Педагогическая система А. Макаренко. О воспитании (Макаренко А.С.)

Антон Семенович Макаренко (СССР, 13.03.1888 - 01.04.1939) - советский педагог и писатель.

Образование получил на учительских курсах в Кременчуге (1905) и в Полтавском учительском институте (1917). Работал учителем, был заведующим железнодорожным и городским училищами. Широкую известность педагог приобрел в начале 1920-х годов, когда предложил решение проблемы резко возросшего из-за гражданской войны числа беспризорников.

С 1920 года А.С. Макаренко руководил трудовой колонией имени М. Горького для несовершеннолетних правонарушителей (до 1926 года она находилась под Полтавой, с 1926 года - переведена в Куряж возле Харькова). В 1927 году он организовал и возглавил детскую трудовую коммуну им. Ф.Э. Дзержинского, где проработал до 1935 года, в 1936 году руководил колонией имени М. Горького под Киевом. В 1937 году Макаренко переехал в Москву, где занимается литературной работой.

В условиях хозяйственной разрухи он разработал и осуществил систему воспитания «трудных» детей, совместив в своей педагогической методике теорию воспитательного коллектива и практику трудового воспитания. Успех «системы Макаренко» в значительной мере оказался связан с личностью самого Макаренко, и после его смерти ничего подобного добиться никому не удалось. Деятельность колонии имени М. Горького отражена в прозе А. С. Макаренко: «Педагогическая поэма» (1935) и «Флаги на башнях» (1938). Книги увидели свет с минимальными правками благодаря личному участию М. Горького. Воспитанию в семье посвящена «Книга для родителей».

Книги (10)

Комментарии читателей

Николай / 29.11.2017 КОММУНАРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ СОЗДАЛ ЛЕНИН
Коммунарское движение это было мирной коммунистической, не социалистической революцией.
Это означает, что Коммунизм назрел, а социализм ушел в историю. И более невозможен.
ВПЕРЕДИ ТОЛЬКО КОММУНИЗМ!

ЛЕНИН ВОЖДЬ И ИДЕОЛОГ КОММУНЫ!
В России никогда не было идеи научной коммуны. Все русские коммуны и вообще вся коммунистическая (не социалистическая) идея введена только ЛЕНИНЫМ. Он единственная мать всех коммунаров: Рокоссовского, Гайдара, Горбатова и отец всех Коммун.
ЛЕНИН СТРОИЛ КОММУНИЗМ, А НЕ СОЦИАЛИЗМ!
(Социализм планировался им и Марксом как временный переходный период)
1. Работа Ленина «Великий почин». Цитирую.
« Слово «КОММУНА» у нас стало употреблять слишком легко…. И при этом забывается, что СТОЛЬ ПОЧЕТНОЕ ЗВАНИЕ надо завоевать… в строительстве действительно КОММУНИСТИЧЕСКОМ.»
Добавление автора. Ленин имеет в виду, что Коммуны это не государственные учреждения с начальниками. Не надо их путать. А коммунами именовать только действительные коммуны, то есть общества равных, общества без начальников.
2. Первоначальный вариант статьи « Очередные задачи Советской власти.» Цитирую.
« Каждая ФАБРИКА, каждая артель …. является САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ КОММУНОЙ с внутренней организации труда. В каждой из этих КОММУН повышение САМОДИСЦИПЛИНЫ… Вот на каком пути можем и должны достигнуть того, чтобы сила примера стала в первую очередь моральным, а затем и принудительно вводимым образцом устройства труда в новой Советской России».
Анализ. Под Коммуной Ленин понимает именно Коммуну. Обратите внимание, в коммуне должна быть САМОДИСЦИПЛИНА. А при социализме была ДИСЦИПЛИНА и это тоже правильно, но не одно и то же. КОММУНА ЭТО САМОДВИЖЕНИЕ, а социализм это ДВИЖЕНИЕ под руководством соцгосудпарства. Абсолютно противоположное.

3.ЛЕНИН «Как организовать соревнование? Цитирую вождя.
«Надо.чтобы каждая КОММУНА- любая фабрика, любая деревня выступили соревнуя друг с другом…Вот какими успехами должны гордиться наши КОММУНЫ,…В какой КОММУНЕ…

4. Черновой набросок ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ. Седьмой экстренный съезд РКП(б)
« Организация соревнования между различными коммунами.»
5. ЛЕНИН. О мерах перехода от буржуазно –кооперативного к пролетарско-коммунистическому снабжению и распределению” ПСС т 37 с 471-472
«Вся трудность задачи состоит в том, чтобы выработать систему мер перехода К НАСТОЯЩЕЙ КОММУНЕ».
Обсуждение. Обратите внимание, здесь ЛЕНИН специально подчеркивает “НАСТОЯЩАЯ КОММУНА.”

6. ЛЕНИН. Речь на 1 съезде земледельческих КОММУН И СЕЛЬХОЗАРТЕЛЕЙ
4 ДЕКАБРЯ 1919 ГОДА. Цитирую.
“Мы добьемся., чтобы каждая из существующих теперь НЕСКОЛЬКИХ ТЫСЯЧ КОММУН
стала настоящим рассадником КОММУНИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ.”
.
У Ленина часто встречается и слово артель и слово община, как синонимы коммуны.
Но надо понимать, что старая община это только первобытная коммуна. Научная современная община это община театр, община университет, община академия наук, община дивизия. Научные общины (коммуны) наиболее эффективны в самых сложных отраслях.

7. Работа Ленина «Дополнения к проекту о субботниках»
“ Субботники являются одним из форм пропаганды идеи трудовой повинности и САМООРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО КЛАССА”

Обсуждение. Везде где у Ленина встречается слово “ САМО” речь идет О ТЕОРИИ КОММУНИЗМА. После этого замечания любой рабочий сам может разобраться, где у Ленина теория социализма, а где теория коммунизма. Мы привели, только небольшое количество примеров, показывающих, что Ленин сразу строил и социализм и коммунизм.

ЛЕНИН ЭТО ВОЖДЬ КОММУНЫ!
Замечание. Ленин строил и социализм, и коммунизм одновременно. Но как только заводы заработают, он планировал СОЦИАЛИЗМ преобразовать в КОММУНИЗМ. Для этого он планировал после восстановления заводов ввести КОЛЛЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Это план Маркса. И коммунизм готов.
И сегодня необходимо возродить коммунарское движение, но в глобальной форме.
Нужна партия нового типа в форме ПАРТИЙНОЙ КОММУНОЙ, без генсеков и секретарей с курсом на чистый коммунизм, то есть КОММУНАРСКАЯ ПАРТИЯ! Уборщицы, сантехники ждут РАВЕНСТВА и высшее образование.
Часть теории лежит на skunk форуме в разделе классовая борьба: стр. 1, стр.2 (уничтожение денег).
Коммуны не совместимы с социализмом. Великую Коммуну Худенко уничтожил добрый Брежнев.
Как только левые победят они снова уничтожат все коммуны. Коммунизм и социализм это совершенно разные системы. Ленин о коммунизме: «ЭТО МИР В КОТОРОМ НИ БУДЕТ, НИ ГРАНА ПРОШЛОГО».

Елена до замужества -Макаренко / 10.03.2014 Мой папа и,естественно, дедушка были Макаренко, но корней своих не знаю,хотелось бы узнать,но не знаю как.

наталия / 28.01.2014 это неправда,что "после его смерти ничего подобного добиться никому не удалось" - его воспитанник Калабалин очень успешно претворял систему Макаренко в жизнь

А / 11.01.2012 Отличные произведения. Человек он был невероятный.

Мавргарита / 20.05.2010 Народ! Это не единственное его произведение, и все они актуальны!!! Его произведения изданы в 4. томах. Советую ознакомиться - вызывают бурю "незабывемых очучений"!

Елена / 5.12.2009 хорошее произведение особенно для будущих педагогов основываясь на опыте А. Макаренко

perlova.katya / 1.11.2009 Очень актуальное произведение! Особенно в сегодяшнее время сиротства, бродяжничества детей. Пора бы построже с родителями

)REX( / 2.03.2009 книги макаренко, в особенности Педагогическая поэма, это на мой взгляд очень полезные методики, пора бы вновь обратиться к ним.


Несколько слов о забытом сейчас в России трудовом воспитании.

Макаренко А.С. — выдающийся Советский педагог ХХ-го столетия

Легенда и быль

Мало, кто у нас в стране сейчас знает, что когда-то в СССР выпускались прекрасные пленочные фотоаппараты «ФЭД», аббревиатура от Феликса Эдмундовича Дзержинского, и что эти фотоаппараты освоили и начали изготавливать в трудовой колонии для малолетних преступников, которой руководил чекист Антон Семенович Макаренко, и производство которых лишь потом передали на один из специально построенных для того современных заводов города Харьков. И первые партии этого фотоаппарата назывались:

«ФЭД-НКВД УССР.

Трудовая коммуна им. Дзержинского. Город Харьков»

Поэтому я хочу рассказать об этом человеке, имя которого когда-то было не просто популярным, а сверх популярным в СССР, а сейчас совершенно неизвестно никому в стране. Неизвестно потому, что оно было вычеркнуто из истории СССР «нашими» историками либералами в девяностые годы прошлого столетия, когда все Советское ими обильно поливалось грязью.

Вот это имя:

Антон Семёнович Макаренко (1 () марта , Белополье , ныне Сумская область ,Украина - 1 апреля , Голицыно , Московская область) - советский педагог и писатель, «чекист».

Антон Макаренко - легенда не только советской педагогики. ЮНЕСКО назвала его и Марию Монтессори педагогами, которые заложили основы современного представления о воспитании. Может ли современная мама извлечь что-то полезное из советской классики почти столетней давности? Оказывается, может.

Несмотря на то что Макаренко - «педагогическая легенда» и многократно титулован, об отношении к нему официальной советской педагогики говорит хотя бы то, что на его похоронах не было высоких чиновников от образования. Между прочим, Крупская (среди прочего - инициатор создания общества «Друг детей») реального друга детей Макаренко раскритиковала, а его подход назвала «антисоветским».

Поэтому неудивительно, что «Педагогическая поэма» вышла не в педагогическом издательстве, а в литературном. И это действительно не сухая методичка, а настоящая литература - с яркими героями, ироничным рассказчиком, лирическими отступлениями и напряженным сюжетом. Педагогика здесь - не набор абстракций, а конкретные люди, судьбы, ситуации. Поэтому книга очень живая и читается легко.

Для кого будет полезно?

Книга будет полезна для родителей подростков , которые внезапно столкнулись с проблемами переходного возраста.

Для многодетных родителей в книге тоже есть много актуального: как организовывать детей в команду, решать конфликты между детьми, делегировать ответственность старшим детям.

Кроме того, мне кажется, в книге есть много важных моментов для приемных родителей . Ведь с усыновлением связано очень много страхов: что он испорченный, ворует и хамит, - в общем, трудная история. А ведь Макаренко работал не с кем-нибудь, а с малолетними правонарушителями - так что куда уж труднее!

Религия

Правда, у верующего читателя некоторые моменты могут вызвать душевный диссонанс. Милый, умный, ироничный автор - дитя своего времени, а значит - антиклерикал. Нет, Макаренко, конечно, вовсе не воинствующий атеист, просто он искренне рассматривает религию как атавизм, который вот-вот отомрет сам. Он относится к верующим как к безобидным чудикам, «из-за угла мешком ударенным» и изрядно хлебнувшим «опиума для народа». Верующие (в книге описаны и верующий сотрудник, и верующий воспитанник) - объекты неисчерпаемой авторской беззлобной иронии.

Вот как реагирует завхоз на то, что воспитанники пристают к верующему мастеру: «Какое тебе дело до Иисуса Христа, скажи мне, пожалуйста? Я тебя как захвачу отседова, так не только Христу, а и Николаю-угоднику молебны будешь служить! Ежели вас советская власть ослобонила от богов, так и радуйся молча, а не то что куражиться сюда прийшов».

Ситуации в книге часто подталкивают к разговору «о попах». Воспитанница-комсомолка не хочет «венчаться с попами». Другую воспитанницу Макаренко спокойно отправляет на аборт. В очередной раз колония переезжает не куда-нибудь, а на территорию разоренного монастыря, о котором автор говорит так: «В Подворках много задержалось разного преподобного народа: бывших попов и монахов, послушников, конюхов и приживалов, монастырских поваров, садовников и проституток». Впрочем, Макаренко запрещает воспитанникам мешать богослужениям в сохранившемся храме: «Только смотрите, не хулиганить. Мы боремся с религией убеждением и перестройкой жизни, а не хулиганством».

  1. Меньше теории, больше практики

Постоянный мотив книги - борьба с советской официозной педагогикой, чиновниками и теоретиками. Собственно, в этой борьбе и из-за постоянного давления «педагогической общественности» Макаренко в итоге отказывается от своей любимой колонии имени Горького и переходит в колонию под управлением НКВД.

Противоречие «теории и практики» - главная боль Макаренко, который даже дипломную работу написал по теме «Кризис современной педагогики». К его великому сожалению, его великолепные результаты - ничто по сравнению с Теорией: «Коллектив у вас чудесный. Но это ничего не значит. Методы ваши ужасны ».

Впрочем, эту борьбу Макаренко описывает с иронией, хотя и грустной: «Он еще долго говорил, этот самый Чайкин. Я слушал и вспоминал рассказ Чехова, в котором описывается убийство при помощи пресс-папье; потом мне показалось, что убивать Чайкина не нужно, а следует выпороть, только не розгой или какой-либо царскорежимной нагайкой, а обыкновенным пояском, которым рабочий подвязывает штаны. Это было бы идеологически выдержанно».

Что можно извлечь полезного?

Сейчас полки магазинов завалены педагогической теорией. Стоит задать себе вопрос: а насколько эта теория применима к жизни? Чего мы хотим - нахвататься умных слов или нормально воспитать ребенка? Если второе - то лучше не увлекаться теорией и не пытаться принести себя ей в жертву, пока практические результаты оставляют желать лучшего.

Цитата:

«А в это время профессор педагогики, специалист по вопросам воспитания, пишет записку в ГПУ или НКВД: «Мой мальчик несколько раз меня обкрадывал, дома не ночует, обращаюсь к вам с горячей просьбой…». Спрашивается: почему чекисты должны быть более высокими педагогическими техниками, чем профессора педагогики?».

  1. Дисциплина очень важна для ребенка

Один из ключевых «спорных» моментов подхода Макаренко - это строгая дисциплина. Сегодня мы назвали бы это «выстраиванием границ», но для тогдашней педагогической мысли это был чистый садизм и издевательство над ребенком. Макаренко с этим не согласен и постоянно спорит с идеями «природного» воспитания.

Цитата:

На «небесах» ребенок рассматривался как существо, наполненное особого состава газом, название которому даже не успели придумать. … Предполагалось (рабочая гипотеза), что газ этот обладает способностью саморазвития, не нужно только ему мешать. Об этом было написано много книг, но все они повторяли, в сущности, изречения Руссо: «Относитесь к детству с благоговением…» «Бойтесь помешать природе…» Главный догмат этого вероучения состоял в том, что в условиях такого благоговения и предупредительности перед природой из вышеуказанного газа обязательно должна вырасти коммунистическая личность. На самом деле в условиях чистой природы вырастало только то, что естественно могло вырасти, то есть обыкновенный полевой бурьян.

Что можно извлечь полезного?

Для меня лично было удивительно, что те «суперпрогрессивные» идеи, которые, казалось бы, являются вершиной сегодняшней мысли, - были устаревшей теорией уже во времена Макаренко. Лично мне казалось, что еще совсем недавно дисциплина была единственной аксиомой педагогики, а потом пришли добрые знатоки детских душ и внесли идею «свободного развития». Оказалось, что идея эта была модной сто лет назад. И уже сто лет назад не работала.

  1. Никаких физических наказаний

У Макаренко очень оригинальная концепция наказаний. Физических наказаний он не применяет никогда, а самое страшное наказание - заключение в кабинете самого Макаренко. Ни о каком карцере и розгах и речи нет, а ведь он руководит колонией для малолетних правонарушителей. Наказания в книге - это всегда шекспировская трагедия, когда темная сторона личности ребенка («а что такого?») борется со светлой стороной («да, я поступил неправильно»). Это не садизм, когда педагог выступает в роли карающего меча. Для Макаренко наказание - это своего рода знак признания как «своего», как равного и ответственного за свои действия человека. Макаренко не применяет наказаний к тем, кто еще не заслужил звания настоящего колониста. И, тем не менее, регулярно подвергается критике за свою «неуемную жестокость».

Цитата:

- Вы напомнили мне мои прямые обязанности. Я вот приехала поговорить с вами о системе дисциплины. Вы, значит, не отрицаете, что накладываете наказания? Наряды эти… потом, говорят, у вас еще кое-что практикуется: арест… а говорят, вы и на хлеб и на воду сажаете?

- На хлеб и воду не сажаю, но обедать иногда не даю. И наряды. И аресты могу, конечно, не в карцере - у себя в кабинете. У вас правильные сведения.

- Послушайте, но это же все запрещено.

- В законе это не запрещено, а писания разных писак я не читаю.

Что можно извлечь полезного?

Наказания необходимы, но они должны быть применяться в строго оговоренных случаях и не превращаться из инструмента выстраивания границ в способ отомстить ребенку за проступок. Бесполезно применять наказание к тем, кто воспринимает его только с ненавистью, не понимая его смысл. Если дело доходит до физического наказания ребенка, то такое наказание тем более бесполезно. Это значит, взрослый уже не сумел выстроить систему правил и сформировать доверительные отношения с ребенком. Нет выхода, кроме как ударить своего ребенка, воспитанного дома, в семье? А ведь Макаренко обходился без рукоприкладства с подростками-правонарушителями!

  1. С ребенком надо общаться, как со взрослым

С точки зрения Макаренко, главная задача воспитания - вписать ребенка в нормальную взрослую жизнь. Научить взаимодействовать с другими людьми, быть частью общества (поэтому так часто в книге слово «коллектив»), принимать решения, нести за них ответственность. И оказывается, что дети могут принимать вполне взрослые решения - например, отказаться от новых рубашек ради покупки коровы.

Ребенок должен участвовать в хозяйственной жизни семьи, должен учиться работать: все воспитанники колонии работают в мастерских, в поле. Кстати, Макаренко считает что в материальном поощрении детей за работу нет ничего страшного - ведь это тоже модель из взрослой жизни.

Главное, по Макаренко - это самому подавать ребенку пример, тогда и не понадобится «особого отношения» к детям - они сами потянутся за тем, кто покажется им достойным для подражания:

- Я уже знал, что ребята не оправдывают интеллигентского убеждения, будто дети могут любить и ценить такого человека, который к ним относится любовно, который их ласкает. Я убедился давно, что наибольшее уважение и наибольшая любовь со стороны ребят, по крайней мере таких ребят, какие были в колонии, проявляются по отношению к другим типам людей. То, что мы называем высокой квалификацией, уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие и полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе - вот что увлекает ребят в наибольшей степени.

Макаренко показывает, как важно для детей, чтобы к ним относились как к взрослым, не сюсюкали и уважали их границы:

Товарищ Зоя взяла двумя пальцами румяные щеки Синенького и обратила его губы в маленький розовый бантик:

- Какой прелестный ребенок!

Синенький вырвался из ласковых рук Зои, вытер рукавом рубашки рот и обиженно закосил на Зою:

- Ребенок… Смотри ты!.. А если бы я так сделал?.. И вовсе не ребенок… А колонист вовсе.

Кстати, согласно Макаренко, не только детей надо воспитывать, как взрослых, но взрослых тоже можно воспитывать… как детей. Одним словом, деликатная педагогика - это вообще норма общения, например, между руководителем и подчиненным:

Калина Иванович сделался первым объектом моей воспитательной деятельности… Его голубые глаза сверкали такой любовью к жизни, он был так восприимчив и подвижен, что я не пожалел для него небольшого количества педагогической энергии. И начал я его воспитание в первые же дни, с нашего первого разговора.

Что можно извлечь полезного?

Этот подход сейчас, по-моему, вообще забыт. Возьмем современные детские дома: Александр Гезалов, общественный деятель и сам бывший детдомовец, постоянно говорит о том, что дети должны учиться следить за своими вещами, заправлять кровать и мыть пол. Но нет, в детском доме главное сейчас - накормить, а «эксплуатация детского труда» дружно осуждается. В результате ребенок завален подарками и перекормлен, но просто не умеет жить один, управлять своей жизнью и хоть как-то организовывать ее сам, без «указания свыше». Поэтому, вырвавшись на свободу, он пускается во все тяжкие.

Увы, это ведь относится и ко многим семейным детям, для которых родители становятся не примером, а чем-то средним между обслуживающим персоналом и тюремным надзирателем. Простой принцип Макаренко в том, что ребенок легко примет правила, границы, дисциплину и труд, когда увидит, что его жизнь зависит и от него самого.

Главный лозунг колонии имени Горького - «Не пищать!» - расшифровывается примерно так: «Ты взрослый человек, не ной, а неси ответственность за свои поступки». К сожалению, частая ситуация, которую я наблюдала как учитель, - это именно «пищащий ребенок»: ноющий, торгующийся за домашнее задание или оценку, который при этом искусно манипулирует или откровенно врет. Мне кажется, что это прямой результат воспитания детей по принципу «какой прелестный ребенок, дай потереблю за щечки!».

  1. Перед детьми нужно ставить интересные цели

Воспитанники Макаренко усердно учатся, потому что хотят на рабфак. Трудятся, потому что хотят свое процветающее хозяйство, хотят лучше есть и одеваться. Заметив разброд и проблемы в коллективе, Макаренко понимает: надо двигаться дальше. Ищет для своих воспитанников новые амбициозные цели, снимается с привычного места ради того, чтобы преодолеть «застой». Это не абстрактная «мотивация», это реальные цели, которыми легко увлечь детей. Макаренко уверен, что дисциплина хороша как способ достижения цели. А если цели нет, то дисциплина тоже начинает трещать по швам.

Что можно извлечь полезного?

Сегодня частая ситуация - это полностью демотивированный старшеклассник, который ничего не хочет и не может, который не понимает, зачем учиться и тем более куда хочет поступать. И зачем вообще отрываться от компьютера, онлайн-игр и соцсетей. В этом нет ничего удивительного: если у него до этого 15 лет не было никаких целей, а только рефлекторная реакция на окрики родителей, то не стоит ожидать, что он вдруг начнет куда стремиться, поставит себе цель. Он научился только ныть и увиливать и хочет только одного - чтобы от него отстали и при этом продолжали регулярно приносить макароны с сосисками.

  1. Больше общайтесь с детьми

Звучит банально, но главный рецепт педагогики Макаренко - живите с детьми одной жизнью, одним коллективом. Работайте вместе, принимайте решения вместе, ставьте цели вместе. Сейчас слишком часто родители пытаются делегировать воспитание кому угодно: няням, тренеру, руководителю кружков - лишь бы ребенок был пристроен, отделен от естественной взрослой жизни. Не удивляйтесь в этом случае, что вы с ребенком - чужие друг другу люди, и «воспитывать» его у вас совершенно не получается. Общаться с ребенком, любить его, вникать в его проблемы, быть в полном смысле слова «одной семьей» - вот главный принцип успешного воспитания по Макаренко.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Филолог и магистр социальной философии. Автор блогов nenadoada.ru и antilubov.ru. Журналист, пиарщик, преподаватель русского, литературы и прочей гуманитарщины. Мама дочки, жена мужа, хозяйка собакена и кошки. Само собой, немного поэт, и меня даже немного печатали. Когда-нибудь напишу роман:)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

Рубцовский индустриальный институт

Кафедра социально – гуманитарных дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ

ТЕМА: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ А. С. МАКАРЕНКО

Выполнила студентка

гуманитарно – экономического

факультета, группы ЭиУ – 02зс

Прибылова А. А.

Проверила: Катилкова А.В.

Рубцовск 2010

Введение

Сейчас одной из важнейших задач педагогической науки является объективная оценка нашего прошлого педагогического опыта, одним из самых значительных явлений которого является педагогическая теория Антона Семеновича Макаренко. Идеи Макаренко долгое время не признавались официальной педагогикой. Понадобились долгие годы борьбы за их утверждение в науке. Сегодня мы должны констатировать, что концепции Макаренко были приняты на вооружение в одностороннем виде, со значительным смещением акцентов вплоть до их искажения. Теперь, благодаря проведенным в последние годы исследованиям, мы можем довольно определенно судить, как и почему это произошло.

Целью данной работы является подробное рассмотрение педагогической теории А. С. Макаренко.

Изучить важнейшие принципы педагогической теории и практики А. С. Макаренко;

Рассмотреть вопросы о воспитании в коллективе и через коллектив по Макаренко;

Рассмотреть вопросы о трудовом воспитании по Макаренко;

Рассмотреть значение игры в воспитании;

Рассмотреть вопросы о семейном воспитании по теории А. С. Макаренко.

Педагогическая теория А. С. Макаренко

А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Такой подход означает необходимость выявления закономерного соответствия между целями, средствами и результатами воспитания. Узловой пункт теории Макаренко – тезис параллельного действия, то есть органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии обеспечиваются «свобода и самочувствие воспитанника», который выступает творцом, а не объектом педагогического воздействия. Квинтэссенцией методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности. Макаренко, несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е годы командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Творчество Макаренко пришло в противоречие со сталинской педагогикой, насаждавшей идею воспитания человека-винтика в гигантской социальной машине. Макаренко же исповедовал идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества. Теоретическое наследие и опыт Макаренко приобрели всемирное признание . Он считал, что работа воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей».

А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания - самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Макаренко доказывал, что достижение этой цели вполне возможно. “... Воспитание нового человека - дело счастливое и посильное для педагогики”.

Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А. С. Макаренко. Социалистический гуманизм, проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А. С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности.

Сторонники “свободного воспитания” возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что “наказание воспитывает раба”. Макаренко справедливо возражал им, говоря, что “безнаказанность воспитывает хулигана”, и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы .

Учитывая особенности ситуации и личные качества ученика, считал Макаренко, педагог каждый раз находит свой воспитательный приём, который в большей мере, чем другие, может изменить поведение ученика. То есть он должен найти лучший вариант, дать свою поправку к общему методу, используя коллектив, обстановку, фактор времени и так далее. Именно вариативность каждого приёма делает возможным применить его и к тем ученикам, которые нарушают дисциплину постоянно, и к тем, кто делает это впервые, к мальчикам и девочкам, но в каждом конкретном случае с расчётом на конкретного ребёнка. Нельзя один и тот же приём применять трафаретно, без поиска творческих вариантов, поправок, наиболее эффективных для данного ученика.

Центральная проблема педагогической практики и теории А. С. Макаренко - организация и воспитание детского коллектива. Большая заслуга А. С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. Необходимо создать, считал Макаренко, совершенную систему крупных и небольших коллективных единиц, выработать систему их взаимоотношений и взаимозависимостей, систему воздействия на каждoгo воспитанника, а также установить коллективные и личные отношения между педагогами, воспитанниками и руководителем учреждения. Важнейшим “механизмом”, педагогическим средством является “параллельное воздействие” - одновременное воздействие воспитателя на коллектив, а через него и на каждого воспитанника.

Выясняя воспитательную сущность коллектива, А. С. Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу.

Важнейшим условием, обеспечивающим сплоченность и развитие коллектива, он считал наличие у его членов осознанной перспективы движения вперед. По достижении поставленной цели необходимо выдвигать другую, еще более радостную и многообещающую, но обязательно находящуюся в сфере общих перспективных целей, которые стоят перед советским обществом, строящим социализм .

А. С. Макаренко впервые сформулировал и научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников.

Искусство руководства коллективом заключается, по мнению Макаренко, в том, чтобы увлечь его определенной целью, требующей общих усилий, труда, напряжения. В этом случае достижение цели дает большое удовлетворение. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера.

Одной из черт демократического воспитательного процесса А. С. Макаренко считал самоуправление, без которого не мыслил развитие детского коллектива, детского управления. И оно существовало в коммуне не на бумаге. Никто не мог отменить решения общего собрания. Именно оно определяло жизнь, труд, быт, досуг, отдых всего коллектива, а иногда и судьбу одного человека. «Я принял решение - я отвечаю» - вот это переживание ответственности творило чудеса, хотя воспитывалось с огромным трудом.

Антон Семенович так организовал педагогический и трудовой процесс в коммуне, что «каждый ребенок включался и систему реальной ответственности»: и в роли командира, и в роли рядового. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные, не приспособленные к жизни люди.

О трудовом воспитании Макаренко говорил, что воспитатели должны научить детей творчески трудиться. Этого можно достичь, только воспитав у них представление о труде как об обязанности советского человека. Тот, кто не имеет привычки к труду, не знает, что такое трудовое усилие, кто боится “трудового пота”, тот не может видеть в труде источник творчества. Трудовое воспитание, считал Макаренко, являясь одним из важнейших элементов физической культуры, содействует вместе с тем психическому, духовному развитию человека. А. С. Макаренко стремился воспитать в своих учениках умение заниматься любым видом труда, независимо от того, нравится он или нет, приятен или неприятен. Из неинтересной обязанности, каким является труд для новичков, он постепенно становится источником творчества, предметом гордости и радости. В учреждениях, которыми руководил Макаренко, была выработана своя система трудового воспитания, был установлен обычай: самую трудную работу поручать лучшему отряду.

Говоря о постановке трудового воспитания в школе и семье, А. С. Макаренко считал, что следует в процессе выполнения детьми трудовых заданий упражнять их в приобретении организационных навыков, развивать у них умение ориентироваться в работе, планировать ее, воспитывать бережное отношение к затрачиваемому времени, продукту труда.

“Участие в коллективном труде,- говорил А. С. Макаренко,- позволяет человеку вырабатывать правильное нравственное отношение к другим людям - родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда”.

Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом, начиная с первичного коллектива и кончая Родиной. Он должен обладать чувством чести, гордиться своим коллективом, своей великой Родиной, быть дисциплинированным, так как без дисциплины не может быть крепкого коллектива .

По словам Макаренко, воспитание чувства долга, чести и дисциплины подчинено задачам социалистического строительства. Макаренко умел развивать у своих воспитанников эти чувства и сочетал это развитие с воспитанием дисциплины.

Дисциплина в понимании Макаренко - это не только дисциплина торможения, но и дисциплина стремлений, активности. Она не только сдерживает, но и окрыляет, вдохновляет к новым победам и достижениям.

Макаренко тесно связывает вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества, твердого характера. Рассматривая дисциплину как результат воспитания, Макаренко различает понятия «дисциплина» и «режим», указывая, что режим является важным средством воспитания.

Значение игры в воспитании А. С. Макаренко описывал так, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого “деятельность, работа, служба”. Будущий деятель, говорил он, воспитывается прежде всего в игре: “Вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу”. Отмечая огромное влияние игры на ребенка дошкольного возраста, Макаренко раскрыл в лекциях о воспитании детей ряд важнейших проблем, относящихся к этому вопросу. Он говорил о методике игры, о связи между игрой и работой, о формах руководства детской игрой со стороны взрослых, дал классификацию игрушек.

Он предлагал не торопиться “отвлекать ребенка от игры и переводить на рабочее усилие и на рабочую заботу”. Но вместе с тем, говорил он, нельзя проходить мимо того факта, что бывают люди, которые приносят “из детства в серьезную жизнь игровые установки”. Поэтому нужно так организовать игру, чтобы в процессе ее у ребенка воспитывались “качества будущего работника и гражданина”.

Освещая вопросы методики игры, А. С. Макаренко считал, что в игре дети должны проявлять активность, испытывать радость творчества, эстетические переживания, чувствовать ответственность, относиться серьезно к правилам игры. Родители и воспитатели должны интересоваться игрой детей. Не следует заставлять детей повторять только то, что делают с игрушкой взрослые, а также “забрасывать” их самыми различными игрушками: “Дети... в лучшем случае становятся коллекционерами игрушек, а в худшем случае, наиболее частом, без всякого интереса переходят от игрушки к игрушке, играют без увлечения, портят и ломают игрушки и требуют новых”. Макаренко отличал игры в дошкольном возрасте от, игр малышей. Он говорил также об особенностях игр в старшем школьном возрасте.

Говоря о руководстве детскими играми, А. С. Макаренко указывал, что сначала родителям важно комбинировать индивидуальную игру ребенка с коллективными играми. Затем, когда дети становятся старше и играют более широкой компанией, игра проводится организованно при участии квалифицированных педагогов. Далее она должна принимать более строгие формы коллективной игры, в которой должен быть момент коллективного интереса и соблюдаться коллективная дисциплина.

Классифицируя игрушки, А. С. Макаренко выделял следующие типы:

1. Игрушка готовая или механическая: куклы, лошадки, автомобили и т. д. Она хороша тем, что знакомит со сложными идеями и вещами, развивает воображение. Нужно, чтобы ребенок хранил эти игрушки не для того, чтобы ими хвастаться, а действительно для игры, для организации какого-то движения, изображения той или иной жизненной ситуации.

2. Игрушка полуготовая: картинки с вопросами, ящики, конструкторы, кубики и т. д. Они хороши тем, что ставят перед ребенком определенные задачи, для разрешения которых требуется работа мысли. Но вместе с тем они имеют и недостатки: они однообразны и потому могут надоесть детям.

3. Самый благодатный игровой элемент - это различные материалы. Они более всего приближают к деятельности взрослого человека. Такие игрушки реалистичны, и в то же время они дают простор большой творческой фантазии.

В игровой деятельности детей дошкольного возраста необходимо комбинировать эти три типа игрушек, считал Макаренко. Он так же подробно анализировал содержание игр младших и старших школьников и. дал ряд советов, как они должны быть организованы.

Вопросам о семейном воспитании А. С. Макаренко уделял огромное внимание. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Макаренко утверждал, что только в той семье дети получат правильное воспитание, которая сознает себя частью советского общества, в которой деятельность родителей рассматривается как необходимое обществу дело .

Указывая на то, что советская семья должна быть коллективом, Макаренко подчеркивал, что это “свободный советский коллектив”, который не может подчиняться произволу отца, как это имело место в старой семье. Родители имеют власть и авторитет, но они не бесконтрольны в своих действиях. Отец является ответственным старшим членом коллектива, он должен быть для детей примером как гражданин. Родители всегда должны помнить, что ребенок не только их радость и надежда, но и будущий гражданин, за которого они отвечают перед советским обществом.

В семье должно быть, по мнению Макаренко, несколько детей. Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, дает возможность организовать взаимопомощь между детьми разных возрастов, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим.

Родители, как уже говорилось, должны проявлять к детям требовательную любовь, не потворствовать их прихотям и капризам, иметь в глазах детей заслуженный авторитет А. С. Макаренко указывал на то, что родители часто подменяют настоящий авторитет ложным, и дал очень тонкий анализ различных видов ложного авторитета родителей. Первым он называет авторитет, подавления, когда в семье существует отцовский террор, превращающий мать в бессловесную рабыню запугивающий детей. Вызывая у детей постоянный страх, такие отцы превращают детей в забитые, безвольные существа, из которых вырастают либо никчемные люди, либо самодуры. Второй вид ложного авторитета - это авторитет расстояния. Он основан на стремлении родителей держать детей от себя подальше, не допускать их к своим интересам, делам, мыслям. Насколько неразумен авторитет расстояния, настолько же недопустимо в семье панибратство. Одним из самых опасных ложных авторитетов А. С. Макаренко считал авторитет любви. Он решительно осуждал родителей, которые балуют, изнеживают детей, безудержно осыпают их бесконечными ласками и бесчисленными поцелуями, не предъявляя к ним никаких требований и ни в чем не отказывая. Именно такому поведению родителей Макаренко противопоставлял свое учение о требовательной любви к человеку. Он говорил еще о таких видах ложного авторитета, как авторитет чванства, резонерства, подкупа. Последний он считал наиболее безнравственным нерезко осуждал родителей, добивающихся от детей хорошего поведения только с помощью наград. А. С. Макаренко указывал, что такое обращение родителей с детьми влечет за собой моральное развращение детей.

А. С. Макаренко справедливо подчеркивал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан советского общества, а также правильный режим жизни семьи - важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания. Он дал советы родителям, как воспитывать детей в труде, как правильно организовать в семье отношения детей разных возрастов, помогать детям в учебе, руководить их играми, укреплять их дружбу с товарищами .

Подробно осветил Макаренко такие вопросы, как значение сказки для детей раннего возраста, руководство детским чтением, посещение детьми театра, кино и т. п. Большое место в жизни детей он отводил эстетическому воспитанию.

А. С. Макаренко сыграл огромную роль в развитии советской педагогической науки. Исходя из учения основоположников марксизма-ленинизма и грандиозного опыта массового перевоспитания людей в условиях строительства социализма, он разработал многие конкретные вопросы теории советского воспитания. Он создал замечательные произведения социалистического реализма, в которых в художественно обобщенных образах показаны типичные черты нашей действительности, раскрывается путь воспитания нового советского человека.

Творческий опыт А. С. Макаренко, как и его педагогические произведения, является прекрасным убедительным доказательством превосходства советской педагогики перед буржуазными теориями воспитания.

Список литературы

1 Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1984.

2 Гавакова Т. И. А. С. Макаренко как психолог. Творческое использование идей A.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского в формировании педагогического мастерства. / Под ред. B. Е. Лобурца. – Полтава, 1983.

3 Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М., 1988.

4 Макаренко А. С. Воспитание гражданина. – М., 1989.

5 Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. – М., 1972.

6 Моргун В. Ф. Психическая и социальная зрелость личности. А. С. Макаренко и Полтавщина. / Под ред. И. Ф. Кривоноса. – Полтава, 1986.

7 Мудрик А. В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. – М., 1983.

8 Педагогика. / Под ред. П. А. Пидкасистого. – М.: Акалис, 2007.

9 Психология развивающейся личности. / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1987.

10 Фролов А. А. Организация воспитательного процесса в практике А. С. Макаренко. / Под ред. В. А. Сластенина и Н. Э. Фере. – Горький, ГГПИ им М. Горького, 1976.

Из таких теорий является теория педагогическая : теория воспитания, теория обучения, теория управления системой образования ― это теории деятельностей... и предмета вообще. Здесь, применяя терминологию А. С. Макаренко , надо наметить близкие перспективы (задачи...

Антон Макаренко – преподаватель, вошедший в четверку специалистов, определивших способ педагогического мышления в XX веке. Правда, заслуги мужчины признали уже после смерти талантливого учителя. Впрочем, для самого Макаренко это не играло большой роли.

Нашедший собственное призвание, Антон Семенович посвятил большую часть жизни перевоспитанию трудных подростков. Бывшие ученики, испытавшие на себе новаторские методы Макаренко, добились заметных успехов и написали немало книг, посвященных деятельности педагога.

Детство и юность

1 апреля 1888 года в семье работника железнодорожной станции, расположенной в городе Белополье Сумского уезда, родился первенец. Счастливые родители назвали ребенка Антоном. Вскоре после сына у супругов Макаренко появились еще один мальчик и девочка. Увы, младшая дочь умерла еще в младенчестве.


Старший Антон тоже рос болезненным. Хилый мальчик не участвовал в общих дворовых забавах, предпочитая проводить время с книгами, которых в доме Макаренко было достаточно. Несмотря на должность разнорабочего и маляра, отец будущего педагога любил читать и привил эту особенность детям.

Замкнутость и близорукость, заставляющая Антона носить очки, сделали мальчика непопулярным среди ровесников. Над мальчиком часто и жестоко издевались. В 1895 году родители отдали ребенка в двухклассную начальную школу, учеба в которой давалась Антону легко. Образ всезнайки не прибавил ребенку в глазах сверстников авторитета.


Молодой Антон Макаренко в армии

Когда мальчику исполнилось 13, семья перебралась в город Крюков, чтобы дети Макаренко могли продолжить образование. Антон поступил в Кременчугское 4-классное городское училище, которое закончил с отличием и похвальными грамотами.

В 1904 году Антон впервые задумывается о будущей профессии и поступает слушателем на педагогические курсы, после окончания которых получает право преподавать в начальной школе.

Педагогика

Первыми учениками Макаренко стали дети города Крюкова. Но почти сразу Антон осознает, что знаний для работы недостаточно. В 1914 году молодой человек поступает в Полтавский учительский институт. Параллельно с приобретением новых знаний Антон много времени посвящает писательской деятельности. Первый свой рассказ - «Глупый день» - Макаренко отправляет .


В ответ писатель присылает Антону письмо, где безжалостно критикует произведение. После провала Макаренко 13 лет не предпримет попыток написать книгу. Но отношения с Горьким педагог будет поддерживать на протяжении всей жизни.

Развивать собственную систему перевоспитания мужчина начал в трудовой колонии для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалевке, расположенном рядом с Полтавой. Макаренко внедрил методику, при которой трудные подростки делились на группы и самостоятельно обустраивали быт. Своеобразная коммуна привлекла внимание властей, но новость об избиении детей (Макаренко один раз ударил воспитанника) лишила педагога должности.


Найти новую работу преподавателю помог Горький. Писатель посодействовал переходу Макаренко в колонию, расположенную рядом с Харьковом, и посоветовал вновь попытаться создать литературное произведение.

В новом заведении Антон Семенович быстро установил уже проверенные порядки. Под руководством мужчины трудные подростки стали изготавливать фотоаппараты «ФЭД». Параллельно с новостями о новаторских методах Макаренко в свет выходят три произведения педагога: «Марш 30 года», «ФД - 1» и «Педагогическая поэма».


И снова представители власти, внимательно следящие за педагогом, прекратили преподавательские эксперименты. Макаренко перевели в Киев на должность помощника начальника отдела трудовых колоний.

Осознав, что вернуться к любимому делу уже не позволят, Макаренко посвящает себя написанию книг. Нашумевшая «Педагогическая поэма» обеспечила мужчине место в Союзе советских писателей. Спустя год на имя бывшего преподавателя приходит анонимка. Макаренко обвинили в критике . Антон Семенович, предупрежденный бывшими сослуживцами, успел перебраться в Москву.


В столице мужчина продолжает писать книги. В соавторстве с женой Макаренко заканчивает «Книгу для родителей», где подробно описывает собственный взгляд на воспитание детей. Антон Семенович утверждает, что ребенок нуждается в коллективе, который поможет адаптироваться в социуме. Не менее важна для человека возможность свободной реализации.

Следующим условием гармоничного развития стала трудовая деятельность – воспитанники Макаренко самостоятельно зарабатывали на собственные нужды. Позже произведение, как и многие остальные творения Антона Семеновича, экранизируют. Уже после смерти педагога на экраны выйдут фильмы «Поэтическая поэма», «Флаги на башнях» и «Большие и маленькие».

Личная жизнь

Первой любовью Макаренко стала Елизавета Федоровна Григорович. К моменту встречи с Антоном женщина уже была замужем за священником. К тому же возлюбленная была старше избранника на 8 лет. Знакомство молодых людей организовал муж Елизаветы.


В 20 лет Антон плохо ладил со сверстниками и даже помышлял о самоубийстве. Чтобы спасти душу юноши, священник вел с Макаренко долгие беседы и также привлек к разговорам Елизавету. Вскоре молодые люди поняли, что влюблены. Новость ошарашила всех. Старший Макаренко выгнал сына из дома, но Антон не бросил возлюбленную.

Как и Макаренко, Елизавета получила педагогическое образование и вместе с любимым работала в колонии имени Горького (колония в селе Ковалевке). Роман продолжался 20 лет и закончился по инициативе Антона. В письме брату педагог заявил, что в Елизавете проснулись «атавизмы старой поповской семьи».


Женился Макаренко в 1935 году. С будущей женой педагог познакомился на работе – Галина Стахиевна работала инспектором Наркомнадзора и приехала в колонию с проверкой. Женщина воспитывала сына Льва, которого Антон Семенович усыновил после регистрации брака.

Отдавая все свое время воспитанникам, Макаренко так и не стал отцом. Зато заменил родителя пасынку и племяннице Олимпиаде – дочери младшего брата. Виталий Макаренко, с юности служивший в белогвардейском полку, вынужден был бежать из России. На родине осталась беременная жена. После рождения племянница полностью перешла под опеку педагога.

Смерть

Умер Макаренко 1 апреля 1939 года при странных обстоятельствах. Мужчина, возвращавшийся из Дома отдыха писателей в Подмосковье, опаздывал на электричку. Антона Семенович ждали в издательстве с новыми готовыми статьями о принципах воспитания. Вбежав в вагон, Макаренко упал на пол и больше не очнулся.


Официальная причина смерти – сердечный приступ. Ходили слухи, что в Москве Макаренко должны были арестовать, поэтому педагог не выдержал напряжения. Вскрытие показало, что сердце талантливого воспитателя повреждено необычным образом. Орган принимает подобный вид, если в организм попал яд. Но подтверждение отравления найдено не было.

Макаренко похоронили на Новодевичьем кладбище. Советские газеты разместили на страницах некролог, где упомянули Антона Семеновича как заслуженного писателя. О педагогической деятельности мужчины не напечатали ни слова.

Библиография

  • 1932 – «Мажор»
  • 1932 – «Марш 30 года»
  • 1932 – «ФД-1»
  • 1935 – «Педагогическая поэма»
  • 1936 – «Методика организации воспитательного процесса»
  • 1937 – «Книга для родителей»
  • 1938 – «Честь»
  • 1938 – «Флаги на башнях»
  • 1939 – «Лекция о воспитании детей»

Цитаты

Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.
Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени.
Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.
Коллектив - не толпа. Опыт коллективной жизни есть не только опыт соседства с другими людьми, через коллектив каждый член его входит в общество.