Орловский епископ Нектарий и его внедорожник: конфликт в цитатах. Кто написал письмо от лица епископа Ливенского Нектария

Очередной региональный скандал, в который угодила , рискует стать национальным: к обсуждению подаренного епископу Ливенскому Нектарию Toyota Land Cruiser V8 подключились федеральные СМИ, местный губернатор и - заочно - высшее церковное руководство. поговорила с представителями церкви и местными журналистами, чтобы понять, что происходит.

Об удачном обретении епископа Ливенского Орловской митрополии Нектария (Селезнева) «Орловские новости» сообщили 23 мая: внедорожник Toyota Land Cruiser V8 мощностью 288 лошадиных сил стоит около 6 миллионов рублей (на эти деньги в Орле можно купить три квартиры - прим. «Ленты.ру» ).

Тему мгновенно подхватили федеральные СМИ и пользователи соцсетей. Широта души дарителя стала всеобщим достоянием.

Примечательно, что в церкви факт подарка не отрицали и не видели в нем ничего предосудительного.

«Сам носил дорогие одежды, которые дарили ему, скажем так, те люди, которые его почитали», - рассказали в информационно-аналитическом отделе митрополии. Там заявили, что церковь в лице епископа получила внедорожник в дар от некоего агрохолдинга, и он как «хозяйствующий субъект» имеет право распоряжаться им по своему усмотрению.

На YouTube-канале Breaking Mash опубликован разговор якобы самого Нектария с пранкерами, в котором он признается, что «средства на приобретение» этой машины ему подарил Павел Царев - генеральный директор агрохолдинга «Агрогард», производящего молоко, мясо крупного рогатого скота и продукцию растениеводства на 150 тысячах гектарах сельхозугодий.

Ни в холдинге, ни в епархии эту информацию не опровергли, но и комментировать ее «Ленте.ру» отказались.

Епископ Нектарий, по некоторым данным, контролирует заметную часть финансовых потоков в Орловской митрополии. Уже около 30 лет он находится подле митрополита Антония: был его иподьяконом, келейником и секретарем, еще когда тот возглавлял Красноярскую митрополию, переехал в Орел вместе с ним в 2011-м, а уже в 2014 году получил свою епархию.

Письмо счастья

Не прошло и недели после публикации резонансной заметки, как в редакцию «Орловских новостей» электронное письмо за подписью епископа Нектария, в котором содержались угрозы засудить издание по статье об оскорблении чувств верующих.

Главный редактор «Орловских новостей» Денис Волин поделился с «Лентой.ру» копией сообщения, пришедшего с почтового ящика [email protected], со сканом письма от иерарха, датированного 29 мая. А уже на следующий день, 30 мая, когда текст письма стал достоянием широкой общественности, редакцию посетил адвокат Нектария, который убеждал коллектив, что епископ ничего такого не писал и, по словам епархиального секретаря отца Александра, не намерен устраивать никаких разбирательств.

Впрочем, слова адвоката не убедили руководство издания. «Говорить о том, что это фейк, никак нельзя. Письмо подготовлено на официальном епархиальном бланке, с официальной печатью, с личной подписью Нектария, - говорит Волин. - Никаких доказательств подложности этого документа, кроме слов отца Александра, у нас пока нет».

Далее события развивались по необычной для конфликтов церкви и общества траектории. Уже через несколько часов в подотчетной Нектарию епархии заявили, что его письмо «Орловским новостям» - подлог и провокация. По словам отца Александра, ни епархия, ни епископ Нектарий не имеют претензий к изданию. А про злополучный джип пояснили , что он используется не как роскошь, а как средство передвижения: добираться до паствы в удаленных уголках Орловской области по непроходимым провинциальным дорогам пастырю затруднительно.

Глава епархиального информационно-аналитического отдела Ливенской епархии диакон Юрий Шкуратюк в беседе с «Лентой.ру» не стал высказывать предположений о том, кто мог отправить это «подложное письмо»: «Искать крайних здесь не следует, концов здесь не найти. Это обычные информационные нападки на церковь. Нашли злободневную тему, раздули ее из ничего». По его словам, епархия не состоит ни с кем ни в каких конфликтах, и прямого выгодополучателя у такого подлога быть не может.

«Это абсолютная ложь, фотошоп и монтаж. Данная подпись у нас присутствует на совершенно другом документе», - заявил «Ленте.ру» секретарь Нектария отец Александр. Он тоже не имеет «ни малейшего понятия», кто мог бы совершить подобное.

Не исключено, однако, что письмо Нектария стало фейком именно в тот момент, когда история приобрела общественный резонанс. Источники «Орловских новостей» в Орловской митрополии сообщили, что Нектарию настоятельно рекомендовали отказаться от этого письма.

Бывший главный редактор «Журнала Московской Патриархии» назвал версию с подложным письмом странной. «За много лет работы в церкви и отслеживания в информационном поле того, что с ней происходит, я ни разу не встречал ничего подобного, - говорит он. - Не было такого, чтобы официальное письмо за подписью епископа ушло в какие-то светские структуры, а потом кто-то вдруг заявлял, что такого письма не существует, что это подлог и фотошоп. Поверить в это практически невозможно».

Импульсивные высказывания и решения представителей церкви, в том числе и высших иерархов, в последнее время не редкость, говорит Чапнин. «Думаю, это было такое же импульсивное решение, о котором пожалел сам епископ Нектарий. Или его помощники одумались и воззвали: "Владыка, что ты наделал?" Это удар не только по личной репутации епископа, но и по всей церкви», - считает церковный деятель. Особенно неестественным он видит употребление епархией слова «фейк» из интернет-новояза и заявление об отсутствии претензий к газете.

Чапнин не исключает, что это решение было принято в высших церковных кругах с учетом огромного, национального масштаба резонанса. По его мнению, мог иметь место приказ быстро замять историю, несмотря на возможные репутационные потери. «Самое главное сейчас - остановить волну. Любая публикация в СМИ, независимо от ее характера, будет работать против Нектария и против церкви», - объяснил собеседник «Ленты.ру».

Однако в синодальном отделе по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата поспешили , что конфликт священника Орловской митрополии Нектария и издания «Орловские новости» не касается РПЦ в целом.

«Это дело епархиального уровня», - заявил зампред отдела Вахтанг Кипшидзе. По его словам, высшее управление РПЦ не будет разбираться в ситуации.

Дела орловские

Отдельным и одним из самых ярких эпизодов скандала стало орловского губернатора , под покровительством которого был открыт первый в истории памятник . Он заявил, что «Бог не фраер», а журналисты не имеют права критиковать Нектария. Все решит Божий суд.

Фото: Сергей Мокроусов / РИА Новости

«Губернатор наш - совершенно феноменальный человек и любитель сомнительной лексики (в декабре 2016-го он назвал всех журналистов «чепушилами» - прим. Ленты.ру ). Мне кажется, на этой истории он просто хочет получить дополнительный сомнительный пиар и ничего больше», - комментирует Волин. При этом он подтвердил, что между Потомским и Антонием (а значит, и его протеже Нектарием) существуют определенные разногласия, связанные с тесной связью губернатора с духовником патриарха Кирилла, схиархимандритом Илией (Ноздревым), представителем церковного «центра», имеющего в Орле свои интересы. В частности, старец Илия является соучредителем строительства огромного «губернаторского храма» в Вятском Посаде.

«Думаю, выступление Потомского в поддержку Нектария - знак корпоративной солидарности власти [светской] и власти церковной, - считает Чапнин. - Но так, как выступил губернатор, лучше не выступать. Нравственную оценку происходящему в церкви могут давать все, кто считает это нужным, но в первую очередь такую оценку должна давать сама церковь». По его мнению, для епископа небогатой епархии автомобиль за шесть миллионов рублей - чрезмерная роскошь и вызов здравому смыслу, и весь скандал с письмом - попытка увести внимание от этой проблемы.

«Как гражданин Российской Федерации Нектарий не поражен в правах и может делать все что угодно. Но как епископ Русской православной церкви он не имеет морального права на такую роскошь», - резюмировал Чапнин.

Вот уже несколько дней с лент информационных агентств не сходит новость о том, что 42-летний епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий, в миру Николай Селезнев , стал владельцем люксового внедорожника марки Land Cruiser v8. Новый поворот история получила, когда некоторые орловские СМИ опубликовали письмо с угрозами обращения в суд о защите чести и достоинства, которое якобы прислал в редакции сам епископ. Однако эти сведения в Орловской митрополии опровергли.

Никаких писем епископ Нектарий в редакции СМИ не отправлял. Это ложная информация, которая была создана, чтобы нас скомпрометировать и продолжить раскрутку истории с автомобилем, - завил «КП » официальный представитель орловской митрополии Евгений Борисов .

А что по поводу внедорожника? Вы подтверждаете его наличие? – поинтересовались мы.

Да, автомобиль действительно существует. Но это вовсе не означает, что он был куплен на пожертвования верующих. Это подарок от одного из предприятий, которое работает на территории Ливенского района. Компания оказывает благотворительную помощь местным храмам, православной гимназии и не только. Ничего противозаконного в этом подарке епископу нет, - сообщил Евгений Борисов.

Фото: с сайта "Тойота". Такой автомобиль стоит около 4 миллионов реблей.

С точки зрения закона вопросов к епископу действительно нет. В отличие от чиновников представители церкви вправе принимать любые подарки и не обязаны их декларировать. Однако верующие в социальных сетях и блогах активно стыдят епископа, мол, подарок подарком, но ведь автомобиль можно продать, а деньги пожертвовать на строительство церквей или вообще раздать бедным.

Но судя по всему, епископ Ливенский и Малоархангельский на это не пойдет. Напротив, на внедорожнике появился "красивый" номер А 008 ОО 57 RUS, такие только у местных чиновников.

Каждый день ему приходится ездить по бездорожью в отдаленные приходы. Так что автомобиль - это средство для передвижения, - оправдывают епископа в митрополии.

По самым скромным подсчетам такой внедорожник стоит около пяти миллионов рублей. Впрочем, это не самый дорогой автомобиль представителей орловского духовенства.

В мае 2015 года настоящий скандал вызвало новое авто Митрополита Орловского и Болховского Антония. Напомним, тогда стало известно, что он ездит по городу на новеньком «Лексусе» стоимость около шести миллионов рублей. Когда роскошное авто осудили верующие, митрополия так же сослалась на плохие дороги и необходимость наличия внедорожника.

Как выяснила «КП», митрополит до сих пор пользуется этим люксовым автомобилем.

Позволить себе такие автомобили могут только очень обеспеченные люди, - пояснил «КП» автомобильный эксперт Иван Озеров . – Годовой налог на такие внедорожники превышает 30 тысяч рублей. Не стоит забывать и о расходах на содержание, а также затратах на топливо.

Издание «Орловские новости» сообщило, что епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий потребовал удалить все публикации о нем - якобы из-за публикации о принадлежащем ему внедорожнике Land Cruiser V8. Ранее о том же автомобиле писал журнал «Огонек», который сообщал, что подаренная машина стоит около 6 млн руб., а сам епископ Нектарий видит во владении элитным внедорожником продолжение евангельской традиции, напоминает газета «Коммерсант». «Сам Иисус Христос носил дорогие одежды, которые дарили люди, которые его почитали. Многие святые то же самое принимали»,— заявил епископ.

Орловская митрополия заявила , что опубликованное изданием «письмо» епископа - подделка. «Информационный отдел Орловской митрополии официально заявляет, что указанное письмо епископом Нектарием не составлялось, и ни в частном, ни в официальном порядке в редакцию или иным адресатам не направлялось. Более того, опубликованный в СМИ "фейк" даже по внешним признакам не соответствует правилам оформления документов, принятых в Ливенской епархии», - говорится в официальном заявлении.

«Можно ли, на ваш взгляд, оправдать Евангелием владение дорогой иномаркой? Не считаете ли вы, что демонстративное пристрастие к дорогим вещам компрометирует Церковь в глазах людей?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский , доцент кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии, преподаватель Орского гуманитарно-технологического института , подчеркнул: «Человек не прав, если он ссылается на слова Священного Писания и хочет показать, что Христос носил дорогие вещи, любил роскошь и прочее. Евангелие свидетельствует об обратном: Христос передвигался по полям, питался с народом - а порой и не имел пропитания, места, где можно преклонить главу. Это говорит о том, что Христос не любил богатства, не собирал вокруг себя учеников, которые ценили бы роскошь, а наоборот, призывал к воздержанию, в том числе, - обратить внимание на больных, неимущих, и по возможности помогать им или хотя бы сострадать».

«Но нет ничего плохого в том, что епископу подарили машину - тем более, если ее используют в миссионерских целях, - считает владыка. - Кстати, ее можно оставлять у собора, и разрешать детишкам играть в ней - тогда умножится и количество прихожан. Однако нужно стараться никого не ввести в соблазн. Думаю, правильнее было бы избавиться от дорогого авто и раздать деньги на благое дело. Если какая-то вещь вводит человека в соблазн, нужно поступать так, как призывал Христос: "отсеки руку свою, вырви глаз". Это будет благо для самого человека и для других людей. Они поймут, что не дорогая вещь владеет человеком, а он владеет ею, и будут больше уважать его. Кстати, в нашей Орской епархии ни у одного священника нет машины класса "люкс", и я не думаю, что это отрицательно сказывается на служении. На хорошей машине можно доехать на полчаса быстрее - вот и все преимущество».

Владыка Евгений, епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии , отметил: «Церковь не ставит перед собой задачу угодить обществу, быть удобной и комфортной для окружающих. В этом отношении церковное сообщество схоже с сообществом врачебным - если больной посещает клинику, полагаю, для него важнее будет не то, на каком автомобиле перемещается лечащий врач, или в какой квартире живет главврач этой больницы, а профессионализм врача, оснащенность клиники и качество лекарственных препаратов. Когда мы говорим о Церкви и о церковнослужителях, мы говорим о тех же самых врачах, и в этом смысле главная характеристика епископа или священника - помогает ли он найти людям смысл жизни, жизненные идеалы и силы, чтобы преодолеть трудности. Если какие-то предметы, которыми пользуется священник или епископ, мешают реализации этой задачи, священнослужитель должен учесть это в планировании своего жизненного пути. Если помогают, то и это нельзя оставлять без внимания».

«Священнику в его служении приходится преодолевать значительные расстояния, зачастую при плохом качестве или полном отсутствии дорог, и надежный автомобиль - просто способ выполнить свое служения. Если паства, которую окормляет священник, обеспечила его жильем и средствами передвижениями и не ставит ему это в укор, я считаю, что такие отношения паствы и пастыря можно назвать здоровыми и здравыми. Паству смущает жизненная среда, в которой живет пастырь? Он должен это учесть. Именно об этом апостол Павел сказал примерно следующее: если я буду есть мясо, но это смущает моего брата, то лучше я мяса не буду есть вообще, чтобы не смутить его. Этот образ применим и к любым другим сферам жизни и деятельности священника или архиерея», - заключил епископ.

Протоиерей Константин Головатский , священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии , убежден, что «показная роскошь неуместна, и об этом, насколько я знаю, недавно напоминал священнослужителям Патриарх Кирилл. Он говорил, что нужно обращать на такое внимание - в глазах паствы и людей это может выглядеть недостойно. Но есть и другая сторона медали. Однажды к Иоанну Кронштадскому подошел человек, и, увидев на нем дорогую рясу, какие-то дорогие предметы обихода, спросил: "Как же так"? Он ожидал увидеть нестяжателя, человека, которому чужды блага. Иоанн Кронштадский ответил, что делает это для тех людей, которые это подарили - чтобы их не обижать. Это ответ святого, нравственно безупречного человека. Поэтому вопрос неоднозначный. Каждую ситуацию нужно рассматривать отдельно, понять мотивы. А по новостям в СМИ полную картину получить трудно».

Протоиерей Игорь Шумилов , настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на , считает, что «вопросы поставлены некорректно. Ответы в них уже как бы содержатся. "Можно ли оправдать Евангелием владение дорогой иномаркой?" - Господь в Евангелии учил не о земном, а о небесном. Путь в Царство Небесное лежит через самоотречение, которому богатство мешает: "Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие" (Матф.19:23,24); "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут (Матф.6:19)". Что касается "демонстративного пристрастия к дорогим вещам" - то вообще любое пристрастие уже есть тяжкое духовное заболевание, согласно Евангелию. И этим умело пользуются люди, ведущие работу по дискредитации Церкви».

Священник Георгий Белодуров , клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери , напомнил, что «Христос не носил дорогие одежды и большей частью ходил пешком. Так что ссылка на Евангелие и правда выглядит странно. Но епископ - это как генерал в армии. У нас же не вызывает удивления, когда министр или генерал ездит на дорогой машине, так что и машина епископа не должна удивлять большинство нецерковных людей. Это может вызывать разве что вопрос у специалистов по церковной культуре. Епископ - он же монах. А монах приносит три обета, в том числе обет нестяжания. То есть у него не должно быть дорогих вещей. Но в принципе можно допустить, что после смерти все останется Церкви или следующему епископу».

«Часто приводят в пример Патриарха Сербского Павла, который ездил на работу на трамвае. Но если бы наш Патриарх ездил на трамвае, его разорвали бы на сувениры. Там, где он появляется, народ толпами бежит брать благословение. Иногда у наших критиков не хватает точности понимания культуры Церкви, не хватает духовного уровня, чтобы правильно поставить вопрос и расставить акценты. Мне кажется, епископ вообще не должен обсуждать с прессой вопросы о своем автомобиле. А с другой стороны, год от года наш владыка - митрополит Тверской и Кашинский Виктор - ездит все на более дешевой машине. Не знаю, правда, интересует ли это кого-нибудь, но если было бы наоборот, то в СМИ были бы аршинные заголовки. И это касается не только Церкви, а стиля журналистики, который сейчас наиболее распространен - найти грязь и вытащить на всеобщее обозрение», - посетовал отец Георгий.

Священник Филипп Ильяшенко , клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент , сказал: «Истории Церкви, в том числе, новейшей, известны случаи, когда выдающиеся люди куда менее высокого положения, чем епископ (а епископ - особенное, апостольское служение высочайшей ответственности) владели большим, нежели машина. Так, протоиерей, святой Русской Церкви отец Иоанн Кронштадский в разное время был одарен пароходами, каретами, золотоносной шахтой в Сибири и прочими дарами. Но также нужно сказать: получая подарок, он тут же его кому-то отдавал. И когда он умер, оказалось, что его матушка-вдова осталась без средств к существованию - никаких миллионов у отца Иоанна не было».

«Я не берусь судить иерархов нашей Церкви - для этого есть соответствующие церковные инстанции, и уж точно не меньшему критически рассуждать о большем - не попу обсуждать епископа. Где епископ, там и Церковь. Епископ, в отличие от священника, принадлежит к черному духовенству, это монашествующий человек, который не имеет семьи, дает обет нестяжания, невладения чем-либо, поэтому вполне логично, что после смерти его достояние достанется Церкви. Нужно также заметить, что в церковной истории, вообще в истории человечества у людей всегда была возможность и право делать друг другу подарки. Запретить кому-либо что-то подарить невозможно - это противозаконное вторжение в личное пространство. Рядовой священнослужитель, который служит в отдаленной епархии, должен иметь автомобиль для перемещения - иначе он не сможет выполнить свой священнический долг. Допустим, нужно ехать ночью к умирающему за двести километров, а рейсовый автобус будет только на следующий день. Без автомобиля добраться невозможно», - констатировал священник.

«А праведник, покойный Святейший Патриарх Павел, который ездил на общественном транспорте, ходил в лично отремонтированной обуви, заштопанной одежде по своему столичному патриаршему городу, жил немного в других условиях. Вся страна, Патриархом Церкви которой он был, меньше, чем область, где вышеупомянутый епископ совершает свое архипастырское служение. Рискну предположить, что и качество дорожного покрытия в этой замечательной стране, протяженность дорог, досягаемость любых мест, где находится паства, лучше, чем в Ливенской епархии Орловской митрополии. И не секрет, что по проходимости и надежности именно "Тойота Ленд Крузер" - одна из лучших машин», - отметил он.

«Конечно, - продолжил пастырь, - если у тебя прихожане голодают, а ты ездишь на "Роллс-ройсе", это ненормально. Твой автомобиль должен быть в некоем соответствии с тем, как живут твои прихожане. В какой-нибудь восточной греческой Церкви у священника не может быть автомобиля хуже, чем у его прихожан. Они должны купить и подарить ему автомобиль, прихожане должны содержать своего священника - он пасет их души, а они ему дают возможность заниматься именно этим, а не стяжанием. И уж если рядовой клирик имеет машину, то статус князя Церкви должен соотноситься с теми вещами, которыми он пользуется».

Иеромонах Макарий (Маркиш) , священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства , заявил: «Неправда, что дорогие вещи вызывают негодование у народа. Негодование возникает только у глупых либо злых людей, которые всегда найдут повод. Епископ эту машину не украл, а получил в подарок, - кому какое дело, на какой машине он ездит? Нормальный человек не будет интересоваться стоимостью предмета. Это норма социальных отношений во всем мире. В США, где я жил, никому не пришло бы в голову интересоваться, сколько стоит машина и почему на ней ездят. Но дураков и злых людей много, в результате поднимается шум, на который есть спрос, а он в свою очередь рождает предложение. Владыка находит способы защиты в цитировании Священного Писания. Другой проигнорировал бы злопыхателей, а владыка, может, хочет найти с ними общий язык. Это его паства и ему виднее, можно вразумить этих людей или нет».

Секретарь епископа Ливенского и Малоархангельского Нектария отец Александр утверждает, что письмо от имени архиерея с требованием удалить с сайта местного издания статью о его люксовом внедорожнике и угрозами преследования по статье об оскорблении чувств верующих является фальшивкой.

"Я как секретарь епархиального архиерея официально заявляю, что владыка Нектарий в "Орловские новости" никакие письма не писал. То есть вот это письмо, выложенное на сайте, это непосредственно фейк", - заявил священнослужитель в эфире "Эха Москвы" .

Секретарь епископа предположил, что подпись владыки и фирменный бланк были взяты с другого документа. "Я не знаю, кто составил это письмо, кто его отправил в "Орловские новости", как оно там оказалось, но с уверенностью заверяю, что Ливенская епархия, владыка Нектарий и никто из служащих данное письмо не писал", - подчеркнул он, добавив, что епархия и архиерей не имеют претензий к "Орловским новостям" и не намерены обращаться в суд.

При этом секретарь епископа отметил, что редакция не обратилась в епархию за официальным комментарием и опубликовала непроверенную информацию.

Напомним, неделю назад орловский журналист Денис Волин в статье на сайте "Открытой России" рассказал , что глава Ливенской и Малоархангельской епархии, являющийся монахом, приобрел автомобиль Land Cruiser v8 стоимостью 6 млн рублей. В Орловской митрополии, комментируя информацию, отметили, что автомобиль - не покупка, а подарок, и напомнили, что Иисус Христос "тоже ходил в дорогих одеждах", полученных от почитателей.

Статью с сокращениями перепечатал портал "Орловские новости" . Накануне на этом же сайте появился скан письма от епископа Нектария, в котором утверждалось, что "подобные выходки подрывают духовно-нравственные устои нашего общества бросая тень на Святую Церковь и ее честных служителей" (стиль и пунктуация, включая многочисленные ошибки, здесь и далее сохранены. - Прим. сайт ). "Я крайне возмущен вашей лживой и оскорбительной статьей размещенной на вашем интернет ресурсе касающейся Моего служения Русской Православной Церкви и народу Божьему!" - добавил священник.

В конце письма епископ заявляет, что дает редакции "единственный шанс все исправить" и удалить касающуюся его информацию "из ваших безнравственных СМИ". Заодно Нектарий попросил удалить и посвященный ему опрос, в котором читателям предлагается высказаться относительно того, как они относятся к священникам, владеющим дорогим имуществом.

Журналист Денис Волин в эфире "Эха Москвы" настаивал на том, что пытался получить комментарии от архиерея, однако связаться с ним было невозможно. Он заявил, что располагает несколькими письмами от имени епископа Нектария, и стиль их изложения совпадает с тем посланием, которое получили "Орловские новости".

"Если посмотреть в интернете комментарии к этой новости, то становится понятно, что если кто-то и оскорбляет чувства верующих, то явно не журналисты", - добавил Волин.

"Письмо нам пришло на почту вчера в 16.50. Оно пришло на епархиальном бланке с подписью епископа Нектария и с печатью. Сомневаться в достоверности этого письма лично у нас нет оснований. Кроме того, наши специалисты сейчас проверили это письмо: печать, подпись и слова на картинку не накладывались. То есть, это фото реального документа. Фейк это или не фейк, прислал ли его Нектарий или не Нектарий - дальше нужно говорить только о том, что есть", - уточнил журналист в комментарии радиостанции "Говорит Москва" .

Добавим, официально в Орловской митрополии заявили, что не видят в подобной ситуации "информационного повода". "Этот автомобиль является подарком от одного из агрохолдингов. Подарок связан с тем, что владыка несет архиерейское служение, посещает самые отдаленные деревни в любое время года и в любую погоду. Никакого проявления стяжательства в этом нет", - сказал руководитель информационно-аналитического отдела митрополии Евгений Борисов.

В то же время анонимные источники "Открытой России" в митрополии выразили недоумение по поводу люксового автомобиля, получившего госномера "правительственной" серии.

"Каждый храм перечисляет в епархию так называемый епархиальный налог. Суммы у каждого храма в месяц разные: в среднем от 20 тыс. до 400 тыс. рублей. В зависимости от дохода. Потом от этих денег отделяется налог в патриархию, несколько миллионов, а оставшиеся деньги должны идти на общественную церковную работу. Молодежные лагеря, братства, помощь нуждающимся (социальный епархиальный отдел), ремонты, строительство и так далее. А тут - покупаются вот такие автомобили", - отметил собеседник "Открытой России".

30 мая весьма неожиданное продолжение получил недавний скандал вокруг фигуры священника из Орловской области, который был замечен на дорогом внедорожнике. О нем первыми написали местные журналисты. А сегодня появилась информация, что от издания, где была опубликована заметка, требуют удалить всю информацию. Более того, в атаку пошел и местный губернатор, который давно известен своим умением формулировать мысли.

Еще не успел покрыться дорожной пылью только что купленный элитный внедорожник. В отполированном кузове отражаются храм и владелец авто епископ Нектарий. Священник говорит с прихожанами, из которых мало кто может себе позволить такую машину. Неудивительно, что яркую покупку заметили и местные журналисты. Но после того как написали об этом, получили жесткий ультиматум.

"После этого нам пришло письмо за подписью епископа Нектария, в котором он потребовал удалить и пригрозил уголовной ответственностью за оскорбление чувств верующих" , - сообщил главный редактор "Орловских новостей" Денис Вольный.

Орловские журналисты удивились такой реакции епископа. И во имя объективности решили опубликовать письмо, но в ответ на них обрушился шквал критики. Один из тех, кто осудил журналистов, губернатор Орловской области Вадим Потомский. Он сказал, что нет у них никакого права поднимать шум вокруг внедорожника епископа - на это есть другой и самый важный суд.

"Мы можем ходить в храм, молиться, просить милостыню божию. А если мы ходим к представителям Бога, начинаем их линчевать и чем-то поливать. Бог не фраер. Он все видит", - заявил Потомский.

К слову, Вадим Потомский давно известен своей особенной манерой выражения мыслей, а еще знаниями в области альтернативной истории.

Другие орловские репортеры, боясь потерять работу, и вовсе решили обойти скандальную историю стороной. Но кто конкретно был инициатором такого прессинга местных СМИ, в российском Союзе журналистов даже разбираться не собираются. У чиновников может быть своя точка зрения, они могут поспорить, но уж точно не диктовать, о чем и как нужно писать.

После того как история вышла далеко за пределы Орловской области, епископ, наконец, рассказал, откуда у него Land Cruiser стоимостью шесть миллионов рублей. Это не покупка, а подарок от бизнесмена Павла Царева. И как могло показаться - не блажь, а острая необходимость: дороги в регионе не всякая машина выдержит. Внедорожник нужен, кто бы спорил. Но к чему такой размах? Предстоятель РПЦ Патриарх Кирилл не однажды просил других служителей быть сдержанными в мирских потребностях.

Но главное, письмо которое получили журналисты, орловская митрополия называет фальшивкой и уже обратилась к правоохранительным органам с просьбой найти автора произведения в эпистолярном жанре. Считая, что именно из-за этого подлога и начался скандал.

По нашим данным, этот Land Cruiser еще в марте был оформлен на имя Николая Селезнева. Так в миру зовут владыку Нектария. Пересуды вокруг дорогого подарка не заставят епископа отказаться от машины премиум-класса. И до храмов в деревнях на окраине области он будет по-прежнему добираться на внедорожнике.