Буддистские мандалы. Что такое мандала: значение, виды, как применять. Мандала: значение символов

"По-видимому, некоторые группы низших тантр Будда преподал, будучи в обычном облике монаха, но в большинстве случаев он учил тантре, принимая облик главного божества мандалы проповедуемой тантры".

Далай-лама. Из книги "Мир тибетского буддизма"



Круг, сфера, шар, орбита, колесо, кольцо, страна, пространство, совокупность, собрание – вот некоторые из значений слова "мандала", встречающиеся в древнеиндийской литературе. В буддизме это слово также означает: блюдо для подношения в ритуальной практике; мистическая диаграмма, символическое изображение буддийского мироздания, Вселенной. Основной смысл термина "мандала" в эзотерическом буддизме – это измерение, мир. Мандала есть символическое изображение чистой земли будд, другими словами, это изображение мира спасения.


Мандала как мистическая диаграмма, как символическое изображение буддийской вселенной представляет собой круг, вписанный в квадрат, который в свою очередь вписан в круг. Внешний круг – Вселенная, внутренний круг – измерение божеств, бодхисаттв, будд. Иногда изображения будд и божеств заменяют изображениями их коренных символов, слогами, чьи звуки выражают измерения этих божеств. Будды, бодхисаттвы и боги держат ритуальные атрибуты; эти предметы также, как формы и позы божеств, символически выражают просветлённую активность реализованных существ, их способности. Место на мандале того или иного бодхисаттвы также соответствует его наиболее выраженной способности. Эта способность – просветлённая активность – связана с той или иной из пяти мудростей, символически выражаемых цветом и расположением на мандале. Пять изображаемых будд или бодхисаттв символизируют единство пяти мудростей как аспектов духовного Пробуждения. У мандалы имеется центр и четыре направления, соответствующие сторонам света. Квадрат мандалы, ориентированный по сторонам света, имеет с каждой стороны Т-образные выходы – ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на четыре части. Пятую часть образует центр. Каждая из пяти частей имеет свой цвет: синий соответствует центру, белый – востоку, желтый – югу, красный – западу, зеленый – северу. Каждый цвет также ассоциируется с одним из дхьяни-будд – главой семейства (генезиса), к которому относится изображаемое существо: синий соответствует Вайрочане, белый – Акшобхье, желтый – Ратнасамбхаве, красный – Амитабхе, зеленый – Амогхасиддхе.


В процессе медитации на стадии порождения практикующий мысленно воспроизводит в уме всё, что изображено на мандале, отождествляя себя с божеством, изображенным в её центре.

Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их рисуют на ткани, на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Их могут вырезать даже из масла, окрашивая его в соответствующие ритуальные цвета. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов. Некоторые из мандал выполняют из цветных порошков для проведения определённой ритуальной практики (например, в посвящении Калачакры). К концу ритуала творение разрушают.


Довольно часто новые участники Гармонизариума задают вопрос "что такое мандала?".
На санскрите мандала - это круг, диск, колесо, сфера, шар, страна, территория, общество, и многое другое, что может описываться этими значениями. В буддизме мандала - это и понятие буддийского мира, сферы обитания божеств, Вселенной, и ряд ритуальных изображений, символов.

Сразу оговорюсь, что наша Пятничная Мандала не имеет никакого религиозного характера, она скорее является приятным развлечением с легким арт-терапевтическим эффектом. :)

Maндала представляет собой круг, вписанный в квадрат, который в свою очередь вписан в круг. Внешний круг - Вселенная, внутренний круг - измерение божеств, бодхисаттв (существо с пробуждённым сознанием), будд (просветленный).

У мандалы имеется центр и четыре направления, соответствующие четырём сторонам света. Квадрат мандалы, ориентированный по сторонам света, имеет с каждой стороны Т-образные выходы - ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на четыре части. Пятую часть образует центр.

Каждая из пяти частей имеет свой цвет: синий соответствует центру, белый - востоку, желтый - югу, красный - западу, зеленый - северу.

Один из буддийских ритуалов - посвящение Калачакры включает в себя создание мандалы из цветного песка или порошка, сопровождающееся молитвами.


Первым действием ритуала, разумеется, является молитва и благословение цветного песка, инструментов и специального стола для построения мандалы. Затем монахи приступают к разметке поверхности стола.

Центральные и диагональные линии наносятся с помощью белой нити, которая должна быть сплетена юными девушками и куплена не торгуясь. Эта нить опускается в белый песок мелкого помола, затем монахи натягивают ее над поверхностью мандалы, слегка приподнимают за середину и отпускают. На поверхности стола остается белый след. Остальные линии наносятся при помощи мела, карандашей и линеек. Все сложные декоративные элементы монахи создают без предварительной прорисовки.

Непосредственное формирование замысловатых узоров мандалы происходит при помощи металлического конуса (чакпу) и твердого рога яка. В конус, который имеет в средней части неровную, ребристую поверхность, монахи засыпают песок нужного цвета.

Потирая эту поверхность рогом яка или другим твердым материалом, монахи создают вибрацию, за счет чего песок ровной струйкой высыпается через небольшое отверстие. Поток песка регулируется посредством скорости трения и степени нажима на чакпу.

Песок специально подготавливается и расставляется в емкостях на столе. Цвет части песка остается естественным, но обычно используется и достаточно большое количество окрашенного песка самых разных цветов и оттенков, с добавлением молотых пряностей, трав, минералов.

Иногда исользуется не песок, а частицы камня, полученные путем дробления и помола. Размер песка варьируется. Крупнозернистый песок используется для заполнения фона, мелкий - для прорисовки мелких деталей и узоров.

Мандалу из песка создают обычно два или четыре монаха, начиная от центра и постепенно расширяя картину. Каждый круг - уровень рисунка - должен быть закончен полностью, прежде чем монахи присупят к следующему этапу работы. При этом работа должна вестись сосредоточенно, без спешки, но и не слишком медлительно.

В процессе медитации на стадии создания сложной мозаичной композиции практикующий мысленно воспроизводит в уме всё, что изображено на мандале, отождествляя себя с божеством, изображенным в её центре.

Монахи, которые не участвуют непосредственно в создании мозаики мандалы, проводят различные церемонии, смысл которых в очищении пространства и накоплении положительного потенциала. Обычно ритуалы эти сопровождаются пением и игрой на музыкальных инструментах.

Создание мандалы может продолжаться несколько дней. Но когда мандала завершена - процесс медитации и познания божественного закончен, мандала должна быть разрушена. Смысл этого разрушения - в демонстрации идеи непостоянства всего сущего.

После очередных молитв и обращений к божествам, один из монахов символически взламывает входы со всех четырех сторон света, после чего мозаичное изображение сметается специальным веничком. Собранные в кучу в центре стола перемешанные песчинки пересыпаются в ритуальную чашу.

Искусство создания мозаик из песка - мандал - доведено буддийскими монахами до совершенства. Изысканные рисунки и тонкие линии вместе с импровизированными деталями создают волшебный образ совершенного мира. Мира, который должен быть разрушен. Может быть, только затем, чтобы на этом же месте через некоторое время создать новую мозаику - мандалу.

Посмотрите, какими разными, но всегда сложными бывают мандалы:

В буддизме это слово имеет ряд дополнительных значений: блюдо для подношения в ритуальной практике; мистическая диаграмма, символическое изображение буддийского мироздания, Вселенной. Основной смысл термина "мандала " в эзотерическом буддизме – это измерение, мир. Мандала есть символическое изображение чистой земли будд, другими словами, это изображение мира спасения.

Мандала как символическое изображение буддийской вселенной представляет собой круг, вписанный в квадрат, который в свою очередь вписан в круг. Внешний круг – Вселенная, внутренний круг – измерение божеств, бодхисаттв, будд. Будды, бодхисаттвы и боги держат в руках ритуальные атрибуты. Эти предметы, так же как формы и позы божеств, символически выражают просветлённую активность реализованных существ, их способности. Место на мандале того или иного будды или бодхисаттвы также соответствует его наиболее выраженной способности. Эта способность, или просветлённая активность, связана с какой-либо из пяти чистых мудростей, символически выражаемых цветом и расположением на мандале. Пять изображаемых будд или бодхисаттв символизируют единство пяти мудростей как аспектов духовного Пробуждения. Иногда изображения будд и божеств заменяют изображениями их коренных символов, слогами, чьи звуки выражают измерения этих божеств. У мандалы имеется центр и четыре направления, соответствующие четырём сторонам света. Квадрат мандалы, ориентированный по сторонам света, имеет с каждой стороны Т-образные выходы – ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на четыре части. Пятую часть образует центр. Каждая из пяти частей имеет свой цвет: синий соответствует центру, белый – востоку, желтый – югу, красный – западу, зеленый – северу. Каждый цвет также ассоциируется с одним из дхьяни-будд – главой семейства (генезиса), к которому относится изображаемое существо: синий соответствует Вайрочане, белый – Акшобхье, желтый – Ратнасамбхаве, красный – Амитабхе, зеленый – Амогхасиддхе.

В процессе медитации на стадии порождения практикующий мысленно воспроизводит в уме всё, что изображено на мандале, отождествляя себя с божеством, изображенным в её центре. Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их рисуют на ткани, на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Их могут вырезать даже из масла, окрашивая его в соответствующие ритуальные цвета. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов. Некоторые из мандал выполняют из цветных порошков для проведения определённой ритуальной практики (например, в посвящении Калачакры). К концу ритуала творение разрушают.

Мерцающие звезды, живые и мертвые планеты, галактические туманности, пульсары, черные дыры; и сонмы богов, и души святых; человек, взирающий на небо и вглядывающийся в себя. Все это, заключенное в геометрию кругов и квадратов, и есть сакральная мандала — модель Вселенной .

На Востоке она является священным объектом поклонения. Чаще всего мандалы изображаются на плоскостях: их вышивают или рисуют на ткани; на полах и потолках храмов; тщательно выводят на песке цветными порошками... Но бывают они и объемными.

БУДДИЙСКАЯ СТУПА

Самый удивительный пример объемной мандалы из камня — это, конечно, буддийская ступа . Первые ступы появились в Индии как памятники на могилах правителей этой страны. В эти ступы и помещали их останки после кремации. С санскрита ступа означает «груда камней» или «макушка головы».

Буддийские ступы

Позже, в буддийские времена, ступа стала приобретать более широкое значение. Ступы стали воздвигать в ознаменование значимых событий буддийской истории; как памятные места; и, может быть, в первую очередь ступа стала восприниматься в качестве объекта подношений природе Будды — его просветленному уму.

А в горах, на заснеженных перевалах ступы служили защитой и путеводными метками для странников на их опасных дорогах. Высоко в Гималаях ступа получила тибетское название — чортен. Ступы воздвигнуты во многих азиатских странах, и в каждой они приобретали свои архитектурные формы, наследуя культурные традиции этих мест.

СИЛА ДРЕВНЕЙ СВЯТЫНИ

Одна из самых величественных в мире ступ находится в Боднатхе, районе Катманду, месте компактного проживания тибетцев. Ступа была заложена в V веке н. э. во времена правления короля Манадеви, в эпоху Личави. Здесь с древних времен проходила дорога из Тибета в Индию.

Буддийская ступа Боднатх, Малый Тибет

Ступа не раз перестраивалась. Сегодня ее высота составляет 36 метров, в восьмиугольном основании по всему периметру в нишах расположены крутящиеся молитвенные барабанчики. Между куполом стихии Воды и пирамидой Огня на сторонах куба изображены смотрящие во все страны света слегка раскосые, с приспущенными веками глаза Будды.

Сверху из-под зонта к основанию на веревках протянуты разноцветные флажки, символизирующие стихии природы. А вокруг ступы теснятся друг к другу невысокие здания с ресторанчиками и всевозможными лавками для туристов. Но в одном месте строй схожих строений разрывается, чтобы дать место пагоде буддийского монастыря.

В свой первый приезд в Непал я жил в Боднатхе. Вечерами я любил забираться на ступу, под ее куполообразный «второй этаж». Так и сидел там до ночи, пока пожилой тибетец не начинал внизу громыхать ключами, запирая вход на святыню.

Надо мной сияли звезды, зеленоватым лунным светом отливала кровля монастыря, из приоткрытых дверей которого доносились протяжные звуки тибетских труб (дунченов и дункаров) во время вечерней пуджи.

Ступа обладала чудодейственной силой. Отдавала благотворные энергии, накопленные ею за 1500 лет. Не нужно было никаких медитационных поз с закрытыми глазами с нашептыванием мантр.

Все получалось само собой. Чувство гармонии вселялось в меня. По телу растекалось приятное расслабление, а все заблуждения ума, казалось, навсегда растворялись в космосе... И каждый может проверить достоверность этих моих слов, посидев хотя бы часок на ступе в Боднатхе.

Буддийская ступа в Заласанто (Zalaszántó), Венгрия

ПО ОРБИТЕ ВСЕЛЕННОЙ

Последний раз в Боднатхе я был совсем недавно. Там я зашел в картинную галерею, выходящую окнами на ступу. В ней были представлены картины, выполненные в традиционном тибетском стиле. У одной из них я надолго задержался, рассматривая сидящего у горной пещеры, овеянного славой великого тибетского йогина Миларепу.

Видно, заметив мой интерес к Миларепе, ко мне вдруг подошла служительница галереи и, показывая на ступу через окно, сказала, что там, вокруг ступы, ходит известный мастер духовных практик, монах-отшельник, спустившийся только что с гор.

Я сразу выделил его из толпы тибетцев, непальцев, туристов, наматывающих круги вокруг ступы. У него была седая борода, а на голове ритуальный парик из скрученных длинных волос. Его сопровождал молодой монах в красном одеянии и с бутылкой воды. Я взял да и пошел за ними, покручивая одной рукой молитвенные барабанчики в нишах ступы.

Так и ходил я за ними несколько часов подряд. Было жарко. Но чем дольше я вышагивал по кругам этой гигантской мандалы-ступы, как по орбите Вселенной, тем все явственней мной овладевало чувство удивительной легкости, будто я вошел в состояние невесомости, сбросил с себя всю тяжесть земных перегрузок.

Надо сказать, что негативные препятствия в моей жизни устранялись потом как бы сами по себе. И кое-что хорошее получалось будто бы без всяких усилий. А правду этих моих слов может проверить каждый, кто совершит хотя бы несколько кругов вокруг ступы в Боднатхе. И хорошо, если в тот же день к ступе спустится с гор монах-отшельник.

ВО СПАСЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

В клятве Бодхисаттвы (просветленного существа) говорится, что, пока существует этот мир, это пространство, он отказывается уходить в нирвану, он остается на земле для спасения всех живых существ.

Буддийская ступа — это и есть образ Бодхисаттвы, или Будды, сидящего в бесконечном пространстве в позе лотоса. Он — Точка Света в единении микро- и макрокосмоса. Сидя в позе лотоса и медитируя, человек раскрывает в себе психические центры (чакры), и его тело как бы становится пятью этажами священной мандалы, или ступы.

Самый нижний ярус, или первый этаж, представленный квадратом или кубом, соответствует элементу Земли. В ее темной глубине созревают зародыши всех наших действий, то есть карма.

Второй ярус — круглая центральная часть строения — соответствует элементу Воды. Это так называемый пупочный центр нашего тела, в нем грубые элементы преобразуются в психические, тонкие энергии.

Буддийская ступа, возведенная на острове Огой летом 2005 г. на Байкале, официально именуется как Ступа Просветления, Покорения демонов.

Третий ярус соответствует сердечному центру и изображается позолоченным треугольником, или конусом, пирамидой. Это стихия священного Огня, который преображает, очищает и восстанавливает в изначальной чистоте элементы нашей личности. Эта часть ступы может иметь 13 ступеней или, в ином случае, колец, символизирующих путь просветления, — это познание десяти мудростей и трех времен.

Четвертый ярус является горловым центром, элементом Воздуха, полусферической формой сосуда. На некоторых ступах он сокрыт зонтом. Это центр дыхания, из которого по телу человека циркулируют «внутренние ветры», наполняющие энергией и силой и дающие нам речь.

Пятый, самый высший ярус — головной, верхний центр с пламенеющей точкой, каплей эфира. В тибетском буддизме он называется «тхигле» — ясный свет сознания, высшая мудрость, что и выражается всем известным протослогом «Ом». Эта самая макушка, и горит она золотом в бесконечности небесного пространства.

Так построена ступа Бодхистаттвы во спасение человека.

Олег ПОГАСИЙ, журнал "Загадки ХХ века", №8, 2017

В этой статье мы расскажем, что такое мандала и для чего она нужна, раскроем значение изображений и символов мандалы. Какие загадки таит в себе этот магический образ и почему в буддизме он считается священным?

С санскрита слово «мандала» переводится как «окружность». Этот символ всегда имеет форму круга, который олицетворяет собой Вселенную. Изображения мандалы симметричны, а ее центр всегда четко выделен на общем фоне. Обычно в основную окружность вписывают квадрат, а в квадрат – еще одну окружность.

Таким образом, мандала представляет собой сложную геометрическую фигуру. Но на самом деле это настоящая модель Вселенной, своеобразная энергетическая матрица, имеющая глубокий смысл.

История возникновения мандалы уходит в глубину веков. Традиция создавать эти священные изображения относится к времени появления индуизма и буддизма и насчитывает не одно тысячелетие. Интересно, что в этих религиях мандала имела сакральное значение. С ее помощью проводились различные ритуалы и медитации, читались молитвы.

Мандалы могут выполняться различными способами: их таинственные узоры вышиваются на полотне, создаются из песка, выкладываются из мозаики, рисуются красками. Изготовление священного изображения сопровождается специальными молитвами и обрядами. Верующие считают, что таким образом сакральный рисунок наполняется энергией Вселенной.

Кроме того считается, что священный узор мандалы дает возможность проникнуть в тайны подсознания, с его помощью можно познать свою внутреннюю суть. Человек, создающий мандалу, отражает на рисунке свою сущность. По этим узорам можно заглянуть в свою душу, узнать, какие проблемы и внутренние конфликты мешают вашему счастью в данный момент.

Мандала играет важную роль во время медитаций. Концентрируясь на мистических узорах, человек входит в медитативное состояние, получает доступ к тем знаниям и способностям, которые в обычной жизни ему не доступны, ощущает свою связь со Вселенной.

Виды мандал

Существует множество видов мандал и каждая из них направлена на решение определенной задачи.

  • Лечебная мандала. Направлена на исцеление от болезни. Ее должен нарисовать сам больной, направляя болезнь на лист бумаги. После этого рисунок нужно сжечь. Мандалы на привлечение здоровья, наоборот, вешаются у постели больного, чтобы он мог настраиваться на энергию жизни.
  • Мандалы, которые используются во время медитации. Вешаются в комнате для медитации, помогают войти в молитвенное состояние.
  • Женские, мужские или общие. Несут определенный вид энергии: инь или женскую, янь или мужскую. Могут совмещать два вида энергии. Восполняют в организме недостающую энергию, способствуют выработке соответствующих гормонов.
  • Генераторы энергии. Если у человека не хватает жизненной энергии – делает его более активным и энергичным. При избытке энергии, агрессивном и нервном поведении – успокаивает, гармонизирует.
  • Мандалы-обереги. Нейтрализуют потоки отрицательной энергии, не позволяют им попадать в жилище.
  • Мандалы, направленные на оказание психологической помощи и познание своего внутреннего мира.
  • Декоративные. Используются для украшения помещения.

Наиболее загадочным и непознанным видом мандал являются круги на полях.

Значение цветов мандалы

Цвет играет очень важную роль при создании мандалы. Рисуя изображение, необходимо помнить о значении цветов.

  • Красный – говорит о физической силе, энергичности, стремлении выжить, страстной любви, сексуальности, воле. Указывает также на негативные качества: агрессивность, деструктивность, упрямство.
  • Оранжевый цвет отвечает за оптимизм, жизнелюбие, самоутверждение. Может говорить о завышенной самооценке.
  • Желтый цвет указывает на жизнерадостность, активную жизненную позицию, открытость и самоуверенность. Возможна переоценка своих возможностей и легкомыслие.
  • Зеленый цвет отвечает за способность к созиданию, самосовершенствованию, целеустремленность. Может говорить об эгоизме и стремлении к власти.
  • Синий цвет указывает на организованность, коммуникабельность, мудрость и интуицию, спокойствие, депрессивность, уныние.
  • Белый – цвет легкости, чистоты и духовности, изменений к лучшему. Может означать отрешенность и замкнутость.
  • Черный – символ хаоса, пустоты, тайны и неизвестности, бессознательного и не проявленного в реальности. Может указывать на страхи, депрессию, разочарование.
  • Коричневый цвет говорит о надежности и рациональности, приземленности и ограниченности.
  • Фиолетовый – цвет саморазвития, стремления к совершенству, интуиции и духовной силы. Может указывать на внутренние страдания и неудовлетворенность.

Цвета, расположенные у центра мандалы, указывают на ваши тайные чувства и желания. А цвета, которые находятся у границ круга, говорят о том, что вы открыто демонстрируете окружающим.

Значение символов мандалы

Чаще всего в мандалах встречаются такие символы:

  • Окружность – означает единство с Космосом, цельность, полноту жизни, защищенность.
  • Четырехугольник – говорит о нравственности, выдержке, упорстве, чувстве защищенности.
  • Треугольник. Если вершина направлена вверх – сила воли, цельность, увлеченность. Вниз – робость, неуверенность, трусливость.
  • Цветок указывает на гармоничность, стремление к прекрасному, самосовершенствование.
  • Крест – состояние неопределенности, необходимость выбора.
  • Спираль. По часовой стрелке – развитие, перемены, продвижение вперед. Против часовой стрелки – упадок, застой, разочарование.
  • Око – желание разобраться в ситуации, вас контролируют.
  • Сердце – проявление своих эмоций и переживаний.
  • Звезда – говорит о надежности, защищенности, покровительстве.
  • Дерево – сила творения, единство со Вселенной, движение вперед.
  • Животное – интуитивные знания, природные инстинкты, поведение в настоящий момент.
  • Птица – единство с душой, ощущение легкости.

При расшифровке мандалы необходимо также полагаться на свои ощущения, чтобы понять, какое значение имеет данный символ конкретно для вас. Ведь ваше личное восприятие символов может отличаться от общепринятого.

Как выбрать мандалу

Если вы хотите приобрести готовую мандалу – прислушайтесь к своему внутреннему голосу. Остановите свой выбор на том изделии, которое откликается в вашем сердце и вызывает положительные эмоции. Оно обязательно принесет вам счастье и удачу.