссякают темы для разговоров.

Как вы думаете, было ли будущее у этих отношений, и если да, то сулило бы оно счастье обоим?

Кто виноват в причине разрыва их отношений?

Обломов понимает, что с Ольгой он будет несчастлив, так как ему надо с ней переделывать себя. А он уже выбрал путь, он обрек себя на бесцельное существование. Его время - это время, когда лучше остаться верным своим прекрасным идеалам и ничего не делать. Разлад с самим собой приводит его к протесту, но выраженному необычно: "я не хочу участвовать в совершающемся зле и не буду".

И в своем последнем разговоре с Обломовым Ольга говорит: "...Я слишком понадеялась на свои силы... Не о первой молодости и красоте мечтала я: я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты давно уже умер. Я не предвидела этой ошибки, я все ждала, надеялась!.."

Подведение итогов урока.

Любовь помогает раскрыть самые неожиданные черты в характерах героев, без которых впечатление о них было бы неполным и ошибочным, например характер Ильи Ильича Обломова. Чем были бы слова Штольца о "кристальной, чистой и светлой" душе Обломова, если бы автор показал лишь ленивый и спокойный образ жизни его в Петербурге? Не будь прекрасных страниц о его искренней и всеобъемлющей любви, пробужденной Ольгой, даже воспоминания детства не скрасили бы этот образ.

Таким образом, любовь - главная, важнейшая составляющая "нормы" жизни, "часть" идеала, к которому должен быть устремлен человек, потому что "счастливой, пронесенной через всю жизнь любви" дано превращаться в "могучую бытийную силу, способную гармонизировать и другие связи людей, не исключая и социальные".

Возвращаясь к началу урока и вспоминая эпиграф, действительно можно сказать, что "Любовь-это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих".

Как вы считаете, выдержал ли главный герой испытание любовью?

Обломов не выдерживает испытания любовью. Он не способен брать на себя ответственность за судьбы других людей. Обломов развращен барством. Женившись на Пшеницыной, он опускается все больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически.

Творческое задание: Слайд 10

Напишите миниатюру: "Смогла бы я полюбить Обломова?". (Девушки)

"Что бы я посоветовал Илье Обломову?". (Юноши)

Оценивание. Рефлексия.

Домашнее задание: подготовить образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

Давайте вспомним о нашем главном герое- Илье Ильиче Обломове.

Группа ребят приготовили нам эйдос-конспект по теме «Обломов в детстве».

Что является причинами того, что происходит с Обломовым во взрослой жизни?

Прежде всего нам необходимо определиться, кого любит Обломов?

(Захара, Ольгу, Штольца, Пшеницыну)

И самый главный вопрос « Способна ли любовь изменить Обломова?»

Но к каждому из этих героев у него своя любовь.

Ребята второй группы предположили каковы были взаимоотношения героев в романе.

Ребята, в течение урока вы будете заполнять таблицу, в которой отразим отношения героев к Обломову и отношение Обломова к ним.

Отношение героя к Обломову

Отношение Обломова к герою

Предан хозяину, свято хранит заветы Обломовки

Требует от Захара почитания и послушания

Считает, что Обломов «хрустальная, прозрачная душа»

Не смог, да и не хотел стать преуспевающим Штольцем, хотя уважал таких людей, ценил их трудолюбие.

Старалась, чтобы у Ильи Ильича появилась цель жизни.

Хочет любить, не теряя покоя.

Агафья Матвеевна

Проявляет свою любовь заботой о столе и жизни Обломова. Смысл ее жизни- покой и удобство Ильи Ильича.

Сближается с героиней, но не любит ее.

Таким образом, мы проследим за отношениями главного героя и близких ему людей.

Для этого ребята подготовили задания. Слушайте внимательно выступление, выбирая нужную информацию, заполняйте таблицу.

Начнем с Захара — слуги Ильи Ильича Обломова.

С самого начала романы мы видим огромное сходство между барином и его слугой. Оба они выросли в одном и том же месте, привыкли к определенному образу жизни. Им чуждо было движение, их привлекала тихая, размеренная жизнь без особо ярких происшествий. Но они постоянно ссорятся. Назовем условно такую любовь - любовь -вражда.

- Предлагаю посмотреть отрывок из фильма Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова»

Ребята, есть вопросы к выступающему?

Зачитайте, что вы вписали в таблицу.

Вывод: Захар -верный спутник Обломова, хранитель традиций и духа Обломовки, двойник своего хозяина. Он выражает мироощущение русского человека. Судьба Захара является повторением судьбы Обломовки, памятью о ней и приговором.

Ребята, а кого можно назвать настоящим другом Обломова?

Назовем эти отношения любовь-дружба.

Давайте прочитаем о последней встрече двух друзей.

Вывод: Обломов и Штольц были необходимы друг другу для раскрытия образов, представлений и подходов к решению общечеловеческих, философских вопросов бытия. В этом они дополняют друг друга.

- "В заключение она запела Casta diva: все восторги, молнией несущиеся мысли в голове, трепет, как иглы, пробегающий по телу, - все это уничтожило Обломова: он изнемог" .

Назовем это чувство любовь-любовь.

Вывод: Ольга потребовала от Обломова деятельности и целеустремленности. Она искала приложения своим силам и, встретив Обломова, загорелась мечтой воскресить его, пробудить к жизни. Но это оказалось непосильной задачей даже для нее.

Другой любящей женщиной в жизни Ильи Ильича Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына.

Назовем это «Обломов и Пшеницына: измена высоким идеалам?»

Вывод: Ольга стремилась спасти Обломова, а Агафья Матвеевна своей любовью погубила его. Кто же из них был нужнее и ближе Обломову? Гончаров оставляет этот вопрос открытым.

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №6 г. Приволжска Скатова Марина Львовна

Слайд 2

Эпиграф

Обломовы выдают всю прелесть, всю слабость и весь грустный комизм своей натуры именно через любовь к женщине. Без Ольги Ильинской и без её драмы с Обломовым не узнать бы нам Ильи Ильича так, как мы его теперь знаем.

А.В.Дружинин

Слайд 3

Цель урока: показать сложность и неоднозначность характера главного героя романа

И.А. Гончарова «Обломов» через его взаимоотно-шения с Ольгой Ильинской

Слайд 4

Вопросы:

1) Почему Ольга и Обломов расстались?

2) Явились ли перемены в душе Обломова необратимыми?

Слайд 5

Ольга Ильинская

«Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ…»

«…губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремлённой на что- нибудь мысли …»

«…То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде тёмных, серо- голубых глаз.»

Слайд 6

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни Обломова».Ольга- Елена Соловей, Обломов- Олег

Табаков, Штольц- Юрий Богатырёв.

Слайд 7

Что сблизило героев?

Обломов Ольга Ильинская

Им обоим скучно среди светских людей

«Свет, общество…», «…чего там искать? Интересов, ума, сердца?»

Ольга разглядела в Илье Ильиче доброту, нежность, отсутствие цинизма.

Штольц сумел передать ей своё тёплое отношение к другу, рассказать, как гибнет в нём всё доброе от недостатка участия, деятельности.

Слайд 8

Задание 1.

Найдите в ч.2, гл.4,5 строки, подтверждающие, что в отношениях с Ольгой Илья Ильич проявляет лучшие черты своего характера. Какие это черты?

Слайд 9

Любовь Обломова и Ольги- духовное общение, понятное только им двоим. Настоящее чувство

делает их души похожими.

«Да, я что-то добываю из неё,- думал он.- Из неё что- то переходит в меня.»

«Оба они, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнём, дрожали одинаковым трепетом.»

«Солнце так же иногда, выходя из-за облака, понемногу освещает один куст, другой, кровлю и вдруг обольёт светом целый пейзаж. Она уже знала мысль Обломова.»

Слайд 10

Изменения, произошедшие с Обломовым, полюбившим Ольгу

Обломов перестал спать, сбросил вместе с халатом свою апатию, лень, стал читать, ездить по гостям, начал верить в будущее.

«Он догнал жизнь,то есть усвоил опять всё, от чего отстал давно.»

Что значит любовь для Ольги?

«Ей нравилась роль путеводной звезды…»

«Жизнь-долг, обязанность, следовательно, любовь- тоже долг…»

Она «укажет ему цель, заставит полюбить всё то, что он разлюбил.»

«…ты должен стать выше меня. Я жду от тебя этого.»

Слайд 12

  • Обломов загорается рядом с Ольгой
  • Ольга ждёт от него постоянных действий
  • Она желает, чтобы добрый, доверчивый Обломов, сохранив свои лучшие качества, прибавил себе воли, энергии.
  • Без Ольги его тянет на диван
  • Обломов долго не может быть деятельным, потому что виновата его природная лень, апатия, обломовщина.
  • Обломов «догнал жизнь», но усвоил при этом только то, что вращалось в кругу ежедневных разговоров в доме Ольги».
  • Слайд 13

    Задание 2

    Проанализируйте эпизод, в котором

    Илья Ильич делает Ольге предложение руки и сердца. Оправдались ли ожидания Обломова во время этой встречи?

    Слайд 14

    Обломовщина берёт верх над любовью. Лень, стремление к покою побеждают чувство к Ольге. Преображение Ильи Ильича было временным.

    Слайд 15

    Домашнее задание

    1. Как Гончаров показывает постепенное сближение Обломова и вдовы пшеницыной? (ч.3, гл.2,3,4,6; ч. 4, гл.1). Сравните портрет героинь:Ольги и Пшеницыной.

    2. Письменно по выбору:

    Как относится Агафья Матвеевна к Обломову?

    В чём проявляется её любовь к нему?

    Критик Ахшарумов написал: « Пшеницына любила Обломова так сильно, как 40000 Ольг не в состоянии полюбить его.» Согласны ли вы с этим утверждением? Докажите свою точку зрения.

    Посмотреть все слайды