Презентация на тему "Испытание любовью (Обломов и Ольга Ильинская)". Конспект урока литературы на тему «А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» — философская сказка и мудрая притча» (6 класс) Урок зарождение любви в романе обломов

МБОУ «Домаховская СОШ»

Предмет – литература Класс – 10 Учитель- Козина Т.А.

Тема: Любовь в жизни Обломова. Обломов и Ольга Ильинская.

Цель урока. Осмыслить изучаемое произведение в ходе творческой деятельности; анализируя главы романа, показать, как любовь развивает души и сердца героев, раскрывает характеры, показывает героев в развитии.

Планируемые образовательные результаты

Самостоятельность оценки идейно-художественного содержания произведения.

Умение применять предметные знания при анализе и оценке художественного произведения.

Формирование качества речевых навыков и умений (виды речевых высказываний)

Коммуникативные.

Способность свободно, правильно излагать свои мысли.

Умение выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями.

Способность участвовать в речевом общении.

Регулятивные.

Способность извлекать информацию из разных источников.

Овладение приёмами отбора и систематизации материала. Умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор.

Рефлексивные.

Оценивать достигнутые результаты и адекватно их формулировать.

Совершенствование духовно-нравственных качеств.

Уважительное отношение к русской литературе.

Форма урока: школьная мастерская.

Тип урока: открытие нового знания.

Образовательные технологии: проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение.

Ресурсы урока: роман И.А.Гончарова «Обломов», учебники: Ю.И. Лебедев. Русская литература XIX века ч.2 10 класс, Литература 10 класс под ред. В.И.Коровина 2ч.

Музыка: Ария «Casta diva » из оперы Беллини «Норма».

Ход урока.

1.Организационный (мотивационный) этап.

Звучит ария «Casta diva » из оперы Беллини «Норма». Учитель читает: «От слов, от звуков, от этого чистого сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами. В один и тот же момент хотелось умереть, не пробуждаться от звуков, и сейчас же опять сердце жаждало жизни… Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слёзы, и ещё труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. Давно не чувствовал в груди он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг.»

Что происходит с героем? Почему сердце его вдруг стало жаждать жизни?

Ответы обучающихся.

II . Актуализация знаний.

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Ответы учащихся:

- О любви.

- Об Обломове и Ольге Ильинской.

- О взаимоотношениях героев.

- Об испытании Обломова любовью.

А что такое любовь?

Какое место в романе занимает любовь?

-Композиция романа выстраивается писателем так, что его кульминация совпадает с кульминацией чувств героев.

-Об истории любви героев рассказывается во 2 и 3 частях, центральных в романе.

«Ничего не бывает столь поучительно, как сие: любить и быть любимым», эти слова Иоанна Златоуста справедливо говорят о том, что ценность каждой человеческой личности проверяется через любовь, всё лучшее в человеке проявляется в любви. И И.А Гончаров поведал нам, как через любовь раскрывается человек.

Что Гончаров писал о любви?

- Одной из своих знакомых Иван Александрович писал: « Вы правы, подозревая меня: в вере во всеобщую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять её к деятельности»

-Прекрасные слова о любви говорит один из героев Гончарова Штольц: «Любовь с силой архимедова рычага движет миром».

Как вы думаете, почему Гончаров проводит своего героя через испытание любовью?

- Я думаю, чтобы показать, способна ли любовь пробудить героя?

Вот и проблемный вопрос, который мы попробуем разрешить сегодня на уроке: способна ли любовь «разбудить» Обломова к деятельной жизни?

Формулирование темы урока.

Попробуем сформулировать тему урока.

- Любовь в жизни Обломова.

- Испытание любовью.

- Обломов и Ольга Ильинская.

Запишем тему урока и проблемный вопрос в тетрадь.

Основываясь на всём сказанном, давайте поставим цель нашего урока.

Что мы должны понять, чего достичь в процессе нашего обсуждения возникшей проблемы?

- Мы должны дать ответ на проблемный вопрос: способна ли любовь разбудить Обломова к деятельной жизни.

- Показать, какими в любви представлены герои: Обломов и Ольга Ильинская.

Основная часть. «Открытие» нового знания.

Чем Ольга привлекла внимание Обломова?

-Это вечная потребность человека к красоте и гармонии: «Но если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; всё это в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - с станом …

Кто ни встречал её, даже рассеянный, и тот на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно артистически созданным существом». Обломов за гармоничной внешностью Ольги ощущает её прекрасную душу, способную глубоко чувствовать, любить.

- Любовь в сердце Обломова пробуждается, когда он слышит пение Ольги: «Боже мой, что слышалось в этом пении! Надежды, неясная боязнь гроз, самые грозы, порывы счастья – всё звучало не в песне, а в её голосе…»

Ведь именно после исполнения Ольгой арии « Casta Diva » у Обломова вырывается признание:

-Нет, я чувствую… не музыку…, а… любовь!

Можно сопоставить Ольгу с идеалом женщины, который сложился у Обломова: «В мечтах перед ним носился образ высокой и стройной женщины с покойно сложенными на груди руками, тихим и гордым взглядом, небрежно сидящей среди плющей в боскете, легко ступающей по ковру, по песку аллеи, с колеблющейся талией, с грациозно положенной на плечи головой, с задумчивым выражением – как идеал, как воплощение целой жизни, исполненной неги и торжественного покоя, как сам покой»; «Когда же минутно являлась она в его воображении, там возникал и тот образ, тот идеал воплощённого покоя, счастья жизни: этот идеал точь-в-точь был – Ольга! Оба образа сходились и сливались в один».

Почему Обломов заинтересовал Ольгу?

- Ольге с Обломовым было легко и свободно. Он был добрее и проще Штольца. Ольга не чувствовала себя с ним ученицей.

- Штольц, уезжая, поручил Ольге Обломова и просил не давать ему лежать целые дни напролёт. Наказ Штольца Ольга обещалась выполнить и уже предвкушала свою победу над ленью Обломова. Она видела, как рядом с ней он переменился: апатия, неподвижность сменились оживлением и активностью, он весел и полон жизни. (Чтение фрагмента с.168).

Но настоящий источник сближения заключён в самих героях: естественность, несветскость и одиночество среди светских людей присуще обоим.

Любовь героев выявляет истинное родство их душ. Между ними происходит обмен тайными думами и чувствами. Устанавливается понятное только им двоим душевное общение. Любовь Ольги и Обломова – огонь, который горит в их душах, сближает их.

Как изменилась жизнь Обломова после встречи с Ильинской?

- Встаёт в 7 часов. Читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки, на нём появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности. Халата не видать на нём: выходит в сюртуке. Он весел, напевает: отчего же это?

Отчего же Это?

- Любовь к Ольге разбудила этого большого ребёнка.

Какой вывод можно сделать из этого?

Истинная любовь способна возродить человека, сделать его деятельным.

Значит, Обломов проснулся?

Но почему в отношениях героев звучит диссонанс?

-« Любовь делалась строже, взыскательнее, стала превращаться в какую-то обязанность» Она уже не радует, а скорее омрачает. Обломов приходит к выводу: «Любовь – претрудная школа жизни». Многие часы тратит Илья Ильич на размышления об их с Ольгой отношениях и подводит им итог: «Я похищаю чужое! Я – вор!.» Он пишет своей возлюбленной страстное одухотворённое письмо.

Глубокое чувство и желание счастья любимой девушке читаются в его письме: «Я сказал вам, что люблю вас, вы ответили тем же – слышите ли, какой диссонанс звучит в этом? Не слышите? Так услышите позже, когда я уже буду в бездне. Посмотрите на меня, вдумайтесь в моё существование: можно ли: можно ли вам любить меня, любите ли вы меня. «люблю, люблю, люблю!» - сказали вы вчера. «Нет, нет, нет!» - твёрдо отвечаю я. Вы не любите меня, но вы не лжёте – спешу прибавить, не обманываете меня, вы не можете сказать да, когда в вас говорит нет. Я только хочу доказать вам, что ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить…» Обломов честен в своём письме: «Всё это к лицу молодости, которая легко переносит и приятные и неприятные волнения, а мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне; а с бурями я не управлюсь». Это письмо приносит ему чувство облегчения: «Странно! Мне уж не скучно, не тяжело!- думал он. – Я почти счастлив… Отчего это? Должно быть оттого, что я сбыл груз в письмо».

Учитель. Для того чтобы сказать, что настоящей гармонии в отношениях Обломова и Ольги Ильинской не было, необходимо обратиться к их объяснению (ч. 2, гл.9). Именно здесь выясняется разница между любовью Ольги и любовью Обломова. Если Обломов – «Сумасшедший, заражённый страстью», то Ольга – «Корделия», для которой любовь долг: «Жизнь – долг, обязанность, следовательно любовь – тоже долг: мне как будто Бог послал её, - досказала она, подняв глаза к небу, - и велел любить». Именно после этого объяснения Обломов понимает разницу в их отношениях. Им руководит чувство, ей – воля.

Но только ли Обломов чувствует отсутствие гармонии в отношениях?

- Ощущение какого-то несовершенства отношений ощущается уже обоими героями: «Она искала, отчего происходит эта неполнота, неудовлетворённость счастия! Чего недостаёт ей? Что ещё нужно? Ведь это судьба – назначение любить Обломова? Любовь эта оправдывается его кротостью, чистой верой в добро, а пуще всего нежностью, нежностью, какой она не видала никогда в глазах мужчины».

-Она смотрела на него с спокойной гордостью и твёрдо ждала; а ему хотелось бы в эту минуту не гордости и твёрдости, а слёз, страсти, охмеляющего счастья, хоть на одну минуту, а потом уж пусть потекла бы жизнь невозмутимого покоя»

Мы видим, что воля Обломова молчала «на призыв её воли», а страсть, которая могла бы пробудить душу Обломова ото сна, так и не проснулась в Ольге.

Каков финал этих отношений?

- Обломов возвращается на диван, а Ольга разрывает их отношения: «Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова!»

Так почему же Обломов вновь возвращается на Диван, вновь засыпает?

- Он не находит гармонии ни в общественной деятельности, ни в любви.

Подведём итоги.

Свободен ли Обломов в своей любви?

Раскрылось ли предназначение Обломова как человека в любви к Ольге?

-Встреча с Ольгой пробудила Обломова ото сна, наполнила его жизнь смыслом: «он вдруг воскрес. И она в свою очередь не узнала Обломова: туманное, сонное лицо мгновенно преобразилось, глаза открылись: заиграли краски на щеках, задвигались мысли; в глазах сверкнули желание и воля. Он тоже ясно прочла в это немой игре лица, что у Обломова мгновенно явилась цель жизни». Душа Обломова устремляется к Ольге, надеясь отыскать для себя поддержку и понимание. И когда вместо этого встречает непонимание, то разом сникает, разочарованная в своих ожиданиях: «Вон какая вышла логика! – шептал он. – Признаться не ожидал…» «В самом деле сирени вянут! – думал он. –Зачем это письмо? К чему я не спал всю ночь, писал утром? Вот теперь, как стало на душе опять покойно (он зевнул)… Ужасно спать хочется».

-Я думаю, Обломов был свободен в своей любви, особенно в тот момент, когда писал письмо. Он готов был отказаться от счастья во имя любимой.

-Самая большая заслуга Обломова состояла в том, что он способствовал формированию духовного мира Ольги. Ольга признаётся Штольцу: «Я люблю его не по-прежнему, но есть что-то, чему я, кажется, осталась верна и не изменюсь, как иные…»

Рефлексия. Смогли ли мы с вами ответить на проблемный вопрос.

- Да любовь развивает души героев, пробуждает их к жизни. В любви раскрываются лучшие черты человека.

- Любовь изменяет Обломова, он переживает огромное чувство, благодаря ему становится деятельным.

Почему же всё заканчивается Выборгской стороной, халатом, диваном?

- Ольга не поверила в Обломова. Она верила только в свою высокую миссию. Видела себя лучом света и путеводной звездой для Обломова. Для неё Обломов «Галатея, с которой ей самой приходилось быть Пигмалионом».

- Ольга видела в мечтах деятельного активного Обломова, а он мечтал об идиллии в Обломовке. Это приводит к отсутствию гармонии в отношениях.

- Замыслы Ольги тоже не были высокими. Она хотела того же, что и Штольц: Программа пробуждения исчерпывалась: хлопотами по устройству имения, поездкой в приказ, чтением газет. Вот что предлагает Ольга взамен лежания на диване.. А где же высокие цели? Может быть, поэтому увядает любовь Обломова и Ольги.

-Духовно возродить Обломова Ольга не смогла. В этом вина прежде всего Ильи Ильича. Судьба посылает ему настоящее счастье, но в тоже время тяжкое испытание. Герой начинает борьбу с «обломовщиной», собственной леностью. Это борьба в нём самом. И проигрывает он самому себе. Обломов не может преодолеть воспитание, собственный характер, уклад жизни. Он сдаётся. Что приводит его к духовной гибели.

Но не будем заканчивать урок на этой печальной ноте

Нельзя не согласится с мнением известного литературного критика А.В.Дружинина: «… нежная любящая натура Обломова вся озаряется через любовь – может ли быть иначе, с чистою, по-детски ласковой русской душой, от которой даже её леность отгоняла растление с искушающими помыслами. Илья Ильич высказывался вполне через любовь свою…»

Домашнее задание: Прощальный разговор Обломова и Ольги. Ч.3 11 глава.

Ответ на вопрос. Почему Ольга не отзывается на призыв Обломова: «Возьми меня, как я есть, люби во мне, что есть хорошего»?

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №6 г. Приволжска Скатова Марина Львовна

Слайд 2

Эпиграф

Обломовы выдают всю прелесть, всю слабость и весь грустный комизм своей натуры именно через любовь к женщине. Без Ольги Ильинской и без её драмы с Обломовым не узнать бы нам Ильи Ильича так, как мы его теперь знаем.

А.В.Дружинин

Слайд 3

Цель урока: показать сложность и неоднозначность характера главного героя романа

И.А. Гончарова «Обломов» через его взаимоотно-шения с Ольгой Ильинской

Слайд 4

Вопросы:

1) Почему Ольга и Обломов расстались?

2) Явились ли перемены в душе Обломова необратимыми?

Слайд 5

Ольга Ильинская

«Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ…»

«…губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремлённой на что- нибудь мысли …»

«…То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде тёмных, серо- голубых глаз.»

Слайд 6

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни Обломова».Ольга- Елена Соловей, Обломов- Олег

Табаков, Штольц- Юрий Богатырёв.

Слайд 7

Что сблизило героев?

Обломов Ольга Ильинская

Им обоим скучно среди светских людей

«Свет, общество…», «…чего там искать? Интересов, ума, сердца?»

Ольга разглядела в Илье Ильиче доброту, нежность, отсутствие цинизма.

Штольц сумел передать ей своё тёплое отношение к другу, рассказать, как гибнет в нём всё доброе от недостатка участия, деятельности.

Слайд 8

Задание 1.

Найдите в ч.2, гл.4,5 строки, подтверждающие, что в отношениях с Ольгой Илья Ильич проявляет лучшие черты своего характера. Какие это черты?

Слайд 9

Любовь Обломова и Ольги- духовное общение, понятное только им двоим. Настоящее чувство

делает их души похожими.

«Да, я что-то добываю из неё,- думал он.- Из неё что- то переходит в меня.»

«Оба они, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнём, дрожали одинаковым трепетом.»

«Солнце так же иногда, выходя из-за облака, понемногу освещает один куст, другой, кровлю и вдруг обольёт светом целый пейзаж. Она уже знала мысль Обломова.»

Слайд 10

Изменения, произошедшие с Обломовым, полюбившим Ольгу

Обломов перестал спать, сбросил вместе с халатом свою апатию, лень, стал читать, ездить по гостям, начал верить в будущее.

«Он догнал жизнь,то есть усвоил опять всё, от чего отстал давно.»

Что значит любовь для Ольги?

«Ей нравилась роль путеводной звезды…»

«Жизнь-долг, обязанность, следовательно, любовь- тоже долг…»

Она «укажет ему цель, заставит полюбить всё то, что он разлюбил.»

«…ты должен стать выше меня. Я жду от тебя этого.»

Слайд 12

  • Обломов загорается рядом с Ольгой
  • Ольга ждёт от него постоянных действий
  • Она желает, чтобы добрый, доверчивый Обломов, сохранив свои лучшие качества, прибавил себе воли, энергии.
  • Без Ольги его тянет на диван
  • Обломов долго не может быть деятельным, потому что виновата его природная лень, апатия, обломовщина.
  • Обломов «догнал жизнь», но усвоил при этом только то, что вращалось в кругу ежедневных разговоров в доме Ольги».
  • Слайд 13

    Задание 2

    Проанализируйте эпизод, в котором

    Илья Ильич делает Ольге предложение руки и сердца. Оправдались ли ожидания Обломова во время этой встречи?

    Слайд 14

    Обломовщина берёт верх над любовью. Лень, стремление к покою побеждают чувство к Ольге. Преображение Ильи Ильича было временным.

    Слайд 15

    Домашнее задание

    1. Как Гончаров показывает постепенное сближение Обломова и вдовы пшеницыной? (ч.3, гл.2,3,4,6; ч. 4, гл.1). Сравните портрет героинь:Ольги и Пшеницыной.

    2. Письменно по выбору:

    Как относится Агафья Матвеевна к Обломову?

    В чём проявляется её любовь к нему?

    Критик Ахшарумов написал: « Пшеницына любила Обломова так сильно, как 40000 Ольг не в состоянии полюбить его.» Согласны ли вы с этим утверждением? Докажите свою точку зрения.

    Посмотреть все слайды

    МБОУ «Домаховская СОШ»

    Предмет – литература Класс – 10 Учитель- Козина Т.А.

    Тема: Любовь в жизни Обломова. Обломов и Ольга Ильинская.

    Цель урока. Осмыслить изучаемое произведение в ходе творческой деятельности; анализируя главы романа, показать, как любовь развивает души и сердца героев, раскрывает характеры, показывает героев в развитии.

    Планируемые образовательные результаты

    Самостоятельность оценки идейно-художественного содержания произведения.

    Умение применять предметные знания при анализе и оценке художественного произведения.

    Формирование качества речевых навыков и умений (виды речевых высказываний)

    Коммуникативные.

    Способность свободно, правильно излагать свои мысли.

    Умение выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями.

    Способность участвовать в речевом общении.

    Регулятивные.

    Способность извлекать информацию из разных источников.

    Овладение приёмами отбора и систематизации материала. Умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор.

    Рефлексивные.

    Оценивать достигнутые результаты и адекватно их формулировать.

    Совершенствование духовно-нравственных качеств.

    Уважительное отношение к русской литературе.

    Форма урока: школьная мастерская.

    Тип урока: открытие нового знания.

    Образовательные технологии: проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение.

    Ресурсы урока: роман И.А.Гончарова «Обломов», учебники: Ю.И. Лебедев. Русская литература XIX века ч.2 10 класс, Литература 10 класс под ред. В.И.Коровина 2ч.

    Музыка: Ария «Casta diva » из оперы Беллини «Норма».

    Ход урока.

    1.Организационный (мотивационный) этап.

    Звучит ария «Casta diva » из оперы Беллини «Норма». Учитель читает: «От слов, от звуков, от этого чистого сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами. В один и тот же момент хотелось умереть, не пробуждаться от звуков, и сейчас же опять сердце жаждало жизни… Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слёзы, и ещё труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. Давно не чувствовал в груди он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг.»

    Что происходит с героем? Почему сердце его вдруг стало жаждать жизни?

    Ответы обучающихся.

    II . Актуализация знаний.

    Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

    Ответы учащихся:

    - О любви.

    - Об Обломове и Ольге Ильинской.

    - О взаимоотношениях героев.

    - Об испытании Обломова любовью.

    А что такое любовь?

    Какое место в романе занимает любовь?

    -Композиция романа выстраивается писателем так, что его кульминация совпадает с кульминацией чувств героев.

    -Об истории любви героев рассказывается во 2 и 3 частях, центральных в романе.

    «Ничего не бывает столь поучительно, как сие: любить и быть любимым», эти слова Иоанна Златоуста справедливо говорят о том, что ценность каждой человеческой личности проверяется через любовь, всё лучшее в человеке проявляется в любви. И И.А Гончаров поведал нам, как через любовь раскрывается человек.

    Что Гончаров писал о любви?

    - Одной из своих знакомых Иван Александрович писал: « Вы правы, подозревая меня: в вере во всеобщую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять её к деятельности»

    -Прекрасные слова о любви говорит один из героев Гончарова Штольц: «Любовь с силой архимедова рычага движет миром».

    Как вы думаете, почему Гончаров проводит своего героя через испытание любовью?

    - Я думаю, чтобы показать, способна ли любовь пробудить героя?

    Вот и проблемный вопрос, который мы попробуем разрешить сегодня на уроке: способна ли любовь «разбудить» Обломова к деятельной жизни?

    Формулирование темы урока.

    Попробуем сформулировать тему урока.

    - Любовь в жизни Обломова.

    - Испытание любовью.

    - Обломов и Ольга Ильинская.

    Запишем тему урока и проблемный вопрос в тетрадь.

    Основываясь на всём сказанном, давайте поставим цель нашего урока.

    Что мы должны понять, чего достичь в процессе нашего обсуждения возникшей проблемы?

    - Мы должны дать ответ на проблемный вопрос: способна ли любовь разбудить Обломова к деятельной жизни.

    - Показать, какими в любви представлены герои: Обломов и Ольга Ильинская.

    Основная часть. «Открытие» нового знания.

    Чем Ольга привлекла внимание Обломова?

    -Это вечная потребность человека к красоте и гармонии: «Но если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; всё это в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - с станом …

    Кто ни встречал её, даже рассеянный, и тот на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно артистически созданным существом». Обломов за гармоничной внешностью Ольги ощущает её прекрасную душу, способную глубоко чувствовать, любить.

    - Любовь в сердце Обломова пробуждается, когда он слышит пение Ольги: «Боже мой, что слышалось в этом пении! Надежды, неясная боязнь гроз, самые грозы, порывы счастья – всё звучало не в песне, а в её голосе…»

    Ведь именно после исполнения Ольгой арии « Casta Diva » у Обломова вырывается признание:

    -Нет, я чувствую… не музыку…, а… любовь!

    Можно сопоставить Ольгу с идеалом женщины, который сложился у Обломова: «В мечтах перед ним носился образ высокой и стройной женщины с покойно сложенными на груди руками, тихим и гордым взглядом, небрежно сидящей среди плющей в боскете, легко ступающей по ковру, по песку аллеи, с колеблющейся талией, с грациозно положенной на плечи головой, с задумчивым выражением – как идеал, как воплощение целой жизни, исполненной неги и торжественного покоя, как сам покой»; «Когда же минутно являлась она в его воображении, там возникал и тот образ, тот идеал воплощённого покоя, счастья жизни: этот идеал точь-в-точь был – Ольга! Оба образа сходились и сливались в один».

    Почему Обломов заинтересовал Ольгу?

    - Ольге с Обломовым было легко и свободно. Он был добрее и проще Штольца. Ольга не чувствовала себя с ним ученицей.

    - Штольц, уезжая, поручил Ольге Обломова и просил не давать ему лежать целые дни напролёт. Наказ Штольца Ольга обещалась выполнить и уже предвкушала свою победу над ленью Обломова. Она видела, как рядом с ней он переменился: апатия, неподвижность сменились оживлением и активностью, он весел и полон жизни. (Чтение фрагмента с.168).

    Но настоящий источник сближения заключён в самих героях: естественность, несветскость и одиночество среди светских людей присуще обоим.

    Любовь героев выявляет истинное родство их душ. Между ними происходит обмен тайными думами и чувствами. Устанавливается понятное только им двоим душевное общение. Любовь Ольги и Обломова – огонь, который горит в их душах, сближает их.

    Как изменилась жизнь Обломова после встречи с Ильинской?

    - Встаёт в 7 часов. Читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки, на нём появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности. Халата не видать на нём: выходит в сюртуке. Он весел, напевает: отчего же это?

    Отчего же Это?

    - Любовь к Ольге разбудила этого большого ребёнка.

    Какой вывод можно сделать из этого?

    Истинная любовь способна возродить человека, сделать его деятельным.

    Значит, Обломов проснулся?

    Но почему в отношениях героев звучит диссонанс?

    -« Любовь делалась строже, взыскательнее, стала превращаться в какую-то обязанность» Она уже не радует, а скорее омрачает. Обломов приходит к выводу: «Любовь – претрудная школа жизни». Многие часы тратит Илья Ильич на размышления об их с Ольгой отношениях и подводит им итог: «Я похищаю чужое! Я – вор!.» Он пишет своей возлюбленной страстное одухотворённое письмо.

    Глубокое чувство и желание счастья любимой девушке читаются в его письме: «Я сказал вам, что люблю вас, вы ответили тем же – слышите ли, какой диссонанс звучит в этом? Не слышите? Так услышите позже, когда я уже буду в бездне. Посмотрите на меня, вдумайтесь в моё существование: можно ли: можно ли вам любить меня, любите ли вы меня. «люблю, люблю, люблю!» - сказали вы вчера. «Нет, нет, нет!» - твёрдо отвечаю я. Вы не любите меня, но вы не лжёте – спешу прибавить, не обманываете меня, вы не можете сказать да, когда в вас говорит нет. Я только хочу доказать вам, что ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить…» Обломов честен в своём письме: «Всё это к лицу молодости, которая легко переносит и приятные и неприятные волнения, а мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне; а с бурями я не управлюсь». Это письмо приносит ему чувство облегчения: «Странно! Мне уж не скучно, не тяжело!- думал он. – Я почти счастлив… Отчего это? Должно быть оттого, что я сбыл груз в письмо».

    Учитель. Для того чтобы сказать, что настоящей гармонии в отношениях Обломова и Ольги Ильинской не было, необходимо обратиться к их объяснению (ч. 2, гл.9). Именно здесь выясняется разница между любовью Ольги и любовью Обломова. Если Обломов – «Сумасшедший, заражённый страстью», то Ольга – «Корделия», для которой любовь долг: «Жизнь – долг, обязанность, следовательно любовь – тоже долг: мне как будто Бог послал её, - досказала она, подняв глаза к небу, - и велел любить». Именно после этого объяснения Обломов понимает разницу в их отношениях. Им руководит чувство, ей – воля.

    Но только ли Обломов чувствует отсутствие гармонии в отношениях?

    - Ощущение какого-то несовершенства отношений ощущается уже обоими героями: «Она искала, отчего происходит эта неполнота, неудовлетворённость счастия! Чего недостаёт ей? Что ещё нужно? Ведь это судьба – назначение любить Обломова? Любовь эта оправдывается его кротостью, чистой верой в добро, а пуще всего нежностью, нежностью, какой она не видала никогда в глазах мужчины».

    -Она смотрела на него с спокойной гордостью и твёрдо ждала; а ему хотелось бы в эту минуту не гордости и твёрдости, а слёз, страсти, охмеляющего счастья, хоть на одну минуту, а потом уж пусть потекла бы жизнь невозмутимого покоя»

    Мы видим, что воля Обломова молчала «на призыв её воли», а страсть, которая могла бы пробудить душу Обломова ото сна, так и не проснулась в Ольге.

    Каков финал этих отношений?

    - Обломов возвращается на диван, а Ольга разрывает их отношения: «Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова!»

    Так почему же Обломов вновь возвращается на Диван, вновь засыпает?

    - Он не находит гармонии ни в общественной деятельности, ни в любви.

    Подведём итоги.

    Свободен ли Обломов в своей любви?

    Раскрылось ли предназначение Обломова как человека в любви к Ольге?

    -Встреча с Ольгой пробудила Обломова ото сна, наполнила его жизнь смыслом: «он вдруг воскрес. И она в свою очередь не узнала Обломова: туманное, сонное лицо мгновенно преобразилось, глаза открылись: заиграли краски на щеках, задвигались мысли; в глазах сверкнули желание и воля. Он тоже ясно прочла в это немой игре лица, что у Обломова мгновенно явилась цель жизни». Душа Обломова устремляется к Ольге, надеясь отыскать для себя поддержку и понимание. И когда вместо этого встречает непонимание, то разом сникает, разочарованная в своих ожиданиях: «Вон какая вышла логика! – шептал он. – Признаться не ожидал…» «В самом деле сирени вянут! – думал он. –Зачем это письмо? К чему я не спал всю ночь, писал утром? Вот теперь, как стало на душе опять покойно (он зевнул)… Ужасно спать хочется».

    -Я думаю, Обломов был свободен в своей любви, особенно в тот момент, когда писал письмо. Он готов был отказаться от счастья во имя любимой.

    -Самая большая заслуга Обломова состояла в том, что он способствовал формированию духовного мира Ольги. Ольга признаётся Штольцу: «Я люблю его не по-прежнему, но есть что-то, чему я, кажется, осталась верна и не изменюсь, как иные…»

    Рефлексия. Смогли ли мы с вами ответить на проблемный вопрос.

    - Да любовь развивает души героев, пробуждает их к жизни. В любви раскрываются лучшие черты человека.

    - Любовь изменяет Обломова, он переживает огромное чувство, благодаря ему становится деятельным.

    Почему же всё заканчивается Выборгской стороной, халатом, диваном?

    - Ольга не поверила в Обломова. Она верила только в свою высокую миссию. Видела себя лучом света и путеводной звездой для Обломова. Для неё Обломов «Галатея, с которой ей самой приходилось быть Пигмалионом».

    - Ольга видела в мечтах деятельного активного Обломова, а он мечтал об идиллии в Обломовке. Это приводит к отсутствию гармонии в отношениях.

    - Замыслы Ольги тоже не были высокими. Она хотела того же, что и Штольц: Программа пробуждения исчерпывалась: хлопотами по устройству имения, поездкой в приказ, чтением газет. Вот что предлагает Ольга взамен лежания на диване.. А где же высокие цели? Может быть, поэтому увядает любовь Обломова и Ольги.

    -Духовно возродить Обломова Ольга не смогла. В этом вина прежде всего Ильи Ильича. Судьба посылает ему настоящее счастье, но в тоже время тяжкое испытание. Герой начинает борьбу с «обломовщиной», собственной леностью. Это борьба в нём самом. И проигрывает он самому себе. Обломов не может преодолеть воспитание, собственный характер, уклад жизни. Он сдаётся. Что приводит его к духовной гибели.

    Но не будем заканчивать урок на этой печальной ноте

    Нельзя не согласится с мнением известного литературного критика А.В.Дружинина: «… нежная любящая натура Обломова вся озаряется через любовь – может ли быть иначе, с чистою, по-детски ласковой русской душой, от которой даже её леность отгоняла растление с искушающими помыслами. Илья Ильич высказывался вполне через любовь свою…»

    Домашнее задание: Прощальный разговор Обломова и Ольги. Ч.3 11 глава.

    Ответ на вопрос. Почему Ольга не отзывается на призыв Обломова: «Возьми меня, как я есть, люби во мне, что есть хорошего»?

    Гончаров сказал: «Любовь движет ми­ром с силой архимедова рычага». Эти слова можно взять эпиграфом не только к роману Гончарова «Обломов», но и ко всей человеческой жизни в целом.

    Любовь в «Обломове», как и в других романах, играет огромную роль. Ею мож­но объяснить многие поступки героев, она - причина радости и страданий. Лю­бовь - это то, что есть в человеке самое прекрасное, что заставляет его совер­шать прекрасные поступки.

    Каждый герой романа, как и любой из нас, воспринимает любовь по-своему, каждый рисует в воображении свой иде­ал любимой или любимого. В романе Гончаров показывает несколько любов­ных линий: Обломов и Ольга, Штольц и Ольга, Обломов и Пшеницына, Захар и Анисья. Все они, несмотря на различия, имеют общие черты.

    Любовь Ольги и Обломова появилась в результате заботы Штольца. Этот дея­тельный человек не может смириться с апатией друга, поэтому предпринимает попытки возродить его к жизни. Штольц описывает Ольге прекрасные душевные качества Обломова: его нежность, добро­ту, ум. Ольга пытается «растормошить Обломова». Сначала это кажется ей заба­вой, тем более что Обломов прямо на гла­зах начинает возрождаться. Он и сам жи­вет любовью: «...встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. Но нем появи­лись даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, само­уверенности». Но Ольга и в самом деле влюбляется в Обломова. Теперь это уже не игра. Ольга готова многое дать своему избраннику, но и от него ждет самоотвер­женной отдачи. И, увы, сталкивается с инертностью Обломова. Любовь начи­нает тяготить Илью Ильича. Он понимает, что «и в любви нет покоя». Трагичный итог неминуем, герои расстаются. Мне кажет­ся, причина в том, что оба любили создан­ный ими образ, а не конкретного челове­ка. Илья Ильич понял это и в письме к Оль­ге пишет: «...ваше настоящее «люблю» не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потребность лю­бить, которая за недостатком настоящей пищи... высказывается иногда у женщин в ласках к ребенку, к другой женщине, да­же просто в слезах или истерических при­падках... Вы ошибаетесь, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Пого­дите - он придет, и тогда вы очнетесь; вам будет досадно и стыдно за свою ошибку». Вскоре и сама Ольга поняла всю призрачность своей любви. В разговоре со Штольцем об Обломове она создала для себя идеальный образ и полюбила его. Ольга любила не того Обломова, ка­кой он есть на самом деле, а свое творе­ние, то, что могло получиться потом, в бу­дущем. А Обломов? Он вернулся к преж­ней жизни, к дивану и к халату. Ему больно потерять Ольгу. Но ведь и Обломов любит не живого человека, а придуманный им образ. Осознай он настоящую натуру Оль­ги, ему бы и в голову не пришло помес­тить ее в свой будущий воображаемый мир. Для Обломова идеальный брак - это нечто другое: «...а подле гордо-стыдли­вой покойной подруги спит беззаботный человек. Он засыпает с уверенностью, проснувшись, встретить тот же кроткий симпатичный взгляд. И через двадцать, тридцать лет...» Он, выросший в Обломовке и усвоивший с детства только одну философию: все должно находиться в со­стоянии покоя, никогда не поймет дея­тельную натуру Ольги.

    Но любовь, какая бы она ни была, не проходит бесследно. Она разбудила в Обломове лучшие его качества. Теперь мы симпатизируем ему, видим в нем нечто большее, чем просто бездеятельного че­ловека. Любовь изменила и Ольгу. Пер­вым это заметил Штольц. «Как она созре­ла, боже мой! Как развилась эта девочка! Кто же был ее учителем? Где она брала уроки жизни? У барона? Там гладко, не почерпнешь ничего в его щегольских фра­зах! Не у Ильи же!..» Если разобраться, то и сам Штольц хочет спокойной долгой любви. Только, в отличие от Обломова, в любви Штольц, как и в жизни, не терпит ни малейшей неопределенности, недо­сказанности. Все должно быть разобрано и разложено по полочкам, чтобы противо­речия не накапливались и не угрожали жизни супругов в будущем. Штольц счаст­лив в браке. Он добился, чего хотел, и на­шел в Ольге то, что искал: способность думать, как он, быть наравне с ним. Они не находятся на разных полюсах, как Об­ломов и Ольга, они оба передовые люди: умные, откровенные, стремящиеся к зна­ниям. Но в душу Ольги закрадываются со­мнения, ей кажется, что чего-то в ее жиз­ни все же недостает, она мечтает о чем-то несбыточном. Быть может, идеал Ольги - это мужчина, который воплотил бы в себе душевные качества Обломова и деятель­ную натуру Штольца.

    Обломов же находит свой идеал в Пшеницыной. Произошло это тихо и не­заметно. Лежа на диване, видя перед со­бой старательную Агафью Матвеевну, Обломов влюбляется в нее. Она отлич­ная хозяйка, добрая и верная жена. Но главное в том, что она создала для Ильи Ильича его Обломовку, к которой он стремился. Дом Пшеницыной и есть Обломовка. Обломов снова попал в ту среду, воспоминания о которой у него со­хранились с детства. С того самого мо­мента, когда Илья Ильич переступил порог дома Агафьи Матвеевны, он был обречен вернуться в Обломовку, вер­нуться к своей прежней жизни, умереть для окружающих и начать жить по своей мечте. Любовь Пшеницыной ничего не требует от Обломова, более того, хозяй­ка сама идет на жертвы во имя этой люб­ви. «...Она не знала, что с ней делается, никогда не спрашивала себя, а перешла под это сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без трепета, без страсти, без смутных пред­чувствий, томлений, без игры и музыки нерв... Полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечи­мую лихорадку». Любовь Пшеницыной самоотверженна и преданна. Кажется, что вся ее жизнь прошла в ожидании че­ловека, которого можно бы было предан­но любить и окружать заботой. Она взяла на себя роль полновластной хозяйки и от­лично с ней справляется. Она готовит воскресные пироги, закладывает свои вещи, о чем совсем не догадывается Об­ломов, только бы барин ни в чем не нуж­дался. Такая любовь очень похожа на ма­теринскую любовь и заботу. Но, может быть, Обломову и нужна была такая жена, которая воплотила в себе качества жены и матери одновременно.

    В романе есть еще одна линия любви. Она прослеживается в отношениях между слугой Обломова Захаром и Анисьей. Эти люди по-своему счастливы, они тоже на­шли в жизни свой идеал. Захар считает себя человеком умным и делает вид, что не прислушивается к женским советам, но потом поступает так, как говорит ему жена. Анисья все это видит, воспринима­ет как должное и счастлива.

    Все эти состоявшиеся браки разные, но нельзя сказать, какой из них лучше, какой хуже. Важно то, что в них каждый из партнеров нашел то, чего искал. Сча­стлив Обломов, потому что жена от него ничего не требует, в то же время всеце­ло заботясь о нем. Счастлива и Агафья, потому что ее каждодневные хлопоты и вечное движение приобрели высший смысл. Штольц тоже нашел свой идеал женщины.

    Тема любви вечна, и, пока на земле есть люди, есть и любовь.

    Роман Гончарова «Обломов» повествует о судьбе «лишнего» человека Ильи Ильиче Обломове, персонаже мечтательном, рефлексирующем, живущем в мире собственных иллюзий. Произведение интересно своей многогранностью, неоднозначностью суждений, яркими образами и широтой раскрытых автором вопросов. Особого внимания требует тема любви в «Обломове», раскрытая Гончаровым с разных ракурсов на примере отношений главных героев.

    Обломов и Ольга – любовь как недостижимость

    Центральной историей любви в романе «Обломов» Гончарова становятся отношения между Обломовым и Ольгой. На первый взгляд, персонажи имеют много похожих черт – они оба мечтательны, романтичны, видят прекрасное в каждом проявлении природы и тонко чувствуют каждое мгновение. Однако если Ольга направлена к внешнему миру и живет днем сегодняшним, то Обломов, даже несмотря на кажущийся выход из застоя, продолжает существовать в своем привычном, комфортном мире иллюзий. Их любовь – любовь поэтичная, возвышенная, в какой-то мере даже христианская, но с самого начала обреченная на разрыв.

    Долг и любовь

    Для Ольги ведущим в ее чувствах оставался долг, некая практичность даже в столь иррациональном чувстве, как любовь. Девушка не готова была принять увальня Обломова таким, как он есть, продолжая вытаскивать его из «болота обломовщины» – «ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем». Многие исследователи сравнивают Ольгу с образом светлого ангела-спасителя, который помогает человеку изменить свою жизнь к лучшему. Однако девушка не учла, что полюбила не реального Обломова – инертного, апатичного, безинициативного и при этом уже полностью состоявшегося мужчину, а некий образ милого тихого добряка-мечтателя, который навеял ей Штольц. Сквозь розовый флер любви девушка не понимала, что все ее попытки изменить возлюбленного тщетны. Осознание приходит к Ольге только когда Обломов, узнав, что уже пришло время заявить об их отношениях общественности, отодвигает дату свадьбы еще на год. Девушка наконец увидела, что ее любовь – все, что она делала для Ильи Ильича, было бесполезным и Обломов не желает меняться и идти вперед даже ради своей возлюбленной.

    Любовь и мир иллюзий

    Первая любовь Обломова в романе «Обломов» могла бы стать для героя новым шагом вперед и вырвать из порочного круга «обломовщины», но произошла с героем слишком поздно, когда даже ради высокого, светлого чувства он не желал отказываться от привычной жизни и – самое главное – от собственных мечтаний и иллюзий. Любовь Ольги и Обломова – красивая история нежных, высоких чувств, которая зарождается на фоне весенней природы – символом их отношений становится хрупкая ветка сирени. Романтизм и поэтичность чувств возлюбленных рано или поздно должны были перейти на новый уровень – уровень быта, той самой «обломовщины».

    Тем не менее, Ольга для Обломова оставалась прекрасным, светлым ангелом, далеким от семейной жизни – неким прообразом прекрасной дамы средневековых рыцарей, восхищающей и вдохновляющей на подвиги (изменения себя), но обязательно далекой и недоступной. Именно поэтому Обломов всячески отодвигает дату их свадьбы. Он, не осознавая того, боится, что весенний флер их чувств рассеется, и они поймут, что любили не друг друга, а идеализированные образы. Это и происходит при расставании – Обломов соглашается со словами Ольги, что не сможет измениться и жить новым днем, постоянном меняясь и стремясь вперед.

    Любовь Ольги и Обломова была чувством стихийным, не зависящим от героев. Даже то, что она началась весной и окончилась осенью, указывало на быстротечность этого чувства, умирание его вместе с природой – и как на смену зиме приходит весна, так и на смену страданиям героев об утраченной, но иллюзорной любви, приходит новое, не менее важное чувство.

    Обломов и Пшеницына – любовь как обожание

    Отойти от душевного потрясения Обломову помогает Агафья Пшеницына – хозяйка квартиры, в которой на тот момент жил Обломов. Тихая, спокойная, хозяйственная женщина становится для Обломова идеалом того женского начала, которое он почерпнул из детских воспоминаний в Обломовке и, возможно, сравнивал со своей матерью. Именно Агафья создает вокруг Ильи Ильича атмосферу долгожданной и желанной «обломовщины», спокойного, полусонного семейного счастья, покоя и созидания, словно застывшего на месте и прерывающегося только теми самими «обломовскими» обрядами – приемами пищи и праздниками.

    Пшеницына относится к Илье Ильичу с обожанием, она готова на все ради своего мужа, ради его душевного комфорта и спокойствия – даже вопреки указаниям врача о необходимости соблюдения диеты, Агафья продолжала готовить Обломову его любимые кушанья, словно дополнительно отгораживая его от реальных проблем и окутывая сонной паутиной «обломовщины». Изображая заботу Пшеницыной, автор раскрывает такую проблему любви, как чрезмерное обожание, приводящее к неосознанному «умерщвлению» объекта любви – как в душевном плане, так и в физическом.

    Штольц и Ольга – любовь как дружба

    Особого внимания для анализа темы любви в романе «Обломов» Гончарова требует история отношений Ольги и Штольца – двух старых друзей, которые хорошо и давно понимали друг друга, восхищались друг другом и имели схожие взгляды на мир. Не удивительно, что после расставания с Обломовым Ольга находит утешение именно в отношениях со Штольцем. Андрей Иванович является полной противоположностью Обломова – человеком, который воплощал в себе мечты девушки об идеальном возлюбленном, с которым каждый новый день можно сделать непохожим на предыдущий, которого не нужно тянуть за собой и которым она будет восхищаться до конца жизни. Однако выйдя замуж за Штольца, девушка часто тоскует по тому, что нашла в Обломове и чего нет в Андрее Ивановиче – мечтательности и поэтичности, столь важных для Ольги. Их отношения остаются нежной любовью двух друзей, прекрасно понимающих друг друга, но не дающих друг другу полного ощущения счастья.

    «Обломов» как роман о любви

    В романе «Обломов» Гончаров раскрывает разные, в какой-то мере противоположные воплощения любви – основанной на дружбе, обожании и даже собственных фантазиях. Тонкий авторский анализ контрастирующих, но дополняющих друг друга образов любви, позволяет не только раскрыть автору неожиданные стороны персонажей, но и помогает читателю лучше понять суть этого великого чувства как в гениальном романе, так и в собственной жизни.

    Описание истории любви Обломова к Ольге, обожания Обломова Пшеницыной и любовных отношений других персонажей пригодятся ученикам 10 классов при написании сочинения на тему «Тема любви в романе Гончарова «Обломов»».

    Тест по произведению