Презентация крестьянские дети бежин луг. Охотник залюбовался мальчиками Герои «Бежина луга» - крестьянские. Что такое пейзаж

«Бежин луг» - описание природы или душевных переживаний рассказчика-охотника?»

Учитель: Лапшина Светлана Тимофеевна, 2012.

Слайд 2

Цели

1. Осмыслить связь между пейзажем и человеком
2. Понять духовный мир крестьянских детей
3. Прочувствовать позицию автора
4. Исследовать средства художественной выразительности

Слайд 3

Охотничьими тропами

По Орловской, Тульской, Курской и Калужской губерниям пролегали охотничьи тропы Тургенева. Он был страстным «ружейным охотником».
Бродя с ружьём за плечами, писатель изучал сердце России – её народ.
В его «Записках охотника» - встречи с мужиками, бабами, крестьянскими ребятишками.

Слайд 4

Слайд 5

Места, упоминаемые в рассказе, реально существуют.
Бежин луг находится в 13 км от Спасского-Лутовинова.
Там же Парахинские кусты, деревня Варнавицы, село Шаламово и др.

Слайд 6

Повествование в рассказе «Бежин луг» ведётся от лица автора, который одновременно является персонажем - охотником, сбив­шимся с дороги и заблудившимся в июльскую ночь. Рас­сказчик впитывает в себя детский взгляд на мир, и благо­даря этому с большей непосредственностью им заявляется одна из главных тем рассказа - природа и герой в их гармоничном единстве.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 10

Герои рассказа – крестьянские ребятишки

  • Слайд 11

    ФЕДЯ

    … лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой.

    Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы…

    1. Докажите текстом, что Федя из «богатой семьи»
  • Слайд 12

    ПАВЛУША

    У второго мальчика…

    Волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как гворится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее…

    1. А почему мальчик понравился автору?
  • Слайд 13

    Ильюша

    Лицо третьего было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость, сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились – он словно всё щурился от огня. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши…

    1. Во что был одет мальчик?
  • Слайд 14

    А кто это?

    А кто это?

    Слайд 15

    Что такое пейзаж?

  • Слайд 16

  • Слайд 17

    1. Каким пейзажем завершается рассказ?
    2. Какое настроение он вызывает у охотника-рассказчика?

  • И.з.Суриков «В ночном» Летний вечер. за лесами солнышко уж село; На краю далёком неба Зорька заалела; Но и та потухла.


    Топот В поле раздаётся. То табун коней в ночное По полям несётся. Ухватя коней за гриву, скачут дети в поле. То-то радость и веселье, То-то детям воля!


    По траве высокой кони на просторе бродят; собралися дети в кучку, разговор заводят.


    И на ум приходят детям

    Бабушкины сказки:

    Вот с метлой несётся ведьма

    На ночные пляски;

    Вот над лесом мчится леший

    С головой косматой;

    А по небу, сыпля искры,

    Змей летит крылатый;

    И какие-то все в белом

    Тени в поле ходят…

    Детям боязно – и дети

    Огонёк разводят.



    Тема: «Духовный мир мальчиков в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»» Цель: 1)найти связь между портретами и рассказами мальчиков 2)Показать богатство духовного мира крестьянских детей


    Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. На нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок.


    • Россказни- измышления, выдумки.
    • Предание-переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом, легенда.
    • Поверье- идущее из старины и живущее в народе убеждение, вера в примету.
    • Былички-народные произведения суеверного характера, повествующие о встречах со сверхъестественными силами.













    «Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать… Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал- то в поле не по нужде, а так, для забавы» «Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать… Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал- то в поле не по нужде, а так, для забавы»


    «Малый был неказистый – что и говорить! – а все- таки он мне понравился: глядел он умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила» «Малый был неказистый – что и говорить! – а все- таки он мне понравился: глядел он умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила»










    Тургенев часто употребляет и такие художественные средства, как метафора, эмоциональные эпитеты, сравнение: «Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча», «громадными клубами вздымался угрюмый мрак»… Тургенев часто употребляет и такие художественные средства, как метафора, эмоциональные эпитеты, сравнение: «Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча», «громадными клубами вздымался угрюмый мрак»…




    Истории, рассказанные мальчиками Что случилось?Кто рассказал?С кем случилось? Когда? 1. Рассказ о домовом ИлюшаС ним и его товарищами на рольне 2. Рассказ о русалке КостяСо слободским плотником Гаврилой 3. Рассказ про оборотня (барашек) ИлюшаС псарем Ермилой«Намеднись» на Варнавицах 4. Рассказ о покойном барине Иване Ивановиче ИлюшаС дедушкой Трофимовичем 5. Рассказ о гаданье в родительскую субботу ИлюшаС бабкой УльянойВ прошлом году в родительскую субботу 6. Рассказ о небесном предвиденье ПавлушаС крестьянами деревни Шаламово


    8. Рассказ о Тришке ПавлушаС бочаром Василой и крестьянами Шаламова 9. Рассказ о голосе из бучила КостяС ним самимВчера вечером 10. Рассказ о мужике и лешем ИлюшаС мужиком из его деревни «На днях» 11. Рассказ о водяном ИлюшаС дурочкой Акулиной 12. Рассказ о мальчике Васе КостяС мальчиком из его деревни 13. Рассказ о голосе Васи из речки Снежедь ПавлушаС ним самимТолько что 7. Рассказ о Тришке (антихристе) ИлюшаНе быличка!


    Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний. Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний.


    Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного. Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного.


    «С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Писатель не только стремился пробудить в читателе чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставлял задуматься над их дальнейшей судьбой». (Н.И. Якушин)




    Замысел рассказа (август – сентябрь 1850 г.): Замысел рассказа (август – сентябрь 1850 г.): «Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь. – Огни». «Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь. – Огни». Первая публикация Первая публикация февраль 1851 г. журнал «Современник» февраль 1851 г. журнал «Современник»

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Портреты мальчиков из произведения И.С. Тургенева “Бежин луг” Презентацию выполнила ученица 6 класса Максаева Ольга Педагог: Прохорова Л.И.

    2 слайд

    Описание слайда:

    История создания “записок охотника ” В 1845 году И.С. Тургенев решил полностью посвятить себя литературной деятельности. За два года до этого Иван Сергеевич знакомится с известным критиком В.Г. Белинским, который и явился идейным вдохновителем будущего сборника «Записки охотника». Летние месяцы И.С. Тургенев проводил в деревне, где всё свободное время отдавал охоте. Охотники в силу особой странствующей сущности своей профессии отличались от простых крепостных: они были более открытыми, чуткими к красотам природы, сохранили вольный и независимый ум. Встречаясь с разными охотниками из народа, слушая их рассказы, Тургенев постепенно погружался в стихию народной жизни, у писателя начинал формироваться замысел будущего литературного произведения. Так, в 1847 году в журнале «Современник» был опубликован первый рассказ И.С. Тургенева «Хорь и Капиныч», положивший начало сборнику, названному писателем «Записки охотника » . Произведение И.С. Тургенева «Бежим луг» является рассказом. Рассказ - небольшое по объему эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях из жизни человека.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Главные герои рассказа – крестьянские мальчишки из соседних деревень, которые стерегут табун. Их быт дан через восприятие рассказчика – охотника, случайно заблудившегося в один из июльских дней. Перед читателем разворачивается картина жизни крестьянских ребятишек летним вечером. Мальчишки потихоньку разговаривают у костра. Слушая истории мальчиков, наблюдая за их одеждой, манерой поведения, поступками, рассказчик составляет общее представление о крестьянской жизни. Ребята одеты просто: заплатанные порты, лапти и онучи, холщовые рубахи. Только один мальчик, Федя, который и выглядит постарше, по мнению автора, «принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы» . Как сыну богатого крестьянина, ему приходилось быть запевалой. Старший из парней – Федя. Этот парень из богатой семьи. Во время разговора он рассказал, что приехал в Бежин луг ради забавы ночью. Во время монолога с парнями он вел себя деловито. Крестьянские дети рассказывают друг другу страшные истории. И через их отношение к услышанному раскрывается автором все очарование их мира. Например, мальчик Илюша описывает домового, который водится в старой рольне на фабрике и пугает рабочих. Костя рассказывает про Гаврилу, слободского плотника, который однажды повстречался с лесной русалкой и с тех пор «невеселый ходит» . Павлуша говорит о «предвиденье-то небесном» , которое всех напугало, даже барина. Ребята верят в нечистую силу, злых духов, ведьм и колдунов. И в этой их вере прослеживается стремление людей к таинственности, непознанным вещам, необъяснимым явлениям. Вера в чудо, призраков, добрых и злых духов сохранилась в народе еще с древних времен. Поэтому в рассказываемых мальчиками историях множество фольклорных образов: домовые, русалки, нечистая сила. Огромна сила сельских поверий. Мальчики говорят о людях, умерших не собственной смертью, эти рассказы одновременно завораживают и пугают детей. Жизнь крестьянских ребят лишена достатка, материального благополучия.

    4 слайд

    Описание слайда:

    5 слайд

    Описание слайда:

    Федя. Самый старший из ребят - Федя. Происходил он из богатой семьи, а сторожевать табун выехал он ради забавы. В отличие от остальных мальчиков, он был одет в ситцевую рубаху с каемкой, новенький армячок, носил собственные сапоги, а также имел при себе гребешок - редкий атрибут у крестьянских детей. Федя был мальчиком стройным, "с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой". Федя по-барски лежал, опершись на локоть, всем видом показывая свое превосходство. Во время беседы он ведет себя деловито, задает вопросы, важничает, покровительственно разрешает мальчикам делиться удивительными рассказами. Он внимательно слушает друзей, но всем видом демонстрирует, что слабо верит в их истории. Чувствуется, что у него неплохое домашнее образование, а оттого ему не характерна наивность, присущая остальным детям.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Павлуша. Одним из мальчиков, встреченных охотником в долине, был Павлуша. Этот приземистый и неуклюжий парень двенадцати лет, с огромной головой, всклоченными черными волосами, серыми глазами, бледным и рябым лицом, стоял на коленях у костра и варил "картошки". И хотя он с виду был неказист, Ивану Петровичу он сразу понравился. Он восхищен его "смелой удалью и твердой решимостью", когда тот стремглав, без оружия помчал среди ночи один на волка и ничуть этим не похвастался, а вскоре один пошел к реке набрать воды, услышал голос покойника и не показал при этом признаков страха. "Что за славный мальчик!" - так оценил его охотник.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Илюша. Илюша - двенадцатилетний мальчик с незначительной внешностью, горбоносый, с вытянутым, подслеповатым лицом, выражающим "какую-то тупую, болезненную заботливость". Автор подчеркивает, насколько бедно выглядел этот крестьянский мальчик: "На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку". А свою низенькую войлочную шапочку, из-под которой торчали острые косицы желтых волос, он то и дело натягивал на уши обеими руками. Илюша отличается от остальных деревенских мальчиков своим мастерством интересно и увлекательно пересказывать страшные истории. Он поведал друзьям 7 историй: о домовом, которая приключилась с ним и его товарищами, об оборотне, про покойного барина Ивана Ивановича, о гадании в родительскую субботу, об антихристе Тришке, о мужике и лешем, и о водяном.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Костя. В описании десятилетнего Кости рассказчик отмечает печальный и задумчивый взгляд, с которым он, понурившись, глядел куда-то вдаль. На его худом и покрытом веснушками лице выделялись только "его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что то высказать, но у него не было слов". Жуткие истории о нечистой силе производят на маленького Костю сильное впечатление. Однако и он пересказывает друзьям услышанную от отца историю о русалке, о голосе из бучила, а также о несчастном Васе, мальчике из его деревни.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Ваня. Для наименьшего из ребят Вани автор не дает портретной характеристики, отмечая только, что мальчику было всего семь лет. Он тихо лежал под своей рогожей, пытаясь уснуть. Ваня молчалив и робок, он еще слишком мал, чтобы рассказывать истории, а только лишь смотрит на ночное небо и восхищается похожими на пчел "божьими звездочками"

    10 слайд

    Описание слайда:

    Вывод: В письмах Тургеневу современники сообщали, что «Бежин луг» усиленно обсуждается и «произвёл в Москве огромный эффект на публику»; отмечалась «бездна удивительных подробностей» , «которых нет даже у Гоголя».О. Миллер обращал внимание на детский крестьянский мир в «Бежином луге» не только со всей налёгшей на него с колыбели неприглядной тьмой суеверий, но и со всей бодростью и находчивостью существ, тоже почти с колыбели выведенных на открытое поле жизни и предоставленных почти совершенно самим себе.

    «Цикл Тургенева «Записки охотника»» - Анализ экспозиции. У России есть будущее. Калиныч стоял ближе к природе. Предположительный ответ. Семейный архив. Я возвратился к литературе. Проблемный вопрос. Бежин луг. Хорь на фоне помещика Полутыкина. Эпиграф к уроку. Человек должен увидеть в другом человеке отражение Христа. Воспитание чувства осознанного патриотизма.

    «Книга «Бежин луг» Тургенев» - Экспозиция. Тургенев в описании природы. Художественные изобразительные средства. Литературоведческий словарь. Взаимосвязь человека и природы. Стояла ночь. Июльский день. Запах русской летней ночи. Сладко стеснялась грудь. Проблемный вопрос. Прекрасный июльский день. И. С. Тургенев «Бежин луг». Отдохнувший табун.

    «Повесть Ася» - История любви Аси и господина Н.Н. Вопросы на которые нужно ответить: Почему герои расстаются? Что лежит в основе повести? В основе повести – любовь. Какова любовь господина Н.Н.? Почему, господин Н.Н.боится признаться Асе в своих чувствах? Тургенев был убеждён, что любовь сопряжена с наивысшим подъёмом чувств.

    «Книга «Бежин луг»» - Художник Е. Бем. Поле. Лицо. «С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг». Луг. Тургенев на охоте с Дианкой. Летний вечер. Бежин луг. Рассказ. Герои «Бежина луга». Рассказ о Тришке. Способность воспринимать прекрасное. Охотничье снаряжение Тургенева. Великий мастер пейзажа. Сила. Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и.

    «Викторина «Отцы и дети»» - Бюро литературных находок. Подведение итогов. Интеллектуальная игра «Умницы и умники». Вопросы, связанные со знанием философской, нравственной и эстетической позиции И.С.Тургенева. Обобщение и систематизация знаний. Интеллектуальная игра. Участники-теоритики. Геройный мир романа. Из жизни И.С.Тургенева.

    «Урок Тургенев Муму» - Имя. Средства создания литературного героя. Герасим и Муму. В самом деле – немного? Беседа по вопросам: Вспомним основных героев рассказа. Сообщение ученика. Слово учителя. Одежда. Слово учителя об истории создания рассказа. Попробуем сформулировать тему урока. Задачи: Имел ли право Герасим уйти от барыни?

    Всего в теме 43 презентации