Грамматические явления. Требования к примерам, иллюстрирующим лексические и грамматические явления. Лексические и грамматические явления

Что такое лексические и грамматические явления?
1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Универсальные лексические категории


  1. омонимы

  2. синонимы

  3. антонимы

  4. паронимы
Лексика активного и пассивного запаса

  1. общеупотребительная лексика

  2. диалектизмы

  3. профессионализмы

  4. жаргонизмы

  5. арго

  6. эмоционально окрашенные слова

  7. архаизмы

  8. историзмы

  9. неологизмы

  10. заимствованные слова

  11. старославянизмы

  12. традиционно-поэтические слова

  13. народно-поэтические слова

  14. разговорная лексика

  15. просторечные слова

  16. книжная лексика

  17. термины

  18. фразеологизмы

  19. крылатые слова

  20. эмоционально-экспрессивная лексика
Тропы

  1. метафора

  2. метонимия

  3. ирония

  4. гипербола

  5. олицетворение

  6. сравнение

  7. синекдоха

  8. литота

  9. эпитет

  10. антономасия

  11. аллегория

  12. перифраза

  13. художественный символ
Стилистические фигуры

  1. градация

  2. антитеза

  3. оксюморон

  4. лексический повтор

  5. анафора

  6. эпифора

2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ


ГАММАТИКА = СЛОВООБРАЗОВАНИЕ + МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС

Словообразование - это раздел науки о языке, который изучает состав (строение) слов и способы их образования.
Морфема - это наименьшая значимая часть слова.

В составе слова выделяются следующие значимые части (морфемы):


  1. корень

  2. приставка

  3. суффикс

  4. окончание

Морфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки.


Части речи:
а) самостоятельные

  • имя существительное

  • имя прилагательное

  • имя числительное

  • местоимение

  • глагол

  • причастие

  • деепричастие

  • наречие
б) служебные

  • предлог

  • союз

  • частица
в) междометия (ой, ах и т.д.)

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.
Синтаксические понятия:

  • способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание)

  • повествовательные, побудительные, вопросительные предложения

  • восклицательные и невосклицательные предложения

  • простые предложения

  • двусоставные и односоставные предложения

  • типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные)

  • неполные предложения

  • распространённые и нераспространённые предложения

  • обращения

  • однородные члены

  • обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения)

  • уточняющие и поясняющие члены

  • вставные конструкции

  • вводные слова и предложения

  • прямая речь

  • косвенная речь

  • диалог

  • сложносочинённые предложения

  • сложноподчинённые предложения

  • бессоюзные предложения

Синтаксические средства художественной изобразительности


  • риторические восклицания

  • риторический вопрос

  • риторическое обращение

  • параллелизм

  • анафра

  • эпифора

  • инверсия

  • эллипсис

  • умолчание

  • смещение синтаксических конструкций

  • присоединительные конструкции

  • парцелляция

  • многосоюзие

  • бессоюзие

  • градация

  1. Как приводить примеры, иллюстрирующие грамматические и лексические явления

Данные примеры взяты из текста ДЕМО-2012.

Образец 1

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные слова ("пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово "пожалуйста" употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция , чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон.
Образец 2

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Так, Б.Васильев, рассказывая своим читателям сюжет о сборе материала для школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передаёт лексика: эпитеты «нескрываемое недоверие» (предложение №12), «вызывающая агрессия» (предложение №24), метафора «вынули из души».

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Так, разговор подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных предложения (№ 20, 24), зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении – № 26, 31, 32. Из-за этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то даже угрожающая.

Образец 3

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, в предложении 1 автор использует слово с эмоционально-экспрессивной окраской `бабуля`. Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Однако в предложении существительное `бабуля` ещё является обращением . Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой. Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью.

Образец 4

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Описывая действия детей, автор активно использует разговорную лексику : "пошушукались" (предложение № 12), "вклинилась в разговор" (предложение № 24), "оборвала" (предложение № 37). Этим писатель хотел обратить внимание читателей на коварные намерения детей.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Беседу детей и Анны Федотовны писатель оформил в виде диалога (предложения 3 - 33). Использование этого грамматического явления помогло Б.Васильеву более точно воспроизвести живую речь, характеризующую героев.

Образец 5

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Давайте сравним, как относятся к письмам погибшего солдата его мать Анна Федотовна и школьники. Для этого обратимся к предложениям № 17 и 19. Для Анны Федотовны письма сына - это "бесценные листочки", то есть самое дорогое, что есть у неё в жизни. Чтобы усилить значимость писем в жизни пожилой женщины, автор употребляет эпитет "бесценные" и слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом "листочки". Для детей же чужие письма - это просто "документы". Данное слово свойственно прежде всего официально-деловому стилю . Таким образом писатель указывает нам на официальную цель визита детей - во что бы то ни стало получить эти письма - и демонстрирует неосознанную жестокость и равнодушие школьников к горю Анны Федотовны.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: В диалоге Анны Федотовны с детьми реплики школьников представляют собой исключительно простые предложения , достаточно сжатые по своей форме и содержанию (№13, 19, 24, 25). Реплики же Анны Федотовны - это не только более распространённые простые предложения (9, 10, 16, 23), но и сложноподчинённые (№14, 21). В первом случае автор подчёркивает не только деловую цель визита школьников, но и их категоричный тон и бездуховность. А во втором случае - глубокий внутренний мир женщины.

Образец 6

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: В предложении № 43 автор, говоря о детях, употребляет слово "делегация", относящееся к книжной лексике . Тем самым писатель делает акцент на деловом тоне визита школьников, которых не волнуют чувства женщины, потерявшей сына.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Описывая чувства Анны Федотовны, автор использует однородные члены: "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33). Данное грамматическое явление помогает писателю более полно и многогранно раскрыть духовное состояние своей героини.

Образец 7

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: В предложениях № 51 - 53 обращает на себя внимание обилие метафор ("душа молчала", "голос сына более не звучал в ней", "он угас, умер, погиб вторично", "письма вынули из её души", "ослепла и оглохла... её душа"). Используя это лексическое понятие, автор хочет более ярко, образно и глубоко показать чувства Анны Федотовны.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: В предложениях №35 и №37 девочка употребляет глагол повелительного наклонения "молчи", что делает предложение побудительным , а восклицательный знак, стоящий в конце реплики, указывает, что слова произносятся с повышенной интонацией. Все эти грамматические явления демонстрируют угрожающий и принудительный характер слов, адресованных мальчику.

Мы благодарим учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области Морозову Аллу Станиславовну, обобщившую материал, иллюстрирующий грамматические явления в художественном и публицистическом тексте. В данной статье я опиралась на работу Аллы Станиславовны.

Итак, в работе С 2.1. необходимо проиллюстрировать роль хотя бы одного грамматического явления в тексте. На что стоит обратить внимание?

Грамматика – это раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования ), словоизменения (морфология ), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис ).

Словообразование

Некоторые словообразовательные элементы создают оценочные значения, помогают передать авторскую идею

  • Образование с помощью суффиксов существительных, имеющих уменьшительно-ласкательное значение - братец, ручка)
  • Образование существительных, имеющих оттенок негативной оценки, с помощью увеличительных суффиксов (домина, домище)
  • Образование слов с различной экспрессивной окраской с помощью суффиксов - шутливая окраска (бумаженция, старушенция), со значением пренебрежения (солдатня, пацаньё), отвлечённые существительные с отрицательным оценочным значением (суетня, кислятина)
  • Образование слов с помощью суффиксов, указывающих на лицо - имеют разговорную окраску или выражают негативную оценку (воображала, кривляка, бородач)
  • Образование прилагательных с помощью суффиксов субъективной оценки - в зависимости от контекста слова могут приобретать различные оценочные значения или разговорную окраску (вертлявый, высоченный)
  • Образование экспрессивных форм числительных с помощью суффиксов (тысчонка, миллиончик)
  • Образование экспрессивных форм местоимений с помощью суффиксов ( всяческий, таковский)
  • Образование экспрессивных наречий с помощью аффиксации тех частей речи, с которыми они соотносятся (рядком, давненько)
  • Образование глаголов с оценочным значением от местоимений, существительных и прилагательных
  • Образование сниженных глаголов на -ничать, -ить, -уть - значение неодобрение, разговорно-просторечная окраска (насмешничать, температурить, тормознуть)
  • Образование междометий и частиц с помощью суффиксов - сильная экспрессивная окраска (баюшки, агушки)

Морфология

Обращаясь к особенностям морфологии, следует обратить внимание на то, какие части речи обращают на себя внимание в тексте - больше ли в нем существительных, глаголов или прилагательных? Может быть, наоборот автор намеренно избегает какой-то части речи? Попробуйте понять причины такого выбора.

Имя существительное

Категория рода существительного обладает наибольшими вы-разительными возможностями. Употребление в речи сущес твительных женского, мужского, среднего и общего родов различает-ся :

· слова среднего рода наиболее употребительны в книжных сти-лях. Слова с продуктивными суффиксами -ние-, -ство- указы-вают на состояния, действия, собирательность;

· в просторечии формы среднего рода искажаются за счет окон-чаний мужского или женского рода (полотенец, в училищу);

· существительные мужского рода отличаются отсутствием эмоционально-оценочных значений;

· личные существительные женского рода имеют разговорную или просторечную окраску, что не позволяет использовать их в официальной обстановке;

· широко используются продуктивные окказиональные словообра-зовательные модели. К ним относятся разговорные иронические названия (критикесса, директриса), а также окказионализмы с резко сниженной окраской (учителка, воспитателка);

· существительные общего рода, имеющие значение лица, вы-ражают эмоционально-оценочное значение;

· сочетание существительных разного грамматического рода, указы-вающих на одно и то же лицо, придает речи комическую окраску;

· изменение формы рода существительного со значением лица придает речи комическую окраску.

Использование форм числа существительных характеризуется следующими особенностями :

· существительные единственного числа могут употребляться в собирательном значении;

· в определенных контекстах формы множественного числа су-ществительных приобретают эмоциональную, экспрессивную окраску;

· образное переосмысление форм множественного числа имен собственных является источником речевой экспрессии;

· широко используются в публицистическом стиле некоторые отвлеченные существительные во множественном числе (кото-рые ранее использовались только в единственном числе).

Имя прилагательное

Имена прилагательные характеризуются следующими особенностями :

· прилагательные являются источником речевой экспрессии в художественной и публицистической речи;

· обладают широкими изобразительно-выразительными возмож-ностями;

· выполняют эстетическую функцию;

· выполняют информативную функцию.

Употребление прилагательных в различных функциональных сти-лях отличается следующими особенностями :

· преобладание в научном и официально-деловом стилях отно-сительных прилагательных;

· обилие качественных прилагательных в художественной речи;

· в художественной речи прилагательные являются источником речевой экспрессии;

· прилагательные позволяют в деталях обрисовать внешность персонажа;

· прилагательные используются для создания психологического портрета персонажа;

· использование прилагательных-эпитетов при описании пейзажей;

Глагол

Глагол обладает широкими изобразительными возможностями, так как он представляет действие как процесс в грамматических формах времени, лица, наклонения. Для художественной речи характерно широкое использование глаголов, которые выполняют следующие функции:

· используется для передачи движения при описании окружающего мира и духовной жизни человека;

· речь, насыщенная глаголами, выразительно передаёт стремительно разворачивающиеся события, создаёт энергию и напряжённость повествования;

· использование глагола в речи является ярким образным средством;

· использование целого ряда глаголов детализирует описание

Преобладание глагольных конструкций над именными в худо-жественной речи придает ей эмоциональность и динамичность.

Временные формы глагола обладают широкими экспрессив-ными возможностями. Использование временных форм в раз-личных стилях характеризуется следующими особенностями:

в научном стиле:

· используются малоупотребительные значения настоящего вре-мени: настоящее регистрирующее, настоящее предположения;

· не используется настоящее историческое время;

· формы прошедшего времени практически не встречаются;

· для научного стиля характерно использование форм про-шедшего и будущего времени в отвлеченно-обобщенных значениях;

в публицистическом стиле : широко используется настоящее исто-рическое, придающее речи разговорный оттенок и экспрессию;

в художественной речи :

· активно используются экспрессивные формы настоящего исторического. Также настоящее время нередко употребляет-ся в значении будущего для указания намеченного действия;

· используются экспрессивные формы прошедшего времени: давнопрошедшее время, прошедшее время, передающее мгновенно-произвольное действие, глагольно-междометные формы внезапно-мгновенного действия (прыг, стук);

· формы будущего времени в художественной речи, как пра-вило, употребляются в переносном значении, то есть в зна-чении настоящего исторического и абстрактного настоящего.

Использование форм наклонения глагола в различных стилях речи характеризуется следующими особенностями .

· изъявительное наклонение стилистически нейтрально и широ-ко используется во всех стилях речи;

· повелительное наклонение в основном используется в разго-ворной речи;

· в публицистике повелительное наклонение используется для воспроизведения диалога;

· в научно-популярных текстах повелительное наклонение спо-собствует восприятию текста и усилению внимания;

· повелительные формы глагола используются в заголовках статей;

· сослагательное (условное) наклонение широко используется как в разговорной, так и в книжной речи;

· частица пускай, используемая при образовании форм 3-го лица повелительного наклонения, придает речи разговорную окраску;

· разговорные частицы (да, же), присоединяемые к формам по-велительного наклонения совершенного вида, придают им от-тенок настойчивости, нетерпения;

· экспрессивно окрашенным является глагол в повелительной фор-ме 2-го лица единственного числа, обращенный ко многим лицам;

· повелительное наклонение может обозначать вынужденную не-обходимость действия.


Синтаксис

Использование всех типов простых предложений в речи характе-ризуется следующими особенностями :

определенно-личные предложения:

· придают речи лаконизм, динамичность;

· газетным заголовкам – выразительность:

неопределённо-личные предложения:

· используются в основном в разговорной речи;

· применяются для акцентирования внимание на действии;

· в публицистическом стиле придают речи динамизм;

· в научном стиле используются при описании опытов;

· в официально-деловом стиле употребляются наряду с без-личными, инфинитивными;

обобщенно-личные предложения:

· обладают наибольшей экспрессией;

· в поэтической речи приобретают народнопоэтический от-тенок;

· в основном используются в разговорном, художественном и публицистическом стилях;

безличные предложения:

· отличают разнообразие конструкций и их стилистическое применение в речи;

· для научного стиля характерно частое использование безлич-ных предложений, выражающих различные оттенки должен-ствования, необходимости;

инфинитивные предложения :

· придают речи эмоциональность и афористичность;

· используются преимущественно в разговорном стиле;

· в художественном стиле придают речи непринужденно-раз-говорную окраску;

· используются в диалогах и монологах, отличающихся эмо-циональностью;

номинативные предложения :

· обладают большими изобразительными возможностями;

· используются в различных описаниях;

· в зависимости от интонации могут выполнять экспрессив-ную функцию;

· придают речи динамизм;

неполные предложения :

· являются характерной особенностью диалога;

· употребляются в книжных стилях, особенно - в научном;

эллиптические предложения :

· являются средством придания речи эмоциональности;

· используются в основном в разговорной речи.

В состав любого предложения входят различные типы словосо-четаний.В пределах словосочетания действует грамматиче-ский порядок слов. Он определяется грамматической природой вступающих в словосочетание слов.Выделяют следующие спо-собы связи внутри словосочетаний :

1. согласование - вид связи, при котором главное слово требует, чтобы зависимое слово принимало те же грамматические формы, в которых употреблено главное слово;

2. управление - вид подчинительной связи, при котором главное слово словосочетания требует постановки зависимого слова в оп-ределенном падеже;

3. примыкание - вид подчинительной связи, при которомсмысловые отношения между главным и зависимым словом формально не вы-ражены, так как зависимое слово не имеет форм словоизменения.

В зависимости от типа связи в словосочетании определяется порядок слов.

При согласовании действуют следующие правила установления порядка слов :

·о пределения, выраженные местоимениями, стоят перед опре-делениями, выраженными другими частями речи;

· определительные местоимения предшествуют всем другим ме-стоимениям;

· определения, выраженные качественными прилагательными, сто-ят перед определениями, выраженными относительными прилага-тельными;

· если неоднородные определения выражены только относи-тельными прилагательными, то обычно они располагаются в порядке восходящей смысловой градации.

Порядок слов при управлении определяется следующими правилами :

· если у главного слова несколько зависимых слов, сначала идет слово более обязательное(сильное управление), а затем - менее обязательное (слабое управление);

· если слово со слабым управлением обозначает лицо, а с силь-ным - предмет, то слово, обозначающее лицо, может стоять перед словом с сильным управлением.

Порядок слов в случае примыкания характеризуется следующими свойствами :

· примыкающие качественные наречия на -о, -е и наречия меры и степени предшествуют главному слову;

· другие типы наречий, как правило, следуют за качественными наречиями;

· примыкающее притяжательное местоимение 3-го лица пред-шествует главному слову.

Порядок слов в предикативном сочетании определяется двумя пра-вилами :

· строго грамматически подлежащее предшествует сказуемому;

Используемая литература

1. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык: Учебник. Под ред. Н.С.Валгиной. Изд.6-е, перераб. и доп./ Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина, - М.: «Логос», 2002

    2. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э.Розенталь, - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2008

    3. Столярова, Е.А. Стилистика русского языка (конспект лекций)/ Е.А.Столярова, - М.: ООО «Приор-издат», 2006

1. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

помогают перечислить действия героев;

позволяют увидеть одновременные, последовательные действия предмета;

конкретизируют признак предмета.

2. ОБРАЩЕНИЕ

называет собеседника, того, к кому (звательная функция): Лена, дай мне одну краску.

выражает к нему определённое отношение говорящего, то есть выполняет оценочную функцию: Живёте на износ, бесценная наша, ...

в лирике выполняет изобразительно-выразительную роль, усиливая лирическое настроение текста: "Куда бежишь, тропинка милая, ...

3. ВВОДНЫЕ СЛОВА

выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.): конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др.

Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.

выражают чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.): к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др. Но, к несчастью, в это время подвернулся губернатор.

указывают на связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.

указывают на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами и др. Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища.



указывают на экспрессивный характер высказывания: лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др. По правде говоря, я не очень рассчитывал на его помощь.

указывают на источник сообщаемого: по словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т.п., дескать, мол, по моим расчетам, с точки зрения, как известно и др. По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути.

используются также для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте и др. Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти.

4. ОБОСОБЛЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

помогают конкретизировать определяемое существительное, уточнить признак предмета: Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими.

помогают автору "сжать" информацию, позволяя в определении передать содержание, которое можно выразить и придаточной частью СПП: Выросшие за лето медвежата играли на камнях... (сравните: Медвежата, которые выросли за лето, играли на камнях...)

5. ОБОСОБЛЕННЫЕ НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

5. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

поясняют или уточняют нарицательное существительное;

помогают автору уточнить, кого он подразумевает, раскрывает содержание определяемого слова-местоимения: А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед.

6. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

выражают добавочное действие к основному;

помогают автору обозначить условие, вопреки которому совершается основное действие: Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами.

7. ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ

несут значение исключения, то есть выполняют ограничительную функцию;

8. ОБОСОБЛЕННЫЕ УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

9. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

10. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ССП с противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО помогают автору показать, что одно событие противопоставлено другому: После пятого урока у меня был кружок, но я не остался.

ССП с соединительными союзами И, ДА (=И), НИ...НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, КАК...ТАК И, НЕ ТОЛЬКО...НО И помогают автору показать последовательно происходящие события: Город кончался, и вскоре показалось море.

ССП с разделительными союзами ИЛИ, ЛИБО, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО позволяют автору указать на чередование событий: То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка...

11. СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

СПП с придаточным изъяснительным помогают автору раскрыть смысл глагола в главной части: Я должен немедленно доказать ей, что "предполагаемый диагноз" предположили напрасно, что всё будет хорошо.

СПП с придаточным определительным помогают автору раскрыть признак существительного из главной части: Она не могла пройти мимо человека, который недомогал.

12. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Роль лексических и грамматических явлений в языке (подготовка к заданию С2)

Лексические средства языковой выразительности:

  1. АНТОНИМЫ:

позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их,

помогают уточнить мысль, сделать ее ярче, образнее

делают речь яркой, образной, выразительной

  1. СИНОНИМЫ:

Помогают избежать однообразия изложения,

разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,

позволяют всесторонне охарактеризовать образ,

помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание,

позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки,

позволяют тонко и красочно описывать явления,

способствуют точности и ясности высказывания,

дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение.

Омонимы используются:

Для выразительности и экспрессии речи.

Для создания выразительности комического характера (на основе их использования обычно создаются каламбуры):

  1. УСТАРЕВШИЕ СЛОВА:

служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,

делают речь яркой и убедительной,

служат для передачи торжественности момента,

служат для воссоздания исторической обстановки,

служат средством речевой характеристики персонажа,

используются для создания комического эффекта, иронии;

подчёркивают достоверность сказанного,

служат названиями реалий прошлых лет.

  1. ДИАЛЕКТИЗМЫ:

помогают передать местный колорит, особенности речи героев.

  1. СЛОВА С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:

выступают как одно из средств выразительности речи.

  1. СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА:

используется писателями как языковая основа произведения,

употребляется в любых условиях общения,

служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.

  1. РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА:

создаёт стилистическую окраску слова,

Одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков);

используется для словесной характеристики героя.

  1. ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ:

помогают понять, о какой профессии идёт речь в предложенном тексте,

служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,

служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа,

служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.

  1. КНИЖНЫЕ СЛОВА:

помогают писателю подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему,

служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности,

служат речевой характеристикой персонажей.

  1. ЭПИТЕТЫ:

усиливают выразительность, образность языка произведения;

придают художественную, поэтическую яркость речи;

обогащают содержание высказывания;

выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;

создают живое представление о предмете;

оценивают предмет или явление;

вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;

  1. СРАВНЕНИЯ:

Как и эпитеты, используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких, выразительных образов и выделения, подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций.

  1. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:

придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,

характеризуют все стороны жизни человека.

Усиливают экспрессивную окраску речи. Присущая фразеологизмам образность оживляет повествование, нередко придает ему шутливую, ироническую окраску.

  1. ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР:

помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,

Средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения,

средство передачи монотонности и однообразия действий,

повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования,

средство выражения многократности или длительности действия.

  1. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ:

Служит для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств.

  1. МЕТАФОРА:

Метафора является одним их самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста. Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений.

Грамматические средства языковой выразительности:

1. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

помогают перечислить действия героев;

позволяют увидеть одновременные, последовательные действия предмета;

конкретизируют признак предмета.

2. ОБРАЩЕНИЕ

называет собеседника, того, к кому (звательная функция): Лена, дай мне одну краску.

выражает к нему определённое отношение говорящего, то есть выполняет оценочную функцию: Живёте на износ, бесценная наша, ...

в лирике выполняет изобразительно-выразительную роль, усиливая лирическое настроение текста: "Куда бежишь, тропинка милая, ...

3. ВВОДНЫЕ СЛОВА

выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.): конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др.

Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.

выражают чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.): к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др. Но, к несчастью, в это время подвернулся губернатор.

указывают на связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.

указывают на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами и др. Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища.

указывают на экспрессивный характер высказывания: лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др. По правде говоря, я не очень рассчитывал на его помощь.

указывают на источник сообщаемого: по словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т.п., дескать, мол, по моим расчетам, с точки зрения, как известно и др. По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути.

используются также для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте и др. Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти.

4. ОБОСОБЛЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

помогают конкретизировать определяемое существительное, уточнить признак предмета: Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими.

помогают автору "сжать" информацию, позволяя в определении передать содержание, которое можно выразить и придаточной частью СПП: Выросшие за лето медвежата играли на камнях... (сравните: Медвежата, которые выросли за лето, играли на камнях...)

5. ОБОСОБЛЕННЫЕ НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

5. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

поясняют или уточняют нарицательное существительное;

помогают автору уточнить, кого он подразумевает, раскрывает содержание определяемого слова-местоимения: … они, мать и отец , стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед.

6. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

помогают автору обозначить условие, вопреки которому совершается основное действие: Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами.

помогают автору точнее сказать о том, как, каким образом совершается действие: Толик вглядывался в Тёмино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?

7. ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ

несут значение исключения, то есть выполняют ограничительную функцию;

8. ОБОСОБЛЕННЫЕ УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

9. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

10. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ССП с противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО помогают автору показать, что одно событие противопоставлено другому: После пятого урока у меня был кружок, но я не остался.

ССП с соединительными союзами И, ДА (=И), НИ...НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, КАК...ТАК И, НЕ ТОЛЬКО...НО И помогают автору показать последовательно происходящие события: Город кончался, и вскоре показалось море.

ССП с разделительными союзами ИЛИ, ЛИБО, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО позволяют автору указать на чередование событий: То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка...

11. СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

СПП с придаточным изъяснительным помогают автору раскрыть смысл глагола в главной части: Я должен немедленно доказать ей, что "предполагаемый диагноз" предположили напрасно, что всё будет хорошо.

СПП с придаточным определительным помогают автору раскрыть признак существительного из главной части: Она не могла пройти мимо человека, который недомогал.

СПП с придаточным времени помогают автору указать на время протекания действия в главной части: Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет.

СПП с придаточным причины помогают автору указать на причину, по которой происходят действия в главной части: Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос...

СПП с придаточным условия помогают автору указать на условие, при котором действие в главной части станет возможным: Кабы люди за все друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили.

12. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ