Церковь самарских святых. Жития самарских святых. Читаем Евангелие вместе с Церковью

История Храма

Храм в честь Собора Самарских Святых, расположенный на пересечении Московского шоссе и улицы Сов. Армии был открыт 31 марта 2010 года, накануне светлого праздника Пасхи. Облик Храма, сама его идея во многом определены местом, вблизи которого он расположен. Ведь на территории нынешнего парка им. Гагарина в сталинскую эпоху на дачах НКВД были расстреляны и захоронены около двух с половиной тысяч человек, в большинстве своем несправедливо обвиненных. По словам Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, «возведение Храма на крови - дань благодарности мученикам, освятившим своими страданиями Самарскую землю».

– Это очень тяжелое событие в нашей истории, – говорит настоятель Храма, священник Виталий Германов, – но в память святых не служится панихида, в память святых радуются, ведь они молятся за нас, они своими страданиями освятили нашу землю.

Ежегодно,12 августа, отмечается Престольный Праздник в память о самарских новомучениках, включающий в себя Богослужение и Крестный ход в парк им. Гагарина к памятнику жертвам сталинских репрессий.

Есть в Храме и святыни: мощи преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, мощи Св. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.

С каждым днем в Храм приходит все больше и больше детей, молодежи, жителей окрестных домов и студентов, чтобы помолиться Богу на Богослужении, поставить свечку за близких, послушать церковное пение и колокола…

И все стройнее и стройнее звучит приходское пение: ВЕРУЮ!!!

Особенности Архитектуры Храма

Храм был спроектирован в стиле московского барокко. Его еще называют «нарышкинским стилем». Это направление в русской архитектуре конца XVII – начала XVIII веков – начальный период развития стиля барокко в России. Это был период перехода от средневековой безордерной к ордерной архитектуре. Для него характерны центрические, ярусные Храмы. Созданные Храмы этого стиля отличаются живописностью и особой «радостностью» архитектуры. Замечательным примером «нарышкинского стиля» является Храм Воскресения Христова в Замоскворечьи, в Кадашах, который (в некоторой степени) послужил прообразом Храма в честь Собора Самарских Святых.

Трехъярусная крыша Храма в честь Собора Самарских Святых украшена 40 кокошниками. Ярусы этих кокошников, устремлены ввысь, к небесам, а тесно сдвинутые, с удлиненными пропорциями барабаны, увенчанные ярко горящими на солнце золотыми главками, как свечи, как наши молитвы, устремлены к Богу.

Для «нарышкинского стиля» характерна двуцветность - белые элементы декора на основном фоне стен темно-красного, кирпичного цвета. Однако, здесь использован в качестве основного - бирюзовый фон, белый декор и небесно-синий цвет крыши. Храм опирается на цоколь темно-красного цвета. Такое цветовое решение создает гармонию с окружающим парковым ландшафтом и современными зданиями.

Бирюзовые плоскости стен разделены опирающимися на цоколь белыми прямоугольными колоннами – пилястрами, которые создают устремленность объема Храма ввысь и общий живописный эффект поверхностей. Чтобы звонница не отвлекала внимание от центральной архитектурной группы, она сделана невысокой. Тем не менее, звонница получилась удачной. Очень хорошие колокола, отлитые на заводе Н.Г.Пяткова в городе Каменск-Уральский и установленные одним из лучших колокольных мастеров России В.М Петровским из Архангельска, радуют окрестных жителей и прихожан своим «малиновым» звоном.

Храм удался и с точки зрения внутренней акустики. Чтобы убедиться в этом, достаточно послушать хоровое пение во время Литургии.

Храм в честь Собора Самарских Святых является удачным примером использования принципов русской архитектуры в современном храмовом строительстве.

Характеристика Храма как строительного объекта:

-Здание православного Храма рассчитано на 270 прихожан

-Высота от отметки 0,000 до креста – 25,735 м

-Общая площадь здания – 553,5 кв. м

Расписание Богослужений

Храм открыт ежедневно с 10 до 18 часов, в воскресенье и в праздники до 14 часов.

Настоятель Храма-отец Виталий Германов.

Службы проходят по пятницам, субботам и воскресеньям в 9-00 и в 17-00.

Исповедь: вечером после службы и утром после 8-00. Крещение: в субботу в 12-00. Венчание по воскресеньям.

Причастие и соборование больных на дому, а также другие требы можно согласовать с отцом Виталием по тел: 8 – 902 – 320 – 27 – 27.

Более точная информация о еженедельной жизни Храма, Престольных праздниках и паломнических поездках всегда доступна в левой части при входе на специальном стенде.

Официальный сайт Храма

http://www.samsvjat-hram.ru

Реквизиты для пожертвований

http://www.samsvjat-hram.ru/index.php?mod=blagotvor

Фрагмент службы в праздник Михаила Архангела в Храме в честь Собора Самарских Cвятых. Служит отец Виталий Германов. Самара, 20 ноября 2012 г.

Концерт духовной музыки в Храме Собора Самарских Святых

23.11.2012

Адрес:
г. Самара, Московское шоссе, 77 "б".

Контактный телефон:
8-846-222-92-31, 8-846-222-92-30, 8-846-271-80-44

Трехмерные панорамы
http://palomnik63.ru/panoramas/508_sobora_samarskikh_svyatykh_samara/

Сайт:
http://samsvjat-hram.ru

Настоятель:
Иерей Иванов Андрей Викторович

Благочиние:
Самарское Центральное

История:
История Храма Храм в честь Собора Самарских Святых, расположенный на пересечении Московского шоссе и улицы Сов. Армии был открыт 31 марта 2010 года, накануне светлого праздника Пасхи. Облик Храма, сама его идея во многом определены местом, вблизи которого он расположен. Ведь на территории нынешнего парка им. Гагарина в сталинскую эпоху на дачах НКВД были расстреляны и захоронены около двух с половиной тысяч человек, в большинстве своем несправедливо обвиненных. По словам Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, «возведение Храма на крови – дань благодарности мученикам, освятившим своими страданиями Самарскую землю». – Это очень тяжелое событие в нашей истории, – говорит настоятель Храма, священник Виталий Германов, – но в память святых не служится панихида, в память святых радуются, ведь они молятся за нас, они своими страданиями освятили нашу землю. Ежегодно,12 августа, отмечается Престольный Праздник в память о самарских новомучениках, включающий в себя Богослужение и Крестный ход в парк им. Гагарина к памятнику жертвам сталинских репрессий. Есть в Храме и святыни: мощи преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, мощи Св. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. С каждым днем в Храм приходит все больше и больше детей, молодежи, жителей окрестных домов и студентов, чтобы помолиться Богу на Богослужении, поставить свечку за близких, послушать церковное пение и колокола… И все стройнее и стройнее звучит приходское пение: ВЕРУЮ!!! Особенности Архитектуры Храма Храм был спроектирован в стиле московского барокко. Его еще называют «нарышкинским стилем». Это направление в русской архитектуре конца XVII – начала XVIII веков – начальный период развития стиля барокко в России. Это был период перехода от средневековой безордерной к ордерной архитектуре. Для него характерны центрические, ярусные Храмы. Созданные Храмы этого стиля отличаются живописностью и особой «радостностью» архитектуры. Замечательным примером «нарышкинского стиля» является Храм Воскресения Христова в Замоскворечьи, в Кадашах, который (в некоторой степени) послужил прообразом Храма в честь Собора Самарских Святых. Трехъярусная крыша Храма в честь Собора Самарских Святых украшена 40 кокошниками. Ярусы этих кокошников, устремлены ввысь, к небесам, а тесно сдвинутые, с удлиненными пропорциями барабаны, увенчанные ярко горящими на солнце золотыми главками, как свечи, как наши молитвы, устремлены к Богу. Для «нарышкинского стиля» характерна двуцветность - белые элементы декора на основном фоне стен темно-красного, кирпичного цвета. Однако, здесь использован в качестве основного - бирюзовый фон, белый декор и небесно-синий цвет крыши. Храм опирается на цоколь темно-красного цвета. Такое цветовое решение создает гармонию с окружающим парковым ландшафтом и современными зданиями. Бирюзовые плоскости стен разделены опирающимися на цоколь белыми прямоугольными колоннами – пилястрами, которые создают устремленность объема Храма ввысь и общий живописный эффект поверхностей. Чтобы звонница не отвлекала внимание от центральной архитектурной группы, она сделана невысокой. Тем не менее, звонница получилась удачной. Очень хорошие колокола, отлитые на заводе Н.Г.Пяткова в городе Каменск-Уральский и установленные одним из лучших колокольных мастеров России В.М Петровским из Архангельска, радуют окрестных жителей и прихожан своим «малиновым» звоном. Храм удался и с точки зрения внутренней акустики. Чтобы убедиться в этом, достаточно послушать хоровое пение во время Литургии. Храм в честь Собора Самарских Святых является удачным примером использования принципов русской архитектуры в современном храмовом строительстве. Характеристика Храма как строительного объекта: -Здание православного Храма рассчитано на 270 прихожан -Высота от отметки 0,000 до креста – 25,735 м -Общая площадь здания – 553,5 кв. м

Чу-до-тво-рец

В 1354 го-ду, про-плы-вая по Вол-ге на пу-ти в Зо-ло-тую Ор-ду, свя-ти-тель Алек-сий оста-но-вил-ся у впа-де-ния ре-ки Са-ма-ры в ре-ку Вол-гу, где в уеди-нен-ной ке-ллии про-жи-вал ста-рец-схим-ник, имя ко-то-ро-го неиз-вест-но. Свя-ти-тель пред-ска-зал, что на сем ме-сте воз-никнет град ве-ли-кий, в ко-то-ром про-си-я-ет бла-го-че-стие и град сей во ве-ки ра-зо-рен не бу-дет. Свя-ти-тель Алек-сий яв-ля-ет-ся небес-ным по-кро-ви-те-лем го-ро-да Са-ма-ры, в его па-мять был освя-щен при-дел в пер-вом Ка-фед-раль-ном со-бо-ре го-ро-да Са-ма-ры - Воз-не-сен-ском, по-стро-е-на ча-сов-ня на ме-сте по-се-ще-ния свя-ти-те-ля. День па-мя-ти свя-ти-те-ля Алек-сия яв-ля-ет-ся Днем го-ро-да Са-ма-ры.

Свя-щен-но-му-че-ник Вла-ди-мир, мит-ро-по-лит Ки-ев-ский и Га-лиц-кий

Ро-дил-ся 1 ян-ва-ря 1848 го-да, в 1888 го-ду ру-ко-по-ло-жен во епи-ско-па Ста-ро-рус-ско-го, ви-ка-рия Нов-го-род-ской епар-хии. В 1881-1892 гг. - епи-скоп Са-мар-ский и Став-ро-поль-ский. По при-бы-тии на ка-фед-ру свя-ти-тель столк-нул-ся с эпи-де-ми-ей хо-ле-ры и силь-ным неуро-жа-ем, по-влек-шим го-лод для мно-гих лю-дей. Свя-ти-тель Вла-ди-мир явил-ся в тя-же-лую ми-ну-ту нрав-ствен-ной опо-рой для страж-ду-щих. Им был учре-жден епар-хи-аль-ный ко-ми-тет вза-и-мо-по-мо-щи, ор-га-ни-зо-ван сбор по-жерт-во-ва-ний по-стра-дав-шим, от-кры-ты бес-плат-ные сто-ло-вые. Вла-ды-ка Вла-ди-мир по-да-вал лич-ный при-мер в на-пут-ство-ва-нии уми-ра-ю-щих, при-зы-вал свою паст-ву к по-ка-я-нию и ми-ло-сер-дию. В 1892-1898 гг. - эк-зарх Гру-зии, в 1898-1912 гг. - мит-ро-по-лит Мос-ков-ский и Ко-ло-мен-ский, в 1912-1915 гг. - мит-ро-по-лит Санкт-Пе-тер-бург-ский и Ла-дож-ский, с 1915 г. - мит-ро-по-лит Ки-ев-ский и Га-лиц-кий. 25 ян-ва-ря 1918 го-да при-нял му-че-ни-че-скую смерть от рук крас-но-ар-мей-цев. Ка-но-ни-зи-ро-ван Ар-хи-ерей-ским со-бо-ром 1992 го-да.

Свя-щен-но-му-че-ник Ве-ни-а-мин, мит-ро-по-лит Пет-ро-град-ский и Гдовский

Ро-дил-ся 17 ап-ре-ля 1874 го-да. В 1896 го-ду ру-ко-по-ло-жен в сан иеро-мо-на-ха, 1902-1905 го-дах - рек-тор Са-мар-ской Ду-хов-ной Се-ми-на-рии. Свя-щен-но-му-че-ник Ве-ни-а-мин боль-шое вни-ма-ние уде-лял ду-хов-но-нрав-ствен-но-му вос-пи-та-нию се-ми-на-ри-стов, уста-но-вил обя-за-тель-ную че-ре-ду при се-ми-нар-ском хра-ме, во вне-учеб-ное вре-мя про-во-дил пас-тыр-ские бе-се-ды с уча-щи-ми-ся. Боль-шое вни-ма-ние отец-рек-тор уде-лял па-лом-ни-че-ским по-езд-кам се-ми-на-ри-стов по свя-тым ме-стам, ор-га-ни-зо-вы-вал ре-гу-ляр-ные вы-ез-ды в се-ла гу-бер-нии, где про-во-ди-лись ка-те-хи-за-тор-ские чте-ния и се-ми-на-ри-сты учи-лись про-ве-де-нию про-по-ве-дей и пас-тыр-ско-му окорм-ле-нию на-се-ле-ния. С 1905 го-да - рек-тор Санкт-Пе-тер-бург-ской Ду-хов-ной Се-ми-на-рии. В 1910 го-ду ру-ко-по-ло-жен во епи-ско-па Гдов-ско-го, ви-ка-рия Санкт-Пе-тер-бург-ской епар-хии, с 1917 мит-ро-по-лит Санкт-Пе-тер-бург-ский и Гдов-ский. 29 мая 1922 го-да аре-сто-ван по об-ви-не-нию в со-про-тив-ле-нии изъ-я-тию цер-ков-ных цен-но-стей. 13 ав-гу-ста 1922 го-да при-нял му-че-ни-че-скую смерть за Хри-ста. Ка-но-ни-зи-ро-ван Ар-хи-ерей-ским со-бо-ром 1992 го-да.

Свя-щен-но-му-че-ник Ана-то-лий (Гри-сюк), мит-ро-по-лит Одес-ский

Ро-дил-ся 20 ав-гу-ста 1880 го-да. В 1913 го-ду ру-ко-по-ло-жен во епи-ско-па Чи-сто-поль-ско-го, ви-ка-рия Ка-зан-ской епар-хии, и на-зна-чен рек-то-ром Ка-зан-ской Ду-хов-ной Ака-де-мии. С 1922 г. - епи-скоп, а с 1923 г. - ар-хи-епи-скоп Са-мар-ский. Про-ти-во-дей-ство-вал об-нов-лен-че-ско-му рас-ко-лу, за что был аре-сто-ван в 1923 го-ду и со-слан на 3 го-да в Турк-ме-нию. С 1928 го-да - ар-хи-епи-скоп, а с 1932 го-да - мит-ро-по-лит Одес-ский. Аре-сто-ван 8 ав-гу-ста 1936 го-да и при-го-во-рен к 5 го-дам за-клю-че-ния в конц-ла-ге-ре. 23 ян-ва-ря 1938 го-да умер от оте-ка лег-ко-го и непо-силь-ной ра-бо-ты. Ка-но-ни-зи-ро-ван Ар-хи-ерей-ским со-бо-ром Укра-ин-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви.

Свя-щен-но-му-че-ник Алек-сандр (Тра-пи-цын), ар-хи-епи-скоп Самарский

Ро-дил-ся 29 ав-гу-ста 1862 го-да. В 1888 го-ду окон-чил Ка-зан-скую Ду-хов-ную Ака-де-мию и в 1889 го-ду был ру-ко-по-ло-жен в сан свя-щен-ни-ка Все-свят-ской церк-ви го-ро-да Вят-ки. В 1900 го-ду, бу-дучи ин-спек-то-ром Вят-ской Ду-хов-ной се-ми-на-рии, ов-до-вел и при-нял мо-на-ше-ский по-стриг. В 1904 го-ду ру-ко-по-ло-жен в епи-ско-па Му-ром-ско-го, ви-ка-рия Вла-ди-мир-ской епар-хии. С 1912 го-да - епи-скоп Во-ло-год-ский. В 1921 го-ду сме-щен с ка-фед-ры и на-хо-дил-ся в ссыл-ке. В 1928-1933 го-дах - ар-хи-епи-скоп Са-мар-ский. Ак-тив-но про-ти-во-дей-ство-вал об-нов-лен-че-ско-му рас-ко-лу, со-вер-шал част-ные бо-го-слу-же-ния в го-ро-дах и се-лах епар-хии, за ко-то-ры-ми ру-ко-по-ла-гал в свя-щен-ный сан до-стой-ных кан-ди-да-тов из чис-ла гра-мот-ных кре-стьян. Стре-мясь со-хра-нить мо-на-ше-ство, со-вер-шал тай-ные по-стри-ги и ока-зы-вал по-мощь со-слан-ным и го-ни-мым. В 1933 го-ду аре-сто-ван и при-го-во-рен к трем го-дам за-клю-че-ния в ла-ге-ре. В 1936 го-ду вер-нул-ся в Са-ма-ру, где ор-га-ни-зо-вал тай-ную се-ми-на-рию для под-го-тов-ки свя-щен-но-слу-жи-те-лей из чис-ла ин-тел-ли-ген-ции, ко-то-рая в до-ку-мен-тах НКВД име-но-ва-лась "Ин-сти-тут на-уч-но-го тай-но-го ду-хо-вен-ства". 29 но-яб-ря 1937 го-да аре-сто-ван с груп-пой са-мар-ских свя-щен-ни-ков по об-ви-не-нию контр-ре-во-лю-ци-он-ной де-я-тель-но-сти. Несмот-ря на пыт-ки и ис-тя-за-ния, ви-нов-ным се-бя не при-знал. 30 де-каб-ря 1937 го-да трой-кой УНКВД по Куй-бы-шев-ской об-ла-сти, был при-го-во-рен к рас-стре-лу. 14 ян-ва-ря 1938 го-да при-нял му-че-ни-че-скую смерть за Хри-ста. Вме-сте с ним бы-ли рас-стре-ля-ны са-мар-ские свя-щен-ни-ки:

свя-щен-ник Алек-сандр Ива-нов (1866-1938);

свя-щен-ник Алек-сандр Ор-га-нов (1873-1938);

свя-щен-ник Ва-си-лий Ви-тев-ский (1873-1938);

свя-щен-ник Вя-че-слав Ин-фан-тов (1883-1938);

свя-щен-ник Иа-ков Ал-фе-ров (1878-1938);

свя-щен-ник Иоанн Смир-нов (1873-1938);

свя-щен-ник Иоанн Суль-дин (1880-1938);

свя-щен-ник Тро-фим Мя-чин (1888-1938).

Все они бы-ли ка-но-ни-зи-ро-ва-ны Ар-хи-ерей-ским Юби-лей-ны-ми со-бо-ром 2000 го-да.

Свя-щен-но-му-че-ник Алек-сий (Ор-лов), ар-хи-епи-скоп Ом-ский

(8.02.1862, Са-ма-ра - 4.09.1937, близ Чим-кен-та). Па-мять 22 ав-гу-ста и в Со-бо-ре но-во-му-че-ни-ков и ис-по-вед-ни-ков Рос-сий-ских.

Окон-чил СПб. Ду-хов-ную ака-де-мию со сте-пе-нью кан-ди-да-та бо-го-сло-вия, 16 ав-гу-ста 1895 г. ру-ко-по-ло-жен во свя-щен-ни-ка. В сане про-то-и-е-рея слу-жил в Са-ма-ре. Ов-до-вел. 3 июня 1923 г. хи-ро-то-ни-сан во епи-ско-па Бу-гуль-мин-ско-го, ви-ка-рия Са-мар-ской епар-хии. В кон-це 1923 г. укло-нил-ся в об-нов-лен-че-ство. В 1924 г. при-нес по-ка-я-ние, на-зна-чен епи-ско-пом Кур-ган-ским, ви-ка-ри-ем То-боль-ской епар-хии. С 16 сен-тяб-ря 1927 - епи-скоп Мал-мыж-ский, ви-ка-рий Са-ра-пуль-ской Ижев-ской епар-хии. В 1931 г. был на Ено-та-ев-ской, Сыз-ран-ской и Ом-ской ка-фед-рах. 11 ав-гу-ста 1933 г. стал ар-хи-епи-ско-пом. 24 ап-ре-ля 1935 г. - арест, при-го-во-рен к пя-ти го-дам ссыл-ки в Ка-зах-стан. В г. Мир-зо-ян по-мог ор-га-ни-зо-вать "ста-ро-цер-ков-ную об-щи-ну". 15 мая 1937 г. - арест и за-клю-че-ние. На до-про-сах ви-ны не при-знал, по-ка-за-ний на дру-гих не дал. Рас-стре-лян. Про-слав-лен Ар-хи-ер. Соб. РПЦ 2000 г.

Свя-щен-но-му-че-ник Ав-гу-стин (Бе-ля-ев Алек-сандр Алек-сан-дро-вич), ар-хи-епи-скоп Ка-луж-ский и Бо-ров-ский

(26.02.1886 - 19.11.1937) Ро-дил-ся в се-мье свя-щен-ни-ка, окон-чил Ка-зан-скую ду-хов-ную ака-де-мию в 1911 г. В 1923 г. хи-ро-то-ни-сан в епи-ско-па Ива-но-Воз-не-сен-ско-го.

С 1 ап-ре-ля 1930 г. епи-скоп Сыз-ран-ский. С на-ча-ла сво-е-го слу-же-ния на Сыз-ран-ской ка-фед-ре еп. Ав-гу-стин поль-зо-вал-ся огром-ным ав-то-ри-те-том сре-ди ве-ру-ю-щих, объ-еди-нил во-круг се-бя все ду-хо-вен-ство, яв-ля-ясь за-бот-ли-вым от-цом и муд-рым ар-хи-пас-ты-рем, что не по-нра-ви-лось мест-ной вла-сти, на-шед-шей по-вод для аре-ста ар-хи-ерея. 21 фев-ра-ля 1931 г. ОГПУ аре-сто-ва-ло прео-свя-щен-но-го Ав-гу-сти-на и с ним 16 свя-щен-ни-ков, 1 мо-на-ха и 39 ми-рян, об-ви-нив их в ан-ти-со-вет-ской де-я-тель-но-сти, в по-мо-щи на-хо-дя-щим-ся в ссыл-ке ве-ру-ю-щим, про-па-ган-де мо-нар-хи-че-ских усто-ев Ти-хо-нов-ской церк-ви и в про-те-сте про-тив за-кры-тия хра-мов. В об-ви-ни-тель-ном за-клю-че-нии роль епи-ско-па Ав-гу-сти-на ха-рак-те-ри-зо-ва-лась сле-ду-ю-щим об-ра-зом: с по-яв-ле-ни-ем на Сыз-ран-ской ка-фед-ре епи-ско-па Ав-гу-сти-на цер-ков-ная жизнь по-чув-ство-ва-ла в нем креп-кую опо-ру ста-рых тра-ди-ций. При-го-во-рен к 3 го-дам за-клю-че-ния в Свир-ла-ге, рас-стре-лян 19 но-яб-ря 1937 го-да по при-го-во-ру трой-ки УНКВД По-туль-ской об-ла-сти. Ка-но-ни-зи-ро-ван к об-ще-му цер-ков-но-му по-чи-та-нию Арх. Со-бо-ром 2000 г.

Свя-щен-но-му-чен-ник Кон-стан-тин Су-хов

Ро-дил-ся в 1867 го-ду. Слу-жил в Хри-сто-рож-де-ствен-ском хра-ме се-ла Ца-рев-щи-на, за-тем в Спа-со-Воз-не-сен-ском со-бо-ре г. Бу-гу-рус-ла-на, ко-то-рый то-гда вхо-дил в Са-мар-скую гу-бер-нию. Был лю-бим за го-ря-чую про-по-ведь сло-ва Бо-жье-го, за доб-рый и от-зыв-чи-вый нрав, за неуто-ми-мую мис-си-о-нер-скую и про-све-ти-тель-скую де-я-тель-ность. Как пред-ста-ви-тель от ду-хо-вен-ства в Зем-ском со-бра-нии неустан-но за-бо-тил-ся о ду-хов-ном и физи-че-ском здо-ро-вье на-ро-да, о его бла-го-по-лу-чии. В го-ды все-на-род-ной сму-ты сме-ло вы-сту-пал про-тив зло-де-я-ний без-бож-ной вла-сти. 22 ок-тяб-ря (по но-во-му сти-лю) 1918 го-да был взят сол-да-та-ми за Бо-же-ствен-ной ли-тур-ги-ей и рас-стре-лян неда-ле-ко от Спа-со-Воз-не-сен-ско-го со-бо-ра.

17 июля 2001 го-да ре-ше-ни-ем Свя-щен-но-го Си-но-да Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви при-чис-лен к ли-ку свя-тых Но-во-му-че-ни-ков и Ис-по-вед-ни-ков Рос-сий-ских XX ве-ка.

Свя-щен-но-му-че-ник Ни-фонт (Выб-лов), иеро-мо-нах

Ро-дил-ся в 1882 в г. Ей-ске. В 1913 г. учил-ся в мис-си-о-нер-ской шко-ле в с. Под-лес-ное Хва-лын-ско-го уез-да Са-ра-тов-ской гу-бер-нии. По-стри-жен в мо-на-ше-ство и ру-ко-по-ло-жен в сан иеро-мо-на-ха в г. Хва-лын-ске. С 1925 по 1930 гг. слу-жил в хра-ме се-ла Бе-ре-зо-вый ху-тор. 28 де-каб-ря 1930 г. был аре-сто-ван и за-клю-чен в тюрь-му г. Сыз-рань. Об-ви-не-ние в свой адрес не при-знал. Скон-чал-ся 30 ав-гу-ста 1931 г. в Сыз-ран-ской тюрь-ме. Про-слав-лен Арх. Со-бо-ром 2000 г. Па-мять празд-ну-ет-ся 10 но-яб-ря.

Му-че-ник Алек-сандр Ан-то-но-вич Ме-дем

(1870(7) ? - 1.04.1931, Сыз-рань). Па-мять 10 но-яб-ря и в Со-бо-ре но-во-му-че-ни-ков и ис-по-вед-ни-ков Рос-сий-ских.

В 1928 г. аре-сто-ван и со-слан в Сыз-рань, где был ду-хов-ным ча-дом сщ-мч. иером. Ни-фон-та (Выб-ло-ва).

В де-каб-ре 1930 г. аре-сто-ван по де-лу Сыз-ран-ско-го еп. сщ-мч. Ав-гу-сти-на (Бе-ля-е-ва). На до-про-сах мч. Алек-сандр дер-жал-ся с боль-шой вы-держ-кой и до-сто-ин-ством, несмот-ря на тя-же-лую бо-лезнь, ни-ко-го не на-звал.

В на-ча-ле 1931 г. скон-чал-ся от ту-бер-ку-ле-за в тю-рем-ной боль-ни-це. Про-слав-лен Ар-хи-ер. Соб. РПЦ 2000 г.

Божественную литургию с чином прославления возглавил архиепископ Самарский и Сызранский Сергий в сослужении многочисленного самарского духовенства, сообщает пресс-служба Самарской епархии. Указ Патриарха Московского и всея Руси Алексия о прославлении Собора Самарских святых зачитал первый проректор Самарской Духовной Семинарии, председатель епархиальной комиссии по канонизации игумен Вениамин (Лабутин). Указом, в частности, установлено церковное празднование Собора Самарских святых (из подвижников веры и благочестия, ранее канонизированных Поместными и Архиерейскими соборами Русской Православной Церкви).

Всего в Соборе Самарских святых - 21 угодник Божий:

Прав. Петр Чагринский (+ 1925, память? местн.)

Службу Собору согласно Указу Патриарха Алексия надлежит составить особую, а также писать Собору святые иконы для поклонения и напечатать жития их (для назидания и наставления в благочестии чад церковных).

На праздничном молебне перед специально написанной к этому дню иконой Собора Самарских святых впервые под сводами храма прозвучал тропарь:

«Приидите возрадуйтеся вернии, небесные силы ликовствуйте, собори святых светло торжествуйте, яко днесь наста память святых земли Самарския, подвигом веры путь ко спасению нам указующих и заступниками земли нашея пред Господом являющих».

Прозвучало и величание всем святым в земле Самарской просиявшим: «Величаем вас, святии земли Самарския, и чтим святую память вашу, вы бо молите за нас Христа Бога нашего».

Ис­точ­ник: http://www.pravoslavie.ru/11442.html

Тропарь

Приидите возрадуйтеся вернии, небесные силы ликовствуйте, собори святых светло торжествуйте, яко днесь наста память святых земли Самарския, подвигом веры путь ко спасению нам указующих и заступниками земли нашея пред Господом являющих.

Кондак

Днесь пророческое о тебе, граде славный, совершишися, еже рече святитель Алексий, яко град велий, и мы яко старец приклоньше молимся за благодать, яже излиял на землю нашу Господь, явив славу Свою в людех Своих, их же память ныне совершаем.

Величание

Величаем вас, святии земли Самарския, и чтим святую память вашу, вы бо молите за нас Христа Бога нашего.

Все святые, в земле Самарской просиявшие, молите Бога о нас!

Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий.

Р одился 1 января 1848 года, в 1888 году рукоположен во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. В 1981-1892 гг. - епископ Самарский и Ставропольский. По прибытии на кафедру святитель столкнулся с эпидемией холеры и сильным неурожаем, повлекшим голод для многих людей. Святитель Владимир явился в тяжелую минуту нравственной опорой для страждущих. Им был учрежден епархиальный комитет взаимопомощи, организован сбор пожертвований пострадавшим, открыты бесплатные столовые. Владыка Владимир подавал личный пример в напутствовании умирающих, призывал свою паству к покаянию и милосердию. В 1892-1898 гг - экзарх Грузии, в 1898-1912гг - митрополит Московский и Коломенский, в 1912-1915 гг. - митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, с 1915 г. - митрополит Киевский и Галицкий. 25 января 1918 года принял мученическую смерть от рук красноармейцев. Канонизирован Архиерейским собором 1992 года.

Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский.

Родился 17 апреля 1874 года. В 1896 году рукоположен в сан иеромонаха, 1902-1905 годах - ректор Самарской Духовной Семинарии. Священномученик Вениамин большое внимание уделял духовно-нравственному воспитанию семинаристов, установил обязательную череду при семинарском храме, во внеучебное время проводил пастырские беседы с учащимися. Большое внимание отец-ректор уделял паломническим поездкам семинаристов по святым местам, организовывал регулярные выезды в села губернии, где проводились катехизаторские чтения и семинаристы учились проведению проповедей и пастырскому окормлению населения. С 1905 года - ректор Санкт-Петербургской Духовной Семинарии. В 1910 году рукоположен во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии, с 1917 митрополит Санкт-Петербургсий и Гдовский. 29 мая 1922 года арестован по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. 13 августа 1922 года принял мученическую смерть за Христа. Канонизирован Архиерейским собором 1992 года.

Священномученик Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский.

Родился 20 августа 1880 года. В 1913 году рукоположен во епископа Чистопольского, викария Казанской епархией и назначен ректором Казанской Духовной Академии. С 1922 г. - епископ, а с 1923 г. - архиепископ Самарский. Противодействовал обновленческому расколу, за что был арестован в 1923 году и сослан на 3 года в Туркмению. С 1928 года - архиепископ, а с 1932 года - митрополит Одесский. Арестован 8 августа 1936 года и приговорен к 5 годам заключения в концлагере. 23 января 1938 года умер от отека легкого и непосильной работы. Канонизирован Архиерейским собором Украинской Православной Церкви.

Священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский.

Родился 29 августа 1862 года. В 1888 году окончил Казанскую Духовную Академию и в 1889 году был рукоположен в сан священника Всесвятской церкви города Вятки. В 1900 году, будучи инспектором Вятской Духовной семинарии, овдовел и принял монашеский постриг. В 1904 году рукоположен в епископа Муромского, викария Владимирской епархии. С 1912 года - епископ Вологодский. В 1921 году смещен с кафедры и находился в ссылке. В 1928-1933 годах - архиепископ Самарский. Активно противодействовал обновленческому расколу, совершал частные богослужения в городах и селах епархии, за которыми рукополагал в священный сан достойных кандидатов из числа грамотных крестьян. Стремясь сохранить монашество, совершал тайные постриги и оказывал помощь сосланным и гонимым. В 1933 году арестован и приговорен к трем годам заключения в лагере. В 1936 году вернулся в Самару, где организовал тайную семинарию для подготовки священнослужителей из числа интеллигенции, которая в документах НКВД именовалась "Институт научного тайного духовенства". 29 ноября 1937 года арестован с группой самарских священников по обвинению контрреволюционной деятельности. Несмотря на пытки и истязания, виновным себя не признал. 30 декабря 1937 года тройкой УНКВД по Куйбышевской области, был приговорен к расстрелу. 14 января 1938 года принял мученическую смерть за Христа. Вместе с ним были расстреляны Самарские священники:

священник Александр Иванов (1866-1938);

священник Александр Органов (1873-1938);

священник Василий Витевский (1873-1938);

священник Вячеслав Инфантов (1883-1938);

священник Иаков Алферов (1878-1938);

священник Иоанн Смирнов (1873-1938);

священник Иоанн Сульдин (1880-1938);

священник Трофим Мячин (1888-1938).

Все они были канонизированы Архиерейским Юбилейными собором 2000 года.

Священномученик Алексий (Орлов), архиепископ Омский

(8.02.1862, Самара - 4.09.1937, близ Чимкента). Память 22 августа и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Окончил СПб. Духовную академию со степенью кандидата богословия, 16 августа 1895 г. рукоположен во священника. В сане протоиерея служил в Самаре. Овдовел. 3 июня 1923 г. хиротонисан во епископа Бугульминского, викария Самарской епархии. В конце 1923 г. уклонился в обновленчество. В 1924 г. принес покаяние, назначен епископом Курганским, викарием Тобольской епархии. С 16 сентября 1927 - епископ Малмыжский, викарий Сарапульской Ижевской епархии. В 1931 г. был на Енотаевской, Сызранской и Омской кафедрах. 11 августа 1933 г. стал архиепископом. 24 апреля 1935 г. - арест, приговорен к пяти годам ссылки в Казахстан. В г. Мирзоян помог организовать "староцерковную общину". 15 мая 1937 г. - арест и заключение. На допросах вины не признал, показаний на других не дал. Расстрелян. Прославлен Архиер. Соб. РПЦ 2000 г.

Священномученик Августин (Беляев Александр Александрович), архиепископ Калужский и Боровский.

(26.02.1886 - 19.11.1937)

Родился в семье священника, окончил Казанскую духовную академию в 1911 г. В 1923 г. хиротонисан в епископа Ивано-Вознесенского.

С 1 апреля 1930 г. епископ Сызранский. С начала своего служения на Сызранской кафедре еп. Августин пользовался огромным авторитетом среди верующих, объединил вокруг себя все духовенство, являясь заботливым отцом и мудрым архипастырем, что не понравилось местной власти, нашедшей повод для ареста архиерея. 21 февраля 1931 г. ОГПу арестовало преосвященного Августина и с ним 16 священников, 1 монаха и 39 мирян, обвинив их в антисоветской деятельности, в помощи находящимся в ссылке верующим, пропаганде монархических устоев Тихоновской церкви и в протесте против закрытия храмов. В обвинительном заключении роль епископа Августина характеризовалась следующим образом: с появлением на Сызранской кафедре епископа Августина церковная жизнь почувствовала в нем крепкую опору старых традиций. Приговорен к 3 годам заключения в Свирлаге, расстрелян 19 ноября 1937 года по приговору тройки УНКВД Потульской области. Канонизирован к общему церковному почитанию Арх. Собором 2000 г.

Священномученник Константин Сухов.

Родился в 1867 году. Служил в Христорождественском храме села Царевщина, затем в Спасо-Вознесенском соборе г. Бугуруслана, который тогда входил в Самарскую губернию. Был любим за горячую проповедь слова Божьего, за добрый и отзывчивый нрав, за неутомимую миссионерскую и просветительскую деятельность. Как представитель от духовенства в Земском собрании неустанно заботился о духовном и физическом здоровье народа, о его благополучии. В годы всенародной смуты смело выступал против злодеяний безбожной власти. 22 октября (по новому стилю) 1918 года был взят солдатами за Божественной Литургией и расстрелян недалеко от Спасо-Вознесенского собора.

17 июля 2001 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских XX века.

Священномученик Нифонт (Выблов), иеромонах.

Родился в 1882 в г. Ейске. В 1913 г. учился в миссионерской школе в с. Подлесное Хвалынского уезда Саратовской губернии. Пострижен в монашество и рукоположен в сан иеромонаха в г. Хвалынске. С 1925 по 1930 гг. служил в храме села Березовый хутор. 28 декабря 1930 г. был арестован и заключен в тюрьму г. Сызрань. Обвинение в свой адрес не признал. Скончался 30 августа 1931 г. в Сызранской тюрьме. Прославлен Арх. Собором 2000 г. Память празднуется 10 ноября.

Мученик Александр Антонович Медем.

(1870(7) ? - 1.04.1931, Сызрань). Память 10 ноября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

В 1928 г. арестован и сослан в Сызрань, где был духовным чадом сщмч. иером. Нифонта (Выблова).

В декабре 1930 г. арестован по делу Сызранского еп. сщмч. Августина (Беляева). На допросах мч. Александр держался с большой выдержкой и достоинством, несмотря на тяжелую болезнь, никого не назвал.

В начале 1931 г. скончался от туберкулеза в тюремной больнице. Прославлен Архиер. Соб. РПЦ 2000 г.

Преподобный Варсонофий Оптинский (Плеханков Павел Иванович).

Прославлен в соборе Оптинских старцев, родился и провел детские годы в Самаре.

Святой праведный Александр Чагринский.

Протоиерей Александр Юнгеров родился в 1821 году, рукоположен в сан священника в 1842 году. С 1843-1881 гг. настоятель Свято-Троицкой Церкви с. Балаково. Был замечательным проповедником и вернул в лоно Церкви многих раскольников. Был известен строгой аскетической жизнью и имел дар слезной, сердечной молитвы. С 1881 года духовник Чагринского Покровского женского монастыря Самарской Губернии и за время служения в нем показал себя ревностным пастырем, утешавшим молитвой и наставлением сотни приходивших к нему людей. Имел от Господа дар чудотворения, известно более десяти чудесных исцелений в годы его жизни и в первые годы после смерти. Был хорошо известен св. прав. Иоанну Кронштадтскому, который благословлял самарских паломников по всем вопросам духовной жизни обращаться к протоиерею Александру Юнгерову. Старец скончался в 1910 году, над его могилой была устроена часовня, которую посещали многие паломники, обретая душевное и телесное исцеление.

22 июня 2000 года состоялось обретение мощей старца и они были перенесены в Самарский Иверский женский монастырь. В 2001 году определением Священного Синода праведный Александр прославлен как местночтимый святой Самарской Епархии.

Святой праведный Петр Чагринский.

Благочестивый мирянин Петр Иванович Колпаков родился в 1856 году в селе Чагры Ставропольского уезда Самарской губернии. На протяжении своей жизни отличался глубокой верой подлинным христианским смирением. Вел аскетический образ жизни, не вкушая мяса и вина, соблюдая три постных дня в неделю. В свободное от сельских трудов время утешал скорбящих, проповедуя слово Божие, призывая к покаянию и благочестивой, воздержанной жизни. Был отмечен даром чудотворения. Когда начались гонения на Церковь, призывал людей стоять за Православную веру и укреплял малодушных. Старец Петр скончался в 1925 году.

На основании народного почитания и многочисленных чудес совершенных по его молитвам в 1999 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была совершена его канонизация как местночтимого святого Самарской Епархии.