Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Инклюзивное образование в детском саду Способы и формы инклюзивного образования в доу

Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений Коллектив авторов

Инклюзивная практика как инновационная педагогическая деятельность

Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующих инклюзивную практику, диктует необходимость создания структурно-функциональной модели, спроектированной на основе интеграции системного, компетентностного и дифференцированного подходов, ориентирующих педагогов на овладение воспитанниками социальными, здоровье сберегающими, коммуникативными, деятельностными, информационными компетенциями.

Организация инклюзивной практики строится на следующих принципах:

принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее обследование учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы);

принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации) . Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;

принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга всеми участниками образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе; активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность как учебную, так и социальную для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума;

принцип междисциплинарного подхода . Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом;

принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, то есть необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как общей, так и специальной педагогики;

принцип партнерского взаимодействия с семьей . Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка;

принцип динамического развития образовательной модели детского сада . Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

При принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в образовательном учреждении учитывается следующее:

Наличие мотивации руководителя ДОУ;

Психологическая готовность коллектива ДОУ к инклюзии, предполагающая знакомство с основными ценностями, целями, методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;

Наличие необходимых специалистов (учителей-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов) или договора с психолого-педагогическими и медико-социальными центрами о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ;

Наличие специальных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды;

Возможность повышения квалификации педагогов.

Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными образовательными потребностями.

Когда решение принято, происходит разворачивание инновационной педагогической деятельности, предполагающей ряд обязательных процедур (осознание ценностей, постановку целей, анализ условий, подбор и создание средств и методов, оценку результатов и коррекцию деятельности) и этапность их реализации в соответствии с решаемыми задачами.

На первом этапе планируются следующие мероприятия:

Руководитель принимает решение об организации инклюзивной практики в ДОУ;

Совместно с представителем органа управления образованием руководитель ДОУ проводит анализ квалификации специалистов, комплектации предметно-развивающей среды, образовательных программ и технологий, по которым работает ОУ на соответствие их условиям реализации инклюзивных целей;

Руководитель ОУ проводит встречи с педагогическим коллективом для обсуждения и проработки основных целей, ценностей и принципов инклюзии, перспективного и текущего плана действий коллектива, определения состава ПМПк и координатора по организации инклюзивной практики в ДОУ;

Происходит знакомство с детьми и семьями, а при наличии в ОУ консультативного пункта (КП) – проведение первичного приема детей с ОВЗ для диагностики и разработки рекомендаций;

ПМПк на основе заключения ПМПК и результатов диагностики, проведенной внутренними специалистами, разрабатывает образовательный маршрут для детей с ОВЗ в ДОУ (лекотека, СРП, группа кратковременного пребывания, инклюзивная группа, дополнительные занятия со специалистами) и индивидуальную образовательную программу;

Определяются основные мероприятия по адаптации детей группы к новым условиям с приходом детей с ОВЗ;

Проводятся встречи с родителями детей с ОВЗ и возрастной нормы;

Подписываются договоры с родителями;

Составляется расписание, и определяется распорядок дня.

При включении в образовательный процесс ребенка с особыми образовательными потребностями необходимо продумать, что нового внесет своим появлением тот или иной ребенок, каких изменений это потребует от учреждения. Приход такого ребенка в детский сад или школу подразумевает составление индивидуального образовательного маршрута и изменения средовых условий с учетом его особенностей. Например, если приходит ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата, планируются весь маршрут передвижения ребенка по детскому саду, все режимные моменты и их обеспечение (посещение туалета, сидение за партой или за столом, прогулки, двигательные занятия), педагогические действия по организации обучения и взаимодействия ребенка с другими детьми. Если приходит ребенок с особенностями эмоционально-волевой сферы – планируется деятельность воспитателя по включению этого ребенка в группу детей.

На втором этапе решаются следующие задачи:

Разработка концепции организации инклюзивной практики, включающей основные ценности и технологии их реализации;

Разработка образовательной программы, учитывающей государственные требования и особенности инклюзивного процесса;

Создание методического обеспечения образовательного процесса;

Создание вариативных форм для реализации инклюзивного образования;

Повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов;

Определение педагогов и специалистов, разрабатывающих индивидуальные образовательные программы для детей с ОВЗ;

Создание предметно-развивающей среды;

Разработка новой структуры управления инклюзивным образовательным учреждением;

Выстраивание партнерских отношений со всеми участниками образовательного процесса;

Создание сетевого взаимодействия с организациями-партнерами.

Организационная модель инклюзивного ДОУ должна учитывать разнообразные условия, зависящие от комплектации детского сада, быть гибкой и вариативной.

Из книги Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии автора Борякова Наталья Юрьевна

3.2. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями зрения Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зренияНарушения зрения выражаются как в тотальной (слепота), так и неполной (слабовидение) потере зрения, причем число

Из книги Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Коллектив авторов

3.4. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями речи Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речиКатегория детей с нарушениями речи полиморфна по своему составу и весьма многочисленна. Нарушения речи имеют различную

Из книги Педология: Утопия и реальность автора Залкинд Арон Борисович

З.б. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта Характеристика нарушений при умственной отсталостиУмственно отсталые – это дети, у которых в результате грубого органического поражения головного мозга наблюдается стойкое недоразвитие

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных

Из книги Почему принцессы кусаются. Как понимать и воспитывать девочек автора Биддалф Стив

X. Педагогическая среда как фактор полового воспитания в переходный период Вся обстановка учебно-воспитательной работы переходного возраста должна базироваться на правильном использовании эмоциональности и активности этого возраста, во избежание переключения их на

Из книги Дисциплина без стресса. Учителям и родителям. Как без наказаний и поощрений развивать в детях ответственность и желание учиться автора Маршалл Марвин

I ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Залкинд был одним из наиболее ревностных пропагандистов лженауки педологии.Созданию этой лженауки и внедрению ее в нашу практику он посвятил около полутора десятка лет своей жизни. За это время он написал ряд книг, брошюр, десятки статей, прочитал на

Из книги Уважение к ребенку автора Корчак Януш

Разговорная практика и развитие речи Первые три года жизни – самый важный период для развития речи. Я считаю, что няня непременно должна в совершенстве владеть родным языком ребенка. Можно, конечно, нанять няню-иностранку, и тогда, возможно, ваш ребенок вырастет

Из книги Культурологический подход в изучении детей с задержкой психического развития автора Костенкова Юлия Александровна

Практика воспитания Итак, перейдем к практике. Подумайте, какое ваше поведение достойно того, чтобы ему подражать, а какое нет. Попробуйте посмотреть на себя со стороны. Какой багаж привычек и умений вы передадите своей дочери? Умеете ли вы устанавливать прочные

Из книги Как дневник. Рассказы учительницы автора Аромштам Марина Семеновна

Практика позитивности Один из наиболее эффективных способов снизить уровень стресса у родителей и ребенка – это общаться в позитивных выражениях. Вспомните, как вы реагировали, когда кто-то говорил о вас что-то доброе. А теперь вспомните, когда кто-то говорил то, что вы

Из книги В три все только начинается [Как вырастить ребенка умным и счастливым] автора Момот Галина С.

Из книги Хоровой класс. Отношение к обучению автора Стулов Игорь Харьевич

Глава 1. Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая и социальная

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

2.4. Педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития Проблема трудностей обучения рассматривается психологами и педагогами всего мира как одна из наиболее актуальных. Вместе с тем изучение детей этой категории началось сравнительно

Из книги автора

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОЛИТВА Правоверные иудеи начинают свой день словами: «Благодарю тебя, Господи, что не сделал меня женщиной!» И в этом люди самых разных вероисповеданий с ними вполне солидарны. Люди мужского пола, конечно.Но если ты женщина, да к тому же учитель, что

Инклюзивное образование в ДОУ – инновационная система образования, позволяющая детям с ограниченными возможностями развиваться в условиях полноценного общества. Данная система образования подразумевает равноправное восприятие всех детей и внедрение индивидуального подхода к обучению, учитывая особенности каждого ребенка. Дети в результате становятся полноценными частями общества.
Инклюзивное образование- это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Разберём более подробно, о том, что такое инклюзивное образование в ДОУ.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС Предоставьте каждому человеку, все те права, которыми бы вы хотели обладать сами! Роберт Ингерсолли

Инклюзивное образование в условиях ФГОС Введение ФГОС направленно на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе. Инклюзия(в пер. фр. – включающий в себя; от лат: заключаю, включаю) – обеспечение толерантного отношения к детям с ОВЗ Инклюзия – процесс, при котором что – либо включается, т. е. вовлекается, охватывает или входит в состав, как часть целого: это активное включение детей, родителей, специалистов в области образования в совместную деятельность

Инклюзивное образование –это Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Необходимо понять, что инклюзивное образование –это не интеграция, это более широкое понятие: Дети живут вместе, в одной обычной группе Специалисты помогают детям Обычные группы изменяются

Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребёнка Дети учатся терпимости – воспринимают человеческие различия как обычные Дети с ОВЗ получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полноценной жизнью Проблемы развития, эмоциональное состояние детей с ОВЗ становятся важными для окружающих Равные возможности для каждого

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ Характеристика детей с ОВЗ выражается в том, что эти дети имеют физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы, испытывают те или иные трудности в социальной адаптации, в овладении навыками функционирования в обществе, у них нарушена познавательная деятельность, которая ведёт к проблемам связанными с трудностями в обучении. Проблема в развитии ребёнка связана не только с биологическими факторами, но и с неисполнением главных педагогических закономерностей: ограниченно общение, нарушена система коллективных отношений (прежде всего со сверстниками) , отсутствует или снижена социальная активность. Ребёнок с особенностями развития – прежде всего ребёнок!

Актуальность инклюзивного образования Специальные учреждения для детей с ОВЗ создавали и расширяли разрыв между «больной» и «здоровой» частью общества. Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС предлагает путь объединённости и работает над тем, чтобы создать надёжный фундамент для погружения детей с ОВЗ в социальное пространство.

Организация инклюзивного образования в ДОУ ФГОС даёт шанс улучшить перспективы детей. С его помощью они учатся общению с другими детьми, развиваются коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом. Задачи ФГОС для детей с ОВЗ: Охрана укрепления физического и психического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка Формирование общей культуры воспитанников

Основные принципы поддержка разнообразия детства Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека Полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития.

Факторы принятие детей в группу у большинства детей с ОВЗ снижен темп речемыслительной деятельности, они быстро утомляются Детям тяжело общаться с взрослыми и сверстниками Движения дошкольников с ОВЗ отличаются от движений обычных детей

Специальные условия для детей с ОВЗ Создание соответствующего образовательного пространства создание программно-методического обеспечения Создание предметно-развивающей среды создание дидактического обеспечения Обеспечение безопасной развивающей среды, в том числе на участке, прогулке

обеспечить взаимосвязь со специалистами (логопед, психолог, дефектолог и др.) Взаимосвязь с окружающим социумом (поликлиника, соцзащита, социокультурное пространство) Основная образовательная программа Поощрение детей, если они помогают друг другу и терпимо относятся к сверстникам с ОВЗ Делать упор в обучении и воспитании на сильные стороны детей. Это позволит ребёнку верить в себя Взаимодействие с родителями или законными представителями

Принципы инклюзивного образования принцип индивидуального подхода Поддержки самостоятельной активности Активного включения в образовательный процесс Междисциплинарного подхода Вариативности в организации процессов обучения и воспитания Партнёрского взаимодействия с семьёй Динамического развития образовательной модели детского сада

Инклюзивное образование требует постоянного творческого вклада от каждого, в творческий процесс образования включаются все его участники – педагоги, родители, дети, администрация, социум. Условия, на сегодняшний день для инклюзии не достаточны. Поэтому надо предусматривать каждый шаг, анализировать условия, подбирать средства для реализации инклюзивной практики.

Эмоционально-волевые нарушения- необходимо создавать у детей ситуацию успеха, использовать инновационные технологии для разгрузки и снятия напряжения.

Дети с нарушением речи – необходимо вовлекать в совместную деятельность с другими детьми, с помощью игр, игровых технологий активизировать речь детей, создавать условия для развития мелкой моторики.

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС

Введение ФГОС направленно на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.

Цель данного решения – адаптация, социализация, обучение и поддержка детей с ограниченными возможностями на всем жизненном пути: начиная с дошкольного возраста и заканчивая трудоустройством.
Инклюзивное (в пер. фр. – включающий в себя; от лат: заключаю, включаю)

Инклюзия – процесс, при котором что – либо включается, т. е. вовлекается, охватывает или входит в состав, как часть целого: это активное включение детей, родителей, специалистов в области образования в совместную деятельность

Инклюзивное образование в ДОУ – инновационная система образования, позволяющая детям с ограниченными возможностями развиваться в условиях полноценного общества. Данная система образования подразумевает равноправное восприятие всех детей и внедрение индивидуального подхода к обучению, учитывая особенности каждого ребенка. Дети в результате становятся полноценными частями общества.
Инклюзивное образование- это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Необходимо понять, что инклюзивное образование –это не интеграция, это более широкое понятие:

  • Дети живут вместе, в одной обычной группе

  • Специалисты помогают детям

  • Обычные группы изменяются

  • Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребёнка

  • Дети учатся терпимости – воспринимают человеческие различия как обычные

  • Дети с ОВЗ получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полноценной жизнью

  • Проблемы развития, эмоциональное состояние детей с ОВЗ становятся важными для окружающих

  • Равные возможности для каждого

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ

Характеристика детей с ОВЗ выражается в том, что эти дети имеют физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы, испытывают те или иные трудности в социальной адаптации, в овладении навыками функционирования в обществе, у них нарушена познавательная деятельность, которая ведёт к проблемам связанными с трудностями в обучении.

Проблема в развитии ребёнка связана не только с биологическими факторами, но и с неисполнением главных педагогических закономерностей: ограниченно общение, нарушена система коллективных отношений (прежде всего со сверстниками) , отсутствует или снижена социальная активность.

Ребёнок с особенностями развития – прежде всего ребёнок!

Актуальность инклюзивного образования в ДОУ

Дети с инвалидностью - физической или ментальной - традиционно оказывались изолированы и, соответственно, лишены шагов по интеграции в среду. Специальные учреждения чаще создавали и расширяли разрыв между “больной” и “здоровой” частью общества.

Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС предлагает путь объединённости. Обучать каждого ребенка взаимодействию, помогать преодолевать сложности в развитии - признак гуманного общества, которое уважает всех своих участников. А потому важно позаботиться, чтобы такое образование стало всюду используемой практикой. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) как раз и работает над тем, чтобы создать надёжный фундамент для погружения детей с ОВЗ в социальное пространство.

Количество детей с тем или иным видом инвалидности в России по данным Росстата за последние 30 лет значительно выросло и продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование - значит давать детям шанс стать частью общества, развить таланты, социализироваться.

Организация инклюзивного образования в ДОУ по ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт даёт шанс улучшить перспективы детей. Получать образование перед школой крайне полезно каждому ребёнку, а детям с ОВЗ - особенно. С его помощью они учатся общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом.

Задачи ФГОС в отношении детей с ОВЗ:

  • Охрана укрепления физического и психического здоровья (в том числе и эмоционального благополучия)
  • Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала
  • Формирование общей культуры воспитанников.

Основные принципы:

1. поддержка разнообразия детства

2. сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека

3. полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития.

Когда принимаете в группу особого ребёнка необходимо учитывать три фактора:

  • У большинства дошкольников с ОВЗ снижен темп речемыслительной деятельности, они быстро утомляются
  • Детям тяжело общаться с взрослыми и сверстниками
  • Движения дошкольников с ОВЗ отличаются от движений обычных детей (есть моторные нарушения)

Необходимо создавать специальные условия для детей с ОВЗ

1. Создание соответствующего образовательного пространства

2.создание программно-методического обеспечения

3. В соответствии с ФГОС большое внимание должно уделяться самостоятельной деятельности детей. Для стимуляции детской активности воспитатели должны использовать принципы организации предметно-развивающей среды:

  • предметно-развивающая среда должна быть привлекательной с учётом возраста детей, чтобы у них были оптимальные возможности проявлять активность, работать как в сотрудничестве со взрослыми, с другими детьми, так и самостоятельно, комфортной и уютной.
  • Если дети с интеллектуальными нарушениями предусмотрите для них игрушки предыдущей группы.
  • Обязательно должна быть зона коррекции, уголки уединения (необходимо предоставлять ребёнку возможность уединиться и спокойно заснуть. Для этого подойдут балдахины над кроваткой, домики).
  • Индивидуальное авторское пространство – вариативной, чтобы у каждого ребёнка в соответствии с его интересами и возможностями был выбор и возможность реализовать свою инициативу (выбор игрушек, материалов, видов деятельности)
  • Развивающая среда с учётом «зоны ближайшего развития»(ребёнок может решить задачи с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач)
  • Среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменениями интересов и образовательных потребностей детей.

3. создание дидактического обеспечения

  • Для коррекции имеющихся отклонений в развитии
  • Для коррекции содержания образовательной программы
  • Для коррекции поведения или социальных компетенций

4. обеспечение детям безопасной развивающей среды, в том числе на участке, на прогулке.

5. Взаимосвязь со специалистами (логопед, психолог, дефектолог)

6. взаимодействие с окружающим социумом(поликлиника, соцзащита, социокультур*--ное пространство)

7. основная образовательная программа, индивидуальный коррекционно- развивающий маршрут, коррекционно – развивающая программа, система индивидуальной работы в календарном плане.

8. поощряйте детей, если они помогают друг другу и терпимо относятся к сверстникам с ОВЗ

Делайте упор в обучении и воспитании на сильные стороны детей. Это позволит ребёнку верить в себя.

9. Взаимодействие с родителями или законными представителями.

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм,

методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных

образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.

Важным условием успешности инклюзивного образования является

обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.

Принцип активного включения в образовательный процесс

всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.

Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

Принцип динамического развития образовательной модели детского сада .

Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

НО, начиная создавать условия для «особых» детей, мы нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности.

Такая установка требует ответов на вопросы:

Как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности разных детей, которые должны её освоить?

Как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребёнка, при планировании работы в группе?

Как сделать качественным образование и социальные взаимодействия детей с учётом их индивидуальных различий?

При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учётом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.

Такое образование требует постоянного творческого вклада от каждого, в творческий процесс образования включаются все его участники – педагоги, родители, дети, администрация. Условия, которые есть на сегодняшний день, не достаточны для инклюзии. Поэтому надо рассматривать современный этап как переходный и двигаться очень медленно, предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирать средства для реализации инклюзивной практики.


Инклюзивная практика ДОУ – актуальность и проблемы

Арсеневская Ольга Николаевна,

старший воспитатель МДОАУ «Детский сад № 21»

г. Новотроицка Оренбургской области

Система отечественного образования много лет делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми. Их не брали в учреждения, где обучались обычные дети. Дети с ограничениями в здоровье всегда страдали от дискриминации и отчуждения в т.ч. и в образовании.

Какие же это дети с ОВЗ? По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям детей с ОВЗ относятся дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, дети с умственной отсталостью, задержкой психического развития, нарушением поведения и общения, а также дети с комплексными нарушениями психофизического развития. Дети с ОВЗ – это звучит как сухая фраза, а за этим стоят тысячи детей и взрослых людей, которые смотрят на нас с надеждой об изменении того узенького мирка, в котором они вынуждены существовать. Они ждут, чтобы мы распахнули двери не только нашего учреждения, но и двери нашей с вами души. Хотелось бы верить, что все найдут в себе силы для сострадания и терпимости и повернутся к особенным детям лицом, и не будет больше закомплексованности и отчуждения.

Современная система образования диктует свои условия социализации и эффективного развития личности ребенка и гарантирует равный доступ к образованию для всех категорий детей. Дети с ОВЗ имеют те же права на обучение и воспитание что и здоровые дети и главная задача ДОУ - создать оптимальные условия для реализации всех возможностей особых детей, раскрыть их потенциал.

Обеспечение реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является одним из важнейших аспектов государственной политики Российской Федерации в области образования.

В ст. 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что в целях реализации права каждого человека на образование органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Указ Президента РФ от 01.06 2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» показывает, что в настоящее время особое внимание требуется уделить уязвимым категориям детей, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья. Для них необходимо разрабатывать и внедрять формы работы, которые позволяют преодолевать «социальную исключенность» и способствующие реабилитации и полноценной интеграции их в общество, а так же проводить работу по устранению различных барьеров в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155 говорится о том, что образовательное учреждение должно обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

    Принцип индивидуального подхода - выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только составление индивидуального маршрута развития ребенка, но и предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

    Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности.

    Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.

    Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания - наличие вариативной развивающей среды, вариативной методической базы, возможность использования педагогами разнообразных методов и средств работы.

    Принцип междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Участие в разработке образовательного плана действий специалисты ДОУ - воспитателя, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, старшего воспитателя).

    Принцип партнерского взаимодействия с семьей - установление доверительных партнерских отношений с родителями (законными представителями) воспитанника.

    Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

К сожалению, в современном законодательстве при фиксировании основополагающих принципов права на образование не нашёл своего отражения механизм создания специальных условий для обучения ребёнка с особыми образовательными потребностями в детском саду.

За последнее время число детей с ОВЗ неуклонно растет. Изменился и запрос родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Довольно широкое распространение служб и центров ранней помощи создает объективные предпосылки к принятию родителями решения о том, чтобы не отдавать своего ребенка в специальное (коррекционное) образовательное учреждение, а стремиться к возможности обучения в общеобразовательных детском саду и школе.

Еще одной проблемой организации инклюзивного образования в ДОУ является вопрос о компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в рамках инклюзивного образования. В настоящий момент решение этого вопроса оказывается наименее обеспеченным как организационно, так и методически.

Возрастающие требования общества к качеству образования и педагогическому профессионализму обусловили приоритетную направленность процесса повышения квалификации педагогов на развитие профессиональных компетенций, на обеспечение условий для конструктивного решения проблем педагогической практики и реализации задач инновационного развития педагогической деятельности. Обеспечение обозначенных приоритетов, в свою очередь, предполагает изменение содержания и форм повышения профессионального уровня педагога, эффективного взаимодействия всех специалистов дошкольного образовательного учреждения, что возможно при формировании модели организации методической службы.

Поскольку ведущим фактором обновления образования признается инновационная деятельность, для ее успешного осуществления необходимо создание целого ряда условий, среди которых организационно-экономические, объективные, а также социально-психологические, субъективные. Если объективные условия можно заранее проанализировать и оптимизировать, то анализ субъективных условий часто остается «за кадром», не учитываются такие важные моменты, как стимулирование творчества, создание и поддержка мотивации, что, наряду с когнитивным, деятельностным, прогностическим и рефлексивным компонентами, составляет готовность педагога к инновационной деятельности на всех ее этапах. Формированию такой готовности, поддержке педагога в его профессиональной деятельности в современных условиях способствует осуществляемое научно-методическое сопровождение педагогического проектирования.

Можно отметить и практическое отсутствие учебно-методических и дидактических средств, позволяющих реализовать разноуровневое обучение детей инклюзивных групп. Педагог оказывается обезоруженным, не имеющим в своем арсенале методических и дидактических разработок, педагогических технологий, адекватных задачам фронтального инклюзивного обучения.

Все вышесказанное способствовало решению о необходимости создания адекватных моделей и конкретных технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовательной деятельности ДОУ, которые позволят сделать этот процесс максимально адаптивным и пластичным.

В МДОАУ «Детский сад № 21» ранее существовала группа компенсирующей направленности, которую посещали 10-12 детей с нарушениями речи. В настоящее время из-за отсутствия такого типа групп в детском саду реализуется другая модель организации коррекционно-развивающей работы – группы комбинированной направленности, совмещающие детей с ОВЗ и детей-инвалидов с детьми, не имеющими нарушений развития, и логопункт.

Режим дня и недели в группах комбинированной направленности для разных детей является гибким. Кому-то могут быть противопоказаны определенные формы работы (например, бассейн) - для таких детей должны быть предусмотрены другие виды организации их активности. Режим пробуждения детей учитывает особенности нервной системы ребенка с ОВЗ. Учитывая особенности нервной системы детей, в данных группах предполагается соблюдения режима тишины, организации релаксационных пауз, «час спокойных игр», плавный подъем детей.

Организация деятельности комбинированных групп модифицируется в соответствии с динамикой развития ситуации в группе. При планировании работы учитываются баланс между спокойными и активными занятиями, занятиями в помещении и на воздухе, индивидуальными занятиями, работой в малых и больших группах, структурированным и неструктурированным обучением. При реализации программ разрабатываются разные формы активности детей в малых группах и в целом в группе, разноуровневые задания, учитываются индивидуальные особенности детей.

В МДОАУ «Детский сад № 21» инклюзивное образование реализуется в следующих направлениях:

    Создание безбарьерной развивающей предметно-пространственной среды для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, которая обеспечивает:

    учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей .

    Коррекционно-развивающая работа с использованием средств сенсорной комнаты с детьми с нарушениями речи. В рамках светлой и темной сенсорной комнаты учителем-логопедом систематически проводятся логопедические занятия с использованием нетрадиционных и здоровьесберегающих технологий (песочная терапия, хромотерапия, сказкотерапия, мультерапия, элементы психогимнастики, музыкотерапия и другие) .

    Создание детско-родительского клуба «Лопотушки», обеспечивающего эффективное взаимодействие ДОУ и семей воспитанников, задачами которого являются:

    обеспечение эффективного взаимодействия ДОУ и семей воспитанников в целях оптимизации и развития детей в условиях ДОУ и семьи;

    оказание логопедической помощи родителям и детям, посещающим ДОУ в обеспечении успешной социализации;

    логопедическое просвещение родителей воспитанников с учетом потребностей и особенностей семей;

    проведение комплексной профилактики различных отклонений в речевом и социальном развитии детей, посещающих ДОУ .

    Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Преемственность включает в себя обеспечение возможности эффективной адаптации выпускников ДОУ к новым условиям и решает задачи:

    Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

    Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушений развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;

    Построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;

    Интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;

    Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам. Ежегодно специалистами МДОАУ «Детский сад № 21» и МОАУ «СОШ № 23» составляется план совместной работы с учетом коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.

    Выявление и поддержка одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. МДОАУ «Детский сад № 21» богат детьми, имеющими различные способности – спортивные, музыкальные, художественные и т.д.

    Для развития творческих музыкальных способностей воспитанников разработана парциальная образовательная программа «Музыка и творчество» .

    В ходе проведения ежегодного детского фестиваля песенного творчества «Соловушки», организованного музыкальным руководителем Е. Н. Вороной, выявляются одаренные, с хорошими вокальными данными дети, которые затем продолжают обучение пению в вокальных кружках городских организаций дополнительного образования.

    Воспитанники и выпускники ДОУ являются активными участниками и победителями городских, областных и международных творческих конкурсов и фестивалей.

Для реализации инклюзивного образования коллективом детского сада разрабатываются адаптированные программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи, а также адаптированные образовательные программы дошкольного образования в соответствии с индивидуальными программами реабилитации детей-инвалидов .

Образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья требует особого обустройства развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда должна способствовать возможности общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

    реализацию различных образовательных программ;

    реализацию адаптированных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, включая оказание необходимой технической помощи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей

    учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Для этого в нашем детском саду мы создаем оптимальные условия, которые соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, требованиям пожарной безопасности.

При проектировании развивающей среды соблюдаются принципы насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности.

Учреждение имеет удобные подъездные пути и подходы от остановок общественного транспорта. Группы для детей со сложным дефектом расположены на первом этаже. Групповые площадки располагаются в непосредственной близости от выходов из помещений этих групп.

В 2016 г. детский сад вошел в программу, согласно которой оборудован пандус с безопасными перилами, со временем будут расширены проемы дверей и туалетная комната.

В детском саду предусмотрены помещения для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

В игровых комнатах комбинированных групп организованы центры речевого развития с наглядным материалом, дидактическими играми и пособиями для развития мелкой моторики.

Наполнение развивающих центров и в групповом помещении, и в кабинете логопеда соответствует изучаемой лексической теме и только что пройденной лексической теме, а это значит, что каждую неделю наполнение развивающих центров частично обновляется.

Центр двигательной активности: двигательное, спортивное оборудование, дорожки «здоровья», символы или фотографии, где указаны двигательные задания (схемы) для малышей, зрительные ориентиры, оборудование для подвижных игр, для народных игр (серсо, городки).

Центр интеллектуального развития: развитие мелкой моторики - оборудование для развития мелкой моторики, которое напрямую связано с развитием речи, поэтому необходимо приобрести достаточное количество крупных мозаик, пазлов, игрушек с застежками и шнуровками, восковые и акварельные мелки, небольшие доски для рисования, природные материалы: ракушки и камешки для перебирания, крупные пуговицы, бусы или косточки от старых счетов для нанизывания и т. п.

Для развития мелкой моторики и конструктивного праксиса также можно использовать контейнеры с крышками разных форм и размеров; «тактильные коврики».

Центр книги и развития речи:

5-6 лет: картотеки предметных и сюжетных картинок и настольно-печатные дидактические игры для уточнения произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза, автоматизации и дифференциации поставленных звуков, подборку игр для совершенствования грамматического строя речи, картинки и игрушки для накопления словаря по всем лексическим темам. Картотека разнообразных словесных игр. В центре должно быть достаточное количество игрушек и пособий для работы над дыханием, серий картинок и опорных картинок для обучения детей рассказыванию.

6-8 лет: картотека словесных игр, картотека игр и упражнений для совершенствования грамматического строя речи, картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам; мнемотехнические средства, символы, схемы. Детская библиотека: достаточное количество доступной для детей справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии и атласы, папки с разнообразным иллюстративным материалом.

Центр ряжения и театрализации:

5-7 лет: оборудование для проведения игр-драматизаций и театрализованных игр во всех видах театра (настольном, кукольном, пальчиковом, плоскостном и т.п.) по нескольким хорошо знакомым детям сказкам. Учитывая особенности общего и речевого развития детей с нарушением речи, не стоит брать более одной сказки на каждый период работы. К изготовлению декораций и костюмов для постановки представлений по этим сказкам обязательно привлекаются дети.

Для вовлечения родителей в педагогический процесс на стендах «Визитка группы» оформлена рубрика «Советы логопеда», которые обновляются еженедельно в соответствии с тематическим планированием.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся в специально организованном логопедическом кабинете. Помещение оснащено необходимым оборудование и учебно-методическими пособиями по коррекции звукопроизношения, формированию фонематического восприятия, связной речи, по развитию мелкой моторики, речевого дыхания. Учитель-логопед использует в работе с детьми и нетрадиционные технологии – хромотерапию, музыкотерапию и песочную терапию. Здесь же проходят встречи детско-родительского клуба «Лопотушки».

Основные направления кабинета:

    Создание коррекционно-развивающей среды благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;

    Проведение обследования детей с целью разработки индивидуальной программы развития;

    Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий;

    Оказание консультативной помощи педагогам, родителям.

В детском саду создана сенсорная комната с целью сохранения и укрепления психофизического и эмоционального здоровья воспитанников.

Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная разнообразными стимуляторами, воздействующими на органы зрения, слуха, осязания, обоняния и другие. Полифункциональная среда сенсорной комнаты способствует развитию психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), органов чувств, вестибулярного аппарата, позволяющих в полном объеме формировать познавательные функции, обогащать представления детей об окружающем предметном и природном мире. «Волшебная комната» оказывает влияние на коррекцию личностных особенностей и эмоционально-волевой сферы, кроме того, сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально-положительного контакта между ребенком и логопедом, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к педагогу и настраивает его на эффективную и результативную работу. В рамках светлой и темной сенсорной комнаты учителем-логопедом часто проводятся логопедические занятия с использованием нетрадиционных и здоровьесберегающих технологии (водотерапия, пескотерапия, элементы психогимнастики, хромотерапия, музыкотерапия и другие). В 2016 г. проект «Волшебная комната» стал обладателем гранта Управляющей Компании Металлоинвест в рамках программы «Здоровый ребенок». В 2017 году обладателем этого гранта стал проект «Мультистудия» по реализации технологии «мульттерапия.»

Спортивная площадка детского сада предназначена не только для физкультурных занятий на свежем воздухе, но и для обучения элементам спортивных игр (волейбол, баскетбол, футбол), для реализации потребности воспитанников в двигательной активности, проведения досуговых мероприятий, в том числе и совместно с родителями.

Особые условия создаются для ребенка-инвалида. Согласно реализации адаптированной программы, разработанной в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, в группе № 10 организован уголок для развития навыков самообслуживания, в котором находится:

    Столик, полочки с игрушками и играми.

    Кукла девочка в одежде.

    Карточки самообслуживания.

    Игры на развитие мелкой моторики, «Шнуровки».

    Тактильно-сенсорные коврики

    Куклы.

    Домик.

Все предметы расположены на доступном для ребенка уровне. Наполнение центров соответствует направлениям образовательных областей и отражает содержание календарно-тематического планирования.

В физкультурном зале с ребенком-инвалидом проводятся индивидуальные занятия с использованием фитбола, велотренажера, тактильных дорожек, спортивного инвентаря.

В детском саду круглый год функционирует бассейн, который играет большую роль в оздоровлении детей, особенно с ограниченными возможностями здоровья. Занятия бассейне на основе взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя-логопеда способствуют:

    повышению двигательной активности детей;

    разнообразию закаливающих процедур;

    усилению оздоровительной направленности учебного процесса;

    улучшению функциональных возможностей нервной системы;

    снятию нервного напряжения и укреплению общего тонуса организма;

    развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз- рука».

Тактильный контакт с водой, осуществляемый в процессе выполнения упражнений позволяет ощутить сопротивление воды и способствует:

    усвоению слоговой структуры слова;

    развитию чувства ритма, силы голоса, интонационной выразительности речи;

    формированию физиологического и речевого дыхания.

В бассейне организованы условия для реализации парциальной программы «Дельфин» по обучению детей элементам плавания, а также для проведения учебно-тренировочных занятий с группой спортивно-оздоровительного плавания по программе «Плывем к олимпийским медалям», составленной совместно с детской спортивной школой «Олимп».

Таким образом, организация безбарьерной предметно-пространственной среды является эффективным условием реализации коррекционно-развивающего процесса, стимулом развития самостоятельности, инициативы, активности ребенка, обеспечением развития возможностей детей, их эмоционального благополучия и успешной адаптации в социуме.

С целью определения эффективности работы по данному направлению в МДОАУ «Детский сад № 21» проводится диагностика достижения планируемых результатов освоения адаптированных программ дошкольного образования, который осуществляется с согласия родителей (законных представителей) согласно Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.

Задачи педагогической диагностики:

    своевременно выявить детей с нарушением речи;

    выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с нарушением речи;

    выявить и классифицировать типичные трудности, возникающие у ребёнка при освоении образовательной программы;

    определить причины трудностей, возникающих у ребёнка при освоении образовательной программы и разработать индивидуальный маршрут развития, программу коррекционной работы;

    обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с нарушением речи в дошкольном учреждении;

    оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

    определить условия воспитания и обучения ребенка.

Результаты обследования фиксируются в речевой карте, оформляются в виде диагностических таблиц и индивидуальных профилей. Данные диагностического обследования позволяют определить задачи и содержание коррекционно-образовательной работы. На диагностической основе строится весь процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания, в котором реализуются индивидуально-дифференцированный и личностно-ориентированный подходы.

Таблица 1 - Статистические показатели коррекционно-развивающей работы в МДОАУ «Детский сад № 21»

23

По диагнозам: ОНР - 6 чел., ЗРР - 1 чел., ФФНР, стертая дизартрия - 13 чел., ФФНР - 3 чел.

По диагнозам: ФФНР - 7 чел., ФФНР, ст. ф.дизартрия - 13 чел., ОНР - 8 чел., ЛГНР - 1 чел., ЗРР - 1 чел. Нарушение звукопроизношения - 2 чел.

(в течение уч.года 4 чел. выбыли)

По диагнозам: ФФНР и ст. ф.дизартрия – 19 чел.

ОНР III ур. – 10 чел.

НОНР – 1 чел.

ЗРР – 1 чел.

Положительная динамика коррекции речевого развития

Выпустились в массовую школу

9 детей,

4 ребенка перешли в подготовительную группу с хорошей речью

В массовую школу выпустились

9 чел.,

15 чел. перешли в другую группу с хорошей речью

В массовую школу выпускаются

16 чел.,

перешли в подгот. группу с хорошей речью – 4 чел.

Продолжили курс коррекционно-развивающих занятий

10 чел. (43,5 %)

8 чел. (25 %)

7 чел. (26 %)

Главный социальный эффект, который ждут от образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов это удовлетворенность родителей, учет их социального заказа на образование ребенка с особенностями при выборе формы обучения, будь то, инклюзия или дифференцированная форма получения образования.

В соответствии с таким пониманием качества образования каждый учебный год в МДОАУ «Детский сад № 21» проводится мониторинговое исследование удовлетворенности родителей (законных представителей) образовательным процессом в условиях реализации адаптированных образовательных программ для воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов.

Проведенное анкетирование родителей воспитанников показало следующие результаты:

Таблица 2 - Удовлетворенность качеством коррекционно-развивающей работой МДОАУ «Детский сад № 21» родителями детей с ОВЗ

Вопросы

Нет

Скорее нет

Не знаю

Пожалуй, да

Да

Знакомы ли Вы с целями и задачами коррекционно-развивающей работы ДОУ?

32%

52%

Информированы ли Вы об адаптированной программе дошкольного образования?

14%

10%

24%

52%

Своевременна и достаточна ли для Вас наглядная информация «Советы логопеда»?

10%

22%

65%

Регулярно ли Вас информируют о том, какие упражнения вы должны выполнить с ребенком дома?

20%

73%

Имеете ли Вы возможность получить конкретный совет или рекомендации учителя-логопеда по вопросам коррекции нарушений речи Вашего ребенка?

15%

26%

56%

Обсуждаете ли Вы вместе с сотрудниками детского сада достижения ребенка, возникающие трудности?

19%

78%

Благодаря усилиям педагогов чувствуете ли Вы себя достаточно просвещенным для продолжения занятий с ребенком дома?

17%

17%

53%

Предоставляют ли Вам педагоги возможность участвовать в коррекционно-развивающих занятиях, и реализуете ли Вы ее?

19%

64%

Имеете ли Вы право и возможность влиять на то, что происходит в детском саду с вашим ребенком?

25%

69%

С удовольствием ли Ваш ребенок посещает комбинированную группу детского сада?

15%

78%

Можно ли сказать, что сотрудники детского сада внимательно относятся к Вашему ребенку?

29%

63%

Считаете ли Вы, что в детском саду Ваш ребенок получает больше в коррекции речевых нарушений, чем, если бы он воспитывался дома?

12%

20%

66%

Удовлетворяет ли Вас уровень и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми в дошкольном учреждении?

10%

24%

56%

Благодаря контакту с воспитателями и учителем-логопедом, стали ли Вы лучше разбираться в особенностях поведения своего ребенка, понимать его потребности?

14%

29%

46%

Как видно, из таблицы процент удовлетворенности родителей высокий. Так же за последние годы уменьшилось количество конфликтных ситуаций с родителями по поводу выбора образовательного маршрута ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида.

Таким образом, внутренняя система оценки качества индивидуального развития воспитанников с ОВЗ гарантирует:

    учет индивидуальных особенностей в развитии каждого воспитанника на основе диагностических данных - актуальный уровень развития воспитанника;

    общее развитие детей с ОВЗ и детей-инвалидов, главным образом коррекция речевых нарушений, формирование навыков самообслуживания;

    целостный подход к развитию ребенка, фиксация малейших качественные и количественных изменений в динамике его развития.

Как главный результат в образовательном процессе детского сада - достижение хороших результатов социализации воспитанников с ОВЗ на основе учета индивидуальных особенностей и возможностей каждого конкретного ребенка.

Таким образом, МДОАУ «Детский сад № 21» создает все условия для полноценного воспитания и образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

В перспективе планируется:

1) организация коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста;

2) совершенствование безбарьерной среды для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

3) повышение педагогической компетентности кадрового состава в вопросах инклюзивного образования;

4) включение в образовательный процесс специалистов сопровождения инклюзивной практики (педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор).

Библиографический список

    Волосовец, Т. В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т.В.Волосовец, Е. В. Кутеповой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.

    Зарецкий, В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме / В. К. Зарецкий // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 1.- С. 83-95.

    Лапшин, В.А. Основы дефектологии / В.А. Лапшин, Б.П.Пузанов - М.: Просвещение, 1991.- 143 с.

    Ратнер, Ф. Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

    Ярская-Смирнова, Е. Р. Инклюзивное образование детей- инвалидов / Е.Р.Ярская-Смирнова, И.И. Лошакова // Социологические исследования.- 2003.- № 5.- С. 100-106

    Алехина С. В. Инклюзивное образование в России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

Угрюмова Юлия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка детский сад№29" г. Владивостока
Населённый пункт: Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: "Создание модели инклюзивной практики в условиях дошкольной образовательной организации"
Дата публикации: 25.04.2018
Раздел: дошкольное образование

«Создание модели инклюзивной практики в условиях дошкольной

образовательной организации»

На сегодняшний день проблема инклюзивного дошкольного образования является

актуальной.

количество

ограниченными

возможностями

здоровья увеличивается.

нововведению,

осознания того, как это должно реализовываться на практике.

Поэтому

проблема

развития

дошкольного

инклюзивного

образования

городе Владивосток является актуальной и изучаемой на данный момент.

Коллектив детского сада в 2014 году принял решение о развитии инклюзивной

практики на базе нашего учреждения.

Нами была определена

цель : – изучить проблему инклюзивного образования в

ДОУ и смоделировать способ ее реализации.

Для достижения цели были поставлены задачи:

отношение

готовность

инклюзивному

образованию

Владивосток.

2. Разработать этапы создания модели инклюзивной практики в ДОУ.

Было проведено анкетирование и выявлено отношение, готовность руководителей,

педагогов и родителей к инклюзивному образованию. Приняли участие 250 родителей,

100 педагогов и 115 руководителей ДОО.

показали

заинтересованности

инклюзивному

дошкольному

образованию.

регионов,

определили,

опрошенных, поддерживающих идею инклюзивного обучения, значительно меньше,

чем в других регионах России.

Уровень готовности дошкольной инфраструктуры оценивается, как «низкий» или

недостаточный, ДОО не готовы к внедрению инклюзивного образования. Неготовность

большинства руководителей связана с отсутствием четко разработанных методических

указаний, разработанной структуры управления инклюзивной ДОУ.

обосновали

необходимость создания

модели

инклюзивной

практики в ДОО.

Нами были разработаны этапы создания модели инклюзивной практики в ДОУ и

определены

особенности

построения

региональной

специфики.

Создание модели проходило в три этапа.

В рамках подготовительного этапа, был создан банк данных о семьях, имеющих

детей с ОВЗ и нуждающихся в психолого-педагогической поддержке, установлена связь

внешними

организациями-партнерами

психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи г. Владивостока», детская поликлиника района,

общество инвалидов, служба социальной защиты населения,

Портал «Владмама»,

общественная организация «Даунсайд Ап»).

С целью организации инклюзивного образования в ДОО г. Владивосток (115

проведен

возможностей

определены

потребности

специальном оборудовании и повышении квалификации педагогов, определена форма

социальной адаптации для детей с ОВЗ.

этапа,

выстроена

структура

управления

инклюзивной ДОО.

В ДОО был создан Методический совет, в состав которого вошли заведующий,

заместитель

заведующего

воспитательной

заместитель

заведующего

административно-хозяйственной работе, педагоги детского сада.

Методическим советом был разработан последовательный алгоритм действий

созданию

благоприятной

образовательной

мероприятий

обеспечению повышения профессионального уровня педагогических кадров для работы

с детьми с ограниченными возможностями здоровья (прошли обучение 2 педагога на

базе ПК ИРО, дистанционное обучение – 3 педагога, прослушали вебинар все педагоги

количестве

человек);

разработаны

локальные

документы,

регламентирующие

инклюзивный процесс в ДОУ (Положение об организации инклюзивного образования в

Положение

создании

родителями,

совместной

деятельности

организацией-партнером);

разработано

программно-методическое

обеспечение образовательного процесса.

На последнем, результативном этапе создания модели инклюзивной практики в

ДОУ была открыта ГКП для детей с ОВЗ, с последующей интеграцией детей с ОВЗ в

общеразвивающую группу детского сада. С целью определения формы интеграции,

были разработаны критерии уровня социальной адаптации для детей с ОВЗ.

Мы получили следующие результаты, к сожалению, полная интеграция была

представлена только для одного ребенка (Сережа Б. с синдромом Дауна). Ребенок

посещает

совместно

самостоятельное

посещение

группы). Для него разработан индивидуальный образовательный маршрут.

Частичная интеграция была определена для пяти детей (Полина Т., Катя Т., Витя

В., Даша П., Ева Е.), они вливаются в группу на часть дня (частичное посещение

посещают

специально

организованные

логопедом и психологом.

Временная интеграция (Герман В., Миша Ж., Вова П.), посещают совместно с

развивающимися

дошкольниками

различные

мероприятия

воспитательного характера (кратковременное посещение совместных мероприятий).

Данный опыт позволил сделать вывод, что в абсолютном большинстве для детей

сохранного

интеллекта,

возможно

посещение

кратковременного пребывания, а совместное посещение, только частичная и временная

интеграция.

Практические

результаты

обсуждались

представлены

всероссийских и международных научно-практических конференциях:

В 2015, 2016 гг. представили опыт в научно-практической конференции на базе

ДВФУ, в 2015 г. коллектив детского сада очно принял участие в III Международной

научно-практической конференции в городе Москва.

Результатом проделанной работы является разработанная модель инклюзивной

практики в условиях ДОО, с учетом региональных особенностей:

1. Вариативной формой для реализации инклюзивного образования является на

подготовительном этапе ГКП.

2. Ресурсным Центром по развитию инклюзивного образования в регионе – ПК

ИРО, ДВФУ.

3. Обеспечение узкими специалистами в ДОУ – изменение штатного расписания и

создание сетевого взаимодействия с организациями-партнерами.

4. Консультативная

психолого-педагогическое

сопровождение

родителей, имеющих детей с ОВЗ осуществляется ДОУ и Центром психолого-

педагогической, медицинской и социальной помощи.

5. Формирование готовности населения к инклюзивному образованию детей с

ОВЗ через организацию просветительской деятельности в ДОО, СМИ.

В процессе реализации разработанной модели возникли различные сложности и

проблемы:

Отсутствие

специалистов

расписании

инклюзивного образования, психолог, логопед, дефектолог, тьютор-сопровождающий,

дополнительные ставки воспитателя, младшего воспитателя) – требуется изменение

штатного расписания в ДОО.

2. Недостаточная компетентность педагогических работников, их неготовность к

требуется

проведение

семинаров,

мастер-классов,

консультаций, систематического повышения квалификации в данном направлении.

2. Невысокая грамотность в вопросах

инклюзивного образования родителей

воспитанников – требуется работа квалифицированного психолога в ДОО, подключение

Недостаточность

финансовой

поддержки

требуется

создание

«безбарьерной» доступной среды и приобретение дополнительного коррекционного

оборудования.

4. Не разработанность региональных законодательных актов по инклюзивному

образованию.

Данный опыт работы определил практическую значимость созданной модели

инклюзивной

практики

позволил

спрогнозировать

дальнейшие

действия

достижению реализации данной модели в ДОО, с учетом решения возникших проблем.

Успешность внедрения инклюзивного образования в регионе во многом зависит от

того, как субъект относится к инклюзивному образованию и готов принять новую

Инклюзивное обучение нацелено на формирование доступной среды для получения знаний и навыков. Дети с ОВЗ традиционно находились в специальных образовательных организациях. Но коррекционные школы не предоставляют варианты для социализации. Общение и совместная деятельность с детьми возрастной нормы поможет детям с ОВЗ интегрироваться в общество и чувствовать себя равными с другими.

Люди с ОВЗ будут готовы трудиться и вступать в межличностные отношения, в случае, если социальная адаптация начнётся с ранних лет.

Мы сейчас со всех сторон слышим вопрос, как трудоустроить взрослого инвалида, особенно ментального, - сообщает изданию «Коммерсант» руководитель Центра проблем аутизма и член Экспертного совета при Минобрнауки Екатерина Мень. - Я в таких случаях всегда говорю: чтобы трудоустраивать инвалидов, надо начинать с детского сада. Эти дети должны расти вместе со своими будущими работодателями.

ФГОС определяет организацию инклюзивного образования в ДОУ

Выход ФГОС дошкольного образования изменил концепцию педагогического процесса. Ребёнок становится субъектом образования наравне с педагогом, что предполагает построение образовательного процесса с учётом интересов ребёнка.

Государственный стандарт ставит перед педагогами задачи:

  • обеспечить равный доступ к знаниям вне зависимости от возможностей здоровья, региона и вида образовательной организации;
  • сформировать условия для развития личности ребёнка, которые определяются возрастом и творческим потенциалом дошкольников;
  • построить содержательно разнообразную программу, которая соответствует образовательным потребностям детей;
  • поддерживать семью ребёнка и помогать советом в вопросах обучения и воспитания детей.

Закрепление стандартом права детей с ОВЗ на инклюзивное образование говорит о гуманизации и демократизации общества.

Обучение в ДОУ осуществляется по адаптированной программе

ФГОС ДО определяет требования к содержанию и осуществлению программы. Программа гарантирует личностный рост и развитие дошкольников в коммуникативной деятельности, в процессе обучения и игры на основе возрастных особенностей, психологических и физиологических способностей детей.

Адаптированная программа направлена на помощь в изучении детьми с ОВЗ основной программы дошкольного образования. При организации инклюзивной практики в детском саду создаются условия для повышения уровня развития и адаптации в обществе дошкольников с ОВЗ.

Программа ориентируется на прививание детям ценностей и норм социальной жизни. Также программа нацелена на формирование системы знаний, умений и навыков, которые понадобятся ребёнку для продолжения образования.

Особенности детей с ОВЗ учитываются при обучении и воспитании

Инклюзивные группы неоднородны, потому что в них входят дошкольники с разными возможностями здоровья: с нарушениями слуха, зрения и речи, опорно-двигательной системы, задержкой психического развития и комплексными нарушениями развития.

Задача воспитателя - помочь дошкольникам с ОВЗ осознать, что они могут наравне со всей группой расти и одерживать новые победы. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в общении.

Я думаю, что большинство детей, как и нормативный ребёнок, к трём годам им дома становится скучно, - рассказала в беседе с ведущим «Радио Свобода» руководитель инклюзивного детского сада «Наш дом» Елена Цырульникова. - У особого ребёнка те же социальные потребности, он тоже хочет расширять среду обитания и количество контактов.

Дети с ОВЗ интегрируются в коллектив по 2-3 ребёнка, при этом им требуется персональный подход и организация специального обучения.

Воспитатели МБДОУ №113 города Казани делятся опытом инклюзии в детском саду в статье «Организация инклюзивного образования в условиях ДОУ» (Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», №5, 2016 год). В 2014 году в МБДОУ №113 прибыл ребёнок с синдромом Гольденхара.

В ходе работы выяснилось, что мы совсем не готовы к решению педагогических задач в данных обстоятельствах, и возникла необходимость поиска путей его решения, - говорится в материале.

Педагоги отобрали индивидуальные и групповые формы взаимодействия с детьми, при которых обучение базируется на партнёрских взаимоотношениях с воспитанниками.

Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья начал раскрываться, открывать себя для себя и для других, - прокомментировали педагоги. - Ребёнок повторяет за своими сверстниками все их действия, старается быть похожим на них.

Воспитатели Эльвира Садретдинова, Гельназ Сабирова и Эльмира Каюмова считают, что положительный эффект инклюзии достигается только при индивидуальной форме взаимодействия.

Образование в условиях инклюзии подразумевает организацию процесса обучения с учётом возрастных и психофизических способностей дошкольников.

Воспитанники с нарушением слуха невнимательны и замыкаются в себе, не проявляют активность в общении. В процессе обучения и воспитания с глухими и слабослышащими дошкольниками применяются макеты, игрушки, иллюстрации, учебные фильмы, демонстрация действий, воспроизведение наглядных ситуаций и другие приёмы наглядности.

При отборе материала для дошкольников с нарушениями зрения учитываются величина предмета и контрастность цветов. Для слепых и слабовидящих детей проводятся занятия по ориентированию в пространстве, мимике и пантомимике.

Дети с ЗПР с трудом концентрируются и самостоятельно делают задания. Для таких дошкольников потихоньку усложняют уроки.

У детей с повреждениями опорно-двигательной системы встречаются нарушения слуха и зрения, интеллекта и речи и наблюдаются судорожные симптомы. При отборе обучающего материала предпочтение отдаётся предметам с выраженной тактильной поверхностью.

Воспитатели и родители работают в команде

С детьми с ОВЗ занимаются педагог по коррекции речи, психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и медицинский персонал ДОУ.

Логопед определяет степень понимания и воспроизведения речи, готовит индивидуальные планы коррекции речи, ведёт персональные и групповые занятия.

Педагог-психолог подготавливает индивидуальные программы для коррекции, проводит психодиагностику дошкольников и даёт консультации для родителей.

Воспитатель развивает мелкую и общую моторику детей, ведёт персональные и групповые занятия по продуктивным видам активности: рисование красками и карандашами, лепка из пластилина и конструирование из бумаги и природных материалов.

Музыкальный руководитель при отборе материала учитывает психофизические и речевые способности детей, использует элементы звукотерапии на занятиях музыкой.

Учитель физкультуры ведёт занятия по совершенствованию психомоторных процессов у детей.

Медработник ДОУ организует лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия.

При организации инклюзивной практики руководство ДОУ может привлекать дополнительных педагогов. Коллективные действия сотрудников детского сада формируют благоприятную среду для адаптации ребёнка с особыми образовательными потребностями в детском коллективе.

Педагоги ДОУ сотрудничают друг с другом и с родителями воспитанников. Постоянное взаимодействие воспитателей и семьи ведёт к положительному результату. Сотрудничество с семьями дошкольников организуется в форме консультаций, дней открытых дверей и семинаров-практикумов, на которых родителей знакомят с дидактической литературой, играми и учат использовать полученные сведения на практике.

Праздники в детском саду - тоже часть работы воспитателей с семьёй дошкольника. На мероприятиях родители наблюдают достижения ребёнка, участвуют вместе с детьми в конкурсах и соревнованиях.

  • строить план занятий с учётом особенностей ребёнка;
  • вести персональные и групповые занятия, что повышает инициативность ребёнка с ОВЗ и умение трудиться в команде;
  • следить за душевным состоянием ребёнка до и во время проведения занятия;
  • развивать моторику путём специальной гимнастики, игр и заданий;
  • привлекать детей к активному участию в мероприятиях;
  • развивать способности и таланты детей.

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт» , которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.