Морфология как грамматическое учение о слове. Связь морфологии с лексикой и синтаксисом. Лексическое и грамматическое в слове. Понятие словоформы.
Морфология как грамматическое учение о слове.
Морфология - это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов. Вслед за В. В. Виноградовым морфологию часто называют «грамматическим учением о слове».
Морфология рассматривает слово во всей совокупности его форм, при этом изучается не только сам механизм (модели) словоизменения, но и характер его участия в организации коммуникативных единиц. Например, в морфологии, с одной стороны, определяется, как существительные изменяются по падежам, а с другой - устанавливается, какие значения в русском языке можно выразить посредством того или иного падежа. Другими словами, морфология изучает и формы слов, и их семантику, которую принято называть грамматической.
Грамматическими свойствами слов, изучаемыми морфологией, являются грамматические (морфологические) значения и формальные средства их выражения.
Грамматические свойства слова - это 1) его частеречная принадлежность, 2) способность определенным образом изменяться (иметь совокупность словоформ) или быть неизменяемым и 3) его грамматические значения.
В результате морфологию можно определить так: это раздел грамматики, в котором описываются части речи, их грамматические (морфологические) формы и грамматические значения. Такую морфологию В. В. Виноградов назвал грамматическим учением о слове.
Связь морфологии с лексикой и синтаксисом:
Морфология, будучи одним из разделов грамматики, тесно связана с лексикологией, словообразованием и синтаксисом.
Отношение к лексике предопределено тем, что, с одной стороны, грамматические значения и грамматические категории проявляются только в конкретных словоформах, к примеру, грамматический мужской род может быть представлен как род определенных существительных (берег, карандаш, конь), прилагательных (красный, добрый, медный), глаголов (читал, говорил, краснел). С другой стороны, морфологические формы являются языковым средством интерпретации лексической семантики, которая вне этой интерпретации не существует. Черный, чернеть, чернота называют один и тот же реальный признак, обозначенный корневой морфемой -черн- . Но сама эта морфема не является словом. Словом она становится, только будучи оформленной как прилагательное, глагол или существительное.
Связь между морфологией и лексикой взаимная . Лексическое значение слова может влиять и на формообразование лексемы, и на реализацию определенных грамматических значений морфологических форм. Например, вещественные существительные (молоко, сливки) в русском языке обычно не изменяются по числам, предложный падеж отвлеченных существительных не может иметь значение места, глаголы, называющие не охарактеризованные во времени отношения (принадлежать), являются одновидовыми.
Связь морфологии с синтаксисом очевидна . Морфологию нередко (и в какой-то мере справедливо) называют служанкой синтаксиса, так как формы, изучаемые в морфологии, предназначены для построения правильных высказываний, и только в структуре предложений они реализуют заложенные в них языковые свойства.
Зависимость морфологии от синтаксиса проявляется и при выделении частей речи, особенно когда речь идет о неизменяемых лексемах.
Синтаксис нередко оказывается опорой при решении морфологических проблем, особенно там, где выражение грамматического значения дублируется в синтаксических связях. Так, на основе согласования грамматический род и грамматическое число можно приписать неизменяемым существительным, точно так же через синтаксис подобные слова наделяются падежными значениями.
Лексическое и грамматическое в слове.
Мы уже знакомы с 2мя видами языковых значений: лексическое и словообразовательное.
Лексическое значение - значение индивидуальное, присущее одному слову - единице. Никакого другого слова, имеющего такое же значение в языке нет, потому что абсолютных синонимов в языке нет. Всегда найдется компонент, оттенок значения или оттенок функционирования, который будет отличаться.
Словообразовательное значение - занимает промежуточное положение между лексикой и грамматикой , потому что при помощи словообразовательных средств появляются новые лексические единицы (был «дом», стал «домик» = 2 разных слова). И, следовательно, словообразовательное значение не уникально.
Словообразовательное значение - значение не уникальное, присуще какой-то группировке слов.
Теперь смотрим на грамматическое значение:
Для примера возьмем слово «дом». Но если мы возьмем те же существительные по школьной программе 2 склонения с нулевым окончанием - то их получится огромное количество (в им.п. ед.ч. м.р.). Следовательно:
1й признак гр.значения - присуще целому классу слов!
Сравним слова «мальчик» и «дом»: оба мужского рода. Почему «мальчик» мужского рода? По биологическому признаку. Почему «дом» мужского рода? Так получилось. Из этого следует вывод: грамматическое значение не привязано к лексическому с точки зрения того, «что выражает лексическое, то должно выражать грамматическое».
2й признак гр.значения - абстрактность, отвлеченность (от лексического).
3й признак гр.значения - (открыт в 60-е гг. 20 в.) обязательность. Это самый главный признак! Пример: если мы хотим сказать о том, что какое-то действие имело место быть в прошлом, человек не сможет не употребить глагол в форме прошедшего времени!!! У него нет выбора! Человек не имеет выбора в употреблении грамматических значений!
Понятие словоформы.
Если мы анализируем отдельное слово - это просто слово. Но если мы анализируем слово в конкретном тексте - это и есть словоформа.
Словоформа - это конкретное употребление слова в конкретной морфологической форме. То есть всегда, когда мы анализируем текст, предложения, или словосочетания, и берем оттуда какую-нибудь форму, она называется словоформой.
2. Грамматическое значение и грамматическая форма. Способы и средства выражения грамматических значений. Парадигма и парадигматика.
Грамматическое значение и грамматическая форма.
Грамматические значения (по Иванову) - это значения, характеризующиеся следующим: они охватывают целый класс слов, они абстрактны и отвлечены, а главное - они обязательны!
Грамматическое значение (по Камыниной) - это такое отвлеченное значение, которое выражается формальными грамматическими средствами или тем, что называют грамматической оформленностью (или грамматической формой) слова.
В грамматическом оформлении слова участвуют его морфологические формы, морфемно-словообразовательная структура, синтаксические свойства и синтаксические связи. Грамматические значения неодинаковы.
Грамматические значения нередко называют дополнительными к лексическим значениям слов. А. И. Смирницкий хорошо показал, что делать этого не следует. Лексические и грамматические значения представляют собой два разных типа языковой семантики.
Типы грамматических морфологических значений:
номинативное грамматическое морфологическое значение.
Это такое грамматическое значение, которое отражает внеязыковую действительность. То есть ТАК ЕСТЬ В ПРИРОДЕ! Не в языке, а в природе!
Синтаксическое грамматическое морфологическое значение.
Значение, не отражающее внеязыковую действительность. Зачем они нужны? Эти значения необходимы для связи слов.
Вода - форма ед.ч. Возникает вопрос: существительное «вода» в форме ед.ч. называет предмет, равный одной штуке? Невозможно! Воду вообще посчитать нельзя!
Тогда зачем нужна эта -а ? Только для того, чтобы можно было согласовать: Большая вода прибыла в Хабаровский край.
Типы грамматических значений:
сравнительная степень
наклонение
Разновидности грамматических значений:
Основное, или инвариантное значение.
Частное значение.
Переносное значение.
Основное, или инвариантное значение - значение, представленное в чистом виде, вне контекста.
Пример : Основным значением ед.ч. является значение единичности. Основным значением настоящего времени является значение совпадения действия с моментом речи.
Частное значение - значение, обусловленное контекстом. То есть, благодаря какому-то окружению других слов, в какой-то синтаксической позиции проявляется четкое значение.
Пример : рыба дышит жабрами.
Вопрос: только одна рыба так дышит, а остальные нет? В данном контексте форма ед.ч. выражает (помимо основного) еще и частное значение - собирательное. То есть любая, каждая, всякая рыба.
Переносное значение - это значение употребления грамматической формы в значении противочлена. Что значит «в значении противочлена»? Единственное вместо множественного. Настоящее вместо прошедшего.
Как и лексическое, переносное гр. значение тоже эмоционально окрашено, стилистически маркировано и это тот случай, когда мы имеем возможность выбора. Мы выбираем не потому, что мы имеем право выбрать, а потому, что хотим украсить каким-то образом свою речь.
Пример : они по театрам ходят, а я с ребенком сиди!
Люди в данный момент были в театре, а не ходили по театрам. То есть множественное вместо единственного.
И всегда такая форма является формой стилистически маркированной. Значение эмоционально окрашено.
Грамматическая форма:
грамматическое значение выражается грамматическими формами!
Грамматическая форма - это языковой знак, в котором находит свое регулярное выражение грамматическое значение.
Пример: «дом » - нулевая флексия - как раз языковой знак, в котором регулярно выражается значение рода, числа, падежа.
«пишу» - языковой знак, в котором регулярно выражается значение изъявительного наклонения, настоящее время, 1 лицо, ед.ч.
То есть грамматическая форма - это типизированное языковое средство.
Способы и средства выражения грамматических значений:
1 способ - синтетический.
Морфологическое грамматическое значение выражается при помощи формообразующих аффиксов (все флексии и небольшой набор суффиксов).
2 способ - аналитический.
При этом способе выражение грамматического значения - оно выражается не аффиксами, а как-то по-другому. Как? Существует 2 разновидности аналитического способа выражения грамматического значения:
1 разновидность аналитизма - вспомогательные слова.
Мы их наблюдаем в сравнительной и превосходной степени имен прилагательных (более интересный, самый интересный). Безусловно, есть аналитизм в выражении значения сослагательного (по школьной программе - условного) наклонения (шел бы, писал бы). Безусловно, аналитизм наблюдается при выражении повелительного наклонения: пусть, пускай, давай, да и т. д.
Пусть пишут
Давай споем
2 разновидность аналитизма связана стем, что грамматическое морфологическое значение выражается синтаксическими средствами. То есть это аналитическое синтаксическое грамматическое значение.
бабушка спала - данное окончание не выражает ж.род (дедушка, забияка).
но: дедушка спал
бабушка спит
Каким способом выражено грамматическое значение рода в слове «бабушка» и «дедушка»? Никаким.
В предложении, где не будет подсказки, понять, как выражен род, невозможно.
В предложении «Бабушка спит» морфологическое значение рода не выражено. В предложении «Бабушка спала» морфологическое значение женского рода словоформы «бабушка» выражено синтаксическим средством - координируемой формой глагола прошедшего времени женского рода.
3 способ - суплетивизм основ.
Суплетивизм - это когда грамматическое значение выражается другой основой.
Человек-люди
ребенок-дети
В русском языке только 3 способа выражения грамматического значения!
Парадигма и парадигматика:
Парадигма - это полный набор словоформ отдельного слова (все формы одного слова).
Парадигмы бывают:
типовыми
частными
Типовые: включают все морфологические формы слова.
Частные: объединяют формы на основе одного грамматического значения:
- парадигма времени
- парадигма наклонения
- парадигма вида
- полные парадигмы
- дефектные парадигмы
- изобилующие парадигмы
Парадигматика (Толковый словарь)– это рассмотрение единиц языка как совокупности структурных единиц, связанных отношениями противопоставления, но сопоставляемых друг с другом, включение их в ряды “по вертикали” - столбики (падежные формы одного склоняемого слова или личные формы одного глагола, один и тот же корень в разных аффиксальных окружениях, ряд позиционно чередующихся звуков)
Имя существительное – знаменательная часть речи, которая выражает грамматическое значение предметности в словоизменительных категориях падежа и числа и несловоизменительных категориях рода и одушевленности.
Общекатегориальные грамматические признаки имен существительных
Понятие «предметность» более абстрактно, чем понятие «предмет». Слова «доска », «окно » и подобные называют предметы, в них выделяется грамматическое значение «предметность». Слова «дерзость », «высота » называют отвлеченный признак, слова «вышивание », «изучение » называют отвлеченное действие, слова «революция », «переворот » показывают события, слова «гроза », «дождь » называют явления природы, слова «минута », «год » называют временные отрезки, слова «учитель », «старик » называют лиц, слова «кошка», «дельфин» называют животных; во всех словах подобного типа выделяется грамматическое значение «предметность», т.к. к ним можно поставить вопрос кто? или что?
Частнокатегориальные признаки имен существительных
В сущестивтельных выделяется словоизменительная категория падежа. У склоняемых существительных эта категория выражается флексиями (берёз а – И.п., берёз ы – Р.п., берёз е – Д.п. и т.д.), у несклоняемых существительных значение категории определяется по контексту (на тарелке лежит безе – И.п., угости безе – Тв.п., люблю безе – В.п.).
В существительных выделяется категория числа. Обычно выделяется оппозиция ед.ч./ мн.ч. (стол/столы, учитель/учителя ), но есть существительные, которые употребляются только в ед.ч. (singularia tantum): серебро, купечество, любовь , есть существительные, которые употребляются только во мн.ч. (pluralia tantum): духи, сани, сливки, дрожжи.
Все существительные, кроме тех, что выступают только во мн.ч. (pluralia tantum), относятся к одному из 3 родов: день – м.р., жена – ж.р., окно – ср.р. Это несловоизменительная категория.
В существительных выделяется несловоизменительная категория одушевленности/неодушевленности. При определении этой категории обращаем внимание на грамматическое проявление. Если форма Вин.п. мн.ч. совпадает с формой Р.п. мн.ч., то существительное – одушевленное (вижу девушек (В.п.) = нет девушек (Р.п.)), если форма Вин.п. мн.ч. совпадает с формой И.п. – неодушевленное (вижу парты (В.п.) = стоят парты (И.п.)).
Синтаксические функции имен существительных
У существительных они самые богатые. Чаще всего выступают в роли подлежащего и дополнения (пушистый снег окутал стройные ели ), но могут быть и другими членами предложения: мой дед был знахарем (именная часть составного именного сказуемого), волна моря покрыла меня (определение), книги лежат на столе (обстоятельство).
§16.Лексико-грамматические разряды имён существительных
Сам термин указывает на связь лексики и грамматики. Лексические значения существительных и вытекающие из них особенности проявления грамматических категорий позволяют выделить разряды.
Лексико-грамматические разряды (ЛГР) - это такие подклассы слов, которые обладают общим семантическим признаком, влияющим на способность слова выражать определённые грамматические значения. Это означает, что в семантике слов есть определённые черты, которые влияют на его грамматические характеристики. Например: если семантический признак «конкретный предмет», то из этого следует, что грамматический признак ед. и мн. ч.; т.е. большинство конкретных имён существительных имеют формы ед. и мн. ч. (лист -листья, берёза - берёзы).
Выделяют следующие ЛГР: собственные/нарицательные, личные/неличные, конкретные/абстрактные, собирательные, вещественные.
Грамматические значения грамматической форме .
простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими):
Простая (синтетическая читал
буду писать.
парадигмой слова
.
Словоизменительные;
Классификационные.
историческим изменениям нормативные варианты: ; современный и устаревший (или устаревающий):
Грамматические средства и способы(синтетические и аналитические).
Грамматические способы(синтетические)
· способ аффиксации.Он состоит в присоединении к корням различниые аффиксы. Пример:книга,книге,книгу(зн-е падежа выраж-ся в аффиксе).
· -способ внутренней флексии(чередование).
Чередования:
-фонетические
-нефонетические :1)исторические(тралицион.)-они не обусловлены фонетической позицией звука.Современной т.зр.им объяснения нет.Они объясн-ся исторически:лоб-лба,день-дня,сон-сна.Они не явл-ся внутренней флексией.2)Грамматич.Это внутрен.флексия-это также зв:изменения корня,при кот.происходит изменение. Грамм.знач-я слова,т.е.это не любые чередования звуков,а только те,кот.выражают грамматич-е знач-я. Впервые явление внутр.флексии было обнаружено на материале германских(анг.и нем.)языков.В узком понимании-классич.понимание в герм.языках.Пример:sing-singen,sang-sang,sung-gesungen,song-gesang. В широком понимании-под внутр.флексией понимаются любые грамм.чередования в любом языке.Пример:избежать-избегать(меняется знач-е вида),собирать-соберу-сбор,собрать(либо время, либо вид, либо часть речи)-это спорный вопрос.
· Редупликация(способ повторов.Это частичное повторение корня,основы или целого слова, при помощи кот.выражается грамм-ое знач-е. Пример:orang(малайский язык)-человек,orang orang-люди,talon-поле(Филипп.острова),taltalon-поля.
В латинском языке способ редупликации используется как один из способов об-я основ перфекта:tango mordeo cado, tetigi momordi cecidi. В русском языке этот способ очень редко использ-ся.Только для выражения прев.степени(красны,красный)или для выражения длительности действия(просить,проситель).
· Способ ударения.Это изменение грамм.зн-я с помощью ударения.Пример:руки-руки(число падеж),насыпать-насыпать(вид). В некот.языках,где сущ.неоновые ударения способ ударения всегда будет грамм.способом.
· Субплетивизм-это соединение в одну грамм.пару разных основ.В индоевпроп.я.широко представляет этот способ.Пример:обр.и личн.местоим.:я-меня(ego-mei),человек-люди,говорить-сказать.
Аналитические способы-
· способ служебных слов.Лексич.значение выражает значенательным словом,а грамм.служебным.Пример:я буду читать,я бы сделал,самый лучший.Франц.яз.:le chat-кот,du(de)chat-кота,an chat-коту (опред.падеж).
· способ порядка слов.Есть языки, где грам.не зависит от порядка слов(они обаладют свободным порядком слов)-рус.и лат.языки:Пример:Отец любит сыт,Отец сына:любит,Сына отец любит,Любит отец сына, Любит сына отец -может измен-ся логич.форма, но не грамматич(отец-падеж).Pater filium amat,.Filium pater amat,Amat filium pater. Для англ.я.нельзя менять порядок слов.Поэтому в англ.я.действует способ порядка слов,а в русс.и лат.-нет.
· Способ интонации.Меняется благодаря интонации меняется грам.структура предложения.Пример:Слышу голос незнакомый,Слышу:голос незнакомый.
Грамматическое значение. Основные признаки грамматического значения.
Грамматическое значение – это абстрактное языковое содержание грамматической единицы, имеющее стандартное выражение и выступающее как добавочное значение к лексическому. Например, слова дым и дом имеют различные лексические значения: дом – это жилое здание, а также (собир.) люди, живущие в нём; дым – аэрозоль, образуемый продуктами неполного сгорания веществ (материалов). А грамматические значения у этих слов одинаковые: имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, мужского рода, II склонения, каждое из этих слов способно определяться прилагательным, изменяться по падежам и числам, выступать в роли члена предложения. Грамматические значения свойственны не только словам, но и более крупным грамматическим единицам: словосочетаниям, составным частям сложного предложения. Материальным выражением грамматического значен ия является грамматическое средство. Чаще всего грамматическое значение выражается в аффиксах. Может быть выражено с помощью служебных слов, чередования звуков, изменения места ударения и порядка слов, интонации.Каждое грамматическое значение находит своё выражение в соответствующей грамматической форме .
Грамматические формы слова могут быть простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими):
Простая (синтетическая ) грамматическая форма предполагает выражение лексического и грамматического значения в одном и том же слове, внутри слова (состоит из одного слова): читал – глагол форме прошедшего времени.
Когда грамматическое значение выражается вне лексемы образуется сложная (аналитическая) форма (сочетание знаменательного слова со служебным): буду читать, давайте почитаем! В русском языке к числу аналитических форм относится форма будущего времени от глаголов несовершенного вида: буду писать.
Отдельные грамматические значения объединяются в системы. Например, значения единственного и множественного числа объединяются в систему значений числа. В таких случаях мы говорим о грамматической категории числа . Таким образом, можно говорить о грамматической категории времени, грамматической категории рода, грамматической категории наклонения, грамматической категории вида и т.д.
Каждая грамматическая категория обладает рядом грамматических форм. Совокупность всех возможных форм данного слова называется парадигмой слова . Например, парадигма существительных обычно состоит из 12 форм, у прилагательных – из 24.
12.Грамматические категории, их своеобразие в языках мира. Исторические изменения грамматических категорий .
Словоизменительные;
Классификационные.
Словоизменительные-выраж.через изменение форм одного слова(число и падеж существит-ых, род,число,падеж,прилаг.).
Классифик-ция-показывает принадлежность слова к опред.грамматич-му классу. К классиф.относится род сущ-х(не переводность глаголов).
Номинативная-семантическ.знач-я категории,указывает на определённые св-ва объекта:число сущ-ых,время глаглов.
Синтаксические-число,формальные категории,не указ.на реальные св-ва объекта,выполняют функцию связи слов в предложении:род,число,падеж прилага-ых.
Однако и грамматические категории подвержены историческим изменениям , которые приводят к сдвигам в нормах, их неустойчивости, возникновению разнообразных грамматических вариантов. Таковыми являются равноценные нормативные варианты: ставень - ставня, цехи -цеха; нормативные варианты, стилистически неравноценные: пять - пять грамм, подытоживать -подытоживать (первые - книжные, вторые - разговорные); нормативные, семантически неравноценные варианты: до дома -до дому, (поезд) двигается -движется ; современный и устаревший (или устаревающий): санаторий -санатория, профессоры -профессора, ТАСС сообщил -ТАСС сообщило; литературный и просторечный или диалектный: мурлычет -мурлыкает, ляг-ляжь, шоферы -шофера . В условиях белорусско-русского билингвизма употребление в русской речи просторечных или диалектных вариантов может поддерживаться влиянием белорусского языка.
II. Грамматические признаки. Слайд 13Найдите глаголы в пословицах. Неопределённая форма глагола. 4. Спряжение. В русском языке два словоизменительных типа глаголов, так называемые первое и второе спряжения. I. Общеграмматическое значение глагола – обозначение процессуального признака предмета. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам. Каждая самостоятельная часть речи (существительное, глагол, прилагательное, числительное, местоимение, наречие) имеет свои грамматические признаки.
В русском языке части речи делят на самостоятельные и служебные. Грамматические признаки бывают разными, такими как:»время, число, падеж» и постоянными «род,склонение». К самостоятельным относятся существительные, прилагательные,глаголы и так далее. К служебным же относятся предлоги, союзы, частицы.
Морфологический анализ слова
Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. Есть у всех форм кроме инфинитива, причастия и деепричастия. Урок русского языка в 3 классе по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. У: Для урока я приготовила пословицы (Слайд 3), прочитайте их. Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите её в тетрадь, соблюдая все законы каллиграфии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
И хлеб в полях растёт. Конечно же — это знакомый незнакомец Глагол. У: Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. На какие вопросы отвечает глагол? Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? Изменяется ли глагол по числам?
Имя существительное
А хотели бы вы ещё больше знать о глаголе? У: Ребята, у каких слов не удалось указать грамматические признаки? О какой новой форме глагола вы узнали? У: Выделитеу глаголов неопределённой формы формообразующие суффиксы. Урок по теме «Начальная форма слов-названий признаков» проходит в начале второго полугодия второго класса.
Имя прилагательное
Современная грамматика русского языка выделяет десять частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наречие, местоимение, предлог, союз, частицу, междометие. Вопрос о разделении всех слов языка на классы неоднократно вставал перед лингвистами разных эпох и народов.
ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
А.А. Потебня предлагал на первое место поставить семантику, но не забывать при этом учитывать и синтаксическую роль слова в предложении. Поэтому грамматические классы слов он называл формальными классами. Так, Н.Н. Дурново, М.В. Панов не выделяют местоимение в особую часть речи, хотя роль его как особой группы слов подчеркивают и значение для языка не умаляют.
II. Грамматические признаки: числительное количественное, непроизводное, стоит в форме род. падежа
Одно и то же слово в одном предложении «работает», например, причастием, а в другом – существительным: 1) Заведующая отделом женщина была слишком молода. Во втором предложении слово заведующая является существительным: оно выполняет роль подлежащего (стоит в им. п.), определяется глаголом в форме прошедшего времени как сущ. женск. рода и единств.
Какие три времени имеет глагол
Существительные делятся на два класса: класс исчисляемых предметов и класс неисчисляемых предметов. Слова этого класса могут изменяться по числам. 1.Число. Большинство существительных – т.е. существительные, относящиеся к классу исчисляемых слов, – изменяются по числам и имеют либо форму единственного числа, либо форму множественного.
Все порядковые числительные по набору грамматических признаков – относительные прилагательные
Мы доедем (на чем?) на метро. В данном предложении слово метро стоит на месте косвенного дополнения – и по связи управления, идущей от глагола доедем, мы устанавливаем его падеж – творительный. У всех прилагательных указываем формы рода, числа и падежа.
Примечание. В русском языке есть ряд слов, которые по смыслу и по роли в предложении являются прилагательными, однако грамматически не способны выразить свою «классовую» принадлежность.
III. В предложении является согласованным определением
I,II. Относительное прилагательное (описывает признак через отношение к предмету – к языку). Точного – имя прилагательное, определяет признак слова знания, нач. форма – точный. I. Таким образом, общеграмматическое значение, объединяющее слова в класс числительных, – обозначение количества или порядкового номера предмета.
Самый простой способ отличить один вид от другого – поставить к глаголу вопрос. Грамматическое значение, которое стоит за названием вида и за вопросами, конечно же, разное. Так, глаголы совершенного вида указывают на то, что называемое действие внутренне исчерпало себя, пришло к завершению: прочитать, сплясать, прилететь, запеть и т.п. Глаголы несовершенного вида обозначают действие, которое не имеет ни начала, ни конца и не содержат указания на завершенность.
Нет. Да. Это глагол. Слайд 4Что значит слово ГЛАГОЛ? Слайд 6Алгоритм определения глагола. I. Общеграмматическое значение – обозначает признак предмета, согласованный со словом (обычно существительным), обозначающим предмет, и не указывающий на отношение к времени.
Глагол - это часть речи, обозначающая действие или состояние предмета как процесс.
Предметные характеристики выражаются в нескольких планах: а) статических признаков или принадлежности, обозначаемых прилагательными и местоимениями; б) количественных и порядковых определений, обозначаемых числительными; в) динамических признаков, обозначаемых глаголами.
По своему значению глагола противопоставляются прежде всего прилагательным, а также другим именным частям речи, как слова, выражающие признак в процессе ее становления, продолжения или развертывания. Сравните, например: белый снег и белеет снег, письменный стол и писал за столом; два глаза и двоится в глазах; свое мнение и усвоить мысль. В названных парах слов общего корня одни обозначают стали признаки предмета или количество их, а другие выражают динамические признаки, связанные с деятельностью человека или с активностью предмета.
По грамматическим признакам глагола также отличаются от других частей речи. Так, прилагательные, связываясь с существительными, выражающими значение признака в грамматических категориях рода, числа и падежа, зависимых от существительных. Глагол также может иметь категории рода (по связям с местоимением) и числа, зависящие от существительного, но оно должно еще присущие только ему категории вида, переходности / непереходности, состояния способа и времени, характеризующих признак предмета в процессуальном выражении.
Процессуальность, или динамизм, - это становление или развертывания признаки во временной перспективе. Различные модальные, видовые оттенки, указание на активного или пассивного деятеля и другие дополнительные характеристики своеобразно проявляются в глаголе, тесно связываясь с его семантикой.
Особенностью глагола также сочетание в его парадигме различных грамматических форм: диевидминювани личных (пишу, писать, пиши и др.) И родовых (писал, писал, писал бы и др.); падежных (пишущий, написанный) и неизменяемых - деепричастных (писал, написав) и инфинитивной, или неопределенной, форм (писать, написать).
Диевидминювани формы действительного, условного и повелительного способов (личные и родовые) выполняют в предложении предикативную функцию, выступая в роли сказуемого: Поезд тронулся; Скоро липа зацветет; Пусть будет мир. Отдельные глагольные формы выполняют атрибутивную функцию (прочитанная книга, закрытое окно) и функции обстоятельств (Отдохнув, приступил к работе). Неопределенная форма глагола (инфинитив) входит в систему его парадигмы как начальная форма, в которой сказывается действие (динамическая признак) безотносительно к деятелю или предмета. Грамматические значения наклонения, времени, лица (рода) и числа выражаются диевидминювани формами глагола; в инфинитиве выражаются только значение вида, переходности / непереходности, состояния. Именно этими значениями отличается глагольная форма инфинитив от существительных с обобщенным значением действия. Сравните, например привыкать-привычка, послать - послание, думать - думает, соревноваться -змагання. В синтаксическом употреблении заметно больше общего с существительным: инфинитив может быть подлежащим (Жить - значит работать), приложением (Приказано отозвать), несогласованным определением (умений есть желание работать), обстоятельством (Сын уехал учиться).
Все глагольные формы объединяются в одну стройную систему на основе общего лексического значения процессуальной и загальнодиесливних категорий вида, переходности / непереходности и состояния, а также способностью их управлять именных формой косвенного падежа и сочетаться с обставиннимы словами, например: ехал к отцу, пойду к школы, прочитала бы вечером, выполненный давно, сказав умышленно, обежать вокруг.
часть речи |
глагол |
выражающий |
Действие или состояние предмета |
морфологические признаки |
Диевидминювани слова. Начальная форма: неопределенная форма. Имеют вид, переходность или непереходность, способ, время. Диевидминюються за лицами и числами (настоящее, будущее время действительного образа и повелительное наклонение). |
Глагол образует также формы причастия и деепричастия. Причастие изменяется по родам, падежам и числам. Имеет состояние, вид и время. Деепричастие - неизменяемой форма. Имеет вид и время |
|
синтаксическая роль |
Основная: сказуемое (личные формы всех трех способов). Неосновная: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство - для неопределенной формы; определение и именная часть составного сказуемого - для причастия; обстоятельство - для деепричастия |
Глагол может означать:
а) реальную физическую действие лица: идти, писать, рисовать;
б) состояние, в котором находится предмет: лежать, спать, стоять;
в) становление предмета: гнить, расцветать, стареть;
г) отношение лица к кому-либо, чего-либо: любить, уважать, почитать;
г) желание: хотеть, желать, хотеть;
д) речи: говорить, рассказывать;
е) мышления: думать, мечтать; т.
Формы глагола:
а) неопределенная форма;
б) личные (неинфинитивни) формы;
в) причастие;
г) деепричастие;
г) безличные формы на -но, -то.
Неизменяемой глагольная форма, называет действие, но не называет ни времени, ни лица, ни числа, ни рода, называется неопределенной форме (инфинитиве).
Форма инфинитива отвечает на вопрос что делать? .что Делать?
Например: Можно выбрать друга и по духу брата, Но нельзя родную мать выбирать (В. Симоненко).
Неопределенная форма глагола употребляется тогда, когда нужно назвать действие вообще, безотносительно к тому, кто ее выполняет и когда: пока не вспотеть, до тех пор уметь (Нар. Творчество). Инфинитив является начальной формой глагола.
Инфинитива свойственны такие грамматические признаки, как переходность (строить) и непереходность (идти), вид (совершенный или несовершенный: белить - побелить, стучать -стукнуты).
Инфинитив имеет суффикс ти (ть). Суффикс ть чаще употребляется в устной речи, художественной литературе. К примеру:
Ой вишенка, Черешенька, Почему обильно нерождающая? Молодая дивчинонько Почему гулять не ходишь?
(Род. Творчество)
Глаголы неопределенной формы по значению близки к существительных и в предложении могут замещаться ними.
Например: писать грамотно - грамотное письмо: курить вредно - курение вредно.
Слова покушать, питонькы, баиньки (а также исткы, источкы; пытка, питочкы; в постель, спаточкы, спатунечкы) представляют собой глаголы, эмоционально окрашенные с помощью грамматических средств. Поскольку эти слова называют действие (покушать, питонькы) или состояние (баиньки), но не указывают на время, лицо и число, отвечают на вопросы что делать?, то их надо считать неопределенную форму глагола. Есть основания рассматривать эти слова как таковые, в которых суффикс ти расторгнут вкраплением ласкательных суффиксов -к-, -оньк-, -очк- и под.: ис-т (очк-) и, пи-т (-оньк-) и.
Итак, покушать, питонькы, баиньки - глаголы в неопределенной форме.
Инфинитив может выступать в функции любого члена предложения, однако чаще всего выступает в роли главного члена в безличном предложении: Или разумное говорить, или совсем молчать (Нар. Творчество). Кроме того, инфинитив может означать уверенность, решительность, приказ и тому подобное.