Начальник верховной распорядительной комиссии при александре 2. Реформаторские идеи. История органов по обеспечению порядка в России

Создание Верховной распорядительной комиссии по охранению государственного порядка и общественного спокойствия во главе с М. Лорис-Меликовым представляло собой попытку самодержавия справиться с террористической деятельностью организации «Народная воля». Начальник комиссии считал, что установлению общественного спокойствия будет способствовать проведение либеральных политических реформ. Однако как деятельность комиссии, так и замыслы её начальника потерпели неудачу.

В 70-е гг. XIX в. в России развернулось массовое движение народников – сторонников социализма, который они надеялись построить на основе общинных традиций России. Народники выступали за свержение самодержавия. В связи с развитием современной культуры и городского общества увеличилось число учащихся, средних городских слоев, часть которых не смогла найти свое место в иерархии Российской империи. Эти «разночинцы» (выходцы из разных сословий) были восприимчивы к радикальным идеям. Большинство народников начали участвовать в движении в юности, для которой часто характерен радикализм взглядов. Даже своим поведением они старались подчеркнуть разрыв с дворянским и мещанским миром, из которого вышли. Народник должен был вести скромный образ жизни, зарабатывать на жизнь собственным трудом.
Весной 1874 г. несколько тысяч студентов «пошли в народ» – вести агитацию среди крестьян. Но крестьяне не поддержали призывов к революции. Тем более, что правительство ответило на «хождение в народ» массовыми репрессиями. К концу 1874 г. было арестовано свыше 4000 человек, в октябре 1877 г. активные участники этого движения были осуждены на «процессе 193-х» (октябрь 1877 – январь 1878 гг.). Суд ходатайствовал перед императором о смягчении наказания для половины осужденных, в том числе о замене каторги ссылкой всем приговоренным к каторге (кроме И. Мышкина, произнесшего на процессе яркую речь против самодержавия). Но по настоянию начальника III отделения Н. Мезенцова, и министра юстиции К. Палена, Александр II отклонил прошение суда. Каторга была заменена ссылкой для 15 из 28 приговоренных к ней. Н. Мезенцов отправил в ссылку 80 из 90 оправданных по суду.
Столкнувшись с репрессиями, народники решили ответить на произвол террором. 5 февраля 1878 г. революционерка В. Засулич выстрелила в Петербургского градоначальника Ф. Трепова, ответственного за издевательства над заключенными. Трепов был ранен, а Засулич оправдана судом присяжных, что говорит о широкой симпатии к оппозиции и неприятии бюрократического произвола. 4 августа 1878 г. был убит Мезенцов. Вдохновленные этим результатом, члены созданной в 1876 г. народнической организации «Земля и воля» развернули террор против наиболее одиозных представителей самодержавия. А 2 апреля 1879 г. революционер А. Соловьев стрелял в царя перед Зимним дворцом. Самодержавие ответило казнями террористов. 5 апреля 1879 г. Европейская часть России была разделена на шесть генерал-губернаторств. Временные генерал-губернаторы получили широкие полномочия по подавлению оппозиции, особенно вооруженной.
Однако члены «Земли и воли» не были едины в отношении к терроризму. Одни считали необходимым сосредоточиться на нем как на наиболее эффективном средстве борьбы, а другие считали его второстепенным или даже вредным методом. В августе 1879 г. «Земля и воля» раскололась на “Народную волю” и “Черный передел”.
Терроризм в последней трети XIX в. не только в России, но и во многих странах – в Италии, Ирландии, США, на Балканах – становился распространенным методом решения социально-политических проблем. Поэтому часть образованного русского общества оказывало террористам моральную поддержку.
«Народная воля» превратилась в первую в России подпольную политическую партию. Во главе партии стоял Исполнительный комитет (А. Михайлов, А. Желябов, Л. Тихомиров, С. Перовская, В. Фигнер и др.). Партия выступала за введение парламента, широкого местного самоуправления, гражданские свободы, передачу крестьянским общинам всей земли, за передачу заводов и фабрик в руки рабочих и т.д. Народовольцы планировали свергнуть самодержавие в ходе вооруженных восстаний, после чего власть должна была перейти к Учредительному собранию. В 1880 г. в «Народной воле» состояло около 500 человек, в нее входило около 300 кружков по всей стране. В Военной организации «Народной воли» в 1880 г. состояло около 50 офицеров. Народовольцы создали рабочий кружок, куда вовлекли 300 рабочих. Партия издавала несколько газет. Однако наиболее известным направлением действий «Народной воли» стал терроризм, с помощью которого революционеры надеялись дезорганизовать и запугать аппарат самодержавия. Исполком «Народной воли» решил ответить на казни своих товарищей, приговорив 26 августа 1879 г. к смерти самого Александра II. Организация совершила несколько покушений на него.
В 1879 г. народовольцы планировали подорвать поезд царя при его возвращении из Крыма. Подготовка покушения велась под Одессой, Александровском и под Москвой. Александр II возвращался через Александровск и Москву. Под Александровском взрывное устройство не сработало, а под Москвой – взорвалось. Но 19 ноября под откос полетел поезд со свитой императора.
Затем народоволец С. Халтурин, устроившись работать в «Зимний дворец», сумел пронести туда динамит и 5 февраля 1880 г. произвёл взрыв под помещением, в котором должен был обедать Александр II. Погибло 11 человек охраны. В Петербурге начиналась паника. Ждали новых взрывов и восстания, консервативные обыватели нападали на студентов, в которых видели источник крамолы.
Взрыв в Зимнем дворце стал «последней каплей» – Александр II решил сосредоточить борьбу с терроризмом в одних руках, вручив временному диктатору широчайшие полномочия. 12 февраля была учреждена Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Хотя основной территорией, на которой предстояло действовать комиссии, была столица и Санкт-Петербургский военный округ, но при этом распоряжения начальника комиссии были обязательны для всех гражданских и военных властей империи, и даже сам император мог давать повеления начальнику комиссии по инициативе последнего. На пост этого диктатора был назначен харьковский генерал-губернатор, генерал-адъютант, граф Михаил Лорис-Меликов, имевший репутацию либерала. Распоряжения Главного начальника Верховной распорядительной комиссии и принимаемые им меры подлежали безусловному исполнению и соблюдению и могли быть отменены только им самим или особым Высочайшим повелением.
Впоследствии Лорис-Меликов писал: «Я имел полномочия объявлять по личному усмотрению высочайшие повеления. Ни один временщик - ни Меншиков, ни Бирон, ни Аракчеев - никогда не имели такой всеобъемлющей власти».
Членами комиссии стали член Государственного совета К. Победоносцев, генерал-адъютант князь А. Имеретинский, статс-секретарь М. Каханов, тайные советники М. Ковалевский, И. Шамшин, П. Марков, генерал-майоры П. Черевин и М. Батьянов и действительный статский советник С. Перфильев.
Лорис-Меликов обратился к жителям Санкт-Петербурга и заявил: «Не давая места преувеличенным и поспешным ожиданиям, могу обещать лишь одно - приложить все старание и умение к тому, чтобы, с одной стороны, не допускать ни малейшего послабления и не останавливаться ни пред какими строгими мерами для наказания преступных действий, позорящих наше общество, а с другой – успокоить и оградить законные интересы благомыслящей его части».
Диктатору были временно подчинены III отделение и корпус жандармов. Комиссия облегчила участь лиц, высланных административным порядком по политической неблагонадёжности. Таким образом Лорис-Меликов демонстрировал обществу готовность ограничить репрессивный произвол.
Революционеры враждебно отнеслись в «либеральной диктатуре», или как говорил сам Лорис-Меликов, «диктатуре сердца». Как вспоминал один из народовольцев, «отношение Желябова к нему было безусловно отрицательное. Он указывал на то, что Лорис-Меликов, под прикрытием либеральных фраз, ведет деятельную борьбу с революцией, что она ведется им не хуже всякого другого на его месте, даже лучше пожалуй, потому что удары направляются им с выбором и расчетом, а не бьют, как это бывало часто прежде, по пустому месту». Уже 20 февраля на Лорис-Меликова было совершенно неудачное покушение И. Молодецким.
На заседании комиссии 4 марта Лорис-Меликов говорил: «Нередки случаи, что явные преступники остаются без приговора и наказания в продолжении года и более; с другой же стороны лица, арестованные по неопределенным подозрениям, освобождаются из под стражи лишь по прошествии нескольких месяцев и, будучи озлоблены таким произвольным лишением свободы, привлекают других в ряды недовольных». 3 апреля 1880 г. по инициативе Лорис-Меликова было принято высочайшее повеление губернаторам и градоначальникам представить точные списки поднадзорных с заключением о возможности облегчения участи и возвращения в учебные заведения. Освобождение поднадзорных производилось в мае-августе местными комиссиями. Было пересмотрено 1500 дел III отделения, когда людей ссылали по бездоказательным доносам. Лорис-Меликов направил на места сенатские ревизии, которые сократили число политических дел, начатых генерал-губернаторами. Преследование терроризма должно было быть более прицельным. Более того, материалы ревизий использовались Лорис-Меликовым для того, чтобы убеждать Александра II продолжить реформы.
Впрочем, суды стали стремительно выносить приговоры к каторге за пропаганду оппозиционных взглядов. За время правления Лорис-Меликова в качестве начальника комиссии и затем Министра внутренних дел прошло 32 политических судебных процесса и было вынесено 18 смертных приговоров.
6 августа 1880 г. было решено, что комиссия успешно справилась с восстановлением порядка и может быть распущена. Одновременно по инициативе Лорис-Меликова было упразднено III Отделение, и его функции были переданы вновь учрежденному Департаменту полиции при Министерстве внутренних дел. Министром был назначен сам Лорис-Меликов. Однако ему не удалось добиться заявленных целей. Революционное террористическое подполье не было разгромлено и продолжало готовить покушение на Александра II, который, в свою очередь, не спешил продолжать реформы в соответствии с рекомендациями Лорис-Меликова.

Об учреждении в С.Петербурге верховной распорядительной комиссии по охранению государственного порядка и общественного спокойствия
12 февраля 1880 г.
В твердом решении положить предел беспрерывно повторяющимся в последнее время покушениям дерзких злоумышленников поколебать в России государственный и общественный порядок Мы признали за благо:
1) Учредить в С.-Петербурге Верховную Распорядительную Комиссию по охранению государственного порядка и общественного спокойствия.
2) Верховной Распорядительной Комиссии состоять из Главного Начальника оной и назначаемых для содействия ему, по непосредственному его усмотрению, членов Комиссии.
3) Главным начальником Верховной Распорядительной Комиссии быть Временному Харьковскому Генерал-Губернатору, НАШЕМУ Генерал-Адъютанту, Члену Государственного Совета, Генералу от Кавалерии Графу Лорис-Меликову, с оставлением Членом Государственного Совета и в звании НАШЕГО Генерал-Адъютанта.
4) Членов Комиссии назначать по повелениям НАШИМ, испрашиваемым Главным Начальником Комиссии, которому предстоит, сверх того, призывать в Комиссию всех лиц, присутствие коих будет признано им полезным.
5) В видах объединения действий всех властей по охранению государственного порядка и общественного спокойствия представить Главному Начальнику Верховной Распорядительной Комиссии по всем делам, относящимся к такому охранению: а) право Градоначальствующего С.-Петербургского Градоначальника; б) прямое ведение и направление следственных дел по государственным преступлениям в С.-Петербурге и С.-Петербургском Военном Округе, и в верховное направление упомянутых в предыдущем пункте дел и по всем другим местностям Российской Империи.
6) Все требования Главного Начальника Верховной Распорядительной Комиссии по делам об охранении государственного порядка и общественного спокойствия подлежат немедленному исполнению как местными начальствами, Генерал-Губернаторами, Губернаторами и Градоначальствами, так и со стороны всех ведомств, не исключая военного.
7) Все ведомства обязаны оказывать Главному Начальнику Верховной Распорядительной Комиссии полное содействие.
8) Главному Начальнику Верховной Распорядительной Комиссии предоставить испрашивать у НАС, непосредственно, когда признает сие нужным, НАШИ повеления и указания.
9) Независимо от сего предоставить Главному Начальнику Верховной Распорядительной Комиссии делать все распоряжения и принимать вообще все меры, которые он признает необходимым для охранение государственного порядка и общественного спокойствия как в С.-Петербурге, так и в других местностях Империи, причем от усмотрения его зависит определять меры взыскания за неисполнение и несоблюдение сих распоряжений и мер, а также порядок наложения этих взысканий.
10) Распоряжения Главного Начальника Верховной Распорядительной Комиссии и принимаемые им меры должны подлежать безусловному исполнению и соблюдению всеми и каждым и могут быть отменены им самим или особым Высочайшим повелением, и
11) С учреждением, в силу сего Именного Указа НАШЕГО, Верховной Распорядительной Комиссии по охранению государственного порядка и общественного спокойствия, учрежденную таковым же указом от 5-го Апреля 1879 года, должность Временного С.-Петербургского Генерал-Губернатора упразднить. Правительствующий Сенат, к исполнению сего, не оставить сделать надлежащие распоряжения.

Волгин И.Л. Последний год Достоевского. М.,1990.

Данилов Д.Д. Лорис-Меликов: карьера «парадоксального диктатора» // Вопросы истории. 1998. № 11-12. С.145-150.

Полевой Ю.З. Степан Халтурин. (К 100-летию «Северного союза русских рабочих»). М., 1979.

Политическая полиция и политический терроризм в России (вторая половина XIX - н. XX вв.) Сборник документов и материалов. М., 2000 г.

Революционеры 1870-х гг. М., 1986.

Троицкий Н.А. Крестоносцы социализма. Саратов, 2002.

Чем был вызван подъем революционного движения в России в 70-х – начале 80-х гг. XIX в.?

Почему народники перешли к использованию террористических методов борьбы?

Чем ответило самодержавие на подъем революционного движения?

В чем были особенности позиции М. Лорис-Меликова в поиске путей борьбы с терроризмом?

Какие задачи ставились перед Верховной распорядительной комиссией по охранению государственного порядка и общественного спокойствия?

Какие полномочия получил начальник комиссии?

Каковы были итоги работы комиссии?

ВЕРХОВНАЯ РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ по охранению государственного порядка и общественного спокойствия чрезвычайный государственный орган в России в феврале - августе 1880. Создан для борьбы с революционным движением. Председатель - М. Т. Лорис-Меликов.

Верховная распорядительная комиссия

по охранению государственного порядка и общественного спокойствия, учреждена в России 12 февраля 1880 (после взрыва в Зимнем дворце, произведённого 5 февраля С. Н. Халтуриным) для руководства борьбой с революционным движением. Создание комиссии было одним из проявлений растерянности властей. Состав В. р. к.: главный начальник граф М. Т. Лорис-Меликов, член Государственного совета К. П. Победоносцев, начальник штаба гвардии и Петербургского военного округа генерал-адъютант князь А. К. Имеретинский, управляющий делами Кабинета министров М. С. Каханов; сенаторы М. Е. Ковалевский, И. И. Шамшин, обер-прокурор Сената П. А. Марков, исполняющий обязанности шефа жандармов П. А. Черевин, генерал-майор свиты М. И. Батьянов и правитель канцелярии министерства внутренних дел С. С. Перфильев, а с мая ≈ начальник главного управления печати Н. С. Абаза. Главному начальнику В. р. к. предоставлялись права главноначальствующего в Петербурге и его окрестностях, и поручалось прямое ведение следственных дел по государственным преступлениям, ему временно подчинялись Третье отделение и корпус жандармов. В целях привлечения к борьбе с революционном движением «благомыслящей части общества» Лорис-Меликов в феврале 1880 выступил с обращением к жителям столицы. Деятельность комиссии сводилась к объединению всех административных и судебных органов, созданных для борьбы с революционным движением, для ускорения следствий по делам о государственных преступлениях, упорядочения вопроса об административной ссылке, о полицейском надзоре. Пользуясь поддержкой наследника престола, Лорис-Меликов вмешивался во все области государственного управления. 11 апреля он в докладе Александру II поставил вопрос о проведении ряда реформ. В. р. к. являлась лишь консультативно-исполнительным органом при её начальнике, фактически ≈ диктаторе. 6 августа 1880 В. р. к. была упразднена. Третье отделение упразднялось и все его функции передавались в министерство внутренних дел, где был создан Департамент государственной полиции. Лорис-Меликов назначался министром внутренних дел. Эти меры привели к централизации жандармско-полицейских органов в системе одного ведомства.

Лит.: Зайончковский П. А., Кризис самодержавия на рубеже 1870≈1880 гг., [М.], 1964.

П. А. Зайончковский.

Википедия

Верховная распорядительная комиссия

Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия - чрезвычайный государственный орган в Российской империи в феврале - августе 1880 , созданный после взрыва в Зимнем дворце, произведённого 5 февраля С. Н. Халтуриным, и объединивший действия всех властей по охране государственного порядка и общественного спокойствия. Распоряжения Главного начальника Верховной распорядительной комиссии и принимаемые им меры подлежали безусловному исполнению и соблюдению и могли быть отменены только им самим или особым Высочайшим повелением.

Харьковский генерал-губернатор

Его возвращение в Петербург совпало с учреждением особых временных генерал-губернаторов (Европейская Россия была разделена на шесть генерал-губернаторств), снабженных почти безграничными полномочиями, для искоренения в государстве крамолы (терроризма), проявившейся во многих частях Империи целым рядом преступных действий.

7 апреля 1879 года был назначен временным генерал-губернатором Харьковской губернии, где незадолго перед этим был убит губернатор князь Д. Н. Кропоткин; с 17 апреля того же года - командующий войсками Харьковского военного округа. Исполняя обязанности харьковского генерал-губернатора, Лорис-Меликов заслужил уважение харьковчан тем, что не прибегал к огульным репрессиям. Учитывая подобное отношение населения, народовольцы даже не включили его в список генерал-губернаторов, которым они вынесли смертные приговоры.

Главный начальник Верховной распорядительной комиссии

В начале 1880 года, вскоре после взрыва в Зимнем дворце 5 февраля 1880 года, был вызван в Петербург для обсуждения вопроса о мерах для борьбы с революционным движением. 14 февраля 1880 года был назначен Главным начальником учреждённой 12 февраля того же года Верховной распорядительной комиссии, которая была наделена обширными полномочиями; с 3 марта - временным начальником III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

Вскоре после назначения Лорис-Меликова в различные концы европейской части империи были снаряжены сенатские ревизии. Итогом их деятельности стало резкое уменьшение количества политических дел на местах. Материалы ревизий позволили Лорис-Меликову сделать вывод о том, что главной причиной общественного недовольства стала незавершенность Великих реформ. Это касалось и крестьянского малоземелья, и разорительных для их хозяйств выкупных платежей, и недопущение представителей общества к решению государственных вопросов.

В целях сосредоточения в одних руках высшего заведования всеми органами, призванными к охранению государственного спокойствия, предложил упразднить III Отделение и передать все его дела и функции во вновь учрежденный Департамент полиции при Министерстве внутренних дел. Им были предложены меры к облегчению участи лиц, высланных административным порядком по политической неблагонадёжности и принадлежавших в значительной мере к числу учащейся молодежи. Некоторое отражение системы Лорис-Меликова можно найти в «Письмах о современном состоянии России» Р. А. Фадеева , бывшего товарища Лорис-Меликова по службе на Кавказе.

Несмотря на сделанное 20 февраля 1880 года неким Молодецким покушение на него, продолжал держаться высказанных им начал в борьбе с революционным движением.

Министр внутренних дел. Цареубийство

В конце лета 1880 года возбудил вопрос о прекращении деятельности Верховной распорядительной комиссии, которая и была закрыта 6 августа того же года; в тот же день был назначен министром внутренних дел.

Из числа всех мероприятий, задуманных при нём, в промежуток времени с ноября 1880 года по май 1881 года, были осуществлены весьма немногие, как, например, отмена акциза на соль (по финансовому ведомству) или уменьшение выкупных платежей. Из задуманных им мероприятий, уже после его отставки, была осуществлена отмена подушной подати.

В борьбе правительства с пропагандой свержения монархии и с терроризмом держался воззрения, что для предотвращения или раскрытия преступной горсти людей не должно стеснять мирных граждан вообще и что отмена установленных общих ограничений и исключительных мероприятий может отнять почву у антимонархической пропаганды. Тем не менее не отказывался он и от репрессивных мер в отношении народовольцев. За 16 месяцев его правления в России прошло 32 политических судебных процесса и было вынесено 18 смертных приговоров. Лорис-Меликов лично принимал участие в допросах арестованного в ноябре 1879 года террориста Г. Д. Гольденберга и получил от него ценные показания.

Во время его руководства министерством было совершено убийство в Петербурге главы государства при обстоятельствах, свидетельствовавших об отсутствии достаточных мер по охране личной безопасности императора (таково было мнение обер-прокурора Победоносцева и императора Александра III). Тем не менее за несколько дней до этого Лорис-Меликов настойчиво рекомендовал Александру II временно воздержаться от поездок по столице. Однако император пренебрег рекомендациями своего министра. Благодаря тому, что один из террористов - Н. Рысаков , - убегая с места преступления, был схвачен оказавшимся рядом мостовым сторожем на конно-железной дороге крестьянином Михаилом Назаровым и дал обширные показания следствию, удалось раскрыть всю террористическую организацию (её главарь Желябов был арестован за 2 дня до цареубийства на основании показаний харьковского террориста Гольденберга , которые были даны ещё в конце 1879 года).

Увольнение. В отставке

Цареубийство явственно показало правящим кругам крах курса умиротворения либералов и революционеров. В письме от 6 марта 1881 года обер-прокурор К. П. Победоносцев писал новому императору Александру III : «<…> час страшный и время не терпит. Или теперь спасать Россию и Себя, или никогда. Если будут Вам петь прежние песни сирены о том, что надо успокоиться, надо продолжать в либеральном направлении, надобно уступать так называемому обще

Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия - учреждена в г. С.-Петербурге именным указом императора Александра II, данным Сенату 12 февраля 1880 г. (П. С. З., № 60492), в видах прекращения покушений на государственный и общественный строй России. Комиссия состояла из главного начальника, генер.-адъют. графа М. Т. Лорис-Меликова, и назначаемых для содействия ему по непосредственному его усмотрению членов. Членами комиссии состояли: член Госуд. совета К. П. Победоносцев, генерал-адъютант кн. А. К. Имеретинский, статс-секретарь М. С. Каханов, тайные советники М. Е. Ковалевский, И. И. Шамшин, П. А. Марков; свиты Е. И. В. генерал-майоры П. А. Черевин и М. И. Батьянов и действ. ст. сов. С. С. Перфильев. Сверх того, главный начальник мог приглашать в комиссию всех лиц, присутствие коих признавалось им полезным. 5 марта состоялась беседа главного начальника с представителями петербургского городского общественного управления - городским головой бар. П. Л. Корфом, и гласными И. И. Глазуновым, Ц. А. Кавосом, В. И. Лихачевым и М. П. Митковым. Канцелярией главного начальника управлял А. А. Скальковский. Главному начальнику были даны для достижения возложенной на него задачи чрезвычайные полномочия. Кроме прав главноначальствующего в С.-Петербурге и непосредственного ведения дел о государственных преступлениях в столице и местном военном округе, ему предоставлено было верховное направление этих дел во всех прочих местах империи, а также право делать все распоряжения и принимать все меры, которые он признает необходимыми для охранения государственного порядка и общественного спокойствия, определяя вместе с тем взыскания и порядок ответственности за неисполнение своих распоряжений и мер. Эти распоряжения и меры подлежали безусловно исполнению и соблюдению всеми и каждым и могли быть отменяемы только государем и самим главным начальником. Все ведомства обязаны были оказывать главному начальнику полное содействие и немедленно исполнять все его требования. Наконец, главному начальнику предоставлено было непосредственно испрашивать, когда признает нужным, повеления и указания государя.

14 февраля 1880 г. последовало первое обращение главного начальника к жителям столицы, в котором он высказал свой взгляд на предстоящую ему трудную задачу. Бороться со злом он думал двоякими средствами: 1) уголовно-полицейскими, не останавливаясь ни перед какими мерами строгости для наказания преступных действий, и 2) государственными - направленными к тому, чтобы успокоить и оградить интересы благомыслящей части общества, восстановить потрясенный порядок и возвратить отечество на путь мирного преуспеяния. При этом главный начальник рассчитывал на поддержку общества, как на средство, могущее содействовать власти в возобновлении правильного течения государственной жизни.

С целью объединения деятельности отдельных властей, высочайшими указами 3 и 4 марта 1880 г. (П. С. З., № 60609 и 60617) главному начальнику комиссии были временно подчинены III-е отделение С. Е. И. В. канцелярии и корпус жандармов. Комиссия, имевшая 4 заседания - 3 в марте и 1 в июне, - коснулась разных государственных и общественных вопросов, но труды ее не были обнародованы. Из принятых комиссией мер можно отметить облегчение участи лиц, высланных административным порядком по политической неблагонадежности, особенно из числа учащейся молодежи. 3 апреля 1880 г. по докладу главного начальника последовало высочайшее повеление, коим предписывалось губернаторам и градоначальникам представить в течение 2 - 3 месяцев точные списки таких поднадзорных, с заключением о том, кто из них заслуживает облегчения и может быть допущен в учебные заведения. Эти отзывы местных начальств подлежали пересмотру комиссии, которая могла производить и фактическую поверку полученных сведений на месте. Таким образом, с мая по август 1880 года многие были вовсе освобождены или возвращены на родину или воспользовались иными льготами, например допущением вновь в высшие учебные заведения. Дела о прочих поднадзорных переданы после закрытия комиссии в м-во вн. дел. Так как ближайшая цель комиссии вскоре была признана настолько достигнутой, что дальнейшая охрана государственного спокойствия могла происходить в общеустановленном порядке, с некоторым лишь расширением круга действий м-ва внутренних дел, то именным указом 6 августа 1880 г. В. распорядительная комиссия была закрыта, с передачей дел ее в названное министерство. Вместе с тем министру внутренних дел (гр. Лорис-Меликову) предоставлено завершение возбужденных комиссией вопросов с правом приглашать для этого бывших ее членов в особые совещания.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

Верховная Распорядительная Комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия была учреждена в Петербурге именным указом императора Александра II сенату от 12 февраля 1880 года и просуществовала до 6 августа того же года. По мысли правительства, озабоченного усилившимся к тому времени революционным брожением в среде русского общества и, в частности, участившимися террористическими актами народовольцев, она должна была объединить под своим руководством все дело борьбы с политическими преступлениями. Первая мысль о создании подобного учреждения принадлежала тогдашнему наследнику, который после совершенного Исполнительным Комитетом Народной Воли 5 февраля 1880 года взрыва в Зимнем дворце выступил в совещании министров с проектом образования особой «Верховной Следственной Комиссии» и наделения ее обширными полномочиями, простирающимися на всю Россию. После некоторых колебаний император Александр II принял этот план и проектированная наследником комиссия была учреждена под именем Верховной Распорядительной Комиссии, причем главным начальником ее был назначен граф М. Т. Лорис-Меликов, бывший перед тем временным генерал-губернатором в Харькове, а члены должны были быть назначены высочайшей властью по представлению главного начальника, которому сверх того давалось право призывать в Комиссию всех тех лиц, чье присутствие будет признано им полезным. По указанию Лорис-Меликова, членами Комиссии были назначены: член государственного совета К. П. Победоносцев, генерал-адмирал князь А. К. Имеретинский, управлявший делами комитета министров статс-секретарь М. С. Каханов, сенаторы М. Е. Ковалевский, И. И. Шамшин и П. А. Марков, товарищ главноуправляющего III отделением Канцелярии Его Величества генерал-майор П. А. Черевин, генерал-майор М. А. Батьянов и правитель канцелярии министра внутренних дел С. С. Перфильев. В этом составе Верховная Распорядительная Комиссия и осталась до конца своего существования. Указ об учреждении Верховной Распорядительной Комиссии, заявляя о «твердом решении» государя «положить предел беспрерывно повторяющимся в последнее время покушениям дерзких злоумышленников поколебать в России государственный и общественный порядок», возлагал на Комиссию осуществление этой задачи. Для достижения такой цели главному начальнику Верховной Распорядительной Комиссии были даны чрезвычайно широкие права и полномочия. Ему были предоставлены права главноначальствующего в Петербурге и его окрестностях с непосредственным подчинением ему петербургского градоначальника; ему же было передано прямое ведение и направление следственных дел по государственным преступлениям в Петербурге и петербургском военном округе и верховное направление такого рода дел во всех других местностях империи. Все его требования по делам об охранении государственного порядка и общественного спокойствия должны были немедленно исполняться, как местными начальствами, так и всеми ведомствами, не исключая военного, и все ведомства обязывались оказывать ему полное содействие. Он мог, когда находил это нужным, непосредственно испрашивать высочайшего повеления и указания. Независимо от этого ему предоставлялось вообще принимать распоряжения и меры, признаваемые им необходимыми для охранения государственного порядка и общественного спокойствия, как в Петербурге, так и в других местностях империи, с правом определять взыскания и самый порядок наложения последних за неисполнение этих распоряжений и мер. Все такие распоряжения и меры главного начальника Верховной Распорядительной Комиссии должны были безусловно исполняться всеми и каждым и могли быть отменены только им самим или же особым высочайшим повелением.

Вступив в должность главного начальника Верховной Распорядительной Комиссии, Лорис-Меликов первым делом напечатал особое обращение «к жителям столицы», в котором обещал «приложить все старание и умение к тому, чтобы с одной стороны не допускать ни малейшего послабления и не останавливаться ни пред какими строгими мерами для наказания преступных действий, позорящих наше общество, а с другой — успокоить и оградить законные интересы его здравомыслящей части». Последние слова в связи с упоминанием обращения, что «главную силу, могущую содействовать власти к возобновлению правильного течения государственной жизни», наделенный диктаторскими полномочиями начальник Верховной Распорядительной Комиссии видит «в поддержке общества», заставили некоторые либеральные слои тогдашнего русского общества возложить известные упования на Лорис-Меликова. Но по существу либерализм последнего был весьма невысокого пошиба. В борьбе с революционным движением Лорис-Меликов рассчитывал по-прежнему пользоваться главным образом сыском и репрессиями, лишь несколько усовершенствовав их применение и несколько ослабив те виды репрессии, которые особенно больно задевали незатронутые революционным брожением общественные слои. Вместе с тем он считал, правда, нужными, для успокоения общественного и народного недовольства, некоторые частные реформы, но не допускал и мысли ни о каких коренных изменениях в государственной и общественной жизни России. По этой дороге пошла и руководимая им Верховная Распорядительная Комиссия. В четырех заседаниях, которые она имела (3 в марте и одно в июне), она обсуждала меры к объединению действий разного рода полиции и к усовершенствованию политического сыска, занималась вопросом о согласовании деятельности чинов администрации и судебного ведомства в деле преследования политических преступников, разбирала частные недостатки существовавшей системы полицейского надзора, рассматривала списки состоявших под надзором лиц (политических в этих списках оказалось 6 790 человек) и намечала возможные смягчения для некоторых из них, признанных сознавшими свои заблуждения. В свою очередь, Лорис-Меликов в своих докладах государю, старательно подчеркивая необходимость сохранения самодержавия и энергичной борьбы с революционерами, указывал на желательность объединения деятельности политической полиции и на пользу, которую могли бы принести правительству некоторые частные реформы и удаление отдельных наиболее непопулярных лиц из рядов высшей администрации. Соответственно с этими указаниями высочайшими указами 3 и 4 марта 1880 года главному начальнику Верховной Распорядительной Комиссии были временно подчинены ІІІ отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии и корпус жандармов; граф Д. А. Толстой был уволен от должностей министра народного просвещения и обер-прокурора Синода и заменен в первой Сабуровым, во второй — Победоносцевым; была возвращена свобода или даны облегчения некоторому числу находившихся под надзором лиц, но одновременно практиковались свирепые репрессии по отношению к политическим преступникам; между прочим, покушавшийся 20 февраля на жизнь Лорис-Меликова Млодецкий был в течение суток приговорен военным судом к повешению и казнен. Совпавшее с последующими месяцами некоторое внешнее затишье революционной деятельности убедило Лорис-Меликова в успехе его борьбы с революционерами, и состоявшийся 6 августа 1880 года высочайший указ объявил, что «ближайшая цель учреждения Комиссии — объединение действий всех властей для борьбы с крамолою — настолько уже достигнута», что впредь эта борьба может уже вестись министерством внутренних дел. Верховная Распорядительная Комиссия этим указом была закрыта, и ее дела переданы министерству внутренних дел; вместе с тем было упразднено ІІІ Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии также с переводом его дел в министерство внутренних дел, в составе которого образовался особый департамент государственной полиции; заведование корпусом жандармов также перешло к министру внутренних дел, на правах шефа жандармов; ему же предоставлено было завершение возбужденных Верховной Распорядительной Комиссией вопросов с правом приглашать для этого в особые совещания бывших ее членов. Сам бывший главный начальник Верховной Распорядительной Комиссии, ничего не потеряв при таких условиях из своей власти, перешел на пост министра внутренних дел.