Первый в мире фейерверк. История появления фейерверков в россии История создания салюта

История российского фейерверка начинается ещё задолго до того, как появились сами фейерверки. Древние славяне многие праздники связывали с огнём — это игрища, посвящённые чествованию Купалы, бога Солнца Ярилы и многих других. А вот настоящие фейерверки, в современном смысле этого слова, России привил Пётр I, который лично занимался изготовлением «потешных огней» и целых фейерверочных композиций. Пётр I и его последователи сделали огненное искусство общегосударственной задачей, когда пиротехникой занимались учёные академии наук.

Справедливости ради, стоит отметить что «потешные огни» значительно обмельчали ещё в царской России на рубеже 19 и 20-х столетий. Они перешли в область просто дачных удовольствий и наиболее видную роль играли в программе содержателей загородных кафе, ресторанов, домов отдыха и увеселительных садов.

В Центральном государственном архиве древних актов я нашел собственноручные записи Петра I, как снаряжать «бураки», «светящиеся ядра», делать составы «белого и синего огней» и множество других затей. В его делах хранится рукописная книжка «Известное описание, выбранное из лучших авторов или творцов, как к потешным, также и воинским фейерверкам различные составы сочинять». Историк И. Голиков в своей книге «Дополнения к деяниям Петра Великого» (1795 г.) сообщает, что в библиотеке Петра была «книжка с разными математическими и фейерверочными задачами, из коей последние пять листов писаны собственною же рукою его величества, и при оном рисунок и несколько записок». В восемнадцатом веке уже существовала общепринятая среди алхимиков химическая символика: различными знаками обозначали серу, селитру, порох и другие вещества. В записях Петра I рецептуры фейерверков составлены из химических символов, отличавшихся от применяемых зарубежными алхимиками. Так, селитру Петр I обозначал кружком с точкой посередине, серу — полумесяцем, порох — вертикальной палочкой, перечеркнутой двумя горизонтальными линиями.

Теоретические изыскания и записи, естественно, не могли удовлетворить деятельную натуру царя. По свидетельству его сподвижника генерала Гордона, Петр «на масленице непременно спускал блестящие фейерверки, которые всегда сам устраивал собственными руками, изготовляя на Потешном дворе ракеты, звезды, колеса, шутихи, огненные картины. Первый фейерверк, какого Москва еще никогда не видела, был сожжен на речке Пресне 26 февраля 1690 года… с пушечною пальбой., при несметном стечении народа. Разноцветные огни в замысловатых фигурах, придуманных самим царем, горели далеко за полночь. То же повторялось и в следующие годы каждую масленицу». В феврале 1699 года, после казни стрельцов, был «пущен для увеселения потешный огонь серного состава… Иностранные представители… могли любоваться зрелищем искусственного огня».-Страсть к потешным огням привела Петра I к организации специальной лаборатории, о которой мы знаем немного. Вот, например, посланник Юль сообщает, что в. Петербурге в 1709 году в лаборатории возник пожар. Вечером того же дня, когда возник пожар, должен был быть сожжен большой фейерверк. Юль пишет, что если бы пожар продлился «еще несколько минут, лабораторию взорвало бы на воздух».

Как уже говорилось, поводом для фейерверков чаще всего служила какая-нибудь баталия. В 1702 году в Москве по случаю первой победы над шведами был пущен «фейерверк и огни разные, и изрядные символы» И в тот же год в Москве был показан грандиозный фейерверк по случаю взятия Нотебурга (так назывался Шлиссельбург). В Архиве древних актов я нашел следующее описание большого фейерверка, сочиненного в Москве 1 января 1710 года по случаю Полтавской битвы: «Гора каменная, изъявляющая Шведское государство, Лев, выходящий из оной горы, являл армию шведскую., столб с короною, являющей Государство Российское, к которому лев приблизился, потом явился орел для защищения оного столба, изъявляющей армию российскую, и оного льва перуном (или огненными стрелами) расшиб с великим громом». Подобные аллегории часто можно встретить в описаниях фейерверков, где присутствуют Марс, Меркурий, Нептун и другие персонажи римской и греческой мифологии. Нередко фейерверки устраивали русские посланники или находящиеся за рубежом русские вельможи. В 1709 году граф Матвеев устроил фейерверки в Амстердаме по случаю полтавской победы, а русский посланник в Пруссии организовал грандиозный фейерверк на Шпрее. В 1721 году заключение мирного договора между Швецией и Россией князь Долгорукий отметил фейерверком в Дрездене. Все эти фейерверки были весьма красочным зрелищем и нередко продолжались по нескольку часов, сопровождаемые гуляньями и пушечными салютами. И до сих пор в архивах можно найти восхищенные отзывы иностранцев, наблюдавших русские фейерверки. Устраиваемые по случаю военных празднеств потешные огни с самого начала были делом военных. И потому, что порох — дело военного приказа, и потому, что о риске менее всего думали, когда делом занимались солдаты. И они погибали от взрывов и ожогов, которые были в то время нередки.

После Петра I царствующий дом продолжал устраивать грандиозные фейерверки, привлекая к их созданию ученых и затрачивая на их изготовление колоссальные по тем временам деньги. В царствование Елизаветы Петровны (1741-1761) к созданию фейерверков был привлечен Ломоносов. которому поручали организацию фейерверков и иллюминации. Так, под новый, 1754 год был показан фейерверк с иллюминацией Есть в архиве и запись: «Сочинил фейерверк оберфейерверкер Мартынов, по изобретению господина советника профессора Ломоносова». В устройстве фейерверков принимал участие ученик Ломоносова В. Клементьев. В отчете Ломоносова о работах 1756 года он писал: «Ныне лаборатор Клементьев под моим смотрением изыскивает по моему указанию, как бы сделать для фейерверков верховые зеленые звезды». На изготовление фейерверков и на сопровождавшие их при этом салюты расходовалось значительное количество пороха, а еще больше труда, причем труда весьма опасного… Грандиозный фейерверк был показан в первый день 1756 года. Был показан храм: «по обе стороны храма четыре части света взирают с удивлением и почтением на оный храм и на стоящую перед ним Россию, а именно… Европа, на белом тельце сидящая, в веселом образе, изъявляющем желание ея к снисканию у России дружества. Азия… подносит восточные свои сокровища; по другую сторону Америка с открытым до половины лицом, стоящая на одном колене. Африка, показывающая на себе вид превеликого удивления». В 1758 году только в Петербурге было представлено три фейерверка. Екатерина II, как и ее предшественница Елизавета Петровна, очень любила развлечения, и в частности фейерверки, которые в ее царствование (1762-1796) устраивались довольно часто. О фейерверках, показанных во второй половине восемнадцатого века, английский турист Рэксоль сообщал, что иллюминация и фейерверки в Петергофе «превосходили все, которые я до сих пор видывал. В устройстве иллюминаций, как и фейерверков всевозможных родов, русские перещеголяли все европейские народы». В 1762 году во время коронации Екатерины II большой фейерверк в Москве являл «тихие искусством сделанные потешные огни… два удивлению достойные сильные кашкады (каскады), которые огненную реку на подобие воды столбом в верьх поднимают и… огненный ручей составляют». Были представлены «вымышленные машины… в огненных колесах», пущено более тысячи ракет. Фейерверки устраивались не только в столицах. Их наблюдали жители Казани, Полтавы, в приморском городке Левенталь и в других местах. То там, то здесь находим мы упоминания о редкостных зрелищах. В 1772 году в Царском селе явилась вдруг «страшная огнедышащая гора, с текущею в нее огненной рекою». А в 1775 году на Ходынке в Москве по случаю заключенного с Турцией мира дано огненное представление — в его первом действии была представлена «Спокойная Россия», во втором — «Обеспокоенная Россия», в третьем — «Торжествующая Россия» и, наконец, в четвертом — «Утешная Россия». Затем был выстроен «великолепный и разновидный павильон», составленный из 42 тысяч ракет! Этот фейерверк изобрел уже упомянутый оберфейерверкер Мартынов, а исполнил его помощник Немов.

В начале девятнадцатого века появляются новые имена мастеров фейерверочного искусства. Прежде всего следует отметить Ф. Челеева, который в 1824 году опубликовал интересную книгу под названием «Полное и подробное наставление о составлении увеселительных огней». В этой книге Челеев писал: «Хотя упражнение фейерверочное не есть столь полезное для отечества, как другие художества (то есть ремесла), на коих все ваше благо основывается; но коль скоро находим мы в нем приятное удовольствие, то не можем оное не назвать хотя частным благом, ежели не всеобщим… По всему всякая забава в свободное время облегчает труды… успокаивает и ободряет силы». Еще раньше, в 1820 году, появилась книга А. Демидова «О происхождении увеселительных огней», которую можно считать первой историей русских фейерверков. Кроме Челеева и Демидова, библиография по организации фейерверков насчитывает много других имен. Талантливый русский изобретатель Иван Кулибин изобрел так называемый «оптический бездымный несгораемый фейерверк». Он же автор работ «О ракетах верховых», «О двойном фонтанном колесе», «О зеленом огне» и других. Любил фейерверки известный композитор и химик А. Бородин, который в свободное время сам занимался их составлением и запуском. Во второй половине XIX столетия появился ряд руководств по изготовлению и запуску фейерверков, лучшими из которых считаются обширные труды П. С. Цытовича и Ф. В. Степанова. В них показано, что фейерверки всегда служат лучшим украшением общественных праздников. «А общественные празднества поднимают дух народа, — писал П. С. Цытович, — и развивают патриотические чувства. Фейерверки нужны для оживления праздников. Ожидание фейерверка возбуждает любопытство; кажущаяся опасность от взлетающих ракет, бомб, шипение, треск, пальба — все это волнует зрителя и придает интерес зрелищу».

«Огневые игрища» в древней Руси были излюбленным развлечением. Однако первые официальные упоминания о фейерверках появились в 1389г, в эпоху правления князя Дмитрия Донского.

Традиционно в Новый год зажигались костры выше деревьев, использовались смоляные бочки, солома и пакля. Также изготавливались специальные трубки, заполненные «горючей травой», которые при поджигании выбрасывали в воздух снопы искр. Скоморохи во время Святок бегали по улицам Москвы с особым «искрящим огнем» (прототипом современных бенгальских огней).

Первое массовое пиротехническое шоу произошло в 1683 г., на Воробьевых горах, фейерверки для него изготавливал, состоящий на службе в Стрелецком полке, «пороховой заведующий». Тогда в качестве прототипов для «огненного шоу» использовались , завозимые из Германии, они разбирались, переделывались и на их основе получались первые «российские фейерверки».

Большое развитие искусство пиротехники получило в эпоху царствования Петра I. Царь с детства увлекался пиротехникой и самолично строил и изобретал сложнейшие пиротехнические картины. Мореплавание и фейерверки были самой большой его страстью.

На восемнадцатилетние Петра было устроено сложнейшее (по тем временам) шоу фейерверков - в небе была нарисована целая картина - Геркулес раздирающий пасть льва. Фейерверк шоу в то время было очень дорогим удовольствием, один залп стоил около 10 рублей, для сравнения корова стоила - 3 рубля.

Петр любил и собирал все возможные издания о пиротехнической науке и вскоре стал обладателем самой большой библиотеки о фейерверках , в него коллекции были все доступные издания того времени.

Ни один праздник в эпоху правления Петра не обходится без «потешных огней», будь - то новый год, масленица или воинская победа. В небе рисовались сложнейшие картины с дворцами и беседками, библейскими картинами, фонтанами и водопадами, устраивались дорогостоящие пиротехнические шоу , причем организатором и разработчиком часто выступал сам Петр.

В период правления Петра и после его смерти искусство создания фейерверков превращается в самостоятельную науку, к развитию которой привлекались такие ученые, как Ломоносов. Именно ему принадлежит создание первого фейерверка с иллюминацией.

Последнее «огненное шоу» в России было устроено в 1915 году, в честь военной победы над Перемышлем. В период пришествия советской власти, фейерверки были упразднены и возродились только в период Великой Отечественной войны. Каждая победа советских войск праздновалась салютом из артиллерийских орудий. Всего в период войны было устроено 355 салютов.

В мирное время салюты проводились исключительно три раза в год: на 1 мая, 9 мая и 7 ноября. В газетах и по радио заранее объявлялось где, когда и сколько залпов прозвучит.

Наука пиротехники шла вперед, и стало привычным устраивать салюты на такие праздники, как новый год, свадьбы, дни рождения, День Победы и т.д. В настоящее время наука пиротехники находится на такой стадии развития, что фейерверк может устроить каждый желающий, причем самостоятельно, конечно при соблюдении определенных мер безопасности.

Компания «Все Фонарики» представляет большую коллекцию разнообразных фейерверков , которые прекрасно подойдут для любых праздников и сделают его не забываемым, как для виновников торжества, так и для гостей.

Что такое Новый год? Это мишура, мандарины, оливье, елка и, конечно же, фейерверки. Взрослые и дети с одинаковым восторгом наблюдают яркие огни, вспыхивающие в небе. Сегодня мы вспомним историю появления фейерверков. Эта традиция появилась еще в 7 веке в Китае, и только спустя много столетий стала популярна во всем мире!

Современный фейерверк

Фейерверки были изобретены в Китае во время правления императорской династии Тан. Мастера пиротехнического искусства скоро стали почитаемыми в обществе: они знали, как удивить зрителей и создать невероятное шоу. Для китайцев это было особенно важно, поскольку, согласно поверьям, фейерверки прогоняли прочь злых духов и приносили удачу и счастье. Запуск фейерверка требовал особого мастерства и знаний, этому подолгу обучались и постоянно совершенствовали полученные навыки.

Китайский фейерверк, иллюстрация из сборника, изданного в 1628-1643 гг.

Гораздо позже фейерверки стали запускать исключительно ради развлечения и в знак торжественности момента. Сохранились сведения о грандиозном фейерверке 1110 года, который устроили во время военного парада для того, чтобы потешить императора Хуэй-цзун и его двор.

Английская иллюстрация китайского фейерверка, XVIII в.

Благодаря длительному изучению пиротехнических свойств пороха, китайцы одними из первых стали использовать его в военных целях. В середине XIII века арабы переняли знания, полученные у китайцев. Согласно сохранившимся записям, они были поражены «китайскими цветами» (так они называют фейерверки) и стали изучать технологию их создания.

Фейерверк на Темзе, Лондон, 1749 год


«Китайские цветы» появились в Европе в XVII веке. Это был период увлечения азиатской культурой в целом, и фейерверки – не стали исключением. Европейцы охотно перенимали ландшафтные решения для обустройства сада, с интересом знакомились с китайской литературой, музыкой, живописью. В частности, генерал-поручик Лев Измайлов, посетивший Китай с дипломатической миссией, отмечал, что в этой стране запускают такие фейерверки, каких в Европе никто и представить не может.

Современный фейерверк


К 1765 году появились первые руководства с подробными описаниями технологии создания различных китайских фейерверков. Так изобретение Поднебесной покорило мир. Представить нынешний Новый год без праздничных фейерверков просто невозможно.

Восемнадцатый век русской истории богат на события, имена. открытия. Об одном из таких открытий для России расскажет работа "300 лет петровским огненным потехам. которую выполнит ученица 5 Б класса Мария Проводникова.

300 лет Петровским огненным потехам.

Цели исследования: .

Познакомиться с историей фейерверков в России.

Гипотеза: .

фейерверки в России играли не только развлекательную роль, но и решали политические и культурные задачи.

Задачи:

1.Познакомиться с историей фейерверка.

2.Составить представление об истории фейерверка в России.

Содержание:

1. Вступление. «Художества огненныя», или фейеверк.

2. Как и когда изобрели фейерверк.

3. История фейерверка в россии.

4. Кто такие фейервейкеры.

5. Типы фейерверков.

6. Фейерверки и салюты.

7. Заключение.

8. Список использованной литературы и приложения.

Вступление. «ХУДОЖЕСТВА ОГНЕННЫЯ», ИЛИ ФЕЙЕРВЕРК.:

Классический фейерверк (от нем. Feuer - «огонь» и Werk - «дело», «работа») совсем не похож на стрельбу залпами разноцветных ракет через равные промежутки времени. Он был своеобразной светомузыкой прошлого, воистину роскошным зрелищем, праздничным убранством небес. Сейчас трудно представить себе ту феерическую игру огня, цвета и света, которой любовались наши предки. Наиболее ранние упоминания об этом удивительном зрелище относятся к 399 г., когда при дворе императора Гонория в Милане был устроен фейерверк из горящих масляных плошек и факелов. Однако порох стал известен в Европе лишь в XIII в., а потому считается, что первый настоящий фейерверк состоялся в итальянском городе Виченца в 1379 г.

Как и когда изобрели фейерверк?

Это небесное представление всегда заставляет людей на площади замереть и устремить вверх восторженные взгляды. Сотни ярких светящихся точек взмывают вверх и расходятся сферой, вслед за ними вспыхивают багряные искры, и тут же – тысяча сине-фиолетовых звезд рассыпается над головой, и они будто бы несутся прямо на тебя... Кажется, нет зрелища более завораживающего, чем фейерверк. Он способен придать торжественность и особую чарующую атмосферу любому событию. Говорят, история фейерверка берет свое начало из Китая. Самое многонаселенное государство подарило миру не только фарфор, бумагу и дешевую бытовую технику, но еще и возможность наслаждаться таким веселым и красивым зрелищем как огненные картины. Хотя в самом Китае фейерверки на протяжении веков использовали отнюдь не для увеселительных целей. Порох, который является основой большинства пиротехнических смесей, был изобретен китайцами, чтобы… пугать злых духов. По древним поверьям, злые духи сильно боятся яркого света и громкого звука.

Поэтому издревле на Новый китайский год существовала традиция во дворах жечь костры из бамбука, который шипел в огне и лопался с треском. Изобретение пороховых зарядов, несомненно, напугало «нечисть» уже не на шутку - ведь по силе звука и света они значительно превосходили старый способ. Позже китайские умельцы стали создавать разноцветные фейерверки путем добавления в порох различных веществ. Позже, когда были придуманы составы, которые при горении имеют определенный цвет, размер и форму пламени, с помощью разноцветных вспышек высшую силу стали не просто отгонять, но уже и общаться с нею. Поэтому взрывы петард можно было услышать во время эпидемий или неурожаев. Долгое время во время религиозных церемоний жители поднебесной бросали в костер прутья зеленого бамбука. Пустоты стебля, заполненные воздухом и соком, взрывались и издавали громкий звук, якобы способный отпугивать злых духов. Что касается пороха, который является основой всех современных фейерверков – его случайно изобрели даосские монахи, пытаясь создать эликсир бессмертия. Сегодня формула дымного пороха, открытого еще в IX веке, известна всем – смесь калиевой селитры, древесного угля и серы в весовом соотношении 75:15:10. До изобретения пороха находчивый китайский народ в качестве хлопушек использовал тонкие бамбуковые стволы, имеющие свойство взрываться, как только огонь достигнет коленца. А с развитием технологий научились заполнять его порохом и сырой глиной.

Довольно значительных высот искусство создания фейерверков достигло к XIII веку – цвета и формы «небесных брызг» поражали воображение. Не смогли устоять под чарами этого зрелища и заезжие купцы, которые уже в XIV веке завезли некоторые образцы фейерверков в Европу. А ведь китайцы принимали все меры безопасности, и секреты производства хранились под семью печатями. Тем не менее, эти секреты были украдены и распространены по Европе. Особым мастерством по организации фейерверков владели итальянцы. Они считались лучшими мастерами по устройству фейерверков. Они устраивали свои фейерверки на деревянных помостах, украшенных статуями и живописно, широко использовали иллюминацию. Статуи извергали языки пламени, а живописные полотна представляли собой транспаранты, подсвеченные огнем.

Роскошные, дорогостоящие фейерверки устраивались, как правило, в особо торжественных случаях, таких, как коронация царствующих особ, их дни рождения, в дни главных религиозных праздников. Таким образом, уже начиная с XIV века о фейерверках можно говорить, как о виде зрелищного искусства.

История фейерверка в России

История российского фейерверка начинается ещё задолго до того, как появились сами фейерверки. Наши предки, славяне, многие праздники связывали с огнём - это игрища, посвящённые чествованию Купалы, бога солнца Ярилы и многих других.

Первый документально подтвержденный российский фейерверк был устроен в 1674 году во время царствования отца Петра I - Алексея Михайловича. Иногда любили поиграть с огнем и в других городах. Например, в городе Устюге для увеселения голландского купца было пущено несколько ракет и шутих. Устойчивую моду отмечать праздники "потешными огнями" ввел лично Петр I. В небе "выжигали" картины с дворцами, водопадами и фонтанами, воплощали в огне библейские сюжеты и сцены военных баталий. Пётр I, который сам занимался изготовлением "потешных огней" и целых фейерверочных композиций, сделал огненное искусство общегосударственной задачей, когда пиротехникой занимались учёные академии наук. В Центральном государственном архиве древних актов хранится собственноручные записи Петра I, как снаряжать "бураки", "светящиеся ядра", делать составы "белого и синего огней" и множество других затей. В его делах хранится рукописная книжка "Известное описание, выбранное из лучших авторов или творцов, как к потешным, также и воинским фейерверкам различные составы сочинять". Историк И. Голиков в своей книге "Дополнения к деяниям Петра Великого" (1795 г.) сообщает, что в библиотеке Петра была "книжка с разными математическими и фейерверочными задачами, из коей последние пять листов писаны собственною же рукою его величества, и при оном рисунок и несколько записок".

В фейерверки, которые были любимым занятием Петра, настоящей страстью, он вкладывал всю душу, удачно сочетая редкие часы досуга с политической пропагандой. Царь участвовал во всех стадиях создания фейерверка: от работ в пиротехнических лабораториях по приготовлению фейерверочного состава до разработки сюжета фейерверка и его управления. При этом Петр очень часто объяснял зрителям значение тех или иных фигур, сюжетов, надписей, а также раздавал своему окружению абрисы- заранее подготовленные оттиски гравюр, изображавшие сжигаемый фейерверк. Поскольку среди именитых гостей Петра всегда присутствовали иностранные дипломаты, то увиденное ими зрелище, запечатленное в записках и полученных от Петра абрисах, по приезде на родину, было формой пропаганды внешнеполитических успехов России за границей. Другой были фейерверки, проходившие непосредственно за границей при европейских дворах, однако они могли быть только в тех странах, позиция которых была благожелательна по отношению к России. В итоге военные победы России были отмечены фейерверком в Голландии, Дании, Бранденбурге(с 1701г-Пруссия) и Саксонии.

Ломоносовские фейерверки

Петр I «крепил» это удивительное по силе своего воздействия искусство волшебного огня. Росла молодая столица, берега Невы украшались великолепными дворцами, соборами. В новом городе менялась сама жизнь, все более отдаляясь от старинного русского уклада. Шумные гуляния с пушечной пальбой, ассамблеи с бьющим через край весельем требовали невиданных доселе развлечений. И неотъемлемой частью празднеств и стали красочные фейерверки, не в сегодняшнем обычном для нас понимании, а грандиозные пиротехнические спектакли с огромными декорациями, меняющимися картинами и действиями. Это были удивительные зрелища, поражающие воображение современников своими масштабами и великолепием. Петр I придавал большое значение пропаганде своих идей не только среди иностранных послов и дипломатов, но и среди широких народных масс, он ставил цель- укрепить веру русских людей в победу в Северной войне. В этом большую роль играли публичные мероприятия, триумфальные сооружения, военные парады, а также иллюминации и фейерверочные зрелища. Была в действиях Петра и некая хитрость: посредством фейерверков он стремился приучить своих подданных к огню, ибо по собственному опыту знал, что чем больше упражняешься с потешными огнями, тем меньше страшишься настоящего огня в бою. Массовые празднества укрепляли дух народа, вызывали сознание единения и собственной силы, развивали патриотические чувства. Проводимые в это время огненные спектакли несли в себе конкретные идеи - прославляли Отечество, победы русской армии и молодого флота, посвящались взятию вражеских городов и освобождению исконно русских земель. Блестящие, пышные фейерверки, длившиеся часами, демонстрировали всему миру роскошь и великолепие петербургского двора. Датский посланник с удивлением писал: "Трудно себе представить, какая масса пороха исстреливается за пирами и увеселениями, на торжествах и салютах, ибо в России порохом дорожат не более, чем песком". Действительно, на "огненные забавы" как на истинно народные зрелища царь денег не жалел. "Лучше б те миллионы на фейерверк издержаны были, - написал Петр I в одной из записок по поводу какой-то неудачной траты денег, - нечто б дивное и памяти достойная вещь была, и народ в тот час великий блезир имел".

На протяжении всего XVIII века фейерверочные зрелища продолжают быть в центре внимания. В 30-е годы у стрелки Васильевского острова был построен на 1000 сваях специальный пиротехнический театр, который обслуживали 600 пиротехников, изготовлявших в лаборатории фейерверки и приготовлявших для иллюминаций до 30 000 лампионов. Так называемый "театрум" замечательно вписался в городской пейзаж: с одной стороны - здание Кунсткамеры с куполом обсерватории, с другой - монументальный ансамбль Петропавловской крепости, окруженные величественной полноводной Невой. На площадке пиротехнического театра, напротив императорского дворца и разворачивались невиданные огненные представления. В дни праздников Кунсткамера и Петропавловская крепость были иллюминированы тысячами огней и казались огромными декорациями сказочного спектакля, который возникал в центре темного города. Гремели литавры и трубы, со стен Петропавловской крепости раздавались громовые раскаты артиллерийской канонады, сотни огненных букетов освещали город, как днем. Полюбоваться представлением на набережных собирались тысячи горожан самых разных сословий. Проведение фейерверков было тесно связано также с развитием художественной культуры. Привлекаемые к работе над фейерверками лучшие художники и архитекторы создавали произведения живописного и декоративного искусства, рассчитанные на восприятие широких народных масс и развивавшие художественные вкусы населения. Среди авторов фейерверков имена выдающихся деятелей культуры - Ломоносова, Державина, академика Штелина, архитектора Казакова, механика Кулибина.

Второй "столицей" фейерверков со времен Петра стала его загородная резиденция - Петергоф, его последнее и любимое детище, в котором воплотились его мечты о прекрасных дворцах, золотых каскадах и полноводных фонтанах, где царят музы, где соединились стихии земли, воды, воздуха и огня.

Великолепный "приморский парадиз" Петра по своему великолепию мог соперничать с прославленными парковыми ансамблями Европы. Блестящие петергофские праздники и ассамблеи были предметом особой гордости Петра, они изумляли и восхищали иноземных гостей. И после смерти Петра I, Петергоф остается парадной резиденцией царей. Здесь устраивают дипломатические приемы, проводят торжественные церемонии, праздники тезоименитства царствующих особ и другие увеселения. И точно так же, как при Петре, снова сверкают в парке "преизрядные фейерверки". Для подготовки фейерверков и иллюминаций и обслуживания праздников Петр I основал в Петергофе специальный "иллюминационный двор". В память об этом и с целью возрождения петровских традиций в 1989 г. была создана организация "Пиротехнические дворы Петергофа". Богатый опыт мастеров прошлых столетий - в руках современных пиротехников. Они воплощают забытые пиротехнические фигуры, которые снова возвращаются в старинный парк Петергофа, где стараниями его руководителей сохраняется первозданная, неиспорченная временем краса. Так, в атмосфере заботы и доброжелательности, и создаются неповторимые по красоте спектакли, которые постоянно хочется украшать - искать новые постановочные решения, создавать красочные иллюминационные картины.

В восемнадцатом веке уже существовала общепринятая среди алхимиков химическая символика: различными знаками обозначали серу, селитру, порох и другие вещества. В записях Петра I рецептуры фейерверков составлены из химических символов, отличавшихся от применяемых зарубежными алхимиками. Так, селитру Петр I обозначал кружком с точкой посередине, серу - полумесяцем, порох - вертикальной палочкой, перечеркнутой двумя горизонтальными линиями. Теоретические изыскания и записи, естественно, не могли удовлетворить деятельную натуру царя. По свидетельству его сподвижника генерала Гордона, Петр "на маслянице непременно спускал блестящие фейерверки, которые всегда сам устраивал собственными руками, изготовляя на Потешном дворе ракеты, звезды, колеса, шутихи, огненные картины. Первый фейерверк, какого Москва еще никогда не видела, был сожжен на речке Пресне 26 февраля 1690 года... с пушечною пальбою.., при несметном стечении народа. Разноцветные огни в замысловатых фигурах, придуманных самим царем, горели далеко за полночь. То же повторялось и в следующие годы каждую масляницу". В феврале 1699 года, после казни стрельцов, был "пущен для увеселения потешный огонь серного состава... Иностранные представители... могли любоваться зрелищем искусственного огня".

В 1702 году в Москве по случаю первой победы над шведами был пущен "фейерверк и огни разные, и изрядные символы" И в тот же год в Москве был показан грандиозный фейерверк по случаю взятия Нотебурга (так назывался Шлиссельбург). В Архиве древних актов есть следующее описание большого фейерверка, сочиненного в Москве 1 января 1710 года по случаю Полтавской битвы: "Гора каменная, изъявляющая Шведское государство, Леф, выходящий из оной горы, явълял армею шведскую., столб с короною, являющей Государство Российское, к которому лев приблизился, потом явился орел для защищения оного столба, изъявляющей армею российскую, и оного льва перуном (или огненными стрелами) расшиб с великим громом". В 1772 году в Царском селе явилась вдруг "страшная огнедышащая гора, с текущею в нее огненной рекою". А в 1775 году на Ходынке в Москве по случаю заключенного с Турцией мира дано огненное представление - в его первом действии была представлена "Спокойная Россия", во втором - "Обеспокоенная Россия", в третьем - "Торжествующая Россия" и, наконец, в четвертом - "Утешная Россия". Затем был выстроен "великолепный и разновидный павильон", составленный из 42 тысяч ракет! Этот фейерверк изобрел уже упомянутый оберфейерверкер Мартынов, а исполнил его помощник Немов. Петр I заложил традицию огненных потех в России, все последующие века развивали ее.

Фейерверкеры.

Постучалось ночь в окошко сумеркам своим,

А по небу словно кошка, растянулись огоньки.

Желтым, красным, синим, белым

Разноцветным конфетти,

Фейерверк царит на небе, золотом сорит.

Вмиг он купол свой откроит,

Вспыхнет пестренький цветок,

И мгновенно рассыпаясь

Превращается в песок

Использованная литература.

1. Записки Юста Юля, датского посланника при Петре Великом. М., 1899. С. 257.

2. Васильев В. Б. Старинные фейерверки. Л., 1960. С. 6.

3. Даркевич В. П. Народная культура средневековья. М., 1988. С. 168.

4. Энциклопедия для детей Аванта +. Том 14.Техника.-1999 г. Стр.484-487.

История

Фейерверки были изобретены в Китае в 12 веке н. э. Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] В Европе фейерверк впервые появился в Италии . В России мастера фейерверков появились в 1545 году при Стрелецком полку , а первый масштабный фейерверк сделан в 1674 году в Устюге .

Основными составными частями фейерверков являются:

  • корпус (из картона, бумаги, алюминия, пластмасс)
  • заряды (вышибные, воспламенительно-разрывные и звуковые) из дымных порохов, бездымных порохов и пиротехнических составов типа фотосмесей
  • пироэлементы в виде звёздочек, факелов, таблеток из световых, дымовых и звуковых пиротехнических составов
  • средства воспламенения - огнепроводный шнур, электровоспламенители

При горении пиротехнические составы могут развивать высокую температуру (до 3000 °C).

Ещё в древние времена придавали огню большое значение. Его использовали и как средство коммуникации, и как предупреждение об опасности, и для оформления различных ритуалов, священнодействий. У многих народов существуют традиции, связанные с использованием костров (в России - это Масленица , праздник Ивана Купалы), свечей, факелов и т. п. Это были прообразы первых фейерверков.

Существует предположение, что первыми фейерверками были куски зелёного бамбука, который взрывался, когда его бросали в костёр. Взрывающимся бамбуком китайцы отпугивали злых духов на все праздники, пока не изобрели порох. В поиске эликсира бессмертия даосские учёные смешали селитру, древесный уголь и серу, получив чёрный порошок, который горел медленно, но очень устойчиво и ярко.

Новый год при правлении императора Ю-Суна отметили по-новому: засыпая чёрный порошок в стебли бамбука и закидывая тысячи таких изделий в костёр под слова императора: «Пусть ночь превратится в день!» Потом огненные зрелища были объявлены частью религиозной церемонии, и на них ввели государственную монополию. Применять порох разрешалось только специально обученным монахам. Это были первые пиротехники.

Уже к XV веку каждая европейская страна имела свои традиции фейерверка. В Италии и Германии даже формировались пиротехнические школы.

В начале XIX века развитие фейерверка вступило в новую стадию. Теперь пиротехники задумались не только над технической стороной, но и над варьированием цветов фейерверка. Палитра значительно расширилась, также появились новые спецэффекты.

В России первый фейерверк был устроен в городе Устюг в 1674 году. При Петре I фейерверки становятся частью увеселений, устраиваемых на различных торжествах. Так, фейерверк по случаю 18-летия Петра I 26 февраля 1690 года [[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] [ ] состоял из 3 серий по 56 залпов, в результате в небе был изображён Геркулес, раздирающий пасть льва , согласно другому источнику, этот фейерверк был устроен в дни масленицы 1693 года в подмосковном селе Воскресенском , а упомянутое изображение Геркулеса было на транспаранте, который осветил этот фейерверк . Сохранилась гравюра А. Шхонебека , ныне хранящаяся в Амстердамском музее , где изображён фейерверк, состоявшийся 12 февраля 1697 года в Красном Селе и посвящённый взятию Азова . Современник так описывал этот фейерверк: «...на льду представлен был прекрасный фейерверк. Оный состоял из разных искусных машин, расположен был в двойном четырехугольнике и окружен всякого рода и всяких величин ракетами, которые занимали на льду великое пространство.»

До него рекордсменом был фейерверк 2012 года в Кувейте .

Не путать с салютом

Не следует смешивать понятия «салют» и «фейерверк». Салют - это торжественная стрельба холостыми зарядами из артиллерийских орудий и/или стрелкового оружия, традиция военных парадов. Например, известна традиция «салюта наций» при прибытии военного корабля с мирными намерениями в иностранный порт или во время официального визита высокопоставленных иностранных гостей. Отличительная особенность салюта - однообразие пиротехнических эффектов[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] . Артиллерийские орудия, из которых производится салют, как правило, оборудуются специальными глушителями.

Техника безопасности

  1. Приобретение . При покупке фейерверочных изделий необходимо убедиться, что упаковка не повреждена, инструкция на упаковке составлена на языке страны, в которой продается изделие, продавец имеет сертификаты соответствия и заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы МОЗ, проверить срок годности.
  2. Транспортировка и хранение . При транспортировке следует исключить встряхивание, переворачивание и падение фейерверочных изделий. Хранить изделия в сухих, теплых помещениях (до 30°С), недоступных для детей.
  3. Эксплуатация . На упаковке изделия в инструкции по применению указаны радиус безопасной зоны и другие условия использования изделия. Как правило, это должна быть ровная площадка, свободная от домов, деревьев и линий электропередач, радиусом не менее 100 м. Во избежание опрокидывания следует укрепить изделие песком, снегом или кирпичами и убедиться, что изделие размещено строго вертикально. Поджечь фитиль вытянутой рукой, не наклоняясь над изделием. После поджога фитиля следует немедленно удалиться на безопасное расстояние. В последнее время, перед новогодними праздниками, объявляют расположение специально отведенных мест для массового запуска фейерверков.
  4. Если не сработало . Если фитиль догорел, но фейерверочное изделие не сработало, необходимо выждать 15 минут, затем утилизировать изделие в воде.

Детям до 16 лет по Российскому законодательству фейерверки не продаются, и им использовать их категорически запрещается[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] .