Индейцы чероки. Тайна "луноглазых людей" из легенд индейцев чероки. О духовности чероки. Путь круга. Сила женщин чероки. Традиционный убор. Татуировки. Украшения чероки. Танец воинов. Трубки чероки

Чероки – индейская народность, исторически обитавшая на юго-востоке Соединенных Штатов (в основном в Джорджии, Каролинах и Восточном Теннеси). Лингвистически они являются частью ирокезской языковой семьи. В XIX веке историки и этнографы записали их устные предания, повествующие о том, как в древние времена племя мигрировало на юг от Великих Озер, где жили другие ирокезские народности.

В XIX веке европейские поселенцы в Соединенных Штатах называли чероки одним из Пяти Цивилизованных Племен, поскольку они охотно перенимали культурные и технологические особенности европейцев. Согласно переписи 2000 года нация чероки состоит из более 300 000 членов, являясь самым большим по численности федерально признанным племенем из 563.

Чероки называют себя «тсалаги», что значит «главные люди». Ирокезы называли ихOyata’ ge’ ronoñ (жители пещерной страны). Касательно происхождения слова «чероки» существует множество теорий, ни одна из которых, тем не менее, не считается подтвержденной. Оно может происходить от слова Cha- la- kee из языка чокто, что значит «те, кто живет в горах», или Chi- luk- ik- bi из того же языка («те, кто живет в пещерной стране»). В самом раннем упоминании о чероки в испанских источниках (1755) они называются Tchalaquei . Согласно другой теории, слово «чероки» происходит от мускогского Ciló- kki , что означает «тот, кто говорит на другом языке». Самым вероятным, однако, является мнение, что это англизированный вариант их самоназвания, «тсалаги».

Касательно происхождения чероки имеется два основных мнения. По одному чероки – народ, относящийся к ирокезской языковой семье, относительно недавно появились в Аппалачском регионе, придя в доисторические времена из северных районов, традиционно принадлежавших ирокезским народам. Исследователи XIX века записывали разговоры со старейшинами, которые пересказывали устные предания о том, как народ чероки в древние времена пришел из региона Великих Озер. Согласно другой теории, опровергаемой многими академическими авторитетами, чероки жили в южной Аппалачии на протяжении тысячелетий.

Некоторые собиратели фольклора, историки и археологи считают, что чероки пришли в Аппалачский регион не ранее XIII века. Они могли мигрировать с севера, поселиться на территории мускогов и поселиться возле курганов, воздвигнутых предками мускогов. В ранний период исследований археологи ошибочно приписали чероки некоторые поселения Миссисипской культуры, включая Маундвилль и Этова-Маундз. Исследования, проведенные во второй половине XX века, тем не менее, твердо показали, что их следует относить к мускогам, а не к чероки.

Во времена Миссисипской культуры (800-1500 н.э.) местные женщины вывели новую разновидность кукурузы, называемой сейчас кукуруза обыкновенная или маис. Она сильно напоминает современную кукурузу и обеспечивал большие урожаи, чем прежде. Успешное культивирование кукурузы позволило образоваться нескольким крупным племенам с более сложной культурой, включавшим в себе по несколько деревень и довольно многочисленное для того периода население. Кукурузы стала важным символом в религиозных церемониях многих народов (например, в Пляске Зеленой Кукурузы).

Чероки до контакта с европейцами, как правило, относят к фазе Писгах Южной Аппалачии, длившейся примерно с 1000 по 1500 год. Несмотря на то, что большинство специалистов по археологии и антропологии Юго-Запада с этим согласны, кое-какие ученые считают, что предки народа чероки жили в западной части Северной Каролины и восточной части Теннеси гораздо дольше. Во время позднего Архаического и Вудлендского периода индейцы этого региона начали культивировать некоторые специфические для данного региона растения. Люди создавали новые формы искусства, вроде резьбы по раковинам, применяли новые технологии и следовали сложному циклу религиозных церемоний.

Большая часть того, что сейчас известно об индейских культурах до XVIII века, включая и чероки, происходит из записей испанских экспедиций. Многие из этих материалов не переводились на английский вплоть до XX века и долгое время оставались мало кому известными. Кроме того, доминирование английских колонистов на Юго-востоке примело к тому, что к испанским источникам никто и не относился с особым вниманием.

О культуре и общественном устройстве чероки до XIX века писал американский писатели Джон Говард Пейн. Его записи, сделанные со слов старейшин чероки, описывают традиционное двухслойное общество. «Белая» организация старейшин, или «ани-кутани» представляла семь кланов. По словам Пейна, эта группа, бывшая наследственной и жреческой по своей сути, отвечала за религиозные действа вроде лечения, очищения и молитвы. Во вторую группу, «красную» организацию, входили более молодые мужчины, отвечавшие за военные действия. Чероки воспринимали войну как загрязняющую деятельность, так что воинам необходимо было проходить процесс очищения под руководством жрецов, прежде чем они могли вернуться к нормальной жизни в племени. Эта иерархия к XVIII веку уже давно исчезла.

Исследовали не приходят к определенному выводу на счет, почему это произошло. Некоторые историки считают, что закат власти ани-кутани произошел в связи с массовым восстанием чероки против их деспотии примерно за 300 лет до прихода европейцев. Первым, кто проследил закат традиционной иерархии к этому событию. Ко временам Муни структура религиозных практик чероки стала менее формальной и более завязанной на личных знаниях и умениях, нежели на наследственности.

Другим важным источником информации являются материалы, записанные в XIX векеdidanvwisgi , шаманами чероки, после того, как Секвойя в 1820-х создал алфавит чероки. Изначально эти материалы изучались и использовались только самими didanvwisgi и считались крайне могущественными в духовном плане. С течением времени, однако, и алфавит, и эти записи были приняты и изучены большинством народа чероки.

В отличие от большинства индейцев американского Юго-Запада, чероки говорили на языке ирокезской семьи. Поскольку регион Великих Озер является основным местом расселения тех, кто использовал эти языки, ученые считают, что чероки могли происходить именно оттуда, что подтверждается и их преданиями. Ведет это и к обратному предположению – что ирокезы пришли к Великим Озерам с юго-востока. Согласно этой теории тускарора, другое племя, говорящее на языке ирокезской семьи, и чероки откололись от основного потока во время миграции на северо-запад.

Другие историки держаться того мнения, что, судя по лингвистическим и культурным данным, тускарора мигрировали на юг от других родственных народов в древние времена. Большинство из них вернулось обратно в 1722 из-за шедших в южном регионе войн. После этого тускарора были приняты ирокезами на правах Шестой Нации их конфедерации. Исследования в области глоттохронологии указывают на то, что раздел произошел между 1500 и 1800 годами д.н.э.

Лингвистический анализ показывает довольно большие различия между языком чероки и северными ирокезскими языками. Ученые предполагают, что разделение между ними произошло примерно 3500-3800 лет назад. Сами чероки считают, что их прародиной является древнее поселение Китува.

Проблемы с индейцами, имевшие место во время первого президентского срока Хьюстона оказались подчеркнуты восстанием Кордовы. Существовали поступившие из нескольких источников сведения о том, мексиканское правительство пыталось договориться с чероки об их присоединении к войне с Техасом на уничтожение в обмен на гарантии того, что их земли останутся нетронуты поселенцами. Широко протянувшийся заговор с участием индейцев чероки и испаноязычных белых, по идее, готовил восстание против новообразованной республики Техас с тем, чтобы свергнуть правительство и вновь присоединиться к Мексике.

Жители города Накогдочес, разыскивавшие потерянную лошадь, случайно обнаружили лагерь отряда из примерно сотни вооруженных теханос (так назывались техасцы мексиканского происхождения). Президент Сэм Хьюстон (случайно оказавшийся на тот момент в городе), однако, вместо того, чтобы позволить вступить в дело местному ополчению, просто запретил обеим сторонам носить оружие. Местный алькальд (глава администрации) Висенте Кордова и восемнадцать прочих лидеров восстания выпустили прокламацию со списком требований, которые должны были быть выполнены, чтобы они сдались. Однако, после того как к ним присоединились около трех сотен индейских воинов, они двинулись в сторону поселений чероки. Вопреки запрету Хьюстона на пересечение реки Ангелина, генерал Томас Рас отправил отряд из 150 человек, который разбил мятежников.

Восстание Кордовы показало способность Хьюстона подавить беспорядки без особого кровопролития и массовых беспорядков, так что к моменту, когда Хьюстон оставил свой пост, Техас поддерживал с индейцами мир.

Тем не менее, несмотря на то, что его усилия по поддержанию этого мира были, по большей части, успешными, уже во время его правления Техасский Конгресс подписал законы, согласно которым все индейские земли объявлялись открытыми для заселения, преодолев вето Хьюстона. Фронтир быстро начал сдвигаться к северу вдоль рек Бразо, Колорадо и Гуадалупе, вглубь охотничьих угодий команчей и границ Команчерии. Вскоре отношения между Техасом и команчами сдвинулись в сторону открытых проявлений агрессии. Хьюстон предпринимал попытки восстановить мир, а команчи, встревоженные энтузиазмом техасских поселенцев, начали рассматривать возможность потребовать установления фиксированной границы, вопреки их традиционным представлениям о таких вещах. Однако Хьюстону было запрещено уступать какие-либо земли, уже занятые гражданами республики. Вопреки всему этому, в 1838 году ему все-таки удалось заключить с команчами мир, непосредственно перед концом своего президентского срока.

В 1838 году был избран новый президент – Мирабо Бонапарт Ламар, крайне враждебно настроенный по отношению к индейцам. Его кабинет открыто заявлял, что устранит с территории республики «ручных» индейцев Хьюстона.

В 1839 году Ламар следующим образом сформулировал политику своей администрации: «Белый человек и краснокожий не могут сосуществовать в гармонии. Это противно природе». Его решение индейской проблемы сводилось к следующему: «Вести против них неумолимую борьбу; загонять обратно в их логова без послабления и сострадания до тех самых пор, пока они не поймут, что лучше бежать прочь от наших границ без всякой надежды на возвращение, чем продолжать войну».

Президент Ламар был первым официальным лицом Техаса, предпринявшим попытку выселения, депортации индейских племен на территории, находящейся вне пределов досягаемости для белых поселенцев. Согласно его проекту, предполагалось, что после завершения этого процесса будет установлена постоянная линия фронтира, т.е., граница, за которой различные выселенные племена смогут продолжать вести свой образ жизни, не опасаясь прихода белых поселенцев.

Ламар окончательно уверился в том, что чероки нельзя позволить оставаться в Техасе после роли, сыгранной ими в восстании Кордовы. Война с чероки и их последующее выдворение с территории республики началось вскоре после вступления Ламара на пост президента.

Ламар потребовал, чтобы чероки, которым во время войны за независимости Техаса было обещано право собственности на их землю при условии соблюдения нейтралитета, добровольно оставили свои земли и все свое имущество и переселились на Оклахомские Индейские Территории в Соединенных Штатах. Хьюстон, во время восстания Кордовы обещавший, что их земли останутся за ними, объявил протест, но безрезультатно.

После того как в мае 1839 у агента мексиканского правительства, Мануэля Флореса, было обнаружено письмо, в котором описывались планы мексиканских властей вербовать индейцев в борьбе против техасских поселенцев, Ламар при поддержке общественного мнения, принял решение об изгнании индейцев с территории восточного Техаса. Когда они отказались повиноваться, он применил силу, чтобы принудить их покинуть эту территорию.

Ламар потребовал, чтобы чероки, так никогда и не обзаведшиеся легальными правами на владение землей, приняли в уплату за нее и имевшиеся на ней объекты деньги и товары, после чего переселились бы за Ред-Ривер на Индейские Территории Соединенных Штатов. Для того, чтобы обеспечить исполнение процедуры, генерал Келси Дуглас с примерно 500 техасскими солдатами расположился лагерем в шести милях к югу от главного поселения чероки. 12 июля 1839 он отправил к индейцам делегацию, чтобы обсудить их мирное переселение. Изначально чероки согласились на предъявленные им условия, гарантирующие, что они получат выплаты на стоимость их урожая и затраты в связи с переселением, но на два дня затянули обсуждение аункта, согласно которому переселение должно было совершаться под вооруженным надзором техасской армии. На третий день делегаты сообщили, что ждать больше никто не станет, и что техасцы идут к их поселению прямо сейчас, так что всякий, кто хочет завершить дело миром, должен выбросить белый флаг.

15 июля 1839 техасская армия наступала вдоль Бэтл-Крик, в то время, как капитан Уиллис Ландрум пересек реку Нечес, чтобы отрезать возможные подкрепления и перехватить тех индейцев, что попробуют отступить с поля боя на север. Чероки поджидали их на возвышении и атаковали первыми, впрочем, вскоре они были отброшены и отступили в ущелье неподалеку. Ландруму не удалось заблокировать их, поскольку он оказался обманут своим проводником. Бой периодически возобновлялся в течение всего дня, к концу которого потери техассцев составляли три человека убитыми и пять ранеными против 80 у чероки.

В течение ночи чероки удалось отступить на несколько миль к северу, после чего их обнаружил разведывательный отряд полковника Джеймса Картера. Чероки снова атаковали, однако, к разведчикам успели присоединиться еще две роты, так что вскоре индейцы снова побежали. На сей раз потери техасцев составили 2 человека убитыми и 27 ранеными (3 смертельно) против около сотни убитых чероки и делаваров.

В ходе боя были ранены несколько высокопоставленных техасцев: вице-президент Дэвид Барнет, госсекретарь Альберт Сидни Джонсон, генерал Хью Маклеод и майор Дэвид Кауфман. Вождь Боулс, один из предводителей чероки и старый друг бывшего президента Хьюстона, в ходе боя погиб, по-прежнему держа в руках когда-то подаренную ему Хьюстоном саблю. Маклеод впоследствии подарил Хьюстону его шляпу.

После боя чероки еще раз попытались добраться до Мексики, обойдя техасские поселения с севера, но их все-таки препроводили на Территорию Арканзас в современной Оклахоме.

This entry was posted on Пятница, Ноябрь 2nd, 2012 at 7:26 пп and is filed under , . You can follow any responses to this entry through the feed. Responses are currently closed, but you can from your own site.

1. Индейцы племени тараумара считают, что их создал бог из чистой глины, а белых людей создал дьявол из смеси глины с золой, и потому рай для белых - это ад для тараумара.

2. Валлийский принц Мадог ап Оуайн Гвинед, согласно легендам, в 1170 году плавал в Новый Свет и встречался с индейскими племенами.

3. Среди предков Джонни Деппа, Квентина Тарантино, Кевина Костнера, Кэмерон Диас, Томми Ли Джонса, Тори Амос и Чака Норриса были индейцы племени чероки.

4. Пирамиды-святилища Тукуме имеют природное происхождение.

5. Принцесса Анджелина зарабатывала на жизнь стиркой белья и плетением корзин.

6. В финале каждого представления драмы «Рабиналь-ачи» индейцы майя убивали одного из актёров на жертвеннике.

7. Католик Сиэтл в своей знаменитой речи ссылался на авторитет индейских богов.

8. Жители Таос-Пуэбло до сих пор проживают в многоэтажных глинобитных крепостях, построенных около 1000 лет тому назад.

9. Ряд действующих решений Верховного суда США предполагают, что правом на землю обладает правительство «открывшей» её страны, а не местное население.

10. Коренные жители Патагонии в торговле нередко использовали валлийский язык.

11. Охранники, захороненные вместе с жившим 1800 назад правителем Сипана, подверглись ампутации ног, чтобы не сбежали из могилы.

12. Индеец, поднявший флаг США на Иводзиме, скончался из-за алкоголизма.

13 В народе квакиутль член племени, беря в долг у другого индейца, может оставить в залог своё имя. Пока долг не будет возвращён к должнику нельзя обращаться по-имени.

14. У десантников Армии США существует традиция выкрикивать имя Джеронимо (вождя апачей) в момент прыжка с парашютом.

15. Немецкий принц Максимилиан и художник Карл Бодмер в 1832-1834 годах совершили путешествие вверх по Миссури и провели лето в племени черноногих.

16. Исследования Л. Морганом матриархата у ирокезов стали важным звеном при создании марксистской концепции эволюционизма.

17. Индейцы Чероки так же были рабовладельцами (крупнейшими среди индейцев) и на их территории нередко происходили восстания, крупнейшее из которых произошло в 1842 году.

18. Индейцы-пауни, служившие скаутами в армии США, часто надевали американские мундиры и шляпы, чтобы спровоцировать нападение на себя враждебных сиу, шайеннов, арапахо или каких-то других индейцев.

19. Так как те предпочитали избегать сражений со скаутами-пауни, которые были вооружены револьверами и многозарядными ружьями, но не боялись атаковать такое же количество американских кавалеристов.

20. У команчей существовала традиция, по которой они, после каждого набега, наряжались в трофейную одежду. Нередко ей оказывались женские корсеты, котелки, фраки, цилиндры и т.п., что сильно контрастировало с боевым раскрасом и вооружением воинов команчей.

21. У некоторых групп «краснокожих» цвет кожи может иметь голубоватый оттенок.

22. 99% индейцев имеют первую группу крови (80% у индейцев Северной Америки) и положительный резус-фактор.

23. У некоторых индейских народов (салиши, чинуки, кутанаи на западе и чокто и билокси на востоке) существовала практика - уплощение головы (англ.). Такая же практика существовала в Древнем Египте.

Численность первого по официальным данным доходит до 300 тысяч человек, второго – до 250 тысяч. Попробуем поближе познакомиться с ними, понять, как живется им сегодня, каковы их основные трудности и достижения.

Индейцы чероки

Основная часть представителей чероки проживает в штатах Северной Каролины и Теннеси, а также в штате Оклахома. Сами они называют себя словом «тсалага», означающим «принципиальные люди» или «настоящие люди». Когда-то в ходу были наименования этого племени «живущие в горах (или в стране пещер)», однако так называли их только чужаки, сами чероки этих выражений не использовали.

Хотя родным языком владеют немногие чероки, другие признаки своей субкультуры они бережно сохраняют. На территории Национального парка Грейт-Смоки-Маунтис расположена крупная резервация с административным центром в городе Чероки. Здесь все вывески и указатели выполнены на языке этого племени, а продублированы на английском. Население резервации (которая, кстати, похожа вовсе не на какое-то страшное гетто, а является просто большой территориальной единицей) живет доходами от туризма (здесь можно посетить Музей племени чероки и местный центр искусств и ремесел), а с 1995 г. немалую часть бюджета племени составляет прибыль от казино.

Современные чероки владеют шестью крупнейшими игорными домами, при этом они освобождены от уплаты налогов в казну штата. Это позволяет им неплохо жить, не испытывая нужды. Впрочем, чероки всегда отличались высоким уровнем развития. Возможно, именно это помогло им выстоять в нелегких условиях и приспособиться к новой власти, когда она появилась на их родной земле. Уже к середине XIX в. у них был разработан собственный свод законов, существовала своя Конституция, действовало выборное правительство.

Далай-лама с индейцами племени Чероки. Штат Виргиния, США

В 1999 г. чероки пересмотрели Конституцию и приняли новую, которая с тех пор является основополагающим документом, гарантирующим права и свободы всех представителей племени.
Современные чероки стараются возродить свой язык, обучают ему молодежь. В последнее время они очень заинтересовались исламом и создали в Википедии раздел, посвященный исламу и его истории.

Индейцы навахо

Племя навахо занимает огромную территорию – 7 млн га, которая расположена на юго-западе США. Это штаты Аризона и Нью-Мексико. Благосостояние жителей резервации растет – ведь они продолжают покупать все новые и новые земли, увеличивая площадь своих деревень и городков. Занимается этим специально созданный Трастовый фонд.

Индейцы навахо добились через суд самой большой компенсации в истории Америки для одного племени индейцев, сумма компенсации 554 млн.долларов. Более 50 лет индейцы судились с правительством США из за вероломного использования их земель, за геноцид и все прошлые грехи. Навахо завалили суды тысячями исками и в результате выиграли.

Вообще, система управления племенем отлично налажена: им управляет Президент, которому помогает Вице-Президент. Все важные вопросы коллегиально обсуждает Совет племени. Спорные вопросы решаются в Верховном суде.

Помимо туристической отрасли, здесь неплохое развитие получили добыча угля, газа. Не так давно была построена электростанция, что создало множество дополнительных рабочих мест. Не забывают навахо о традиционных занятиях – ткачестве и разведении овец.

Президент уделяет много внимания работе с молодежью, сознавая важность получения подрастающими навахо современного образования. Открываются новые школы, причем часть предметов преподают на родном языке. Правительство помнит: народ, который забыл свою историю и свои корни, не имеет будущего. Многие юные навахо учатся в высших учебных заведениях, например, в Dine College. Повсеместно открываются клубы для подростков, где ребята повышают уровень физической подготовки, занимаются в кружках по интересам.

Индейцы навахо в национальных костюмах

В первые годы XXI в. навахо успешно создали большую беспроводную сеть Интернет, после чего было налажено дистанционное обучение, обретена возможность быстрой связи правительства с народом. Навахо стараются устанавливать и поддерживать дружеские связи с представителями других племен, понимая, что вместе легче противостоять трудностям. А трудностей пока хватает.

Сложности и перспективы жизни индейцев

Главы индейских племен пока с сожалением вынуждены констатировать, что наркомания и алкоголизм остаются настоящим бичом современных индейцев, особенно молодых. Это неудивительно: долгие десятилетия жизни в состоянии постоянного угнетения, отсутствия возможности учиться и всяческих унижений не могли не повлиять на образ мышления и стиль жизни коренного населения Америки.

Однако сегодня индейцы ускоренными темпами наверстывают упущенное, стараясь на равных участвовать в жизни общества и сохранять при этом собственные традиции. Кстати, знаете ли вы, что родной дед любимого всеми женщинами планеты Джонии Деппа – чистокровный индеец племени чероки? Пойдем дальше: проследим родословную нынешнего Президента Америки. В числе предков Барака Обамы – индейцы чероки.

Жизненный путь индейцев никогда не был не усыпан розами. Но они умеют справляться с любыми трудностями – ведь они же «тсалага», то есть настоящие люди.

О взаимоотношениях англосаксов и индейцев на территории США в начале XIX века. Поначалу статья произвела впечатление тенденциозной, однако при проверке изложенных в ней сведений все сведения подтвердились и обнаружилось кое-что еще более неожиданное (по крайней мере, для меня).

Вот, например, что пишет википедия про индейцев чероки :
----------
К началу XIX века главенствующей религией чероки стало христианство.
...
В 1825-1826 годах вождь племени чероки - Секвойя (Джордж Гесс) утвердил на совете племени слоговую азбуку чероки созданную им в 1821 году, а в 1828 начал издавать газету «Чероки Феникс» на языке чероки.
....
Богатые индейцы владели плантациями, вели аристократический образ жизни, владели сотнями чернокожих рабов, создали первую в США сеть бесплатных школ. На Территории Чероки к середине XIX века действовало около 30 бесплатных школ, практически все учителя в школе были чероки. В целом Территории Чероки характеризовалась одним из самых высоких уровней образования среди территорий Северной Америки.
По примеру США чероки создали собственную конституцию, свод законов, выборное правительство и президента называемого по традиции «Великим вождем».
----------

Вот так выглядел Секвойя - духовный лидер народа чероки в 1830-х годах, нечто вроде Кирилла, Мефодия, Гуттенберга и Махатмы Ганди в одном лице. Интересно, что не он получил имя в честь огромного дерева, а наоборот, дерево секвойя названо открывшим его ботаником Штефаном Эндлихером в честь гениального индейца.

А вот так выглядела газета "Чероки Феникс" (кликабельно):

Обратите внимание, что газета двуязычна, каждая статья присутствует в ней в двух экземплярах: на английском языке и на языке чероки. National Committee и Council, постоянно упоминаемые в текстах статей - основные органы власти государства чероки, а материал данной газетной полосы содержит перечень законов, принятых этими органами в ноябре 1825 года. В этот перечень входит, например, закон о том, какой высоты должен быть забор, чтобы проникновение на огороженную территорию считалось противозаконным. Или разъяснение, что в связи с реорганизацией легкой кавалерии, обязанности, возложенные на эти подразделения, не отменяются, а должны по-прежнему выполняться соответствующими офицерами.

Каждый закон подписан двумя высшими лицами государства чероки - президентом Гувисгуви, также известным как Джон Росс (большинство его портретов сделаны после 1860 года, там он гораздо старше):

и спикером парламента Ганундалеги, более известным среди англосаксов как майор Ридж:

Pathkiller, упоминаемый в конце каждой статьи - великий вождь Нуннехидини, старый и больной, примерно как Ельцин в 1999 году, но формально сохраняющий высший пост в государстве чероки и визирующий все законы и распоряжения.

Вот такое государство уничтожили англосаксы в 19 веке.

Открытие Америки европейцами положило начало жесточайшим войнам и попыткам порабощения местных племен. Аборигенов изгоняли из коренных мест обитания, считали людьми второго сорта, загоняли в резервации, убивали и продавали в рабство. Не многие индейские народности сумели пережить гонения, лишения и открытый геноцид, сохранив при этом свою самобытность, традиции, культуру и национальную идентичность. Среди этих немногих наиболее многочисленными являются племена индейцев чероки и навахо.
Сегодня мы расскажем подробнее о людях народности чероки. Как они адаптированы в современном мире, чем занимаются, с какими трудностями им приходится бороться и чего им удалось достигнуть.

Как живут индейцы чероки сейчас
Историческим местом обитания чероки были Аппалачи. Поэтому основная часть представителей этого народа до сих пор проживает в штатах Теннеси, Северная Каролина и Оклахома.
В настоящее время численность чероки составляет около 300 тыс. человек. Из них чистокровными являются только 15 тыс. Всего же потомков чероки, включая метисов и самбо, насчитывается около 730 тысяч.
Сами чероки именуют себя «тсалага», что означает «честные люди». Однако этимология слова, скорее всего, восходит к «чалаке» — «живущие в горах», как их называли соседи из племени чокто.

Чероки – народ родственный ирокезам. Их язык – единственный ещё употребляемый из южноирокезских языков. В нём используется слоговое письмо из 85-ти знаков, которое изобрёл в 1826 году вождь чероки по имени Секвойя.
Сейчас немногие чероки умеют говорить на родном языке, но другие составляющие своей культуры они хранят очень трепетно.
Крупнейшая резервация индейцев этого племени находится на территории Национального парка Грейт-Смоки-Маунтис, расположенного в Аппалачах. Её административным центром является город Чероке. Все вывески и указатели в нём написаны на языке чероки и продублированы на английском. Сама резервация больше похожа на деревню. Основным доходом её местных жителей является сфера туризма.
С 1995 года чероки владеют шестью игорными домами, доходы от которых освобождены от налогов и составляют значительную часть бюджета племени.

Чероки всегда отличались высоким уровнем развития. Возможно, это и помогло им приспособиться к новым условиям и выжить в соседстве с завоевателями. Помимо собственной письменности, в первой половине 19 века они утвердили свою конституцию и свод законов, выборное правительство и президента. Тогда же они создали сеть бесплатных школ с учителями чероки.
В 1999 году чероки приняли новую конституцию. Также у них появилась возможность реализовать своё право иметь представителя в Конгрессе США.
Чероки продолжают хранить традиции предков и обучать молодёжь родному языку.
Что касается религии, то большинство чероки приняли христианство в результате активной работы миссионеров в прошлом. Однако в последнее время они всё больше интересуются исламом.