Понятие человек как биосоциальное существо. Человек как биосоциальное существо: что это значит? Цель и смысл жизни человека

Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно‑логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид - Homo sapiens. Как любой биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков, каждый из которых может изменяться у различных представителей вида в довольно больших пределах. На подобное изменение могут влиять как природные, так и социальные процессы. Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации (разновидности), которые, когда речь идет о человеке, обозначаются чаще всего понятием расы. Расовая дифференциация людей предопределена тем, что их группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания и у них появились специфические анатомические, физиологические и биологические признаки. Но, относясь к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы обладает такими свойственными этому виду биологическими параметрами, которые позволяют ему с успехом участвовать в любой из сфер жизнедеятельности всего человеческого общества.

Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств. Биологи и философы называют следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального:

а) прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;

б) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;

в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;

г) большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;



е) длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации;

ж) пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения - все это способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к различным условиям среды;

з) устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений.

Будучи, безусловно, природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей. Такие важные факторы жизнедеятельности человека, как сознание, речь, не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе социализации, т. е. усвоения индивидом общественно‑исторического опыта предшествующих поколений. Человек с момента его рождения является индивидом, т. е. единичным природным существом, носителем индивидуально‑своеобразных черт. Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек», как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого‑либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность». (См. вопрос №4 данного раздела.)

БИОСОЦИАЛЬНОЕ

- англ. bioso-cial; нем. biosozial. Проявления жизнедеятельности индивида, к-рые являются следствием взаимодействия биологического и социального (напр. , сексуальное поведение).

Antinazi. Энциклопедия социологии , 2009

Смотреть что такое "БИОСОЦИАЛЬНОЕ" в других словарях:

    биосоциальное - (от лат. bios – жизнь и socicetas – общество) понятие, которое находит все большее применение в современной науке и выражает сложные, диалектические взаимоотношения социального и биологического в личности. Биологизация личности связана с… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    БИОСОЦИАЛЬНОЕ - англ. biosocial; нем. biosozial. Проявления жизнедеятельности индивида, к рые являются следствием взаимодействия биологического и социального (напр., сексуальное поведение) … Толковый словарь по социологии

    Особый род сущего, творец исторического развития, культуры, субъект социального творчества. Ч. биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия, обладающее … Энциклопедия культурологии

    - (р. 29.12.1958) философ и биолог; канд. филос. наук, доц. Род. в г. Калуге. Окончила биол. ф т МГУ (1982). Училась в асп. кафедры филос. Гос. пед. ин та им. Ленина (1990 1993). С 1982 работала в НИИ морфологии человека АМН СССР; 1987 1997 преп.… … Большая биографическая энциклопедия

    Специфический инструмент управления, используемый для достижения поставленных целей. Цели могут быть групповыми, классовыми, коллективными, личными, государственными и т.д. В. призвана делать все для того, чтобы достичь тех целей, которые должны… … Философская энциклопедия

    Главная тема философии, центральная проблема всех филос. школ и направлений, неисчерпаемая в силу своей бесконечной сложности, дающая пищу для самых разнообразных интерпретаций и толкований. Ч., по мнению Б. Паскаля, это химера, невидаль,… … Философская энциклопедия

    - (от лат. reflexus отраженный и греч. logos – учение) наука, основанная на психологии и наблюдениях над поведением, объективное биосоциальное исследование человеческой личности в ее физически космической и социальной среде, по определению В.М.… … Философская энциклопедия

    Социализация процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе … Википедия

    Борис Фёдорович Поршнев (22 февраля (7 марта) 1905, Санкт Петербург 26 ноября 1972, Москва) советский историк и социолог. Доктор исторических (1941) и философских (1966) наук. Почётный доктор Клермон Ферранского университета во… … Википедия

    Фотографии преступников. Попытки обнаружить связь между внешностью человека и его преступным поведением предпринимались неоднократно, но успехом так и не увенчались Личн … Википедия

Книги

  • Биология человека. Человек как биосоциальное существо , Сидорова Мария Владимировна , Панина Елена Витальевна , Черепанова Надежда Геннадьевна , Курс "Биология человека" является одним из завершающих в процессе обучения. Он основывается на базовых знаниях, полученных студентами в процессе изучения курсов зоологии, морфологии,… Категория: Другие биологические науки Серия: Учебники для вузов. Специальная литература Издатель: Лань ,
  • Биология человека. Человек как биосоциальное существо. Учебник , Сидорова М.В. , Курс&171;Биология человека&187;является одним из завершающих в процессе обучения. Он основывается на базовых знаниях, полученных студентами в процессе изучения курсов зоологии, морфологии,… Категория: Биология Серия: Учебники для ВУЗов. Специальная литература Издатель:

Проблема человека – центральная проблема обществознания.

Существуют разные концепции происхождения человека. Наиболее ранняя – теологическая (религиозная), которая наделяет человека душой – проявлением божественного, что и делает человека человеком. Естественнонаучная концепция, выдвинутая Ч. Дарвином в работе «Происхождение человека и половой отбор», выдвигает гипотезу о происхождении человека от животных в процессе эволюции. Эту теорию развивает Ф. Энгельс в своей работе «Роль труда в превращении обезьяны в человека».

Исследования Луи Пастера, который доказал невозможность самозарождения жизни, повлекли новые поиски. В результате появилась теория палеовизита, т.е. внеземного происхождения жизни.

На данный момент основной является естественнонаучная концепция, на основе которой родилась концепция биосоциальной природы человека.

Человек по своей природе – биосоциальное существо , так как одновременно является частью природы и, вместе с тем, неразрывно связан с обществом.

Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии, геноме, являющемся носителем наследственной информации. Биологическое влияет на процессы деторождения, общую продолжительность жизни человека и сказывается также на развитии его некоторых способностей – формах реакции на внешний мир.

Под социальным в человеке понимают такие свойства, как сознание и разум, способность практически действовать, свобода и ответственность, гражданская позиция и др.

В решении вопроса о соотношении биологического и социального в человеке сложились две крайние позиции: биологизаторская и социологизаторская.

Общей чертой биологизаторских концепций является истолкование сущности человека преимущественно с позиций биологии. Их представители стремятся объяснить социальные действия человека его биологическими и генетическими характеристиками и видят ключ к пониманию человека в молекулярной генетике.

Социологизаторские концепции абсолютизируют значение общественных отношений. Представители данного направления считают, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играет общество. Такое понимание человека было широко распространено среди сторонников марксизма.

Большинство ученых в решении биосоциальной проблемы стремятся избегать крайностей и рассматривают человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального начал. Они считают, что родившейся ребенок представляет собой биологическую живую систему, еще не обладающую мышлением и речью. Его физиологическая организация лишь располагает потенциальными возможностями при определенных социальных условиях реализовать способность к мышлению и речи. Однако подчеркивается, что такие качества, как способность мыслить и практически действовать, имеют социальное происхождение.



Для исследования человеческой сущности в философии существует многообразие понятий, важнейшими из которых являются человек, индивид, индивидуальность, личность. Эти понятия характеризуют отдельного человека с различных сторон.

Понятие человек отражает общие черты (биологическую организацию, сознание, язык, способность трудиться), присущие всему человеческому роду. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Понятие индивид обозначает человека как единичного представителя человеческого рода. Это обобщенный образ конкретного человека. В понятии индивида не фиксируются какие-либо особенные свойства человека.

Понятие индивидуальность характеризует самобытность, неповторимость, оригинальность индивида. Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью (темперамент, способности)

Способности – психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Способности бывают общие (интеллектуальные) и специальные.

Уровни способностей:

Задатки – врожденные физиологические особенности (например, сильнее среднего развит зрительный анализатор мозга)

Одаренность – интегральный уровень развития специальных способностей (художественная одаренность)

Талант – это совокупность способностей, развивающаяся в результате деятельности, позволяющая получить особый, уникальный продукт деятельности.

Гениальность – высшая степень развития способностей, возможность создание качественно нового творения.

В понятие личность вкладывается еще более узкий смысл. Личность - это индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, моральные убеждения и др.). Понятие «личность» отражает все социально значимое в человеке.

Внутренняя структура личности:

1. Темперамент . Определяется генетически. Выделяют четыре типа темперамента: флегматик (психологическая устойчивость, уравновешенность и настойчивость в достижении цели); холерик (неуравновешенный, поверхностный человек); сангвиник (впечатлительный, быстрый, упорный, но только, когда ему интересно); меланхолик (впечатлительный, постоянно анализирует и критикует себя).

2. Характер . В переводе с греческого «характер» – это «чеканка», «примета». Действительно, характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т. д.) и в чертах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера.

Характер– это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека.

Любая черта характера - есть некоторый устойчивый стереотип поведения. Однако черты характера не могут быть вырваны из типичных ситуаций, в которых они проявляются, в некоторых ситуациях даже вежливый человек может быть грубым. Поэтому любая черта характера – это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями.

Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания. В совершении характерного поступка включены волевые механизмы, задействованы чувства.

Формирование черт характера не может быть оторвано от формирования мотивов поведения. Мотивы поведения, реализуясь в действии, закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Путь к формированию черт характера лежит, поэтому, через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

Наиболее общие свойства характера располагаются по осям:

сила – слабость;

твердость – мягкость;

цельность – противоречивость;

широта – узость.

Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их, то слабость характера связывают с проявлением малодушия, нерешительности в достижениях целей, неустойчивости взглядов и т.д.

Характер человека проявляется в системе отношений:

В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность – замкнутость, правдивость – лживость, тактичность – грубость и т.д.);

В отношении к делу (ответственность – недобросовестность, трудолюбие – леность и т.д.);

В отношении к себе (скромность - самовлюбленность, самокритичность - самоуверенность и т.д.);

В отношении к собственности (щедрость – жадность, бережливость - расточительность. аккуратность – неряшливость и т.д.).

Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви и т.д.

Классификация характеров

К. Юнг предложил классифицировать характеры таким образом:

Экстраверт. Характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, в известном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Ему свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность.

Интроверт. Для него характерна фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу,

Ярко выраженные интроверты и экстраверты встречаются редко. Чаще люди являются диавертами, т.е. включают в себя черты и первых, и вторых.

3. Социальные установки, т.е. отношение к миру и к себе в этом мире.

Внешняя структура личности включает в себя:

  1. социальный статус – место человека в общественных отношениях.
  2. социальная роль – образ поведения, соответствующий социальному статусу.
  3. направленность личности (потребности и интересы)

Личностью человек становиться в процессе социализации, т.е. усвоении, восприятии норм поведения, ценностей и установок. Процесс социализации начинается с рождением человека и продолжается до смерти, проходя через начальный этап, где главным агентом социализации выступает семья и ближайшее окружение; средний этап проходит, в основном, в школе; и завершающий этап – это социализация взрослого человека (агенты – трудовой коллектив, политическая партия, общество и т.д.).

В современном обществе сложились институты социализации: образование, СМИ, государственная политика и т.д.

Люди, оставшиеся за пределами социализации, лишенные с рождения человеческого окружения называются феральными. Они не способны войти в круг нормального человеческого общения, не обладают речью, лишены эмоций. Всего в мире официально было зарегистрировано чуть больше сотни феральных людей, воспитанных животными (чаще всего волками) или искусственно изолированных от людей. Все они не смогли адаптироваться среди людей.

Задания:

1. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетиче­ски запрограммировано. Многие жеинстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственно­сти».

В чем проявляется свобода человека от «деспотизма ответствен­ности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.

Дайте определения понятиям, выделенным жирным шрифтом.

Феномен человека как биосоциального существа заключается в том, что человек одновременно является представителем живой природы и представителем социального организма – общества людей. С одной стороны, человеку как части живой природы свойственны многие закономерности, присущие всем представителям живой природы. С другой – человек не только часть живой природы, он физически неотделим от нее.

Человек - высшая степень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Антропосоциогенез - это процесс происхождения, становления и эволюции человека в контексте общественного развития.
Социогенез - объединение в человеческое общество.

Человек как биосоциальное существо обладает следующими характеристиками:

1.общечеловеческими признаками, то есть является представителем конкретного рода;

2.специальными характеристиками, то есть каждая особь является представителем конкретной расы, народности, этноса;

3.конкретной, то есть каждый человек является личностью со своей психикой, талантом и так далее.

Человек как биосоциальное существо рассматривается и потому, что по своему происхождению и натуре он двуедин. С одной стороны - это хоть и высокоорганизованное, но животное, т.е. биологический организм. С другой - это существо, обладающее социальными, политическими, культурными, прочими уникальными навыками. Именно эта особенность позволяет считать, что человек - биосоциальное существо, или, выражаясь словами Аристотеля, «политическое животное». С одной стороны, жизнедеятельность представителей нашего вида определяется биологическим происхождением. Индивидуум способен передавать по наследству биологические признаки своего вида, имеет предрасположенность к определенной продолжительности жизни, болезням, типу поведения, темперамента.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное . Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве существует человек.

Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущ­ность человека.

Как биологическое существо человек принадлежит к выс­шим млекопитающим, образуя особый вид homo sapiens. Био­логическая природа человека проявляется в его анатомии, физио­логии. Человек обладает кровеносной, мышечной, нервной, костной и другими системами. Уступая животным в развитии отдельных органов, человек превосходит их по своим потенци­альным возможностям. Его биологические свойства жёстко не запрограммированы, что даёт возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Биологическое у чело­века не существует в чистом виде, оно социально обусловлено. Влияние социального испытывает на себе генетика человека, наследственность. Это проявляется, например, в акселерации детей, в продолжительности жизни, в сокращении рождаемос­ти, детской смертности и др.

Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Индивид, в силу определённых причин оторванный с рожде­ния от общества, остаётся животным. Поскольку человеческая деятельность может существовать только как общественная, сущность человека предстаёт как совокупность общественных отношений.

Человек не только продукт общественно-исторического развития, но и субъект, своей активностью воздействующий на окружающую среду. Социальная сущность человека прояв­ляется через такие свойства, как способность и готовность к об­щественно полезному труду, сознание и разум, свобода, ответ­ственность и др.

Исходя из вышеизложенного, укажем на основные отличия человека от животных. Во-первых, человек способен изготав­ливать орудия труда и использовать их как средство производ­ства материальных благ. Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определённых целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств.

Во-вторых, человек способен к сознательной целенаправ­ленной творческой деятельности. Животное в своём поведе­нии подчинено инстинкту, его действия изначально запрог­раммированы. Человеческая деятельность целенаправленна, имеет сознательно-волевой характер. Человек сам моделирует своё поведение и может выбирать различные социальные ро­ли. Человек обладает способностью предвидеть отдалённые последствия своих действий, характер и направленность раз­вития природных и социальных процессов. Человеку свой­ственно ценностное отношение к действительности, а живот­ное не отделяет себя от природы.

Животные не могут производить коренных изменений в условиях своего существования. Они приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Человек же преобразует действительность в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создаёт мир материальной и духовной культуры.