Основные типы избирательной системы. Мажоритарная избирательная система Избранным считается кандидат набравший большинство голосов

Пропорциональная система.

Смешанные системы.

Теперь рассмотрим термин «избирательная система» в узком смысле. Это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. Таких способов существует несколько и, что важно, применение каждого из них к одним и тем же итогам голосования может дать различный результат.

17 ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

В науке конституционного права и избирательной практике различают следующие способы определения результатов выборов:

    мажоритарную систему;

    пропорциональную систему;

    смешанную систему.

Наиболее распространенным способом определения результатов выборов является мажоритарная система . Сущность ее заключается в том, что депутатские места в каждом избирательном округе достаются кандидату той партии, который собрал установленное законодательством большинство голосов, а все остальные партии, кандидаты которых оказались в меньшинстве, остаются непредставленными. Мажоритарная система может быть различных видов в зависимости от того, какого большинства требует закон для избрания депутатов - относительного, абсолютного или квалифицированного.

17 а

Мажоритарная система

Мажоритарная система является наиболее распространенным способом определения результатов выборов . Сущность ее заключается в том, что депутатские места в каждом избирательном округе достаются кандидату той партии, который собрал установленное законодательством большинство голосов.

В свою очередь мажоритарная система подразделяется на следующие виды:

17 б

Виды мажоритарной системы

    мажоритарная система относительного большинства;

    мажоритарная система абсолютного большинства;

    мажоритарная система квалифицированного большинства.

Мажоритарная система относительного большинства - это система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов, т. е. больше голосов, чем любой из его соперников (например, из 100 тыс. избирателей за первого кандидата проголосовало 40 тыс., за второго – 35, за третьего – 25).Избранным считается тот, кто набрал наибольшее количество голосов.

Мажоритарная система абсолютного большинства требует для избрания абсолютное большинство голосов, т. е. более половины (50% + 1). При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. И если он не достигнут, то выборы считаются несостоявшимися.

Вместе с тем эта система обладает двумя недостатками: во-первых, эта система выгодна лишь крупным партиям; во-вторых, она зачастую не результативна (если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов, то вопрос о том, какой депутат получит мандат, останется нерешенным и используется метод перебаллотировки, который означает, что из всех ранее баллотировавшихся кандидатов во второй тур голосования проходят двое из тех, которые набрали большинство голосов. Избранным будет считаться тот кандидат, который при перебаллотировке набрал абсолютное или простое большинство голосов.

В соответствии с избирательным законодательством Республики Беларусь:

    выборы депутатов Палаты представителей считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины (50% + 1 человек) избирателей округа, включенных в списки граждан, имеющих право на участие в выборах (ст. 82 ИК, часть 3). Избранным в первом туре выборов по избирательному округу считается кандидат, получивший более половины (50% + 1 голос) голосов избирателей.

    выборы Президента Республики Беларусь считаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более половины (50% + 1 человек) включенных в списки избирателей. Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины (50% + 1 голос) принявших участие в голосовании (ст. 82 Конституции Республики Беларусь).

    Заседание депутатов местных Советов базового территориального уровня считается правомочными, если в нем приняли участие более половины (50% + 1 депутат) от общего числа депутатов, избранных в местные советы депутатов базового территориального уровня области (ст. 101 ИК).

    Избранным членом Совета Республики Национального собрания республики Беларусь считается кандидат, получивший по результатам голосования более половины голосов (ст. 106 ИК).

Согласно мажоритарной системе квалифицированного большинства избранным считается кандидат, получивший квалифицированное (т. е. установленное законом) большинство голосов. Квалифицированное большинство всегда больше абсолютного большинства. На практике эта система встречается реже, так как менее результативная, чем система абсолютного большинства.

Пропорциональная система является наиболее демократичным способом определения результатов выборов. По данной системе мандаты в каждом избирательном округе распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой партией. Пропорциональная избирательная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий. Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах.

18 МЕТОД ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КВОТЫ

Пример: в округе 5 мандатов.

Количество избирателей – 120 тыс.

Участвуют в избирательном процессе представители 20 партий.

Минимум для получения депутатского мандата (100.000: 5 мандатов) 20 тысяч голосов.

Для пропорционального распределения мандатов используется метод избирательной квоты и метод делителей. Квота - это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Она может определяться как для округа в отдельности, так и для всей страны в целом. Наиболее простой способ определения квоты состоит в делении общего числа поданных по данному округу голосов на количество подлежащих распределению мандатов. Этот способ был предложен в 1855 г. английским ученым Т. Хэром. Распределение мандатов между партиями производится делением полученных ими голосов на квоту. По этой системе избираются парламенты Австрии, Великобритании, Швеции, Швейцарии.

Пропорциональная система может применяться наряду с мажоритарными системами. В таких случаях она называется смешанной. Например, половина народных депутатов Украины (225) избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина (тоже 225) - по пропорциональной. Такая же практика существует и в Российской Федерации. Половина депутатов бундестага ФРГ избирается по мажоритарной системе относительного большинства, другая половина – по пропорциональной системе.

Если сравнивать все вышеназванные системы, то можно сделать вывод, что в целом пропорциональная система дает относительно объективное соотношение раскладки политических сил в стране.

Для того, чтобы понять, как избирательная система влияет на результаты выборов, приведем такой пример. Возьмем 2 избирательных округа, в одном из которых, согласно установлению государственных органов, 10 тыс. избирателей, а в другом 12 тыс. Данное обстоятельство означает, что голос избирателя в первом округе имеет больший вес, чем во втором, поскольку неравное количество избирателей выбирает равное количество депутатов. Далее предположим, что в первом округе по мажоритарной системе относительного большинства избирается один депутат и выставлено три кандидата, один из которых получил 4 тыс. голосов, а два других - по 3 тыс. Таким образом, победивший депутат избирается вопреки воле большинства избирателей (6 тыс. человек голосует против него). Однако дело не только в этом. Ведь 6 тыс. голосов не оказывают никакого влияния на распределение мест в выборном органе. Если применить в другом округе мажоритарную систему абсолютного большинства, то кандидат может быть избран в первом туре, получив не просто больше голосов, чем другие кандидаты, но как минимум 50% голосов +1. Однако и в таком случае может пропасть почти 50% голосов. Более того, если никто из кандидатов не избран в первом туре, перебаллотировка во втором туре происходит на основании системы относительного большинства во всеми вытекающими отсюда обстоятельствами.

Таким образом, мажоритарная система относительного большинства - это система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов, т. е. больше голосов, чем любой из его соперников.

При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании. Мажоритарная система относительного большинства всегда результативна, так как кто-нибудь всегда набирает относительное большинство голосов. Однако такая система лишает представительства политические партии малой численности, а следовательно, нередко искажает действительное соотношение сил. Приведем такой пример. В трех избирательных округах, каждый по 10 тыс. избирателей, баллотируются по 3 кандидата от партий А, Б, В. В первом из округов победу одержал кандидат партии А. При этом голоса распределились так: А - 9 тыс.; Б - 100; В - 900. Однако во втором и третьем округах победил кандидат партии Б. В каждом из этих округов он получил 3,5 тыс. голосов. В результате применения мажоритарной системы относительного большинства партия А, собрав в трех округах 15,5 тыс. голосов, провела лишь одного кандидата, партия Б, собрав 7,1 тыс. голосов, получила два депутатских мандата, а партия В, получив 7,4 тыс. голосов, представительства в парламенте вообще не имеет.

При такой несправедливости эта система имеет своих сторонников, так как обычно обеспечивает партии - победителю значительное большинство в парламенте, что позволяет при парламентарных формах правления сформировать устойчивое правительство. Такая система имеет место в Великобритании, США, Индии и др.

Мажоритарная система абсолютного большинства требует для избрания абсолютное большинство голосов, т. е. более половины (50% + 1). К примеру, в избирательном округе на выборах в парламент баллотируются 4 кандидата (А, В, С, Д). 10.000 поданных за них голосов распределились так: А - 1.700 голосов, В - 5.900, С - 2.000, Д - 400 голосов. Следовательно, избранным будет кандидат В, набравший 5.900 голосов, т. е. абсолютное большинство.

При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Если он не достигнут, то выборы считаются несостоявшимися.

Эта система обладает двумя недостатками: во-первых, голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают; во-вторых, эта система выгодна лишь крупным партиям; в-третьих, она зачастую не результативна (если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов, то вопрос о том, какой депутат получит мандат, останется нерешенным). Для того, чтобы сделать систему более результативной, используется метод перебаллотировки. Это означает, что из всех ранее баллотировавшихся кандидатов во второй тур голосования проходят двое из тех, которые набрали большинство голосов. Избранным будет считаться тот кандидат, который при перебаллотировке набрал абсолютное большинство голосов. Однако, например, во Франции результаты выборов во втором туре определяются по мажоритарной системе относительного большинства.

Мажоритарная система квалифицированного большинства. Согласно этой системе избранным считается кандидат, получивший квалифицированное (т. е. установленное законом) большинство голосов. Квалифицированное большинство всегда больше абсолютного большинства. Эта система встречается реже, так как менее результативная, чем система абсолютного большинства.

Наиболее демократичным способом определения результатов выборов является пропорциональная система , при которой мандаты в каждом избирательном округе распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой партией. Пропорциональная избирательная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий. Однако этот факт может негативно отразиться на формировании правительства в парламентских республиках при условии, что ни одна партия не имеет абсолютного большинства в парламенте. Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем чем больше округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута.

Для пропорционального распределения мандатов часто используется метод избирательной квоты и метод делителей 1 . Квота - это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Квота может определяться как для округа в отдельности, так и для всей страны в целом. Определение квоты в ряде случаев состоит в сложных математических расчетах. Наиболее простой способ определения квоты состоит в делении общего числа поданных по данному округу голосов на количество подлежащих распределению мандатов. Этот способ был предложен в 1855 г. английским ученым Т. Хэром. Распределение мандатов между партиями производится делением полученных ими голосов на квоту. Парламенты Австрии, Великобритании, Швеции, Швейцарии избираются по этой системе.

Пропорциональная система представительства может применяться наряду с мажоритарными системами. Например, половина депутатов бундестага ФРГ избирается по мажоритарной системе относительного большинства, другая половина - по пропорциональной.

В целом можно отметить, что пропорциональная система дает относительно верное отражение в парламенте действительного соотношения политических сил.

Результаты выборов, определяющие победителей и побежден­ных, во многом зависят от типа избирательной системы. Сущест­вуют два ее основных типа: мажоритарная и пропорциональная.

При мажоритарной системе от каждого избирательного ок­руга избирается один депутат. Победителем на выборах счита­ется кандидат, набравший наибольшее число голосов. Если по одному и тому же округу баллотируются не два, а несколько кан­дидатов, победу может одержать тот, кто набрал менее 50% го­лосов. Показательно, что не раз консервативная партия Велико­британии одерживала победу, получив лишь около 40% голосов избирателей, поскольку остальной электорат делился между лейбористской партией и либерал-социал-демократическим аль­янсом. Почти во всех англоязычных странах в соответствии с господствовавшей там мажоритарной системой депутаты в за­конодательные собрания избирались от округов - по одному от каждого. Чтобы одержать победу, партия должна завоевать в ок­руге большинство голосов. Меньшинство оказывается непредставленным в законодательном собрании.

При мажоритарной системе большинство, полученное побе­дившей стороной, может быть двух видов - абсолютное и отно­сительное. В первом случае победителем считается кандидат, за­воевавший 50% + 1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей. В том случае, когда ни один из кандидатов не по­лучает требуемого числа голосов, назначается второй тур выбо­ров, в котором принимают участие два кандидата, завоевавшие наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре побе­дителем выходит уже кандидат, набравший относительное боль­шинство голосов, т.е., получавший больше голосов, чем все ос­тальные кандидаты каждый в отдельности.

Мажоритарная система утвердилась в Англии, США, Фран­ции, Японии.

Многие континентально-европейские страны практикуют пропорциональную систему, в соответствии с которой от каждо­го округа избирается несколько кандидатов, число которых рас­пределяется пропорционально количеству завоеванных партия­ми голосов. Здесь создаются достаточно крупные избирательные округа, чтобы включить, скажем, пять представителей и разде­лить их между партиями пропорционально завоеванным ими го­лосам. Если, например, одна партия получает около 40% всех голосов, она соответственно получает 40% из 5 мест, т.е. 2. Ес­ли три другие партии получают от 16 до 24% голосов каждая, им предоставляется по одному месту. Однако если бы такой большой дистрикт был бы расчленен на 5 маленьких дистриктов, имеющих по одному месту, все пять мест получила бы партия, завоевавшая 40% голосов всех избирателей, т.е. большинство (при условии, что если бы ее сила распределялась примерно равномер­но по первоначальному большому дистрикту). Другими словами, пропорциональная система представительства склонна предо­ставлять сравнительно мелким партиям место в законодательном собрании.

Перспектива завоевания своей доли участия во власти, хотя и малой, поощряет партии меньшинств и способствует сохране­нию многопартийной системы. В Америке, если кандидат не за­воевывает большинство, то он не получает ничего. Американская система выборщиков построена так, что кандидат получает или все, или ничего. В каждом штате кандидат, набравший 51% го­лосов избирателей, получает все 100% голосов выборщиков. Господство мажоритарной системы предполагает, что для полу­чения голосов выборщиков третьи партии должны завоевать не просто определенное количество голосов по всей стране, а геогра­фически концентрированную в каком-либо округе поддержку боль­шинства избирателей. А это означает, что если третья партия и одер­жит победу в том или ином округе, или даже штате, она все же останется местным явлением.

В ряде стран существует смешанная мажоритарно-пропорци­ональная система. Так, в ФРГ одна половина состава бундеста­га избирается на основ мажоритарной системы в один тур, а дру­гая - на основе пропорциональной системы. В Австралии палата представителей формируется по мажоритарной системе абсо­лютного большинства, а сенат - на системе пропорционально­го представительства. При этом отмечено, что мажоритарная си­стема в один тур способствует установлению двухпартийности, пропорциональная система, наоборот, многопартийности, а ма­жоритарная в два тура - объединению партий в коалиции.

С одной стороны, они предоставляют возможность людям с политическими амбициями и организационными способностями быть избранными в органы власти, а с другой — вовлекают широкую общественность в политическую жизнь и позволяют простым гражданам оказывать влияние на политические решения.

Избирательной системой в широком смысле называют систему общественных отношений, связанных с формированием выборных органов власти.

Избирательная система включает в себя два основных элемента:

  • теоретический (избирательное право);
  • практический (избирательный процесс).

Избирательное право — это право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти, т.е. избирать и быть избранным. Под избирательным правом также понимают правовые нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования органов власти. Основы современного российского избирательного права закреплены в Конституции РФ.

Избирательный процесс — это совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Он включает в себя, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой — работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.

В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:

  • назначение выборов;
  • организация избирательных округов, районов, участков;
  • формирование избирательных комиссий;
  • регистрация избирателей;
  • выдвижение и регистрация кандидатов;
  • подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;
  • предвыборная борьба; о проведение голосования;
  • подсчет голосов и определение результатов голосования.

Принципы демократических выборов

Для того чтобы обеспечить справедливость и эффективность избирательной системы, процедура проведения выборов должна быть демократической.

Демократические принципы организации и проведения выборов состоят в следующем:

  • всеобщность — все совершеннолетние граждане имеют право на участие в выборах вне зависимости от их пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного положения и т.д.;
  • равенство голосов граждан: каждый избиратель имеет один голос;
  • прямое и тайное голосование;
  • наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов;
  • гласность проведения выборов;
  • правдивое информирование избирателей;
  • отсутствие административного, экономического и политического давления;
  • равенство возможностей политических партий и кандидатов;
  • добровольность участия в выборах;
  • правовое реагирование на любые случаи нарушения избирательного законодательства;
  • периодичность и регулярность выборов.

Особенности избирательной системы Российской Федерации

В Российской Федерации сложившаяся избирательная система регламентирует порядок проведения выборов главы государства, депутатов Государственной Думы и региональных органов власти.

Кандидатом на пост Президента Российской Федерации может быть гражданин России не моложе 35 лет, проживающий на территории России не менее 10 лет. Кандидатом не может быть лицо, имеющее иностранное гражданство или видна жительство, неснятую и непогашенную судимость. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Президент избирается на шесть лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы президента проходят на мажоритарной основе. Президент считается избранным, если в первом туре голосования за одного из кандидатов проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании. Если этого не произошло, назначается второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравших в первом туре наибольшее число голосов, и побеждает тот, кто набрал больше голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем другой зарегистрированный кандидат.

Депутатом Государственной Думы может быль избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по партийным спискам на пропорциональной основе. Для того чтобы преодолеть избирательный порог и получить мандаты, партия должна набрать определенный процент голосов избирателей. Срок действия полномочий Государственной Думы составляет пять лет.

Граждане России также участвуют в выборах в государственные органы и на выборные должности в субъектах РФ. Согласно Конституции РФ. система органов региональной государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и действующим законодательством. Законом установлены специальные дни для голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления — второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.

Виды избирательных систем

Под избирательной системой в узком смысле понимается порядок определения результатов голосования, который зависит преимущественно от принципа подсчета голосов.

По этому признаку выделяют три основных типа избирательных систем:

  • мажоритарную;
  • пропорциональную;
  • смешанную.

Мажоритарная избирательная система

В условиях мажоритарной системы (от фр. majorite — большинство) побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины голосов) и относительным (если один кандидат получил больше голосов, чем другой). Недостатком мажоритарной системы является то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.

Мажоритарная система означает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов мандатов не получают. Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаше используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум — 50% голосов плюс один голос), и системы относительного большинства (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.), когда для победы необходимо опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1 / 4 мест). На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), который партии нужно преодолеть для того, чтобы провести своих кандидатов в парламент; в результате этого мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах партиями. Пропорциональная система возможна только в много мандатных избирательных округах, т.е. таких, где избирается несколько депутатов и за каждого из них избиратель голосует персонально.

Суть пропорциональной системы — в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп , активизировать участие граждан в выборах и в целом. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

Сравнительный анализ пропорциональной и избирательной систем

Мажоритарная избирательная система, при которой побеждает кандидат, набравший больше всех голосов, способствует формированию бипартизма или «блоковой» партийной системы, тогда как пропорциональная , при которой партии, располагающие поддержкой всего 2 — 3% избирателей, могут провести в парламент своих кандидатов, закрепляет дробление и фрагментацию политических сил, сохранение множества мелких партий, в том числе экстремистского толка.

Бипартизм предполагает наличие двух крупных, примерно равных по влиянию политических партий, которые поочередно сменяют друг друга у власти путем завоевания большинства мест в парламенте, избираемым прямым всеобщим голосованием.

Смешанная избирательная система

В настоящее время многие страны применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая — по пропорциональной системе. Подобная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.

Смешанная система предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая — по пропорциональной; при этом избиратель получает два бюллетеня и отдает один голос за партийный список, а второй — за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.

В последние десятилетия некоторые организации ( , партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов . Она имеет позитивную направленность, т. е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемою для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. За первое место дается пять баллов, за второе — четыре, за третье — три, за четвертое — два, за пятое — один балл. После голосования полученные баллы суммируются, по их количеству определяется победитель.

Избирательное право

Наиболее распространена на выборах система большинства, именуемая мажоритарной (от франц. - большинство). При этой системе избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, пропадают. Эта система - единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Когда же она применяется для выборов коллегиального органа власти, например, палаты парламента, обычно создаются одномандатные избирательные округа, то есть в каждом из них должен быть избран один депутат.

В странах, имеющих длительные демократические традиции, политическая жизнь давно монополизирована политическими партиями, представители которых в основном только и баллотируются на выборах и затем образуют в парламенте или ином представительном органе соответствующие партийные фракции, действующие организованно. В тех же странах, где партийная система еще находится в стадии становления, а возникающие политические партии большого авторитета в обществе не имеют, выборы по мажоритарной системе создают слабо организованную палату. Больше шансов для избрания имеют люди, умеющие хорошо говорить, зажигать массы привлекательными лозунгами, но далеко не всегда способные к тщательной, хотя и рутинной, законодательной работе, в которой демонстрация собственной личности совершенно не требуется. Мы у себя в стране наблюдали это на примерах съездов народных депутатов, которые подчас принимали решения, продиктованные эмоциями от истерических выступлений отдельных депутатов. Мажоритарная система имеет несколько разновидностей, обусловленных различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов.

Самая простая разновидность - это система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется, например, на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично в Германии и частично, как известно, у нас в России. Очень часто она применяется при местных выборах. Практически чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным кандидат, за которого подано 10 процентов голосов или даже меньше. К тому же в законодательстве ряда стран, где применяется данная система, не предусмотрены ни обязательность участия избирателей в голосовании, ни минимальная доля их участия, необходимая для признания выборов действительными. В Великобритании, например, если в избирательном округе выдвинут один кандидат, он считается избранным без голосования, ибо ему достаточно проголосовать самому за себя. А поскольку при данной системе значительная часть голосов, а именно голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадает, то порой оказывается, что партия, кандидатов которой по стране поддержало большинство избирателей, получает в палате парламента меньшинство мест.



Несколько более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов. В качестве базы для подсчета при этом может выступать либо общее число поданных голосов, либо число поданных голосов, признанных действительными. Во втором случае число голосов, требуемое для избрания, может оказаться меньшим, чем в первом. Хотя и менее вероятно, но все же вполне возможно, что и при этой системе партия, кандидаты которой по стране собрали большинство голосов, получит меньшинство парламентских мандатов. Это может произойти в случае, если избиратели, голосующие за такую партию, окажутся сосредоточенными в небольшом числе избирательных округов, а избиратели "партии меньшинства", напротив, добьются хотя бы даже ничтожного, но преимущества в большинстве избирательных округов. Ведь после того, как планка 50 процентов + 1 голос взята, получившему абсолютное большинство кандидату никакие дополнительные голоса уже не нужны. Хрестоматийный пример - выборы во французское Национальное собрание (нижнюю палату Парламента) в 1958 году, когда Французская коммунистическая партия, выйдя в стране на первое место по числу собранных голосов, получила всего 10 мандатов, тогда как Объединение в поддержку республики, собравшее голосов несколько меньше, приобрело тем не менее 188 мандатов, то есть почти в 19 раз больше.

При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по такой системе часто оказываются нерезультативными. Избежать этого возможно различными способами.

Первый способ - так называемое альтернативное голосование. Оно предполагает, что избиратель в одномандатном избирательном округе голосует не за одного кандидата, а за нескольких, указывая цифрами против их фамилий их предпочтительность для него. Против фамилии самого желательного кандидата он ставит цифру 1, против фамилии следующего по предпочтительности (т. е. кого бы он хотел видеть избранным, если первый не пройдет) - цифру 2 и так далее. При подсчете голосов бюллетени раскладываются по первым предпочтениям. Кандидат, получивший более половины первых предпочтений, считается избранным. Если же не избран ни один из кандидатов, из распределения исключается кандидат, у которого меньше всего первых предпочтений, а его бюллетени передаются другим кандидатам в соответствии с указанными в них вторыми предпочтениями. Если и после ни у одного из кандидатов нет абсолютного большинства бюллетеней, исключается кандидат с наименьшим числом первых и вторых предпочтений, и процесс продолжается до тех пор, пока у какого-либо из кандидатов не соберется абсолютное большинство бюллетеней. Преимущество этого способа в том, что можно обойтись однократным голосованием. Применяется он, например, при выборах нижней палаты Парламента в Австралии. Теоретики, правда, сомневаются, насколько обоснованно приравнивание второго и тем более третьего предпочтения к первому.

Другой способ, более распространенный, перебаллотировка кандидатов, собравших определенную долю голосов. Это второй тур выборов или повторное голосование. Чаще можно встретить перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре (в упомянутом нашем федеральном законе так и предусмотрено), хотя, например, при выборах во французское Национальное собрание во второй тур проходят все кандидаты, получившие в первом туре голоса не менее 12,5 процента зарегистрированных избирателей округа.

Для избрания во втором туре достаточно относительного большинства голосов, и поэтому такую систему называют системой двух туров. Если же во втором туре тоже требуется абсолютное большинство голосов, как, например, в Германии при выборах Федерального президента особой коллегией - Федеральным собранием, а относительного большинства достаточно лишь в третьем туре, то система именуется системой трех туров.

Мажоритарная Избирательная Система

Избирательная система, предусматривающая распределение мандатов среди кандидатов, получивших наибольшее число голосов избирателей в соответствующем избирательном округе. См. Избирательная система. может быть различных видов в зависимости от того, какого большинства требует закон для признания избранным кандидата, набравшего большинство голосов избирателей - относительного, абсолютного или квалифицированного. Мажоритарная система относительного большинства - избирательная система, при которой избранным считается кандидат, получивший простое большинство голосов избирателей, т.е. наибольшее число голосов среди всех кандидатов. При этой системе обычно не устанавливается обязательное минимальное число избирателей для признания выборов состоявшимися. В этом случае данная система всегда результативна, так как при любых обстоятельствах один из кандидатов (набравший относительное большинство голосов) признается победителем. Однако такая избирательная система не обеспечивает представительство в избираемых органах кандидатов, пользующихся поддержкой малочисленных групп избирателей. Мажоритарная система абсолютного большинства - избирательная система, при которой избранным признается кандидат получивший поддержку более половины избирателей. При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании, только при достижении которого выборы признаются состоявшимися. Эта система также не лишена недостатков. При ее использовании голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают и не влияют на результаты выборов. Она также не учитывает голоса малочисленных групп избирателей и не обеспечивает их представительства в избираемых органах. Если ни один из кандидатов не набирает абсолютного большинства голосов, выборы остаются нерезультативными - вопрос об избрании остается неразрешенным. В этих случаях, как правило, используется метод перебаллотировки - повторного голосования по двум кандидатурам, набравшим наибольшее количество голосов избирателей. Мажоритарная система квалифицированного большинства предполагает признание избранным кандидата, получившего квалифицированное большинство избирателей, установленное законом. Квалифицированное большинство всегда должно быть большим, чем абсолютное. Эта система обладает еще меньшей результативностью и встречается реже. используется при избрании выборных должностных лиц. В соответствии с Федеральным законом от 17 мая 1995 г. "О выборах Президента Российской Федерации" предусматривается избрание главы российского государства на основе мажоритарной системы абсолютного большинства. Согласно положениям ст. 55 данного закона избранным считается кандидат на должность Президента Российской Федерации, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации может закрепляться мажоритарная система абсолютного либо относительного большинства при избрании глав (глав исполнительной власти) соответствующих субъектов Российской Федерации. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусматривает избрание половины депутатского корпуса на основе мажоритарной избирательной системы по 225 одномандатным избирательным округам.

Двухпартийная система характеризуется доминированием двух мощных партий, одна из которых находится у власти, а другая - в оппозиции. Классическими примерами являются Республиканская и Демократическая партии США, Консервативная и Лейбористская партии Великобритании.

7. Избирательная система альтернативного голосования (мажоритарно-преференциональная)
Главной особенностью преференциальных избирательных систем является способ голосования избирателя. Избиратель ранжирует кандидатов в порядке своего предпочтения, ставя в избирательном бюллетене против их фамилий соответствующие числа (начиная с 1).
Преференциальные избирательные системы могут быть двух видов: в одномандатных и многомандатных округах. В первом случае избирательную систему можно назвать мажоритарно-преференциальной (иногда ее очень неудачно называют системой «альтернативного голосования »), во втором случае система получила название системы единственного передаваемого голоса. Принципиальное различие между ними в методике определения победителя (победителей): в первом случае передаются голоса, начиная с тех, которые отданы самым непопулярным кандидатам; во втором случае процесс передачи начинается с «избыточных» голосов, полученных избранными кандидатами.
Мажоритарно-преференциальная система может быть использована для выборов должностных лиц – она позволяет кандидатам получать абсолютное большинство голосов в один тур. Для выборов депутатов целесообразнее использовать систему системы единственного передаваемого голоса.
Главным достоинством преференциальных избирательных систем является то, что они позволяют в наибольшей степени учесть волю избирателей. Помимо этого, они обладают и рядом иных достоинств. В частности, она позволяет достичь пропорционального представительства, причем не только по партийному признаку, а по любому признаку, который важен для избирателей.
Главным недостатком преференциальных систем является сложность подсчета голосов и определения победителей. В частности, они требуют централизованного подсчета голосов, то есть все бюллетени необходимо свезти в окружную комиссию и там уже вести подсчет. Однако при автоматизированном подсчете голосов (который, впрочем, пока является отдаленной перспективой) эти недостатки в значительной степени могут быть нивелированы.
Тем не менее, и в нынешних условиях эти системы могут быть использованы в небольших избирательных округах, в первую очередь – на муниципальных выборах.
Использование преференциальных систем требует высокой культуры избирателей и членов избирательных комиссий, а также серьезной разъяснительной работы. Поэтому ее нельзя внедрять принудительно. Тем не менее, желательно было бы опробовать ее там, где для этого есть условия, например, на муниципальных выборах в наукоградах.

Австралия является самым признанным и хорошо известным примером применения действующей системы Альтернативного голосования (AV). Система была введена Национальным правительством Австралии в 1918 году, чтобы заменить существующую мажоритарную систему простого большинства голосов (FPTP), после того как стало ясно, что несколько кандидатов от консерваторов с равными избирательными возможностями, избранные одним электоратом, могли разделить свои голоса между собой по принципу системы FPTP, таким образом передав победу менее популярной, но более дисциплинированной Лейбористской партии. Введение этой системы было, в конце концов, связано с необходимостью противодействия возможности разделения голосов и для поощрения сотрудничества или коалиции между партиями. Эта возможность соединять равные интересы, а не делить их, была долгое время особенностью (не признаваемой) Австралийской избирательной политики, но только относительно недавно стал понятен весь потенциал распределения предпочтений в качестве инструмента, влияющего на принятие политических решений.


8. Избирательная система второго тура

Рассмотрим на примере избирательную систему Франции.

Базовые принципы французской избирательной системы:

На избирательных участках созданы условия для того, чтобы голосование было свободным и тайным. Избиратель обязательно проходит в кабинку, скрытую от посторонних, где кладёт бюллетень по своему выбору в конверт. Затем он опускает его в прозрачную урну и расписывается напротив своего имени в избирательном списке.

Президентские выборы

Пересмотр Конституции Пятой Республики 6 ноября 1962 г. установил всеобщее прямое голосование на этих выборах. Референдум 24 сентября 2000 г. заменил семилетний срок пребывания на посту президента на пятилетний, с возможностью переизбрания. Голосование проходит в два тура . Чтобы быть избранным в первом туре, необходимо набрать абсолютное большинство поданных голосов. Во второй тур проходят 2 кандидата, получивших наибольшее число голосов в первом, при том, что ни один из них не набрал абсолютного большинства.

Законодательные выборы

Законодательные выборы позволяют избрать депутатов Национальной Ассамблеи. Она включает 577 депутатов, избираемых на 5-летний срок, при условии, что легислатура не прервана роспуском Национальной Ассамблеи. После 1958 г. Национальная Ассамблея распускалась 5 раз: в 1962, 1968, 1981, 1988, 1997. В течение года после выборов Национальная Ассамблея не может быть распущена. Голосование проходит по избирательным округам, каждый округ соответствует 1 месту. Применяется мажоритарная избирательная система в 2 тура . Чтобы быть избранным, кандидат должен получить:

в первом туре - абсолютное большинство поданных голосов и количество, равное четверти избирателей, вписанных в избирательные списки;

во втором туре - относительное большинство, в случае равенства избирается более старший кандидат.

Чтобы иметь возможность участвовать во втором туре, кандидат должен набрать минимум 12,5 % от количества зарегистрированных избирателей. Пятая Республика запрещает совмещать парламентский мандат с постом министра, поэтому предусмотрен институт «заместителя» (suppléant ), который может занять место того депутата, который становится министром. Также запрещено совмещение мандата парламентария с мандатом депутата Европейского Парламента и сенатора.

Выборы в Сенат

Сенаторы избираются на 9 лет с возможностью переизбрания в рамках департаментов. Они избираются «избирательной коллегией» (collège électoral ), состоящим из депутатов Национальной Ассамблеи, региональных советников, избранных в департаменте, генеральных советников, делегатов муниципальных советов или заместителей делегатов. Избирательная коллегия состоит примерно из 150 000 человек, 95 % которых - делегаты от муниципальных советов. Это единственные выборы, где голосование обязательно для членов избирательной коллегии. Сенат состоит из 346 сенаторов (сейчас - 343, в 2011 г. будут добавлены ещё 3 места), треть из которых сменяется раз в 3 года. Запрещено совмещать мандаты сенатора и депутата Европарламента. Система избрания варьируется в зависимости от количества сенаторов, избираемых департаментом: если это 3 сенатора или меньше, то применяется мажоритарная система в 2 тура ; если это 4 сенатора или больше - то пропорциональная.

9. Система партийных списков. Типы партийных списков
Большинство западных демократий используют систему пропорционального представительства в форме голосования партийным списком. При этой системе партии, как правило, выдвигается перечень или список кандидатов, соответствующий числу мест, заполняемых по пропорциональному представительству, а избиратели голосуют за весь партийный список, а не за отдельных кандидатов. Партии получают места пропорционально своей доле голосов, а места отдаются кандидатам в порядке очередности по партийному списку сверху вниз по числу мест, на которые партия имеет право. Обычно, минимальные учитываемые «пороги» голосов, отданных в поддержку партии, устанавливаются на уровне от 3% до 5%, с тем, чтобы помешать распространению слишком большого числа мелких и расколовшихся партий; партия, которая не смогла преодолеть этот порог, не получает мест.

Закрытый список . Эта система используется в Израиле, Болгарии и в части голосования партийным списком на выборах в России и Германии.В системе голосования закрытым списком очередность кандидатов в партийном списке определяется партией. Избиратели могут голосовать только за партийный список в целом, а не за отдельных кандидатов. Места распределяются между кандидатами в точном соответствии с их очередностью в списке. Не удивительно, что такой подход часто критикуют за предоставление чрезмерной власти лидерам партии и за то, что он не дает достаточного выбора избирателям при определении того, какие кандидаты партии избираются.

Открытый список . В системе голосования открытым списком избиратели выбирают отдельных кандидатов из партийного списка.Эти голоса учитываются при подсчете общего числа голосов, отданных за партию, для определения пропорционального распределения мест партии, однако, они подсчитываются в первую очередь при определении порядка, в котором кандидаты партии получают каждое место, полагающееся партии. Это позволяет избирателям осуществлять определенный контроль за тем, какие кандидаты «продвигаются вверх по списку» для получения мест.

Простым вариантом этой системы является «список с порядковыми номерами с правом выбора одного кандидата», используемый в Бельгии и Дании. Каждая партия представляет список кандидатов под номерами. Избиратели могут отметить в бюллетене либо весь список, либо отдельного кандидата из списка. Голосование за отдельных кандидатов присоединяется к голосам, отданным за партию, для пропорционального распределения мест, а также продвигает кандидата вверх по списку. В системе, использующей «список с порядковыми номерами с правом выбора нескольких кандидатов», которая действует в Италии, избиратели могут голосовать за трех или четырех кандидатов из партийного списка для того, чтобы отдать предпочтение более, чем одному кандидату из списка.

Другой подход заключается в «голосовании списком без очередности за нескольких кандидатов по выбору». Партийный списки, выдвигаемые на выборах, составляются без определенной последовательности и в них не указаны внутрипартийные приоритеты, отдаваемые высокопоставленным кандидатам. Избиратели имеют право не только указать нескольких кандидатов в одном партийном списке, но и выбирать кандидатов более, чем из одного партийного списка. Как принято в Швейцарии и Люксембурге, избиратели отдают столько голосов, сколько мест выдвинуто на выборах, им также разрешено кумулятивное голосование (рассматриваемое ниже), при котором они могут отдавать до двух голосов за отдельного кандидата, чтобы выразить свое предпочтение и помочь кандидату продвинуться вверх по списку.

В Финляндии используется система голосования «списком без очередности с требованием голосования за одного кандидата». В партийных списках нет очередности, избиратели должны выбрать отдельного кандидата для того, чтобы отдать свой голос партии, и их выбор определяет как пропорциональное распределение мест в законодательных органах между партиями, так и порядок, в соответствии с которым кандидаты выбираются из партийных списков для заполнения этих мест.

10. Система единого передаваемого голоса (пропорционально-преференциональный)
Система передаваемых голосов - разновидность пропорциональной избирательной системы, когда избиратель имеет один голос, который он отдает кандидату, проставляя в бюллетене последовательность преференций, в которой он хотел бы видеть избранными кандидатов. Если по первой преференции голос избирателя не будет использован, то он должен быть использован по второй.

Пропорциональная избирательная система - одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.

Достоинствами пропорциональной избирательной системы считаются примерно равное представительство политических сил в представительном органе в зависимости от популярности у избирателей и возможность меньшинства иметь своих представителей в парламенте, недостатками - частичная утрата связи депутатов с избирателями и с конкретными регионами.

Этот метод пропорционального представительства использует систему «предпочтения» избирателей. Каждый избиратель голосует за двух или более кандидатов. В результате избирается больше кандидатов, чем имеется вакантных мест. Чтобы победить при такой системе успешный кандидат должен набрать минимальную квоту голосов. Эта квота определяется делением общего количества поданных голосов на количество вакантных мест плюс одно место. Например, если имеется девять вакантных мест, то все поданные голоса делятся на десять (9+1), и кандидаты, набравшие этот минимум голосов, занимают вакансии. На практике лишь в немногих случаях распределение вакансий происходит после первого подсчета голосов. При втором подсчете голосов, голоса поданные за кандидатов сверх минимальной квоты автоматически «передаются» другим избранным кандидатам, и те, таким образом, получают необходимую квоту голосов, чтобы занять вакансию. При другом способе подсчета голоса поданные за кандидатов, набравших голосов меньше всех, «передаются» кандидату, идущему первым по числу поданных голосов среди кандидатов не набравших квоту и, таким образом, он получают необходимую квоту. Этот процесс подсчета голосов продолжается пока все имеющиеся вакансии не будут заполнены. Несмотря на то, что такой процесс подсчета голосов и определения победителей выборов относительно сложен большинство избирателей находят по крайней мере одного из своих кандидатов фактически избранным. Эта система применяется в Австралии при выборах в сенат и в палату представителей Тасмании и Австралийского столичного округа и выборах в Законодательные советы штатов Новый Южный Уэльс, Южная Австралия, Западная Австралия и Виктория. Она также используется в Шотландии, Ирландии, Северной Ирландии, и на Мальте при выборах в местные органы власти, а также в отдельных округах в Новой Зеландии

КРИТЕРИЙ СРАВНЕНИЯ

... ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Деление страны на избирательные округа

Страна делится на избирательные округа

Как определяется победивший

Победившим считается кандидат, набравший большинство голосов

2. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ПРИЗНАКИ

...

От каждого избирательного округа избирается один депутат, который набрал большинство голосов

Пропорциональная

Места в представительном органе распределяются в соответствии с количеством голосов, поданных за партийный список

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) выборы депутатов

2) избирательное право

3) списки политических партий

4) тайное голосование

5) избирательная кампания

4. Ниже приведён перечень положений. Все они, за исключением двух, характеризуют мажоритарную избирательную систему.

1) формирование единого национального избирательного округа

2) побеждает кандидат, получивший большинство голосов

3) возможен второй тур голосования для определения победителя

4) формируются одномандатные округа

6) возможно самовыдвижение кандидатов

Найдите два положения, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

5. Найдите в приведенном ниже списке позиции, характеризующие отличительные черты мажоритарной избирательной системы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) государство делится на избирательные округа

3) государство представляет собой единый избирательный округ

6) победившим считается кандидат, набравший большинство голосов

6. В стране Z правительство формируется блоком партий, победивших на парламентских выборах. Выберите в приведённом ниже списке черты, свидетельствующие, что в стране Z парламентские выборы проходят по пропорциональной системе, и запишите цифры, под которыми эти черты указаны.

1) Голосование проводится по спискам политических партий.

2) Существует возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов.

3) Победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах.

6) Количество мест, полученных партией в парламенте, зависит от процента голосов, поданных за партию на выборах.

7. Любой гражданин государства Z, достигший совершеннолетнего возраста, имеет право участвовать в выборах президента страны и быть избранным в органы государственной власти. Выборы проводятся на альтернативной основе.

Найдите в приведённом ниже списке принципы избирательного права страны Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) принцип равенства

2) многоступенчатость выборов

3) принцип всеобщности

6) обязательность имущественного ценза

8. В демократическом государстве Z в ходе реформы избирательной системы был осуществлён переход от мажоритарной избирательной системы к пропорциональной избирательной системе выборов в парламент. Какие изменения произошли в избирательной системе государства Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) предоставление права голоса гражданам старше 18 лет, независимо от национальности, пола, профессиональной принадлежности, уровня образования, дохода и пр.

3) создание единого национального избирательного округа

5) возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов

6) преодоление партией пятипроцентного избирательного порога (барьера)

9. Выберите верные суждения об отличительных чертах пропорциональной избирательной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Добровольность участия в выборах.

3) Победившим считается депутат, набравший большинство голосов.

4) Распределение мандатов между партиями в соответствии с числом поданных голосов.

5) Установление заградительного порога.

10. Выберите верные суждения о пропорциональной избирательной системе и запишите цифры, под которыми они указаны.

2) Граждане наделяются правом самовыдвижения в кандидаты.

3) Правом выдвижения кандидатов наделяются политические партии.

4) Для избрания кандидату необходимо получить большинство голосов участвовавших в голосовании избирателей.

5) Партия получает число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за её кандидатов на выборах.

11. Выберите верные суждения о мажоритарной избирательной системе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Территория, на которой проводятся выборы, делится на избирательные округа.

2) Каждая из участвующих в выборах партий располагает своих кандидатов в партийном списке в порядке предпочтения.

4) Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей.

5) Существует проходной порог (процентный барьер), и не преодолевшие его партии не получают места в парламенте.

12. Установите соответствие между типами избирательных систем и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

А) По выборам депутатов в парламент формируется единый национальный избирательный округ.

В) Кандидаты выдвигаются в одномандатных округах.

Г) Победитель в каждом округе определяется по большинству набранных голосов.

Д) Как правило, вводится избирательный барьер для прохождения партий в парламент.

1) мажоритарная

2) пропорциональная

A

13. Установите соответствие между типами избирательных систем и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТИП ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ

А) существование общенационального избирательного округа

Б) применение системы абсолютного большинства

В) ввыдвижение кандидатов только от политических партий

Г) возможность проведения второго тура голосования

1) пропорциональная

2) мажоритарная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

14. Гражданка России Д. решила выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата на пост Президента РФ. Однако, ознакомившись с ее документами, избирательная комиссия отказала ей в регистрации. Найдите в приведенном списке возможные причины отказа.

1) гражданке Д. недавно исполнилось 30 лет

2) гражданка Д. не является гражданкой РФ по рождению

3) гражданка Д. является атеисткой

4) гражданка Д. на территории РФ постоянно проживает 3 года

5) гражданка Д. не имеет высшего образования

15. В государстве Z проводятся регулярные выборы законодательного собрания. В них участвуют представители различных политических сил. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в стране действует пропорциональная избирательная система? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) мандаты распределяются между партиями в соответствии с количеством поданных голосов

2) оппозиционные партии наряду с проправительственными выдвигают своих кандидатов

4) в предвыборный период создаются межпартийные коалиции

6) устанавливается наименьшее число голосов для избрания

16. В выборах в законодательный орган власти приняли участие 60% граждан, имеющих право голоса. Выборы проходили по пропорциональной системе. Найдите в приведенном списке черты этой избирательной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.

2) мандат получает тот, кто набирает абсолютное большинство голосов

3) сохраняется непосредственная связь депутата с избирателями

4) мандаты распределяются между участниками в соответствии с количеством отданных за них голосов

5) существует 5%-й барьер для прохождения в законодательный орган власти

18. С1 Используя авторский текст, приведите точку зрения, объясняющую невысокую активность избирателей. Приведите два аргумента объясняющие, почему лучше образованные граждане не используют свое право голосовать так же, как и менее образованные?

С2 Приведите аргумент автора, доказывающий, почему невысокая активность избирателей является признаком «политики счастья»? Каково отношение к этой точке зрения автора текста?

С3 Приведите авторскую точку зрения на проблему безразличия людей к выборам. В чём автор текста видит главную причину неучастия в них? Используя обществоведческие знания, приведите одну причину спада избирательной активности населения.

С4 Выскажите и аргументируйте свою позицию по поводу актуальности проблемы безразличия людей к выборам применительно к поведению российских избирателей? Опираясь на обществоведческие знания, назовите одно последствие пассивности части граждан и предложите один способ повышения активности населения на выборах.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Утверждают, что поскольку избегающие голосования в большинстве принадлежат к менее образованным и социально активным слоям населения, то даже лучше, что они не используют своё право голоса. Так как они легче поддаются предубеждениям и демагогии, их активизация представляла бы потенциальную угрозу нашей демократической системе.

За подобными аргументами проглядывает сомнительная посылка, что, мол, лучше образованные и высокооплачиваемые граждане, принимающие участие в голосовании, мыслят более рационально и менее подвержены узкому эгоизму и расовым и классовым предубеждениям. Это мнение, которое уже само по себе - ласкающий душу предрассудок, представители высшего и среднего классов составили о себе сами и себе в утешение.

Некоторые авторы доказывают, что невысокая активность избирателей - это признак «политики счастья»: люди безразличны к голосованию именно потому, что их вполне устраивает сложившееся положение дел. Безусловно, найдутся люди, совершенно равнодушные к политическим проблемам, - даже если эти проблемы непосредственно касаются их жизни. Однако в целом многие миллионы американцев, не принимающие участия в голосовании, принадлежат отнюдь не к наиболее ублаготворенным, а к менее состоятельным и более озлобленным слоям населения, где обнаруживается необычная концентрация социально обездоленных людей. «Политика счастья», как правило, не что иное, как ширма для политики разочарования. То, что принимается за апатию, на деле вполне, может быть, есть способ, которым человеческая психика защищается от бессилия и отчаяния. Неучастие в выборах является не результатом полного довольства или недостатка гражданских добродетелей, но приятной негативной реакцией на политические реалии, с которыми люди сталкиваются в своей жизни.

М. Паренти

19. С5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «избирательная система»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структурных компонентах избирательной системы, и одно предложение о типах избирательных систем.

1. В правом столбце таблицы указаны характеристики мажоритарной избирательной системы.

2. Есть следующие типы избирательной системы:

пропорциональная

мажоритарная (именно о ней идет речь)

смешанная (совмещающая оба типа)

3. Обобщающий термин: избирательное право

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - 1) (в объективном смысле) система правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных органов, т. е. избирательную систему; является одним из институтов конституционного права; 2) (в субъективном смысле) право гражданина избирать и избираться (различаются соответственно активное избирательное право и пассивное избирательное право); одно из основных конституционных прав граждан, относится к группе политических прав.

Ответ: 2

4. Признаки мажоритарной избирательной системы: формирование территориальных одномандатных округов;

победителем признается кандидат набравший наибольшее количество голосов;

возможен второй тур голосования;

возможно самовыдвижение кандидатов.

Формирование единого национального избирательного округа и голосование по спискам политических партий - это признаки пропорциональной избирательной системы.

5. Мажоритарная избирательная система - система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов.

Государство делится на избирательные округа;

избиратели голосуют за личность кандидата

победитель - набравший большинство голосов.

Но: выборы президента РФ проходят по мажоритарной системе, государство в этом случае представляет собой единый государственный округ. Однако в целом это мажоритарную систему не характеризует.

Позиции 3, 4 - относятся к пропорциональной системе.

6. Типы избирательных систем:

1. Мажоритарная.

абсолютного большинства - избранным считается кандидат, набравший 50 % + 1 голос. Применяется при выборах президента РФ.

относительного большинства - победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. США.

2. Пропорциональная.

Каждая партия получает в парламенте число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах. Выборы в Г. Д. 7 % барьер.

Согласно условиям задания к пропорциональной системе относятся 1, 5, 6.

Ответ: 156.

7. Единственно возможным правильным ответом является 1, 3, 5.

Ответ: 135.

8. Пропорциональная избирательная система - одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.

Единственно возможным правильным ответом является 3, 4, 6.

Ответ: 346.

9. 1) Добровольность участия в выборах - нет, неверно, это при любой системе.

2) Организация голосования по партийным спискам - да, верно.

3) Победившим считается депутат, набравший большинство голосов - нет, неверно, это мажоритарная.

4) Распределение мандатов между партиями в соответствии с числом поданных голосов - да, верно.

5) Установление заградительного порога - да, верно.

Ответ: 2, 4, 5.

10. 1) Избиратели голосуют по партийным спискам - да, верно.

2) Граждане наделяются правом самовыдвижения в кандидаты - нет, неверно, это мажоритарная.

3) Правом выдвижения кандидатов наделяются политические партии - нет, неверно, это мажоритарная.

4) Для избрания кандидату необходимо получить большинство голосов участвовавших в голосовании избирателей - нет, неверно, это мажоритарная.

5) Партия получает число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за её кандидатов на выборах - да, верно.

Ответ: 1, 5.

11. 1) Территория, на которой проводятся выборы, делится на избирательные округа - да, верно.

2) Каждая из участвующих в выборах партий располагает своих кандидатов в партийном списке в порядке предпочтения - нет, неверно, это пропорциональная.

3) Избиратели голосуют за конкретных кандидатов - да, верно.

4) Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей - да, верно.

5) Существует проходной порог (процентный барьер), и не преодолевшие его партии не получают места в парламенте - нет, неверно, это пропорциональная.

Ответ: 1, 3, 4.

12. Мажоритарная система - это система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов.

пропорциональная система - это система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за ее кандидатов на выборах.

13. А) существование общенационального избирательного округа - пропорциональная;

Б) применение системы абсолютного большинства - мажоритарная;

В) выдвижение кандидатов только от политических партий - пропорциональная;

Г) возможность проведения второго тура голосования - мажоритарная;

14. 1 - на пост Президента РФ можно балатироваться только с 35 лет.

4 - человек, баллотирующийся на пост Президента РФ должен проживать в РФ не менее 10 лет.

15. Пропорциональная система - порядок определения результатов выборов, при котором мандаты между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, распределяются в соответствии с полученным ими количеством голосов. При П. и. с. создается единый общенациональный избирательный округ, в котором каждая партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель подает голос за список соответствующей партии. Кроме того, устанавливается минимум голосов, необходимых для получения одного депутатского мандата. Распределение мандатов внутри списка партии осуществляется, как правило, в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке.

Ответ: 1, 3, 6.

2) мандат получает тот, кто набирает абсолютное большинство голосов - нет, неверно, это мажоритарная.

3) сохраняется непосредственная связь депутата с избирателями - нет, неверно, это мажоритарная.

4) мандаты распределяются между участниками в соответствии с количеством отданных за них голосов - да, верно.

5) существует 5%-й барьер для прохождения в законодательный орган власти - да, верно.

Ответ: 1, 4, 5.

17. В стране Ъ проходят очередные парламентские выборы. Какие признаки позволяют говорить о том, что в стране Ъ мажоритарная избирательная система? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Правом выдвижения кандидатов наделяются как граждане в порядке самовыдвижения, так и политические партии, религиозное объединение.

2) Для избрания кандидата необходимо, чтобы он набрал более половины голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

3) Существует общенациональный избирательный округ.

4) Каждый избиратель обладает одним голосом на выборах.

5) Избиратели обладают правом отзыва депутатов парламента.

18. С1 1) точка зрения, объясняющая невысокую активность избирателей: не используют своё право голоса менее образованные и социально активные слои населения;

2) два аргумента:

образованные и высокооплачиваемые граждане, принимающие участие в голосовании, мыслят более рационально и менее подвержены узкому эгоизму и расовым и классовым предубеждениям,

менее образованные легче поддаются предубеждениям и демагогии, их активизация представляет угрозу демократической системе.

С2 1) аргумент автора: люди безразличны к голосованию именно потому, что их вполне устраивает сложившееся положение дел;

2) отношение автора текста: многие миллионы американцев, не принимающие участия в голосовании, принадлежат отнюдь не к наиболее ублаготворенным, а к менее состоятельным и более озлобленным слоям населения, где обнаруживается необычная концентрация социально обездоленных людей. «Политика счастья», как правило, не что иное, как ширма для политики разочарования.

2) причина: неучастие в выборах является не результатом полного довольства или недостатка гражданских добродетелей, но приятной негативной реакцией на политические реалии, с которыми люди сталкиваются в своей жизни;

3) собственный пример:

переход от мажоритарной системы к смешанной,

административное воздействие власти на избирателей,

усталость избирателя от выборов,

недовольство властью,

протест против «грязных» (или даже любых) избирательных технологий,

недостаточная информированность граждан о выборах и кандидатах,

неудачно выбранный день голосования (например, совпадение с религиозным праздником),

погодные условия,

снятие с выборов популярных кандидатов или партий

С4 Пример для положительной позиции.

1) позиция: да, авторское суждение актуально и для российских избирателей;

2) аргументация положительной позиции: в первой половине 2000-х годов была заметна тенденция к снижению явки, во второй половине 2000-х годов показатели явки в основном повышались, но в настоящее время вновь проявляется тенденция к её снижению в зависимости от разных видов выборов, от уровня урбанизации регионов (в сельских районах явка выше чем в городах).

аргументация отрицательной позиции выпускника: для российских избирателей проблема безразличия людей к выборам (абсентеизм) не актуальна. Поколения людей среднего и старшего возраста, воспитывавшихся в советское время, считают своим гражданским долгом явиться на избирательный участок для голосования;

3) последствие:

уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах (абсентеизм);

рост оппозиционных настроений в обществе;

нарастание социальной напряжённости.

4) способы повышения активности избирателей:

расширение (или улучшение) информирования избирателей;

повышение значимости избираемого органа, кандидата в глазах избирателей.

19. 1) смысл понятия, например: порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определения результатов голосования; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о структурных компонентах избирательной системы, например: избирательная система включает два взаимосвязанных компонента: избирательное право и избирательный процесс. (Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о структурных компонентах избирательной системы).

3) одно предложение о типах избирательных систем, составленное с опорой на знания курса, например: представительная демократия выработала два основных типа формирования органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарный и пропорциональный. (Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о типах избирательных систем).