Леонид андреев - иуда искариот. Иуда искариот, андреев леонид николаевич Читать в сокращении иуда искариот

“Иисуса Христа много раз предупреждали, что Иуда из Кариота - человек очень дурной славы и его нужно остерегаться”. Никто о нем доброго слова не скажет. Он “корыстолюбив, коварен, наклонен к притворству и лжи”, бесконечно ссорит людей между собой, вползая в дома, как скорпион. Жену он свою давно бросил, и она бедствует. Сам же он “шатается бессмысленно в народе”, кривляется, лжет, зорко высматривая что-то своим “воровским глазом”. “Детей у него не было, и это еще раз говорило, что Иуда - дурной человек и не хочет бог потомства от Иуды”. Никто из учеников не заметил, когда впервые оказался “рыжий и безобразный иудей” около Христа, теперь же он был постоянно рядом, скрывая “какое-то тайное намерение... злой и коварный расчет” - в этом не было сомнения. Но Иисус не слушал предостережений, его влекло к отверженным. “...Он решительно принял Иуду и включил его в круг избранных”. Уже десять дней не было ветра, ученики роптали, а учитель был тих и сосредоточен. На закате к нему подошел Иуда. “Он был сухощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус...” “Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв. Двоилось так же и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая и хотя по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза. Покрытый белесой мутью, не смыкающийся ни ночью, ни днем, он одинаково встречал и свет и тьму...” Даже непроницательные люди ясно понимали, что Иуда не может принести добра. Иисус же приблизил его, посадив рядом. Иуда жаловался на болезни, как будто не понимая, что они родятся не случайно, а соответствуют поступкам заболевшего и заветам предвечного. Любимый ученик Иисуса Христа, Иоанн, брезгливо отодвинулся от Иуды. Петр хотел было уйти, но, повинуясь взгляду Иисуса, приветствовал Иуду, сравнивая Искариота с осьминогом: “А ты, Иуда, похож на осьминога - только одною половиною”. Петр всегда говорит твердо и громко. Его слова рассеяли тягостное состояние собравшихся. Только Иоанн и Фома молчат. Фому угнетает вид сидящих рядом открытого и светлого Иисуса и “осьминога с огромными, неподвижными, тускло-жадными глазами”. Иуда спросил Иоанна, разглядывающего его, почему тот молчит, ибо его слова “как золотые яблоки в прозрачных серебряных сосудах, подари одно из них Иуде, который так беден”. Но Иоанн продолжает молча рассматривать Искариота. Позже все уснули, только Иуда слушал тишину, потом он закашлял, чтобы не подумали, что он притворялся больным.

“Постепенно к Иуде привыкли и перестали замечать его безобразие”. Иисус поручил ему денежный ящик и все хозяйственные заботы: он покупал еду и одежду, раздавал милостыню,_во время странствий приискивал места для ночлега. Лгал Иуда постоянно, и к этому привыкли, не видя за ложью дурных поступков. По рассказам Иуды выходило, что он знает всех людей, и каждый из них совершает в жизни какой-нибудь дурной поступок или даже преступление. Хорошие же люди, по мнению Иуды, те, которые умеют скрывать свои дела и мысли, “но если такого человека обнять, приласкать и выспросить хорошенько, то из него потечет, как гной из проколотой раны, всякая неправда, мерзость и ложь”. Он и сам лжец, но не в пример другим. Над рассказами Иуды смеялись, а он, довольный, щурился. Про отца Искариот говорил, что не знает его: мать со многими делила ложе. Матфей поносил Иуду, сквернословящего про родителей. Об учениках Иисуса и о нем самом Искариот ничего не говорил, корча уморительные гримасы. Внимательно слушал Иуду лишь Фома, обличая его во лжи. Однажды, путешествуя по Иудее, Иисус с учениками приблизился к селению, о жителях которого Иуда рассказывал только дурное, предрекая беду. Когда же жители радушно встретили странников, ученики корили Искариота наговором. Один Фома вернулся в селение после их ухода. На следующий день он рассказывал своим товарищам, что после их ухода в селении началась паника: старуха потеряла козленка и обвинила Иисуса в воровстве. Вскоре козленок был найден в кустах, но жители все же решили, что Иисус обманщик или даже вор. Петр захотел вернуться, но Иисус укротил его пыл. С этого дня изменилось отношение Христа к Искариоту. Теперь, говоря с учениками, Иисус глядел на Иуду, точно не видя его, и что бы ни говорил, “казалось, однако, что он всегда говорит против Иуды”. Для всех Христос был “благоухающей розой ливанскою, а для Иуды оставлял одни только острые шипы”. Вскоре произошел еще один случай, в котором опять-таки правым оказался Искариот. В одном селении, которое Иуда ругал и советовал обойти, Иисуса приняли крайне враждебно, хотели побить камнями. С криком и руганью Иуда кинулся на жителей, лгал им и дал время уйти Христу и его ученикам. Искариот так кривлялся, что в конце концов вызвал смех толпы. Но благодарности от учителя Иуда не дождался. Искариот жало-вался Фоме, что никому не нужна правда и он, Иуда. Иисуса, вероятно, спас сатана, научивший Искариота кривляться и изворачиваться перед разъяренной толпой. Позже Иуда отстал от Фомы, скатился в овраг, где просидел неподвижно несколько часов на камнях, что-то тяжело обдумывая. “В эту ночь Иуда не вернулся на ночлег, и ученики, оторванные от дум своих хлопотами о пище и питье, роптали на его нерадивость”.
“Однажды, около полудня, Иисус и ученики его проходили по каменистой и горной дороге...” Учитель устал, он шел более пяти часов. Ученики соорудили Иисусу шатер из своих плащей, а сами занялись разными делами. Петр и Филипп сбрасывали с горы тяжелые камни, соревнуясь в силе и ловкости. Вскоре подошли остальные, сначала просто наблюдая за игрой, а позже - принимая участие. Лишь Иуда и Иисус стояли в стороне. Фома окликнул Иуду, почему он не идет помериться силами. “У меня грудь болит, и меня не звали”, - ответил Иуда. Фома удивился, что Искариот ждет приглашения. “Ну, так вот я тебя зову, иди”, - ответил он. Иуда ухватил огромный камень и легко сбросил его вниз. Петр обиженно сказал: “Нет, ты еще брось!” Они долго соревновались в силе и ловкости, пока Петр взмолился: “Господи!.. Помоги мне победить Иуду!” Иисус ответил: “...а кто поможет Искариоту?” Потом Петр рассмеялся над тем, как “больной” Иуда легко ворочает камни. Уличенный во лжи, Иуда тоже громко засмеялся, за ним остальные. Все признали Искариота победителем. Лишь Иисус промолчал, уйдя далеко вперед. Постепенно ученики собрались вокруг Христа, оставив “победителя” плетущимся одиноко сзади. Остановившись на ночлег в доме Лазаря, никто и не вспомнил о недавнем триумфе Искариота. Иуда стоял в дверях, отдавшись своим мыслям. Он как бы заснул, не видя, что загораживает вход Иисусу. Ученики заставили Иуду посторониться.
Ночью Фому разбудил плач Иуды. “Почему он не любит меня?” - спрашивал с горечью Искариот. Фома объяснял, что Иуда неприятен внешне, а к тому же он лжет и злословит, разве это может понравиться учителю? Иуда запальчиво ответил: “Я дал бы ему Иуду, смелого, прекрасного Иуду! А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет и Иуда”. Искариот сказал Фоме, что Иисусу не нужны сильные и смелые ученики. “Он любит глупых, предателей, лжецов”.
Искариот утаил несколько динариев, это открыл Фома. Можно предположить, что не в первый раз Иуда совершает кражу. Петр поволок дрожащего Искариота к Иисусу, но тот промолчал. Петр ушел, возмущенный реакцией учителя. Позже Иоанн передал слова Христа: “...Иуда может брать денег, сколько он захочет”. В знак покорности Иоанн поцеловал Иуду, все последовали его примеру. Искариот признался Фоме, что дал три динария блуднице, которая не ела несколько дней. С этого времени Иуда переродился: он не кривлялся, не злословил, не шутил и никого не обижал. Матфей счел возможным его похвалить. Даже Иоанн стал относиться к Искариоту снисходительнее. Однажды он спросил Иуду: “Кто из нас, Петр или я, будет первым возле Христа в его небесном царствии?” Иуда ответил: “Я полагаю, что ты”. На такой же вопрос Петра Иуда ответил, что первым будет
Петр. Тот похвалил Искариота за ум. Каждому Иуда старался теперь доставить приятное, постоянно о чем-то думая. На вопрос Петра, о чем задумался, Иуда ответил: “О многом”. Только однажды Иуда напомнил себя прежнего. Заспорившие о близости к Христу Иоанн и Петр просили “умного Иуду” рассудить, “кто будет первым возле Иисуса”? Иуда ответил: “Я!” Все поняли, о чем последнее время думал Искариот. В это время Иуда сделал первый шаг к предательству: посетил первосвященника Анну, и был принят очень сурово. Искариот признался, что хочет обличить обман Христа. Первосвященник, зная, что у Иисуса много учеников, боится, что они заступятся за учителя. Искариот рассмеялся, назвав их “трусливыми собаками” и уверяя Анну, что все разбегутся при первой же опасности и явятся лишь положить учителя в гроб, ибо любят его “больше мертвым, чем живым”: тогда они сами смогут стать учителями. Священник понял, что Иуда обижен. Искариот подтвердил догадку: “Разве может укрыться что-либо от твоей проницательности, мудрый Анна?” Искариот являлся к Анне еще много раз, пока тот не согласился заплатить за предательство тридцать сребреников. Вначале ничтожность суммы оскорбила Искариота, но Анна пригрозил, что найдутся люди, которые согласятся на меньшую плату. Иуда возмутился, а потом покорно согласился на предложенную сумму. Полученные деньги он спрятал под камень. Вернувшись домой, Иуда нежно гладил волосы спящего Христа и плакал, корчась в судорогах. А потом “долго стоял он, тяжелый, решительный и всему чужой, как сама судьба”.

В последние дни короткой жизни Иисуса Иуда окружил его тихой любовью, нежным вниманием и ласкою. Он предугадывал любое желание учителя, делал ему только приятное. “Раньше Иуда не любил Марину Магдалину и других женщин, которые были возле Христа.

Среди учеников Христа, таких открытых, понятных с первого взгляда, Иуда из Кариота выделяется не только дурной славой, но и двойственностью облика: лицо его как будто сшито из двух половинок. Одна сторона лица - беспрерывно подвижная, усеянная морщинами, с черным острым глазом, другая - мертвенно гладкая и кажущаяся несоразмерно большой от широко открытого, незрячего, затянутого бельмом ока.

Когда он появился, никто из апостолов не заметил. Что заставило Иисуса приблизить его к себе и что влечет к Учителю этого Иуду - также вопросы без ответов. Петр, Иоанн, Фома смотрят - и не в силах постичь эту близость красоты и безобразия, кротости и порока - близость восседающих рядом за столом Христа и Иуды.

Много раз спрашивали апостолы Иуду о том, что понуждает его совершать худые поступки, тот с усмешкой ответствует: каждый человек хоть однажды согрешил. Слова Иуды почти похожи на то, что говорит им Христос: никто никого не вправе осуждать. И верные Учителю апостолы смиряют свой гнев на Иуду: «Это ничего, что ты столь безобразен. В наши рыбацкие сети попадаются и не такие уродины!»

«Скажи, Иуда, а твой отец был хорошим человеком?» - «А кто был мой отец? Тот, кто сек меня розгой? Или дьявол, козел, петух? Разве может Иуда знать всех, с кем делила ложе его мать?»

Ответ Иуды потрясает апостолов: кто ославливает своих родителей, обречен погибели! «Скажи, а мы - хорошие люди?» - «Ах, искушают бедного Иуду, обижают Иуду!» - кривляется рыжий человек из Кариота.

В одном селении их обвиняют в краже козленка, зная, что с ними ходит Иуда. В другой деревне после проповеди Христа хотели побить Его и учеников камнями; Иуда бросился на толпу, крича, что Учитель вовсе не одержим бесом, что Он - просто обманщик, любящий деньги, такой же, как и он, Иуда, - и толпа смирилась: «Недостойны эти пришельцы умереть от руки честного!»

Иисус покидает селение в гневе, удаляясь от него большими шагами; ученики шествуют за Ним на почтительном расстоянии, кляня Иуду. «Теперь я верю, что твой отец дьявол?», - бросает ему в лицо Фома. Глупцы! Он им спас жизнь, а они еще раз его не оценили…

Как-то на привале апостолы вздумали развлечься: мерясь силою, они поднимают с земли камни - кто больший? - и швыряют в пропасть. Иуда поднимает самый тяжелый обломок скалы. Лицо его сияет торжеством: теперь всем ясно, что он, Иуда, - самый сильный, самый прекрасный, лучший из двенадцати. «Господи, - молит Христа Петр, - я не хочу, чтобы сильнейшим был Иуда. Помоги мне его одолеть!» - «А кто поможет Искариоту?» - с печалью ответствует Иисус.

Иуда, назначенный Христом хранить все их сбережения, утаивает несколько монет - это открывается. Ученики в негодовании. Иуда приведен к Христу - и Тот вновь вступается за него: «Никто не должен считать, сколько денег присвоил наш брат. Такие упреки обижают его». Вечером за ужином Иуда весел, но радует его не столько примирение с апостолами, сколько то, что Учитель опять выделил его из общего ряда: «Как же не быть веселым человеку, которого сегодня столько целовали за кражу? Если б я не украл - разве узнал бы Иоанн, что такое любовь к ближнему? Разве не весело быть крюком, на котором один развешивает для просушки отсыревшую добродетель, а другой - ум, потраченный молью?»

Приближаются скорбные последние дни Христа. Петр и Иоанн ведут спор, кто из них более достоин в Царствии Небесном сидеть одесную Учителя - хитрый Иуда каждому указывает на его первенство. А потом на вопрос, как он все-таки думает по совести, с гордостью отвечает: «Конечно, я!» Наутро он идет к первосвященнику Анне, предлагая предать суду Назорея. Анны прекрасно осведомлен о репутации Иуды и гонит его прочь несколько дней подряд; но, опасаясь бунта и вмешательства Римских властей, с презрением предлагает Иуде за жизнь Учителя тридцать сребреников. Иуда возмущен: «Вы не понимаете, что вам продают! Он добр, он исцеляет больных, он любим бедняками! Эта цена - выходит, что за каплю крови вы даете всего пол-обола, за каплю пота - четверть обола… А Его крики? А стоны? А сердце, уста, глаза? Вы меня хотите ограбить!» - «Тогда ты не получишь ничего». Услышав столь неожиданный отказ, Иуда преображается: он никому не должен уступить права на жизнь Христа, а ведь наверняка найдется негодяй, готовый Его предать за обол или два…

Лаской окружает Иуда Того, Кого предал, в последние часы. Ласков и услужлив он и с апостолами: ничто не должно помешать замыслу, благодаря которому имя Иуды навсегда будет в памяти людей называться вместе с именем Иисуса! В Гефсиманском саду он целует Христа с такой мучительной нежностью и тоской, что, будь Иисус цветком, ни капли росы не упало б с Его лепестков, не колыхнулся бы он на тонком стебле от поцелуя Иуды. Шаг за шагом идет Иуда по стопам Христа, не веря глазам, когда Его бьют, осуждают, ведут на Голгофу. Сгущается ночь… Что такое ночь? Восходит солнце… Что такое солнце? Никто не кричит: «Осанна!» Никто не защитил Христа с оружием, хотя он, Иуда, украл у римских солдат два меча и принес их этим «верным ученикам»! Он один - до конца, до последнего вздоха - с Иисусом! Осуществляются ужас его и мечта. Искариот поднимается с колен у подножия Голгофского креста. Кто вырвет победу из его рук? Пусть все народы, все грядущие поколения притекут в эту минуту сюда - они обнаружат лишь позорный столб и мертвое тело.

Иуда смотрит на землю. Какая она вдруг маленькая стала под его стопами! Не идет больше время само по себе, ни спереди, ни сзади, но, послушное, движется всей своей громадой лишь вместе с Иудой, с его шагами по этой маленькой земле.

Он идет в синедрион и бросает им в лицо, как властелин: «Я обманул вас! Он был невинен и чист! Вы убили безгрешного! Не Его предал Иуда, а вас, предал вечному позору!»

В этот день Иуда вещает как пророк, чего не смеют трусливые апостолы: «Я видел сегодня солнце - оно смотрело на землю с ужасом, вопрошая: „Где же здесь люди?“ Скорпионы, звери, камни - все вторили этому вопросу. Если сказать морю и горам, во сколько люди оценили Иисуса, они сойдут со своих мест и обрушатся на головы ваши!..»

«Кто из вас, - обращается Искариот к апостолам, - пойдет со мною к Иисусу? Вы боитесь! Вы говорите, что на то была Его воля? Вы объясняете свое малодушие тем, что Он велел вам нести по земле Свое слово? Но кто поверит Его слову в ваших трусливых и неверных устах?»

Иуда «поднимается на гору и затягивает петлю на шее своей у всего мира на виду, довершая задуманное. По всему свету разлетается весть об Иуде-предателе. Не быстрее и не тише, но вместе со временем продолжает лететь эта весть…

Леонид Николаевич Андреев

«Иуда Искариот»

Среди учеников Христа, таких открытых, понятных с первого взгляда, Иуда из Кариота выделяется не только дурной славой, но и двойственностью облика: лицо его как будто сшито из двух половинок. Одна сторона лица — беспрерывно подвижная, усеянная морщинами, с черным острым глазом, другая — мертвенно гладкая и кажущаяся несоразмерно большой от широко открытого, незрячего, затянутого бельмом ока.

Когда он появился — никто из апостолов не заметил. Что заставило Иисуса приблизить его к себе и что влечёт к Учителю этого Иуду — также вопросы без ответов. Петр, Иоанн, Фома смотрят — и не в силах постичь эту близость красоты и безобразия, кротости и порока — близость восседающих рядом за столом Христа и Иуды.

Много раз спрашивали апостолы Иуду о том, что понуждает его совершать худые поступки, тот с усмешкой ответствует: каждый человек хоть однажды согрешил. Слова Иуды почти похожи на то, что говорит им Христос: никто никого не вправе осуждать. И верные Учителю апостолы смиряют свой гнев на Иуду: «Это ничего, что ты столь безобразен. В наши рыбацкие сети попадаются и не такие уродины!»

«Скажи, Иуда, а твой отец был хорошим человеком?» — «А кто был мой отец? Тот, кто сек меня розгой? Или дьявол, козел, петух? Разве может Иуда знать всех, с кем делила ложе его мать?»

Ответ Иуды потрясает апостолов: кто ославливает своих родителей, обречён погибели! «Скажи, а мы — хорошие люди?» — «Ах, искушают бедного Иуду, обижают Иуду!» — кривляется рыжий человек из Кариота.

В одном селении их обвиняют в краже козлёнка, зная, что с ними ходит Иуда. В другой деревне после проповеди Христа хотели побить Его и учеников камнями; Иуда бросился на толпу, крича, что Учитель вовсе не одержим бесом, что Он — просто обманщик, любящий деньги, такой же, как и он, Иуда, — и толпа смирилась: «Недостойны эти пришельцы умереть от руки честного!»

Иисус покидает селение в гневе, удаляясь от него большими шагами; ученики шествуют за Ним на почтительном расстоянии, кляня Иуду. «Теперь я верю, что отец твой — дьявол», — бросает ему в лицо Фома. Глупцы! Он им спас жизнь, а они ещё раз его не оценили…

Как-то на привале апостолы вздумали развлечься: мерясь силою, они поднимают с земли камни — кто больший? — и швыряют в пропасть. Иуда поднимает самый тяжёлый обломок скалы. Лицо его сияет торжеством: теперь всем ясно, что он, Иуда, — самый сильный, самый прекрасный, лучший из двенадцати. «Господи, — молит Христа Петр, — я не хочу, чтобы сильнейшим был Иуда. Помоги мне его одолеть!» — «А кто поможет Искариоту?» — с печалью ответствует Иисус.

Иуда, назначенный Христом хранить все их сбережения, утаивает несколько монет — это открывается. Ученики в негодовании. Иуда приведён к Христу — и Тот вновь вступается за него: «Никто не должен считать, сколько денег присвоил наш брат. Такие упрёки обижают его». Вечером за ужином Иуда весел, но радует его не столько примирение с апостолами, сколько то, что Учитель опять выделил его из общего ряда: «Как же не быть весёлым человеку, которого сегодня столько целовали за кражу? Если б я не украл — разве узнал бы Иоанн, что такое любовь к ближнему? Разве не весело быть крюком, на котором один развешивает для просушки отсыревшую добродетель, а другой — ум, потраченный молью?»

Приближаются скорбные последние дни Христа. Петр и Иоанн ведут спор, кто из них более достоин в Царствии Небесном сидеть одесную Учителя — хитрый Иуда каждому указывает на его первенство. А потом на вопрос, как он все-таки думает по совести, с гордостью отвечает: «Конечно, я!» Наутро он идёт к первосвященнику Анне, предлагая предать суду Назорея. Анна прекрасно осведомлён о репутации Иуды и гонит его прочь несколько дней подряд; но, опасаясь бунта и вмешательства римских властей, с презрением предлагает Иуде за жизнь Учителя тридцать сребреников. Иуда возмущён: «Вы не понимаете, что вам продают! Он добр, он исцеляет больных, он любим бедняками! Эта цена — выходит, что за каплю крови вы даёте всего пол-обола, за каплю пота — четверть обола… А Его крики? А стоны? А сердце, уста, глаза? Вы меня хотите ограбить!» — «Тогда ты не получишь ничего». Услышав столь неожиданный отказ, Иуда преображается: он никому не должен уступить права на жизнь Христа, а ведь наверняка найдётся негодяй, готовый Его предать за обол или два…

Лаской окружает Иуда Того, Кого предал, в последние часы. Ласков и услужлив он и с апостолами: ничто не должно помешать замыслу, благодаря которому имя Иуды навсегда будет в памяти людей называться вместе с именем Иисуса! В Гефсиманском саду он целует Христа с такой мучительной нежностью и тоской, что, будь Иисус цветком, ни капли росы не упало б с Его лепестков, не колыхнулся бы он на тонком стебле от поцелуя Иуды. Шаг за шагом идёт Иуда по стопам Христа, не веря глазам, когда Его бьют, осуждают, ведут на Голгофу. Сгущается ночь… Что такое ночь? Восходит солнце… Что такое солнце? Никто не кричит: «Осанна!» Никто не защитил Христа с оружием, хотя он, Иуда, украл у римских солдат два меча и принёс их этим «верным ученикам»! Он один — до конца, до последнего вздоха — с Иисусом! Осуществляются ужас его и мечта. Искариот поднимается с колен у подножия Голгофского креста. Кто вырвет победу из его рук? Пусть все народы, все грядущие поколения притекут в эту минуту сюда — они обнаружат лишь позорный столб и мёртвое тело.

Иуда смотрит на землю. Какая она вдруг маленькая стала под его стопами! Не идёт больше время само по себе, ни спереди, ни сзади, но, послушное, движется всей своей громадой лишь вместе с Иудой, с его шагами по этой маленькой земле.

Он идёт в синедрион и бросает им в лицо, как властелин: «Я обманул вас! Он был невинен и чист! Вы убили безгрешного! Не Его предал Иуда, а вас, предал вечному позору!»

В этот день Иуда вещает как пророк, чего не смеют трусливые апостолы: «Я видел сегодня солнце — оно смотрело на землю с ужасом, вопрошая: „Где же здесь люди?“ Скорпионы, звери, камни — все вторили этому вопросу. Если сказать морю и горам, во сколько люди оценили Иисуса, они сойдут со своих мест и обрушатся на головы ваши!..»

«Кто из вас, — обращается Искариот к апостолам, — пойдёт со мною к Иисусу? Вы боитесь! Вы говорите, что на то была Его воля? Вы объясняете своё малодушие тем, что Он велел вам нести по земле Своё слово? Но кто поверит Его слову в ваших трусливых и неверных устах?»

Иуда «поднимается на гору и затягивает петлю на шее своей у всего мира на виду, довершая задуманное. По всему свету разлетается весть об Иуде-предателе. Не быстрее и не тише, но вместе со временем продолжает лететь эта весть…»

К Иисусу Христу, странствующему и просвещающему всех людей, прибился Иуда из Кариота. Ученики Христа, бывавшие в Иудее, говорили учителю о том, что Иуда – дурной человек, лжец и вор, бросивший жену и ссоривший всех вокруг себя. Но не стал слушать Иисус учеников и вопреки всем приблизил к себе Иуду. Поручил ему денежный ящик, все заботы о хозяйстве, покупке еды, одежды и подаяние милостыни нуждающимся.

Иуда из Кариота был не только грязен в помыслах, но и внешность имел отталкивающую. Рыжие волосы подчеркивали голову, будто разрубленную пополам, а после неудачно склеенную. Одна часть его лица была подвижной и живой, а другая восковая, без единой морщины и бельмом на весь незрячий глаз. А еще Иуда из Кариота врал, врал всем и про всех, делая это постоянно и непринужденно. И даже когда его уличали во лжи, он, смеясь, отмахивался, убеждая окружающих, что врут все, а он Иуда, в отличие от остальных делает это невинно и безобидно. Тут же сочинял очередную ложь. Врал даже о том, что он слаб, хотя обладал не дюжей силой, врал, что его мать была распутной, а отец был козлом или петухом. Ученики Иисуса Христа враждебно относились к Иуде, но поняв, что их учителя Иуда забавляет и он доверяет ему – сменили гнев на милость и душою приняли Иуду.

Иисус благосклонно относился к Иуде, всегда наблюдал за ним и справлялся об Иуде, когда долго не видел и обращался к нему ласково. Даже когда Иуду уличили в краже денег из вверенного ему денежного ящика, то Иисус встал на его защиту.

Отношение Иисуса к Иуде меняется после посещения селения в котором учение Христа не нашло поддержки. Жители хотели побить Иисуса, но Иуда стал кидаться на жителей, валяться у них в ногах и молить о пощаде, уверяя, что Иисус просто мошенник, любящий деньги и только за этим сюда пришедший. Жители с миром отпустили Иисуса с последователями, решив, что об Иисуса не стоит руки марать. С этого дня Иисус сильно отдалился от Иуды и Иуда это чувствовал.

Незадолго до посещения Иерусалима, Иуда совершает предписанное ему предательство. Сам идет к первосвященнику и предлагает ему сдать Иисуса. Долго оспаривает предложенное ему вознаграждение в 30 сребреников, но соглашается, так как думает, что кто-то другой пойдет на это и обогатится. В последние дни перед предательством Иуда окружает Иисуса трепетной заботой и старается угодить ему в мелочах.

В ночь, когда солдаты уводили Иисуса, Иуда крался за ними и надеялся, что сейчас все закончится, что солдаты поймут кто такой Иисус, ведь сам Иуда в глубине души веровал, что Иисус – земной сын Бога, и отпустят его. Этого не произошло. Смотря за тем, как избивают его учителя, Иуда не оставлял надежды, что сейчас все закончится. На Голгофе, когда Иисуса Христа прибивали к кресту, Иуда лег на землю и, не веря, что это происходит, молил о том, чтобы у Пилата, солдат и всех людей открылись глаза, и они увидели, что творят, что сына Божьего убивают.

На следующий день, после смерти учителя Иуда отправился к первосвященнику и каялся перед ним, что врал, что оболгал невиновного, крича, что они совершили непоправимую ошибку, убив Иисуса, громко рыдал и походил на безумного. Швырял в первосвященника и всех членов синедриона деньги, полученные за предательство. Уйдя от первосвященника, Иуда направился к ученикам Иисуса и обвинил их в трусости, что они не вступились за учителя, что не умерли за него и призвал их пойти за Христом в его царствие. Но ученики не поддержали его замысел, объяснив это тем, что некому будет нести учение Иисуса людям.

Одинокий Иуда Предатель взобрался на гору, влез на дерево и, связав из веревки узел, надел его на шею. Иуда спрыгнул со словами, что либо они с Иисусом вернутся на землю, обнявшись, как братья либо он идет в Ад ковать железо и разрушать небо Божье.

На рассвете люди, обнаружившие Иуду Предателя, вынули его из петли и бросили в глухой овраг, куда бросали мертвых коней и прочую падаль.

Сочинения

Особенности повести Л. Андреева «Иуда Искариот» Психология предательства в рассказе Леонида Андреева «Иуда Искариот» Своеобразие трактовки образа Иуды в повести Л. Андреева «Иуда Искариот» Анализ повести "Иуда Искариот" Андреева Л.Н. Исследование причин предательства в рассказе «Иуда Искариот» Обсуждение рассказа Леонида Андреева «Иуда Искариот»

Иуда Искариот

"Иисуса Христа много раз предупреждали, что Иуда из Кариота - человек очень дурной славы и его нужно остерегаться". Никто о нем доброго слова не скажет. Он "корыстолюбив, коварен, наклонен к притворству и лжи", бесконечно ссорит людей между собой, вползая в дома, как скорпион. Жену он свою давно бросил, и она бедствует. Сам же он "шатается бессмысленно в народе", кривляется, лжёт, зорко высматривая что-то своим "воровским глазом". "Детей у него не было, и это ещё раз говорило, что Иуда - дурной человек и не хочет бог потомства от Иуды". Никто из учеников не заметил, когда впервые оказался "рыжий и безобразный иудей" около Христа, теперь же он был постоянно рядом, скрывая "какое-то тайное намерение... злой и коварный расчет" - в этом не было сомнения. Но Иисус не слушал предостережений, его влекло к отверженным. "...Он решительно принял Иуду и включил его в круг избранных".

Уже десять дней не было ветра, ученики роптали, а учитель был тих и сосредоточен. На закате к нему подошел Иуда. "Он был сухощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус... Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв. Двоилось так же и лицо Иуды: одна сторона его, с чёрным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая и хотя по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза. Покрытый белёсой мутью, не смыкающийся ни ночью, ни днем, он одинаково встречал и свет и тьму..."

Даже непроницательные люди ясно понимали, что Иуда не может принести добра. Иисус же приблизил его, посадив рядом. Иуда жаловался на болезни, как будто не понимая, что они родятся не случайно, а соответствуют поступкам заболевшего и заветам предвечного. Любимый ученик Иисуса Христа, Иоанн, брезгливо отодвинулся от Иуды. Пётр хотел было уйти, но, повинуясь взгляду Иисуса, приветствовал Иуду, сравнивая Искариота с осьминогом: "А ты, Иуда, похож на осьминога - только одною половиною". Пётр всегда говорит твердо и громко. Его слова рассеяли тягостное состояние собравшихся. Только Иоанн и Фома молчат. Фому угнетает вид сидящих рядом открытого и светлого Иисуса и "осьминога с огромными, неподвижными, тускло-жадными глазами". Иуда спросил Иоанна, разглядывающего его, почему тот молчит, ибо его слова "как золотые яблоки в прозрачных серебряных сосудах, подари одно из них Иуде, который так беден". Но Иоанн продолжает молча рассматривать Искариота. Позже все уснули, только Иуда слушал тишину, потом он закашлял, чтобы не подумали, что он притворялся больным.

"Постепенно к Иуде привыкли и перестали замечать его безобразие". Иисус поручил ему денежный ящик и все хозяйственные заботы: он покупал еду и одежду, раздавал милостыню, во время странствий приискивал места для ночлега. Лгал Иуда постоянно, и к этому привыкли, не видя за ложью дурных поступков. По рассказам Иуды выходило, что он знает всех людей, и каждый из них совершает в жизни какой-нибудь дурной поступок или даже преступление. Хорошие же люди, по мнению Иуды, те, которые умеют скрывать свои дела и мысли, "но если такого человека обнять, приласкать и выспросить хорошенько, то из него потечет, как гной из проколотой раны, всякая неправда, мерзость и ложь". Он и сам лжец, но не в пример другим. Над рассказами Иуды смеялись, а он, довольный, щурился.

Про отца Искариот говорил, что не знает его: мать со многими делила ложе. Матфей поносил Иуду, сквернословящего про родителей. Об учениках Иисуса и о нем самом Искариот ничего не говорил, корча уморительные гримасы. Внимательно слушал Иуду лишь Фома, обличая его во лжи. Однажды, путешествуя по Иудее, Иисус с учениками приблизился к селению, о жителях которого Иуда рассказывал только дурное, предрекая беду. Когда же жители радушно встретили странников, ученики корили Искариота наговором. Один Фома вернулся в селение после их ухода. На следующий день он рассказывал своим товарищам, что после их ухода в селении началась паника: старуха потеряла козленка и обвинила Иисуса в воровстве. Вскоре козленок был найден в кустах, но жители все же решили, что Иисус обманщик или даже вор. Пётр захотел вернуться, но Иисус укротил его пыл.

С этого дня изменилось отношение Христа к Искариоту. Теперь, говоря с учениками, Иисус глядел на Иуду, точно не видя его, и что бы ни говорил, "казалось, однако, что он всегда говорит против Иуды". Для всех Христос был "благоухающей розой ливанскою, а для Иуды оставлял одни только острые шипы". Вскоре произошёл ещё один случай, в котором опять-таки правым оказался Искариот. В одном селении, которое Иуда ругал и советовал обойти, Иисуса приняли крайне враждебно, хотели побить камнями. С криком и руганью Иуда кинулся на жителей, лгал им и дал время уйти Христу и его ученикам. Искариот так кривлялся, что в конце концов вызвал смех толпы. Но благодарности от учителя Иуда не дождался. Искариот жаловался Фоме, что никому не нужна правда и он, Иуда.

Иисуса, вероятно, спас сатана, научивший Искариота кривляться и изворачиваться перед разъярённой толпой. Позже Иуда отстал от Фомы, скатился в овраг, где просидел неподвижно несколько часов на камнях, что-то тяжело обдумывая. "В эту ночь Иуда не вернулся на ночлег, и ученики, оторванные от дум своих хлопотами о пище и питье, роптали на его нерадивость".

"Однажды, около полудня, Иисус и ученики его проходили по каменистой и горной дороге..." Учитель устал, он шёл более пяти часов. Ученики соорудили Иисусу шатёр из своих плащей, а сами занялись разными делами. Пётр и Филипп сбрасывали с горы тяжёлые камни, соревнуясь в силе и ловкости. Вскоре подошли остальные, сначала просто наблюдая за игрой, а позже - принимая участие. Лишь Иуда и Иисус стояли в стороне. Фома окликнул Иуду, почему он не идёт помериться силами. "У меня грудь болит, и меня не звали", - ответил Иуда. Фома удивился, что Искариот ждёт приглашения. "Ну, так вот я тебя зову, иди", - ответил он. Иуда ухватил огромный камень и легко сбросил его вниз. Пётр обиженно сказал: "Нет, ты ещё брось!" Они долго соревновались в силе и ловкости, пока Пётр взмолился: "Господи!.. Помоги мне победить Иуду!" Иисус ответил: "...а кто поможет Искариоту?" Потом Пётр рассмеялся над тем, как "больной" Иуда легко ворочает камни.

Уличенный во лжи, Иуда тоже громко засмеялся, за ним остальные. Все признали Искариота победителем. Лишь Иисус промолчал, уйдя далеко вперёд. Постепенно ученики собрались вокруг Христа, оставив "победителя" плетущимся одиноко сзади. Остановившись на ночлег в доме Лазаря, никто и не вспомнил о недавнем триумфе Искариота. Иуда стоял в дверях, отдавшись своим мыслям. Он как бы заснул, не видя, что загораживает вход Иисусу. Ученики заставили Иуду посторониться.

Ночью Фому разбудил плач Иуды. "Почему он не любит меня?" - спрашивал с горечью Искариот. Фома объяснял, что Иуда неприятен внешне, а к тому же он лжет и злословит, разве это может понравиться учителю? Иуда запальчиво ответил: "Я дал бы ему Иуду, смелого, прекрасного Иуду! А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет и Иуда". Искариот сказал Фоме, что Иисусу не нужны сильные и смелые ученики. "Он любит глупых, предателей, лжецов".

Искариот утаил несколько динариев, это открыл Фома. Можно предположить, что не в первый раз Иуда совершает кражу. Пётр поволок дрожащего Искариота к Иисусу, но тот промолчал. Пётр ушёл, возмущённый реакцией учителя. Позже Иоанн передал слова Христа: "...Иуда может брать денег, сколько он захочет". В знак покорности Иоанн поцеловал Иуду, все последовали его примеру. Искариот признался Фоме, что дал три динария блуднице, которая не ела несколько дней. С этого времени Иуда переродился: он не кривлялся, не злословил, не шутил и никого не обижал. Матфей счел возможным его похвалить.

Даже Иоанн стал относиться к Искариоту снисходительнее. Однажды он спросил Иуду: "Кто из нас, Пётр или я, будет первым возле Христа в его небесном царствии?" Иуда ответил: "Я полагаю, что ты". На такой же вопрос Пётра Иуда ответил, что первым будет Пётр. Тот похвалил Искариота за ум. Каждому Иуда старался теперь доставить приятное, постоянно о чем-то думая. На вопрос Петра, о чем задумался, Иуда ответил: "О многом". Только однажды Иуда напомнил себя прежнего. Заспорившие о близости к Христу Иоанн и Пётр просили "умного Иуду" рассудить, "кто будет первым возле Иисуса"? Иуда ответил: "Я!" Все поняли, о чём последнее время думал Искариот.

В это время Иуда сделал первый шаг к предательству: посетил первосвященника Анну, и был принят очень сурово. Искариот признался, что хочет обличить обман Христа. Первосвященник, зная, что у Иисуса много учеников, боится, что они заступятся за учителя. Искариот рассмеялся, назвав их "трусливыми собаками" и уверяя Анну, что все разбегутся при первой же опасности и явятся лишь положить учителя в гроб, ибо любят его "больше мертвым, чем живым": тогда они сами смогут стать учителями. Священник понял, что Иуда обижен. Искариот подтвердил догадку: "Разве может укрыться что-либо от твоей проницательности, мудрый Анна?"

Искариот являлся к Анне ещё много раз, пока тот не согласился заплатить за предательство тридцать сребреников. Вначале ничтожность суммы оскорбила Искариота, но Анна пригрозил, что найдутся люди, которые согласятся на меньшую плату. Иуда возмутился, а потом покорно согласился на предложенную сумму. Полученные деньги он спрятал под камень. Вернувшись домой, Иуда нежно гладил волосы спящего Христа и плакал, корчась в судорогах. А потом "долго стоял он, тяжёлый, решительный и всему чужой, как сама судьба".

В последние дни короткой жизни Иисуса Иуда окружил его тихой любовью, нежным вниманием и ласкою. Он предугадывал любое желание учителя, делал ему только приятное. "Раньше Иуда не любил Марину Магдалину и других женщин, которые были возле Христа... - теперь он стал их другом... союзником". Он покупал благовония и дорогие вина для Иисуса и сердился, если Пётр выпивал предназначенное для учителя, ведь ему было всё равно, что пить, лишь бы побольше. В "каменистом Иерусалиме", почти лишенном зелени, Искариот где-то добывал цветы, травку и через женщин передавал Иисусу. Приносил ему малышей, чтобы "они радовались друг на друга". По вечерам Иуда "наводил разговор" на милую Иисусу Галилею.

"Одною рукой предавая Иисуса, другой рукой Иуда старательно искал расстроить свои собственные планы". Он не отговаривал Христа от последнего путешествия в Иерусалим, победу над которым все считали важной, но упорно предупреждал об опасности, рисуя ненависть к Христу фарисеев, их готовность пойти на преступление. Он неустанно твердил: "Нужно беречь Иисуса!" Ученики же, бесконечно верившие в силу учителя, лишь смеялись над Искариотом. Тогда Иуда где-то добыл и принес два меча, но только Пётр одобрил его. Иуда спросил Фому, почему он не взял принесенного меча, и услышал в ответ, что он не приучен к оружию "и что можно сделать двумя мечами?" Искариот пообещал найти ещё, если понадобится. Уже после смерти Иисуса ученики, вспоминая этот разговор Иуды, думали, что он хотел погубить их, "вызвав на неравную убийственную борьбу". После бесплодных разговоров с учениками Иисуса Иуда шёл к женщинам и плакал о трусости мужчин. Однажды он вспомнил о своей жене, может быть, неплохой женщине.

А между тем неумолимо наступал день предательства. Уже вступил Иисус в Иерусалим, люди восторженно приветствовали его криками: "Осанна! Осанна!". Восторг и ликование встречающих были безмерны. Ученики радовались победе Христа. Прошла последняя вечерня, на которой прозвучали неясные слова Иисуса о ком-то, кто предаст его. Перед уходом Иуда мысленно взмолился: "Иду я Ты знаешь куда, Господи. Ты молчишь, Господи?.. Позволь мне остаться. Но ты не можешь?.. Или не хочешь?" В полной тишине Иуда ушел.

Встала луна, когда Иисус собрался на Елеонскую гору, где проводил он последние ночи, ученики сопровождали его. Внезапно учитель сказал: "Кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч. Ибо сказываю вам, что должно исполниться на мне и этому написанному: "И к злодеям причтен". Ученики удивились, а Пётр ответил, что у них есть два меча для защиты. Иисус произнес: "Довольно". Идя по ночному Иерусалиму, ученики пугались звука собственных шагов, но, подойдя к Гефсиманскому саду, где провели несколько безопасных ночей, успокоились. Иисуса же томило беспокойство. Он попросил Пётра, Иоанна, Иакова и Симона бодрствовать, но те через короткое время уснули.

Вдруг их разбудил громкий голос: "Вы все ещё спите и почиваете? Кончено, пришел час - вот предаётся сын человеческий в руки грешников". Ученики вскочили, увидели горящие факелы в руках подбегающих воинов. Фома сказал, что, видимо, пришли за ними. Среди пришедших был Иуда, он шепнул воину: "Кого я поцелую, тот и есть". Иисус и ученики с ужасом смотрели на Искариота, а тот подошел и, со словами: "Радуйся, равви!", нежно поцеловал щёку Христа. Иисус воскликнул: "Иуда! Целованием ли предаёшь сына человеческого?" Внутри Иуды как бы возник сонм из сотен голосов. Да, на поругание и истязание, на крест предаем мы тебя. Иисуса схватили солдаты, а ученики в страхе теснились, "как кучка испуганных ягнят". Лишь Пётр дрожа вынул меч и ударил им, никому не принеся вреда. Иисус приказал убрать бесполезное оружие. Потом ученики побежали, бросив Христа. Лишь Пётр и Иуда шли в отдалении за учителем. Потом Пётр сказал стражникам, что он не знает Иисуса и не является его учеником. С этого времени до самой смерти Иисуса Иуда не видел около него ни одного ученика. Искариот видел, как ночью солдаты били Христа. Искариот надеялся, что солдаты наконец поймут, что истязают и мучают самого лучшего из людей, склонятся перед ним и отпустят, но этого не произошло.

На Иуду показывали пальцами и говорили, что он предатель. Но Искариота это ничуть не трогало. Как только избитого Иисуса вывели из караульни, "Иуда ходил за ним и как-то странно не ощущал ни тоски, ни боли, ни радости - одно только непобедимое желание все видеть и слышать". Проходившему мимо Иисусу Искариот кивнул головой и пробормотал: "Я здесь, сынок, здесь!". Иуда ожидал, что люди закричат, защищая Христа, и все поймут его величие, но верующие шли молча, делая вид, что их ничего не касается. Искариот увидел убегающего Фому и настиг его. Иуда спросил, почему ученики не требуют признать необычность Иисуса, его исключительность, тогда не посмеют его казнить. Но Фома боится вооруженных солдат. Искариот, не дослушав Фому, уходит.

Иуда увидел окровавленного Иисуса в терновом венце. Пилат вывел его перед толпой, а люди кричали: "Смерть ему! Распни его! Распни его!" Пилат перед толпой моет руки и восклицает: "Неповинен я в крови праведника этого. Смотрите вы!". Искариот восхищён Пилатом, кричит ему: "Ты мудрый!.. Ты благородный!..". Пилату отвратителен вид Иуды, он отшвырнул его и ушел. Кругом Иисуса плачущие женщины, Иуда подбегает к Иисусу и говорит: "Я с тобою. Туда. Ты понимаешь, туда!" Учеников же и след простыл.

Иуда был рядом с Христом, когда тому вбивали гвозди в руки и ноги, распиная на кресте. "Осуществился ужас и мечты Искариота..." Он ещё надеется и боится одновременно: вдруг люди одумаются и спасут Иисуса. Но нет, рядом лишь плачущие Мария Магдалина и мать Христа... Иисус умер. "Свершилось. Осанна! Осанна!".Осуществились ужасные надежды. Никто теперь не вырвет победу из рук Искариота! Теперь пусть все народы стекутся к Голгофе и вопят в миллион глоток: "Осанна!" - "они найдут только позорный крест и мертвого Иисуса". Иуда уверен, что они вернутся вместе с Христом "и разрушим смерть". Не безумие ли это?

На следующий день Иуда Предатель явился перед синедрионом и на вопрос, что ему надо, громко ответил: "Это я, Иуда из Кариота, тот, что предал вам Иисуса Назарея". Синедрионцы спрашивали друг друга: сколько получил Иуда? - Тридцать сребреников. - Мало. Но "разве Иуда кричит, что его ограбили?". Каиафа гонит Искариота, угрожая ему палками. Задыхаясь, Иуда спрашивает: "А вы знаете... вы знаете... кто был он - тот, которого вчера вы осудили и распяли?". "Знаем", - послышалось в ответ. Иуда сказал, что предал невиновного и честного. Анна назвал Искариота дураком, "скучным дураком". Иуда запальчиво крикнул, что не Христа, а "вас, мудрых, вас, сильных, предал он позорной смерти, которая не кончится вовеки. Тридцать сребреников!.. Но ведь это цена вашей крови, грязной, как те помои, что женщины выливают за ворота домов своих. Ах, Анна, старый, седой, глупый Анна... Ведь в этой цене пойдешь ты вовеки!". Но над Иудой только смеются, не хочет ли он "стать пророком?". Ему кинули ещё денег, чтобы он не переживал, что дешево оценено его предательство. Искариот же бросил деньги, полученные за Христа, в лица священников.

Ученики Христа прячутся, боясь, что казнью Иисуса дело может не кончиться. Они горюют и прислушиваются, что делается за стенами дома. Неожиданно к ним врывается Иуда, обвиняя их в трусости. Ученики пытаются гнать его, а потом оправдываются. Искариот уверен: не Иисус, а "вы на себя взяли весь грех... Вы погубить её [землю] захотели, вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Иисуса!" Иуда спрашивает учеников, почему они живы, когда Христос мёртв? Искариот говорит, что они должны были бы погибнуть вслед за учителем, если не смогли его спасти. Фома возражает: "Подумай: если бы все умерли, то кто бы рассказал об Иисусе? Кто бы понес людям его учение, если бы умерли все: и Пётр, и Иоанн, и я?". Иуда проклинает трусов.

Иуда давно наметил место для самоубийства после смерти Христа. Это было одинокое дерево на горе, высоко над Иерусалимом. Иуда взбирается с трудом на эту гору, думая, как они вместе с Христом вернутся на землю. А если Иисус будет сердиться на Иуду и пошлет его в ад, Искариот с радостью туда пойдет. Иуда приладил петлю так, что если она порвется, он полетит в пропасть и обязательно погибнет. Прежде чем оттолкнуться от обрыва, Иуда предупредил Христа: "Так встреть же меня ласково, я очень устал, Иисус". Верёвка выдержала, Иуда прочно повис на петле.

"Так в два дня, один за другим, оставили землю Иисус Назарей и Иуда из Кариота, Предатель". Утром люди нашли висельника и сбросили его в глубокий овраг, куда обычно сбрасывали падаль. "И в тот вечер уже все верующие узнали о страшной смерти Предателя, потом весь Иерусалим, Иудея... И вечно люди проклинают Иуду из Кариота, Предателя".

Иуда Искариот

"Иисуса Христа много раз предупреждали, что Иуда из Кариота - человек очень дурной славы и его нужно остерегаться". Никто о нем доброго слова не скажет. Он "корыстолюбив, коварен, наклонен к притворству и лжи", бесконечно ссорит людей между собой, вползая в дома, как скорпион. Жену он свою давно бросил, и она бедствует. Сам же он "шатается бессмысленно в народе", кривляется, лжёт, зорко высматривая что-то своим "воровским глазом". "Детей у него не было, и это ещё раз говорило, что Иуда - дурной человек и не хочет бог потомства от Иуды". Никто из учеников не заметил, когда впервые оказался "рыжий и безобразный иудей" около Христа, теперь же он был постоянно рядом, скрывая "какое-то тайное намерение... злой и коварный расчет" - в этом не было сомнения. Но Иисус не слушал предостережений, его влекло к отверженным. "...Он решительно принял Иуду и включил его в круг избранных".

Уже десять дней не было ветра, ученики роптали, а учитель был тих и сосредоточен. На закате к нему подошел Иуда. "Он был сухощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус... Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв. Двоилось так же и лицо Иуды: одна сторона его, с чёрным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая и хотя по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза. Покрытый белёсой мутью, не смыкающийся ни ночью, ни днем, он одинаково встречал и свет и тьму..."

Даже непроницательные люди ясно понимали, что Иуда не может принести добра. Иисус же приблизил его, посадив рядом. Иуда жаловался на болезни, как будто не понимая, что они родятся не случайно, а соответствуют поступкам заболевшего и заветам предвечного. Любимый ученик Иисуса Христа, Иоанн, брезгливо отодвинулся от Иуды. Пётр хотел было уйти, но, повинуясь взгляду Иисуса, приветствовал Иуду, сравнивая Искариота с осьминогом: "А ты, Иуда, похож на осьминога - только одною половиною". Пётр всегда говорит твердо и громко. Его слова рассеяли тягостное состояние собравшихся. Только Иоанн и Фома молчат. Фому угнетает вид сидящих рядом открытого и светлого Иисуса и "осьминога с огромными, неподвижными, тускло-жадными глазами". Иуда спросил Иоанна, разглядывающего его, почему тот молчит, ибо его слова "как золотые яблоки в прозрачных серебряных сосудах, подари одно из них Иуде, который так беден". Но Иоанн продолжает молча рассматривать Искариота. Позже все уснули, только Иуда слушал тишину, потом он закашлял, чтобы не подумали, что он притворялся больным.

"Постепенно к Иуде привыкли и перестали замечать его безобразие". Иисус поручил ему денежный ящик и все хозяйственные заботы: он покупал еду и одежду, раздавал милостыню, во время странствий приискивал места для ночлега. Лгал Иуда постоянно, и к этому привыкли, не видя за ложью дурных поступков. По рассказам Иуды выходило, что он знает всех людей, и каждый из них совершает в жизни какой-нибудь дурной поступок или даже преступление. Хорошие же люди, по мнению Иуды, те, которые умеют скрывать свои дела и мысли, "но если такого человека обнять, приласкать и выспросить хорошенько, то из него потечет, как гной из проколотой раны, всякая неправда, мерзость и ложь". Он и сам лжец, но не в пример другим. Над рассказами Иуды смеялись, а он, довольный, щурился.

Про отца Искариот говорил, что не знает его: мать со многими делила ложе. Матфей поносил Иуду, сквернословящего про родителей. Об учениках Иисуса и о нем самом Искариот ничего не говорил, корча уморительные гримасы. Внимательно слушал Иуду лишь Фома, обличая его во лжи. Однажды, путешествуя по Иудее, Иисус с учениками приблизился к селению, о жителях которого Иуда рассказывал только дурное, предрекая беду. Когда же жители радушно встретили странников, ученики корили Искариота наговором. Один Фома вернулся в селение после их ухода. На следующий день он рассказывал своим товарищам, что после их ухода в селении началась паника: старуха потеряла козленка и обвинила Иисуса в воровстве. Вскоре козленок был найден в кустах, но жители все же решили, что Иисус обманщик или даже вор. Пётр захотел вернуться, но Иисус укротил его пыл.

С этого дня изменилось отношение Христа к Искариоту. Теперь, говоря с учениками, Иисус глядел на Иуду, точно не видя его, и что бы ни говорил, "казалось, однако, что он всегда говорит против Иуды". Для всех Христос был "благоухающей розой ливанскою, а для Иуды оставлял одни только острые шипы". Вскоре произошёл ещё один случай, в котором опять-таки правым оказался Искариот. В одном селении, которое Иуда ругал и советовал обойти, Иисуса приняли крайне враждебно, хотели побить камнями. С криком и руганью Иуда кинулся на жителей, лгал им и дал время уйти Христу и его ученикам. Искариот так кривлялся, что в конце концов вызвал смех толпы. Но благодарности от учителя Иуда не дождался. Искариот жаловался Фоме, что никому не нужна правда и он, Иуда.

Иисуса, вероятно, спас сатана, научивший Искариота кривляться и изворачиваться перед разъярённой толпой. Позже Иуда отстал от Фомы, скатился в овраг, где просидел неподвижно несколько часов на камнях, что-то тяжело обдумывая. "В эту ночь Иуда не вернулся на ночлег, и ученики, оторванные от дум своих хлопотами о пище и питье, роптали на его нерадивость".

"Однажды, около полудня, Иисус и ученики его проходили по каменистой и горной дороге..." Учитель устал, он шёл более пяти часов. Ученики соорудили Иисусу шатёр из своих плащей, а сами занялись разными делами. Пётр и Филипп сбрасывали с горы тяжёлые камни, соревнуясь в силе и ловкости. Вскоре подошли остальные, сначала просто наблюдая за игрой, а позже - принимая участие. Лишь Иуда и Иисус стояли в стороне. Фома окликнул Иуду, почему он не идёт помериться силами. "У меня грудь болит, и меня не звали", - ответил Иуда. Фома удивился, что Искариот ждёт приглашения. "Ну, так вот я тебя зову, иди", - ответил он. Иуда ухватил огромный камень и легко сбросил его вниз. Пётр обиженно сказал: "Нет, ты ещё брось!" Они долго соревновались в силе и ловкости, пока Пётр взмолился: "Господи!.. Помоги мне победить Иуду!" Иисус ответил: "...а кто поможет Искариоту?" Потом Пётр рассмеялся над тем, как "больной" Иуда легко ворочает камни.

Уличенный во лжи, Иуда тоже громко засмеялся, за ним остальные. Все признали Искариота победителем. Лишь Иисус промолчал, уйдя далеко вперёд. Постепенно ученики собрались вокруг Христа, оставив "победителя" плетущимся одиноко сзади. Остановившись на ночлег в доме Лазаря, никто и не вспомнил о недавнем триумфе Искариота. Иуда стоял в дверях, отдавшись своим мыслям. Он как бы заснул, не видя, что загораживает вход Иисусу. Ученики заставили Иуду посторониться.

Ночью Фому разбудил плач Иуды. "Почему он не любит меня?" - спрашивал с горечью Искариот. Фома объяснял, что Иуда неприятен внешне, а к тому же он лжет и злословит, разве это может понравиться учителю? Иуда запальчиво ответил: "Я дал бы ему Иуду, смелого, прекрасного Иуду! А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет и Иуда". Искариот сказал Фоме, что Иисусу не нужны сильные и смелые ученики. "Он любит глупых, предателей, лжецов".

Искариот утаил несколько динариев, это открыл Фома. Можно предположить, что не в первый раз Иуда совершает кражу. Пётр поволок дрожащего Искариота к Иисусу, но тот промолчал. Пётр ушёл, возмущённый реакцией учителя. Позже Иоанн передал слова Христа: "...Иуда может брать денег, сколько он захочет". В знак покорности Иоанн поцеловал Иуду, все последовали его примеру. Искариот признался Фоме, что дал три динария блуднице, которая не ела несколько дней. С этого времени Иуда переродился: он не кривлялся, не злословил, не шутил и никого не обижал. Матфей счел возможным его похвалить.

Даже Иоанн стал относиться к Искариоту снисходительнее. Однажды он спросил Иуду: "Кто из нас, Пётр или я, будет первым возле Христа в его небесном царствии?" Иуда ответил: "Я полагаю, что ты". На такой же вопрос Пётра Иуда ответил, что первым будет Пётр. Тот похвалил Искариота за ум. Каждому Иуда старался теперь доставить приятное, постоянно о чем-то думая. На вопрос Петра, о чем задумался, Иуда ответил: "О многом". Только однажды Иуда напомнил себя прежнего. Заспорившие о близости к Христу Иоанн и Пётр просили "умного Иуду" рассудить, "кто будет первым возле Иисуса"? Иуда ответил: "Я!" Все поняли, о чём последнее время думал Искариот.

В это время Иуда сделал первый шаг к предательству: посетил первосвященника Анну, и был принят очень сурово. Искариот признался, что хочет обличить обман Христа. Первосвященник, зная, что у Иисуса много учеников, боится, что они заступятся за учителя. Искариот рассмеялся, назвав их "трусливыми собаками" и уверяя Анну, что все разбегутся при первой же опасности и явятся лишь положить учителя в гроб, ибо любят его "больше мертвым, чем живым": тогда они сами смогут стать учителями. Священник понял, что Иуда обижен. Искариот подтвердил догадку: "Разве может укрыться что-либо от твоей проницательности, мудрый Анна?"

Искариот являлся к Анне ещё много раз, пока тот не согласился заплатить за предательство тридцать сребреников. Вначале ничтожность суммы оскорбила Искариота, но Анна пригрозил, что найдутся люди, которые согласятся на меньшую плату. Иуда возмутился, а потом покорно согласился на предложенную сумму. Полученные деньги он спрятал под камень. Вернувшись домой, Иуда нежно гладил волосы спящего Христа и плакал, корчась в судорогах. А потом "долго стоял он, тяжёлый, решительный и всему чужой, как сама судьба".

В последние дни короткой жизни Иисуса Иуда окружил его тихой любовью, нежным вниманием и ласкою. Он предугадывал любое желание учителя, делал ему только приятное. "Раньше Иуда не любил Марину Магдалину и других женщин, которые были возле Христа... - теперь он стал их другом... союзником". Он покупал благовония и дорогие вина для Иисуса и сердился, если Пётр выпивал предназначенное для учителя, ведь ему было всё равно, что пить, лишь бы побольше. В "каменистом Иерусалиме", почти лишенном зелени, Искариот где-то добывал цветы, травку и через женщин передавал Иисусу. Приносил ему малышей, чтобы "они радовались друг на друга". По вечерам Иуда "наводил разговор" на милую Иисусу Галилею.

"Одною рукой предавая Иисуса, другой рукой Иуда старательно искал расстроить свои собственные планы". Он не отговаривал Христа от последнего путешествия в Иерусалим, победу над которым все считали важной, но упорно предупреждал об опасности, рисуя ненависть к Христу фарисеев, их готовность пойти на преступление. Он неустанно твердил: "Нужно беречь Иисуса!" Ученики же, бесконечно верившие в силу учителя, лишь смеялись над Искариотом. Тогда Иуда где-то добыл и принес два меча, но только Пётр одобрил его. Иуда спросил Фому, почему он не взял принесенного меча, и услышал в ответ, что он не приучен к оружию "и что можно сделать двумя мечами?" Искариот пообещал найти ещё, если понадобится. Уже после смерти Иисуса ученики, вспоминая этот разговор Иуды, думали, что он хотел погубить их, "вызвав на неравную убийственную борьбу". После бесплодных разговоров с учениками Иисуса Иуда шёл к женщинам и плакал о трусости мужчин. Однажды он вспомнил о своей жене, может быть, неплохой женщине.

А между тем неумолимо наступал день предательства. Уже вступил Иисус в Иерусалим, люди восторженно приветствовали его криками: "Осанна! Осанна!". Восторг и ликование встречающих были безмерны. Ученики радовались победе Христа. Прошла последняя вечерня, на которой прозвучали неясные слова Иисуса о ком-то, кто предаст его. Перед уходом Иуда мысленно взмолился: "Иду я Ты знаешь куда, Господи. Ты молчишь, Господи?.. Позволь мне остаться. Но ты не можешь?.. Или не хочешь?" В полной тишине Иуда ушел.

Встала луна, когда Иисус собрался на Елеонскую гору, где проводил он последние ночи, ученики сопровождали его. Внезапно учитель сказал: "Кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч. Ибо сказываю вам, что должно исполниться на мне и этому написанному: "И к злодеям причтен". Ученики удивились, а Пётр ответил, что у них есть два меча для защиты. Иисус произнес: "Довольно". Идя по ночному Иерусалиму, ученики пугались звука собственных шагов, но, подойдя к Гефсиманскому саду, где провели несколько безопасных ночей, успокоились. Иисуса же томило беспокойство. Он попросил Пётра, Иоанна, Иакова и Симона бодрствовать, но те через короткое время уснули.

Вдруг их разбудил громкий голос: "Вы все ещё спите и почиваете? Кончено, пришел час - вот предаётся сын человеческий в руки грешников". Ученики вскочили, увидели горящие факелы в руках подбегающих воинов. Фома сказал, что, видимо, пришли за ними. Среди пришедших был Иуда, он шепнул воину: "Кого я поцелую, тот и есть". Иисус и ученики с ужасом смотрели на Искариота, а тот подошел и, со словами: "Радуйся, равви!", нежно поцеловал щёку Христа. Иисус воскликнул: "Иуда! Целованием ли предаёшь сына человеческого?" Внутри Иуды как бы возник сонм из сотен голосов. Да, на поругание и истязание, на крест предаем мы тебя. Иисуса схватили солдаты, а ученики в страхе теснились, "как кучка испуганных ягнят". Лишь Пётр дрожа вынул меч и ударил им, никому не принеся вреда. Иисус приказал убрать бесполезное оружие. Потом ученики побежали, бросив Христа. Лишь Пётр и Иуда шли в отдалении за учителем. Потом Пётр сказал стражникам, что он не знает Иисуса и не является его учеником. С этого времени до самой смерти Иисуса Иуда не видел около него ни одного ученика. Искариот видел, как ночью солдаты били Христа. Искариот надеялся, что солдаты наконец поймут, что истязают и мучают самого лучшего из людей, склонятся перед ним и отпустят, но этого не произошло.

На Иуду показывали пальцами и говорили, что он предатель. Но Искариота это ничуть не трогало. Как только избитого Иисуса вывели из караульни, "Иуда ходил за ним и как-то странно не ощущал ни тоски, ни боли, ни радости - одно только непобедимое желание все видеть и слышать". Проходившему мимо Иисусу Искариот кивнул головой и пробормотал: "Я здесь, сынок, здесь!". Иуда ожидал, что люди закричат, защищая Христа, и все поймут его величие, но верующие шли молча, делая вид, что их ничего не касается. Искариот увидел убегающего Фому и настиг его. Иуда спросил, почему ученики не требуют признать необычность Иисуса, его исключительность, тогда не посмеют его казнить. Но Фома боится вооруженных солдат. Искариот, не дослушав Фому, уходит.

Иуда увидел окровавленного Иисуса в терновом венце. Пилат вывел его перед толпой, а люди кричали: "Смерть ему! Распни его! Распни его!" Пилат перед толпой моет руки и восклицает: "Неповинен я в крови праведника этого. Смотрите вы!". Искариот восхищён Пилатом, кричит ему: "Ты мудрый!.. Ты благородный!..". Пилату отвратителен вид Иуды, он отшвырнул его и ушел. Кругом Иисуса плачущие женщины, Иуда подбегает к Иисусу и говорит: "Я с тобою. Туда. Ты понимаешь, туда!" Учеников же и след простыл.

Иуда был рядом с Христом, когда тому вбивали гвозди в руки и ноги, распиная на кресте. "Осуществился ужас и мечты Искариота..." Он ещё надеется и боится одновременно: вдруг люди одумаются и спасут Иисуса. Но нет, рядом лишь плачущие Мария Магдалина и мать Христа... Иисус умер. "Свершилось. Осанна! Осанна!".Осуществились ужасные надежды. Никто теперь не вырвет победу из рук Искариота! Теперь пусть все народы стекутся к Голгофе и вопят в миллион глоток: "Осанна!" - "они найдут только позорный крест и мертвого Иисуса". Иуда уверен, что они вернутся вместе с Христом "и разрушим смерть". Не безумие ли это?

На следующий день Иуда Предатель явился перед синедрионом и на вопрос, что ему надо, громко ответил: "Это я, Иуда из Кариота, тот, что предал вам Иисуса Назарея". Синедрионцы спрашивали друг друга: сколько получил Иуда? - Тридцать сребреников. - Мало. Но "разве Иуда кричит, что его ограбили?". Каиафа гонит Искариота, угрожая ему палками. Задыхаясь, Иуда спрашивает: "А вы знаете... вы знаете... кто был он - тот, которого вчера вы осудили и распяли?". "Знаем", - послышалось в ответ. Иуда сказал, что предал невиновного и честного. Анна назвал Искариота дураком, "скучным дураком". Иуда запальчиво крикнул, что не Христа, а "вас, мудрых, вас, сильных, предал он позорной смерти, которая не кончится вовеки. Тридцать сребреников!.. Но ведь это цена вашей крови, грязной, как те помои, что женщины выливают за ворота домов своих. Ах, Анна, старый, седой, глупый Анна... Ведь в этой цене пойдешь ты вовеки!". Но над Иудой только смеются, не хочет ли он "стать пророком?". Ему кинули ещё денег, чтобы он не переживал, что дешево оценено его предательство. Искариот же бросил деньги, полученные за Христа, в лица священников.

Ученики Христа прячутся, боясь, что казнью Иисуса дело может не кончиться. Они горюют и прислушиваются, что делается за стенами дома. Неожиданно к ним врывается Иуда, обвиняя их в трусости. Ученики пытаются гнать его, а потом оправдываются. Искариот уверен: не Иисус, а "вы на себя взяли весь грех... Вы погубить её [землю] захотели, вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Иисуса!" Иуда спрашивает учеников, почему они живы, когда Христос мёртв? Искариот говорит, что они должны были бы погибнуть вслед за учителем, если не смогли его спасти. Фома возражает: "Подумай: если бы все умерли, то кто бы рассказал об Иисусе? Кто бы понес людям его учение, если бы умерли все: и Пётр, и Иоанн, и я?". Иуда проклинает трусов.

Иуда давно наметил место для самоубийства после смерти Христа. Это было одинокое дерево на горе, высоко над Иерусалимом. Иуда взбирается с трудом на эту гору, думая, как они вместе с Христом вернутся на землю. А если Иисус будет сердиться на Иуду и пошлет его в ад, Искариот с радостью туда пойдет. Иуда приладил петлю так, что если она порвется, он полетит в пропасть и обязательно погибнет. Прежде чем оттолкнуться от обрыва, Иуда предупредил Христа: "Так встреть же меня ласково, я очень устал, Иисус". Верёвка выдержала, Иуда прочно повис на петле.

"Так в два дня, один за другим, оставили землю Иисус Назарей и Иуда из Кариота, Предатель". Утром люди нашли висельника и сбросили его в глубокий овраг, куда обычно сбрасывали падаль. "И в тот вечер уже все верующие узнали о страшной смерти Предателя, потом весь Иерусалим, Иудея... И вечно люди проклинают Иуду из Кариота, Предателя".