Генерал ФСБ оценил последствия создания «министерства госбезопасности. Что стоит за слухами о создании мгб

МГБ пока не будет
Кремль не решился пойти навстречу пожеланиям спецслужб

Слухи о создании указом президента России на базе ФСБ РФ Министерства государственной безопасности, которое объединило бы ФСБ, ФСО и СВР, не подтвердились, пишет "Независимая газета". Как стало известно вчера, Владимир Путин 11 июля действительно подписал указ «Вопросы Федеральной службы безопасности», однако о создании МГБ и слиянии упомянутых спецслужб в нем речи не идет. Содержание этого документа вчера обнародовал заместитель директора ФСБ – руководитель департамента организационно-кадровой работы генерал-полковник Евгений Ловырев.

По его словам, указ расширяет структуру ФСБ и полномочия ее директора в принятии решений. Структурная перестройка сводится к упразднению действующих департаментов, вместо которых будут созданы самостоятельные службы ФСБ, в состав которых войдут департаменты и управления. Руководящее звено будет сильно сокращено, вместо 12 заместителей директора их станет 4: «чистый» первый зам, первый зам – руководитель Пограничной службы ФСБ и два заместителя. Зато повышается их статус. «Директор ФСБ, его первые заместители и заместители приравниваются по статусу, размерам оплаты труда, условиям социально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания соответственно министру РФ, его первому заместителю и заместителю», – сообщил Евгений Ловырев. Расширяются полномочия главы ФСБ в принятии решений, в частности, теперь он сам будет утверждать численность и состав коллегии ФСБ. В течение трех месяцев в ФСБ должны разработать предложения по новой структуре и предложить их на утверждение президенту. «Принятые решения позволят более четко определить полномочия и ответственность структурных подразделений ФСБ России, упростить технологию и ускорить процедуру подготовки, согласования и утверждения управленческих решений в процессе оперативно-служебной деятельности», – считает генерал-полковник Ловырев.

По-иному оценивают данную реформу сотрудники ФСБ рангами пониже – они не скрывают разочарования. По их мнению, ради этого «огород городить» вряд ли стоило. «Основой предлагаемой реформы было слияние под единой крышей ФСБ, СВР и ФСО, – сказал корреспонденту один из источников, близких к ФСБ. – Если этого не произошло – все остальное не имеет особого значения». Объединение спецслужб, по мнению нашего собеседника, позволило бы создать «единый мощный кулак», который сегодня больше напоминает «растопыренные пальцы». Это во-первых. Во-вторых, ликвидировать параллелизм функций. «Сейчас каждая спецслужба создает дублирующие структуры, что не только затратно, но и неэффективно с точки зрения утечки информации», – считает он. В-третьих, сократить материальные расходы на содержание спецслужб. «Сейчас у каждой структуры – свой маленький Минздрав, свои учебные заведения, свои службы обеспечения, – сказал наш собеседник. – А ведь не так давно, когда все были под крышей Лубянки, всем хватало той базы, которая существовала».

Почему от предложенной Лубянкой реформы в итоге остались «рожки да ножки»? Вряд ли можно предположить, что в Кремле главным образом руководствовались опасениями общественности относительно возрождения всесильного КГБ. По некоторым данным, ожесточенное сопротивление этому проекту оказали ФСО и СВР, которые во что бы то ни стало стремились сохранить самостоятельность. Надо ли говорить, что руководители этих служб тоже близки к уху главы государства. Вчера официальные представители ФСО отказались комментировать ситуацию. «Указ президента касается исключительно ФСБ», – мотивировал отказ руководитель пресс-службы Сергей Девятов. Предпочли обойти острую тему и в СВР.

Как бы то ни было, Лубянка едва ли удовлетворится достигнутым. «Я не исключаю, что этот указ – лишь переходный этап к более радикальным реформам, – заявил корреспонденту «НГ» уже упомянутый источник, близкий к ФСБ. – В любом случае, есть все резоны добиваться их реализации». Что касается опасений общественности относительно возрождения аналога всесильного КГБ, который вновь подомнет под себя институты гражданского общества, то у большинства сотрудников это вызывает ироническую улыбку. «Возродить эту структуру даже при большом желании невозможно, – это мнение нашего собеседника. – Для этого нет ни кадров, ни средств, да и страна, правовая база давно другие».

Ситуацию с реорганизацией ФСБ корреспонденту «НГ» прокомментировал сопредседатель Комитета-2008 Борис Немцов :

– Все это мышиная возня. Совершенно бессмысленная, бестолковая и требующая больших затрат. До тех пор пока спецслужбы не будут под общественным контролем, пока начальники спецслужб не будут уходить в отставку после провала в Ингушетии или нераскрытых убийств журналистов, пока общество не сможет вызывать их на ковер и задавать вопросы, что они сделали, когда боевики покушались на Абрамова, – вот до этих пор ничего у нас с ними не получится. Они будут как всегда алчными, низкопрофессиональными, наглыми и, как всегда, заниматься политическим сыском. Поэтому четыре у него зама или сто замов, переименовали их, слили или разлили... не имеет никакого значения абсолютно. Стоить они нам будут больше, толку от них будет меньше, но и опасности от них будет больше.

Член думского комитета по безопасности Геннадий Гудков сказал по поводу указа президента:

– Это, наверное, можно считать началом реформы, но никак не самой реформой. Ну какая разница, сколько у директора заместителей – один, два, пять или двенадцать? Тот, кто перестанет быть заместителем, наверное, станет руководителем службы или департамента, а обязанности выполнять будет те же самые или чуть в большем объеме. Так что я думаю, что эти структурные изменения не имеют такого большого принципиального значения. Это косметические изменения, которые не затрагивают основ. Настоящая реформа и спецслужб, и всего правоохранительного блока, прокуратуры должна начинаться с качества кадров, качества работы, качества подготовки сотрудников, с уровня их зарплаты, с мер, которые должны пресечь коррупцию в спецслужбах. Вот если все это делать, то это будет действительно реформа. А если только менять структуру, то, наверное, что-то действительно можно улучшить, что-то отшлифовать, поправить.

Разведчиков и охранников чекистам не отдадут
Реструктуризация ФСБ не вышла за рамки обычной реформы

Пресс-служба президента России вчера обнародовала подписанный Владимиром Путиным указ о реформировании Федеральной службы безопасности. Согласно указу, число заместителей директора ФСБ сократится с 12 до четырех, директор ФСБ и его замы будут приравнены по статусу к министру и заместителям министра, а департаменты преобразуются в службы. Вместе с тем в Кремле вчера категорически опровергли информацию о том, что в состав ФСБ будут включены Служба внешней разведки и Федеральная служба охраны, пишет "Коммерсант".

Руководителям ФСБ отныне будут платить такую же зарплату, как в правительстве, а условия "социально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания" приравняют к министерским. Кроме того, согласно указу, директор ФСБ и его замы (два первых и два простых) получат возможность плотнее взаимодействовать с правительством и другими органами исполнительной власти. Директор ФСБ получит право самолично утверждать состав и численность коллегии ФСБ и устанавливать "полномочия должностных лиц органов и войск, в том числе по управлению органами и организациями ФСБ".

Что касается дальнейшей судьбы восьми из 12 нынешних заместителей директора ФСБ, то большинство из них, скорее всего, займут посты руководителей служб реформированного ведомства. В состав последних войдут управления и департаменты (вновь сформированные или уже существующие -- пока неизвестно). Глава государства дал руководству ФСБ три месяца на то, чтобы разобраться со штатным расписанием и при наличии встречных предложений по кадровой структуре внести их.

Таким образом, реорганизация ФСБ не выходит за рамки продолжающейся в стране административной реформы. Вчера сначала в администрации президента, а затем и в ФСБ опровергли появившиеся в некоторых СМИ сообщения о том, что ФСБ в рамках реформы будет вскоре преобразована в Министерство госбезопасности. Опровергнута была и информация о включении в состав ФСБ Службы внешней разведки (СВР) и Федеральной службы охраны (ФСО).

"Если будет указ, касающийся нас, и он будет опубликован в официальной прессе, появится тема для разговора,-- сказал вчера Ъ руководитель бюро по связям с общественностью СВР Борис Лабусов.-- Пока я не вижу предмета для комментариев. Разве в указе президента по поводу ФСБ наша служба упоминается?" Руководитель службы по связям с общественностью ФСО Сергей Девятов заявил Ъ: "Я не буду комментировать указ президента, потому что он касается ФСБ, а не ФСО. Это было бы некорректно. Что же касается возможной реорганизации в структуре органов исполнительной власти, то некоторое время назад президент Путин подписал указ об исполнительных органах власти -- и там все сказано". В этом указе, напомним, Служба внешней разведки и Федеральная служба охраны упоминались в качестве самостоятельных структур.

В управлении пресс-службы президента сообщения о готовящемся слиянии ФСБ, СВР и ФСО опровергли: "Как вы уже знаете, президент подписал указ и положение о ФСБ. Аналогичные документы по остальным силовым структурам -- СВР, ФСО и Главному управлению спецпрограмм -- сейчас находятся в работе. После прохождения обычных процедур они поступят на подпись президенту. Никакого единого суперминистерства создавать не планируется".

Реформы без опасности
Силовики будут равняться на ФСБ

Президент Путин, наконец, приступил к реформе «силового блока», варианты и масштабы которой обсуждались на всех уровнях власти и в самих ведомствах по крайней мере последние полгода. Как вчера объявила его пресс-служба, глава государства подписал два указа - один посвященный МЧС, другой - ФСБ. Кроме того, по информации «Времени новостей», на подходе уже в целом согласованные и выверенные проекты указов об изменениях в образованной лишь год назад Федеральной службе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ФСН), МВД и Минобороны. Судя по уже подписанным указам и информации о подготовленных проектах, реформа «силовиков» обойдется без революции в виде кардинального «перекраивания», разделения или объединения разных ведомств. И их количество, и их «наполнение» в целом остается прежним, пишет "Время новостей".

Изменения же касаются в основном внутренней структуры министерств и федеральных служб - они, за исключением Минобороны, теперь будут строиться по образу и подобию ФСБ, в котором та существовала последнее десятилетие. Основной структурной единицей всех «силовых» ведомств решено сделать департаменты - вместо прежних главных и «простых» управлений. Между тем, сама ФСБ в ближайшее время, скорее всего, получит статус министерства, хотя название ее - «Федеральная служба безопасности», возможно, останется прежним. При этом в ФСБ основными структурными подразделениями будут уже не департаменты, а службы. Также службы предполагается создать и в Минобороны, которым будут подчинены главные и центральные управления.

Таким образом, судя по всему, высшее руководство страны после долгих раздумий и обсуждений решило (по крайней мере в обозримом будущем) больше не экспериментировать и остановиться на самом мягком варианте «силовой реформы» - приведении данных ведомств в некоторое соответствие с принципами провозглашенной в марте перестройки всей системы исполнительной власти страны.

Как следует из указа «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», ведомство г-на Шойгу смогло отстоять все свои интересы. В его структуре остаются все прежние подразделения - войска гражданской обороны, государственная противопожарная служба, госинспекция по маломерным судам, региональные поисково-спасательные формирования, образовательные учреждения и т.д. Хотя еще весной ходили упорные слухи, что МЧС если вообще не расформируют, то могут лишить пожарных (в пользу МВД) и войск гражданской обороны (в пользу Минобороны). Максимальная численность центрального аппарата МЧС, по указу, несколько уменьшена - с прежних 1040 человек до 825. Однако, как отметили наши источники в министерстве, на самом деле речь здесь идет о «срезании» ставок, которые и так были не заняты из-за нехватки профессиональных кадров. Практически на прежнем уровне оставлена численность и региональных подразделений МЧС - 26 900 сотрудников. В указе говорится, что главе МЧС разрешено иметь трех заместителей, а также главного военного эксперта и главного госинспектора РФ по пожарному надзору, которые тоже будут пользоваться правами замминистров. Основными структурными подразделениями МЧС станут департаменты, которых должно быть не более 11.

Что касается Федеральной службы безопасности, то в рамках административной реформы она значительно повысила свой статус. Название ее хоть остается прежним, но ведомство фактически получило «министерскиую» структуру и полномочия. Согласно указу «Вопросы Федеральной службы безопасности РФ», в ней будут образованы новые самостоятельные подразделения - Службы, а департаменты в нынешнем виде упраздняются. Новые департаменты и управления будут сформированы уже в структуре Служб. Вместо прежних 12 заместителей у директора ФСБ теперь будет их всего четверо. Зато сам директор и замы отныне «по статусу, размерам оплаты труда, условиям социально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания» приравниваются, соответственно, к министру и замминистрам. Насколько в связи с такими изменениями может увеличиться штатная численность ФСБ, в указе ничего не говориться. Однако, учитывая явно «повышение» положения ФСБ в иерархии федеральных ведомств, это представляется вполне вероятным. И, скорее всего, это будет сделано уже в ближайшее время. В указе, помимо прочего, директору ФСБ предписывается в трехмесячный срок представить предложения о приведении прочих действующих нормативных актов по ФСБ в соответствие с этим документом. Очевидно, именно тогда эти вопросы и будут решены. Пока осталось не ясным, какие же именно и сколько Служб будет создано в структуре ФСБ. Но, скорее всего, их образуют не меньше трех. Две - это нынешние Федеральная погранслужба и ФАПСИ, которые год назад перестали быть самостоятельными и были переданы в ведение ФСБ. Еще как минимум одна объединит основные «традиционные» подразделения госбезопасности - контрразведку, военную контрразведку, службы по борьбе с терроризмом и экономической безопасности.

"Спокойный" характер выпущенных указов, кроме прочего, кладет конец разговорам, во-первых, о дроблении МВД на ряд самостоятельных служб и ведомств. И, во-вторых, - о возможности образования на базе ФСБ "монстра госбезопасности", который включал бы в себя не только контрразведку, но и внешнюю разведку, а также Федеральную службу охраны (ФСО).

"КГБ был всего лишь комитетом, но значил больше любого министерства"

Корреспондент газеты «Время новостей» Наталья РОЖКОВА попросила прокомментировать указы президента по реорганизации спецслужб российских политиков и экспертов.

Николай ХАРИТОНОВ , депутат фракции КПРФ, полковник ФСБ:
-- Это попытка повысить эффективность работы спецслужб. Их низкая эффективность прекрасно видна на примере Чечни: столько лет никак не могут вычислить и найти руководителей, организаторов терактов. Но только у ФСБ и так достаточно возможностей и прав. Я уж не знаю, какие еще можно полномочия дать директору ФСБ, он и в Совбезе, и в Госсовете, и всегда в первой тройке рядом с президентом. Министерский статус ничего не меняет.
Эта реорганизация ничего не даст. Прежде всего в стране нужна нормальная обстановка с экономикой. Капитал за границу убегает, экономические преобразования породили колоссальный вал преступности, общество коррумпировано сверху донизу. Тут надо начинать с экономики, разобраться с итогами приватизации. Одними административными мерами и силовыми преобразованиями ничего не добиться. Административные меры ничего не дают, только вон Ходорковского с Березовским гоняют туда-сюда.

Геннадий ГУДКОВ , председатель Народной партии, член фракции «Единая Россия», подполковник ФСБ в запасе:
-- Когда я работал в КГБ в 80-е годы, его постоянно реформировали. То объединяли контрразведку с экономической безопасностью, то разъединяли, то объединяли одно подразделение с другим, то разъединяли. А в 90-х годах не реформировать спецслужбы было даже неприлично. Спецслужбы -- это самые реформируемые структуры. Причем реформирование зависит подчас от вкуса начальника или осознания им тех или иных задач. Дореформировались до того, что они у нас стали пропускать теракты на Красной площади и около здания Госдумы.
Сегодняшняя реформа носит просто структурный характер. Поэтому мне даже странно, что столько внимания уделено этому заурядному, рядовому указу. Ну дали им функции министерства. В советское время КГБ был всего лишь комитетом, но значил больше любого министерства. Какая разница, как эти структуры называются? Это обычная, плановая реорганизация, она не затрагивает устоев, не потрясает основ. Видимо, на нее обращают внимание из-за страха перед чрезмерным усилением силовиков. Я думаю, у страха глаза велики, никаких репрессий, конечно, не будет.
Этот указ больше всего будет волновать тех 12 заместителей руководителя ФСБ, которым придется сократиться до четырех. Для них, конечно, все это будет очень болезненно.
Я очень надеюсь, что на этом реформирование не закончится. Сегодня нужна коренная, глубинная реформа не только спецслужб, но и всего силового блока, в том числе, может быть, ценой сокращения определенного количества сотрудников. Я лично жду реформы кадров, повышения качества работы и профессионализма, реформы заработной платы, сохранения среднего звена. Или даже укрупнения ФСБ, включения в нее новых подразделений.

Ирина ХАКАМАДА , лидер партии «Свободная Россия»:
-- Реорганизация ФСБ может быть связана только с двумя вещами. Первое: в рамках административной реформы сделать структуру более управляемой и компактной. Второе: реорганизацию часто используют, чтобы переназначить ключевых людей. В целом же это рядовое событие. И вообще, ФСБ всегда было самым мощным ведомством, особенно при Путине. То, что теперь им формально еще и придается статус министерства, ничего не меняет. Разве что зарплаты. Что же касается эффективности их работы, то ее оценить крайне трудно: ведь это очень закрытое ведомство.

Игорь БУНИН , директор Центра политтехнологий:
-- Реформа связана с тем, что в иерархии министерства--надзоры--службы--агентства ФСБ просто подняли до министерства. Его не стали называть министерством, потому что МГБ -- такое название уже было при Сталине и Абакумове, и не всем хочется с ним ассоциироваться, поэтому оставили старое название с приданием более высокого статуса. Раньше что комитет, что министерство -- не все чувствовали разницу, а теперь подчеркивается, что министерство -- это головная организация, а службы и агентства ему подчинены. Технически это приведение в соответствие с реальностью истинного статуса ФСБ в связи с административной реформой. Но это имеет также и политический смысл. В прошлую реорганизацию в ведение ФСБ передали пограничную службу, и вообще, ФСБ постепенно усиливает свои полномочия. Видимо, президент все больше опирается на ФСБ как на структуру в противоположность другим силовым ведомствам, считая ее своей личной, персональной опорой. Сейчас МВД будет подвергаться серьезнейшей реорганизации, и в этих условиях ФСБ для президента -- некий гарант безопасности. А что до повышения эффективности, то выше она или ниже -- это слишком тяжело измерить.

С реформой ФСБ опоздали

В среду официально объявили о масштабной реформе ФСБ. Согласно указу президента, эта служба приобрела ранг министерства, однако название пока осталось прежним. Это только начало реформы данной структуры - в ближайшие три месяца ее руководству предстоит подготовить предложения по реорганизации ведомства, и представить их президенту. Все сотрудники ФСБ сейчас временно исполняют обязанности по ранее замещаемым должностям. Вместе с тем аналитики говорят о том, что реформа ФСБ запоздала, - ее нужно было проводить раньше, как только стало очевидно, что страна стоит перед лицом мировой террористической угрозы, пишет "Газета".

Как уже сообщала ГАЗЕТА, Владимир Путин подписал указ о масштабной реформе ФСБ. Сегодня был обнародован указ президента "Вопросы Федеральной службы безопасности РФ", подписанный еще 11 июля. Но речь в нем идет пока о структурных преобразованиях службы. О переименовании службы в министерство говорить пока рано, хотя, согласно указу, директор ФСБ и его заместители "приравниваются по статусу, размерам оплаты труда, условиям социально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания соответственно к министру РФ... и заместителям". Число заместителей директора ФСБ существенно сократится - с двенадцати до четырех (первый заместитель, первый заместитель - руководитель Пограничной службы и два заместителя). В ФСБ вместо ныне существующих департаментов будут образованы самостоятельные независимые службы, в которых будут департаменты и управления.

Как заявил в среду замдиректора ФСБ, руководитель департамента организационно-кадровой работы генерал-полковник Евгений Ловырев, "принятые решения позволят более четко определить полномочия и ответственность структурных подразделений ФСБ России, упростить технологию и ускорить процедуру подготовки, согласования и утверждения управленческих решений в процессе оперативно-служебной деятельности". По его словам, указ также расширяет полномочия руководителей ФСБ: "Теперь директор сам утверждает численность и состав Коллегии ФСБ. На руководителей служб ФСБ директором могут дополнительно возлагаться управленческие функции в отношении иных структур в системе органов Федеральной службы безопасности. Это предполагает и повышение ответственности указанных руководителей за состояние дел".

"Я рассматриваю это только как начало реформы ФСБ, - поделился с ГАЗЕТОЙ член комитета Госдумы по безопасности полковник ФСБ Геннадий Гудков. - Ведь указ президента касается в основном структурных преобразований. Насколько мне известно, помимо присвоения статуса министерства - а наверное, это и правильно, потому что ФСБ и так выполняла функции министерства, влиятельного и сильного, - идет упрощение структуры, укрупнение подразделений. И это я тоже считаю правильным, потому что могу сказать честно, что не только бывшие, но и действующие сотрудники начали путаться в аббревиатурах и названиях подразделений. Я считаю, что КГБ был чрезвычайно понятной структурой: все по номерам - 1-е управление, 2-е и так далее. Про переименование ФСБ в Министерство госбезопасности ходят только слухи. Какой-либо серьезной информации, опровергающей или подтверждающей, нет. А объединение под одной крышей всех служб, имеющих отношение к госбезопасности, - хорошая идея. Лично я считаю так: не знаю как СВР, а все остальное я бы объединил - ФСО, часть ФАПСИ, которая не попала в ФСБ. Пограничников и так уже передали".

«Никакой реформы ФСБ я не вижу, - считает Сергей Караганов, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике. - Налицо некоторая реструктуризация. И слава богу! Эту службу за последние годы столько реформировали, что чуть не привели к полной недееспособности. По моему глубокому убеждению, надо оставить ФСБ в покое, и пусть работает в пределах своей компетенции. ФСБ можно не любить, но государству эта служба необходима». Действительно, многие в среду, комментируя реформу ФСБ, говорили об этом как о части административной реформы, которая затрагивает практически все министерства и ведомства. Однако в случае с ФСБ все не так просто. Предпосылка для масштабного реформирования этого ведомства - борьба с международным терроризмом, и экстремизмом. Особых успехов в этом направлении в последнее время замечено не было: достаточно вспомнить хотя бы недавние события в Ингушетии и Грозном, не говоря уже о терактах в московском метро, около здания Госдумы и так далее. США, являющиеся основной мишенью и основным борцом с терроризмом наряду с Россией, отреагировали на первые же масштабные теракты 11 сентября 2001 года созданием уже в 2002 году департамента национальной безопасности, объединившего 22 ведомства, в числе которых, например, таможня, национальное подразделение кибербезопасности и служба мониторинга биотеррористической угрозы. По всей видимости, для противостояния угрозе терроризма России необходимо подобное ведомство.

Американский "Большой брат"
Нападение террористов на Америку 11 сентября 2001 года заставило президента пересмотреть всю систему национальной безопасности. 26 октября 2001 года Джордж Буш подписал документ под названием USA Patriotic Act, разрешающий властям ограничение прав и свобод граждан, перечисленных в Билле о правах (первые 10 поправок к конституции США). 26 ноября 2002 года указом президента было создано министерство внутренней безопасности (Department of Homeland Security) под руководством Тома Риджа, близкого друга Буша-младшего. Необходимость создания подобного ведомства, которому нет аналога в современном мире, Буш объяснил следующим образом: «Создание министерства - результат расширения и объединения усилий по защите нашей страны. Продолжающаяся угроза терроризма, угроза массовых убийств будет встречена объединенными и эффективными ответными действиями. Если мы будем ждать, пока опасность материализуется, может оказаться слишком поздно, а войну с террором не выиграешь, обороняясь». Министерство внутренней безопасности, которое американские журналисты единодушно окрестили «Большим братом», объединило 22 федеральных ведомства, полностью поглотив федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям, службу иммиграции и натурализации, таможенное управление, береговую и пограничную охрану, секретную службу министерства финансов США, которая охраняет высших госчиновников и борется против фальшивомонетчиков. Годовой бюджет единого министерства со штатом в 169 тысяч сотрудников составляет 38 млрд. долларов. Главные задачи министерства, перечисленные в указе президента, посвященном его созданию, заключаются в следующем: предотвращение террористических ударов, готовящихся на территории США, и минимизация ущерба от них; снижение уровня уязвимости США перед лицом международного терроризма; содействие в обнаружении террористов, действующих на территории США. Одной из важнейших функций министерства стал анализ информации, поступающей от ЦРУ, ФБР, агентства национальной безопасности и спецслужб, которые остаются самостоятельными ведомствами. Среди прочих функций - противодействие возможной химической, бактериологической, радиоактивной или ядерной агрессии; обеспечение пограничной безопасности и безопасности средств сообщения; поддержание состояния немедленной готовности к чрезвычайным ситуациям; координация действий между спецслужбами, федеральными и местными властями. Особое внимание уделяется программе «Полная информационная готовность», в рамках которой уже сейчас создана гигантская компьютерная база данных со сведениями обо всех жителях США - как гражданах, так и пребывающих в стране по различным визам и видам на жительство. Необходимо отметить, что единственным противником создания МВБ был и остается сенатор-демократ Эдвард Кеннеди, в день подписания президентского указа заметивший, что вряд ли «Титаник» спасла бы перестановка стульев на его палубе.

67628

Конец ФСБ

Один за другим подали рапорты на увольнение из ФСБ руководители управлений «П» (контрразведка на промышленных предприятиях), «Т» (безопасность на транспорте) и «К» (контроль за банковской сферой). Другими словами, в одночасье оказалась обезглавленной вся Служба экономической безопасности ФСБ. Кстати, и её глава Юрий Яковлев, если верить сообщению ряда изданий, вот-вот покинет свой рабочий кабинет.

В ведомстве обо всём этом помалкивают, явно не желая выметать сор из избы. Но и поверить в то, что как минимум трое ключевых руководителей вдруг хором решили уволиться безо всяких на то веских причин, невозможно. В отсутствие информации приходится оперировать слухами, а они таковы: ФСБ ждут большие перемены, переименование и, по сути, преобразование службы в гигантское Министерство государственной безопасности времён Виктора Абакумова и Лаврентия Берии.

Полуофициальная версия происходящего, которую озвучивают высокопоставленные сотрудники ФСБ в доверительных беседах, такова: попросившиеся в отставку – люди уже немолодые, отработали на своих постах по многу лет, ну, и успели устать. Потому и ушли. А то, что ушли все вместе – всего лишь совпадение. Есть и другая, тоже полуофициальная версия: мол, в аэропорту Пулково оперативники задержали 20 тонн смартфонов. Свидетелем по делу «пошёл» глава одного из отделов управления «К» Вадим Уваров (его родственник Павел Смолярчук проходит по тому же делу подозреваемым). В результате непосредственный руководитель Уварова генерал-майор Виктор Воронин вынужден был подать в отставку.

Возможно и так, потому что побасёнками о случайных совпадениях и критическом возрасте отставников можно «разводить» тех, кто не в курсе происходящего на внутренней кухне контр­разведки. А ситуация там непростая. Долго тлел внутриведомственный конфликт между Управлением собственной безопасности «конторы» и Службой экономической безопасности. А примерно с год назад полыхнуло: завели несколько уголовных дел в отношении высокопоставленных фигурантов, фамилии которых озвучивать запрещено – гос­тайна. Но при этом эпизоды происходящего стали выплёскиваться наружу, а для контр­разведки это хуже некуда. Поговаривали, что противостоящие стороны «развели по углам» и конфликт почти что исчерпан, но, кажется, исчерпался он лишь потому, что одной из сторон удалось наконец-то взять верх. Понять, кто победил, проще простого, если попристальнее приглядеться к кадровым перестановкам. По некоторым данным, Виктора Воронина (которому, к слову, всего 58 лет – отнюдь не запредельный возраст, согласитесь) в управлении «К» заменит Иван Ткачёв, возглавляющий 6-ю службу ФСБ, а это структурное подразделение Управления собственной безопасности. А Юрия Яковлева на посту начальника Службы экономической безопасности сменит глава Управления собственной безопасности Сергей Королёв. Понятно теперь, чья взяла? Однако на этом перемены в ФСБ совершенно точно не закончатся. Дело идёт к масштабной реформе: то, что не задалось в 2004 и 2011 годах, решено повторить ещё раз.

Максим Калашников, писатель, публицист:

По теме

Министр сельского хозяйства и продовольствия Франции Дидье Гийом заявил, что вино не может быть причиной алкоголизма, поскольку это благородный напиток. Однако специалисты поторопились опровергнуть мнение французского чиновника.

– Я не верю в то, что заявленное преобразование ФСБ в МГБ имеет под собой какие-то полезные для страны основания. Дело совсем в другом. Грызня за скудеющие источники денег наверху идёт полным ходом. Схлестнулась «элита» за контроль над ГРУ и ФСБ. При этом наблюдатели отмечают, что разложение там достигло апогея. Моральный облик постсоветских наследников КГБ сомнителен. Всё больше признаков разброда и конфликтов даже среди руководства силовиков. Даже среди питерских. Нет, не выйдет толку из этой реформы, равно как и из затеи с нацгвардией.

«Либералы» и «патриоты» считают перемены в контрразведке неизбежными

Занятно, что о масштабных преобразованиях в контрразведке одновременно заговорили и «патриоты» и «либералы» – верный знак того, что нет дыма без огня. Вот, скажем, как подаёт ситуацию либеральный публицист Андрей Пионтковский: по его словам, российское руководство перестало доверять ФСБ из-за тёмной истории с расследованием убийства оппозиционера Бориса Немцова. Мол, контрразведка вразрез с официальной версией преступления слишком настойчиво намеревалась проверить и другие версии, в частности пресловутый «чеченский след», и требовала в этой связи допроса Рамзана Кадырова. И накал страстей оказался настолько силён, что его промежуточным итогом, по мнению Пионтковского, стало неожиданное учреждение Росгвардии и назначение её директором Виктора Золотова, считающегося персоной приближённой к главе государства. «ФСБ решила прибегнуть к беспрецедентному шагу, – заявил Пионтковский, – она в одно и то же время «слила» при помощи двух источников – статьи в «Новой газете» «Как убивали Бориса Немцова» и доклада Ильи Яшина – свой донос на Золотова». Цепочку вычислили, и теперь ФСБ «отреформируют» так, что мало не покажется. Непонятно, правда, почему в этом случае ведомство сразу не обезглавили, а начали чистку с экономического блока – но и у «либералов» прямого ответа на этот вопрос нет.

В «конторе» предложили следующий вариант реформы: слияние с СВР и ФСО и создание единого кулака вместо, образно говоря, растопыренных пальцев руки.

У «патриотов» ситуацию видят несколько иначе. «Скорее всего речь идёт о превентивных мерах по предупреждению государственного переворота наверху, – считает член «Комитета 25 января» Анатолий Несмиян. – Возможно, что такой переворот назрел и власти вынуждены играть на опережение». Эксперт поясняет: после создания Росгвардии реформа ФСБ выглядит вполне логичным шагом, так что слухи о слиянии ФСБ с ФСО и, возможно, СВР, имеют под собой определённые основания. Равно как и то, что новое ведомство будет называться именно Министерство государственной безопасности (МГБ), и никак иначе. «Сейчас идут или готовятся увольнения высокопоставленных сотрудников, – сообщил Несмиян. – По факту это разгром ФСБ, так как реорганизация неизбежно предполагает вывод за штат всех сотрудников и их переаттестацию. А проводить её будут «комиссары», назначенные извне». Ожидается, что «комиссарами» станут росгвардейцы – новое ведомство Золотова, по словам эксперта, потому и создавали вначале, «чтобы провести разгром ФСБ». А тот факт, что формирование Росгвардии далеко от завершения, но ведомству уже приходится в пожарном порядке «решать проблему ФСБ», говорит о серьёзности этой проблемы. «Условия для переворота не просто созрели, они очевидны, – полагает Несмиян. – Поэтому и приходится стремглав начинать зачистку нелояльного ведомства».

Кстати

В 2011 году Институт современного развития (Инсор), попечительский совет которого возглавлял тогдашний глава государства Дмитрий Медведев, обнародовал доклад «Россия XXI века: образ желаемого завтра». Особое место в докладе занимала предполагавшаяся ликвидация МВД (его правопреемником должна была стать Федеральная служба криминальной полиции) и ФСБ (её предполагалось разделить надвое – на Службу контр­разведки и Федеральную службу по охране Конституции). Примечательно, что в том докладе Инсора пятилетней давности предвосхищалось создание вместо внутренних войск национальной гвардии.

Две реформы ФСБ не задались

То, что контрразведку готовят к слиянию с ФСО, косвенно подтверждает недавняя отставка главы этой службы Евгения Мурова. Как-то сам Муров признался: мол, уйду только в том случае, если ведомство «подведут под реформу». К слову, сменил Мурова бывший начальник службы безопасности президента России Дмитрий Кочнев, хотя главным сменщиком до последних дней считался не кто иной, как новоотставленный из ФСБ Виктор Воронин (об этом сообщали, в частности, «Ведомости»). Поговаривают, что Кочнев и Золотов не слишком-то ладят друг с другом, и на этом основании высказывается предположение, что, дескать, назначение Кочнева как бы «промежуточное» – всё равно ФСО вскоре сольют с ФСБ.

Но почему же всё-таки решено создать некое «сверхведомство» на базе ФСБ, а не попытаться реформировать ведомство? Вот как объясняют сложившуюся ситуацию сами контрразведчики. За последние годы реформировали ФСБ как минимум дважды – в 2004 и 2011 годах. Причём 12 лет назад даже заговорили о переименовании в МГБ. Поначалу в «конторе» предложили следующий вариант реформы: слияние с СВР и ФСО и создание единого кулака вместо, образно говоря, растопыренных пальцев руки. При этом удалось бы искоренить дублирование функций, а заодно и сократить материальные расходы. Но тогдашнее руководство СВР и ФСО, что называется, «упёрлось рогом», и вся реформа свелась к замене департаментов на службы, сокращению руководящего звена и незначительному повышению статуса директора ФСБ. В итоге гора родила мышь. «Изначально было понятно, что такая реорганизация ничего не даст», – пояснил депутат Госдумы Николай Харитонов, кстати, отставной полковник ФСБ. Нужно было возвращаться к механизму функционирования КГБ, а не предпринимать полумеры. Семь лет спустя ситуация повторилась: на этот раз реформировать ФСБ предложила Госдума. Застрельщики – депутаты Михаил Гришанков и Николай Ковалёв, – имевшие к спецслужбам самое непосредственное отношение, предложили целый пакет изменений, включавший не только структурную, но и глубокую кадровую реформу контрразведки. Ключевым словом их предложений было «самоочистка». Но самоочищаться в ФСБ то ли не захотели, то ли не смогли – в итоге лишь слегка ужесточили ряд требований к контрразведчикам: запретили принимать на службу судимых и обладателей множественного или двойного гражданства. А тем временем в недоочищенной структуре начались «междусобойчики». Поначалу прекрасно ладившие УСБ и СЭБ (совместными усилиями разгромившие ГУЭБиПК МВД – помните нашумевшее дело Сугробова?) впервые «передрались» в феврале прошлого года. Оперативники из «собственной безопасности» задержали сотрудника управления «П» «экономической безопасности» Игоря Коробицына в рамках дела о вымогательстве у главы Росалкогольрегулирования Игоря Чуяна 1 млн долларов. И понеслось. В общем, дальнейший ведомственный разлад решено больше не лечить припарками «реформ», от которых всё равно нет никакого толку.

Сотрудникам МГБ запретят брать в долг и объявлять себя банкротами

Примечателен и такой момент. Буквально на днях Виктор Золотов отдал распоряжение своим кадровикам проштудировать личные дела сотрудников Росгвардии на предмет «конфликта ведомственных интересов». Гвардейцев, чьи родственники служат в других силовых ведомствах, по всей видимости, немедленно выведут за штат. Речь идёт о супругах гвардейцев, их родителях, детях, братьях и сёстрах. При этом доносятся слухи, что и в новообразованном МГБ пройдёт точно такая же чистка, как только новое ведомство будет сформировано. Просто штришок, но, согласитесь, занятный.

В чём же глубинный смысл готовящегося (в чём практически нет никаких сомнений) переформатирования ФСБ? А смысл такой – развести силовиков по углам, закрепив за каждым ведомством свойственные только этому ведомству функции. Поговаривают, что за созданием Росгвардии и МГБ последует и крупномасштабное реформирование Министерства внутренних дел. В общем, в преддверии президентских выборов решено укрепить силовой блок, чтобы как минимум исключить междоусобицы вроде тех, что описаны выше. Одновременно ужесточатся и требования к сотрудникам: их обяжут отчитываться о наличии долгов, непогашенных в течение трёх месяцев и превышающих 500 тыс. рублей, а также о браках их близких родственников с иностранными гражданами. Сотрудник МГБ ни в коем случае не сможет объявить себя банкротом, ведь процедура признания банкротом создаёт угрозу раскрытия ведомственной принадлежности, а у контр­разведчиков с этим строго.

P.S.: Есть основания подозревать, что президентский указ об объединении ФСБ с СВР и ФСО был подписан ещё неделю назад.

P.P.S.: Как нам стало известно, пока ещё руководитель СЭР Юрий Яковлев получил заманчивое предложение возглавить одну из структур госкорпорации Роскосмос.

Наверное, ни одно ведомство в нашей стране за последние 100 лет не реформировалось столь же часто, как контрразведка. В современной России преобразования шли полным ходом: вначале было Министерство безопасности, затем его преобразовали в Федеральную службу контрразведки и далее в Федеральную службу безопасности. Вместе с названием менялись и функции ведомства – к ФСБ пристегнули Федеральную пограничную службу и передали часть функций ФАПСИ. В 1997 году переименований не было, зато из 22 управлений осталось всего 5. Затем центральный аппарат ведомства «перетрясли» в 2004 году.

Однако было бы заблуждением считать, что достаётся нашей контрразведке только в последние четверть века – в Советском Союзе дела обстояли точно так же. «Когда я работал в КГБ в 80-е годы, комитет постоянно реформировали, – вспоминал ветеран-контрразведчик Геннадий Гудков. – То объединяли с экономической безопасностью, то разъединяли. Причём реформирование зависело целиком от вкусов нового руководства страны». Комитет госбезопасности отделили от Совмина, но функций министерства ему так и не придали. Одних названий сколько сменилось – от тех, что на слуху (ВЧК, ОГПУ, НКВД, МГБ) до напрочь забытых (НКГБ, ГУГБ, МСБ и ЦСР). Но дело-то не в названии, считают профессионалы. «ФСБ нуждается в глубинной реформе, и в первую очередь – в реформе кадров, – считает Геннадий Гудков. – Ну, и в укрупнении ведомства тоже».

Руслан Горевой

Отредактировано: 20.06.2016 08:05

Комментарии 7

    Michael Moschenkov 20.06.2016 09:18

    Опять Гудков... ???

    Maxim Nazarovsky 21.06.2016 00:07

    Ну и ДАВНО следует ПЕРЕЙТИ в УКРУПНЁННУЮ МИНИСТЕРСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ - МГБ!!!
    В особенности на фоне происходящих Внешних и Внутренних Вызовов для НАШЕЙ РОДНОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

    Leonid Sedov 04.07.2016 19:14

    Конечно, все эти манвры направлены на предотвращение дворцового переворота. И МГБ будет создано, и кво главе кабинета минисров будет поставлен ФСБэшный генерал

    Oleg Smirnov 02.08.2016 13:36

    СМОЛЕНСК

    Генерал ФСБ Сергей Смирнов и его жена-чекистка Наталья Смирнова вляпались в антисемитизм. Супруги чекисты-антисемиты Смирновы и члены их семьи организовали травлю неугодного им человека. В противоправные действия вовлечены обычные люди в Смоленске (ранее в Санкт-Петербурге). Провоцирование конфликтных ситуаций. Демонстрация раздражителей. Намёки. Создания проблем в повседневной бытовой жизни. В уголовщину супруги-чекисты Смирновы вовлекли и детей.

    Евгений Варфоломеев 23.09.2016 20:18

    В жизни неспешны, смертельно грешны.
    Гога не ругай и много.
    Познавай не напрасно всеобщее в частном.

    Воздержанием проник. В чревоугодии сник.
    Целомудрия труд устраняет блуд.
    Сребролюбия камень воздержанием устраняется нами.
    Кроткий не ленив и не гневлив.
    Лечи и в начале терпением печали.
    Удерживай стойко в себе спокойствие и не только.
    Уныния невезение устраняется трезвлением.

    От тщеславия немало бед - стремление к смирению и его нет.
    И ныне любовью лечится гордыня.
    Аскетизм гонит взашей яд страстей.
    Немощи и неспособности в нас много без Бога.
    Познание - духовное развитие знания.
    Покаяние, эрудит, смирение родит.
    Смирение и нате врата благодати.

    И при выборе невест не уменьшай свой крест.

    Губареву Валентину Владимировичу посвящается.

    Земная не туда амплитуда.
    Бесконечна блуда амплитуда.
    Федеральная трасса от стресса страдает и Дон сотрясает.
    В субботу распорядок такой – празднование и души работа, в том покой.
    Вместе пойдём, Бога найдём.

    Бог один нам господин.
    Разум, Толька, нам подпорка.
    Всё прочтя, философия религии дитя.
    Знание. Изволь, ритмов роль.
    Лучшего ищи, над малым трепещи.
    Трудная работа-терпение и забота.
    ОЖИВЛЯЕТ ВНОВЬ ПАМЯТЬ - ЛЮБОВЬ.
    Обрастая знания, стюардесса, не лишись жизненного интереса. Братцы, меж собой толкуйте и самоактуализацию смакуйте..

    ПОВЕЛЕНИЕ - почтение, смирение, кротость и долготерпение.
    Надия, рукоприкладство, вспыльчивость - убийства стадия.
    Плоды нам, Алёха, любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание - всё нам неплохо.
    Родителям не послушание, но почитание, внимание, забота, уважение, не небрежение.

Д. НАДИНА: Давайте вкратце о том, нужно ли нам министерство госбезопасности?

А. БЕЛЯЕВ: Если выражать вкратце мою позицию, то могу смело сказать, что необходимости в министерстве госбезопасности в данный момент никакой не имеется. ФСБ в состоянии и сейчас выполнять все действующие функции спецслужбы в плане борьбы со шпионажем, терроризмом и коррупцией. Силовики справляются без новых полномочий, без организационных штатных мероприятий, которые займут более года.

В. ЕВСЕЕВ: Я полагаю, что нам нужно создавать такое министерство. Сейчас нужно концентрировать усилия и, самое главное, экономно расходовать ресурсы, потому что если мы имеем все структуры вместе, то мы можем более чётко планировать ту деятельность, которую будут осуществлять спецслужбы. Если служб будет немного, и если они не будут заниматься идеологической работой, тогда новое министерство госбезопасности не станет никаким мечом карающим, как в 1937 году. Оно позволит эффективно решать задачи, стоящие перед силовиками.

Д. Н.: Кто проиграет, а кто выиграет от создания МГБ?

В. Е.: Очень бы хотелось, чтобы от создания новой структуры выиграл российский народ, чтобы жизнь стала более безопасной. Тем более в условиях, когда угроза внутренняя и внешняя нарастает, чтобы мы могли более целенаправленно тратить те деньги, которые можем выделять на эти структуры.

А. Б.: Полагаю, что, поскольку данный этап развития нашего государства, общества посвящён борьбе с коррупцией, это главное зло. Объединение в такую крупную структуру, как МГБ, могло бы привести к качественному рывку в борьбе с коррупцией на уровне губернаторов и глав республик. Это самое уязвимое звено, и именно оно сейчас проседает.

Полную версию программы "Своя правда" с Александром Беляевым и Владимиром Евсеевым читайте ниже и слушайте в аудиозаписи.

Д. НАДИНА: В студии Дарья Надина. Всем добрый вечер. Одна из главных тем сегодня - это сообщение газеты "Коммерсантъ" о том, что "в нашей стране планируют создать министерство госбезопасности, должна пройти масштабная реформа силовых и правоохранительных структур, предусматривающая создание на основе ФСБ министерства госбезопасности". Как пишет "Коммерсантъ", "в новую структуру, помимо собственно ФСБ, включат федеральную службу охраны и службу внешней разведки. Следственный комитет же, согласно замыслу, может быть возвращён в состав Генпрокуратуры с понижением статуса главных управлений". Ну и про МЧС тоже здесь есть. "Функции МЧС предполагается распределить между Минобороны, к которому присоединят войска гражданской обороны, и МВД, к которому опять же может отойти Госпожнадзор". Вот так масштабно, интересно, любопытно. Пока Кремль ничего не говорит. Дмитрий Песков сегодня - пресс-секретарь президента - заявил, что не может подтвердить эту информацию. Ну а пока мы здесь сидим и пытаемся понять, а насколько это всё нам с вами нужно, насколько это нужно государству и действительно ли мы все с вами нуждаемся в министерстве госбезопасности. Об этом и будем спорить в ближайшие 45 минут. У нас в студии сейчас Александр Беляев, бывший сотрудник отдела по борьбе с оргпреступностью управления ФСБ по Москве и области. Александр Леонидович, здравствуйте.

А. БЕЛЯЕВ: Добрый вечер.

Д. Н.: В студии, кроме того, Владимир Евсеев, военный эксперт, заместитель директора Института стран СНГ. Владимир Валерьевич, и вас приветствую.

В. ЕВСЕЕВ: Добрый вечер.

Д. Н.: Для начала по традиции предоставлю каждому из вас по минуте, чтобы вы высказали свои предположения на тему того, нужно нам это министерство или нет. У каждого есть минута. Начнём с Александра Беляева.

А. Б.: Если выражать вкратце мою позицию, то могу смело сказать, что необходимости в министерстве госбезопасности в данный момент никакой не имеется.

ФСБ в состоянии и сейчас выполнять все действующие функции спецслужбы в плане борьбы со шпионажем, терроризмом и коррупцией

Александр Беляев

Силовики справляются без новых полномочий, без организационных штатных мероприятий, которые займут более года. И к 2018 году в таком случае страна подойдёт без ФСБ и без министерства госбезопасности, поскольку она ещё не успеет утрястись и начать работу. Поэтому я считаю, что это новость из разряда "мухи съели пограничника и другие правдивые истории".

Д. Н.: Позиция Александра Беляева. Теперь слово передаю Владимиру Евсееву.

В. Е.: Я полагаю, что нам нужно создавать такое министерство, потому что период выведения различного рода структур, ну, например, пограничников, которых отделяли от ФСБ, прошёл. Причём, это делалось конкретно под генерала Николаева. Сейчас нужно концентрировать усилия и, самое главное, экономно расходовать ресурсы, потому что если мы имеем все структуры вместе, то мы можем более чётко планировать ту деятельность, которую будут осуществлять спецслужбы. А опыт многочисленных спецслужб, например, в Сирии или даже в США, оказался не очень эффективным. Поэтому если служб будет немного, и если они не будут заниматься идеологической работой, как было в советское время, в этом случае новое министерство госбезопасности не станет никаким мечом карающим, который будет вызывать аналогии с 1937 годом. И в то же время он позволит эффективно решать те задачи, которые стоят перед силовыми структурами.

Про плюсы и минусы создания МГБ

Д. Н.: Минута прошла. Наши слушатели наверняка уже сформировали какое-то своё представление об этой проблеме. Запускаю голосование. В конце программы будет ещё одно голосование. Посмотрим, как изменится настроение нашей аудитории. Итак, вы поддерживаете создание министерства госбезопасности или нет? Звоните и голосуйте. Ну а пока давайте вы чуть шире представите свои позиции. Александр Леонидович, вы упомянули 2018 год, выборы президента. А почему именно эта дата отправной точкой стоит? Почему вы именно её сейчас выделили?

А. Б.: Дело в том, что сейчас уместно говорить не только о выборах президента, но и чемпионат мира по футболу тоже пройдёт именно в этом году. По крайней мере, пока у нас его не успели отнять - как выражается Владимир Владимирович - партнёры. Что такое образование любого нового органа? Даже при, казалось бы, косметических изменениях всегда это сопряжено со снятием с должностей одних руководителей, назначением других, полной заменой штата, вплоть до рядовых оперативных работников. Как правило, такая замена чувствуется чрезвычайно болезненно на работе, на темпе получения и отработки информации.

При даже косметических изменениях организационно-штатная структура может страдать целый год, а то и больше

Александр Беляев

Даже если изменения были положительными, а ведь они могут быть не положительными, а, например, отрицательными. Соответственно, вместе со сменой устоявшихся оперативных кадров, уже готовых рабочих команд, может быть, не очень эффективно работающих, но работающих чётко, каждый знает своё место... замены приводят к тому, что теряется оперативная информация, теряется связь с очень большим количеством оперативных источников, теряется наследие кадров. И в конечном итоге это может привести к тому, что в нужный момент, когда нужно будет обеспечивать стабильность социально-политической обстановки в стране, не будет ни ФСБ, как я уже говорил, ни МГБ. Как бы это всё ни называлось, мы можем просто полностью растерять контроль над ситуацией в нашей стране.

Д. Н.: Владимир Валерьевич, для вас это аргумент?

В. Е.: Я думаю, что, конечно, нужно этот аргумент очень внимательно обсудить. Но при этом хотелось бы заметить, что в начале 2000 годов ситуация в спецслужбах российских была не совсем удачной, но не потому что они тогда были не объединены в одну, а потому что были невысокие зарплаты, очень высокая текучка оперативного состава. Молодые люди, которые приходили, например, в ФСБ, нарабатывали связи и достаточно быстро уходили в бизнес, в различные структуры службы безопасности. Но в любом случае получалось так, что и при отсутствии слияния проблемы мы имели тогда. Теперь рассмотрим другой вопрос. Если бы мы шли по примеру, например, Турции, где фактически были обезглавлены спецслужбы, где идёт чистка по политическим мотивам, я бы полностью согласился с моим коллегой. Но сейчас же речь не идёт о какой-то чистке, речь идёт об объединении. Да, действительно, когда погранвойска вошли в состав ФСБ, могу заметить, многие должности перестали быть генеральскими. Да, действительно, они пострадали. Помимо этого действительно был уход некоторой части кадров. Но мы это достаточно спокойно пережили. И сейчас никто не может сказать о том, что наши границы плохо защищены. Поэтому я полагаю, что нам нужно смотреть вперёд.

Мы можем получить некое снижение эффективности, но далее можем прийти к таким результатам, которые сейчас для нас являются недостижимыми

Владимир Евсеев

Д. Н.: Тут вопрос в том, что такое краткосрочный период? Сколько это?

В. Е.: Можно опять же говорить по погранвойскам. Я думаю, что, наверное, речь должна идти о нескольких годах, когда придёт уже полное слаживание, потому что в течение значительного периода времени служба внешней разведки была отделена, например, от ФСБ. И в этом было некое даже соревнование.

Д. Н.: Я подвожу итоги телефонного голосования. 63% слушателей пока поддерживают создание МГБ. 37% говорят, что могут и без этого прожить вполне. Вот я уже сказала, что планируется масштабно сразу перетрясти несколько крупных учреждений. И мы прекрасно понимаем, что в каждом из этих учреждений есть свои маленькие царьки, есть группы влияния, есть люди, которые не захотят отдавать свои сферы влияния. Но другое дело, если ты, допустим, занимаешь какой-то высокий пост в МВД, конечно, тебе не хочется подчиняться кому-то. Кто проиграет от создания МГБ?

В. Е.: Я думаю, что проиграют те руководители, которые во что-то вольются. Я вам приводил пример погранвойск. Я был приглашён на День пограничника в Кремль, и я видел, как много у нас было генералов среди погранвойск. Могу заметить, что многие генералы стали на полковничьих должностях после вливания. То есть ту организацию, в которую вливают, у неё понижение в статусе, понижение полномочий. Это иногда сопровождается в какие-то места, может быть, не совсем удобные, такое тоже бывает. И я думаю, что можно это в чём-то минимизировать. А иногда я вижу позитив. Ну, например, вот посмотрите, насколько нам нужно МЧС в нынешнем виде. Нужно эту службу расширить для того, чтобы повысить статус того человека, кто в тот момент это министерство возглавлял. И для этого нужно бы найти, кого можно присоединить к министерству по чрезвычайным ситуациям для того, чтобы оно стало на самом деле министерством. Но оказалось, что если не убрать из МВД службу, которая занимается борьбой с пожарами, то просто невозможно сделать из этого министерство. Тогда это было сделано, но это было несколько искусственно. Наверное, труднее было говорить, насколько искусно было выделять из структуры, которая раньше входила в одну.

В КГБ у нас всё-таки ФСО, СВР и служба безопасности были вместе. Вопрос, насколько сейчас логично будет опять их сводить

Владимир Евсеев

Д. Н.: Ну вот смотрите: теперь совершенно очевидно, что ФСО теряет какую-то силу определённую, теряет следственный комитет, который чуть ли ни по кусочкам растаскивают, здесь должны перевести под контроль Генпрокуратуры, отнять следствие по резонансным делам, а это экономические и политические статьи. Это как раз те самые дела, которые будоражат Интернет, СМИ обычно, это такие очень популярные и интересные истории. Это же всё болезненно довольно-таки. Вообще, возможно ли всё это сделать? Это уже к вам, наверное, Александр Леонидович, вопрос.

А. Б.: Такое, скажем прямо, революционное перетрясание основной массы силового блока на данный момент просто невозможно. Во-первых, в бюджете нет столько денег. На одни только удостоверения сотрудников в новой ведомственной принадлежности придётся потратить астрономическую сумму. Это раз. Зачастую это сопровождается сменой формы. То есть разработка формы, её пошив, доставка, выдача - это тоже всё бешеные деньги. И, естественно, их никто не планировал. Если учесть позицию Силуанова и Улюкаева, то это может быть расценено как первое время чумы. У нас и так положение довольно сложное, каждая копейка на счету. И вот так вот раскидываться деньгами просто нереально. Если мы говорим чисто о МГБ, не рассматриваем вариант с МЧС и следственным комитетом, то, возвращаясь к вашему вопросу, я полагаю, что потерять в первую очередь от такого объединения может качество.

Централизованное управление всегда хорошо тем, что принятые решения выполняются за минимальный срок

Александр Беляев

То есть временной показатель снижается, соответственно, эффективность таких решений, если они приняты правильно, на основе верно оценённой обстановки - они становятся более эффективными и выгодными. Они дешевле стоят в конечном итоге, если говорить о ценовой оценке деятельности спецслужб. Если же объединённый орган начинает возглавлять человек, который плохо разбирается, например, во всех вопросах... То есть пришёл человек, не разбирающийся в специфике ни одной из этих спецслужб. Может получиться так, что одновременно ухудшится качество работы всех трёх ведомств, и это будет сопровождаться ещё и бегством профессиональных сотрудников.

Д. Н.: А куда им бежать, кстати?

А. Б.: Вот в этом и беда, поскольку рынок труда у нас для представителей плаща и кинжала очень невелик. Соответственно, как правило, сотрудники по выходу на пенсию идут либо в консалтинговые агентства, у кого есть возможность, либо в адвокаты, что реже, либо в службы безопасности каких-либо крупных структур, либо банков, реже - частные охранные предприятия. Все эти рынки и специальности уже насыщены и перенасыщены. И столько людей впитать они просто не смогут, поскольку, как ни крути, любое изменение приводит к тому, что начинает действовать пословица "новая метла по-новому метёт". И у нас может получиться так, что потеряется попросту смысл проведения этой реформы.

Д. Н.: Слушатели спрашивают: "История с Захарченко, например, как-то связана с сообщениями о создании министерства?"

А. Б.: Безусловно, нет.

Про хороший и плохой опыт силовиков из других стран

В. Е.: Мне хотелось бы продолжить то, что говорит мой коллега. Вот если, например, придёт в руководители министерства госбезопасности такой человек, как Анатолий Сердюков. Вы сами понимаете, что произойдёт.

Д. Н.: А что вы, кстати, на Сердюкова клевещите? Он, знаете, под следствием не был. Он сейчас занимает неплохой пост. Кроме того, он свидетелем проходил. Более того, он сейчас глава своего ЖЭКа. Он уважаемый человек.

В. Е.: Я бы не был против того, чтобы он занимался тем, чем он занимался до министерства обороны. Министерство обороны всё-таки не совсем его место. Поэтому если на министерство госбезопасности придёт человек, который будет со стороны, которому всё равно, что ему делать: продавать табуретки или осуществлять операции службы внешней разведки, - то в этом случае, конечно, оно проиграет. Но, скорее всего, ситуация будет несколько иная. Судя по названию этого министерства, скорее всего, оно будет создаваться на базе ФСБ. ФСБ имеет глубокое понимание проблем и службы внешней разведки, и федеральной службы охраны. Поэтому здесь говорить о том, что люди, которые будут возглавлять, они не будут возражать, было бы неправильно.

Возможен какой-то переходный период, в котором структура во многом будет сохранена, чтобы не привести к потере качества работы

Владимир Евсеев

И я вам приведу пример уже как раз из вооружённых сил. В вооружённых силах очень долго обсуждалось, насколько нужно нам создавать военно-космические силы, например. Или в своё время у нас очень большую проблему вызывало то, насколько нам нужно обеднять некие НИИ, которые занимались разработкой чего-либо. Их сливали. Да, действительно, поначалу это носило формальный характер. Но могу сказать, что эффект был всё-таки потом позитивный, потому что задачи, которые решали, были относительно близки. Поэтому мы пока не знаем, как реально всё это будет осуществляться, кто будет возглавлять.

Д. Н.: А кстати, слушатели интересуются тоже, кто может возглавить?

В. Е.: Ну, самый простой вариант - это человек, который сейчас возглавляет службу ФСБ. Он формально может возглавлять это министерство. Но это в качестве одного из вариантов. Я думаю, что могут быть и другие варианты. И такого рода предложения, конечно, должны принимать в Администрации Президента РФ.

Д. Н.: Александр Леонидович, а вы как полагаете?

А. Б.: Ну в ближайшие три года никаких таких изменений, я так полагаю, не будет, но если гипотетически предположить, что при учёте внутренних движений в высшем руководстве создание такой ведомости может привести к тому, что директор ФСБ тоже может поменяться.

Д. Н.: То есть ещё не факт, что Александр Бортников будет?

А. Б.: Абсолютно. Лишь бы был повод для замены.

Такая реформа должна глубоко продумываться, должен быть обязательно замысел, в какую сторону новая структура должна иметь уклон

Александр Беляев

У службы внешней разведки есть своя очень тонкая специфика, и профессиональные контрразведчики здесь могут очень сильно наломать дров, поскольку работа на иностранной территории, с иностранцами, -она предполагает чёткое знание менталитета, причём менталитета людей, которые живут постоянно за границей. Другое дело, как ведут себя иностранцы здесь. Соответственно, те же самые вербовочные подходы, изучение их поведения здесь в рамках контрразведывательного режима диктует совершенно другие правила.

Д. Н.: Вот здесь пишут: "А не станет ли это министерство госбезопасности сродни тому, что было в советское время, не начнётся ли охота на ведьм?"

В. Е.: Я могу сказать, что в советское время КГБ выполняло функции идеологические. И если на это министерство госбезопасности не будет возлагаться такого рода функций - а их не может быть возложено, потому что у нас формально такого рода идеологии нет - тогда оно не может быть использовано для этих целей. И мне хотелось бы довести ситуацию до некоторого абсурда и рассказать о том, как ситуацию с этим решали в Грузии. В Грузии решили вообще объединить всё. То есть это если бы ещё к министерству госбезопасности добавили МВД - вот создали такого супергиганта. Что удалось сделать в Грузии реально? В Грузии, где всегда была очень серьёзная коррупция среди полицейских.

Д. Н.: Местные жители говорят, что когда приходил устраиваться в милицию человек, ему давали ружьё, жезл и говорили: "Иди!". И он просто выходил на большую дорогу и там в кустах подкарауливал машины, так и зарабатывал.

В. Е.: Я в последнее время достаточно много бываю в Грузии. Так вот, могу сказать, что проблему коррупции удалось решить, но чрезвычайно жёсткими мерами. Может быть, за счёт такого обеднения проблему коррупции и удалось решить. Но я не думаю, что от этого Грузия получила дополнительную возможность в сфере спецслужб.

Д. Н.: А уместно ли нас сравнивать? Ну, всё-таки вот плевочек на карте и Россия. У нас же в принципе такое невозможно.

В. Е.: Я завершу. Положим, в США тоже попытались создать некое такое министерство внутренней безопасности, которое должно было объединить все структуры, но оно реально, насколько я понимаю, занимается именно функцией координации, не вмешиваясь в работу служб. И поэтому такое министерство - мы много об этом говорили, но я не увидел реальных успехов, а копирование опыта - например, в Европе создало негатив, потому что пошла волна терактов, с которыми мы не смогли бороться. Поэтому я думаю, что надо сравнивать Россию не по масштабу там с другими государствами, а по тому опыту, который может быть позитивным. Я полагаю, что если мы хотим победить коррупцию, то, наверное, какие-то реформы должны быть и в МВД тоже. Но не обязательно сливать её с министерством госбезопасности и делать одно министерство. Я думаю, это абсолютно неправильная ситуация.

Д. Н.: А ещё СВР есть. Вот в Штатах есть ЦРУ, например, огромный просто гигант, который кучу денег тоже жрёт. А у нас-то вообще получается, что никакого аналога не останется.

В. Е.: Во-первых, у нас тоже есть структуры. Есть структура в министерстве обороны, например, которая занимается разведкой, есть служба внешней разведки. Но я думаю, что всё должно быть разумно. Если мы будем видеть цель, тогда под это можно всё выстроить. А если мы хотим объединить только для того, чтобы поменять, например, начальников и своего человека поставить на руководителя министерства, вот тогда, конечно, никакого позитива не будет.

Должна быть чётко сформулирована цель объединения, какие ставятся при этом задачи, сроки, и тогда мы можем говорить, хорошо это для нашей страны или нет

Владимир Евсеев

Расскажите по поводу Грузии. Интересно.

А. Б.: С Грузией вышла очень занятная ситуация. На фоне ярко выраженной внешней поставленной задачи борьба с Россией и с любыми проявлениями позитива, связанного с Россией, вот этот монстр, который был создан на базе министерства внутренних дел. То есть профессиональные контрразведчики были фактически изгнаны. И те, кто остался, - они полностью встали на рельсы русофобии. И в МВД Грузии был создан департамент специальных операций, который занимался тем, что в первую очередь вышел на связь с грузинскими ворами в законе, которые находятся в том числе на территории РФ, и возглавил контрабанду наркотиков, оружия. И вот эти вот ухари доставили нам очень много хлопот.

Д. Н.: Это какой год?

А. Б.: Когда пришёлся пик деятельности этих людей? Это было при Саакашвили, и пик активности пришёлся на выборы, когда Медведев уходил, а Путин снова баллотировался и должен был прийти.

Д. Н.: А как это связано? Там же в это время, я помню, было много новостей о том, что из Грузии выгоняют воров в законе, многие были вынуждены уехать из страны.

А. Б.: В Грузии были приняты поправки к уголовному кодексу, по которому за сам факт того, что человек является вором в законе, - ему полагалось, по-моему, семь лет лишения свободы. По воровским законам вор не имеет права не представиться. Либо, если ты не признаёшься, тебя раскороновывают, вплоть до опускания. Ну, не каждый человек решится так кардинально изменить свою судьбу и из вора стать чуханом, например. И чем отметился департамент спецопераций? Они пытались организовать серию бунтов в российских тюрьмах для того, чтобы дестабилизировать социально-политическую обстановку в нашей стране, сорвать выборы, и, если получится, организовать массовые побеги, вплоть до вооружения бежавших людей за счёт ограбления арсеналов воинских частей. План хороший, конечно. Но, слава богу, здесь люди тоже не зря свой хлеб едят. И закончилось всё тем, что грузинские агенты в основной массе были попросту перевербованы, и они начали просто сообщать необходимые сведения о том, что и как делается и куда идёт финансирование.

В. Е.: А кто их финансировал, интересно вот?

А. Б.: Деньги шли транзитом через подконтрольные ЦРУ и Госдепу структуры, через Грузию и уже оседали здесь.

Д. Н.: Ну, мы увлеклись разговором о Грузии. У нас две минуты осталось до конца. Хотелось бы, возвращаясь к этому варианту о создании министерства госбезопасности... Мы с вами говорили о том, кто проиграет от этого, а кто от этого выиграет? Вот кому это, прежде всего, на руку?

Очень бы хотелось, чтобы от создания новой структуры выиграл российский народ, чтобы жизнь стала более безопасной

Владимир Евсеев

В. Е.: Тем более в условиях, когда угроза, внутренняя и внешняя, нарастает, чтобы мы могли более целенаправленно тратить те деньги, которые можем выделять на эти структуры.

Д. Н.: А выделяем мы немало, прямо скажем.

В. Е.: Выделяем серьёзные финансовые ресурсы. Хотелось бы, чтобы они тратились крайне целесообразно, чтобы они имели высокую эффективность вложения. Вот о чём я говорю. И хотелось бы, чтобы между спецслужбами не было не то что противостояния, а чтобы они просто вместе работали по решению тех задач, которые на них возложены.

Д. Н.: Владимир Евсеев, военный эксперт, заместитель директора Института стран СНГ. Ну и минута вам тоже для резюме финального. Александр Беляев, бывший сотрудник отдела по борьбе с оргпреступностью управления ФСБ по Москве и области. Не успеваем мы голосование провести, так что просто поставим точки к концу эфира. Кто выиграет в создании министерства госбезопасности?

А. Б.: Полагаю, что, поскольку данный этап развития нашего государства, общества посвящён борьбе с коррупцией, это главное зло.

Объединение в такую крупную структуру могло бы привести к качественному рывку в борьбе с коррупцией на уровне губернаторов и глав республик

Александр Беляев

Это самое уязвимое звено, и именно оно сейчас проседает.

Д. Н.: Чем дело кончится, узнаем, я уже надеюсь, в ближайшее время. Дарья Надина была у микрофона. Всем доброго вечера.

Идея учреждения Министерства госбезопасности (МГБ). По данным газеты «Коммерсант», в рамках масштабной реформы силового блока страны до 2018 года планируется присоединение к ФСБ ФСО и СВР России. Несмотря на то, что информация официально не подтвердилась, перспектива создания всесильного министерства (по аналогии с основанным в 1946 году МГБ СССР) уже успела разделить российское общество на тех, кто «за» и тех, кто «против» реформы.

Сама по себе идея объединения спецслужб не нова. Впервые на официальном уровне об этой инициативе заговорили еще в 2004 году. Тогда в рамках аппаратной реформы ФСБ активно обсуждалась возможность преобразования службы в министерство. В каком-то смысле эта цель была достигнута, правда не за счет создания МГБ, а путем расширения полномочий директора ФСБ, который получил статус федерального министра.

Позже к этому вопросу возвращались еще не раз, но почему именно сейчас инициатива создания МГБ выглядит так правдоподобно? Во-первых, на фоне укрепления российских Вооруженных сил, реформирования МВД и создания Росгвардии возможное объединение спецслужб выглядит как вполне закономерный этап усиления силового блока страны.

Во-вторых, считается, что объединение разведки, контрразведки и федеральной охраны «под одной крышей» позволит государству гораздо эффективнее обеспечивать национальную безопасность в условиях растущих внутренних и внешних угроз.

В-третьих, налицо общая тенденция усиления роли так называемых силовиков, в том числе в управлении государством, выражающаяся в недавней серии назначений выходцев из ФСБ на руководящие позиции в регионах. В этой связи МГБ можно было бы рассматривать в качестве своего рода кадрового резерва для будущей политической элиты страны.

На деле же все не так однозначно. Как ни странно, но основными критиками проекта стали сами ветераны разведки. По их общим оценкам, столь масштабная реформа на самом деле не отвечает интересам государства, поскольку исключает здоровую конкуренцию между ведомствами.

Так, согласно российскому законодательству, одной из основных функций органов безопасности является информирование высшего руководства страны о потенциальных угрозах. Однако у каждой службы есть свои специфические задачи, а значит и свое уникальное видение ситуации.

Другими словами, разведка в силу своей специфики не может и не должна играть соподчиненную роль перед контрразведкой. С этой точки зрения, единоначалие ФСБ над СВР и ФСО может негативно сказаться на процессе принятия ключевых решений в области безопасности, в первую очередь за счет недостатка разноплановой информации, которая зачастую позволяет иначе взглянуть на проблему.

В пользу приведенных аргументов говорит и международный опыт. Достаточно взглянуть на структуру специальных служб «наших западных партнеров». Так, например, разведсообщество США включает в себя 16 разных разведывательных служб, которые курирует советник президента США по разведке в должности директора разведки США.

При этом помимо ЦРУ, в разведсообщество США входят структурные подразделения Госдепартамента, Министерства финансов, Министерства обороны, Министерства энергетики, Министерства внутренней безопасности и Министерства юстиции США.

В штатах, которые стремятся обеспечить себе «глобальное лидерство», никому бы и в голову не пришло вычленять разведподразделения и вливать их, скажем, в состав ЦРУ или ФБР, поскольку это самым негативным образом сказалось бы на их эффективности при решении специализированных узкопрофильных задач.

Безусловно, больше всего в создании МГБ заинтересована сама ФСБ, которая, в случае присоединения к ней СВР и ФСО, получила бы «право решающего голоса». Однако в нынешних условиях столь радикальная мера как масштабная реформа национальных спецслужб все же кажется чрезмерной. Ведь, кроме всего прочего, в существующей структуре органов госбезопасности координирующая роль отводится Совету Безопасности Российской Федерации, который объединяет усилия разведки, контрразведки и других силовых ведомств. Поэтому идея создания новой структуры, которая по сути будет дублировать СБ РФ, видится не столь очевидной.

В России грядут очередные изменения, и на сей раз коснутся они силовых и правоохранительных ведомств и структур. Не так давно новость о реформе ФСБ 2018 года стала достоянием общественности. Собственно, готовится масштабная реорганизация основных правительственных служб, направленных на обеспечение безопасности.

Предполагается, что до создадут новое ведомство – Министерство государственной безопасности (МГБ). Помимо ФСБ в орган, обеспечивающий сохранность государства, будут включены и другие силовые структуры. Но обо всем по порядку.

Министерство чрезвычайных полномочий

В планах правительства упразднить некоторые структуры, переименовать и распределить функции в других силовых структурах. Новое ведомство – Министерство государственной безопасности – построят на основе Федеральной службы безопасности РФ.

Начнется реформа с присоединения к ФСБ таких структур как ФСО и СВР (Федеральная служба охраны и Служба внешней разведки). Далее последует возвращение СКР (Следственный комитет) в Генпрокуратуру, которая и так осуществляет за ним надзор. МЧС ожидает неминуемое расформирование. Функции Министерства чрезвычайных ситуаций передадут Министерству обороны и Министерству внутренних дел. То есть, все возложенные на МЧС задачи и спецназначения распределят между МВД и Минобороны.

Реформа в правоохранительных и силовых структурах призвана значительно повысить эффективность управления этими структурами, полностью избавиться от коррупции, вывести оборону на новый уровень. Подготовка к реформе прошла более чем успешно – указом была создана Росгвардия, в которую вошли внутренние войска и большинство подразделений органов внутренних дел. Также были ликвидированы ФСКН и ФМС (Федеральная служба по контролю над оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба). Функции данных структур передали МВД.

ФСБ с СВР и ФСО

Мы уже знаем, что в ФСБ, на основе которого создадут МГБ, войдут СВР и ряд подразделений ФСО. Многие считают, что обновленный ФСБ теперь будет выполнять функции КГБ (Комитета государственной безопасности СССР).

Теперь ФСО будет функционировать в виде Службы безопасности президента. После реформирования под контролем ФСО, помимо охраны, будут находиться транспортное обслуживание высших должностных лиц и спецсвязь.

Министерство государственной безопасности получит и иные функции, которые ведомства, вошедшие в МГБ, не выполняли ранее. Например, планируется, что сотрудники новой государственной структуры, помимо сопровождения и обеспечения расследования уголовных дел, которые были возбуждены СКР и МВД, будут также осуществлять и процессуальный надзор над ними.

Следственное подразделение МГБ, коему присудят статус главка, будет вести наиболее «громкие» уголовные дела, а также те, которые имеют государственную важность. На сегодняшний день контроль над такими делами закреплен за МВД и СК.

Кроме того, Министерство государственной безопасности РФ будет координировать и обеспечивать собственную безопасность во всех силовых и правоохранительных ведомствах.

Генпрокуратура и СК

СКР перестанет быть самостоятельным органом и вновь станет одной из структур Генеральной прокуратуры РФ. Соответственно, статус основных подразделений Следственного комитета будет понижен. К примеру, главное военное следственное управление станет, в конечном итоге, обычным управлением.

Напомним, с 1 января 2017 года главную военную прокуратуру РФ реорганизовали в управление Генпрокуратуры. Основанием для таких изменений стал закон, принятый еще в 2014 году.

Минобороны, МВД и МЧС

По подтвержденным данным от проверенных источников, Министерство обороны РФ будет подкреплено и значительно усиленно путем включения в его состав пожарных, спасательных и других служб МЧС, а также присоединения к ним войск гражданской обороны. Из ликвидированного Министерства чрезвычайных ситуаций в расположение МВД перейдет Госпожнадзор.

Ранее Государственный пожарный надзор и так находился в структуре Министерства внутренних дел. МЧС, и в самом деле, решили расформировать, передав все его функции другим министерствам и государственным ведомствам. Скорее всего, чрезвычайное и спасательное подразделения МЧС перейдут в Минобороны.

Массовая смена руководства

Понятно, что в процессе внедрения новой реформы, в планах правительства сменить действующих начальников силовых и правоохранительных ведомств и служб. Подобный шаг может привести к резонансным скандалам, но он необходим, чтобы искоренить коррупцию в основных структурах, обеспечивающих безопасность государства.

Так, предполагается, что создатель СКР Александр Бастрыкин более не будет занимать управленческую должность. Однако Бастрыкин не покинет ведомства, ему дадут почетный пост, лишенный, однако, полномочий руководителя.

Видео новость

Статья написана специально для сайта “2018 год Собаки”: http://god-2018s.com