Марш несогласных. Откуда возникает терроризм Где появился терроризм

Любой порядочный человек не раз задавал себе вопрос – откуда взялся и почему продолжает существовать терроризм. Свести все к тому, что причина терроризма – это психически нездоровые или очень плохие люди нельзя. Ингода приходится слышать мнение, что чтобы покончить с терроризмом, надо поймать или уничтожить всех террористов. Это тоже не правильно. Место уничтоженных и арестованных бандитов займут новые. Для того, чтобы искоренить терроризм следует понимать разнообразные причины этого явления.

Первая причина, назовем ее объективной, заключается в том, что в мире есть благополучные и неблагополучные страны и регионы. В одних странах развита промышленность, транспорт, много материальных и духовных благ. В других, свирепствуют нищета, голод, болезни. Именно в таких регионах отчаявшиеся люди готовы к любым, даже непродуманным действиям. Главари террористов подсказывают – «виновники те, кто живет хорошо» и снабжают набранных «борцов» оружием и взрывчаткой. Большинство известных в мире террористов – выходцы именно из таких бедных стран и регионов. В благополучной стране возможны лишь одиночные акты психически неуравновешенных людей, но терроризм как явление слабо выражен.

Бедность, неблагополучие, необразованность – самые главные друзья террористов. Вот почему правительство России выделяет огромные средства на помощь отдельным областям и республикам, стараясь не допустить экономического, образовательного, культурного неравенства. Вот почему террористы стараются уничтожать школы, больницы, мосты и железные дороги, убивают бизнесменов и учителей.

Другую причину можно назвать социальной нестабильностью. Появлению большого числа неустроенных, агрессивных людей способствуют крупные перемены в обществе, сильные потрясения (войны, революции), которые создают основу для экстремизма. Экстремизм – это приверженность к крайним взглядам и действиям, попытка изменить мир насилием. Люди, которые не знают, что их ждет завтра, проявляют нестабильное, часто экстремистское поведение. За последние два десятка лет наша страна испытала много перемен: политических, экономических, идеологических. Это привело к появлению социально неустроенных людей, особенно среди молодежи. Кто-то не может найти работу, кто-то с распадом СССР ощущает потерю Родины, кто-то, наоборот, увлекся идеями независимости своей малой Родины (района, республики), думая, что так будет легче жить. Чем больше социальная нестабильность – тем больше вероятность возникновения и развития терроризма. Поэтому, так не нравится главарям террористов стабилизация, которая происходит в нашей стране.


На появление терроризма оказывает и принятая в обществе ценность человеческой жизни. Вспомним, в чем сущность терроризма – угрожая и уничтожая беззащитных людей, террористы требуют от общества и правительства реализации своих требований. Расчет террористов прост – раз жизнь любого человека для общества представляет главную ценность, то пусть общество и государство ради сохранения жизни отдельных членов поступится другими ценностями – выплатит много денег, выпустит из тюрьмы убийц и мошенников, откажется от территориальной целостности страны. Объектами, мишенями для терроризма в большей степени являются граждане тех стран, руководство которых признает необходимость и проявляет ответственность за сохранность жизни своих граждан. Терроризм невозможен в тоталитарных и авторитарных обществах, где руководству безразлична судьба отдельных людей. В России, где ценность человеческой жизни достаточно велика, террористы пытаются гибелью мирных людей вызвать общественное недовольство проводимой политикой и повлиять на принятие решений властями.

На протяжении нескольких тысячелетий человеческой циви­лизации террористические методы использовались различными государствами, религиозными группами, политическими органи­зациями, криминальными сообществами.

Одно из первых упоминаний о государственном терроре встре­чается в истории Рима. Диктатор Луций Корнелий Сулла для рас­правы со своими политическими соперниками и пополнения казны применил проскрипции - списки лиц, объявленных вне закона на территории Римской империи. Гражданин, убивший указанного в проскрипции человека, получал половину имуще­ства убитого. Система проскрипций была популярна у люмпени­зированных слоев населения, представителей криминала и по­литических аферистов.

В I в. н.э. на территории, ныне занимаемой Израилем, действо­вала организация сикариев, боровшаяся против римлян и пред­ставителей еврейской знати, сотрудничавших с Римом за автоно­мии своих провинций. Вооруженные выступления сикариев пе­реросли в восстание, затем - в Иудейскую войну (в VI в. н.э.), а далее последовали поражение восставших и неисчислимые беды для мирного населения.

В XI - XIII вв. мусульманская шиитская секта исмаилитов, бо­лее известная под именем ассасинов, физически уничтожила пред­ставителей власти Сирии, т.е. халифов-инородцев. Послушники-фидаи по приказу своего повелителя, некоего Старца горы, уби­вали любого обреченного на смерть, несмотря на любые меры предосторожности. В 1256 г. оглот секты - крепость Аламут - пал под ударами монголов, которые полностью истребили ассасинов.

В XII - XIII вв. на фоне борьбы Рима с королевскими династи­ями Европы религиозные авторитеты католической церкви обо­сновали правомочность убийств монархов поданными - монархомахии. К XVI в. идеи монархомахии становятся необычайно ак­туальными. Были убиты противники воинствующего католицизма Вильгельм Оранский (1584), Генрих III (1589) и Генрих IV (1610).

Историки терроризма обязательно упоминают так называемый «пороховой заговор» (1605) Гая Фокса - капитана английской армии - против парламента и короля Якова 1. Предполагалось взорвать здание парламента, в котором должен был присутство­вать король, и реставрировать католицизм в Англии.

В июле 1793 г. французская аристократка Шарлотта Корде зако­лола кинжалом члена Конвента, председателя Якобинского клуба Жана Поля Марата. Причиной послужил кровавый террор, развя­занный якобинцами после падения жирондистов.

Великая Французская революция и наполеоновские войны раз­деляют предысторию и собственно историю терроризма. Ставший классическим массовый террор эпохи Французской революции продемонстрировал модель управления страхом и запустил меха­низм вызревания тактики терроризма. В 1820-х гг. в Италии возни­кают организации, стремящиеся к созданию национального госу­дарства. На Сицилии зарождается мафия для борьбы с монархией Бурбонов. Одновременно на юге страны возникает братство кар­бонариев, раскинувшее свою сеть по всей Италии. Изначально целью этого братства была защита крестьян и сельхозрабочих от произвола помещиков-землевладельцев. Карбонарии предупреж­дали, а затем убивали наиболее жестоких притеснителей. Впо­следствии организация карбонариев приобретает политический характер и ставит задачи борьбы с австрийским владычеством. Все организации использовали террористические методы, устрашая тюремщиков, помещиков, офицеров полиции и государственных чиновников.

В это же время терроризм получил распространение во Фран­ции, Австрии, Германии. На короля Франции Луи Филиппа было совершено семь покушений. В одном из них (1835) было убито 18 и ранено 22 человека.

В 1858 г. итальянец Феличе Орсига совершил покушение на Наполеона III. Был убит герцог Пармский (1854), совершены по­кушения на Фердинанда III Неаполитанского и испанскую коро­леву Изабеллу (1856).

В 1868 г. был убит сербский князь Михаил Обренович III. По два покушения пережили прусский король Вильгельм I и канцлер Отто Бисмарк. Расширяется круг политических движений, прибе­гающих к тактике терроризма. Теперь это не только национальные движения, но и республиканцы, анархисты и другие. Формирует­ся идеология терроризма. Во второй половине XIX в. терроризм приходит в Российскую империю.

С 1880- 1890-х гг. Европа и США переживают расцвет анархо-терроризма: в 1894 г. убит президент Французской республики С.Карно, в 1881 г. смертельно ранен президент США Дж.Гар-филд, в 1901 г. убит президент США У. Мак-Кинли. В это же время происходили и менее громкие террористические акты - взрывы бомб в театрах и ресторанах, убийства крупных и средних чиновников и т.д. Анархо-терроризм пошел на спад лишь с 1910- 1920 гг.

Терроризм в XIX в. превратился в значимый фактор полити­ческой жизни. Минувший XX в. характеризуется повсеместным ростом и качественным преобразованием терроризма. Сложились международные связи террористов. Терроризм охватил Латинскую Америку и Азию, кроме того, превратился в фактор межгосудар­ственного противостояния. Террористические движения стали по­лучать поддержку от стран, выступающих как противники госу­дарства - объекта атак терроризма.

Терроризм дробится на глобально и локально ориентирован­ный. В XX в складываются политические движения, имеющие гло­бальные интересы и претензии, активно использующие тактику терроризма. В порядке возникновения - это международные ком­мунистическое, фашистское и исламско-радикальное движения, состоящие из лидирующих государств-спонсоров и организаторов терроризма и широкого пояса террористических организаций в разных странах - объектах политической экспансии.

В начале XX в. к тактике терроризма активно прибегают нацио­нально-освободительные и революционные движения, действу­ющие на территориях Российской, Османской, Британской им­перий. Некоторые вчерашние террористы превращаются в леги­тимных политических лидеров. Поддержка террористов на госу­дарственном уровне стала элементом международной деятельнос­ти ряда ведущих государств. Во время Первой мировой войны Гер­мания поддерживала ирландских сепаратистов, которые вели борьбу с британской армией в Ирландии методами террора (взрывы на военных объектах и в ресторанах, где обедали английские офи­церы и т.д.); Россия поддерживала боевые организации армянс­кой партии «Дашнакцутюн» («Единство»), действовавшие на тер­ритории Турции. Власти Османской империи организовывали кон­трабандную переправку динамита для российских террористов.

Перед Первой мировой войной действовавшие на территории России террористические структуры: партия эсеров, польские и грузинские националисты получали крупные суммы денег из Япо­нии и Австрии.

Первая мировая война началась в июле 1914 г. с выстрела тер­рориста Гаврилы Принципа, убившего эрцгерцога Фердинанда в Сараево. В результате этой войны распались три империи. Период между двумя мировыми войнами XX в. характеризовался измене­нием географии и видов терроризма. Терроризм на территории определенной страны все более увязывался с внешней поддерж­кой. За спиной террористических группировок отчетливо видны спецслужбы заинтересованных государств. Государственная под­держка терроризма становится одним из основных компонентов политики агрессивных тоталитарных режимов, существенно рас­ширяется география терроризма. Возникают очаги терроризма на Востоке.

В межвоенный период в ряде государств приходят к власти и укрепляются фашистские режимы. На этапе борьбы за власть эти политические течения использовали сочетание легальных и неле­гальных форм деятельности. Наряду с парламентскими партиями эти движения располагали кадрами подпольщиков и боевиками. Фашисты использовали тактику терроризма на пути к власти, а так­же некоторое время и после формального прихода к власти - до создания эффективного аппарата государственного насилия. На этом этапе для расправы с противниками нового режима привле­кались боевики. Например, в Германии - террор штурмовиков Рема с момента прихода Гитлера к власти до «ночи длинных ножей», когда штурмовики были уничтожены (1933 - 1934). Закрепившись у власти и создав систему карательных органов, фашисты перехо­дят к планомерному государственному террору, когда тактика тер­роризма выносится также и за рубеж, превращаясь в один из ин­струментов политической экспансии.

Фашистские режимы, решая задачи политической экспансии, спонсировали терроризм. В 1934 г. в ходе неудавшейся попытки фашистского переворота в Австрии сторонники аншлюса совер­шили убийство канцлера Э.Дольфуса. В том же году усташи (хор­ватские националисты) убили югославского короля Александра I Карагеоргиевича и французского министра иностранных дел Луи Барту. Боровшиеся за независимость Хорватии усташи работали в контакте со спецслужбами фашистской Германии. Этот теракт подорвал один из инструментов, обеспечивавших стабильность в межвоенной Европе - военно-политический союз Чехословакии, Румынии и Югославии под общим названием «Малая Антанта», созданный под патронажем Франции. Инспирированное нациста­ми и совершенное националистами убийство - один из приме­ров того, как руководство фашистской Германии решало свои проблемы.

На межвоенный период приходится активизация Ку-клукс-кла­на (ККК) - одного из самых известных террористических об­ществ, созданного в 1864 г. в Южных штатах США для борьбы с негритянским населением, получившим за три года до этого в результате гражданской войны между Севером и Югом свободу от рабства; ККК позиционировал себя как тайное общество, при­званное защитить собственность и интересы белых граждан от «чер­нокожих разбойников и мародеров». Довольно быстро ККК пре­вратился в праворадикальную расистскую организацию, идеоло­гия и политика которой базируется на принципах шовинизма, расизма, религиозной нетерпимости, садизма. Общество убивало не только негров, но и тех, кто оказывал помощь неграм; обще­ство пользовалось такой поддержкой населения южных штатов США, что ни один из членов общества не был уличен в совер­шенных преступлениях и подвергнут наказанию. Отметим, что члены ККК действовали и действуют практически открыто.

В начале 1920-х гг. ККК был воссоздан и до сих пор состоит из множества многочисленных и независимых групп.

Вторая мировая война - еще один этап в развитии терроризма. В послевоенный период терроризм становится практически гло­бальным явлением и переживает очередное качественное превра­щение. До 1939 г. объектами терроризма преимущественно были представители власти, военные, лица, сотрудничающие с режи­мом, но не мирное население. Гитлеризм, Хиросима и Нагасаки в 1945 г. (уничтожение мирного населения в результате атомной бом­бардировки по распоряжению президента США Г. Трумэна) изме­нили отношение к цене человеческой жизни в глобальных масшта­бах. Сформировалась теория и складывается практика современного терроризма. Теперь субъект терроризма - мощная профессиональ­ная организация, опирающаяся на поддержку государства - спон­сора терроризма. Прямые объекты террористического насилия - мирные граждане, иностранцы, дипломаты. Теракт - механизм давления на власть через общественное мнение и международное сообщество. Противостояние терроризма и либерального государ­ства - это противостояние двух культур, кардинально различа­ющихся по своему отношению к цене человеческой жизни.

После войны узел национальных проблем окончательно сме­щается на Восток и на Юг. Исчезают фашистские режимы, спон­сирующие терроризм. В 1960 гг. складывается исламский круг государств-спонсоров терроризма. Во главе этих государств стоят как светские панарабские националисты фашистского толка, так и исламские фундаменталисты.

С 1945-1948 гг. на новый уровень государственного терроризма перешла одна из сверхдержав - США, единственная из стран ан­тигитлеровской коалиции, не имевшая во время Второй мировой войны ущерба на своей территории и получившая громадные ди­виденды социального и экономического характера практически за счет страданий и крови европейских народов. На пути США к пол­ному мировому господству в эти годы стоял Советский Союз, вы­несший основные тяготы борьбы с фашизмом, обладающий гро­мадным авторитетом во всем мире, имеющий грандиозные ресур­сы, как природные, так и человеческие. В частности научный и интеллектуальный потенциал Советского Союза создавал возмож­ность мирного использования атомной энергии, выхода человека в космос, исследования богатств Мирового океана и т.д.

В 1948 г. основатель американского Центрального разведыва­тельного управления (ЦРУ) А. Даллес обстоятельно сформулиро­вал стратегические положения относительно главного соперника США - СССР, обладающего вместе с тем самыми большими в мире запасами природных ресурсов: «Посеяв там хаос, мы неза­метно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности поверить. Как? Мы найдем единомышлен­ников, своих союзников и помощников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масшта­бу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, оконча­тельного, необратимого угасания его самосознания.

Мы будем всячески поддерживать, и поднимать так называемых «художников», которые станут насаждать и вдалбливать в челове­ческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства, словом - всякой безнравственности.

Мы будем незаметно, но активно способствовать самодурству чиновников, взяточничеству, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут подаваться как добродетель...

В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Честность и порядочность будут высмеиваться и никому не ста­нут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и на­глость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом, беззастенчивость, предательство, национа­лизм и вражда народов, прежде всего вражда и ненависть к рус­скому народу, ловко и незаметно культивируемые, расцветут махровым цветом.

И лишь немногие, очень немногие будут догадываться о том, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное со­стояние, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать. Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, растлевать, развращать ее. Мы сделаем из них молодых циников, пошляков, космополитов». 1

В последние годы США интенсифицировали политику двойных стандартов: Усанабен Ладен получает поддержку и вооружение от США, он выполняет задачи, поставленные перед ним американ­цами в Афганистане, но становится врагом № 1 для США после того, как обращает оружие против своих заокеанских хозяев; Ша­миль Басаев внесен США в список международных террористов, но ведущие телевизионные каналы предоставляют ему свой экран (июль 2005 г.) для пропаганды терроризма на территории Рос­сии...

В Европе после войны действует ряд сепаратистских движений. Крупнейшие из них - Ирландская республиканская армия (ИРА) (после обретения в 1914 г. Ирландией независимости она борется за присоединение к ней Северной Ирландии, входящей в состав Объединенного Королевства; активность ИРА особенно возросла с 1970 г. 2) и ЭТА (Euskadi ta Ascatasuna), созданная в 1959 г. в Испании для борьбы за полную независимость Басконии. Лидеры ЭТА пришли к сочетанию национализма и марксизма; пик актив­ности ЭТА падает на 1960- 1980-е гг. (одна из наиболее известных акций - убийство премьер-министра Испании Карьеро Бланко в 1973 г.). В настоящее время активность ЭТА снижена, организация пережила серию разгромов и арестов, ее популярность и поддер­жка среди масс падает. Кроме ИРА и ЭТА можно упомянуть бри­танских и корсиканских сепаратистов во Франции, валлонских - в Бельгии.

Ярким явлением истории послевоенного Запада стал «левый» терроризм. Он охватил Испанию, Португалию, Францию, Ита­лию, ФРГ, Японию, США. Самый мощный натиск леворадикаль­ного терроризма пережили Испания, Италия и ФРГ.

В Испании в середине 1960-х гг. была создана промаоистская «Коммунистическая партия Испании». В качестве боевой органи­зации этой партии в середине 1970-х гг. выступали «Революцион­ный патриотический и народный фронт» (ФРАП) и «Группа пат­риотического антифашистского сопротивления первого октября» (ГРАПО). Пик активности этих структур падает на вторую поло­вину 1970-х гг.

В 1970 г. в Италии возникает организация марксистского толка «Красные бригады». Пик ее активности приходится на вторую половину 1970-х - начало 1980-х гг. Наиболее громкая акция - похищение и последующее убийство лидера христианских демок­ратов Альдо Моро в 1978 г. Другая организация анархистского тол­ка «Рабочая автономия» тяготела к массовым акциям и стремилась разворачивать городскую герилью (пикетирование, захват предпри­ятий, порча оборудования и т.д.)- С начала 1980-х гг. итальянский терроризм пребывает в кризисе.

Левый терроризм в ФРГ восходит к студенческим бунтам 1968 г. Организация «Фракция Красной армии» (РАФ) имела целью раз­вязывание в стране пролетарской, коммунистической революции и была исключительно активна в 1970-1972 гг. После ее разгрома в ФРГ возникло «Движение июля», взявшее своей эмблемой крас­ную звезду и пулемет. Максимум активности этой организации падает на 1975 г. Террористы захватывали в заложники крупных политиков в 1974 г., убили президента Верховного суда Гюнтера фон Дренкмана. Самая известная акция западногерманских терро­ристов - похищение председателя «Союза германских промыш­ленников» Ганса Шляйера в 1977 г. В ответ на этот теракт прави­тельство страны создало спецподразделения по борьбе с терро­ризмом. В 1981 -1982 гг. полиция разгромила террористические организации. Большинство их членов было арестовано; уцелевшие эмигрировали и затаились.

В США в конце 1960-х гг. возникает группа «Weathermen». Вслед за пиком ее активности в начале 1970-х гг. последовал ее разгром. Другая организация - «Объединенная освободительная армия» заявляет о себе в начале 1970-х гг. Пик ее известности связан с похищением Патриции Херст - дочери газетного магната, кото­рая затем выразила желание вступить в ряды этой организации. В последующие годы левый терроризм в США быстро идет на убыль.

Достаточно серьезный натиск террористов с конца 1960-х гг. пережила Япония. Самая крупная организация - «Фракция крас­ной армии», позднее - «Красная армия Японии». Японские ле­вые террористы отличались авторитарным стилем, маоистской риторикой, самурайской преданностью делу и презрением к смерти. Они стали известны после побоища в аэропорту Лод (в 1975 г.), где были убиты 25 человек. Вскоре организация была разгромлена и ушла с территории Японии, перенеся активность по развязыва­нию мировой революции вначале в Европу, а затем в страны Азии.

В 1960-х открывается новый фронт левого терроризма - Ла­тинская Америка. Импульс к разворачиванию партизанских и тер­рористических движений в странах Латинской Америки задавала Кубинская революция. Придя к власти, сторонники Фиделя Кастро стали энергично налаживать «экспорт революции».

Специфическая ситуация сложилась в Турции, на границе Ев­ропы и Азии. Наряду с курдскими сепаратистами здесь действова­ли как «правые», так и «левые» террористические организации.

В 1970-х гг. страна переживала острый модернизационый кризис, выражавшийся, в том числе в противостоянии правого и левого экстремизма. Правые организации - фашистского толка, а ле­вые - промаоистские интенсивно боролись с правительством и друг с другом. Широко практиковался безадресный террор - взры­вы на объектах массового посещения. Пик активности пришелся на конец 1970-х гг. Правительству удалось локализовать собствен­но турецких террористов, а активность сепаратистов из «Курд­ской рабочей партии» удалось снизить лишь в последнее время, чему способствовал арест ее лидера Абдуллы Оджалана.

Динамично разрастался с 1960-х гг. до начала XXI в. ареал вос­точного терроризма. Исторически терроризм XX в. на Востоке вы­рос из палестинской проблемы. Террористическая организация ФАТХ (одно из названий Движения национального освобожде­ния Палестины), возникшая в 1950-х гг. в Египте, провозгласила своей целью борьбу с Израилем до его уничтожения и создания палестинского государства. В 1968 г. формируется «Организация ос­вобождения Палестины» (ООП), председателем которой в 1969 г. становится лидер ФАТХ Ясир Арафат; ООП вела долгую упорную борьбу во имя обретения палестинской государственности. Созда­ние в 1993 г. Палестинской автономии стало возможно на основа­нии политического компромисса, предусматривавшего отказ ООП от ликвидации израильской государственности и от методов тер­роризма, признанного далеко не всеми ее членами.

Палестинцы продолжают бороться за создание полностью суве­ренного государства и обретение приемлемых для себя границ, ис­пользуя легальные и нелегальные формы. Формально ООП и Пале­стинское руководство отказались от террористических методов. Од­нако на территории Автономии под крылом ООП действуют тер­рористические структуры «Хамаз», «Исламский джихад» и др.

Особенности палестинского терроризма: широкое использова­ние безадресного террора, подготовка и использование террори­стов-смертников в массовом порядке, планирование и реализа­ция громких акций, ориентированных на мировое общественное мнение (угоны самолетов и др.), гибкое использование террори­стических актов как элемента политики.

Таким образом, более четырех десятилетий идет практически непрерывная война, которая давно уже вышла за рамки противо­стояния израильтян и палестинцев. Разрастание терроризма на Востоке фиксирует двуединый процесс-активизацию исламского экстремизма и рост его противостояния западному миру. Поддержка Израиля со стороны США и солидарность иных государств с на­родом Палестины втягивала многие страны мира в это противо­стояние. Включение стран исламского мира в процессы модерни­зации дестабилизирует традиционные общества и мобилизует их на противостояние источнику модернизационных процессов. Такие факторы, как крах колониальной системы, гигантские доходы от экспорта нефти, связанная с процессами «исламского возрож­дения» растущая солидарность исламских государств способство­вали формированию и разрастанию террористического комп­лекса.

В 1970-х гг. западный мир переживал пик террористического наступления. В это время окончательно формируется система меж­дународного терроризма. Тактические цели самых разных игроков совпадали в одном: и террористические организации и государ­ства-спонсоры взаимодействовали во имя общей цели - дестаби­лизации Запада. Например, известный террорист венесуэлец Ильич Рамирес Санчес работал как на группировки, отколовшиеся от ООП, так и на лидера Ливии Муамара Каддафи.

В конце 1970-х гг. в исламском мире начинается поворот от свет­ских ориентиров к исламским ценностям. Иранская революция 1978 г. ознаменовала эпоху наступления религиозного фундамен­талистского радикализма, отличающегося предельным накалом страстей и глобальными устремлениями, переходом к священной, без границ, «войне с неверными» - джихаду.

Особого упоминания заслуживает ситуация в Индии. Полиэт-ничное и поликонфессиональное индийское общество развивает­ся весьма болезненно.

Межэтнические стычки и межконфессиональные беспорядки происходят регулярно. Террор стал устойчивым элементом индий­ской реальности. Среди наиболее громких актов убийство премьер-министра Индиры Ганди (1984) индуистами-фундаменталиста­ми, убийство премьер-министра Раджива Ганди (1991) членами базирующейся в Шри-Ланке организации «Тигры освобождения Тамил-илама (Liberation Tigers of Tamil Ealam). Один из устойчи­вых центров терроризма в Индии - штаты Джамму и Кашмир, примыкающие к Пакистану и населенные преимущественно му­сульманами.

Разгрому левого терроризма непосредственно предшествовал распад коммунистического лагеря. Но сохраняется и растет арабо-мусульманский, спонсируемый Западом, очаг терроризма. Кроме того, сохраняется традиционный сепаратистский терроризм в Европе, Индии, Шри-Ланке и других странах.

В последние годы сложилась так называемая «дуга нестабиль­ности», тянущаяся от Индонезии и Филиппин до Боснии и Алба­нии. Одна из примет этой дуги - терроризм, направленный про­тив носителей неисламской (христианской, иудаистской, индуист­ской) идентичности или носителей светских ценностей в тради­ционно исламских странах. Это позволяет таким крупным теоре­тикам международных отношений, как Самуэл Хантингтон, го­ворить о противостоянии переживающего кризис модернизации исламского мира и динамичной цивилизации Запада.

В 1990-х гг. на территории распавшейся Югославии возник но­вый очаг терроризма. К его методам прибегали разные этнические и конфессионально ориентированные силы. В последнее время по мере стабилизации политической ситуации здесь наблюдается спад террористической активности. Однако югославский терроризм жив. Политическое убийство премьер-министра Сербии Зорана Джин-жича в 2003 г. потрясло всю страну.

В 1990-х гг. возник очаг терроризма на территории Алжира. В 1992 г. правящий светский режим отменил результаты выборов, на которых одержала победу фундаменталистская политическая организация - Исламский Фронт Спасения. Следствием этого стало развязывание волны терроризма. Власть ответила жесточай­шими репрессиями. Практически в стране развернулась граждан­ская война. Террор власти и терроризм религиозных фанатиков привели к чудовищным по масштабам жертвам. Погибли десятки тысяч людей. Алжирский терроризм отличало широкое примене­ние массового безадресного террора. Ситуация нормализовалась лишь к концу минувшего столетия.

В Израиле напор терроризма нарастал в течение всех 1990-х гг. Теракты происходят практически ежедневно. Сложилась патовая ситуация: Израиль не может уничтожить инфраструктуру и базу терроризма, а антиизраильские силы - заставить Израиль выпол­нить их требования.

Примета последнего десятилетия XX в. - нескончаемые войны в Афганистане, Чечне, Югославии. На этих площадках вызревают террористические организации, происходит профессионализация террористов, складывается интернациональное сообщество вои­нов Джихада. В 1988 г. создается Аль-Каида - интернациональная организация исламских фундаменталистов, осуществляющая бое­вые операции по всему миру. Созданию и развитию ее во многом способствовали США, стремившиеся изгнать СССР из Афганис­тана. По неофициальным данным ЦРУ выделяло ежегодно на под­готовку и военную помощь моджахедов около 500 млн. долл. Среди наиболее крупных получателей американского оружия был и Уса­ма бен Ладен, о чем так не любят вспоминать американцы. Боль­шая часть того оружия все еще используется.

Основная цель Аль-Каиды - ниспровержение светских режи­мов в исламских государствах и установление исламского поряд­ка, основанного на шариате. В 1998 г. Бен Ладен объявил о созда­нии международной организации «Исламский мировой фронт для джихада против евреев и крестоносцев», в который наряду с Аль-Каидой вошли алжирские, пакистанские, афганские, кашмир­ские и Другие террористические организации, действующие прак­тически на всем пространстве исламского мира (в Афганистане, Алжире, Чечне, Косово, Пакистане, Сомали, Таджикистане, Йемене).

Взрыв торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. стал еще одной вехой в истории терроризма. Создание международной антитеррористической коалиции, объявление терроризма ведущей опасностью для мировой цивилизации, изжитие его из мировой практики возведены в ранг первоочередных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Россия, испытавшая на себе замет­ные удары терроризма, вошла в антитеррористическую коалицию. Крушение режима талибов в Афганистане и изгнание из страны Аль-Каиды не остановило террористической активности. Борьба продолжается.

Мы часто слышим это пресловутое слово «терроризм». Ни один выпуск новостей без него не обходится. Сейчас, после операции России в Сирии против «Исламского государства» (запрещено в РФ), теракты ждут на нашей территории. Но мы обратимся к теории и истории вопроса. Это слово, «терроризм», уже почти затерто, и почти потеряло первоначальный смысл. Каковы его истоки, насколько терроризм – древнее явление? Как он пришел в нашу жизнь?

Храм Артемиды – это тот же «Норд Ост»
Терроризм как серьезная международная проблема общества встал на рубеже третьего тысячелетия. Особенности террора сегодня – его внезапность, зрелищность и жестокость. Однако вопрос этого «общественно опасного действия» уходит корнями на столетия назад, а подобные ему отголоски можно проследить и во времена античности. Политические заговоры, перевороты и убийства стали существовать с того момента, как люди начали заниматься политикой. На что направлены требования экстремистов? Как восприняло явление террора общество? Давайте проанализируем терроризм как феномен общественной жизни, вышедший за грани «добра и зла».
Рассматривая историю проявлений террора, хотелось бы обратиться к временам античности, чтобы упомянуть факт сожжение храма Артемиды в Эфесе. Поджигателем стал молодой житель Эфеса Герострат, а само событие поджога точно зафиксировано в 356 году до н.э. Безусловно, что террористическим актом в то время, да и сейчас, этот случай трудно назвать. Герострат не выдвигал никаких идеологических, политических или социальных требований, а совершил данное кощунство лишь для того чтобы прославиться у потомков. Также, во время данного теракта, никто из людей не погиб (кроме самого Герострата, впоследствии казненного за совершенное преступление). Однако с точки зрения уголовного кодекса, данный факт можно расценить как уничтожения имущества общественно опасным способом, т.е. «подогнать» под статью УК о терроризме (сожжение храма Артемиды вполне может сойти за захват заложников при показе «Норд Оста», но еще более оно похоже на уничтожение талибами в Афганистане буддистких статуй). Но даже не это главное. На мой взгляд, можно проследить параллели между Геростратом и современными террористами в плане мотивов совершения террористического акта, а именно – если не желание войти в историю, то, по крайней мере, сделать так, чтобы о тебе говорили. Но Герострату удалось и прославиться, и навсегда войти в историю. В античности не было средств массовой информации, «слава» о молодом эфесце расходилась по всей Греции в течение десятков лет после поджога храма. Его имя и поступок были зафиксированы античными историками и сохранены для потомков. Практически всегда, желание произвести впечатляющий эффект, сделать так, чтобы тебя услышали и говорили о тебе долго и много, будет играть важную роль на протяжении всего террористического движения. В отсутствии СМИ нужен был иной способ распространения информации. Пример Герострата не единственный в истории в распространении славы о том или ином девиантном действии. В первом веке нашей эры группа людей, с современных позиций рассматривающаяся как террористическая, выразила такой способ фиксации шокирующего акта путем неоднократного совершения его в общественных местах. Имеются в виду действия, проводимые в Иудее так называемыми сикариями – тайной иудейской сектой, выступавшей против римского владычества и пособничающих римлянам иудеям. Цель их действий состояла в том, чтобы усилить сопротивление римской оккупации со стороны гражданского населения. Своим оружием сикарии выбирали кинжал или короткий меч (сика). В акты террора и в инструмент социального влияния эти убийства превращал выбор места их совершения. Так, иудейский историк Иосиф Флавий отмечает: «Они смешивались во время праздников с народною толпою, отовсюду стекавшеюся в город для отправления своих религиозных обязанностей, и без труда резали тех, кого желали. Нередко они появлялись также в полном вооружении во враждебных им деревнях, грабили и сжигали их». Сикарии понимали, что они не способны оказать какого-либо внушительного влияния на оккупационные власти Рима. Но своими действиями они стремились объединить рядовых евреев на борьбу и восстание, а также выразить предупреждение новой римской власти.

«Общество спектакля»
Важную роль всегда играла готовность и желание самого общества воспринимать зрелища. Потребность в таковых зарождается в той среде, которую французский философ Ги Дебор назвал «обществом спектакля». Спектакль как мировоззрение, «облекшееся плотью материального». Особенно желание «засветиться» начнет касаться современных террористов 20 – 21 веков, когда террор, посредством единого информационного пространства, навсегда войдет в каждый дом. Охват такого пространства – весь мир. Слава будет приобретаться с целью запугивания гражданского населения путем психологического давления на массы и устрашения политиков, а СМИ будут играть в этом отношении важную роль проводника. Восприятия террористических действий как спектакля, близко изначальному определению понятия «террор», которое дал еще Аристотель. В Древней Греции террором назывался ужас, испытываемый зрителями в театре в ожидании развязки трагедии. В наши дни, это фактически тот же ужас в глазах огромного большинства, создаваемый радикальным меньшинством. Сегодня, среди многообразия телевизионных каналов, каждый из них зачастую стремится преподнести зрителю лишь мнимую сенсацию, показать тот или другой теракт в «новом свете» только ради поднятие своего рейтинга. «Террористические акты – это эмоционально возбуждающие и определенно плохие новости (хорошие для журналистов). Поэтому, говоря на журналистском жаргоне, террористические события – это «хорошее пастбище для продажи» – для читателей, слушателей и выразителей различных точек зрения (Соснин В.А.)». Зритель воспринимает такой плюрализм информационных источников как возможность выбрать альтернативу, однако, все они всегда направлены на один эффект. Способность СМИ, а также современной киноиндустрии, создавать альтернативную реальность, вообще очень велика. С каждым годом развитие технологий делает нереальное вполне себе реальным. В киноиндустрии последних лет, функцию создания погружающего в себя пространства, начинают играть так называемые 3D технологии. От специально оборудованных кинотеатров, трехмерные технологии уже вышли на «узкий» экран домашних телевизоров. Уже с 2010 года человек может смотреть на мир 3D через красно-синие очки. Славой Жижек, анализируя сложившуюся ситуацию в США после 11 сентября, характеризует падение башен-близнецов как падение виртуального мира «благополучия». Он сравнивает крупнейший теракт в истории человечества с обнаружением героем фильма «Матрица» материальной реальности. Для Нео (Кеану Ривз) открывается, что видимый мир является лишь виртуальным, а в обнаруженной материальной реальности, на самом деле, все лежит в руинах. Виртуальная реальность выдает себя за действительное в «глянцевой обложке», но на деле не является таковым. Таким образом, воспетое социальное благополучие Америки, одной из визиток которого и был Всемирный Торговый Центр, вдруг оказывается в руинах. При этом, стирается грань между материальным и виртуальным мирами настолько, что остается непонятной первоначальная визуальная идея «самолета, врезающегося в небоскреб». Зритель столько раз видел подобную картину на киноэкране и мониторе, что новостные кадры о взрыве башен-«близнецов» многими воспринимались как артефактные, сотворенные по подобию уже виденного. «Странным образом ужасные международные террористические сети сначала появляются в романах и фильмах, порожденных фантазией англо-американских писателей, выходцев из спецслужб. А затем эти фантазии материализуются в “Аль-Каиде” и других подобных формированиях». Наконец, российская власть объявляет чеченских сепаратистов международными террористами, и они действительно таковыми становятся. Тут же в обществе начинает подогреваться страх перед открывшейся реальностью. Восприятие спектакля террора в информационном пространстве в остальной части света проходит, подобно сюжетам об изменении климата, как нечто неизбежное, идущее своим чередом или как очередное ток-шоу. Только теперь вслед за ужасающими кадрами разрушений следуют комментарии о необходимости ответного удара. Правительство Соединенных Штатов, в целях большей эффективности настройки (перенастройки) своих граждан по кампании против терроризма, использует термин “война”. Оно делает людей готовыми к применению крайних мер; оно также позволяет правительству использовать язык войны, тем самым поддерживая людей в высоком эмоциональном напряжении.

Продолжение следует

По мере расследования уже не остается никаких сомнений - а у многих их и не было изначально - что последний теракт в Санкт-Петербурге - дело рук террористов, вдохновляющихся в своей войне против современности одной из мировых религий - исламом. Для краткости таковых называют сегодня исламскими террористами.

Правда, этот не вполне безупречный термин вызывает острую аллергию в некоторых, прежде всего, в мусульманских кругах, доказывающих, что ислам - это религия мира и добра, что вообще нельзя ассоциировать терроризм с той или иной религией или национальностью, так как преступники это преступники, и ничто больше. Конечно, на эту злободневную проблему современности можно посмотреть и под этим углом зрения. Многие мусульмане, либералы и левые так часто и делают. Кто искренне, а кто совершенно не искренне.

Зато остальные, видя теснейшую связь современного политического ислама и терроризма, отвергают заводящую в тупик такого рода "политкорректность". Тем более, что сами террористы постоянно ссылаются, совершая свои преступления, на Аллаха, и клянутся в верности своей религии, воспринимая окружающий мир через призму джихада. Да и специалисты и эксперты из числа критиков исламского терроризма в споре с настаивающими на миролюбии ислама оппонентами могут доказать со ссылками на тот же Коран и конкретные совершенные исламистами теракты по всему миру, что ислам это, напротив, религия войны.

Поэтому термин "исламский терроризм", увы, все же имеет право на существование. Смычка ислама и терроризма это факт, не зависящий от наших субъективных желаний. Признаем мы его или нет, он существует. Мы не будем вести войну цитат, подтверждающих или опровергающих это. Хотя бы просто потому, что в Коране есть все, также как и в Библии, любому деянию всегда можно найти оправдание. В Священной Книге христиан (Евангелие от Матфея), например, даже говорится, что Христос принес в мир "не мир, но меч", и она тоже вдохновляла в свое время участников Крестовых походов. Мы же не отрицаем, что помимо небесной мотивации ими владели и чисто земные страсти, что нередко крестоносцами совершались и преступления?

Не все мусульмане террористы, но все террористы мусульмане?

Существует модная поговорка - "Не все мусульмане террористы, но все террористы мусульмане". Она претендует на истинность, но ею не обладает. Террористы бывают разные. Иногда террористов вдохновляет идеология, иногда - этнос, иногда - религия. Иногда это смесь и того, и другого. Это всегда оружие слабых. Как правило, их цель - не победить непосредственно, а запугать врага, заставить его бояться, испытывать страх, посеять панику и дискредитировать власть, создать предпосылки для ее захвата.

Шри-Ланка. 1 января 1991 г. Вооруженный конфликт в Шри-Ланке. Разминирование саперами ланкийской армии укрепленных позиций экстремистов группировки Тигров освобождения Тамил Илама (ТОТИ) около практически полностью покинутого мирным населением города Талайманар на северной оконечности острова. Латышев Л./Фотохроника ТАСС

Квази-государства "Тигров освобождения на северо-востоке Шри-Ланки, просуществовавшее почти 20 лет, и трещащее по швам ИГИЛ (запрещено в России) в Сирии и Ираке - это исключения. Терроризм также - это всегда финансы, так как без денег, увы, никто в этом мире ничего не добьется. Очень часто террористы получают финансирование от других стран, которые используют их в своих целях против своих соперников. Иногда сами террористы облагают добровольно-принудительными "налогами" соплеменников или самофинансируются путем преступной деятельности, в последнее время прежде всего путем производства и продажи наркотиков…

Какие бывают террористы?

Идеологические террористы, процветающие при диком капитализме и в условиях вопиющей социальной несправедливости, представлены сегодня в основном в Латинской Америке и в Азии. Наиболее наглядным примером можно считать контролирующую почти половину территории Колумбии леворадикальную повстанческую группировку Революционные вооружённые силы Колумбии - Армия народа (РВСК-АН). Она вдохновляется идеями Маркса, Ленина и Боливара, борется "за социалистическое общество" и "восстановление справедливости". Религия не играет большой роли в этом проекте, если не считать, конечно, коммунизм религией. Однако многие рядовые члены, номинальные католики, могли бы сказать вслед за бывшим президентом Венесуэлы Уго Чавесом: "Для меня Рождество - это Христос. Христос - бунтарь, Христос - революционер, Христос - социалист".

Очень похожее типологически на Колумбию явление наблюдается в … Индии, в большинстве штатов которой, особенно в восточных и южных районах страны, действуют маоистские повстанческие группировки наксалитов. Возникшие нередко на племенной основе для защиты местного населения от эксплуататорского произвола капиталистов и жестокости полиции, они создали огромный "красный пояс", в котором стали реальной властью. Индийские власти считают наксалитов, выступающих под красным флагом с серпом и молотом и являющихся своеобразными "робин гудами" для местного населения, главной угрозой национальной безопасности. Поэтому во многих местах в Индии лучше летать на самолетах, чем ездить на поездах или передвигаться по дорогам.

Наиболее наглядным примером терроризма на этнической почве, в основе которого также лежат обычно социально-экономические претензии к существующему порядку, можно считать разгромленных при участии ведущих стран мира ланкийскими вооруженными силами тамильских "тигров" в Шри-Ланке или многочисленные курдские группировки. Естественно, террористами они себя не считали и не считают, предпочитая термин "национально-освободительное движение". Но при том, что их претензии зачастую справедливы, методы достижения целей остаются террористическими.

Курды, не отличаясь в религиозном отношении от турок, сирийцев, иракцев и иранцев, активно действуют в трех из этих стран, распыляя свои усилия и демонстрируя, при всех своих сильных сторонах и природной воинственности, устойчивую неспособность создать свое собственное государство, чему, конечно, мешают и соседи, не желая расставаться с частью своей территории. А вот у ланкийских тамилов это де-факто получилось. ТОТИ, исповедовавшая тамильский национализм и социализм, до сих пор остается "образцовой" террористической организацией. У этой группировки была эффективная администрация, все виды вооруженных сил - вплоть до военной авиации и флота, она занималась образованием, пропагандой, работой с тамильской диаспорой. Все самое убийственное террористическое ноу-хау, которые используют сегодня террористы по всему миру, пошло от тамильских "тигров", прежде всего, обвешанные взрывчаткой смертники, в роли которых нередко выступали женщины. Одна из них взорвала на предвыборном митинге готовившегося вернуться к власти в Индии Раджива Ганди. Никто до сих пор не может сравниться с "тиграми" по числу уничтоженных в той или иной стране видных политических деятелей и военачальников. У каждого тамильского боевика в Шри-Ланке, будь он номинально индуистом или христианином, это не имело значения, была ампула с цианистым калием. Живыми в плен "сингальской армии" они попадали поэтому очень редко - в этой решимости умереть они до сих превосходят всех остальных террористов.

Почему исламские террористы - особенные?

Однако эти виды терроризма являются проблемой только внутри отдельных стран. Террористы, апеллирующие прежде всего к идеологии или этносу, не являются сегодня глобальной проблемой.

Так было поначалу и с терроризмом, который теперь называют исламским. Появление на Ближнем Востоке в 1948 году государства Израиль, выигравшего все войны со своими арабскими соседями, ущемление прав палестинского населения в еврейском государстве закономерно привело к всплеску террористической деятельности и появлению палестинских террористических группировок. При поддержке - финансами и оружием - внешних сил их число множилось, и они становились все более радикальными, развернув борьбу с Израилем и израильтянами не только в регионе, но и по всему миру, будь то Мюнхен, Париж или Энтеббе. Но все же в целом это была борьба между израильтянами, которым помогали их союзники, и палестинцами, которым помогали другие арабы и другие союзники.

В результате серии терактов в Кабуле погибли более 30 человек. Фото: Rahmat Gul/AP/TASS

По-настоящему глобальным исламский терроризм стал в связи с Афганистаном. США удалось заманить в эту страну СССР, сыграв на страхах Москвы в связи с вероятным появлением поддерживаемого американцами и враждебного СССР режима в Кабуле, который мог бы дестабилизировать оттуда советскую Среднюю Азию. Вмешавшись во внутриафганские междоусобицы, посадив в Кабуле своих марионеток, СССР оказался в положении, в котором сейчас находятся США и их союзники. Даже в худшем. Против "шурави" выступали не только многочисленные афганские региональные царьки, но и все соседние с Афганистаном государства. Из них, как и из ведущих западных стран, а также Китая афганским моджахедам через прозрачные границы устремились потоки финансирования и оружия, потянулись добровольцы. Создалась гремучая смесь из ислама, в покушении на которой обвиняли СССР, стремившийся превратить Афганистан в более современное государство и развивать его экономику в интересах самих афганцев, и терроризма. Этот коктейль после того, как СССР был вынужден уйти из Афганистана, распространился оттуда по всему исламскому миру. Новым врагом этого политизированного, замешанного на терроризме ислама оказались - помимо России - бывшие спонсоры этого проекта. А именно США и другие западные страны, а также светские или не слишком радикально настроенные арабские режимы. Государства, где имеется мусульманское население, вроде Китая.

Так и появилась эта глобальная угроза - исламский терроризм, который вызывает сегодня такую озабоченность во всем мире. Виноваты в этом практически все - США, СССР, Израиль, Китай, другие страны, пытавшиеся реализовывать свои цели, сделав ставку на "оружие слабых" или войну чужими руками. Но виноваты в этом не только внешние игроки и иностранные провокаторы. Мусульмане должны обратить внимание и на самих себя. Все ли они сами делают так, как надо? Не коренятся ли и в них самих проблемы, в которых они обвиняют других? Например, как можно обеспечить мусульманам в любой стране достойный уровень жизни при уровне рождаемости, как в секторе Газа или Пакистане с Афганистаном? Его не потянет ни одна экономика в мире! И виноваты в этом не немцы, не американцы, не русские и даже не глобальная экономика.

Наши выводы

Все признают, что ислам обладает мощным мобилизационным потенциалом. Это самая молодая и поэтому самая требовательная, самая прозелитическая из всех мировых религий. И когда она соединяется с обкатанной в течение последних десятилетий террористической инфраструктурой, массовым недовольством социально-экономическими условиями, коррупцией в различных странах, естественной слабостью их экономической базы, мы получаем то, что имеем. Создать рай на земле вряд ли получится. Тем не менее мусульмане все чаще начинают ненавидеть тех, кто им якобы мешает достойно жить. И они мечтают поскорее попасть в свой мусульманский рай, чтобы наслаждаться отсутствующими в реальной земной жизни благами и там "лицезреть Аллаха". А самым доступным для большинства нетерпеливых мусульман способом добиться этого является, увы, путь шахида. Так и появляются во все большем количестве исламские террористы: они не цепляются за жизнь, которую не ценят - и в том, что касается их самих, и других - и готовы умереть в любой момент за свою ложно понятую веру ради предполагаемого блаженства потустороннего мира.

Как специфическое явление общественно-политической жизни терроризм имеет свою историю, без знания которой трудно понять причины и движущие силы нынешнего терроризма.

История терроризма уходит в века. Террористические акты насилия нескончаемой чередой сопровождают развитие цивилизации.

Одно из первых упоминаний связано с терактами, совершенными в 66-73 гг. до н.э. еврейской политической группировкой зелотов (буквально "ревнителей"), боровшихся методами террора против римлян за автономию Фессалонии.

В I веке н.э. в Иудее действовала секта сикариев (сика – кинжал или короткий меч), уничтожавшая представителей еврейской знати, сотрудничавших с римлянами.

В средние века представители мусульманской секты ассошафинов убивали префектов и калифов. В эти же времена политический террор практиковали некоторые тайные общества в Индии и Китае.

В Европе еще Фома Аквинский и отцы христианской церкви допускали идею убийства правителя, враждебного, по их мнению, народу.

В последующей истории можно найти примеры терроризма самого различного плана. Как символы жестокости и неоправданного насилия вошли в историю инквизиция, Варфоломеевская ночь, Великая Французская буржуазная революция, Парижская коммуна. Характерно, что само понятие "террор", по мнению некоторых специалистов, возникло именно во время Великой Французской буржуазной революции.

В начале XIX века в Европе стали возникать террористические организации, в основном революционного, уголовного и националистического характера. Именно тогда впервые появились мафия, калюра, братство партопариев.

Ряд террористических организаций носил романтическую революционную окраску (карбонарии в Италии, народничество в России). Их идейные руководители в плену иллюзий считали, что через террор можно прийти к социальной справедливости и всеобщему благосостоянию. К сожалению, эти заблуждения находят почву и сегодня.

В середине XIX века появились и свои теоретики в области террора. К ним можно отнести немецкого радикала Карла Гейнцена. В своей статье "Убийство" он отвергал понятие морали и провозглашал правомерность террора против господствующего класса. Он считал, что силе и дисциплине реакционных войск нужно противопоставить такое оружие, с помощью которого небольшая группа людей может создать максимальный хаос. И здесь Гейнцен надеялся на отравляющий газ, ракеты, а также требовал поиска новых способов уничтожения. Это – так называемая «философия бомбы».

Концепция «философия бомбы» была развита дальше и углублена в «теории разрушения» Бакунина (яд, нож и веревка).

Во второй половине XIX века террор особенно пышно расцвел на основе анархистских и националистических взглядов. Жертвами террора стали такие высокопоставленные лица, как король Франции Луи Филипп, император Фридрих Вильгельм, император Александр II и др. Терроризм становится постоянным фактором общественной жизни. Его представители – русские народники, радикальные националисты в Ирландии, Македонии, Сербии, анархисты во Франции, а также аналогичные движения в Италии, Испании, США.


До Первой мировой войны терроризм считался орудием левых. Но, по существу, к нему прибегали националисты и индивидуалисты без политических платформ.

В России после октябрьской революции вспыхнул «белый террор». Большевики ответили «красным террором». Российское анархистское движение 1917-19 гг. также свелось к экспроприациям и открытому террору, причем зачастую под видом анархистов действовали бандиты и авантюристы.

С окончанием Первой мировой войны терроризм на свое вооружение взяли правые – национал-сепаратисты и фашисты в Германии, Франции, Венгрии, «Железная гвардия» в Румынии. Созданный в фашистской Германии механизм диктатуры включал в себя отличавшийся крайней жесткостью террористический аппарат: СА, СС, Гестапо, «Народный трибунал» и др. Фашизм явился смертельной угрозой для всего человечества, поставив под вопрос существование многих народов. Использовалась тщательно разработанная система массового уничтожения людей, по некоторым подсчетам, через концентрационные лагеря прошло около 18 млн. человек всех национальностей Европы.

В середине XX века появился новый тип терроризма, который менее всего заинтересован в отстаивании политических идей, а сосредоточен на совершении любой ценой крупномасштабного акта возмездия против мирных граждан. Мотивами в этом случае часто являются искаженные формы религии, а воображаемые награды исполнитель надеется получить в ином мире.

В конце XX века проблема терроризма приобретает особое значение. Терроризм стал многоликим по своему характеру. Он совершается не только экстремистскими организациями и преступниками-одиночками, но в ряде тоталитарных государств - их спецслужбами. Наибольшую угрозу для мирового сообщества представляет международный терроризм, стремительный рост которого принес страдания и гибель большому числу людей. По данным журнала "Экономист", число жертв международного терроризма с 1968 года по 1995-й год составило 9 тысяч человек.

В 70-80 г.г. терроризм в нашей стране ассоциировался в сознании советских людей, в основном с угонами самолётов, осуществлявшихся в основном гражданами с целью незаконного вылета за рубеж.

Но таких попыток было не много, все они заканчивались неудачно для террористов, сразу засекречивались (о некоторых мы узнаём только сейчас) но в эпоху гласности один теракт наоборот широко освещался средствами массовой информации. Это захват автобуса с детьми 1 декабря 1989 года (рассказ при необходимости).

Но, как ни странно, после упрощения визового режима и выезда из нашей страны да и развала самой страны теракты на авиационном транспорте не прекратились, а наоборот их количество возросло. Судите сами:

1991 г. – 12.

Итого: 37 терактов за 11 лет.

На рубеже тысячелетий Россия первой среди крупных государств стала жертвой международного терроризма. Взрывы жилых домов в Буйнаксе (1998), Волгодонске (1999) и Москве (1999) привели к гибели более 300 человек, более 700 были ранены.

Начало XXI века вошло в историю человечества небывалым по количеству человеческих жертв террористическим актом в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года со стороны религиозных экстремистов.

В России новый век был отмечен терактом 9 мая 2002 года в г. Каспийске (Дагестан), когда погибло 45 человек, захватом 28 октября 2002 года заложников в Театральном центре на Дубровке в Москве, при освобождении которых погибло 129 человек, захватом 1 сентября 2004 года школы в г. Беслане (Северная Осетия) с более чем 1000 заложниками из числа учащихся и учителей, при освобождении которых погибло более 300 человек.