Когда после шипящих пишется суффикс ок. Слово с суффиксом "ик". Правописание слов с суффиксами "ик". Примеры слов с суффиксом -ек

Предмет: Русский язык

Класс: 3 Д

Программа: «Начальная школа XXI века» под редакцией

Тема: Учимся писать суффикс - ок - в именах существительных

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о правописании суффикса - ок - в именах существительных

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить учащихся с правописанием суффикса - ок - в именах существительных;

Отрабатывать написание суффикса - ок - в именах существительных;

Повторить правописание суффиксов –ик-, - ек -

Развивающие:

Развивать умения рассуждать, анализировать, делать выводы;

Способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

Создать условия для формирования компетенций, способствующих продуктивной коммуникации;

Воспитательные:

Создать условия для привития интереса к урокам ;

Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, уважение к окружающим;

Методические приёмы:

Деятельностный подход;

Создание прблемной ситуации;

Побуждающий диалог;

Оборудование:

(Образец на доске)

Какие ещё можно было образовать слова, которые бы называли маленькие предметы? Что надо добавить?

Составляют и записывают слова

Лучок, крючок, сапожок, утюжок, жучок, блинок старичок, сырок, бычок, паучок, грибок, хомячок лужок, язычок, снежок.

Проверяют работу.

Надо добавить два суффикса: - ок - и - ек-

Учебно-познавательная

Самостоятельная работа

Гимнастика для глаз

Прочитайте слова, записанные на доске. Составьте и запишите в тетрадь цепочки слов, используя суффиксы - ок - и - ек- Обозначьте суффиксы.

Друг, ветер, пирог, дуб,

Поменяйтесь тетрадями, обсудите получившиеся цепочки, оцените работу друг друга.

Возьмите свои тетради. Проверим, какие получились цепочки слов.

Что интересного заметили? (Что произошло с суффиксом - ок - при добавлении к этим словам суффикса - ек?

Прочитайте правило в учебнике на с. 21

друг - дружок – дружочек

ветер – ветерок – ветерочек

пирог – пирожок – пирожочек

дуб – дубок – дубочек

Меняются тетрадями, обсуждают, оценивают работу друг друга.

Зачитывают слова, называя суффиксы.

В суффиксе - ок - произошло чередование к/ч.

Читают правило.

Учебно-познавательная

Коммуникативная


Самостоятельная работа

Работа в парах

Физминутка (Физическая и эмоциональная разрядка)

Из слов составьте пословицу (слова: дела, вершок, с, на, мешок на карточках размещены по стенам) - Запишите её в тетрадь. - Как вы понимаете эту пословицу?

Работа со словами вершок и мешок. - Как вы думаете, подходят ли эти слова к нашей теме?

Исторически: вершок – от слова верх (росток), старорусская мера длины равная примерно 4,5 см; мешок – маленький мех. Сейчас эта связь утеряна (произошло упрощение состава слов: вершок, мешок – корни)

Составляют пословицу: Дел на вершок, а слов с мешок

Записывают пословицу.

Высказывают свои мнения.

Высказывают свои предположения.


Фронтальная работа

Работа с учебником (упр. 3). Повторить правописание суффиксов –ик -, - ек-

Предлагаю работу по выбору. Выполните упр.3 в учебнике или упражнение 3 в ТПО.

Направляю и консультирую (на местах)

Выполняют упражнения по выбору.


Компетенция личностного самосовершенствования

Учебно-познавательная

Фронтальная работа

Самостоятельная работа

Игра «Найдите свои слова». Каждый ряд (группа) получает карточки со словами: снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, сад, звон, свисточек, вечерочек, шажок, садочек, звонок, шаг, творог, творожок, творожочек. - Проверим выполненное задание

Каждая группа выбирает слова, соответствующие данной модели.

Выходит представитель первой команды со словом, к нему подходят ещё по одному от каждой команды с родственными словами, выстраивают словообразовательную цепочку (закрепляют на доске) и т. д. (8 цепочек)

Коммуникативная

Учебно-познавательная

Групповая работа

Рефлексия

Что нового узнали?

Достигли ли мы поставленной цели?

Где вам пригодятся эти знания?

Давайте вернёмся в начало урока. Исправьте ошибки в словах, записанных на доске. Докажите.

Домашнее задание: учебник с 22, упр.6

Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы.

1 человек работает у доски. Исправляет ошибки: паучок, снежок, каблучок. Доказывают.

Записывают задание.

Учебно-познавательная

Фронтальная работа

Актуализация знаний

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Учимся писать суффикс - ок - в именах существительных"

Учитель

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

Цели урока:

    совершенствовать знания учащихся о написании суффикса - ок-, развивать умения и навыки правописания суффиксов имен существительных, память, внимание, речь, умение слушать, воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент

Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнем сейчас,
Раз все у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны и наблюдательны.
Чтобы русский язык познавать,
Нужно серьезно все изучать.

2. Словарная работа (Приложение 1, слайд 5 ,6)

Птека, б. седа, б. л.то, дев. чка, з. бота, з. вод, м. рковь, к. л.ндарь, к. стрюля, .г. род, р. кета, тр. мвай, ш. к.лад, ш. фер.

3. Изучение нового материала.

Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса?

Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом - ок-, которые бы называли маленькие предметы.

башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык. (Слайд 7, проверка)

5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2

№1.Добавь суффиксы - ек-, - ок-.

6. Работа в парах.


Составь и запиши десять слов, используя суффиксы - ек-, - ок-.

сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.

Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса - ек-.

Вывод делают учащиеся: в суффиксе - ок - произошло чередование к/ч.

7. Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

Зарядка для глаз.

Посмотрите вдаль в окно, закройте глаза, вновь посмотрите. Сделайте круговые движения глазами вправо и влево. Откройте глаза, посмотрите вдаль.

8. Работа по учебнику. с. 21 № 5.

Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, - ек-, - ик– , отработка анализа состава слова.

Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:

снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

(Приложение 1. Слайд 8. Проверка)

9. Самостоятельная работа.

Закрепление правописания слов с суффиксами –ек-, - ик-, - ок-. Работа в тетради “ Пишем грамотно” № 2, с. 4

10. Дифференцированная работа на доске и в тетрадях.

Запись слов под диктовку в два столбика: в первый– слова с ь на конце после шипящих, во второй– слова без ь.

Диктуемые слова: пейзаж, чертеж, помощь, речь, ландыш, вещь, лещ, сторож, глушь, товарищ, шалаш, ночь, полночь, дочь, карандаш.

11. Проверка (Приложение 1 , слайд № 9).

12. Домашнее задание: с. 22 № 6, правило с. 20.

Записать слова в два столбика в зависимости от места орфограммы.

Шепот, паучок, черный, щелка, жучок, шорты, бычок, шов, шорох, шажок, пчелы, капюшон.

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

снежок голубок свисток снег шажочек голубочек вечер

свист вечерок звоночек снежочек голубь

звон свисточек вечерочек шажок садочек звонок

творожок творожочек

Правописание слов

с суффиксами -ок, -ек.

Черничкина Галина Валентиновна



Четвёртое апреля

Классная работа


СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

А птека, библ ио тека, б о лото, д о рога, зап ад , м о л о ток, кр о вать, р а кета, тр а мвай, ш о фёр.

Проверь и оцени себя!


о к ко ок

горошки окошки пушок

Какие сочетания букв могут являться суффиксами?

Спишите слова. Разберите слова по составу.

О каком слове можно сказать, что оно «лишнее»? Почему?

Над правописанием какого суффикса мы будем сегодня работать?


ТЕМА

«НАПИСАНИЕ СУФФИКСА –ОК- ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ» ЦЕЛИ

Учиться…

Находить…

Различать…

Узнать…

Повторить…

Продолжить…

Употреблять…


  • Спишите слова.
  • Поставьте ударение
  • Выделите суффикс
  • Сформулируйте правило о написании в словах суффиксов -ок, -ек.

Правило.

-ок : бережок, волчок, петушок, сапожок.

Суффикс -ек после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение: ножичек, орешек.


  • Образуйте от слов снег, жук, паук, язык однокоренные слова при помощи суффикса –ок.
  • Подчеркните букву в корне, которая изменилась при образовании нового слова.

Поставьте ударение

Подчеркните согласную перед суффиксом

После шипящих под ударением пишется

суффикс –ок .

Суффикс -ек после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение

бережок

волчок

петушок

сапожок

ножичек

орешек


Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась. Три нагнулась и присела, На четыре – улетела.


Сапог

Сапож ок

Быч ок

Пирог

Пирож ок

Старик

Старич ок

Друг

Друж ок

Паук

Пауч ок

Снег

Снеж ок

Корень

Кореш ок


Чердак

Чердач ок

Кулак

Кулач ок

Башмак

Башмач ок

Судак

Судач ок

Стих

Стиш ок

Смех

Смеш ок

Пастух

Пастуш ок

Пуш ок


Составь словосочетания.

Разбери слова по составу.

маленький


Распределите слова на две группы

Мышонок, слонёнок, зайчонок, медвежонок, козлёнок, собачонок, котёнок.

  • Спишите слова в два столбика
  • Поставьте ударение
  • Выделите суффикс
  • Подчеркните согласную перед суффиксом
  • Сформулируйте правило о написании в словах суффиксов -онок, -ёнок.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

Каких целей вы достигли?


Слова с суффиксами -ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далековато не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та либо другая морфема. Вот поэтому представленную статью мы решили предназначить этой теме.

Общие сведения

Назовите 2 слова с суффиксом -ик-. Необходимо подчеркнуть, что сделать это нетрудно, но исключительно в том случае, если вам понятно основное правило российского языка, которое разъясняет правописание буковкы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некая часть людей повсевременно совершает одни и те же ошибки, и заместо «ключик» пишут «ключек», заместо «куст» – «кустек», «мячик» – «мячек» и проч. Вот поэтому в школьной программке этой теме уделяется повышенное внимание.

Когда следует ставить буковку «и»?

А какие слова с суффиксами -ек-/-ик- понимаете вы? К ним относятся последующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, куст, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчишка, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусок, лицо, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождь, орех, садик, котёночек и пр.

Как вы могли увидеть, каждое упомянутое слово с суффиксом -ик- вызывает огромные сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а как следует нереально найти, какую гласную нужно ставить в конце – «и» либо «е» (а, может быть, и «о»?). Вот поэтому советуем ознакомиться с надлежащими правилами российского языка.

Основное правило

Слово с суффиксом -ик- следует писать исключительно в том случае, если при его склонении гласная буковка «и» сохраняется. Для наглядности приведем определенные примеры:

  • карандашик - карандашИка;
  • диванчик - дивана;
  • огурчик - огурчИка;
  • калачик - калачИка;
  • куст - куста;
  • носик - носИка;
  • стульчик - стульчИка;
  • пальчик - пальчИка;
  • лицо - лица;
  • мальчишка - мальчугана;
  • ключик - ключИка;
  • мячик - мячИка;
  • самолётик - самолётИка;
  • листик - листИка;
  • винтик - винтИка;
  • бантик - бантИка;
  • мостик - мостИка;
  • кирпичик - кирпичИка;
  • дождь - дождя;
  • садик - садИка и пр.

Когда следует ставить буковку «е»?

О том, как можно проверить слово с суффиксом -ик-, мы поведали чуток выше. Но необходимо подчеркнуть, что в российском языке часто встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему -ек-. И для того чтоб удостовериться, что в этих словах вправду пишется буковка «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (другими словами выпадает), то следует ставить только суффикс -ек-.

Приведем приятные примеры:

  • звоночек - звоноЧКа;
  • внучек - внуЧКа;
  • огонёчек - огонёЧКа;
  • горошек - гороШКа;
  • ножичек - ножиЧКа;
  • комочек - комоЧКа;
  • свисточек - свистоЧКа;
  • молоточек - молотоЧКа;
  • листочек - листоЧКа;
  • орех - ореха;
  • сыночек - сыноЧКа;
  • стебелёчек - стебелёЧКа;
  • кусок - куска;
  • мешочек - мешоЧКа;
  • цветочек - цветоЧКа;
  • платочек - платоЧКа;
  • пирожочек - пирожоЧКа;
  • котёночек - котеноЧКа и проч.

Видите ли, достаточно просто найти, какое пишется слово с суффиксом -ик-, а какое - с суффиксом -ек-. Кстати, такие морфемы в российском языке именуют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание находится в зависимости от тех либо других ситуаций (в этом случае от сохранности гласной при склонении слова).

Имена существительные с суффиксом -ок-

Выше мы разглядели слова с суффиксом -ик-. -Ок- так же является морфемой имен существительных. Но во время словообразования таковой суффикс не вызывает никаких колебаний. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема фактически всегда занимает ударное положение. В итоге, буковка «о» в суффиксе -ок- слышится очень ясно. Для наглядности приведем несколько примеров:

  • кулачОк;
  • волчОк;
  • сынОк;
  • молотОк;
  • стрелОк;
  • петух;
  • дурачОк;
  • бережОк;
  • мелОк;
  • знатОк;
  • снежОк;
  • крючОк;
  • теремОк и пр.

Суффиксы -ек- и -ок- после щипящих согласных

О том, какие слова с суффиксом -ик-, -ек- и -ок- есть, вы понимаете. Но тут появляется новый вопрос: “В каких случаях в 2-ух последних морфемах после шипящих следует ставить буковку «е», а в каких - «о»?” Ведь достаточно трудно найти, как будет верно: петух либо петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буковка «е», и буковка «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему -ок-. Приведем приятный пример:

  • бережОк;
  • петух;
  • кулачОк;
  • волчОк;
  • мужичОк;
  • волчОк;
  • старичОк;
  • червячОк;
  • сапожОк;
  • дурачОк;
  • прыжОк;
  • косячОк;
  • сынОк;
  • снежОк;
  • крючОк и другие.

Что касается суффикса -ек-, то он ставится только в тех словах, в каких на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную буковку во время склонения.

Для наглядности приведем пример:

  • нОжичек
  • внУчек;
  • горОшек;
  • звонОчек;
  • комОчек;
  • молотОчек;
  • листОчек;
  • огонЁчек;
  • свистОчек;
  • сынОчек;
  • цветОчек;
  • стебелЁчек;
  • кусок;
  • мешОчек;
  • оврАжек;
  • платОчек;
  • пирожОчек;
  • котЁночек и другие.

Методы образования слов с помощью суффикса -ок-

Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом -ик-/-ек- появляются с помощью прибавления морфемы к базе слова. В конечном итоге мы получаем новейшую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (к примеру, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).
Что касается суффикса -ок-, то он присваивает несколько другие значения:

  • Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато?к, зятёк, грибо?к, листо?к и пр.).
  • Действие (приведем пример: зево?к, бросо?к, пино?к, глото?к, рыво?к, мазо?к, толчо?к, прыжо?к, шлепо?к, скачо?к, щелчо?к, хлопо?к и пр.).
  • Предмет, а поточнее итог деяния (приведем пример: обло?мок, мото?к, обру?бок, набро?сок, сле?пок, отпеча?ток, стежо?к, посёлок, вы?селок и пр.).
  • Предмет, а поточнее орудие деяния (приведем пример: свисто?к, звоно?к, гудо?к и пр.).
  • Предмет, а поточнее субъект деяния (к примеру, поплаво?к, движо?к, росто?к и пр.).
  • Место деяния (като?к).
  • Уменьшительно-ласкательное либо только ласкательное значение (к примеру, Нино?к, Витёк, Лидо?к, Игорёк, Сашо?к и пр.).
  • Лицо, которое производит действие (к примеру, ездо?к, едо?к, стрело?к, игро?к, ходо?к и пр.).
  • Лицо, которое появляется в итоге деяния (к примеру, недоно?сок, вы?родок, переро?сток, недоро?сток, подро?сток и пр.).
  • Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (к примеру, пре?док, пото?мок и пр.).
  • Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим именованием прилагательным (к примеру, дичо?к, бело?к, желто?к и пр.).
  • Вещество, которое названо мотивирующим именованием существительным (к примеру, мело?к).
  • Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу схожих предметов. При всем этом их ровно столько, сколько именуется мотивирующим именованием числительным (к примеру, пято?к, деся?ток и пр.).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Учебник на столе у вас? А ручки и тетрадки? Тогда урок начнем сейчас, Раз все у вас в порядке. Будьте внимательны, Послушны и наблюдательны. Чтобы русский язык познавать, Нужно серьезно все изучать.

А птека, библ ио тека, б о лото, д о рога, зап ад, м о л о ток, кр о вать, р а кета, тр а мвай, ш о фёр.

ЦЕЛЬ: Научиться правильно писать суффикс –ок в существительных после шипящих.

1 группа Сапог Сапож ок Бык Быч ок Пирог Пирож ок Старик Старич ок Друг Друж ок Паук Пауч ок Снег Снеж ок Корень Кореш ок

2 группа Чердак Чердач ок Кулак Кулач ок Башмак Башмач ок Судак Судач ок Стих Стиш ок Смех Смеш ок Пастух Пастуш ок Пух Пуш ок

Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась. Три нагнулась и присела, На четыре – улетела.

Р.Т. с. 54 №59.

Р.Т. с. 54 №59 ХОМ Я Ч О К Ж и л-был на свете один Хом я ч о к. Спать он ложился на левый б о ч о к. А просыпался – на правом б о ку. Это не нравилось Хом я ку. (С. Козлов)

снег снежок снежочек вечер вечерок вечерочек свист свисток свисточек голубь голубок голубочек сад садик садочек звон звонок звоночек шаг шажок шажочек

«С малой удачи начинается успех!»

Домашнее задание У.с 99 № 111

Спасибо за работу!

Предварительный просмотр:

Конспект урока

  1. Тема урока «Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса - ок - после шипящих. »
  2. Предмет – русский язык

3. Класс - 3 «б»

5. МКОУ «Сорочинская СОШ»

6. Калачинский район

7. Краткое описание: Работа спланирована по УМК ПНШ, по учебнику «Русский язык» 3 класс, часть 3, автор М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, тетрадь для самостоятельной работы №2 «Русский язык тетрадь для самостоятельной работ» Т.А.Байкова (Т2). Использована технология деятельностного подхода. Составлена презентация урока.

8. Тип урока - комбинированный

9. Форма организации - урок

10. Представление о результатах:

Личностные результаты: продолжить формировать

Внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной деятельности и принятие образца «хорошего ученика»;

Навык сотрудничества со сверстниками, воспитание чувства товарищества.

Метапредметные результаты: обучающиеся научатся или получат возможность научиться

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Сравнивать слова с различными орфограммами в суффиксах

Устанавливать причинно-следственные связи.

Предметные результаты:

Правильно писать суффикс – ок в существительных после шипящих

11. Цель урока: создать условия для формирования знаний учащихся в написании суффикса – ок после шипящих

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Организационный момент

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Здравствуйте ребята, садитесь.

Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнем сейчас,
Раз все у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны и наблюдательны.
Чтобы русский язык познавать,
Нужно серьезно все изучать.

- Сегодня мы с вами будем работать по группам.
– В ходе урока каждая группа будет получать жетоны за правильные ответы. Группа, которая сможет за урок набрать наибольшее количество жетонов, побеждает! Также,ребята, не забывайте про наши листики. В нужный момент вы можете ими воспользоваться.

Проверьте, все ли готово к уроку?

На доске эпиграф:

«С малой удачи начинается успех!»

Какое ключевое слово в этом высказывании?

Что необходимо для успешной работы на уроке?

Пожмите друг другу руку и пожелайте успеха!

Проверяют, всё ли приготовили к уроку на столе.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Успех.

Внимательно слушать учителя, аккуратно и грамотно выполнять задания и т.д.

Слайд 1

Организовано рабочее место

Самооценка готовности к уроку.

Установлен контакт с одноклассниками

Слайд 2

Слайд 3

Актуализация знаний.

Актуализировать необходимые и достаточные знания о суффиксе –ок-

Cоздать условия для повторения правильного написания суффикса -ок

Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Приступим к работе. Откройте тетради и запишите число, классная работа.

Итак, приступаем к словарной работе.

Диктую: Аптека, библиотека, болото, дорога, запад, молоток, ракета, трамвай, шофёр.

Проверьте, пожалуйста, правильно ли вы написали слова. Каким словарём мы воспользуемся для проверки?

А теперь посмотрите внимательно на доску. Что за буквы составляют этот узор?

Что вы знаете о них?

Скажите, а если соединить их парами, что мы можем увидеть? Что это?

Пропишите это соединение у себя в тетради.

Ребята, для того, чтобы продолжить урок нам нужно вспомнить основное правило написания суффиксов в именах существительных. А чтобы мы смогли это сделать, давайте понаблюдаем за суффиксом – ок. –

Каждая группа получает карточку 1 со словами:

Адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

Вы должны посовещаться и постараться дать правильный ответ.

Удалось ли вам заметить особенности этого суффикса?

Правильно ответившие группы получают жетон.

Дети пишут под диктовку слова.

Проверяют по словарю «Пиши правильно» стр 160

окикек



Это суффиксы.

Работа в группах

Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный,

во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

Устные ответы, работа в группе.

Слайд 4

Слайд 5

Актуализированные знания о суффиксе –ок.

Формулирование собственного мнения и аргументирование его.

Слайд 6

Постановка учебной задачи

Организовать побуждающий диалог к формулировке темы, цели урока.

– Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

– Упражняться правильно писать слова – существительные с суффиксом - ок-Будем соревноваться, размышлять, делать выводы.

– Будем работать в группах.

Слайд 7

Формирование учебной мотивации

Сознательная формулировка темы и цели урока.

Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

Организовать практическую самостоятельную работу по правильному написанию суффикса –ок.

Организовать работу в группах обеспечить контроль за выполнением задания

Сейчас каждая группа получит задание. Вы должны будете внимательно прочитать задания и письменно его выполнить.

(карточка 2)

Образовать от данных слов слова с суффиксом – ок.

1 группа:

2 группа: Чердак, кулак, башмак, судак, стих, смех, пастух, пух.

Какая группа справилась с заданием, давайте проверять.

Каждый ответ сверяется с ответом на слайде.

Правильно ответившие группы получают жетон.

С первым заданием обе группы справились. А теперь я предлагаю вам следующее задание. Откройте, пожалуйста, учебник ч.3, стр.108. Прочтите задание и выполните его.

Читают задание Образовать от данных слов слова с суффиксом –ок. и выполняют его.

Проверка с места с комментированием (по два примера от группы), остальные по слайдам

Дети выполняют упражнение, пользуясь ч.2 обратным словарём.

Проверка (по одному представителю с каждой группы к доске)

Дети учатся работать в разноуровневых группах, оценивают правильность решения учебной задачи, осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).

Проверка по слайду 8, 9

Корректируют работу и переживают ситуацию успеха.

Слайд 10

Маленький паучок.

Динамическая пауза

Снять мышечное напряжение, переключить внимание

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

(Дети выполняют упражнение)

Слайд 12

Дети отдохнули

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков

Рефлексия деятельности

Организовать деятельность учащихся по решению поставленной задачи

Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.

Организовать ситуацию рефлексии

Оценивание работы ребят

Продолжаем с вами работу в тетради для самостоятельных работ. Откройте тетрадь на странице 54, №59. Прочитаем задания.

С этим заданием все справились! Молодцы!

Предлагаю вам следующее задание

Карточка 3

Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке

Снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

Ребята, давайте вспомним цель нашего урока.

Как вы думаете, мы её достигли?

А теперь посчитайте, сколько жетонов набрала каждая группа?

Вспомните эпиграф нашего урока. Слайд - На ваш взгляд, вы достигли успеха? Оцените результат своей работы нашими листиками.

Кто хочет пояснить свою оценку?

А кто постарался больше всех, чтобы ваша группа была успешной?
- Подарите друг другу комплимент за работу на уроке.

Читают задание, затем работают в группах.

Самый быстрый проверяет у своей группы

Учащиеся выполняют задания по карточке 3.

Совершенствовать знания в написании суффикса – ок.

- «С малой удачи начинается успех!»

Слайд 13

стр.54, №59

Слайд 14

Проверка по слайду

текста.

Слайд 15 проверка задания

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе)

Слайд 16

Проверка по слайду

Мотивируют свою позицию

Переживание ситуации успеха.

Слайд 17

Анализируют свою работу на уроке

Переживание ситуации успеха.

Домашнее задание

Спасибо, ребята за работу!

Запишите домашнее задание: У с. 99 №111

Запись д/з.

Слайд 18

Слайд 19

Приложения к уроку

Карточка 1

В чём особенности суффикса –ок?

Адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок.

Карточка 2

Образовать от данных слов слова с суффиксом –ок.

1 группа: Сапог, бык, пирог, старик, друг, паук, снег, корень.

2 группа: Чердак, кулак, башмак, судак, стих, смех, пастух, пух.

Карточка 3

Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке

Снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад, звон, шажок, садочек, звонок, шаг.


Цели урока:

  • совершенствовать знания учащихся о написании суффикса -ок-,
  • развивать умения и навыки правописания суффиксов имен существительных, память, внимание, речь, умение слушать,
  • воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент

Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнем сейчас,
Раз все у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны и наблюдательны.
Чтобы русский язык познавать,
Нужно серьезно все изучать.

2 . Словарная работа (Приложение 1 , слайд 5 ,6 )

Птека, б.седа, б.л.то, дев.чка, з.бота, з.вод, м.рковь, к.л.ндарь, к.стрюля, .г.род, р.кета, тр.мвай, ш.к.лад, ш.фер.

3. Изучение нового материала.

Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса?

Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы.

башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык. (Слайд 7 , проверка)

5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2

№1.Добавь суффиксы -ек-, -ок-.

6. Работа в парах.

Составь и запиши десять слов, используя суффиксы -ек-, -ок-.

сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.

Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса -ек-.

Вывод делают учащиеся: в суффиксе -ок- произошло чередование к/ч.

7. Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

Зарядка для глаз.

Посмотрите вдаль в окно, закройте глаза, вновь посмотрите. Сделайте круговые движения глазами вправо и влево. Откройте глаза, посмотрите вдаль.

8. Работа по учебнику. с. 21 № 5.

Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.

Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:

снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

(Приложение 1 . Слайд 8. Проверка)

9. Самостоятельная работа.

Закрепление правописания слов с суффиксами –ек-, -ик-, -ок-. Работа в тетради “ Пишем грамотно” № 2, с. 4

10. Дифференцированная работа на доске и в тетрадях.

Запись слов под диктовку в два столбика: в первый– слова с ь на конце после шипящих, во второй– слова без ь.

Диктуемые слова: пейзаж, чертеж, помощь, речь, ландыш, вещь, лещ, сторож, глушь, товарищ, шалаш, ночь, полночь, дочь, карандаш.

11. Проверка (Приложение 1 , слайд № 9 ).

12. Домашнее задание: с. 22 № 6, правило с. 20.

Записать слова в два столбика в зависимости от места орфограммы.

Шепот, паучок, черный, щелка, жучок, шорты, бычок, шов, шорох, шажок, пчелы, капюшон.