Генерал ФСБ оценил последствия создания «министерства госбезопасности. Создание в россии централизованного министерства госбезопасности противоречит лучшей зарубежной практике

Это только звучит страшно

Масштабная реформа силовых ведомств, о возможности которой в период до 2018 года сообщил в понедельник ряд СМИ, и в ходе которой должно появиться «давно забытое старое» министерство госбезопасности, не принесет радикальных изменений в работе силовиков. Хотя при этом качественно может измениться следствие при условии возвращения прокурорам их надзорной функции. Об этом «МК» заявил эксперт, генерал-майор ФСБ в запасе Александр МИХАЙЛОВ.

Напомним, предполагается, что СВР и ФСО могут быть включены в ФСБ, а возникшая структура получит статус министерства госбезопасности. Кроме того, все отчетливее говорится о возвращении СКР в надзирающую за ним Генпрокуратуру.

Как заявил «МК» Александр Михайлов, разговоры о необходимости реформировать силовые структуры ведутся уже несколько лет.

Идея создания министерства госбезопасности находится в зоне общественного внимания очень давно. Насколько я помню, последняя информация текстуально датировалась 2011 годом. Почему вдруг это выскочило сегодня, загадка, - сказал Михайлов.

По его словам, даже если и произойдет слияние ФСБ и ФСО, а также в результате появится отдельная Служба безопасности президента РФ, качественно ничего не изменится.

Будет тоже самое, что и было при КГБ. Тогда он включал 9 управление, которое занималось по сути тем, чем занимается современная ФСО, - пояснил Михайлов, напомнив, что «девятка» была расформирована в 1991 году и преобразована в управление охраны при аппарате президента СССР после того, как ее сотрудники приняли участие в ГКЧП.

Эксперт «МК» не исключает, что в обществе может возникнуть волна озабоченности, какую уже приходилось наблюдать после появления той же Росгвардии. Тем более, что МГБ может получить возможность брать в свое производство наиболее резонансные дела или осуществлять контроль за теми расследованиями, в основу которых легли материалы этой спецслужбы.

Конечно, у общественности могут возникать какие-то аналогии и, возможно, вызывать определенную реакцию. Однако, как показывает практика, и к гимну СССР можно привыкнуть и к красному знамени. К аббревиатуре, какой она не окажется, тоже можно привыкнуть. Надо смотреть на это спокойно, - сказал Михайлов.

Наиболее важное изменение, по его словам, может быть в результате возвращения Следственного комитета прокуратуре, из которой он был выделен в самостоятельную структуру.

Когда следствие работало в рамках прокуратуры, все было идеально. Сегодня прокуратура лишена важнейшей надзорной функции, в результате чего мы можем наблюдать в следствии отдельные ситуации, граничащие с беспределом. Если следствие вернут в прокуратуру, то я не думаю, что кто-то будет против. Это очень правильно, - сказал Михайлов.

При этом эксперт «МК» уточнил, что в первую очередь решение о реформировании чего-либо обсуждается в министерстве финансов, которое одобряет или нет идею, существенно влияющую на бюджет страны.

Надо понимать, что любая реформа, а тем более реформа силовых структур - затея очень затратная. И требует согласования и одобрения минфина, - сказал Михайлов.

Д. НАДИНА: Давайте вкратце о том, нужно ли нам министерство госбезопасности?

А. БЕЛЯЕВ: Если выражать вкратце мою позицию, то могу смело сказать, что необходимости в министерстве госбезопасности в данный момент никакой не имеется. ФСБ в состоянии и сейчас выполнять все действующие функции спецслужбы в плане борьбы со шпионажем, терроризмом и коррупцией. Силовики справляются без новых полномочий, без организационных штатных мероприятий, которые займут более года.

В. ЕВСЕЕВ: Я полагаю, что нам нужно создавать такое министерство. Сейчас нужно концентрировать усилия и, самое главное, экономно расходовать ресурсы, потому что если мы имеем все структуры вместе, то мы можем более чётко планировать ту деятельность, которую будут осуществлять спецслужбы. Если служб будет немного, и если они не будут заниматься идеологической работой, тогда новое министерство госбезопасности не станет никаким мечом карающим, как в 1937 году. Оно позволит эффективно решать задачи, стоящие перед силовиками.

Д. Н.: Кто проиграет, а кто выиграет от создания МГБ?

В. Е.: Очень бы хотелось, чтобы от создания новой структуры выиграл российский народ, чтобы жизнь стала более безопасной. Тем более в условиях, когда угроза внутренняя и внешняя нарастает, чтобы мы могли более целенаправленно тратить те деньги, которые можем выделять на эти структуры.

А. Б.: Полагаю, что, поскольку данный этап развития нашего государства, общества посвящён борьбе с коррупцией, это главное зло. Объединение в такую крупную структуру, как МГБ, могло бы привести к качественному рывку в борьбе с коррупцией на уровне губернаторов и глав республик. Это самое уязвимое звено, и именно оно сейчас проседает.

Полную версию программы "Своя правда" с Александром Беляевым и Владимиром Евсеевым читайте ниже и слушайте в аудиозаписи.

Д. НАДИНА: В студии Дарья Надина. Всем добрый вечер. Одна из главных тем сегодня - это сообщение газеты "Коммерсантъ" о том, что "в нашей стране планируют создать министерство госбезопасности, должна пройти масштабная реформа силовых и правоохранительных структур, предусматривающая создание на основе ФСБ министерства госбезопасности". Как пишет "Коммерсантъ", "в новую структуру, помимо собственно ФСБ, включат федеральную службу охраны и службу внешней разведки. Следственный комитет же, согласно замыслу, может быть возвращён в состав Генпрокуратуры с понижением статуса главных управлений". Ну и про МЧС тоже здесь есть. "Функции МЧС предполагается распределить между Минобороны, к которому присоединят войска гражданской обороны, и МВД, к которому опять же может отойти Госпожнадзор". Вот так масштабно, интересно, любопытно. Пока Кремль ничего не говорит. Дмитрий Песков сегодня - пресс-секретарь президента - заявил, что не может подтвердить эту информацию. Ну а пока мы здесь сидим и пытаемся понять, а насколько это всё нам с вами нужно, насколько это нужно государству и действительно ли мы все с вами нуждаемся в министерстве госбезопасности. Об этом и будем спорить в ближайшие 45 минут. У нас в студии сейчас Александр Беляев, бывший сотрудник отдела по борьбе с оргпреступностью управления ФСБ по Москве и области. Александр Леонидович, здравствуйте.

А. БЕЛЯЕВ: Добрый вечер.

Д. Н.: В студии, кроме того, Владимир Евсеев, военный эксперт, заместитель директора Института стран СНГ. Владимир Валерьевич, и вас приветствую.

В. ЕВСЕЕВ: Добрый вечер.

Д. Н.: Для начала по традиции предоставлю каждому из вас по минуте, чтобы вы высказали свои предположения на тему того, нужно нам это министерство или нет. У каждого есть минута. Начнём с Александра Беляева.

А. Б.: Если выражать вкратце мою позицию, то могу смело сказать, что необходимости в министерстве госбезопасности в данный момент никакой не имеется.

ФСБ в состоянии и сейчас выполнять все действующие функции спецслужбы в плане борьбы со шпионажем, терроризмом и коррупцией

Александр Беляев

Силовики справляются без новых полномочий, без организационных штатных мероприятий, которые займут более года. И к 2018 году в таком случае страна подойдёт без ФСБ и без министерства госбезопасности, поскольку она ещё не успеет утрястись и начать работу. Поэтому я считаю, что это новость из разряда "мухи съели пограничника и другие правдивые истории".

Д. Н.: Позиция Александра Беляева. Теперь слово передаю Владимиру Евсееву.

В. Е.: Я полагаю, что нам нужно создавать такое министерство, потому что период выведения различного рода структур, ну, например, пограничников, которых отделяли от ФСБ, прошёл. Причём, это делалось конкретно под генерала Николаева. Сейчас нужно концентрировать усилия и, самое главное, экономно расходовать ресурсы, потому что если мы имеем все структуры вместе, то мы можем более чётко планировать ту деятельность, которую будут осуществлять спецслужбы. А опыт многочисленных спецслужб, например, в Сирии или даже в США, оказался не очень эффективным. Поэтому если служб будет немного, и если они не будут заниматься идеологической работой, как было в советское время, в этом случае новое министерство госбезопасности не станет никаким мечом карающим, который будет вызывать аналогии с 1937 годом. И в то же время он позволит эффективно решать те задачи, которые стоят перед силовыми структурами.

Про плюсы и минусы создания МГБ

Д. Н.: Минута прошла. Наши слушатели наверняка уже сформировали какое-то своё представление об этой проблеме. Запускаю голосование. В конце программы будет ещё одно голосование. Посмотрим, как изменится настроение нашей аудитории. Итак, вы поддерживаете создание министерства госбезопасности или нет? Звоните и голосуйте. Ну а пока давайте вы чуть шире представите свои позиции. Александр Леонидович, вы упомянули 2018 год, выборы президента. А почему именно эта дата отправной точкой стоит? Почему вы именно её сейчас выделили?

А. Б.: Дело в том, что сейчас уместно говорить не только о выборах президента, но и чемпионат мира по футболу тоже пройдёт именно в этом году. По крайней мере, пока у нас его не успели отнять - как выражается Владимир Владимирович - партнёры. Что такое образование любого нового органа? Даже при, казалось бы, косметических изменениях всегда это сопряжено со снятием с должностей одних руководителей, назначением других, полной заменой штата, вплоть до рядовых оперативных работников. Как правило, такая замена чувствуется чрезвычайно болезненно на работе, на темпе получения и отработки информации.

При даже косметических изменениях организационно-штатная структура может страдать целый год, а то и больше

Александр Беляев

Даже если изменения были положительными, а ведь они могут быть не положительными, а, например, отрицательными. Соответственно, вместе со сменой устоявшихся оперативных кадров, уже готовых рабочих команд, может быть, не очень эффективно работающих, но работающих чётко, каждый знает своё место... замены приводят к тому, что теряется оперативная информация, теряется связь с очень большим количеством оперативных источников, теряется наследие кадров. И в конечном итоге это может привести к тому, что в нужный момент, когда нужно будет обеспечивать стабильность социально-политической обстановки в стране, не будет ни ФСБ, как я уже говорил, ни МГБ. Как бы это всё ни называлось, мы можем просто полностью растерять контроль над ситуацией в нашей стране.

Д. Н.: Владимир Валерьевич, для вас это аргумент?

В. Е.: Я думаю, что, конечно, нужно этот аргумент очень внимательно обсудить. Но при этом хотелось бы заметить, что в начале 2000 годов ситуация в спецслужбах российских была не совсем удачной, но не потому что они тогда были не объединены в одну, а потому что были невысокие зарплаты, очень высокая текучка оперативного состава. Молодые люди, которые приходили, например, в ФСБ, нарабатывали связи и достаточно быстро уходили в бизнес, в различные структуры службы безопасности. Но в любом случае получалось так, что и при отсутствии слияния проблемы мы имели тогда. Теперь рассмотрим другой вопрос. Если бы мы шли по примеру, например, Турции, где фактически были обезглавлены спецслужбы, где идёт чистка по политическим мотивам, я бы полностью согласился с моим коллегой. Но сейчас же речь не идёт о какой-то чистке, речь идёт об объединении. Да, действительно, когда погранвойска вошли в состав ФСБ, могу заметить, многие должности перестали быть генеральскими. Да, действительно, они пострадали. Помимо этого действительно был уход некоторой части кадров. Но мы это достаточно спокойно пережили. И сейчас никто не может сказать о том, что наши границы плохо защищены. Поэтому я полагаю, что нам нужно смотреть вперёд.

Мы можем получить некое снижение эффективности, но далее можем прийти к таким результатам, которые сейчас для нас являются недостижимыми

Владимир Евсеев

Д. Н.: Тут вопрос в том, что такое краткосрочный период? Сколько это?

В. Е.: Можно опять же говорить по погранвойскам. Я думаю, что, наверное, речь должна идти о нескольких годах, когда придёт уже полное слаживание, потому что в течение значительного периода времени служба внешней разведки была отделена, например, от ФСБ. И в этом было некое даже соревнование.

Д. Н.: Я подвожу итоги телефонного голосования. 63% слушателей пока поддерживают создание МГБ. 37% говорят, что могут и без этого прожить вполне. Вот я уже сказала, что планируется масштабно сразу перетрясти несколько крупных учреждений. И мы прекрасно понимаем, что в каждом из этих учреждений есть свои маленькие царьки, есть группы влияния, есть люди, которые не захотят отдавать свои сферы влияния. Но другое дело, если ты, допустим, занимаешь какой-то высокий пост в МВД, конечно, тебе не хочется подчиняться кому-то. Кто проиграет от создания МГБ?

В. Е.: Я думаю, что проиграют те руководители, которые во что-то вольются. Я вам приводил пример погранвойск. Я был приглашён на День пограничника в Кремль, и я видел, как много у нас было генералов среди погранвойск. Могу заметить, что многие генералы стали на полковничьих должностях после вливания. То есть ту организацию, в которую вливают, у неё понижение в статусе, понижение полномочий. Это иногда сопровождается в какие-то места, может быть, не совсем удобные, такое тоже бывает. И я думаю, что можно это в чём-то минимизировать. А иногда я вижу позитив. Ну, например, вот посмотрите, насколько нам нужно МЧС в нынешнем виде. Нужно эту службу расширить для того, чтобы повысить статус того человека, кто в тот момент это министерство возглавлял. И для этого нужно бы найти, кого можно присоединить к министерству по чрезвычайным ситуациям для того, чтобы оно стало на самом деле министерством. Но оказалось, что если не убрать из МВД службу, которая занимается борьбой с пожарами, то просто невозможно сделать из этого министерство. Тогда это было сделано, но это было несколько искусственно. Наверное, труднее было говорить, насколько искусно было выделять из структуры, которая раньше входила в одну.

В КГБ у нас всё-таки ФСО, СВР и служба безопасности были вместе. Вопрос, насколько сейчас логично будет опять их сводить

Владимир Евсеев

Д. Н.: Ну вот смотрите: теперь совершенно очевидно, что ФСО теряет какую-то силу определённую, теряет следственный комитет, который чуть ли ни по кусочкам растаскивают, здесь должны перевести под контроль Генпрокуратуры, отнять следствие по резонансным делам, а это экономические и политические статьи. Это как раз те самые дела, которые будоражат Интернет, СМИ обычно, это такие очень популярные и интересные истории. Это же всё болезненно довольно-таки. Вообще, возможно ли всё это сделать? Это уже к вам, наверное, Александр Леонидович, вопрос.

А. Б.: Такое, скажем прямо, революционное перетрясание основной массы силового блока на данный момент просто невозможно. Во-первых, в бюджете нет столько денег. На одни только удостоверения сотрудников в новой ведомственной принадлежности придётся потратить астрономическую сумму. Это раз. Зачастую это сопровождается сменой формы. То есть разработка формы, её пошив, доставка, выдача - это тоже всё бешеные деньги. И, естественно, их никто не планировал. Если учесть позицию Силуанова и Улюкаева, то это может быть расценено как первое время чумы. У нас и так положение довольно сложное, каждая копейка на счету. И вот так вот раскидываться деньгами просто нереально. Если мы говорим чисто о МГБ, не рассматриваем вариант с МЧС и следственным комитетом, то, возвращаясь к вашему вопросу, я полагаю, что потерять в первую очередь от такого объединения может качество.

Централизованное управление всегда хорошо тем, что принятые решения выполняются за минимальный срок

Александр Беляев

То есть временной показатель снижается, соответственно, эффективность таких решений, если они приняты правильно, на основе верно оценённой обстановки - они становятся более эффективными и выгодными. Они дешевле стоят в конечном итоге, если говорить о ценовой оценке деятельности спецслужб. Если же объединённый орган начинает возглавлять человек, который плохо разбирается, например, во всех вопросах... То есть пришёл человек, не разбирающийся в специфике ни одной из этих спецслужб. Может получиться так, что одновременно ухудшится качество работы всех трёх ведомств, и это будет сопровождаться ещё и бегством профессиональных сотрудников.

Д. Н.: А куда им бежать, кстати?

А. Б.: Вот в этом и беда, поскольку рынок труда у нас для представителей плаща и кинжала очень невелик. Соответственно, как правило, сотрудники по выходу на пенсию идут либо в консалтинговые агентства, у кого есть возможность, либо в адвокаты, что реже, либо в службы безопасности каких-либо крупных структур, либо банков, реже - частные охранные предприятия. Все эти рынки и специальности уже насыщены и перенасыщены. И столько людей впитать они просто не смогут, поскольку, как ни крути, любое изменение приводит к тому, что начинает действовать пословица "новая метла по-новому метёт". И у нас может получиться так, что потеряется попросту смысл проведения этой реформы.

Д. Н.: Слушатели спрашивают: "История с Захарченко, например, как-то связана с сообщениями о создании министерства?"

А. Б.: Безусловно, нет.

Про хороший и плохой опыт силовиков из других стран

В. Е.: Мне хотелось бы продолжить то, что говорит мой коллега. Вот если, например, придёт в руководители министерства госбезопасности такой человек, как Анатолий Сердюков. Вы сами понимаете, что произойдёт.

Д. Н.: А что вы, кстати, на Сердюкова клевещите? Он, знаете, под следствием не был. Он сейчас занимает неплохой пост. Кроме того, он свидетелем проходил. Более того, он сейчас глава своего ЖЭКа. Он уважаемый человек.

В. Е.: Я бы не был против того, чтобы он занимался тем, чем он занимался до министерства обороны. Министерство обороны всё-таки не совсем его место. Поэтому если на министерство госбезопасности придёт человек, который будет со стороны, которому всё равно, что ему делать: продавать табуретки или осуществлять операции службы внешней разведки, - то в этом случае, конечно, оно проиграет. Но, скорее всего, ситуация будет несколько иная. Судя по названию этого министерства, скорее всего, оно будет создаваться на базе ФСБ. ФСБ имеет глубокое понимание проблем и службы внешней разведки, и федеральной службы охраны. Поэтому здесь говорить о том, что люди, которые будут возглавлять, они не будут возражать, было бы неправильно.

Возможен какой-то переходный период, в котором структура во многом будет сохранена, чтобы не привести к потере качества работы

Владимир Евсеев

И я вам приведу пример уже как раз из вооружённых сил. В вооружённых силах очень долго обсуждалось, насколько нужно нам создавать военно-космические силы, например. Или в своё время у нас очень большую проблему вызывало то, насколько нам нужно обеднять некие НИИ, которые занимались разработкой чего-либо. Их сливали. Да, действительно, поначалу это носило формальный характер. Но могу сказать, что эффект был всё-таки потом позитивный, потому что задачи, которые решали, были относительно близки. Поэтому мы пока не знаем, как реально всё это будет осуществляться, кто будет возглавлять.

Д. Н.: А кстати, слушатели интересуются тоже, кто может возглавить?

В. Е.: Ну, самый простой вариант - это человек, который сейчас возглавляет службу ФСБ. Он формально может возглавлять это министерство. Но это в качестве одного из вариантов. Я думаю, что могут быть и другие варианты. И такого рода предложения, конечно, должны принимать в Администрации Президента РФ.

Д. Н.: Александр Леонидович, а вы как полагаете?

А. Б.: Ну в ближайшие три года никаких таких изменений, я так полагаю, не будет, но если гипотетически предположить, что при учёте внутренних движений в высшем руководстве создание такой ведомости может привести к тому, что директор ФСБ тоже может поменяться.

Д. Н.: То есть ещё не факт, что Александр Бортников будет?

А. Б.: Абсолютно. Лишь бы был повод для замены.

Такая реформа должна глубоко продумываться, должен быть обязательно замысел, в какую сторону новая структура должна иметь уклон

Александр Беляев

У службы внешней разведки есть своя очень тонкая специфика, и профессиональные контрразведчики здесь могут очень сильно наломать дров, поскольку работа на иностранной территории, с иностранцами, -она предполагает чёткое знание менталитета, причём менталитета людей, которые живут постоянно за границей. Другое дело, как ведут себя иностранцы здесь. Соответственно, те же самые вербовочные подходы, изучение их поведения здесь в рамках контрразведывательного режима диктует совершенно другие правила.

Д. Н.: Вот здесь пишут: "А не станет ли это министерство госбезопасности сродни тому, что было в советское время, не начнётся ли охота на ведьм?"

В. Е.: Я могу сказать, что в советское время КГБ выполняло функции идеологические. И если на это министерство госбезопасности не будет возлагаться такого рода функций - а их не может быть возложено, потому что у нас формально такого рода идеологии нет - тогда оно не может быть использовано для этих целей. И мне хотелось бы довести ситуацию до некоторого абсурда и рассказать о том, как ситуацию с этим решали в Грузии. В Грузии решили вообще объединить всё. То есть это если бы ещё к министерству госбезопасности добавили МВД - вот создали такого супергиганта. Что удалось сделать в Грузии реально? В Грузии, где всегда была очень серьёзная коррупция среди полицейских.

Д. Н.: Местные жители говорят, что когда приходил устраиваться в милицию человек, ему давали ружьё, жезл и говорили: "Иди!". И он просто выходил на большую дорогу и там в кустах подкарауливал машины, так и зарабатывал.

В. Е.: Я в последнее время достаточно много бываю в Грузии. Так вот, могу сказать, что проблему коррупции удалось решить, но чрезвычайно жёсткими мерами. Может быть, за счёт такого обеднения проблему коррупции и удалось решить. Но я не думаю, что от этого Грузия получила дополнительную возможность в сфере спецслужб.

Д. Н.: А уместно ли нас сравнивать? Ну, всё-таки вот плевочек на карте и Россия. У нас же в принципе такое невозможно.

В. Е.: Я завершу. Положим, в США тоже попытались создать некое такое министерство внутренней безопасности, которое должно было объединить все структуры, но оно реально, насколько я понимаю, занимается именно функцией координации, не вмешиваясь в работу служб. И поэтому такое министерство - мы много об этом говорили, но я не увидел реальных успехов, а копирование опыта - например, в Европе создало негатив, потому что пошла волна терактов, с которыми мы не смогли бороться. Поэтому я думаю, что надо сравнивать Россию не по масштабу там с другими государствами, а по тому опыту, который может быть позитивным. Я полагаю, что если мы хотим победить коррупцию, то, наверное, какие-то реформы должны быть и в МВД тоже. Но не обязательно сливать её с министерством госбезопасности и делать одно министерство. Я думаю, это абсолютно неправильная ситуация.

Д. Н.: А ещё СВР есть. Вот в Штатах есть ЦРУ, например, огромный просто гигант, который кучу денег тоже жрёт. А у нас-то вообще получается, что никакого аналога не останется.

В. Е.: Во-первых, у нас тоже есть структуры. Есть структура в министерстве обороны, например, которая занимается разведкой, есть служба внешней разведки. Но я думаю, что всё должно быть разумно. Если мы будем видеть цель, тогда под это можно всё выстроить. А если мы хотим объединить только для того, чтобы поменять, например, начальников и своего человека поставить на руководителя министерства, вот тогда, конечно, никакого позитива не будет.

Должна быть чётко сформулирована цель объединения, какие ставятся при этом задачи, сроки, и тогда мы можем говорить, хорошо это для нашей страны или нет

Владимир Евсеев

Расскажите по поводу Грузии. Интересно.

А. Б.: С Грузией вышла очень занятная ситуация. На фоне ярко выраженной внешней поставленной задачи борьба с Россией и с любыми проявлениями позитива, связанного с Россией, вот этот монстр, который был создан на базе министерства внутренних дел. То есть профессиональные контрразведчики были фактически изгнаны. И те, кто остался, - они полностью встали на рельсы русофобии. И в МВД Грузии был создан департамент специальных операций, который занимался тем, что в первую очередь вышел на связь с грузинскими ворами в законе, которые находятся в том числе на территории РФ, и возглавил контрабанду наркотиков, оружия. И вот эти вот ухари доставили нам очень много хлопот.

Д. Н.: Это какой год?

А. Б.: Когда пришёлся пик деятельности этих людей? Это было при Саакашвили, и пик активности пришёлся на выборы, когда Медведев уходил, а Путин снова баллотировался и должен был прийти.

Д. Н.: А как это связано? Там же в это время, я помню, было много новостей о том, что из Грузии выгоняют воров в законе, многие были вынуждены уехать из страны.

А. Б.: В Грузии были приняты поправки к уголовному кодексу, по которому за сам факт того, что человек является вором в законе, - ему полагалось, по-моему, семь лет лишения свободы. По воровским законам вор не имеет права не представиться. Либо, если ты не признаёшься, тебя раскороновывают, вплоть до опускания. Ну, не каждый человек решится так кардинально изменить свою судьбу и из вора стать чуханом, например. И чем отметился департамент спецопераций? Они пытались организовать серию бунтов в российских тюрьмах для того, чтобы дестабилизировать социально-политическую обстановку в нашей стране, сорвать выборы, и, если получится, организовать массовые побеги, вплоть до вооружения бежавших людей за счёт ограбления арсеналов воинских частей. План хороший, конечно. Но, слава богу, здесь люди тоже не зря свой хлеб едят. И закончилось всё тем, что грузинские агенты в основной массе были попросту перевербованы, и они начали просто сообщать необходимые сведения о том, что и как делается и куда идёт финансирование.

В. Е.: А кто их финансировал, интересно вот?

А. Б.: Деньги шли транзитом через подконтрольные ЦРУ и Госдепу структуры, через Грузию и уже оседали здесь.

Д. Н.: Ну, мы увлеклись разговором о Грузии. У нас две минуты осталось до конца. Хотелось бы, возвращаясь к этому варианту о создании министерства госбезопасности... Мы с вами говорили о том, кто проиграет от этого, а кто от этого выиграет? Вот кому это, прежде всего, на руку?

Очень бы хотелось, чтобы от создания новой структуры выиграл российский народ, чтобы жизнь стала более безопасной

Владимир Евсеев

В. Е.: Тем более в условиях, когда угроза, внутренняя и внешняя, нарастает, чтобы мы могли более целенаправленно тратить те деньги, которые можем выделять на эти структуры.

Д. Н.: А выделяем мы немало, прямо скажем.

В. Е.: Выделяем серьёзные финансовые ресурсы. Хотелось бы, чтобы они тратились крайне целесообразно, чтобы они имели высокую эффективность вложения. Вот о чём я говорю. И хотелось бы, чтобы между спецслужбами не было не то что противостояния, а чтобы они просто вместе работали по решению тех задач, которые на них возложены.

Д. Н.: Владимир Евсеев, военный эксперт, заместитель директора Института стран СНГ. Ну и минута вам тоже для резюме финального. Александр Беляев, бывший сотрудник отдела по борьбе с оргпреступностью управления ФСБ по Москве и области. Не успеваем мы голосование провести, так что просто поставим точки к концу эфира. Кто выиграет в создании министерства госбезопасности?

А. Б.: Полагаю, что, поскольку данный этап развития нашего государства, общества посвящён борьбе с коррупцией, это главное зло.

Объединение в такую крупную структуру могло бы привести к качественному рывку в борьбе с коррупцией на уровне губернаторов и глав республик

Александр Беляев

Это самое уязвимое звено, и именно оно сейчас проседает.

Д. Н.: Чем дело кончится, узнаем, я уже надеюсь, в ближайшее время. Дарья Надина была у микрофона. Всем доброго вечера.

В его состав могут войти Служба внешней разведки и большинство подразделений Федеральной службы охраны

В силовых и правоохранительных ведомствах может пройти масштабная реформа. Как стало известно «Коммерсанту» , на основе ФСБ предполагается создать Министерство госбезопасности, включив в него Федеральную службу охраны (ФСО) и Службу внешней разведки (СВР). Следственный комитет предполагается вернуть в надзирающую за ним Генпрокуратуру, а функции МЧС разделить между Минобороны и МВД.

Речь идет о фактическом возвращении ФСБ функций Комитета государственной безопасности СССР. ФСО сохранится в виде Службы безопасности президента, которой помимо охраны будут подконтрольны спецсвязь и транспортное обслуживание высших должностных лиц.

Помимо структурных изменений министерство получит и новые функции. Например, предполагается, что сотрудники МГБ будут не просто сопровождать и обеспечивать расследования уголовных дел, возбужденных по их материалам СКР и МВД, а осуществлять процессуальный надзор за ними. Более того, МГБ будет заниматься обеспечением собственной безопасности во всех правоохранительных и силовых структурах.

В ходе реформы серьезные изменения могут произойти в Следственном комитете России: он снова может стать структурой при Генпрокуратуре, из которой он был выделен в 2011 году. В свою очередь, Минобороны может быть усилено за счет включения в его состав войск гражданской обороны, а также спасательных, пожарных и других служб МЧС. В МВД же из расформированного министерства отойдет Госпожнадзор, который и ранее находился в его структуре.

О причинах и последствиях возможного появления силового мегаведомства рассуждает генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков.

генеральный директор Совета по национальной стратегии «Если это действительно состоится, то мы пришли к тому, от чего ушли достаточно давно, когда был КГБ СССР, куда входило и первое управление, что сейчас называется Службой внешней разведки, и 9-е управление, что сейчас называется Федеральной службой охраны. Если это действительно произойдет, то это можно рассматривать как некий противовес тому, что сейчас у нас называется Национальная гвардия, тоже сверхмощная спецслужба во главе с Золотовым. Видимо, Владимиру Путину надоели эти склоки между силовиками, и он решил упростить саму систему. Что касается самой безопасности, то не очень мне верится, что это все пойдет на пользу и безопасности, и борьбе с терроризмом, и борьбе с коррупцией. Но хотелось бы надеяться, что я ошибаюсь, что-что, а коррупция достала всех, повсюду и везде, в шаговой доступности».

Однако слухи о подобных реформах появляются уже не впервые, отмечает член Совета по внешней и оборонной политике, генерал-майор ФСБ в запасе Александр Михайлов.

Александр Михайлов член Совета по внешней и оборонной политике, генерал-майор ФСБ в запасе «В свое время в 1991 году, когда все это дело расформировали на много структур, преследовалась цель, чтобы не было единого центра. Что касается объединения внутри самих специальных служб, я полагаю, что, наверное, ФСО будет достаточно комфортно себя чувствовать даже под «крышей» ФСБ. Но что касается Федеральной службы внешней разведки, здесь у меня большие сомнения. Вообще эти слухи курсируют с какой-то определенной периодичностью. Дело в том, что об этом еще начали говорить в 2011 году. Насколько сегодня серьезны намерения руководства страны по концентрации силового ока в одних руках, мы не можем говорить, хотя достаточно стремительно была ликвидирована миграционная служба как самостоятельная структура, и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. Но мне кажется, там были несколько иные причины. Зачем нужно объединять МЧС с Министерством обороны? Эти слухи достаточно часто всплывают и также часто уходят в небытие».

По данным газеты, реформирование силовых и правоохранительных ведомств будет завершено к выборам президента, которые должны состояться в 2018 году, но для этого еще необходимо подготовить соответствующие законопроекты и принять их новым парламентом.

67628

Конец ФСБ

Один за другим подали рапорты на увольнение из ФСБ руководители управлений «П» (контрразведка на промышленных предприятиях), «Т» (безопасность на транспорте) и «К» (контроль за банковской сферой). Другими словами, в одночасье оказалась обезглавленной вся Служба экономической безопасности ФСБ. Кстати, и её глава Юрий Яковлев, если верить сообщению ряда изданий, вот-вот покинет свой рабочий кабинет.

В ведомстве обо всём этом помалкивают, явно не желая выметать сор из избы. Но и поверить в то, что как минимум трое ключевых руководителей вдруг хором решили уволиться безо всяких на то веских причин, невозможно. В отсутствие информации приходится оперировать слухами, а они таковы: ФСБ ждут большие перемены, переименование и, по сути, преобразование службы в гигантское Министерство государственной безопасности времён Виктора Абакумова и Лаврентия Берии.

Полуофициальная версия происходящего, которую озвучивают высокопоставленные сотрудники ФСБ в доверительных беседах, такова: попросившиеся в отставку – люди уже немолодые, отработали на своих постах по многу лет, ну, и успели устать. Потому и ушли. А то, что ушли все вместе – всего лишь совпадение. Есть и другая, тоже полуофициальная версия: мол, в аэропорту Пулково оперативники задержали 20 тонн смартфонов. Свидетелем по делу «пошёл» глава одного из отделов управления «К» Вадим Уваров (его родственник Павел Смолярчук проходит по тому же делу подозреваемым). В результате непосредственный руководитель Уварова генерал-майор Виктор Воронин вынужден был подать в отставку.

Возможно и так, потому что побасёнками о случайных совпадениях и критическом возрасте отставников можно «разводить» тех, кто не в курсе происходящего на внутренней кухне контр­разведки. А ситуация там непростая. Долго тлел внутриведомственный конфликт между Управлением собственной безопасности «конторы» и Службой экономической безопасности. А примерно с год назад полыхнуло: завели несколько уголовных дел в отношении высокопоставленных фигурантов, фамилии которых озвучивать запрещено – гос­тайна. Но при этом эпизоды происходящего стали выплёскиваться наружу, а для контр­разведки это хуже некуда. Поговаривали, что противостоящие стороны «развели по углам» и конфликт почти что исчерпан, но, кажется, исчерпался он лишь потому, что одной из сторон удалось наконец-то взять верх. Понять, кто победил, проще простого, если попристальнее приглядеться к кадровым перестановкам. По некоторым данным, Виктора Воронина (которому, к слову, всего 58 лет – отнюдь не запредельный возраст, согласитесь) в управлении «К» заменит Иван Ткачёв, возглавляющий 6-ю службу ФСБ, а это структурное подразделение Управления собственной безопасности. А Юрия Яковлева на посту начальника Службы экономической безопасности сменит глава Управления собственной безопасности Сергей Королёв. Понятно теперь, чья взяла? Однако на этом перемены в ФСБ совершенно точно не закончатся. Дело идёт к масштабной реформе: то, что не задалось в 2004 и 2011 годах, решено повторить ещё раз.

Максим Калашников, писатель, публицист:

По теме

Министр сельского хозяйства и продовольствия Франции Дидье Гийом заявил, что вино не может быть причиной алкоголизма, поскольку это благородный напиток. Однако специалисты поторопились опровергнуть мнение французского чиновника.

– Я не верю в то, что заявленное преобразование ФСБ в МГБ имеет под собой какие-то полезные для страны основания. Дело совсем в другом. Грызня за скудеющие источники денег наверху идёт полным ходом. Схлестнулась «элита» за контроль над ГРУ и ФСБ. При этом наблюдатели отмечают, что разложение там достигло апогея. Моральный облик постсоветских наследников КГБ сомнителен. Всё больше признаков разброда и конфликтов даже среди руководства силовиков. Даже среди питерских. Нет, не выйдет толку из этой реформы, равно как и из затеи с нацгвардией.

«Либералы» и «патриоты» считают перемены в контрразведке неизбежными

Занятно, что о масштабных преобразованиях в контрразведке одновременно заговорили и «патриоты» и «либералы» – верный знак того, что нет дыма без огня. Вот, скажем, как подаёт ситуацию либеральный публицист Андрей Пионтковский: по его словам, российское руководство перестало доверять ФСБ из-за тёмной истории с расследованием убийства оппозиционера Бориса Немцова. Мол, контрразведка вразрез с официальной версией преступления слишком настойчиво намеревалась проверить и другие версии, в частности пресловутый «чеченский след», и требовала в этой связи допроса Рамзана Кадырова. И накал страстей оказался настолько силён, что его промежуточным итогом, по мнению Пионтковского, стало неожиданное учреждение Росгвардии и назначение её директором Виктора Золотова, считающегося персоной приближённой к главе государства. «ФСБ решила прибегнуть к беспрецедентному шагу, – заявил Пионтковский, – она в одно и то же время «слила» при помощи двух источников – статьи в «Новой газете» «Как убивали Бориса Немцова» и доклада Ильи Яшина – свой донос на Золотова». Цепочку вычислили, и теперь ФСБ «отреформируют» так, что мало не покажется. Непонятно, правда, почему в этом случае ведомство сразу не обезглавили, а начали чистку с экономического блока – но и у «либералов» прямого ответа на этот вопрос нет.

В «конторе» предложили следующий вариант реформы: слияние с СВР и ФСО и создание единого кулака вместо, образно говоря, растопыренных пальцев руки.

У «патриотов» ситуацию видят несколько иначе. «Скорее всего речь идёт о превентивных мерах по предупреждению государственного переворота наверху, – считает член «Комитета 25 января» Анатолий Несмиян. – Возможно, что такой переворот назрел и власти вынуждены играть на опережение». Эксперт поясняет: после создания Росгвардии реформа ФСБ выглядит вполне логичным шагом, так что слухи о слиянии ФСБ с ФСО и, возможно, СВР, имеют под собой определённые основания. Равно как и то, что новое ведомство будет называться именно Министерство государственной безопасности (МГБ), и никак иначе. «Сейчас идут или готовятся увольнения высокопоставленных сотрудников, – сообщил Несмиян. – По факту это разгром ФСБ, так как реорганизация неизбежно предполагает вывод за штат всех сотрудников и их переаттестацию. А проводить её будут «комиссары», назначенные извне». Ожидается, что «комиссарами» станут росгвардейцы – новое ведомство Золотова, по словам эксперта, потому и создавали вначале, «чтобы провести разгром ФСБ». А тот факт, что формирование Росгвардии далеко от завершения, но ведомству уже приходится в пожарном порядке «решать проблему ФСБ», говорит о серьёзности этой проблемы. «Условия для переворота не просто созрели, они очевидны, – полагает Несмиян. – Поэтому и приходится стремглав начинать зачистку нелояльного ведомства».

Кстати

В 2011 году Институт современного развития (Инсор), попечительский совет которого возглавлял тогдашний глава государства Дмитрий Медведев, обнародовал доклад «Россия XXI века: образ желаемого завтра». Особое место в докладе занимала предполагавшаяся ликвидация МВД (его правопреемником должна была стать Федеральная служба криминальной полиции) и ФСБ (её предполагалось разделить надвое – на Службу контр­разведки и Федеральную службу по охране Конституции). Примечательно, что в том докладе Инсора пятилетней давности предвосхищалось создание вместо внутренних войск национальной гвардии.

Две реформы ФСБ не задались

То, что контрразведку готовят к слиянию с ФСО, косвенно подтверждает недавняя отставка главы этой службы Евгения Мурова. Как-то сам Муров признался: мол, уйду только в том случае, если ведомство «подведут под реформу». К слову, сменил Мурова бывший начальник службы безопасности президента России Дмитрий Кочнев, хотя главным сменщиком до последних дней считался не кто иной, как новоотставленный из ФСБ Виктор Воронин (об этом сообщали, в частности, «Ведомости»). Поговаривают, что Кочнев и Золотов не слишком-то ладят друг с другом, и на этом основании высказывается предположение, что, дескать, назначение Кочнева как бы «промежуточное» – всё равно ФСО вскоре сольют с ФСБ.

Но почему же всё-таки решено создать некое «сверхведомство» на базе ФСБ, а не попытаться реформировать ведомство? Вот как объясняют сложившуюся ситуацию сами контрразведчики. За последние годы реформировали ФСБ как минимум дважды – в 2004 и 2011 годах. Причём 12 лет назад даже заговорили о переименовании в МГБ. Поначалу в «конторе» предложили следующий вариант реформы: слияние с СВР и ФСО и создание единого кулака вместо, образно говоря, растопыренных пальцев руки. При этом удалось бы искоренить дублирование функций, а заодно и сократить материальные расходы. Но тогдашнее руководство СВР и ФСО, что называется, «упёрлось рогом», и вся реформа свелась к замене департаментов на службы, сокращению руководящего звена и незначительному повышению статуса директора ФСБ. В итоге гора родила мышь. «Изначально было понятно, что такая реорганизация ничего не даст», – пояснил депутат Госдумы Николай Харитонов, кстати, отставной полковник ФСБ. Нужно было возвращаться к механизму функционирования КГБ, а не предпринимать полумеры. Семь лет спустя ситуация повторилась: на этот раз реформировать ФСБ предложила Госдума. Застрельщики – депутаты Михаил Гришанков и Николай Ковалёв, – имевшие к спецслужбам самое непосредственное отношение, предложили целый пакет изменений, включавший не только структурную, но и глубокую кадровую реформу контрразведки. Ключевым словом их предложений было «самоочистка». Но самоочищаться в ФСБ то ли не захотели, то ли не смогли – в итоге лишь слегка ужесточили ряд требований к контрразведчикам: запретили принимать на службу судимых и обладателей множественного или двойного гражданства. А тем временем в недоочищенной структуре начались «междусобойчики». Поначалу прекрасно ладившие УСБ и СЭБ (совместными усилиями разгромившие ГУЭБиПК МВД – помните нашумевшее дело Сугробова?) впервые «передрались» в феврале прошлого года. Оперативники из «собственной безопасности» задержали сотрудника управления «П» «экономической безопасности» Игоря Коробицына в рамках дела о вымогательстве у главы Росалкогольрегулирования Игоря Чуяна 1 млн долларов. И понеслось. В общем, дальнейший ведомственный разлад решено больше не лечить припарками «реформ», от которых всё равно нет никакого толку.

Сотрудникам МГБ запретят брать в долг и объявлять себя банкротами

Примечателен и такой момент. Буквально на днях Виктор Золотов отдал распоряжение своим кадровикам проштудировать личные дела сотрудников Росгвардии на предмет «конфликта ведомственных интересов». Гвардейцев, чьи родственники служат в других силовых ведомствах, по всей видимости, немедленно выведут за штат. Речь идёт о супругах гвардейцев, их родителях, детях, братьях и сёстрах. При этом доносятся слухи, что и в новообразованном МГБ пройдёт точно такая же чистка, как только новое ведомство будет сформировано. Просто штришок, но, согласитесь, занятный.

В чём же глубинный смысл готовящегося (в чём практически нет никаких сомнений) переформатирования ФСБ? А смысл такой – развести силовиков по углам, закрепив за каждым ведомством свойственные только этому ведомству функции. Поговаривают, что за созданием Росгвардии и МГБ последует и крупномасштабное реформирование Министерства внутренних дел. В общем, в преддверии президентских выборов решено укрепить силовой блок, чтобы как минимум исключить междоусобицы вроде тех, что описаны выше. Одновременно ужесточатся и требования к сотрудникам: их обяжут отчитываться о наличии долгов, непогашенных в течение трёх месяцев и превышающих 500 тыс. рублей, а также о браках их близких родственников с иностранными гражданами. Сотрудник МГБ ни в коем случае не сможет объявить себя банкротом, ведь процедура признания банкротом создаёт угрозу раскрытия ведомственной принадлежности, а у контр­разведчиков с этим строго.

P.S.: Есть основания подозревать, что президентский указ об объединении ФСБ с СВР и ФСО был подписан ещё неделю назад.

P.P.S.: Как нам стало известно, пока ещё руководитель СЭР Юрий Яковлев получил заманчивое предложение возглавить одну из структур госкорпорации Роскосмос.

Наверное, ни одно ведомство в нашей стране за последние 100 лет не реформировалось столь же часто, как контрразведка. В современной России преобразования шли полным ходом: вначале было Министерство безопасности, затем его преобразовали в Федеральную службу контрразведки и далее в Федеральную службу безопасности. Вместе с названием менялись и функции ведомства – к ФСБ пристегнули Федеральную пограничную службу и передали часть функций ФАПСИ. В 1997 году переименований не было, зато из 22 управлений осталось всего 5. Затем центральный аппарат ведомства «перетрясли» в 2004 году.

Однако было бы заблуждением считать, что достаётся нашей контрразведке только в последние четверть века – в Советском Союзе дела обстояли точно так же. «Когда я работал в КГБ в 80-е годы, комитет постоянно реформировали, – вспоминал ветеран-контрразведчик Геннадий Гудков. – То объединяли с экономической безопасностью, то разъединяли. Причём реформирование зависело целиком от вкусов нового руководства страны». Комитет госбезопасности отделили от Совмина, но функций министерства ему так и не придали. Одних названий сколько сменилось – от тех, что на слуху (ВЧК, ОГПУ, НКВД, МГБ) до напрочь забытых (НКГБ, ГУГБ, МСБ и ЦСР). Но дело-то не в названии, считают профессионалы. «ФСБ нуждается в глубинной реформе, и в первую очередь – в реформе кадров, – считает Геннадий Гудков. – Ну, и в укрупнении ведомства тоже».

Руслан Горевой

Отредактировано: 20.06.2016 08:05

Комментарии 7

    Michael Moschenkov 20.06.2016 09:18

    Опять Гудков... ???

    Maxim Nazarovsky 21.06.2016 00:07

    Ну и ДАВНО следует ПЕРЕЙТИ в УКРУПНЁННУЮ МИНИСТЕРСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ - МГБ!!!
    В особенности на фоне происходящих Внешних и Внутренних Вызовов для НАШЕЙ РОДНОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

    Leonid Sedov 04.07.2016 19:14

    Конечно, все эти манвры направлены на предотвращение дворцового переворота. И МГБ будет создано, и кво главе кабинета минисров будет поставлен ФСБэшный генерал

    Oleg Smirnov 02.08.2016 13:36

    СМОЛЕНСК

    Генерал ФСБ Сергей Смирнов и его жена-чекистка Наталья Смирнова вляпались в антисемитизм. Супруги чекисты-антисемиты Смирновы и члены их семьи организовали травлю неугодного им человека. В противоправные действия вовлечены обычные люди в Смоленске (ранее в Санкт-Петербурге). Провоцирование конфликтных ситуаций. Демонстрация раздражителей. Намёки. Создания проблем в повседневной бытовой жизни. В уголовщину супруги-чекисты Смирновы вовлекли и детей.

    Евгений Варфоломеев 23.09.2016 20:18

    В жизни неспешны, смертельно грешны.
    Гога не ругай и много.
    Познавай не напрасно всеобщее в частном.

    Воздержанием проник. В чревоугодии сник.
    Целомудрия труд устраняет блуд.
    Сребролюбия камень воздержанием устраняется нами.
    Кроткий не ленив и не гневлив.
    Лечи и в начале терпением печали.
    Удерживай стойко в себе спокойствие и не только.
    Уныния невезение устраняется трезвлением.

    От тщеславия немало бед - стремление к смирению и его нет.
    И ныне любовью лечится гордыня.
    Аскетизм гонит взашей яд страстей.
    Немощи и неспособности в нас много без Бога.
    Познание - духовное развитие знания.
    Покаяние, эрудит, смирение родит.
    Смирение и нате врата благодати.

    И при выборе невест не уменьшай свой крест.

    Губареву Валентину Владимировичу посвящается.

    Земная не туда амплитуда.
    Бесконечна блуда амплитуда.
    Федеральная трасса от стресса страдает и Дон сотрясает.
    В субботу распорядок такой – празднование и души работа, в том покой.
    Вместе пойдём, Бога найдём.

    Бог один нам господин.
    Разум, Толька, нам подпорка.
    Всё прочтя, философия религии дитя.
    Знание. Изволь, ритмов роль.
    Лучшего ищи, над малым трепещи.
    Трудная работа-терпение и забота.
    ОЖИВЛЯЕТ ВНОВЬ ПАМЯТЬ - ЛЮБОВЬ.
    Обрастая знания, стюардесса, не лишись жизненного интереса. Братцы, меж собой толкуйте и самоактуализацию смакуйте..

    ПОВЕЛЕНИЕ - почтение, смирение, кротость и долготерпение.
    Надия, рукоприкладство, вспыльчивость - убийства стадия.
    Плоды нам, Алёха, любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание - всё нам неплохо.
    Родителям не послушание, но почитание, внимание, забота, уважение, не небрежение.

О готовящейся реформе силовых структур в понедельник сообщила газета «Коммерсантъ». Согласно новой концепции, в ближайшее время Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки и большинство подразделений Федеральной службы охраны будут объединены и станут частями новой структуры — Министерства госбезопасности. Часть функций нынешней ФСО начнёт осуществлять Служба безопасности президента. Помимо охраны, она будет курировать вопросы спецсвязи и транспортного обслуживания высших должностных лиц. Следственный комитет могут вернуть в состав Генеральной прокуратуры, причём прокуратура в этом случае возобновит надзор над СКР. Ещё одна важная деталь: Генпрокуратура хотя и останется самостоятельным органом, будет, в свою очередь, находиться под надзором Министерства госбезопасности.

Новое министерство также получит право забирать в своё производство наиболее громкие уголовные дела. Судя по всему, сотрудники МГБ будут сопровождать расследование уголовных дел, возбуждённых по их материалам Следственным комитетом и МВД, а также осуществлять процессуальный надзор за ними. Кроме того, МГБ будет заниматься обеспечением собственной безопасности во всех правоохранительных и силовых структурах.

Функции МЧС, скорее всего, поделят между Министерством обороны и МВД. В МВД также вернут Государственный пожарный надзор, который ранее находился в его структуре.

Основная цель глобальных преобразований — повышение эффективности работы силового блока и искоренение коррупции в правоохранительных органах. Ожидается, что реформирование полностью завершится к выборам президента России в 2018 году.

В понедельник, 19 сентября, пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков не стал комментировать информацию о готовящейся реформе.

Между тем источник RT в силовых органах подтвердил, что обсуждение подобной реформы ведётся уже давно. Катализатором процесса, по словам собеседника телеканала, стала ликвидация ФСКН и ФМС, а также последовавшее за этим создание Росгвардии.

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», бывший заместитель командира «Альфы», полковник Сергей Гончаров:

— Новое ведомство необходимо для отражения внешних угроз — в частности, на фоне противостояния России с Западом. Некоторые утверждают, что МГБ необходимо для борьбы с внутренними врагами. Но это же бред! Результаты последнего голосования в Государственную думу показали, что никаких врагов у нас нет, люди поддерживают партию власти и президента. Риска «майданов» и «цветных революций» у нас на сегодняшний день точно не наблюдается.

Очевидно, что процесс преобразования будет проходить тяжело. Сейчас существует множество силовых структур, в каждой — немало генералов и высокопоставленных офицеров. Что с ними делать? Это серьёзный вопрос, на решение которого потребуется политическая воля. Но это надо делать, это неизбежно.

Генеральный директор Национального антикриминального и антитеррористического фонда Виктор Куликов:

— Это здравая идея, даже и спорить нет смысла. Все силовые ведомства надо перевести под единое руководство. Тогда мы искореним ложную конкуренцию, избавимся от тех разборок, которые наблюдаем сегодня между правоохранительными ведомствами. Ни для кого не секрет, что подобные разногласия не служат делу и подрывают столь важную для страны деятельность специальных служб.

Когда появится единый центр управления, все противоречия будут минимизированы, они просто-напросто сойдут на нет.

Генерал-лейтенант милиции в отставке, экс-начальник Шестого главного управления МВД СССР по борьбе с оргпреступностью, коррупцией и наркобизнесом Александр Гуров:

— Многие сейчас боятся, что в страну возвращается авторитаризм, кровавый режим. Ничего подобного: ведь трактор, который стоит, сам по себе никого не давит. Так и с этой структурой — она не станет какой-то опасной машиной для населения.

На самом деле опасаться стоит раздробленности структур, из-за чего сегодня расплодилась коррупция в правоохранительной системе. Надо создавать единый координационный центр, каким может стать МГБ. Это повысит боеспособность спецслужб, сократит затраты, информационное обеспечение улучшится. Будет поставлена задача не политического плана. Главная цель — борьба с коррупцией, которая сегодня разрушает нашу страну. Нормальному добропорядочному человеку эта служба точно не угрожает.

Государственный советник юстиции III класса, бывший следователь по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР Владимир Калиниченко:

— Создание такого министерства — правильное решение. То, что у нас происходит в силовом блоке сейчас, в корне неверно. Нам нужна одна рука, которая будет и с бандитами бороться, и границы страны защищать. Так было раньше. И это, если вы помните, хорошо работало. Разрушили систему, но лучшей не построили. Не надо всё распылять, не надо размывать ответственность. Советский опыт в данном случае является единственно верным, кто бы что ни говорил.

Подполковник ФСБ в отставке, ветеран антитеррористической группы «Альфа» Алексей Филатов:

— Не надо раздувать штаты, чтобы потом у полковников находить в квартире миллиарды. Надо жить по средствам.

Эта инициатива окажется полезной, поскольку она позволит уменьшить управленческий аппарат, сократить дублирование функций и соответственно бюджетные траты. Все чиновничьи сообщества, и силовые в том числе, склонны к саморазмножению. Именно поэтому время от времени к ним надо походить со стороны и отрезать лишние отросшие щупальца.

Первый зампредседателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич:

— Пока это ещё только идея, которая не получила официального одобрения государства. Однако если эта инициатива дойдёт до реализации, я её, конечно, поддержку. Такие вещи в состоянии делать только сильный президент с высоким рейтингом в сильной стране. С точки зрения оптимизации затрат — очень хорошее предложение. Причём качество не потеряется, что важно. Но процесс безболезненным в любом случае не будет — отдельные большие начальники могут остаться без работы.

Первый вице-президент Центра моделирования и стратегического развития Григорий Трофимчук:

— В новой России, как многие уже успели заметить, нет намертво застывших министерств, департаментов и ведомств. Исполнительные структуры находятся в режиме постоянного организационного тестирования, поиска оптимального рабочего формата. В том числе это касается и силовых структур государства, которые уже не раз подвергались реформированию. А это значит, что реформирование будет продолжено, в том числе в отношении МВД и ФСБ. Здесь надо также учитывать непростую общую ситуацию, складывающуюся вокруг страны последние несколько лет, и на этот вызов необходим адекватный ответ, прежде всего в организационном плане.

Специальные структуры должны быть максимально эффективны для ликвидации текущих и, главное, будущих угроз. Немаловажное значение имеет даже название будущей структуры, хотя кому-то это может показаться мелочью. Термин «госбезопасность» сам по себе мобилизует сознание российских граждан, что проверено временем. Простые, проходные и гладкие аббревиатуры здесь нежелательны. В частности, сплав букв «КГБ» выглядел, наверное, коряво, но это, как ни странно, демонстрировало нужную жёсткость, которой нет у гладких сокращений. Точно так же выглядел бренд «МГБ», но при этом он тоже работал чётко во всех отношениях. Чем быстрее будут проведены указанные реформы, тем лучше. При этом они уже не должны выглядеть как простой «слив-разлив» ведомств, а именно как нахождение единственного точного и приемлемого для страны варианта.

Директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов:

— У нашей страны есть замечательная история и большой опыт в области создания и функционирования специальных служб. Весьма закономерно, что после 25 лет не очень удачных экспериментов всё возвращается на круги своя.

Практика советского времени показала оптимальность данного подхода. Да и возможная ликвидация Следственного комитета путём слияния его с Генпрокуратурой вполне ожидаема. У государства стало меньше лишних средств, и большое количество соперничающих спецслужб уже не способствует процветанию. Опыт СССР не стоит отвергать и забывать. И проводимую реформу спецслужб можно только приветствовать.

Справка

Министерство государственной безопасности существовало в Советском Союзе с 1946 по 1953 годы. Оно было сформировано из Народного комиссариата госбезопасности и отвечало за борьбу с подрывной, шпионской, диверсионной, террористической деятельностью иностранных разведок, противодействие контрреволюции, а также за охрану руководителей Коммунистической партии и правительства Советского Союза. В 1953 году, сразу после смерти Иосифа Сталина, ведомство было объединено с МВД СССР.

Михаил Белый